Краткая биография дрожжин

Рассказ о Спиридоне Дрожжине детям

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовка на Волге, Тверской губернии, по происхождению крестьянин, обязанный, по его собственным словам деду и бабушке своим первоначальным нравственным воспитанием.

С первых же годов Дрожжин находился под присмотром матери, деда и бабушки: отец был в Петербурге на заработках. Эту пору своей жизни Спиридон вспоминает с большой сердечностью

; особенно много места уделено в его воспоминаниях бабке, доброй старушке, которую он любил горячо.

Если она своим сердечным отношением воспитала в будущем поэте мягкую, отзывчивую душу, то дед учил грамоте и заинтересовал ребенка с другой стороны: он заботился о том, чтобы внук был образованным. Такое воспитание не прошло даром: в Дрожжине очень рано проявилась любовь к книжке и картинкам.

Обратите внимание

Колыбельные песни, песни деревенской молодежи также привлекали внимание мальчика, и он, по собственному признанию, «часто задумывался над ними, спрашивая себя, откуда берутся песни»; а потом приходил к заключению, что песни есть не что иное, «как те же разговорные слова, которые только надо произносить нараспев».

Такое открытие побудило юношу попробовать сложить собственную песню, и к этому времени, вероятно, можно отнести пробуждение в нем поэтического творчества.

На седьмом году старшие начали приучать его к крестьянской работе. Зимою он со старшими ездил в лес за дровами, делая, что посильно семилетнему мальчику; летом же, во время сенокоса, ворошил и сгребал сено, подвозил к овину снопы, перед молотьбой ездил в ночное совместно с деревенскими сверстниками.

На десятом году жизни Спиридон попал в ученье к дьячку и был очень доволен, что его желание учиться дальше исполнилось. В учении Дрожжин показал свои способности, хотя ему не давалась арифметика. Только нужда в семье Спиридона Дмитриевича сказывалась неблагоприятным образом на его занятиях, принося мальчику немало огорчений.

Личная судьба Спиридона Дрожжина сложилась так, что он не вышел из народного быта и если получил большую известность, то этим обязан исключительно своему таланту. Сначала по приезду в Петербург, он первое время служил половым в трактире, потом был приказчиком у торговцев, а иногда нанимался в барские дома лакеем.

Затем, занявшись литературой, он оставил такого рода службу. Но к чести Спиридона Дрожжина можно отнести, что жизнь его не избаловала, и он остался тем же крестьянином, каким и был; летом занимался дома хлебопашеством, а зимой уезжал в столицу и уделял время литературе, помещая свои стихотворения в разных журналах.

Спиридон Дрожжин совершенно овладел техникой стиха, который гладок и довольно звучен, но главное, в произведениях его проглядывают искреннее чувство, простота выражений, любовь к природе и жизни.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/drozhin/rasskaz_o_drozhine/

Презентация на тему “Спиридон Дмитриевич Дрожжин”

  • Слайд 1
    • русский крестьянский поэт

    (1848-1930)

  • Слайд 2

    Родился 9 декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне НизовкаТверской губернии.

  • Слайд 3

    С 6 лет Спиридон ездит с дедом и дядей в лес за дровами, помогает в поле, ходит в ночное пасти коней. Здесь он обретает чувство единения с природой и родиной.

  • Слайд 4

    Его дед отличался природным умом, отличной памятью и добродушием. Он умел читать и выучил письму, чтению своих детей, а в последствии и внука.

  • Слайд 5

    В школе Спиридон учился две неполных зимы. В 11 лет мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург и определила половым в гостиницу «Европа». Четыре года, проведенные в кабацкой атмосфере, не погубили, а обострили стремление к знаниям и лучшей жизни.

  • Слайд 6

    «Я с жадностью набрасывался на чтение, получаемых гостиницей журналов, газет. Читать приходилось урывками и украдкой от буфетчика, который… мало того, что избил меня, но и все книги, какие только нашел в моем комоде, отнял и сжег…» (Автобиография).

  • Слайд 7

    Часто обстоятельства складывались так, что ему больному, полуголодному приходилось ночевать на гранитных ступенях Невы, в Александровском парке.

    С переходом на службу в табачную лавку у Дрожжина появилась возможность читать, посещать театр, писать незатейливые, но трогательные стихи. Двери университета для него закрыты, а он настойчиво занимается самообразованием.

  • Слайд 8

    В 16 лет Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и начал писать дневник, который вел до конца жизни.

  • Слайд 9

    В Петербурге Спиридон жил с 1860—1871. Здесь познакомится с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

  • Слайд 10

    В 1873 г. в ж. «Грамотей» увидела свет его «Песня про горе добра-молодца». Это лирическое стихотворение о себе, принесло известность начинающему поэту. Его стали печатать другие журналы «Дело», «Слово»,«Свет», «Родничок», но материальное положение это не улучшило.

  • Слайд 11

    Сон труженика.Господи, сколь работы-Некогда даже вздохнуть!И от нужды и заботыВся истомилася грудь.Некогда даже молиться,Ляжешь в постель – и во снеХата знакомая снится,Мать на родной стороне.Ночью в промерзлые окнаЗимняя вьюга слышна…Матушка тянет волокна

    Из шелковистого льна.

  • Слайд 12

    В поисках заработка Дрожжин побывал во многих городах: Москве, Твери, Киеве, Ташкенте. Приходилось быть лакеем у помещика, подручным в книжном магазине. В 1875 г.

    , приехав на родину, женится на крестьянке Марии Афанасьевне Чуркиной, спокойной, немногословной, трудолюбивой, чуткой и красивой девушке. Она стала верной спутницей и музой поэта в течение 45 лет.

    После женитьбы семья скитается 20 лет и порой вынуждена голодать, продавать последние вещи.

  • Слайд 13

    Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым поэт возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. Вскоре к 40 летию со дня рождения, впервые выпускается сборник стихотворений с автобиографией поэта.

  • Слайд 14

    К концу XIX века Спиридон Дрожжин становится самым известным русским крестьянским поэтом. В Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке (1900). Австрийский поэт-символист. Рильке называли «Пророком прошлого» и «Орфеем 20 го столетия».

  • Слайд 15

    Основными мотивами поэзии по-прежнему остаются природа и труд. Поэт искренно и преданно любил деревню. Во многих стихотворениях горе и печаль -основное настроение:

    «Сосед мой ходит озабочен:Надежды нет на урожай,Оброк за целый год не плочен,

    Хоть в гроб ложись да умирай!»

  • Слайд 16

    Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни. При этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 – 1907 годов; яркий пример – посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне».

  • Слайд 17

    «В деревне, чуть заря вечерняя займется,Играет молодежь, сплетаясь в хоровод,Звучит гармоника, и песня раздаетсяТакая грустная, что за душу берет.Но грусть сроднилася с крестьянскою душою,Она всегда в груди измученной живет

    И разгоняется лишь песнею родною».

  • Слайд 18

    Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор.

  • Слайд 19

    Спиридона Дмитриевича уважали односельчане. Дважды его избирали сельским старостой. Он «насколько хватало сил и умения служил родной деревне».

    В 1905 г. Дрожжин был избран почётным членом Общества «Любителей российской словесности».

  • Слайд 20

    В 1910 и 1915 годах за сборники «Заветные песни», «Баян», «Новые русские песни», «Песни старого пахаря» С.Д. Дрожжин получает литературные премии.

  • Слайд 21

    Жёлтый лист за листомОпадает с ветвей;С неба солнце кругомСтало греть холодней.По раздольным полямБуйный ветер шумит,Осень тёмная к намЧёрной птицей летит…

    Расцвела моя черёмуха в саду…Ныне утром ты шепнула мне:«Приду! Жди меня, как станет ночка потемней!»Приходи же, моя радость поскорей!Я хочу тебе в последний раз сказать,Можно ль, милая, мне сватов засылатьИ не полно ли украдкою с тобой

    Нам сходиться под черёмухой густой.

  • Слайд 22

    Неслучайно С.Д. Дрожжин называет свои стихи песнями. Он и сам имел хороший голос, великолепные музыкальные данные. Композиторы охотно сочиняли музыку на его стихи. Основными исполнителями были Ф.И. Шаляпин, Н.В. Плевицкая, А.Д. Вяльцева. Песня «У колодца», которой суждено стать русской народной была посвящена Шаляпину, с огромным успехом исполнявшим ее. В годы ВОВ ее пели партизаны.

  • Слайд 23

    Быстро тучи проносилисяТёмно-синею грядой,Избы снегом запушилися:Был морозец молодой.

    Занесла кругом метелицаВсе дороги и следы…Из колодца красна девицаДостаёт себе воды, —Достает и озирается,Молодешенька, кругом,А водица колыхается,Озадёрнутая льдом…Постояла чернобровая,Коромысло поднялаИ свою шубейку новуюЧуть водой не залила.Вдоль по улице, как павушка,Красна девица идёт,А навстречу ей Иванушка

    Показался из ворот…

  • Слайд 24

    Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, но вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

  • Слайд 25

    На историческую перемену поэт смотрел с оптимизмом.

    «Теперь наш пахарь терпеливый,Как прежде, с бедною семьейНе будет плакаться над нивой-Он, и довольный и счастливый,Другие песни запоетИ к свету двинется вперед».

    («Прошли века неволи злой»)

    Но вскоре он начинает понимать, что горя народного меньше не стало, но продолжает верить «в торжество добра и правды на земле».

  • Слайд 26

    Последние годы провёл в Низовке. Дом поэта – очаг культурный жизни Тверской губернии, куда идут письма начинающих писателей, учителей, школьников. Многие из них охотно приезжают для встречи с поэтом.

    Дрожжин пытался подвести итог своей многолетней литературной деятельности. Обрабатывал рукописи, вел обширную переписку, готовил к изданию 4-х томник своих стихов.

  • Слайд 27

    Вся жизнь Спиридона Дмитриевича Дрожжина является образцом трудолюбия, скромности, правды и добра. В «Автобиографии он подчеркивал, что если «имел какой-нибудь данный Господом талант, то не зарыл его, как ленивый раб, в землю».

    24 декабря 1930 года остановилось сердце поэта.

  • Слайд 28

    Дрожжин — один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30 поэтических сборников:

    • Стихотворения 1866—1888, СПб. — 1889
    • Поэзия труда и горя (1889-1897), М. 1901
    • Новые стихотворения. М. — 1904
    • Год крестьянина. М. — 1906
    • Заветные песни. М. — 1907
    • Новые русские песни. М. — 1909
    • Баян. М. — 1909
    • Песни старого пахаря. М. — 1913
    • Пути—дороги. М. — 1929
    • Песни крестьянина. М. — 1929
  • Слайд 29

    При создании Иваньковского водохранилища его прах и дом в 1937 были перенесены в п. Новозавидовский, где открыт музей в 1938 г., который хранит творческое наследие поэта и реликвии (более 2-х тысяч единиц).

  • Слайд 35

    «Я для песни задушевнойВзял лесов зеленых шепот,А у Волги в жар полдневныйТемных струй подслушал ропот;Взял у осени ненастье,У весны – благоуханье;У народа взял я счастье

    И безмерное страданье.

Читайте также:  Краткая биография фицджеральд

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/spiridon-dmitrievich-drojjin

Биография Дрожжин С. Д

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич [6(18).XII.1848, дер. Низовка Тверской губ.–24.XII.1930, там же] — поэт. Родился в семье крепостных крестьян.

Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часослова. А осенью 1858 г.

мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету.

Важно

Те дни Д. с благодарностью воскресит в стихотворении «В школе у дьячка» (1905). На этом образование Д. было закончено — зимой 1860 г. он был отправлен на заработки в Петербург. Последующие 36 лет жизни Д. прошли в мучительных скитаниях по России.

Он сменил много профессий: был подручным буфетчика и трактирным слугой, продавцом в магазине газовых свечей и приказчиком в табачных и книжных лавках, лакеем, рассыльным, чернорабочим, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Самолет».

Судьба забрасывала его в Москву и Тверь, Ярославль и Харьков, Киев и Ташкент.

Начальные, петербургские годы скитаний Д. (1860–1871) были временем не только нищенского полуголодного существования, но и настойчивого самообразования. Первые 4 года в столице, работая половым в трактире «Кавказ», Д.

жадно, но бессистемно набрасывается на чтение литературы, часто низкопробной: лубочные романы, журналы типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат». Однако затем Д. знакомится с произведениями НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Некрасова, А. В. Кольцова, И. С.

Никитина, с интересом читает журнал «Искра», а с 1866 г. регулярно посещает Публичную библиотеку.

На художественные вкусы и идейно-эстетическую ориентацию Д. положительно повлияло его знакомство в это время с разночинно-демократической молодежью и столичным студенчеством.

Экономя на пище и одежде, он собирает собственную библиотеку, куда входят произведения его любимых писателей: А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Кольцова и Никитина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого и Г. И. Успенского, Ф. Шиллера и Н. П. Огарева и др. Читает Д.

и «запрещенную» литературу. В 17 лет он пишет первое стихотворение и с тех пор не прекращает поэтической деятельности.

Совет

10 мая 1867 г. делает первые записи в дневнике и ведет его до конца своей долгой жизни. Первую попытку опубликоваться Д. сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в «Иллюстрированную газету», но они были отвергнуты. Литературный дебют состоялся в 1873 г., когда в журнале «Грамотей» было напечатано его стихотворение «Песня про горе добра молодца».

С этого времени Д. становится активным сотрудником многочисленных журналов: «Слово», «Дело», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе и детских: «Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок», «Юная Россия» и др. В конце 70–80 гг. известность Д. как поэта растет.

Интерес к начинающему автору-самоучке проявил И. З. Суриков, что нашло отражение в их переписке 1879 г. В 1889 г. в Петербурге выходит первый сборник произведений Д. «Стихотворения 1866–1888 гг. с записками автора о своей жизни».

Эта книга выдержала еще два издания (1894, 1907), значительно пополняясь в каждом.

Однако это не упрочило материального положения бедствующего поэта, и в нач. 1896 г. Д. окончательно возвращается в родную Низовку, где всецело посвящает себя литературному труду и сельскохозяйственной работе.

Решение поэта вернуться, в деревню было поддержано Л. Н. Толстым, с которым Д. встречался дважды: в 1892 и 1897 гг. В деревне за Д. был установлен негласный полицейский надзор. Между тем известность Д. растет.

В 1900 г. Низовку посещает выдающийся австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Четыре стихотворения русского поэта-крестьянина были переведены им на немецкий язык. В первое десятилетие нового века одна за другой выходят книги Д.: «Новые стихотворения» (М., 1904), «Год крестьянина» (М., 1906), «Заветные песни» (М., 1907), «Новые русские песни» (М.

, 1909), «Баян» (М., 1909). В декабре 1903 г. суриковский кружок «Писателей из народа» организует в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Д. В этом же году поэту была назначена пожизненная пенсия в размере 180 рублей в год. В 1905 г. поэт избирается членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

А 29 декабря 1910 г. Д. был удостоен премии Российской императорской Академии наук в сумме 500 рублей за сборники 1907–1909 гг. по особому представлению и на основании рецензии почетного академика К. К. Романова (поэта К. Р.). 19 октября 1915 г. Академия наук отметила почетным «пушкинским» отзывом еще одну книгу Д.– «Песни старого пахаря» (М.

, 1913).

Обратите внимание

Жизнь в деревне не отрывает Д. от важных социальных событий. Он оказывается в числе тех немногих русских писателей, кто резко выступил против империалистической войны (стихотворение «Долой войну!», 1916), назвав ее в своем дневнике «пережитком грубого варварства» (запись от 7 сент. 1914 г.). Великая Октябрьская революция была с радостью встречена 69-летним, поэтом.

Он включается в общественную работу, будучи выбранным в члены волостного исполкома, ездит по стране с чтением своих произведений. В 1919 г. поэт избирается председателем съезда пролетарских писателей из народа Тверской губ.

В этом же году становится членом Тверского литератур но-художественного общества им. И. С. Никитина. Продолжается его поэтическая деятельность. В 1923 г.

выходит сборник «Песни труда и борьбы», знаменующий два юбилея поэта: 50-летие литературной деятельности и 75-летие со дня рождения.

В связи с этими датами Д. избирается почетным членом Всероссийского союза поэтов; в Твери открывается библиотека-читальня его имени. А через пять лет 80-летний поэт получает приветствие от Академии наук СССР, подписанное ее президентом А. П. Карпинским. 28 сентября 1928 г. Д. встретился в Москве с М.

Горьким, который вписал в записную книжку поэта: «На память старому поэту — с удивлением перед его неиссякаемым творчеством — С. Д. Дрожжину. М. Горький». В последние годы жизни Д. работает над сборниками «Песни» (М., 1928) «Пути-дороги» (М., 1929), «Песни крестьянина» (М., Л.

, 1929, последняя прижизненная книга поэта), готовит к печати Полное собрание сочинений в 4 т., доводит до 1930 г. свои «Записки о жизни и поэзии».

Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в пос. Завидово Конаковского р-на Калининской обл. (бывшей Тверской губ.), где был открыт мемориальный музей поэта.

Более чем 60-летний творческий путь Д. был чрезвычайно, плодотворным. Им при жизни выпущено 32 сборника: 20 из них — до 1917 г. и 12 при Советской власти.

Важно

Его стихи художественно неравноценны, однако в лучшей части поэтического наследия обнаруживается самобытный талант, мастерство.

В творчестве Д. заметно влияние Кольцова, Никитина, Некрасова, в ряде его произведений 80–90 гг. слышны отзвуки поэзии С. Я. Надсона. Простота, задушевность, непосредственность, искренность — определяющие качества лирики Д.

Он певец крестьянской жизни, как сам с первых шагов в литературе определил свое призвание («Моя муза», 1875). Наряду с горестными стихами, рисунками нищету, бесправие, изнуряющий подневольный труд русского крестьянства («Смерть коня-пахаря», 1877; «В избе», 1882; «Не веселый напев…

», 1887; «В засуху», 1897) и городской бедноты («Песни рабочих», 1875; «Швея», 1876; «От безотрадных горьких дум…

», 1906), поэт изображает и радость созидательного труда хлебопашца («В страду», 1875; «Первая борозда», 1884; «Песня пахаря», 1891); любуется душевной красотой русского крестьянина («Ровнюшка», 1878; «Жар весенних лучей…

», 1880). В стихотворениях нередки мотивы социальной борьбы («Мы живем…», 1889; «Удаль», 1903; «Песня пловца», 1906; «Из мрака к свету», 1913). Любовью к русской деревне, деревенскому пейзажу наполнены многие стихи Д. («В простой телеге деревенской…

», 1871; «Песня из далекого края» 1875; «Прими меня, сторонушка родная…», 1889; «Утро в лесу», 1870; «Вечер», 1881; «Летом», 1882). Патриотизм поэзии Д.

не декларативен, а глубоко задушевен, оттого его стихи, посвященные родине, и пронизаны болью, и полны верой в светлое будущее страны («На Волге», 1899; «Родина», 1904). Жизнеутверждающий патриотический пафос поэзии Д.

ярко проявляется в его стихах советского периода («Прошли века неволи злой…

», 1918; «Запевка», 1920; «Памяти В. И. Ленина», 1924). Поэзия Д. органично связана с устным народным творчеством, особенно с песенной лирикой, недаром многие его стихотворения (и сборники) названы «песнями». Д.

умело и свободно пользуется фольклорной поэтикой (отрицательные сравнения, психологический параллелизм, устойчивая символика и т. д.), его стилизации отличает ритмическое богатство («Песня» («Как по травке ветерок…

»), 1889; «Песня» («Что не ласточка-касаточка поет…»), 1885; «Песня» («Ах, была одна…

»), 1903; «Песня» («Разгрустился добрый молодец…»), 1907). Ряд стихотворений Д. вошел в фольклор («Песня про солдата», 1872; «Песни рабочих», 1875). Многие стихи поэта были положены на музыку композиторами С. Евсеевым, В. Зирингом, Н. Потоловским, А. Чернявским, Ф. Лашеком и др. Песни на стихи Д.

в исполнении популярных в начале XX в. певцов Н. Плевицкой, А. Вяльцевой, М. Лидарской, П. Тихонова, Г. Фотеевой записывались на граммофонные пластинки. Две песни на стихи из поэмы «Дуняша» (1880–1881) и «Красна девица, зазноба ты моя…» (1892) были в репертуаре Ф. И. Шаляпина (муз. А. Чернявского).

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-drozhzhin-s-d/

Биография Дрожжин С.Д. краткая, читать

Вариант 1

ДРОЖЖР�Рќ РЎРїРёСЂРёРґРѕРЅ Дмитриевич [6(18).XII.1848, дер. РќРёР·РѕРІРєР° Тверской РіСѓР±.–24.XII.1930, там же] — РїРѕСЌС‚. Родился РІ семье крепостных крестьян.

Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часослова. А осенью 1858 г.

мать отдала СЋРЅРѕРіРѕ РЎРїРёСЂРёРґРѕРЅР° РІ школу Рє деревенскому дьячку, РіРґРµ будущий РїРѕСЌС‚ РІ течение РґРІСѓС… Р·РёРј обучался РїРёСЃСЊРјСѓ Рё счету. РўРµ РґРЅРё Р”. СЃ благодарностью воскресит РІ стихотворении “Р’ школе Сѓ дьячка” (1905).

Совет

РќР° этом образование Р”. было закончено — Р·РёРјРѕР№ 1860 Рі. РѕРЅ был отправлен РЅР° заработки РІ Петербург.

Последующие 36 лет жизни Д. прошли в мучительных скитаниях по России.

РћРЅ сменил РјРЅРѕРіРѕ профессий: был подручным буфетчика Рё трактирным слугой, продавцом РІ магазине газовых свечей Рё приказчиком РІ табачных Рё книжных лавках, лакеем, рассыльным, чернорабочим, доверенным РїРѕ поставке РґСЂРѕРІ для Николаевской железной РґРѕСЂРѕРіРё, агентом волжского пароходного общества “Самолет”. РЎСѓРґСЊР±Р° забрасывала его РІ РњРѕСЃРєРІСѓ Рё Тверь, Ярославль Рё Харьков, Киев Рё Ташкент.

Читайте также:  Краткая биография драйзер

Начальные, петербургские РіРѕРґС‹ скитаний Р”. (1860–1871) были временем РЅРµ только нищенского полуголодного существования, РЅРѕ Рё настойчивого самообразования. Первые 4 РіРѕРґР° РІ столице, работая половым РІ трактире “Кавказ”, Р”. жадно, РЅРѕ бессистемно набрасывается РЅР° чтение литературы, часто РЅРёР·РєРѕРїСЂРѕР±РЅРѕР№: лубочные романы, журналы типа “РњРёСЂСЃРєРѕРіРѕ вестника” Рё “Чтения для солдат”. Однако затем Р”. знакомится СЃ произведениями Рќ. Рђ. Некрасова, Рђ. Р’. Кольцова, Р�. РЎ. Никитина, СЃ интересом читает журнал “Р�СЃРєСЂР°”, Р° СЃ 1866 Рі. регулярно посещает Публичную библиотеку. РќР° художественные РІРєСѓСЃС‹ Рё идейно-эстетическую ориентацию Р”. положительно повлияло его знакомство РІ это время СЃ разночинно-демократической молодежью Рё столичным студенчеством. Р­РєРѕРЅРѕРјСЏ РЅР° пище Рё одежде, РѕРЅ собирает собственную библиотеку, РєСѓРґР° РІС…РѕРґСЏС‚ произведения его любимых писателей: Рђ. РЎ. Пушкина Рё Рњ. Р®. Лермонтова, Кольцова Рё Никитина, Р“. Гейне Рё Рџ.-Р–. Беранже, Р›. Рќ. Толстого Рё Р“. Р�. Успенского, Р¤. Шиллера Рё Рќ. Рџ. Огарева Рё РґСЂ. Читает Р”. Рё “запрещенную” литературу. Р’ 17 лет РѕРЅ пишет первое стихотворение Рё СЃ тех РїРѕСЂ РЅРµ прекращает поэтической деятельности. 10 мая 1867 Рі. делает первые записи РІ дневнике Рё ведет его РґРѕ конца своей долгой жизни.

Первую попытку опубликоваться Р”. сделал РІ 1870 Рі., послав пять лучших, РЅР° его взгляд, стихотворений РІ “Р�ллюстрированную газету”, РЅРѕ РѕРЅРё были отвергнуты. Литературный дебют состоялся РІ 1873 Рі., РєРѕРіРґР° РІ журнале “Грамотей” было напечатано его стихотворение “Песня РїСЂРѕ РіРѕСЂРµ РґРѕР±СЂР° молодца”. РЎ этого времени Р”. становится активным сотрудником многочисленных журналов: “Слово”, “Дело”, “Семейные вечера”, “Р СѓСЃСЃРєРѕРµ богатство” Рё РґСЂ., РІ том числе Рё детских: “Детские РіРѕРґС‹”, “Детское чтение”, “Жаворонок”, “Юная Р РѕСЃСЃРёСЏ” Рё РґСЂ.

Р’ конце 70–80 РіРі. известность Р”. как поэта растет. Р�нтерес Рє начинающему автору-самоучке РїСЂРѕСЏРІРёР» Р�. Р—. РЎСѓСЂРёРєРѕРІ, что нашло отражение РІ РёС… переписке 1879 Рі.

Р’ 1889 Рі. РІ Петербурге выходит первый СЃР±РѕСЂРЅРёРє произведений Р”. “Стихотворения 1866–1888 РіРі. СЃ записками автора Рѕ своей жизни”. Эта РєРЅРёРіР° выдержала еще РґРІР° издания (1894, 1907), значительно пополняясь РІ каждом. Однако это РЅРµ упрочило материального положения бедствующего поэта, Рё РІ нач. 1896 Рі. Р”. окончательно возвращается РІ СЂРѕРґРЅСѓСЋ РќРёР·РѕРІРєСѓ, РіРґРµ всецело посвящает себя литературному труду Рё сельскохозяйственной работе. Решение поэта вернуться, РІ деревню было поддержано Р›. Рќ. Толстым, СЃ которым Р”. встречался дважды: РІ 1892 Рё 1897 РіРі. Р’ деревне Р·Р° Р”. был установлен негласный полицейский надзор.

Между тем известность Д. растет. В 1900 г. Низовку посещает выдающийся австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Четыре стихотворения русского поэта-крестьянина были переведены им на немецкий язык.

Р’ первое десятилетие РЅРѕРІРѕРіРѕ века РѕРґРЅР° Р·Р° РґСЂСѓРіРѕР№ выходят РєРЅРёРіРё Р”.: “Новые стихотворения” (Рњ., 1904), “Год крестьянина” (Рњ., 1906), “Заветные песни” (Рњ., 1907), “Новые СЂСѓСЃСЃРєРёРµ песни” (Рњ., 1909), “Баян” (Рњ., 1909). Р’ декабре 1903 Рі. СЃСѓСЂРёРєРѕРІСЃРєРёР№ кружок “Писателей РёР· народа” организует РІ РњРѕСЃРєРІРµ вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности Р”. Р’ этом же РіРѕРґСѓ поэту была назначена пожизненная пенсия РІ размере 180 рублей РІ РіРѕРґ. Р’ 1905 Рі. РїРѕСЌС‚ избирается членом Общества любителей СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ словесности РїСЂРё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј университете. Рђ 29 декабря 1910 Рі. Р”. был удостоен премии Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ императорской Академии наук РІ СЃСѓРјРјРµ 500 рублей Р·Р° СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё 1907–1909 РіРі. РїРѕ РѕСЃРѕР±РѕРјСѓ представлению Рё РЅР° основании рецензии почетного академика Рљ. Рљ. Романова (поэта Рљ. Р .). 19 октября 1915 Рі. Академия наук отметила почетным “пушкинским” отзывом еще РѕРґРЅСѓ РєРЅРёРіСѓ Р”.– “Песни старого пахаря” (Рњ., 1913).

Обратите внимание

Р–РёР·РЅСЊ РІ деревне РЅРµ отрывает Р”. РѕС‚ важных социальных событий. РћРЅ оказывается РІ числе тех немногих СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей, кто резко выступил против империалистической РІРѕР№РЅС‹ (стихотворение “Долой РІРѕР№РЅСѓ!”, 1916), назвав ее РІ своем дневнике “пережитком РіСЂСѓР±РѕРіРѕ варварства” (запись РѕС‚ 7 сент. 1914 Рі.).

Великая Октябрьская революция была СЃ радостью встречена 69-летним, поэтом. РћРЅ включается РІ общественную работу, будучи выбранным РІ члены волостного исполкома, ездит РїРѕ стране СЃ чтением СЃРІРѕРёС… произведений. Р’ 1919 Рі. РїРѕСЌС‚ избирается председателем съезда пролетарских писателей РёР· народа Тверской РіСѓР±. Р’ этом же РіРѕРґСѓ становится членом Тверского литератур РЅРѕ-художественного общества РёРј. Р�. РЎ. Никитина. Продолжается его поэтическая деятельность. Р’ 1923 Рі. выходит СЃР±РѕСЂРЅРёРє “Песни труда Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹”, знаменующий РґРІР° юбилея поэта: 50-летие литературной деятельности Рё 75-летие СЃРѕ РґРЅСЏ рождения. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этими датами Р”. избирается почетным членом Всероссийского СЃРѕСЋР·Р° поэтов; РІ Твери открывается библиотека-читальня его имени. Рђ через пять лет 80-летний РїРѕСЌС‚ получает приветствие РѕС‚ Академии наук РЎРЎРЎР , подписанное ее президентом Рђ. Рџ. Карпинским.

28 сентября 1928 Рі. Р”. встретился РІ РњРѕСЃРєРІРµ СЃ Рњ. Горьким, который вписал РІ записную книжку поэта: “РќР° память старому поэту — СЃ удивлением перед его неиссякаемым творчеством — РЎ. Р”. Дрожжину. Рњ. Горький”.

Р’ последние РіРѕРґС‹ жизни Р”. работает над сборниками “Песни” (Рњ., 1928) “Пути-РґРѕСЂРѕРіРё” (Рњ., 1929), “Песни крестьянина” (Рњ., Р›., 1929, последняя прижизненная РєРЅРёРіР° поэта), готовит Рє печати Полное собрание сочинений РІ 4 С‚., РґРѕРІРѕРґРёС‚ РґРѕ 1930 Рі. СЃРІРѕРё “Записки Рѕ жизни Рё РїРѕСЌР·РёРё”.

Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в пос. Завидово Конаковского р-на Калининской обл. (бывшей Тверской губ.), где был открыт мемориальный музей поэта.

Более чем 60-летний творческий путь Р”. был чрезвычайно, плодотворным. Р�Рј РїСЂРё жизни выпущено 32 СЃР±РѕСЂРЅРёРєР°: 20 РёР· РЅРёС… — РґРѕ 1917 Рі. Рё 12 РїСЂРё Советской власти. Его стихи художественно неравноценны, однако РІ лучшей части поэтического наследия обнаруживается самобытный талант, мастерство. Р’ творчестве Р”. заметно влияние Кольцова, Никитина, Некрасова, РІ СЂСЏРґРµ его произведений 80–90 РіРі. слышны отзвуки РїРѕСЌР·РёРё РЎ. РЇ. Надсона. Простота, задушевность, непосредственность, искренность — определяющие качества лирики Р”. РћРЅ певец крестьянской жизни, как сам СЃ первых шагов РІ литературе определил СЃРІРѕРµ призвание (“РњРѕСЏ РјСѓР·Р°”, 1875). Наряду СЃ горестными стихами, рисунками нищету, бесправие, изнуряющий подневольный труд СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ крестьянства (“Смерть РєРѕРЅСЏ-пахаря”, 1877; “Р’ РёР·Р±Рµ”, 1882; “РќРµ веселый напев…”, 1887; “Р’ засуху”, 1897) Рё РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ бедноты (“Песни рабочих”, 1875; “Швея”, 1876; “РћС‚ безотрадных РіРѕСЂСЊРєРёС… РґСѓРј…”, 1906), РїРѕСЌС‚ изображает Рё радость созидательного труда хлебопашца (“Р’ страду”, 1875; “Первая Р±РѕСЂРѕР·РґР°”, 1884; “Песня пахаря”, 1891); любуется душевной красотой СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ крестьянина (“Ровнюшка”, 1878; “Жар весенних лучей…”, 1880). Р’ стихотворениях нередки мотивы социальной Р±РѕСЂСЊР±С‹ (“РњС‹ живем…”, 1889; “Удаль”, 1903; “Песня пловца”, 1906; “Р�Р· мрака Рє свету”, 1913).

Любовью Рє СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ деревне, деревенскому пейзажу наполнены РјРЅРѕРіРёРµ стихи Р”. (“Р’ простой телеге деревенской…”, 1871; “Песня РёР· далекого края” 1875; “РџСЂРёРјРё меня, сторонушка родная…”, 1889; “Утро РІ лесу”, 1870; “Вечер”, 1881; “Летом”, 1882). Патриотизм РїРѕСЌР·РёРё Р”. РЅРµ декларативен, Р° глубоко задушевен, оттого его стихи, посвященные СЂРѕРґРёРЅРµ, Рё пронизаны болью, Рё полны верой РІ светлое будущее страны (“РќР° Волге”, 1899; “Р РѕРґРёРЅР°”, 1904). Жизнеутверждающий патриотический пафос РїРѕСЌР·РёРё Р”. СЏСЂРєРѕ проявляется РІ его стихах советского периода (“Прошли века неволи злой…”, 1918; “Запевка”, 1920; “Памяти Р’. Р�. Ленина”, 1924).

РџРѕСЌР·РёСЏ Р”. органично связана СЃ устным народным творчеством, особенно СЃ песенной лирикой, недаром РјРЅРѕРіРёРµ его стихотворения (Рё СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё) названы “песнями”. Р”. умело Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ пользуется фольклорной поэтикой (отрицательные сравнения, психологический параллелизм, устойчивая символика Рё С‚. Рґ.), его стилизации отличает ритмическое богатство (“Песня” (“Как РїРѕ травке ветерок…”), 1889; “Песня” (“Что РЅРµ ласточка-касаточка поет…”), 1885; “Песня” (“РђС…, была РѕРґРЅР°…”), 1903; “Песня” (“Разгрустился добрый молодец…”), 1907).

Важно

Р СЏРґ стихотворений Р”. вошел РІ фольклор (“Песня РїСЂРѕ солдата”, 1872; “Песни рабочих”, 1875). РњРЅРѕРіРёРµ стихи поэта были положены РЅР° музыку композиторами РЎ. Евсеевым, Р’. Р—РёСЂРёРЅРіРѕРј, Рќ. Потоловским, Рђ. Чернявским, Р¤. Лашеком Рё РґСЂ. Песни РЅР° стихи Р”. РІ исполнении популярных РІ начале XX РІ. певцов Рќ. Плевицкой, Рђ. Вяльцевой, Рњ. Лидарской, Рџ. РўРёС…РѕРЅРѕРІР°, Р“. Фотеевой записывались РЅР° граммофонные пластинки. Две песни РЅР° стихи РёР· РїРѕСЌРјС‹ “Дуняша” (1880–1881) Рё “Красна девица, зазноба ты РјРѕСЏ…” (1892) были РІ репертуаре Р¤. Р�. Шаляпина (РјСѓР·. Рђ. Чернявского).

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskpvlrl/index.html

Спиридон Дрожжин — друг сохи и песен

Виталий

Спиридон Дрожжин — крестьянский поэт-самоучка из плеяды некрасовского направления. Он прожил долго, а своему творчеству посвятил более полувека. В своих произведениях он в поэтической форме описывает жизнь крестьянской деревни, тяжелый крестьянский труд, красоту Тверской земли — вот основные темы его вдохновения.

Он был рожден в 1848 году в деревне Низовка Корчевского уезда Тверской губернии в семье крепостных. Первым его учителем был дед, потом мальчик учился грамоте и счету у сельского дьячка. Юный Спиридон любил русскую литературу и старославянский язык, а в арифметике отставал.

Уже давно нет деревни, так называется лишь остров Низовка. От деревни ничего не осталось, не считая фундамента старой часовни и родника с ключевой водой.

В этой же деревне, за 20 лет до рождения Дрожжина жил многострадальный поэт пушкинской поры Александр Полежаев, сосланный и разжалованный императором Александром 1.

Запустение, отсталость, произвол властей, нищету народа в этих местах, точно описал М.Е.Салтыковым- Щедриным.

Здесь в Петербурге Спиридон устроился работал в трактир. В городе работал его отец, но с ним мальчик встретился первый раз, когда ему исполнилось 6 лет. Когда выпадает свободная минута в перерывах, мальчишка взахлеб читает. Он любил читать, весь свой заработок он тратит на книги.

Вскоре он становится читателей императорской публичной библиотеки. Теперь он смог познакомиться с творчеством отечественных литераторов. Идет время, тяжелая жизнь выставляет свои условия.

Спиридон Дрожжин несколько раз меняет работу.

Он  служит лакеем, то трактирным слугой, помощником буфетчика, приказчиком в табачной лавке в Ташкенте, рассыльным в Петербурге, Москве и ряде других городов России.

Совет

На заработанные деньги собирает свою личную библиотеку. Теперь у него свои книги самых любимых авторов: Пушкина, Лермонтова, Толстого.

Свое первое стихотворения Спиридон написал в 16 лет. Он много работает и через 6 лет его стихи публикуются. Позже пишет и для детских изданий. Популярные журналы готовы сотрудничать с молодым поэтом. Первый его сборник с циклом стихов, собранных за 22 года, увидел свет в Санкт-Петербурге в 1899 году. Лучший его сборник стихов не сделал Дрожжина обеспеченным.

Читайте также:  Краткая биография нидзё

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР В ДЕРЕВНЕ

А. А. Коринфскому

В деревне, чуть заря вечерняя займется,

Играет молодежь, сплетаясь в хоровод,

Звучит гармоника, и песня раздается

Такая грустная, что за сердце берет.

Но грусть сроднилася с крестьянскою душою,

Она всегда в груди измученной живет

И разгоняется лишь песнею родною.

Отпряжен от сохи, средь поля конь усталый

Пасется в табуне; вхожу я тихо в дом,

Чтоб за ночь отдохнуть – и чтоб на зорьке алой

Проснуться и опять с товарищем-конем

На поле целый день трудиться с силой новой,

Взрывая борозды, иль, срезав рожь серпом,

Душистые снопы возить на ток готовый.

А теплый вечер так порой душист и ясен,

Когда разносится народной песни стих.

О, как ее язык и звучен и прекрасен,

Как много слышится в ней мук пережитых.

Новая жизнь в Низовке

В свои 48 лет он возвращается в родную Низовку, где продолжает работать. Лев Николаевич Толстой проявлял интерес к творчеству крестьянского поэта и они встречались. Сам Толстой хорошо знал жизнь трудового народа, поэту и писателю было о чем поговорить.

Весь творческий путь Спиридона Дрожжина можно условно разделить на два этапа. Первый — когда он занимается собирательством, впечатлений, событий, опыта. Второй — творчество в своей родной Низовке.
Раннее его творчество востребовано, но оно было продиктовано запросом общества на народно-песенный жанр.

Первый этап его творчества и жизни прошел в странствиях. Но дома, где у него большая семья, здесь он находит свое предназначение. Он пишет о тяжелом крестьянском труде, быте, о родной земле, которая отблагодарит пахаря осенью добрым урожаем.

Теперь уже он не ездит по свету, теперь к нему идут люди со всей России. Он переписывается с молодыми авторами, выступает в роли их наставника. Приезжают к нему и иностранные гости. В 1900 году у него гостит стихотворец из Австрии Райнер-Мария-Рильке. Он переводить несколько его стихов на немецкий язык.

Академия наук назначает Дрожжину пожизненную премию императора Николая 2, спустя время, еще одну премию за сборники и публикацию стихов. Теперь поэт член Почетного общества любителей российской словесности.

Революцию он встретил в Низовке, где благодаря ему существовала земская школа и библиотека. Уже в преклонном возрасте поэт участвует в общественной жизни. Становится председателем съезда пролетарских писателей, потом почётным членом Всероссийского союза поэтов.

Занимаясь активно творчеством он с несколькими поэтами-песенниками работает в жанре русской песни. Некоторые его стихотворения положены на музыку. Романсы на его стихи пел великий Шаляпин и другие певцы той поры.

Обратите внимание

Спиридон Дрожжин скончался в 1930 году и был захоронен в селе Шоша. В 1937 году его прах перезахоронили в посёлке Новозавидовском, сюда же был перенесен его дом.
Теперь здесь работает дом-музей поэта, в 1988 году на месте захоронения установлен памятник крестьянскому поэту. Его имя носят улицы в Твери, Конаково, Дербента.

Источник: https://v1serdyuk.ru/istoriya/spiridon-drozhzhin-drug-sohi-i-pesen

Дрожжин Спиридон Дмитриевич

ДРОЖЖИН Спиридон Дмитриевич родился [(3(18).XII. 1848, деревне Низовка Тверской губернии] в семье крепостного крестья­нина — поэт.

Осенью 1858 был отдан в школу к деревенскому дьячку, у которого около двух зим обучался письму и счету. Обра­зование Спиридона Дмитриевича на этом закончилось.

В 1860 его отправляют в Петербург на заработки. Он служит мальчиком-половым в трак­тире «Кавказ», где впервые знакомится с лубочной литературой и низкопробными журналами типа «Мирского вестника» и «Чтения для солдат».

Со временем круг читательских интересов Дрожжина расширяется, он посещает Петербургскую публичную библиотеку, увлекается стихами Н. А. Нек­расова и А. С.

Пушкина, начинает вести дневник, знакомится с демократически настроенными студентами.

Еще в 17-летнем возрасте Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и с тех пор стал писать регулярно.

Поэт живет в по­стоянной нужде, тратя на покупку книг последние деньги. Он мечтает об универ­ситете, однако учиться ему не пришлось.

Важно

В поисках работы Спиридон Дмитриевич вынужден был ски­таться по городам России, меняя одну профессию за другой: он работал продав­цом в табачных магазинах Петербурга и Ташкента, доверенным по поставке дров для Николаевской железной дороги, агентом волжского пароходного общества «Са­молет», продавцом в книжных магазинах в Москве и Харькове и так далее.

В 1870 он отпра­вил в «Иллюстрированную газету» пять лучших своих стихотворений, однако они были отвергнуты.

В декабре 1873 в журнале «Грамотей» появилась его «Песня про горе добра молодца», и с тех пор Дрожжин начинает печататься в журналах «Дело», «Слово», «Свет», «Семейные вечера», «Ро­дина», «Русское богатство» и других.

В 1889 выходит первый сборник произведений Дрожжина «Стихотворения 1866—1888 гг. с записка­ми автора о своей жизни», содействовав­ший росту его популярности, но не упро­чивший его материального положения.

В начале 1896, измученный нескончаемыми невзгодами, Спиридон Дмитриевич вернулся в деревню Низовку и всецело посвятил себя литературному труду и сельскому хозяйству. Появление поэта на родине принесло немало хлопот местным властям. За ним был установлен негласный полицейский надзор. Один за другим выходят его поэтические сборники —

«Поэзия труда и горя» (1901),

«Но­вые стихотворения» (1904),

«Год крестья­нина» (1906),

«Заветные песни» (1907),

«Новые русские песни» (1909).

Его стихи переводят на иностранные языки.

В 1900 Дрожжина посетил переводчик его стихов немец­кий поэт Райнер Рильке.

В 1903 суриковский кружок «Писателей из народа» орга­низовал в Москве вечер, посвященный 30-летию литературной деятельности поэта.

В 1910 Академия наук присуждает ему премию.

В 1915 — за сборник «Песни старого пахаря» — почетный отзыв им. А. С. Пуш­кина.

Октябрьскую революцию поэт встретил в 69-летнем возрасте. Продолжая писать стихи, он включается в общественную работу, много ездит по стране, выступая с чтением своих произведений. Дрожжин подготавливает и издает новые сборники —

«Песни труда и свободы» (1923),

«Песни» (1928),

«Песни крестьянина» (1929),

«Пути-дороги» (1929) и др.

Последние три года своей жизни Спиридон Дмитриевич посвятил подготовке к печати Полного собрания сочинений в 4-х томах, довел «Записки о жизни и поэзии» до 1930.

Совет

Тема крестьянской жизни — ведущая в творчестве поэта «Моя муза родилась кре­стьянкой простой»,— признавался он в одном из своих стихотворений («Моя му­за», 1875).

Он реалистически рисует до­революционную деревню, забитую нуж­дой и горем («Горе лютое», 1878; «В из­бе», 1882; «В темную ночь», 1883), бедственное положение крестьян, страдаю­щих от произвола и притеснения кула­ков («В засуху», 1897).

«Вечную нуж­ду» поэт видит не только в деревне, но и в городе («Песни рабочих», 1875), хо­тя дальше жалоб он и не идет. Спиридон Дмитриевич до мельчайших деталей знакома будничная жизнь деревни.

С большой теплотой пи­шет он о трудолюбии простого народа («В страду», 1875), поэтически воспевает русскую природу («Люблю я жгучие мо­розы…», 1885). Тема родины становится центральной и в послереволюционном твор­честве Дрожжина. Он приветствует «долгожданную победу» — революцию («Прошли века не­воли злой…», 1918), поет о «счастливой до­ле» «свободных людей» («После бури опять…», 1929).

Одно из лучших своих стихотворений — «Долго я пел о наро­де» — поэт посвятил памяти В. И. Ленина.

Поэзия Дрожжина С.Д. развивалась под сильным воз­действием русской демократической по­эзии (Кольцов, Некрасов, Никитин) и устного народного творчества, особенно песенной лирики.

Спиридон Дмитриевич вводит в свои произведения стихи из народных песен (поэмы: «Дуняша», 1880; «Привал на Волге», 1880), широко использует фольк­лорную поэтику. Для его стихов харак­терны отрицательные сравнения, психологический параллелизм, песенная символика и так далее. Многие стихи положены на музыку «Жница», 1871;

«Ах, о чем ты, ласточка…», 1875;

«Любо-весело…», 1890;

«Не полынь с травой-повиликою…», 1894, и др.

Лучшие стихи прочно вошли в историю русской поэзии.

Умер — [24. XII. 1930], деревне Низовка, Тверской губернии.

Источник: http://www.znaniy.com/d/100-drozhzhin-spiridon-dmitrievich.html

Литературная энциклопедия Nukacoal

Дата рождения: 18 декабря 1848

Место рождения: д. Низовка Тверской губернии

Дата смерти: 24 декабря 1930

Гражданство: Российская империя, СССР

Годы творчества: 1873—1930

Дебют: журнал «Грамотей» (1873)

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848—1930) — русский поэт.

Биография

Родился 9 декабря, по другим сведениям 6 (18) декабря [1] 1848 года в семье крепостных крестьян в д. Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860—1871) Дрожжин занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.

Обратите внимание

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 начал вести дневник и вёл его до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжин становится активным сотрудником множества журналов: «Дело», «Слово», «Семейные вечера» и др. в том числе тверских — «Тверской вестник» (1878—1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду.

Творчество

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке (1900).

В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий.

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Дрожжин — один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30—ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодке, в том числе в альманахе «Зарницы».

Умер 24 декабря 1930 года и был похоронен в селе Шоша.

Важно

После заполнения Иваньковского водохранилища его прах и последний дом в 1937 были перенесены в п.г.т. Новозавидовский, где открыт музей (более 2—х тысяч ед. хранения).

Источник: http://nukacoal.narod.ru/avtors/drozzin.html

Ссылка на основную публикацию