Краткая биография элиот т. с.

Томас Стернз Элиот. Подробная биография

Томас Стернз Элиот (более известный под сокращённым именем Т. С. Элиот (T. S. Eliot)) – американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии – родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе штат Миссури (США) в богатой семье.

Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи.

В 1906 после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором.

В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален-Фурнье. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит.

Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма.

В 1914 он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.

Обратите внимание

Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему богом духовных ценностей и самоопустошении как следствии борьбы за выживание и погони за материальными ценностями.

В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд. Вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи».

В 1922 Элиот опубликовал своё самое значительное произведение — поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес».

Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера.

Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую.

С 1925 и до своей кончины работал в известном издательстве «Faber and Faber» (первоначально «Faber and Gwyer») и стал его директором.

В 1927 Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумья о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.

Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».

В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развелся с супругой.

После смерти Йейтса и публикации поэмы «Четыре квартета» (1943) за Элиотом прочно закрепилась репутация крупнейшего живущего англоязычного поэта.

Элиота, как и его друга и литературного наставника Эзру Паунда, обвиняли в антисемитизме, однако он, в отличие от Паунда, всегда это опровергал.

Важно

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

В 1948 Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 награждён британским Орденом заслуг, в 1954 — французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.

C 1952 до своей кончины был президентом Лондонской библиотеки.

В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.

Томас Стернз Элиот умер 4 января 1965 года в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Биография

Произведения

  • Очи, что видал в слезах
  • Пять упражнений для беглости пальцев
  • Тишина

Критика

Ключевые слова: Томас Стернз Элиот, Thomas Stearns Eliot, модернизм, биография Т.С. Элиота, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, английская литература 20 в., жизнь и творчество Т.С. Элиота

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20180128-biografiya-tomasa-sternza-eliota

Томас Элиот – биография, информация, личная жизнь

Томас Стернз Элиот (Thomas Stearns Eliot), более известный под сокращённым именем Т. С. Элиот (T. S. Eliot). Родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе, Миссури, США – умер 4 января 1965 года в Лондоне. Американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.

Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи.

В 1906 году после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором.

В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален-Фурнье.

В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма.

В 1914 году он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.

Обратите внимание

Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему богом духовных ценностей и самоопустошении как следствии борьбы за выживание и погони за материальными ценностями.

В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством.

Совет

Элиот издавался с 1916 года в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма.

В 1919 вышел его сборник «Стихи».

В 1922 году Элиот опубликовал свое самое значительное произведение – поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера.

Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую.

С 1925 г. и до своей кончины в 1965 г. работал в известном издательстве «Faber and Faber» (первоначально «Faber and Gwyer») и стал его директором.

В 1927 году Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумья о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.

Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».

Обратите внимание

В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развелся с супругой.

После смерти Йейтса и публикации поэмы «Четыре квартета» (1943) за Элиотом прочно закрепилась репутация крупнейшего живущего англоязычного поэта.

Элиота, как и его друга и литературного наставника Эзру Паунда, обвиняли в антисемитизме, однако он, в отличие от Паунда, всегда это опровергал. Письма Элиота, обнародованные в 2003 году, обнаружили, что Элиот на самом деле активно помогал еврейским беженцам из Австрии и Германии обустроиться в Англии и в США.

Важно

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 году награждён британским Орденом заслуг, в 1954 – французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.

C 1952 года до своей кончины был президентом Лондонской библиотеки.

В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.

Умер в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Eliot_Thomas.php

Биография Элиот Т. С

ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернз (26 сентября 1888, Сент-Луис, шт. Миссури — 4 января 1965, Лондон), англо-американский поэт, критик, историк культуры, драматург. Через Атлантику Элиот родился и до 1914 жил в США, затем переехал в Лондон, был служащим банка, преподавал, выступал как рецензент.

В 1922-39 Элиот возглавлял журнал «Крайтерион», в котором опубликованы программные для него статьи философского характера, а также основные работы, характеризующие его понимание сущности и назначения культуры. Важнейшее событие жизни Элиота происходит в 1927, когда он принял англокатолицизм (т. е.

стал адептом «Высокой церкви»)и одновременно стал британским подданным.

К экспатриации Элиота побудило ощущение своей чужеродности американской культуре, которая, на его взгляд, в силу исторической молодости лишена глубоких духовных корней.

Важно

Неприемлемое для Элиота засилье утилитаризма и практицизма, формирующих социальную психологию соотечественников, заставляли его отзываться об Америке как о царстве «вульгарности», являвшейся наиболее зримым проявлением того «варварства», которое он считал сущностью своей эпохи.

Страх перед «варварством» и нарастающее отвращение к современной жизни, отвергшей культуру как живую традицию, во многом предопределили весь характер творчества Элиота. Его переезд через Атлантику не означал, однако, полного разрыва с той культурной почвой, на которой он вырос.

Воспитанник Гарвардского университета, Элиот посещал семинары крупных американских философов Дж. Сантаяны и И. Бэббита.

Магистерская диссертация Элиота (опубликована в 1964) посвящена концепции знания и опыта в философии неогегельянца Ф. Г. Брэдли, чья основная работа «Видимость и реальность» считается одним из главных источников культурологических воззрений поэта.

Раннее творчество Они раскрылись уже в первом значительном сочинении Элиота, обращенном к проблемам эстетики и культуры, — книге «Священный лес» (1920), заключавшей в себе полемику с романтическими взглядами на сущность художественного творчества.

Отвергая представление о поэзии как спонтанном акте, в котором решающая роль принадлежит воображению и лирической исповедальности, Элиот обосновывал доктрину «деперсонализации» художественного высказывания, которое подразумевает строгую упорядоченность, а не всплеск эмоций, отказ от «случайного» во имя «всеобщего», подавление «пристрастности» и изгнание «декламации», в чем бы они ни проявлялись. Романтической апологии личности Элиот противопоставил идею непрерывающейся культурной традиции, которая не только присутствует в любом новом тексте, но должна использоваться художником сознательно.

Новаторство возможно только как обогащение традиции, поскольку каждый новый текст находится в определенных соотношениях со всей совокупностью уже созданных текстов (они и образуют «традицию»).

В то же время новый текст, если он действительно явление высокого искусства, до той или иной степени изменяет внутренние пропорции этого единства. Так, по Элиоту, происходит литературная эволюция.

Читайте также:  Краткая биография велтистов

Элиот решительно отверг попытки воспринимать поэтическое слово в качестве эквивалента или заменителя религиозных, этических философских концепций и последовательно защищал мысль об автономности, самоценности искусства.

Совет

Возникшая в 1930-е гг. англо-американская школа «новой критики» догматизировала эти положения, используя их для сугубо формалистической интерпретации явлений искусства вне их соотнесенности с реальным жизненным опытом.

Критика гуманизма Сам Элиот, однако, никогда не был приверженцем «чистой поэзии», признавая за искусством не только возможность, но и обязанность «оказывать воздействие на характер восприятия реальности… разрушать бытующие нормы сознания и оценки, заставляя по-новому видеть мир».

Эта идея положена в основание трактата «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), где Элиот сформулировал основные понятия своей философии искусства.

Аргументы в подтверждение своих теорий Элиот черпал в изучении истории поэзии — от Данте и открытых им английских «метафизических поэтов» 18 в. до Бодлера, на котором для него практически завершалось цветение традиции. Оценки ряда явлений литературы у Элиота нескрываемо пристрастны.

Особую недоброжелательность у него вызывали авторы, разделяющие романтическое понимание поэзии, а также поборники гуманизма как предпосылки художественного творчества, обладающего высоким этическим значением.

Философия гуманизма отвергалась Элиотом, так как он считал, что идея свободной и самоутверждающейся индивидуальности утратила под собою почву.

Предназначение поэта Элиот понимал однозначно: «Его прямой долг лежит в сфере родного языка: во-первых, сохранять его, во-вторых, развивать и совершенствовать».

В своих литературно-критических работах Элиот требовал от поэта освоения и сознательного следования многовековой культурной и литературной традиции, недопущения субъективного произвола в трактовке поэтической темы, строгой дисциплины мысли и чувства.

Обратите внимание

Он критиковал романтиков за культ индивидуализма и неупорядоченность поэтических «страстей» и, напротив, высоко ставил Данте, поэтов эпохи королевы Елизаветы I и особенно Джона Донна, считая их творчество образцом поэтического искусства.

Элиот даже предпринял интересную, хотя и малоперспективную попытку обновить в 20 в. жанр елизаветинцев — драму в стихах: «Убийство в соборе» (1935), «Прием с коктейлями» (1950) и др.

Представления о миссии поэта — хранить, приумножать и передавать новым поколениям воплощенное в слове наследие национальной и мировой культуры — равно питали и его сложную философскую поэзию, и гротески «суиниады», и изящно-шутливые стилизации в духе английской детской поэзии — цикл «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» (1939), легший в основу либретто знаменитого мюзикла Э. Ллойда Веббера «Кошки» (1981).

Вместе с тем прочтение классики, предложенное в его работах, носит новаторский характер.

По сути, менялось само представление об истории литературы, впервые представавшей как целостный процесс, логика которого понимается как развитие собственно эстетических идей, хотя они основываются на меняющемся постижении сущности мира и исторически обусловленных формах духовной и нравственной ориентации.

Особое значение имело выдвинутое Элиотом истолкование сущности искусства, которое призвано выразить «сознание вечного так же, как и сознание сегодняшнего, — вечного и сегодняшнего в их единстве».

Большое развитие в работах по теории литературы получила и высказанная Элиотом в работе о «Гамлете» идея «объективного коррелята»: речь шла о необходимости строго согласовывать эмоциональное начало и конкретное воссоздание психологической реальности, о «формулах переживания», соотносимых с определенной «последовательностью» объектов, ситуацией, цепочкой событий».

Поэт «бесплодной земли» В собственном художественном творчестве Элиот стремился устранить расхождение между чувственным и интеллектуальным началом, достигая синтеза с целью вернуть весомость поэтическому слову, обесценившемуся из-за романтической «декламации».

Важно

Объявляя себя в литературе приверженцем классицизма, точно так же как в политике сторонником роялизма, а в религии — «Высокой церкви» (сборник эссе «В защиту Ланселота Эндрюса», 1928), Элиот как поэт (и в меньшей степени как драматург, добившийся наиболее значительных высот в жанре стихотворной драмы со сложными этическими коллизиями — «Убийство в соборе», 1935) предстает художником, воплотившим типичные особенности мирочувствования и умонастроений своей «катастрофической» эпохи. В сознании Элиота эта эпоха отмечена глубоким кризисом веры и крушением ценностей либерально-гуманистического характера. Поиски «точного слова», которым Элиот отдал свои творческие усилия, начиная с первого сборника «Пруфрок и другие наблюдения» (1917; в поэме, давшей заглавие книге, впервые использована идея персонажа-маски, отчасти представляющего собой пародийный автопортрет), направлялись сознанием исчерпанности не только стилистики и поэтики, имеющих романтическое происхождение, но пустоты слов, а тем самым и понятий, выражающих доктрину поступательного хода истории, могущества разума, необратимости прогресса.

Верованиям, доминировавшим вплоть до катастрофы Первой мировой войны, Элиот противопоставил идеи, впоследствии ставшие фундаментом философско-эстетической доктрины модернизма. Время истолковывалось у него, вслед за философией А.

Бергсона, как «реальная протяженность», ничего общего не имеющая с поступательностью развития, концепции детерминированности противостояло понятие хаоса реальности. Момент опыта понимался не как упорядоченность, но как «амальгама разрозненных впечатлений», обретающих единство лишь в границах «мифа», трактуемого Элиотом в статье об «Улиссе» Дж.

Джойса (1922) как соединение логически несоединимого с целью придания единства внешне бессвязному потоку бытия. Все эти идеи творчески с наибольшей полнотой воплощены в поэме «Бесплодная земля» (1922).

Воспринятая как манифест «потерянного поколения», поэма, представляющая собой несколько формально несопряженных фрагментов, явилась, однако, не декларацией «бунта», а точным свидетельством о масштабах и значительности исторического перелома, который для Элиота знаменовал собой прежде всего трагическое завершение большой культурной эпохи, длившейся с Ренессанса и оборванной крахом 1914 года. Последовательность «масок» (некто Тиресий, наблюдающий толпу мертвецов на Лондонском мосту после войны, «слепой старик со сморщенной женской грудью» и др.) не только доносит ощущение мертвенности и жестокого хаоса жизни, но воплощает важную для Элиота мысль об исчезновении самого понятия личности в мире тотального отчуждения, каким воспринимает современность сознание поэта. Миф становится единственной возможностью придать целостность «груде поверженных образов», которые объединены мотивами бесплодия, заклятия, наложенного на страну физически немощного Царя-рыбака, и др. (эти мотивы заимствованы из трудов крупных этнографов-фольклористов Дж. Фрезера и Дж. Уэстон). Поэма осталась образцом интеллектуальной поэзии, требующей пространного комментирования, начало которому положил сам автор, написавший примечания.

Широта эмоционального диапазона Философская сложность отличает и другие поэтические произведения Элиота, в особенности написанные до его обращения, о котором возвестила поэма «Пепельная Среда» (1930), где столкновение религиозного и гуманистического начал составляет основной «сюжет».

Поэма построена как моление о смерти, призванной стать обновлением жизни на пути взыскуемой трансцендентной гармонии.

Лирическая насыщенность этого прощания с миром, отринувшим Бога и все же сохраняющим для поэта неодолимую притягательность, оттеняется прямыми и скрытыми реминисценциями из Данте: на взгляд Элиота, «Божественная комедия» содержит урок непревзойденной универсальности и «широты эмоционального диапазона», к которой стремился и он сам.

Совет

Ближе всего он к ней подошел в «Четырех квартетах» (1935-42), цикле, композиционно построенном по образцу квартетов Бетховена и отмеченном исключительной напряженностью лирической темы, развиваемой в контексте истории, которая переживает одну из своих страшных кульминаций; непосредственно вводятся отголоски Второй мировой войны.

Трагизм времени углубляет и обостряет размышления поэта о ценностях земного бытия, смерти и бессмертии, снимая налет метафизичности, отличавший стихи более раннего периода. В 1915 он женился на дочери богатого фабриканта Вивиан Хей-Вуд. В начале тридцатых годов она заболела психическим расстройством и была помещена в конце концов в психиатрическую клинику.

В 1947 она умерла, Элиот унаследовал все ее состояние. В 1957 Элиот женился на Валери Флетчер, и этот брак был удачным. В 1948 Элиот был удостоен Нобелевской премии и ордена «За заслуги». Он скончался в Лондоне в январе 1965 и был похоронен в деревушке в графстве Сомерсетшир, откуда его предок Э. Элиот в 17 веке эмигрировал в Америку.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-eliot-t-s/

Кириллова Е.: Поэт Томас Элиот: биография, творчество

Екатерина Кириллова

Поэт Томас Элиот: биография, творчество

http: //fb.ru/article/246572/poet-tomas-eliot-biografiya-tvorchestvo

Томас Стернз Элиот – американский поэт родом из штата Миссури (Сент-Луис). В 1922 году он опубликовал свою знаменитую поэму “Бесплодная земля”. Это произведение Эзра Паунд, его наставник и друг, назвал самой длинной из написанных на английском языке поэм. А в 1948 году Т. Элиот получил Нобелевскую премию.

Происхождение поэта

Томас Стернз Элиот родился в многодетной семье. Он был самым младшим ребенком. Среди предков поэта по отцовской линии был преподобный У. Г. Элиот, который основал в Сент-Луисе Вашингтонский университет. С материнской стороны из предков Элиота известен Айзек Стернз, который одним из первых переселился в Массачусетс.

Генри Уэр Элиот, отец Томаса, был состоятельным промышленником, а Шарлотта Стернз, его мать, – женщина литературно одаренная и хорошо образованная. Она создала драму в стихах, а также биографию У. Г. Элиота.

Период обучения, раннее творчество

Томас стал писать стихи в четырнадцать лет. Его раннее творчество отмечено влиянием произведений Омара Хайяма.

Подобно всем поэтам-авангардистам, юный Томас был бунтарем, критически относился к современному ему миру. Однако и позже основной проблемой творчества этого автора был кризис духа.

Томаса интересовали катастрофические процессы, которые движут жизнью общества. Ее трагичность поэт передал с поразительной силой

По окончании частной школы, расположенной в Сент-Луисе, Томас продолжил обучение в частном массачусетском колледже. Через год, в 1906 году, он был зачислен в Гарвардский университет. Незаурядный, талантливый студент за три года окончил университетский курс. На четвертом курсе он получил диплом магистра.

Обратите внимание

К этому времени относится написание стихотворений в “Харвард адвокет”, редактором которого Элиот был с 1909 по 1910 год. После этого он отправился в Париж, где слушал лекции в Сорбонне.

Элиот познакомился с французской литературой, с поэтами-символистами. Символизм заинтересовал его еще в Гарварде. Томас Элиот читал Жюля Лафорга, автора, который относится к этому течению. Также его привлекла книга “Движение символизма в литературе” А.

Саймонса. Она сильно повлияла на развитие Элиота как поэта.

Решение посвятить свою жизнь литературе

Возвратившись в Гарвард в 1911 году, Томас приступил к написанию диссертации, посвященной Ф. Г. Брэдли, английскому философу-идеалисту. Также он изучал буддизм и санскрит. По Шелдонской стипендии Томас Элиот отправился в Германию и Англию.

В оксфордском Мертон-колледже, где преподавал Брэдли, он изучал философию. После долгих сомнений и колебаний Элиот решил посвятить свою жизнь литературе, поэтому он не стал возвращаться для защиты диссертации в Гарвард. Томас остался в Лондоне, где писал стихи.

Некоторые из них, при содействии Уиндэма Льюиса и Эзры Паунда, были изданы в 1915 году.

Элиоту пришлось зарабатывать себе на жизнь, занимаясь около года преподавательской деятельностью, после чего он служил в банке “Ллойд” клерком. В 1925 году поэт начал работать в “Фейбер энд Гуайэр”, сначала в должности литературного редактора этого издательства, а затем в качестве одного из директоров компании.

Первая женитьба

Томас Элиот в 1915 году женился. Избранницей его стала Вивьен Хейвуд. Несмотря на то что брак был несчастливым, супруги прожили вместе девятнадцать лет. Вивьен после развода оказалась в психиатрической больнице. Здесь она скончалась в 1947 году.

Работа в журнале, новые произведения

В период с 1917 по 1919 г. Томас работал в журнале “Эгоист” заместителем главного редактора. Ранние его стихи начали появляться в ряде периодических изданий, включая “Католическую антологию” Э. Паунда.

Важно

Здесь его произведения были опубликованы в 1915 году. В “Хогарт-пресс” Леонард и Вирджиния Вульф поместили два новых сборника стихов Томаса – “Пруфрок и другие наблюдения” (1917) и “Стихи” (1919).

Эти созданные под влиянием Лафорга произведения отмечены печатью разочарования в действительности.

Первой значительной поэмой Томаса Элиота стала “Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока”.

В ней запечатлен услужливый, витиеватый, почтительный, благонамеренный герой, который одновременно косноязычен и нерешителен, особенно с женщинами. Это произведение стало важной вехой в поэзии 20 века.

О значении поэмы писали многие критики, а Дж. Берримен, американский поэт, считал, что именно с нее начинается современная поэзия.

Т. Элиот – критик

Вместе с ростом популярности Томаса Элиота как поэта утверждалась и его репутация в качестве литературного критика. С 1919 года Томас является постоянным автором литературного приложения к “Таймс” (“Таймс литерэри сапплмент”). Здесь появилась его серия статей, посвященных якобинской и елизаветинской драме.

Читайте также:  Сочинения об авторе стивенсон

Вместе с другими они вошли в состав сборника работ Томаса Элиота “Священный лес” (1920 год). В критических статьях о Данте, Шекспире, Марло, Драйдене, Джордже Герберте, Джоне Донне, Эндрю Марвелле автор пытался возвратить поэта к жизни, что, по его мнению, является непреходящей и великой задачей критики.

Многие взгляды Элиота позднее отразились в “Крайтерионе”, достаточно популярном критическом журнале, который выходил четыре раза в год в период с 1922 по 1939 г.

Бесплодная земля”

Совет

В 1922 году Томас Элиот издал свою знаменитую поэму. Как мы уже отмечали, она была названа самой длинной среди поэм, созданных на английском языке.

Эзра Паунд намекает своей гиперболой (ведь произведение состоит только из 434 строк) на обилие аллюзий и поэтическую концентрацию в этой поэме. Кстати, Паунд участвовал в редактировании произведения.

Он сократил окончательный вариант поэмы примерно на треть.

Многие известные критики считают, что самое лучшее произведение, которое создал Томас Элиот, – “Бесплодная земля”. Она оказала влияние на дальнейшее развитие поэзии. Произведение состоит из 5 частей. Они объединены темами размывания ценностей и бесплодия. Поэма, в которой отразились разочарования и сомнения послевоенного времени, выразила настроение целой эпохи.

Крещение и британское подданство

Т. С. Элиот в 1927 году совершил крещение в англиканской церкви. Тогда же ему было предоставлено британское подданство.

Томас Элиот, стихи которого тогда уже были популярны, в предисловии к своему сборнику эссе под названием “В защиту Ланселота Эндрюса” называет себя классицистом в литературе, англокатоликом в религии и роялистом в политике.

Томас еще в студенческие годы живо интересовался английской культурой. Сокурсники даже называли его в шутку англичанином во всем, за исключением гражданства и акцента. Таким образом, британское подданство отвечало его устремлениям.

Однако переход Элиота в англиканскую церковь являлся отходом от традиций унитарианства, принятых в его семье, несмотря на то, что он удовлетворял его потребность в четких и строгих моральных установках (Томас был пуританином по происхождению).

В поэме Элиота “Пепельная среда” (1930) отразились душевные терзания, которыми было отмечено его обращение в веру. В этот период душевного и интеллектуального разброда Томас перевел поэму “Анабасис” Сен-Жон Перса (в 1930 году). Это произведение является своеобразной духовной историей всего человечества.

Пьесы Элиота

Обратите внимание

В 1930 годы Томас написал поэтические драмы “Убийство в соборе” (1935) и “Камень” (1934). Эти произведения были созданы для религиозных спектаклей. Первое из них является философским моралите. Его тема – страдания святого Т. Беккета. Поэма считается лучшей пьесой Томаса Элиота. С огромным успехом она шла в театрах США и Европы.

Пьесы Элиота о современной жизни, такие как “Воссоединение семьи”, Вечерний коктейль”, “Личный секретарь” и “Пожилой государственный деятель” (1939, 1950, 1954 и 1959 год соответственно) считаются менее значимыми. Томасу не очень удалось наполнение темы античной трагедии современным содержанием. Правда, “Вечерний коктейль” в свое время имел большой успех в театрах, находящихся по обе стороны Атлантического океана.

Поэмы 1940 годов и Нобелевская премия

В 1940 годы Томас написал такие поэмы, как “Ист Кокер” (в 1940 году), “Бернт Нортон”, “Драй Сэлвейджес” (все в 1941 году), “Литтл Гиддинг” (в 1942 году) и “Четыре квартета” (в 1943 г.).

Многие критики признают эти произведения самыми зрелыми в творчестве Элиота.

Каждое из них представляет собой размышление, навеянное пейзажами, в которое автор вплетает суждения о времени, истории, о природе языка, личные воспоминания.

Элиот Томас, книги которого были признаны во всем мире, получил Нобелевскую премию в 1948 году. Андерс Эстерлинг, один из членов Шведской академии, подчеркнул в своей речи, что у стихотворений Томаса есть свойство “с остротой алмаза” врезаться в сознание современного поколения.

Вторая женитьба и смерть поэта

В 1957 году женился на Э. В. Флетчер Томас Элиот. Биография его оканчивается 1965 году, когда он умер, дожив до 76 лет. Т. Элиот похоронен в Ист-Кокер.

Причины популярности Элиота

Почему же творчество Томаса Элиота до сих пор интересует многих? Причины разнообразны. Основная из них заключается в том, что этот автор стал крупнейшим обновителем поэтического творчества. Стихи на английском Т. Элиота переводили Хименес, Монтале и Сеферис.

К 1969 году произведения Томаса были переведены на главные европейские языки, а также на китайский, японский, урду, хинди, арабский и т. д.

Важно

И в наши дни любая издаваемая в Америке или Англии книга, посвященная современной поэзии, как правило, начинается с тезиса о значимости Томаса Элиота, о том большом вкладе, который он внес в развитие словесного творчества.

Сложность восприятия творчества Элиота

Понять стихи на английском этого автора непросто, как и перевод его произведений. Дело в том, что Элиот является элитарным поэтом. Его произведения не просто являют собой абсолютно новое в мировой поэзии. В своем творчестве Томас не топтался на месте. Он постоянно обращался к решению все новых и новых художественных проблем.

Преднамеренная элитарность, авангардистский характер творчества этого автора приводят к тому, что его сочинения непросты для восприятия. Первая трудность заключается в сложной философичности.

Автора занимают коренные вопросы человеческого бытия. Элиот обращается в своем творчестве к новейшим эстетическим и философским концепциям. Он не просто осуществляет их художественную иллюстрацию.

Поэт сам пытается найти решения тех или иных проблем.

Вторая трудность состоит в том, что особую роль в его творчестве играют отзвуки, недомолвки, намеки и пр.

Это позволяет поэту столкнуть в своих произведениях культуру разных народов и времен, не просто отобразить современные представления о мире, но и обозначить их связь с другими явлениями культуры, с прошлым. Поэтому в изданиях произведений этого автора обычно даются подробные комментарии.

Третья особенность творчества Элиота, которая усложняет его понимание, состоит в большом значении, которое поэт уделяет форме. К примеру, произведение “Четыре квартета” обладает четкой мелодической схемой, которая была подсказана Элиоту его пониманием Бетховена (точнее, поздних его квартетов).

Можно было бы долго говорить об особенностях произведений Элиота. Однако в одной статье невозможно охватить это значительное и на редкость оригинальное явление искусства. Принципиально важно то, что для Томаса Элиота сложность не являлась самоцелью. Она была отображением многообразия и нестандартности поэтических проблем, которые он ставил и решал.

Книга о кошках

Совет

Но не всегда Т. Элиот так сложен, не всегда его творчество элитарно. Это, возможно, несколько неожиданно, но и домашние животные интересовали такого поэта, как Томас Элиот. Кошки стали главными героями его известного сборника стихотворений, вышедшего в 1939 году (“Популярная наука о кошках…”). Произведения, включенные в него, были созданы в 1930 годах. Они написаны для крестников Томаса Элиота. В настоящее время этот сборник является, пожалуй, самым известной в мире книгой о кошках. Его знает каждый любитель этих животных. Большую долю известности сборнику принес мюзикл “Кошки” Э. Л. Веббера, поставленный по его мотивам.

Источник: http://american-lit.niv.ru/american-lit/articles/kirillova-poet-tomas-eliot.htm

Томас Стернз Элиот: биография

поэты

Томас Элиот – один из самых заметных поэтов ХХ в, лауреат Нобелевской премии 1948 г. «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Обновил принципы англоязычного стихосложения.

Также известен как:

  • драматург;
  • литературный критик;
  • историк литературы.

«Элиот – это мировая фигура впечатляющих размеров», – так оценил его труд критик Г. Мур.
Он утверждал нравственно-эстетические ценности в условиях полного трагизма ХХ в., Передавал ощущение человека, пережившего Вторую мировую войну и ступившего на «опустошенную», «бесплодную» землю. Основные проблемы творчества Элиотатрагизм существования и кризис духа, порожденные антигуманной цивилизацией, в прогресс которой он не верил.
Родился Т. С. Элиот 26 сентября 1888 в г. в Сент-Луис, штат Миссури, США, в зажиточной семье. Получил пуританское воспитание в духе строгой самодисциплины и выдержки. В 1910 г. окончил философский факультет Гарвардского университета. Ощутимое влияние на его биографию оказали на него лекции и семинары философа И. Беббита, отрицавшего ценности существующей цивилизации и традиции романтизма, которым Т. С. Элиот увлекался в юности. Под их влиянием Элиот обратился к классицизму, заинтересовался поэзией символизма.

Его любимыми авторами были Ш. Бодлер, А. Рембо, С. Малларме.
Первая мировая война застала Элиота в Оксфорде, где он завершал работу над диссертацией по философии, что побудило его навсегда остаться в Англии. Как поэт дебютировал в 1915 г. в чикагском журнале «Поэзия». В 1917 г. издал первый сборник стихов «Пруфрок и другие наблюдения», часть критиков объявила его гениальным, а часть – ерундой.

Мировая слава пришла к Элиоту после публикации поэмы «Опустошенная земля» (1922). Этим произведением открывался первый номер журнала «Крайтерион», который издавал поэт до 1939 г. Определенными лесенками на пути становления поэтического мастерства Т. С. Элиота стали сюиты:

  1. «Пепельная среда» (1930).
  2. «Четыре квартета» (1943).

В 1935 г. он опубликовал стихотворную пьесу «Убийство в соборе», по которой впоследствии были изданы:

  1. «Воссоединение семьи» (1939).
  2. «Вечеринка с коктейлями» (1950).
  3. «Личный секретарь» (1954).
  4. «Государственный деятель пожилого возраста» (1959).

В 1927 г. он принял британское гражданство и перешел из протестантства в католицизм. В религии видел силу, способную спасти культуру. Он сконструировал модель культуры, независимой от объективного времени. Новейшая эпоха казалась ему антиэстетической. Вину за культурное бесплодие суток он возлагал на цивилизацию и прогресс.

Его модель художественного мышления, будучи этапной и эталонной для модернизма, позже не нашла своего продолжения.

Лекции Т. С. Элиота по проблемам литературы и культуры собирали огромные аудитории: в 1956 г. на стадионе в Миннеаполисе (США), в 1958 г. – в Риме. Философская глубина и художественная выразительность поэтической манеры стали предпосылками отношения к Т. С. Элиоту как выдающемуся англоязычному поэту ХХ в. В 1948 г. он был удостоен Нобелевской премии. Умер Т. С. Элиот 4 января 1965 г. в Лондоне. Как видно из описанного, биография Элиота довольно интересна и насыщена различными событиями.

Ранняя лирика Т. С. Элиота – своеобразное пособие из художественных открытий модернистской поэзии. Прежде всего, она разительно отличается от описательной, чувственно-романтической поэзии.

Как и его учителя – Бодлер и Рембо, – Элиот – поэт современного города, ему не свойственно увлечение сельской природой, которое было характерно для поэзии XIX в., он равнодушен вообще к любой сентиментальности, он – принципиальный сторонник поэзии интеллектуальной.

По его выражению, «поэзия – это не излияние эмоций, а бегство от них».

Однако не стоит воспринимать это высказывание в том смысле, что Элиот призвал избавиться от эмоциональной сферы и ограничить поэта сферой рациональной, сферой чистого интеллекта. Иррациональное, по мнению Элиота, является источником поэзии. Автор должен пропустить эмоции через ум и обычное чувство передать так, чтобы его словесное выражение поразило читателя. Как пример, смотрите видео стих Элиота Томаса – Любовная песнь.

Контекст утверждений об общей деградации культуры под давлением цивилизации доказывают названия его ранних поэм: «Опустошенная земля» (1922), «Полые люди» (1925) и др. Особенно сильно эта тема звучит в произведении «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» (1917).

Другие биографии.

Биография Ионеско.

Биография Сент-Экзюпери.

Источник: http://biografiya-kratkaya.blogspot.com/2017/10/Tomas-Sternz-Eliot-biografiya.html

Жизнь и творчество Томаса Элиота

Возможно, больше, чем какая либо личность 20-ого столетия, кроме Джеймса Джойса, Т. С. Элиот доминировал в литературном мире во время воин и свершил революцию в поэтическом и критическом стиле. Публикации “Prufrock” и “Other Observations” в 1917 сравнивались с появлением в 1798 Вордсворта и Лирических Баллад Кольриджа.

Оба события означали прибытие новой поэтической эры. В «Бесплодной
земле”, названная поэтом Уильямом Карлосом Уильямсом «атомной бомбой поэзии», Элиот уловил дух своего возраста, определяя его разочарование и поиск моральных и духовных ценностей, потребности новой традиции, чтобы заменить культурное бесплодие, оставленное после Первой мировой войны.

Карьера Элиота показывает его попытку определить эту традицию, и если его ответы не удовлетворяют, его выявление проблемы, и его метод завоевания сложности и двусмысленности современного опыта продолжает оказывать их влияние.

Как и Джойс, считавшийся основным романистом 20-ого столетия, Элиот — ведущий современный поэт, работы которого лучше всего соответствуют современности.

Элиот, который в конечном счете определил бы себя как «классициста в литературе, роялиста в политике, и англо-католициста в религии,» родился в Сент-Луисе, Миссури. Его дедушка приехал на запад, чтобы основать первую Унитарную церковь Сент-Луиса и Вашингтонский университет.

Читайте также:  Сочинения об авторе сент-экзюпери

Отец Элиота был преуспевающим изготовителем кирпича, и его мать была женщиной литературных кругов. Семья провела лето на побережье Массачусетса, и Элиот возвратился на Восток в колледж, закончив Гарвард только через три года.

Он продолжал работать специалистом в философии, путешествуя в Европу, где он посещал лекции Анри Бергсона в Сорбонне и поступил в Оксфорд, чтобы закончить его диссертацию у философа Ф. Х. Брэдли. Элиот закончил свою диссертацию, но не получил степень, отказываясь от будущей преподавательской карьеры литератора в Англии.

Обратите внимание

В 1915 Элиот женился на Вивьен Хэйг-Вуд, женщине, склонной к психическим заболеваниям, и их 17-летний брак был отмечен эмоциональным и физическим напряжением. Элиот поддерживал себя, преподавая в английской средней школе, читая лекции и сочиняя обзоры и критику, занимая должность в Банке “Lloyd’s” в течение восьми лет.

Друзья, во главе с поэтом Эзрой Паундом, пытались найти средства, чтобы освободить его от работы в банке “Lloyd`s”, который был столь противен Элиоту. Ему понравилась работа, которая, несмотря на утомительную писанину, обеспечила благоприятный образ жизни, который помог ему справиться со своей хаотичной семейной жизнью.

Скрупулезный и замкнутый, Элиот перенес умственное расстройство в 1921 и лечился в Лозанне, в Швейцарии.

В 1922 году он издал свое значительное произведение, “Бесплодную землю”, которая ввела толпу критиков в настоящее замешательство, но создала сенсацию — особенно среди молодежи, которая расценила Элиота как олицетворение нашего времени, литературный символ, поэтическая техника которого, видение и артистическая чувствительность были глубоко влиятельными. С характерной ему застенчивостью он отказался от роли, которая в глубоком смысле слова олицетворяла целое поколение.

В 1925 году он покинул Lloyd’s, чтобы быть редактором в “Faber” и “Faber”. Там он занял должность, с которой он не расставался всю оставшуюся часть жизни. Он также стал Британским подданным и обратился к Англиканству. Свои творческие усилия он сфокусировал на драме, отойдя от поэзии.

В своих произведениях, прежде всего “Убийство в Соборе” (1935), “Семейная встреча” (1939) и “Вечеринка с коктейлями” (1950), он создал новый вид поэтической драмы, воодушевленной поиском духовного смысла, столь трепетно искомого в его поэзии.

Ряд критических работ Элиота оказал огромное влияние в определении литературного вкуса, подтверждая власть поэтов — метафизиков, таких как Джон Донн и воссоздавая критическую структуру для нового современного классицизма, чтобы заменить неопределенность и морализирование викторианцев.

Его заключительный этап поэтической работы приходится на период между 1934 и 1943 годом и расценивается многими как самое большое художественное наследие Элиота. Стихи — размышления о могуществе памяти и частного опыта, как метода достигнуть форму превосходства, которой посвящены многие исследования Элиота.

Важно

Состояние английской поэзии во времена Элиота было в большей степени исчерпано и застарело.

Новаторство романтиков, заключавшееся в личностных исследованиях, поглощалось быстрыми темпами морализированием викторианцев; новые тенденции оказались нечто большим, нежели бессмысленным позированием и набором Западных традиций, сломленных опытом Первой мировой войной. Английская поэзия была повторно поддержана ирландцем В. Б.

Йейтсом и двумя американскими экспатриантами — Эзрой Паундом и Т. С. Элиотом. В центре поэтики Элиота был поиск, стремление наделить язык новыми средствами добычи современного опыта.

В своем эссе «Поэты — метафизики» Элиот дает представление о своих намерениях: «Наша цивилизация характеризуется большим разнообразием и сложностью, и это разнообразие и сложность должны привести к различным и многосойным результатам. Поэт должен стать более всесторонним, более иносказательным, более уклончивым, чтобы воздействовать, чтобы при необходимости изменить смысл языка».

Чтобы придать значению меньшую сложность, Элиот применял стратегию, перенятую от французских символистов и имажистов; недоразумения и разногласия вступают в взаимосвязь с основным элементом, или как Элиот назвал «объективным коррелятом», некая конкретная деталь, которая пробуждает мысль и чувство.

Первая значительная поэма Элиота, «Песня о любви Дж. Альфреда Прафрока», написанная в 1910, но не издаваемая до 1915, определила его поэтический метод и характерные проблемы, поднимаемые в произведении.

Вступая в противостояние со всей вульгарностью и убогостью современной жизн, Элиот создает драматический монолог, в котором Прафрок показывает свое сознание с помощью серии потрясающих изображений отдельного разума, охваченного собственной неадекватностью.

Технический прием Элиота кинематографичен: он исследовал неврозы Прафрока не с помощью анализа, а посредством изображений, которые показывают его самые глубокие страхи и его регрессивное видение себя как «пару зазубренных когтей / удирающий через дно тихих морей».

Источник: http://www.litblog.info/zhizn-i-tvorchestvo-tomasa-e-liota/

Биография Томаса Элиота, анализ поэмы “Бесплодная земля”

Тезис о значительности вклада Томаса Элиота в развитие англоязычной и мировой поэзии — то общее место, которое неизбежно встретишь в любой статье и тем более книге о поэзии XX в. И неудивительно, ведь к концу 1960-х гг. его стихи, поэмы и драмы были переведены на тридцать восемь языков.

Родился великий поэт в маленьком американском городке Сент-Луис в семье, обосновавшейся на американской земле еще в XVII столетии. В 1910 г.

, закончив Гарвардский университет, Томас Элиот поехал в Париж учиться в Сорбоннском университете. Через год он вернулся в Гарвард изучать философию. 1913 — 1914 гг. — время учения в Англии и Германии.

В начале первой мировой войны Элиот, не прерывая занятий философией, переезжает в Англию.

Совет

Первые стихи будущий поэт написал под влиянием Омара Хайяма, а первое опубликованное стихотворение было написано по заданию учителя в подражание Бену Джонсону.

В 1916 г. Т.С. Элиот опубликовал диссертацию под названием «Опыт и предмет познания в философии Ф.Г. Брэдли». В Европе царил духовный хаос, тем более страшный, что он был усугублен войной.

Достаточно вспомнить определения, которые были даны эпохе и людям, жившим в то время: «закат Европы» (Освальд Шпенглер), «потерянное поколение» (Гертруда Стайн), «кризис духа» (Поль Валери).

Обратившись к философии Фрэнсиса Геберта Брэдли (1846 — 1924), главы английского неогегельянства, который, как мог, сражался с утилитаризмом и рационализмом, Т.С. Элиот теоретически пришел к выводу о том, что цель поэзии — отразить хаос современного мира.

Томас Элиот уже в 1915 г. опубликовал свое первое программное произведение «Любовную песнь Дж.

Альфреда Пруфрока», в котором, естественнейшим образом использовав литературный контекст, то есть бесчисленные скрытые цитаты, парафразы, стилизацию под французского символиста Жюля Лафорга, английских метафизиков XVII столетия, под Шекспира, Теннисона и так далее, создает, в сущности, шутовской монолог, проще сказать, жалкий лепет персонажа. А ведь Пруфрок — это современный Гамлет, у которого не хватает не только смелости отважиться на поступок (у Элиота на любовь), но и слов достойно оправдать себя.

Трагедия низведена на уровень фарса, хотя от этого безысходное одиночество, на которое обречен человек, не становится легче. По крайней мере, одиночество Гамлета или лирического героя Байрона украшено романтическим пафосом, а Пруфрок просто страшен в своей неприкрытой духовной деградации, которая тем ужаснее, что ее описание, с точки зрения поэзии, в высшей степени изысканно.

Наверное, главным произведением в творчестве Томаса Элиота стала поэма «Бесплодная земля», без которой сегодня просто-напросто невозможно говорить о современной поэзии, как невозможно говорить о ней, забыв о «Божественной комедии» Данте или, например, о «Потерянном рае» Д. Мильтона.

Обратите внимание

Бессмысленность жизни после пережитой войны, предчувствие новых катастроф, бессилие человека перед ними — вот, пожалуй, суть того, что хотел выразить поэт в поэме, к которой вынужден был написать пространный комментарий, ибо без него разобраться в мифотворчестве автора и в его переусложненной символике не под силу даже интеллектуально развитому читателю.

Скажем сразу, что Элиот в первую очередь отсылает читателя к двум книгам. К книге «От ритуала к рыцарскому роману» Джесси Л. Уэстон, посвященной легенде о магическом талисмане, снимающем заклятие бесплодия.

Уэстон считала, что древний миф, связанный с культом умирающего и воскресающего бога, заложен в легенде о Граале, то есть чаше, которой Христос обносил учеников на Тайной Вечере и в которую при распятии упали капли крови из раны от копья. А также к той части «Золотой ветви» Дж. Дж.

Фрэзера, где он говорит о культе Адониса и Озириса. Для Томаса Элиота мифологическая основа была концептуально важна, о чем он писал в одной из статей в 1923 г.

Тема, принципиально выделяемая из всех возможных тем и мотивов поэмы, — это тема полуосознанных поисков религиозной опоры на фоне бессмысленных скитаний как возмездия за впустую растраченную жизнь. В конце поэмы эти поиски даже поэтически отождествляют с паломничеством учеников Христа в Эммаус.

Поэма «Бесплодная земля» разделена на пять частей. Заглавие первой — «Погребение мертвого» — последние слова в названии англиканской службы.

И заглавие, и цветущий курортный пейзаж, сменяющийся пустыней пророческих видений Иезекииля и Исайи, должны произвести определенное впечатление, читатель должен увидеть «мерзость запустения», проникнуться ощущением смерти, когда Элиот сравнивает толпу клерков, спешащих поутру на службу, с дантевской вереницей душ, недостойных ни рая, ни ада.

«Игра в шахматы» — вторая часть поэмы — это предрешенность жизни, подчеркнутая игрой, ибо все человеческие поступки элиотовских персонажей в отличие от их предшественников из пьес Т. Миддлтона и У. Шекспира суть шахматные ходы.

«Огненная проповедь» (третья часть) Будды заключается в том, что все видимое глазу и понятное уму пребывает в нечистом огне человеческих страстей и следует принять путь отречения и аскезы.

В этой части рассказывают о себе три соблазненные и покинутые «дочери Темзы» (становящиеся потом вагнеровскими девами Рейна), которых, как указал автор, он взял из поэмы «Проталамион» Эдмунда Спенсера. Четвертая часть — «Смерть от воды» — образное средоточие сюжетных мотивов: «живой мертвец», «смерть от воды», «преображение утопленника».

Важно

В этой части заканчивается земная судьба многоликого повествователя, который был и Тиресием, и Флебом. В пятой части «Что сказал гром» повествование переходит во вневременной, религиозно-фольклорный план. В одной из книг «Упанишад» рассказывается, как к сотворителю мира пришли боги, демоны и люди и попросили его изречь им слово.

Гром, то есть творец, трижды произнес: «Да», — но все перетолковали его по-своему. Ученикам, идущим в Эммаус, должен явиться Христос, но он им не является. Рыцарь перед самым завершением поисков Святого Грааля подвергается испытанию иллюзией несуществования земли, и ему видится долина костей из библейских пророческих видений. Упомянутый в конце Иеронимо, пришедший в поэму Элиота из пьесы Т. Кида «Испанская трагедия, или Иеронимо вновь безумен», мстит убийцам своего сына, всех до одного убивая их по ходу пьесы, чем подводит «естественный» итог жизни.

Как ни странно, вскоре Томас Элиот, до самого дна увидевший современный мир с его неосуществимыми мечтами и трагической безысходностью, отвергнувший все иллюзии относительно духовных перспектив человека, тот самый Т.С.

Элиот, который со всей страстью высмеял институт церкви, поворачивается лицом к религии и монархизму. Уже в 1928 г.

он заявил, что является классицистом в литературе, роялистом в политике и англокатоликом в религии, и принял английское подданство.

Вероятно, правы западные критики, утверждающие, что Элиот смотрел на современность с позиции прошлого и осуждал ее тоже с позиции прошлого, по-видимому, желая повернуть историю вспять.

Обращение к религии стало не эпизодом в жизни Элиота, а частью его поэзии, в которой появляется идея высшего существа или божественного разума. Он так или иначе должен упорядочить земную жизнь, смирившуюся перед ним. «В моем начале — мой конец», — по сути, главная мысль последней поэмы Т.С. Элиота «Четыре квартета» (1936 — 1942). 

Источник: Поэты – лауреаты Нобелевской премии. Антология / Ред.-сост. О. Жданко. М.: Панорама, 1997

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/ehliot_t/biografija_tomasa_ehliota_analiz_poehmy_besplodnaja_zemlja/30-1-0-990

Ссылка на основную публикацию