Гесиод цитаты | Краткая биография Гесиода | RA-JA Будь мудрее
Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №2)
Гесиод цитаты. Гесиод — древнегреческий поэт и мыслитель.
Полностью сохранились труд Гесиода дидактичеcкue пoэмы «Tpуды и дни» и «Teoгония» («Pодословная богов»), в которых отразилось миросозерцание греков эпохи становления классового общества.
В пepвой поэме выражены общественные настроения сельских тружеников, угнетаемых poдовой аристократией.
Oтсюда — обличение социального неравенства, возведение идеи справедливости в высший этический принцип, воспевание труда как основы жизни. Кроме того, приведены меткие пословицы и притчи.
«Теогония» — пpeдвестие древнегреческой философии, первая попытка греков систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира. Поэма заканчивается родословной греческих героинь, открывающей генеалогическое направление в древнегреческой литературы.
Вам нужна Контрольная, Дипломная, Курсовая или любая другая работа по этой теме? Закажите её здесь: Заказать работу
Гесиод цитаты
* В дом свой супругу вводи, Как в возраст придешь подходящий. До 30 не спеши, но и за 30 долго не медли… Все обгляди хорошо, чтоб не на смех
Соседям жениться.
* Все на земле и певцы происходят, и лирники-мужи.
Все же цари — от Кронида.
Блажен человек, если Музы
Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем; о заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Радуйтесь, дочери Зевса, даруйте прелестную песню!
* Гибельна гордость для малых людей.
* Глупец тот, кто не знает, что мало – это больше, чем много.
* Друзей то и дело менять не годится.
* Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.
* Знай время.
* Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!
* Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,
Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей,
Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа
Высушит пуще огня и до времени в старость загонит.
* Лучшим сокровищем люди считают язык неболтливый.
Меру в словах соблюдешь — и всякому будешь приятен;
Станешь злословить других — о себе еще хуже услышишь.
* Медлительный борется с бедами непрерывно всю свою жизнь.
* Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай.
* Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также, и Сон, и толпу Сновидений.
Мрачная Ночь, ни к кому из богов не всходивши на ложе,
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид, — золотые, прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Кер, беспощадно казнящих.
[Мойры — Клофо именуются, Лахесис, Атропос.
Людям Определяют они при рожденье несчастье и счастье.]
Тяжко карают они и мужей и богов за проступки,
И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился
Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит.
Также еще Немесиду, грозу для людей земнородных,
Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,
Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.
Грозной Эридою Труд порожден утомительный, также
Голод, Забвенье и Скорби, точащие слезы у смертных,
Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья,
Полные ложью слова, Словопренья, Судебные Тяжбы,
И Ослепленье души с Беззаконьем, родные друг другу,
И, наиболее горя несущий мужам земнородным,
Орк, наказующий тех, кто солжет добровольно при клятве.
* Нет никакого позора в работе: позорно безделье.
* Пей себе вволю, когда начата иль кончается бочка,
Будь на середке умерен; у дна же смешна бережливость.
* Половина больше целого. (О том, что нужно делиться поровну, не брать себе всё.)
* То слово не исчезает совершенно, которое повторяется многими в народе.
* Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
>> Гесиод цитаты…
Все высказывания древних философов: Читать
Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древняя Греция за 18 минут
Рекомендованное
Высказывания средневековых философов
Цитаты древнего мира
Петр 1 (Великий)
Шекспир Уильям
Исократ
Цитаты про Любовь
Цитаты про Законы
Цитаты про Зависть
Цитаты про Детей
Цитаты про Людей
Цитаты про Государство
Цитаты про Справедливость
Цитаты про Благородство
Цитаты про Глупость
Источник: https://ra-ja.ru/glavnaya/aforizmy/vyskazyvaniya-drevnih-filosofov/gesiod-tsitaty/
Гесиод (стр. 1 из 2)
Родовая община шла к упадку. Росла частная инициатива. Выдвигались отдельные собственники, для которых родовые авторитеты уже не имели никакого значения.
И если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества.
Мифология, достаточно расшатанная уже у Гомера, прямо превращалась либо в мораль (дидактический эпос
), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос
).
Место дидактического эпоса. Известным нам представителем дидактического и генеалогического эпоса является писатель VIII—VII вв. до н. э. Гесиод. Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени.
Это время — конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль.
Перед нами здесь не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родоплеменных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношениях к производству.
Старые героические доклассовые идеалы общины и племени, так возвеличенные Гомером, меркнут, перестают волновать и объединять людей.
Люди задумываются о своих идеалах, но, пока еще не созрели новые идеалы городского — чисто торгово-промышленные и денежного типа — и не умерли старые — домашне-родственные, сознание людей превращает эти последние в мораль, в систему поучений и наставлений. Сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме «Труды и дни».
Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разо рившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. Он оказался в лагере обиженных.
Отсюда то обилие мрачных красок, столь поражающее при переходе от гомеровской героики к нравоучениям Гесиода.
Биографические сведения. Родился Гесиод в Киме (Эолида), но его бедный отец переехал со своими двумя сыновьями, Гесиодом и Персом, во внутреннюю Грецию, в Беотию, где крестьянствовал в селении Аскра у подножия Геликона.
Рассказывали о явлении Гесиоду геликонских Муз, якобы призвавших его от пастушеской жизни к поэзии и к проповеди правды. С ранних лет Гесиод был хорошо знаком со всеми видами земледельческого труда.
По смерти отца дети не поладили, и Перс через неправых людей отнял у Гесиода принадлежавшую ему часть, хотя это ему впрок не пошло и он в дальнейшем разорился. Гесиод и писал свою поэму «Труды и дни» в наставление разорившемуся Персу.
Произведения Гесиода. а) «Труды и дни». Поэма эта — образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема (1—380) построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут — апофеоз труда и справедливости.
Вторая, основная тема (380—764) посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош).
Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, скопидома в душе, знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела, сметливого, дальновидного, расчетливого, которого трудно пронести.
Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой, любит он во всем «порядок и точность» (471); батраки и батрачки у него всегда бездетные, так как «прислуга с сосунком неудобна» (603); жену надо выбирать не сластену, работящую (695—705); надо трудиться, чтобы была хорошая репутация; и Гесиоду тоже хочется быть богатым, так как «взоры богатого смелы» (303—319).
Словом, это типичный скопидом со своей моралью, возводимый обязательно к божественному авторитету, со своей, как мы теперь сказали бы, «мещанской» идеологией, не идущей дальше устроения ближайших хозяйственных дел, и со всем ассортиментом добродетелей, когда здоровая, работящая и расчетливая хозяйка в качестве жены уже бесконечно превосходит по своей ценности, честности и красоте всех эпических Пентесилей, Медей, Навсикай и Андромах. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Это делает образ его мыслей в значительной мере патриархальным, неповоротливым и слишком расчетливым, практическим. Поэтому его классовый антагонизм с царями и судьями, «пожирателями даров», в сущности говоря, есть явление временное и в значительной мере для самого Гесиода случайное. На почве предпринимательской ему будет нетрудно договориться с аристократами, в особенности когда эти последние сами начнут втягиваться в растущую денежную и торгово-предпринимательскую культуру.
б) «Теогония». После пролога, посвященного Музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами. Вначале у Гесиода — Хаос, Земля (с Тартаром) и Эрос, потом — Небо-Уран, Титаны, Зевс и олимпийцы, борьба с Титанами и с Тифоном.
в) Другие произведения. Не дошедший до нас «Каталог женщин» (перечисление возлюбленных богов и их детей), или «Эойя» (Эойя — «иль такова» — первые слова каждого раздела). Четвертая часть «Каталога» содержит более обстоятельные рассказики. «Щит Геракла» — поэма в 480 стихах.
В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса, причем на первом плане—длинное, тяжелое и напыщенное, с большими преувеличениями изображение щита Геракла, неудачное подражание XVIII песни «Илиады», где описывается щит Ахилла.
Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др.).
Стиль Гесиода — противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского стиля. Он поражает своей сухостью и крат костью. Часто изложение сводится к простому перечислению имен и браков. Моралистика настолько сильна и интенсивна, что, несмотря на правильность и жизненную ценность многих советов и наставлений, она производит скучное и монотонное впечатление.
Приведем такие изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору» («Труды», 375); «Истая язва — сосед нехороший, хороший — находка» (346); «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» (355); «Для смертных порядок и точности — в жизни важнее всего, а вредней всего — беспорядок» (471 и след.); «Меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай» (694).
Сводить, однако, стиль Гесиода только к этим серым тонам не приходится. Гесиод очень наблюдателен и дает порой довольно живые картинки. Рисуя пахотные работы, он говорит о том, как хозяин берег за рукоятку плуг, как он погоняет кнутом быков, как сзади идет раб-мальчик и несет мотыгу, как бросает зерно и пр. («Труды», 456—472).
При том практическом, прозаическом отношении к природе, которое у Гесиода на первом плане, у него встречаются и черты некоторой поэзии: он наблюдает прилетающих и отлетающих птиц, времена года, звуки кукушки и пр. Он замечает весенний лист смоковницы и след лапки вороны («Труды», 679), живописует суровую зиму в Беотии, когда земля покрывается корой от жестоких морозов.
Борей шумит по лесам и равнинам, стонут деревья от ветра, дикие звери прячутся по норам, обитатели леса, щелкая зубами, прячутся в лесной чаще, и, сгорбившись от холода, люди спешат укрыться в тепло (504—535). Летом у Гесиода людей «опаляет зной». Кончивший свои работы крестьянин подставляет голову ветру и глядится в прозрачный источник (528—596).
У Гесиода сухое перечисление имен в «Теогонии» полно очень интересными мифологическими образам и целыми картинами. Так, например, описание порождений Ехидны и Тифона дано очень выразительно. Очень ярки описания борьбы Зевса с Титанами (665—720) и с Тифоном (820—858). Занимателен рассказ о Гее, которая, являясь самым древним божеством, как бы руководит всем теогоническим процессом.
Наконец, особое внимание надо обратить у Гесиода на миф о пяти веках и о Прометее.
По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный («Труды», 109—201). Уже самое название этих веков свидетельствует о тяготении Гесиода к прошлому.
Помещение героического века между медным и железным указывает на то, что более ранние века, чем героический, были и более счастливые и что теперешний век, железный, самый плохой. Гесиод не жалеет красок для обрисовки человеческого падения, которое происходит в железный век. Здесь все друг другу чужие: дети родителям, брат брату, хозяин гостю, товарищ товарищу.
Здесь все построено на наживе и насилии, и сам Гесиод предпочитал бы не жить в этом веке. В социально-историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу. Образ Прометея дан и в «Теогонии», и в «Трудах и днях».
В первой поэме (521—5645, 613—616) мы находим сообщение о тяжбе олимпийцев с людьми; рассказ о том, как отнял Зевс у людей огонь и как похитил огонь для них Прометей, прикованный за это к скале, об орле и об освобождении Прометея Гераклом; тут же (565—591) говорится и о Пандоре, которую Гефест делает из глины, как ее одевает Афина, и о венце работы Гефеста. Необходимо добавить, что Прометей Гесиода не имеет ничего общего со знаменитым Прометеем Эсхила. Он изображен обманщиком, и Гесиод явно его осуждает. В социально-историческом отношении гесиодовский Прометей тоже небезынтересен: земледелец Гесиод не любит ремесленников и потому рисует Прометея, покровителя всякого ремесла, весьма отрицательно. Миф о Пандоре свидетельствует о том плохом отношении к женщине, которое водворилось еще раньше в связи с патриархатом и которое в классовом обществе только усилилось.
Общая характеристика творчества Гесиода. На примере творчества Гесиода, так же как и эпоса Гомера, можно наблюдать общественно-исторические сдвиги и противоречия.
Поэмы Гесиода поражают обилием разного рода противоречий, которые, однако, не мешают воспринимать его эпос как некое органическое целое, хотя это последнее здесь уже совсем иное, чем у Гомера.
Если единство стиля у Гомера обнаруживается в переходном характере его творчества накануне рабовладения, то у Гесиода мы тоже находим единство стиля, но оно определяется здесь переходным временем уже после наступления рабовладельческого строя. Классовое общество в период Гесиода только еще зарождалось.
Гесиод, с одной стороны, бедняк, а с другой стороны, идеалы его связаны с обогащением то в старом, родовом смысле, то в рабовладельческом. В связи с этим общая оценка жизни у Гесиода и полна пессимизма, и в то же время полна трудового оптимизма человека, мечтающего о быстром наступлении для него счастливой жизни благодаря его деятельности.
Природа для него, конечно, прежде всего является той областью, где он может извлечь выгоду. Но он большой любитель ее красот. Правда, вся поэзия у Гесиода переполнена моральными и хозяйственными указаниями.
Но, с другой стороны, он с самого начала обращается к Музам с просьбой о вдохновении и на самом деле является вдохновенным художником, которому нисколько не мешает его утилитаризм и меркантилизм. По стилю обе главные поэмы Гесиода — эпос со всеми его отличительными чертами (гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект).
Однако эпос здесь не героический, но дидактический: ровное эпическое повествование прерывается неведомым Гомеру драматизмом мифологических повествований, а язык обнаруживает и всякого рода простонародные элементы, традиционные формулы оракулов и вполне прозаическую мораль. Гесиод переполнен противоречиями в своей идеологии и в своем художественном стиле, но они понятны и воспринимаются как органическое целое, как только мы представим себе бурную эпоху развала родовой общины, отраженную в произведениях этого первого исторически реального поэта древней Греции.
Источник: http://MirZnanii.com/a/354153/gesiod
Гесиод
Гесиод (8-7 вв. до н. э.), первый известный по имени древнегреческий поэт. В дидактической эпической поэме «Труды и дни» Гесиод славит крестьянский труд, грозит притеснителям крестьян гневом богов; поэма «Теогония» (т. е.
родословная богов) рационалистически систематизирует греческие мифы. Гесиод противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи». О предфилософии Гесиода читайте здесь: Предфилософия Эллады. Гомер. Гесиод. Орфики. Ферекид.
+ + +
Гесиод (Hesiodos) (ок. 700 г. до н.э.). Эпический поэт, один из древнейших греческих поэтов, известных нам. Его отец оставил не приносившее ему дохода дело, связанное с морскими перевозками, и уехал из Кимы в Эолиде в Аскру, деревушку, расположенную у горы Геликон в Беотии.
По преданию, когда Гесиод пас овец на Геликоне, он услышал, как музы призывают его писать стихи и воспевать богов.
На погребальных играх Амфидама в Халкиде Гесиод выиграл треножник, исполнив лучший гимн (возможно, это была его «Теогония»), Основными произведениями Гесиода были «Теогония» (рассказ о происхождении и генеалогии богов) и «Труды и дни» (сочинение, содержавшее советы честно трудиться на земле и одновременно практические рекомендации в области сельского хозяйства). «Щит Геракла», иногда приписываемый Гесиоду, вероятно был написан не им, а подражателем, жившим в VI в. до н.э. Ему также приписывался еще ряд поэм (ныне утерянных).
Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 304.
Гесиод (греч. Hesiodes, ок. 700 г. до н. э.) — первый древнегреческий и европейский поэт. Для своих поэм принял форму эпического гекзаметра и язык гомеровского героического эпоса. «Теогония» («Происхождение богов») истолковывает мир мифологически и повествует о сотворении мира из хаоса.
В сочинении «Труды и дни» он прославляет честный крестьянский труд. Другие произведения Гесиода сохранились частично. Противопоставлял свою поэзию героическому эпосу как трезвую «правду» красивой «лжи».
Гесиод — систематизатор мифологических преданий, основатель жанра назидательных поэм, служил образцом для последующей дидактической поэзии.
Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.
Гесиод. Первый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший около 700 г. до н. э. В Аскре (Беотия) у Гесиода было небольшое имение, расположенное на склонах горы Геликон. Там, по словам Гесиода, его посещали Музы, когда он пас своих овец. Отец Гесиода выходец из Ионии.
Гесиод вел тяжбу со своим братом Персом по поводу отцовского наследства. Эти подробности биографии мы знаем по поэме «Труды и дни», адресованной Персу. Это — замечательное произведение полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В «Трудах и днях» использованы мифы о Пандоре и Золотом Веке.
В «Теогонии» («Происхождение богов») Гесиод делает попытку в систематической форме представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной власти (см. Крон, Прометей, Титаны). «Теогония» Гесиода послужила основой для дальнейшего развития мифологии.
Фрагменты из «Щита Геракла» и «Эойи» (каталог женщин — прародительниц знатных родов), приписываемые Гесиоду — позднейшего происхождения. Дидактические фрагменты вергилиевых «Георгик» написаны под непосредственным влиянием «Трудов и дней» и даже содержат прямые языковые заимствования из Гесиода.
Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, последнему был присужден победный приз.
Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 71-72.
Далее читайте:
Исторические лица Греции (биографический справочник).
Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gesiod.php
Гесиод
Гесиод; Hesiodos, из Аскры в Беотии, ок 700 г. до н. э., греческий поэт. Второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе.
Источником сведений о Г. являются его собственные высказывания в поэмах. Отец Г. был купцом в Киме в Малой Азии. Однако он забросил свое занятие и переехал в Грецию, где купил участок земли в беотийской деревне Аскра. Когда он умер, имение поделили между собой его сыновья Г. и Перс. Недовольный дос
тавшейся ему частью, брат Г. втянул его в долгий и дорогостоящий судебный процесс за новый раздел имущества. Г. хотел отговорить брата от процесса и склонить его к честному труду; с этой целью он написал адресованный Персу эпос Труды и дни (Erga kai hemerai). Всю жизнь Г. провел в родной деревне, тр
удясь на пашне и выступая перед народом как поэт. Упоминают, однако, о его путешествии в Халкиду на Эвбее, где на поэтическом состязании он получил в награду бронзовый треножник, который пожертвовал Музам Геликона. Умер в Аскре. Был похоронен на агоре в беотийском городе Орхомены. – Г. был первым и,
вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерст
ву.
Сам Г. в начале своей Теогонии рассказывает, что однажды, когда он пас овец на склонах Геликона, он узрел сходящих к нему Муз, которые вручили ему лавровую ветвь и объявили его поэтом, чтобы он пел о том, что было, и о том, что будет. О себе Музы поведали, что они говорят много лжи, похожей
на правду, он если захотят, то могут открыть истину. Это можно толковать как критику героического эпоса, содержащего прекрасный вымысел, и главную заповедь нового дидактического эпоса, который должен возглашать истину. Здесь стоит добавить, что эта встреча Г. с Музами стала образцом для всех повеств
ований о поэтических посвящениях. Г. создал дидактический эпос и его разновидность – эпос генеалогический. Первым по времени произведением Г. считается Теогония (Theogonia), своеобразная “родословная богов”, в которой Г. попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворени
и мира, богах и героях. При этом, как мы сегодня знаем, он перенял многое из мифологии Ближнего Востока, особенно миф о смене управляющих миром богов (у Г.: Уран – Крон – Зевс).
Однако он придал этому мифу иной вид, описав, как с самого начала все ведет к владычеству Зевса, которое поэт отождест
вляет с окончательным установлением космического порядка. Развернутое вступление к Теогонии (ст. 1-116) складывается из трех частей, предваряемых обращениями к Музам. Именно в этом вступлении находится рассказ о призвании Г. к поэтическому творчеству. Центральная часть Теогонии (ст. 117-964) – это п
овествование о сотворении мира из Хаоса (Хаос для Г. означает просто огромную бездну), из которого сначала родились Гея (Земля), Уран (Небо), Тартар (Подземный мир), одновременно стихии и божественные существа, а также Эрос, движущая сила всякого развития и размножения. От союза Урана и Гея родилось
многочисленное поколение титанов, среди них Крон и Рея. Старое и новое поколения вступили в кровавую борьбу, которая повторилась в последующем поколении между Кроном и его сыном Зевсом. В результате этой борьбы Зевс лишил титанов власти и сам вместе с братьями принял владычество над миром. Господст
во Зевса было мудрым и справедливым. Впоследствии Зевс стал отцом богов и людей. У Г. боги утратили беспечность и веселость гомеровских богов, стали нравственными силами, суровыми стражами порядка и справедливости, рожденными Зевсом. Остальные стихи Теогонии, вероятно, написаны рапсодами в более поз
днее время и содержат так называемые Эои (Eoie) (Перечень невест, которых разные боги сделали родоначальницами великих родов).
Название происходит от формулы, начинающей повествование о каждой героине: E hoie (А еще была…). Эои пользовались большой популярностью и считались целиком творением Г
., хотя и включают не гесиодовы отрывки, добавленные позднее с целью доказать священное происхождение различных аристократических родов. Таким неаутентичным “эоем” является, например, Щит Геракла (Aspis), рассказывающий в 480 стихах о любви Зевса к Алкмене и о борьбе его сына Геракла с Кикном. От це
лых эоев сохранились лишь небольшие отрывки, тем не менее уже опубликованы новые фрагменты из папирусов. Труды и дни – дидактический эпос, адресованный Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор Или
ады и Одиссеи полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Г. выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. П
роизведение Г. должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой.
С этой
точки зрения Г. определяет место человека. Обязанностью которого является добросовестный труд. Все эпизоды на первый взгляд беспорядочной поэмы Г. подчинены ее главной дидактической функции: проэмий (вступление), адресованный Зевсу, стражу справедливости, повесть о двух богинях Эрис (спора, борьбы),
одной -благосклонной, призывающей людей с состязанию, и другой – злобной, склоняющей к распрям; далее – миф о Прометее и ящике Пандоры, объясняющий причины нынешнего состояния вещей, и наконец, повесть о 5 эпохах человечества, исполненная глубокого пессимизма. О неправедных царях-судьях написана пе
рвая в европейской литературе басня о животных (ястреб и соловей). Она иллюстрирует жестокую власть могущественных над талантливым, но слабым поэтом, но также является предостережением: над неправедными судьями довлеет справедливость Зевса, который наказывает злых и дарит благосклонностью честных. В
этом мрачном, полном насланных богами бед мире честный человек должен стремиться к добродетели, совершенству, которые находят свое выражение в труде земледельца, который приносит ему счастье. Кто долго и честно трудится, тот может добыть себе средства к существованию, не будучи обузой для общества,
нищим, над которым все насмехаются, и пользуясь уважением людей и покровительством богов. Не труд позорит человека, но бездеятельность.
Таков ведущий принцип Г., названный в более поздние времена нравственным императивом труда. Эти поучения дополняет календарь земледельческих работ. Основываясь
на собственном опыте, Г. перечисляет работы, устанавливая их порядок и время, когда их надо производить. Эта часть поэмы, рисующая нам образ заботливого земледельца на лоне природы, обладает высокими поэтическими достоинствами. Здесь чувствуется мощная связь с землей, природой и ритмами ее жизни. И
нтересны описания примитивных сельскохозяйственных орудий и способов их использования. Картина деревенской жизни представляется правдивой и пластичной, зато замечания о навигации, которые следуют за календарем, более схематичны и дышат крестьянской неприязнью к морю. В конце поэмы находится список с
частливых и несчастливых дней, еще в древности признанный позднейшей вставкой. Наставления Г. типичны для крестьянина из Беотии, которая в то время была одной из самых отсталых областей Греции. Власть принадлежала родовой аристократии. Деревня была перенаселена, земельные участки подвергались все бо
льшему дроблению, поскольку Беотия не участвовала в колонизации, которая на какое-то время разрешила данную проблему. Отсюда идет характерный пессимизм Г., который видел в истории не прогресс.
Но постепенный упадок (повесть о пяти веках). Г. приписывали также произведение под названием Завещание
Хирона (Cheironos hypotekai; фр.), являвшееся сборником моральных заповедей, произносимых кентавром Хироном, воспитателем Ахилла. Древние ставили Г. рядом с Гомером и считали обоих поэтов учителями эллинов, Геродот сказал, что Гомер и Г. сотворили для греков их богов. Дополнительный свет на оценку
Г. проливает произведение Состязание Гомера и Гесиода (Agon Homeru kai Hesiodu), чаще цитируемое под латинским заглавием Certamen. Вариант, сохранившийся в рукописях, относится, правда, ко II в. н. э., папирусный фрагмент III в. до н. э. доказывает, что история эта была известна еще в начале эллинис
тической эпохи, некоторые же исследователи считают, что она родилась еще в классическую эпоху. Согласно Состязанию, Гомер и Гесиод встретились в Халкиде на Эвбее на состязании в честь павшего в так называемой лелатинской войне Амфидема (Г. действительно принимал участие в этих состязаниях, как он са
м рассказывает об этом в Трудах и днях). Каждый из поэтов читал то, что полагал прекраснейшим из своих творений.
Брат умершего Амфидема Панид присудил награду Г. за описание труда земледельца, говоря, что поощрения заслуживает тот, кого влечет труд, а не тот, кто восхваляет войну и резню. Аристо
кратическая общественность, однако, высказалась за Гомера, который представил боевую сцену из Илиады. Они подвергли критике мнение брата Амфидема, и отсюда выражение “голос Панида” стало означать глупое решение. В Спарте тоже считали Г. поэтом, который хорош лишь для илотов. Вопреки этим отдельным н
еблагоприятным суждениям, Г. был популярен в веках, а его цитаты мы находим у самых выдающихся греческих поэтов. Цепную композицию поэм Г. унаследовали александрийские поэты (Каллимах), на него ориентировались и авторы дидактических поэм, как например, Арат, Никандр из Колофона, Вергилий. В новейшее
Источник: http://facecollection.ru/people/gesiod
ГЕСИОД
|
ГЕСИОД
Эпический поэт Гесиод, первая известная личность в греческой литературе, – древнейший поэт материковой Греции. Его творчество относится примерно к 700 г. до н.э. С именем Гесиода греки связывали возникновение дидактического (наставительного) эпоса.
Отец поэта переехал из Малой Азии в Беотию и поселился с семьей у подножия Геликона, … в деревне нерадостной Аскре, Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной. (“Работы и дни”, ст. 639-640)
Беотия того времени – сельская область, почти изолированная от остального греческого мира, окруженная с трех сторон горами, а с четвертой – закрытая большим болотистым озером. Ее население составляли земледельцы и пастухи, ведущие суровую борьбу за существование. Но с древнейших времен Беотия славилась своими сказаниями и замечательным керамическим искусством, чему, по преданию, способствовали Музы, дочери Зевса, жившие на Геликоне и Парнасе. Все творчество Гесиода проникнуто мотивами беотийского фольклора. С Гесиодом, пастухом и землепашцем, ставшим впоследствии рапсодом, Музы впервые спускаются в повседневную жизнь. Поэт сам рассказывает, как однажды к нему, задремавшему возле своего стада на Геликоне, подошли Музы, дали посох из лавра, вдохнули дар священных песен и приказали идти учить людей. В рассказе о своем посвящении в рапсоды Гесиод вступает в полемику с Гомером, объявив повествование о героических деяниях прошлого лживой выдумкой. Хотя художественное мастерство гомеровского эпоса и гомеровский язык унаследованы Гесиодом, тематика его произведений совершенно иная.
Древние приписывали Гесиоду многочисленные произведения. Теперь же он известен как автор дидактической поэмы “Труды и дни” и значительной части поэмы “Теогония”.
“Труды и дни” составлены в форме поучения брату поэта Персу. Рассказывается история семейной тяжбы братьев из-за отцовского наследства. После смерти отца Перс подкупил судей и оттягал себе большую часть отцовского имущества. Но богатство не пошло ему впрок. Вскоре Перс разорился и начал новую тяжбу с братом. Ответом на несправедливые притязания Перса и явилась поэма Гесиода, состоящая из 828 гекзаметров. Глазом и ухом внимай мне, во всем соблюдай справедливость. Я же, о Перс, говорить тебе чистую правду желаю…
Эта внешне вполне правдоподобная история является для Гесиода предлогом для рассуждений на общие темы. Их в свою очередь предваряет рассказ о двух Эридах. Первая порождает здоровое соревнование в труде, вторая – злую вражду и распри. Перс должен отвернуться от второй Эриды и думать только о первой, которая научит его правильно жить. Далее поэт переходит к рассказу о правильной жизни, основой которой является труд – источник жизни и богатства. Жизнь людей на земле ухудшается с каждым новым поколением. В подтверждение этой мысли Гесиод приводит два мифа – о первой женщине Пандоре и о пяти поколениях. Пандору создали боги, наградив разнообразными дарами, и послали на землю, вручив ей плотно закрытый сосуд. Любопытная Пандора нарушила запрет богов и открыла крышку сосуда. Тотчас же оттуда вылетели и разлетелись по всей земле болезни и беды. В страхе Пандора захлопнула крышку, но в сосуде уцелела одна надежда, которую посланница богов принесла людям. Согласно второму мифу, пять поколений людей последовательно сменяли друг друга. За золотым поколением, не знавшим нужды, труда и старости, пришло серебряное, люди которого были настолько горды, что не чтили богов, и Зевс истребил их. Медное поколение было поколением воинов, “сила ужасная собственных рук принесла им погибель”. Четвертое поколение героев встретило смерть под стенами Фив и Трои. Железное поколение, к которому Гесиод причисляет себя, не имеет “передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя”. Труд – тяжелая и неизбежная необходимость, посланная Зевсом в наказание людям: Скрыли великие боги от смертных источники пищи.
Железное поколение погибнет, если насилие победит справедливость – таков вывод Гесиода. Он наставляет брата: Слушайся голоса правды и думать забудь о насильи… Помни всегда о завете моем и усердно работай, Перс, о потомок богов, чтобы голод тебя ненавидел…
Растущий произвол знати, факты социальной несправедливости приводят Гесиода к пессимистическому заключению о тщетности сопротивления сильному. Иллюстрацией этого положения служит басня о соловье в когтях у ястреба, первая литературная басня. Рассуждения поэта на общие темы сменяются практическими советами, следуя которым даже небогатый человек проживет честно, счастливо и в достатке. Указывается время, благоприятное для сельских работ, время, пригодное для мореплавания. Среди практических советов и наставлений встречаются перечни поверий, которые завершают поэму. Ее финал – “Дни” – своеобразный календарь счастливых и несчастливых дней: То, словно мачеха, день, а другой раз – как мать человеку.
Поэма “Теогония” представляет пространную родословную богов, которая является одновременно первой систематической историей происхождения мира, воспринимаемой поэтом в рамках мифологии. Мир начался с извечно существовавшего Хаоса (зияющая бездна), Земли и Эрос (Любовь). Хаос и Земля произвели Урана (Небо), Эреб (Мрак), Эфир (Свет), Ночь, День и прочие части мироздания. От брака Урана и Земли родились могучие титаны. Один из них, по имени Кронос, сверг отца и стал владыкой Вселенной. Боязнь потерять свою власть заставляла Кроноса пожирать всех своих детей. Владычество Кроноса продолжалось до тех пор, пока его младший сын Зевс, случайно избегнувший общей участи, не восстал против отца. Кронос был повергнут в Тартар, проглоченные им боги возвращены к жизни, и воцарением Зевса завершилась эра великих катастроф (переворотов). Победив выступивших против нового порядка титанов и прочих чудовищ “темного мира”, Зевс установил долгожданный порядок (Космос) и стал блюстителем справедливости.
Стиль гесиодовской поэзии близок к гомеровскому, но из-за общей дидактической направленности поэм в них почти отсутствуют яркие гомеровские метафоры, сравнения и эпитеты. Композиция поэм очень своеобразна, иногда она кажется даже более архаической, чем композиция гомеровских поэм. Отрывки нанизываются друг на друга, одна мысль цепляется за другую, и несомненное единство поэмы с трудом улавливается-современным читателем. Гесиодовские поэмы, как и гомеровские, предназначены для чтения вслух; отсюда звуковая гармония стиха, ритмические сочетания многосложных имен, внутренние рифмы и аллитерации.
Поэмы Гесиода в древности пользовались большой популярностью. Поэма “Работы и дни” была даже вырезана на металлической доске и выставлена у подножия Геликона для всеобщего обозрения. Около V в. до н.э. возникла легенда о состязании Гомера и Гесиода в поэтическом искусстве. По словам историка Геродота, Гомер и Гесиод “составили для эллинов родословную богов, снабдили имена божеств эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия и начертали их образы”.
Последователи и продолжатели Гесиода стремились посредством мифов упорядочить и систематизировать все представления человека о мире и о самом себе. В наставлениях и поучениях миф продолжал оставаться самым веским аргументом. Знатные греческие роды утверждали незыблемость своих прав ссылками на божественность своего происхождения. Поэтому каталогические перечисления мифологических героинь, ставших возлюбленными богов, считались основными свидетельствами законности притязаний представителей знати. Поэма о героинях, прародительницах основных греческих родов, приписываемая в древности Гесиоду, но, вероятно, сочиненная в его традициях, была самой известной среди подобных поэм.
Стремление связать поэзию с требованиями повседневной жизни, выдвижение на первое место этических проблем свидетельствовали о приближении новой эпохи, о крупных мировоззренческих сдвигах в обществе. Эпос терял свою актуальность. Новая эпоха становления классового общества порождала новую поэтическую тематику, которая отвечала изменившимся потребностям общества и осознающей себя личности. На смену эпосу пришла лирика.
|
Источник: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/chistyakova-vulih/gesiod.htm
Гесиод
Гесиод
Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец VIII или начало VII в. до н.э. Он является, таким образом, младшим современником гомеровского эпоса.
Но в то время как вопрос об индивидуальном «творце» «Илиады» или «Одиссеи» представляет собой сложную и не решенную проблему, Гесиод – первая ясно выраженная личность в греческой литературе. Он сам называет своё имя или сообщает о себе некоторые биографические сведения.
Отец Гесиода покинул из–за жестокой нужды Малую Азию и поселился в Беотии, около «горы Муз» Геликона
Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре,
Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.
«Труды и дни»
Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность.
Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом (странствующим певцом). Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.
От Гесиода сохранились две поэмы : «Теогония» (Происхождение богов) и «Труды и дни» («Работы и дни»).
* * *
Поводом для написания поэмы «Труды и дни» послужил процесс Гесиода с братом Персом из-за раздела земли после смерти отца. Поэт счёл себя обиженным судьями из родовой знати; в начале поэмы он жалуется на продажность этих «царей», «пожирателей даров»
…славишь царей-дароядцев,
Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.
В основной части Гесиод описывает работы земледельца в течение года; он призывает разорившегося брата Перса к честному труду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем «счастливых и несчастливых дней». Гесиод отличается большой наблюдательностью; он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать внимание читателя яркими образами.
Особое же внимание в поэме следует обратить на миф о пяти веках. По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный.
Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром.
Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века.
Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их.
Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле.
Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.
Отец Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный.
Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки.
Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.
Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа.
Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью.
Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мёд.
Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду.
Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей.
В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
* * *
В социально – историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу.
Картина смены веков имеет совершенно исключительное значение в мировой литературе. Поэт впервые запечатлел в ней представление античности о непрерывном регрессе в сфере духовной и материальной. Она является развитием более общей житейской мудрости у Гомера (Од. II, 276):
Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большей
Части все хуже отцов, лишь немногие лучше.
Перенесение в далекую, незапамятную древность состояния земного совершенства – учение о «золотом веке» – свойственно народным представлениям и известно у многих народов (этнолог Фриц Гребнер отмечает его, например, у индейцев Центральной Америки).
К нему надо отнести и библейское учение о земном рае, основанное на вавилонских мифах. Сходные моменты находят и в индийской философии. Но это общее представление развито Гесиодом в целую систему ступенчатого падения человечества.
Более поздние литературные оформления той же мысли встречаются, например в «Метаморфозах» Овидия, римского поэта, жившего с 43 г. до н.э. по 18 г. н.э.
У Овидия представлено четыре века: золотой, серебряный, медный и железный. Век золотой, в котором люди жили без судей. Не было никаких войн. Никто не стремился завоёвывать чужие земли. Не надо было работать – земля приносила всё сама. Вечно стояла весна. Текли реки молока и нектара.
Затем пришёл век серебряный, когда был свергнут Сатурн и миром овладел Юпитер. Появились лето, зима и осень. Появились дома, люди стали работать, чтобы добыть себе пропитание. Потом наступил медный век
Духом суровей он был, склонней к ужасным браням,
Но не преступный еще. Последний же весь из железа.
Вместо стыда, правды и верности появились обман и коварство, козни, насилие и страсть к обладанию. Люди начали ездить в чужие земли. Стали делить землю, воевать друг с другом. Все стали бояться друг друга: гость – хозяина, муж – жену, брат – брата, зять – тестя и т.д.
Однако между представлениями Овидия и Гесиода есть различия: у Овидия происходит непрерывное падение, образно выражаемое в понижении ценности металла, которым обозначается «век»: золото, серебро, медь, железо.
У Гесиода же нисхождение временно задерживается: четвёртое поколение – это герои, герои Троянской и Фиванской войн; время жизни этого поколения не определяется никаким металлом. Сама схема, безусловно, древнее времени Гесиода. Герои – вне ее.
Это осложнение, вероятно, есть дань авторитету героического эпоса, хотя против его идеологии и направлена оппозиция того класса, к которому принадлежит Гесиод. Авторитет гомеровских героев заставил автора вывести их за рамки мрачной картины третьего («медного») поколения.
Также в античной литературе мы находим легенду о смене веков, кроме Овидия, у Арата, отчасти Еергилия, Горация, Ювенала и Бабрия.
Список литературы
И.М. Тронский. История Античной Литературы. Ленинград 1951
Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по Античной литературе. Том I. Москва 1958
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы. Москва 1997.
Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. Калининград 2000
История греческой литературы, т.1. Эпос, лирика, драма классического периода. М. –Л., 1947.
Гесиод. Работы и дни. Пер В.Вересаева. 1940
Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/biografiya/gesiod/
Гесиод
Гесиод родился в Киме в Эолиде, но его отец, обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной», — близ горы Геликон.
Что заставило мальчика из бедной крестьянской семьи стать поэтом, неизвестно.
Сам Гесиод рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились Геликонские нимфы, вдохнули в него дар божественных песен и вручили жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.
Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен.
В своих произведениях он использовал язык и стилистическую технику малоазийского героического эпоса для новых задач религиозного и нравственного учительства.
Гесиод выступает как пророк, «призванный» музами вещать истину, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов, первым в греческой поэзии определяет себя как личность и называет своё имя.
Предание («Состязание Гомера и Гесиода») повествует о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, состязался при этом с Гомером и был назван победителем.
Стоит отметить, что царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах». По сути, это первая в истории европейской цивилизации политически ангажированная литературная премия. Позже Панед вошел в греческую пословицу как воплощение слабоумия.
Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э., что даёт хронологическую опору для времени жизни самого Гесиода.
Творчество
Труды и дни
Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни» (др.-греч. ???? ??? ??????), написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом.
Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного).
В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.
Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.
Теогония
Другая поэма Гесиода, «Теогония» (др.-греч. ????????), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.
Другие работы
Остальные сочинения, в древности приписывавшиеся Гесиоду, считаются в современной науке написанными позднее, в VII—VI веках до н.э.
Продолжением «Теогонии» была сохранившаяся лишь в немногих отрывках поэма «Каталог женщин» или «Эойя» — список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов; здесь в генеалогической форме изъяснялось происхождение греческих племён.
«Щит Геракла» — поэма в 480 стихах. В ней не рассказывается о всех подвигах Геракла, а изображается его поединок с чудовищем Кикном, сыном Ареса.
Дошел до нас и ряд названий других произведений Гесиода («Меламподия», «Свадьба Фетиды и Пелея» и др).
Издание Меркельбаха-Уэста (Oxford, 1967, рус. пер. 2001) включает 363 (кроме подложных) сохранившихся в рукописях и найденных на папирусах фрагмента сочинений Гесиода.
Память
Павсаний в «Описании Эллады» (IX, 27) сообщает, что ещё во II веке в Феспиях была некая община, владевшая землями, связанными с именем Гесиода, члены которой хранили все местные предания о нём и показывали посетителям такие реликвии, как официальный список «Трудов и дней».
В честь Гесиода назван кратер на Меркурии.
Источник: http://people-archive.ru/character/gesiod