Краткая биография голдинг

Уильям Голдинг, краткая биография

Английский писатель Уильям Джеральд Голдинг родился в 1911 году в графстве Корнуолл в семье школьного преподавателя. С детства мальчика отличал интерес к древности, особенно истории первобытного общества.

Юноша закончил Брейзноуз-колледж Оксфордского университета, где два года изучал естественные науки, а затем специализировался на изучении английского языка и литературы.

В течение нескольких лет Голдинг преподавал английский язык и философию в Уордсвортской школе в Солсбери.

Обратите внимание

В годы Второй мировой войны Голдинг служил на флоте, участвовал в качестве командира десантного корабля в операции по высадке союзников в Нормандии.

После демобилизации он продолжил преподавательскую деятельность, совмещая ее с написанием статей и рецензий для журналов. К этому времени относится создание первых четырех романов, которые Голдинг не смог издать. В 1952 году он начал работу над произведением, принесшим ему мировую известность.

В публикации романа «Незнакомцы, явившиеся изнутри» автору отказало 21 издательство. Произведение было выпущено в свет в мягкой обложке под названием «Повелитель мух» в 1954 году и быстро стало бестселлером. Вся Британия зачитывалась историей о группе школьников, очутившихся на острове во время войны.

Голдинга избрали членом Королевского общества литературы.

За 40 лет литературного творчества писатель издал 12 романов.

В 1955 году увидело свет любимое произведение самого Голдинга – роман «Наследники», развивший поднятую в «Повелителе мух» проблему общественного порока.

Спустя год был опубликован роман «Воришка Мартин», повествующий о судьбе морского офицера, потерпевшего кораблекрушение. Все три произведения объединены идеей борьбы за выживание.

В 1959 был выпущен роман «Свободное падение», посвященный размышлениям о смысле человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки.

После успеха своих книг Голдинг оставил в 1962 году преподавательскую деятельность, полностью посвятив себя литературному труду. В 1964 году вышел в свет роман «Шпиль», где автор рассуждает о цене, которую человек платит за право созидать. В 1966 году писатель был посвящен в рыцарское звание.

В течение ряда лет писатель обращается к малым формам – рассказам и новеллам, выпустив сборник «Пирамида» (1967) и «Бог-скорпион» (1971). Длительная творческая пауза завершается триумфальным возвращением Голдинга в литературу: в 1979 году была опубликована «Зримая тьма» – роман-исследование природы добра и зла и деградации человеческой личности на фоне сытого технократического общества.

Важно

Через год, в 1980 году вышел роман «Ритуал на море», удостоенный престижной премии Букера. В 1982 году был опубликован сборник «Передвижная мишень». Признанием литературного таланта Голдинга стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1983 году.

В 1984 году вышло написанное в жанре социальной комедии самое спорное произведение писателя – «Бумажные людишки», роман-исповедь о торговцах словами.

Во второй половине 1980-х годов было опубликовано два романа – «Тесное соседство» (1987) и «Пожар внизу» (1989), которые в 1991 году писатель объединил с написанным ранее «Ритуалом на море» в глубоко аллегоричную трилогию «На край света: морская трилогия».

Произведение написано в форме исторической саги, действие которой происходит в XVIII веке. Корабль с пассажирами на борту представляет микромодель британского общества, являясь, по сути, символом всего человечества, движущегося в неизвестном направлении.

Последний роман «Двойной язык» писатель не успел завершить, скоропостижно скончавшись в июне 1993 года. Однако произведение, рассказывающее историю прорицательницы Пифии, было восстановлено по наброскам и опубликовано в 1995 году.

Особенности творчества

Проза У. Голдинга – одно из самых ярких явлений мировой литературы второй половины XX века. Любое его произведение подчинено философской концепции, основанной на тревоге художника за судьбу человека в современном мире.

Все творчество Голдинга посвящено решению главной проблемы: «в чем существо человеческое».

Являясь непревзойденным мастером аллегории, писатель использовал жанр романа для анализа дуалистического конфликта цивилизованного «я» и темной первобытной природы человека.

Совет

В своих романах автор, исследуя духовные и этические вопросы, постоянно обращается к основной теме «тьмы мира» и «тьмы сердца человеческого».

Для произведений Голдинга характерны не только философская глубина и драматизм, но и яркий, разнообразный язык метафор, пространственная ограниченность действия, моделирование различных экстремальных ситуаций.

Творчество Уильяма Голдинга, став классикой, продолжает и сегодня вызывать разноречивые оценки и отклики.

По писателю: Голдинг Уильям

Источник: https://goldlit.ru/golding-biography

Голдинг Уильям

Уильям Джералд Голдинг (англ. William Gerald Golding; 19 сентября 1911 — 19 июня 1993) — английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года.

Родился 19 сентября 1911 в Сент-Колумб Майнор (графство Корнуолл).

Образование получил в Брейзноз-колледже Оксфордского университета, где два года посвятил естественным наукам, после чего специализировался по английскому языку и литературе. По окончании университета в 1935 работал в Лондонском приюте для бездомных. В свободное время писал, играл в театре. В 1939 начал преподавать английский и философию в Бишоп-Уордсвортс-скул в Солсбери.

Во Вторую мировую войну Голдинг служил в вмс Великобритании, и этот опыт, по его признанию, лишил его иллюзий относительно природы человека.

Исследователи по-разному классифицировали жанр произведений Голдинга: «притча», «парабола», «философско-аллегорический роман», отмечая, что его персонажи, как правило, вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях.

Сам писатель не отрицал притчевого характера своей прозы; более того, посвятил размышлениям на эту тему лекцию, прочитанную американским студентам в 1962 году. Признавая свою приверженность мифотворчеству, он трактовал «миф» как «ключ к существованию, открывающий конечный смысл бытия и вбирающий в себя жизненный опыт целиком и без остатка.

Исследователями отмечалось своеобразие «мира Голдинга»: его малонаселенность, нередко — замкнутость (остров в «Повелителе мух», участок первобытного леса в «Наследниках», одинокая скала посреди океана в «Воришке Мартине»).

Именно пространственная ограниченность поля действия открывает автору «простор для моделирования разного рода экстремальных (пограничных — в экзистенциалистской терминологии) ситуаций», обеспечивая тем самым «чистоту опыта».

Первым из его романов был напечатан «Повелитель мух» (1954). Отклики на дебютный роман были сдержанными. По мере того, как репутация и популярность романа росли, стало меняться и отношение к нему.

Обратите внимание

Литературные критики, поначалу воспринявшие произведение как очередную приключенческую историю, — вскоре стали выстраивать вокруг него целые теоретические структуры.

В конечном итоге «Повелитель мух» был включён в основные образовательные программы; более того, по уровню интереса к нему со стороны аналитиков оказался сравним с двумя основными книгами Дж. Оруэлла.

В США, как отмечал Дуайт Гарнер, обозреватель «Нью-Йорк Таймс», именно «Повелитель мух» «заменил сэлинджеровскую 'Над пропастью во ржи' в качестве Библии несчастливого детства». В списке 100 лучших книг по версии журнала TIME роман занял строку лучшего романа 1954 года.

Второй роман Голдинга, «Наследники», рассматривался, с одной стороны, как неявное продолжение первого, с другой — как полемика с «Очерком истории» Герберта Уэллса, исповедовавшего оптимистический, рационалистский взгляд на прогресс человечества. Голдинг вспоминал, что его отец-рационалист именно эту работу Уэллса рассматривал как «истину в последней инстанции».

«Первобытный» период в творчестве Голдинга с публикацией третьего романа, «Воришка Мартин», завершился, но критики отметили в нём отголоски знакомых идей. Аллегория смехотворности мелочной борьбы человека, чье «видимое существование является как бы добровольным чистилищем, отказом принять Божью милость и умереть» рассматривалась и в библейских категориях.

Роман «Свободное падение» (1958), посвящённый исследованию вопроса о границах свободного выбора человека, отличался от первых произведений Голдинга отсутствием всякой иносказательности.

В романе «Шпиль» (1964) Голдинг вновь проявил «интерес к замутнённым областям человеческого характера», продолжив «исследование человеческой воли, готовой всё принести себе в жертву». История настоятеля Джослина, оказавшегося во власти навязчивой идеи о собственной «миссии», получила множество толкований.

В 1967 году вышел роман «Пирамида».Не все литературные критики сочли «Пирамиду» — сборник трёх новелл, объединённых местом действия, провинциальным английским городком Стилбурном, — романом. Некоторые из них назвали это произведение слабейшим в наследии писателя, другие отметили его непохожесть на остальные.

Более благосклонно был встречен критикой «Бог-скорпион», сборник 1971 года.

В 1979 году вышел роман Голдинга «Зримая тьма». Многие исследователи отметили возвращение автора к библейским аллегориям.

Важно

В 1988 году Голдинг получил от Королевы Елизаветы Второй рыцарский титул. За четыре года до этого писатель опубликовал роман «Бумажные людишки», в англо-американской прессе вызвавший ожесточённые споры. За ним последовали «В непосредственной близости» (1987) и «Негасимое пламя» (1989).

В 1991 году писатель, незадолго до этого отпраздновавший свой восьмидесятый день рождения, самостоятельно объединил три романа в цикл, который был издан под одной обложкой под заголовком «На край света: морская трилогия». В цикл также вошёл роман «Ритуалы плавания» (1980).

Историческая сага, действие которой разворачивается в XVIII веке, вернула писателя к жанру аллегории: принято считать, что корабль здесь служит символом Британской империи.

В 1992 году Голдинг узнал о том, что страдает злокачественной меланомой. В начале 1993 года начал работать над новой книгой, завершить которую не успел.

Роман «Двойной язык» – восстановленное по незавершённым наброскам и потому сравнительно небольшое произведение, рассказывающее (от первого лица) историю прорицательницы Пифии, был опубликован в июне 1995 года, через два года после смерти автора.

Уильям Голдинг скоропостижно скончался от обширного инфаркта у себя дома в Перранауортоле 19 июня 1993 года.

Источник: http://fb2.net.ua/publ/g/golding_uiljam/4-1-0-34

Уильям Голдинг. William Gerald Golding – Писатель-романист

Уильям Голдинг родился 19 сентября 1911 года в деревне Сент-Минор в графстве Корнуолл, Великобритания. Его отец был школьным учителем, человеком радикальных политических взглядов с крепкой верой в науку.

    Уильям начал писать уже в 7 лет, но по настоянию родителей получил естественнонаучное образование в Оксфорде. Его первая книга, сборник стихов, появилась через год после того, как он получил диплом бакалавра наук.

    После окончания колледжа Голдинг работает в расчетной палате в Лондоне и параллельно пишет пьесы, в 1939 году он переезжает в Солсбери, где преподает английский в школе епископа Вордсворта.

Совет

    Во время Второй мировой войны он служит на флоте на ракетном корабле, а после войны он возвращается к преподаванию и сочинительству с мрачным взглядом на прогресс человечества. В Солсбери Голдинг написал четыре книги, но напечатать их ему не удалось.

    Его роман «Повелитель мух», действие в котором происходило в военное время ближайшего будущего, отвергло добрых два десятка издательств, пока наконец-таки он не был опубликован в 1954 году. В одночасье книга завоевала невероятную популярность в Англии и США.

В захватывающей истории говорится о группе английских мальчишек, волей случая выброшенных на необитаемый остров. Оказавшись без взрослых, они проявляют необыкновенную жестокость.

Благодаря успеху романа, в 1961 году Голдинг отказывается от учительства и целиком посвящает себя писательству.

    Творчество Голдинга развивалось в трех направлениях: – романы о современном обществе без мифологического подтекста; – сверхъестественные романы, в которых центральная тема – падение человека; – и морские романы, время действия – 19 век.

В 1983 году ему была присуждена Нобелевская премия «за романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».

Выбор нобелевского комитета был неожиданным, так как на тот момент всемирно известный романист Грэм Грин считался самым сильным кандидатом из числа английских писателей и главным претендентом на премию.

    Во многих своих произведениях Голдинг открывает темные стороны сердца человека, когда тот оказывается в экстремальной ситуации. Его романы, которых вышло 12, – это исследования духовных и этических вопросов. Вопреки сложившимся стереотипам восприятия творчества Голдинга, сам он не считал себя пессимистом и не ощущал безнадежности в своих произведениях.

Обратите внимание

    Умер Уильям Голдинг 19 июня 1993 года в Перранауортале, графство Корнуолл, Великобритания.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/uilyam-golding

Биография

Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 27.06.

2013 20:32 Автор: Биограф Просмотров: 1980

Уильям Джералд Голдинг Родился: 19 сентября 1911 года Умер: 19 июня 1993 года

Уильям Джералд Голдинг (англ.

William Gerald Golding; 19 сентября 1911 — 19 июня 1993) — английский писатель , лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года.

Биография Родился 19 сентября 1911 в Сент-Колумб Майнор (графство Корнуолл). Образование получил в Брейзноз-колледже Оксфордского университета, где два года посвятил естественным наукам, после чего специализировался по английскому языку и литературе.

По окончании университета в 1935 служил в Лондонском приюте для бездомных. В свободное время писал, играл в театре. В 1939 начал преподавать английский и философию в Бишоп-Уордсвортс-скул в Солсбери.

Во Вторую мировую войну Голдинг служил в военно-морских силах Великобритании, и этот опыт, по его признанию, лишил его иллюзий относительно природы человека. Первым из его романов был напечатан «Повелитель мух» (Lord of the Flies, 1954).

В 1983 Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе, в 1988 возведен в рыцари. Умер Голдинг в своем доме в Перранаруортоле (Англия) 19 июня 1993.

Читайте также:  Сочинения об авторе филдинг

Творчество

Романы Голдинга — это скорее притчи, нежели реалистические картины жизни. Его персонажи вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях.

В «Повелителе мух», к примеру, рассказывается о группе английских школьников, заброшенных на один из островов Тихого океана.

Первым делом они выбирают правительство, но постепенно с них сходит лоск цивилизованности, и дети превращаются в жестоких дикарей.

Важно

В 1983 году Уильям Голдинг был удостоен Нобелевской премии по литературе — «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

Для многих явилось неожиданностью то, что Голдинга предпочли другому английскому кандидату, Грэму Грину.

Более того, один из членов Шведской академии, литературовед Артур Лунквист, голосуя против избрания Голдинга, заявил, что этот автор — явление чисто английское и его произведения «не представляют существенного интереса».

Иную оценку произведениям кандидата дал Ларс Июлленстен: «Романы и рассказы Голдинга — это не только угрюмые нравоучения и темные мифы о зле и предательских разрушительных силах, это еще и занимательные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия», — говорил представитель Шведской академии.

«Его книги волнуют и увлекают. Их можно читать с удовольствием и пользой, не прилагая особых усилий… Но при этом они возбудили необычайный интерес среди профессиональных литературных критиков, которые обнаружили огромный пласт сложностей и двусмысленностей в работах Голдинга», — говорилось в официальном заявлении Шведской академии.

Произведения

* Повелитель мух (Lord of the Flies, 1954) * Наследники (The Inheritors, 1955) * Воришка Мартин (Pincher Martin, 1956) * Свободное падение (Free Fall, 1959) * Шпиль (The Spire, 1964) * Пирамида (The Pyramid, 1967) * Зримая тьма (Darkness Visible, 1979) * трилогия Верительная грамота (Rites of Passage, 1980) * В непосредственной близости (Close Quarters, 1987) * Огонь внизу (Fire Down Below, 1989). * Передвижная мишень (A Moving Target, 1982). * Двойной язык (1993).

Источник: http://biography.su/pisateli/uilyam-dzherald-golding

Уильям Голдинг: биография

писатели

В своих философско-аллегорических романах У. Дж. Голдинг (1911-1993) обращается к трагическим событиям современности, к вопросам сущности человека и его нравственности. Философской основой его творчества является экзистенциализм, хоть он и не проявляется столь открыто, как у А. Камю и Ж. П. Сартра. Жизнь абсурдна – отсюда тупик и недовольство, потому что человек существует в мире хаоса.

Философия экзистенциализма имеет яркий морально-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. В одном из биографических интервью Голдинг утверждал: «Да я вижу жизнь – бесконечное море зла и пороков и маленький огонек надежды, который нельзя потушить».
Родился У. Дж. Голдинг 19 сентября 1911 г. в городке Сент-Коламб Майнор (графство Корнуолл). Его отец был учителем местной школы, энтузиастом и эрудитом, обожающим науку, ученики от него не отходили (его считают прототипом учителя естествознания Ника Шейлза в романе «Свободное падение»).

В 1935 г. Голдинг окончил Оксфордский университет, где 2 года по требованию родителей изучал естественные науки, а затем – по своему желанию – английскую филологию. Перед тем, в 1934 г., состоялся его литературный дебют – вышел в свет сборник стихов, о котором позже он сам отзывался крайне скептически.

После окончания учебы писатель пробовал себя в драматургии и режиссуре, а с 1939 г до 1961 г. работал учителем в школе епископа Вордсворта в Солсбери.

В 1939 г. он женился на Энн Брукфилд.

В 1940 г. Голдинг добровольцем записывается в Королевский военно-морской флот, принимает участие в уничтожении броненосца «Бисмарк», десантировании союзников в Нормандии, за что удостаивается почетного ордена Британской империи. После войны возвращается работать в школу, вскоре пишет 4 романа, которые были опубликованы. Несмотря на это, Голдинг продолжает литературные опыты.

В 1954 г., после непринятия рукописи двадцать одним издателем, издательство «Фейбер энд Фейбер» печатает роман «Повелитель мух». Это становится поворотным моментом в биографии Уильяма голдинга – книга сразу становится бестселлером в Великобритании. В следующем году ее издают в Америке.

Правда, популярным у американского читателя Голдинг стал лишь после переиздания романа в 1959 г.. В 60-е годы XX в. роман был введен в учебные программы многих университетов.

Лишь в 1961 году У. Голдинг оставляет преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя литературному творчеству.

Популярность «Повелителя мух» закономерна, поскольку, преподавая в Солсбери, Голдинг осознавал, что во время написания книги нужно воспринимать читателей так, как он воспринимал учеников. Однако к этому он пришел не сразу. Голдинг писал с меньшей ориентированностью на массового читателя, насыщая свои произведения необычными событиями, объектами, различными необитаемыми островами, эпизодами Второй мировой войны.

Меняется стиль повествования Голдинга, в котором пессимистические нотки уступают место беззаботности, рассудительным эмоциям, постепенно. Для достижения нужных эффектов, он использует рассказ от первого и третьего лица, различные эпистолярные формы. На первых порах противопоставление реальности произведений авторской фантазии воспринималось беспроблемно. Критикой были благосклонно встречены «Повелитель мух», «Наследники» (1955), «Воришка Мартин» (1956).

Однако роман «Шпиль» (1964) вызвал довольно противоречивые отзывы. Некоторые критики указывали на неправдоподобность описания строительства шпиля, намекали на его фаллическое значение. Было немало тех, кто защищал его.

После написания «Шпиля» у Голдинга творческий застой в биографии. Со второй половины 60-х и почти все 70-е годы продолжался творческий кризис. Тогда он выдал только одобрительно воспринятый сборник публицистических статей «Горячие врата» (1971).

В 1967 г. увидел свет роман «Пирамида» – трагикомический триптих о жизни маленького провинциального города. Голдинга критиковали за сочетание в нем трех рассказов, два из которых были напечатаны в прессе.

Поэтому роман был назван «неоригинальным». Подобные высказывания звучали и в адрес романа «Бог скорпион» (1971), который также состоял из трех отдельных рассказов об истории древнего мира.

Однако Голдинг избегал дискуссии с оппонентами.

Критика совсем не беспокоила его – он работал над романом «Видимая темнота». Выход его в свет (1979) ознаменовал возвращение писателя в литературу. Вскоре он получил престижную литературную награду Великобритании – премию Джеймса Тейта Блэка.

Следующий роман был написан почти одновременно с «Видимой тьмой» – «Ритуалы на море» (1980). В том же году очередной поворот в биографии писателя – за роман его отмечают премией Букера. Действие романа, который со временем перерос в трилогию, происходит на борту корабля, плывущего по колониальной Австралии во времена наполеоновских войн. В нем писатель по-прежнему развивает тему раздвоения человеческой природы, говорит о примитивизме сознания, всевластии зла, неопределенности прогресса. Его глубоко волнуют проблемы ценности поиска, творчества.

Через 2 года после выхода первой части «Ритуалов на море» Голдингу присуждают Нобелевскую премию по литературе. Он последний британский автор, которого удостоили этой честью в ХХ в.

Совет

В докладе Шведской академии утверждалось, что «романы и рассказы Голдинга – это не только мрачные морали и темные мифы о зле и разрушительных силах, это еще и интересные приключенческие истории, которые могут читаться ради удовольствия».

В 80-е годы У. Дж. Голдинг издал:

  • сборник эссе «Движущаяся мишень»;
  • трагикомический роман «Бумажные люди»;
  • заключительные эпизоды «Ритуалов на море », которые он написал, чтобы« вернуть на землю главного героя »(Эдмунда Талбота), оставленного в первой части посреди океана.

Умер Уильям Голдинг 19 июня 1993 г. от инфаркта. Он похоронен на церковном кладбище вблизи Солсбери.


В ХХ в. европейская литература обнаруживает тенденцию к интеллектуализации, приближение к проблемам философии, попытки осмыслить мир, место человека в общественных процессах, ее ответственность за события прошлого и явления современности. Это обозначило обновление литературного процесса, появление новых форм в литературе.

В английской прозе это стало заметным в 50-60-е годы благодаря интенсивному развитию интеллектуализированных форм повествования, философского романа.

К этой жанровой разновидности романа прибегали также Айрис Мердок, Дж. Фаулз и др. Голдинг, наполнил английский роман философским содержанием и особой формой – строгой, взвешенной, своеобразной авторской стилистикой. С его именем связаны наивысшие достижения в жанре философской притчи, в котором написано большинство его произведений.

Другие биографии.

О биографии Уистена Хью Одена.

О биографии Тиртея.

Источник: http://biografiya-kratkaya.blogspot.com/2017/10/William-Golding-biografy.html

Голдинг Уильям Джералд

Голдинг (Golding) Уильям (19 сентября 1911, Сент-Колум Майнор, графство Корнуолл — 19 июня 1993, Перронарвортал, Англия), английский писатель-романист.

«Повелитель мух»

В юности был связан с миром театра, в годы Второй мировой войны служил на действующем флоте, много лет работал школьным учителем.

До войны публиковал стихи, однако свое призвание обрел, обратившись к роману: первая же книга Голдинга «Повелитель мух» (1954) принесла ему славу, по сей день оставаясь его самым признанным произведением. В 1963 Питером Бруком был поставлен фильм по этому роману.

Роман представляет собой травестийное переложение популярной детской приключенческой книги Р. М.

Баллантайна (Ballantyne) «Коралловый остров» (1858), в которой трое мальчиков, очутившись после кораблекрушения на необитаемом острове, превращают его в уголок цивилизации, отважно охотятся на акулу, обучают туземцев навыкам и ремеслам и возвращаются домой возмужавшими — с репутацией истинных героев. У Голдинга группа школьников, певчих церковного хора, попадает на пустынный тропический остров после аварии и, позабыв о недавних бомбежках и эвакуации, герои отдаются стихии приключения, игры, обретенной свободы от взрослого мира. Однако игра становится испытанием человеческой природы, выявляющим ее истинные начала. Итог этого приключения трагичен, оно открывает героям страшные тайны, заставляющие с недоверием воспринимать бытующие представления о человеческом естестве, социуме и истории.

Спор о природе и сущности человека составляет основную философскую коллизию романа, развернутую в противопоставлении героев, исповедующих иллюзии рационалистического и либерального характера, и других персонажей-подростков, которые осознали наивность представлений о врожденной разумности и доброте homo sapiens: на поверку человек в экстремальной ситуации капитулирует перед бесконтрольной иррациональностью, жестокостью и злом. Подобная проблематика и способ ее осмысления предопределены, по признаниям самого Голдинга, шоком, пережитым им в годы войны и после Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, материалы которого, на его взгляд, сделали, по меньшей мере, безответственными любого рода славословия человеческому величию. Вместе с тем упреки в предвзятости и сугубо пессимистическом восприятии феномена человека, многократно адресовавшиеся Голдингу, основаны на некорректном прочтении романа, сюжет которого строится как испытание личности, потенциально обладающей самыми различными возможностями и совершающей этический выбор без предопределенного результата.

После всех кошмаров, пережитых героями на острове, ставшем ареной борьбы за власть, сопровождающейся насилием, убийством и неприкрытой тиранией новоявленных вождей, остаются и свидетельства неостановимого нравственного падения, и примеры настоящего мужества тех, кто сумел сохранить естественные этические нормы. Благополучный финал, являющийся прямой отсылкой к книге Баллантайна, носит, однако, нескрываемо пародийный характер. Подростки спасены очутившимся поблизости военным судном, а испытанное потрясение ими уже забыто, но не могут бесследно пройти уроки, давшие понимание угрозы, таящейся в самом человеке.

Философские романы

Жанр философской аллегории оказался органичным для Голдинга, обращающегося к нему и в других своих произведениях: романе «Наследники» (1955), описывающем гибель общины неандертальцев в столкновении с людьми, которые представляют более высокую ступень исторического развития, и ставящем проблему цены прогресса; повести «Чрезвычайный посол» (1957), где действие развернуто в эпоху античности, но конфликт создан столкновением утопизма и скепсиса как взаимоисключающих типов сознания. Роман «Шпиль» (1964), где предпринята реконструкция мышления людей средневековья, переживающих безысходный конфликт духовных и земных влечений, повествует о разладе между великой целью, преследуемой героем, настоятелем кафедрального собора, который замыслил возвести над храмом гигантский шпиль, словно вступая в соперничество с Богом, и средствами, профанирующими это героическое начинание: оно оплачено страданиями людей, не понимающих самого замысла.

Творческое долголетие

Роман «Пирамида» (1967), представляющий собой отчасти автобиографическое повествование об английской провинции и отмеченный необычным для Голдинга лиризмом, предшествовал длительному периоду молчания, нарушенного лишь в 1979 «Зримой тьмой», где действие вновь связано с событиями войны, хотя основная коллизия носит отвлеченно философский характер, затрагивая проблему истинности или иллюзорности познания. К жанру притчи примыкает и дилогия «Ритуалы на море» (1984) и «Ближние кварталы» (1987). Посмертно издан неоконченный философский роман «Двойной смысл» (1995). В 1983 Голдинг был удостоен Нобелевской премии, а в 1988 посвящен в рыцари.

А. М. Зверев

—–

Уильям Джералд Голдинг William Gerald Golding

Английский писатель, лауреат Нобелевской премии

Родился 19 сентября 1911г. в Сент-Колем Майнор (графство Корнуолл). Образование получает в Брейзноз-колледже Оксфордского университета, где два года посвещает естественным наукам, после чего специализируется по английскому языку и литературе.

1935 – по окончании университета служит в Лондонском приюте для бездомных. В свободное время пишет, играет в театре.

Обратите внимание

1939-1945 – во Вторую мировую войну Голдинг служит в военно-морских силах Великобритании, и этот опыт, по его признанию, лишает его иллюзий относительно природы человека.

Читайте также:  Сочинения об авторе песков

1945-1961 – преподаёт английский и философию в Бишоп-Уордсвортс-школе в Солсбери.

1954 – выходит первый роман Голдинга «Повелитель мух» (Lord of the Flies), в котором рассказывается о группе английских школьников, заброшенных на один из островов Тихого океана. Первым делом они выбирают правительство, но постепенно с них сходит лоск цивилизованности, и дети превращаются в жестоких дикарей.

Роман представляет собой аллегорию на события Второй мировой войны, высвободившей «животное начало» в человеке, обуздать которое под силу лишь нравственному воспитанию. Книга была задумана как иронический комментарий к «Коралловому острову» Р.М. Баллантайна, приключенческой истории для юношества, где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии.

В 1962 году роман «Повелитель мух» был экранизирован английским режиссером Питером Бруком.

1955 – Голдинг избран в Королевское общество литературы. Выходит роман «Наследники» (The Inheritors). Он полемизирует с «Очерком истории» Герберта Уэллса, преисполненным оптимистической веры в рационализм и прогресс.

Голдинг отмечал, что книга Уэллса сыграла большую роль в его жизни, поскольку его собственный отец был рационалистом и «Очерк истории» считался «истиной в последней инстанции».

В «Наследниках» писатель создаёт жуткую картину гибели неандертальцев от руки Homo sapiens: по Голдингу, первые являются нашими благородными, бесхитростными и невинными предками, а вторые – жестокими и кровожадными убийцами.

1956 – выходит роман «Воришка Мартин» (Pincher Martin). Это третий из романов, объединенных идеей борьбы за выживание, и повествует он о потерпевшем кораблекрушение морском офицере, карабкающемся на утес, который он принимает за остров.

Важно

Поначалу читатель восхищается героическими усилиями Мартина, его волей к жизни; однако затем, познакомившись с героем поближе, когда становится известно о его жизни, сосредоточенной на самом себе, у читателя возникает отвращение к его цепкости, которую Голдинг иронически сравнивает с упорством Прометея.

1959 – роман «Свободное падение» (Free Fall, 1959). В отличие от первых трёх романов Голдинга он не иносказателен, однако тематически соответствует другим произведениям писателя: и здесь происходит переход от детской невинности к вине взрослого человека, конфликт между религией и рационализмом, мифом и историей.

1964 – метафорический роман «Шпиль» (The Spire), реконструирующий атмосферу средневековья, – разлад между великой целью и безнравственными средствами её достижения.

Действие романа, который, по мнению некоторых критиков, является кульминацией творчества Голдинга как с точки зрения идейного содержания, так и художественного мастерства, происходит в английском городе XIV в. В «Шпиле» реальность и миф переплетаются ещё сильнее, чем в «Повелителе мух».

Здесь Голдинг вновь обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла. Главный герой романа, настоятель Джослин, решает украсить собор шпилем, чтобы «вознести молитву в камне» любой ценой, невзирая на потерю денег, счастья, жизни или даже самой веры.

1965 – выходит сборник «Горячие врата» (The Hot Gates), в который включены публицистические и критические статьи и очерки, написанные Голдингом в 1960-1962гг. для журнала «Спектейтор» (The Spectator).

1967 – роман «Пирамида» (The Pyramid).

1979 – «Зримая тьма» (Darkness Visible).

1980 – первая часть трилогии «Верительная грамота» (Rites of Passage).

1982 – выходит книга «Передвижная мишень» (A Moving Target), в которой собраны эссе, лекции и рецензии Голдинга.

1983 – Голдинг удостоен Нобелевской премии по литературе «за романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают постигнуть условия существования человека в современном мире».

Совет

1984 – выходит роман «Бумажные люди» (The Paper Men), в котором речь идёт о психологической и духовной борьбе между пожилым английским писателем Вилфридом Барклеем и амбициозным американским академиком Риком Такером, который мечтает получить авторизованную биографию Барклея. Роман получил в Англии и США самые разноречивые отзывы.

1987 – вторая часть трилогии «В непосредственной близости» (Close Quarters).

1989 – третья часть трилогии «Огонь внизу» (Fire Down Below).

19 июня 1993 – Голдинг умер в своём доме в Перранаруортоле (Англия).

Краткая литературная энциклопедия: В 8т. – М.: Советская энциклопедия, 1962.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/golding_uiljam_dzherald/

Голдинг Уильям: биография, карьера, личная жизнь

Уильям Джеральд Голдинг появился на свет 19 сентября 1911 года в Англии, в графстве Корнуолл. Его отец был школьным учителем. С юных лет Голдинг проявил интерес к древности. В особенности его интересовало первобытное общество.

После окончания колледжа при Оксфордском университете, где Уильям два года постигал естественные науки, он стал специализироваться на английском языке и литературе. Впоследствии Голдинг стал преподавать философию и английский язык в Солсбери.

Когда началась Вторая мировая война, Голдинг пошел служить на флот. Будучи командиром десантного корабля, он принимал участие в высадке союзных войск в Нормандии.

Уильям Голдинг был женат. Его супруга Энн (в девичестве – Брукфилд) была по специальности химиком. После свадьбы, состоявшейся в 1939 году, супруги перебрались в Солсбери, где в 1940  году у них и родился первенец – сын Дэвид. Дочь Голдинга, Джудит, появилась на свет в 1945 году.

После окончания войны будущий писатель оставил службу в армии. Он продолжил заниматься преподаванием. Одновременно Уильям писал статьи и рецензии для многочисленных журналов. В этот же период Уильям усиленно работает над первыми своими романами, издать которые он не смог. В 1952 году Голдинг начал усердно работать над книгой, которая впоследствии сделала его знаменитым.

Первое название произведения – «Незнакомцы, явившиеся изнутри» – не произвело впечатления на издателей: автор получил два десятка отказов. Только в 1954 году книга увидела свет, но уже под заглавием «Повелитель мух».

Этот литературный труд быстро стал бестселлером. Этой книгой, где речь шла о группе подростков, очутившихся в годы войны на затерянном острове, зачитывалась вся Великобритания.

Обратите внимание

В итоге заслуги Голдинга были оценены: он был избран членом Королевского литературного общества.

За этой книгой последовали другие произведения. За четыре десятилетия Голдинг создал 12 романов. Его любимым произведением был роман «Наследники» (1955), где автор развивал поднятую в своей первой книге проблему морали и порока.

В 1956 году был напечатан роман «Воришка Мартин». В нем рассказывалось о непростой судьбе морского офицера, который стал жертвой кораблекрушения. Все три лучших книги Голдинга объединяет одна идея – борьба человека за выживание.

В 1959 году Голдинг представил читающей публике роман «Свободное падение». Автор поделился с читателями своими размышлениями об ответственности каждого человека за свои поступки и о смысле человеческого существования.

Успех в области литературы окрылил писателя. В 1962 году он отошел от преподавания и полностью погрузился в творчество. В 1964 году в свет вышел роман «Шпиль». После этого Голдинг обратился к малым жанрам.

Он выпускает сборники рассказов и новелл: «Пирамида» (1967) и «Бог-скорпион» (1971). Потом последовала пауза в творчестве. В 1979 году Голдинг вернулся к читателю, представив публике роман «Зримая тьма». Автор раскрывает свое видение проблемы добра и зла.

Объектом критики писатель делает сытую жизнь технократического общества.

В 80-е годы Голдинг создает еще несколько значимых произведений. Свою последнюю книгу «Двойной язык» английский писатель завершить не успел. Он ушел из жизни в июне 1993 года. Последняя книга Голдинга была тщательно восстановлена по сохранившимся в архивах наброскам и опубликована в 1995 году.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959195-golding-uilyam-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

William Golding

Sir William Gerald Golding was a British writer, poet and playwright born on 19th September 1911 in Newquay, Cornwall. He studied at Marlborough Grammar School; the same school where his father, Alec Golding was a teacher.

He enrolled at Brasenose College, Oxford to study Natural Sciences but then changed his major to English Literature after two years. He was a graduate in 1934 receiving his B.A honors in English Literature.

The same year he published his first book titles ‘Poems’.

Golding got married in 1939 to Ann Brookfield who was an analytical chemist. They had two children. Shortly after their marriage, Golding got a job as a schoolmaster. The next year, Golding enlisted in the Royal Navy and fought in the Second World War. He was involved in various missions before the war ended.

Важно

Golding returned home safe to start a normal life teaching Philosophy and English as before. In 1953, nearly a decade later, Golding wrote a novel that was to become the reason for his success.

Although his publisher demanded some editing in the work, the book was finally published in 1954 named ‘Lord of the Flies’ that was very well received.

William Golding decided to devote all his time to writing so in 1961 he resigned from his post at Bishop Wordsworth’s School. He spent the rest of the years as a writer in residence at Hollins College in Virginia.

His first novel was followed by others including ‘The Inheritors’ in 1955, ‘Pincher Martin’ in 1955 and ‘Free Fall’ that was published in 1956.

Other novels by Golding are ‘The Spire’ (1964), ‘The Pyramid’ (1967), ‘Darkness Visible’ (1979), ‘To the Ends of the Earth’ trilogy (1980, 1987, and 1989) and ‘The Double Tongue’ that was published posthumously in 1995.

Golding also wrote short fiction, plays and essays. He also authored a travel book. His play was called ‘The Brass Butterfly’. His essays include ‘The Hot Gates’ (1965), ‘A Moving Target’ (1982) and ‘An Egyptian Journal’ (1985). William Golding also had some works that were unpublished.

These included an account of the D-Day training whilst sailing on the south coast of London. It was called ‘Seahorse’ and was written by Golding in 1948. He wrote a novel named ‘Circle under the Sea’ which was about an ambitious writer who uncovers archaeological treasures on Isles of Scilly.

His third unpublished work was a novel called ‘Short Measure’.

William Golding’s writing style mostly used classical literature, Christian symbolism and mythology and all his novels are distinct from each other. There is no common plot or story however all of them are set on villages and island, courts and monasteries; mostly closed settings.

Совет

Golding was nominated as a candidate for ‘Chancellorship’ of the University of Kent, Canterbury but lost. He was honored with awards such as the ‘James Tait Black Memorial Prize’ in 1979, the Booker Prize in 1980. He was given the Nobel Prize for Literature in 1983. He was awarded the title of ‘Sir’ by the Queen in 1988.

The Times included him in the list of ‘The 50 Greatest British Writers since 1945’.

Buy Books by William Golding

Источник: https://www.famousauthors.org/william-golding

Творчество – Уильям Голдинг

     Как отмечал литературовед А. А. Чамеев, проза Уильяма Голдинга, «пластичная, красочная, напряжённая», принадлежит к самым «ярким явлениям послевоенной британской литературы».

Для произведений Голдинга характерны драматизм, философская глубина, разнообразие и сложность метафорического языка; за кажущимися простотой и непринуждённостью повествования в книгах автора «скрываются цельность и строгость формы, выверенная слаженность деталей». Согласно У.

Аллену, каждый компонент произведения писателя, сохраняя художественную самостоятельность, «работает» на заранее заданную философскую концепцию, нередко противоречивую и спорную, но «неизменно продиктованную искренней тревогой за судьбу человека в вывихнутом мире; претворённая в плоть и кровь художественных образов, эта концепция превращает всю конструкцию в обобщение почти космической широты».     Концепции Голдинга, в основном, основывались на крайне пессимистическом отношении к природе человека и перспективах его эволюции. «Оптимистическое представление о целесообразности и необратимости исторического процесса, вера в разум, в научный прогресс, в общественное переустройство, в изначальную доброту человеческой природы кажутся Голдингу — в свете опыта военных лет — не более чем иллюзиями, обезоруживающими человека в его отчаянных попытках преодолеть трагизм бытия», — писал А. Чамеев. Формулируя свои цели, писатель ставил во главу угла проблему исследования человека со всеми его тёмными сторонами. «Человек страдает от чудовищного неведения своей собственной природы. Истинность этого положения для меня несомненна. Я целиком посвятил свое творчество решению проблемы, в чём существо человеческое», — писал он в 1957 году.

     Исследователи по-разному классифицировали жанр произведений У. Голдинга: «притча», «парабола», «философско-аллегорический роман», отмечая, что его персонажи, как правило, вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях. Сам писатель не отрицал притчевого характера своей прозы; более того, посвятил размышлениям на эту тему лекцию, прочитанную американским студентам в 1962 году. Признавая свою приверженность мифотворчеству, он трактовал «миф» как «ключ к существованию, открывающий конечный смысл бытия и вбирающий в себя жизненный опыт целиком и без остатка». Исследователями отмечалось своеобразие «мира Голдинга»: его малонаселенность, нередко — замкнутость (остров в «Повелителе мух», участок первобытного леса в «Наследниках», одинокая скала посреди океана в «Воришке Мартине»). Именно пространственная ограниченность поля действия открывает автору «простор для моделирования разного рода экстремальных (пограничных — в экзистенциалистской терминологии) ситуаций», обеспечивая тем самым «чистоту опыта», — считал А. Чамеев.

Читайте также:  Краткая биография булгарин

    Отзывы критики

     Творчество Уильяма Голдинга всегда вызывало разноречивые, нередко полярные отклики и оценки. Американский критик Стенли Э. Хаймен называл его «самым интересным современным английским писателем». Того же мнения придерживался английский романист и критик В. С. Притчетт. Однако аллегоричность прозы Голдинга давала критикам повод для многочисленных споров. Высказывались мнения о том, что иносказания отягощают повествовательную канву его книг; многим писательская манера автора казалась претенциозной. Фредерик Карл критиковал Голдинга за «неспособность… дать интеллектуальное обоснование своим темам», а также за «дидактический тон». «Его эксцентрическим темам недостает равновесия и зрелости, которые свидетельствовали бы о литературном мастерстве», — утверждал этот же критик. Джонатан Рабан считал Голдинга не столько романистом, сколько «проповедником от литературы», озабоченным исключительно решением глобальных вопросов бытия. «Его книги следуют проповеднической традиции — как минимум в той же степени, в какой они следуют традиции романа. Голдинг не слишком преуспевает в воспроизведении реальности; вымышленные события в его романах происходят так, как происходят они в притчах. Стиль его прозы лишён мелодичности и часто выглядит неуклюжим», — писал Рабан в журнале The Atlantic.

    “Повелитель мух” и “Наследники”

      Первые отклики на дебютный роман Голдинга были сдержанными. По мере того, как репутация и популярность романа росли, стало меняться и отношение к нему. Литературные критики, поначалу воспринявшие произведение как очередную приключенческую историю, — вскоре стали выстраивать вокруг него целые теоретические структуры. В конечном итоге «Повелитель мух» был включён в основные образовательные программы; более того, по уровню интереса к нему со стороны аналитиков оказался сравним с двумя основными книгами Дж. Оруэлла. В США, как отмечал Дуайт Гарнер, обозреватель «Нью-Йорк Таймс», именно «Повелитель мух» «заменил сэлинджеровскую 'Над пропастью во ржи' в качестве Библии несчастливого детства».

    Основную идею романа, состоящую в том, что «так называемая цивилизованность человека, есть нечто, в лучшем случае лишь поверхностное» (Джеймс Стерн, New York Times Book Review), критика формулировала, следуя высказываниям самого автора о своём детище.

Начиная с этого момента, Голдинга стали считать выразителем пессимистического взгляда на человеческую природу; мастером аллегории, использующим жанр романа для анализа непрекращающейся борьбы в человеке цивилизованного «я» с его тёмной первобытной природой.

Некоторые исследователи усматривали в «Повелителе мух» присутствие библейских мотивов (Дэвид Андерсон считал, что это «сложная версия истории Каина — человека, который — после того, как его сигнальный костер не сработал, убил брата своего»), отмечая, что роман «исследует истоки моральной деградации человечества». К. Б. Кокс назвал в 1960 году «Повелитель мух», «возможно, самым важным романом, созданным в 1950-е». В списке The Times «The Best 60 Books of the Past 60 years» роман занял строку лучшего романа 1954 года. Лайонел Триллинг придавал произведению значение поворотного пункта в истории современной английской литературы: после него «…Бог, возможно, и умер, но Дьявол расцвёл — особенно в английских общественных школах».

     Второй роман Голдинга, «Наследники», рассматривался, с одной стороны, как неявное продолжение первого, с другой — как полемика с «Очерком истории» (англ. Outline of History) Герберта Уэллса, исповедовавшего оптимистический, рационалистский взгляд на прогресс человечества. Times Literary Supplement отмечал, что два эти произведения даже в чём-то близки стилистически. Голдинг вспоминал, что его отец-рационалист именно эту работу Уэллса рассматривал как «истину в последней инстанции». Питер Грин (A Review of English Literature), отмечая внутреннюю связь «Наследников» с «Повелителем мух», писал, что Голдинг в своём втором романе «…всего лишь создал вторую рабочую модель для того, чтобы истинную человеческую природу показать под иным углом». Другой британский критик, Олдси, продолжил ту же параллель в религиозном ключе: оба романа, в его представлении, исследуют регресс человека — не в дарвинистском, но в библейском ключе. Мальчики из «Повелителя мух» регрессируют, неандертальцы — вытолкнуты пришельцами вперёд, к прогрессу, но результат оказывается одинаков. В совокупности два первых романа Голдинга, по мнению Лоуренса Р. Райса («Wolf Masks: Violence in Contemporary Fiction»), являют собой «исследование человеческой природы, в котором на первый план выведено насилие; агрессия, человеком обращённая против себе подобных».

    Романы 1959-1964 годов

«Первобытный» период в творчестве Голдинга с публикацией третьего романа, «Воришка Мартин», завершился, но критики отметили в нём отголоски знакомых идей.

Аллегория смехотворности мелочной борьбы человека, чье «видимое существование является как бы добровольным чистилищем, отказом принять Божью милость и умереть» рассматривалась и в библейских категориях: так, Southern Review отметил, что эпизоды произведения выстроены «в шестидневную структуру… предсмертного жизненного опыта», которая, включая безвременье, в котором происходят вымышленные события островитянина, «служит ужасающей пародией на шесть дней Сотворения…». «Тьма становится универсальным символом: это мрак существа, лишенного способности видеть себя, …мрак подсознания, мрак сна, смерти и за смертью — неба», — писал Стивен Медкалф в книге «Уильям Голдинг».

       Роман «Свободное падение» (1958), посвящённый исследованию вопроса о границах свободного выбора человека, отличался от первых произведений Голдинга отсутствием всякой иносказательности.

Обратите внимание

Вместе с тем, критика подметила и здесь продолжение ряда линий, начатых в ранних романах: исследуя переход от детской невинности к взрослости, для которой характерна полная утрата внутренней свободы, автор подверг сомнению базовые понятия о человеческой жизни и её смысле.

Стивен Медкалф усмотрел в «Свободном падении» параллели с Данте (первую возлюбленную героя, которая впоследствии оказывается в клинике для умалишенных, зовут Беатрис), отметив, что Голдинг в своём романе прослеживает падение человека непосредственно — там, где Данте ограничивается намёками.

             В романе «Шпиль» (1964) У. Голдинг, как писал С. Медкалф, вновь проявил «интерес к замутнённым областям человеческого характера», продолжив «исследование человеческой воли, готовой всё принести себе в жертву». История настоятеля Джослина, оказавшегося во власти навязчивой идеи о собственной «миссии», получила множество толкований: так, New York Review of Booksназвал Шпиль «книгой о предвидении и цене за него», которая «затрагивает тему мотивации в искусстве и молитве», а шпиль использует — как символ, с одной стороны, фаллический, с другой — как олицетворение соития двух начал: человеческого и божественного. New York Times Book Review отмечал, что «Шпиль» можно толковать и как точное описание автором своего художественного метода, суть которого состоит в попытке «вознестись ввысь, оставаясь при этом прикованным к земле». «Мистер Голдинг в своих устремлениях поднимается подобно лозе, цепляясь за любую твердь. Это особенно проявляется в 'Шпиле', где каждый камень, каждый этаж лесов, каждый карниз и узел используется автором, чтобы подтянуться к небесам», — писал Найджел Деннис. При том, что сам Голдинг подчёркивал «земной» смысл финала книги (Джослин-фанатик умирает, ощутив перед смертью красоту окружающего мира) он же отмечал: собственную маниакальность главный герой воспринимает как безумство божественное, полагая, что Бог сам толкает человека на «безумные дела» во имя самопрославления. Английские критики М. Кинкид-Уикс и И. Грегор сочли именно «Шпиль» поворотным пунктом в творчестве Голдинга, которое с этих пор раздвоилось на русла: метафизическое и социальное.

     1967—1979: «Пирамида» и «Зримая тьма»

      Не все литературные критики сочли «Пирамиду» — сборник трёх новелл, объединённых местом действия, провинциальным английским городком Стилбурном, — романом. Некоторые из них назвали это произведение слабейшим в наследии писателя, другие отметили его непохожесть на остальные: согласно Times Literary Supplement, книга — «не притча, не содержит очевидных аллегорий, не рассказывает о некоем упрощённом или отдаленном мире. Она принадлежит иной, более знакомой традиции в английской литературе: это непритязательный реалистический роман о мальчике, взрослеющем в маленьком городке — такую книгу мог бы написать Герберт Дж. Уэллс, если бы внимательнее относился к своему стилю письма».    Более благосклонно был встречен критикой «Бог-скорпион» (The Scorpion God: Three Short Novels), сборник 1971 года. Так, рецензент Times Literary Supplement счёл его демонстрацией «чисто голдинговского дара». Заглавная новелла, по словам критика, переносит читателя в мир Древнего Египта, «применяя знакомые критерии к незнакомому… Это блестящий тур-де-фор, как и Наследники, разве что, в более скромном масштабе».

    В 1979 году вышел роман Голдинга «Зримая тьма». Как отмечал критик Сэмюэл Хайнс (Washington Post Book World), пропустив пятнадцать лет, в мир романа Голдинг вернулся практически не изменившись, всё тем же «моралистом и создателем притч»:

  –  Моралисту требуется верить в существование добра и зла, и Голдинг верит; вообще, можно сказать, что исследование природы добра и зла и есть его единственная тема. Создатель притч должен верить, что моральный смысл может быть выражен в самой ткани повествования, более того, некоторые аспекты этого смысла только так и могут быть выражены, — и вновь это голдинговский принцип.— Сэмюэл Хайнс, Washington Post Book World, 1979
    Многие исследователи отметили возвращение автора к библейским аллегориям. Именно в таких категориях рассматривала Сюзан Ф. Шеффер (Chicago Tribune Book World) противостояние Мэтти, чудом спасшегося в огне мальчика, который становится ясновидящим и олицетворяет свет, и его сёстер-близняшек Тони и Софи Стэнхоуп, открывающих для себя «соблазны мрака».     Последние романы ГолдингаВ цикл «На край света: морская трилогия» (1991) вошли романы «Ритуалы плавания» (1980), «Тесное соседство» (1987) и «Пожар внизу» (1989). Историческая сага, действие которой разворачивается в XVIII веке, вернула писателя к жанру аллегории: принято считать, что корабль здесь служит символом Британской империи. Блейк Моррисон (обозреватель New Statesman) отмечал, что первый роман трилогии перекликается с «Повелителем мух» — по крайней мере, в основной идее, о том, что человек, как «падшее существо», способен на «злодеяния, для описания коих не находится слов». Корабль с пассажирами на борту, оставаясь реальным и жизнеподобным пространством (согласно А. Чамееву), «…метафорически выполняет функцию совсем не пространственных отношений: — микромодель общества в британском его варианте, а вместе с тем и символ всего человечества, суетного, раздираемого противоречиями, движущегося среди опасностей в неведомом направлении».     Во втором романе трилогии, «Тесное соседство», продолжающем историю плавания Тэлбота в Австралию, корабль предстаёт перед читателем на иной стадии своего существования: он символизирует Британию на грани коллапса. Произведение вызвало немало вопросов у критиков: так, рецензент Los Angeles Times Book ReviewРичард Хоу писал, что второй роман с трудом воспринимается вне общего контекста; сам же по себе — как минимум, озадачивает: «Это не аллегория и не фантазия, не приключенческая проза и даже не законченный роман, поскольку имеет начало и, вроде бы, середину, но конец его словно бы вынесен в неопределённое будущее».     Пол Стюи, рецензент Quill and Quire, назвал завершивший трилогию роман «Пожар внизу» «амбициозным» и «в целом удачным», а финал его — волнующим. У. Л. Уэбб (New Statesman & Society), хоть и счёл вторую и третью части трилогии уступающими первой, заметил, что «удерживают внимание читателя… волшебные картины моря, создаваемые Голдингом, лица, вырисовываемые на палубе в лунную ночь, жуткие тени, отбрасываемые фигурами людей в тумане среди моросящего дождя, молнии и гул ветра, пчелиный рой матросов, на повреждённом корабле несущихся к утесам». «Ничего похожего на это нет больше в нашей литературе», — заключал рецензент. Роман «Бумажные людишки» (1984), в центре которого — конфликт между пожилым британским писателем и амбициозным американским литературоведом, ознаменовал собой первое (после «Пирамиды») возвращение к жанру социальной комедии и в англо-американской прессе получил неоднозначные оценки, оказавшись самым спорным произведением автора. Основная идея этого «фарса», по мнению Майкла Рэтклиффа из London Times, свелась к тому, что «биография — это предмет торгового жульничества». Блейк Моррисон, впрочем, вновь обнаружил здесь возможность провести религиозную параллель («На одном уровне это защита таланта от угрозы, нависшей над живым писателем… в виде мертвой руки наукообразия. На другом же уровне Такер может рассматриваться либо как христоподобный образ, искупающий грехи Барклея, либо как сатана… искушения которого Барклей должен отвергнуть»). В большинстве своём критики сочли роман не соответствующим высшим стандартам голдинговского мастерства: «Судя по усталому, капризному тону повествования, мистер Голдинг похож на своего героя не только внешне» (Митико Какутани, New York Times); «что бы ни создал писатель после получения Нобелевской премии, разочаровывает, и новый роман… не исключение» (Дэвид Лодж,New Republic).

Источник: https://sites.google.com/site/uilamgolding/home/tvorcestvo

Ссылка на основную публикацию