Краткая биография Сергей Городецкий
Краткая биография Сергей Городецкий
Сергей Городецкий (Певцом национальных восторгов назвал И. Е. Репин Сергея Митрофановича Городецкого, поэта и прозаика, переводчика, драматурга. Обширное и неровное его творчество отмечено постоянным интересом к народным истокам, живописным образам, идущим от старинных легенд и поверий, живостью и естественностью стиха.
Родился Городецкий в Петербурге в семье земского деятеля, действительного статского советника, сотрудника Министерства внутренних дел, литератора-этнографа и художника-любителя, большого ценителя искусства. Мать Сергея в юности была знакома с И. С. Тургеневым; в доме родителей бывали видные писатели и художники, среди них – В. С. Соловьев, Н. С.
Лесков, подаривший мальчику Левшу с автографом. С детства почувствовал будущий поэт тягу к литературе, полюбил Пушкина, Кольцова, Никитина. После смерти отца девятилетний мальчик испытал нужду: мать осталась с пятью детьми, и с шестого класса гимназии он подрабатывал уроками. В 1902 г.
Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета и, как позже признавался в автобиографии: Погнался за тремя зайцами: наукой, живописью и поэзией. Ни одного еще не догнал, но и ни один еще не убежал от меня. Он увлеченно занимался славянскими языками, историей искусств, русской литературой. В университете в 1903 г.
познакомился со студентом Александром Блоком и подружился с ним. В его квартире Городецкий читал свои ранние стихи, выставлял рисунки, позже состоял с Блоком в переписке, делясь раздумьями о жизни и искусстве.
Поэта занимали мировоззренческие проблемы, он рассказывал потом о своих духовных скитаниях, увлечении античностью, славяноведением, отечественной культурой, философией Ницше и Бергсона. Незрелость, подчас двойственность эстетических взглядов отразились в его творчестве. Глубоко переживал он поражение России в войне с Японией, часто думал в ту пору о гибели мира и собственной смерти.
В результате складывался первый стихотворный сборник, на тематику которого повлияли летние поездки 1901-1905 гг. в деревни Псковской губернии. Все свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором еще в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен.
Отсюда и родилась моя первая книга Ярь,- писал Городецкий. Первая публикация его стихов была сделана Брюсовым в журнале Весы за 1906 г. (No. 6), а Ярь вышла в декабре того же года (на титуле обозначен 1907 г.). Ярь – все то, что ярко: ярость гнева, зеленая краска – ярь-медянка, ярый хмель, ярь – всходы весеннего сева, ярь – зеленый цвет.
Но самое древнее и глубокое значение слова Ярь – это производительные силы жизни, и древний бог Ярила властвовал над всей стихиею Яри,- разъяснял смысл названия книги молодого фавна М. Волошин, увидевший в ней слияние древней подлинности с младенческим откровением. Высоко оценили сборник Блок, Вяч. Иванов, Брюсов. Музыку на стихи поэта сочиняли А. Г. Гречанинов, С. Н. Василенко и др.
Образы древнеславянской языческой мифологии воплощали у Городецкого красоту и мощь природы, поэтизировали стихийную силу человека, а в разделе Зачало представала космическая картина возникновения мира (Солнце, Луна, Земля, Хаос и др.). В небольших циклах Рождение (Свет зеленый, свет небесный…, Ты была самой любовью…, Преодолей небытие… и др.), Смерть (Я онемел и не дерзаю…
, Пришла и постучалась…, Я оплакал себя, схоронил…), Отец и сын, Великая мать поэт касался тайн бытия, а в других стихотворениях сборника воссоздавал многоцветный полуреальный образ Древней Руси, близкий живописным произведениям Васнецова, Кустодиева, Рериха. Языческая мифология представала в стихах, рисующих древние божества (Рождение Ярилы, Ставят Ярилу, Барыбу ищут), причем автор причудливо сплетал отголоски языческих верований с собственным вымыслом, творчески преобразовывал мотивы народных песен и заклинаний, так, воспроизводя, например, обращение к богу жриц:
Ярила, Ярила, Высокий Ярила, Твои мы. Яри нас, яри нас Очима. Конь в поле ярится, Уж князь заярится, Прискаче. Прискаче, поиме Любую. Ярила, Ярила, Ярую! Ярила, Ярила, Твоя я! Яри мя, яри мя, Очима Сверкая! (Славят Ярилу, 16 июля 1905) В этой и во второй своей книге Перун (1907), объединенной в издании 1910 г.
с первой под общим заглавием Ярь, Городецкий разносторонне освещал языческую тему (Встреча Ярилы с Перуном, Проводы, Стрибог, Тар), отдавал дань народным поверьям (Чертяка, Юдо, Лунный старик, Колдунок).
То светлые, борющиеся с порождениями темного начала образы (цикл Светозор), то мрачные создания, навеянные народной фантазией, а чаще просто выдуманные автором (Яга, Огневка, Змеюка), сменялись в книге легендарно-балладными сюжетами (Ворон, Филин, Клен, Алый Китеж), песенными вариациями (Росянка (Хлыстовская), Веснянка, Осенница), богатыми звукописью: Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. (Весна (Монастырская), 15 апреля 1906) Празднично-яркому, полусказочному быту (цикл Теремок), лубочно щедрому миру чувств (цикл Заколдованная любовь) контрастно противостояли картины городской жизни (Улица, Окна), подневольного фабричного труда, продажной любви, вымученного недолгого веселья, беспросветно-тягостных дней в трущобах (цикл Работа: На каторгу, Прачка, Пастораль, Хозяйка). Ущербное население городов (Уроды, Городские дети) вызвало у поэта сочувствие, желание познать лучшее грядущее, интонации, близкие к некрасовским. О лица, зрелища трущобных катастроф, Глухие карты тягостных путей! Невольный голос ваш печален и суров, Нет повести страшнее ваших повестей. (Людские лица, 1907) На волю – услышать про новую долю зовет автор в стихотворении На массовку – своеобразном отзвуке революции 1905 г. Стремление к звуковой изощренности, нарядности стиха, мажорному его звучанию, молодой задор, избыток сил преобладали в раннем творчестве Городецкого. Как пример совершенного по красочности и конкретности словаря Блок в статье Краски и слова приводил его стихотворение: Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота – Жидкого золота Не движется мир. Зной, апрель 1905) Весь какой-то белый, светлый… Постоянная улыбка. Что-то очень русское, задорное. Какой-то Васька Буслаев,- писал о молодом Городецком, читавшем свои стихи на башне Вяч. Иванова, Д. В. Философов. Сам хозяин башни, пленившись поэзией и личностью Городецкого, в стихотворном цикле Эрос (1906) создал символическую маску Юного Поэта. Одноименную роль тот успешно сыграл в пьесе Ф. Сологуба Ночные пляски. Символисты стремились тогда найти русскую почву, напиться у пращуров той силой, которая иссякала в утонченности его ведущих представителей (Д. И. Святополк-Мирский). Городецкий, сменивший затем несколько литературных платформ, сотрудничал в их печатных органах, разделяя идею свободы творчества, интерес к музыкальному началу в поэзии, приверженность к поэтической форме стиха. В 1906 г. он организовал при Петербургском университете Кружок молодых, где на литературных вечерах выступали студенты, любители и профессионалы-писатели (Блок и др.). В автобиографии Городецкий писал: В Кружке молодых созрел мой разрыв с Олимпом символистов, со средами Вячеслава Иванова, где появились отчетливые мистические тенденции. Одно время он, однако, разделял идею мистического анархизма Г. Чулкова, провозглашавшего непримиримое и революционное отношение ко всякой государственности и институту собственности, увлекался мифотворчеством Вяч. Иванова, заявляя: Я вячеславнее… чем сам Вячеслав. Через три года после выхода Яри он отказался от прославления некрещеной Руси и причислил себя к носителям жизнерадостной дионисийско-христианской идеологии. В сборниках Дикая воля (1908) и Русь (1910) на смену буйной радости первых книг пришли мотивы грусти и печали, тревоги за родную землю: Мне тяжело, как в первый день, Как в первый день ночного горя, Когда впервые бросил тень
Закат на даль земли и моря…
(Элегии, 1, 1907. Кресты)
На тональности этого и ряда других стихотворений (цикл Тюремные песни) сказался личный опыт автора: в 1907 г. он был посажен в царскую тюрьму Кресты за перевоз из Финляндии в Петербург запрещенного в
Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/kratkaya-biografiya-sergej-gorodetskij/
Биография, Городецкий Сергей Митрофанович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Городецкий Сергей Митрофанович
Городецкий, Сергей Митрофанович
(род. 1884) — современный русский поэт; из дворян; сын литератора-этнографа; окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та (специальность — теория и история искусства и литературы). Во время империалистской войны, в 1916—1917, — корреспондент «Русского слова» на азиатском фронте (в Турецкой Армении и Персии).
В 1918—1920 — в меньшевистской Грузии и в муссаватистском Азербайджане.
С 1920, после освобождения Закавказья от белых, Городецкий принимает участие в советской работе на литературно-театральном поприще (заведовал последовательно литературной частью «Известий», затем театра Революции, Культотдела МГСПС; редактор журнала «Искусство трудящимся» и т. д.).
Писать стихи стал с детства; первая же книга «Ярь» (1907) обратила на себя внимание. Поэзия Г. 1907—1912 входит в русло символистского движения. Ранние работы Г.
(сборники «Ярь» и «Перун», 1907) интересны прежде всего попыткой синтезировать языковые достижения символизма с народной речью (здесь — отчасти — истоки позднейшей «крестьянской» поэзии и — в известной мере — футуризма). Характерно также отражение в этих первых опытах Г. социальных мотивов (отзвуки революции 1905).
Поэтика Г. этого периода отчасти примыкает к бальмонтовской (гегемония напевности), но наиболее сильное влияние на него оказали Вяч. Иванов и А. Блок. В дальнейшем Г. вводит в поэтический оборот и совершенно новые ритмы, которые доныне удержались в литературе. Но уже и тогда Г.
выделяло из среды символистов «непосредственное упоение бытием», жизнерадостное и жизнелюбивое мироощущение. В 1912 Г. порвал с символизмом и вместе с Гумилевым (см.) основал новое течение — акмеизм. Отвечая запросам буржуазной интеллигенции предвоенной поры, Г.
стремился свести поэзию с мистических высот на землю, придать ей трезвый вещный, материальный отпечаток. Своему собрату по школе О. Мандельштаму Г. ставит в заслугу то, что «он верит в вес, он чтит пространство, он нежно любит материал, он вещества не укорял за медленность и постоянство». В связи с этим в поэтике Г.
живописность, пластичность сменяет былую музыкальность и напевность. — Империалистскую войну 1914 Г., как и все акмеисты, встретил патриотическими стихами. К 1915 относится организация кружка крестьянских писателей «Краса», из которого вышли поэты Есенин, Клычков и др.
Отдавая в последние годы много времени практической редакционно-издательской и театральной деятельности, Г. вместе с тем работает и в области литературы, опубликовав с 1920 несколько сборников стихов, прозы, ряд пьес и произведений, предназначенных для массового читателя; отдельно необходимо отметить большую его работу по созданию детской литературы. Г.
стремится слить свое поэтическое творчество с общим советским строительством, искренно разрывая со старыми навыками и традициями. «Пусть с кровью мы сдираем ветошь, но мы сдерем ее с себя», — писал он в одном стихотворении. Но это преодоление «ветоши» дается Г.
нелегко: его революционным стихотворениям зачастую недостает четкости и цельности, столь характерных для прежнего творчества Г.
Городецкий много работал и как критик. Важнейшая его критическая статья — «Некоторые течения в современной русской поэзии» («Аполлон», No 1 за 1913) — была программным манифестом акмеизма. Следует отметить еще: вводную статью к собранию сочинений И. С. Никитина (1911); статью о В. Г.
Короленко (в сборнике «Наши дни», No 2, Москва, 1922). Прозаические произведения Г. (в т. ч. и лучшие вещи, как роман «Алый смерч», повесть «Сутуловское гнездовье» и проч.) представляют значительно меньший интерес (за исключением некоторых сказок). Из довольно многочисленных переводов Г.
особо примечательны «Ночь» М. Мартине, «Тюремные песни» Э. Толлера, две пьесы Мольера. «Собрание стихов» Г. изд. в 2 тт., СПб, 1909—10; избранные стихи — Изборник, М., 1916; из позднейших сборников основные: Ива (1913), Цветущий посох (1914), Серп (1921), Миролом (1923), Грань.
Лирика 1918—28, М., 1929.
Лит.:Библиография — в книгах Владиславлева И., Русские писатели, Ленинград, 1924, и Литература великого десятилетия, Москва — Ленинград, т. I, 1928; у Е.
Никитиной, Русская литература, Москва, 1926; Брюсов В., Далекие и близкие, Москва, 1912; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, Петроград, 1923; «Новый мир», No 2, 1930 (ст. А.
Глаголева), «Красная новь», No 3, 1930 (ст. Е. Брайниной).
Г. Лелевич.
Городецкий, Сергей Митрофанович
[1884—] — современный поэт. Род. в Петербурге в семье литератора-историографа. Образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета.Первая книга стихов — «Ярь» — появилась в 1907. До 1912 Г. примыкал к символистам. В 1912 г. от этого течения отошел и вместе с Н. Гумилевым организовал группу акмеистов.
В 1915 — начало расхождения с акмеистами и участие в организации крестьянских поэтов, в которую входили Клюев, Ширяевец, Есенин. В 1916 г. — уехал на фронт в Турецкую Армению корреспондентом «Русского слова». В начале революции, находясь в армии в Тифлисе, организовал тифлисский цех поэтов.
Меньшевиками был выслан из Тифлиса. В 1920, с первого дня советской власти на Кавказе, заведовал худ. отд. Кавроста, организовал театр Сатир-агит. С 1921—1924 руководил лит-ой частью в Театре Революции, театре МГСПС, редактировал журнал «Искусство трудящимся».
В 1925 вернулся к художественной работе. В настоящее время пишет преимущественно для массового читателя (агитстихи, пьесы, проза) и для детей. Член ВКП (б).
В первый период своей лит-ой деятельности Г. находился под сильным влиянием К. Д. Бальмонта. Поэтическое творчество Г. в ту эпоху довольно разнообразно: 1. чисто лирические произведения, 2.
попытки в поэтической форме показать древнее народное мифотворчество — фигурируют Перун, Стрибог, Ярил и т. п. К этой группе произведений необходимо отнести сказки Г., как напрель «Касьян» (сб. «Дикая воля»), 3. «Темь» или «Заросли злобы», где Г.
не уходил в прошлое, в мифотворчество, а давал порой яркое изображение гримас капиталистического города.
Переход Г. к акмеизму был продиктован стремлением перейти от иррациональных тем к живой действительности. В стихотворении «Адам» (М., 1916), в этом своего рода манифесте акмеистов, Г.
видел призвание поэта в том, чтобы «живой земле пропеть хвалы». К этому периоду относятся сборники стихов — «Ива» (СПб., 1913) и «Цветущий посох» (СПб., 1914). Значение Г.
в дореволюционную эпоху характеризуется влиянием его на группу крестьянских поэтов (Клюев, Клычков и др.).
Г., переходивший от одного литературного течения к другому, был выразителем настроений той части интеллигенции, к-рая в эпоху между революциями 1905 и 1917 бежала от тягостной действительности в прошлое, стремилась найти спасение в голосах «дикой воли», в анархическом презрении к капиталистическому городу.
Эпоха Октябрьской революции, реально поставившая вопрос о новом обществе, заставила Г. отдать свои силы борьбе масс за свое будущее. Следует однако отметить, что его сборники стихов «Серп» (П., 1921) и «Миролом» (М., 1923) поэтической ценности не представляют.
— Помимо стихов, которые и определили его положение в литературе, Г. писал повести, романы («Старые гнезда», СПб., 1912. В 1918 году им напечатан роман «Алый смерч»), литературно-критические статьи (о Никитине, Короленко, Блоке, Есенине), исследование о сказках. Г. перевел целый ряд произведений зап.
— европейских писателей — Мольера, Гауптмана, Гамсуна, Золя, Толлера и др.
Библиография:I. Кроме упомянутого, см. еще стихи Г.: Перун, СПб., 1907; Русь, М., 1910; Грядущий день, СПб., 1914; Четырнадцатый год, П., 1915; Пушкину, П., 1915; Ангел Армении, Тифлис, 1919. Ст. Г. «Некоторые течэния в современной русской поэзии» («Аполлон», 1913, кн. ², перепеч. в книге «От символизма до Октября», М.
, 1924) — очень важна дня понимания акмеизма. Проза Г.: Кладбище страстей, СПб., 1909; Повести и рассказы, СПб., 1910; «Что и как читать детям», 1912—1913, NoNo 8—11; Дни любви, СПб., 1914; Дальние молнии, СПб., 1916 и др. Из стихов, написанных Г. для детей, отметим сб.
«Веснушки Ванюшки», 1918, «Лети лето», 1924, «Крылатый почтальон», 1927 и др.
II. Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Полонский В., Литература и жизнь, журн. «Новая жизнь», 1914, VI (проза Г.).
III. ВладиславяевИ. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.
В. И. Бойчевский.
“Литературная энциклопедия” (т. 1—9, 11, 1929—39, неконч.).
Городецкий, Сергей Митрофанович
Род. 1884, ум. 1967. Поэт, участник и один из создателей «Цеха поэтов». Писал стихотворения (сборн. «Ярь», 1907, и др.), поэмы («Красный Питер», 1922, и др.).
Все биографии русских писателей по алфавиту:
А – Б – В – Г – Д – Е – Ж – З – И – К – Л – М – Н – О – П – Р – С – Т – У – Ф – Х
– Ц – Ч – Ш – Щ – Э – Я
Десятка самых популярных биографий:
Источник: https://docbaza.ru/bio/rus/Gorodetski_Sergei_Mitrofanovich/
Биография
Подробности Категория: Поэты Опубликовано: 02.03.2016 13:32 Автор: Биограф Просмотров: 1728
Городецкий Сергей Митрофанович Родился: 5 (17) января 1884 года.
Умер: 7 июня 1967 (83 года) года.
Сергей Митрофанович Городецкий (5 (17) января 1884, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 июня 1967, Обнинск, СССР) — русский и советский поэт, переводчик.
Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Окончил 6-ю Санкт-петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова.
В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. В 1909 году публиковался в журнале «Пробуждение». В 1910-е гг. Городецкий разошёлся с символистами, и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов (совместно с поэтом Николаем Гумилевым).
В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец).
С осени 1916 года находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве представителя Союза городов и военного корреспондента. Позднее некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом.
После Октябрьской революции издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражена тема геноцида армян. Знал армянский язык[источник не указан 450 дней]. Его учителем был сын армянского поэта Туманяна, Амлик Иванович Туманян[источник не указан 450 дней].
Будучи в Баку, Городецкий заведовал художественным отделением РОСТА, затем работал в Политуправлении Каспийского флота.
С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию — как народов СССР, так и зарубежную.
До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал «Искусство трудящимся», затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия». В 1930-е гг.
много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Перевёл либретто опер: «Фиделио» Бетховена, «Водонос» Керубини, «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера.
Создал либретто одной из первых опер советской тематики — «Прорыв» композитора С. И. Потоцкого — о гражданской войне. Для композитора В. М. Юровского написал либретто оперы «Дума про Опанаса», по одноимённой поэме Э. Г. Багрицкого. Написал новый текст («немонархический») оперы М. Глинки «Жизнь за царя», получившей название «Иван Сусанин».
Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов.
Выступал как критик и литературовед. В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй.
В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь».
Творчество
В своей ранней лирике Городецкий испытал влияние символистов, прежде всего — Вячеслава Иванова, А. Блока и К. Бальмонта, для него характерно возвращение к мотивам языческой славянской мифологии и первобытных сил, проявляющихся в связи с природой.
После большевистского переворота Городецкий писал политические стихи — от агиток периода гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921), партийным съездам (1931, 1958) и космонавтам (1962) до текста кантаты «Песнь о партии».
— Вольфганг Казак
Семья
Жена — актриса и поэтесса Анна Алексеевна Городецкая (урожд. Козельская);(лит. псевдоним Нимфа Бел-конь-Любомирская); (1889—1945). Замужем за С. Г. с 1908. По словам А. А. Блока отличалась необыкновенной красотой.Дочь — Рогнеда Городецкая-Бирюкова (р.
1909), внучка Наталья Юрьевна Бирюкова, правнучка — Татьяна.Зять — композитор Бирюков
Брат — Городецкий Александр Митрофанович (1886—1914), художник, периодически страдал психическими нервными расстройствами. Болел, последние два года парализованный.
Автор картины «Венок на могилу Комиссаржевской», скомпонирированной из кусочков ваты.
Книги
Ярь. — СПб., 1907; 2-е изд. — СПб.: Т-во Вольф, 1909.Перун. — СПб.: Оры, 1907.Дикая воля. — СПб.: Факелы, 1908.Ия: Стихи для детей. — 1908.Кладбище страстей. Рассказы. — М., 1909. — Т. 1.Русь. — М.: Изд. Сытина, 1910.Повести и рассказы. — СПб., 1910.Царевич Малыш. — СПб.: Т-во Вольф, 1910.
— 28 с.Ива. — СПб.: Шиповник, 1913.Цветущий посох. — СПб., 1914.На земле: Рассказы. — СПб., 1914. — 230 с.Четырнадцатый год. — Пг.: Лукоморье, 1915.Пушкину. — Пг., 1915.Изборник: Стихи 1905—1917 гг. — М., 1916.Алый смерч. — Тифлис, 1918; М., 1927.Судьба России. — Тифлис, 1918.Ангел Армении.
— Тифлис, 1919.Серп. — Пг.: Гиз, 1921.Миролом. — М.: Гиз, 1923.Весна безбожника. — Л.: Прибой, 1925.Старуха на духу. — М.: Атеист, 1925.Из тьмы к свету. — Л.: ГИЗ, 1926.Про Ивана-Безбожника. — Л.: ГИЗ, 1926.Московские рассказы. — М., 1927.Грань. — М.: Никитинские субботники, 1929. — 104 с.
— 2 000 экз.Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения. 1905—1935. — М., 1936.Думы. — Ташкент, 1942.Песня дружбы. — Минск, 1947.Стихотворения. 1905—1955. — М., 1956.Стихи. — М., 1964.Стихи. — М., 1966.Стихотворения и поэмы. — М., 1974.
Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания. — М.
: Современник, 1984.
Источник: http://biography.su/poety/gorodetskij-sergej-mitrofanovich
Сергей Митрофанович Городецкий Краткая биография Сын писателя-этнографа
Сергей Митрофанович Городецкий
Краткая биография Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Родился в Петербурге 5 января 1884 года. Окончил 6 Санкт-петербургскую гимназию, в 1900 -е годы учился на историкофилологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией.
• В 1906— 1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь» , «Перун» , «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном.
В 1908 году женился на А. А. Бель-Конь-Любомирской, изредка публиковавшей стихи и прозу. В Петербурге ее прозвали Нимфой, воспоминания о Городецком всегда тесно связаны с воспоминаниями о его жене. Поэт Мариенгоф писал: “Из всех петербуржцев только люблю Разумника Васильевича да Сережу Городецкого – даром, что его Нимфа самовар заставляла меня ставить и в мелочную лавку за нитками посылала. ”
Н. Гумилёв и С. Городецкий. 1910 -е гг. На смену символизму явился акмеизм, сложившийся как литературное течение к началу 1913 года. Годом раньше возник кружок “Цех поэтов”, подготовившей оформление акмеизма. Блок назвал “Цех поэтов” “Гумилевско – Городецким обществом”. Акмеизм, так же как и символизм, не был единым и цельным течением. Он был представлен в сущности очень разными индивидуальностями. Гумилев и Городецкий, А. Ахматова и О. Мандельштам, М. Кузмин и М. Зенкевич. Новая книга Городецкого – “Цветущий посох” – была книгой раздумий – о жизни, о поэзии, о себе.
Военный период Грянули годы первой мировой войны. Городецкого, как и многих других представителей интеллигенции, захватила волна казенного патриотизма. Он воспринимал эту войну как некую великую очистительную бурю, из которой Россия выйдет оздоровленной. Появляется сборник стихов “Четырнадцатый год”.
Октябрь 1917 года застал поэта на Кавказе. Это время мучительной переоценки ценностей. В 1917 -1919 года он работает над критическими статьями о Горьком, Короленко, Тургеневе, Репине, редактирует журнал “Арс” (“Искусство”), издававшийся в Тифлисе и создает местный “Цех поэтов”. Несколько позже вместе с П. Д. Меркуровым, организовал журнал “Нарт”. Это было веселое сатирическое издание, на страницах которого печатались острые материалы.
В 1921 году Городецкий переехал в Москву, где стал работать в литературном отделе газеты “Известия” и руководил литчастью Театра революции. В поэзию Городецкого постепенно входит большая социальная тема. Впечатление тех лет отразились в стихотворениях, составивших сборники “Серп”(1921) и “Миролом”(1923). В 1928 году на страницах журнала “Красная нива” появилась поэма “Красный Питер”, написанная с явной оглядкой на “Двенадцать”. В 1929 году Городецкий выпустил новую книгу, знаменательно озаглавленую – “Грань”.
В 30 -х годах наступила известная пауза в развитии Городецкого. Все меньше писались стихи, преобладать стали переводы и другие формы литературной работы. До 1924 работал завлитом в Московском Театре Революции, редактировал журнал «Искусство трудящимся» , затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия» . В 1924 году А. В. Луначарский привлек его к работе в Большом театре. Поэт сделал новые переводы либретто классических опер “Фиделио”, “Лоэнгрин” и “Иван Сусанин” (1937 – 1944).
Сергей Городецкий умер в июне 1967 года, восьмидесяти трех с лишним лет. И до последних дней своей жизни он сохранил в себе то страстное отношение к жизни и слову, какое обычно свойственно художнику в пору яркого горения его творческих сил.
Источник: https://present5.com/sergej-mitrofanovich-gorodeckij-kratkaya-biografiya-syn-pisatelya-etnografa/
Городецкий Сергей Митрофанович: биография, творчество, фото
Искусство и развлечения 26 февраля 2016
Городецкий Сергей Митрофанович – известный русский поэт, один из ярких представителей литературного течения акмеизм.
Это модернистское направление в отечественной поэзии сформировалось как реакция на крайности символизма и следовало принципам возвращения ясности литературе, отказу от мистической туманности и принятию мира земного в его реальной красоте, ярком многообразии, зримой конкретности.
Сергей Городецкий: биография
Родился Сергей Городецкий в Петербурге 5 января 1884 года. Его семья отличалась культурными традициями: мама в молодости была знакома с Тургеневым И.С.
, отец занимался живописью, писал труды по фольклору и археологии и с самого детства привил ребенку горячую любовь к поэзии. Маленький Сергей в кабинете родителя часто встречал видных писателей и художников, а Н.С. Лесков даже подарил ему книгу «Левша» с подписью.
Когда мальчику было 9 лет, умер отец, и вся забота о пятерых детишках легла на плечи матери Екатерины Николаевны.
Времена студенчества
В 1902 году юноша поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Там подружился с Блоком А., поэзия которого оказала сильное влияние на будущее творчество талантливого студента.
Именно ему, абсолютному мерилу эстетической и нравственной чувственности, Сергей доверял самые сокровенные раздумья о разных явлениях в искусстве и жизни. Помимо увлечения стихами, Городецкий Сергей Митрофанович, биография которого интересна современному поколению, занимался изучением славянских языков, русской литературы, историей искусств и рисованием.
Некоторое время даже провел в тюрьме «Кресты» за причастность к литературному движению. Проучившись в университете до 1912 года, так его и не окончил.
Творчество Сергея Городецкого
В 1904 и 1905 годах Городецкий совершил летние путешествия по Псковской губернии, пробудившие в талантливом поэте искренний интерес к народному творчеству.
Под впечатлением затейливых обрядовых плясок, старинных хороводов, занимательных сказок с элементами языческой старины 22-летний автор выпустил книгу «Ярь» (1906) – свое первое и успешное детище.
В нем поэт ярко воссоздал полуреальный, многоцветный облик Древней Руси с мифологическими образами, в которых оригинально переплелись предметы современного времени с отголосками достоверной старины, языческих верований и обрядовых игр. Это были веселые озорные стихи, дышащие свежестью и молодостью поэтического чувства.
Со стороны критиков и читателей в адрес Городецкого, воплотившего древнюю славянскую мифологию в понятные современной литературе формы, раздавались только похвальные речи.
Пытаясь продолжить свой яркий триумф и вернуться на однажды покоренную вершину признания и славы, Сергей начал судорожно метаться в поисках новых путей и старался расширить диапазон собственного творчества.
Однако следующие публикации (сборник «Перун» (1907), «Дикая воля» (1908), «Русь» (1910), «Ива» (1914)) не произвели на публику того впечатления, которое ожидал поэт. Можно сказать, их появление осталось практически незамеченным.
Детский фольклор в творчестве поэта
В период 1910-1915 годов автор пробует себя в прозе и выпускает такие произведения, как «На земле», «Повести. Рассказы», «Старые гнезда», «Адам», комедию «Темный ветер», трагедию «Марит». Появлением детского фольклора отечественная литература также обязана Сергею, писавшему большое количество детских произведений и собиравшему рисунки юных талантов.
В 1911 году Городецкий Сергей Митрофанович проявил себя в роли литературоведа, подготовив к публикации собрание сочинений Ивана Саввича Никитина и сопроводив его вступительной статьей и обстоятельными примечаниями.
В 1912 году, разочаровавшись в символизме, вместе с Николаем Гумилевым образовал «Цех поэтов», начал выступать с докладами и активно провозглашать акмеизм, ярко отразившийся в сборниках «Ива» и «Цветущий посох» (1913).
Дружба с Есениным
В Первую мировую войну Сергей Городецкий, краткая биография которого преподается в школах, попал под влияние националистических настроений, что отражено в сборнике «Четырнадцатый год» (1915). Этот ответ на официальный патриотизм привел его к ссоре с передовыми русскими литераторами.
С 1915 года началась его дружба с Есениным, в котором поэт Сергей Городецкий рассмотрел надежду русской литературы.
Светловолосый юноша с кудрявыми волосами пришел на квартиру к состоявшемуся поэту по рекомендации Блока; его стихи были завязаны в обычный деревенский платок. С первых строк Сергей Митрофанович понял, какая радость пришла в русскую поэзию.
Дом гостеприимного поэта молодой Есенин покинул со сборником «Четырнадцатый год», собственноручно подписанным Городецким, и рекомендательными письмами к различным издательствам.
Весной 1916 года Городецкий, разочаровавшись в литературной работе, рассорился с А. Блоком и В. Ивановым (вождем петербургских символистов) и в качестве корреспондента газеты уехал на Кавказский фронт. Именно здесь осознал безосновательность своих недавних пониманий о войне, которую отразил в стихах, пронизанных щемящей болью («Ангел Армении», 1918).
Во время февральской революции 1917 года поэт находился в Иране, работал в лагере для больных тифом. Октябрьские события застали его на Кавказе: сначала в Тифлисе, где в городской консерватории он читал курс эстетики, а затем в Баку. В 1918 году он написал стихотворение «Ностальгия», подтверждавшее одобрение поэтом революционных событий.
Обустройство нового мира
В 1920 году Городецкий активно включился в обустройство новой жизни, стал руководителем агитационного отдела, возглавил литературную часть политуправления Каспийского флота, занялся редактированием разных журналов, выступал со статьями и лекциями на различную тематику.
В 1921 году перебрался в Москву, где устроился в газету «Известия» (литературный отдел) и с Николаем Николаевичем Асеевым (советским поэтом) возглавлял литчасть Театра революции.
В 1920-е годы постоянно пересматривал свои литературные взгляды, часто публиковался. С начала 30-х Городецкий стал активно заниматься переводами, знакомя читательскую публику с поэтами соседних республик.
Кроме этого, создал оригинальные оперные либретто к нескольким операм.
Годы военные
В первые дни Великой Отечественной войны Сергей, находясь в Ленинграде, написал стихотворение «В ответ врагу», которое прочел в радиоэфире. Городецкий часто выступал на пунктах призыва, митингах и собраниях.
В военные годы поэт находился в эвакуации в Узбекистане, а затем в Таджикистане. Там занимался переводами стихотворений местных авторов. До окончания войны возвратился в столицу, где продолжал плодотворно писать.
В 1945 году Городецкий Сергей похоронил супругу Анну Алексеевну – верную подругу и соратника всей его жизни. В 1958 году вышло его автобиографическое произведение «Мой путь».
В последние годы жизни занимался преподавательской деятельностью в Литературном институте им. Горького.
Одним из последних стихотворений Городецкого было стихотворение «Арфа», в котором поэт обращался к душе любимой музыки, столь много для него значившей. Умер Сергей Митрофанович Городецкий в 1967 году, в возрасте 83 лет.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/123854/
Биография на тему Городецкий СМ
Сергей Митрофанович Городецкий
5 (15).I.1884 – 7.VI.1967
Сергей Городецкий – русский поэт, прозаик, драматург, критик, публицист, художник.
Родился 5 января (17 н.с.) в Петербурге в семье чиновника Министерства внутренних дел, писателя-этнографа, художника-любителя. Окончив гимназию, Городецкий поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (1902), где познакомился со студентом А.
Блоком, дружба с которым продолжалась долгие годы. С особым интересом занимался славяноведением, античностью, русской литературой, историей искусств, философией и фольклором. Писал стихи.
Первая книга стихов “Ярь” вышла в свет в 1906, за ней последовала вторая – “Перун”, затем третья – “Дикая воля”. Они принесли двадцатидвухлетнему поэту широкое признание.
В 1908 г. женился на поэтессе Нимфе Бел-конь-Любомирской.
Разочаровавшись в символизме (посещал знаменитые “среды” Вяч. Иванова, теоретика символистов), стал одним из организаторов “Цеха поэтов”, акмеистов, куда вошли Н. Гумилев, А. Ахматова, О .Мандельштам и др. Издавали журнал “Гиперборей”. В 1913 выпустил книгу восьмистиший – “Цветущий посох”.
С 1915 начинается дружба с С. Есениным, в котором он увидел надежду русской литературы и всячески поддерживал его.
Во время Февральской революции был в Персии, оказавшись там вместе с отступавшими русскими войсками. Октябрь 1917 застал поэта на Кавказе: сначала он живет в Тифлисе, затем – в Баку. В 1918 пишет стихотворение “Ностальгия”, говорящее о решительности сделанного поэтом выбора: становится на сторону революции.
В 1920, после вступления в Баку частей Красной Армии, Городецкий активно включается в строительство нового мира: руководит отделом агитации и пропаганды в РОСТА, возглавляет литчасть Политуправления Каспийского флота, редактирует различные журналы, выступает с лекциями и статьями о русской поэзии, музыке, живописи и культуре кавказских народов.
Летом 1920 поэт – в Петрограде, несколько раз встречается с Блоком, который организует вечер поэзии Городецкого. Пишет стихи, выступает со статьями и рецензиями. С 1921 Городецкий живет в Москве. Выходят сборники стихов “Серп”, затем – “Миролом”, поэма “Красный Питер”. До 1924 работает в литчасти “Известий”, печатает переводы стихов Якуба Коласа, Янки Купалы и др. Участвует в литературной жизни столицы, пишет стихи и прозу (повести “Черная шаль” и “Памятник восстания”, роман “Алый смерч”, “Московские рассказы”).
В 1930-е “поставил перед собой задачу создать оригинальное либретто советской оперы”: сочинил либретто “Прорыв”, создал либретто оперы “Амран” (“Прометей”) для Большого театра, либретто “Александр Невский”, “Думы про Опанаса”, написал новый текст либретто оперы “Иван Сусанин”, переработал в либретто “Графа Нулина”, перевел либретто “Фиделио”, затем – “Лоэнгрин” и др.
В 1936 вышел “Изборник” поэта (“Избранные лирические и лиро-эпические стихотворения”).
Во время Отечественной войны был в эвакуации сначала в Ташкенте, затем – в Таджикистане. Переводил стихи узбекских и таджикских поэтов.
Вернулся в Москву еще до окончания войны, много писал: книжка стихов “Песня дружбы” (1945), стихи “Послесловие”, “Памяти А.Н.Радищева” (1947), “Кремль” (1958), “Гомер” (1962), “Мудрость”, “Раздумье” (1964), “Моя обитель” и многие другие.
В 1958 публикует автобиографический очерк “Мой путь”. В 1960-е пишет стихи, посвященные подвигу космонавтов. В последние годы жизни преподавал в Литературном институте им. М.Горького, работая с заочниками. Последние стихи – “Горячее время”, “Видна дорога”. Умер в июне 1967.
Источник: http://bumli.ru/biography/166700