Краткая биография хаксли

Олдос Хаксли краткая биография

Олдос Леонард Хаксли — английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир».

Олдос Леонард Хаксли родился 26 июля 1894 в Годалминге, Суррей, Англии в семье ученых.

Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было тринадцать лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением, и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобожден от военной службы в период Первой мировой войны. Собственный опыт исправления зрения позже он описал в брошюре «Искусство видеть» (The Art of Seeing, 1943).

Свой первый роман, который не был опубликован, Хаксли написал в возрасте семнадцати лет. Он изучал литературу в Баллиольском колледже в Оксфорде. Уже в двадцать лет Хаксли решает избрать писательскую деятельность как профессию.

Обратите внимание

В его романах речь идёт о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир», есть ещё книга «Возвращение в прекрасный новый мир» (1958), написанная через двадцать семь лет после первой, в ней Хаксли описывает противоположное первой книге состояние и развивает мысль о том, что на самом деле всё будет значительно хуже и страшнее, чем в первой).

В 1937 году Хаксли переезжает в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со своей женой Марией, сыном Мэтью и другом Джералдом Гердом, надеясь, что калифорнийский климат пойдёт на пользу его ухудшающемуся зрению.

Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 году с Джидду Кришнамурти.

Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой.

Накопленные познания просматриваются в его последующих трудах: «Вечная философия», наиболее чётко в «Через много лет», а также в произведении Time must have a stop.

В пятидесятые годы о Хаксли заговорили как о психоделическом гуру: он пропагандировал наркотики и сам регулярно употреблял мескалин и ЛСД в надежде, по словам автора одной из биографий писателя, «уйти от себя и не пострадать при этом физически». Свои наркотические опыты Хаксли описал в книгах «Врата восприятия» (1954) и «Небеса и преисподняя» (1956), а также в романе «Остров» (1962).

В 1959 Американская академия искусств присудила Хаксли премию за заслуги, отдав ему предпочтение перед столь маститыми авторами, как Томас Манн, Эрнест Хэмингуэй и Теодор Драйзер.

Хаксли умер 22 ноября 1963 года в Лос-Анджелесе от рака гортани.

Источник: https://kratkoe.com/oldos-haksli-kratkaya-biografiya/

Хаксли Олдос

О́лдос Ле́онард Ха́ксли (англ. Aldous Huxley; 26 июля 1894, Годалминг, Суррей, Англия, Великобритания — 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, США) — английский писатель.

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников.

Его отец — писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии — биолог Томас Генри Хаксли; по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнольду и внучатым племянником писателю Мэттью Арнольду.

Брат Хаксли Джулиан и единокровный брат Эндрю были знаменитыми биологами.

Мать Хаксли умерла, когда Олдосу было 13 лет. Три года спустя он заболел глазным воспалением и впоследствии его зрение значительно ухудшилось. В связи с этим он был освобождён от военной службы в период Первой мировой войны.

Важно

Свой первый роман, который не был опубликован, Хаксли написал в возрасте 17 лет. Он изучал литературу в Баллиольском колледже в Оксфорде. Уже в двадцать лет Хаксли решает избрать писательскую деятельность как профессию.

В его романах речь идёт о потере человечности обществом в процессе технологического прогресса (антиутопия «О дивный новый мир», «Возвращение в дивный новый мир»). Также он затрагивал пацифистские темы.

В 1937 Хаксли переезжает в Лос-Анджелес, штат Калифорния, вместе со своим гуру Джеральдом Гердом, надеясь, что калифорнийский климат улучшит его ухудшающееся зрение.

Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 с Джидду Кришнамурти.

Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой.

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом. Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом впервые было употреблено слово «психоделика» для описания влияния мескалина.

Эссе «Двери восприятия» и «Рай и ад» описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. «Двери восприятия» стал культовым текстом для многих радикальных интеллектуалов 60-х и дал название знаменитой группе The Doors.

Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на творчестве Хаксли. Так, в последнем своём романе «Остров» он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир».

Олдос Хаксли умер в 1963 в Лос-Анджелесе от рака горла. Перед смертью он попросил сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД — 100 мкг. Несмотря на предостережения врачей, жена выполнила его просьбу. Незадолго до его смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи.

Источник: http://fb2.net.ua/publ/kh/khaksli_oldos/21-1-0-321

Краткая биография Хаксли

ХАКСЛИ (Гексли) Олдос Леонард (1894−1963) 26 июля 1894, Годалминг, графство Суррей – 22 ноября 1963, Лос-Анджелес, английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли. Интеллектуальные романы “Желтый Кром” (1921), “Шутовской хоровод” (1923) и “Контрапункт” (1928) – об идейном и духовном кризисе современной цивилизации.

Антиутопии “О дивный новый мир” (1932), “Обезьяна и сущность” (1948) – сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни “общества потребления”. Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман “Гений и богиня”, 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман “Остров”, 1962).

Из семьи естествоиспытателей

Внук выдающегося биолога Т. Г. Хаксли (Гексли), питомец Итона, учился затем в Бейллиоле, одном из наиболее престижных колледжей Оксфордского университета.

В отличие от своего старшего брата Джулиана, который стал видным биологом, а в 1946−48 возглавлял ЮНЕСКО, Олдос отказался от поприща естествоиспытателя, традиционного для его семьи.

Совет

Однако в его произведениях постоянно возникают мотивы, родственные философской проблематике, которую сделало особенно актуальной развитие естественных наук и новых технологий в 20 в.

Плохое зрение не позволило ему принять участие в Первой мировой войне, на которую он стремился попасть добровольцем. В книгах Хаксли, появившихся по ее окончании, романах “Желтый Кром” (1921) и “Шутовской хоровод” (1923) тем не менее выразилось то же самое чувство социальной и духовной катастрофы, которое было вынесено из окопов его сверстниками, воевавшими по обе стороны фронта, и определило тональность литературы “потерянного поколения”. Своим путем Еще в годы войны он написал стихотворение в прозе “Карусель”, где главенствует метафора убыстряющегося движения по кругу, который заставляет вращаться сидящий у пульта машинист-олигофрен. Однако отчаяние и безверие, выражаемые с помощью такой символики, присущи лишь раннему творчеству Хаксли, когда он видел свое призвание в поэзии. Как прозаик он нашел себя, обратившись к поэтике трагифарса, чуждой писателям “потерянного поколения”. Подобно им, глубоко пессимистически воспринимая современную историю, Хаксли воплотил свое видение в формах смехового искусства с подчеркнутыми элементами острого гротеска, памфлета, шаржа. Позиция Хаксли типична для литературы, рожденной травмирующим опытом Первой мировой войны, но выражена художественными средствами, придающими уникальность его свидетельству о состоянии радикального кризиса веры и духовного шока, переживаемого миром в эту эпоху. Сюжеты двух его первых романов строятся на мотиве розыгрыша, который граничит с циничным и жестоким шутовством. Практически лишенные строго выстроенной фабулы, представляющие собой цепочку как бы произвольно выхваченных эпизодов будничности первых послевоенных лет, “Желтый Кром” и в особенности “Шутовской хоровод” (названный по строке из К. Марло – “шутовская процессия уродцев, схожих с козлоногими сатирами”) представляют собой синтез бурлескного и драматического начала. Впоследствии он станет непременным отличительным знаком повествования Хаксли, к какой бы проблематике он ни обращался. Сложный и беспощадный мир Хаксли В его прозе действительность показана как амальгама самых разнородных характеристик. В сознании персонажей болезненные воспоминания о войне и ожидания новых сокрушительных потрясений смешиваются с жизнелюбием, проявляющимся в вызывающе пошлых формах, и с ничтожными карьерными амбициями. В мире, изображенном Хаксли, печаль и подавленность неотделимы от мелочности и моральной апатии, намечающиеся драмы увенчиваются развязками, достойными буффонады, а фарс пронизан мизантропическими настроениями. Внешне совершенно хаотичная картина приобретает целостность благодаря использованию поэтики монтажа. Хаксли явился одним из ее пионеров в литературе 20 века. Она особенно виртуозно применена в романе “Контрапункт” (1928), содержащем выразительный “коллективный портрет” лондонского интеллектуального мира в послевоенную пору, показываемого с язвительностью, не пощадившей и таких близких автору людей, как Д. Г. Лоуренс. Окрепшее убеждение Хаксли в том, что его эпоха знаменует собой анемию духа, эклектику в культуре и банкротство либеральных идеалов, которым продолжают поклоняться только по инерции, передано в романе многочисленными сценами, дающими ощутить душевную опустошенность и нравственную апатию, ставшие метой времени. В обществе, пленником которого осознает себя герой книги – писатель, задумавший роман об окружающей его среде и решивший назвать книгу “Бестиарий”, преобладает страх перед горькими истинами о жизни, лишенной гармоничности и осмысленности. Понимание реальной природы вещей подменено произвольными фантазиями о мире, и эти химеры, принимаемые за истину, непоправимо деформируют сознание людей, понятия и принципы, на которых строятся их отношения. Среда, описанная Хаксли, находится во власти иллюзий и стереотипов, порождающих фантастические представления о реальности, которые приводят то к жалкому аморализму, то, напротив, к почитанию давно омертвевших этических табу. Неизбежной расплатой за этот убогий маскарад становится ощущение беспомощности в столкновениях с реальной жизнью. Центральная коллизия романов Хаксли определяется несостоятельностью ригористичного или, наоборот, циничного сознания его персонажей, когда оно подвергнуто испытанию повседневностью, ниспровергающей – то в комических, то в жестоких формах – фикции, которыми ее пытались подменить. Композиция повествования как контрапункта, позаимствованная, по всей вероятности, из квартетов Бетховена и впоследствии с некоторыми вариациями используемая в большинстве произведений Хаксли, призвана, говоря словами героя “Контрапункта”, передать “перемены настроений, резкие переходы… комическое, неожиданно проскальзывающее среди потрясающей трагической торжественности”. Подобный тип повествования идеально отвечал и философским воззрениям Хаксли, для которого реальность никогда не составляла целого, но была примечательна как раз совмещенностью антагонистичных тенденций и особенностями его художественного мышления. В жанре антиутопии Присущий ему интерес к чисто философской и социологической проблематике наиболее последовательно воплотился в антиутопии “О дивный новый мир” (1932), насыщенной узнаваемыми звуками Шекспира (“Буря”) и Свифта (Академия в Лагадо из “Путешествия Гулливера”). Книга Хаксли, явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина, предпринятого в романе “Мы”, предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Дж. Оруэлла и других прозаиков 1940−50-х годов. Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе. Действие, перенесенное на много столетий вперед, в Америку “эры Форда”, насыщено прямыми отголосками тревог, вызываемых у Хаксли усиливающейся обезличенностью, которую он воспринимал как прямое порождение его эпохи с ее расшатанными этическими нормами, создающими богатую питательную среду для тоталитарных режимов. Поздние произведения

Неприятие общества, считающего допустимым и оправданным моральный релятивизм и готового смириться с духовной нивелировкой, постоянно чувствуется и на страницах романа “Слепой в Газе” (1936), где впервые появляется тема поисков надежной этической доктрины за пределами миропонимания, типичного для европейской интеллектуальной традиции. Это важнейшая тема поздних произведений Хаксли: как беллетристических (роман “И после многих весен”, 1939; утопия “Остров”, 1962), так и написанных в жанре моралистического трактата (“Врата восприятия”, 1954). Хаксли с годами все более тяготел к учению об истинных и иллюзорных ценностях бытия, сформулированному философами Древней Индии, и к стоицизму буддийского толка. Отчетливее выявилась по преимуществу моралистическая природа его прозы, поверхностно толковавшейся как явление сатиры. Вынужденный по состоянию здоровья в 1937 навсегда покинуть Англию, переселившись в Калифорнию, где происходит действие ряда его произведений последнего периода, он под конец писательского пути и в творческом отношении оказался близок скорее эстетике интеллектуального романа французского и немецкого типа, чем классической английской традиции романа нравов и социальной среды.

Олдос Леонард Хаксли (1894−1963) – известный английский писатель, родился 26 июля в Англии, Великобритания, в семье знаменитых ученых (естествоиспытателей) и принадлежал к британской научной и культурной элите. Его отец, Леонид Хаксли, был писателем, его дед, Т. Г. Хаксли (Гексли) был выдающимся биологом, а брат Джулиан не только успешным биологом, но и возглавлял ЮНЕСКО.

Читайте также:  Краткая биография брехт

Сам Хаксли естественными науками не увлекался, но, благодаря своим знаниям в этой области, в своих произведениях поднимал философские вопросы актуальности и развития естественных наук в двадцатом веке.

Детство Олдоса было омрачено ранней смертью матери. Она умерла, когда мальчику было всего13 лет. Воспаление глаз привело к практически полной потере зрения.

Хаксли был освобожден от военной службы (по причине плохого зрения). Это мучило Хаксли и отразилось в его романах – “Желтый Кром”, 1921 год, “Шутовской хоровод”, 1923 год.

От них просто веяло чувством духовной катастрофы и безысходности.

В поздних своих произведениях писатель обращается к обществу, которое постепенно утрачивает моральные ценности и готово смириться с духовной деградацией. Это отображено в произведениях “О дивный новый мир” (антиутопия), “Возвращение в дивный новый мир”.

В 1937 году, по состоянию здоровья и по политическим убеждениям, Хаксли с сыном и супругой навсегда покидает Англию и переселяется в Лос-Анджелес, в Калифорнию вместе со своим учителем и наставником Джеральдом Гердом. В 1938 году он начинает общаться с Джидду Кришнамурти и под его влиянием занимается мистикой и изучает учения мудрецов.

Хотя, мистическая тема ему была близка и до этого. Вспомним, его мистические трактаты “Между миром и монастырем” 1903 года и “Тайны Царства Небесного” 1910 года. Но поздний Хаксли – это все более моралистическая нотка во всех произведениях и жажда изучить и разделить истинные и иллюзорные ценности бытия.

Обратите внимание

В поиске ответов на свои вопросы он обращается к учениям философов Древней Индии, интересуется философией стоицизма.

В 1953 Хаксли принимает участие в эксперименте Хамфри Осмонда по изучению влияния мескалина на человеческое сознание. Под влиянием мескалина и ЛСД пишет романы “Врата восприятия” (1954) и “Небеса и преисподняя” (1956).

В 1956 году женился на Лоре Арчера, писательнице. Умер писатель в 1963 в Лос-Анджелесе от рака горла.

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-xaksli/

Интересное из жизни Хаксли — автора романа «О дивный новый мир»

Некоторые интересные факты удалось найти на иностранных сайтах, так как на российских порталах биография Олдоса Хаксли представлена бледно. Автор «О дивного нового мира» — великий новатор и энтузиаст. Творчество писателя-антиутописта пронизано аллюзиями и ошеломляющими метафорами.

Хаксли приписывают первое использование слов «стервозный», «дадаист», «футурология», «нимфомания», и «задиристый»

Олдос Хаксли — внучатый племянник Мэтью Арнольда (известного английского поэта и викторианского эстета).

Об этой литературной родословной стоит упомянуть в начале списка интересные фактов Олдоса Хаксли, хотя бы потому, что в те времена затмевали талант писателя именно известные семейные связи.

Ведь его дедом был великий викторианский биолог Т. Гексли (тот самый, который ввел в обиход слово «агностик»).

Эти слова занесены в Оксфордский английский словарь как введенные Хаксли. Еще одним заметным окказионализмом считается sexophone (воображаемый музыкальный инструмент, который вызывает сексуальное желание). Впервые упоминается в романе «О, дивный новый мир», где поощряется рекреационный секс.

Многие читатели знают о произведении «О, дивный новый мир», но сколько людей знают продолжение»Возвращение в дивный новый мир», опубликованное в 1958 году? Но несмотря на название, это не не совсем продолжение предыдущего романа, а скорее научно-популярная работа, в которой О. Хаксли размышляет о своих предсказаниях в романе. Его заключение печально, писатель считает, что мир катится вниз.

Олдос Хаксли — друг известных людей

Будущий автор (Олдос Хаксли) одного из великих романов-антиутопий XX века  преподавал будущему автору (Джорджу Оруэллу) другого великого романа-антиутопии XX века.

А еще Хаксли  был лучшим другом Лоуренса (автора известного романа «Любовник леди Чарттерлей», запрещенного по причине непристойного сюжета). В 1930 году на похоронах великого английского писателя присутствовало всего 10 человек и среди них был Хаксли. Да что уж, один гениальный писатель умер на руках другого гениального писателя.

Уолт Дисней отклонил сценарий Олдос Хаксли по книге «Алиса в Стране Чудес»

Хаксли воодушевился произведением и работал над сценарием после окончания Второй мировой войны.

В итоге получилась удивительная смесь живого действия и анимации, а основной линией сюжета становится  дружба Кэрролл (Чарльза Доджсона, так он был известен в университете Оксфорда, Кэрролл, конечно, был его псевдоним) и Алисы Лидделл. Уолт Дисней не принял сценарий, так как счел его слишком литературным.

Хаксли скончался 22 ноября 1963 года – в один день с писателем К. С. Льюисом и президентом Кеннеди

Хаксли умер от рака гортани в возрасте 69 лет (незадолго до смерти он принял ЛСД), в этот же день от сердечного приступа скончался Клайв Льюис (автор известного романа в стили фэнтези «Хроники Нарнии»). Но ни одна из этих смертей не получила столько внимания прессы, как совершенное в этот день убийство Джона Кеннеди в Далласе.

Позднее творчество Хаксли оказало значительное влияние на контркультуру 1960-х годов, его продолжателем исследователи называют Тимоти Лири. Многие из книг Хаксли являются аллюзией на другие литературные произведения: «Античное сено (1923)» напоминает роман Кристофера Марло «Эдуард II», «Эти бесплодные листья (1925)» Вордсворта, а»Дивный новый мир» отсылается на»Бурю» Шекспира.

Источник: http://writervall.ru/biografiya-oldosa-xaksli/

Олдос Хаксли биография

Олдос Хаксли – биография

Известный : Писатель

Страна: Великобритания

Категория: Писатели

Знак зодиака: Лев

Дата рождения: 26 Июля 1894г.

Дата cмерти: 22 Ноября 1963г. (69 лет)

Биография добавлена: 2 Октября 2013г.

Олдос Леонард Хаксли (Гексли) (1894-1963) — английский писатель. Брат биолога и философа Джулиана Сорелла Хаксли. Интеллектуальные романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) — об идейном и духовном кризисе современной цивилизации.

Антиутопии «О дивный новый мир» (1932), «Обезьяна и сущность» (1948) — сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни «общества потребления».

Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман «Гений и богиня», 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман «Остров», 1962).

Из семьи естествоиспытателей

Олдос Хаксли родился 26 июля 1894 года, в Годалминге, графство Суррей. Внук выдающегося биолога Томаса Генри Хаксли (Гексли), питомец Итона, затем учился в Бейллиоле, одном из наиболее престижных колледжей Оксфордского университета.

В отличие от своего старшего брата Джулиана, который стал видным биологом, а в 1946-1948 возглавлял ЮНЕСКО, Олдос отказался от поприща естествоиспытателя, традиционного для его семьи.

Важно

Однако в его произведениях постоянно возникали мотивы, родственные философской проблематике, которую сделало особенно актуальной развитие естественных наук и новых технологий в 20 веке.

Плохое зрение не позволило Олдосу принять участие в Первой мировой войне (Great War), на которую стремился попасть добровольцем.

В книгах Хаксли, появившихся по ее окончании, романах «Желтый Кром» (1921) и «Шутовской хоровод» (1923) тем не менее выразилось то же самое чувство социальной и духовной катастрофы, которое было вынесено из окопов его сверстниками, воевавшими по обе стороны фронта, и определило тональность литературы «потерянного поколения».

Человек всецело поддерживает религию до тех пор, пока не побывает в по-настоящему религиозной стране. После чего он начинает всецело поддерживать канализацию, машины и минимальную заработную плату.

Хаксли Олдос

Своим путем

Еще в годы войны Олдос Хаксли написал стихотворение в прозе «Карусель», где главенствует метафора убыстряющегося движения по кругу, который заставляет вращаться сидящий у пульта машинист-олигофрен.

Однако отчаяние и безверие, выражаемые с помощью такой символики, присущи лишь раннему творчеству Олдоса Хаксли, когда он видел свое призвание в поэзии. Как прозаик он нашел себя, обратившись к поэтике трагифарса, чуждой писателям «потерянного поколения».

Подобно им, глубоко пессимистически воспринимая современную историю, Хаксли воплотил свое видение в формах смехового искусства с подчеркнутыми элементами острого гротеска, памфлета, шаржа.

Позиция Хаксли типична для литературы, рожденной травмирующим опытом Первой мировой войны, но выражена художественными средствами, придающими уникальность его свидетельству о состоянии радикального кризиса веры и духовного шока, переживаемого миром в эту эпоху.

Сюжеты двух его первых романов строятся на мотиве розыгрыша, который граничит с циничным и жестоким шутовством.

Совет

Практически лишенные строго выстроенной фабулы, представляющие собой цепочку как бы произвольно выхваченных эпизодов будничности первых послевоенных лет, «Желтый Кром» и в особенности «Шутовской хоровод» (названный по строке из драматурга Кристофера Марло — «шутовская процессия уродцев, схожих с козлоногими сатирами») представляют собой синтез бурлескного и драматического начала. Впоследствии он стал непременным отличительным знаком повествования Хаксли, к какой бы проблематике он ни обращался.

Революция хороша на первом этапе, когда летят головы тех, кто наверху.

Хаксли Олдос

Сложный и беспощадный мир Олдоса Хаксли

В прозе писателя действительность показана как амальгама самых разнородных характеристик. В сознании персонажей болезненные воспоминания о войне и ожидания новых сокрушительных потрясений смешиваются с жизнелюбием, проявляющимся в вызывающе пошлых формах, и с ничтожными карьерными амбициями.

В мире, изображенном Хаксли, печаль и подавленность неотделимы от мелочности и моральной апатии, намечающиеся драмы увенчиваются развязками, достойными буффонады, а фарс пронизан мизантропическими настроениями. Внешне совершенно хаотичная картина приобретает целостность благодаря использованию поэтики монтажа.

О.

Хаксли явился одним из ее пионеров в литературе 20 века. Она особенно виртуозно применена в романе «Контрапункт» (1928), содержащем выразительный «коллективный портрет» лондонского интеллектуального мира в послевоенную пору, показываемого с язвительностью, не пощадившей и таких близких автору людей, как Д. Г. Лоуренс.

Окрепшее убеждение Хаксли в том, что его эпоха знаменует собой анемию духа, эклектику в культуре и банкротство либеральных идеалов, которым продолжают поклоняться только по инерции, передано в романе многочисленными сценами, дающими ощутить душевную опустошенность и нравственную апатию, ставшие метой времени.

В обществе, пленником которого осознавал себя герой книги — писатель, задумавший роман об окружающей его среде и решивший назвать книгу «Бестиарий», преобладает страх перед горькими истинами о жизни, лишенной гармоничности и осмысленности.

Понимание реальной природы вещей подменено произвольными фантазиями о мире, и эти химеры, принимаемые за истину, непоправимо деформируют сознание людей, понятия и принципы, на которых строятся их отношения.

Среда, описанная Хаксли, находится во власти иллюзий и стереотипов, порождающих фантастические представления о реальности, которые приводят то к жалкому аморализму, то, напротив, к почитанию давно омертвевших этических табу. Неизбежной расплатой за этот убогий маскарад становится ощущение беспомощности в столкновениях с реальной жизнью.

Обратите внимание

Центральная коллизия романов Олдоса Хаксли определяется несостоятельностью ригористичного или, наоборот, циничного сознания его персонажей, когда оно подвергнуто испытанию повседневностью, ниспровергающей — то в комических, то в жестоких формах — фикции, которыми ее пытались подменить.

Композиция повествования как контрапункта, позаимствованная, по всей вероятности, из квартетов Бетховена и впоследствии с некоторыми вариациями используемая в большинстве произведений Хаксли, призвана, говоря словами героя «Контрапункта», передать «перемены настроений, резкие переходы… комическое, неожиданно проскальзывающее среди потрясающей трагической торжественности». Подобный тип повествования идеально отвечал и философским воззрениям Хаксли, для которого реальность никогда не составляла целого, но была примечательна как раз совмещенностью антагонистичных тенденций и особенностями его художественного мышления.

И познаете истину, и истина сведёт вас с ума.

Хаксли Олдос

В жанре антиутопии

Присущий интерес Олдоса Хаксли к чисто философской и социологической проблематике наиболее последовательно воплотился в антиутопии «О дивный новый мир» (1932), насыщенной узнаваемыми звуками Уильяма Шекспира («Буря») и Джонатана Свифта (Академия в Лагадо из «Путешествия Гулливера»).

Книга Хаксли, явившаяся прямым продолжением эксперимента Е. И. Замятина, предпринятого в романе «Мы», предстает как произведение, давшее начало жанровой традиции, которая получила большое развитие в антиутопиях Джорджа Оруэлла и других прозаиков 1940-1950-х годов.

Под пером Хаксли возникла гнетущая картина общества восторжествовавшей технократии, для которой прогресс синонимичен полному отказу от духовного многообразия и подавлению всего индивидуального во имя социальной стабильности, материального благополучия и стандарта, несовместимого с мыслью о свободе.

Действие, перенесенное на много столетий вперед, в Америку «эры Форда», насыщено прямыми отголосками тревог, вызываемых у Хаксли усиливающейся обезличенностью, которую он воспринимал как прямое порождение его эпохи с ее расшатанными этическими нормами, создающими богатую питательную среду для тоталитарных режимов.

Самым абсурдным и чудовищным на войне есть то, что человека, который лично не имеет ничего против своего ближнего, учат хладнокровно его убивать.

Хаксли Олдос

Поздние произведения Олдоса Хаксли

Неприятие общества, считающего допустимым и оправданным моральный релятивизм и готового смириться с духовной нивелировкой, постоянно чувствуется и на страницах романа Олдоса «Слепой в Газе» (1936), где впервые появилась тема поисков надежной этической доктрины за пределами миропонимания, типичного для европейской интеллектуальной традиции. Это важнейшая тема поздних произведений Хаксли: как беллетристических (роман «И после многих весен», 1939; утопия «Остров», 1962), так и написанных в жанре моралистического трактата («Врата восприятия», 1954). Хаксли с годами все более тяготел к учению об истинных и иллюзорных ценностях бытия, сформулированному философами Древней Индии, и к стоицизму буддийского толка. Отчетливее выявилась по преимуществу моралистическая природа его прозы, поверхностно толковавшейся как явление сатиры. Вынужденный по состоянию здоровья в 1937 году навсегда покинуть Англию, переселившись в Калифорнию, где происходит действие ряда его произведений последнего периода, он под конец писательского пути и в творческом отношении оказался близок скорее эстетике интеллектуального романа французского и немецкого типа, чем классической английской традиции романа нравов и социальной среды.

Читайте также:  Краткая биография маршак

Олдос Хаксли скончался 22 ноября 1963 года, в Лос-Анджелесе.

Олдос Хаксли – цитаты

А что, если наша земля — ад какой-то другой планеты? Барахтаться в дерьме — не лучший способ очищенья. В искусстве искренность — синоним одаренности. В трагедии мы участвуем, комедии только смотрим. Во вселенной есть только один уголок, который ты можешь уверенно взять в кандидаты на улучшение, это ты сам.

Количество просмотров: 5319

Источник: https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=2181

Олдос Хаксли: цитаты, афоризмы, произведения, краткая биография и интересные жизненные истории

Искусство и развлечения 14 мая 2018

Олдос Хаксли – известный писатель, родом из Англии. Человек, который подарил миру величайший роман антиутопию «О дивный новый мир», где переосмыслил многие привычные вещи в нашей жизни. Олдоса Хаксли цитаты разлетаются по всему миру. Этот человек был хорошим сатириком, пацифистом и гуманистом.

Краткая биография

Родился будущий писатель в Великобритании, в 1894 году в Годалминге. Семья его состояла из ученых. Был внуком одного из самых выдающихся биологов. Мать рано покинула мальчика, когда ему было 13 лет. Прошло 3 года, и у Олдоса возникли болезни глаз, из-за чего его зрение ухудшилось. Из-за этого был освобожден от вступления в ряды солдат во время Второй мировой войны.

В 17 лет Олдос Хаксли написал свой первый роман. Однако его не опубликовали. Парень интересовался литературой и изучал ее в Оксфордском колледже. Спустя три года Хаксли понял, что писательство – это его призвание.

Спустя некоторое время, а именно в 1937 году, писатель переехал в Лос-Анджелес с целью улучшить зрение при помощи местного климата. С собой он забрал жену и друга Джеральда Герда. В штате Калифорния начался расцвет его творчества, где он начал внимательно разбирать всю человеческую сущность.

Важно

Через время он познакомился с Джиду Кришнамурти, который повлиял на писателя. Олдос начал интересоваться мистикой. Это отразилось на некоторых творениях, таких как «Вечная философия». Однако увлекаясь мистикой, мужчина не мог назвать себя верующим. Он считался агностиком.

В 1953 году ввел в обиход новое слово «псходелик». Что обозначает «расширяет сознание человека». В 60-х годах встречался в доме с М. Эриксон для проведения психологических исследований сознания. У Олдоса Хаксли из-за приема веществ изменились взгляды на окружающий мир. Его высказывания имели масштабный характер, а также успели отложиться в сознании многих людей.

Перед смертью у него случился пожар в доме, где сгорели практически все материалы. Известный писатель умер 22 ноября 1963 года в Лос-Анджелесе, как и его мать от рака. Перед тем как умереть, он попросил свою жену сделать укол ЛСД. Не обращая внимания на замечания врачей, она исполнила просьбу. Благодаря этому Хаксли умер спокойно и без страданий.

Творчество Олдоса Хаксли

Писал мужчина в период разделения модернизма и реализма. Самым известным произведением этого автора является «О дивный новый мир». В нем он показывает один из вариантов развития общества. Цитаты Олдоса Хаксли из «О дивный новый мир»:

  • «Если человек удовлетворен, то в нем нет возбуждения».
  • «Если у власти находятся массы, то самой большой ценностью является счастье».
  • «Оскорбительным и резким тоном общаются неуверенные в своем превосходстве люди».
  • «С правильным применением слово способно поражать как рентгеновский луч».
  • «Если человек не такой, как все, то он будет всегда одинок».
  • «Причиняют боль не только те, кто желает зла, но и не желающие».

Особенности произведений

Многим людям автор западает в душу. К тому же его книги не сложно читать. О произведениях Олдоса Хаксли отзывы только положительные от читающих людей.

В своих романах писатель говорит о том, к чему может привести прогресс, какими ужасными люди могут быть в условиях развитого общества. Также он затрагивает и темы пацифизма.

Чем прославился Олдос Хаксли? «О дивный новый мир» – произведение, которое принесло известность автору.

Мужчина участвовал в экспериментах влияния мескалина (природного галлюциногена) на сознание человека. Это отразилось даже на творчестве писателя. Произведение «Остров» Олдос Хаксли создал совсем противоположным антиутопиям и его манере написания. Книга написана в жанре утопии.

Олдос Хаксли: цитаты и афоризмы

У этого человека по-настоящему было много интересных мыслей. Встречаются они не только в известных произведениях. Порой Хаксли мог просто поразить своими мыслями:

  • «Интеллектуал – это человек, который видит в мире много интересного помимо секса».
  • «Я обеими руками за сатиру. Люди слишком серьезные».
  • «Я считаю, что мораль – это смирительная рубашка, чтобы ограничивать свободу других людей. Из-за того, что люди в себя не верят».
  • «Демократия утверждает, что власть для людей опасна, она не должна давать человеку слишком долго и много».
  • «Людям не удалось опошлить только лишь смерть».
  • «Самый серьезный враг жизни – это анархия».

Интересные факты из жизни

В биографии большинства известных писателей есть какие-то интересные события. Олдос Хаксли не был исключением. У него случалось много интересных жизненных историй:

  1. Его мать умерла от рака, когда Олдосу было 14 лет. Писатель умер от той же самой болезни.
  2. Брат Хаксли совершил самоубийство. Это отразилось на психике писателя.
  3. Мужчина работал преподавателем в колледже, обучал человека с псевдонимом Джордж Оруэл. Олдос был хорошим учителем и нравился ученикам.
  4. Положительно относился к галлюциногенным веществам, участвовал в эксперименте психиатра, чтобы выяснить действие мескалина на человека.
  5. Перед смертью попросил жену вколоть ЛСД в дозировке 100 мкг.

Как передает цивилизацию Олдос Хаксли

В антиутопии «О дивный новый мир» автор показывает людей, которые хотят быть похожими друг на друга. Это же и диктует все общество. С самых малых лет в людях воспитывают это качество. Одна из цитат Олдоса Хаксли: «Одинаковость. Общность. Стабильность».

В мире не существует такого понятия как «любовь» и «семья». Развиваются лишь развлечения, а искусство стоит на месте. Предметы окружающей действительности полностью искусственные и с использованием электронных материалов. Если человеку грустно, то он может принять наркотик «сому». Для людей такой образ жизни стал нормой.

Прощальное произведение

Одно из последних творений автора – это роман «Остров». Жанр – утопия. В ней описывается мир будущего. С огромным размахом и реалистичностью. В книге Олдоса Хаксли «Остров» сюжетной линии, как таковой, нет. В нем рассказывают читателю о мире, в котором нет искусства. Есть лишь примитивная замена этому. Однако все находящиеся там люди привыкли к такому положению дел.

Жителям города неизвестно, что такое трагедия, драма, чувства. У людей все спокойно и стабильно. Никаких переживаний. А если человеку становиться плохо внутри, то ему можно принять легкие наркотики. Все население полигамно. Каждый может выбирать себе любого партнера, когда захочет. Это воспитывается с самого детства людей. Цитаты Олдоса Хаксли из произведения «Остров»:

  • «Невозможно приказать сердцу что-то, как и гормонам».
  • «У каждого в голове мысль об уникальности. Однако на деле каждый человек это препятствие процессу энтропии».
  • «Если умный попал к глупцам, то там он не станет правителем».

Такой вклад в мировую литературу и сознание людей вложил Олдос Хаксли. Писателя, несомненно, будут помнить еще очень долго. Цитаты Олдоса Хаксли найдут свое применение на протяжении сотен лет существования человечества. Ведь люди не должны забывать к чему могут привести некоторые события в мире. Например, такие как технологический прогресс.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/276096/

Олдос Хаксли. Биография английского писателя

Олдос Леонард Хаксли родился в городе Годалмин, графство Суррей, в зажиточной семье среднего сословия. По линии матери он был родственником Мэтью Арнольда, великого гуманиста, а его отец, Леонард Хаксли, писал биографии и стихи, занимался редакторской деятельностью. С 1908 по 1913 Олдос обучался в колледже Итон, в графстве Беркшир. Когда ему было 14, его мать умерла.

В возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля.

Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.

Совет

В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт – а в то время шла мировая война – Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.

Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году. В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции “Атенея” под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры и рецензии на художественные книги.

В 1920-21 Хаксли работает театральным критиком для “Вестминстер Газет” и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман “Желтый Кром” – остроумная критика общества – появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия.

Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э.М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая “Контрапункт” (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д.

Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет свою особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.

Позже эти ранние произведения Хаксли, в основном его комментарии к событиям, которым он стал свидетелем, подверглись критике, так как герои его показаны однобоко, и, как сам Хаксли определял природу своего эссеистического таланта, он пытался сказать “почти всё почти обо всём”.

В книге “Делай что хочешь” (1929) он предсказывает, что пролетариат Карла Маркса станет “буржуазией с масляными, а не чернильными пальцами”, говорит о том, что “в наше время монотеизм потерял ценность, которую некогда завоевали ему обстоятельства. Ему не хватает установки на политику, он вреден для человека”.

В эссе “Мода на любовь” он защищает доктрину Лоренса о “естественной любви”, но отвергает “сексуальный импульс, который тратит себя бесцельно”

В 20-е годы Хаксли сдружился с Д.Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20-х годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет “О дивный новый мир” – мрачную картину высокотехнологичного общества будущего.

Обратите внимание

В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса.

Развитие науки и культурные изменения — массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествия на самолетах, романтизированные Чарлзом Линдбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике — в то время занимали умы людей и воодушевляли.

Работая над романом, Хаксли читал, в том числе и книгу этнографа Маргарет Мид “Время в Самоа” (1928). Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий, и на протяжении всего 20 века книга оставалась в лидерах по продажам.

В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности “Союза обета мира”*. В 1937 году, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение.

С этого момента Хаксли перестает писать художественную прозу и сосредотачивается на написании эссе, которые, как ему кажется, лучше всего могут выразить его идеи. Он пишет также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом.

Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма “Гордость и предубеждение” (1940). Он берется написать такие сценарии как “Сага о Форсайтах”, “Мадам Кюри”.

Читайте также:  Краткая биография жеромский

Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом “Джейн Эйр”, главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.

В 1954 году Хаксли публикует исследование о влиянии на сознание мескалина “Врата восприятия”, книга, которая завоевала ему немалое уважение в среде калифорнийских хиппи. Он стал употреблять ЛСД, заинтересовался индийской философией. В 1961 году на него обрушилось бедствие – в пожаре сгорел его дом, архив и почти все рукописи, кроме разве что рукописи книги “Остров”.

Важно

Хаксли умер в Лос-Анджелесе 22 ноября 1963 года. В новостях известие о его смерти было оттенено убийством президента Кеннеди.

Хаксли женился дважды. В 1919 году он женился на бельгийке Марии Нис, которая умерла в 1956 году, от этого брака у Хаксли родился сын. В 1956 году он женился на Лауре Арчера, скрипачке и психотерапевте.

Как эссеиста, Хаксли больше всего занимали вопросы влияния науки и технологии. Его скептицизм вызывал противоречивые чувства у читателей. Оказавшись однажды в философском тупике, он обратился к мистицизму и восточным учениям.

Одной из самых интересных идей Хаксли было воспитание амфибии, человека, который мог бы жить в разном природном окружении.

В конце жизни Хаксли как-то заметил: “Звучит странно, но обдумывая проблемы существования человечества и пытаясь найти смысл жизни, я пришел к мысли, что есть только один ответ на все вопросы — “Старайся быть немного добрее” — вот и всё”.

Aldous Huxley interviewed by Mike Wallace. Part 1В интервью на американском телевидении Хаксли обсуждает вопросы выживания и свободы и другие проблемы современности. Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Еще одно интервью Хаксли, 1962 год

* “Союз обета мира” (Peace Pledge Union) — одна и британских пацифистских организаций. Основана лондонским священником Д. Шеппардом (Dick Sheppard) в 1936 году. ХАКСЛИ (Гексли) Олдос (1894-1963) , английский писатель. Брат Дж. С. Хаксли.

Интеллектуальные романы “Желтый Кром” (1921), “Шутовской хоровод” (1923) и “Контрапункт” (1928) – об идейном и духовном кризисе современной цивилизации. Антиутопии “О дивный новый мир” (1932), “Обезьяна и сущность” (1948) – сатира на тоталитаризм, стандартизованный образ жизни “общества потребления”.

Смятение и тревога за будущее общества, неверие в социальный прогресс и духовный потенциал личности (роман “Гений и богиня”, 1955) привели Хаксли к мистицизму, исповеданию идей буддизма (роман “Остров”, 1962). ХАКСЛИ (Huxley) Джулиан Сорелл (1887-1975) , английский биолог, философ. Внук Т. Г. Гексли, брат О. Хаксли.

Совет

Основные труды по общим вопросам эволюции, экспериментальной эмбриологии, этике. Один из создателей современной синтетической теории эволюции. ГЕКСЛИ (Хаксли) (Huxley) Томас Генри (1825-95) , английский биолог, соратник Ч. Дарвина и виднейший пропагандист его учения, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1864).

Президент (1883-85) Лондонского королевского общества. Сравнительно-анатомические исследования, доказал морфологическую близость человека и высших обезьян, птиц и пресмыкающихся, медуз и полипов. Развил и обосновал положение о единстве строения черепа у позвоночных. АРНОЛД (Arnold) Мэтью (1822-88) , английский поэт, педагог, критик.

Развенчивал миф о “викторианском процветании”: поэмы, сборник “Заблудившийся бражник” (1849), эссе “Культура и анархия” (1869); подчеркивал воспитательную роль литературы. Утверждал социально-исторический анализ в английском литературоведении. КЕРАТИТ (от греч . keras, род. п.

keratos – рог), воспаление роговицы глаза, проявляющееся преимущественно ее помутнением, изъязвлением, болью и покраснением глаза. Причины: травмы роговицы, конъюнктивит, некоторые общие заболевания (напр., грипп, туберкулез) и др. Возможный исход кератита – бельмо, снижение зрения.

БРАЙЛЯ ШРИФТ , рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный французским тифлопедагогом Луи Брайлем (L. Braille; 1809-52). В основе Брайля шрифта лежит комбинация 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. Первая книга по системе Брайля – во Франции, 1837; в России – 1885.

Атенеум [Athenaeum] – лондонский клуб преимущественно для ученых и писателей. Основан в 1824 году, букв. “храм Афины”. ФОРСТЕР Эдуард Морган (1879-1970) , английский писатель. Психологические романы на семейно-бытовые и моральные темы “Куда боятся ступить ангелы” (1905), “Комната с видом” (1908).

Антиколониальный роман “Поездка в Индию” (1924); литературоведческие работы (“Аспекты романа”, 1927). ЛОРЕНС (Lawrence) Дейвид Герберт (1885-1930) , английский писатель. В романах “Сыновья и любовники” (1913), “Радуга” (1915), “Любовник леди Чаттерлей” (1928) – изображение действительности. Пьесы, литературно-критические эссе, рассказы, стихи, путевые заметки.

МЭНСФИЛД (Mansfield) Кэтрин (наст . имя Кэтлин Бичем, Beauchamp) (1888-1923), английская и новозеландская писательница. С 14 лет жила в Великобритании и др. европейских странах. Мастер психологичекой новеллы (сборники “В немецком пансионе”, 1911; “Гнездо голубки”, опубликован 1923; “Нечто детское”, опубликован 1924) в традициях А. П. Чехова.

Обратите внимание

ЛИНДБЕРГ (Lindbergh) Чарлз (1902-74) , американский летчик. В 1927 совершил первый беспосадочный полет через Атлантический ок. (из США во Францию), пролетев 5800 км за 33 ч 30 мин. МИД Маргарет (1901-78) , американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы. “Союз обета мира” [Peace Pledge Union] – одна и британских пацифистских организаций. Основана лондонским священником Д. Шеппардом [Dick Sheppard] в 1936 году.

Афоризмы Олдоса Хаксли на русском и английском языке:

“Видеть самих себя такими, какими видят нас другие, – самый благотворный дар”. “Работа ничем, в сущности, не отличается от алкоголя и преследует ту же цель: отвлечься, забыться, а главное, спрятаться от самого себя”. “Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять”. “Нет никакой секретной формулы или метода. Вы учитесь любить, любя – то есть оказывая внимание другим людям и делая для них то, что необходимо”. “After silence, that which comes nearest to expressing the inexpressible is music.”. “Everyone who wants to do good to the human race always ends in universal bullying.”. “God isn't compatible with machinery and scientific medicine and universal happiness. You must make your choice. Our civilization has chosen machinery and medicine and happiness.”.

“Hell isn't merely paved with good intentions; it's walled and roofed with them. Yes, and furnished too.”

Источник: http://biodata.narod.ru/11.html

Олдос Хаксли

Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников.

Его отец — писатель Леонард Хаксли, дед по отцовской линии — биолог Томас Генри Хаксли (в России его имя обычно пишется как Гексли); по материнской линии Хаксли приходится правнуком историку и педагогу Томасу Арнолду и внучатым племянником писателю Мэтью Арнолду. Братья Хаксли Джулиан и Эндрю были знаменитыми биологами.

В хорошо оборудованной лаборатории отца Хаксли начал самообразование, которое потом продолжил в школе Hillside, где его первой учительницей стала его мать. Когда Олдосу было 13 лет — мать умерла.

Три года спустя, в возрасте 16 лет он перенес кератит, что привело к тому, что почти 18 месяцев он был лишен зрения.

Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля.

Несмотря на проблемы со зрением, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.

В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт — а в то время шла мировая война — Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.

Важно

Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году.

В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции «Атенея» под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры, равно как и рецензии на художественные книги.

В 1920-21 Хаксли работал театральным критиком для «Вестминстер Газет» и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман «Желтый Кром» — остроумная критика общества — появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия.

Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э. М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая «Контрапункт» (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д.

Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.

Он долго подыскивал название для нового романа — имел обыкновение придумывать названия к уже законченным вещам, а не наоборот.

В 20-е годы Хаксли сдружился с Д. Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20- годов Хаксли провел в Италии.

В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет «О дивный новый мир», мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса.

Совет

Развитие науки и культурные изменения — массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествие на самолетах, романтизированное Чарлзом Линбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике — в то время занимали умы людей и вдохновляли.

Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий книги, и на протяжении всего 20 века она оставалась в лидерах по продажам.

В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности «Союза обета мира». В 1937 году, в возрасте сорока трех лет, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение.

Здесь начинается философский период его творчества, для которого было было характерно более подробное рассмотрение человеческой сущности, интерес к различным мистическим учениям («The Perennial Philosophy», «Через много лет» («After Many a Summer…»), «Time must have a stop»). Хаксли знакомится в с Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti), их (как и их жён) связывает крепкая дружба.

Бывший скептик и бывший теософ верили теперь, что единственная дорога к миру и духовной истине должна быть субъективной — личностной.

Хаксли пишет множество эссе а также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты.

Лучшим считается сценарий для голливудского фильма «Гордость и предубеждение» (1940). Он берется написать такие сценарии как «Сага о Форсайтах», «Мадам Кюри».

Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом «Джейн Эйр», главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.

Обратите внимание

В 1953 он соглашается на участие в эксперименте, проводимым Хамфри Осмондом (Humphry Osmond). Целью этого эксперимента было исследование влияния мескалина на человеческое сознание. Впоследствии в переписке с Осмондом было употреблено впервые слово «психоделика» для описания влияния мескалина.

Эссе «Двери восприятия» («The Doors of Perception») и «Небо и ад» («Heaven and Hell») описывают наблюдения и ход эксперимента, который вплоть до своей смерти автор повторял около десяти раз. Эффект от действия психотропных субстанций сказывается не только на его творчестве.

Так в последнем своем романе «Остров» он описал положительную утопию, которая была диаметрально противоположна его антиутопии «О дивный новый мир».

В 1961 году он знакомится с Альбертом Хоффманом — изобретателем ЛСД.

Незадолго до смерти в пожаре в его собственном доме сгорели все его рукописи. Хаксли умер в 1963 г. в Лос-Анджелесе от рака горла. Когда смерть была неизбежна, жена Олдоса сделала ему инъекцию ЛСД, которая позволила ему умереть спокойно, избежав судорог и удушья.

Олдос Хаксли ввел в обиход термин «футурология».

Источник: https://fantlab.ru/autor101

Ссылка на основную публикацию