Ильф и Петров биография писателей
Ильф И. и Петров Е. — русские советские писатели-сатирики; соавторы, работавшие совместно. В романах «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) — создали похождения талантливого мошенника и авантюриста, показ сатирических типов и советских нравов 20-х годов. Фельетоны, книга «Одноэтажная Америка» (1936).
В российской литературе XX века Илья Ильф и Евгений Петров занимают место самых любимых[en] в народе писателей сатирического направления. Их книги можно читать, перечитывать, можно даже всю жизнь разговаривать фразами из них. Многие именно так и поступают.
Илья Ильф (псевдоним; настоящие имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) родился 15 октября (3 октября по старому стилю) 1897 года в Одессе, в семье банковского служащего. Знак зодиака — Весы.
Был сотрудником Югроста и газеты «Моряк». В 1923, переехав в Москву, стал профессиональным литератором.
В ранних очерках, рассказах и фельетонах Ильи нетрудно найти мысли, наблюдения и детали, впоследствии использованные в совместных сочинениях Ильфа и Петрова.
Евгений Петров (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) родился 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1902 года в Одессе, в семье учителя истории. Знак зодиака — Стрелец. Был корреспондентом Украинского[en] телеграфного агентства, затем инспектором уголовного розыска. В 1923 году Женя переехал в Москву и стал журналистом.
В 1925 году произошло знакомство будущих соавторов, и с 1926 года началась их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач» и обработке материалов для газеты «Гудок».
Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман «Двенадцать стульев», опубликованный в 1928 в журнале «30 дней» и в том же году вышедший отдельной книгой. Роман имел большой успех.
Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирических эпизодов, характеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений.
За романом последовало несколько рассказов и повестей («Светлая личность», 1928, «1001 день, или Новая Шахерезада», 1929); в это же время началась систематическая работа писателей над фельетонами для «Правды» и «Литературной газеты».
В 1931 году был опубликован второй роман Ильфа и Петрова — «Золотой телёнок», история дальнейших похождений героя «Двенадцати стульев» Остапа Бендера.
В романе дана целая галерея мелких людишек, обуреваемых стяжательскими побуждениями и страстями и существующих «параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи».
В 1935 — 1936 годах писатели совершили путешествие по США[en], результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1936). В 1937 Ильф умер, а изданные после его смерти «Записные книжки» были единодушно оценены критикой как выдающееся литературное произведение.
Петров после смерти соавтора написал ряд киносценариев (совместно с Г. Мунблитом), пьесу «Остров мира» (опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). В 1940 он вступил в Коммунистическую партию и с первых дней войны[en] стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро».
Награжден орденом Ленина и медалью.
Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались, переиздавались в СССР[en] и были переведены на многие иностранные языки. (Г. Н. Мунблит)
Сочинения:
- Собрание сочинений, т. 1 — 4, М., 1938;
- Собр. соч., т. 1 — 5, М., 1961.
Литература:
- Константин Михайлович Симонов, Предисловие, в книгах: Ильф И. и Петров Е., Двенадцать стульев. Золотой телёнок, М., 1956;
- Синцова Т. Н., И. Ильф и Е. Петров. Материалы для библиографии, Л., 1958;
- Абрам Зиновьевич Вулис, И. Ильф и Е. Петров. Очерк творчества, М., 1960;
- Борис Галанов, Илья Ильф и Евгений Петров, М., 1961;
- Воспоминания об И. Ильфе и Е. Петрове, М., 1963;
- Яновская Л., Почему вы пишете смешно?, М., 1969;
- Русские советские писатели, прозаики. Биобиблиографический указатель, том 2; Л., 1964.
Книги:
- И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1, И. Ильф, Е. Петров.
- И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2, И. Ильф, Е. Петров.
- И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4, И. Ильф, Е. Петров.
DVD
- Ехали в трамвае Ильф и Петров, СССР, 1971.
Ильф и Петров «Колумб причаливает к берегу». Читает Виталий Лазаревич Стремовский. (Режиссер Аркадий Николаевич Абакумов, звукорежиссер Александр Трухан, музыкальный редактор Ольга Ларина, редактор Наталья Шолохова). |
Экранизации произведений:
- 1933 — Двенадцать стульев;
- 1936 — Цирк;
- 1936 — Однажды летом;
- 1938 — 13 стульев;
- 1961 — Совершенно серьёзно (очерк Как создавался Робинзон);
- 1968 — Золотой телёнок;
- 1970 — The Twelve Chairs (Двенадцать стульев);
- 1971 — Двенадцать стульев;
- 1972 — Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов и фельетонов);
- 1976 — Двенадцать стульев;
- 1989 — Светлая личность;
- 1993 — Мечты идиота;
- 2004 — Двенадцать стульев (Zwölf Stühle);
- 2006 — Золотой телёнок.
Илья Ильф скончался 13 апреля 1937 года в Москве, от обострившегося туберкулеза.
Евгений Петров погиб 2 июля 1942 года, возвращаясь из осажденного Севастополя.
Источник: https://golbis.com/pin/ilf-i-petrov-biografiya-pisateley/
Биография Ильфа и Петрова | Инфошкола
11 Январь 2016 админ Главная страница » Биографии Просмотров: 777
ИЛЬФ Илья и ПЕТРОВ Евгений — известные писатели-сатирики, соавторы. Родились в Одессе, которая дала русской литературе плеяду замечательных писателей (Бабеля, Багрицкого, Катаева и др.).
Илья Ильф, наст. Илья Арнольдович Файнзильберг (3(15).10.1897, Одесса -13.04.1937, Москва). Родился в семье банковского служащего, работал в чертежном бюро, на телефонной станции авиационном заводе.
В 1918 г. начал публиковать стихотворения и юморески в сатирических журналах.
В 1923 переехал в Москву, стал сотрудником популярного сатирического журнала «Гудок»; писал рассказы, фельетоны, очерки, рецензии.
Евгений Петров, наст. Евгений Петрович Катаев, младший брат В. Катаева (30.11(13.12).1903, Одесса — 2.07.1942, на Кубани). Сын учителя истории. В 1920 окончил классическую гимназию, стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, затем инспектором уголовного розыска. В 1923 г. переехал в Москву и здесь, работая в сатирических журналах, в 1925 г. познакомился с Ильфом.
С 1926 г. началась совместная литературная деятельность этих писателей. Известность им принес плутовской роман «Двенадцать стульев» (1928).
Традиционный сюжетный мотив поисков клада — погоня за стульями и спрятанными в них драгоценностями — позволил авторам показать, как в кривом зеркале, социально-бытовую панораму России 20-х Петров и галерею персонажей почти из всех слоев общества.
Различные образы соединила в единое целое фигура Остапа Бендера. персонаж, знаменитые «родственники» которого хорошо известны русской и европейской сатирической литературе.
Этот же герой, его новые похождения в погоне за миллионом по южной России и Средней Азии а также события первой пятилетки в несколько ином освещении представлены в романе «Золотой теленок» (1931). В этом произведении Остап Бендер уже не вызывает такой симпатии, как в первом романе.
Ильф и Петров скомпрометировали философию «комбинаторства», противопоставляя феерически изображенным теням прошлого в современной жизни размах и энтузиазм начала великой индустриализации, Динамика действия, комизм положений и языковой юмор, пародия и гротеск обеспечили обоим произведениям огромную популярность, несмотря на то что в течение более чем десяти лет они не переиздавались.
Пользовались успехом также сатирическая Повесть «Светлая личность» (1928) и цикл сатирических рассказов «1001 день, или новая Шахерезада» (1928). Ильф и Петров написали Множество фельтонов, вошедших, в част., в сб. «Как Создавался Робинзон» (1933, 1935).
В 1935 г. они путешествовали по Соединенным Штатам; впечатления о поездке нашли отражение в сборнике очерков «Одноэтажная Америка» (1936), где авторы с легким юмором отобразили американскую провинцию и американский образ жизни.
После смерти умершего от туберкулеза Ильфа Петров издал его «Записные книжки» (1939) и написал пьесу «Остров мира» и несколько киносценариев. Начал также работу над романом-памфлетом. Погиб во время Великой Отечественной войны, будучи военным корреспондентом. В 1942 г. посмертно был опубликован его «Фронтовой дневник».
Источник: https://info-shkola.ru/biografiya-ilfa-i-petrova/
Ильф и петров
Ильф и петров – русские писатели-сатирики.
Ильф Илья (псевдоним; настоящее имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) [03(15).10.1897 года, Одесса – 13.04.1937 года, Москва], родился в семье банковского служащего. Закончил Одесское техническое училище (1913 год). Входил в литературный кружок «Коллектив поэтов» (среди его участников – Э. Г.
Багрицкий, Ю. К. Олеша). В 1923 году переехал в Москву. Работал в газете «Гудок», где сотрудничали М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Л. И. Славин, Ю. К. Олеша и др.; писал в основном рассказы и очерки, в которых отразился опыт революции и Гражданской войны 1917-1922 годов.
Впервые подписался псевдонимом Ильф в 1923 году.
Петров Евгений (псевдоним; настоящее имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) [30.11(13.12). 1903 года, Одесса – 02.07.1942 года], родился в семье учителя истории. Брат В. П. Катаева.
Переменил несколько профессий: работал корреспондентом, был агентом уголовного розыска и т. д. Переехал в Москву в 1923 году.
Дебютировал рассказом «Гусь и украденные доски» (1924 год); публиковал фельетоны (под псевдонимами Шило в мешке, Е. Петров и др.) в юмористических журналах «Красный перец» и «Красная оса».
Не позднее 1925 года познакомился с Ильфом; в 1926 году перешёл на работу в «Гудок». Выпустил сборники рассказов «Радости Мегаса» (1926 год), «Без доклада» (1927 год), «Всеобъемлющий зайчик» (1928 год) и др.
С 1926 года началась совместная работа Ильфа и Петрова; печатались под псевдонимами Ф. Толстоевский, Холодный философ, Виталий Пселдонимов, Коперник, А. Немаловажный, Собакевич и др. в сатирических журналах («Смехач», «Огонёк», «Чудак» и др.).
Широкую известность Ильфу и Петрову принёс сатирический роман «Двенадцать стульев» (1928 год), в центре которого – остроумный авантюрист Остап Бендер, действующий на фоне широко развёрнутой панорамы советского быта 1920-х годов.
Стиль классической русской прозы соседствует в романе с газетными штампами, лозунгами, идеологическими клише, которые подвергаются ироническому переосмыслению и осмеянию.
Критика обвинила авторов в «зубоскальстве», в отсутствии настоящей сатиры; лишь через год после публикации появились снисходительные отзывы.
Среди др. произведений этого периода – многочисленные фельетоны, сатирическая повесть «Светлая личность» (1928 год), цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год).
В рассказах этого времени Ильф и Петров обращались к злободневным темам: политической чистке («Призрак-любитель», 1929 год), бюрократизму («На волосок от смерти», 1930 год), приспособленчеству в литературе («Бледное дитя века», 1929 год) и др.
История Бендера была продолжена в романе «Золотой телёнок» (1931 год), где образ героя усложнился: он с иронией наблюдает за жизнью советских граждан, отмечает уродства современного быта (бесхозяйственность, идеологизация культуры и т. д.).
Сатирический план уравновешивается идеализированным изображением социалистического мира, придающим роману оптимистический пафос (эпизоды строительства Турксиба, автопробега и др.). Роман был высоко оценён А. В. Луначарским и благосклонно встречен критикой (В. Б.
Шкловский, Г. Н. Мунблит и др.).
В 1930-е годы, когда печатать сатирические рассказы становилось всё сложнее, Ильф и Петров пытались писать фельетоны в жанре «положительной сатиры», с оптимистичными финалами («Литературный трамвай», 1932 год, «Собачий холод», 1935 год, и др.). Основная тема фельетонов 1-й половины 1930-х годов – борьба с бюрократизмом («Костяная нога», 1934 год), равнодушием («Безмятежная тумба», 1934 год), беззаконием («Дело студента Сверановского», 1935 год). В 1935-1936 году совершили автомобильную поездку по США, результатом которой стал цикл путевых очерков (над которым авторы работали раздельно) «Одноэтажная Америка» (1936 год) – попытка объективного осмысления быта американцев, их достижений и недостатков.
После смерти Ильфа от туберкулёза Петров подготовил к печати и издал его записные книжки (1939 год). В конце 1930-х годов Петров писал преимущественно очерки, а также киносценарии в соавторстве с Г. Н.
Мунблитом («Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и др.). Во время Великой Отечественной войны работал фронтовым корреспондентом газет «Правда» и «Известия». Погиб в авиакатастрофе при перелёте из Севастополя в Москву.
Награждён орденом Ленина.
Произведения Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались (режиссёры Л. И. Гайдай, М. А. Швейцер, М. А. Захаров), переводились на многие языки мира.
Иллюстрация:
И. Ильф и Е. Петров. Архив БРЭ.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Галанов Б. Е. И. Ильф и Е. Петров. Жизнь. Творчество. М., 1961
- Воспоминания об И. Ильфе и Е. Петрове. М., 1963
- Préchac A. Il’f et Petrov, t ́emoins de leur temps. P., 2000. Vol. 1–3
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/ilf_i_pietrov
Петров Евгений
Отец кинооператора Петра Катаева и композитора Ильи Катаева. Жена — Валентина Леонтьевна Грюнзайд, из обрусевших немцев.
Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории.
В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.
В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учёбы его одноклассником был Александр Козачинский, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зелёный фургон», прототипом главного героя которой — Володи Патрикеева — стал Евгений Петров.
Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства. В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в автобиографии Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано: «Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»). В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты — расстрела — на заключение в лагере.
В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец». В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста, освобождённого к тому времени по амнистии, А. Козачинского.
Значительное влияние на Евгения Петрова оказал его брат Валентин Катаев. Жена Валентина Катаева вспоминала:
Я никогда не видела такой привязанности между братьями, как у Вали с Женей. Собственно, Валя и заставил брата писать. Каждое утро он начинал со звонка ему — Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», — говорил Валя и вешал трубку.
В 1927 году совместной работой над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).
Впоследствии в соавторстве с Ильёй Ильфом были написаны: роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман «Золотой телёнок» (1931);
новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована)
новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929);
документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937).
В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда». В 1935—1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.
Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 года.
В 1938 году Петров уговорил своего друга А. Козачинского написать повесть «Зелёный фургон».В 1939 году вступил в ВКП(б).
Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». В 1939—1942 годы Петров работал над романом «Путешествие в страну коммунизма», в котором описывал СССР в 1963 году (отрывки опубликованы посмертно в 1965 году).
Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом.
Евге́ний Петро́в погиб 2 июля 1942 года — самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолета установлен памятник.
Источник: http://fb2.net.ua/publ/p/petrov_evgenij/15-1-0-120
Ильф и петров
Ильф и петров – Ильф, Илья Арнольдович (1897–1937) (наст. фамилия Файнзильберг), Петров Евгений Петровия (1903–1942) (наст. фамилия Катаев), русские прозаики.
Ильф родился 4 (16) октября 1897 в Одессе в семье банковского служащего. В 1913 окончил техническую школу, после чего работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе, на фабрике ручных гранат. После революции был бухгалтером, журналистом в ЮгРОСТА, редактором в юмористических и др.
журналах, членом Одесского союза поэтов. В 1923 приехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок», с которой в 1920-е годы сотрудничали М.Булгаков, Ю.Олеша и другие известные впоследствии писатели. Ильф писал материалы юмористического и сатирического характера – в основном фельетоны.
Петров родился 30 ноября 1903 в Одессе в семье преподавателя. Стал прототипом Павлика Бачея в трилогии своего старшего брата Валентина Катаева Волны Черного моря. В 1920 окончил классическую гимназию и стал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.
В автобиографии Ильфа и Петрова (1929) о Петрове сказано: «После этого в течение трех лет служил инспектором уголовного розыска. Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины». В 1923 Петров приехал в Москву. В.Катаев ввел его в среду журналистов и литераторов.
Петров стал сотрудником журнала «Красный перец», а в 1926 пришел работать в журнал «Гудок». Как и Ильф, писал в основном юмористические и сатирические материалы.
В 1927 с совместной работы над романом Двенадцать стульев началось творческое содружество Ильфа и Петрова. Сюжетная основа романа была подсказана Катаевым, которому авторы посвятили это произведение.
В воспоминаниях об Ильфе Петров впоследствии писал: «Мы быстро сошлись на том, что сюжет со стульями не должен быть основой романа, а только причиной, поводом к тому, чтобы показать жизнь».
Это в полной мере удалось соавторам: их произведения стали ярчайшей «энциклопедией советской жизни» конца 1920-х – начала 1930-х годов.
Роман был написан менее чем за полгода; в 1928 он был издан в журнале «30 дней» и в издательстве «Земля и фабрика». В книжном издании соавторы восстановили купюры, которые вынуждены были сделать по требованию редактора журнала.
Остап Бендер первоначально был задуман как второстепенный персонаж. Для него у Ильфа и Петрова была заготовлена только фраза: «Ключ от квартиры, где деньги лежат».
Впоследствии, как и множество других фраз из романов об Остапе Бендере («Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»; «Знойная женщина – мечта поэта»; «Утром деньги – вечером стулья»; «Не буди во мне зверя» и др.), она стала крылатой.
По воспоминаниям Петрова, «Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок, скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним, как с живым человеком, и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал в каждую главу».
Некоторые образы романа были намечены в записных книжках Ильфа и в юмористических рассказах Петрова. Так, у Ильфа есть запись: «Двое молодых. На все жизненные явления отвечают только восклицаниями.
Первый говорит – «жуть», второй – «красота». В юмореске Петрова Даровитая девушка (1927) девица «с малообещающим лобиком» разговаривает языком героини Двенадцати стульев людоедки Эллочки.
Роман Двенадцать стульев привлек внимание читателей, но критики его не заметили. О.Мандельштам с возмущением писал в 1929 о том, что этот «брызжущий весельем памфлет» оказался не нужен рецензентам. Рецензия А.
Тарасенкова в «Литературной газете» была озаглавлена Книга, о которой не пишут. Рапповская критика назвала роман «серенькой посредственностью» и отметила, что в нем нет «зарядки глубокой ненависти к классовому врагу».
Ильф и Петров начали работать над продолжением романа. Для этого им пришлось «воскресить» Остапа Бендера, зарезанного в финале Двенадцати стульев Кисой Воробьяниновым. Новый роман Золотой теленок был опубликован в 1931 в журнале «30 дней», в 1933 вышел отдельной книгой в издательстве «Федерация».
После выхода Золотого теленка дилогия стала необыкновенно популярной не только в СССР, но и за границей. Западные критики сравнивали ее с Приключениями бравого солдата Швейка Я.Гашека. Л.Фейхтвангер писал, что никогда не видел, чтобы «содружество переросло в такое творческое единство». Даже В.В.
Набоков, презрительно отзывавшийся о советской литературе, отметил в 1967 поразительную одаренность Ильфа и Петрова и назвал их произведения «совершенно первоклассными».
В обоих романах Ильф и Петров пародировали советскую действительность – например, ее идеологические клише («Пиво отпускается только членам профсоюза» и т.п.).
Предметом пародии стали и спектакли Мейерхольда (Женитьба в театре Колумба), и опубликованная в 1920-е годы переписка Ф.М.Достоевского с женой (письма отца Федора), и искания постреволюционной интеллигенции («сермяжная правда» Васисуалия Лоханкина).
Это дало основания некоторым представителям первой русской эмиграции назвать романы Ильфа и Петрова пасквилем на русскую интеллигенцию.
В 1948 секретариат Союза писателей постановил считать Двенадцать стульев и Золотой теленок пасквилянтскими и клеветническими книгами, переиздание которых «может вызвать только возмущение со стороны советских читателей». Запрет на переиздание был закреплен и специальным постановлением ЦК ВКП(б), действовавшим до 1956.
Между двумя романами о Бендере Ильф и Петров написали сатирическую повесть Светлая личность (1928), две серии гротескных новелл Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска и 1001 день, или Новая Шахерезада (1929) и др. произведения.
С 1932 Ильф и Петров начали писать фельетоны для газеты «Правда». В 1933–1934 побывали в Западной Европе, в 1935 – в США. Очерки о путешествии в США составили книгу Одноэтажная Америка (1937). Это было произведение о небольших провинциальных городках и фермах, а в конечном счете – о «среднем американце».
Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в Москве 13 апреля 1937. Петров прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение Мой друг Ильф. В 1939–1942 Петров работал над романом Путешествие в страну коммунизма, в котором описывал СССР в 1963.
Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 в авиакатастрофе, возвращаясь в Москву из Севастополя.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ILF_I_PETROV.html
Биография
Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 29.02.
2016 15:27 Автор: Биограф Просмотров: 1514
Ильф и Петров
Ильф и Петров — советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942).
Уроженцы города Одесса. Совместно написали знаменитые романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931). Дилогия о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера выдержала множество переизданий, не только на русском языке.
Сочинения
роман «Двенадцать стульев» (1928);роман «Золотой телёнок» (1931);новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);фантастическая повесть «Светлая личность» (1928);новеллы «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929);сценарий фильма «Однажды летом» (1936);
художественно-документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937).
В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил».
Собрание сочинений Ильи Ильфа и Евгения Петрова в пяти томах было повторно (после 1939 года) издано в 1961 году Госиздательством художественной литературы. Во вступительной статье к этому собранию сочинений Д. И. Заславский писал: «Судьба литературного содружества Ильфа и Петрова необычна.
Она трогает и волнует. Они работали вместе недолго, всего десять лет, но в истории советской литературы оставили глубокий, неизгладимый след. Память о них не меркнет, и любовь читателей к их книгам не слабеет. Широкой известностью пользуются романы „Двенадцать стульев“ и „Золотой телёнок“».
Издания
Собрание сочинений в четырёх томах. — М.: Советский писатель, 1938—1939.Как создавался «Робинзон». Л.—М., «Молодая гвардия», 1933.Двенадцать стульев. Золотой телёнок. — М.: Советский писатель, 1936Двенадцать стульев. — М.—Л., ЗиФ, 1928.
Золотой телёнок. — М.: Федерация, 1933
Экранизации произведений
1933 — Двенадцать стульев (Польша—Чехословакия)1936 — Цирк1936 — Однажды летом1938 — 13 стульев1961 — Совершенно серьёзно (очерк Как создавался Робинзон)1968 — Золотой телёнок1970 — The Twelve Chairs (Двенадцать стульев)1971 — Двенадцать стульев1972 — Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов и фельетонов)1976 — Двенадцать стульев1989 — Светлая личность1993 — Мечты идиота2004 — Двенадцать стульев (Zwölf Stühle)
2006 — Золотой телёнок
Память
Писателям открыты памятники в Одессе. Памятник, показанный в конце фильма «Двенадцать стульев» (1971), в действительности никогда не существовал.Пропагандировала произведения своих «двух отцов» дочь Ильфа — Александра (1935—2013), которая работала редактором издательства, где перевела тексты на английский язык.
К примеру, благодаря её труду в издание вышла полная авторская версия «Двенадцати стульев», без цензуры и с не включенной в ранние тексты главой. Последняя книга, написанная ей, — «Дом, милый дом… Как жили в Москве Ильф и Петров». Она вышла после смерти автора.
В память о писателях Ильфе и Петрове астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 21 октября 1982 г. астероид 3668 Ilfpetrov.
Источник: http://biography.su/pisateli/ilf-i-petrov
Ильф и Петров: биография писателей-сатириков
Ильф и Петров являются знаменитыми писателями-сатириками, авторами романов, рассказов, фельетонов и очерков, сочиненных сообща.
Настоящее имя Ильфа — Илья Арнольдович Файзильберг (1897 – 1937), а Петрова — Евгений Петрович Катаев (1903 – 1942) Ильф появился на свет 3 октября в городе Одессе в семействе банковского служащего.
В 1913 году он окончил техническую школу и приступил к трудовой деятельности, постоянно меняя сферу своих занятий: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод.
Трудился статистиком, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором выпускал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.
В 1923 году он становится профессиональным литератором. Переселившись в Москву, Ильф начал работать в газете «Гудок» на постоянной основе. Свои очерки и фельетоны писатель в это время печатал в различных изданиях.
Уже в обработке рабкоровских писем выявилась влечение Ильфа к острой сатире. Итогом командировки в Среднюю Азию стала серия очерков «Москва — Азия» (1925).
Евгений Петров родился 30 ноября в городе Одессе в семье учителя истории. Окончив в 1920 году классическую гимназию, он приступил к работе корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а потом стал инспектором уголовного розыска.
В 1923 году Петров перебрался в Москву, где продолжил свое образование и увлекся журналистикой. Трудился в различных газетах и юмористических журналах, издал несколько сборников юмористических рассказов. Фельетоны Петрова издавались и в «Гудке».
В 1925 году свершается знакомство будущих соавторов, но лишь через год завязывается их общая совместная деятельность как писателей, так как Петров обязан был сначала отслужить в армии.
Первую свою существенную коллективную работу Ильф и Петров написали в 1928 году.
Это был знаменитый роман «Двенадцать стульев», издававшийся в журнале «30 дней», который немедленно завоевал любовь и признание читателя, но «критикой» был встречен довольно прохладно. Книгу молодых советских писателей поддержал Владимир Маяковский.
В 1920-е годы рождается ряд фельетонов и повестей, сочиненных совместно авторами и издается в «Правде» и «Литературной газете».
В 1931 году Ильф и Петров издают еще один роман — «Золотой теленок», на этот раз тепло встреченный «критикой» и получивший самые восторженные отзывы таких маститых писателей как М.Горький, А.Зощенко, А.Барбюс.
В 1935 году писатели совершили поездку в США, и позднее написали ещё одну сатирическую книгу «Одноэтажная Америка» (1936).
Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), которая обострилась во время путешествия по Америке, стала причиной его смерти, последовавшей 13 апреля 1937.
После кончины Ильфа Петров сочинил несколько замечательных киносценариев: «Воздушный извозчик» (1943), «Антон Иванович сердится» (1940), совместно с Г.Мунблитом — «Музыкальная история».
С началом Великой Отечественной войны Петров как и некоторые другие писатели того времени становится военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». За это время он побывал на многих фронтовых участках, и плодом его впечатлений о войне явилась книга «Фронтовой дневник».
2 июля 1942 года Е.Петров погиб при возвращении самолетом из осажденного Севастополя в Москву.
Источник: http://bymok.ahmojdom.ru/biografiya-ilfa-i-petrova/
Биография Евгения Петрова
В 1920 году Евгений Катаев окончил пятую одесскую классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, потом инспектором уголовного розыска в Одессе.
В 1923 году переехал в Москву, где продолжил образование и занялся журналистикой.
В 1924 году в сатирическом журнале “Красный перец” появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров, также под именем гоголевского “Иностранца Федорова”. Использовал сатирик и другие псевдонимы. Он не хотел, чтобы появился еще один писатель с фамилией Катаев.
До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника.
В 1926 году, работая в газете “Гудок”, Евгений Петров познакомился с Ильей Ильфом. Началась их совместная работа: обрабатывались материалы для газеты “Гудок”, сочинялись темы для рисунков и фельетонов в журнале “Смехач”.
Летом 1927 года Ильф и Петров совершили поездку в Крым и на Кавказ, посетили Одессу. Они вели совместный дневник путешествия.
Позднее некоторые впечатления от этой поездки вошли в роман “Двенадцать стульев”, который был опубликован в 1928 году в ежемесячном литературном журнале “30 дней”. Роман имел большой успех у читателей, но был довольно холодно встречен литературными критиками.
Еще до первой публикации цензура сильно сократила его. Вскоре роман стали переводить на многие европейские языки, и он был издан во многих странах Европы.
Следующим их романом стал “Золотой теленок” (1931). Изначально он печатался частями в ежемесячнике “30 дней”.
В сентябре 1931 года Илья Ильф и Евгений Петров были командированы на учения Красной армии в белорусском военном округе, по материалам поездки в журнале “30 дней” был опубликован очерк “Трудная тема”.
С 1932 года Ильф и Петров начали печататься в газете “Правда”.
В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого стала книга “Одноэтажная Америка” (1937).
В соавторстве с Ильей Ильфом были написаны новеллы “Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска” (1928–1929), фантастическая повесть “Светлая личность” (1928), новеллы “1001 день, или Новая Шахерезада” (1929) и др.
Смерть Ильфа в 1937 году прервала творческое сотрудничество писателей.
Петров многое сделал для увековечивания памяти своего друга. В 1939 году он издал “Записные книжки” Ильи Ильфа, а позже задумал написать роман под названием “Мой друг Ильф”. Роман не был закончен, сохранились лишь отдельные наброски и развернутые варианты плана.
Перу Евгения Петрова принадлежит ряд киносценариев.
В соавторстве с Ильей Ильфом были созданы “Черный барак” (1933), “Однажды летом” (1936), в соавторстве с Георгием Мунблитом — “Музыкальная история” (1940), “Антон Иванович сердится” (1941) и др.
Самостоятельно Петровым были написаны сценарии к фильмам “Тиха украинская ночь” и “Воздушный извозчик”. Он работал над сценарием фильма “Цирк”, но в конце концов потребовал снять свою фамилию из титров.
В 1941 году Петров стал военным корреспондентом “Правды” и Совинформбюро. Часто и подолгу он бывал на фронте.
2 июля 1942 года Евгений Петров погиб, возвращаясь самолетом из осажденного Севастополя в Москву. Писатель был похоронен в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенская.
По произведениям Ильфа и Петрова поставлены многие фильмы: “Золотой теленок” (1968), “Двенадцать стульев” (1971), “Ехали в трамвае Ильф и Петров” (1972) и др. По мотивам пьесы Евгения Петрова “Остров мира” (опубликована в 1947 году) снят мультфильм “Мистер Уолк” (1950).
Евгений Петров был награжден орденом Ленина и медалью.
Супругой писателя была Валентина Грюнзайд. Их дети: Петр Катаев (1930–1986) — известный кинооператор, снявший почти все фильмы Татьяны Лиозновой; Илья Катаев (1939-2009) — композитор, автор ряда популярных песен и музыки к кинофильмам.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20131213/983473833.html
Ильф и Петров – «Энциклопедия»
ИЛЬФ И ПЕТРОВ, русские писатели-сатирики.
Ильф Илья (псевдоним; настоящее имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) [3(15).10.1897, Одесса – 13.4.1937, Москва], родился в семье банковского служащего. Закончил Одесское техническое училище (1913). Входил в литературный кружок «Коллектив поэтов» (среди его участников – Э. Г.
Багрицкий, Ю. К. Олеша). В 1923 переехал в Москву. Работал в газете «Гудок», где сотрудничали М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Л. И. Славин, Ю. К. Олеша и др.; писал в основном рассказы и очерки, в которых отразился опыт революции и Гражданской войны 1917-22.
Впервые подписался псевдонимом Ильф в 1923 году.
Петров Евгений (псевдоним; настоящее имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) [30.11(13.12). 1903, Одесса – 2.7.1942], родился в семье учителя истории. Брат В. П. Катаева. Переменил несколько профессий: работал корреспондентом, был агентом уголовного розыска и т. д. Переехал в Москву в 1923.
Дебютировал рассказом «Гусь и украденные доски» (1924); публиковал фельетоны (под псевдонимами Шило в мешке, Е. Петров и др.) в юмористических журналах «Красный перец» и «Красная оса». Не позднее 1925 познакомился с Ильфом; в 1926 перешёл на работу в «Гудок».
Выпустил сборники рассказов «Радости Мегаса» (1926), «Без доклада» (1927), «Всеобъемлющий зайчик» (1928) и др.
Реклама
С 1926 года началась совместная работа Ильфа и Петрова; печатались под псевдонимами Ф. Толстоевский, Холодный философ, Виталий Пселдонимов, Коперник, А. Немаловажный, Собакевич и др. в сатирических журналах («Смехач», «Огонёк», «Чудак» и др.).
Широкую известность Ильфу и Петрову принёс сатирический роман «Двенадцать стульев» (1928), в центре которого – остроумный авантюрист Остап Бендер, действующий на фоне широко развёрнутой панорамы советского быта 1920-х годов.
Стиль классической русской прозы соседствует в романе с газетными штампами, лозунгами, идеологическими клише, которые подвергаются ироническому переосмыслению и осмеянию. Критика обвинила авторов в «зубоскальстве», в отсутствии настоящей сатиры; лишь через год после публикации появились снисходительные отзывы.
Среди других произведений этого периода – многочисленные фельетоны, сатирическая повесть «Светлая личность» (1928), цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929).
В рассказах этого времени Ильф и Петров обращались к злободневным темам: политической чистке («Призрак-любитель», 1929), бюрократизму («На волосок от смерти», 1930), приспособленчеству в литературе («Бледное дитя века», 1929) и др.
История Бендера была продолжена в романе «Золотой телёнок» (1931), где образ героя усложнился: он с иронией наблюдает за жизнью советских граждан, отмечает уродства современного быта (бесхозяйственность, идеологизация культуры и т.д.). Сатирический план уравновешивается идеализированным изображением социалистического мира, придающим роману оптимистический пафос (эпизоды строительства Турксиба, автопробега и др.). Роман был высоко оценён А. В. Луначарским и благосклонно встречен критикой (В. Б. Шкловский, Г. Н. Мунблит и др.).
В 1930-е годы, когда печатать сатирические рассказы становилось всё сложнее, Ильф и Петров пытались писать фельетоны в жанре «положительной сатиры», с оптимистическими финалами («Литературный трамвай», 1932, «Собачий холод», 1935, и др.).
Основная тема фельетонов 1-й половины 1930-х годов – борьба с бюрократизмом («Костяная нога», 1934), равнодушием («Безмятежная тумба», 1934), беззаконием («Дело студента Сверановского», 1935).
В 1935-36 Ильф и Петров совершили автомобильную поездку по США, результатом которой стал цикл путевых очерков (над которым авторы работали раздельно) «Одноэтажная Америка» (1936) – попытка объективного осмысления быта американцев, их достижений и недостатков.
После смерти Ильфа от туберкулёза Петров подготовил к печати и издал его записные книжки (1939). В конце 1930-х годов Петров писал преимущественно очерки, а также киносценарии в соавторстве с Г. Н.
Мунблитом («Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и др.). Во время Великой Отечественной войны работал фронтовым корреспондентом газет «Правда» и «Известия». Погиб в авиакатастрофе при перелёте из Севастополя в Москву.
Награждён орденом Ленина.
Произведения Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались (режиссёры Л. И. Гайдай, М. А. Швейцер, М. А. Захаров), переводились на многие языки мира.
Соч.: Собр. соч.: В 5 т. М., 1994-1996; Двенадцать стульев: Первый полный вариант романа / Коммент. М. Одесского, Д. Фельдмана. М., 1997; Ильф И. Записные книжки. 1925-1937. М., 2000 [первое полное изд.]; Петров Е. Мой друг Ильф. М., 2001; Ильф И. Одноэтажная Америка: [Авторская редакция]. М., 2003.
Лит.: Галанов Б. Е. И. Ильф и Е. Петров. Жизнь. Творчество. М., 1961; Воспоминания об И. Ильфе и Е. Петрове. М., 1963; Préchac А. Il’f et Petrov, témoins de leur temps. Р., 2000. Vol. 1-3; Milne L. Zoshchenko and the Ilf-Petrov partnership: how they laughed. Birmingham, 2003; Лурье Я. С. В краю непуганых идиотов: книга об Ильфе и Петрове. 3-е изд. СПб., 2005.
М. А. Котова.
Источник: http://knowledge.su/i/ilf-i-petrov
Ильф и Петров. Биография
Илья Ильф, Евгений Петров |
Ильф И. и Петров Е. — русские советские писатели-сатирики;
соавторы, работавшие совместно. В романах «Двенадцать стульев» (1928) и
«Золотой теленок» (1931) — создали похождения талантливого мошенника и
авантюриста, показ сатирических типов и советских нравов 20-х годов. Фельетоны,
книга «Одноэтажная Америка» (1936).
В российской литературе XX века Илья Ильф и Евгений Петров
занимают место самых любимых в народе писателей сатирического направления. Их
книги можно читать, перечитывать, можно даже всю жизнь разговаривать фразами из
них. Многие именно так и поступают.
Илья Ильф (псевдоним; настоящие имя и фамилия Илья
Арнольдович Файнзильберг) родился 15 октября (3 октября по старому стилю) 1897
года в Одессе, в семье банковского служащего. Знак зодиака — Весы.
Был
сотрудником Югроста и газеты «Моряк». В 1923, переехав в Москву, стал
профессиональным литератором.
В ранних очерках, рассказах и фельетонах Ильи
нетрудно найти мысли, наблюдения и детали, впоследствии использованные в
совместных сочинениях Ильфа и Петрова.
Евгений Петров (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений
Петрович Катаев) родился 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1902 года в
Одессе, в семье учителя истории. Знак зодиака — Стрелец. Был корреспондентом
Украинского телеграфного агентства, затем инспектором уголовного розыска. В
1923 году Женя переехал в Москву и стал журналистом.
В 1925 году произошло знакомство будущих соавторов, и с 1926
года началась их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем
для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач» и обработке материалов для газеты
«Гудок».
Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман
«Двенадцать стульев», опубликованный в 1928 в журнале «30 дней» и в том же году
вышедший отдельной книгой. Роман имел большой успех.
Он примечателен множеством
блестящих по выполнению сатирических эпизодов, характеристик и подробностей,
явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений.
За романом последовало несколько рассказов и повестей
(«Светлая личность», 1928, «1001 день, или Новая Шахерезада», 1929); в это же
время началась систематическая работа писателей над фельетонами для «Правды» и
«Литературной газеты».
В 1931 году был опубликован второй роман Ильфа и Петрова
— «Золотой телёнок», история дальнейших похождений героя «Двенадцати стульев»
Остапа Бендера.
В романе дана целая галерея мелких людишек, обуреваемых
стяжательскими побуждениями и страстями и существующих «параллельно большому
миру, в котором живут большие люди и большие вещи».
В 1935 — 1936 годах писатели совершили путешествие по США,
результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1936). В 1937 Ильф
умер, а изданные после его смерти «Записные книжки» были единодушно оценены
критикой как выдающееся литературное произведение.
Петров после смерти соавтора
написал ряд киносценариев (совместно с Г. Мунблитом), пьесу «Остров мира»
(опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). В 1940 он вступил в
Коммунистическую партию и с первых дней войны стал военным корреспондентом
«Правды» и «Информбюро».
Награжден орденом Ленина и медалью.
Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и
экранизировались, переиздавались в СССР и были переведены на многие иностранные
языки (Г. Н. Мунблит).
Сочинения:
Собрание сочинений, т. 1 — 4, М., 1938;
Собр. соч., т. 1 — 5, М., 1961.
Литература:
Константин Михайлович Симонов, Предисловие, в книгах: Ильф
И. и Петров Е., Двенадцать стульев. Золотой телёнок, М., 1956;
Синцова Т. Н., И. Ильф и Е. Петров. Материалы для
библиографии, Л., 1958;
Абрам Зиновьевич Вулис, И. Ильф и Е. Петров. Очерк творчества,
М., 1960;
Борис Галанов, Илья Ильф и Евгений Петров, М., 1961;
Воспоминания об И. Ильфе и Е. Петрове, М., 1963;
Яновская Л., Почему вы пишете смешно?, М., 1969;
Русские советские писатели, прозаики. Биобиблиографический
указатель, том 2; Л., 1964.
Книги:
И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1,
И. Ильф, Е. Петров.
И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2,
И. Ильф, Е. Петров.
И. Ильф. Е. Петров. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4,
И. Ильф, Е. Петров.
DVD
Ехали в трамвае Ильф и Петров, СССР, 1971.
Экранизации
произведений:
1933 — Двенадцать стульев;
1936 — Цирк;
1936 — Однажды летом;
1938 — 13 стульев;
1961 — Совершенно серьёзно (очерк Как создавался Робинзон);
1968 — Золотой телёнок;
1970 — The Twelve Chairs (Двенадцать стульев);
1971 — Двенадцать стульев;
1972 — Ехали в трамвае Ильф и Петров (по мотивам рассказов и
фельетонов);
1976 — Двенадцать стульев;
1989 — Светлая личность;
1993 — Мечты идиота;
2004 — Двенадцать стульев (Zwölf Stühle);
2006 — Золотой телёнок.
Илья Ильф скончался 13 апреля 1937 года в Москве, от
обострившегося туберкулеза.
Евгений Петров погиб 2 июля 1942 года, возвращаясь из
осажденного Севастополя.
Источник: http://keys-to-money.blogspot.com/2017/03/ilf-petrov.html