Юрий Павлович Казаков
КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927−1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны.
Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960—1970-е годы. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке — сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951.
Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т. ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А. М. Горького.
Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
Казаков Юрий Павлович – русский писатель. Родился 8 августа 1927 в городе Москва. Его родители были простыми рабочими. В 15 лет Казаков начал учиться играть на виолончели и контрабасе.
В 1946 успешно окончил строительный техникум и приобрел соответствующую специальность. С 1946 по 1951 гг. учился в музыкальном училище им. Гнесиных. После окончания училища его музыкальная карьера не сложилась. Изредка Казаков подрабатывал в неизвестных кафе и оркестрах или на музыкальных площадках. Вскоре он сам понял, что музыка – это не его истинное призвание.
В конце 1940-х Казаков начал увлекаться литературной деятельностью. Пишет стихи, пьесы, очерки, которые сначала кажутся ему бессмысленными.
В 1953 году поступает в Литературный институт им. А.М. Горького. Будучи студентом, он публикует свои первые рассказы: “Голубое и зеленое”, “Некрасивая”. Интересно, что Казаков раскрыл свой писательских талант именно в рассказах. Студенческие годы Юрий Павлович проводил не только в написании своих произведений. Он занимался активной деятельностью: альпинизмом, охотой, рыбалкой.
В 1958 Казаков окончил университет. На то время он уже являлся автором нескольких прозаических сборников. Казаков очень много путешествует, познает новые места. Свои мысли и эмоции он записывает в путевых очерках и рассказах.
Казаков очень любил Север. Он признавался, что хотел бы пожить на Севере в деревне. Посмотреть, как ведется быт и хозяйство, как рождаются дети, как протекает жизнь этих народов. Север вдохновил его на написание сборника рассказов и очерков “Северный дневник”. Любимым писателем Казакова был лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. В 1968 году он решил написать книгу о Бунине и отправился во Францию, чтобы собрать материал для ее написания.
В 1970 Казакову присуждается Дантовская премия. Его рассказы были переведены на многие языки и распространены по всему миру. Этот период жизни смело можно называть пиком творческой деятельности.
Казаков покупает себе дачу в Абрамцеве, которая становится его постоянным домом. Начиная с 1972, Юрий Павлович мало пишет, его рассказы не публикуются. Начинается тяжелое время для автора. Казаков хоронит отца, выгоняет из дома жену с сыном. С ним остается только его мать.
Умер Казаков Юрий Павлович 29 ноября 1982 года. После его смерти была издана книга “Две ночи” с неоконченными произведениями автора.
Источник: https://www.allsoch.ru/kazakov/
Биография Казакова Юрия Павловича
Голосование за лучший ответ Неля Ученик (141) 9 лет назад КАЗАКОВ Юрий Павлович (1927 – 1982)Русский советский писатель Родился 8 июля в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им.
Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1958.
С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю. Казакова. В одном из писем он писал: “Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа”. Писатель справился с этой нелегкой задачей.
В 1950 – 60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю, о прекрасном знании поморов, их быта, языка.
В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. Последнее издание книги было в 1973.
В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”. В возрасте 55 лет Ю. Казаков скончался. Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
Источник: http://russia.rin.ru/guides/5632.html
Гюнай Джаббарова Профи (753) 3 года назад Казаков Юрий Павлович (1927 – 1982), прозаик. Родился 8 июля в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1958.
С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю. Казакова. В одном из писем он писал: “Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа”. Писатель справился с этой нелегкой задачей.
В 1950 – 60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю, о прекрасном знании поморов, их быта, языка.
В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. Последнее издание книги было в 1973.
В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”. В возрасте 55 лет Ю. Казаков скончался. Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
юлия мячина Ученик (138) 2 года назад КАЗАКОВ Юрий Павлович (1927 – 1982)Русский советский писатель Родился 8 июля в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь. Поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1958.
С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю. Казакова. В одном из писем он писал: “Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа”. Писатель справился с этой нелегкой задачей.
В 1950 – 60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю, о прекрасном знании поморов, их быта, языка.
В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. Последнее издание книги было в 1973.
В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.
В возрасте 55 лет Ю. Казаков скончался. Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
faft shift Ученик (176) 1 год назад Алиночка Малофеева Ученик (185) 1 год назад Биография, история жизни Казакова Юрия ПавловичаПроисхождение, образованиеКазаков Юрий Павлович родился 8-го числа в августе месяце 1927 года в городе Москва. Семья жила на Арбате. Отец был плотником, несколько лет он провёл в ссылке, был осуждён властями за нелояльные разговоры. Мать приехала в Москву из Смоленской области, работала нянькой в семьях, подсобницей на заводе. Она получила образование медсестры. В 1946 году Юрий Казаков закончил строительный техникум. В 1951 году закончил музучилище им. Гнесиных по класу контрабаса и вошёл в состав собственного оркестра Музыкального театра, носившего имена Станиславского и Немировича-Данченко. В 1958 году он закончил Литературный институт.Творчество писателяЮрий Казаков поменял свою жизнь музыканта и занялся литературой в 1952 году. Вскоре он поступил в Литературный институт. Литературные опыты Казакова начались в 1949 году. В 1952 году он написал “Сборник пьес для художественной самодеятельности”. Начиная с 1957 года стали выходить одна за другой его книги. Первая полновесная книга (по оценке самого автора) “На полустанке” вышла в 1959 году. Писатель писал в одном из писем, что он задумал оживить и восстановить жанр русского рассказа. С этой задачей он справился за 10 лет. Одна за другой были опубликованы целая серия книг с рассказами. В 1961 году вышла книга очерков “Северный дневник”. Отмечают в его прозе музыкальность и ритм, любовь к природе и лиризм. Прекрасное знание русского севера он продемонстрировал в книге очерков, которая всё время пополнялась новыми произведениями. Последнее издание дневника было в 1973 году.В 1958 году Юрий Павлович Казаков был принят в Союз Писателей СССР по рекомендациям Веры Пановой и Константина Паустовского.ШестидесятникКазаков представлял своё поколение шестидесятников, пришедших в литературу с иллюзиями “оттепели”. Юрий Павлович был традиционалистом и воспринял от классиков их проблематику. Он чувствовал нерасторжимое единство с Лермонтовым, Толстым, Пришвиным и Буниным. Критика обвинила его в идеализации прошлого. В итоге многолетних авторских усилий он создал свой “роман рассказчика”. Соцреализму с его монументализмом он противопоставил эффективный жанр психологического рассказа. Непременным условием он ставил в литературе автобиографичность и самовыражение писателя. Дисциплинирующая краткость и самодостаточность были для него превыше всего. Осмысление себя, отношение к труду, а также живучесть грязных инстинктов были кругом его проблем. Он старался постигнуть парадоксы русского характера, первый такой писатель в ряду московских наивных мечтателей и путешественников. Соперничество наивных горожан и грубых сельских парней, отличающихся своим темпераментом и повадками, имели глубокие корни. Социально-психологический конфликт между ними был кругом проблем, которые затрагивал Казаков. Эти скрытые связи прослеживаются во всём творчестве писателя, рассказывающего свой роман-рассказ. Ответы на свои вопросы он искал на севере России. Он показывал противостояние недоступного по своей первозданной чистоте севера и центра России. Среднюю полосу он любил чуть ли не больше севера, он был привязан к серединной, обжитой России.ПутешествияВ 60-х годах Юрий Павлович Казаков многое ездил по стране. Он побывал в Арктике, на Псковщине, в Прибалтике, в Сибири, в Закарпатье и Казахстане. Ездил он и за границу, побывал во Франции, в ГДР, в Румынии и Болгарии. В Париже он собирал материалы о Бунине, чтобы писать книгу. Встречался с писателями – эмигрантами первой волны.Абрамцево
Последние годы писатель жил уединённо в Подмосковье, в Абрамцево. Посмертно изданные произведения прослеживают настоящую хронологию его задумок. Эволюция его героя прослеживается в замыслах. Он сочинял и издавал произведения для детей, писал сценарии для Мосфильма. Посмер
snezha shirokova Ученик (162) 1 год назад Родился в Москве в рабочей семье. С детских лет мечтал стать музыкантом, окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса. Был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.Однако в это же время его увлекает литературное творчество. Казаков пишет первые прозаические произведения. Будущий писатель поступает в Литературный институт им. М. Горького.В одном из писем он пишет: «Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа».С годами увидели свет книги: «Наполустанке», «По дороге», «Легкая жизнь», «Голубое и зеленое», «Запах хлеба», «Арктур — гончий пес», «Двое в декабре» и др.Особое тяготение испытывал Казаков к Русскому Северу. Уже ранние рассказы раскрывали любовь к этому краю, прекрасное знание поморов, их быта и языка.В 1969 году выходит в свет сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1977-м — «Во сне ты горько плакал».
В 1982 году писатель скончался. Посмертно была издана книга «Две ночи» («Разлучение душ»), в которой собраны еще не опубликованные им
Источник: https://otvet.mail.ru/question/24657706
Юрий Казаков. Подробная биография
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Долгое время жил на Арбате. Его отец Павел Гаврилович и мать Устинья Андреевна смолоду перебрались в столицу со Смоленщины.
Отец, рабочий-плотник, в 1933 был осужден за «нелояльные разговоры» и несколько лет провел в ссылке. Мать нянчила детей в чужих семьях, работала подсобницей на заводе, выучилась на медсестру.
Военная Москва, бомбежки, гибель людей на улицах, нищета — главные впечатления детства, нашедшие отражение в неоконченной повести «Две ночи» (1962-1965).
С 15 лет Казаков пристрастился к музыке. После 8-го класса средней школы поступал в архитектурно-строительный техникум, потом окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1951) по классу контрабаса. Играл в джазовых и симфонических оркестрах; подрабатывал в газетах.
Ранние литературные опыты Казаков — сохранившиеся в архиве стих, в прозе, короткие пьесы, очерки для газеты «Советский спорт» и рассказы «из иностранной жизни» — относятся к 1949-53.
Первой публикацией Казакова стала одноактная пьеса «Новый станок» в «Сборник пьес для кружков художественной самодеятельности» (М., 1952), первый напечатанный рассказ — «Обиженный полисмен» (Московский комсомолец. 1953. 17 янв.).
С поступлением в Литературный институт им. М. Горького (1953) Казаков всерьез обращается к прозе.
В рассказах 1956-1958, появившихся в журнале «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе как уже сложившийся мастер.
В 1958 Казаков защитил диплом и был принят в СП (с рекомендациями В. Пановой и К. Паустовского).
В 1959 в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой после двух книжечек: «Тедди» (1957) и «Манька» (1958), выпущенных в Архангельске.
Казаков пришел в литературу на волне общественных иллюзий второй половины 1950-х, в период «оттепели», став представительной фигурой поколения «шестидесятников».
Он придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции, уповал на христианские идеалы, интересовался живой стариной больше, чем сомнительной новью, за что неоднократно подвергался нападкам официозной критики.
Казакова обвиняли в идеализации прошлого, в «нытье» и бездумном эпигонстве, упрекали за преклонение перед эмигрантом И. Буниным (покорившим молодого писателя «ястребиным видением человека и природы»), за интерес к К. Гамсуну и Э. Хемингуэю.
Между тем Казаков не только перенимал у классиков пластику слова, учился языку, но и наследовал их духовную проблематику, чувствуя нерасторжимое родство с Лермонтовым (о нем написал рассказ «Звон брегета», 1959) и Л.Толстым, с Буниным, Чеховым и Пришвиным.
Показателен юный герой рассказа «Голубое и зеленое» (1956), лирический двойник автора, первый в ряду наивных московских мечтателей, грезивших охотой и путешествиями.
Со столкновения подобных героев («Некрасивая», 1956; «Ни стуку, ни грюку», 1960; «Легкая жизнь», 1962) с их прагматичными деревенскими сверстниками начинается постижение писателем парадоксов русского характера.
Инфантильные горожане и грубые сельские парни отличались темпераментом и внешней повадкой, но их соперничество имело глубокие социально-исторические корни: конфликт между ними касался взгляда на природу и предназначение человека.
Поиск ответов на «вечные вопросы» веры и совести, потребность в творческом самоопределении привели Казакова на Русский Север.
Еще мальчишкой в конце 1940-х он попал впервые в вятскую деревню (в тех краях отбывал ссылку его отец) и сразу влюбился в стародавние избушки и «мужика с лукошком» — «пришельца из бунинского века», а уже студентом Литературного института (1956) отправился в командировку по следам Пришвина, бродившего по Беломорью 50 лет назад. Там, вкусив вольной лесной жизни и окунувшись в поток натуральной живой речи, молодой писатель, по его словам, «родился второй раз». Дикая природа, цельные, под стать ей люди, суровый поморский быт в первых северных рассказах Казакова («Никишкины тайны», 1957; «Поморка», 1957; «Арктур — гончий пес», 1957; «Манька», 1958) увидены зорким неравнодушным взглядом, их пронизывает ощущение прозрачной временной бездонности.
Позднее маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Соловки. В результате сложился «Северный дневник» — книга, которую Казаков пополнял очередными главами более 10 лет (1960-1972).
Путевые впечатления, пейзажи, портреты рыбаков и охотников спаяны здесь с лирическими воспоминаниями и экскурсами в историю.
Писатель словно погружался внутрь исторического времени и убеждался: вековечный крестьянский уклад, опиравшийся на старозаконную веру, православные обычаи и частную собственность, терпит на Русском Севере крах.
Его удручали драматические судьбы поморов («Нестор и Кир», 1961), тяготило чувство вины за порядки, уничтожавшие честных тружеников. Было стыдно наблюдать загаженные руины старинного монастыря, превращенного в 1920-е в концлагерь, а потом разрушенного («Соловецкие мечтания», 1966).
Поэзия вечности вместе с жестокой правдой современности взывала к бережному сохранению культуры. Среди персонажей «Северного дневника» — сказочник С.Писахов и «дикарь XX века», национальный герой ненцев, художник Тыко Вылка (о нем Казаков написал позже, в 1972-1976, повесть «Мальчик из снежной ямы»).
Противостояние недоступного в своей идеальной чистоте Севера и срединной, обжитой России определяет сюжеты многих казаковских рассказов, в т.ч. и рассказов о любви. Страсть — неотъемлемое качество таланта Казакова.
И любовь к женщине сопряжена с приливом энергии и вдохновения, становясь побудительным импульсом к творчеству и принося житейский покой в жертву «тайне своего самоосуществления» («Осень в дубовых лесах», 1961; «Адам и Ева», 1962).
Любовь у Казакова, яростная («Манька»), мечтательная («Голубое и зеленое»), вовсе несостоявшаяся («Ночлег», 1963),— ранима, требовательна и щедра.
И непутевый бакенщик Егор («Тра-ли-вали», 1959), и его антипод, интеллигент-москвич («Двое в декабре», 1962), каждый по-своему обретает душевное равновесие, когда возле них оказываются преданно любящие женщины.
К центральной России, Оке и Тарусе (там он подолгу живал) Казаков был привязан еще крепче, чем к Северу. Красота среднерусской равнины, человек на земле и здесь давали писателю повод для творческих раздумий.
В альманахе «Тарусские страницы» (Калуга, 1961) он напечатал рассказы «В город» (1960), «Ни стуку, ни грюку» (1960), «Запах хлеба» (1961), где одним из первых в те годы, предвосхищая «деревенскую прозу», поднял тему ухода крестьянина из деревни. Бросая родительский кров, его неутешные герои убегали на сибирские стройки («По дороге», 1960), прельщались «легкой жизнью» и городскими соблазнами, будучи не в состоянии понять истинную причину своей тоски. Трагедия беспаспортного сельского жителя, измученного произволом властей, виделась Казакову зловещим симптомом духовного обнищания страны.
И природа, подобно исчезающей деревне, воспринималась Казаковым как «уходящий объект».
Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963) — о величии жизни и смерти, об ответственности человека за будущее всего живого на земле, в том числе и за самого себя.
Прозорливое художественное зрение Казаков предполагало и возможность взгляда «из природы»: глазами леса, медведя, гончего пса. Этот взгляд требовал мудрости и сострадания, отзываясь в казаковских рассказах провидчески щемящей нотой покаяния («Белуха», 1963-1972).
В 1960-х Казаков много путешествовал. Помимо Арктики, бывал на Псковщине («В первый раз попал я в Печеры…», 1962), в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане. Довелось ему посетить ГДР, Румынию, Болгарию. За рубежом его охотно печатали: в Англии и Дании, Индии и Югославии, Испании и Голландии, Швейцарии и США.
В Париже присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык. (1962), в Италии удостоили Дантовской премии (1970). Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967, там Казаков собирал материалы для книги о Бунине, встречался с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и др.
писателями-эмигрантами «первой волны».
В 1968 Казаков прочно обосновался в подмосковном Абрамцеве.
В 1970-х печатался мало, но два рассказа — «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977) — убедительно свидетельствовали о неувядаемости его таланта.
Тема дома и бездомья, чувство семейного рода, уязвленное драмами минувших десятилетий, отличает эти классически строгие рассказы, представляющие собой «разговор двух душ» — отца и сына.
Загадка младенчества и поиск истины на границе жизни и смерти, фатальность судьбы и спасительность веры, единство отца и сына как условие бессмертия нации, народа и человечества — эти вечные проблемы поднял Казаков в своих скорбных и мажорных рассказах.
Казаковский «роман рассказчика» остался незавершенным. Однако ресурсы «внутренней биографии» писателя не были исчерпаны.
Эволюция казаковского лирического героя прослеживается не только по книгам («По дороге», 1961; «Голубое и зеленое», 1963; «Запах хлеба», 1965; «Двое в декабре», 1966; «Во сне ты горько плакал», 1977), но и по замыслам, оставшимся в набросках («Разлучение душ», «Ангел небесный», «Старый дом», «Девятый круг», «Смерть, где жало твое?» и др.). Большинство своих рассказов Казаков написал на исходе 1950-х — вплоть до середины 1960-х, их хронология часто не совпадала с последовательностью публикаций. Фрагменты, включенные в посмертный сборник «Две ночи» (1986), существенно корректируют общую картину казаковского творческого пути.
Последние годы Казаков уединенно провел в Абрамцеве. Завершал начатый в 1964 перевод трехтомной эпопеи казахского прозаика А. Нурпеисова «Кровь и пот». Сочинял детские рассказы для журнал «Мурзилка», в редколлегии которого состоял.
Книжки для маленьких читателей («Тропики на печке», 1962; «Красная птица», 1963; «Как я строил дом», 1967 и др.) были предметом его особой заботы.
В качестве сценариста Казаков участвовал в постановке на «Мосфильме» 2-серийной картины «Великий самоед» (1982, реж. А. Гордон) — о Тыко Вылке.
Юрий Казаков умер 29 ноября 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Биография
Произведения
- Во сне ты горько плакал
- По дороге
- Свечечка
Критика
Ключевые слова: Юрий Казаков, биография Юрия Казакова, скачать биографию Юрия Казакова, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Юрия Казакова
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170426-biografiya-yuriya-kazakova
Казаков Матвей Федорович — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы
Архитектор Матвей Казаков — один из основоположников русского классицизма. Благодаря ему Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, при том что у него не было высшего архитектурного образования.
«Прапорщик архитектурии» Матвей Казаков
Матвей Казаков родился в 1738 году в небогатой семье в Москве. Начальное образование мальчик получил в местной Космодемьянской церкви. С раннего детства он интересовался архитектурой: часами сидел на строительных лесах и делал зарисовки зданий.
После смерти отца мать подала в Сенат прошение принять сына в московскую архитектурную школу.
В ответ последовал указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц».
Так в 1751 году 13-летний Матвей Казаков поступил в архитектурную школу князя Дмитрия Ухтомского.
Основы архитектуры ученики постигали по трактатам известных итальянских архитекторов Марка Витрувия, Андреа Палладио, Жакома да Виньолы и сочинениям французского теоретика XVIII века Франсуа Блонделя.
Вместе с тем воспитанникам прививали и любовь к древнерусскому зодчеству. Так формировалась характерная черта творческого стиля Казакова — сочетание классической и древнерусской архитектуры.
В школьные годы Казаков начал на практике применять свои знания: он обмерял древние постройки, реставрировал обветшавшие здания Кремля, составлял чертежи и сметы, работал на стройках, которыми руководили его учителя.
Вскоре Казакова заметил сам Ухтомский и назначил его своим младшим помощником.
В то время князь много строил для Москвы: возводил Кузнецкий мост, достраивал Арсенал в Кремле и «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал Главную аптеку и приспосабливал здания бывших присутственных мест для Московского университета. Казаков во всем помогал своему учителю.
В 1760 году Дмитрий Ухтомский ушел в отставку, и школу возглавил его помощник, Петр Никитин. На свое бывшее место новый руководитель назначил Казакова — молодой зодчий только закончил школу и получил чин «прапорщика архитектурии». Одним из первых крупных заданий команды Никитина стало восстановление Твери после пожара 1763 года.
Вместе с другими архитекторами Казаков спроектировал в почти полностью сгоревшем городе провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, торговую контору Никиты Демидова.
Также по поручению Екатерины II они возвели на руинах архиерейского дома Путевой дворец императрицы — главное здание в городе.
Работа Казакова по восстановлению Твери сразу выдвинула его в ряды первых архитекторов империи — к нему стали поступать частные заказы.
Его первой крупной самостоятельной работой стала церковь в подмосковной усадьбе Павла Нащокина Рай-Семеновское.
За этим проектом последовал следующий: по просьбе Ивана Бецкого архитектор составил план фасада и всего участка для московского Воспитательного дома.
Самостоятельные проекты зодчего
Пожар в Твери привел к крупным градостроительным реформам в стране. Старые деревянные здания, плотная застройка, извилистые улицы и переулки были главными причинами крупных пожаров во многих городах. Поэтому в империи началась масштабная реконструкция, в первую очередь в Москве.
В 1768 году Матвей Казаков устроился в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца», которая выполняла в Москве государственные заказы. Вместе с главным архитектором экспедиции, Василием Баженовым, Казаков возводил Большой Кремлевский дворец.
Позже они разработали проект праздничного оформления Ходынского поля в честь победы в русско-турецкой войне. Работа с маститым архитектором стала для Казакова высшей школой: выпускник Петербургской академии художеств и ученик европейских архитекторов многому научил своего помощника.
В 1775 году Казаков получил звание самостоятельного архитектора, однако продолжал сотрудничать с Баженовым.
В 1776 году по указу Екатерины II Матвей Казаков разработал проект Петровского путевого дворца. Это здание должно было стать резиденцией для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву, отсюда и название — «путевой».
По форме дворец напоминал постройки в стиле классицизм: здесь были главный дом с флигелями, парадный двор и два хозяйственных флигеля.
Но во внешней отделке сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо соседствовало с барочными окнами, а белокаменные древнерусские пояски — со стрельчатыми готическими окнами.
Построив этот ансамбль, Матвей Казаков стал получать много заказов на возведение государственных и частных зданий в Москве. Одним из самых значительных творений Казакова стало здание Сената в стиле русский классицизм. Это здание гармонично вписалось в комплекс уже имеющихся построек Кремля.
Композиционным акцентом Сената архитектор сделал круглый зал. Крышу для него он создал в виде огромного купола, который поддерживали коринфские колонны. Зал украшали барельефные портреты русских князей и царей, а также сцены, посвященные важнейшим деяниям Екатерины II. За пышное убранство современники называли его русским пантеоном.
Работу Казакова высоко оценили современники и сама Екатерина Великая.
Следующим крупным творением Казакова стал Московский университет. Строительство заведения началось в 1782 году и шло более 10 лет. Зодчий стремился к простоте и величественности, поэтому отказался от сложных декоративных элементов и большого количества скульптуры.
Здание университета напоминало крупную городскую усадьбу в стиле классицизм, органично вписавшись в ансамбль центра Москвы.
Одновременно со строительством университета архитектор занимался перестройкой бывшего дома князя Михаила Долгорукого для Московского благородного собрания.
Главный архитектор Москвы
В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию» и фактически стал главным архитектором Москвы. По его проектам обустраивали центральные площади и улицы, дома и гостинные дворы. Среди них — Тверская площадь, Гороховский переулок, улицы Ильинка, Моховая и Лубянка.
В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город на пустом месте, Казаков вписывал целые ансамбли в уже построенные древние кварталы Москвы.
Своими классицистическими зданиями с колоннами и фронтонами Казаков упорядочил хаос московских улиц и облагородил внешний облик бывшей столицы.
Архитектор первым в Москве стал строить большие доходные дома, а также сравнительно небольшие удобные жилые особняки. Он переработал старую усадебную систему планировки: ставил дом не в глубине участка, а по красной линии.
Имения в русском классическом стиле были компактными и пропорциональными. Зодчий декорировал их колоннами, пилястрами, карнизами, а внутреннее убранство дополнял настенной росписью.
Среди возведенных Казаковым жилых домов в Москве – дом Голицына, Барышникова, Гагарина, Демидова, Губина, Прозоровского и Козицкой.
В начале XIX века Матвей Казаков организовал в своем имении архитектурную школу. Здесь учились будущие известные зодчие и реставраторы Осип Бове, Алексей Бакарев, Иван Еготов, Иван Мироновский, Иван Таманский.
Вместе со своими учениками архитектор в течение многих лет составлял «Генеральный атлас Москвы». На рисунках и чертежах запечатлел общий план, фасад и разрез самых значительных зданий древней столицы.
Эти альбомы стали бесценным источником сведений о внешнем облике города на рубеже XVIII-XIX веков для реставраторов.
Во время Отечественной войны 1812 года родные Казакова вывезли больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, сгорело.
Матвей Казаков умер 7 ноября 1812 года. Похоронили архитектора в Троицком монастыре на окраине Рязани.
Источник: https://www.culture.ru/persons/8380/matvei-kazakov
Интересные факты из жизни и биографии Юрия Казакова
Юрий Павлович Казаков – всемирно известный русский писатель. Был рожден в семье бедного крестьянина.
Юность поэта прошла в Великую Отечественную войну, позже он воплотит эти ужасные моменты в неоконченной повести «Две ночи». Его направлением в литературе были прозы, стихи и стихотворения.
Очень любил путешествовать. Критики пришли к общему мнению, что автор один из самых ярких наследников русской классической литературы.
Многие из его произведений были переведены на европейские языки. К концу своих лет писатель мало пишет, начинает пить и подвергается сильным болезням. Некоторые из его набросков редакции опубликовали после кончины. Умер писатель в Москве в 1982 году.
Иван Бунин – любимый писатель поэта
Ни для кого не секрет, что для Казакова предметом подражания и наследия был русский прозаик Иван Алексеевич Бунин. Все началось с того, что юный писатель прочитал повесть «Деревня». Она произвела восторг на него. Писателя очаровала манера сложения сочинения. Позже он поделился своими мыслями об этом в интервью и заметках в газетах.
Спустя время, он воплотит манеру написания своего кумира в своем рассказе «Старики». Интересный факт – Казаков вынашивал планы напечатать книгу о Бунине. Об этом замысле он неоднократно советовался со своими коллегами, во время пребывания в Париже. Спустя время литературные эксперты назвали Казакова продолжателем его кумира.
С детства начал заниматься музыкой
В своих юных годах Юрий поступил в музыкальную школу. Первым музыкальным инструментом писателя было виолончели. Спустя некоторое время он пересел на контрабас. Учился он в музыкальном училище имени Гнесиных и после пяти лет учебы успешно его закончил. Место для себя в оркестре он не нашел, поскольку сделать это в те года было очень сложно.
С профессиональной музыкальной практикой не сложилось. Некоторое время играл в малоизвестных симфонических и джазовых оркестрах. Так же подрабатывал на различных танцплощадках. Проблемы внутри семьи и постоянное сложное денежное положение развеяли надежды Казакова стать музыкантом.
Хобби Казакова
В своих набросках автобиографии автор упоминал что, будучи студентом, очень любил альпинизм. Одновременно со спортом писал свои рассказы. Отдельного внимания заслуживает его страсть к охоте и рыбалке.
Казаков очень любил природу, он находил себя в ней. Это сказывалось на его тяге к приключениям, путешествиям, уединении с окружающей средой. Писатель много упоминал об этом в своих воспроизведениях. Так же поет, преодолевал большие дистанции пешком. Ему это нравилось. Ранее он упоминал, что часто ночевал, где попало. Много что слушал и запоминал.
Путешествия
Все началось еще со студенческих годов. Путешествия были, наверное, одним из самых любимых занятий автора. Даже после окончания института он не потерял жажды туризма. Очень важным периодом в творчестве писателя стало пребывание на севере. Ранее он упоминал, что не хочет жить на полярных станциях и стоянках, ему хочется пожить в русских деревнях севера.
Позже он опишет это в своих воспроизведениях. Помимо севера посетил множество различных мест и стран. Побывал в Казахстане, Закарпатье, Прибалтике и псковских Печорах. Посещал Францию, Румынию, Болгарию и ГДР. Во Франции работал со своими коллегами на протяжении определенного периода. Там же и консультировался с ними по написании книги об Иване Бунине.
Книга, которая принесла ему популярность
После публикации своих первых рассказов студенческих лет поэт задумался о написании более серьезного произведения. Спустя небольшое время мир увидела его книга – «Арктур гончий пес». В книге было подчеркнуто мастерство рассказа писателя. После выпуска книги рассказ стал любимым жанром автора. Книга стала наиболее сильным выражением эстетических стремлений писателя.
В слепой собаке литератор изобразил раскрытие природных способностей. Он возвышает неодолимую силу таланта, с помощью которой каждый может себе проложить путь к цели. Любовь к природе сильно сказалась в написании книги, ведь сам рассказ по жанровой структуре стал охотничим.
Муза литератора
Все началось на похоронах Пастернака. Там они и встретились, молодой писатель и она, молодая переводчица Марина Литвинова. О своей любви к ней он писал в своих сочинениях. Юрий Казаков и Марина Литвинова часто ездили на север вместе, много времени проводили друг с другом, разговаривали на самые личные темы.
Марина Литвинова вспоминала, что куда бы они ни поехали, писатель всегда набирал с собою книг и постоянно читал ей вслух. Но их счастье длилось не долго. Всего пять лет прожитых вместе.
Позже Юрий нашел себе новую девушку, на которой как он признался, сражу же, захотел жениться. Марина пыталась вернуть его к себе, но попытки были безуспешны.
Еще одной причиной расставания между ними стал алкоголизм, который вероятнее всего передался по наследству от отца автора.
Краткие итоги
Герои рассказов писателя одиноки. Их преследует постоянно чувство вины. Это чувство литератор великолепно воплотил в один из своих рассказов «Во сне ты горько плакал».
За всю жизнь автора было выдано около 10 сборников его рассказов. Сохранились так же очерки и эссе о других русских поэтах. Особое значения в жизни и творчестве имел Паустовский – его хороший друг и учитель.
Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii-yuriya-kazakova/
Доклад: Юрий Павлович Казаков
(1927-1982)
КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».
Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им.
Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках.
Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт».
Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.
Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм.
В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям.
Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север.
В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/58323/
Казаков Юрий Павлович — Биография
Ю́рий Па́влович Казако́в (8 августа 1927, Москва — 29 ноября 1982, Москва) — один из крупнейших представителей советской новеллистики.
Родился 8 августа 1927 года в Москве в семье рабочего. Вырос на Арбате, в доме №30. Впечатления военного времени нашли отражение в неоконченной повести «Две ночи» («Разлучение душ»).
Окончил строительный техникум (1946), затем музыкальное училище имени Гнесиных (1951). Был принят в состав оркестра МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, но вскоре понял, что музыка не его призвание.
Первые произведения Казакова появились в печати в 1952-53 гг. (пьеса «Новый станок», рассказ «Обиженный полисмен»). Быстро обратили на себя внимание охотничьи рассказы молодого автора. В 1958 году Казаков окончил Литературный институт им. М. Горького.
Казаков часто ездил на Русский Север, эта земля влекла его первозданной самобытностью. На протяжении многих лет заполнял он «Северный дневник» — собрание путевой прозы, исторических экскурсов, портретов поморов. Одно из последних произведений — повесть «Мальчик из снежной ямы» — повествует о неординарной судьбе ненецкого самородка Тыко Вылки.
Весной 1967 года Казаков ездил во Францию собирать материалы для задуманной книги о своём любимом писателе — Иване Бунине. Он встречался с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и другими людьми, которые близко знали нобелевского лауреата.
Лучшие рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, в Италии ему была присуждена Дантовская премия (1970). Гонорар от перевода трилогии А. К. Нурпеисова «Кровь и пот» позволил Казакову приобрести дачу в Абрамцеве, ставшую его постоянным домом.
В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е — знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращённого к маленькому сынишке.
В последнее десятилетие жизни Казаков писал мало и ещё реже печатался. По словам Ю. М. Нагибина, его «будто нарочно выдерживали в абрамцевской запойной тьме»:
Казалось, он сознательно шел к скорому концу. Он выгнал жену, без сожаления отдал ей сына, о котором так дивно писал, похоронил отца, ездившего по его поручениям на самодельном мопеде. С ним оставалась лишь слепая, полуневменяемая мать.
Умер 29 ноября 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Посмертно издана книга «Две ночи» с неопубликованными (в основном неоконченными) произведениями. Нагибин свидетельствовал, что дача Казакова, на которой после смерти был оставлен его архив, была подвергнута разграблению, многие рукописи унесли с собой неизвестные люди.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage24519/biography