Краткая биография лессинг

Готхольд Лессинг : краткая биография

Готхольд Эфраим Лессинг – знаменитый немецкий писатель, поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, одна из крупнейших фигур европейской литературы эпохи Просвещения.

За ним закрепился статус основоположника немецкой классической литературы; Лессингу наряду с Шиллером и И. В.

Гете принадлежит заслуга создания произведений такого уровня, что впоследствии их время назовут золотым веком национальной литературы.

22 января 1729 г. он появился на свет в семействе лютеранского пастора, проживавшем в г. Каменц (Саксония). После окончания школы на протяжении 1746-1748 гг.

Обратите внимание

Готхольд Эфраим являлся студентом Лейпцигского университета (богословский факультет), проявляя больше интереса к театру и античной литературе, чем к учебным дисциплинам.

Принимал активное участие в деятельности театральной труппы Каролины Нейбер – позднее именно ею будет поставлена комедия «Молодой ученый», драматический дебют Лессинга.

По окончании университета он в течение трех лет жил в Берлине, не стремясь сделать духовную или научную карьеру и занимаясь сочинением художественных произведений (к этому периоду в его творческом багаже уже было несколько комедий, сделавших его достаточно известным, а также од, басен, эпиграмм и др.), переводами, литературной критикой (сотрудничал с «Берлинской привилегированной газетой» в качестве рецензента).

В конце 1751 г. Готхольд Эфраим Лессинг продолжил образование в Виттенбергском университете, через год получив степень магистра, снова переехал в столицу.

Литератор принципиально избегал любой официальной службы, в том числе весьма выгодной, видя в ней угрозу своей независимости, предпочитал жить на эпизодические гонорары.

За эти годы работы заработал авторитет как мастер художественного слова и блестящий критик, отличающийся объективностью и проницательностью. В 1755 г.

выходит его новое детище – прозаическая «Мисс Сара Сампсон» – первая в национальной литературе семейная «мещанская» драма, сделавшая его по-настоящему известным. Вместе с другими произведениями, в том числе критическими и научными, она вошла в шеститомник «Сочинений». Статус лидера национальной журналистики Лессинг получил благодаря публикациям в основанном им с товарищами литературном журнале «Письма о новейшей литературе» (1759-1765).

На протяжении 1760-1765 гг. Лессинг – секретарь прусского генерала Тауэнцина, губернатора Силезии, с 1767 г. – литературный консультант и критик Немецкого национального театра (Гамбург). Его отзывы знаменовали собой наступление нового периода развития театральной критики.

Важно

На протяжении 1767-1768 Готхольд Эфраим предпринимал попытки основать в этом же городе свой театр, но затея не удалась. Для получения стабильного заработка Лессинг в 1770 г.

устраивается работать в Вольфенбюттельскую герцогскую библиотеку придворным библиотекарем, и с этого события начинается новый период в его биографии, который оказался самым морально тяжелым для писателя. На протяжении девяти месяцев в 1775-1776 гг.

он путешествовал с принцем Леопольдом Брауншвейгским по Италии, а все остальное время до 15 февраля 1781 г., даты своей смерти, провел в этом городе, работая на тяготившей его должности придворного библиотекаря.

Лессинг, будучи радикальным сторонником просвещения и человеческого разума, вел непримиримую борьбу с церковной ортодоксальной догматикой, идеологией абсолютизма, видел в демократической национальной культуре средство покончить с феодализмом, политической раздробленностью государства, засильем сословных и других предрассудков. Пафосом этой борьбы наполнены его произведения, среди которых наибольшую известность получили «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый», «Минна фон Барнхельм» и др.

Биография из Википедии

Родился в семье лютеранского пастора; с 1746 года учился на богослова в Лейпциге в местном университете, хотя его более занимала античная литература и театр.

Он был участником театральной труппы, основанной актрисой Фредерикой Каролиной Нойбер, с которой и поставила своё первое драматическое произведение – комедию «Молодой учёный» (1748).

Это вызвало неудовольствие отца, затребовавшего сына домой и разрешившего вернуться в Лейпциг только при условии отказа от театра; однако, Готхольду было позволено перевестись на медицинский факультет.

Радикальный сторонник разума и просвещения, находившийся в оппозиции к церковной догматике, он не смог найти себе места для службы в Берлине, Дрездене, Вене или Гамбурге с тем, чтобы иметь гарантированный заработок, и был вынужден занять место придворного библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг) в 1769 году. Его обязанностью было составление каталогов книг, что весьма его тяготило. Лессинг прожил в этом городе 12 лет.

Был масоном. В 1771 году прошёл посвящение в масонской ложе «Трёх Золотых Роз» в Гамбурге. Лессинг является автором фундаментального труда «Gespräche für Freimaurer», написанного в 1778—1780 годах.

В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки современности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе.

Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины.

Совет

Ещё через 25 лет, в конце жизни в 1778 году, им была сочинена драма «Натан Мудрый», ставшая проповедью веротерпимости и человечности.

Общество уже не сомневалось в правдоподобности сюжета и согласилось с тем, что и среди евреев есть достойные во всех отношениях люди, так как все знали, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон.

Знакомство в 1754 году с Лессингом, начавшееся с общего увлечения шахматами, сыграло решающую роль в судьбе Мендельсона, которому Лессинг многие годы оказывал протекцию (их дружеское общение за шахматной доской изображено на картине «Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону» Морица Даниэля Оппенгейма).

Вскоре силы начали его оставлять, и 15 февраля 1781 года он умер в Брауншвейге.

Философия

Дом Лессинга в Вольфенбюттеле и Натан Мудрый. 2008 год

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство.

История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности.

Свобода слова и мнения были необходимы ему для борьбы с существующими феодальными порядками. Он быстро освободился от иллюзий в отношении «короля-философа» Фридриха II и назвал Пруссию «самой рабской страной Европы».

Центральное место в творческом наследии Лессинга занимают работы по эстетике и художественной критике. Он дал замечательный анализ возможностей построения образа в словесном и изобразительном искусстве.

Выступая против норм классицизма, философ отстаивал идею демократизации героя, правдивость, естественность актёров на сцене.

Лессинг обосновал идею действительности в поэзии в противовес описательности («Литература не только успокаивает красотой, но и будоражит сознание»)

Сочинения

Памятник Лессингу в Берлине

Одно из ярких произведений «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором Лессинг сравнивает два вида искусства: живопись и поэзию — на примере скульптуры Лаокоона, описанной Садолето, и Лаокоона, показанного Вергилием. Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще.

Также написал:

Пьесы

  • «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье»
  • «Эмилия Галотти»
  • «Мисс Сара Сампсон»
  • «Натан Мудрый»
  • «Филот»

Другие труды

  • «Басни в прозе»
  • «Материалы к Фаусту»
  • «Гамбургская драматургия»
  • «Воспитание человеческого рода»

Библиография

На русском языке

  • Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.-Л., 1936.
  • Готхольд Эфраим Лессинг. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Общая редакция, вступ. статья и примечания Г. М. Фридлендера; Художник З. М. Секач. — М.: Художественная литература, 1957. — 520 с. — (Памятники мировой эстетической и критической мысли). — 75 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Готхольд Лессинг. Воспитание человеческого рода // «Лики культуры» : альманах / Пер. М. Левиной. — М.: Юристъ, 1995.

Память

  • В честь героини пьесы Лессинга «Натан Мудрый» назван астероид (573) Реха, открытый в 1905 году.
  • К 200-летию со дня рождения Лессинга Фридрихом Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.
  • Лессинг изображён на монетах 3 и 5 рейхсмарок Веймарской Республики 1929 года и на почтовых марках ГДР 1954 года, ФРГ 1961 года.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/gothold-lessing

Краткая биография Готхольда Лесинга

>> Все биографии >> Писатели из Германии

Лессинг Готхольд Эфраим (1729- 1781гг.)

Немецкий критик и драматург. В XVIII в. вместе с И.В. Гёте и Ф. Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы.

Родился 22 января 1729 г. в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 г.

поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий.

Обратите внимание

Активно участвовал в работе театральной труппы, основанной актрисой Каролиной Нейбер, которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение —комедию «Молодой ученый».

Следующие три года Лессинг провел в Берлине, стараясь заработать на жизнь пером. Он преуспел как критик и литератор, некоторое время издавал ежеквартальный журнал по проблемам театра, писал критические статьи для «Фоссише цайтунг», переводил пьесы и создал ряд оригинальных драматических произведений.

В конце 1751 г. он поступил в Виттенбергский университет, где через год получил степень магистра. Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно трудился, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя.

Беспристрастность и убедительность его критических суждений снискали ему уважение читателей.

Опубликованные в шести томах «Сочинения» включали, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и стихов, ряд научных, критических и драматических произведений, Лессинг включил в книгу новую драму в прозе — «Мисс Сара Сампсон». В1758 г. вместе с философом М.

Мендельсоном и книготорговцем К.Ф. Николаи Лессинг основал литературный журнал «Письма о новейшей литературе», и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго; его критические оценки взбудоражили застойную литературную атмосферу того времени.

В 1760 г. Лессинг переехал в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и стал секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина.

Здесь он в основном собрал материал для «Лаокоона», изучал Спинозу и историю раннего христианства, а также начал работу над лучшей своей комедией «Минна фон Барнхельм». В1767 г.

Важно

Лессинг занял пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге. В1772 г. Лессинг опубликовал наиболее значительную из своих драм — «Эмилию Галотти».

Читайте также:  Краткая биография ильф , петров

Позднее он еще раз вернулся к сценическому творчеству, написав «драматическую поэму» «Натан Мудрый», самую популярную из всех его пьес. В 1780 г. Лессинг опубликовал эссе «Воспитание рода человеческого». После краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К. Воде, Лессинг занял пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг).

За исключением девяти месяцев (1775—1776 гг.), когда он сопровождал принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, остаток жизни Лессинг провел в Вольфенбюттеле, где и умер в 1781 г.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-gotxolda-lesinga

Лессинг Готхольд Эфраим

Gotthold Ephraim Lessing

Критик и драматург

22 января 1729 – Лессинг родился в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора.

1741-1746 – учится в Мейсенской княжеской школе.

1746 – поступает на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляет мало времени для богословских штудий.

Принимает активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию «Молодой ученый» (Der junge Gelehrte, 1748).

Ортодокс Лессинг-старший вызывает сына домой и разрешает вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет.

1748 – по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Лессинг уезжает в Виттенберг и поступает там в университет на медицинский факультет.

После непродолжительной учебы уезжает в Берлин, где ведет жизнь свободного писателя и критика, сотрудничая с «Берлинской газетой», известной по имени издателя как «Фоссова газета» (Vossische Zeitung).

1749 – комедии «Евреи» (Die Juden) и «Вольнодумец» (Der Freigeist).

1750 – вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг издает журнал «Материалы для истории и критической оценки театра».

Совет

1751 – приезжает в Виттенберг, чтобы получить ученую степень, но вместо «кандидата медицины» он становится магистром свободных наук.

1752 – возвращается в Берлин, где продолжает сотрудничество с «Фоссовой газетой», в ней он ведет отделы ученых известий и фельетонов, печатая различные сочинения научного и литературного характера. Одновременно он выступает как переводчик.

1753-1755 – публикует «Сочинения» (Schriften, в шести томах), включающие, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений.

Особое место занимают «Защиты» (Rettungen), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включает в книгу новую драму в прозе – «Мисс Сара Сампсон» (Miss Sara Sampson, 1755), первую в немецкой литературе «мещанскую» драму.

Созданная прежде всего по образцу «Лондонского купца» Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму.

«Мисс Сара Сампсон» оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет.

1754-1758 – выходят «Театральная библиотека», являющаяся приложением к издаваемому Лессингом ранее журналу «Материалы для истории и критической оценки театра».

1758 – вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.

Николаи Лессинг основывает литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759-1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки имели широкий резонанс, в частности яростные нападки на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.

Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.

1759 – в Берлине выходят басни, которые Лессинг объединяет в три книги. Собрание басен предваряет специальное рассуждение, в котором автор излагает свою теорию жанра. По мнению Лессинга, басня занимает промежуточное место между поэзией и моралью, лежит на границе этих областей, подчиняясь законам каждого из них.

1760 – Лессинг переезжает в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и становится секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляют ему достаточно времени – здесь он в основном собирает материал для «Лаокоона» (Laokoon), изучает Спинозу и историю раннего христианства. В этом же году Лессинг избран членом-корреспондентом Берлинской академии наук.

1765 – Лессинг возвращается в Берлин.

Обратите внимание

1766 – публикует трактат об эстетических принципах «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (Laokoon, oder Uber die Grenzen der Malerei und Poesie), который, наряду с «Историей античного искусства» И.И.Винкельмана (1764) стал одним из высших достижений литературно-эстетической мысли 18 в.

Основной вопрос, рассматриваемый в трактате,— границы поэзии и живописи, их специфика и своеобразие художественного языка. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

1767 – дописана первая пьеса Лессинга, основанная на немецком материале, «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье» (Minna von Barnhelm, премьера 21 марта 1768). Сюжет ее основан на фактах немецкой жизни, связанных с событиями незадолго до того закончившейся Семилетней войны (1756-1763).

В этом же году Лессинг получает пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге.

1767-1769 – впечатление от деятельности в этом театре составило основу «Гамбургской драматургии» (Hamburgische Dramaturgie).

Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, «Гамбургская драматургия» вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера.

Аристотелева теория драмы в «Поэтике» оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.

1768 – после краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг получает пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг), которое и занимает до конца жизни, с небольшим перерывом.

Важно

1772 – написана «Эмилия Галотти» (Emilia Galotti, премьера 13 марта 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе.

Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии.

1775-1776 – сопровождает принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, посещает Рим, Флоренцию, Милан, на обратном пути заезжает в Вену.

1776 – в Вене Лессинг вступает в брак с Евой Кениг, с которой был помолвлен еще с 1771 г. Семейное счастье с Евой было недолгим. Через год она умерла.

1779 – «драматическая поэма» «Натан Мудрый» (Nathan der Weise), в основе которой – призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.

1780 – Лессинг публикует эссе «Воспитание рода человеческого» (Die Erziehung des Menschengeschlechts), написанное еще в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.

15 февраля 1781 – Лессинг умер в Вольфенбюттеле.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/lessing_gotkhold/

Лессинг Дорис

Дорис Мэй Лессинг (англ. Doris May Lessing; урождённая Тэйлор; 22 октября 1919, Керманшах, Персия) — английская писательница-фантаст, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года с формулировкой «Повествующей об опыте женщин, со скептицизмом, страстью и провидческой силой подвергшей рассмотрению разделённую цивилизацию».

Лессинг придерживается идей феминизма.

Автор 5 романов из серии «Канопус в Аргосе» (1979—1982), содержащих различную трактовку философской проблематики пассивного участия слабого человечества в борьбе могущественных цивилизаций. При положительном отзыве Брайана Олдисса серия была раскритикована за использование концепции богов-пришельцев.

С 1965 года регулярно выходят монографии о творчестве Лессинг.

Дорис Мэй Тейлор родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Её отец был офицером, а мать медсестрой.

Родители Дорис познакомились в госпитале, где капитан Альфред Тайлер проходил лечение после ампутации ноги, ранения, полученного им в ходе Первой мировой войны. В 1925 году, когда Дорис было 6 лет, её семья перебралась в Южную Родезию (сейчас — Зимбабве), бывшую тогда английской колонией.

Сама Лессинг описывала годы, проведённые в африканской глуши, как кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия.

По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с чёрными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами. Её мать с энтузиазмом пыталась внедрить традиции эдвардианского уклада жизни среди местного населения.

Дорис получила образование в католической школе, а затем в школе для девочек в столице Солсбери (ныне Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем она не получила. В юности сменила несколько профессий, в том числе работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом.

Лессинг дважды была замужем.

Первый раз она вышла замуж в 1939 году за Франка Чарльза Висдома, которому родила двоих детей: дочь Джин и сына Джона. Однако в 1943 году она развелась с мужем, оставив ему детей. В 1945 году она вновь вышла замуж. Вторым мужем Дорис стал немецкий эмигрант Готтфрид Лессинг. У Лессингов родился сын Питер. Брак закончился разводом в 1949 году. Дорис забрала сына Питера и покинула Африку.

Новый этап свой жизни она начала в Лондоне.

В 1950-х и 1960-х годах Дорис Лессинг примкнула к британской компартии и стала активисткой антиядерного движения. Ей было отказано в праве въезда в ЮАР и в Родезию за критику апартеида.

Совет

Литературное творчество Дорис Лессинг делится на три чётко выраженных периода: коммунистическая тематика (с 1949 по 1956 годы), когда она писала на острые социальные темы; психологическая тематика (1956—1969 годы); ещё одним этапом был суфизм, который выразился во многих её научно-фантастических произведениях из серии «Канопус».

Читайте также:  Сочинения об авторе казаков

Дебютный роман Лессинг, «Трава поёт», был опубликован в 1949 году. Между 1952 и 1969 годом опубликовала полуавтобиографическую серию «Дети насилия», состоящей из пяти романов: «Марта Квест» (1952), Подходящий брак (1954), Зыбь после шторма (1958), Окружённый сушей (1965), Город о четырёх вратах (1969).

В 1962 году вышел в свет роман «Золотая тетрадь» – главное произведение феминистской литературы.

«Инструкция к спуску в ад» (1971) — одно из первых произведений писательницы, написанных в жанре научной фантастики.

В период с 1979 по 1983 годы Лессинг публикует серию фантастических романов «Канопус в Аргосе», в которых она выстраивает утопический мир будущего, поделённый на шесть основных зон, и заселённый архетипами мужчин и женщин.

Описываемые зоны представляют собой определённые «уровни бытия»: «Шикаста» (1979), «Браки между Зонами Три,Четыре и Пять» (1980), «Сириус экспериментирует» (1981), «Создание Представителя для Планеты Восемь» (1982), по мотивам которого в 1988 композитор Филипп Гласс написал оперу.

Заключительный роман цикла «Сентиментальные агенты в Империи Волиен»(1983).

В 1985 году Лессинг опубликовала сатирический роман «Добрый террорист» о группе лондонских революционеров. Роман был благосклонно принят критиками. В 1988 году вышла знаковая для Дорис Лессинг книга «Пятый ребенок». Она признана наивысшим достижением писательницы в позднем периоде её творчества.

Роман рассказывает о мальчике-уроде, находящемся на самом примитивном уровне развития. В 1990-х она издала две автобиографические книги «В моей шкуре» и «Идти в тени». В 1996, после восьмилетнего перерыва, вышел роман «Любовь, опять любовь». В 1999 — футурологический роман «Маара и Данн».

Роман «Бен среди людей», продолжение «Пятого ребенка»,вышел в 2000 году.

Два романа Дорис Лессинг опубликовала под псевдонимом Джейн Сомерс: «Дневник хорошей соседки» (1983) и «Если бы старость могла…» (1984).

Лессинг отказалась принять звание дамы-кавалера Британской империи, мотивируя свой отказ тем, что Британской империи не существует.Но в 1999 году она стала кавалером Ордена почета, которого удостаиваются люди, имеющие особые заслуги перед нацией.

Обратите внимание

Она также является обладательницей многих литературных наград, в том числе испанской премии принца Астурийского, британской Сомерсета Моэма, итальянской Гринцане-Кавур, германской Шекспировской премии Альфреда Тепфера.

В 2007 году Дорис Лессинг стала лауреатом Нобелевской премии по литературе,первым лауреатом, писавшим в жанре фантастики.

Подводя итоги своей писательской карьеры, Лессинг заметила, что собрала полный «флэш-рояль» литературных премий.

Источник: http://fb2.net.ua/publ/l/lessing_doris/11-1-0-113

Дорис Лессинг. Подробная биография

Дорис Мэй Лессинг (урождённая Тейлор) – английская писательница-фантаст, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года – родилась 22 октября 1919 года в Персии (современный Иран), в городе Керманшах.

Её отец был офицером, а мать медсестрой. Родители Дорис познакомились в госпитале, где капитан Альфред Тайлер (Captain Alfred Tayler) проходил лечение после ампутации ноги, ранения, полученного им в ходе Первой мировой войны.

В 1925, когда Дорис было 6 лет, её семья перебралась в Южную Родезию (сейчас — Зимбабве), бывшую тогда английской колонией.

Сама Лессинг описывала годы, проведённые в африканской глуши, как «кошмар», в котором лишь иногда было немного удовольствия.

По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с чёрными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами.

Её мать с энтузиазмом пыталась внедрить традиции эдвардианского уклада жизни среди местного населения.

Африканские впечатления своего детства Лессинг красочно описала в новелле «Колдовство не продается» (No Witchcraft for Sale, 1951).

Важно

Дорис получила образование в католической школе, а затем в школе для девочек в столице Солсбери (ныне Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем она не получила.

В юности сменила несколько профессий, в том числе работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом.

Дорис была замужем дважды. В первый раз она вышла замуж в 1939 за Франка Чарльза Висдома, которому родила двоих детей: дочь Джин (Jean Wisdom) и сына Джона (John Wisdom). Однако в 1943 она развелась с мужем, оставив ему детей.

В 1945 она вновь вышла замуж. Вторым мужем Дорис стал немецкий эмигрант Готфрид Лессинг. У Лессингов родился сын Питер (Peter Lessing). Брак закончился разводом в 1949. Дорис забрала сына Питера и покинула Африку. Новый этап свой жизни она начала в Лондоне.

В 1950-х и 1960-х годах Дорис Лессинг примкнула к британской компартии (хотя выходила из её состава после подавления СССР венгерского восстания в 1956) и стала активисткой антиядерного движения. Ей было отказано в праве въезда в ЮАР и в Родезию за критику апартеида.

Литературное творчество Дорис Лессинг можно условно поделить на три чётко выраженных периода: коммунистическая тематика (с 1949 по 1956), когда она писала на острые социальные темы; психологическая тематика (1956-1969); ещё одним этапом был суфизм, который выразился во многих её научно-фантастических произведениях из серии «Канопус».

Дебютный роман Лессинг, «Трава поёт» (The Grass is Singing), был опубликован в 1949. Книга исследует социальные аспекты жизни человека, и женщины в частности.

Между 1952 и 1969 опубликовала полуавтобиографическую серию «The Children of Violence» (Дети насилия), состоящей из пяти романов: «Марта Квест» (1952), «Подходящий брак» (1954), «Зыбь после шторма» (1958), «Окружённый сушей» (1966), «Город о четырёх вратах» (1969).

В 1962 был опубликован роман «Золотая тетрадь» (The Golden Notebook), считающийся классикой феминистской литературы.

«Инструкция к спуску в ад» (1971) — одно из первых произведений писательницы, написанных в жанре научной фантастики.

В период с 1979 по 1983 Лессинг опубликовала серию фантастических романов «The Canopus in Argos: Archives Series» («Канопус в Аргосе»), в которых она выстраивает утопический мир будущего, поделённый на шесть основных зон, и заселённый архетипами мужчин и женщин.

Описываемые зоны представляют собой определённые «уровни бытия»: «Шикаста» (1979), «Браки между зонами три, четыре, пять» (1980), «Эксперименты на Сириусе» (1981), «Создание комитета представителей для планеты восемь» (1982), по мотивам последнего в 1988 композитором Филипом Глассом была написана опера. Заключительный роман цикла «Документы, имеющие отношение к сентиментальным агентам в империи Волиен» вышел в 1983.

В 1985 Лессинг опубликовала сатирический роман «Добрый террорист» (The Good Terrorist) о группе лондонских революционеров. Роман был благосклонно принят критиками. В 1988 вышла знаменательная для Дорис Лессинг книга «Пятый ребёнок» (The Fifth Child). Она признана наивысшим достижением писательницы в позднем периоде её творчества.

Роман рассказывает о ребёнке с признаками аутизма и об отношении к нему его семьи. В 1990-х она издала две автобиографические книги «В моей шкуре» (Under My Skin) и «Идти в тени» (Walking in the Shade).

В 1996, после восьмилетнего перерыва, вышел роман «Любовь, опять любовь», который представляет из себя своего рода антропологическое исследование явления «любовь». В 1999 — футурологический роман «Мара и Дэн». Роман «Бен среди людей», продолжение «Пятого ребёнка», был опубликован в 2000.

В 2007 Дорис Лессинг пишет произведение «Расщелина», где рассказывается альтернативная история человеческого рода: сначала существовали только женщины, которые оплодотворялись бесполым способом, а мужчины появились намного позднее. Книгу можно отнести к феминистической тематике.

Два романа Дорис Лессинг опубликовала под псевдонимом Джейн Сомерс: «Дневник хорошей соседки» (1983) и «Если бы старость могла…» (1984).

В июне 1995 Лессинг была удостоена степени доктора Гарвардского университета. В том же году посетила Южную Африку.

В декабре 1999 Дорис Лессинг вошла в последний в ушедшем тысячелетии список лиц, удостоенных Ордена кавалеров почета, которым награждаются деятели наук и искусств, за «особые заслуги перед нацией».

В январе 2000 в Национальной портретной галерее в Лондоне состоялось официальное открытие портрета Дорис Лессинг работы художника Леонарда Маккомба. В 2001 получила премию Дэвида Коэна.

Дорис Лессинг была удостоена таких премий:

Совет

Испанская литературная премия принца АстурийскогоБританская премия Сомерсета МоэмаИтальянская премия Гринцане КавурГерманская Шекспировская премия Альфреда Тепфера.

Нобелевская премия по литературе в 2007 году с формулировкой «За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20180221-biografiya-doris-lessing

ЛЕССИНГ

Готтхольд Эфраим (Lessing) (1729 — 1781), писатель и теоретик искусства, один из идеологов нем. Просвещения. Содержание его критич. и философских сочинений было в значительной степени обусловлено стремлением обнаружить в античности истоки лит. явлений и эстетич. проблем. Его выводы основывались на комплексном применении методики как филологич.

, так и историч. исследований. Прекрасно владея аппаратом этих научных дисциплин, Л. часто применял его в полемике с влиятельными учеными своего времени (в частности, с И. И. Винкельманом). Желание сочетать писательский труд с научной деятельностью нашло выражение в том, что в 1770 — 1781 Л. занимал должность библиотекаря в Вольфенбюттеле. Мн.

из его трудов («Лаокоон», 1766; разделы «Гамбургской драматургии», в которых анализируется аристотелевское определение трагедии, 1768; «Письма антикварного содержания», 1768, а также фрагменты его книги о Софокле) заняли достойное место в истории научной мысли. В них были заложены основы историко-критич.

метода анализа античных памятников, который затем применил Ф. А. Вольф.

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Готхольд Эфраим (1729–781) — вели-кий немецкий мыслитель, литературный критик и драматург, выступил против феодальной идеологии и возглавил реформу немецкого театра во второй половине ХУIII в.

В статье «Гамбургская драматургия» он призвал к изображению национального характера и нравов немецкого народа, объявив высшей формой красо-ты — красоту живого человека, а главным принципом ее воспроизведения — верность действительности и природе.

В сочинении «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Лессинг выступил против описательности и созерцательности искусства, противопоставив им действие, активное волевое начало.

Новаторство Лессинга в области драматургии было связано с созданием жанра социальной драмы («Мисс Сара Симпсон») и первой немецкой бытовой комедии («Минна фон Барнхейм, или Солдатское счастье»). В трагедии «Эмилия Галотти» впервые появляется мотив трагической вины героини. Свой творческий путь Лессинг завершает созданием философской трагедии классического типа («Натан Мудрый»), предваряющей веймарский классицизм Гете и Шиллера.

Читайте также:  Краткая биография тёмэй

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

Lessing) Готхольд Эфраим (1729, Каменц – 1781, Брауншвейг), немецкий писатель. Сын пастора, учился в ун-тах Лейпцига и Берлина. Журналист и театральный критик, он уже в ранних комедиях и теоретических сочинениях выступает как просветитель. Круг друзей Лессинга в Берлине – философ-просветитель М. Мендельсон, издатель Ф. Николаи и др., в издаваемых ими журналах Лессинг развивает идеи нац.

Обратите внимание

немецкой литературы. В полемике со знаменитым историком искусства И. И. Винкельманом Лессинг написал трактат «Лаокоон, или О границах поэзии и живописи» (1766) – один из самых значительных памятников эстетики эпохи Просвещения. Покинув Пруссию, «самую рабскую страну в Европе», в 1767 г. переезжает в Гамбург, где делает попытку создать нац. немецкий театр, который продержался только год.

В сочинении «Гамбургская драматургия» (т.

1–2, 1767–69) Лессинг сформулировал основные принципы новой, неклассицистической драмы, образцами которой стали его собственные произведения – «Минна фон Барнхельм» (1767, первая классическая немецкая комедия, сохранила значение и для современного театра), «Эмилия Галотти» (1772, трагедия, с неизвестной дотоле резкостью изображавшая бесправие бюргерского сословия перед лицом феодальной власти). Лессингу как драматургу более всего удаются характеры. После запрета на публикации о религиозных вопросах Лессинг выразил свои взгляды на веротерпимость и гуманность в драматической поэме «Натан Мудрый» (1779), а годом позже опубликовал философский трактат «Воспитание человеческого рода» анонимно, иначе автору грозила опасность преследования при брауншвейгском дворе, где ему пришлось служить библиотекарем. Лессинг знаменит и как автор басен, обогативший немецкий язык многими словами и образными выражениями. «Его значение для нации заключается в том, что он ей противоречил, – написал о нем Гуго фон Гофмансталь, – среди деланных характеров он был характером истинным».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

, Карл Фридрих (Lessing, Karl Friedrich) 1808, Бреслау (Вроцлав) — 1880, Карлсруэ. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Изучал архитектуру в берлинской Академии художеств, но затем обратился к живописи. После знакомства с Ф. В. фон Шадовым, в 1826 уезжает в Дюссельдорф.

В 1829—1836 исполнил фреску Битва под Икониумом в замке Хельтхоф, положившую начало его работе в исторической живописи, заниматься которой ему советовал и Шадов. С 1833 работал в мастерском классе Академии художеств Дюссельдорфа. Выезжает в окрестности Дюссельдорфа, откуда привозит много этюдов, и на их основе создает пейзажи (В Бодетале, 1876, Дюрен, Музей Л.

Хеша; Монастырский двор в снегу, 1830, Кельн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг; Горный пейзаж в Германии, 1847, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Вместе с И. В. Ширмером Лессинг открывает красоту пейзажа Эйфеля и пишет там ряд полотен (Замок на скале, 1828; Два охотника, 1841, оба — Дюссельдорф, Художественный музей; Эйфель в непогоду, 1875, Берлин, Гос. музеи).

В 1840—1860-е Лессинг создает произведения на сюжеты из истории Реформации, посвященные деятельности Я. Гуса и М. Лютера. Таковы его картины Гус перед казнью (1850, Бремен, Нац.

галерея), Гуситы перед собором в Констанце (1842, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Проповедь гуситов (1836, Дюссельдорф, Художественный музей), Лейпцигский диспут Лютера (1866—1867, Карлсруэ, Кунстхалле). Полотно Пленение папы Пасхалия II (1840, Вупперталь, Музей Хейдта) было посвящено борьбе императора Священной Римской империи, короля Генриха V, с церковью.

Оно положило начало серии работ из истории эпохи Реформации. Художник изобразил сцену пленения папы, который был вынужден ликвидировать привилегии служителей культа. Талант Лессинга как мастера исторического пейзажа раскрылся и в полотне Осада (1848, Дюссельдорф, Художественный музей), посвященном эпизоду из истории Тринадцатилетней войны.

Лит.: Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984; Peters H. Meisterwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955.

Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

1. (Lessing), Готхольд Эфраим (22.I.1729 – 15.II.1781) – нем. философ-просветитель, теоретик искусства, драматург. Род. в семье лютеранского пастора. В 1746-48 учился в Лейпциге, в 1770-81 – библиотекарь в г. Вольфенбюттель (Брауншвейг). Л. боролся против теологии, отстаивая свободу науч. исследования. Историю человеческого общества Л.

Важно

понимал как медленное поступательное развитие человеческого сознания, как процесс преодоления неразумия и освобождения от всяческих догм, особенно религиозных (“Воспитание рода человеческого”, 1780, “Эрнст и Фальк”, 1778-80). Быстро освободившись от иллюзий в отношении “короля-философа” Фридриха II, Л.

назвал Пруссию “самой рабской страной Европы” (письмо Николаи 25 авг. 1769). Центр. место в творч. наследии Л. занимают его работы по эстетике (“Письма, касающиеся новейшей литературы”, 1759; “Лаокоон”, 1766; “Гамбургская драматургия”, 1767-69). Пафос этих работ – в сближении искусства с жизнью, в обосновании принципов просветительского реализма. В драмах Л.

поставлены актуальные вопросы, отражены события современности, напр. Семилетняя война (“Минна фон Барнхельм”, 1767). Мировую славу принесли Л. две последние драмы: “Эмилия Галотти” (1772) с ее смелым обличением феод. тирании и “Натан Мудрый” (1779) – духовное завещание Л. – осуждение религ. и нац. нетерпимости, призыв к равенству и братству народов. В России имя Л.

стало широко известно во 2-й пол. 19 в. Для Н. Г. Чернышевского Л. был примером литератора-борца. Соч.: S?mtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1-23, Stuttg., 1886-1924; Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., 1954-58; в рус. пер. – Соч., т. 1-10, СПБ, 1904; Избр. произв., М., 1953. Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, в его кн.: Полн. собр. соч.

, т. 4, М., 1948; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М.-Л., 1934; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957; Seidel S., G. E. Lessing, 1729-1781, В., 1963. С. В. Тураев. Москва. 2. (Lessing), Теодор (8.II.1872 – 30.VIII.1933) – нем.

философ и писатель. В 1908-26 – проф. Высшей технич. школы в Ганновере. Убит фашистами. Концепция философии истории в кн. Л. “История как осмысление бессмысленного” носит субъективистский характер; всякое толкование истории, по Л., суть мифотворчество; ист. исследованием нельзя достигнуть общезначимой научной истины. Л. критиковал совр. капиталистич.

строй, считая, что прогресс техники ведет к вырождению зап. цивилизации; выход Л. видел в слиянии европ. культуры с азиатской, к-рую он считал более близкой природе. Соч.: Untergang der Erde am Geist. (Europa und Asien), Hannover, 1924; Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen. Oder die Geburt der Geschichte aus dem Mythos, Hamb., (1962).

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: http://interpretive.ru/termin/lessing.html

Краткая биография – ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (1729-1781). Фразы

Лессинг Готхольд Эфраим, знаменитый немецкий писатель-драматург, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы, родился в 1729 г.

в саксонском городе Каменце в семье пастора. Рано начал писать стихи и пьесы. Окончив школу, учился в Лейпцигском университете (1746—1748) на физико-математическом факультете. В 1748 г.

он переезжает в Виттенберг, где учится в местном университете, а окончив его, оказался в Берлине, где сблизился с просветителями Мендельсоном и Николаи.

Совет

Его интересы и душевные склонности, как и прежде, принадлежали поэзии и драматургии, и потому друзьями его юности были не ученые, а люди театрального мира. При их содействии он поставил свою юношескую пьесу «Молодой ученый». Активно занимается переводами, сотрудничает в газете. В 1751 г. в Виттенберге получает звание магистра.

Отказавшись от какой-либо службы, он вел независимое существование полуголодного свободного литератора, из-под пера которого выходили критические статьи и пьесы, лейтмотивом которых является отстаивание гуманности и веротерпимости.

Не случайна например его антипатия к официальным должностям — государственная служба неминуемо накладывает обязательства, лишающие человека независимости. Так в Бреславле (1760— 1765) он отказался от очень выгодного места, объясняя свой отказ тем, что «король прусский платит только тем, кто согласен отречься от своей независимости».

По этой же причине он отказался и от профессуры в Кенигсберге. К художественному творчеству Лессинг обратился сравнительно рано.

Когда он писал рецензии для «Берлинской привилегированной газеты», то был уже довольно известным писателем, автором ряда комедий («Молодой ученый» (1747), «Мизоген», «Старая дева» (1748), «Евреи», «Вольнодумец» (1749) и «Клад» (1750), написанных в манере Мольера — Мариво — Детуша, ряда басен, од, дидактических стихотворений, эпиграмм и анакреонтических песен. В 1755 г.

он создает первую в Германии семейную «мещанскую» драму — пьесу «Мисс Сара Сампсон», — принесшую Лессингу известность. С 1759 до 1765 г.

он издает «Письма, касающиеся новейшей литературы», которые произвели огромное впечатление на литературную богему Германии и обеспечили Лессингу место во главе немецкой журналистики. В 1760 г.

Лессинг становится секретарем при губернаторе Силезии. В 1766 г.

он пишет трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором обосновывается учение о развитии и полноте отражения жизни, являющейся первоосновой искусства. В 1767—1769 гг. Лессинг участвует в организации Гамбургского национального театра, положив своими отзывами на спектакли начало новой эпохи в истории развития немецкой театральной критики. С 1770 г.

Обратите внимание

он заведует Вольфенбюттельской герцогской библиотекой. Это наиболее тяжелый период в его жизни. С ним тесно связано замечательнейшее произведение Лессинга.

— трагедия в прозе «Эмилия Галотти» (1772), изображавшая преступления самодержавного итальянского князька, готового ради обладания понравившейся ему девушкой убить ее жениха. Трагедия стала открытым вызовом немецкому княжескому деспотизму.

Последнее десятилетие жизни Лессинг проводит в изматывающей борьбе с церковной ортодоксией, с помощью которой абсолютизм душил любые проявления свободомыслия. Умер в 1781 г.

в Брауншвейге.

Вы прочитали материал на тему: Краткая биография – ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ (1729-1781)

Источник: http://www.cka3ku.com/kratkaya-biografiya-lessing-gotxold-efraim-1729-1781/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector