Левитанский Юрий Давыдович – краткая биография
Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама
Левитанский Юрий Давыдович (1922-1996), поэт. Родился 21 января в Киеве. Окончив школу в 1938 в городе Сталине (ныне Донецк), едет в Москву, где учится в Институте философии, литературы и истории.
С началом Отечественной войны уходит на фронт солдатом, становится офицером, затем фронтовым корреспондентом, начав печататься в 1943 во фронтовых газетах. В послевоенные годы выходит первый сборник стихотворений Левитанского -“Солдатская дорога” (1948) в Иркутске, затем сборники “Встреча с Москвой” (1949), “Самое дорогое” (1951), “Секретная фамилия” (1954) и др.
В 1955-57 учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. В 1963 публикует сборник стихов “Земное небо”, замеченный поэтом А.Яшиным, сделавшим известными эти стихи и его автора. Левитанский переезжает в Москву. Кроме стихов, сборники которых регулярно печатались в различных изданиях, поэт занимается и переводами.
В 1970 вышел сборник стихотворений “Кинематограф”; в 1975 – “Воспоминания о Красном снеге”; в 1980 – “Два времени”; в 1980 – “Сон о дороге”; в 1991 – “Белые стихи”. Ю.Левитанский живет и работает в Москве. Умер в 1996 году.
Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей», — писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Толстой писал: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа. Две-три черты, и пахнет».
Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, гармонируя с чувствами и переживаниями человека или оттеняя их, стан
Сима – приблудная старуха на Матере. Она была чистенькая, аккуратненькая, немного знала грамоту и пела тоскливые песни о горькой судьбе. У самой С. судьба тоже была несладкой: сначала у нее родилась немая дочь Валька. А на старости лет С.
и вовсе осталась одна, с маленьким внуком Колькой на руках. Не насладившись семейной жизнью, героиня до сих пор мечтает о семейном счастье с каким-нибудь старичком, за которым она могла бы ухаживать. Именно по этой причине С.
перебралась на Матеру: она узна
Тэффи (настоящая фамилия – Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 – 1952), прозаик. Родилась 9 мая (21 н.с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование.
Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: “любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения”.
В 1905 – 07 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористически
Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново».
Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести. Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной».
Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, че
В произведениях Гоголя реализм обогащается той «социальностью», которая становится в дальнейшем характерной чертой «натуральной школы». С полным основанием В. Г. Белинский назвал Гоголя «социальным писателем».
Огромное значение для русской литературы реалистических повестей и комедии Гоголя побуждало некоторых историков литературы рассматривать эти произведения как начало нового периода в ее развитии – «гоголевского». Но выделение 1835-1842 гг.
как особого литературного периода вызывает ряд нед
На протяжении достаточно долгого периода времени формировалась чистая и независимая творческая концепция – чистое искусство, которое никоим образом не пересекалась с политическими и общественными сферами жизни.
Собственно так называемое искусство для искусства начало свою историю еще со времен далекой античности, а свои основные черты сформировало лишь в середине 20 в.
в результате реакции позитивизма, прагматизма философии эпохи Просвещения и падение значимости общественных отношений со стороны
Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают независимую жизнь. Они могут начать работать, заняться бизнесом или продолжить учебу, чтобы получить высшее образование. Почти в каждом русском городе есть один или несколько институтов. В Москве и Санкт-Петербурге их десятки.
Троепольский Гавриил Николаевич (1905 – 1995), прозаик. Родился 16 ноября (29 н.с.
) в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в семье священника. Получил основательное домашнее образование. Учился в сельскохозяйственном училище, которое окончил в 1924. Работал сельским учителем, затем с 1931 – агрономом. С 1938 начал печататься в газетах и журналах.
В 1953 в журнале “Новый мир” был опубликован цикл сатирических рассказов “Из записок агронома”, впоследствии составивших сборник “Прохор семнадцатый и
Родился в Джамшедпуре (Индия). Детство провел на греческом острове Корфу, где и увлекся изучением природы. Когда семейство Дарреллов вернулось в Англию, Джералд устроился помощником смотрителя в зоопарк Уипснейд в графстве Бедфорд.
По совету старшего брата Лоуренса Даррелла Джералд попробовал написать о своей любви к природе. Так появилась книга “Перегруженный ковчег” (1953), мгновенно ставшая бестселлером.
За ней последовали не менее популярные “Три билета до Эдвенчер” (1954), “Моя семья и друг
У большинства моих друзей есть собственный письменный стол. Хотя некоторые до сих пор делают уроки за партой. Не нравится мне парта. Этот стол почти исторический. Его подарил моему дедушке друг, уезжая из города.
Стол дубовый, очень тяжелый, но весь какой-то теплый, нежный. Я люблю иногда провести рукой по его поверхности, как бы погладить. Он мне как друг.В столе три ящика и еще небольшое углубление для моих секретных бумаг.
На столе стоит узенькая книжная полка с самыми необходимыми мне книгам
Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/biografii/16936-levitanskij-yurij-davydovich-kratkaya-biografiya.html
Левитанский, Юрий Давыдович
Юрий Давыдович Левитанский (22 января 1922, г. Козелец Черниговской обл – 25 января 1998, г. Москва) — поэт, переводчик, мастер лирического и пародийного жанров. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года.
Биография
Юрий Давидович Левитанский родился 22 (по другим сведениям, 21) января 1922 года в городе Козельце на Черниговщине в ассимилированной еврейской семье. Жили бедно, нуждались порой в самом необходимом, особенно после того, как однажды их начисто обокрали, вынеся из дома почти все, что там находилось.
В поисках лучшей доли родители часто переезжали с места на место, и когда мальчику исполнилось три года, семья уже жила в Киеве.
Потом отцу поэта Давиду Исаевичу Левитанскому удалось найти работу на одной из донбасских шахт, и они переехали в небольшой шахтерский поселок на руднике — несколько домов в степи. Вскоре, однако, перебрались в столицу шахтерского края город Сталино (ныне Донецк)…
«Как мы жили в этом городе? — вспоминал Левитанский.— Глинобитные домики без всяких удобств, с общим туалетом на шесть-семь домов, который виднелся где-то вдалеке… Воду таскали за три квартала…»
Там, в Донбассе, будущий поэт пошел учиться в украинскую школу: у него было два родных языка — русский и украинский. В школьные годы начал писать стихи.
Окончив десятилетку, Юрий уехал в Москву и в 1939 году поступил в ИФЛИ — Институт философии, литературы и истории — весьма престижное учебное заведение, «красный лицей», призванный, по замыслу властей, готовить кадры советской гуманитарной элиты.
На войну Левитанский ушел едва ли не с первого дня, сдав экзамены за второй курс. Воинская часть, к которой он был приписан, вошла в Москву в октябре 1941-го и заняла оборону на рубеже Белорусского вокзала.
Позже, уже в ноябре, их забросили в район Волоколамска. В декабре Левитанский участвовал в наступлении советских войск под Москвой.
А дальше — Синявинские болота на Северо-Западном фронте, Украина, Бухарест, Братислава… Свой боевой путь молодой лейтенант закончил в Праге.
В начале лета 1945-го все подразделения 53-й армии, где проходил службу Левитанский, погрузили в эшелоны с намереньем отправить на дислокацию в Одесский военный округ.
Однако в судьбу молодого лейтенанта вмешалась большая политика, и вместо Одессы он оказался в Монголии — на «маленькой» войне с Японией.
Лишь спустя несколько месяцев его перевели в Иркутск, в состав Восточно-Сибирского военного округа, где и держали на службе еще почти два года.
В Иркутске Левитанский неудержимо рвался «на гражданку»… И местные литераторы не прочь были заполучить в свои ряды молодого поэта-фронтовика, бывшего ифлийца. За дело взялся известный советский писатель Георгий Марков, возглавлявший в те годы Иркутскую писательскую организацию. Левитанского демобилизовали.
Ехать ему было некуда, пришлось остаться в Иркутске, снять угол — кухоньку с печкой…
С помощью того же Г. Маркова удалось устроиться завлитом в местный театр музыкальной комедии да еще получить комнату в гостинице.
Кроме основной работы Левитанский подрабатывал в окружной армейской газете «Советский боец», работал во всех жанрах, в том числе сочинял страничку солдатского юмора. Вскоре он женился. По его словам, жена Марина пришла в дом «с одним портфельчиком». Материально жизнь была очень тяжелой. Между тем в 1948 году в Иркутске вышла в свет первая книга поэта «Солдатская дорога».
В 1955 году Юрий Левитанский поступает учиться на двухгодичные Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. В 1957-м вступает в Союз писателей СССР.
Вместе с женой Мариной он окончательно переезжает в Москву.
В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов выходят две книги Левитанского «Стороны света» (1959) и «Земное небо» (1963).
Подлинное литературное признание принесла Юрию Левитанскому поэтическая книга «Кинематограф» (1970), которая и определила его судьбу как выдающегося российского поэта последней трети XX века.
Преобладающая форма его сочинений — «книга стихов», самодостаточное цельное произведение с четко обозначенным построением, единое по мысли, а порой — и по фабуле. Таких книг он написал немного — всего семь. И даже в этом ряду «Кинематограф» — книга особая, очень похожая на поэму.
Структура ее выдержана столь точно и строго, что за всем этим странным переплетением фрагментов сценария, воспоминаний и снов и впрямь проглядывает некое подобие сюжета.
Принцип киномонтажа, неожиданно перенесенный Левитанским с экрана в поэзию, должен был, по мысли автора, не просто привнести в книгу многокрасочный иллюзорный фон, но и с помощью ограниченной в средствах поэтической формы развернуть целую жизнь человека.
Следующая книга Ю. Левитанского «День такой-то» (1976) должна была осуществить прямо противоположную творческую задачу.
Если «Кинематограф» явился широкой ретроспективой духовного становления и развития личности, то новая книга есть не что иное, как попытка поэта пристально вглядеться в один только день, в один час, даже в одно мгновение человеческой жизни.
И снова — мы наблюдаем четкую организацию поэтического пространства книги, логическое, вполне естественное развитие лирической идеи.
Важной стороной творчества поэта предстают многочисленные переводы, в основном поэтов стран Восточной Европы. В 1975 году выходит сборник «От мая до мая».
Особняком в творчестве Ю. Левитанского стоит книга оригинальных пародий на стихи современных ему поэтов — «Сюжет с вариантами» (1978), слагавшийся в течение многих лет. Невнятно оцененный критикой, он, по существу, представляет собой уникальное явление российской словесности.
Кроме окончательного становления Юрия Левитанского как крупнейшего мастера русского стиха эти годы принесли поэту новую любовь и запоздавшее счастье отцовства: в начале семидесятых в его жизнь вошла талантливая студентка Литинститута Валентина Скорина, впоследствии ставшая его женой; вскоре родились три дочери, почти погодки — Катя, Аня и Оля.
Через некоторое время семья получает просторную квартиру в знаменитом писательском доме на углу Безбожного (ныне Протопоповского) и Астраханского переулков.
Семидесятые — возможно, самые счастливые годы в жизни поэта.
«Своим детям я отдал десять лет жизни, — впоследствии рассказывал Юрий Давидович, — я был для них и папой, и бабушкой, и няней: стирал, убирал, варил суп… Стихам отводилась ночь: напившись крепкого кофе и накурившись до звона в голове, я садился за стол…»
В те годы Левитанского часто можно было увидеть с авоськами — то возле дома в Астраханском, то у станции метро «Аэропорт», где жила его мама. Известный литературовед Александр Аникст, живший по соседству с Раисой Евдокимовной, после выхода одной из книг поэта даже написал ему: «Я-то считал Вас просто сетконосцем (выражение А. Аникста), а Вы, оказывается, замечательный поэт».
Художественным отражением сложной гаммы лирического чувства, связанного с поздним отцовством, стала его книга «Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом» (1981).
Казалось, поэт решился осуществить совсем уж невероятное: остановить и растянуть единственное и неповторимое мгновение жизни человека зрелой поры, которое позволяет не только зафиксировать настоящее, не только обозреть прошлое, но и предвидеть будущее…
Вторая половина 80-х вновь круто меняет судьбу Левитанского.
Поздняя любовь 63-летнего поэта к 19-летней Ирине Машковской, ставшей в 1989 году его женой, возможность начать жизнь словно с чистого листа совпали по времени с крахом империи, разбродом и тотальным дефицитом в стране, личным безденежьем и квартирной неустроенностью. Переживанием и осмыслением этих событий наполнена следующая книга «Белые стихи» (1991), ставшая, к сожалению, последним композиционно и тематически единым, самостоятельным сборником поэта.
В 1990 году хирурги настоятельно рекомендуют Левитанскому операцию на сосудах, но состояние отечественной медицины на тот момент было настолько плачевным, что подобную операцию сами врачи советовали, по возможности, делать за рубежом.
Разумеется, стоило это недешево — таких денег у Левитанского и быть не могло. На помощь пришли коллеги, в прежние годы покинувшие Россию.
Владимир Максимов, писатель, главный редактор парижского журнала «Континент», давний и близкий друг поэта, опубликовал открытое письмо к русской эмиграции с призывом собрать необходимую сумму.
Немедленно откликнулись Эрнст Неизвестный, Иосиф Бродский, Михаил Шемякин… Сам В. Максимов, помимо материальной, оказал и всю организационную помощь. Сложнейшая и опасная операция прошла успешно.
Родители Юрия Левитанского
В начале 90-х Юрий Левитанский с женой Ириной обретают наконец собственное очень скромное жилье неподалеку от станции метро «Щукинская» — благодаря хлопотам друзей и поддержке тогдашнего мэра Москвы Г. Попова. Ирина устраивается на работу, жизнь семьи материально стабилизируется.
В те годы Левитанский увлечен новой работой.
Он уверял, что образ будущей книги возник перед ним совершенно неожиданно: просто явился некий звук, некое предчувствие, и сейчас он фиксирует на бумаге всё подряд, даже не задумываясь над результатом.
В архиве поэта сохранилась папка с собранными им в ту пору материалами — набросками стихов, прозы, дневниковыми записями, на которой было написано: «Книга Ирины».
Однако, по свидетельству вдовы поэта, Ирины Машковской, с конца 1993-го к этой своей работе он больше не возвращался, а в одном из своих последних интервью сообщает журналисту, что надеется все же собрать новую книгу со страшноватым названием «Последний возраст».
О чем думал и говорил поэт в те годы?
Время, наступившее в России после 1991-го, Юрий Левитанский считал принципиально новой эпохой отечественной истории.
Масштабы происшедших изменений он полагал под стать геологическим, случающимся в общественном сознании, может быть, один раз в тысячу лет.
Ход исторического процесса, по его мнению, не зависит от президентов, движений и партий. Они могут лишь замедлить его или, наоборот, ускорить, но остановить — никогда.
Юрий Левитанский был убежден, что рано или поздно мы обязательно придем к пониманию исторического хода вещей и построению гуманистического общества.
«Грустно, что это будет нескоро, когда-нибудь после нас, — говорил он. — Я чувствую себя так, словно задержался в какой-то другой эпохе… на небольшой срок, — говорил он.
— Исторически, повторяю, все идет так, как должно быть. Хотя обидно: жизнь такая долгая, а проходит так быстро».
Кроме боли за судьбу страны, в которой ему довелось родиться, жить, которую он любил и защищал на войне, Левитанского не оставляли мучительные размышления о путях развития современной русской словесности.
В середине 90-х Юрий Давидович ведет поэтический семинар в Литинституте. Импровизированные «чтения по кругу» и дух стихотворного братства его бывшие студенты вспоминают до сих пор. Суждения и оценки Левитанского-преподавателя никогда не бывали резкими, но всегда – принципиальными.
Он, сам смелый экспериментатор и новатор стиха, искренне переживал, когда молодые поэты, и особенно — поэты талантливые, занимались постмодернистской словесной эквилибристикой. «Да, поэзия — это всегда игра, — говорил Левитанский.
— Все дело в пропорциях: сколько игры — и сколько боли…»
В мае 1995 года ветеран Великой Отечественной отметил 50-летие Победы, а в июне был удостоен звания лауреата Государственной премии России за поэтическую книгу «Белые стихи».
После долгих лет несправедливого и глухого молчания в прессе стали регулярно появляться статьи и интервью Юрия Левитанского. Его позиция по многим вопросам даже в те либеральные времена многим казалась неожиданной.
Особенно это касалось его оценки итогов прошедшей войны.
Раздражение поэта проявлялось тем отчетливее, чем больше он прислушивался к «грохоту грозненской канонады»,— на этом фоне все запланированные на май торжества выглядели и циничными, и нелепыми.
«Все эти годы меня ужасно раздражает канун 9 мая, когда начинается волна подготовки ко Дню Победы, — рассказывал он. — Я вижу, как власти стараются снять дивиденды с этого праздника. Мне очень обидно за ветеранов: на всю эту шумиху по поводу полувекового юбилея затрачены какие-то сумасшедшие миллионы. А что получат ветераны? Бесплатный обед?..»
И все же в один из праздничных дней он надел парадный костюм и отправился в военкомат, где ему была вручена юбилейная медаль.
Слухи о возможном присуждении Юрию Левитанскому Государственной премии России начали циркулировать еще зимой.
Когда положительное решение уже стало фактом, поэт вдруг настойчиво заговорил о том, что принимать эту премию ему неловко, совестно: как же так, он, видите ли, непрестанно критикует власти в печати, а тут ни с того ни с сего примет от них «подарок» — это, мол, напоминает чуть ли не взятку!
В июне во время церемонии вручения Государственной премии в Георгиевском зале Кремля Левитанский произнес в лицо президенту России горькие слова, которые у многих вертелись на языке, но почему-то никогда не произносились во время торжественных мероприятий, подобных этому.
«Наверно, я должен бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, тут дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова ее, дела и поступки я сегодня разделяю. Особенно все то, что связано с войной в Чечне,— мысль о том, что людей убивают как бы с моего молчаливого согласия,— мысль эта для меня воистину невыносима».
Незадолго до кончины, в ноябре 95-го, в жизни Ю. Левитанского произошло еще одно значительное для него событие: впервые в жизни он посетил государство Израиль.
Во время выступлений в ходе недолгой поездки авторов российско-израильского литературного альманаха «Перекресток/Цомет», организованной при содействии бизнесмена Ильи Колерова, небольшие залы с трудом вмещали всех желающих услышать российского мэтра.
Его подолгу не отпускали со сцены, и он, несмотря на усталость и плохое самочувствие, читал вновь и вновь…
А в свободное время между выступлениями и экскурсиями сидел в холле прибрежного отеля, любовался морем, которое нежно любил, и принимал посетителей — литераторов, журналистов, просто своих читателей.
По возвращении зимняя Москва вновь вернула поэта к привычному ритму жизни: он готовил к выходу в свет сборник «Меж двух небес», тщательно корректируя верстку; много читал, размышлял, и конечно, собирал вырезки и делал заметки по «чеченскому вопросу»…
В трагический день 25 января 1996 года он чувствовал себя неважно. На улице лютовал мороз, и выходить из дома ему не следовало. И все же он пошел… «Круглый стол» московской интеллигенции проходил в городской мэрии на Краснопресненской набережной. Среди выступавших был и Юрий Левитанский. Он опять говорил о чеченской войне.
Леонид Гомберг
Награды
Левитанский награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями: “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы”, “За взятие Будапешта”, “За победу над Германией”, “За победу над Японией”, двумя медалями Монголии.
Сборники стихов
- Солдатская дорога: Стихи. — Иркутск, 1948;
- Встреча с Москвой: Стихи. — Иркутск, 1949;
- Самое дорогое: Стихи в защиту детей. — Иркутск, 1951;
- Наши дни: Книга стихов. — Москва, 1952;
- Утро нового года: Стихи. — Новосибирск, 1952;
- Листья летят: Стихи. — Иркутск, 1956;
- Секретная фамилия. — Иркутск, 1957;
- Стороны света: Стихи. — Москва, 1959;
- Земное небо. — Москва, 1963;
- Теченье лет: Стихи. — Иркутск, 1969;
- Кинематограф: Книга стихов. — Москва, 1970;
- Воспоминанье о красном снеге: Стихи. — Москва, 1975;
- День такой-то: Книга стихов. — Москва, 1976;
- Сюжет с вариантами: Книга пародий. — Москва, 1978;
- Два времени: Стихи. — Москва, 1980;
- Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом. — Москва, 1981;
- Избранное. — Москва, 1982;
- Годы: Стихи. — Москва, 1987;
- Белые стихи. — Москва, 1991;
- Меж двух небес: Стихи. — Москва, 1996;
- Когда-нибудь после меня. — Москва, 1998;
- Зелёные звуки дождя. — Москва, 2000;
- Сон об уходящем поезде. — Москва, 2000;
- Чёрно-белое кино. — Москва: Время, 2005.
Собрание сочинений
- Левитанский Ю. Д. Каждый выбирает для себя. — М.: Время, 2005. — 640 с.
Критика и пародии
Из книги Давида Самойлова «В кругу себя»
ЛЕВИСТАНСЫ
(пародия на пародиста Ю. Левитанского)
Да, я заяц, меня вы, конечно, не знаете. Пусть я заяц – и всё же меня вы, конечно, узнаете. Жизнь моя, как кино, а точнее, как кинематограф. Ибо «Ну, погоди!» сочиняет мой лучший биограф. Я-то что! Но и вы погодите, охотник, Не стреляйте в меня, ибо жить я великий охотник.
Почему, негодяй, захотели вы заячьей крови, Почему не едите капусты, кольраби, моркови? Почему, негодяй, вы не цените доброго зайца? А ведь заяц на ниве литературы подвизается.
Среди зайцев ведь тоже свои есть Стендали, Флоберы, Даже Лермонтовы или, возможно, Аполлинеры, А у вас, у охотника, только дурные манеры, И мечтаете зайца ухлопать во имя карьеры…
1978
Источник: http://irkipedia.ru/node/4845/all-dates
Биография левитанский ю. д
Ю́рий Дави́дович Левита́нский (22 января 1922, Козелец, Черниговская область, Украинская ССР — 25 января 1996, Москва) — русский поэт и переводчик, мастер лирического и пародийного жанров. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года.
Биография
Юрий Давидович Левитанский (встречается вариант написания отчества Давыдович) родился 22 января (по другим сведениям, 21 января) 1922 г. в городе Козелец (Черниговская область, Украинская ССР). Вскоре после рождения Юрия семья переехала в Киев, а затем в Сталино (ныне Донецк). Окончив школу в 1938 г. в Сталино, Юрий Левитанский едет в Москву, где в 1939 г. поступает в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ).С началом Отечественной войны поэт со второго курса института добровольцем уходит на фронт в звании рядового, становится лейтенантом, затем военным корреспондентом, начав печататься в 1943 г. во фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанский участвовал в боевых действиях в Маньчжурии. За время воинской службы был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией», двумя медалями Монголии[2]. Демобилизовался из армии в 1947 г.Первый сборник стихов «Солдатская дорога» вышел в 1948 г. в Иркутске. Затем появились сборники «Встреча с Москвой» (1949), «Самое дорогое» (1951), «Секретная фамилия» (1954) и др.
В 1955—1957 годах Левитанский учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С 1957 года член Союза писателей[3].В 1963 г. он публикует сборник стихов «Земное небо», сделавший автора известными. Левитанский переезжает в Москву.
Одно из первых публичных выступлений Юрия Левитанского перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харьковав 1961 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.Кроме стихов поэт занимается переводами, пародиями — в ежегоднике «День поэзии» за 1963 год опубликована подборка его пародий на известных советских поэтов Леонида Мартынова, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину, Михаила Светлова и других. В подборке все пародии написаны на сюжет известной детской считалочки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» (автор Ф. Миллер, 1851).В предисловии к этим пародиям Левитанский писал:
В меру своих сил стараясь переделать важные сочиненья своих товарищей забавно, я стремился схватить особенности их интонации, лексики, творческой манеры, стиля. Все пародии написаны на тему широко известной печальной истории о зайчике, который вышел погулять.
В 1970 году у Левитанского вышел сборник стихотворений «Кинематограф»; в 1975 — «Воспоминания о Красном снеге»; в 1980 — «Два времени»; в 1980 — «Сон о дороге»; в 1991 — «Белые стихи».
Левитанский — поэт интеллектуального склада, свои мысли и наблюдения он передаёт в стихах, как бы со¬храняя определённую дистанцию.
Стихи сравнительно пространны, он любит повто¬рять и варьировать формулировки, обнару¬живает владение техникой стиха, не впадая в экстравагантность.
— Казак В.: Лексикон русской литературы XX века
В 1978 году вышла книга пародий «Сюжет с вариантами», в которой была повторена публикация 1963 года.Некоторые стихи Левитанского были положены на музыку и исполнялись популярными бардами (Берковским, Никитиным, братьями Мищуками). Группа СВ в 1984 году выпустила альбом «Московское время», в котором звучат несколько песен на стихи Левитанского.
Песни на стихи Юрия Левитанского звучат в кинофильмах «Москва слезам не верит», «Рыцарский роман», «Солнечный удар».В 1993 году подписал «Письмо 42-х».В 1995 году на церемонии вручения Государственной премии Левитанский обратился к Президенту России Ельцину с призывом прекратить войну в Чечне.Юрий Левитанский скончался 25 января 1996 г. в Москве.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Сборники стихов
Солдатская дорога: Стихи. — Иркутск, 1948;Встреча с Москвой: Стихи. — Иркутск, 1949;Самое дорогое: Стихи в защиту детей. — Иркутск, 1951;Наши дни: Книга стихов. — Москва, 1952;Утро нового года: Стихи. — Новосибирск, 1952;Листья летят: Стихи. — Иркутск, 1956;Секретная фамилия. — Иркутск, 1957;Стороны света: Стихи.
— Москва, 1959;Земное небо. — Москва, 1963;Теченье лет: Стихи. — Иркутск, 1969;Кинематограф: Книга стихов. — Москва, 1970;Воспоминанье о красном снеге: Стихи. — Москва, 1975;День такой-то: Книга стихов. — Москва, 1976;Сюжет с вариантами: Книга пародий. — Москва, 1978. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.;Два времени: Стихи.
— Москва, 1980;Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом. — Москва, 1981;Избранное. — Москва, 1982;Годы: Стихи. — Москва, 1987;Белые стихи. — Москва, 1991;Меж двух небес: Стихи. — Москва, 1996;Когда-нибудь после меня. — Москва, 1998;Зелёные звуки дождя. — Москва, 2000;Сон об уходящем поезде. — Москва, 2000;Чёрно-белое кино.
— Москва: Время, 2005.
Собрание сочинений
Левитанский Ю. Д. Каждый выбирает для себя. — М.: Время, 2005. — 640 с. — ISBN 5-9691-0079-X
Библиография
Сидоров Е. Исполненные доброго доверья… // «Литературная газета». — 1970. — 19 августа;Латынина А. Жизнь моя, кинематограф… // «Литературная Россия». — 1972. — 14 апреля;Поздняев М. Рядом и чуть впереди… // «Литературная газета». — 1983. — № 50;Сергеев М. // Литературная Сибирь. — Вып. 2.
— Иркутск, 1988;Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М., 1996;Гомберг Л. Война и мир Юрия Левитанского. — М., 1997;Семёнов В. // Русские писатели XX века. — М., 2000.
Гомберг Л. Иронический человек. Юрий Левитанский: штрихи к портрету. — М.: Время, 2012.
— ISBN 978-5-9691-0735-9
Источник: http://www.chistylist.ru/poet/levitanskii-yu-d
Левитанский Юрий Давидович — Биография
Ю́рий Дави́дович Левита́нский (22 января 1922, Козелец, Черниговская область, Украинская ССР — 25 января 1996, Москва) — поэт и переводчик, мастер лирического и пародийного жанров. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года.
Юрий Давидович Левитанский (встречается вариант написания отчества Давыдович) родился 22 января (по другим сведениям, 21 января) 1922 г. в городе Козелец (Черниговская область, Украинская ССР).
Вскоре после рождения Юрия семья переехала в Киев, а затем в Сталино (ныне Донецк). Окончив школу в 1938 г. в Сталино, Юрий Левитанский едет в Москву, где в 1939 г.
поступает в Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ).
С началом Отечественной войны поэт со второго курса института добровольцем уходит на фронт в звании рядового, становится лейтенантом, затем военным корреспондентом, начав печататься в 1943 г. во фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанский участвовал в боевых действиях в Маньчжурии.
За время воинской службы был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией», двумя медалями Монголии. Демобилизовался из армии в 1947 г.
Первый сборник стихов «Солдатская дорога» вышел в 1948 г. в Иркутске.
Затем появились сборники «Встреча с Москвой» (1949), «Самое дорогое» (1951), «Секретная фамилия» (1954) и др.
В 1955—1957 годах Левитанский учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С 1957 года член Союза писателей.В 1963 г. он публикует сборник стихов «Земное небо», сделавший автора известным. Левитанский переезжает в Москву.
Одно из первых публичных выступлений Юрия Левитанского перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1961 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.
Кроме стихов поэт занимается переводами, пародиями — в ежегоднике «День поэзии» за 1963 год опубликована подборка его пародий на известных советских поэтов Леонида Мартынова, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину, Михаила Светлова и других.
В подборке все пародии написаны на сюжет известной детской считалочки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» (автор Ф. Миллер, 1851).
В предисловии к этим пародиям Левитанский писал:
В меру своих сил стараясь переделать важные сочиненья своих товарищей забавно, я стремился схватить особенности их интонации, лексики, творческой манеры, стиля. Все пародии написаны на тему широко известной печальной истории о зайчике, который вышел погулять.
В 1970 году у Левитанского вышел сборник стихотворений «Кинематограф»; в 1975 — «Воспоминания о Красном снеге»; в 1980 — «Два времени»; в 1980 — «Сон о дороге»; в 1991 — «Белые стихи».
Левитанский — поэт интеллектуального склада, свои мысли и наблюдения он передаёт в стихах, как бы сохраняя определённую дистанцию. Стихи сравнительно пространны, он любит повторять и варьировать формулировки, обнаруживает владение техникой стиха, не впадая в экстравагантность.
— Казак В.: Лексикон русской литературы XX века
В 1978 году вышла книга пародий «Сюжет с вариантами», в которой была повторена публикация 1963 года.
Некоторые стихи Левитанского были положены на музыку и исполнялись популярными бардами (Берковским, Никитиным, братьями Мищуками). Группа СВ в 1984 году выпустила альбом «Московское время», в котором звучат несколько песен на стихи Левитанского. Песни на стихи Юрия Левитанского звучат в кинофильмах «Москва слезам не верит», «Рыцарский роман», «Солнечный удар».
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
В 1995 году на церемонии вручения Государственной премии Левитанский обратился к Президенту России Ельцину с призывом прекратить войну в Чечне.
Юрий Левитанский скончался 25 января 1996 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
25 сентября 2013 года установлена мемориальная доска в Донецке.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage4536/biography
Юрий Левитанский
Почти у каждого большого поэта есть стихи, являющиеся его как бы «визитной карточкой».Ну, например, «Белеет парус одинокий» или «Не жалею, не зову, не плачу»… Вот с таких стихов и начнем:
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
–
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже – как умею. Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Что для меня главное в поэзии Левитанского? Вот поэзия Кирсанова – это бьющее в глаза мастерство. Багрицкий – это клокотание эмоций.
А Левитанский? Мастерство, конечно, имеется. Но мастерство как бы спрятанное, не выпирающее из стиха. Эмоциональность? 70-е годы прошлого столетия приучили нас к некоей закрытости.
Эмоциональность стиха Левитанского приглушена, окрашена легкой грустью и легкой иронией по отношению к себе и к окружающей жизни. «Грустный Пьеро» – так называли его друзья.
Мне кажется, именно эти его черты и пришлись нам по душе в те времена..
А теперь все по порядку.
Юрий Давидович Левитанский родился в 1922 году в Козельце. Кто знает, где это? А это на Черниговщине. Потом… потом пермена мест, и большая часть детства прошла в Юзовке (Сталино, нынче Донецк).
Да и не в самом городе, а на руднике, где было всего-то два десятка глинобитных домов. Школа, стихи… Да собственно, что об этом рассказывать? В одном из очерков я вам рассказывал биографию Б.Слуцкого – ну, так все один в один.
Москва, ИФЛИ, а потом война, доброволец…
И вот тут-то начинаются существенные расхождения. Левитанский на три года моложе Слуцкого. Тот начал войну уже офицером, а Левитанский, студент второго курса, – рядовой, второй номер пулеметного расчета. Поэтому, конечно, никакой блистательной военной карьеры. Войну закончил лейтенантом.
Второй номер – вы, может быть, помните разницу между первым и вторым номером пулемётного расчета по фильму «Два бойца». Первый номер – это Аркадий Дзюбин (Бернес). А второй Саша Свинцов, он же – Саша с Уралмаша (Андреев), он поздоровее, вот он и должен таскать пулемет , а у первого номера руки не должны дрожать от переноски тяжестей.
Вот и представьте второго номера пулеметного расчета поэта Юрия Левитанского и первого номера этого же расчета, тоже поэта, тоже ИФЛИйца, Семена Гудзенко. Ну вот. И первые бои под Москвой на Волоколамском шоссе. Это где-то там родилась легенда о 28 панфиловцах. И была еще нашумевшая, а ныне забытая, книга: Александр Бек «Волоколамское шоссе».
Война в стихах Левитанского – это особый разговор. Мы к нему еще вернемся. А вот стихи Семена Гудзенко:
Когда на смерть идут — поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И значит — смерть проходит мимо.
И я вжимаюсь в стылый лед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год —
и, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв —и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий. А потом
мы пили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь чужую.
(1942)
Такой войны русская поэзия еще не знала. Эти стихи я попрошу вас вспомнить через некоторое время.
А потом было много чего: Синявинские болота , Бухарест и Прага, а потом еще война с Японией. Демобилизовался Левитанский только в 1947 году в Иркутске, где тогда стояла их часть. Там же, в Иркутске, начал работать зав. литературной частью местного театра. В Иркутске вышли два его первых поэтических сборника.
В ожидании дел невиданных
из чужой страны,
в сапогах, под Берлином выданных,
я пришел с войны….
…Пыль очищена, грязь соскоблена,
и —конец войне.
Ничего у меня не скоплено,
все мое — на мне…
…Но шинелка на мне починена,
нигде ни пятна.
Ребятишки глядят почтительно
на мои ордена….
…Ходят ходики полусонные,
и стоят у стены
сапоги мои,
привезенные
из чужой страны.
Дальнейшая биография Юрия Левитанского : 1955 г. – Москва, Высшие литературные курсы; 1957 г. – Союз писателей. Где-то в это время происходит и первое публичное выступление Левитанского – Харьков, Центральный лекторий.
Это выступление организовал Л.Я. Лифшиц. (Помните? Он же организовал тогда и первое выступлени Б. Слуцкого.
) Вот Лифшиц одним из первых сумел разглядеть в этом человеке выдающегося поэта, поскольку, надо прямо сказать, что в это время стихи Левитанского ничем не выделялись, так сказать, из ряда. Вообще, Левитанский – поэт поздний. Обычно говорят, что поэзия – удел молодых.
Так это чаще всего и бывает. А вот настоящий Левитанский начинается где-то на уровне 70-х годов.Мне представляется, что этому должно было предшествовать внутреннее освобождение.
Левитанский говорил: “Мое поколение, как ни горько это сознавать, было поколением фанатиков, ограниченно знавших о том, что происходит.”
Вот от этого и предстояло освобождаться. Иногда с грустью:
Хочу опять туда, в года неведенья,
где так малы и так наивны сведенья
о небе, о земле…
Да, в тех годах
преобладает вера,
да, слепая,
но как приятно вспомнить, засыпая,
что держится земля на трёх китах,
и просыпаясь –
да, на трёх китах
надежно и устойчиво покоится,
и ни о чём не надо беспокоиться…
А когда это чувство внутренней свободы пришло, любители поэзии ахнули: – «Какой мудрец! Какой добрый грустный мудрец! Да как же мы его раньше не замечали? И при этом не мудрец из заоблачных высей, а наш, просто умный добрый человек из соседнего двора».
Помните у Слуцкого? – «Я говорил от имени России…» Вот этого вы у Левитанского не найдете. В соответствии с его поздними взглядами судьба народа определяется в очень малой степени генеральными секретарями, президентами и политиками. Это так – рябь на воде.
Всё определяет смена поколений, ибо политики являются только зеркалом существующего поколения, и должно еще смениться, по крайней мере, десяток поколений прежде, чем Россия станет похожей на остальные европейские государства. Это не значит, что поэт должен быть вне политики. Если считаешь что-то правильным сегодня – сделай это.
Просят подписать письмо в защиту каких-нибудь диссидентов? Сделай это! Ведь ты же свободный человек.
Я медленно учился жить.
Ученье трудно мне давалось.
К тому же часто удавалось
урок на после отложить…
…Я невнимателен бывал —
то забывал семь раз отмерить,
то забывал слезам не верить,
урок мне данный забывал.
И все же я учился жить.
Отличник — нет, не получился.
Зато терпенью научился,
уменью жить и не тужить…
А можно-ли вообще этому научиться?
Если бы я мог начать сначала бренное свое существованье, я бы прожил жизнь свою не так — прожил бы я жизнь мою иначе. Я не стал бы делать то и то. Я сумел бы сделать то и это. Не туда пошел бы, а туда. С теми бы поехал, а не с теми.
Зная точно что и почему, я бы все иною меркой мерил…. …И в конце повторного пути, у того последнего причала, я сказал бы — господи, прости, дай начать мне, господи, сначала!…
Б. Слуцкий и в жизни, и в стихах оставался комиссаром.
В поэзии Левитанского политике нет места. Для него главное – человек и поэзия.
Вот ответная речь Левитанского в момент присуждения ему Государственной премии России по литературе (1995 г):
Уважаемый господин Президент!
Уважаемые дамы и господа!
Давно было кем-то замечено, что граждане наши, как бы не очень-то дорожа вообще наградами, весьма, между тем, обижаются, когда их не получают.
Я принадлежу к тем, кто не получал, но и не обижался.
Как известно, лучшие наши поэты, если им посчастливилось и их не убила Система, ушли из жизни, наград в своем Отечестве не удостоившись. Остаться в живых, да еще время от времени издаваться – это уже и было для них настоящей наградой….
…Я сердечно признателен моим коллегам и всем тем, кто счёл меня достойным этой сегодняшней награды и отдал свои голоса за меня, за мою работу.
Наверное, я должен бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, тут дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова её, дела и поступки сегодня я разделяю.
Особенно всё то, что связано с войною в Чечне: мысль о том, что опять людей убивают как бы с моего молчаливого согласия – эта мысль для меня воистину невыносима…
Я понимаю, что несколько испортил нынешний праздник, но если бы я этого не сказал, не сказал того, что думаю и чувствую, я не был бы достоин высокой литературной премии России.
Литература России – одна из самых нетленных, непреходящих ценностей её и богатств. Быть к ней причастным, а тем паче отмеченным столь высокой наградой — честь для меня большая.
Спасибо.”
«Литература России – одна из непреходящих ее ценностей…»
Д.Самойлову:
Мундиры, ментики, нашивки, эполеты.
А век так короток — господь не приведи.
Мальчишки, умницы, российские поэты,
провидцы в двадцать и пророки к тридцати….
….Как первый гром над поредевшими лесами,
как элегическая майская гроза,
звенят над нашими с тобою голосами
почти мальчишеские эти голоса….
….Не долгожители, не баловни фортуны —
провидцы смолоду, пророки искони…
Мы всё их старше, а они всё так же юны,
и нету судей у нас выше, чем они.
Вот оно, трепетное отношение к русской поэзии!
Вы уже, наверное, обратили внимание, насколько свободен стих Левитанского. Но это свобода кажущаяся. Вот, например, возьмем строку«…и нету сУдей у нас выше, чем они» и попробуем произнести ее иначе. Например, так: «…и нет судЕй у нас ПРЕвыше, чем они».
Вроде бы смысл и размер сохранен (бог с ним, с ударением в слове «судей», может, можно и так, и так). Но проследите за интонацией . Произнося «… и нету сУдей у нас…», вы принуждены, выдыхая, к концу понижать голос и, дойдя до слова «выше», вы делаете вдох, и слово «выше» произносится в полный голос с повышенной интонацией.
Вот в этом все и дело: смысл строки скоординирован с музыкой голоса.
Да, о поэзии… Все мы в детстве рифмовали «пуля и дуля», «Наташка-какашка», а некоторые из нас, поднатужившись, могли изредка написать поздравительный стишок ко дню рождения друга. И все мы понимали, что к настоящей поэзии это имеет довольно слабое отношение.
Что такое «настоящий поэт» для нас, простых смертных, во многом остается загадкой. Ведь для них сочинение стихов это МИССИЯ, СЛУЖЕНИЕ (чему?) и «поэт в России больше, чем поэт» (Евтушенко). Ну, ладно, согласимся, что поэтический « ДАР, что был не зван, не прошен…
» (Чичибабин) – это что-то непонятное и стихи у ПОЭТА рождаются сами собой. Ну, вот так:
…И мысли в голове волнуются в отваге.
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…
Минута — и стихи свободно потекут…» (А.С. Пушкин)
Это потом можно быть от себя в восторге: «Я прочел это вслух, один, и бил в ладоши и кричал: ай да Пушкин! Ай да сукин сын! (Из письма Вяземскому).
А если – нет? Ну вот сейчас нет! Если это ДАР, то его, как подарили, так могут и забрать. Вот у Леонида Мартынова:
…С утра болела голова,
а хуже то, что надоела
привычная игра в слова,
а я не знал другого дела…
А вот что у Левитанского (без купюр):
Я выдохся. Кончился. Всё. Ни строки.
И так я, и этак — и всё не с руки.
Река замерзает, и ветер с реки.
Пора ледостава, и время бесптичья.
И в голову лезут одни пустяки.
Одни пустяки начинают меня
тревожить —
ну, скажем, вопросы величья,
забвенья и славы,
наличья врагов,
а то — еще лучше —
вопросы наличья
долгов перед кем-то и просто долгов,
а то еще — тоже —
вопрос безразличья
влиятельных критиков,
узких кругов,
от коих зависят вопросы величья,
а также вопросы наличья долгов.
Вот ход моих мыслей. Примерно таков.
Я выдохся. Кончился.
До неприличья,
до ужаса даже — пуста голова.
С трудом вспоминаю простые слова.
Совсем задыхаюсь от косноязычья.
Но после бессонницы ночь напролет,
когда уже, в лестничный глядя пролет,
решаю —
а что, если вниз головой? —
внезапно я звук различаю живой,
шуршанье и клекот,
как будто бы птичья
гортань прочищается. Тронулся лед!
И что-то случилось. Почти ничего.
Всего только дрогнули чаши весов.
И ключ повернулся. И щелкнул засов.
Но это,
возникнув бог весть из чего,
моих журавлей предвещало прилет.
(Вот тут и поди разберись, отчего,
откуда все это начало берет!)
Но клекот, шуршанье, и сдавленный зов,
Источник: https://www.chayka.org/node/8419