Краткая биография лукиан

Лукиан : краткая биография

Лукиан (по месту рождения, сирийскому городу, Самосаты его называют Самосатским) – известнейший греческий писатель-сатирик, оратор. Даты его рождения в разных источниках разнятся, называются приблизительно 120 и 125 гг.

Известно, что отцом его был небогатый мелкий ремесленник, а сам Лукиан сначала хотел быть скульптором, но быстро бросил обучение этому ремеслу, стал изучать риторику и философию, получил не только общее, но и риторическое образование.

Греческий язык Лукиан благодаря огромному старанию изучил в совершенстве.

Он был софистом, причем в т.н. второй софистике Лукиан стал одним из крупнейших представителей. Много времени проводил путешествиях, был во многих местностях Малой Азии, побывал в таких странах, как Греция, Галлия, Италия, Македония.

Во всех главных центрах риторики – Риме, Афинах, Эфесе, Смирне, Антиохии – по торжественным поводам он произносил речи, которые считались образцовыми. Больше всего времени этот странствующий ритор провел в Массилии. Он стал прославленным оратором и достаточно обеспеченным человеком.

Обратите внимание

Первые литературные сочинения проникнуты риторическим духом, но уже в софистических декламациях того периода («Похвала мухе», «Тираноубийца», «Сон» и др.) проявляются задатки Лукиана-сатирика.

Проведя немного времени на Востоке, Лукиан с 165 г. селится в Афинах, где изучает право и более глубоко – философию.

Он видит противоречивость различных философских учений, и следствием этого становится отсутствие пристрастий к какой-либо одной из школ и дух критицизма, скепсис, отрицание догматизма в любом его виде.

В то же время более других его интересовала философия киников, позднее – Эпикура. Риторика и грамматика его разочаровывают и более того – становятся объектом сатирических выпадов.

Период жизни с 165 по 180 гг. стал для Лукиана творческим расцветом, появлением лучших произведений.

До наших дней сохранилось (не в оригинальном виде) около 80 сочинений, приписываемых этому автору, но ученые отказывают в подлинности около 30 из них.

Лукиан писал разножанровые произведения: рассказы, пародии, биографии, памфлеты, эпиграммы; его даже нередко считают предтечей научной фантастики (в романах «Икароменипп» и «Икароменипп, или Заоблачный полет» герои попадают на Луну).

Однако его излюбленным жанром был сатирический диалог, в котором Лукиан предстает не только остроумным и бесстрашным обличителем, но и автором, умеющим талантливо, метко, тонко использовать богатство языка для выражения идей.

Важно

Мощь социальной сатиры и антирелигиозный ее пафос были причиной того, что как литератора Лукиана не слишком жаловали его современники. Однако в творчестве поздних авторов, например, Томаса Мора, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, Дж. Свифт и др.

, отчетливо слышны влияние и отголоски его сатиры.

Последний период жизненного пути Лукиана связан с Египтом: в этой стране по приглашению император Комодда он работал начальником канцелярии, был прокуратором. Там же он и скончался примерно в 190 г.

Биография из Википедии

Лукиа́н из Самоса́ты (др.-греч. Λουκιανὸς ὁ Σαμοσατεύς, лат. Lucianus Samosatensis), также Лукиа́н Самоса́тский (около 120 — после 180 гг. н. э.) — древнегреческий писатель.

В сатирических сочинениях Лукиан высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества.

Кроме того, его сочинение «Правдивая история», описывающее, в частности, путешествие на Луну и Венеру, оказало влияние на становление научной фантастики.

Биография Лукиана восстанавливается прежде всего на основании его собственных произведений (прежде всего, «Сновидение, или жизнь Лукиана» и «Дважды обвинённый, или Судебное разбирательство»), хотя сведения о нём есть в византийской энциклопедии «Суда» и у некоторых христианских авторов. Автобиографичность по крайней мере «Сновидения» обычно признаётся.

По наиболее распространённой версии, Лукиан родился около 120 или 125 года н. э., хотя «Суда» относит его рождение к правлению императора Траяна (98—117 годы). Местом его рождения был город Самосата в римской провинции Сирия, который ранее был столицей Коммагены. Сам Лукиан называл себя сирийцем (ассирийцем), однако о его семитских корнях нельзя сказать ничего определённого.

Родным языком писателя, вероятно, был арамейский.

Лукиан Самосатский прозван богохульником и злословцем за то, что в его диалогах содержатся насмешки над божественным. Жил он при императоре Траяне и его преемниках. Сначала Лукиан был адвокатом в сирийском городе Антиохия, но, не добившись успеха на этом поприще, обратился к ремеслу логографа. Написано им без числа.

Говорят, что умер он, растерзанный собаками, ибо боролся против истины. И в самом деле, в «Жизнеописании Перегрина» он нападает на христианство и надругается, нечестивец, над самим Христом. За эти бешеные выпады было ему уготовано достойное наказание в этом мире, а в будущем вместе с Сатаной он получит в удел вечный огонь.

Его отцом, вероятно, был бедный ремесленник, который не смог обеспечить сыну традиционное школьное образование, и отдал мальчика в подмастерья его дяде-скульптору. Впрочем, после того, как Лукиан случайно разбил каменную плиту, его обучение ремеслу прекратилось.

Совет

В сочинении «Дважды обвинённый» Лукиан указывает, что он обучился древнегреческому языку и мастерству риторики, странствуя по Ионии. Вскоре он стал странствующим ритором, и до сорока лет путешествовал по Греции, Македонии, Италии, Галлии и Сирии. Незадолго до этого (или, возможно, позднее) он некоторое время был адвокатом в Антиохии.

По собственному признанию, в возрасте сорока лет он внезапно почувствовал отвращение к занятиям риторикой и обратился к философии. Вскоре Лукиан получил некий пост в провинциальной администрации Египта, который различными исследователями характеризуется и как незначительный, и как крупный.

Поскольку последние произведения Лукиана вновь носят строго риторический характер, иногда предполагается возврат в конце жизни к профессии ритора (альтернативное объяснение — развлечение императорского чиновника). Известно, что у писателя было немало друзей среди философов; наиболее известен из них Цельс.

Умер Лукиан после 180 года: умершего в этом году Марка Аврелия в произведении «Александр, или Лжепророк» он называет божественным. По свидетельству «Суды», Лукиан умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины» (то есть христианства). Повод к легенде, видимо, дал сам Лукиан, пошутив однажды, что киники едва не растерзали его, как собаки Актеона («О смерти Перегрина»).

Творчество

Творчество Лукиана обширно: оно включает философские диалоги, сатиры, биографии и романы приключений и путешествий (часто откровенно пародийные), имеющие отношение к предыстории научной фантастики. Всего Лукиану приписывается 82, 84 или 85 произведений различных жанров.

Некоторые из них порой причисляются к подложным: таковы, в частности, эпиграммы и стихотворные пародии на греческие трагедии. Впрочем, «Трагоподагра» и некоторые элегии иногда считаются подлинными. Э. М.

Хармон, переводчик Лукиана в серии Loeb Classical Library, называет в числе наверняка не-Лукиановых произведений работы «Гальциона», «Нерон», «Друг отечества» и «Об астрологии», а также выделяет целый ряд произведений, в которых авторство Лукиана вызывает сомнения. С. К.

Апт полагает, что Лукиану, помимо стихотворных произведений, не принадлежат диалог «Две любви», трактат «Об астрологии», диалог «Харидем, или О красоте», диалог «Киник», «Похвала Демосфену», диалог «Гальциона, или О превращении», трактат «Долговечные», диалог «О парасите, или о том, что параситизм — искусство», трактат «О сирийской богине» и диалог «Патриот, или слушающий поучения». А. И. Зайцев считает однозначно подложными сочинения «Две любви», «Харидем», «Гальциона», «Долговечные», «Нерон», «Друг отечества», «Быстроног» и признаёт существование ряда произведений, авторство которых установить затруднительно.

В первых своих сочинениях Лукиан отдаёт дань риторике («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике и грамматике и заостряет против них свою сатиру («Лексифан», «Лжец», «Учитель риторики» и другие).

Читайте также:  Сочинения об авторе бичер-стоу

Впоследствии он обращается к изучению философии, но сначала не становится сторонником какой-либо философской школы и одинаково высмеивает в своих произведениях философов различных направлений.

Одно время он увлекался кинической философией, позднее отдаёт предпочтение философии Эпикура. Лукиан осмеивает в своей острой сатире как отживающее язычество, так и устанавливающееся христианство.

Обратите внимание

Наиболее яркими произведениями Лукиана, в которых он смеется над богами Олимпа, являются его «Разговоры богов», «Морские разговоры» и «Разговоры в царстве мертвых». Везде Лукиан смеется над мифологическими образами.

Лукиана часто называют «первым писателем-фантастом» в истории, имея в виду его «фантастические» романы — «Икароменипп» (др.-греч. Ἰκαρομένιππος) (ок. 161; рус.

1935 — «Икароменипп, или Заоблачный полет»), давший название литературоведческому термину «мениппеи», и «Правдивая история» (др.-греч. Ἀληθών Διηγημάτων) (ок. 170; рус. 1935).

В первой книге герой совершает космический полет на Луну с помощью крыльев (и с единственной целью — взглянуть на земные дела «с высоты»), после чего посещает Олимп; во второй, претендующей на титул «первого научно-фантастического романа в истории», — путешественники-мореплаватели также унесены на Луну (штормовым вихрем), встречают там множество экзотических форм внеземной жизни, активно вторгаются в местную «политику» и даже участвуют в «звёздных войнах» за планету Венера.

Важнейшая особенность стиля Лукиана — его стремление писать на устаревшем аттическом диалекте, который считался классическим для греческой литературы.

Долго приписываемое Лукиану произведение «Лукий, или Осёл», на основе которого Апулей позднее создал своего «Золотого осла», в настоящее время считается написанным другим автором, возможно, в подражание самому Лукиану, однако с нехарактерной для него стилистикой.

Влияние

Лукиан не оказал большого влияния на современников. Письма Алкифрона (возможно, младшего современника писателя) находятся под влиянием «Разговоров гетер». Позднеантичный писатель Аристенет был хорошо знаком с творчеством Лукиана, но вплоть до начала X века его редко упоминают.

Однако начиная с Льва Философа пробуждается большой интерес к нему в Византии; примерно в XI веке, вероятно, был создан трактат «Патриот, или Слушающий поучения» («др.-греч. Φιλόπατρις ή Διδασκόμενος») — искусное подражание Лукиану.

Читал Лукиана патриарх Фотий, а Арефа Кесарийский составлял комментарии к его сочинениям.

Важно

Сатирические произведения Лукиана с их резкими нападками на религиозную ортодоксию и власть оказали большое влияние на поздних авторов, среди которых выделяются Ульрих фон Гуттен, Томас Мор (переводчик многих сочинений Лукиана на английский язык), Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт.

В сатирических диалогах Ульриха фон Гуттена, особенно в диалоге «Вадиск, или Римская троица», несомненно чувствуется отзвук сатирических диалогов Лукиана, также и в сатире Эразма Роттердамского «Похвала глупости». «Утопия» Мора объединяет два типично лукиановых мотива — сатирический диалог и увлекательное путешествие.

В фантастике романов Рабле можно даже найти прямые параллели к «Правдивым историям» Лукиана. Они же стали прообразом «Путешествия Гулливера» Свифта.

Благодаря переводам Лукиана на более известный в Европе латинский язык, а позднее — и на новые языки (в частности, на английский, немецкий и французский), с творчеством Лукиана познакомились повсеместно.

На русский язык фрагменты Лукиана впервые перевёл М. В. Ломоносов: это был диалог Александра Македонского и Ганнибала в «Разговорах в царстве мёртвых».

Сочинения Лукиана нередко подвергались критике в Византии, а в XVI веке в Европе попали в Индекс запрещённых книг.

Память

В 1973 г. Международный астрономический союз присвоил имя Лукиана кратеру на видимой стороне Луны.

Сочинения

Издания

Изд. Sommerbrodt, Berlin (Wiedmann). Полный перев. на франц. яз.: Eugène Talbot, I—II, P.-Hachette, 1882.

  • В «Loeb Classical Library» сочинения изданы в 8 томах (№ 14, 54, 130, 162, 302, 430, 431, 432).
    • Vol. I
    • Vol. II
    • Vol. III
    • Vol. IV
    • Vol. V
    • Vol. VI
    • Vol. VII
  • В «Collection Budé» начато издание (опубликовано 4 тома, сочинения № 1-29)

Русские переводы

  • Икароменипп или Заоблачный. / Пер. М. Лисицына // Филологические записки. Воронеж, 1874. 23 стр.
  • Разговоры Лукиана Самосатского. / Пер. И. Сидоровского и М. Пахомова. СПб., 1775—1784. Ч. 1. 1775. 282 стр. Ч. 2. 1776. 309 стр. Ч. 3. 1784. С. 395—645.
  • Собор богов. Продажа жизней с аукциона. Рыбак, или Воскресшие. / Пер. М. Лисицына // Филологические записки. Воронеж, 1876. 30 стр.
  • Сочинения Лукиана Самосатского. Разговоры богов и разговоры мертвых. / Пер. Е. Шниткинда. Киев, 1886. 143 стр.
  • Лукиан. Сочинения. Вып. 1-3. / Пер. В. Алексеева. СПб., 1889—1891.
  • Истинное происшествие. / Пер. Э. Фехнер. Ревель, 1896. 54 стр.
  • Человеконенавистник. / Пер. П. Руцкого. Рига, 1901. 33 стр.
  • Избранные сочинения. / Пер. и примеч. А. И. Манна. СПб., 1906. 134 стр.
  • Как надо писать историю? / Пер. А. Мартова. Нежин, 1907. 25 стр.
  • Избранные сочинения. / Пер. Н. Д. Чечулина. СПб., 1909. 166 стр.
  • О смерти Перегрина. / Пер. под ред. А. П. Касторского. Казань, 1916. 22 стр.
  • Диалоги гетер. / Пер. А. Шика. М., 1918. 72 стр.
  • Лукиан. Сочинения. / Пер. чл. Студенч. об-ва классич. филологии. Под ред. Ф. Зелинского и Б. Богаевского. Т. 1-2. М.: Сабашниковы. 1915—1920.
    • Т. 1. Биография. Религия. 1915. LXIV, 320 стр.
    • Т. 2. Философия. 1920. 313 стр.
  • Лукиан. Собрание сочинений. В 2 т. / Под ред. Б. Л. Богаевского. (Серия «Античная литература»). М.-Л.: Academia. 1935. 5300 экз. Т. 1. XXXVII, 738 стр. Т. 2. 789 стр.
  • Избранные атеистические произведения. / Ред. и ст. А. П. Каждана. (Серия «Научно-атеистическая библиотека»). М.: Изд-во АН. 1955. 337 стр. 10000 экз.
  • Избранное. / Пер. И. Нахова, Ю. Шульца. М.: ГИХЛ. 1962. 515 стр. 30000 экз. (впервые включает перевод эпиграмм Лукиана)
  • Лукиан. Избранное. / Сост. и пред. И. Нахова, комм. И. Нахова и Ю. Шульца. (Серия «Библиотека античной литературы. Греция»). М.: Худож. лит. 1987. 624 стр. 100000 экз.
  • Лукиан —. Избранная проза: Пер. с древнегреч. / Сост., вступ. ст., коммент. И. Нахова. — Москва: «Правда», 1991. — 720 с. — 20 000 экз.
  • Лукиан. Сочинения. В двух томах / под общ. ред. А. И. Зайцева. — [На основе издания 1935 года]. — СПб.: Алетейя, 2001. — («Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). — 2000 экз. Т. 1. VIII+472 стр. Т. 2. 544 стр. (полное собрание сочинений)

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/lukian

ЛУКИАН

ЛУКИАН (Λουϰιανός) – древнегреческий пи­са­тель.

Сын бед­но­го ре­мес­лен­ни­ка-си­рий­ца. Под­роб­но­сти био­гра­фии Лукиана из­вест­ны из его со­чи­не­ний: ро­ди­те­ли от­да­ли его на обу­че­ние к дя­де, скульп­то­ру-кам­не­тё­су, от ко­то­ро­го маль­чик бе­жал, что­бы стать ри­то­ром.

Изу­чив в Ио­нии греческий язык и ли­те­ра­ту­ру, Лукиан стал су­деб­ным ора­то­ром в Ан­ти­охии, за­тем примк­нул к наи­бо­лее по­пу­ляр­но­му то­гда на­прав­ле­нию ри­то­ри­ки – эпи­дейк­ти­че­ско­му, раз­ра­ба­ты­вав­ше­му тип тор­же­ст­вен­ных ре­чей-дек­ла­ма­ций. Вы­сту­пая с ре­ча­ми, Лукиан пу­те­ше­ст­во­вал по Ма­лой Азии, Гре­ции, Ита­лии и Гал­лии.

В 165 году по­се­лил­ся в Афи­нах. Раз­оча­ро­вав­шись в ри­то­ри­ке и вы­сме­яв её в сво­их са­ти­рах [«Лек­си­фан» («Λεξι- φάνης »), «Учи­тель крас­но­ре­чия» («‘Ρη – τόρων διδάσϰαλος») и др.], Лукиан об­ра­тил­ся к фи­ло­со­фии.

Совет

Не при­мы­кая к оп­ре­де­лён­ной шко­ле, из­ла­гал свои воз­зре­ния в ко­мических диа­ло­гах: ув­ле­че­ние Пла­то­ном по­сле встре­чи с пла­то­ни­ком Ниг­рином [«Ни­г­рин» («Νιγρῖνος»)] сме­ни­лось ув­ле­че­нием ки­ни­ка­ми [«Гер­мо­тим» («‘Ερμότι- μος»)], за­тем эпи­ку­ре­из­мом [«О смер­ти Пе­ре­гри­на» («Περὶ τῆς Περεγρίνου τε­λευτῆς»)].

Читайте также:  Сочинения об авторе казаков

Раз­оча­ро­вав­шись и в фи­ло­софии (его пам­фле­ты ста­ли вы­смеи­вать фи­ло­со­фов различных на­прав­ле­ний), Лукиан вер­нул­ся к со­чи­не­нию ри­то­рических дек­ла­ма­ций. Под ко­нец жиз­ни Лукиан по­лу­чил от императора Ком­мо­да по­чёт­ную долж­ность при римском на­ме­ст­ни­ке в Егип­те.

Об об­стоя­тель­ст­вах и да­те смер­ти Лукиан поч­ти ни­че­го не­ из­вест­но. По сви­де­тель­ст­ву сло­ва­ря Су­да, Лукиан умер, рас­тер­зан­ный со­ба­ка­ми, «за то, что ла­ял про­тив ис­ти­ны» (т. е. хри­сти­ан­ст­ва). На­ча­ло ле­ген­де, ви­ди­мо, по­ло­жил сам Лукиан, по­шу­тив, что ки­ни­ки ед­ва не рас­тер­за­ли его, как со­ба­ки Ак­те­о­на («О смер­ти Пе­ре­гри­на»).

Твор­че­ст­во Лукиана, пред­ста­ви­те­ля со­фис­ти­ки вто­рой, об­шир­но: ему при­пи­сы­ва­ют 82 со­чи­не­ния, боль­шин­ст­во из кото­рых не­воз­мож­но точ­но да­ти­ро­вать. С учё­том хро­но­ло­гии, жан­ра и те­ма­ти­ки про­из­веде­ния Лукиана раз­де­ля­ют на несколько групп: ран­ние ри­то­рические дек­ла­ма­ции [«Ти­ра­но­убий­ца» («Τυραννοϰτόνος ») и др.

]; дек­ла­ма­ции с уси­ле­ни­ем диа­ло­гического и по­ве­ст­во­ва­тель­но­го эле­мен­та [«Ток­са­рид» («Τό- ξαρις»), «Ана­хар­сис» («’Ανάχαρσις») и др.]; не­боль­шие ко­мические диа­ло­ги [«Мор­ские раз­го­во­ры» («’Ενάλιοι διάλογοι»), «Про­ме­тей» («Προμηϑεύς »), «Раз­го­во­ры ге­тер» («‘Εταιriϰοὶ διάλογοι ») и др.

]; бо­лее круп­ные диа­ло­ги фи­лософского и са­ти­рического со­дер­жа­ния [«Ме­нипп» («Μένιππος»), «Ха­рон» («Χάρων») и др.; цикл диа­ло­гов про­тив фи­ло­со­фов: «Про­да­жа жиз­ней» («Βίων πρᾶσις»), «Ры­бак» («‘Αλ- ιεύς»), «Пир» («Συμπόσιον») и др.

]; рас­су­ж­де­ния, ди­ат­ри­бы, пись­ма [«Как сле­ду­ет пи­сать ис­то­рию» («Πῶς δεῖ ἱσ- τορίαν συγγράφειν»), «Алек­сандр, или Лже­про­рок» («’Αλέξανδρος ἢ Ψευδόμαν- τις »)]; дек­ла­ма­ции по­след­них лет [«Дио­нис» («Διόνυσος »), «Ге­ракл» («‘Ηραϰ- λῆς ») и др.].

Твор­че­ст­ву Лукиана при­су­щи иро­ничная трак­тов­ка ма­те­риа­ла, эле­мен­ты со­ци­аль­ной са­ти­ры, стрем­ле­ние к жан­ро­вой но­виз­не. Ран­няя «По­хва­ла му­хе» («Μυίας ἐγϰώ- μιον »), дек­ла­ма­ция-па­ра­докс в честь ни­чтож­но­го пред­ме­та, – па­ро­дия на тра­диционный жанр эн­ко­мия.

Пре­об­ра­зо­вав фор­му диа­ло­га, со вре­мён Пла­то­на слу­жив­шую це­лям фи­ло­со­фии, Лукиан с по­мо­щью приё­мов ди­ат­ри­бы в ду­хе ки­ни­ка Ме­нип­па соз­дал но­вый жанр – са­ти­рический диа­лог. Са­ти­ра Лукиана бы­ла на­прав­ле­на про­тив боль­шин­ст­ва со­вре­мен­ных ему ин­тел­лек­ту­аль­ных те­че­ний.

Её пред­ме­том ста­ли и тра­диционная ми­фо­ло­гия, и ре­ли­гия [«Раз­го­во­ры бо­гов» («Θεῶν διάλογοι»), «Мор­ские раз­го­во­ры» и «Раз­го­во­ры в цар­ст­ве мёрт­вых»].

Главный ко­мический при­ём Лукиана – до­ве­де­ние до аб­сур­да ан­тро­по­морф­но­го прин­ци­па изо­бра­же­ния бо­гов: ми­фо­ло­гические си­туа­ции из­ла­га­ют­ся как бы­то­вые, а олим­пий­ские бо­ги пред­ста­ют в об­раз­ах обы­ва­те­лей.

Обратите внимание

Один из приё­мов ко­миз­ма – кон­тра­сты сти­ля: олим­пий­ские бо­ги го­во­рят то сни­жен­но-раз­го­вор­ным, то ора­тор­ски-на­пы­щен­ным язы­ком. Шут­ли­во-ра­цио­на­ли­стическая ин­тер­пре­та­ция ми­фов для Лукиана – сред­ст­во вы­смеи­ва­ния ри­то­рических приё­мов и фи­лософских ум­ст­во­ва­ний.

И на уров­не мо­ти­вов, и на уров­не сти­ля Лукиан уме­ло поль­зу­ет­ся литературными ал­лю­зия­ми: на Го­ме­ра и Фео­кри­та в «Мор­ских раз­го­во­рах», на новую ат­ти­че­скую ко­ме­дию в «Раз­го­во­рах ге­тер», на Го­ме­ра и Ари­сто­фа­на в «Раз­го­во­рах в цар­ст­ве мёрт­вых» («Νεϰριϰοὶ διάλογοι»).

Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью ря­да про­из­ве­де­ний Лукиана яв­ля­ет­ся фан­та­сти­ка. Ге­рой диа­ло­га «Ика­ро­ме­нипп» («’Ιϰαρομέ – νιππος », около 161), не най­дя ис­ти­ны у фи­ло­со­фов на Зем­ле, от­прав­ля­ет­ся ис­кать её на не­бе, по­доб­но Ика­ру, с по­мощью крыль­ев по­па­да­ет на Лу­ну, а за­тем ока­зы­ва­ет­ся в гос­тях у са­мо­го Зев­са.

Часть дей­ст­вия «Прав­ди­вой ис­то­рии» («’Αληϑῆ διηγήματα », около 170) – па­ро­дии на по­пу­ляр­ные во вре­ме­на Лукиана ро­ма­ны о пу­те­ше­ст­ви­ях в да­лё­кие стра­ны – так­же про­ис­хо­дит на Лу­не, ку­да под­нят ги­гант­ским смер­чем ко­рабль с пу­те­ше­ст­вен­ни­ка­ми, за­плыв­ший за Гер­ку­ле­со­вы стол­бы.

Мо­ре­пла­ва­те­ли ста­но­вят­ся уча­ст­ни­ка­ми войн ме­ж­ду жи­те­ля­ми Лу­ны и Солн­ца, вой­ска ко­то­рых со­сто­ят из эк­зо­тических су­ществ: трёх­го­ло­вые кор­шу­ны, «тра­во­кры­лы» с рас­те­ния­ми вме­сто опе­ре­ния, ги­гант­ские на­се­ко­мые (бло­хи ве­ли­чи­ной «в две­на­дцать сло­нов», пау­ки раз­ме­ром с ост­ров и т. п.).

К фан­та­стическому на­прав­ле­нию от­но­сят и юмо­ри­стическая по­весть «Лу­кий, или Осёл» («Λούϰιος ἢ &psili_and_oxia;ονος »), рас­ска­зы­ваю­щую о чу­дес­ном пре­вра­ще­нии мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в ос­ла (су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что имен­но Лукиану, а не Лу­кию Патр­ско­му, как счи­та­лось дол­гое вре­мя, при­над­ле­жит пер­вен­ст­во в раз­ра­бот­ке сю­же­та, ко­то­рый лёг в ос­но­ву ро­ма­на Апу­лея «Ме­та­мор­фо­зы»).

Род­ным язы­ком Лукиана счи­та­ет­ся ара­мей­ский, гре­че­ским он ов­ла­дел в шко­ле. При этом со­чи­не­ния Лукиана, при­вер­жен­ца ат­ти­киз­ма, от­ли­ча­ют­ся изя­ще­ст­вом и бо­гат­ст­вом лек­си­ки, про­зрач­но­стью син­так­си­са.

Про­из­ве­де­ния Лукиана ока­за­ли боль­шое влия­ние на твор­че­ст­во гу­ма­ни­стов и ли­те­ра­ту­ру эпо­хи Про­све­ще­ния. От­зву­ки его са­ти­ры слыш­ны в диа­ло­гах У. фон Гут­те­на, в «По­хва­ле глу­по­сти» Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го.

«Прав­ди­вая ис­то­рия» ста­ла про­об­ра­зом са­ти­рической фан­та­сти­ки у Ф. Раб­ле и Дж. Свиф­та.

Сочинения:

[Texts] with an English translation / Ed. A. M. Harmon, K. Kilburn, M. D. Macleod. L.; N. Y., 1913–1967. Vol. 1–8;

Из­бран­ная про­за / Сост., вступ. ста­тья и ком­мент. И. М. На­хо­ва. М., 1991;

A selection / Ed. N. Hop­kin­son. Camb., 2008.

Литература

  • Та­хо-Го­ди А.А. Не­ко­то­рые во­про­сы эс­те­ти­ки Лу­киа­на // Из ис­то­рии эс­те­ти­че­ской мыс­ли древ­но­сти и сред­не­ве­ко­вья. М., 1961
  • Betz H. Lukian von Samosata und das Neue Tes­tament. B., 1961
  • Anderson G. Lucian: theme and variation in the second sophistic. Lugduni Batavorum, 1976; idem. Studies in Lucian’s co­mic fiction. Lugduni Batavorum, 1976
  • Hall J. Lucian’s Satire. N. Y., 1981
  • Bompaire J. Lu­cien écrivain. Imitation et création. P., 2000

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/lukian_loukian_s

Скачать Лукиан Самосатский

 Подробности Категория: История философии, Античная Создано: 2011-01-01 Автор: kharasar Просмотров: 2503

Название: Сочинения. Том I

Автор: Лукиан Самосатский Серия: Античная библиотека

Лукиан Самосатский (125 – 180 гг.) родился в городе Самосате (Сирия), в семье ремесленника. Переселился в Грецию, изучил греческий язык, странствовал по разным городам и читал свои произведения перед широкой публикой, был преподавателем риторики в Афинах, в конце жизни служил судейским чиновником в Египте.

Лукиан из Самосаты (III в. н. э.) является одним из самых ярких греческих писателей поздней античности. Автор большого числа сочинений, из них сохранилось 84, написанных в самых различных жанрах (риторика, диалоги, сатира, пародии, рассказы, философские трактаты и т. д.).

Здесь и сатирический диалог, памфлет, пролалия (небольшая речь, которую риторы времен «Второй софистики» обычно предпосылали своему основному выступлению), контроверсия, эпиграмма, травестированная трагедия.

Важно

Оказал сильное вляние на литературу Византии и европейского гуманизма, обретя многочисленных подражателей (например, в лице Томаса Мора и Эразма Роттердамского, Фенелона и Вольтера).

Сочинения Лукиана, написанные изящным слогом в очень живой манере, до сих пор не утратили своей эстетической ценности. Кроме того, они являются прекрасным историческим источником для изучения различных аспектов жизни поздней античности. Специально для данного издания был сделан первый русский перевод сочинения Лукиана «Тираноубийца».

Издание содержит полный русский перевод прозаических и поэтических сочинений Лукиана и представляет интерес как для специалистов, так и для всех, кто интересуется культурой и историей античного мира.

СОДЕРЖАНИЕ

Памяти Александра Иосифовича Зайцева V А. И. Зайцев. Лукиан из Самосаты – древнегреческий интеллигент эпохи упадка 1 Фаларид. Перевод Н. П. Баранова 17 Лишенный наследства. Перевод И. П. Баранова 27 О янтаре, или О лебедях. Перевод К. М. Колобовой 40 Гармонид. Перевод И. П. Баранова 42 Похвала родине. Перевод И. П. Баранова 45 Сновидение, или Жизнь Лукиана. Перевод Э. В. Диль 48 О доме. Перевод И. П. Баранова 53 Зевксис, или Антиох. Перевод Н. П. Баранова 61 Скиф, или Друг на чужбине. Перевод Н. П. Баранова 66 Геродот, или Аэций. Перевод Р. В. Шмидт 71 Гиппий, или Бани. Перевод И. П. Баранова 74 Похвала мухе. Перевод К. М. Колобовой 78 В оправдание ошибки, допущенной в приветствии. Перевод И. П. Баранова 81 Прометей, или Кавказ. Перевод Б. В. Казанского 86 Разговоры богов. Перевод С. С. Сребрного 92 Морские разговоры. Перевод С. С. Лукьянова 122 Диалоги гетер. Перевод Б. В. Казанского 136 Нигрин. Перевод С. В. Меликовой-Толстой 160 Изображения. Перевод И. П. Баранова 171 В защиту «Избражений». Перевод И. П. Баранова 180 Токсарид, или Дружба. Перевод Д. И. Сергеевского 190 Анахарсис, или Об упражнении тела. Перевод Д. Н. Сергеевского 214 Паразит, или О том, что жизнь за чужой счет есть искусство. Перевод Н. П. Баранова 229 Учитель красноречия. Перевод И. П. Баранова 248 Гермотим, или О выборе философии. Перевод И. П. Баранова 258 Зевс уличаемый. Перевод С. Э. Радлова 295 Зевс трагический. Перевод С. Э. Радлова 301 Собрание богов. Перевод С. Э. Радлова 318 Менипп, или Путешествие в подземное царство. Перевод С. С. Лукьянова 323 Икароменипп, или Заоблачный полет. Перевод С. С. Лукьянова 332 Переправа, или Тиран. Перевод И. П. Мурзина 346 Харон, или Наблюдатели. Перевод Н. П. Баранова 357 Разговоры в царстве мертвых. Перевод С. С. Сребрного 369 Сатурналии. Перевод И. П. Баранова 405 Кроно-Солон. Перевод И. П. Баранова 409 Переписка с Кроном. Перевод И. П. Баранова 413 Сновидение, или Петух. Перевод И. П. Баранова 421 Киник. Перевод И. П. Баранова 437

Читайте также:  Краткая биография войнич

Источник: https://Platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_antichnaja/lukian_samosatskij_sochinenija_tom_i_antichnaja_biblioteka/7-1-0-1532

Краткая биография – ЛУКИАН (ок. 125 – ок. 190). Эпиграммы

октября 26, 2015 | Опубликовано: Ситуации

Лукиан Самосатский, выдающийся греческий писатель-сатирик, родился в Сирии около 125 г. в семье мелкого ремесленника. Изучив греческий язык, он обучался риторике и другим наукам; был скитающимся софистом.

В качестве странствующего ритора, Лукиан исходил Малую Азию, Грецию, Македонию, Италию и Галлию, произнося речи на торжественные случаи, чаще всего в Олимпии. К этому периоду относятся его софистические декламации «Похвала мухе», «Спор букв» и др., в которых, уже чувствуется сатирический талант автора.

Вскоре Лукиан увлекается философией.

С 165 г. он поселяется в Афинах. В 165—180 гг. в Афинах Лукиан создал свои лучшие произведения. Основной жанр — сатирический диалог, написанный классически ясным языком, остроумный, пародирующий некоторые мифологические сюжеты, полемичный; речь персонажей изобилует шутками.

В наиболее зрелых сочинениях Лукиана можно заметить влияние идей демократической философии киников и популярных идей стоиков (так называемые менипповы диалоги — «Менипп», «Пир», «Разговоры богов»).

Антирелигиозность и социальная острота сатиры были причиной того, что в античном мире Лукиан был не слишком популярен.

До нас дошло 82 произведения Лукиана (сатирические диалоги, рассказы, памфлеты, пародии), из которых, однако, 30 не признаются подлинными. Первые его сочинения носят чисто софистический характер («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Похвала отечеству», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике.

Оставив риторику, Лукиан обращается к философии, но и здесь не может примкнуть ни к одной системе. Язык Лукиана отличается разнообразием гибкостью и тонкостью, полной приспособленностью к выражению и колкой иронии и злой насмешки.

Совет

В «Диалогах богов», «Хароне», «Мениппе» заметна тонкая насмешка над народной верой.

Более явная критика богов встречается в диалогах «Зевс тра-гед» и «Зевс уличаемый». В диалогах, посвященных философам последние изображены в виде настоящих карикатур.

В своих сатирических диалогах Лукиан серьезную диалектику умело оживил легким юмором комедии, высмеивая все слабости эпохи: суеверия, пара-зитирование богачей, ханжество философов, безвкусие грамматиков.

Основная черта его творчества — защита чистоты и красоты эллинизма от ханжей и полуварваров.

Враждебен христианству Лукиан был лишь потому, что смотрел на него как на одну из новых философских сект. Умер около 190 г. в Египте.

Вы прочитали материал на тему: Краткая биография – ЛУКИАН (ок. 125 – ок. 190)

Источник: http://www.cka3ku.com/kratkaya-biografiya-lukian-ok-125-ok-190/

Лукиан Самосатский – биография, список книг, отзывы читателей

Который раз убеждаюсь, что случайные знакомства с книгами гораздо интереснее, чем те, к которым ты готовишься, тщательно сортируя и отбирая, составляя при этом громадные списки. Примером такого знакомства и служит данная книга, от которой я не ожидал абсолютно ничего сверхъестественного, но к моей огромной радости, я ошибся.

Лукиан из Самосаты — древнеримский сатирик, человек огромнейшего ума и такой же огромнейшей широты души.

Не боясь непонимания и гонения со стороны общества, он смело выражал свои мысли, обличал все пороки того времени, которые, к слову, не сильно-то и отличаются от пороков нашего, так что каждое произведение писателя остаётся, и я уверен в том, что будет оставаться актуальным ещё многие-многие годы.

Обратите внимание

Творчество Лукиана отличается огромным разнообразием: тут есть произведения социального характера: “Сновидение, или Жизнь Лукиана”, Токсарид, или Дружба”, Гермотим, или О выборе философии”, есть так называемые “антижития”, где автор высмеивает все пороки какой-то личности, широко известной людям с их якобы наилучших сторон: “Неучу, который покупал много книг”, “Учитель красноречия”, в его библиографии присутствуют даже произведения, которые можно отнести к фантастике: “Икароменипп, или Заоблачный полет”, повествующий о путешествии на Луну, и “Лукий, или Осел”, рассказывающий о превращении человека в осла и его дальнейших приключениях.

Стиль автора показался мне нелёгким, но это связано с тем, что из всего сборника к художественной литературе можно отнести только парочку-другую рассказов, всё остальное представлено рассуждениями или же жанром, изобретённым самим Лукианом: сатирическими диалогами. Хотя все лукиановские рассуждения могут поначалу показаться скучными, но после того, как прочтешь хотя бы одно, ты начинаешь понимать всю прелесть этого живого потока размышлений, сдобренных общеизвестными примерами из древнегреческой мифологии или истории.

Отдельно хотелось бы отметить то, что Лукиан был атеистом, как бы забавно это не звучало, принимая в счёт то время, в которое он жил, с его политеизмом и чрезмерной набожностью большей части населения.

Однако в его творчестве широко представлена эта тема, выражена она в цикле так называемых “разговоров” богов, всех поголовно очеловеченных, с чем и связан весь их комизм.

Некоторые произведения Лукиана одними из первых были внесены в список запрещённых не кем иным, как Святой инквизицией, а это уже даёт гарантию качества, так сказать.

Великолепные рассказы, отнюдь не навязывающие свою собственную точку зрения, не говорящие, что плохо, а что хорошо, но приводящие разумные доводы к той или иной стороне проблемы, тем самым дающие выбор. А выбор — это наше всё, именно то, чего не хватало и не хватает всему человечеству на протяжении многих лет.

Источник: http://readly.ru/author/19175/

Ссылка на основную публикацию