Владимир Маканин
Владимир Маканин не видел своего будущего в математике, поэтому он поступил на курсы сценаристов и некоторое время работал во ВГИКе. Параллельно с работой он давал уроки в институте им. А.М.Горького.
Маканин Владимир Семенович родился 13 марта 1937 года в СССР.
Является русско-советским писателем, известным благодаря таким произведениям как «Прямая линия», «Безотцовщина», «Солдат и солдатка», «Ключарев и Алимушкин», «Река с быстрым течением», «Место под солнцем», «Отдушина» и многими другими. В 2008 году удостоился премии «Большая книга».
Владимир Маканин родился в провинциальном городке Оренбургской области, Орске. После окончания школы отправился в Москву, где стал студентом Московского государственного университета. Будущий писатель учился на математическом факультете. Некоторое время ему пришлось работать при лаборатории Военной академии им. Дзержинского.
Владимир Маканин не видел своего будущего в математике, поэтому он поступил на курсы сценаристов и некоторое время работал во ВГИКе. Параллельно с работой он давал уроки в институте
им. А.М.Горького.
В 1965 году Маканин издал свой первый труд. Им стала повесть «Прямая линия». Произведения со стойкостью выдержало критику, но не имело большого внимания у читателей. Маканин стал интересовать умы многих советских людей только с середины 1970-ых годов. На тот момент у него в багаже было около 30 изданных книг.
В своих произведениях Владимир Маканин часто затрагивает темы трудности жизни обычных людей, а его персонажами становились жители села и поселков. Часто его герои несут непонятные миссии, а между строк книги можно увидеть скрытый смысл.
В 1979 году выходит его рассказ «Ключарев и Алимушкин», а в 1980 году автор заставляет задуматься многих читателей над повестью «Антилидер».
Во многих своих рассказах Владимир Маканин привлекает внимание зрителя к душевным переживаниям героев. Он заставляет задуматься над жизненным пред
назначением человека, и порой часто переворачивает все устоявшиеся законы социума.
В 1982 году вышли в свет его рассказы «Голубое и красное» и «Голоса». В дальнейшем увидят свет такие его произведения как «Река с быстрым течением», «Человек свиты», «Предтеча», «Где сходилось небо с холмами», «Утрата», «Один и одна», «Отставший», «Сюжет усреднения», «Лаз».
В своих последних повестях и рассказах Владимир Маканин с «головой» окунулся в мир познания человеческой сущности. Сюжетные линии имеют множество направлений, а его сравнения порой заставляют задуматься даже самых вдумчивых и внимательных читателей.
Владимир Маканин привнес много нового в мир литературы. Его произведения постоянно переводятся на иностранные языки. В 2008 году он был удостоен премии «Большая книга», тем самым в очередной раз была признана его гениальность и писательский талант.
Источник: http://facecollection.ru/people/vladimir-makanin
Ответы на вопрос “9) Общий обзор творчества Владимира Маканина.” – Конспектов.Нет
МАКАНИН, ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ (р. 1937), русский советский писатель. Родился 13 марта 1937 в Орске.
Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского.
После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вел семинар прозы в Литературном институте им. А.М.Горького.
Первая повесть Маканина Прямая линия (1965) была положительно встречена критикой, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных представителей т.н. «поколения сорокалетних».
Прозаик не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем был человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. В отличие от героев Ю.
Трифонова и писателей-«деревенщиков», персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л.Аннинского, промежуточность героев определяла авторский «язык, отвечающий теме».
В этом смысле наиболее типичен герой повести Антилидер (1980) Толик Куренков. Владеющая им «сила усредненности» заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели.
«К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа Ключарев и Алимушкин (1979).
Однако Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще «зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну» (И.Роднянская).
Так, герой рассказа Голубое и красное (1982), «человек барака», сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования.
В повести Голоса (1982) Маканин изображает несколько ситуаций, в которых, «потеряв на миг равновесие, человек обнаруживался, выявлялся, очерчивался индивидуально, тут же и мигом выделяясь из массы, казалось бы, точно таких же, как он».
Для Игнатьева, героя рассказа Река с быстрым течением (1979), такой ситуацией становится смертельная болезнь жены; для мелкого служащего Родионцева из рассказа Человек свиты (1982) – недовольство начальницы; для экстрасенса Якушкина из повести Предтеча (1982) – собственный загадочный дар.
Об источнике своего дарования размышляет и композитор Башилов, главный герой повести Где сходилось небо с холмами (1984), который чувствует, что, воплотившись в нем как в профессиональном музыканте, песенный дар его родины иссяк.
Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» своих земляков.
Для трех повестей Маканина – Утрата, Один и одна, Отставший (все 1987) – характерен общий сюжетный принцип «наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий» (И.Соловьева). Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора.
Создание типажей и размышления о природе человеческой усредненности в рассказе Сюжет усреднения (1992) приводят писателя к выводу о том, что «растворение всякой индивидуальности в средней массе тем или иным способом – это даже не тема и не сюжет, это само наше бытие».
Такое понимание действительности позволяет Маканину смоделировать возможное развитие общественной ситуации в период разрушения жизненных устоев. Этой теме посвящена повесть Лаз (1991), действие которой происходит на фоне повседневного хаоса и жестокости. Персонажи повести, интеллектуалы, создают для себя под землей оазис нормальной жизни.
Главный герой время от времени проникает туда через узкий лаз, но не остается навсегда из-за больного сына, которому не по силам этот путь.
Исследование социальных типов, свойственное для творчества Маканина, ярко выражено в повести Стол, покрытый сукном и с графином посередине (1993), за создание которой прозаик получил Букеровскую премию.
Действующие лица этого произведения – «социально яростный», «секретарствующий», «молодой волк» и другие – ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств.
Маканин рассматривает эту ситуацию как архетипическую для людей, которые в нескольких поколениях испытывали «метафизическое давление коллективного ума».
Рассказ Кавказский пленный (1998) посвящен болезненной теме взаимного притяжения и отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Кавказская тема затрагивается и в романе Андеграунд, или Герой нашего времени (1999).
Вообще же в этом произведении создается образ и тип человека из того социального слоя, который Маканин определяет как «экзистенциальный андеграунд».
Главный герой романа, Петрович, – писатель без книг, сторож чужих квартир – принадлежит к человеческой общности, которую автор назвал в романе «Божьим эскортом суетного человечества».
Для творчества Маканина характерно «социальное человековедение» (И.Роднянская), позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом, он лауреат Пушкинской премии (ФРГ), Государственной премии России и др.
Библиография
Андеграунд, или Герой нашего времени (1998-01) В большом городе (1980) В. С. Маканин.
Избранная проза (2008) Где сходилось небо с холмами (1988) Голоса (1982-88) Долог наш путь (1999) Кавказский пленный (1997) Ключарев и Алимушкин: [Роман, рассказы] (1979) Лаз (1992-98) Место под солнцем (1984) На зимней дороге (1980) На первом дыхании (1998) Один и одна (1988-91) Отдушина (1986-90) Отставший (1988) Портрет и вокруг (1988) Портрет и вокруг; Один и одна (1991) Предтеча (1983) Рассказы (1990) Река с быстрым течением (1983) Утрата (1989)
Человек свиты
Титулы, награды и премии
Награжден орденом “Знак Почета” (1984). Удостоен Букеровской премии (1992), премии журнала “Новый Мир” (1995), Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1998), премии фонда “Знамя” (1998, 2000), Государственной премии Российской Федерации по литературе (1999).
Источник: http://www.konspektov.net/question/1656012
Биография на тему Маканин Владимир Семенович
Родился 13 марта
1937 в Орске. Окончил
математический
факультет
Московского
государственного
университета,
работал в лаборатории
Военной академии
им. Дзержинского.
После окончания
Высших курсов
сценаристов
и режиссеров
при ВГИКе работал
редактором
в издательстве
«Советский
писатель». Вел
семинар прозы
в Литературном
институте им.
А.М.Горького.
Первая повесть
Маканина Прямая
линия (1965) была
положительно
встречена
критикой, но
объектом пристального
внимания
исследователей
его творчество
стало только
в середине
1970-х годов, когда
писатель уже
издал тринадцать
книг прозы.
Критики назвали
Маканина одним
из самых значительных
представителей
т.н. «поколения
сорокалетних».
Прозаик не
давал оценок
поступкам и
характерам
своих героев.
Его типичным
персонажем
был человек
из среднего
слоя общества,
поведение и
круг общения
которого полностью
соответствовали
его социальному
положению. В
отличие от
героев Ю.
Трифонова
и писателей-«деревенщиков»,
персонажи
Маканина, как
правило, выходцы
из небольших
поселков, не
были укоренены
ни в городской,
ни в деревенской
среде. По мнению
критика Л.Аннинского,
промежуточность
героев определяла
авторский
«язык, отвечающий
теме».
В этом
смысле наиболее
типичен герой
повести Антилидер
(1980) Толик Куренков.
Владеющая им
«сила усредненности»
заставляет
его испытывать
неприязнь к
людям, которые
так или иначе
выделяются
из привычной
ему бытовой
среды, и в конце
концов приводит
его к гибели.
«К некой серединности
и сумме, которую
и называют
словами «обычная
жизнь», приходит
и главный герой
рассказа Ключарев
и Алимушкин
(1979).
Однако Маканина
интересует
не только положение
человека в
социуме. Ему
присуще «зрение,
внимательное
одновременно
и к человеческой
социальности,
и к духовному
зерну» (И.
Роднянская).
Так, герой рассказа
Голубое и красное
(1982), «человек
барака», сознательно
культивирует
в себе черты
индивидуальной
выразительности,
с детских лет
пытается постичь
тайну не барачного,
а личностного
существования.
В повести Голоса
(1982) Маканин изображает
несколько
ситуаций, в
которых, «потеряв
на миг равновесие,
человек обнаруживался,
выявлялся,
очерчивался
индивидуально,
тут же и мигом
выделяясь из
массы, казалось
бы, точно таких
же, как он».
Для
Игнатьева,
героя рассказа
Река с быстрым
течением (1979),
такой ситуацией
становится
смертельная
болезнь жены;
для мелкого
служащего
Родионцева
из рассказа
Человек свиты
(1982) – недовольство
начальницы;
для экстрасенса
Якушкина из
повести Предтеча
(1982) – собственный
загадочный
дар.
Об источнике
своего дарования
размышляет
и композитор
Башилов, главный
герой повести
Где сходилось
небо с холмами
(1984), который чувствует,
что, воплотившись
в нем как в
профессиональном
музыканте,
песенный дар
его родины
иссяк.
Это приводит
Башилова к
тяжелому душевному
кризису, он
винит себя в
том, что каким-то
непостижимым
образом «высосал»
своих земляков.
Для трех повестей
Маканина –
Утрата, Один
и одна, Отставший
(все 1987) – характерен
общий сюжетный
принцип «наложения,
совпадений,
просвечиваний
одного сюжета
сквозь другой
и сквозь третий»
(И.Соловьева).
Действие каждой
из повестей
происходит
в нескольких
временных
пластах, свободно
перетекает
из века в век,
подчиняясь
творческой
воле автора.
Создание типажей
и размышления
о природе
человеческой
усредненности
в рассказе
Сюжет усреднения
(1992) приводят
писателя к
выводу о том,
что «растворение
всякой индивидуальности
в средней массе
тем или иным
способом – это
даже не тема
и не сюжет, это
само наше бытие».
Такое понимание
действительности
позволяет
Маканину
смоделировать
возможное
развитие общественной
ситуации в
период разрушения
жизненных
устоев. Этой
теме посвящена
повесть Лаз
(1991), действие
которой происходит
на фоне повседневного
хаоса и жестокости.
Персонажи
повести, интеллектуалы,
создают для
себя под землей
оазис нормальной
жизни.
Главный
герой время
от времени
проникает туда
через узкий
лаз, но не остается
навсегда из-за
больного сына,
которому не
по силам этот
путь.
Исследование
социальных
типов, свойственное
для творчества
Маканина, ярко
выражено в
повести Стол,
покрытый сукном
и с графином
посередине
(1993), за создание
которой прозаик
получил Букеровскую
премию.
Действующие
лица этого
произведения
– «социально
яростный»,
«секретарствующий»,
«молодой волк»
и другие – ведут
судилище над
главным героем,
ставят его в
полную зависимость
от чуждых ему
обстоятельств.
Маканин рассматривает
эту ситуацию
как архетипическую
для людей, которые
в нескольких
поколениях
испытывали
«метафизическое
давление
коллективного
ума».
Рассказ Кавказский
пленный (1998) посвящен
болезненной
теме взаимного
притяжения
и отталкивания
русского и
кавказца, приводящего
их к кровавой
вражде. Кавказская
тема затрагивается
и в романе
Андеграунд,
или Герой нашего
времени (1999).
Вообще
же в этом произведении
создается образ
и тип человека
из того социального
слоя, который
Маканин определяет
как «экзистенциальный
андеграунд».
Главный герой
романа, Петрович,
– писатель без
книг, сторож
чужих квартир
– принадлежит
к человеческой
общности, которую
автор назвал
в романе «Божьим
эскортом суетного
человечества».
Для творчества
Маканина характерно
«социальное
человековедение»
(И.Роднянская),
позволяющее
прозаику создавать
выразительные
современные
типажи. Его
произведения
переведены
на десятки
языков, широко
издаются за
рубежом, он
лауреат Пушкинской
премии (ФРГ),
Государственной
премии России
и др.
Источник: http://bumli.ru/biography/169818
Доклад: Маканин Владимир Семенович
Родился 13 марта 1937 в Орске. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вел семинар прозы в Литературном институте им. А.М.Горького.
Первая повесть Маканина Прямая линия (1965) была положительно встречена критикой, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных представителей т.н. «поколения сорокалетних».
Прозаик не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем был человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. В отличие от героев Ю.
Трифонова и писателей-«деревенщиков», персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л.Аннинского, промежуточность героев определяла авторский «язык, отвечающий теме». В этом смысле наиболее типичен герой повести Антилидер (1980) Толик Куренков.
Владеющая им «сила усредненности» заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. «К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа Ключарев и Алимушкин (1979).
Однако Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще «зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну» (И.Роднянская).
Так, герой рассказа Голубое и красное (1982), «человек барака», сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования.
В повести Голоса (1982) Маканин изображает несколько ситуаций, в которых, «потеряв на миг равновесие, человек обнаруживался, выявлялся, очерчивался индивидуально, тут же и мигом выделяясь из массы, казалось бы, точно таких же, как он».
Для Игнатьева, героя рассказа Река с быстрым течением (1979), такой ситуацией становится смертельная болезнь жены; для мелкого служащего Родионцева из рассказа Человек свиты (1982) – недовольство начальницы; для экстрасенса Якушкина из повести Предтеча (1982) – собственный загадочный дар.
Об источнике своего дарования размышляет и композитор Башилов, главный герой повести Где сходилось небо с холмами (1984), который чувствует, что, воплотившись в нем как в профессиональном музыканте, песенный дар его родины иссяк. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» своих земляков.
Для трех повестей Маканина – Утрата, Один и одна, Отставший (все 1987) – характерен общий сюжетный принцип «наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий» (И.Соловьева). Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора.
Создание типажей и размышления о природе человеческой усредненности в рассказе Сюжет усреднения (1992) приводят писателя к выводу о том, что «растворение всякой индивидуальности в средней массе тем или иным способом – это даже не тема и не сюжет, это само наше бытие».
Такое понимание действительности позволяет Маканину смоделировать возможное развитие общественной ситуации в период разрушения жизненных устоев. Этой теме посвящена повесть Лаз (1991), действие которой происходит на фоне повседневного хаоса и жестокости. Персонажи повести, интеллектуалы, создают для себя под землей оазис нормальной жизни.
Главный герой время от времени проникает туда через узкий лаз, но не остается навсегда из-за больного сына, которому не по силам этот путь.
Исследование социальных типов, свойственное для творчества Маканина, ярко выражено в повести Стол, покрытый сукном и с графином посередине (1993), за создание которой прозаик получил Букеровскую премию.
Действующие лица этого произведения – «социально яростный», «секретарствующий», «молодой волк» и другие – ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств. Маканин рассматривает эту ситуацию как архетипическую для людей, которые в нескольких поколениях испытывали «метафизическое давление коллективного ума».
Рассказ Кавказский пленный (1998) посвящен болезненной теме взаимного притяжения и отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Кавказская тема затрагивается и в романе Андеграунд, или Герой нашего времени (1999). Вообще же в этом произведении создается образ и тип человека из того социального слоя, который Маканин определяет как «экзистенциальный андеграунд». Главный герой романа, Петрович, – писатель без книг, сторож чужих квартир – принадлежит к человеческой общности, которую автор назвал в романе «Божьим эскортом суетного человечества».
Для творчества Маканина характерно «социальное человековедение» (И.Роднянская), позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом, он лауреат Пушкинской премии (ФРГ), Государственной премии России и др.
Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/58968/
Маканин, Владимир Семёнович, биография, творчество, награды, библиография, экранизации
Имя | Владимир Маканин |
Имя при рождении | Влади́мир Семёнович Мака́нин |
Дата рождения | 13.3.1937 |
Место рождения | Орск, СССР |
Род деятельности | прозаик |
Жанр | романы, рассказы, повести |
Премии | Государственная премия России |
Награды | Орден Знак Почёта |
Влади́мир Семёнович Мака́нин (род. 13 марта 1937, Орск) — русский писатель.
Биография
Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета (1960), преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших сценарных курсах. Первый роман «Прямая линия» опубликовал в 1965 году.
В 1985 г. стал членом правления Союза писателей СССР, вошёл в редколлегию журнала «Знамя» (1987). Живёт и работает на даче в ПодмосковьеСайт писателя, Биография. Возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга» (2007Фонтанка.
Ру, 2008).
Творчество
В 1965 году опубликовал первый роман «Прямая линия», в 1971 году увидела свет повесть «Безотцовщина». Впоследствии на протяжении двадцати лет практически каждый год выпускал по новой книге — большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения (рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1979; повесть «Голубое и красное», 1982; роман «Портрет и вокруг», 1978).
В произведениях конца 1960-х — начала 1970-х критика находила кинематографические эффекты. С начала 1980-х Маканин всё чаще обращается к народной культуре и использует в своих произведениях фольклорные и мистические мотивы (роман «Предтеча», 1982; повесть «Утрата», 1987, и другие).
Одним из самых известных его произведений является роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998). На встрече со студентами РГПУ им. А. И. Герцена в декабре 2004 года писатель сказал:
Андеграунд — явление неоднозначное, и у него было две стороны. Первая — люди в оппозиции к власти, когда её дыхание давало понять, что она — не вечная. Это был русский вариант оппозиции в отсутствие демократического общества.
Как только всё изменилось, такой андеграунд стал истеблишментом и соответствующим образом занял ниши премий и высших постов. Но был и другой андеграунд. Его представляли люди, которые при любой смене власти не могли бы занять высшие места.
Это было целое поколение погибших людей, но людей мужественных, обладающих силой духа. В память об этих людях я написал роман«Учительская газета», 2004.
По ранним произведениям В. Маканина был поставлен спектакль в МХТ им. Чехова «Река с быстрым течением»«Волгоград в Сети», 2006Канал «Культура», 2007«Труд», 2009. Георгий Данелия экранизировал повесть «На первом дыхании» (1995)«Труд», 2009, а по рассказу «Кавказский пленный» был снят фильм режиссёра Алексея Учителя (2008)«Российская газета», 2008Канал «Культура», 2012.
Книги Маканина переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский, японский и китайский языки и опубликованы во многих странах«Волгоград в Сети», 2006Канал «Культура», 2012.
Для Маканина в первую очередь важно психологическое проникновение в души героев, спорящих с самими собой и с окружением. Он проявляет меньше интереса (и дарования) к сюжетосложению.
Награды
- Лауреат Госпремии России в области литературы и искусства за 1999 год
- Лауреат Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ)
- Лауреат премии «Пенне» (Италия)
- Лауреат литературной премии «Русский Букер» (1993)«Труд», 2009
- Лауреат литературной премии «Большая книга» за роман «Асан» (2008)«Эхо Москвы», 2009«Труд», 2009
- Орден «Знак Почёта» (1984)
- Европейская премия по литературе (2012)
Библиография
Романы
- Портрет и вокруг (1978)
- Ключарёв-роман
- Светик-роман
- Андеграунд, или Герой нашего времени (1998)
- Испуг (2006)
- Асан (2008)
- Две сестры и Кандинский (2011)
Повести и рассказы
- Безотцовщина (1971)
- Старые книги (1976)
- Река с быстрым течением (1979)
- Антилидер (1980)
- Голоса (1982)
- Голубое и красное (1982)
- Предтеча (1982)
- Человек свиты (1982)
- Где сходилось небо с холмами (1984)
- Утрата (1987)
- Один и одна (1987)
- Отставший (1987)
- Лаз (1991)
- Сюжет усреднения (1992)
- Стол, покрытый сукном и с графином посередине (1993)
- На первом дыхании
- Отдушина
- Ключарёв и Алимушкин
- Гражданин убегающий
- Сюр в Пролетарском районе
- Кавказский пленный (1994)
Экранизации
Источник: http://www.cultin.ru/writers-makanin-vladimir-semjonovich
Творчество и герои В.С. Маканина
“Человек выбирает или не выбирает (по Сартру) – это верно. Но про этот свой выбор (Сартру вопреки) человек, увы, понимает после. (Понимает, когда выбора уже нет, сделан. Когда выбор давно позади) Развилка пути, скажу я проще. Развилка, стремительно промелькнувшая и полуосознанная… вот и весь наш выбор!”.
Владимир Семенович Маканин, “Андеграунд, или Герой нашего времени”.
Роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” обозначил новую, особую веху в творчестве В.С. Маканина.
С одной стороны, его можно рассматривать как итоговый роман поскольку он вобрал в себя все ключевые и фабульные элементы, мотивы, сюжетные ходы, устойчивые повествовательные структуры, которые были всему творчеству писателя, начиная с литературного дебюта – романа “Прямая линия” опубликованного в 1965 г. С другой стороны, роман стал своеобразным откликом писателя на изменяющийся мир, в центре книги – человек и время, или человек во времени.
Биография писателя
Родился Владимир Семенович 13 марта 1937 в городе Орске. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. Преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве “Советский писатель”. Вел семинар прозы в Литературном институте им.А.М. Горького. В 1985 г. стал членом правления Союза писателей СССР, в 1987 г. вошёл в редколлегию журнала “Знамя”.
Возглавлял жюри Национальной литературной премии “Большая книга”. Лауреат Госпремии России (2000), Лауреат Пушкинской премии (ФРГ) фонда Тепфера, Лауреат премии Москва-Пенне, Лауреат литературной премии “Русский Букер” (1993), Лауреат литературной премии “Большая книга” (2008).
В настоящее время писатель живет и работает в Москве.
Эволюция героя в творчестве В.С. Маканина: от “Валечки Чекиной” и “”Предтечи” до Петровича в “Андеграунде нашего времени”
Дебютировал В.С. Маканин в российской литературе в 1965 году, когда вышло его первое произведение роман “Прямая линия”. Затем в 1971 году увидела свет повесть “Безотцовщина”.
Впоследствии на протяжении двадцати лет практически каждый год выпускал по новой книге – большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения.
Объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных представителей так называемого “поколения сорокалетних”.
Хотя в своей работе, “Запах своей тропы”, посвященной творчеству В. С Маканина, критик-литературовед, Алла Максимовна Марченко пишет о том что: “писатель всегда стоял особняком от “колонны “сорокалетних” (Р.Т. Киреев, А. Ким, В.Н. Крупин, А.Н. Курчаткин).
… Маканин не из принципа держится на отшибе, это состояние само по себе для него органично, и, следовательно, никакого особого мужества такая позиция и не требует. В ином тут дело: не годится маканинская тропа для коллективного по ней передвижения – скукожится она от топота множества дружных ног, правильно и в меру быстро шагающих, испугается правильности и исчезнет, и золото спрячет, и запах затаит…” [4;]
В творчестве писателя исследователи отмечают несколько периодов. В начале своего творчества В.С. Маканин продемонстрировал объективизм взгляда на жизнь, публицистичность, однозначность, определенность авторской точки зрения.
Пафос его творчества вполне совпадал с приподнято-одноплановой категоричностью 60-х годов. В 1965 году В.С. Маканин пишет роман “Прямая линия ” и повести “Безотцовщина”, “Солдат и солдатка”, “Повесть о старом поселке”, “На первом дыхании”, “Старые книги”, “Простая истина”.
Эти произведения тесно связаны с традициями романтической, “исповедальной” прозы 1960-х годов.
Но непритязательность раннего В.С. Маканина была обманчивой. В основе перечисленных произведений – простые житейские истории, но почти в каждой из них ощущается встроенный потенциал притчи. Вот, к примеру, бытовая повесть “Безотцовщина”. Следователь Юра Лапин – бывший детдомовец.
Основой его натуры становится потребность заботиться о бывших и новых однокашниках, особенно ущербных или оступившихся. Комната Лапина превращается в “коммуну”, в перевалочный пункт, где его товарищи по судьбе набираются сил и опыта перед окончательным выходом в самостоятельную жизнь.
Лапин бескорыстно заботиться о своих подопечных, тратит на них время и силы, согревает их теплом своей души, отказывается ради них от устройства личной жизни. И в результате – остается в одиночестве. “Птенцы” один за другим покидают гнездо, где они оперились, шумное жилище Лапина пустеет. Пустота заползает и в душу героя.
Он расплатился веществом своей жизни за благополучие друзей – а сам умалился, стушевался, начал словно бы таять. Отданное не возвратилось.” [3; с.21].
В произведениях, написанных в 70-е годы уже нет этой однозначности взглядов писателя. Так, повесть “Ключарев и Алимушкин”, рассказ “Голубое и красное” широко обсуждается критикой. Писателя упрекают в невыявленности авторской позиции.
Теперь Маканин принципиально антиромантичен. Иллюзии 60-х годов рассеялись. Российский литературный критик, литературовед Б.И. Роднянская определила творчество Маканина этого периода как “социальное человековедение”.
Маканин принципиально отказывается от позы “судии” по отношению к своим героям (“не судите” – это генеральная нравственная установка писателя), отказывается и от завершенных “образов героев” и завершенного повествования (живая жизнь и судьба живого человека принципиально незавершимы) – от всего, что традиционно ассоциировалось с понятием “литература”.
Семидесятые годы отмечены у В.С. Маканина резкой сменой героя, проблематики и авторской позиции. В фокусе повествования писателя – новый герой, не слившийся с родным социумом. Это средний человек среднего возраста, под сорок, семейный.
И этот герой – просто некий (условно обозначенный) современный человек: “Ключарев был научный сотрудник, кажется, математик – да, именно математик. Семья у него была обычная. И квартира обычная. И жизнь тоже, в общем, была вполне обычная…
” [2; с.31].
Повествование сосредоточивается не столько на поступках, сколько на мыслях героя, на обдумывании им мотивов собственного поведения. И эта попытка создать образ живой жизни и своеобразный авторский комментарий собственной прозы находит свое отражение в произведении “Голоса”.
По жанровым параметрам “Голоса” ближе всего к жанру эссе с его тематическим многообразием и сменой планов повествования – лирические воспоминания соседствуют с обыкновенными описаниями. Центральная авторская идея: самопознание художника, ощущение недостаточности прежних творческих принципов.
Писатель ставит вечный вопрос о смысле и назначении искусства как актуальный для себя, своего творчества и своих современников.
Переход от жесткого “социального человековедения” к постановке перед читателем вопросов бытия, мы видим в повести “Предтеча” (1982 г). Ее герой, знахарь Якушкин, своим самоотверженным до полного самозабвения служением людям пытается разорвать паутину быта и вывести себя и людей, которых он взялся исцелять, к вечным ценностям.
Он, как пишет В.С. Маканин, “максималист, жаждавший направить любовь на человека впрямую, а не через”. Не случайно в критике возникали сравнения этого маканинского героя с князем Мышкиным Ф.М. Достоевского.
В повести “Предтеча” писатель скупыми штрихами изобразил преобладающий психологический фон 1970-1980-х: прогрессирующую бездуховность, утрату ценностных ориентиров, распад всяких устойчивых убеждений и верований, повальное увлечение нетрадиционной медициной, целительством, а также поиски харизматических личностей, “гуру”.
И герой повести, Якушкин – медик-самоучка, – является как бы “предтечей”, предшественником который своим появлением предварял пришествие нового мира.
Этапным считаю критика произведение писателя – повесть В.С. Маканина “Где сходилось небо с холмами” (1984 г). Проблематика этого произведения – это проблема художника, отчетливо осознающего “безобразие жизни” и творчеством пытающегося преодолеть его.
Автор совершенно устраняет из повествования свою точку зрения, передавая ее во многом близкому ему герою – композитору Башилову. Башилов, покинувший родные места, стал личностью, “выделился”.
Но парадокс заключается в том, что он по-прежнему чувствует свое родство со своими земляками, они для него не чужие, они по-прежнему нужны ему, хотя между ними социальная и духовная пропасть. И единственный способ преодоления этого мучительного разрыва для него – воплощение в музыке драматизма этой коллизии.
И Башилов, в конце концов, сочиняет такую музыку. Удивителен финал повести, когда в пении, совсем не гармоничном, все же соединяются Башилов и поселковый безголосый дурачок Васик.
В 1987 году одна за другой появляются три повести писателя – “Утрата”, “Один и одна”, “Отставший”, – позволяющие с полным основанием утверждать, что писатель отказался от роли объективного и стороннего наблюдателя современности. В этих повестях автор отказывается от объективного повествования, вводя фигуру повествователя.
В повести “Один и одна” – это писатель Игорь Петрович, ведущий повествование от первого лица. Герой-повествователь – равноправная фигура в системе персонажей повести, хотя он не столько участвует в действии, сколько является слушателем монологов главных героев Нинели Николаевны и Геннадия Павловича.
Герои – интеллигенты, типичные представители эпохи шестидесятых, для которых нередко идеи, принципы заменяли реальную жизнь. Причем Маканин особенно подчеркивает уверенность героини, например, в безупречности своих убеждений. Она готова отстаивать их любой ценой. Сомнения им чужды совершенно.
Повествование, нацеленное на диалог с читателем, на его активную сопричастность, представляет собой монологи героев, которые не слышат никого, кроме себя. Герои одиноки в жизни, они живут умозрительными ценностями, зараженные памятью об идейно-нравственной атмосфере сформировавшей их эпохи 60-х годов.
Им не удается преодолеть абстрактность и стереотипность своего мировосприятия и прийти к простым началам человечности, что и приводит героев к драме. Автор рассматривает драму несложившейся жизни героини не только как ее индивидуальную драму, за которую она, несомненно, несет ответственность, но и как драму эпохи шестидесятых с ее непримиримым пафосом.
Именно такое изображение повседневности, в значительной мере фантасмагорической, гротескной, возобладает в романной прозе и девяностых у В. С Маканина. Этот новый период работы писателя органично связан со всем его предшествующим творчеством, но и качественно новый, нацелен на подведение итогов прожитой жизни и итогов русской истории.
Он начинается с повести-романа “Стол, покрытый сукном и с графином посредине” (1993 г). За создание этой повести прозаик получил Букеровскую премию. Это произведение можно назвать исследованием социальных типов.
Действующие лица повести- “социально яростный”, “секретарствующий”, “молодой волк” и другие – ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств. В.С. Маканин рассматривает эту ситуацию как типичную для людей, которые в нескольких поколениях воспитывались социалистической системой.
Повесть интересна тем, что в ней особенно ярко проявляются возможности реалистической литературы с одной стороны и продолжает свое развитие толстовская традиция “диалектики души” с другой. Это не просто изображение внутреннего мира человека. Писателя интересует не столько психологический образ героя, сколько психологическая ситуация.
Именно из психологической ситуации вырастают и психологические характеристики социальных типов, и портрет времени в повести “Стол, покрытый сукном и с графином посередине”.
Повесть – поток сознания героя. Ему предстоит отчитываться по какому-то вопросу перед общественной комиссией, или, как он называет ее, судилищем. За свою жизнь герой побывал на многих таких судилищах. Они стали неотъемлемой частью советского бытия.
Партком, профбюро, общественный суд, а в 20-30-е годы – ревтрибуналы, тройки, чрезвычайные комиссии. Все это формы судилища. Но суть их всегда была одна: человека по самому незначительному поводу давили вопросами, требовали отчета за всю его жизнь, припоминая большие и малые проступки, вынуждали выворачивать наизнанку душу.
Его стремились подловить на неточностях, уличить, – и все для того, чтобы он вышел с чувством собственной вины.
Страх перед судилищем мучит героя. Ни физические пытки, ни боль не грозят герою. Но всю ночь перед судилищем он не спит, глотает таблетки. Он не знает никакой своей вины, но уверен, что хоть какую-то, но отыщут. Была бы конкретная вина, было бы проще, – было бы конкретное наказание. Но человек ни в чем не виновен, и наказывать его не собираются, просто обсудят.
Но этого достаточно, чтобы довести человека до исступления. Страх переполняет его, толкает на бесконечное прокручивание возможных ситуаций, изнуряет. В бесконечном ночном кошмаре герой пытается объяснить природу такого страха. Владимир Семенович Маканин создает психологический тип человека, раздавленного системой общественного мнения. Человек этот совершенно лишен воли.
Ему предоставлена некоторая свобода выбора: на судилище можно и не пойти. Но герой повести не способен на внутреннее сопротивление. Его личность разрушена, пойти наперекор себе он не может. И бунт против “стола с красным сукном” был бы для него бунтом против себя.
Страх одерживает победу над человеком, логично доводя героя до смерти, хотя и непонятно действительной или мнимой, являющейся продолжением его страха.
В. С Маканина реалистически передает психологический портрет того времени, рассказывая трагическое повествование о разрушении цельной личности страхом.
Он отразил психическое состояние человека и обрисовал психологию социального типа, соединив анализ ощущений, чувств, сознания отдельной личности, находящейся в стрессовой ситуации, с синтезом типичных черт социально-психологической группы.
Метания, поиски выхода из ситуации и ее анализ вот что составило психологический облик героя. Этот индивидуальный портрет обретает черты типичности – это тип жертвы, раздавленной обществом, претендующим на человеческую душу, ее суверенный мир.
Роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” написанный в 1998 году, – самое на сегодняшний день значительное произведение писателя. Роман обозначил новую, особую, веху в творчестве В.С. Маканина.
С одной стороны, произведение оказалось, по существу, романом итогов, поскольку вобрало в себя все ключевые фабульные элементы, мотивы, сюжетные ходы, устойчивые повествовательные структуры, которые были свойственны всему предшествующему творчеству писателя, начиная с литературного дебюта – романа “Прямая линия”.
К примеру, линия непризнанного литератора брежневской эпохи перекликается с повестями писателя “Отставший”, “Один и одна”. Ассоциации с повестью “Стол, покрытый сукном и графином посредине” возникают в сюжете романа о Лесе Дмитриевне. В этом романе писатель говорит о меняющемся мире, о конце одной эпохи и начала нового времени.
Автор снова использует здесь фигуру писателя-посредника – Петровича, но на этот раз писателя, не ищущего успеха, пусть и неудачливого, зато сохранившего свободу.
Идеи, мысли, затронутые в романе находят свое продолжение и во всех других повестях и рассказах этого периода – от цикла “Сюр в пролетарском районе” (1993 г.) до “Буквы А ” (2000 г.), включая “Кавказского пленного” (1995 г), и “Удавшийся рассказ о любви” (2000 г).
Везде, так или иначе, также варьируются мотивы “Андеграунда “. Сам В.С. Маканин о сюжете своего романа высказался на страницах “Российской газеты”: “…
Андеграунд” – не историческая книга, она о гордыне, о трагедии талантливого человека, который из лучших побуждений не хотел печататься в “проклятых” советских изданиях. Ведь там – цензура и прочее.
Он не захотел, потому что считал, что его книги соответствуют его времени, а пришло новое время. В этом драма. Его тексты, как он сам знает, не на все времена. Он опоздал… Слава его не ждет.
Сказанное им слово, как он считает, осталось в ушедшем времени, так и не родившись. Судьбы разные…
Необходимо соответствовать своему времени, но существует опасность слишком с ним слиться, тогда время тебя же и сжирает, ты бесследно исчезаешь вместе с ним.” [8;].
Источник: https://studbooks.net/639205/literatura/tvorchestvo_geroi_makanina
Биография Владимира Маканина
В 1985-1991 годах Маканин был членом правления Союза писателей РСФСР, с 1989 года — членом исполкома Русского ПЕН-центра. Входил в общественный совет “Литературной газеты” (до 1999 года).
С 1987 года был членом общественного совета журнала “Знамя”, с 1993 года входил в совет попечителей фонда “Знамя”.
Первый роман Маканина “Прямая линия” был опубликован в 1965 году. В 1971 году увидела свет повесть “Безотцовщина”, затем рассказ “Ключарев и Алимушкин” (1974), повесть “Голубое и красное” (1975), роман “Портрет и вокруг” (1978).
Затем вышли его роман “Предтеча” (1982) и повесть “Утрата” (1987), в которых автор использовал фольклорные и мистические мотивы.
Среди наиболее популярных произведений Маканина — “Голоса” (1982), “Стол, покрытый сукном и с графином посередине” (1993), романы “Андеграунд, или Герой нашего времени” (1998) и “Испуг” (2006).
Владимир Маканин также известен как автор повестей “Кавказский пленный” (1997), “Лаз” (1997), “Сюр в пролетарском районе” (2004).
В 2008 году он представил роман “Асан” о чеченской войне, который стал победителем премии “Большая книга”.
В 2011 году вышел новый роман Владимира Маканина “Две сестры и Кандинский”.
В 2016 году его книга “Где сходилось небо с холмами” была отмечена премией “Ясная поляна”.
Произведения Маканина были экранизированы. В 1987 году по его рассказу “Человек свиты” режиссером Андрисом Розенбергом был снят одноименный фильм с Вией Артмане в главной роли. В 1991 году Розенберг выпустил одноименную мелодраму по мотивом повести Маканина “Отдушины”. В 1995 году Георгий Данелия по мотивам повести Маканина “На первом дыхании” снял картину “Орел и решка”.
В 2008 году режиссер Алексей Учитель выпустил фильм “Пленный” по рассказу писателя “Кавказский пленный”. Владимир Маканин выступил в картине как соавтор сценария.
В 2006 году в Московском художественном театре имени Чехова режиссер Мария Брусникина поставила спектакль по повести Маканина “Река с быстрым течением”.
Владимир Маканин — лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1999 года. В 1993 году он стал лауреатом премии “Русский Букер” за повесть “Стол, покрытый сукном и с графином в середине.”
Маканин был награжден Пушкинской премией фонда Тепфера (1998), Премией “Пенне” (1999), Национальной литературной премией “Большая книга” (2008).
В 2012 году он получил учрежденную властями Страсбурга Европейскую премию по литературе.
Произведения писателя переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом.
1 ноября 2017 года Владимир Маканин скончался в поселке Красный под Ростовом-на-Дону.
У писателя остались жена и две дочери.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20171102/1508091124.html
Владимир Семенович Маканин
Дата рождения: 13.03.1937
Отечественный писатель, прозаик. Является значительной фигурой в литературе как советской, так и “постперестроечной”. Для его произведений критиками придуман специальный термин: “проза срединного человека”.
Родился в городе Орск на Урале, там же провел все детство и школьные годы. Маканину хорошо давались точные науки и после школы он поступил на Механико-математический факультет МГУ (закончил в 1960), после окончания которого около 10-ти лет преподавал математические дисциплины в различных ВУЗах.
Параллельно преподаванию поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, после окончания которых в 1967 году некоторое время вел семинары в Литературном институте им. А.М.Горького, работал редактором в издательстве “Советский писатель”.
Первая повесть Маканина “Прямая линия” (1965) была положительно встречена критикой, но известным писателя не сделала и вплоть до начала 70-х годов он публиковался исключительно в коллективных сборниках, называемых на жаргоне писателей “братскими могилами”. В Союз писателей СССР Маканин был принят только в 1969 г.
, а известность пришла к нему во второй половине 70-х годов, когда его стали одновременно издавать и в СССР и на Западе.С этого времени и по сегодняшний день писатель активно работает и участвует в литературной жизни страны.
Маканин был членом правления СП РСФСР (1985-91), исполкома Русского ПЕН-центра (с 1989), общественного совета “Литературной газеты” (до 1999). Член общественного совета журнала “Знамя” (с 1987) и совета попечителей фонда “Знамя” (с 1993).Маканин возглавлял жюри Национальной литературной премии “Большая книга”, а также был председателем жюри Русского Букера.
Интервью с автором: здесь.
Интересные факты из жизни
В 70-х. г. Маканин совершенно случайно попал на встречу писателей с немецкой делегацией, соблазнившись перспективой погреться и выпить водки. Также по случайности у него была с собой его книга. Она и стала первой книгой Маканина, изданной за рубежом.О первом приглашении за границу, на Франкфуртскую ярмарку, Маканин узнал только после того, как ярмарка закончилась.
Один из немецких журналистов написал: “на эту ярмарку в связи с выходом книги был приглашён русский писатель Владимир Маканин, а ВААП (Всероссийской агентство по авторским правам) ответило, что он болен. Вместо Маканина приехало пять чиновников ВААП, которые, как известно, никогда не болеют”.
Прототипом одного из героев романа «Андеграунд» отчасти был Венедикт Ерофеев.
Награды писателя
«Русский Букер» за повесть «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» (1993)Премия журнала “Новый мир” за “Кавказский пленный” (1995)
Пушкинская премия фонда Тепфера (1998, Германия)
Премии журнала “Знамя” (1998 и 2000)
Государственная премия РФ в области литературы и искусства (1999) Премия “Пенне” за роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” (Италия, 1999)
Национальная литературная премия «Большая книга» за роман «Асан» (2008)
Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=64
Биография российского писателя Владимира Маканина
ТАСС-ДОСЬЕ. 2 ноября 2017 года стало известно, что на 81-м году жизни скончался российский писатель Владимир Маканин.
Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская область) в семье Семена Степановича и Анны Ивановны Маканиных. Отец был инженером-строителем, мать – учительницей русского языка и литературы.
После Великой Отечественной войны семья переехала в Черниковск – промышленный пригород Уфы (ныне в составе этого города).
В школьные годы занимался шахматами, был кандидатом в мастера спорта.
В 1960 году Маканин окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1960-1966 годах преподавал математику в московской Артиллерийской инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского (ныне – Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Московская обл.).
В 1966-1967 годах учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. После их окончания некоторое время вел семинары в Литературном институте им. А.М. Горького.
В 1968-1980 годах работал в редакции русской прозы издательства “Советский писатель”, был куратором альманаха научно-художественной литературы “Пути в незнаемое”.
Литературным дебютом Маканина стала повесть “Прямая линия”, рассказывающая о жизни молодых ученых: в 1965 году она была опубликована в журнале “Москва”, а впоследствии напечатана отдельным изданием.
В 1970-е годы выпустил роман “Портрет и вокруг”, повести “Безотцовщина”, “Голоса”, “На первом дыхании”, “Отдушина” и др.
, в 1980-е годы – романы “Предтеча”, “Один и одна”, повести “Где сходилось небо с холмами”, “Утрата”, “Отставший” и др.
В них писатель исследовал свойства человеческой натуры, анализировал поведение современников в различных жизненных обстоятельствах, пути развития личности и общества.
В 1990-е годах Маканин издал роман “Андеграунд, или Герой нашего времени”, повести “За чертой милосердия”, “Стол, покрытый сукном и с графином посередине” и др. Для творчества этого периода характерны художественное осмысление советских и постсоветских реалий, а также введение в повествовательную манеру фантасмагории и гротесковых элементов.
В 2000-е годы вышли романы “Испуг” и “Асан”. Среди последних к данному моменту опубликованных произведений писателя – повесть “Ночь, запятая, ночь” (2010) и роман “Две сестры и Кандинский” (2011). В общей сложности Маканин выпустил более двадцати книг.
Его проза переведена более чем на двадцать языков, в том числе на английский, испанский, итальянский, французский, китайский, японский и др.
С 1969 года являлся членом Союза писателей СССР, с 1985 по 1991 год – членом правления данной организации. В 1987 году вошел в редакционную коллегию журнала “Знамя”.
С 1989 года входил в исполком Русского ПЕН-центра – организации, объединяющей поэтов, писателей и журналистов, которые работают в различных литературных жанрах.
Возглавлял жюри литературных премий “Русский Букер” (2002), “Дебют” (2006) и “Большая книга” (2007), кинофестиваля “Киношок” (2009, Анапа, Краснодарский край).
Был награжден орденом “Знак Почета” (1984). Лауреат Государственной премии РФ за 1999 год (за роман “Андеграунд, или Герой нашего времени” и повесть “Кавказский пленный”).
Лауреат литературных премий “Русский Букер” (1993, за повесть “Стол, покрытый сукном и с графином посередине”), “Большая книга” (2008, за роман “Асан”), “Ясная поляна” (2016, за повесть “Где сходилось небо с холмами”).
Был женат, имел двух дочерей.
По сценариям писателя и по мотивам его произведений сняты кинофильмы: “Прямая линия” (1967, режиссер Юрий Швырев), “Светик” (1989, Олег Бондарев), “Отдушина” (1991, Андрис Розенберг), “Орел и решка” (1995, Георгий Данелия), “Пленный” (2008, Алексей Учитель).
В 2006 году в Московском художественном академическом театре им. А.П. Чехова по ранним произведениям Маканина был поставлен спектакль “Река с быстрым течением” (режиссер – Марина Брусникина).
Источник: https://tass.ru/info/4087442