Мильтон Джон – краткая биография – Русская историческая библиотека
Джон Мильтон родился в 1608 году в семье лондонского нотариуса. Отец Мильтона, убежденный пуританин, воспитывал сына в кальвинистских традициях.
Начальное образование и первые литературные впечатления Мильтон получил в школе при церкви св.
Павла в Лондоне, находившейся в руках рьяных пуритан – Джиллов, которые оказали сильное влияние на формирование мировоззрения и литературных вкусов подростка.
Затем 16-летний Джон Мильтон, как большинство сыновей из зажиточных пуританских семейств, попал в Кембридж – уже в те годы гнездо пуританского вольнодумства и антимонархических настроений, нередко вызывавшее гнев королей Якова I и Карла I Стюартов. В Кембридже Мильтон занимался изучением древнеклассической литературы и писал стихи на английском и латинском языке (ода «На утро Рождества Христова», 1629).
В Кембридже молодой Мильтон втянулся в борьбу между студентами, сочувствующими парламенту (к их числу принадлежал и Мильтон), и сторонниками аристократии и монархизма, которые здесь были в меньшинстве.
Из-за какого-то политического столкновения с преподавателем Мильтон был даже временно исключен из университета, но это не помешало ему закончить курс с отличием.
В 1624 Джон Мильтон получил звание бакалавра, а в 1632 магистра свободных искусств
Джон Мильтон. Портрет ок. 1629
К этому времени отец Мильтона приобрел неподалеку от Лондона имение Гортон. Окончив университет, Мильтон провел здесь пять лет в упорных занятиях, изучении классиков и Шекспира.
Очевидно, он готовился в эти годы к профессии священника, от которой впоследствии отказался, говоря, что как сторонник «республиканского» кальвинистского церковного строя не желает быть рабом англиканских епископов.
В период жизни у отца Джон Мильтон написал аллегорическую пьесу «Комус», «Аркадию» (1637), элегию «Lycidas» (1637), стихотворения «Задумчивый» («Il penseroso») и «Весёлый» («Allegro»). В «Allegro» он воспевает красоту земли, радости жизни, а в «Il penseroso» – высшее счастье мыслителя, изучающего вселенную.
В 1638 году Мильтон совершил длительную поездку по Европе. Он побывал во Франции, надолго задержался в Италии, где существенно пополнил свои знания в области классической филологии и итальянской литературы. Получив вести о близящейся английской революции, Мильтон возвратился из Италии домой.
Он принял участие в политической борьбе на стороне революционеров и выступил против короля Карла I и англиканства c целым рядом политических памфлетов: «Prelatical episcopacy», «Reason of church government» и др.
К этому времени относится несчастная женитьба Мильтона на Мэри Поуэлл – девушке, воспитанной в роялистских убеждениях и не выдержавшей пуританского гнета мужа.
Вскоре Мильтон вошёл в тесные связи с индепендентами, но верх в революции первоначально взяла враждебная тем пресвитерианская партия.
Гневно осуждавшие ранее «королевскую тиранию» пресвитериане, дорвавшись до власти, далеко превзошли Стюартов в нетерпимости, требуя ограничения свободы прессы.
Джон Мильтон выступил против них со своей знаменитой речью: «Ареопагитика» (1644), лучшим своим прозаическим произведением, где он высказывал мысль, что «уничтожение книги – убивает разум». С 1645 – 1649 Мильтон писал историю Англии в англосаксонскую эпоху. Он издал ее в 1669 под названием: «История Британии».
В конце 1640-х годов индепенденты – партия Мильтона – оттеснили от власти пресвитериан, но деспотизмом ещё превзошли их. Вождь индепендентов, Оливер Кромвель, добился казни побеждённого в гражданской войне короля Карла I и формального провозглашения Англии республикой.
Но под видом «свободы» Кромвель ввёл в стране режим «протектората» – единоличной власти. Своих политических и религиозных врагов индепендентская «республика» подавляла с гораздо большей жестокостью, чем ранее Стюарты.
Ригористичный пуританин Мильтон, прежде горячо порицавший «притеснения» монархии и пресвитериан, теперь целиком оправдывал диктатуру индепендентов. Состоя в тесной связи с индепендентскими вождями, он с конца 1640-х годов стал прямым исполнителем их поручений.
В 1650-х годах Джон Мильтон выполнял огромную работу «Латинского секретаря» индепендентской республики – консультанта по вопросам международной политики. От непосильного труда Мильтон лишился зрения, но продолжал усиленную деятельность.
Падение индепендентского режима после реставрации 1660 года поставило Мильтона в тяжкие условия. Монархисты, вернувшиеся к власти при поддержке большинства народа, подвергли преследованиям главных заправил революции. Джону Мильтону одно время грозила смертная казнь, контрибуция разорила его.
Его сочинение «Защита английского народа» (настольная книга пуритан) по постановлению парламента было сожжено рукою палача. Самого Мильтона на время арестовали, но вскоре отпустили. Ему теперь пришлось жить в бедности с тремя дочерьми, не понимавшими своего отца и не умевшими ему служить.
В последние годы он совершенно отпал от господствующей церкви и склонялся к учению квакеров.
Мильтон диктует своим дочерям «Потерянный рай». Художник М. Мункачи, 1877-1878
Однако личные страдания не сломили сильного духа великого поэта, и в эту эпоху горя и нищеты Джон Мильтон создал величайшее свое произведение – эпос «Потерянный Рай» («Paradise Lost») и позднее, его продолжение, «Возвращенный Рай», создавшие ему громадную, неувядаемую славу.
«Потерянный Рай» рассказывает о происхождении первых людей, о трагической борьбе между небом и сатаной. Здесь Мильтон высказывает свою основную идею, что свобода веры не должна подчиняться догмату.
Как ни велико это произведение по смелости задуманного плана, надо признать, что картины в нем слишком растянуты, а излагаемые идеи заставляют видеть в Мильтоне скорее ученого, чем поэта. Но великолепное красноречие сатаны, а также поэтичные образы Бога-Отца и Бога-Сына, производят неизгладимое впечатление. «Потерянный Рай» был напечатан лишь в 1667.
2-е издание появилось в 1674, а 3-е уже после смерти автора. В 1749 Ньютон снова издал его; популярным оно сделалось лишь в начале XVIII столетия и произвело впечатление во всей Европе, вызвав массу переводов.
Эпос «Возвращенный Рай», рассказывающий об искушении Христа в пустыне, стоит ниже «Потерянного рая» из-за сухости и холодности изложения. Последнее сочинение Мильтона, трагедия «Самсон-борец» (1671), может быть названо его лучшим по законченности лирическим произведением.
Умер Джон Мильтон в 1674 году. До конца жизни он продолжал сохранять веру в конечное торжество республиканского строя.
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2818-milton-dzhon-kratkaya-biografiya
МИЛЬТОН, МИЛТОН ДЖОН
МИЛЬТОН, МИЛТОН ДЖОН – английский поэт, драматург, публицист, государственный и политический деятель.
Cын нотариуса и композитора-любителя Джона Мильтона. Учился в школе Святого Павла (1620-1625 годы) в Лондоне, затем – в Крайст-колледже Кембриджского университета (1625-1632 годы). Принимал активное участие в Английской революции XVII века, занимал пост латинского секретаря в правительстве О. Кромвеля (вёл международную переписку).
К ранним поэтическим опытам относятся латинские элегии, итальянские пасторальные сонеты, парафразы псалмов (114 и 136), стихотворение «На смерть прекрасного ребёнка, умершего от кашля» («On the death of a fair infant», 1628 год) – подражание Э.
Спенсеру; ода «На утро Рождества Христова» («On the morning of Christ’s nativity», 1629 год), написанная семистрочной, так называемой королевской, строфой, введённой Дж. Чосером; поэтический диптих «L’Allegro» и «Il Penseroso» (между 1631 и 1633 годами, лёг в основу оратории Г.Ф.
Генделя «Весё- лый, задумчивый и умеренный», 1740 год), где противопоставлены два состояния человеческой души; пьесы-маски «Жители Аркадии» («Arcades», 1632 год) и «Комус» («Comus», 1634 год), построенные на резком контрасте греха и добродетели.
Лучшим произведением этого периода стала траурная элегия «Люсидас» («Lycidas», 1638 год), написанная Мильтоном по случаю гибели при кораблекрушении его друга и однокашника Э. Кинга. В элегии тема смерти тесно переплетена с мыслями о назначении поэта.
В 1638-1639 годах Мильтон предпринял путешествие по Франции и Италии, познакомился с Г. Галилеем.
В годы революции Мильтон, принявший сторону индепендентов, обратился к публицистике: трактаты «О Реформации в Англии и причинах, которые до сей поры задерживали её» («Of the Reformation touching church discipline in England and the causes that hitherto have hindered it», 1641 год), «Основание церковного управления» («The reason of church government…», 1642 год) – против англиканской церкви в защиту пресвитериан, и др. В 1642 году Мильтон женился на девушке из роялистской семьи М. Поуэлл, которая вскоре ушла от Мильтона к родителям (вернулась к Мильтону в 1645 году, умерла в 1652 году). Это событие послужило поводом для написания трактатов, в которых Мильтон отстаивал право супругов на развод: «Доктрина и порядок развода» («The doctrine and discipline of divorce», 1643 год) и др.; вызвали бурную полемику. В эти же годы Мильтон создал латинский трактат «О христианском учении» («De Doctrina Christiana»), в котором, признавая важность крещения, утверждал, что его должны принимать только взрослые; остальные 6 таинств, равно как и какую бы то ни было церковную иерархию, он отрицал. Опасаясь возмущения, которое могло бы повлечь за собой обнародование трактата, Мильтон отказался от его публикации (издан в 1825 году). Наибольшую известность получили трактаты 1644 года «О воспитании» («Of Education») в духе ренессансного гуманизма и «Ареопагитика» («Areopagitica», русский перевод 1905 года), в котором Мильтон выступил в защиту свободы печати.
В 1645 году Мильтон опубликовал первый поэтический сборник «Стихотворения».
В трактате «Иконоборец» («Eikonoklastes», 1649 год) и латинских трактатах «Защита английского народа» («Pro populo Anglicano defensio», 1650 и 1654 годы) Мильтон, отстаивая идею республики, оправдывал казнь Карла I. В 1652 году Мильтон ослеп.
Тираноборческие настроения Мильтона ярко проявились в трактате «Скорый и лёгкий путь к установлению свободной республики» («The ready and easy way to establish a free commonwealth», 1660 год).
После прихода к власти Карла II (1660 год) Мильтон был арестован и заключён в тюрьму; благодаря заступничеству влиятельных друзей освобождён. В 1667 году вышло первое издание (в 10 книгах; позднее – в 12 книгах) шедевра Мильтона – эпической поэмы «Потерянный рай» («Paradise lost», русский перевод 1777 года), над которой Мильтон работал более 10 лет.
Замысел поэмы на библейский сюжет грехопадения возник у Мильтона ещё в молодости. Мильтону были известны пьесы Й. ван ден Вондела на тот же сюжет – «Люцифер» (1654 год) и «Адам в изгнании» (1664 год).
Поэма, продолжившая традиции эпической поэзии античности (Гомер, Вергилий, Овидий) и Возрождения (Данте, Т.
Тассо), написана в жанре христианской учёной эпопеи; она включает в себя также жанры шестоднева (рассказа о Сотворении мира), маски, оды, гимна, эклоги и т. д.
В «Потерянном рае» действуют персонажи библейской истории: Бог Отец, Бог Сын (Мессия), Сатана, Адам и Ева и др., а также придуманные Мильтоном аллегорические фигуры: дочь Сатаны – Грех, её сын – Смерть и др.
Поэма задумана как теодицея: цель автора – «благость Провиденья доказать, / Пути Творца пред тварью оправдав» (перевод А.А. Штейнберга).
Однако созданный Мильтоном образ Сатаны, восстающего против Бога и губящего любимое Божие творение – человека, своей мощью и художественной убедительностью заставил многих критиков, и прежде всего поэтов-романтиков (У. Блейк, П.Б.
Шелли), увидеть именно в нём главного героя поэмы. Впоследствии такая трактовка поэмы была подвергнута резкой критике К.С. Льюисом в книге «Предисловие к “Потерянному раю”» (1942 год).
Продолжением «Потерянного рая» стала поэма «Возвращённый рай» («Paradise regained», 1671 год, русский перевод 1778 года), над которой Мильтон работал с 1665 по 1670 годы.
Если традиционно сюжет о возвращённом рае ассоциировался с изображением Страстей Христовых, с Его искупительной жертвой, то у Мильтона дело обстоит иначе: в центре его поэмы – искушения Христа в пустыне.
Мильтон внёс изменения в евангельский рассказ, прибавив к трём каноническим искушениям четвёртое – искушение античной культурой и философией. Христос последовательно отвергает все искушения, и Сатана понимает, что перед ним действительно Спаситель мира.
В изображении Христа в обеих поэмах проявились антитринитарные взгляды Мильтона. Так, в «Потерянном рае» Бог Отец коронует Мессию, как бы отделяя его от себя. В «Возвращённом рае» Христос не помнит о своей славе на небесах до воплощения в мире; у него нет полноты всеведения.
Последним произведением Мильтона стала героическая трагедия на библейский сюжет «Самсон-борец» («Samson Agonistes», 1671 год; оратория Генделя, 1743 год), имеющая и определённый автобиографический подтекст.
Утратив физическое зрение, герой трагедии прозрел духовно, он побеждает ценой собственной жизни.
Трагедии предпослано предисловие «О том роде драматической поэзии, который называется трагедией», в котором Мильтон изложил свои взгляды, близкие классицистической эстетике: разделение жанров на «высокие» и «низкие», ограничение времени действия одними сутками, 5-актное членение, принцип правдоподобия. Образцом жанра Мильтона, в отличие от Б. Джонсона и Дж. Драйдена и вослед итальянским драматургам, считал не римскую, а древне-греческую трагедию. «Самсон-борец» представляет собой так называемую драму для чтения и написан, как и обе поэмы, белым стихом, до Мильтона применявшимся исключительно в драматургии (К. Марло, У. Шекспир и др.). Мильтон отрицал рифму, видя в ней «изобретение варварского века», и использовал белый стих в подражание не знавшей рифмы античной поэзии.
В историческом труде «История Британии» («The History of Britain», 1670 год), где повествование доведено до завоевания Англии норманнами (1066 год), отразились взгляды Мильтона на историю как на осуществление воли Божией.
Мильтон поставил под сомнение многие легенды, прочно укоренившиеся в сознании англичан, в том числе легенду о короле Артуре.
Мильтон принадлежит также компилятивное сочинение «Краткая история Московии» («A brief history of Moscovia…», опубликованное в 1682 году; русский перевод под названием «Московия Джона Мильтона», 1875 год) – одна из немногих английских книг о России 2-й половины XVII века.
В творчестве Мильтона, связующем эпохи Возрождения и классицизма, соединились идеи ренессансного гуманизма и христианского Средневековья. Классицисты ценили в нём сочетание религиозно-морализаторского начала со строгостью формы; его тираноборческий пафос был близок романтикам.
В России произведения Мильтона известны с XVIII века в переводах с немецкого и французского языков. А.С. Пушкин называл Мильтона поэтом «изысканным и простодушным, тёмным, запутанным, выразительным, своенравным и смелым даже до бессмыслия» (статья «О Мильтоне и Шатобриановом переводе “Потерянного рая”», 1836 год).
Сочинения:
Works. N. Y., 1931-1940. Vol. 1-20;
Poetical works. Oxf., 1952-1955. Vol. 1-2;
Потерянный рай. Возвращенный рай. Другие поэтические произведения / Изд. подготовили А.Н. Горбунов, Т.Ю. Стамова. М., 2006.
Литература
- Bradshaw J. A concordance to the poetical works of J. Milton. L., 1894. L., 1965
- Lewis C.S. A preface to Paradise lost. L., 1942
- Самарин Р.М. Творчество Дж. Мильтона. М., 1964
- Чамеев А.А. Дж. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986
- Fallon R.Th. Divided empire: Milton’s political imagery. Phil., 1995
- J. Milton: critical reritage. L., 1995. Vol. 1-2
- Parker W.R. Milton: a biographical commentary. Oxf., 1996
- Павлова Т.А. Милтон. М., 1997
- Hill C. Milton and the English Revolution. L., 1997
- Wilson A.N. The life of J. Milton. L., 2002
- Loewenstein D. Milton: Paradise lost. 2nd ed. Camb., 2004
- Lewalski B.K. The life of J. Milton. 2nd ed. Oxf., 2003
- Shawcross J. T. Milton: a bibliography for the years 1624-1700. Binghamton, 1984
- Klemp P.J. The Essential Milton: an annotated bibliography of major modern studies. Boston, 1989
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/milton_milton_dzhon
МИЛЬТОН, ДЖОН
МИЛЬТОН, ДЖОН (Milton, John) (1608–1674), великий английский поэт. Родился 9 декабря 1608 в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного.
В 1625 шестнадцатилетний Мильтон поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета, что должно было увенчаться через некоторое время степенью бакалавра, а затем магистра искусств.
И в том и в другом случае требовалось принять духовный сан. После мучительных размышлений Мильтон решил отказаться от церковной карьеры.
В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение Хортон (графство Бакингемшир), где провел шесть лет.
Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону место в анналах английской поэзии. L'Allegro (итал. «радостный») и Il Penseroso (итал. «задумчивый»; написаны, вероятно, ок.
1632) – небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты; Комус (Comus, 1634) – «маска», т.е.
наполовину драматическое произведение; в 1637 Мильтон написал пасторальную элегию в память университетского товарища Люсидас (Lycidas).
Комус и Люсидас – наиболее яркие образцы раннего творчества Мильтона. В первом произведении благодаря волшебным силам целомудрие противостоит искушениям.
Второе посвящено не столько смерти Э.Кинга, сколько рассуждениям о пастырском призвании.
В Люсидасе поражает умение Мильтона в стихах с мощным синтаксисом и богатой мелодикой от строки к строке выдерживать общее настроение.
Семь лет колледжа с последующими шестью годами самостоятельных занятий в Хортоне не утолили жажду знаний в душе Мильтона, и, с благословения отца, в начале 1638 он отправился в двухгодичное путешествие по Европе. Слухи о неминуемой гражданской войне побудили его в 1639 спешно вернуться в Англию.
По завершении написанной на латыни элегии Epitaphium Damonis (лат. Эпитафия Дамону) в память о товарище, с которым он учился в Сент-Полз-скул и Кембриджском университете, Мильтон открыл частное учебное заведение в Сент-Брайдз-Чёрчъярд для своих племянников, Джона и Эдуарда Филлипсов.
Однако очень скоро его увлекли более насущные проблемы. В 1641 он обнародовал свой первый прозаический памфлет – трактат О реформации в Англии (Of Reformation in England).
В том же году в свет вышли трактаты О епископском достоинстве высшего священства (Of Prelatical Episcopacy) и Порицания по поводу защиты увещевателя (Animadversions upon the Remonstrant's Defence), затем последовали Рассуждение об управлении церковью (The Reason of Church Government, 1641–1642) и Оправдание Смектимнууса (An Apology for Smectymnuus, 1642).
Летом 1642 Мильтон отдыхал в течение месяца близ Оксфорда (из этих мест происходил его род) и вернулся домой с невестой, урожденной Мэри Пауэлл.
В ее родне все были убежденными роялистами, Мильтон же был пуританином и, следовательно, противником существующей монархии. Ему было 33 года, ей – 16.
Месяц спустя новоиспеченная г-жа Мильтон попросилась в гости к родителям и получила у супруга согласие на двухмесячную отлучку. К мужу она вернулась только летом 1645.
В 1645–1649 Мильтон отошел от общественных дел. Биографы полагают, что он был занят обдумыванием и сбором материалов для Истории Британии (History of Britain) либо работал над обобщающим трактатом О христианском учении (Of Christian Doctrine). Но в 1649 явилось дело, нарушившее отшельничество Мильтона.
В последний день января 1649 принародно казнили Карла I; не прошло и двух недель, как Мильтон выступил в печати с памфлетом Обязанности государей и правительств (The Tenure of Kings and Magistrates). В сложившейся обстановке выступление прозвучало необычайно резко и было как нельзя более на руку радикальной партии.
В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете.
К концу 1649 возмущенные отклики на казнь Карла звучали в Европе все громче, и потребовались новые ясные и убедительные оправдания цареубийства.
Мильтон написал на латыни три апологии казни короля: Защита английского народа (Defensio pro populo Anglicano, 1651), Повторная защита (Defensio secunda, 1654) и Оправдание для себя (Defensio pro se, 1655). Несомненно, 1650-е годы стали для него десятилетием безотрадным, бедствия шли почти непрерывной чередой.
В феврале 1652 он ослеп, в мае родами его третьей дочери Деборы умерла жена. В июне, не дожив до года, умер единственный сын Джон. На исходе 1656 Мильтон женился на Катарине Вудкок, в начале 1658 она умерла. Между тем и политические, и религиозные дела в стране шли, с точки зрения Мильтона, как нельзя хуже.
Революция, призванная произвести на свет просвещенную и вольную республику, обернулась диктатурой. Церковь раскололась на враждующие фракции. За склокой политических и религиозных партий подспудно, но неуклонно нарастала тяга к возврату под власть нового монарха – Карла Стюарта.
Несмотря на слепоту, Мильтон до 1655 исполнял обязанности секретаря при Государственном совете благодаря чтецам, помощникам, переписчикам. За отставкой последовал еще один незаполненный промежуток в четыре года.
И когда стало ясно, что революция провалилась и на пороге Реставрация, Мильтон опубликовал три дерзких и очень откровенных памфлета в поддержку Правого Дела.
Трактат об участии гражданской власти в делах церковных (A Treatise of Civil Power in Ecclesiastical Causes) и Соображения касательно уместнейших способов к удалению наемников из Церкви
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MILTON_DZHON.html
Джон Мильтон
Мильтон получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете.
По окончании курса он провёл пять лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование.
Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637—1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.
В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость.
Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:
- «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.
- «Lycidas» («Люсидас»). «Lycidas» даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.
- «Comus» («Комус»). Это одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время ещё не прошла мода.
Зрелость
С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.
В 1641 женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод.
Жена уехала от него в первый же год, и своим отказом вернуться довела его до отчаяния.
Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»). В феврале 1652 он ослеп.
На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — второй жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»).
Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня.
Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия.
Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика» — «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»).
Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» — «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641, а последний — («A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.
Источник: http://people-archive.ru/character/dzhon-milton
О милтоне эриксоне
Милтон Г. Эриксон, доктор медицины, известен во всем мире как ведущий практик медицинского гипноза. Его оригинальные разработки техники наведения транса, исследования возможностей и ограничений гипнотического опыта, равно как и работы по изучению природы взаимодействия между гипнотерапевтом и клиентом значительно обогатили психотерапию.
Вероятно, менее известен тот факт, что доктор Эриксон рассматривает пути терапевтического воздействия с принципиально новых позиций.
На протяжении многих лет он развивает эффектные и одновременно несложные методы лечения, не всегда включающие в себя формальное наведение транса.
А как удивились бы те, кто считает Эриксона в первую очередь гипнотерапевтом, если бы узнали, что он включил себя в телефонный справочник как психиатра и семейного консультанта!
Доктор Эриксон — психолог и психиатр, принимает участие в работе Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации психиатров. Наряду с этим он является членом Американской ассоциации психопатологии и почетным членом многих сообществ медицинского гипноза Европы, Азии и Латинской Америки.
Его деятельность на посту президента-учре- дителя Американского общества клинического гипноза включала также и учреждение и издание профессионального журнала этого общества.
Большая частная практика в Фениксе, штат Аризона, проходила наряду с постоянными поездками по стране и за рубеж для проведения лекций и семинаров по гипнозу.
Родившийся в Ауруме, штат Невада, в городе, которого уже не существует, Эриксон был одним из тех немногих, кто в крытых повозках отправился на восток. Их семья обосновалась на ферме в Висконсине. Когда Милтон был студентом-психологом
Висконсинского университета, ему довелось наблюдать гипнотические опыты Кларка Л. Халла, которые произвели на него неизгладимое впечатление.
Желая попробовать свои силы, Эриксон повторил опыты самостоятельно, и с этих пор начал учиться, гипнотизируя своих друзей, соучеников, а во время летних каникул на ферме — родителей. Постепенно Милтон совершенствовал свое мастерство.
На следующий год осенью он под руководством Халла принял участие в семинаре, где рассказал о своих летних гипнотических опытах и об экспериментальной работе в лаборатории.
К третьему курсу Эриксон уже имел опыт погружения в транс нескольких сотен людей, выполнил множество экспериментов и проводил демонстрации гипнотических сеансов перед учащимися Медицинской школы, студентами психологического отделения и персоналом государственной больницы Мендоты.
Получив медицинскую степень, закончив интернатуру и пройдя практику в психиатрической больнице Колорадо, Эриксон получил должность младшего психиатра в государственной больнице Род-Айленда. Спустя несколько месяцев, в апреле 1931 года, он был принят в штат Исследовательской службы при государственной больнице Ворчестера, где быстро вырос до главного психиатра службы.
Спустя четыре года Эриксон приехал в Элоизу, штат Мичиган, как директор Центра психологических исследований и тренинга при окружной больнице Уэйна.
Тогда же он стал членом- корреспондентом психиатрии в Государственном медицинском колледже Уэйна, одновременно выполняя обязанности профессора клинической психологии в Мичиганском университете в Ист-Лэнсинге.
Здесь, в Элоизе, Эриксон провел свои крупнейшие эксперименты и начал применять гипноз для профессионального обучения ординаторов.
Обучая психиатров и студентов-медиков, доктор Эриксон основной акцент делал на умении наблюдать. Он был убежден, что гипнотический тренинг может значительно развить эту способность. Его необыкновенная наблюдательность стала легендой.
Говоря о том, что физические ограничения значительно усилили эту способность, он рассказывал: “В семнадцать лет я перенес полиомиелит. Я лежал в постели, не чувствуя своего тела, не в состоянии определить положение моих рук или ног на кровати.
Часами я пытался ощутить, где сейчас моя ладонь, или ступня, или пальцы на ногах. Я стал обостренно ощущать, что такое движение. Позднее, в университете, я изучил природу мышц и придумал, как эффективнее использовать мои собственные уцелевшие после полиомиелита мышцы.
Я учился хромать с минимальным напряжением — на это ушло десять лет.
Я стал обостренно воспринимать физические движения окружающих, и это было чрезвычайно полезно. Люди порой совершают мелкие предательские движения, которые многое могут сообщить опытному наблюдателю.
Большая часть наших связей с окружающими отражается в движениях нашего тела, а не в нашей речи. Я обнаружил, что могу определить хорошего пианиста не по звукам исполняемой им музыки, а по тому, как его пальцы прикасаются к клавишам.
Уверенное прикосновение, нежное прикосновение, сильное и одновременно точное прикосновение. Истинная игра подразумевает изысканные физические движения”.
Доктор Эриксон не может определить хорошего пианиста по звукам музыки, так как лишен музыкального слуха. Эту свою особенность он также считает плюсом для работы. “Способ построения речи может о многом сообщить, — говорит он.
— Из- за тоновой глухоты я начал обращать особое внимание на модуляции голоса и меньше отвлекаться на содержание сказанного.
Многие модели поведения отражаются скорее в том, как человек говорит, чем в том, что он говорит”.
Эриксон не различает цвета, и это тоже стало для него плюсом, который он использует, например, в экспериментах с внушением цветовой слепоты под гипнозом. Один из таких необыкновенных и чрезвычайно интересных опытов был описан в статье “Гипнотическое внушение цветовых галлюцинаций с последующими псевдонегативными последовательными образами”.
У испытуемых, в состоянии транса смотрящих на белый лист бумаги, вызывали цветные галлюцинации. Затем им предъявлялся другой белый лист, на котором испытуемые видели последовательный образ дополнительного цвета.
Держал эти листы сам доктор Эриксон, который не мог представить себе цвета ни в трансе, ни в обычном состоянии, а значит, не мог повлиять на ход эксперимента.
Пурпурный — единственный доступный ему цвет. И хотя это не всегда уместно, он старается окружать себя вещами именно такого цвета — носит пурпурные рубашки и галстуки; ложась спать, облачается в пурпурную пижаму; а, заходя в ванную комнату, наслаждается пурпурным цветом ее стен.
Часто повторяя, что задача психотерапии — помочь человеку расширить границы своих возможностей, Эриксон всю жизнь действовал в этих границах. Когда в 1919 году он был полностью парализован, врачи сообщили, что он больше никогда не сможет ходить.
Часами концентрируя внимание на мельчайших импульсах, возникающих в мышцах ног, он сначала добился еле заметных движений. Спустя год он уже передвигался с помощью костылей.
Ему даже удалось найти сидячую работу на консервном заводе, чтобы собрать деньги на обучение в университете.
Когда Милтон окончил первый курс, лечащий врач посоветовал ему подобрать для летних каникул физическое занятие на солнце, с достаточной нагрузкой и не требующее участия ног. Эриксон выбрал путешествие на каноэ и в июне отправился в путь.
На сборы много времени не ушло. Он надел купальный костюм, широкие брюки, на голову — носовой платок, завязанный по углам узелками. Из провизии Эриксон взял два небольших мешочка — один с рисом, другой с бобами, немного посуды и деньги — 2 доллара 32 цента.
Запас сил был еще меньше: он даже не мог сам столкнуть в воду свое каноэ, а проплыть был в состоянии не больше двух метров. И вот с таким имуществом он с июня по сентябрь пропутешествовал от озер Мадисона через Миссисипи в Рок-Ривер и назад к Мадисону.
Запасы пищи он пополнял за счет рыбной ловли, сбора съедобных растений на берегах рек и озер.
Иногда ему случалось выловить несколько картофелин или яблок, плавающих среди очистков в водах Миссисипи, так как повара речных пароходиков имели обыкновение весь мусор выбрасывать за борт.
Так он путешествовал, почти без припасов и денег, поначалу такой слабый, что не мог переносить каноэ через преграждавшие путь дамбы, и делал перерывы для отдыха через каждые полчаса работы веслом.
И было еще одно условие, делавшее путешествие значительно более сложным. Эриксон никогда не просил помощи у окружающих. Хотя частенько ему удавалось получить от людей то, что нужно, и без просьб.
Он так рассказывал о своем путешествии: “Плывя по реке, я иногда встречал рыбацкую лодку и приближался на расстояние, достаточное для ведения разговора. Я был дочерна загорелый и на голове носил носовой платок с узелками, своим видом вызывая у рыбаков любопытство.
Завязывалась беседа, и я рассказывал им, что я студент-медик и путешествую для поправки здоровья. Бывало, они спрашивали меня, как ловится рыба, и тогда я отвечал, что еще пока рановато для клева. Так или иначе, к концу беседы рыбаки давали мне часть своего улова, хотя я и не просил их об этом.
Обычно они предлагали мне зубатку, большую и вкусную рыбу, но я не брал ее — ведь она дорого стоит, а рыбаки зарабатывали себе на жизнь. И взамен одной зубатки они давали мне окуней в два- три раза больше”.
Была и другая проблема — дамбы на реках. Эриксон рассказывает: “Я вскарабкивался на один из окружающих дамбу столбов. Вскоре собирались люди и с любопытством смотрели, как я сижу там и читаю книгу на немецком языке.
Наконец, кто-то не выдерживал и спрашивал, какого черта я залез на столб и что я там делаю. Тогда, оторвавшись от книги, я говорил, что ожидаю, пока мое каноэ перенесут через дамбу.
За этим обычно следовала добровольная помощь”.
Так, используя удобные случаи и услуги окружающих, Эриксон совершил свое летнее путешествие, которое дало ему хорошую физическую форму и помогло расширить пределы своих возможностей.
По возвращении оказалось, что объем его грудной клетки увеличился на 20 сантиметров, он мог свободно проплыть милю и грести без отдыха четыре мили против течения, не говоря уже о том, что сам переносил через дамбы свое каноэ.
Позднее, в 1952 году, произошел редкий в медицинской практике случай: Эриксон перенес полиомиелит во второй раз. Правая половина тела была полностью парализована. Но уже через год он сумел совершить одно из наиболее сложных путешествий пешком по горам Аризоны, пользуясь для опоры только двумя палками.
Эриксон покинул Элоизу и обосновался в Фениксе в основном из-за здоровья. Его частная практика проходила в уникальном обрамлении. Офис для приема клиентов находился в его доме, небольшом кирпичном здании, расположенном в живописном месте. Приемной служила гостиная, и год за годом его пациентов представляли жене и восьмерым детям Эриксона.
Он принимал пациентов в кабинете, где стояли только письменный стол, несколько стульев и книжных шкафов. На стене висели портреты его родителей, которые дожили до девяноста лет, а вокруг были разбросаны и расставлены вещи, вызывающие ощущение домашнего уюта, — например, чучело барсука. Такой кабинет казался до смешного скромным для психиатра такого уровня, как Эриксон.
Но сам он считал, что удобство и уют — прежде всего.
Один молодой терапевт, начинавший практику в Фениксе и подыскивавший помещение, убеждал Эриксона, что его приемная должна быть совсем другой. Доктор Эриксон ответил, что в начале его практики приемная была еще проще — там были только два стула и стол. “Но зато там был я”, — добавил он.
Помимо частной практики Эриксон проводил дома большую дополнительную работу. Жена помогала ему издавать “Американский журнал клинического гипноза”. Долгие годы Элизабет Эриксон участвовала во многих начинаниях своего мужа и была соавтором многих его статей.
Они познакомились, когда она изучала психологию в университете Уэйна, параллельно работая лаборантом на кафедре. Поженились они в 1936 году. Доктор Эриксон уже был перед этим женат и имел трех детей от первого брака.
У них с Элизабет было пятеро общих детей, и они были очень счастливы в семейной жизни. Миссис Эриксон однажды заметила, что у них в доме должен быть, по крайней мере, один ребенок моложе двадцати на протяжении следующих тридцати лет.
Так и получилось: их младшие двое детей сейчас еще не достигли двадцатилетия, тогда как старшие уже женились и привели своим родителям внуков.
При обсуждении проблем гипноза и психотерапии доктор Эриксон часто использует примеры из жизни своих детей. Читатели, которым интересно, что значит иметь в доме отца- гипнотизера, могут оценить статью “Гипнотерапия в педиатрии”. В этой статье доктор Эриксон описывает случай со своим сыном Робертом, иллюстрируя приемы работы с детьми, испытывающими сильную боль.
Роберт упал с лестницы, разбил губу и вогнал передний верхний зуб в челюстную кость. Сильно текла кровь, и мальчик громко кричал от боли и ужаса. Родители бросились к нему. Эриксон описывает этот случай так:
“Мы и не пытались поднять его. Вместо этого, как только он остановился, чтобы набрать воздуха для нового крика, я быстро сказал ему, просто, сочувственно и многозначительно: “Очень больно, Роберт. Ужасно больно”.
Несомненно, в тот момент мой сын понял, что я знаю, о чем говорю. Он мог со мной согласиться и знал, что я тоже с ним полностью согласен.
Поэтому он мог теперь ко мне прислушаться и довериться мне, ведь я показал ему полное понимание ситуации”.
Вместо того чтобы что-то внушать мальчику, доктор Эриксон продолжал в своей обычной манере:
“Затем я сказал Роберту: “И будет еще болеть”. Этим простым утверждением я выразил его страх, подтвердил его видение ситуации, продемонстрировал полное понимание сути дела и мое полное согласие с ним — ведь в тот момент ему казалось, что его страдание и боль никогда не кончатся.
Следующим нашим с ним шагом было провозглашение (в момент его очередной паузы для вдоха): “И ты очень хочешь, чтобы перестало болеть”. И снова мы были в полном согласии, и я удовлетворял и даже поощрял его желание. И это было именно его желание, идущее изнутри и заключающее в себе его настоятельную потребность.
Обозначив ситуацию таким образом, я уже мог что-то предлагать и быть уверенным в его согласии со мной. И я предложил: “Возможно, оно перестанет болеть через какое-то время, через минуту или две”.
Это предложение полностью соответствовало его собственным потребностям и желаниям и, поскольку оно содержало в себе слова “возможно, перестанет”, оно не вступало в противоречие с его собственным пониманием ситуации. Таким образом он мог принять эту идею и отреагировать на нее”.
Затем доктор Эриксон переходит к другому важному аспекту ситуации.
“Роберт знал, что ему больно, что он страдает; он видел кровь на полу и на своих руках, чувствовал во рту ее вкус. И так же, как любой другой человек на его месте, хотел бы видеть в своем несчастье нечто особенное и желал бы какого-то особенного утешения.
Никто не хочет, чтобы у него была пустячная головная боль; если уж голова болит, то пусть она болит так сильно, что только он, страдалец, и может это выдержать.
Какой утешительной может быть человеческая гордость! Поэтому внимание Роберта было направлено на две жизненно важные цели, выраженные в следующих простых утверждениях: “Как много крови на земле! Какая это замечательная, здоровая, хорошая кровь! Мама, посмотри внимательно и ты увидишь. Я уверен, что это так, но хочу, чтобы ты тоже убедилась”.
Мы внимательно исследовали кровь и подтвердили, что она действительно здоровая и хорошая, но нужно было еще провести изучение качества крови на фоне белого умывальника в ванной.
Таким образом мальчик, уже переставший кричать от боли и страха, был умыт. Когда его привели к доктору для наложения швов, его прежде всего спросили, выдержит ли он то, что однажды уже проделали с его сестрой.
Наложение швов прошло без обезболивания, ведь мальчик был заинтересован в результате процедуры”.
Психология bookap
Хотя у доктора Эриксона была местная практика, многие из его пациентов приезжали издалека. Одни прибывали к нему из Нью-Йорка или из Мехико, как к хирургу, другие время от времени приезжали с Западного побережья. В последнее время и его практика, и обучение сократились из-за проблем со здоровьем. Сейчас он практически все время проводит, сидя в инвалидной коляске.
Многие почитатели таланта Эриксона знают, что его подход к терапии и гипнозу недостаточно известен психиатрическому сообществу. Хотя сам он очень знаменит и популярен, его основные произведения не очень доступны.
Он опубликовал более ста трудов по множеству вопросов, но читатель одной случайной статьи или слушатель единственной лекции все-таки не могут по достоинству оценить все величие работы этого человека и все то новое, что он привнес в науку и практику.
Источник: https://bookap.info/book/o_miltone_eriksone/gl3.shtm