Краткая биография мильтон

Мильтон Джон – краткая биография – Русская историческая библиотека

Джон Мильтон родился в 1608 году в семье лондонского нотариуса. Отец Мильтона, убежденный пуританин, воспитывал сына в кальвинистских традициях.

Начальное образование и первые литературные впечатления Мильтон получил в школе при церкви св.

Павла в Лондоне, находившейся в руках рьяных пуритан – Джиллов, которые оказали сильное влияние на формирование мировоззрения и литературных вкусов подростка.

Обратите внимание

Затем 16-летний Джон Мильтон, как большинство сыновей из зажиточных пуританских семейств, попал в Кембридж – уже в те годы гнездо пуританского вольнодумства и антимонархических настроений, нередко вызывавшее гнев королей Якова I и Карла I Стюартов. В Кембридже Мильтон занимался изучением древнеклассической литературы и писал стихи на английском и латинском языке (ода «На утро Рождества Христова», 1629).

В Кембридже молодой Мильтон втянулся в борьбу между студентами, сочувствующими парламенту (к их числу принадлежал и Мильтон), и сторонниками аристократии и монархизма, которые здесь были в меньшинстве.

Из-за какого-то политического столкновения с преподавателем Мильтон был даже временно исключен из университета, но это не помешало ему закончить курс с отличием.

В 1624 Джон Мильтон получил звание бакалавра, а в 1632 магистра свободных искусств

Джон Мильтон. Портрет ок. 1629

К этому времени отец Мильтона приобрел неподалеку от Лондона имение Гортон. Окончив университет, Мильтон провел здесь пять лет в упорных занятиях, изучении классиков и Шекспира.

Очевидно, он готовился в эти годы к профессии священника, от которой впоследствии отказался, говоря, что как сторонник «республиканского» кальвинистского церковного строя не желает быть рабом англиканских епископов.

В период жизни у отца Джон Мильтон написал аллегорическую пьесу «Комус», «Аркадию» (1637), элегию «Lycidas» (1637), стихотворения «Задумчивый» («Il penseroso») и «Весёлый» («Allegro»). В «Allegro» он воспевает красоту земли, радости жизни, а в «Il penseroso» – высшее счастье мыслителя, изучающего вселенную.

В 1638 году Мильтон совершил длительную поездку по Европе. Он побывал во Франции, надолго задержался в Италии, где существенно пополнил свои знания в области классической филологии и итальянской литературы. Получив вести о близящейся английской революции, Мильтон возвратился из Италии домой.

Важно

Он принял участие в политической борьбе на стороне революционеров и выступил против короля Карла I и англиканства c целым рядом политических памфлетов: «Prelatical episcopacy», «Reason of church government» и др.

К этому времени относится несчастная женитьба Мильтона на Мэри Поуэлл – девушке, воспитанной в роялистских убеждениях и не выдержавшей пуританского гнета мужа.

Вскоре Мильтон вошёл в тесные связи с индепендентами, но верх в революции первоначально взяла враждебная тем пресвитерианская партия.

Гневно осуждавшие ранее «королевскую тиранию» пресвитериане, дорвавшись до власти, далеко превзошли Стюартов в нетерпимости, требуя ограничения свободы прессы.

Джон Мильтон выступил против них со своей знаменитой речью: «Ареопагитика» (1644), лучшим своим прозаическим произведением, где он высказывал мысль, что «уничтожение книги – убивает разум». С 1645 – 1649 Мильтон писал историю Англии в англосаксонскую эпоху. Он издал ее в 1669 под названием: «История Британии».

В конце 1640-х годов индепенденты – партия Мильтона – оттеснили от власти пресвитериан, но деспотизмом ещё превзошли их. Вождь индепендентов, Оливер Кромвель, добился казни побеждённого в гражданской войне короля Карла I и формального провозглашения Англии республикой.

Но под видом «свободы» Кромвель ввёл в стране режим «протектората» – единоличной власти. Своих политических и религиозных врагов индепендентская «республика» подавляла с гораздо большей жестокостью, чем ранее Стюарты.

Ригористичный пуританин Мильтон, прежде горячо порицавший «притеснения» монархии и пресвитериан, теперь целиком оправдывал диктатуру индепендентов. Состоя в тесной связи с индепендентскими вождями, он с конца 1640-х годов стал прямым исполнителем их поручений.

Совет

В 1650-х годах Джон Мильтон выполнял огромную работу «Латинского секретаря» индепендентской республики – консультанта по вопросам международной политики. От непосильного труда Мильтон лишился зрения, но продолжал усиленную деятельность.

Падение индепендентского режима после реставрации 1660 года поставило Мильтона в тяжкие условия. Монархисты, вернувшиеся к власти при поддержке большинства народа, подвергли преследованиям главных заправил революции. Джону Мильтону одно время грозила смертная казнь, контрибуция разорила его.

Его сочинение «Защита английского народа» (настольная книга пуритан) по постановлению парламента было сожжено рукою палача. Самого Мильтона на время арестовали, но вскоре отпустили. Ему теперь пришлось жить в бедности с тремя дочерьми, не понимавшими своего отца и не умевшими ему служить.

В последние годы он совершенно отпал от господствующей церкви и склонялся к учению квакеров.

Мильтон диктует своим дочерям «Потерянный рай». Художник М. Мункачи, 1877-1878

Однако личные страдания не сломили сильного духа великого поэта, и в эту эпоху горя и нищеты Джон Мильтон создал величайшее свое произведение – эпос «Потерянный Рай» («Paradise Lost») и позднее, его продолжение, «Возвращенный Рай», создавшие ему громадную, неувядаемую славу.

«Потерянный Рай» рассказывает о происхождении первых людей, о трагической борьбе между небом и сатаной. Здесь Мильтон высказывает свою основную идею, что свобода веры не должна подчиняться догмату.

Как ни велико это произведение по смелости задуманного плана, надо признать, что картины в нем слишком растянуты, а излагаемые идеи заставляют видеть в Мильтоне скорее ученого, чем поэта. Но великолепное красноречие сатаны, а также поэтичные образы Бога-Отца и Бога-Сына, производят неизгладимое впечатление. «Потерянный Рай» был напечатан лишь в 1667.

2-е издание появилось в 1674, а 3-е уже после смерти автора. В 1749 Ньютон снова издал его; популярным оно сделалось лишь в начале XVIII столетия и произвело впечатление во всей Европе, вызвав массу переводов.

Эпос «Возвращенный Рай», рассказывающий об искушении Христа в пустыне, стоит ниже «Потерянного рая» из-за сухости и холодности изложения. Последнее сочинение Мильтона, трагедия «Самсон-борец» (1671), может быть названо его лучшим по законченности лирическим произведением.

Обратите внимание

Умер Джон Мильтон в 1674 году. До конца жизни он продолжал сохранять веру в конечное торжество республиканского строя.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/2818-milton-dzhon-kratkaya-biografiya

МИЛЬТОН, МИЛТОН ДЖОН

МИЛЬТОН, МИЛТОН ДЖОН – английский по­эт, дра­ма­тург, пуб­ли­цист, государственный и по­ли­тический дея­тель.

Cын но­та­риу­са и ком­по­зи­то­ра-лю­би­те­ля Джо­на Миль­то­на. Учил­ся в шко­ле Святого Пав­ла (1620-1625 годы) в Лон­до­не, за­тем – в Крайст-кол­лед­же Кем­бридж­ско­го уни­вер­ситета (1625-1632 годы). При­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в Анг­лий­ской ре­во­лю­ции XVII века, за­ни­мал пост ла­тин­ско­го сек­ре­та­ря в пра­ви­тель­ст­ве О. Кром­ве­ля (вёл ме­ж­ду­народную пе­ре­пис­ку).

К ран­ним по­этическим опы­там от­но­сят­ся латинские эле­гии, итальянские пас­то­раль­ные со­не­ты, па­ра­фра­зы псал­мов (114 и 136), стихотворение «На смерть пре­крас­но­го ре­бён­ка, умер­ше­го от каш­ля» («On the death of a fair infant», 1628 год) – под­ра­жа­ние Э.

 Спен­се­ру; ода «На ут­ро Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва» («On the morning of Christ’s nativi­ty», 1629 год), на­пи­сан­ная се­ми­строч­ной, так называемой ко­ро­лев­ской, стро­фой, вве­дён­ной Дж. Чо­се­ром; по­этический дип­тих «L’Allegro» и «Il Penseroso» (ме­ж­ду 1631 и 1633 годами, лёг в ос­но­ву ора­то­рии Г.Ф.

Ген­де­ля «Ве­сё- лый, за­дум­чи­вый и уме­рен­ный», 1740 год), где про­ти­во­пос­тав­ле­ны два со­стоя­ния че­ло­ве­че­ской ду­ши; пье­сы-мас­ки «Жи­те­ли Ар­ка­дии» («Arcades», 1632 год) и «Ко­мус» («Comus», 1634 год), по­стро­ен­ные на рез­ком кон­тра­сте гре­ха и доб­ро­де­те­ли.

Луч­шим про­из­ве­де­ни­ем это­го пе­рио­да ста­ла тра­ур­ная эле­гия «Лю­си­дас» («Ly­cidas», 1638 год), на­пи­сан­ная Мильтоном по слу­чаю ги­бе­ли при ко­раб­ле­кру­ше­нии его дру­га и од­но­каш­ни­ка Э. Кин­га. В эле­гии те­ма смер­ти тес­но пе­ре­пле­те­на с мыс­ля­ми о на­зна­че­нии по­эта.

В 1638-1639 годах Мильтон пред­при­нял пу­те­ше­ст­вие по Фран­ции и Ита­лии, по­зна­ко­мил­ся с Г. Га­ли­ле­ем.

В го­ды ре­во­лю­ции Мильтон, при­няв­ший сто­ро­ну ин­де­пен­ден­тов, об­ра­тил­ся к пуб­ли­ци­сти­ке: трак­та­ты «О Ре­фор­ма­ции в Анг­лии и при­чи­нах, ко­то­рые до сей по­ры за­дер­жи­ва­ли её» («Of the Reformation touching church discipline in England and the causes that hitherto have hindered it», 1641 год), «Ос­но­ва­ние цер­ков­но­го управ­ле­ния» («The reason of church government…», 1642 год) – про­тив анг­ли­кан­ской церк­ви в за­щи­ту пре­сви­те­ри­ан, и др. В 1642 году Мильтон же­нил­ся на де­вуш­ке из роя­ли­ст­ской се­мьи М. Поуэлл, ко­то­рая вско­ре уш­ла от Мильтона к ро­ди­те­лям (вер­ну­лась к Мильтону в 1645 году, умер­ла в 1652 году). Это со­бы­тие по­слу­жи­ло по­во­дом для на­пи­са­ния трак­та­тов, в ко­то­рых Мильтон от­стаи­вал пра­во суп­ру­гов на раз­вод: «Док­три­на и по­ря­док раз­во­да» («The doctrine and discipline of divorce», 1643 год) и др.; вы­зва­ли бур­ную по­ле­ми­ку. В эти же го­ды Мильтон соз­дал латинский трак­тат «О хри­сти­ан­ском уче­нии» («De Doctrina Christiana»), в ко­то­ром, при­зна­вая важ­ность кре­ще­ния, ут­вер­ждал, что его долж­ны при­ни­мать толь­ко взрос­лые; ос­таль­ные 6 та­инств, рав­но как и ка­кую бы то ни бы­ло цер­ков­ную ие­рар­хию, он от­ри­цал. Опа­са­ясь воз­му­ще­ния, ко­то­рое мог­ло бы по­влечь за со­бой об­на­ро­до­ва­ние трак­та­та, Мильтон от­ка­зал­ся от его пуб­ли­ка­ции (издан в 1825 году). Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли трак­та­ты 1644 года «О вос­пи­та­нии» («Of Educa­tion») в ду­хе ре­нес­санс­но­го гу­ма­низ­ма и «Аре­о­па­ги­ти­ка» («Areopagitica», русский перевод 1905 года), в ко­то­ром Мильтон вы­сту­пил в за­щи­ту сво­бо­ды пе­ча­ти.

Важно

В 1645 году Мильтон опуб­ли­ко­вал пер­вый по­этический сборник «Сти­хо­тво­ре­ния».

В трак­та­те «Ико­но­бо­рец» («Eikonoklastes», 1649 год) и латинских трак­та­тах «За­щи­та анг­лий­ско­го на­ро­да» («Pro populo Anglicano de­fen­sio», 1650 и 1654 годы) Мильтон, от­стаи­вая идею рес­пуб­ли­ки, оп­рав­ды­вал казнь Кар­ла I. В 1652 году Мильтон ос­леп.

Ти­ра­но­бор­че­ские на­строе­ния Мильтона яр­ко про­яви­лись в трак­та­те «Ско­рый и лёг­кий путь к ус­та­нов­ле­нию сво­бод­ной рес­пуб­ли­ки» («The ready and easy way to establish a free commonwealth», 1660 год).

По­сле при­хо­да к вла­сти Кар­ла II (1660 год) Мильтон был аре­сто­ван и за­клю­чён в тюрь­му; бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ст­ву влия­тель­ных дру­зей ос­во­бо­ж­дён. В 1667 году вы­шло пер­вое из­да­ние (в 10 кни­гах; позд­нее – в 12 кни­гах) ше­дев­ра Мильтона – эпической по­эмы «По­те­рян­ный рай» («Pa­radise lost», русский перевод 1777 года), над ко­то­рой Мильтон ра­бо­тал бо­лее 10 лет.

За­мы­сел по­эмы на биб­лей­ский сю­жет гре­хо­па­де­ния воз­ник у Мильтона ещё в мо­ло­до­сти. Мильтону бы­ли из­вест­ны пье­сы Й. ван ден Вон­де­ла на тот же сю­жет – «Лю­ци­фер» (1654 год) и «Адам в из­гна­нии» (1664 год).

По­эма, про­дол­жив­шая тра­ди­ции эпической по­эзии ан­тич­но­сти (Го­мер, Вер­ги­лий, Ови­дий) и Воз­ро­ж­де­ния (Дан­те, Т.

 Тас­со), на­пи­са­на в жан­ре хри­сти­ан­ской учёной эпо­пеи; она вклю­ча­ет в се­бя так­же жан­ры шес­тод­не­ва (рас­ска­за о Со­тво­ре­нии ми­ра), мас­ки, оды, гим­на, эк­ло­ги и т. д.

Читайте также:  Краткая биография грибоедов

В «По­те­рян­ном рае» дей­ст­ву­ют пер­со­на­жи биб­лей­ской ис­то­рии: Бог Отец, Бог Сын (Мес­сия), Са­та­на, Адам и Ева и др., а так­же при­ду­ман­ные Мильтоном ал­ле­го­рические фи­гу­ры: дочь Са­та­ны – Грех, её сын – Смерть и др.

Совет

По­эма за­ду­ма­на как тео­ди­цея: цель ав­то­ра – «бла­гость Про­ви­де­нья до­ка­зать, / Пу­ти Твор­ца пред тва­рью оп­рав­дав» (перевод А.А. Штейн­бер­га).

Од­на­ко соз­дан­ный Мильтоном об­раз Са­та­ны, вос­стаю­ще­го про­тив Бо­га и гу­бя­ще­го лю­би­мое Бо­жие тво­ре­ние – че­ло­ве­ка, сво­ей мо­щью и ху­дожественной убе­ди­тель­но­стью за­ста­вил многих кри­ти­ков, и пре­ж­де все­го по­этов-ро­ман­ти­ков (У. Блейк, П.Б.

Шел­ли), уви­деть имен­но в нём глав­но­го ге­роя по­эмы. Впо­след­ст­вии та­кая трак­тов­ка по­эмы бы­ла под­верг­ну­та рез­кой кри­ти­ке К.С. Льюи­сом в книге «Пре­ди­сло­вие к “По­те­рян­но­му раю”» (1942 год).

Про­дол­же­ни­ем «По­те­рян­но­го рая» ста­ла по­эма «Воз­вра­щён­ный рай» («Para­dise regained», 1671 год, русский перевод 1778 года), над ко­то­рой Мильтон ра­бо­тал с 1665 по 1670 годы.

Ес­ли тра­ди­ци­он­но сю­жет о воз­вра­щён­ном рае ас­со­ции­ро­вал­ся с изо­бра­же­ни­ем Стра­стей Хри­сто­вых, с Его ис­ку­пи­тель­ной жерт­вой, то у Мильтона де­ло об­сто­ит ина­че: в цен­тре его по­эмы – ис­ку­ше­ния Хри­ста в пус­ты­не.

Мильтон внёс из­ме­не­ния в еван­гель­ский рас­сказ, при­ба­вив к трём ка­но­ническим ис­ку­ше­ни­ям чет­вёр­тое – ис­ку­ше­ние ан­тич­ной куль­ту­рой и фи­ло­со­фи­ей. Хри­стос по­сле­до­ва­тель­но от­вер­га­ет все ис­ку­ше­ния, и Са­та­на по­ни­ма­ет, что пе­ред ним дей­ст­ви­тель­но Спа­си­тель ми­ра.

В изо­бра­же­нии Хри­ста в обе­их по­эмах про­яви­лись ан­ти­три­ни­тар­ные взгля­ды Мильтона. Так, в «По­те­рян­ном рае» Бог Отец ко­ро­ну­ет Мес­сию, как бы от­де­ляя его от се­бя. В «Воз­вра­щён­ном рае» Хри­стос не пом­нит о сво­ей сла­ве на не­бе­сах до во­пло­ще­ния в ми­ре; у не­го нет пол­но­ты все­ве­де­ния.

По­след­ним про­из­ве­де­ни­ем Мильтона ста­ла ге­ро­ическая тра­ге­дия на биб­лей­ский сю­жет «Сам­сон-бо­рец» («Samson Agonistes», 1671 год; ора­то­рия Ген­де­ля, 1743 год), имею­щая и оп­ре­де­лён­ный ав­то­био­гра­фический под­текст.

Обратите внимание

Ут­ра­тив фи­зическое зре­ние, ге­рой тра­ге­дии про­зрел ду­хов­но, он по­бе­ж­да­ет це­ной собственной жиз­ни.

Тра­ге­дии пред­по­сла­но пре­ди­сло­вие «О том ро­де дра­ма­ти­че­ской по­эзии, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся тра­ге­ди­ей», в ко­то­ром Мильтон из­ло­жил свои взгля­ды, близ­кие клас­си­ци­стической эс­те­ти­ке: раз­де­ле­ние жан­ров на «вы­со­кие» и «низ­кие», ог­ра­ни­че­ние вре­ме­ни дей­ст­вия од­ни­ми сут­ка­ми, 5-акт­ное чле­не­ние, прин­цип прав­до­по­до­бия. Об­раз­цом жан­ра Мильтона, в от­ли­чие от Б. Джон­со­на и Дж. Драй­де­на и во­след итальянским дра­ма­тур­гам, счи­тал не рим­скую, а древне-греческую тра­ге­дию. «Сам­сон-бо­рец» пред­став­ля­ет со­бой так называемую дра­му для чте­ния и на­пи­сан, как и обе по­эмы, бе­лым сти­хом, до Мильтона при­ме­няв­шим­ся ис­клю­чи­тель­но в дра­ма­тур­гии (К. Мар­ло, У. Шек­спир и др.). Мильтон от­ри­цал риф­му, ви­дя в ней «изо­бре­те­ние вар­вар­ско­го ве­ка», и ис­поль­зо­вал бе­лый стих в под­ра­жа­ние не знав­шей риф­мы ан­тич­ной по­эзии.

В ис­то­рическом тру­де «Ис­то­рия Бри­та­нии» («The History of Britain», 1670 год), где по­ве­ст­во­ва­ние до­ве­де­но до за­вое­ва­ния Анг­лии нор­ман­на­ми (1066 год), от­ра­зи­лись взгля­ды Мильтона на ис­то­рию как на осу­ще­ст­в­ле­ние во­ли Бо­жи­ей.

Мильтон по­ста­вил под со­мне­ние мно­гие ле­ген­ды, проч­но уко­ре­нив­шие­ся в соз­на­нии анг­ли­чан, в том числе ле­ген­ду о ко­ро­ле Ар­ту­ре.

Мильтон при­над­ле­жит так­же ком­пи­ля­тив­ное сочинение «Крат­кая ис­то­рия Мос­ко­вии» («A brief history of Moscovia…», опубликованное в 1682 году; русский перевод под названием «Мос­ко­вия Джо­на Миль­то­на», 1875 год) – од­на из не­мно­гих английских книг о Рос­сии 2-й половины XVII века.

В твор­че­ст­ве Мильтона, свя­зую­щем эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма, со­еди­ни­лись идеи ре­нес­санс­но­го гу­ма­низ­ма и хри­сти­ан­ско­го Сред­не­ве­ко­вья. Клас­си­ци­сты це­ни­ли в нём со­че­та­ние ре­ли­ги­оз­но-мо­ра­ли­за­тор­ско­го на­ча­ла со стро­го­стью фор­мы; его ти­ра­но­бор­че­ский па­фос был бли­зок ро­ман­ти­кам.

В Рос­сии про­из­ве­де­ния Мильтона из­вест­ны с XVIII века в пе­ре­во­дах с немецкого и французского язы­ков. А.С. Пуш­кин на­зы­вал Мильтона по­этом «изы­скан­ным и про­сто­душ­ным, тём­ным, за­пу­тан­ным, вы­ра­зи­тель­ным, свое­нрав­ным и сме­лым да­же до бес­смыс­лия» (статья «О Миль­то­не и Ша­тоб­риа­но­вом пе­ре­во­де “По­те­рян­но­го рая”», 1836 год).

Сочинения:

Works. N. Y., 1931-1940. Vol. 1-20;

Poe­tical works. Oxf., 1952-1955. Vol. 1-2;

По­те­рян­ный рай. Воз­вра­щен­ный рай. Дру­гие по­эти­че­ские про­из­ве­де­ния / Изд. под­го­то­ви­ли А.Н. Гор­бу­нов, Т.Ю. Ста­мо­ва. М., 2006.

Литература

  • Bradshaw J. A concordance to the poeti­cal works of J. Milton. L., 1894. L., 1965
  • Le­wis C.S. A preface to Paradise lost. L., 1942
  • Са­ма­рин Р.М. Твор­че­ст­во Дж. Миль­то­на. М., 1964
  • Ча­ме­ев А.А. Дж. Миль­тон и его по­эма «По­те­рян­ный рай». Л., 1986
  • Fallon R.Th. Divided empire: Milton’s political imagery. Phil., 1995
  • J. Mil­ton: critical reritage. L., 1995. Vol. 1-2
  • Par­ker W.R. Milton: a biographical commentary. Oxf., 1996
  • Пав­ло­ва Т.А. Мил­тон. М., 1997
  • Hill C. Milton and the English Re­volution. L., 1997
  • Wilson A.N. The life of J. Milton. L., 2002
  • Loewenstein D. Milton: Pa­radise lost. 2nd ed. Camb., 2004
  • Lewalski B.K. The life of J. Milton. 2nd ed. Oxf., 2003
  • Shaw­cross J. T. Milton: a biblio­graphy for the years 1624-1700. Binghamton, 1984
  • Klemp P.J. The Essential Milton: an an­notated bibliogra­phy of major modern studies. Boston, 1989

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/milton_milton_dzhon

МИЛЬТОН, ДЖОН

МИЛЬТОН, ДЖОН (Milton, John) (1608–1674), великий английский поэт. Родился 9 декабря 1608 в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного.

В 1625 шестнадцатилетний Мильтон поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета, что должно было увенчаться через некоторое время степенью бакалавра, а затем магистра искусств.

И в том и в другом случае требовалось принять духовный сан. После мучительных размышлений Мильтон решил отказаться от церковной карьеры.

В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение Хортон (графство Бакингемшир), где провел шесть лет.

Важно

Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону место в анналах английской поэзии. L'Allegro (итал. «радостный») и Il Penseroso (итал. «задумчивый»; написаны, вероятно, ок.

1632) – небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты; Комус (Comus, 1634) – «маска», т.е.

наполовину драматическое произведение; в 1637 Мильтон написал пасторальную элегию в память университетского товарища Люсидас (Lycidas).

Комус и Люсидас – наиболее яркие образцы раннего творчества Мильтона. В первом произведении благодаря волшебным силам целомудрие противостоит искушениям.

Второе посвящено не столько смерти Э.Кинга, сколько рассуждениям о пастырском призвании.

В Люсидасе поражает умение Мильтона в стихах с мощным синтаксисом и богатой мелодикой от строки к строке выдерживать общее настроение.

Семь лет колледжа с последующими шестью годами самостоятельных занятий в Хортоне не утолили жажду знаний в душе Мильтона, и, с благословения отца, в начале 1638 он отправился в двухгодичное путешествие по Европе. Слухи о неминуемой гражданской войне побудили его в 1639 спешно вернуться в Англию.

По завершении написанной на латыни элегии Epitaphium Damonis (лат. Эпитафия Дамону) в память о товарище, с которым он учился в Сент-Полз-скул и Кембриджском университете, Мильтон открыл частное учебное заведение в Сент-Брайдз-Чёрчъярд для своих племянников, Джона и Эдуарда Филлипсов.

Однако очень скоро его увлекли более насущные проблемы. В 1641 он обнародовал свой первый прозаический памфлет – трактат О реформации в Англии (Of Reformation in England).

Совет

В том же году в свет вышли трактаты О епископском достоинстве высшего священства (Of Prelatical Episcopacy) и Порицания по поводу защиты увещевателя (Animadversions upon the Remonstrant's Defence), затем последовали Рассуждение об управлении церковью (The Reason of Church Government, 1641–1642) и Оправдание Смектимнууса (An Apology for Smectymnuus, 1642).

Летом 1642 Мильтон отдыхал в течение месяца близ Оксфорда (из этих мест происходил его род) и вернулся домой с невестой, урожденной Мэри Пауэлл.

В ее родне все были убежденными роялистами, Мильтон же был пуританином и, следовательно, противником существующей монархии. Ему было 33 года, ей – 16.

Месяц спустя новоиспеченная г-жа Мильтон попросилась в гости к родителям и получила у супруга согласие на двухмесячную отлучку. К мужу она вернулась только летом 1645.

В 1645–1649 Мильтон отошел от общественных дел. Биографы полагают, что он был занят обдумыванием и сбором материалов для Истории Британии (History of Britain) либо работал над обобщающим трактатом О христианском учении (Of Christian Doctrine). Но в 1649 явилось дело, нарушившее отшельничество Мильтона.

В последний день января 1649 принародно казнили Карла I; не прошло и двух недель, как Мильтон выступил в печати с памфлетом Обязанности государей и правительств (The Tenure of Kings and Magistrates). В сложившейся обстановке выступление прозвучало необычайно резко и было как нельзя более на руку радикальной партии.

В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете.

К концу 1649 возмущенные отклики на казнь Карла звучали в Европе все громче, и потребовались новые ясные и убедительные оправдания цареубийства.

Обратите внимание

Мильтон написал на латыни три апологии казни короля: Защита английского народа (Defensio pro populo Anglicano, 1651), Повторная защита (Defensio secunda, 1654) и Оправдание для себя (Defensio pro se, 1655). Несомненно, 1650-е годы стали для него десятилетием безотрадным, бедствия шли почти непрерывной чередой.

В феврале 1652 он ослеп, в мае родами его третьей дочери Деборы умерла жена. В июне, не дожив до года, умер единственный сын Джон. На исходе 1656 Мильтон женился на Катарине Вудкок, в начале 1658 она умерла. Между тем и политические, и религиозные дела в стране шли, с точки зрения Мильтона, как нельзя хуже.

Революция, призванная произвести на свет просвещенную и вольную республику, обернулась диктатурой. Церковь раскололась на враждующие фракции. За склокой политических и религиозных партий подспудно, но неуклонно нарастала тяга к возврату под власть нового монарха – Карла Стюарта.

Несмотря на слепоту, Мильтон до 1655 исполнял обязанности секретаря при Государственном совете благодаря чтецам, помощникам, переписчикам. За отставкой последовал еще один незаполненный промежуток в четыре года.

И когда стало ясно, что революция провалилась и на пороге Реставрация, Мильтон опубликовал три дерзких и очень откровенных памфлета в поддержку Правого Дела.

Трактат об участии гражданской власти в делах церковных (A Treatise of Civil Power in Ecclesiastical Causes) и Соображения касательно уместнейших способов к удалению наемников из Церкви

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MILTON_DZHON.html

Джон Мильтон

Мильтон получил очень хорошее образование — сначала дома и в школе св. Павла, а потом — в Кембриджском университете.

По окончании курса он провёл пять лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование.

Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637—1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени.

Важно

В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость.

Читайте также:  Краткая биография сурков

Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:

  • «L’Allegro» («Весёлый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.
  • «Lycidas» («Люсидас»). «Lycidas» даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера-пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки.
  • «Comus» («Комус»). Это одна из самых блестящих драматических пасторалей (masks), на которые в то время ещё не прошла мода.

Зрелость

С 1639 по 1660 длится второй период в жизни и деятельности. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.

В 1641 женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод.

Жена уехала от него в первый же год, и своим отказом вернуться довела его до отчаяния.

Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»). В феврале 1652 он ослеп.

На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — второй жены (первая умерла рано, вернувшись в дом мужа за несколько лет до смерти), совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»).

Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня.

Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия.

Совет

Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика» — «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»).

Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» — «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641, а последний — («A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660; таким образом, они охватывают всё течение английской революции.

Источник: http://people-archive.ru/character/dzhon-milton

О милтоне эриксоне

Милтон Г. Эриксон, доктор медицины, известен во всем мире как ведущий практик медицинского гипноза. Его ориги­нальные разработки техники наведения транса, исследования возможностей и ограничений гипнотического опыта, равно как и работы по изучению природы взаимодействия между гипноте­рапевтом и клиентом значительно обогатили психотерапию.

Вероятно, менее известен тот факт, что доктор Эриксон рас­сматривает пути терапевтического воздействия с принципиально новых позиций.

На протяжении многих лет он развивает эффек­тные и одновременно несложные методы лечения, не всегда включающие в себя формальное наведение транса.

А как удиви­лись бы те, кто считает Эриксона в первую очередь гипнотера­певтом, если бы узнали, что он включил себя в телефонный справочник как психиатра и семейного консультанта!

Доктор Эриксон — психолог и психиатр, принимает участие в работе Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации психиатров. Наряду с этим он является членом Американской ассоциации психопатологии и почетным членом многих сообществ медицинского гипноза Европы, Азии и Ла­тинской Америки.

Его деятельность на посту президента-учре- дителя Американского общества клинического гипноза включала также и учреждение и издание профессионального журнала это­го общества.

Большая частная практика в Фениксе, штат Ари­зона, проходила наряду с постоянными поездками по стране и за рубеж для проведения лекций и семинаров по гипнозу.

Родившийся в Ауруме, штат Невада, в городе, которого уже не существует, Эриксон был одним из тех немногих, кто в кры­тых повозках отправился на восток. Их семья обосновалась на ферме в Висконсине. Когда Милтон был студентом-психологом

Висконсинского университета, ему довелось наблюдать гипноти­ческие опыты Кларка Л. Халла, которые произвели на него не­изгладимое впечатление.

Желая попробовать свои силы, Эрик­сон повторил опыты самостоятельно, и с этих пор начал учить­ся, гипнотизируя своих друзей, соучеников, а во время летних каникул на ферме — родителей. Постепенно Милтон совершен­ствовал свое мастерство.

Обратите внимание

На следующий год осенью он под ру­ководством Халла принял участие в семинаре, где рассказал о своих летних гипнотических опытах и об экспериментальной ра­боте в лаборатории.

К третьему курсу Эриксон уже имел опыт погружения в транс нескольких сотен людей, выполнил множе­ство экспериментов и проводил демонстрации гипнотических сеансов перед учащимися Медицинской школы, студентами психологического отделения и персоналом государственной больницы Мендоты.

Получив медицинскую степень, закончив интернатуру и пройдя практику в психиатрической больнице Колорадо, Эрик­сон получил должность младшего психиатра в государственной больнице Род-Айленда. Спустя несколько месяцев, в апреле 1931 года, он был принят в штат Исследовательской службы при государственной больнице Ворчестера, где быстро вырос до главного психиатра службы.

Спустя четыре года Эриксон приехал в Элоизу, штат Мичи­ган, как директор Центра психологических исследований и тре­нинга при окружной больнице Уэйна.

Тогда же он стал членом- корреспондентом психиатрии в Государственном медицинском колледже Уэйна, одновременно выполняя обязанности профес­сора клинической психологии в Мичиганском университете в Ист-Лэнсинге.

Здесь, в Элоизе, Эриксон провел свои круп­нейшие эксперименты и начал применять гипноз для професси­онального обучения ординаторов.

Обучая психиатров и студентов-медиков, доктор Эриксон основной акцент делал на умении наблюдать. Он был убеж­ден, что гипнотический тренинг может значительно развить эту способность. Его необыкновенная наблюдательность ста­ла легендой.

Говоря о том, что физические ограничения зна­чительно усилили эту способность, он рассказывал: “В семнадцать лет я перенес полиомиелит. Я лежал в постели, не чувствуя своего тела, не в состоянии определить положе­ние моих рук или ног на кровати.

Важно

Часами я пытался ощутить, где сейчас моя ладонь, или ступня, или пальцы на ногах. Я стал обостренно ощущать, что такое движение. Позднее, в университете, я изучил природу мышц и придумал, как эф­фективнее использовать мои собственные уцелевшие после полиомиелита мышцы.

Я учился хромать с минимальным на­пряжением — на это ушло десять лет.

Я стал обостренно воспринимать физические движения окру­жающих, и это было чрезвычайно полезно. Люди порой совер­шают мелкие предательские движения, которые многое могут сообщить опытному наблюдателю.

Большая часть наших связей с окружающими отражается в движениях нашего тела, а не в нашей речи. Я обнаружил, что могу определить хорошего пиа­ниста не по звукам исполняемой им музыки, а по тому, как его пальцы прикасаются к клавишам.

Уверенное прикосновение, нежное прикосновение, сильное и одновременно точное при­косновение. Истинная игра подразумевает изысканные физи­ческие движения”.

Доктор Эриксон не может определить хорошего пианиста по звукам музыки, так как лишен музыкального слуха. Эту свою особенность он также считает плюсом для работы. “Способ по­строения речи может о многом сообщить, — говорит он.

— Из- за тоновой глухоты я начал обращать особое внимание на моду­ляции голоса и меньше отвлекаться на содержание сказанного.

Многие модели поведения отражаются скорее в том, как чело­век говорит, чем в том, что он говорит”.

Эриксон не различает цвета, и это тоже стало для него плю­сом, который он использует, например, в экспериментах с внушением цветовой слепоты под гипнозом. Один из таких нео­быкновенных и чрезвычайно интересных опытов был описан в статье “Гипнотическое внушение цветовых галлюцинаций с пос­ледующими псевдонегативными последовательными образами”.

У испытуемых, в состоянии транса смотрящих на белый лист бумаги, вызывали цветные галлюцинации. Затем им предъяв­лялся другой белый лист, на котором испытуемые видели пос­ледовательный образ дополнительного цвета.

Совет

Держал эти листы сам доктор Эриксон, который не мог представить себе цвета ни в трансе, ни в обычном состоянии, а значит, не мог повлиять на ход эксперимента.

Пурпурный — единственный доступный ему цвет. И хотя это не всегда уместно, он старается окружать себя вещами именно такого цвета — носит пурпурные рубашки и галстуки; ложась спать, облачается в пурпурную пижаму; а, заходя в ванную комнату, наслаждается пурпурным цветом ее стен.

Часто повторяя, что задача психотерапии — помочь человеку расширить границы своих возможностей, Эриксон всю жизнь действовал в этих границах. Когда в 1919 году он был полнос­тью парализован, врачи сообщили, что он больше никогда не сможет ходить.

Часами концентрируя внимание на мельчайших импульсах, возникающих в мышцах ног, он сначала добился еле заметных движений. Спустя год он уже передвигался с помо­щью костылей.

Ему даже удалось найти сидячую работу на кон­сервном заводе, чтобы собрать деньги на обучение в универси­тете.

Когда Милтон окончил первый курс, лечащий врач посове­товал ему подобрать для летних каникул физическое занятие на солнце, с достаточной нагрузкой и не требующее участия ног. Эриксон выбрал путешествие на каноэ и в июне отправился в путь.

На сборы много времени не ушло. Он надел купальный кос­тюм, широкие брюки, на голову — носовой платок, завязан­ный по углам узелками. Из провизии Эриксон взял два неболь­ших мешочка — один с рисом, другой с бобами, немного посу­ды и деньги — 2 доллара 32 цента.

Читайте также:  Сочинения об авторе фонвизин

Запас сил был еще меньше: он даже не мог сам столкнуть в воду свое каноэ, а проплыть был в состоянии не больше двух метров. И вот с таким имуществом он с июня по сентябрь пропутешествовал от озер Мадисона че­рез Миссисипи в Рок-Ривер и назад к Мадисону.

Запасы пищи он пополнял за счет рыбной ловли, сбора съедобных растений на берегах рек и озер.

Обратите внимание

Иногда ему случалось выловить несколько картофелин или яблок, плавающих среди очистков в водах Мис­сисипи, так как повара речных пароходиков имели обыкновение весь мусор выбрасывать за борт.

Так он путешествовал, почти без припасов и денег, поначалу такой слабый, что не мог переносить каноэ через преграждав­шие путь дамбы, и делал перерывы для отдыха через каждые полчаса работы веслом.

И было еще одно условие, делавшее путешествие значитель­но более сложным. Эриксон никогда не просил помощи у окру­жающих. Хотя частенько ему удавалось получить от людей то, что нужно, и без просьб.

Он так рассказывал о своем путеше­ствии: “Плывя по реке, я иногда встречал рыбацкую лодку и приближался на расстояние, достаточное для ведения разгово­ра. Я был дочерна загорелый и на голове носил носовой платок с узелками, своим видом вызывая у рыбаков любопытство.

За­вязывалась беседа, и я рассказывал им, что я студент-медик и путешествую для поправки здоровья. Бывало, они спрашивали меня, как ловится рыба, и тогда я отвечал, что еще пока рано­вато для клева. Так или иначе, к концу беседы рыбаки давали мне часть своего улова, хотя я и не просил их об этом.

Обычно они предлагали мне зубатку, большую и вкусную рыбу, но я не брал ее — ведь она дорого стоит, а рыбаки зарабатывали себе на жизнь. И взамен одной зубатки они давали мне окуней в два- три раза больше”.

Была и другая проблема — дамбы на реках. Эриксон расска­зывает: “Я вскарабкивался на один из окружающих дамбу стол­бов. Вскоре собирались люди и с любопытством смотрели, как я сижу там и читаю книгу на немецком языке.

Наконец, кто-то не выдерживал и спрашивал, какого черта я залез на столб и что я там делаю. Тогда, оторвавшись от книги, я говорил, что ожидаю, пока мое каноэ перенесут через дамбу.

За этим обыч­но следовала добровольная помощь”.

Важно

Так, используя удобные случаи и услуги окружающих, Эрик­сон совершил свое летнее путешествие, которое дало ему хоро­шую физическую форму и помогло расширить пределы своих возможностей.

По возвращении оказалось, что объем его груд­ной клетки увеличился на 20 сантиметров, он мог свободно проплыть милю и грести без отдыха четыре мили против тече­ния, не говоря уже о том, что сам переносил через дамбы свое каноэ.

Позднее, в 1952 году, произошел редкий в медицинской практике случай: Эриксон перенес полиомиелит во второй раз. Правая половина тела была полностью парализована. Но уже через год он сумел совершить одно из наиболее сложных путе­шествий пешком по горам Аризоны, пользуясь для опоры толь­ко двумя палками.

Эриксон покинул Элоизу и обосновался в Фениксе в основ­ном из-за здоровья. Его частная практика проходила в уникаль­ном обрамлении. Офис для приема клиентов находился в его доме, небольшом кирпичном здании, расположенном в живо­писном месте. Приемной служила гостиная, и год за годом его пациентов представляли жене и восьмерым детям Эриксона.

Он принимал пациентов в кабинете, где стояли только письменный стол, несколько стульев и книжных шкафов. На стене висели портреты его родителей, которые дожили до девяноста лет, а вокруг были разбросаны и расставлены вещи, вызывающие ощу­щение домашнего уюта, — например, чучело барсука. Такой кабинет казался до смешного скромным для психиатра такого уровня, как Эриксон.

Но сам он считал, что удобство и уют — прежде всего.

Один молодой терапевт, начинавший практику в Фениксе и подыскивавший помещение, убеждал Эриксона, что его приемная должна быть совсем другой. Доктор Эриксон отве­тил, что в начале его практики приемная была еще проще — там были только два стула и стол. “Но зато там был я”, — добавил он.

Помимо частной практики Эриксон проводил дома большую дополнительную работу. Жена помогала ему издавать “Амери­канский журнал клинического гипноза”. Долгие годы Элизабет Эриксон участвовала во многих начинаниях своего мужа и была соавтором многих его статей.

Они познакомились, когда она изучала психологию в университете Уэйна, параллельно работая лаборантом на кафедре. Поженились они в 1936 году. Доктор Эриксон уже был перед этим женат и имел трех детей от перво­го брака.

Совет

У них с Элизабет было пятеро общих детей, и они были очень счастливы в семейной жизни. Миссис Эриксон од­нажды заметила, что у них в доме должен быть, по крайней мере, один ребенок моложе двадцати на протяжении следующих тридцати лет.

Так и получилось: их младшие двое детей сейчас еще не достигли двадцатилетия, тогда как старшие уже жени­лись и привели своим родителям внуков.

При обсуждении проблем гипноза и психотерапии доктор Эриксон часто использует примеры из жизни своих детей. Читатели, которым интересно, что значит иметь в доме отца- гипнотизера, могут оценить статью “Гипнотерапия в педиат­рии”. В этой статье доктор Эриксон описывает случай со своим сыном Робертом, иллюстрируя приемы работы с деть­ми, испытывающими сильную боль.

Роберт упал с лестницы, разбил губу и вогнал передний вер­хний зуб в челюстную кость. Сильно текла кровь, и мальчик громко кричал от боли и ужаса. Родители бросились к нему. Эриксон описывает этот случай так:

“Мы и не пытались поднять его. Вместо этого, как только он остановился, чтобы набрать воздуха для нового крика, я быстро сказал ему, просто, сочувственно и мно­гозначительно: “Очень больно, Роберт. Ужасно больно”.

Несомненно, в тот момент мой сын понял, что я знаю, о чем говорю. Он мог со мной согласиться и знал, что я тоже с ним полностью согласен.

Поэтому он мог теперь ко мне прислушаться и довериться мне, ведь я показал ему полное понимание ситуации”.

Вместо того чтобы что-то внушать мальчику, доктор Эриксон продолжал в своей обычной манере:

“Затем я сказал Роберту: “И будет еще болеть”. Этим простым утверждением я выразил его страх, подтвердил его видение ситуации, продемонстрировал полное пони­мание сути дела и мое полное согласие с ним — ведь в тот момент ему казалось, что его страдание и боль никогда не кончатся.

Следующим нашим с ним шагом было провозглашение (в момент его очередной паузы для вдоха): “И ты очень хо­чешь, чтобы перестало болеть”. И снова мы были в пол­ном согласии, и я удовлетворял и даже поощрял его жела­ние. И это было именно его желание, идущее изнутри и заключающее в себе его настоятельную потребность.

Обратите внимание

Обозначив ситуацию таким образом, я уже мог что-то предлагать и быть уверенным в его согласии со мной. И я предложил: “Возможно, оно перестанет болеть через ка­кое-то время, через минуту или две”.

Это предложение полностью соответствовало его соб­ственным потребностям и желаниям и, поскольку оно со­держало в себе слова “возможно, перестанет”, оно не вступало в противоречие с его собственным пониманием ситуации. Таким образом он мог принять эту идею и отре­агировать на нее”.

Затем доктор Эриксон переходит к другому важному аспекту ситуации.

“Роберт знал, что ему больно, что он страдает; он ви­дел кровь на полу и на своих руках, чувствовал во рту ее вкус. И так же, как любой другой человек на его месте, хотел бы видеть в своем несчастье нечто особенное и же­лал бы какого-то особенного утешения.

Никто не хочет, чтобы у него была пустячная головная боль; если уж голо­ва болит, то пусть она болит так сильно, что только он, страдалец, и может это выдержать.

Какой утешительной может быть человеческая гордость! Поэтому внимание Ро­берта было направлено на две жизненно важные цели, вы­раженные в следующих простых утверждениях: “Как много крови на земле! Какая это замечательная, здоровая, хоро­шая кровь! Мама, посмотри внимательно и ты увидишь. Я уверен, что это так, но хочу, чтобы ты тоже убеди­лась”.

Мы внимательно исследовали кровь и подтвердили, что она действительно здоровая и хорошая, но нужно было еще провести изучение качества крови на фоне белого умывальника в ванной.

Таким образом мальчик, уже пе­реставший кричать от боли и страха, был умыт. Когда его привели к доктору для наложения швов, его прежде всего спросили, выдержит ли он то, что однажды уже продела­ли с его сестрой.

Наложение швов прошло без обезболи­вания, ведь мальчик был заинтересован в результате про­цедуры”.

Психология bookap

Хотя у доктора Эриксона была местная практика, многие из его пациентов приезжали издалека. Одни прибывали к нему из Нью-Йорка или из Мехико, как к хирургу, другие время от вре­мени приезжали с Западного побережья. В последнее время и его практика, и обучение сократились из-за проблем со здоровь­ем. Сейчас он практически все время проводит, сидя в инва­лидной коляске.

Важно

Многие почитатели таланта Эриксона знают, что его подход к терапии и гипнозу недостаточно известен психиатрическому сообществу. Хотя сам он очень знаменит и популярен, его ос­новные произведения не очень доступны.

Он опубликовал более ста трудов по множеству вопросов, но читатель одной случайной статьи или слушатель единственной лекции все-таки не могут по достоинству оценить все величие работы этого человека и все то новое, что он привнес в науку и практику.

Источник: https://bookap.info/book/o_miltone_eriksone/gl3.shtm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector