Борис Андреевич Можаев
МОЖАЕВ Борис Андреевич (1923−1996), русский писатель. В произведениях о современной жизни, главным образом сельской, сочетание острой конфликтности с юмором (повесть «Из жизни Федора Кузькина», 1966, в последующих изданиях «Живой»; роман «Мужики и бабы», кн. 1−2, 1976−87, Государственная премия СССР, 1989; рассказы). Роман «Изгой», ч. 1 (1993). Публицистика.
Киносценарии. * * * МОЖАЕВ Борис Андреевич (1 июня 1923, с. Пителино Рязанской обл. — 2 марта 1996, Москва), русский писатель. Семья «Отец мой до революции служил на пароходе, как и деды мои, но все они из крестьянского рода». Со стороны и отца, и матери — все моряки и речники: бурлаки, плотогоны, штурманы, лоцманы — водили суда по Волге и Каспию.
«Пращур мой Максим Коротков был участником первой Отечественной войны; после Бородинского сражения остался в отряде Воейкова, прикрывавшем под Можайском отходившую армию Кутузова от наседавших французов. Отличившимся в этом бою (их было человек 20, по рассказам предков моих) дарована была фамилия Можаевых».
В 1935 году Андрей Иванович Можаев, отец писателя, был сослан на Дальний Восток и там погиб. Мать дала образование всем детям (их было шестеро), кроме старшего. Инженер После окончания средней школы Можаев поступил в ГИИВТ (Горьковский институт инженеров водного транспорта) на кораблестроительный факультет. Перед армией около года проработал учителем, был призван и в 1943 г.
поступил в Высшее инженерно-техническое училище ВМС (Ленинград). Одновременно учился на филологическом факультете ЛГУ (заочно). После окончания училища (1948) был направлен на Тихоокеанский флот в звании инженер-лейтенанта. Строил фортификации в Порт-Артуре. «Писателем меня сделал Дальний Восток” Первые стихи «Архитектор» опубликованы в 1949 в газете «Советское Приморье».
Во Владивостоке издана первая книга стихов «Зори над океаном» (1855) и первая книга прозы «Власть тайги»: повести и рассказы (1959). Там же — «Удэгейские сказки» (1955): Можаев как собиратель и составитель. Все — в Приморском книжном издательстве. Первая публикация в Москве — рассказ «Власть тайги», «Октябрь», 1957, № 8.
«Можаев не предавался обычному в литературе тех лет упоенному славословию освоения этого края, а почуял «тревожный запах гари»: признаки того грубо потребительского, чреватого грядущими экологическими и нравственными катастрофами отношения и к природным ресурсам, и к людям, пагубность которого стала осознаваться обществом значительно позже» (А.Турков).
Земельный вопрос Исторической и художественной дальновидностью отмечено все творчество Можаева. В повести «Полюшко-поле» (1963), первой прозе Можаева о деревне, написан характер, который писатель подтвердит документально лишь спустя 10 лет в очерке «В Солдатове у Лозового».
«Автору любопытно было наблюдать, — пишет Можаев, — как его персонаж, списанный в далеких уссурийских краях, повторился некоторыми гранями характера в живом и достоверном председателе на южном Алтае… Сила благого примера выглядит внушительней, когда творится доброе дело с одновременным захватом на тысячи километров».
Талант, острый полемический дар, глубокая эрудиция, будь то история России или история российского земледелия на обширнейших ее территориях, сделали Можаев уже в начале 60-х видным публицистом и очеркистом, соединявшим в себе компетентность, яркий язык и бесстрашие.
Как ни свирепствовала цензура, Можаев защищал хозяйскую независимость работника, экономическую самостоятельность земледельца — из года в год, из жанра в жанр, будь то очерк или роман, статья или сценарий. «К чему лукавить! — писал Можаев в 1990 г. — Земельный вопрос был и есть главным запалом всех наших междоусобиц. Он же был и главной нашей духоподъемной силой.
Он поднял наше крестьянство, а с ним и государство, на большую высоту в столыпинские годы. Он же вызвал гражданскую войну и сбросил нас в пропасть. Он погубил белое движение, он же чуть не погубил и красных. Он оживил нас в годы нэпа, он же столкнул нас в кромешный ад коллективизации.
Он и теперь требует от нас неотложного решения — отдать землю тем, кто ее хочет и может обрабатывать. От этого зависит все: или мы подымемся на крыло, или дело может кончиться все тем же взрывом и хаосом».
Книга публицистики «Запах мяты и хлеб насущный» объединяет наиболее значительные публикации Можаев («Земля ждет хозяина», «Лесная дорога», «Надо ли вспоминать старое?», «По дороге в Мещеру» и др.) Это, по признанию Можаев, писательский дневник или двадцатилетняя хроника, запечатлевшая его взгляд на злободневные явления жизни.
«Живой” В 1966 в «Новом мире» Твардовского (№ 7) опубликована повесть «Из жизни Федора Кузькина» (впоследствии «Живой»). Снятая цензурой и с трудом разрешенная к публикации повесть была поставлена в Театре на Таганке Юрием Любимовым, который увидел в Кузькине характер национального масштаба (роль Кузькина — В. Золотухин). Спектакль был запрещен и вышел к зрителю через 21 год.
Сюжет острого противостояния самодурству властей, хлесткий, озорной диалог, непредсказуемо самобытная и независимая натура Кузькина снискали повести и спектаклю звонкий успех (сотни зрителей успели увидеть спектакль на прогонах). Русские характеры В 1960−70-е гг. Можаев создает вереницу чрезвычайно разнообразных и противоречивых портретов своих современников.
Это глубоко художественное исследование сознания творческого и приспособленческого, рабского и дерзкого, распадающегося и воскресающего к созиданию. Можаев исследует «волю к независимости» (одно из любимейших его пушкинских выражений) как историю народного самосознания, переживаемую крайне разнообразно, разноречиво и крайне индивидуально.
Цикл рассказов «Старые истории» и среди них — глубочайшая «Старица Прошкина», «История села Брехова, писанная Петром Афанасиевичем Булкиным», «Полтора квадратных метра» и др. это хроника уже не явлений, а характеров, порой в парадоксальном соединении трагедии и сатиры.
Наболевшее
В 1980 Можаев заканчивает роман «Мужики и бабы», посвященный крестьянскому противостоянию насильственной коллективизации на Рязанщине. Полностью роман увидел свет лишь в 1987 году. Отвергнутая всеми московскими журналами вторая книга романа, где развернута панорама восстания и его подавления, была опубликована лишь в 1987, в журнале «Дон», № 1−3. В предисловии к этой публикации академик ВАСХНИЛ В. А. Тихонов писал, что «Борис Можаев нашел свой прием раскрытия именно массового характера этой борьбы. Здесь действует народ. Политический авантюризм принял настолько широкие масштабы, что преодолеть его, сломать его, вернув деревню на путь закономерных, естественных социальных преобразований, может лишь массовое движение народа». Эта народная драма нашла в Можаев своего летописца. Сам Можаев, по признанию Солженицына, с которым был дружен, стал прототипом Арсения Благодарева, «главного крестьянского героя» «Красного Колеса», которому в Антоновщину предстояло стать в солженицынском романе руководителем одного из партизанских отрядов.
«Первейший знаток русской деревни и природы» (слова Солженицына), Можаев хотел довести свое повествование до наших дней, задумав трилогию.
Он успел написать лишь первые главы автобиографического романа «Изгой». В книгу очерков и рассказов «Затмение» (1995) включены очерки и статьи Можаева 90-х гг., посвященные реформам в современной деревне.
Статья «Крымские страдания», посвященная Севастополю, закончена Можаевыи за два месяца до конца, уже в больнице, и полностью опубликована в журнале «Дон» (№ 7,1996). В 1994-м Можаев стал главным редактором журнала «Россия», но успел подписать лишь первый номер (1995).
В номере — статья Можаева об аграрной реформе в Нижегородской области. Она называется «Земля и воля».
Борис Андреевич Можаев – русский писатель (1923−1996), родился 1 июня 1923 года в Рязанской губернии, в семье крестьян. В 1940 году, по окончанию школы, он поступил в Институт инженеров водного транспорта на кораблестроительный факультет.
В 1941 году Можаев был мобилизован в ряды Советской Армии и служил до 1954 года. За год до армии он успел проработать учителем. В 1948 году Можаев окончил Ленинградское Высшее инженерно-техническое училище ВМФ. Будучи курсантом, Борис Андреевич посещал лекции филологического факультета Ленинградского университета. По окончанию службы Можаев стал корреспондентом «Строительной газеты» и в дальнейшем работал в «Известиях». Его статьи регулярно публиковались в журналах и газетах.
В 1954 году вышел первый рассказ Бориса Можаева, а в 1955 году – первый сборник стихотворений «Зори над океаном». В 1976 году писатель выпустил свое самое известное произведение – роман «Мужики и бабы». Действие этого романа, как и некоторых других его произведений, происходит в Тихановском районе Рязанской области, который был вымышлен автором. Роман посвящен крестьянскому противостоянию насильственной коллективизации на Рязанщине. В 1960−70-е годы Можаевым был создан ряд произведений, в которых раскрывались чрезвычайно разнообразные и противоречивые портреты своих современников.
В 1980-х годах были опубликованы сборники произведений Можаева, состоящие из романов, повестей, эссе и рассказов «Дождь будет» и «Надо ли вспоминать старое?». В 1989—1990 годах издательство «Художественная литература» опубликовало четырёхтомное собрание сочинений Бориса Можаева.
В последние годы жизни Можаев работал над романом «Изгой», который так и не успел закончить. Первая книга романа была опубликована в журнале «Наш современник» в 1993 году. События романа происходят в конце 1950-х годов на Дальнем Востоке. В центре произведения судьба военного инженера, ставшего журналистом Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из известного романа «Мужики и бабы».
Произведения Борис Андреевича Можаева были переведены на иностранные языки. По сценариям писателя снято множество кинофильмов.
Умер Борис Можаев 2 марта 1996 года в Москве.
Источник: https://www.allsoch.ru/mozhaev/
Борис Андреевич Можаев
Родился 1 июня 1923 года в селе Пителино Рязанской губернии в семье крестьян. В 1940 году, окончив школу, поступил на кораблестроительный факультет Института инженеров водного транспорта (Горький). В 1941 году был мобилизован, служил в Советской Армии до 1954 года.
В 1948 году окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМФ в Ленинграде. Будучи курсантом, посещал лекции на филологическом факультете Ленинградского университета. Проходил службу на флоте военным инженером в Порт-Артуре, Владивостоке.
После демобилизации стал дальневосточным собственным корреспондентом «Строительной газеты», впоследствии работал в «Известиях». Его статьи постоянно публиковали в журналах и газетах.
Публикуется с 1949 года. В 1954 году вышел первый рассказ, в 1955-м — первая книга стихов «Зори над океаном». С 1956 года публикуется в центральной печати (рассказы «Наледь», «Саня», «Тонкомер»). В 1960-х годах написал очерки о сельской жизни «Земля ждёт» (1961), «Земля и руки» и «Эксперименты на земле» (1964).
В 1976 году вышло самое известное произведение писателя — роман «Мужики и бабы». Действие романа, так же как и некоторых других произведений писателя, происходит в (вымышленном) Тихановском районе Рязанской области.
В 1980-х годах опубликованы сборники «Дождь будет» (роман, повести и рассказы), «Надо ли вспоминать старое?» (очерки, эссе, повести и рассказы).
В 1989—1990 годах в издательстве «Художественная литература» вышло четырёхтомное собрание сочинений писателя.
В последние годы жизни работал над романом «Изгой», который не успел закончить (первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник», № 2, 3 за 1993 год). События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».
Произведения писателя переведены на иностранные языки. По его сценариям сняты фильмы.
Умер 2 марта 1996 года в Москве.
Сын Андрей — сценарист и писатель.
Творчество
Основные сочинения
Романы
- «Мужики и бабы» (1-я книга, 1976; 2-я книга, 1987)
- «Изгой» (1-я книга, 1993; неоконч.)
Повести
- «Власть тайги» (1954)
- «День без конца и без края» (1972)
- «Живой» («Из жизни Фёдора Кузькина») (1966; опубл. 1968)
- «История села Брёхова, писанная Петром Афанасиевичем Булкиным» (1968; опубл. 1978)
- «Наледь»
- «Падение лесного короля»
- «Полтора квадратных метра» (1970; опубл. 1982)
- «Полюшко-поле» («Против неба на земле») (1965)
- «Пропажа свидетеля»
- «Саня» (1957)
- «Тонкомер» (1984)
Пьесы
- «Единожды солгавши» (1966; опубл. 1988)
Экранизации
- 1964 — Зелёный дом
- 1968 — Хозяин тайги
- 1971 — Пропажа свидетеля
- 1978 — Предварительное расследование
- 1986 — В распутицу
- 1988 — Вам что, наша власть не нравится?!
- 1989 — Из жизни Фёдора Кузькина
Телепрограммы
Книги о писателе
- Елена Семёнова. Литературные портреты. Собрание работ о писателях XIX и XX веков. — М.: Традиция, 2010. — (Библиотека журнала «Голос Эпохи»). — 264 с. — ISBN 978-5-905074-12-7.
Статьи о писателе
- Солженицын А. С Борисом Можаевым // Литературная газета. — 1997, 26 февраля
- Павлов О. Поле Можаева // Ex libris НГ. — 2003, 14 августа
- Инна Борисова. Борис Можаев: Воля к независимости
- Виталий Степанов. Можаев, Шукшин, Ефим Дорош, Яшин и другие
- Лев Делюсин. Воспоминания о Борисе Можаеве
- Елена Чуковская. Не по порядку
- Андрей Турков. Из племени «пашущих»
- Андрей Турков. Путь к русской душе
- Владимир Бондаренко. Живой
- Эльвира Горюхина. «Ой, да все мы не чужие…»
- Борис Шишаев. С думой о Можаеве
Источник: http://people-archive.ru/character/boris-andreevich-mozhaev
Можаев Борис Андреевич – краткая биография
Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама
Можаев Борис Андреевич (1.06.1923, село Пителино, Рязанская обл. — 2.03.1996, Москва). Отец до революции служил на пароходе. Вырос в крестьянской семье. После школы в 1940 году подал документы в Горьковский институт инженеров водного транспорта на кораблестроительный факультет.
Но тогда за обучение ввели плату. До зимы Можаев ещё хоть как-то умудрялся находить деньги на учёбу, подрабатывая грузчиком на пристани. Пришлось институт оставить и уйти в армию. В 1943 году поступил в Ленинградское Высшее инженерно-техническое училище ВМС, дислоцировавшееся тогда в Ярославле. После войны, будучи курсантом, одновременно пытался заочно учиться на филфаке ЛГУ.
Получив в 1953 году диплом военного инженера, отправился на Дальний Восток. Демобилизовался в 1954 году. Одно время занимался сбором и обработкой удэгейских сказок. Окончил двухгодичные Высшие сценарные курсы. Многие вещи писателя пробивали себе дорогу в печать с большим трудом. Здесь можно вспомнить хотя бы историю очерка «Земля ждёт хозяина». Он был написан ещё в 1960 году.
Так, главный редактор журнала «Октябрь» Ф.Панфёров, чтобы добиться публикации, дошёл до одного из секретарей ЦК КПСС и помощника Н.С. Хрущёва. И то, очерк был напечатан лишь в порядке дискуссии. Это случилось в 1961 году. Кроме того, из его названия власть потребовала убрать слово «хозяин». В 1963 году разгорелся сыр-бор вокруг повести «Против неба на земле». В.
Кочетов в какой-то момент испугался и распорядился вернуть рукопись из типографии. По его мнению, повести «не хватало» социализма. В рукописном виде она вышла в 1965 году в издательстве «Советский писатель», но уже под другим названием — «Полюшко-поле». В 1966 году Можаев написал пьесу «Единожды солгав», которая рассказывала о жизни страны на рубеже 1950 — 1960-х годов.
Пьесу собирался во МХАТе поставить Михаил Кедров. Но коллегия Министерства культуры России решила, что никакого очковтирательства у нас в стране нет и поэтому готовить премьерный спектакль запретила. Чуть больше повезло повести «Из жизни Фёдора Кузькина». Её в июле 1966 года опубликовал в «Новом мире» Твардовский. Повесть вызвала огромный резонанс.
Юрий Любимов взялся инсценировать её в своём Театре на Таганке. Однако власть (прежде всего в лице секретаря ЦК КПСС П.Демичева и министра культуры Е.Фур цевой), расценив повесть и спектакль как пасквиль на советский образ жизни, прибегла к запретительным мерам. Позже писателя пытался поддержать член Политбюро ЦК КПСС Д.
Полянский, слывший чуть ли не главным заступником русских патриотов в правившей верхушке. Но на поверку оказалось, что Полянский не так уж всесилен. Новая публикация повести, но уже под названием «Живой» состоялась лишь в 1973 году в сборнике писателя «Лесная дорога», а премьера спектакля прошла только в 1989 году. В конце 1960-х годов Можаев задумал роман «Мужики и бабы».
О своих планах он поведал Солженицыну, с которым в 1969 году вместе отправился на «Москвиче» в поездку по Рязанской области. Солженицын позже вспоминал, как Можаев рассказал ему о бущущей книге: «Сперва цветущая деревня Двадцатых годов, потом коллективизация и — отметный крестьянский мятеж, который в Пигелинской округе произошёл в Девятьсот Тридцатом.
И слушал я во все уши, и записывал, и глазами Борю поедал, как живое воплощение средне-русского мужичества, вот и повстанчества, — а до самой главной догадки не добрался, да это и такой писательский закон: догадка образа приходит чаще всего с опозданием, даже и много позже.
Лишь через месяцы я догадался: да Борю-то и описать главным крестьянским героем «Красного Колеса»! — естественно входил он и в солдатство, с его бойцовской готовностью, поворотливостью, и в крестьянскую размыслительность, чинную обрядность, деликатность, — и во взрыв тамбовского мятежа.
Так — родился и написан был (и не дописан, как всё «Колесо», до командира партизанского полка) — Арсений Благодарёв. С живого — легко, легко писалось. (Только Боре самому я о том не сказал, чтоб не нарушить натуральность. А он прочёл когда «Август», затем «Октябрь», — хвалил Благодарёва, не догадался.)» («Литературная газета», 1997,
26 февраля).
В 1973 году завершил первую книгу романа «Мужики и бабы». Уже в 1987 году Можаев мне рассказывал: «Напечатать роман оказалось сложно. Так, три года не мог опубликовать первый том. Сначала он был принят бывшим главным редактором журнала «Новый мир» В.Косолаповым. Но Косолапов напечатать не успел, а сменивший его С.Наровчатов роман отверг.
Только в 1976 году удалось выпустить первый том в издательстве «Современник». В конце семьдесят восьмого года сел за второй том. Написать его мог уже к осени семьдесят девятого. Но я не видел издателя. Поэтому решил роман отложить и на полгода заняться кино, сделать фильм «Предварительное расследование». А потом за четыре месяца дописал второй том.
В марте восмидесятого поставил последнюю точку. Рукопись обошла почти все журналы. Побывала она в журнале «Дружба народов». Отдел прозы и рабочая редколлегия её одобрили, но главный редактор С.Баруздин сказал, что вперёд пропустит мою повесть «Полтора квадратных метра», которая лежала у него десять лет, а потом только роман.
Но после публикации повести в газетах поднялся большой шум, и роман Баруздин печатать уже не стал. Я отнёс рукопись в журнал «Наш современник». Романом горячо заинтересовался тогдашний первый заместитель главного редактора Ю.Селезнёв. Он отнёс рукопись в Главлит и получил разрешение на её публикацию. Однако вернувшийся из творческого отпуска главный редактор С.Викулов роман отклонил.
После этого рукопись была предложена журналу «Новый мир». Роман снова попал в Главлит. Никаких возражений рукопись в Главлите, к удивлению тогдашнего редактора, вновь не вызвала. Три года В.Карпов тянул, но так и не напечатал её. А в прошлом году свои услуги предложил журнал «Дон». В «Доне» роман сразу же запустили в производство».
Очень точную характеристику роману «Мужики и бабы» дал Игорь Золотусский. «Роман Б.Можаева силён не своими мыслями, а картинами, — писал он в обзорной статье «Проза-87: свет и тени». — Мысли его — а автор часто переходит на язык прямого разговора с читателем — политизированы, в лучшем случае олитературены, полны ссылками на споры русской классики, споры XIX века. Б.
Можаев эти споры осовременивает, вкладывает их в уста деятелей тридцатых годов, но это говорят не начальник милиции Озимов, учитель Успенский или секретарь комсомольской ячейки на селе Мария Обухова, а московские интеллигенты шестидесятых годов, которые впервые в те годы открывали для себя Достоевского, открывали «Бесов» и проблематику «цели» и «средств».
В 1993 году принёс в журнал «Наш современник» рукопись романа «Изгой». В 1995 году возглавлял журнал «Россия». В последние годы жизни врачи обнаружили у него «недифференцированный рак» брюшных органов. Лауреат Госпремии СССР (1989). В двухтомном словаре «Русские писатели, ХХ век» (М., 1998) дата смерти ошибочно указана 4 марта.
Повесть А. И. Куприна “Поединок” появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того времени и царящие в ней нравы. Материал для “Поединка” дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в кадетском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в армейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу пове
Уже само название рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении немало философских обобщений.
«Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил!.. Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке», — восклицает герой рассказа. Примечательна композиция произведения. Это так называемый рассказ в рассказе. М.А.
Шолохов исполь
Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия — важная отличительная черта Тургенева-писателя.
В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права, — действие начинается 20 мая 1859 года.
В обстановке общественного кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, об общественном строе, о путях переустройства мира, об искусстве, о религии… Впрочем, открытое столкновение Базарова и Павла Петровича Кирсанова предопределен
Рубцов Николай Михайлович (1936 – 1971), поэт. Родился в селе Емецк Архангельской области, рано остался сиротой: детские годы прошли на Вологодчине в Никольском детдоме.
Вологодская “малая родина” дала ему главную тему будущего творчества – “старинную русскую самобытность”, стала центром его жизни, “землей… священной”, где он чувствовал себя “и живым, и смертным”.
Проходит армейскую службу на Северном флоте, затем живет в Ленинграде – рабочим, в Москве – студентом Литературного института им. М
В образе Клавдия запечатлен тип кровавого монарха узурпатора, столь ненавистный гуманистам.
Сохраняя маску добропорядочного человека, заботливого правителя, нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» не связывает себя никакими моральными нормами: нарушает клятву, совращает королеву, убивает брата, осуществляет коварные замыслы против законного наследника. При дворе он возрождает старые феодальные обычаи, потворствует шпионажу, доносам. «Диксе и злое здесь властвует». Наделенный «волшбой ума, ковар
В ряду русских писателей, имевших особый дар видеть и передавать все нелепое в жизни, первым был Денис Иванович Фонвизин, И читатели до сих пор чувствуют всю меру его остроумия, продолжая повторять выражения: «Все то вздор, чего не знает Митрофанушка», «Не хочу учиться, хочу жениться» и другие.
Но не так просто увидеть, что фонвизинские остроты рождены не веселом нравом, а глубочайшей печалью из-за несовершенства человека и общества. Фонвизин вошел в литературу как один из преемников Кантемира
Книга, которую мне хочется перечитывать снова и снова, — роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Эта книга привлекает меня необычным сюжетом. Одним из главных героев произведения является сатана Мне кажется, что истоки этого сюжета перекликаются с поэмой М. Ю. Лермонтова “Демон”.
Эти произведения несколько схожи: дьявол пытается реабилитировать себя, сделав доброе дело, но в своей сущности он всегда останется дьяволом, какие бы дела он ни совершал. Роман от начала до конца пронизан тонким юмо
Источник: https://referat567.info/biografii/16971-mozhaev-boris-andreevich-kratkaya-biografiya.html
Борис Можаев. 90 лет со дня рождения защитника крестьян
?
tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2013-06-08 23:26:00 tverdyi_znak
tverdyi_znak
2013-06-08 23:26:00 1 июня исполнилось бы 90 лет русскому писателю Борису Можаеву, уроженцу рязанского края…
Борис Андреевич Можаев родился 1 июня 1923 года в селе Пителино Рязанской губернии в семье крестьян. В 1940 году, окончив школу, поступил на кораблестроительный факультет Института инженеров водного транспорта (Горький). В 1941 году был мобилизован, служил в Советской Армии до 1954 года. В 1948 году окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМФ в Ленинграде.
Будучи курсантом, посещал лекции на филологическом факультете Ленинградского университета. Проходил службу на флоте военным инженером в Порт-Артуре, Владивостоке. После демобилизации стал дальневосточным собственным корреспондентом «Строительной газеты», впоследствии работал в «Известиях». Его статьи постоянно публиковали в журналах и газетах.Публикуется с 1949 года.
В 1954 году вышел первый рассказ, в 1955-м — первая книга стихов «Зори над океаном». С 1956 года публикуется в центральной печати (рассказы «Наледь», «Саня», «Тонкомер»). В 1960-х годах написал очерки о сельской жизни «Земля ждёт» (1961), «Земля и руки» и «Эксперименты на земле» (1964).В 1964—65 гг.
писатель написал повесть «Живой» («Из жизни Фёдора Кузькина»), действие которой происходит на Рязанщине в 1950-е годы, в центре сюжета — противостояние крестьянина Фёдора Фомича Кузькина и невзлюбившего его колхозного начальства.
Это одно из наиболее известных произведений писателя по которому в 1968 году в Театре на Таганке был поставлен спектакль Юрием Любимовым, главную роль сыграл Валерий Золотухин. Однако спектакль был тогда расценен как пасквиль на советский образ жизни и запрещён. У коммунистов было очень хорошее чутье на правду, которую они ненавидели…
Премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года, а в том же году режиссёром Станиславом Ростоцким был снят фильм, который стал его последней работой. В фильме роль Кузькина сыграл Александр Суснин (кстати, уроженец Рязанской области, как и писатель).В 1976 году вышло самое известное произведение писателя — роман «Мужики и бабы».
Действие романа, так же как и некоторых других произведений писателя, происходит в (вымышленном) Тихановском районе Рязанской области.В 1980-х годах опубликованы сборники «Дождь будет» (роман, повести и рассказы), «Надо ли вспоминать старое?» (очерки, эссе, повести и рассказы).
В 1989—1990 годах в издательстве «Художественная литература» вышло четырёхтомное собрание сочинений писателя.В последние годы жизни работал над романом «Изгой», который не успел закончить (первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник», № 2, 3 за 1993 год).
События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».Произведения писателя переведены на иностранные языки. По его сценариям сняты фильмы. Например, известный «Хозяин тайги», сценарий которого был написан Борисом Можаевым по мотивам собственной повести «Власть тайги».Умер 2 марта 1996 года в Москве.О творческом вечере, посвященном юбилею писателя:
Все начинается с земли!
Размышления после одного юбилея. К девяностолетию Бориса Можаева прошел литературно-художественный вечер «Земля и воля»
Большой зал ЦДЛ был неполон. Но те, кто пришли, оказались столь отзывчивы на каждое произнесенное слово, что оставалось только диву даваться. Значит, жива память о Можаеве, который отчетливо сознавал родовую завязь человека с землей-кормилицей.
Как точно отметил Александр Солженицын, именно Борис Можаев вступил в тревожный спор за последний деревенский рубеж. Великой катастрофой крестьянства назвал Солженицын уничтожение сельской жизни. Эта катастрофа — в «Живом», в «Мужиках и бабах», рассказах, публицистических очерках.
Они сегодня читаются с особой остротой и болью, потому что чувствуешь — это, возможно, последний каток на сельскую Россию.
Достаточно подробно была представлена жизнь Бориса Можаева. Пращур писателя был в отряде Воейкова, который прикрывал под Можайском отступающую армию Кутузова. Фамилия Можаевых была дарована отличившимся в бою.С детства у Можаева были две страсти — ЗЕМЛЯ и МОРЕ, поскольку мужчины рода служили лоцманами. Отсюда — на всю оставшуюся жизнь тяга к Дальнему Востоку и родной рязанской земле.Добавим к рассказу ведущей (Алла Панкова) одно событие, по словам Можаева, опалившее его детство и юность. Свыше тридцати лет он записывал воспоминания его участников.
Нет, это было не событие. Это было восстание. Кто-то его называет «пителинским», кто-то «веряевским». Официально — это «второе восстание кулаков». Первым считалось знаменитое тамбовское.
21 февраля 1930 года раздался набат с веряевской церкви. В то время Веряево, центр восстания, насчитывало 800 дворов. Когда отряд милиции вошел в село, крестьяне снова ударили в набат.Восстание перекинулось в соседние села. Начались массовые выходы из колхоза. Последовали высылки в Казахстан, в Сибирь.
Малец Можаев запомнил, как прогоняли восставших через райцентр Пителино. «Стояли мои односельчане вдоль мостовой тихо и сумрачно: мужики сурово насупившись, бабы всхлипывали, провожая крестным знамением ту серединную колонну бунтарей-вредителей. И даже мы, несмышленые младенцы, во все глаза смотрели на это жуткое шествие, присмирев и позабыв о забавах».
Можаев работал перед войной учителем в Гридино. Хозяин, у которого он снимал комнату, Фрол Муханов, рассказывал о репрессированных. О загубленных жизнях за то, что крестьянин имел то молотилку, то мельницу, то топчажную машину, то маслобойку.- В тридцатом годе повеселились, – угрюмо начинал рассказ Фрол.
В конце 90-х годов с той самой веряевской церкви, с которой раздался набат, упал крест. И начал тлеть, наводя ужас на веряевцев. Старики не позволили крест предать земле. Кто-то считал, что это наказание. За что? За падающий дух сопротивления?Давно хотела побывать в Веряево. Наконец, увидела этот крест.
В кромешной тьме он непостижимым образом светился.Именно в этом селе я услышала от шофера Машечкина такие слова: «В книгах Можаева все про нас. Там одни псевдонимы. Можно их всех раскрыть».
Уже гонимый Александр Солженицын приезжал на Рязанщину. Проводником, как бывало не раз, стал Борис Можаев.
Особая тема — Можаев и Твардовский. Она прозвучала в выступлении критика Андрея Туркова. Встречу с «Живым» Александр Твардовский определил не иначе, как счастье.
В середине 90-х, когда Борис Можаев был редактором журнала «Россия», случился у меня долгий разговор с писателем. Его давно тревожила тема ликвидации неперспективных сел. А всю свою жизнь, начиная с 50-х годов, я отслеживала судьбы исчезающих деревень. Рассказала ему о Крючках, деревне Новосибирской области. Черемуховый рай.
В семьях было по пять-семь детей. И вот на тебе! Деревни нет. Были бедолаги, которые остались. Случилось удивительное. Из колодцев разом ушла вода. Старики жалились: «А мы что? Не люди?! Почто она покинула нас?».
Раз в две недели в деревню привозили воду, но старик, которого все звали Яишник, поскольку его кошка таскала чужие яйца, не мог брать воду из корыта. Он просил водой наполнить колодец. Но вода тут же исчезала. Я спросила Можаева, что это было за явление? И он сказал: «Месть земли.
Если нарушаем законы природы, земля имеет право ответить». Мы решили, что я буду писать о каждой исчезнувшей деревне. Не довелось. Вышел всего один номер журнала под началом Можаева.
Валерий Золотухин точно заметил, что встреча с Можаевым дала другое направление его представлениям о жизни, искусстве, собственном сочинительстве. Об этом скажет каждый, кто имел счастье встретиться с Можаевым. Мне и сейчас кажется: если бы состоялись наши планы, и в моей судьбе случились бы перемены.
Вот какая мысль приходит после юбилейного вечера. Да, хорошо, что есть отличные кинодокументы, позволяющие постичь неуемный характер и бесстрашие писателя, всегда ощущавшего себя свободным человеком. Друг писателя Лев Делюсин, известный ученый-китаист, говорил, что в словаре писателя главными были два понятия: «честь» и «право имею».
Кинодокументы восстанавливают драматическую историю таганковского спектакля по «Живому». На вечере артисты Таганки (Жукова, Полицеймако, Смирнов) дополнили эту историю своим ощущением счастья, которое они испытывали на репетициях спектакля. Завязь искусства с жизнью была такова, что и сейчас першит в горле, когда они говорят об этом.
***Есть ощущение, что творческое наследие Можаева имеет тенденцию — быть соотнесенным с сегодняшним днем, поскольку истоки происходящего с нами исследованы писателем. Угаданы и последствия.Можаевские чтения могли бы стать трибуной не только осмысления важнейших нравственных и экономических проблем страны.
Я отчаиваюсь сказать резче: Можаев очерчивает пути решения этих проблем. Возьмем хотя бы одну, но фундаментальную тему о Земле и о Хозяине, которого ждет земля. Здесь, что ни тезис, то вектор решения.
«Что же касается до основного земельного фонда, то он должен быть собственностью самих земледельцев».
«Решать, как использовать землю, должен сам народ, а не земельные перекупщики».«Крепкий мужик не мыслим без частной собственности».«Только земля — не нефть! — может дать скорую и самую прочную отдачу: богатство».«Надо убрать посредников между землей и пахарем».«Мы поступаем с фермером как живодеры-ростовщики».«Нужны адресные дотации».
«Земельный вопрос был и есть главным запалом наших междоусобиц»
. И так далее.
Осознать, что опорой государства, его становым хребтом, является мужик — вот что важно, считал Можаев.А практика такова, что «в обмолот пошло доселе неистребимое и самое многочисленное племя хлеборобов». И племя хлеборобов поредело.
И пригласить на эти чтения жестоко истребляемых, но все еще не порывающих связь с землей хлебопашцев.
Приехал бы Александр Дяткинский из Краснодарского края, которому по документам принадлежат 300 га земли (13 га собственная, остальная арендованная).
Но землю в натуре не выделяют какой уж год.
— У кого моя земля? — спрашивает фермер.— Это коммерческая тайна, — говорит власть Тихорецкого района.
Приехал бы из благословенного южного края Норик Казарян, который не может подойти к своему картофельному полю, потому что дорога общего пользования продана.
— Как подойти к своему полю? — спрашивает фермер Петр Левченко.
— Земля ваша, дороги наши. Пусть покупает вертолет, — говорят бандиты.
Позвать из села Терпение (Омская область) Петра Шумакова, с которым 15 лет воюют все властные структуры области. Фермер-семеновод продал 320 тонн элитного зерна Ассоциации фермеров. Но вместо элитного зерна фермеры получили фуражное.
Не сумев расплатиться по осени, одни фермеры покончили жизнь, другие – попали в психушку. Третьи застряли в долгах и пошли под банкротство. На самого Шумакова заведены десятки уголовных дел. Он привез мне на днях чемодан документов, среди которых прокурорские перлы: «переписку с Вами прекращаем».
Петр Федорович купил книгу Можаева «Земля ждет хозяина».
И не забыть Василия Мельниченко, с которым я дружу второй десяток лет. Это он сумел в одном селе, заново созданном, обустроить не только сельское хозяйство, но и в целом сельскую территорию (это вам не дом культуры построить на селе, как полагает премьер-министр). Село «Рассвет» было уничтожено огнем бандитов.
Но и сейчас неутомимый Василий упрямо заявляет: «Мы знаем, как стеречь дома, и знаем, как сажать цветы. И сады тоже знаем, как сажать. И мы можем работать! Никакой поддержки предпринимательства на селе на сегодняшний день не существует».Все делается ровным счетом для того, чтобы окоротить народ, как сказал бы Борис Можаев.
«Как будто у них в инструкциях написано, чтоб всем стало хуже!» – вторит Василий Мельниченко.— Интересно, если мы вымрем, что будут есть чиновники? – спрашивает фермер Виталий Литвинов из Брянской области.
Так вот: и чтобы на этих чтениях были ученые, министры, правоохранительные органы, под крышей которых существует «негласное крепостное право, бесправие, каннибальские указы, безумие, бред, чертово колесо, срамная распродажа земли». (Б. Можаев)
Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/1298160.html
Борис Андреевич МОЖАЕВ :: Главная
Автобиография
Вся биография писателя хорошо просматривается в его книгах, в спектаклях, в кинофильмах, в публицистике. Что же касается рода его, то и он угадывается в творчестве писателя.
Следственно, моя задача в этой короткой справке сводится к тому, чтобы уточнить некоторые этапы моей жизни и родственные связи мои. Недаром в прежние времена спрашивали допреж всего: “А из какого он рода?”
Был бы гвардии он завтра ж капитан.
– Того не надобно: пусть в армии послужит.
Изрядно сказано! Пускай его потужит…
……………………………………
Да кто его отец?
Родился я в 1923 году, первого июня (на Духов день) в селе Пителине Пителинского района Рязанской области. Отец мой до революции служил на пароходе, как и деды мои, но все они крестьянского рода. Дед по отцу Можаев Иван Зиновьевич был астраханским лоцманом, ещё в прошлом веке водил суда по знаменитому каналу из Волги в Каспий.
Роднёй я был богат – братьев и сестёр было пятеро, а двоюродных, троюродных не перечтёшь. Только по отцовской линии имел трёх тёток и пять дядьев. С одним из них, с Николаем Ивановичем Можаевым, ушёл на войну в 1941 году, в сентябре месяце: “В кругу скупых на слёзы, ласку; в кругу семей своих, мешок наклали под завязку нам с дядей на двоих.
И древней Муромской дорогой пошли мы, млад и стар…”
А всего от Можаевых, то бишь родственников из нашего села, воевало в эту войну шесть человек. Столько же пителинских Можаевых воевало в Первую мировую войну. И вот чудо – хоть и раненые, но все возвращались.
У дяди Михаила шинель была прострелена в трёх местах. Двоюродный брат мой Можаев Иван был ранен осколком снаряда в голову. И поправился…
Работал будь здоров! А ежели напьётся, то, куражась, спорит: “Клади яйцо на голов – не упадёт!”
На темени ость выбита – впадина. И действительно яйцо не падало с головы. “Иван, что ж ты врачей не просил, чтоб заделали тебе эту ямину?” – “Да глупые они. Давай, говорят, ребро у тебя вынем и залатаем голову!” – “И ты отказался?” – “Ну? Чудак-человек! Как же без ребра-то жить?”
Словом, по отцу родня моя весёлая. И по матери родственники мои не скучали…
Дед, Песцов Василий Трофимович, и старший дядя были моряками. Дед – активный участник революции 1905 года, служил на Чёрном море. После революции скрывался два с лишним года. По амнистии в 1908 году вернулся в родное село Мичилы, где не был двадцать пять лет. Привёз со станции десятка полтора чемоданов, саквояжей, баулов.
Бабка думала: “Добра-то сколько! Носить теперь не токмо нам – детям и внукам не переносить…”
Стали открывать эти чемоданы да саквояжи – а там одни книги. Он всю библиотеку партячейки привёз. Я помню эти книги в доме деда… Неспокойный был человек – он и умер в пути. Решил, что революция в Москве да Питере не так сделана.
В начале восемнадцатого года поехал в Москву, чтобы даказать кому следует: “Не так делаем!” Да поездка не удалась… Поезда остановились. “ВИКЖЕЛЬ” забастовал. А тут тиф. Дед заболел тифом и пролежал на какой-то станции. Привезли его домой еле живого…
Умер от революции.
А дядя мой – Песцов Павел Васильевич, штурман корабля (он окончил Нобелевское училище в 1912 году), поздней осенью 1918 года на своём пароходе пришёл из Каспия в Казанский затон. И там погиб в марте-апреле 1918 года.
Эта – моя близкая родословная. Но ежели заглянуть чуть подальше, то вот ещё что могу сказать: все Можаевы из Пителина, т.е. моего родного села, – родственники.
Пращу мой Максим Коротков был участником первой Отечественной войны; после Бородинского сражения остался в отряде Воейкова, прикрывавшем под Можайском отходившую армию Кутузова от наседавших французов. Отличившимся в этом бою (их было человек 20, по рассказам предков моих) дарована была фамилия Можаевых.
В наш Елатомский уезд (по тогдашнему делению) с войны вернулось двое Можаевых. Одна фамилия зачахла, а наша, от Максима Короткова, размножилась…
Вот вам моя родословная.
После окончания средней школы я поступил в ГИИВТ (Горьковский институт инженеров водного транспорта) на кораблестроительный факультет. Это было в 1940 году. Осенью по высокому указу всех студентов лишили стипендии и ввели плату за обучение – 150 рублей в год.
Тогда это были деньги. Несколько месяцев (до зимы) я ухитрялся после учёбы подрабатывать на пристани при разгрузке пароходов. Но наступила зима, Волга замёрла…
И я взял из института отпускную с правом возвращения на 1-й курс после окончания предстоящей мне службы в Вооружённых силах.
А там война… В конце 1943 года просматривалась уже грядущая победа, и нас, призванных их институтов, направляли на офицерские курсы и даже в высшие военно-морские училища. Вот так я и попал в Высшее инженерно-техническое училище ВМС.
Окончил я его в конце 1948 года и был направлен на Тихоокеанский флот в звании инженер-лейтенанта. После смерти Сталина с флота ушёл в литературу. С той поры так и занимаюсь этим делом. Правда, окончил ещё двухгодичные Высшие сценарные курсы. Писал и стихи, и прозу, и комедии, и сценарии.
И, конечно же, занимался публицистикой, критикой и пр. Выпустил в свет много книг, кинофильмов…
1995
Источник: http://boris-mojaev.narod.ru/
Биография Можаев Б. краткая, читать
Вариант 1
МОЖАЕВ Борис Андреевич (1923-1996), русский писатель.
В произведениях о современной жизни, главным образом сельской, сочетание острой конфликтности с юмором (повесть «�з жизни Федора Кузькина», 1966, в последующих изданиях «Живой»; роман «Мужики и бабы», кн.
1-2, 1976-87, Государственная премия СССР, 1989; рассказы). Роман «�згой», ч. 1 (1993). Публицистика. Киносценарии.
* * *
МОЖАЕВ Борис Андреевич (1 июня 1923, с. Пителино Рязанской обл. — 2 марта 1996, Москва), русский писатель.
Семья
«Отец мой до революции служил на пароходе, как и деды мои, но все они из крестьянского рода».
Со стороны и отца, и матери — все моряки и речники: бурлаки, плотогоны, штурманы, лоцманы — водили суда по Волге и Каспию.
«Пращур мой Максим Коротков был участником первой Отечественной войны; после Бородинского сражения остался в отряде Воейкова, прикрывавшем под Можайском отходившую армию Кутузова от наседавших французов.
Отличившимся в этом бою (их было человек 20, по рассказам предков моих) дарована была фамилия Можаевых». В 1935 году Андрей �ванович Можаев, отец писателя, был сослан на Дальний Восток и там погиб.
Мать дала образование всем детям (их было шестеро), кроме старшего.
�нженер
После окончания средней школы Можаев поступил в Г��ВТ (Горьковский институт инженеров водного транспорта) на кораблестроительный факультет.
Перед армией около года проработал учителем, был призван и в 1943 г. поступил в Высшее инженерно-техническое училище ВМС (Ленинград). Одновременно учился на филологическом факультете ЛГУ (заочно).
После окончания училища (1948) был направлен на Тихоокеанский флот в звании инженер-лейтенанта. Строил фортификации в Порт-Артуре.
«Писателем меня сделал Дальний Восток»
Первые стихи «Архитектор» опубликованы в 1949 в газете «Советское Приморье».
Во Владивостоке издана первая книга стихов «Зори над океаном» (1855) и первая книга прозы «Власть тайги»: повести и рассказы (1959). Там же — «Удэгейские сказки» (1955): Можаев как собиратель и составитель.
Все — в Приморском книжном издательстве. Первая публикация в Москве — рассказ «Власть тайги», «Октябрь», 1957, № 8.
«Можаев не предавался обычному в литературе тех лет упоенному славословию освоения этого края, а почуял «тревожный запах гари»: признаки того грубо потребительского, чреватого грядущими экологическими и нравственными катастрофами отношения и к природным ресурсам, и к людям, пагубность которого стала осознаваться обществом значительно позже» (А.Турков ).
Земельный вопрос
Р�сторической Рё художественной дальновидностью отмечено РІСЃРµ творчество Можаева. Р’ повести «Полюшко-поле» (1963), первой РїСЂРѕР·Рµ Можаева Рѕ деревне, написан характер, который писатель подтвердит документально лишь спустя 10 лет РІ очерке «В Солдатове Сѓ Лозового». «Автору любопытно было наблюдать, — пишет Можаев, — как его персонаж, списанный РІ далеких СѓСЃСЃСѓСЂРёР№СЃРєРёС… краях, повторился некоторыми гранями характера РІ Р¶РёРІРѕРј Рё достоверном председателе РЅР° СЋР¶РЅРѕРј Алтае… Сила благого примера выглядит внушительней, РєРѕРіРґР° творится РґРѕР±СЂРѕРµ дело СЃ одновременным захватом РЅР° тысячи километров». Талант, острый полемический дар, глубокая эрудиция, Р±СѓРґСЊ то история Р РѕСЃСЃРёРё или история СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ земледелия РЅР° обширнейших ее территориях, сделали Можаев СѓР¶Рµ РІ начале 60-С… видным публицистом Рё очеркистом, соединявшим РІ себе компетентность, СЏСЂРєРёР№ язык Рё бесстрашие. Как РЅРё свирепствовала цензура, Можаев защищал С…РѕР·СЏР№СЃРєСѓСЋ независимость работника, экономическую самостоятельность земледельца — РёР· РіРѕРґР° РІ РіРѕРґ, РёР· жанра РІ жанр, Р±СѓРґСЊ то очерк или роман, статья или сценарий. «К чему лукавить! — писал Можаев РІ 1990 Рі. — Земельный РІРѕРїСЂРѕСЃ был Рё есть главным запалом всех наших междоусобиц. РћРЅ Р¶Рµ был Рё главной нашей духоподъемной силой. РћРЅ РїРѕРґРЅСЏР» наше крестьянство, Р° СЃ РЅРёРј Рё государство, РЅР° большую высоту РІ столыпинские РіРѕРґС‹. РћРЅ Р¶Рµ вызвал гражданскую РІРѕР№РЅСѓ Рё СЃР±СЂРѕСЃРёР» нас РІ пропасть. РћРЅ РїРѕРіСѓР±РёР» белое движение, РѕРЅ Р¶Рµ чуть РЅРµ РїРѕРіСѓР±РёР» Рё красных. РћРЅ РѕР¶РёРІРёР» нас РІ РіРѕРґС‹ РЅСЌРїР°, РѕРЅ Р¶Рµ столкнул нас РІ кромешный ад коллективизации. РћРЅ Рё теперь требует РѕС‚ нас неотложного решения — отдать землю тем, кто ее хочет Рё может обрабатывать. РћС‚ этого зависит РІСЃРµ: или РјС‹ подымемся РЅР° крыло, или дело может кончиться РІСЃРµ тем Р¶Рµ взрывом Рё хаосом».
РљРЅРёРіР° публицистики «Запах мяты Рё хлеб насущный» объединяет наиболее значительные публикации Можаев («Земля ждет хозяина», «Лесная дорога», «Надо ли вспоминать старое?В», «По РґРѕСЂРѕРіРµ РІ Мещеру» Рё РґСЂ.) Рто, РїРѕ признанию Можаев, писательский дневник или двадцатилетняя С…СЂРѕРЅРёРєР°, запечатлевшая его взгляд РЅР° злободневные явления Р¶РёР·РЅРё.
«Живой»
В 1966 в «Новом мире» Твардовского (№ 7) опубликована повесть «�з жизни Федора Кузькина» (впоследствии «Живой»). Снятая цензурой и с трудом разрешенная к публикации повесть была поставлена в Театре на Таганке Юрием Любимовым, который увидел в Кузькине характер национального масштаба (роль Кузькина — В. Золотухин). Спектакль был запрещен и вышел к зрителю через 21 год. Сюжет острого противостояния самодурству властей, хлесткий, озорной диалог, непредсказуемо самобытная и независимая натура Кузькина снискали повести и спектаклю звонкий успех (сотни зрителей успели увидеть спектакль на прогонах).
Русские характеры
Р’ 1960-70-Рµ РіРі. Можаев создает вереницу чрезвычайно разнообразных Рё противоречивых портретов СЃРІРѕРёС… современников. Рто глубоко художественное исследование сознания творческого Рё приспособленческого, рабского Рё дерзкого, распадающегося Рё воскресающего Рє созиданию. Можаев исследует «волю Рє независимости» (РѕРґРЅРѕ РёР· любимейших его пушкинских выражений) как историю народного самосознания, переживаемую крайне разнообразно, разноречиво Рё крайне индивидуально. Цикл рассказов «Старые истории» Рё среди РЅРёС… — глубочайшая «Старица Прошкина», В«Р�стория села Брехова, писанная Петром Афанасиевичем Булкиным», «Полтора квадратных метра» Рё РґСЂ. это С…СЂРѕРЅРёРєР° СѓР¶Рµ РЅРµ явлений, Р° характеров, РїРѕСЂРѕР№ РІ парадоксальном соединении трагедии Рё сатиры.
Наболевшее
Р’ 1980 Можаев заканчивает роман «Мужики Рё бабы», посвященный крестьянскому противостоянию насильственной коллективизации РЅР° Рязанщине. Полностью роман увидел свет лишь РІ 1987 РіРѕРґСѓ. Отвергнутая всеми РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРјРё журналами вторая РєРЅРёРіР° романа, РіРґРµ развернута панорама восстания Рё его подавления, была опубликована лишь РІ 1987, РІ журнале «Дон», в„– 1-3. Р’ предисловии Рє этой публикации академик Р’РђРЎРҐРќР�Р› Р’. Рђ. РўРёС…РѕРЅРѕРІ писал, что «Борис Можаев нашел СЃРІРѕР№ прием раскрытия именно массового характера этой Р±РѕСЂСЊР±С‹. Здесь действует народ. Политический авантюризм РїСЂРёРЅСЏР» настолько широкие масштабы, что преодолеть его, сломать его, вернув деревню РЅР° путь закономерных, естественных социальных преобразований, может лишь массовое движение народа». Рта народная драма нашла РІ Можаев своего летописца. Сам Можаев, РїРѕ признанию Солженицына, СЃ которым был дружен, стал прототипом Арсения Благодарева, «главного крестьянского героя» «Красного Колеса», которому РІ Антоновщину предстояло стать РІ солженицынском романе руководителем РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· партизанских отрядов.
«Первейший знаток русской деревни и природы» (слова Солженицына), Можаев хотел довести свое повествование до наших дней, задумав трилогию.
Он успел написать лишь первые главы автобиографического романа «�згой». В книгу очерков и рассказов «Затмение» (1995) включены очерки и статьи Можаева 90-х гг., посвященные реформам в современной деревне. Статья «Крымские страдания», посвященная Севастополю, закончена Можаевыи за два месяца до конца, уже в больнице, и полностью опубликована в журнале «Дон» (№ 7,1996). В 1994-м Можаев стал главным редактором журнала «Россия», но успел подписать лишь первый номер (1995). В номере — статья Можаева об аграрной реформе в Нижегородской области. Она называется «Земля и воля».
Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskpvrkr/index.html