Поляков, Юрий Михайлович, биография и краткий обзор творчества
Имя | Юрий Поляков |
Дата рождения | 12.11.1954 |
Место рождения | Москва, СССР |
Род деятельности | писатель, XX века, России |
Жанр | повесть, роман, сценарий |
Язык произведений | русский |
Премии | 1986 |
Награды | 20102005 |
Юрий Поляков
Ю́рий Миха́йлович Поляко́в (р. 12 ноября 1954, Москва) — советский и российский писатель, поэт, драматург. Главный редактор «Литературной газеты» с 2001 года.
Биография и краткий обзор творчества
Родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. Отец — Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтёр. Мать — Полякова Лидия Ильинична, технолог.
Первой незаурядные творческие способности Полякова выявила школьная учительница литературы И. А. Осокина. Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы. На старших курсах стал работать учителем. Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Ларисы Васильевой).
Стихи начал писать ещё в школе, а с 1973 году занимался в Литературной студии при МГК ВЛКСМ и Московской писательской организации. Посещал семинар поэта Вадима Сикорского.
Первое стихотворение Полякова было опубликовано в 1974 году в газете «Московский комсомолец», через три года газета поместила большую подборку стихотворений.
После окончания института Поляков недолгое время преподавал в Школе рабочей молодёжи, а потом был призван в Советскую Армию, служил в расчёте САУ «Акация» заряжающим с грунта в Группе советских войск в Германии.
После армейской службы начал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Через год перешёл в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, из корреспондента став главным редактором. С 1979 года сотрудничает с «Литературной газетой». В 1979 году выходит первая книга стихов «Время прибытия», а в 1981 году — новая, «Разговор с другом».
Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба» — написанные в самом начале 1980-х годов, они были опубликованы лишь с началом «перестройки»: в январе 1985 года «ЧП…» напечатал журнал «Юность», а через два года — и «Сто дней до приказа».
Вскоре повесть «ЧП районного масштаба» была экранизирована, затем вышли фильмы и по другим произведениям. Свои философские наблюдения над жизнью современного общества Поляков отразил в книгах «Демгородок», «Апофегей», «Козлёнок в молоке».
Одна из самых увлекательных вещей писателя — авантюрная любовно-детективная повесть «Небо падших», о жестокой цене, которую приходится платить за сверхстремительный успех и сказочное обогащение новых хозяев жизни.
Более чем 130-тысячным тиражом вышел роман «Грибной царь» (2005), полный свежих афоризмов и едкой сатиры на духовно-нравственные и семейно-сексуальные метания топ-менеджеров среднего возраста.
В 1981 году Поляков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творческий путь Г. К. Суворова: К истории фронтовой поэзии», кандидат филологических наук. В том же году был принят в Союз писателей СССР.
C 19 апреля 2001 года — главный редактор «Литературной газеты» — 31-й в истории газеты.
Источник: http://www.cultin.ru/writers-polyakov-yurijj-mikhajjlovich
Поляков Валерий Владимирович
История исследования космоса > Космонавты > Советские космонавты > Поляков Валерий Владимирович
Поляков Валерий Владимирович (1942- гг.)
Краткая биография:
Космонавт СССР: №66;
Космонавт мира: №207;
Число полетов: 2;
Продолжительность: 678 суток 16 часов 33 минуты;
Валерий Поляков – 66-й советский космонавт, герой СССР: мировой рекорд по пребыванию в космосе, биография, фото, личная жизнь, знаменательные даты, станция Мир.
Поляков Валерий Владимирович – 66 космонавт СССР и 207 космонавт мира.
Поляков Валерий Владимирович появился на свет 27 апреля 1942 года в городе Тула (тогда СССР). Он увидел большой космос два раза и пробудет там 678 суток. Поставив новый мировой рекорд по самому длительному пребыванию в космосе.
Окончив среднюю школу № 4 города Тула, в 1959 году молодой парень поступает в медицинский институт имени Сеченова в Москве. Через пять лет став дипломированным врачом.
Весь следующий год Валерий Владимирович проходил ординатуру в медицинских институтах Москвы, но бросил, не закончив ее, не защитив диссертации.
Из 1971 по 1974 годы мужчина проходил медицинскую аспирантуру, и уже в 1976 году успешно защитил диссертацию и стал доктором медицинских наук.
С 1999 года имеет звание Доктора медицинских наук и профессора медицины.
Космос
В 1970 году Валерий Поляков заключением медицинской комиссии был признан пригодным к космической спецподготовке.
С 1972 по 1980 годы числился в рядах космонавтов исследователей. В эти же годы прошел общекосмическую подготовку на базе имени Гагарина.
В июне 1980 года мужчине представилась возможность заменить выбывших космонавтом и приступить к подготовке космического старта.
Осенью 1987 года мужчина успешно освоил подготовительные курсы и был официально пригоден к работе в открытом космосе.
Еще пол года ушло на непосредственную подготовку к полуторагодовалому полету, вместе с Владимиром Ляховым и Aбдул Момандом (космонавтом из Афганистана), в качестве первого врача-космонавта экспедиции.
Первый полет
Впервые в космосе мужчина побывал 29 августа 1988 года, полет был длинною без малого 241 суток. Путешествовал Валерий Поляков на космическом корабле «Союз ТМ-6» до станции «Мир».
На станции врач освоил методы медицинской помощи при космических путешествиях на длительное время.
Второй полет
На второй раз Валерий Владимирович поставил рекорд, пробыв в космосе 437 суток. Пуск состоялся 8 января 1994 года на корабле «Союз ТМ-18». Проведя успешную состыковку со станцией «Мир» космонавт успел проработать с тремя составами экипажа.
Опытный «космический» врач вернулся на Землю только 22 марта 1995 года, вместе с экипажем ЭО-17. За время долгого пребывание на орбитальной станции, мужчине довелось поработать рука об руку со множеством в последствие именитых космонавтов.
1 июня 1995 года мужчина ушел из рядов космонавтов, в связи с выходом на заслуженный отдых.
Личная жизнь
Коршунов Иван Андреевич – отец, умер в 1967 году.
Полякова (в девичестве Матвеева) Евдокия Федоровна – мать, 1920 года рождения, работала учительницей, сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Полякова Неля Федоровна – жена, 1940 года рождения, сейчас на пенсии, раньше работала врачом-невропатологом в одной из именитых московских клиник невропатологии.
Смиренная Елена Валерьевна – дочь, 1965 года рождения, работает врачом-окулистом, имеет докторскую степень. Подарила своему отцу внука и внучку, которые сейчас учатся в средней школе.
(2
Источник: https://v-kosmose.com/kosmonavtyi/sovetskie-kosmonavtyi/polyakov-valeriy-vladimirovich/
Юрий Поляков
Юрий Михайлович ПОЛЯКОВ (12.11.1954) – известный русский писатель, общественный деятель, журналист. Он один из самых читаемых авторов России, прозаик, публицист, драматург и поэт, чьё творчество вот уже более тридцати лет привлекает к себе всеобщее внимание. Поляков – член Союза писателей с 1981 года. Почетный профессор МГОУ.
Юрий Поляков родился в Москве, в рабочей семье. Окончил факультет русского языка и литературы МОПИ им. Крупской. Кандидат филологических наук.
Дебютировал в литературе как поэт в 1974 году, и после выхода первой книги «Время прибытия» и цикла «Непережитое» стал одним из лидеров своего поэтического поколения.
Наряду со стихами в этот период он занимался исследованиями советской фронтовой поэзии и писал прозу, вскоре сделавшую его знаменитым.
Высокое художественное мастерство, виртуозная работа со словом, уникальное чувство юмора, четкая гражданская позиция, социальная острота, – все эти черты, присущие Юрию Полякову, проявились уже в его первых знаменитых повестях «ЧП районного масштаба» (1981,1985) и «Сто дней до приказа» (1980, 1987). Вышедшие миллионными тиражами в журнале «Юность» (одна после четырехлетнего цензурного запрета, а вторая после семилетнего противостояния с военной цензурой), эти произведения оказались в центре бурных дискуссий периода гласности. Поляков первым заговорил о перерождении, обюрокрачивании комсомола, шире – власти, и неуставных отношениях – «дедовщине» в армии. Дерзость, психологизм и свежий язык этих повестей сразу поставили Полякова в ряд самых известный советских писателей. С. В. Михалков даже назвал своего молодого собрата по перу «последним советским классиком».
В повестях «Работа над ошибками» (1986) и «Апофегей» (1989) оттачивается творческий метод писателя, названный критиками «гротескным реализмом».
Знаменитая повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991) развивает эту тенденцию, а памфлет «Демгородок» (1993) становится первой в отечественной литературе сатирой на постсоветскую Россию.
В то время, когда собратья по перу были увлечены дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Поляков одним из первых взглянул на уходящую советскую натуру с ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей.
Он вновь оказался оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии. В одной из самых своих популярных книг – романе-эпиграмме «Козленок в молоке» (1995) Поляков дает ироническую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные «таланты» в литературе.
Наиболее значительным произведением Ю. Полякова стал семейный роман «Замыслил я побег…» (1999), охватывающий тридцать лет жизни страны и серьезно повлиявший на становление «нового реализма» в отечественной словесности. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца века.
В 2001-04 гг. Поляков опубликовал цикл «Плотские повести», вышли в свет роман «Грибной царь» (2004), ироническая эпопея «Гипсовый трубач» (2009-2012), «Любовь в эпоху перемен» (2015), в которых широко изображена и подвергнута глубокому художественному анализу жизнь российского общества за почти полвека, включая начало нового столетия.
Почти вся проза Полякова экранизирована, снято 15 полнометражных и телевизионных фильмов, в том числе: «Работа над ошибками» (1987), «ЧП районного масштаба» (1988), «Сто дней до приказа» (1989), «Левая грудь Афродиты» (1999), «Игра на вылет» (2000), «Замыслил я побег…» (2003), «Козленок в молоке»(2004), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (2006), «Небо падших» (2012), «Грибной царь» (2013) и др. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997).
Юрий Поляков – ведущий современный драматург, его пьесы с успехом идут в Москве, театрах страны от Владикавказа до Владивостока, в СНГ и дальнем зарубежье, собирая полные залы.
Наиболее популярны комедии и мелодрамы: «Смотрины» («Контрольный выстрел»), «Халам-бунду, или Заложники любви», «Левая грудь Афродиты», «Хомо эректус», «Женщины без границ», «Козлёнок в молоке», «Одноклассница», «Как боги», «Чемоданчик» и другие.
В 2015 году в Москве прошел 1-й международный театральный фестиваль «Смотрины», целиком посвященный драматургии Ю. Полякова.
Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья, включены в школьные и вузовские курсы современной российской литературы.
За сорок лет работы в литературе писатель выпустил около 150 книг (включая переиздания), вышли в свет также: «Избранные сочинения» в 2-х томах (1994), «Собрание сочинений» в 3-х томах, (1997), «Собрание сочинений» в 4-х томах (2001), «Собрание сочинений» в 5-ти томах (2004). В настоящее время осуществляется издание 10-томного собрания сочинения. Выпущен первый том.
Юрий Поляков – яркий публицист, в своих статьях и эссе он смело и убедительно осмысливает происходящие в России духовные и социально-политические процессы.
Многие его оценки, формулы, а также неологизмы стали широко популярны и вошли в национальный интеллектуальный обиход.
Свою публицистику автор объединил в книги: «От империи лжи – к республике вранья» (1997), «Порнократия» (2000), «Россия в откате» (2008), «Лезгинка на Лобном месте» (2013), «Левиафан и Либерафан» (2015).
Многие статьи Юрия Полякова на протяжении трех десятилетий века публикуются в «Литературной газете», с которой он сотрудничает с 1979 года.
Став в 2001 году главным редактором «Литературной газеты», 33-м по счету, он способствовал превращению «детища Пушкина» из «либерального гетто» в острое полифоническое издание, открытое всем направлениям общественной мысли и отечественной словесности с традиционным для России преобладанием государственно-патриотического взгляда на культуру, экономику и социум.
Ю.М. Поляков – активный общественный деятель, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству и Общественной палаты, член попечительского совета Патриаршей литературной премии, член президиума Общества русской словесности.
Ю.М. Поляков удостоен многих литературных и общественных наград. Он – лауреат премий Ленинского комсомола, Правительства РФ и Москвы в области литературы и искусства, обладатель Большой Золотой Бунинской медали. Кавалер орденов «Дружб», «Почета», «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени.
Живет в Москве, в Переделкино. Женат. Имеет дочь, внука и внучку.
Источник: https://www.yuripolyakov.ru/about/
Поляки
Поляки (самоназвание – поляци) — народ славянского племени, составляющий основу населения Польши. В России около 70 тысяч. Польская, или лехитская, народность составилась из нескольких славянских племен (людов), носивших названия мазуров, кашубов, куявян, силезцев, поморян и других.
В антропологическом отношении поляки характеризуются, в общем, ростом ниже среднего (162—163 см), хотя встречается и известный процент высокорослых.
По мнению многих наблюдателей, поляки из всех славянских племен представляют наибольшую тенденцию к белокурости и светлорусости. Цвет глаз у поляков преимущественно голубой или серый. По форме головы поляки относятся к брахицефалам.
Лицо умеренной длины и ширины, иногда несколько скуластое, по типу разнообразное, то сходное с типами соседних народностей, то более своеобразное.
Польская народность начала формироваться в эпоху феодальной раздробленности на Руси (X-XI века). В этот период произошло политическое обособление отдельных территориальных групп поляков. Их объединению на новой территории немало способствовало совместное сопротивление немецкой экспансии.
Так в западной Европе образовалось довольно значительное государство – Речь Посполитая. XV-XVI века стали временем бурного развития польской культуры, искусства, литературы и науки.
Несмотря на попытки завладения территорией Польши иностранными государствами, народ сумел сохранить национальные обычаи и язык.
В XIX веке существовало несколько групп поляков, различавшихся некоторыми этнографическими особенностями: на западе — великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге — малополяне; в Силезии — слензане; на северо-востоке — мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря — поморяне. Однако, с ростом промышленности и увеличением населения городов, различия между этими группами стали стираться.
После Первой мировой войны было образовано независимое польское государство, в которое не вошли многие северные и западные польские земли. Воссоединение северных и западных земель наступило лишь после Второй мировой войны.
Культура поляков
Традиционную народную одежду поляки до сих пор надевают в части деревень по праздникам. Лучше всего она сохранилась в окрестностях города Лович, где крестьяне носят её повседневно.
Для национального костюма характерны полосатые ткани; из которых шьют юбки, передники, женские накидки, мужские штаны.
Традиционная мужская одежда — короткая льняная рубаха с запонкой из серебра или иного металла, штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткая куртка из белой шерсти. Крестьянки носят юбку из узорной или однотонной ткани, рубаху, безрукавку.
Национальные блюда кислые похлёбки — жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свёклы). Первые блюда приправляют салом, маслом, сметаной.
Распространённое блюдо — бигос из квашеной или свежей капусты с мясом или колбасой, луком, грибами, яблоками, лавровым листом.
Не последнее место в польской кухне занимают блюда из картофеля, молоко, творог, сыр.
В настоящее время польская семья преимущественно малая. В позапрошлом веке в Польше встречались сложные «отцовские» семьи, состоящие из супругов- родителей, их сыновей с жёнами и детьми и «братские», которые объединяли несколько братьев с жёнами и детьми. Из старинных обычаев сохранились некоторые семейные и календарные.
Традиционный свадебный обряд состоял из сватовства, сговора, обручения, венчания и свадебного пиршества. На свадьбе противостояли две «группы»: жениха и невесты, состоявшие из их родственников и друзей (что довольно популярно и в России). В современной свадьбе многие старые обряды если и выполняются, то носят в основном игровой характер.
Из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские — «Годы». Канун Рождества — сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. В этот день поляки собираются в доме родителей или в кругу своей семьи.
На ужин обязательно подают рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой родственники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая здоровья, удачи и счастья.
Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд.
У поляков развиты традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок — узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение. Богато и польское устное народное творчество. Польские народные танцы — полонез, краковяк, мазурка.
Источник: https://geographyofrussia.com/polyaki/
Поляковы
Среди предпринимателей, тесно связавших свои интересы с Донецким краем, особое место принадлежит семейному клану Поляковых.
Являясь потомками раввинов-хасидов из Могилев-ской губернии, они, благодаря своей предприимчивости, находчивости, взаимопониманию и поддержке друг друга, из низов смогли подняться в первые ряды российской деловой элиты. Не последнюю роль в их стремительном восхождении наверх сыграл Донбасс.
Если Самуил Поляков был известен как «железнодорожный король», то Яков и Лазарь вошли в историю предпринимательства как банкиры и владельцы крупнейших торговых домов.
Самуил Соломонович Поляков родился в небогатой, но очень дружной семье еврея-кустаря в небольшом местечке близ г. Орши Могилевской губернии. Тяжелая жизнь в жестких условиях крепостного права требовала от отца огромных усилий, чтобы прокормить многодетную семью. Появившись на свет 24 декабря 1836 г.
[1] Самуил с ранних лет становится правой рукой отца, помогая ему в его работе. Жизненная ситуация складывалась так, что он смог получить только начальное образование, однако природная сообразительность и предприимчивость, постоянный поиск возможных вариантов решения поставленных задач компенсировали этот недостаток и способствовали его неуклонному продвижению вперед.
Отмена крепостного права 1861 г. и последующие реформы открыли широкую дорогу для свободной предпринимательской деятельности всех сословий царской России, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. Мелкие товаропроизводители-кустари, к которым относился и отец С.
Полякова, все более начинают терять свою самостоятельность, попадая в зависимость от посредника и владельца мануфактуры. Не вписавшись в новые экономические условия, отец начинает все больше отходить от дел, переложив всю тяжесть семейных и финансовых забот в семье на С. Полякова.
Сложившаяся ситуация заставляет Самуила браться за любой бизнес, чтобы прокормить семью.
Он начинает свою предпринимательскую деятельность мелким винным откупщиком, затем берется за подряды по перевозке материалов на строительство шоссе Московского округа путей сообщения, организует и содержит небольшую почтовую станцию. Волею случая в конце 50-х гг. он был представлен крупному помещику Воронежской губернии графу И. М.
Толстому, будущему министру почты и телеграфа (1863—1867 гг.), которому нужен был предприимчивый арендатор, чтобы поднять рентабельность своего имения. В результате этой встречи С. Поляков получает в имении графа в аренду большой участок заброшенной болотистой земли, где организует винокуренный завод, который вскоре стал давать большой доход.
Убедившись на этом примере в умении С. Полякова организовывать дело, став министром, граф сдает С. Полякову в оптовое содержание несколько почтовых станций. С этого времени начинается их довольно продолжительное деловое сотрудничество [2].
Именно в этот период в России начинается бурное развитие промышленности и связанный с этим бум железнодорожного строительства.
Он складывается как частнохозяйственная железнодорожная система с широким государственным финансированием в форме прямой или косвенной помощи на основе выдачи концессий, приносящих огромные прибыли их обладателям.
По условиям царского законодательства, предприниматель, заключивший договор (концессию) на строительство и эксплуатацию частной железной дороги, должен был учредить акционерное общество, которое становилось собственником частной дороги в течение всего концессионного срока, после чего дорога переходила в собственность казны. Строительный капитал, предназначенный для создания и эксплуатации дороги, должен был состоять из акций и облигаций. Царское правительство предоставляло по ним страховую гарантию дохода в 4,5—5 %, однако следовало иметь ввиду то обстоятельство, что реализация облигационного капитала шла по низкому курсу, а гарантия давалась на номинальную сумму, соответственно и доход возрастал на 7—8 %. Кроме этого, собственник концессии имел широкую свободу и бесконтрольность во всех сферах действия как при строительстве, так и при эксплуатации железных дорог.
Имея уже определенный опыт в строительстве шоссейных дорог, С. Поляков решает принять участие и в строительстве железнодорожной инфраструктуры. В начале 60-х гг. он обращается с этой просьбой к И. М.
Толстому и с его помощью получает выгодный подряд на постройку Грушевско-Аксайской горнозаводской железной дороги — первой железнодорожной линии в Южном горнопромышленном районе.
Эта линия предназначалась для вывоза каменного угля с Грушевских антрацитовых копей Русского общества пароходства и торговли, возглавляемого флигель-адъютантом Императорской свиты адмиралом Н. М. Чи-хачевым (будущим морским министром). В конце 1863 г. эта дорога протяженностью в 66 км.
была построена и соединила станцию Шахтная с пристанью Аксай на р. Дон и являлась собственностью Войска Донского. По мере роста железнодорожного строительства С. Поляков нарабатывал и определенный опыт. В 1865— 1866 гг. он добивается субподряда по поставке строительных рабочих и материалов для оптового подрядчика К. Ф.
фон Мекка, строившего Рязанско-Козловскую железную дорогу. Участие в этом строительстве послужило для молодого бизнесмена хорошей школой. Здесь он знакомится с министром путей сообщения П. П. Мельниковым, путейскими инженерами, железнодорожной профессурой и перспективами развития железнодорожного строительства в стране.
Опыт и знания, полученные ям в ходе этого строительства, приводят его к мысли о возможности применения американского метода скоростного строительства железных дорог в России. Он начинает активно пропагандировать эту идею, подыскивая надежных партнеров и заручаясь поддержкой в высших эшелонах власти, действуя стремительно и напористо.
В 1866 г. при активной поддержке графа И. М Толстого С. Поляков получает место оптового подрядчика на постройку Козлово-Воронежской железной дороги (170 верст) обойдя крупного железнодорожного предпринимателя П. П. фон Дервиза. В этом процессе участвует и граф С. С. Шереметьев, возглавлявший строительную контору Императорского двора. Такая поддержка позволила С.
Полякову добиться утверждения максимальной поверстной строительной стоимости 75 тыс. руб. серебром. Действительная стоимость дороги составила 9,5 тыс. руб. с версты пути, или в 8 раз дешевле. Полученная Б ходе строительства многомиллионная разница позволила С. Полякову сразу выдвинуться в крупные бизнесмены и бороться уже за место полноправного концессионера [3].
Вскоре С. Полякову удалось получить еще два выгодных заказа на постройку двух земских железных дорог: Орловско-Гряз-ской (283 версты) и Козлово-Тамбовской (68 верст). Строительство было произведено по «удешевленной смете», которая в 10 раз оказалась меньше утвержденной стоимости.
В этот период происходит ожесточенная борьба за получение концессий между предпринимателями специализирующимися на строительстве железных дорог. В ход идут различные способы борьбы с конкурентами вплоть до использования влияния высоких царских чиновников и особ. Однако и в этой ситуации С.
Поляков оказывается на шаг впереди от своих соперников. Примером может послужить затяжная борьба за подряд на ст
Источник: http://infodon.org.ua/pedia/210
Юрий Поляков (Актер, Люди за кадром): фото, биография, фильмография, новости – Вокруг ТВ
Русский писатель, по произведениям которого сняты такие картины, как «Работа над ошибками», «ЧП районного масштаба», «Сто дней до приказа», «Левая грудь Афродиты», «Игра на вылет», «Замыслил я побег…», «Козлёнок в молоке». Сценарист, принимавший участие в работе над фильмом Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок».
Юрий Поляков родился в обыкновенной рабочей семье. Выходцы из Рязани, родители обосновались в Москве в первые годы индустриализации и работали по техническим специальностям.
Окончив школу, Юрий поступает в областной педагогический институт имени Н.К. Крупской на филологический факультет. После института идет в армию. Юрия Полякова распределяют в ГДР, где он преподает русский язык и литературу.
Вернувшись на родину, Юрий работает в газете «Московский литератор», а с 1981 года становится ее главным редактором. Тогда же он защищает кандидатскую по филологии.
Темой его научного исследования становится фронтовая поэзия. В рамках исследования Юрий Поляков публикует целый ряд литературоведческих статей о поэтах-фронтовиках.
Результатом работы становится книга «Между двумя морями», выпущенная в 1983 году.
Творческая биография Юрия Полякова
Член союза писателей, Юрий Поляков и сам начинал свой творческий путь как поэт.
Первый его сборник «Время прибытия» вышел в издательстве «Молодая гвардия» и продолжал традиции советской поэзии.
Однако прозаические опыты Юрия Полякова, начавшиеся в тот же период, носят оппозиционный характер. В них Юрий открыто выступает против существующей системы и поддерживающей ее официальной идеологии.
В 1980 году Юрий Поляков становится первым отечественным писателем, поднявшим в своем творчестве тему «дедовщины», однако его повесть «Сто дней до приказа» не пропускает военная цензура. И лишь в 1987 году она была опубликована в журнале «Юность».
Юрию Полякову позвонил редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев с предложением опубликовать повести.
Зная о запрете, редактор обратился в военную цензуру за разрешением и, услышав: «Мы ее не пропустим», – сказал в ответ: «Лучше бы вы Руста не пропустили!».
Все это произошло вскоре после перелета немецкого летчика-спортсмена Матиаса Руста из Хельсинки в Москву и его приземления прямо на Красной площади, ставшего событием мирового масштаба.
Следующей повести Юрия Полякова повезло несколько больше. «ЧП районного масштаба» хотя и пролежало четыре года под сукном из-за цензурного запрета, было опубликовано раньше, чем первая повесть, в том же журнале «Юность».
Повесть, повествующая о проблемах в комсомольском аппарате, о его нравственном разложении, вызвала всесоюзный резонанс.
Юрий Поляков, проработавший некоторое время инструктором в райкоме комсомола, не только показал всю ситуацию изнутри, но и сумел предвосхитить, схватить и отразить в своей повести все те тенденции, которые привели в итоге к развалу Союза.
«Работа над ошибками» – повесть, посвященная школе, проблемам, возникающим между учениками и учителями, отображает тот разрыв в миропонимании, который явился следствием разрыва между официальной идеологией и действительностью.
Эта повесть стала первым из экранизированных произведений Юрия Полякова.
И, наконец, когда популярность Юрия Полякова благодаря острой социальной актуальности его творчества была уже очень высока, после долгого цензурного перерыва увидела свет повесть «Сто дней до приказа».
Вышедшая на пике «гласности» из-под пера уже известного писателя, повесть оказалась в эпицентре общественного внимания. И даже критики, обвинявшие автора в спекуляциях на разоблачениях, не могли не отметить несомненных художественных достоинств его произведений.
Юрий Поляков умеет предвосхищать в своем творчестве текущие социальные процессы, и когда в начале 90-х основная масса творческой интеллигенции все еще продолжала заниматься разоблачениями советского прошлого, Юрий Поляков обратил внимание на внутренний мир своих героев.
Кроме того, в его прозе все большее место занимает ирония по отношению к новым либеральным тенденциям в обществе. В своем творческом поиске, не уходя с позиций реализма, Юрий Поляков обращается к постмодернизму, обогащая свои художественные приемы заимствованиями оттуда.
Результатом этого поиска становится роман-эпиграмма «Козленок в молоке», где автор остро-сатирически высмеивает жизнь творческой интеллигенции и ее кумиров. Одновременно с работой над повестями «Апофегей», «Парижская любовь Кости Гуманкова», «Демгородок», идет и публицистическая работа писателя.
Публицистика Юрия Полякова, носящая острый социально-политический характер, находится в центре внимания общественности. К концу 90-х автор издает две книги, созданные по итогам своей публицистической деятельности: «От империи лжи – к республике вранья» (1997) и «Порнократия» (1999).
И подводя литературный итог уходящему веку, Юрий Поляков создает семейную сагу, охватывающую тридцатилетний период в жизни страны. Роман «Замыслил я побег…» становится одним из ярчайших образцов романного жанра в отечественной литературе конца XX века.
Затронув тему современной семьи, Юрий Поляков публикует цикл повестей той же тематики в журналах «Смена», «Нева», «Наш современник». Одновременно писатель пробует себя и в качестве драматурга, ставя пьесы по мотивам собственного творчества. Его постановки пользуются успехом и идут не только в российских, но и в зарубежных театрах.
С 2001 года Юрий Поляков возглавляет «Литературную газету».
2003 – «Козленок в молоке» 2003 – «Замыслил я побег…» 2000 – «Игра на вылет» 1989 – «Левая грудь Афродиты» 1988 – «Сто дней до приказа» 1988 – «ЧП районного масштаба»
1987 – «Работа над ошибками»
Юрий Поляков – лауреат премий Московского комсомола (1982), Ленинского Комсомола (1986), кавалер ордена Дружбы (2005), ордена Почёта (2010).
Источник: https://www.vokrug.tv/person/show/yuri_polyakov/