Колосс Родосский — великое чудо света
Колосс Родосский — великое чудо света
Каждый знает 93-метровую Статую Свободы установленную в гавани Нью-Йорка. В левой руке факел, а в правой табличка, на которой увековечена дата принятия Декларации Независимости. Но 2300 лет назад, такая же статуя была построена на греческом острове и имя ей Колосс Родосский.
Колосс Родосский — знаменитое чудо света, которое было установлено на входе в гавань острова Родос в 304 году до н.э.
Во времена античности, остров Родос занимал важную экономическую роль, располагаясь на юго-западе Малой Азии. Главной город — Родос, носил имя острова и был заложен в 407 году до нашей эры. В 358 году до н.э.
остров был завоеван царем Мавсолом, да-да именно тем, в честь кого возведено одно из семи чудес света — мавзолей в Галикарнасе.
Позже, в 340 году до н.э. остров перешёл во владение Персов, а через восемь лет его захватил Александр Македонский.
После смерти Македонского, который скончался в садах Семирамиды (ещё одно из семи чудес света), полководцы начали борьбу за право унаследования империи.
Родос поделили на три части, которые достались Птолемею, Селевку, Антигону. Так получилось, что родоcцы были на стороне Птоломея, который ещё до этого правил Египтом. Зависть затуманила глаза Антигона и он с помощью своего сына Демитрия пошёл войной на Родос.
Огромная армия насчитывающая более 40 000 (больше всего населения острова) солдат обрушилась на стены портового города. Для покорения Родоса была сооружена огромная осадная башня, установленная на шести кораблях!
Но тут Демитрия постигла неудача, внезапный ураган опрокинул конструкцию в воду.
Антигон не сдавался и приказал своему сыну построить ещё одну башню-гигант высотой 150 футов и основанием 75 квадратных футов. Вторая башня несла на себе множество катапульт, солдатов на ней защищали шкуры животных и щиты из дерева. Родосцы и тут не спасовали, вылив кучу нечистот с наружной стороны стены.
В итоге огромная башня завязла, так и не добравшись до места назначения. Как раз во время поспел флот из Египта, который отбил атаку Демитрия, обратив его в бегство.
Как создавался Колосс Родосский
Чтобы увековечить свою победу, островитяне решили построить громадную статую Гелиоса — бога солнца, который по приданию, вынес остров из глубин морских. Для строительства были использованы средства получены с продажи осадных машин Демитрия, которые были брошены за стеной. Строительство началось в 304 году до н.э.
и длилось двенадцать лет, Колосс Родосский был установлен на холме, который был создан на входе в гавань.
Статую окружала земляная насыпь, которая росла вместе со скульптурой. Харес преследовал две цели, сооружая эту преграду.
Во-первых, до поры до времени статуя была скрыта от глаз любопытствующих, а во-вторых, насыпь служила своеобразной платформой, позволяющей работникам осуществить каждый последующий этап сборки.
Очень часто, на фото Колосс Родосский изображают с широко расставленными ногами, между которых корабли проплывают в гавань, однако это не так — статуя была установлена на берегу. Высота Колосса составляла около 110 футов, прибавьте сюда ещё 50 футов, которые давал постамент.
Скульптура представляла из себя полуобнаженного бога, который правой рукой закрывал глаза от солнца, а левой держал своё одеяние. Среди историков бытует мнение, что большая часть скульптуры состояла из глины налепленной на каркас из стали, а поверх неё уже накладывали бронзовые листы.
По свидетельству Пилона Византийского, на статую ушло 15 тонн бронзы и 9 тонн железа.
Создателем статуи был Херес родом из Линда, учившийся у известного скульптура Лисиппа. К сожалению Херес так и не увидел результата своей работы. Существует две версии его кончины.
Первая — Херес заметил трещину в почти готовой статуи, не сумев этого пережить он покончил с собой. Вторая заключается в полном разорении скульптора из-за увеличения расходов на строительство. Херес долго горевал и в итоге повесился. Колосс Родовски простоял на входе в гавань около 6о лет.
Статуя была видна ещё далеко до острова, отражая лучи солнца.
Колосс Родосский: бесславная кончина гигантской статуи
Колосс простоял 65 лет. В 222 или 226 г. до н.э. статую разрушило землетрясение. Почти семьсот лет пролежали части статуи у входа в гавань, привлекая туристов и купцов.
В VII веке н.э.
арабы, завоевавшие Родос, раскололи бронзовые части Колосса на более мелкие и продали купцам-арабам, после, обломки попали в руки к еврейским богачам из Сирии.
В предании говорится: для того чтобы вывезти «останки» скульптуры, понадобилось 900 верблюдов! До сих пор среди историков бушуют споры об истинном местонахождении статуи.
В наше время предпринимаются меры по возведению нового колосса выполненного из светящихся элементов. Стоимость проекта, задуманного в 2008 году, составляет около 200 миллионов евро, а высота статуи после реконструкции по данным из разных источников, составит от 60 до 100 метров.
Источник
Источник: http://chydesa-mira.ru/koloss-rodosskiy/
Статуя Гелиоса в Родосе – чудо света Колосс Родосский
После целого года осады враг отступил от стен греческого города Родоса. За свое спасение жители города стали благодарить защитившего их бога Солнца Гелиоса и пообещали построить в его часть самую величественную статуя, известную нам сейчас как Колосс Родосский.
История Колосса Родосского и краткое описание
Сооружение нового чуда света началось в 302 году до нашей эры. Постройкой занялся известный архитектор и скульптор того времени Харес. Постройка шла снизу вверх — от ступней до головы. Массивные бронзовые составляющие крепились на не менее огромный железный каркас.
Для облегчения постройки использовались земляные насыпи. С каждым подъемом на новый уровень насыпь увеличивали, детали закрепляли и дальше окапывали. После окончания строительства насыпь убрали, и перед изумленной публикой предстала огромная статуя Колосса Родосского.
Окончание строительства оценивают 280 годом до нашей эры. На строительство статуи ушло 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Статуя внутри получилась полой, поэтому для большей устойчивости ее засыпали камнями и глиной. Возвышением для 33-метрового Колосса служил мраморный постамент.
Самая величественная статуя древности оказалась недолговечной. Спустя всего 60 лет в 220 году до нашей эры в результате землетрясения статуя Гелиоса в Родосе обломилась в районе колен и упала.
С этих пор и пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Статуя провалялась здесь целых 900 лет, и даже в таком виде она привлекала много любителей увидеть чего-нибудь особенное.
В 977 году из-за денежной потребности статуя была отправлена на переплавку.
Колосс Родосский. Интересные факты
До наших дней не дошло точной и подробной информации о статуе на Родосе. Упоминания сводятся к записям Плиния и Филония, остальные же авторы использовали в основном только краткие упоминания. Таким образом, нет информации, как выглядела статуя, и даже где она была точно стояла.
По поводу вида Родосского Колосса всегда существовало множество версий и разногласий. Некоторые его изображают с широко расставленными ногами, соединяющими берега входа в гавань Родоса.
Но при условии, что расстояние между этими берегами составляет 400 метров, 33-метровое сооружение вряд ли могло быть установлено таким образом.
В условиях возведения насыпи, а соответственно необходимости большого свободного пространства для строительства, постройка Колосса по современным археологическим данным была также невозможна. Есть предположение, что он был все же размещен на берегу моря и был виден приплывающим кораблям.
Так в наше время была найдена кисть статуи на дне древней гавани Родоса, что только увеличивает вес этой версии. Также среди частых изображений, статуя имеет вытянутую руку. Но, опять же по современным расчетам, этого быть не могло, так как рука под тяжестью собственного веса могла просто обломиться.
И хотя вокруг Колосса остается много загадок, это не помешало ему стать одним из чудес света Древнего мира, а идеи по восстановлению и реконструкции великого и поразительного изваяния витают в головах и в наши дни.
Видео про Колосс Родосский
Где находится Колосс Родосский на карте?
Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями
Источник: https://1chudo.ru/statui/32-statuya-geliosa-v-rodose-chudo-sveta-koloss-rodosskij.html
Колосс Родосский – шестое чудо света
Колосс Родосский – гигантская статуей, стоявшея в портовом городе Родоса – острова возле берегов современной Турции в Эгейском море. Колос Родосский является шестым и самым недолговечным из семи чудес света Древнего мираю
После того, как распалась держава Александра Македонского, на Родосе закрепляется Птолемей I Сотер. Он заключает с Родосом после своего утверждения в Египте союз, который контролировал торговлю восточного Средиземноморья.
В 305 году до нашей эры. Деметрий І Македонский высаживается с сорокатысячным войском на Родосе.
Он держит целый год в осаде главный город острова, и хотя было применено множество осадных орудий, он отступает, так как к Родосу приближался флот Птоломея.
Брошенные осадные орудия народ Родоса решает продать, а на вырученные средства строит статую Гелиоса – почитаемого местными жителями бога Солнца в благодарность за заступничество.
Гелиос – это не просто особо почитаемое божество на острове.
Легенда гласит, что он создал остров – у него не было посвященного ему места, поэтому солнечным богом остров был вынесен собственными руками из глубины моря.
К несчастью до наших дней не сохранилось ни одного достоверного изображения Колосса, поэтому трудно описать внешний вид статуи. Существует два наиболее точных описания чуда света на Родосе.
Если верить первому описанию, то статуя Колосса стояла в гавани в полный рост, в руке был факел, а ноги были расставлены так широко, что между ними могли проплывать корабли. Этот вариант конечно более распространен, но маловероятен.
Второе же описание гласит, что по окончании работ по возведению 36-ти метровой бронзовой статуи скульптором Харесом, который трудился на протяжении двенадцати лет, пораженные родосцы увидели стройного и высокого юношу-бога, голову которого покрывал лучистый венец.
Слегка отклонившись назад, он стоял на мраморном постаменте, напряженно всматриваясь в даль. Бог возвышался прямо возле входа в родосскую гавань, его видели с соседних островов. Основу статуи составлял металлический каркас с глиной, сверху отделанный бронзовыми листами.
Для работ над изображением бога прямо на месте установки Харес воспользовался оригинальным приемом – с возвышением скульптуры постепенно вокруг нее поднимали земляной холм. Когда холм срыли, статуя раскрылась в полном виде перед изумленными жителями Родоса.
Изготовление грандиозного монумента потребовало 300 талантов железа, а также 500 талантов бронзы, что приблизительно соответствует 8 и 13 тоннам. Колоссом была порождена своего рода мода на гигантские статуи, поэтому уже в II веке до нашей эры на острове были установлены около сотни колоссальных скульптур.
Вот только самому Колоссу удалось сравнительно недолго просуществовать – всего 56 лет. Родосское чудо света было разрушено в 222 гору до н. э. землетрясением.
Как упоминает Страбон, “на земле лежала статуя, повергнутая землетрясением переломленная возле коленей”. Даже тогда своими размерами Колосс вызвал удивление.
Плинием Старшим упоминается, что не каждый мог обхватить большой палец руки .
Больше тысячи лет пролежали на земле обломки Родосского чуда света. Их продали арабы, которые захватили Родос в 977 году. Купец, который купил их, нагрузил 900 верблюдов. Сейчас в полной мере реконструировать облик статуи невозможно.
Источник: http://Travels-Planet.com/chudesa-sveta/sem-chudes-sveta-drevnego-mira/koloss-rodosskii.html
Колосс Родосский
Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками.
Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи.
Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.
История строительства
Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э.
Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться.
Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.
Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян.
Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях.
Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.
Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.
Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз.
Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной.
Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.
До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем.
В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса.
Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.
Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах.
Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы.
Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.
Общее описание
Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.
Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.
Кончина великого Колосса
Более полувека Колосс Родосский ослеплял лучами солнца, отраженными от полированных пластин. Благодарные островитяне регулярно натирали поверхность статуи до блеска. Его силуэт был первым, что видели моряки, приближаясь к Родосу.
Однако, сильнейшее землетрясение одолело изваяние великого бога Солнца. Страшные катаклизмы обрушились на город и повлекли множество человеческих жертв и разрушений. Под тяжестью сложных деталей фигура переломилась в коленях и обрушилась на землю.
Обломки Колосса так и остались лежать на месте в течение семисот лет.
Скульпторы просчитались. Столбы оказались слишком короткими, а основная часть скульптуры держалась на обычной глине под металлическими листами. После обрушения статуи появился термин «Колосс на глиняных ногах». Им обозначали все строения, прочные на вид, но хрупкие фактически.
Египетский царь предлагал островитянам помощь в восстановлении Колосса, но те отказались. Оракул города заявил, что Гелиос сам низверг статую и накажет тех, кто воспротивится его воле. Гелиос остался недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Побеспокоив осколки, они вызовут повторный гнев.
В VII в. уже нашей эры остров оказался под властью арабов. Они решили обогатиться за счет остатков статуи. Крупные детали были разделены, а металлические листы проданы сирийским богачам. Чтобы доставить ценные детали скульптуры, пришлось навьючить почти 900 верблюдов. Ценная бронза оказалась в плавильных печах и наступил финал истории Колосса Родосского.
Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи.
Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит.
Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.
Возрождение Колосса Родосского
Греки не теряют надежды подарить шестому Чуду света вторую жизнь. Для этого несколько лет назад был объявлен всемирный конкурс на лучшую скульптуру. В нем принимали участие скульпторы и художники с различных уголков планеты, включая Россию. Современный Колосс решено изготавливать с использованием светящихся элементов и яркой иллюминации.
Подробности проекта пока не разглашаются. Известно лишь, что автором нового образа Бога солнца стал Герт Хоф – художник из Германии. Размеры обновленного Колосса будут находиться в пределах 60-100 м, а оценочная стоимость работ и материалов равна 200 миллионам евро.
Источник: https://tepler.ru/greece/rodos/koloss-rodosskiy.html
Семь чудес света: Колосс Родосский
В Греции, на берегу Эгейского моря, располагается древний остров Родос. Именно там, в 280 году до нашей эры было сооружено шестое чудо света — Колосс Родосский. Все началось с того, что после развала империи Александра Великого, Деметрий I напал на Родос. С ним было около сорока тысяч воинов.
Обложив главный портовый город, он держал осаду более года. Потом, несмотря на то, что было затрачено много усилий по установлению осадных машин, Деметрий решил отступить, бросив все постройки.
Родосские жители, потрясенные таким поворотом событий, продали все вещи, оставленные оккупантами, решив на вырученные деньги поставить памятник богу Солнца Гелиосу. По легенде именно Гелиос являлся создателем острова. Кстати, интересные факты о Родоссе мы публиковали отдельно.
Монумент был заказан выдающемуся скульптору того времени – Хересу. Изначально жители решили строить статую, в десять раз превышавшую средний рост человека, то есть 18-метровую. Однако через некоторое время высоту решили удвоить, заплатив Хересу в два раза больше денег.
Тем не менее, даже такой суммы не хватало, ведь увеличивая рост статуи вдвое, расход остального материала увеличивался до восьми раз! Знаменитый мастер занял огромные суммы денег у родных и друзей, чтобы закончить свое детище.
Интересные факты про Колосс Родосский
Через 12 лет титанического труда, глазам жителей города предстало 36-метровое чудо света Колосс Родосский. Гигант был выполнен из глины и бронзы, основываясь на металлическом каркасе. Он стоял прямо у входа в гавань и был виден с ближайших островов.
Примечательна судьба главного скульптора и архитектора Колосса – Хереса. После того, как стройка окончилась, его стали преследовать кредиторы и заимодавцы, требовавшие вернуть занятые деньги. Однако несчастный Херес оказался совершенно разоренным и покончил жизнь самоубийством.
Для сооружения этого чуда света, было расходовано около 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. С уверенностью можно сказать, что именно этот Колосс стал родоначальником своеобразной моды. К концу 2 века до н.э. на острове Родос красовались свыше ста гигантских памятников.
Судьба Колосса Родосского была безжалостной. Всего через 65 лет, приблизительно в 225 году до н.э. произошло землетрясение, которое и разрушило его. Статуя переломилась возле колен и упала на землю. Кстати именно после этого появилось выражение «Колосс на глиняных ногах».
Несмотря на поверженное состояние Гелиоса, это место привлекало к себе внимание множества древних путешественников. Плиний Старший упоминает об этом, сообщая, что палец Колосса едва могли обхватить два человека.
Если это сопоставить с реальными пропорциями человеческого тела, то выйдет, что высота скульптуры составляла около 60 метров (приблизительно, как восемнадцатиэтажный дом). Пролежав на земле около 900 лет, статуя была продана арабами, которые на то время захватили Родос.
Точных сведений о внешнем виде архитектурного шедевра нет. Шестое чудо света Колосс Родосский до сих пор является предметом споров, фантастических гипотез и предположений. В 2008 году поговаривали о том, чтобы реконструировать скульптуру с помощью светотехнической инсталляции. Но это уже совсем другая история.
Если вам нравятся интересные факты — обязательно подписывайтесь на InteresnyeFakty.org.
Источник: https://interesnyefakty.org/sem-chudes-sveta-koloss-rodosskiy/
Колосс Родосский: уникальное воплощение солнечного бога
Сегодня трудно кого-то удивить даже стометровой скульптурой. Можно только догадываться, что ощущало население острова, когда находилось у подножья крупнейшей статуи в мире. Колосс Родосский — это воплощение бога солнца, который обитал у берегов Эгейского моря в роскошных царских палатах.
Каждый день Гелиос на карете из золота пересекал земной шар и озарял планету. Когда творцы распределяли свет, он работал и все пропустил. Тогда бог породил с воды остров и назвал в честь своей жены.
С того момента жители почитали Гелиоса, а после его победы над захватчиками люди возвели ему памятник, который не видел ранее мир.
Где находится Колосс Родосский
Гигантская скульптура Гелиоса возвышалась у берегов Эгейского моря в III веке до н. э (сегодня окраины Греции).
Жители соорудили масштабный монумент богу Гелиосу за то, что он в 304 году спас Родос от царя Деметрия I, наследника Александра Македонского.
У морских ворот в 290 году установили фигуру покровителя острова отчасти изготовленную из металла, который бросила армия побежденного правителя.
История Колосса Родосского
Для создания скульптуры такого масштаба понадобилось не только много строительных материалов, но и поиск новых технических идей, чтобы воплотить задумку в жизнь.
Фото Колосса Родосского не сохранились, но существуют предположения, как он мог выглядеть: фигура Гелиоса в центре острова на постаменте из мрамора, правую руку держит у лба; статуя, которая стоит в гавани, а между ее ногами проплывают сотни судов. Второй вариант менее возможен, но именно он самый распространенный.
Скульптор создатель
Возведением монумента занимался Харес, известный на то время мастер. Он трудился над детищем 12 лет. Стройка Колосса требовала применения новых технологий, но воспитанник Лисиппа выполнил работу из бронзы и украсил ее надписью: “Колосс, который ты созерцаешь, высотой в восемь локтей (32 м) создал Харес из Линда”.
Знаете ли Вы? Изначально жители хотели построить статую высотой 18 м и денег на такое сооружение хватало. Затем люди передумали и решили, что Колосс должен быть 36 м, что в два раза выше. Согласно легенде, недостачу суммы собирал сам Харес и влез в серьезные долги.
Скульптуру, которая входит в список “Семь чудес света”, создавали на искусственном холме.
На нем рабочие и Харес поставили каменные столбы, два из которых закрепили бронзовыми деталями, стали торсом и ногами фигуры бога, а в третий поместили плащ статуи. Открытие состоялось в 290 году до н. э.
Величественный Колосс с венцом на голове достигал 36 м и был заметен на кораблях, которые приближались с соседних островов.
Материалы
Внутреннее наполнение Колосса Родосского глина, а внешнее — бронза. Из-за каменных столбов у основания каркас походил на скелет человека. Для строительства статуи понадобилось 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Листы, которыми укрыли фигуру, создавали под строгим наблюдением Хареса, и если где-нибудь была хоть малейшая трещина, изделие требовалось полностью заменить.
Как возводили статую
Скульптуру устанавливали от основы, оттого возвышенность, где были строители, постоянно увеличивалась.
Население острова не могло видеть ход работы и увидело Колосс высотой в 36 м, когда мастера убрали насыпь.
Основа статуи древнегреческого бога солнца состояла из трех больших столбов из камня, которые соединялись обручами. Балки обшивались листами, а в созданные проемы заливалась глина.
Гибель
Памятник эпохи простоял недолго. В 220 году до н.э. сокрушительное землетрясение разрушило ноги статуи, отчего они подломились в коленях и фигура упала. Но и упавший разрушенный Колосс впечатлял размахом.
Есть данные, что большой палец фигуры двумя руками охватить могли не все. Другие страны сочувствовали жителям Родоса и предлагали финансовую поддержку для реконструкции Колосса.
Но островитяне боялись негодования Гелиоса, о котором их предупредил провидец, и отказались восстанавливать гигантское чудо света.
В наше время
Википедия гласит, что обломки валялись на острове почти тысячу лет, пока из-за кризиса, некоторые детали из бронзы и металла не переплавили. Позже арабы захватили остров и по одной из легенд, останки продали богатому купцу, который увез их в Сирию.
Сегодня ученые хотят возродить Колосс. Сооружение могут создать из светящихся частей высотой до 100 м и возвести на месте, где предположительно стояла статуя. Цена такой задумки достигает 200 млн. евро, но большую часть суммы уже готов выделить немецкий искусствовед Герт Хоф.
Гигантское изваяние может получить вторую современную жизнь.
Источник: https://puteshestvovat.com/koloss-rodosskij
Аполлоний Родосский
Как аргонавты за руном плывем мы по миру литературы в поисках истин. Команда героев идущая на подвиги во имя знаний. Если вы хотите прочитать Гомера, но он кажется вам слишком сложным, начните с Аполлония. Его «Аргонавтика» на мой взгляд динамичней, интересней, лаконичней и что самое главное предшествует событиям «Илиады» и «Одиссеи».
А так же имеет с ними множество общего. Потому что Аполлоний подражал Гомеру как в языке, так и в некоторых сюжетных деталях. Например, в самом начале, Гомер ведёт долгое перечисление ахейских кораблей, в свою очередь Аполлоний перечисляет имена героев, которые присоединились к походу за руном.
Или описание плаща Ясона перекликается с описанием щита Ахилла. И таких параллелей достаточное количество. Взаимоотношение мифа об Аргонавтах с мифами о Трое и Одиссее достаточно тесные. Они имеют очень много общего. Давайте аккуратно попробуем выстроить всю систему. Безусловно миф об аргонавтах был известен Гомеру.
По некоторым версиям поэма «Аргонавтика» (речь о другой «Аргонавтике») предшествовала «Илиаде». Но во-первых, она не сохранилась, во-вторых, на неё нет никаких ссылок, и ее фрагментов так и не было обнаруженно. Поэтому точно установить существовала она или нет невозможно. Но и нельзя отрицать, что она не могла существовавть в устном творчестве.
Идём дальше. Быть может из неё, быть может просто из самого мифа, Гомер набрал сюжетов для «Одиссеи». Прочитайте две этих поэмы и вы увидите насколько они перекликаются друг с другом. В дальнейшем уже Аполлоний заимствовал у Гомера и у других деятелей культуры, кто как-то был связан с этим мифом.
Все очень тонко, все пересекается друг с другом и друг другу подражает. Ссылку на аргонавтов мы можем найти и в исторических книгах. В частности у Геродота:
После этого новую несправедливость совершили эллины: на длинном корабле они прибыли в Эю, что в Колхиде, на реке Фасис, и там по исполнении возложенного на них поручения похитили царскую дочь Медею. Царь Колхиды послал было в Элладу глашатая с требованием дочери обратно и удовлетворения за ее похищение; но эллины на это отвечали, что финикиняне ничего не заплатили им за похищение аргивянки Ио, а потому и колхи не получат от них никакого удовлетворения
Между прочим взаимное воровство девушек привело к Троянской войне. До Париса было много прецедентов, когда воровство оставалось безнаказанным. Вот и Парис рискнул, но бывают в жизни исключения. Так и не стало Трои.
Если кто-то не понял связь цитаты Геродота с мифом об аргонавтах, в виду того что не читал и не знает этот миф, поясню. Золтое руно было в Колхиде, а Медея имела связи с Ясоном и вообще в дальнейшем стала его женой.
Раз мы затронули Геродота, девушек и случай с Медеей, то давайте обратимся ещё к одной цитате историка:
Вообще похищение женщин персы считают делом наглецов, месть же за похищенных, по их мнению, прилична глупцам; благоразумным людям вовсе не подобает заботиться о похищенных, ибо женщины не были бы похищаемы, если бы не желали того сами
Наш миф лишнее доказательство убеждений персов. Медея сама захотела уплыть с Ясоном. Никто насильно ее не забирал.
Но мы то понимаем, что это греческий миф. И даже если аргонавты просто поплыли грабить и вдобавок похитили царскую дочь, они все равно должны остаться в народном фольклоре героями. Так что я не берусь утверждать, что вне мифа Медея уплыла с Ясоном сама. А так как у нас все опутано мифами. Мы продолжим копаться в них и искать.
Так как миф направлен на героизацию Ясона, то в этих рамках он поступает благородно. Дал слово Медее взять ее в жены — взял. Но если выйти за его рамки, то все у них получилось не так гладко. Если ссылаться на трагедию Еврипида «Медея». То она убивает общих детей за измену Ясона. Точно такой же версии придерживается Сенека.
По версии других источников Ясон бросил ее из-за того, что Медея скрывала их детей в пещере Геры. Вы можете придерживаться любой из версий, но суть остаётся одна, дальше Ясон и Медея пошли разными путями. Мы можем смело утверждать, что Аполлоний переделывал мифы под повествование своей поэмы.
Так, например, своё имя аргонавты получили от корабля «Арго», который сделал парень по имени Арг. У Аполлония Арг встречается героям ближе к концу произведения.
Вопрос, как аргонавты проплыв на корабле «Арго» огромное расстояние от Эллады , встречают непонятно где человека в честь которого он был назван? При всём при этом они видятся впервые и вообще Арг живёт в Колхиде. Искажения автору были нужны для связки сюжета, чтобы тот получился более складным, а не просто потому что Аполлонию так захотелось.
Да и в конце концов это же сказка. Она не претендует на историчность. И раз это сказка, то и путь по которому аргонавты уплыли из Колхиды был иным, чем тот которым они приплыли. Ведь по закону сказки маршрут обратного пути не может повторять уже пройденный.
На этой сказочной ноте мы простимся с «Аргонавтикой» и отправимся в наш путь дальше. И что я вижу? Мне кажется вдалеке показались Сиракузы.
Источник: https://www.livelib.ru/author/319803-apollonij-rodosskij
Колосс Родосский
Родос являлся крупным экономическим центром античного мира. Расположенный на юго-западном побережье Малой Азии он часто выступал в роли лакомого кусочка для правителей соседних держав. Так, в 357 году до н.э.
новым властителем города стал известный царь Мавлос, а через 17 лет город попал во владения персидской Империи. В 322 году до н.э.
Родос был покорен Александром Македонским, но после его смерти между наследниками великого полководца начались междоусобицы и один из них – Антигон – послал своего сына Деметрия, чтобы тот захватил и разрушил мятежный город.
Колосс Родосский
Следует отметить, что длительная осада не принесла успеха, и полководец был вынужден отступить.
На берегу острова его воины бросили огромную осадную башню, которая была настоящим инженерным чудом того времени, а предприимчивые тут же решили ее продать.
На вырученные деньги было решено построить статую Гелиоса – покровителя Родоса, чтобы вознести хвалу богу солнца за то, что избавил город от захватчиков.
Начало строительства статуи приходится приблизительно на 304 год до н.э. Создание Колосса было поручено Харесу, ученику известного античного скульптора Лисиппа.
Было предложено изобразить Гелиоса стоящим, и в левой руке он должен был держать ниспадающее до самой земли покрывало, а правой прикрывать глаза от солнца.
Несмотря на то, что такая поза не соответствовала некоторым канонам скульптуры того времени, мастер понимал, что огромная статуя не удержится на ногах, если Колосс будет указывать рукой вдаль.
Три массивных каменных столба послужили основой 36-метрового изваяния. Они были скреплены железными балками на уровне плеч Колосса, что должно было обеспечить ему устойчивость. Строительство продолжалось на протяжении 12 лет, после чего мир увидел величайшую статую, голову которой украшал лучистый венец.
Буквально через полвека остров сотрясли сильнейшие землетрясения, и ноги Колосса Родосского надломились. Статуя бога упала в море и пролежала у побережья около 1000 лет. Поверженный гигант обрастал легендами, но в 977 году н.э. его решили разобрать, переплавить и продать. В летописях сохранились данные, что для переправки бронзы, которой была отделана статуя, понадобилось 900 верблюдов.
Колосс Родосский вошел в список Семи чудес света. В настоящее время предпринимаются даже некоторые меры по восстановлению огромной статуи. Согласно некоторым данным стоимость современной скульптуры Гелиоса будет составлять около 200 млн. евро.
Впрочем, идея создания монументальных скульптур по примеру Колосса Родосского была использована гораздо ранее – в Нью-Йоркской бухте установлена статуя женщины, держащей в руках огромный факел.
Этот памятник больше известен миру, как Статуя Свободы, но в основу ее создания лег образ именно родосского шедевра.
Источник: http://www.letopis.info/themes/7wonders/koloss_rodosskij.html
Аполлоний родосский
|
XXI. Аполлоний родосский
1. Общие сведения.
Аполлоний Родосский (ок. 295-215гг. до н.э.) родился в Александрии, был учеником и соперником поэта Каллимаха, из-за вражды с которым вынужден был переехать на остров Родос, несмотря на важную должность заведующего Александрийской библиотекой и покровительство Птолемея III Эвергета.
Аполлоний – автор поэмы “Аргонавтика”, в которой он пытался, противореча традиционным для александрийцев малым жанрам, возродить героический эпос, что вызвало острые споры в литературных кругах его современников.
Несмотря на то что древний эпос со всем своим арсеналом традиционно-греческих идей и художественных средств рассматривался александрийцами как пройденный этап, Аполлоний создал чрезвычайно любопытное произведение, сознательно сочетая в нем элементы старинного гомеровского стиля с совершенно новым самочувствием человека утонченной эллинистической цивилизации.
2. “Миф о золотом руне” до Аполлония Родосского.
Сюжетом поэмы послужил миф о золотом руне, который с помощью колхидской царевны и волшебницы Медеи добывает греческий герой Ясон. Упоминания о некоторых линиях этой исполненной драматизма истории можно найти еще у Гомера (волшебница Кирка из “Одиссеи” – родная тетка Медеи, Ясона и Гипсипила, Пелий и Ясон) и Гесиода (“Теогония”). Пиндар в IV Пифийской оде подробно передает мифологическое предание о вражде царя Пелия к своему племяннику Ясону, о хитрости Пелия, пославшего за золотым руном, а также о похищении руна, убийстве охранявшего его дракона и помощи Медеи. В идиллиях Феокрита тоже нашли свое воплощение два эпизода из этого древнего мифа (XIII идиллия о Гиласе и XXII – о поединке Полидевка с Амиком). Поэма Аполлония состоит из четырех песен (около 6 тысяч стихов).
3. Сюжет поэмы.
Первая песнь начинается с обращения к Фебу-Аполлону, покровителю поэзии, и с перечисления героев, едущих в Ясоном на корабле Арго.
Среди спутников Ясона поэт и музыкант Орфей, Пелей (отец Ахилла), Теламон и Оилей (отцы гомеровских Аяксов), Геракл, братья Елены – Полидевк и Кастор, Мелеагр (его смерть вспоминает Гомер), крылатые дети Борея – Зет и Калаид, мудрый кормчий Тифис, меткий стрелок из лука Ифит, Адмет – супруг Алкесты, Ификл – брат Геракла, прорицатель Идмон – сын Аполлона, строитель корабля Арго. Нет только Тесея и Пирифоя, которые в это самое время пытаются похитить супругу бога Аида – Персефону. Герои большей частью из древнего племени минийцев, центр которых Орхомен был родиной Фрикса и Геллы, некогда спасшихся на золотом баране от своей мачехи в далекой Колхиде.
Путешественники под радостные возгласы народа и пение Орфея отплывают к берегам острова Лемноса, где происходит встреча с амазонками и их царицей Гипсипилой, полюбившей Ясона. Корабль прибывает к берегам Мизии, где от него отстает в поисках пропавшего Гиласа Геракл. По всем обстоятельствам видно, что герои аргонавты совершают свой подвиг за одно поколение до Троянской войны.
Вторая песнь: герои на земле бебриков, где происходит поединок Полидевка с царем Амиком, путь через Босфор и особождение старика Финея от чудовищных Гарпий братьев Бореадами, его племянниками. Корабль проходит мимо Симплегад (сталкивающихся друг с другом скал), мимо земли амазонок, халибов – кующих железо, входит в Понт, идет у подножия Кавказских гор, где герои слышат стоны прикованного Прометея, и наконец прибывает к реке Фазис (река Рион) в Колхиде.
В третьей песни Ясон с помощью Геры и Афины появляется во дворце царя Ээта. Эрот (по просьбе своей матери Афродиты, желающей угодить Афине и Гере) внушает дочери Ээта Медее внезапную страсть к Ясону, с которым она тайно встречается, и дает снадобья и советы, чтобы одолеть козни царя Ээта. Ясон усмиряет огнедышащих быков, убивает воинов, рожденных землей, блистательно выполнив тем самым задачи Ээта.
В четвертой песни Ээт начинает подозревать недоброе и решает погубить аргонавтов. Однако Медея и Ясон встречаются ночью в священной роще, она усыпляет дракона, Ясон похищает охранявшееся чудовищем золотое руно, и они отплывают от берегов Колхиды. Чтобы задержать погоню Ээта, Медея советует Ясону убить ее брата. Перебив колхов, аргонавты плывут дальше, испытывая гнев богов за совершенное злодеяние. По рекам Истру (Дунай), Эридану (река По), Родану (река Рона) через землю кельтов они приплывают на Эю к волшебнице Кирке, сестре Ээта, которая очищает от скверны Ясона с Медеей, но решительно изгоняет их с острова. Мимо блуждающих скал – Планкт, мимо Сирен, Сциллы и Харибды с помощью морской богини Фетиды и ее сестер нереид аргонавты достигают острова феаков – Тринакию, где цари Арета и Алкиной помогают беглецам, одаряют их и устраивают их бракосочетание. Буря заносит корабль к пустынным берегам Ливии, и путники 12 дней идут через раскаленные пески, неся на своих плечах корабль к озеру Тритон и саду Гесперид. После тяжелых испытаний, потеряв много друзей, аргонавты выходят в море. Они плывут мимо Крита, где их пути препятствует медный великан Талое (создание рук Дедала). Однако Медея своими чарами губит его. Из ночного мрака по молитве Ясона корабль выводит к острову Анафе бог Аполлон. Оттуда герои направляются к Эгине, запасаются там водой и берут путь в родной Иолк, к Пагасейскому заливу.
4. Традиционные эпические черты.
В поэме Аполлония интересно совмещение старой эпической традиции и новых достижений утонченной, психологически субъективной, изящной поэзии алек-сандризма. Это совмещение наблюдается в сюжетных положениях, обрисовке героев, выборе художественных средств и общем стиле поэмы. По традициям гомеровской “Одиссеи” построен сюжет с его странствующими героями и с типичным арсеналом препятствий, которые воздвигают на их пути боги, люди и сама природа. Здесь мы встречаем сказочных феаков, Сирен, Сциллу и Харибду, Сим-плегады, Планкты, Гарпий, неожиданные появления богов и божественную помощь, жертвоприношения и.молитвы. Здесь есть черты древнейшего хтонизма и фетишизма, колдовства и пророчества, заклятия и заговоры. Героям средь моря является Аполлон Заревой, идя из Ликии к гиперборейцам (II, 674-684), Афина несется на мрачной туче (538), страшной ночью под покровительством богини потустороннего мира Гекаты встречаются Ясон и Медея (IV, 109- 166). Заклятие Медеи открывает дверные засовы (IV, 41). Зелье Медеи приготовлено из цветка, выросшего на крови Прометея (III, 853). Медея завораживает змея (IV, 158) и убивает Талоса (1677). Все здесь полно чудесных явлений: то это конь Посейдона (2365), то это бог Тритон (1602) или Феб-Аполлон в сиянии света (1710).
Люди и боги общаются между собой, как и полагается в древнем эпосе: Афина помогает строить корабль (I, 109-112), Гера в тумане ведет аргонавтов (III, 210), украшает Ясона (922), а богиня Афина делает для героя плащ (I, 721), Фетида с нереидами помогает кораблю в плавании (IV, 931). В III песни Афина и Гера просят Афродиту о помощи своему любимцу Ясону. Люди приносят жертвы богам при отплытии (I, 402), во время бури (587), делают возлияние Гее-Земле и героям (II, 1270). Но, как всегда, люди пытаются быть самостоятельными, чувствуя, что спасение в их руках: они приводят в такой испуг Гесперид, что те рассыпаются в прах (IV, 1407), а Идас даже осмеливается на прямое богохульство, понося Зевса и Аполлона (I, 464-491). Перед нами развертываются традиционные описания вещей и дворцов: на роскошном пурпурном плаще Ясона, сотканном Афиной (I, 721-768), изображены киклопы, кующие молнии, Зет и Амфион – строители Фив, ребенок Аполлон, убивающий великана Тития, Фрикс на золотом баране и т. д. В III песни (210-240) обрисован дворец Ээта с подробным описанием колонн, карнизов, триглифов, портиков, цветущих виноградных лоз, источников вина, масла, молока и воды.
Поэма насыщена традиционными формулами: самая страшная клятва – Стиксом; боги клянутся Ураном и Геей; Эфир – жилище бессмертных; Эос поднимается рано утром; Медея действует “судьбе вопреки”; умоляя, обнимает колени умирающему; мрак застилает глаза; сердце волнуется в груди при раздумье; усталые наслаждаются ночью; и сияние от панциря достигает Олимпа; число 12 – символично (например, Идмона погребают 12 дней); обязателен каталог героев – участников похода (начало I песни).
В поэме традиционные гомеровские эпитеты (берег седой, быстрые стрелы, море темноцветное, мужи богоравные, слово разумное, волна жадная, корабль долбленый, ноги быстрые, Эрато – богиня богинь), сравнения (женщины сравниваются с пчелами, взгляд – с искрами огня, борьба – с плотниками, подгоняющими брусья у корабля; любовь разгорается, как огонь от малой головешки; Медея льет слезы, как жена по погибшему мужу; Ясон подкашивает зем-леродных, как крестьянин свою ниву), стершиеся метафоры (печаль охватила сердце, наступать ногою на утеху, вычерпать душу, вложить смелость, колосится племя землеродных, гудит корабль, душа тает) и метонимии (например, сила Геракла вместо Геракла).
5. Эллинистическая специфика.
Однако весь этот традиционный материал собран Аполлонием, чтобы подчеркнуть ученость александрийского поэта, знатока древнего эпоса. Поэтому он с удивительной настойчивостью, соревнуясь в эрудиции с Каллимахом, собирает в поэме редчайшие мифы (например, миф об Ахилле, который в Елисейских полях станет мужем Медеи, IV, 811-815, миф об Эвриноме и Офионе – владыках Олимпа до Кроноса, I, 503-506), собирает сведения о редких обычаях и ритуалах (происхождение тимпанов и плясок в честь Кибелы от пляшущих воинов Ясона, погребение колхов, происхождение пеана в честь Аполлона), уснащает всю поэму экзотикой географических познаний и метаморфозами, которые стали так популярны в эпоху эллинизма (история Фаэтона, ручей из слез нимф, змеи, выросшие из капель крови Горгоны, появление из комка земли острова Каллисты). Редкости, которые были для Гомера предметом наивного любования и доверчивого удивления, стали у Аполлония непременным атрибутом интеллектуальности поэтического мышления.
Однако самое интересное заключается в том, что весь этот как будто всем давно известный эпический материал пронизан новизной его восприятия, чувством неповторимости и свежести бытовых зарисовок, образов, деталей, психологических нюансов с оттенками тонкой чувствительности, возвышенного стремления вдаль, трагической обреченности и ужаса перед грубостью жизни.
Чего стоят, например, такие изящно-игривые сцены, как в III песни (6-166): важные и надменные богини Гера и Афина просят Афродиту о помощи, а она, лукаво улыбаясь, расчесывает свои золотые волосы, сидя в кресле, в то время как супруг ее Гефест с раннего утра трудится у кузнечного горна. Не без иронии рисует Афродита трудности, стоящие на ее пути, так как надо ублажить малыша Эрота, которому она и обещает великолепную игрушку – волчок, с которым когда-то забавлялся младенец Зевс. Сам же Эрот ловко и хитро обыгрывает в кости тоже малыша, плаксу Ганимеда, своего приятеля. В IV песни (930-960), когда нереиды влекут корабль, подпирая его своими белоснежными плечами, Гера в страхе обнимает Афину, а боги с любопытством смотрят с небес. На свадьбе Ясона и Медеи нимфы пляшут среди людей (IV, 1173-1199), а ранним утром улыбается берег и тропинки, покрытые росою (1175).
Некоторые детали тончайшим образом подчеркивают внутреннее состояние человека: Медея закрывает лицо, чтобы не видеть убитого брата, Ясон жадно пьет после пахоты на поле Ээта. Кирка по золотистым искрам в глазах узнает свою племянницу Медею – внучку Солнца. Медея без слов дает Ясону зелье, на Медею и Ясона находит между ласками внезапный страх.
Характеры героев с их психологической заостренностью свидетельствуют о рождении индивидуальной неповторимости. В III песни Медея впервые видит Ясона. Она пытается идти к сестре с расспросами и только на четвертый раз осмеливается это сделать. Она хитрит с сестрой, наводит разговор на ее детей (а их в пути встречает Ясон и с ними приезжает в Колхиду). В речах ее упоение любовью, стыдливость, готовность умереть за Ясона и сознание будущего позора. Интересна в IV песни (355-393) сцена, когда аргонавты хотят покинуть Медею, а она в гневе упрекает и проклинает Ясона. Он же полон страха и отвечает ей вкрадчиво и мягко.
Страсти, которыми томятся люди, не чужды богам: Луна злорадствует, глядя с небес на Медею, что не одна мучается любовью к Эндимиону; Гера питает расположение к Фетиде, так как та отвергла любовь Зевса. Некоторые физиологические подробности усугубляют психологическую характеристику героя. У Медеи болит нижняя часть затылка и стынут ноги, когда она ждет Ясона на свидание. Перед бегством из дома она стонет, хватается за шею, рвет волосы, у нее шумит в ушах. Умирающий Аспирт руками брызгает кровь на пеплос сестры, а Ясон, отсекая ему руку, дважды набирает в рот кровь убитого и выплевывает ее, чтобы избежать мести мертвеца.
Трогательные и обязательно со слезами на глазах изображаются прощальные сцены: например, мать и отец расстаются с Ясоном, Гипсипила и Медея плачут от жалости к себе. Медея даже целует свое ложе и косяки дверей, отрезая локон на память для своей матери, обливаясь слезами и даже беседуя с остающимся дома локоном. Тягостное расставание аргонавтов с родиной подчеркивается чувствительной картиной проводов, которые устраивают им нимфы и боги, причем среди этой любопытной толпы обитателей чащ и лесов стоит кентавр Хирон с малюткой Ахиллом на руках и показывает его отцу – Пелею, спутнику Ясона.
Совершенно нова и чужда древнему эпосу сцена первой встречи Ясона и Медеи (III, 948-972), проникнутая неведомым гомеровским героям внутренним томлением, каким-то трагическим единением душ, молчаливым, не нуждающимся в словах пониманием и осознанием будущих катастроф.
6. Стиль и жанр.
Поэма Аполлония, на первый взгляд очень неровная сюжетно и композиционно, тем не менее наделена определенными ведущими стилевыми чертами. Если I песнь характеризуется дробностью и распыленностью старых мифологических мотивов и новых бытовых деталей, совмещая это с устойчивостью традиционного эпического языка, то II песнь, при господстве старой мифологии и эпической поэтики, уже лишена такой дробности. Отдельные мотивы можно при анализе поэмы сгруппировать в 12 крупных эпизодов (вместо 29 в I песни), которые дополняются учеными экскурсами автора и намеками на психологическую обрисовку героя. В III песни старая мифология отступает на второй план (9 эпизодов наряду с 23 жизненно реалистичными картинами). В этой песни сконцентрировано все мастерство Аполлония-психолога, ваятеля неповторимой индивидуальности Медеи и Ясона. Более того, эта песнь – наиболее выразительный пример поэзии и эстетики эллинизма, для которых характерно совмещение разных стилей с их пестротой (греч. poicilia), все еще не выделившихся и не оформившихся в самостоятельные жанры. Здесь наряду с изображением древних ужасов магии и колдовства есть очаровательно-изящные боги типичного бурлеска, чувствительно-идиллические сцены, безоглядная влюбленность героев будущих любовных романов, иронически-добродушные пассажи (умная ворона, мешающий влюбленным прорицатель Мопс) и продуманная рационалистическая риторика.
Однако вместе с тем III песнь обладает некоей целостностью, каким-то монолитным чувством совершенно нового качества. Поэтому самая хаотичная и неравномерная IV песнь, где на 52 мифологических эпизода приходится 35 реально-житейских и где среди нагромождений экзотической географии есть талантливейшие строки (бегство Медеи из дома, убийство Аспирта, заклинание и смерть Талоса), уже не может поколебать уверенность в том, что “Арго-навтика” – новый тип поэмы, ничуть не гомеровской и не героической. Эта поэма – предтеча эллинистических романов, которые тоже изобиловали приключениями и ужасами скитаний. Но если в романе неслыханные испытания и странствия стремительно и неуклонно вели к единению героев и поэтому они были лишены трагического миросозерцания (счастливый конец в романе обязателен), то здесь все события направлены к внутреннему разладу и разъединению Медеи и Ясона, как бы внешне крепко ни были они спаяны кровью преступлений и самозабвенной любовью Медеи. “Аргонавтика” – не поэма о героических подвигах (и ошибочно подходить к ней с этой меркой), а поэма о трагическом распаде героической души, о ее блуждании в мире больших катастроф и неожиданных перемен, какими чревата была эпоха раннеэллинисти-ческих монархий. Внешне эпические атрибуты поэмы не могут поколебать нашей уверенности в том, что это конец героического эпоса и начало трудного пути одинокого и находящегося в разладе с самим собой героя.
|
Источник: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/apollonij-rodosskij.htm