Краткая биография Ромена Роллана
>> Все биографии >> Писатели и поэты Франции
Роллан Ромен (1866-1944 гг.)
Французский романист и драматург. Родился в Кламси (Бургундия), на юге Франции, в семье адвоката. В 1880 г. родители Роллана переехали в Париж, чтобы дать сыну хорошее образование. В 1886 г. окончил лицей Людовика Великого, продолжил высшее образование в Высшей нормальной школе в Париже, получив диплом историка.
В годы юности страстью Роллана была классическая музыка. Он отправился в Рим, где продолжал изучать историю, после чего у него возник интерес к созданию пьес о событиях и героях итальянского Возрождения.
Также интересовался взглядами и творчеством Ф. Ницше и музыкой Р. Вагнера.
Три года он изучал историю музыки, после чего написал работу «История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти», которая стала первой в Сорбонне докторской диссертацией на музыкальную тему.
Был профессором (история музыки) в Сорбонне и Высшей нормальной школе.
Роллан начал свой творческий путь как драматург, добившись большого успеха на французской сцене.
Сначала появились пьесы «Святой Людовик», «Аэрт», «Триумф разума». За ними последовали пьесы в более строгом смысле слова исторические: «Дантон», «14 июля» и «Робеспьер». Тогда же он начал свой самый знаменитый роман «Жан-Кристоф».
Главный герой книги — немецкий композитор, чья жизнь описывается с рождения в маленьком городке на берегу Рейна до смерти в Италии. Его музыка не получает должного признания, но в преодолении трудностей он опирается на преданную дружбу и любовь.
Увлеченный героическими историческими фигурами, Роллан написал несколько биографий: «Жизнь Бетховена», «Микеланджело» и «Жизнь Толстого», с которым он состоял в переписке.
Потом были жизнеописания некоторых индийских мудрецов — «Махатма Ганди», «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие».
Когда разразилась Первая мировая война, Роллан решил остаться в Швейцарии и предпринял безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами.
Его аргументы были изложены в ряде статей, изданных затем в сборнике «Над схваткой» и в романе «Клерамбо».
В 1915 г. Роллан был удостоен звания лауреата Нобелевской премии по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». В 1925—1933 гг. Роллан издал семитомный роман «Очарованная душа», посвященный проблеме женской эмансипации.
Гостил в СССР по приглашению А.М. Горького. Встречался со многими писателями, музыкантами, артистами.
Умер в Везеле (Франция) 30 декабря 1944 г.
Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-rollana-romena
Ромен Роллан : краткая биография
Ромен Роллан – известный французский прозаик, романист, публицист – родился в Южной Франции, в небольшом городе Кламси, в 1866 г. Его отец был уважаемым в городе юристом. В 1880 г.
по инициативе матери будущего писателя их семейство перебралось в Париж с тем, чтобы Ромен мог получить достойное образование. Материнской заслугой была и привитая в раннем детстве любовь Ромена к музыке.
Женщина учила играть сына на фортепиано, и особенно была тому по душе музыка Бетховена; впоследствии к излюбленным композиторам оказался причислен Вагнер.
После окончания в 1886 г. лицея Людовика Великого Ромен был воспитанником престижного учебного заведения Эколь Нормаль, где, выполняя волю матери, готовится к карьере университетского ученого, исследователя.
Получив в 1889 г. диплом историка, Роллан отправляется до 1991 г.
по стипендии в итальянскую столицу и изучает там историю, а также изобразительное искусство, жизненный путь и творческое наследие знаменитых итальянских композиторов.
Постепенно его все меньше и меньше интересует исследовательская работа. Серьезно впечатлившись шекспировскими историческими пьесами, он начинает писать собственные драмы, посвященные событиям и людям итальянской эпохи Возрождения. Не утрачивая любви к классической музыке, Роллан выбирает в качестве специальности историю музыки.
По возвращении во Францию он по-прежнему ведет исследовательские работы, пишет пьесы, а в октябре следующего года женится на Клотильде Бреаль и уезжает вместе с ней в Рим. Там начинается его работа над диссертацией, которую он, возвратившись во Францию, защитил в 1895 г. в Сорбонне.
Это была первая диссертация подобного рода, и благодаря ей Роллан получает кафедру музыкознания, учрежденная специально для него.
Будучи профессором истории музыки, Роллан читал лекции в Сорбонне и двух других учебных заведениях и параллельно занимался литературой. Этот период биографии, когда Роллан уделял примерно одинаковое внимание преподавательской деятельности и литературе, длился 17 лет.
Первые его произведения были опубликованы в журнале знакомого поэта-католика «Двухнедельные тетради». Это была трагедия «Святой Людовик», часть цикла «Трагедии веры».
Известность он снискал после того, как были изданы и поставлены его пьесы, сочиненные в духе шекспировских исторических хроник и освещавшие события Французской революции. Правда, их успех оказался немного запоздалым.
Всемирная слава пришла к Ромену Роллану после опубликования 10-томного романа-эпопеи «Жан Кристоф», который выходил на протяжении 1904-1912 гг. Его перевели на десятки языков мира. Прототипом этого произведения послужил Бетховен и в какой-то степени автор; кроме того, в нем присутствует масштабное полотно жизни Европы первых десяти лет ХХ столетия.
В 1912 г. Роллан расстается с кафедрой в Сорбонне и целиком отдается литературному творчеству. Незадолго до Первой мировой войны он переезжает в Швейцарию, в 1915 г.
публикует ряд статей антивоенной направленности, отстаивавших интернационализм, обличавших все ужасы войны.
Из-за этих статей разгорелся скандал, по причине которого Нобелевская премия по литературе была вручена только в 1916 г., хотя лауреатом он стал в 1915 г.
Период между двумя мировыми войнами был наполнен для Роллана активной творческою деятельностью; из-под его пера выходили романы, дневниковые записи, биографии, очерки, воспоминания, статьи по музыковедению, но в то же время все больше сил и времени писатель посвящал жизни общества, политике.
Политические взгляды Ромена Роллана отличались противоречивостью, что было особенно заметно в отношении СССР: с одной стороны, он критиковал государство за ошибки, с другой – горячо поддерживал, контактировал с Максимом Горьким, бывал в Москве, где встречался с И. Сталиным. В 20-ых гг.
особый интерес для него представляла индийская политическая и религиозная мысль, сам Ганди приезжал к нему в 1931 г.
На протяжении 1925-1933 гг. Роллан публикует 7-томный роман, посвященный женской эмансипации, – «Очарованная душа». В 1938 г. писатель переехал на родину. Когда началась Вторая мировая война, он со всей страстностью своей натуры включился в борьбу с нацизмом. Причиной его смерти 30 декабря 1944 г. стал туберкулез; этот недуг мучил его с детских лет.
Биография из Википедии
Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого, поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль.
После её окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов.
Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьёзно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.
Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь Нормаль, а затем в Сорбонне.
Совместно с Пьером Обри основал журнал «La Revue d’histoire et de critique musicales» в 1901 году. К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии «Музыканты прошлого» (1908), «Музыканты наших дней» (1908), «Гендель» (1910).
Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия «Святой Людовик» — начальное звено драматического цикла «Трагедии веры», к которому также принадлежат «Аэрт» и «Настанет время».
Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».
В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.
Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года, но при этом страшился её методов и идеи «цель оправдывает средства». Ему более импонировали идеи непротивления злу насилием М. Ганди.
С 1921 года переезжает в Вильневу, Швейцария, где активно работает и переписывается со многими писателями, путешествует в Лондон, Зальцбург, Вену, Прагу и Германию.
Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, где имел беседы со Сталиным (1935).
В 1937 году Роллан писал Сталину, пытаясь вступиться за репрессированных (Н. И. Бухарина, Аросева), но не получил ответа.
Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.
По возвращении во Францию в 1938 году, начал получать известия о жестоких репрессиях в Советском Союзе, но на его письма, которые он писал знакомым руководителям страны, ответов не получал.
В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.
Творчество
Начало литературной деятельности Роллана относится к периоду после защиты диссертаций, а именно после 1895 года.
Его первая пьеса «Орсино», замысел которой появился ещё во время пребывания в Италии, относит читателя к эпохе Возрождения, где главный герой, Орсино выражает собой все замечательные черты этой эпохи.
Кроме этой пьесы этого периода творчества писателя, существует ещё несколько пьес посвящённых античной и итальянской тематике, среди которых «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893) и «Осада Мантуи» (1894). Но все эти пьесы не принесли успеха автору и не были опубликованы или поставлены на сцене.
Трагедия «Людовик Святой» (1897), одна из пьес цикла «Трагедии веры», в которую также вошли драмы «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903), стала первой пьесой, которою Роллану удалось опубликовать.
Это философская пьеса, в которой происходит конфликт между верой и неверием, где веру представляет Людовик Святой, возглавивший крестовый поход, а неверие сеньоры Салисбери и Манфред, презирающие других людей.
В этом цикле пьес Роллан соединяет социально-философские идеи драм Ибсена и романтические черты Шиллера и Гюго. При этом автор пытается доказать необходимость обновления жизни общества и самого искусства.
К обновлению искусства призывает и сборник статей автора, вышедших в книге «Народный театр» (1903). Автор пытается убедить, что искусство, в частности театральное, не должно быть только ради искусства, а должно быть понятным для народа и побуждать его к действию.
Ещё одной попыткой реформы театра стал цикл пьес «Театр революции», в который вошли 4 пьесы, среди которых «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902).
Этот цикл посвящён французской революции, но при этом автор пытается решить проблемы современности и роли простого народа в истории. Революция одновременно и привлекает автора и пугает.
При этом в этих драмах автор пытается разрешить философские и нравственные проблемы.
Например, в пьесе «Волки», происходит конфликт между важностью жизни одного невинного человека и интересом революции и общества в целом.
В пьесе «Четырнадцатое июля» происходит попытка включить зрителя в действие, а главным героем этой драмы становится целый народ.
Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».
Позже автор обращается к жанру биографии, подражая при этом Плутарху. Но при этом, он выступает и как новатор этого жанра, включая в свои произведения черты психологического очерка, литературного портрета и музыкального исследования.
Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф» (1904—1912), состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан.
Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами. Попытка автора передать развитие чувств главного героя, привело к появлению абсолютно новой формы романа, который определяется к «роман-река».
Каждая из трёх частей этого романа носит завершённый характер, а также свою тональность и свой ритм, как в музыке, а лирические отступления придают роману большую эмоциональность. Жан-Кристоф — это современный герой бунтарь, новый гений музыки своего времени.
Вместе с эмиграцией Кристофа, писатель воссоздает жизнь европейского народа и снова пытается заговорить о необходимости реформы в искусстве, которое стало объектом коммерции. В конце романа Кристоф перестаёт быть бунтарём, но при этом остаётся верен своему искусству.
Ещё одной попыткой соединить мечту и действие стала повесть «Кола Брюньон» (1918). В этой повести он снова обращается к эпохе Возрождения, а местом действия станет Бургундия, малая родина писателя.
Кола — главный герой повести, весёлый и талантливый резчик по дереву. Труд и творчество, как синтез и как сама жизнь становятся главными темами творчества писателя.
В отличие от интеллектуального романа «Жан-Кристоф» эта повесть отличается своей простотой.
Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих деятелях: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Оставаясь верным идее соединить мечту и действие, в «Жизни Микеланджело» автор описывает конфликт личности гения и слабого человека в одном лице. Таким образом, он не может завершить свои работы и просто отказывается от искусства.
После Первой мировой войны происходит эволюция творчества писателя, который рассматривает войну не как следствие противоречий, а как способ зарабатывания денег отдельными людьми.
Таким образом, в 1915 году выходит сборник антивоенных статей «Над схваткой», а в 1919 книга «Предтечи». В 1916 году автору присуждается Нобелевская премия: «За возвышенный идеализм его литературных произведений, а также за подлинную симпатию и любовь, с которой писатель создает различные человеческие типы».
Антивоенные взгляды писатель продолжает исповедовать в памфлете «Лилюли» (1919), трагедии «Пьер и Люс» (1920) и романе «Клерамбо» (1920), где мирная жизнь и человеческие чувства противоставляются разрушительной силе войны.
Не в силе примирить революционные мысли для преобразования общества с отвращением к войне он обращается к философии Махатмы Ганди, результатом чего стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930).
Несмотря на послереволюционный террор в Советском союзе, Роллан продолжил свою связь и поддержку этого государства. Таким образом, появились его статьи «На смерть Ленина» (1924), «Письмо в „Либертэр“ о репрессиях в России» (1927), «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928). Роллан продолжил считать, что даже несмотря на репрессии, революция в России была величайшим достижением человечества.
После Первой мировой войны наиболее значительной работой автора стал роман «Очарованная душа» (1922—1923), в котором Роллан переходит к социальным темам.
Героиня этого романа — женщина, борющаяся за свои права, побеждая все невзгоды жизни. Потеряв своего сына, которого убил итальянский фашист, она присоединяется к активной борьбе.
Таким образом, этот роман стал первым антифашистским романом автора.
В 1936 году Роллан публикует сборник эссе и статей под название «Спутники», в котором он писал о мыслителях и представителях искусства, которые повлияли на его творчество, среди них Шекспир, Гёте, Л. Н. Толстой, Гюго и Ленин.
В 1939 году выходит пьеса Роллана «Робеспьер», с которой он завершил тематику революции. Таким образом, она стала итогом творчества автора в этом направлении. Автор рассуждает о терроре в послереволюционном обществе, приходя к мысли о его нецелесообразности.
Оказавшись в оккупации, после начала Второй мировой войны, Роллан продолжает работать над автобиографическими произведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и грандиозным исследованием творчества Бетховена под названием «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928—1949).
В 1944 году он написал последнюю свою книгу под названием «Пеги», в которой описывал своего друга поэта и полемиста, а также редактора «Двухнедельных тетрадей» и его эпоху. Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».
В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.
Семья
Был женат на Марии Павловне Кювилье, которая в первом браке была замужем за князем Сергеем Александровичем Кудашевым.
Произведения
- Цикл пьес «Трагедии веры»:
- «Святой Людовик», 1897
- «Аэрт», 1898
- «Настанет время», 1903
- Цикл пьес «Театр революции»:
- «Волки», 1898
- «Торжество разума», 1899
- «Дантон», 1899
- «Четырнадцатое июля», 1902
- «Игра любви и смерти», 1924
- «Вербное воскресенье», 1926
- «Леониды», 1928
- «Робеспьер», 1939
- Книга «Народный театр», 1903
- «Героические жизни»:
- «Жизнь Бетховена», 1903
- «Жизнь Микеланджело», 1907
- «Жизнь Толстого», 1911
- «Музыканты прошлого», 1908
- «Музыканты наших дней», 1908
- «Гендель», 1910
- Роман-эпопея «Жан-Кристоф», 1904—1912
- Сборник антивоенных статей «Над схваткой», 1914—1915
- Сборник антивоенных статей «Предтечи», 1916—1919
- Сборник антивоенных статей
- «Декларация независимости духа», 1919
- «Кола Брюньон», 1914—1918
- «Лилюли», 1919
- «Пьер и Люс», 1920
- «Клерамбо», 1920
- Роман-эпопея «Очарованная душа», 1925—1933
- «Махатма Ганди», 1924
- «Ответ Азии Толстому», 1928
- «Жизнь Рамакришны», 1929
- «Жизнь Вивекананды», 1930
- «Вселенское Евангелие Вивекананды», 1930
- «Бетховен», 1927
- «Бетховен и Гёте», 1932
- «Пеги», 1944
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/romen-rollan
Ромен Роллан
Французский писатель Ромен Роллан прославился достоверными жизнеописаниями всемирно известных личностей: Людвига ван Бетховена, Льва Толстого, Микеланджело, Махатмы Ганди, Иоганна Вольфганга фон Гёте. За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии.
Детство и юность
Биография Ромена Роллана берет начало 29 января 1866 года в Кламси, на юге Франции, в семье потомственного нотариуса. От матери сын унаследовал любовь к музыке. Научившись играть на фортепиано, мальчик мечтал стать пианистом, и хотя судьба связала Роллана с иным видом творчества, его литературные произведения неизменно обращались к музыке.
Юный Ромен Роллан с сестрой
В 1880 году родители переехали в Париж, чтобы дать сыну достойное образование. Спустя 6 лет Ромен, окончив лицей Людовика Великого, поступил в Высшую нормальную (педагогическую) школу — ныне лучшее учебное заведение во Франции. Здесь молодой человек начал изучать философию, но отказался от этого направления, чтобы не подчиняться господствующей идеологии.
Получив образование историка в 1889 году, Роллан отправился на стажировку в Рим. Последующие 2 года ярко отпечатались в памяти писателя. Италия, средоточие изобразительного и музыкального искусства, подарила Ромену удовольствие лицезреть шедевры эпохи Возрождения, а также знакомство с Мальвидой фон Мейзенбург, номинанткой на первую Нобелевскую премию по литературе, и Фридрихом Ницше.
Ромен Роллан в молодости
Вернувшись во Францию, в 1895 году Роллан защитил в Сорбонне диссертацию на тему «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти».
Затем в течение 20 лет француз преподавал в Высшей школе социальных наук (1902-1911), председательствовал на кафедре истории музыки в Сорбонне (1903-1912), вел курсы музыкального искусства во флорентийском Французском институте (1911).
Книги
Ромен Роллан дебютировал в литературе как драматург. Во время путешествия по Италии француз создал образ человека, который соединял в себе лучшие черты эпохи Возрождения, и он воплотился в пьесе «Орсино» (1891). Античная тематика нашла развитие в произведениях «Эмпедокл», «Бальони», «Ниобея». Ни одна из этих ранних пьес не опубликована при жизни писателя.
Ромен Роллан за фортепиано
Впервые имя Роллана зазвучало в 1897 году с выходом в свет трагедии «Людовик Святой», которая вместе с драмами «Аэрт» (1898) и «Настанет время» (1903) составила цикл «Трагедии веры». Красной нитью сквозь повествование прошло противопоставление бессовестных, низменных людей тем, чьи действия продиктованы долгом, религиозными воззрениями, любовным порывом.
С 1900 года в журнале «Revue d'Art Dramatique» публиковались заметки Ромена о доступности театра, позже собранные в эссе «Народный театр» (1902).
В трактате француз высказал идею, что театр – средство для «душевной бодрости» человека, стимул к действию, а также высказался критически в отношении мэтров драматического искусства: Уильяма Шекспира, Мольера, Фридриха Шиллера, Гёте.
Эти авторы, по мнению Роллана, не преследуют интересы широких масс, а придумывают развлечение для элиты.
Писатель Ромен Роллан
В доказательство собственных мыслей писатель выпустил цикл «Театр революции», куда вошли четыре пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1899), «Четырнадцатое июля» (1902).
В центре произведений – революционный настрой народа, желание изменить мир, сделать жизнь лучше. «Четырнадцатое июля» предполагало интерактив со зрителем: совместные танцы, песни, хороводы.
Позже Роллан добавил к сборнику еще 4 пьесы.
Француз не запомнился публике в роли драматурга из-за излишнего героизма произведений, потому сосредоточился на эпохальных произведениях. Первым серьезным трудом считается «Жизнь Бетховена» (1903), которая вместе с биографиями «Жизнь Микеланджело» (1907) и «Жизнь Толстого» (1911) составила цикл «Героические жизни».
Ромен Роллан и Рабиндранат Тагор
Этим сборником Роллан показывал, что отныне герои – не полководцы и политики, а люди искусства.
Творческие личности, по мнению писателя, переживают больше лишений и страданий, чем обычные люди, потому что вынуждены бороться с одиночеством, болезнями и бедностью ради удовольствия общества потребителей – читателей, слушателей, зрителей.
Параллельно с жизнеописаниями деятелей искусства Роллан работал над ключевым произведением, которое в 1915 году принесло ему Нобелевскую премию по литературе, романом-эпопеей «Жан-Кристоф» (1904-1912). «Жан-Кристоф» – это соединение «Божественной комедии» Данте и «Страданий юного Вертера» Гёте.
Главный герой романа – немецкий музыкант, который, преодолевая своеобразные круги ада, ищет житейскую мудрость.
Это цитата Роллана из предисловия к главе «В доме».
Ромен Роллан и Максим Горький
На основе этой мысли француз изобрел жанр «роман-река», который и был присвоен «Жану-Кристофу», а затем и «Очарованной душе» (1925-1933).
Во многом благодаря этому произведению 23 мая 1915 года Ромен Роллан удостоился Нобелевской премии «За высокий идеализм художественных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».
В период Первой мировой войны писатель выступал против боевых действий, пропагандировал идеи пацифизма. Он выпустил два сборника антивоенных статей – «Над схваткой» (1914-1915) и «Предтечи» (1916-1919), поддерживал политику Махатмы Ганди. В 1924 году Роллан выпустил биографию индийца, а спустя еще 6 лет мужчины познакомились.
Ромен Роллан и Махатма Ганди
В те же годы Ромен написал повесть «Кола Брюньон» (1914-1918) о пожилом мужчине, который, несмотря на страдания, смерть, болезни, оставался верен себе и семье, радовался каждому, даже самому печальному событию.
Накануне Второй мировой войны Дмитрий Кабалевский, советский композитор, использовал обнадеживающее произведение француза для поднятия народного духа. Об опере Дмитрий Шостакович отозвался так:«Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность». Ромен Роллан и Иосиф Сталин
Именно такое настроение и нужно было людям в тяжелые предвоенные времена.
Интересен факт, что, несмотря на пацифизм, Роллан считал Иосифа Сталина величайшим человеком своего времени. В 1935 году француз совершил визит в Советский Союз по приглашению Максима Горького и встретился с вождем. По воспоминаниям современников, диалог мужчин строился на обсуждении идеи войны и мира, значения репрессий.
Личная жизнь
Личная жизнь Ромена Роллана лишена разнообразия, но весьма романтична. В 1923 году писатель получил письмо от Марии Кудашевой (урожденная Майя Кювилье), в котором юная поэтесса высказывала мысли о «Жане-Кристофе». Между молодыми людьми завязалась переписка, и с помощью Максима Горького Мария получила визу, чтобы посетить Ромена в Швейцарии. Между ними возникли романтические чувства.
Ромен Роллан и Мария Кудашева
Кудашева стала женой писателя в апреле 1934 года. Совместных детей у пары не было.
Мария сопровождала супруга до его последнего вздоха в 1944 году. Женщина пережила Ромена на 41 год и была похоронена рядом с ним на кладбище в Кламси.
Смерть
В 1940 году французское село Везле, где Роллан проживал в уединении, оккупировали немцы. Несмотря на постоянную угрозу смерти, писатель не переставал писать книги. В то же время он завершил мемуары, а также дописал исследования о жизни Бетховена.
Могила Ромена Роллана
Финальным произведением француза стала статья «Пеги» (1944) о религии и обществе в контексте воспоминаний.
После затяжной болезни Ромен Роллан умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза. Похоронен на кладбище в родном городе.
Библиография
- 1897-1903 – цикл «Трагедии веры»
- 1898-1939 – цикл «Театр революции»
- 1903 – «Народный театр»
- 1903-1911 – цикл «Героические жизни»
- 1904-1912 – «Жан-Кристоф»
- 1914-1918 – «Кола Брюньон»
- 1920 – «Клерамбо»
- 1924 – «Махатма Ганди»
- 1925-1933 – «Очарованная душа»
- 1927 – «Бетховен»
- 1944 – «Пеги»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/5027-romen-rollan.html
Ромен Роллан
Ромен Роллан – французский писатель, был общественным деятелем. Кроме того признанный ученый-языковед. Одно из главных достижений Роллана то, что он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1915 году, как было написано: “За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине”. Ниже ознакомьтесь с краткой биографией Ромена Роллана.
Родился Ромен Роллан 29 января 1866 года в Бургундии. Отец был нотариусом. Когда Ромену было 15 лет, его семья переехала жить в Париж. Там он и получил высшее образование. С раннего детства Роллан очень увлекался музыкой.
Он играл на фортепиано. В студенческие годы он продолжил серьезно заниматься музыкой и даже решил своей специальностью выбрать историю музыки. Можно сказать, что эта веха стала одной из ключевых в биографии Ромена Роллана.
Позже он защитил диссертацию на тему: “Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти”.
Этот факт из биографии Ромена Роллана весьма интересен, поскольку это была первая в Сорбонне докторская диссертация на музыкальную тему. Роллан получил звание профессора истории музыки.
Известно, что Роллан состоял в переписке с Толстым. Это сильно повлияло на него и сыграло большую роль в развитии его творчества.
Роллан выступал за создание новой драматургии, но его книга “Народный театр” не получила большого признания. Роллан добился большого успеха на французской сцене, как драматург.
Он написал такие пьесы, как Трагедия веры (Tragédie de la foi): Святой Людовик (Saint Louis, 1897), Аэрт (Aért, 1898), Триумф разума (Le Triomphe de la raison, 1899).
Позже исторические пьесы: Дантон (Danton, 1900), 14 июля (Le quatorze juillet, 1902) и Робеспьер (Robespierre, 1938).
В период Первой мировой войны Роллан был активным участником европейских пацифистских организаций. Ему принадлежит авторство множества антивоенных статей, которые позже вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».
Говоря о творческой биографии Ромена Роллана, обязательно надо отметить, что в 1915 году он был награждён Нобелевской премией по литературе.
Возможно благодаря навеянным Львом Толстым идеям (читайте краткую биографию Льва Толстого), Роллан стал известным пацифистом. Ему нравились идеи М. Ганди в отношении сопротивления злу. А именно, что нельзя отвечать на зло насилием.
Также с 1920-х годов у него завязались дружеские отношения с Максимом Горьким (читайте краткую биографию Максима Горького). Он даже приезжал в Москву по приглашению Горького, где ему удалось пообщаться со Сталиным.
В 1937 году Роллан написал Сталину письмо. В нем он выражал обеспокоенность, и пытался выступить в защиту репрессированных Бухарина и Аросеева, но не получил ответа.
Также среди других его корреспондентов были такие личности, как Эйнштейн, Швейцер, Фрейд.
В годы Второй мировой войны Роллан жил в оккупированном городе Везле. Там он продолжал свое творчество. Там же он и умер 30 декабря 1944 года от туберкулеза.
Ознакомившись с биографией Ромена Роллана, вы можете поставить свою оценку писателю вверху страницы. К тому же помимо биографии Ромена Роллана предлагаем вашему вниманию общий раздел по всем писателям – Биографии.
Источник: https://reedcafe.ru/author/romen-rollan
Биография и книги автора Роллан Ромен
Об авторе
Роме́н Ролла́н (фр. Romain Rolland; 29 января 1866, Кламси — 30 декабря 1944, Везле) — французский писатель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).
Биография
Родился в семье нотариуса. В 1881 году Ролланы переехали в Париж, где будущий писатель, окончив лицей Людовика Великого поступил в 1886 г. в высшую школу Эколь Нормаль.
После ее окончания Роллан два года прожил в Италии, изучая изобразительные искусства, а также жизнь и творчество выдающихся итальянских композиторов.
Играя на фортепиано с раннего детства и не переставая серьезно заниматься музыкой в студенческие годы, Роллан решил избрать своей специальностью историю музыки.
Вернувшись во Францию, Роллан защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра.
История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) и, получив звание профессора истории музыки, читал лекции сначала в Эколь де Нормаль, а затем в Сорбонне.
К его наиболее выдающимся музыковедческим трудам этого периода принадлежат монографии “Музыканты прошлого” (1908), “Музыканты наших дней” (1908), “Гендель” (1910).
Первым появившимся в печати художественным произведением Роллана была трагедия “Святой Людовик” – начальное звено драматического цикла “Трагедии веры”, к которому также принадлежат “Аэрт” и “Настанет время”.
Во время Первой мировой войны Роллан — активный участник европейских пацифистских организаций, публикующий множество антивоенных статей, которые вышли в сборниках «Над схваткой» и «Предтечи».
В 1915 году он награждён Нобелевской премией по литературе.
Роллан активно переписывался со Львом Толстым, приветствовал Февральскую революцию и одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 года. Уже с 1920-х годов общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву (1935).
Среди других его корреспондентов были Эйнштейн, Швейцер.
В годы войны жил в оккупированном Везле, продолжая литературную деятельность, где и умер от туберкулеза.
Творчество
Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля».
Наиболее известное произведение — роман «Жан Кристоф», состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков.
Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жана-Жака Краффта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан.
Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей», а более глобально — мир между государствами.
Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомый труд «Бетховен. Великие творческие эпохи».
В посмертно изданных мемуарах (Mémoires, 1956) ясно видна сплочённость взглядов автора в любви к человечеству.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
РОЛЛАН (Rolland), Ромен
29 января 1866 г. – 30 декабря 1944 г.
Ромен Роллан, французский романист и публицист, родился в обеспеченной буржуазной семье в Кламси, маленьком городке на юге Франции, где провел детские годы. Его отец, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мать, урожденная Антуанетта Мари Куро, – набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 г. семья переехала в Париж, чтобы сын мог получить хорошее образование.
С ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, Ромен полюбил музыку, особенно произведения Бетховена.
Позже, будучи учеником лицея Людовика Великого, он столь же сильно полюбил сочинения Вагнера. В 1886 г.
юноша поступает в весьма престижную Эколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готовясь стать университетским ученым, чего так хотела его мать, и в 1889 г. получает диплом преподавателя.
С 1889 по 1891 г. P. едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Шекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат события и личности итальянского Возрождения.
В Риме будущий писатель знакомится с Мальвидой фон Мейзенбуг, немкой, которая была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX в., как Лайош Кошут, Джузеппе Мадзини, Фридрих Ницше и Рихард Вагнер. Ее идеалистическая философия и интерес к немецкому романтизму существенно повлияли на образ мыслей Р.
Вернувшись в 1891 г. в Париж, Р. продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В октябре 1892 г. он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. В том же году молодожены возвращаются в Рим, где Р.
начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до Жана Батиста Люлли и Алессандро Скарлатти. В 1893 г. Р. вновь приезжает в Париж, занимается здесь преподавательской и научной работой, а также литературой.
Двумя годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в Сорбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознания, специально для него учрежденную.
В течение следующих 17 лет Р.
совмещает занятие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в Сорбонне, а также в двух других учебных заведениях: в Школе социальных исследований и Эколь нормаль сюперьер.
В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» (“Cahiers de la Quinzaine”) P. печатает свои первые произведения.
Поскольку Р. больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца.
Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй – «Трагедии веры» (“Les Tragedies de la foi”) – включал в себя три пьесы: «Святой Людовик» (“Saint Louis”, 1897), «Аэрт» (“Aert”, 1898) и «Торжество разума» (“Le Triomphe de la raison”, 1899).
B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.
Три исторические пьесы, вошедшие в «Трагедии веры», совмещали в себе искусство и социальную критику, ими Р. стремился вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писателя, так не хватало во Франции того времени.
Тем не менее «Трагедии веры» мало что изменили во французском театре, где в это время процветала мещанская мелодрамы. Это и навело Р. на мысль о народном театре; подобно Льву Толстому, которым он восхищался и с которым переписывался, Р. полагал, что публика должна воспитываться на героических примерах.
Заинтересовавшись статьей Мориса Поттеше «Народный театр», Р. в 1903 г. в «Двухнедельных тетрадях» опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в.
и вышедший впоследствии отдельной книгой – «Народный театр» (“Le Theatre du peuple”, 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые Пьесы, в основе которых лежали бы исторические события, вдохновляющие публику.
Р. создал цикл из 9…12 пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира.
Три такие пьесы вошли в цикл «Театр революции» (“Theatre de la Revolution”, 1909), завершившийся спустя 30 лет драмой «Робеспьер» (“Robespierre”, 1939).
Эти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то время, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к ним пришел позже – в Германии после первой мировой войны, а во Франции – в 30-е гг.
Р. задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и деятельность которых могла бы стать примером для читателя. Его биограф, Уильям Томас Старр, полагает, что Р.
написал «Жизнь Бетховена» (“Vie de Beethoven”, 1903), первую и наиболее удавшуюся биографию серии, «в знак благодарности за источник вдохновения в минуты отчаяния и безнадежности». Отчаяние, вероятно, во многом было вызвано разводом писателя с женой в 1901 г.
Закончив в 1905 г. биографию Микеланджело, Р. отказывается от продолжения биографической серии, так как приходит к выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на читателя вдохновляюще. Впрочем, Р.
остался верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии Генделя (1910). Толстого (1911), Ганди (1924), Рамакришны (1929), Вивекананды (1930), Пеги (1944).
«Жан-Кристоф» (“Jean-Christophe”), десятитомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX в.
Отдельными частями роман печатался в «Двухнедельных тетрадях» Пеги и сразу же получил мировую известность и принес Р. международное признание, после чего писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе. Австрийский писатель Стефан Цвейг утверждал, что «Жан-Кристоф» – это результат разочарования Р.
в биографическом жанре: «Поскольку история отказала ему в образе «утешителя», он обратился к искусству…»
Нобелевскую премию по литературе за 1915 г. Р. получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Как таковая премия была вручена писателю лишь в 1916 г. – отчасти из-за скандала, вызванного тем, что P.
, поселившийся незадолго до первой мировой войны в Швейцарии, опубликовал в 1915 г.
страстные антивоенные статьи под названием «Над схваткой» (“Audessus de la melee”), где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Р.
получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи». Из-за войны традиционная церемония награждения не проводилась, и Р. с Нобелевской лекцией не выступал.
Политические взгляды Р. продолжают оставаться противоречивыми, и особенно по отношению к Советскому Союзу, который он всячески поддерживал, хотя и критиковал за ошибки.
Вообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил уделяет политике и общественной жизни и в то же время по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминания, письма, очерки, романы. В 20-е гг.
он увлекается индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 г. к нему в Швейцарию приезжает Ганди, биографию которого Р. написал в 1924 г. Главным художественным произведением этого периода становится шестой цикл писателя «Очарованная душа» (“L'Ame enchantee”, 1925…
1933), семитомный роман, в котором описывается мучительная борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. Отстаивая право на самостоятельный труд, на полноправное гражданское существование, Аннет Ривьер, героиня романа, освобождается от иллюзий.
В 1934 г. Р. женился на Марии Кудашевой, а четыре года спустя вернулся из Швейцарии во Францию. Во время второй мировой войны писатель оставил свою позицию «над схваткой» и занял место в рядах борцов с нацизмом. 30 декабря 1944 г. Р. скончался от туберкулеза, которым страдал с детства.
Его письмо, прочитанное вслух в Сорбонне, в котором писатель выражает соболезнование семьям деятелей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабря.
Личность P., его идеи, возможно, больше повлияли на современников, чем его книги. Его друг Мари Дормуа писала: «Я восхищаюсь Роменом Ролланом.
Я также восхищаюсь «Жан-Кристофом», но человек мне, пожалуй, нравится больше, чем автор… Он был поводырем, маяком, показывающим путь всем тем, кто колебался, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночку».
Некоторые критики недооценивали литературные достижения P.
, в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем общий смысл, основная идея; существует также мнение, что «Жан-Кристоф», задуманный Р. как симфония, расплывчат и бесформен. По поводу поздних книг Р. английский романист и критик Э.М. Форстер писал, что Р. «не оправдал надежд, которые он подавал в молодости».
Наиболее взвешенная оценка творчества Р. принадлежит его биографу Старру, писавшему, что, «если не считать «Жан-Кристофа», Р. будут помнить не как писателя, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за более справедливый и гуманный общественный строй».
Старр утверждал также, что, «возможно, еще не пришел час оценить Р. по достоинству… Только время способно отделить гениальное от преходящего, недолговечного».
Источник: https://www.rulit.me/authors/rollan-romen
Ромен роллан
(1866–1944)
Свое
творческое кредо писатель определил в
книге «Жизнь Бетховена»: «Вокруг нас
душный, спертый воздух. Дряхлая Европа
впадает в спячку в этой гнетущей, затхлой
атмосфере… Мир погибает, задушенный
своим трусливым и подлым эгоизмом. Мир
задыхается. Распахнем же окна! Впустим
вольный воздух! Пусть нас овеет дыханием
героев!»
Именно
утверждение героического начала –
доминанта в творчестве Роллана, и оно
определило его особое, высокое место
во всей литературе прошедшего века.
Ромен
Роллан родился 29 января 1866 года в городке
Кламси на юге Франции. Среди его предков
были участники французской революции
1789 года.
Его
отец, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в
городе человеком, а мать – Антуанетта
Мари Куро – весьма простой и набожной
женщиной. И, тем не менее, именно по ее
желанию в 1880 году семья переехала в
Париж, чтобы сын мог получить хорошее
образование.
С
ранних лет мать научила его играть на
пианино. Ромен полюбил музыку, и прежде
всего Бетховена. Это увлечение сохранялось
у мальчика и в то время, когда он учился
в лицее Людовика Великого.
В 1886 году
Роллан поступил в одно из самых престижных
высших учебных заведений – «Эколь
Нормаль сюперьер» (Высшую Нормальную
школу).
Подчиняясь желанию матери, он
изучал общую историю и историю искусств.
Изучая
философию, он познакомился с трудами
Спинозы. Он покорил юношу «стихийным
реализмом» и призывом к людскому
братству.
«Озарением во мраке туннеля»
назвал Роллан свое открытие творчества
Льва Толстого – в 1886 году он прочитал
«Войну и мир».
Из философии великого
писателя Ромен извлек главное: «Роман
не имеет ни начала, ни конца, как и сама
жизнь. Это и есть сама жизнь, беспрестанно
шагающая вперед».
В
1889 году Ромен, получив диплом преподавателя,
уехал на несколько лет в Рим, где изучал
историю в «Эколь Франсез». После ее
окончания в 1891 году, он собирался заняться
научно‑педагогической деятельностью.
Вернувшись в Сорбонну, Роллан действительно
несколько лет читал курс истории музыки.
По его предложению здесь даже была
учреждена кафедра музыкознания.
В
Париже Роллан написал несколько пьес.
В
1892 году он женился на Клотильде Бреаль,
дочери знаменитого филолога. Вместе
они отправились в Рим для того, чтобы
Ромен смог завершить докторскую
диссертацию.
Они
вернулись в 1893 году в Париж, и через два
года Роллан защитил докторскую диссертацию
по музыке на тему «Происхождение
современного лирического театра: история
оперы в Европе до Люлли и Скарлатти».
Научный труд Роллана оказался настолько
интересным, что после защиты диссертации
специально для него в Сорбонне была
учреждена кафедра истории музыки.
В
течение следующих семнадцати лет Роллан
совмещал занятия литературой с
преподаванием в Сорбонне и Высшей
Нормальной школе.
Литературный
путь Роллана начался с драматургии.
Поскольку он находился под влиянием
Шекспира и интересовался «героическими»
эпохами, то начал писать не отдельные
пьесы, а целые циклы: «Все события,
общественные или домашние, оборачивались
драматическими произведениями».
«В
раннем творчестве Роллана поиски
героического связаны с его религиозными
убеждениями… – пишет Ф.С. Наркирьер. –
Драмой «обращения к Богу» является
первая опубликованная (1897) пьеса Роллана
«Святой Людовик» (вместе с двумя другими
драматургическими произведениями
«Аэрт» (поставленной в 1898 году) и
«Торжество разума» (поставленной в 1899
году) пьеса составила цикл «Трагедии
веры»).
Современному
обществу, зараженному меркантилизмом,
отравленному скептицизмом, Роллан
противопоставляет эпоху средних веков
как время бескорыстных героических
свершений».
Но
уже в 1895 году Роллан написал в дневнике:
«Едва закончил мою католическую драму,
как уже чувствую в себе душу вольнодумца
и бунтаря».
На
рубеже веков Роллан сформировал свою
концепцию нового искусства, поскольку
считает, что в новом обществе должна
быть и иная культура. Конечно, легче
всего ее было создавать на образцах
прошлого.
И Роллан создает целый цикл
пьес, посвященных Великой французской
революции: «Волки» (1898), «Торжество
разума» (1899) (первоначально входила в
другой цикл), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое
июля» (1901).
В
1903 году появилось программное произведение
писателя «Народный театр». Здесь Роллан
сформулировал свое кредо: «Надо создать
Театр для Народа, творимый Народом».
Поиск
своего героя привел Роллана к жанру
биографии. Писатель задумал создать
цикл биографий замечательных людей, в
том числе: Мадзини, Гарибальди, Шиллера,
Лазара Гоша, Томаса Пейна, Вобана. В
итоге в цикле «Героические жизни» были
написаны: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь
Микеланджело» (1906), «Жизнь Толстого»
(1911).
Биографию
Бетховена писатель создал как своеобразный
вызов отчаянию, охватившему его в 1901
году, после ухода от него горячо любимой
жены.
И.
Лилеева отмечает: «Для творческого
развития писателя особое значение имела
книга «Жизнь Бетховена» – первая из
его книг о великом немецком композиторе
и гражданине. Бетховен – любимый герой
Роллана, и на протяжении всей жизни он
будет для писателя высшим примером
героизма, идеалом человека, воплотившего
победу духа над всеми жизненными
невзгодами.
Ни бедность, ни одиночество,
ни глухота, ни равнодушие окружающих,
ничто не могло сломить Бетховена.
Преодолевая несчастья и страдания, он
прославляет радость борьбы и создает
в конце своей жизни «Девятую симфонию»,
завершающуюся торжествующей одой «К
радости». Слова Бетховена: «Через
страдание к радости» – стали девизом
жизни и творчества Роллана.
Изнеженной,
болезненной литературе декаданса он
смело противопоставил образ бунтаря».
Мировую
известность Роллану принес многотомный
роман «Жан‑Кристоф», над которым
писатель работал с 1903 по 1912 год. Сам
Роллан признавался, что писал его под
влиянием монументальной эпопеи Толстого
«Война и мир». Действительно, в его
романе на широком фоне социальной
истории Европы изображена жизнь и
духовные поиски немецкого музыканта,
прообразом которого стал Бетховен.
Вот
что говорит сам автор: «От окончания
«Утра» и до начала «Грядущего дня» –
героическая поэма о Жан‑Кристофе
заполнена бунтом – бунтом жизни против
всего, что извне душит и отравляет ее
своими смрадными объятьями (искусственно
созданные условности и моральные
предрассудки, лицемерие и растленность
общества, труп прошлого, пожираемый
червями, «Ярмарка на площади»)».
Ф.С.
Наркирьер пишет:
«На
фоне измельчавших персонажей французской
литературы начала XX века Жан‑Кристоф
выделяется как фигура крупная,
значительная. Он поражает своей силой
– физической и духовной. Он велик и в
дружбе, и в любви.
У Жан‑Кристофа
любовное чувство, в традициях французского
классицизма, всегда чувство абсолютное.
Его любовь – безраздельна, будь то
чувство к мещаночке Минне, загадочной
Сабине, ветреной Аде, артистке Франсуазе
Удон, к страстной в своей замкнутости
Анне Браун и, наконец, – к итальянке
Грации, которая дарит Жан‑Кристофу
душевную ясность, внутреннюю гармонию
(прототип Грации – София ди Вьеррьеро‑Гонзага,
в которую Роллан был поначалу влюблен
и которая стала впоследствии другом
писателя на долгие годы). Любовь
Жан‑Кристофа – несчастная, она
заканчивается либо разрывом с любимой,
либо ее смертью. В горниле страсти
закаляется душа героя…
Создавая
«Жан‑Кристофа», Ромен Роллан мечтал
пробудить «дремлющий под пеплом духовный
огонь». В той мере, в какой это было в
его силах, писатель свою задачу выполнил.
Искания Жан‑Кристофа оказались
созвучными исканиям интеллигенции во
Франции и в других странах, в первую
очередь в России. Этим во многом
объясняется исключительная популярность
романа в нашей стране».
Действительно,
книга быстро стала популярной далеко
за пределы Франции. «Из самых отдаленных
стран, – рассказывает Роллан, –
от самых различных народов – Китая,
Японии, Индии, обеих Америк, от всех
европейских народностей стекались ко
мне люди, говорившие: «Жан‑Кристоф
– наш. Он – мой. Он – мой брат. Он – я
сам…”»
Знаком
всемирного признания стало присуждение
Ромену Роллану Нобелевской премии по
литературе за 1915 год. Полагают, что
именно «Жан‑Кристоф» позволил
писателю получить эту высокую награду
«за высокий идеализм литературных
произведений, за сочувствие и любовь к
истине, с которой он описывает различные
человеческие типажи».
Однако
сама премия была вручена писателю лишь
в 1916 году – отчасти из‑за скандала,
вызванного публикацией им цикла
антивоенных статей «Над схваткой».
Роллан сразу же смело и решительно
выступил против преступной политики
современных ему правителей, резко осудил
захватнический, империалистический
характер войны.
Всю
сумму премии Роллан роздал благотворительным
организациям Франции и Швейцарии, в том
числе Международному Красному Кресту.
К
этому времени писатель жил в Швейцарии,
куда переселился в 1912 году. Здесь он мог
спокойно работать (шла Первая мировая
война). В 1914 году Роллан создал быстро
ставшую популярной небольшую повесть
«Кола Брюньон». Это одно из немногих
исторических произведений писателя,
написанных в прозе.
«Кола
Брюньон – воплощение народа, воплощение
его неистребимой жизненной силы, мужества
и трудолюбия, – отмечает И. Лилеева. –
За полвека жизни Брюньону пришлось
немало пережить: много раз набеги солдат
разоряли и уничтожали его дом и чума
уносила близких людей, всю жизнь его
душили налоги и поборы, но Брюньон
всегда, вопреки всему, радовался жизни».
«Эта
книга была полностью отпечатана и готова
к выходу еще до войны, и я ничего в ней
не меняю, – писал в предисловии
писатель.
– Кровавая эпопея, героями
и жертвами которой были внуки Кола
Брюньона, доказала миру, что «жив
курилка»… И народы Европы, покрытые
славой и синяками, найдут, мне кажется,
потирая бока, долю здравого смысла в
рассуждениях, которым предается «ягненок
из наших краев, меж волком и пастухом»».
Хотя
всю свою жизнь Роллан старался не
связывать себя работой в каких бы то ни
было общественных организациях, он не
скрывал своей приверженности
социалистическим идеалам. Правда, он
отвергал насилие как форму борьбы,
поэтому не принял диктатуру пролетариата,
установившуюся в России после 1917 года.
В
поисках новых, свободных от кровопролития
форм исторической деятельности Роллан
обратился к индийской философии и к
учению М. Ганди. С последним писатель
даже встречался в 1931 году в Швейцарии.
Свои взгляды он изложил в биографиях
Рамакришны (1929) и Вивекананды (1930).
«Тридцатые
годы были годами идейного и творческого
подъема Роллана. Роллан принимает самое
активное участие в борьбе за мир и
демократию, против войны и фашизма, –
пишет И. Лилеева.
– Голос Роллана,
писателя, воплощающего «совесть Европы»,
громко звучит в защиту жертв фашистского
террора: Тельмана, Грамши, Димитрова.
Вместе с Барбюсом Роллан – инициатор
и организатор международных конгрессов
в защиту культуры.
Поистине удивительной
была энергия этого уже немолодого, очень
больного человека. Своей задачей писателя
и гражданина Роллан считает борьбу за
сплочение людей разных взглядов и
убеждений во имя мира».
Главным
художественным произведением между
двумя мировыми войнами стал его семитомный
роман «Очарованная душа», над которым
писатель работал с 1925 по 1933 год. В этом
произведении повествование сосредоточено
на судьбе женщины, Аннет Ривьер, борющейся
за свои гражданские права, отстаивающей
право на самостоятельность в жизни и
своей деятельности.
Своеобразным
же итогом размышлений Роллана над
острыми проблемами новейшей истории и
политики стала трагедия «Робеспьер»,
которую писатель завершил в 1939 году.
В
1934 году Роллан женится на Марии Павловне
Кудашевой, переводчице его произведений
на русский язык. Это был второй брак в
жизни писателя. Несмотря на разницу в
возрасте, этот брак, продолжавшийся
десять лет, можно назвать счастливым.
Роллан принял и сына Кудашевой, Сергея.
Во
время Второй мировой войны пожилой
больной писатель был отрезан от мира,
находясь под неусыпным надзором
фашистских молодчиков. Истощенный
голодом и болезнью, Роллан жил только
надеждой на освобождение Франции.
Писатель дождался счастливых дней лета
1944 года, когда его родина была освобождена
от фашистских оккупантов.
30
декабря 1944 года Роллан умер от туберкулеза.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2045997/page:6/