Николай Иванович Рыленков
Рыленков Николай Иванович [2 (15).2.1909, дер. Алексеевка, ныне Рославльский район Смоленской области, — 23.6.1969, Смоленск], русский советский поэт. Член КПСС с 1945. Родился в крестьянской семье. Окончил факультет литературы и языка Смоленского педагогического института (1933).
Участник Великой Отечественной войны 1941−45. Печатался с 1926. Первая книга стихов — «Мои герои» (1933). Автор сборников «Берёзовый перелесок» (1940), «Синее вино» (1943), «Книга полей» (1950), «Корни и листья» (1960), «Рябиновый свет» (1962) и др., нескольких поэм. В лирике Р.
, тяготеющей к классическим и фольклорным традициям, запечатлено богатство русского пейзажа, светлое мироощущение нового человека, патриота и труженика. Р.
принадлежат песни, стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве» (1966), рассказы, очерки, автобиографические и исторические повести, сборник статей «Традиции и новаторство» (1962).
Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Рыленков Николай Иванович (1909—1969) — русский и советский писатель. Родился 2 (15) февраля 1909 года в селе Алексеевка. Родители были крестьянами. Николай рано стал сиротой. Учился вначале в деревне Тюнино, а затем в 1926 году завершил среднее образованиев городеРославле. В год окончания школы состоялась первая публикация его стихотворения «Толока» в газете «Рабочий путь», редакция которой переименовала произведение без согласия автора на «Взаимопомощь». Устроился работать учителем в деревенскую школу на Брянщине.
В 1927 году возвратился в родную деревню и возглавил сельский совет Алексеевки. В 1930 году стал студентом факультета литературы и языка Смоленского педагогического института. Обучение завершил в 1933 году. В этот год было опубликовано первое собрание стихотворений Рыленкова «Мои герои». Устроился на работу в редакцию периодического издания «Рабочий путь».
Во время Второй мировой войны принимал активное участие в военных действиях в 1941-1945 гг., командуя взводом батальон саперов и работая военным корреспондентом. За это время Рыленковвыдает 4 сборника стихотворений. Вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков в 1945 году.
С 1958 года участвует в правлении Союза писателей РСФСР, а с 1965 года становится его секретарем. В 1962 году завершил работу над пересказом в стихотворную форму «Слова о полке Игореве» и опубликовал его в следующем году в «Литературной газете». Позже это произведение стало издаваться отдельной книгой. Последними книгами, изданными при жизни писателя, стали «Снежница» и «Журавлиные трубы».
Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года в Смоленске.
Источник: https://www.allsoch.ru/rilenkov/
Николай Рыленков. Подробная биография
Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Смоленской губернии.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов.
Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна».
К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 — умерла мать.
5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с. Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем. В 1930 году Николай Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт.
Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область», знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба. К стихам тянулся с детства.
Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».
В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь».
Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.
В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи».
В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» (1940). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края. Он создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и др.
Стихи Рыленкова получают признание, о них одобрительно отзывается М. Горький. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938), «Скоморох Овсей Колобок» (1939), «Великая Замятия» (1940).
В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России.
В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные. Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.
В 1943-1944 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса».
В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу».
В адрес Рыленкова раздавалась и критика — упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки».
В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».
Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленков «Ходит по полю девчонка».
К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы (М. Фрадкин, А. Флярковский, И. Массалитинов и др.).
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964), «На озере Сапшо» (1966) и др.
, книги стихов «Корни и листья» (1960), «Жажда» (1961), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе – 1965), «Снежница» (1968), «Книга времени» (1969) и др.
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии — «Традиции и новаторство» (1962), где русская поэзия развернуто предстает от М. Ломоносова до В. Бокова, «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии — Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченко, А. Велюгина, А. Зарицкого, Ф. Пестрака, П. Труса, К. Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972).
Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года в Смоленске.
Биография
Произведения
- Волос каштановые пряди
- На лыжах ночью
- Письмо
Критика
Ключевые слова: Николай Рыленков, биография Николая Рыленкова, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские писатели 20 века, жизнь и творчество Николая Рыленкова
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170129-biografiya-nikolaya-rylenkova
Методический материал “Биография Николая Рыленкова”
Н.И. Рыленков. Биграфия
Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевка Смоленской губернии.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов.
Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна».
К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916умер отец Рыленкова, в 1919 — умерла мать.
5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с. Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки». Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем. В 1930 годуНиколай Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт.
Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область», знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба. К стихам тянулся с детства.
Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».
В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь».
Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.
В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи». В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» (1940). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края.
Он создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и др. Стихи Рыленкова получают признание, о них одобрительно отзывается М. Горький. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию.
Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938), «Скоморох Овсей Колобок» (1939), «Великая Замятия» (1940).
В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи.
Все более значительным содержанием наполняется тема России. В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные.
Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.
В 1943-1944 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу».
В адрес Рыленкова раздавалась и критика — упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны.
Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина.
«Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».
Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленков «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы (М. Фрадкин, А. Флярковский, И. Массалитинов и др.).
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964), «На озере Сапшо» (1966) и др., книги стихов «Корни и листья» (1960), «Жажда» (1961), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе – 1965), «Снежница» (1968), «Книга времени» (1969) и др.
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии — «Традиции и новаторство» (1962), где русская поэзия развернуто предстает от М. Ломоносова до В.
Бокова, «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М. Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии».
Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии — Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П. Панченко, А. Велюгина, А. Зарицкого, Ф. Пестрака, П. Труса, К.
Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972).
Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года в Смоленске.
Источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-biografiya-nikolaya-rilenkova-2906525.html
Николай Рыленков
Родители-крестьяне рано умерли, оставив сына сиротой. С детства Николай имел тягу к языку, литературе. Первые его стихи были опубликованы еще в школе. Окончил школу в Рославле, затем отучился в педагогическом институте в Смоленске. Работал учителем русского языка и литературы. Испытывал большой интерес к древнерусской истории и истории древнерусской литературы.
В 30-е годы Николай Рыленков работал в редакции «Рабочего пути» и параллельно писал стихи. До Отечественной войны вышли 6 его поэтических сборников, из которых самый важный – «Березовый перелесок».
Основные темы в творчестве Рыленкова – русское искусство, природа, история.Многие страницы творчества посвящены родной Смоленщине:
«Я всегда с благодарностью буду вспоминать часы и дни праздничных встреч с друзьями на берегах Байкала или у подножья снежных вершин Кавказа, но обдумывать пережитое приеду на берег какой-нибудь безымянной речки в глубине Смоленщины. Чтобы проверить себя, чтобы собраться с мыслями, мне всегда нужно было побродить по заросшим иван-чаем берёзовым опушкам, посидеть с косарями у догорающего костра, послушать доносящиеся издалека девичьи песни».
С первых дней войны Николай был на фронте – командир взвода в саперном батальоне и военный корреспондент. К важнейшим темам стихотворений и прозы добавилась война. К 1945 году вышли его сборники стихов «Прощание с юностью», «Синее вино», «Отчий дом» и «Смоленские леса».
В 50-е годы он написал автобиографическую повесть о военных событиях «На Старой смоленской дороге».
Н. И. Рыленков известен как автор стихотворного пересказа «Слова о полку Игореве». Завершил его в 1962 году, опубликовал в «Литературной газете» в 1963-м, с 1966-го произведение выходит отдельной книгой.
Значимую часть в творческом наследнии Рыленкова составляют песни, многие из которых до сих пор всенародно любимы. В вышедшем в 1964 году двухтомнике выделяет отдельный раздел «Книга песен». В него вошли: «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветёт, то ли речка течёт», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха» и другие.
Хотя значительное влияние на творчество Рыленкова оказал Исаковский, произведения Николая отличаются особой лиричностью, угловатой прямотой и при этом крестьянской застенчивостью.
Пытаясь постичь тайну истинного в поэзии, Николай Рыленков исследовал творчество своих кумиров-предшественников, несколько его стихов посвящены Ломоносову, Пушкину, Некрасову, Горькому.
В последние годы жизни Николай Рыленков обратился к жанру эпитафия. Его стихи выбиты на камне в Кутузовском саду у крепостной стены (сквер Памяти Героев) и на памятнике Скорбящей матери (Реадовка):
«Я мать скорбящая. Как совесть, я бессонна. Замученных людей я помню каждый стон. Пусть знают палачи, что нет святей закона,
Чем справедливого возмездия закон!»
Умер Рыленков в июне 1969 года, похоронен на Братском кладбище в Смоленске – родном городе, с которым связана вся его творческая жизнь.
В 1994 году Николаю Рыленкову посмертно присвоено звание почетного гражданина Смоленска.
Источник: http://www.visitsmolensk.ru/putevoditel/o-smolenske/znamenitye-ljudi-smolenska/2014-01-13-12-01-00
Дома, в которых жил и работал поэт Н.И. Рыленков
Рыленков Николай Иванович (1909-1969) – русский советский поэт, родился в деревне Алексеевке (второе название д.Ломня) в семье бедного крестьянина. По окончании средней школы он в 1926-1927 гг. работал учителем в Дятьковском районе Брянской области, затем секретарем председателем сельского Совета у себя на родине, в деревне Алексеевке.
В раннем возрасте начал писать стихи, рассказы.
В газете «Смоленская деревня» за 14 февраля 1926 г. впервые было напечатано стихотворение поэта «Взаимопомощь» («Толока»).
В 1933 г., в год окончания поэтом Смоленского пединститута, вышла его первая книга стихов «Мои герои».
В 1934 г. Н.И. Рыленков был избран депутатом Первого съезда Союза писателей СССР. Он был одним из организаторов Смоленской писательской организации. Во время Великой Отечественной войны Н.И. Рыленков был командиром сапёрного взвода, затем заведующим отделом поэзии журнала «Фронтовой юмор». После освобожден Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков Н.И.
Рыленков возвращается в Смоленск. Он принимает активное участие в возрождении областного книжного издательства, писательской организации. С сентября 1943 г. по апрель 1948 г. работает главным редактором областного издательства, а с января 1944 г. избирается ответственным секретарем областной писательской организации, Н. И.
Рыленков был одним из организаторов Союза писателей РСФСР и бессменным секретарем его правления, членом правления Союза писателей СССР. С начала издания газеты «Литературная жизнь», а затем еженедельника «Литературная Россия» он был член редколлегии этих изданий.
Н.И.
Рыленков был делегатом XXIII съезда КПСС, членом обкома партии, постоянно избирался депутатом областного Совета.
I. ДОМ, В КОТОРОМ Н.И. РЫЛЕНКОВ ЖИЛ И РАБОТАЛ
С 1943 ПО 1959 г.
(Смоленск, Запольный пер., 4)
До 1943 г. поэт находился в действующей армии, но по ходатайству смоленских областных, партийных и советских органов был уволен в запас. В Смоленск возвратился вскоре после освобождения города от немецко-фашистской оккупации.
В 40—50-х гг. создает сборники стихов, ряд крупных прозаических произведений, посвященных Родине, советскому народу, разгромившему фашизм.
Квартира Н.И. Рыленкова часто посещалась писателями и поэтами. Здесь неоднократно бывали М. В. Исаковский, А.Т.Твардовский, А. А. Сурков, Н. М. Грибачев, К. Г. Паустовский, И.С. Соколов-Микитов и многие другие.
Квартира находится на 2-м этаже, в кирпичном 4-этажном доме, который построен в довоенное время. В ней 3 комнаты общей площадью 59 кв. м., переделки и реставрация не проводились.
II. ДОМ, В КОТОРОМ Н.И. РЫЛЕНКОВ ЖИЛ И РАБОТАЛ
С 1959 ПО 1969 Г.
(Смоленск, ул. Нахисона, д. 16 кв. 6)
Конец 50-х-60-е гг. в жизни Н.И. Рыленкова были насыщенны напряжённой творческой работой, активной общественной деятельностью. За это время им было написано и выпущено 16 книг стихов и прозы. Его стихи, повести и рассказы постоянно печатались в центральных и местных издательствах. Он был автором многочисленных литературно-критических статей.
Наряду с творческой деятельностью, он много внимания уделял работе с молодыми писателями не только в Смоленске, но и во всей стране. Активно участвовал в общественной жизни, как член обкома КПСС, депутат областного Совета, секретарь правления Союза писателей РСФСР, часто встречался с читателями, со своими избирателями, трудящимися области.
Квартира Н.И. Рыленкова нередко посещалась смоленскими, московскими и белорусскими писателями, здесь неоднократно бывали А.Т. Твардовский и М.В. Исаковский.
Квартира находится на 2-м этаже дома, построенного в 1959г. В квартире 4 жилых комнаты общей площадью в 59,9кв.м.Рабочий кабинет и библиотека писателя размещались в угловой комнате, смежной со столовой, выходящей окном на юг.
В летнее время до 1964г. рабочим местом поэта зачастую был сад, посаженный и благоустроенный самим поэтом и семьёй. Он находится в 300м от дома в юго-западном направлении (у «Чёртова рва»). В 1959г.
здесь поставлен садовый домик, в котором работал и отдыхал писатель.
В настоящее время в квартире проживают родные писателя.
III. МОГИЛА Н.И. РЫЛЕНКОВА
(Смоленск, ул. Кирова, Братское кладбище)
Н. И. Рыленков умер 23 июня 1969 года.
25 июня состоялись похороны. Поэта хоронил весь Смоленск. Проститься с ним в актовый зал мединститута, где был установлен граб с телом писателя, пришли тысячи горожан. Похоронен поэт на Братском кладбище в 50 м от главного входа.
В 1970 г. на могиле установлено гранитное надгробие памятник поэту. Размеры памятника: высота 2,03 м, ширина – 0,8м, толщина 0,45 м. На западной стороне гранитной плиты изображена голова поэта (барельеф) на две натуральные величины. Ниже вырублен текст:
РЫЛЕНКОВ
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
1909-1969гг.
а ещё ниже мелким шрифтом выбиты слова, взятые из стихотворения поэта:
«…Я жил не скупясь,
Не жалел беспокойного сердца…»
Н.Рыленков
Могила обнесена металлической решёткой, размеры которой: 2,57*2,57 м, высота 0,5 м.
Авторы памятника: скульптор А.Г. Сергеев, архитектор Г.М.Аптекин.
В память о выдающемся русском поэте его именем названа одна из улиц города Смоленска, его имя присвоено Смоленской средней школе № 21; Рославльской центральной городской библиотеке, средней общеобразовательной школе в с.Тюнино Брянской области. На здании ГСПИ им. К.Маркса, где он учился, установлена мемориальная доска.
Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Смоленская область. Труды 64/ ред-сост. В.В. Познанский. – М., 1977. – 142с.: ил.
Источник: http://smolensk.library67.ru/literaturnaya-karta/literaturnye-obekty/pamyatnye-mesta/doma-v-kotoryh-zhil-i-rabotal-po/
Рыленков Николай Иванович
Рыленков Николай Иванович [2(15).2.1909, д. Алексеевка Смоленской губ.— 23.6.1969, Смоленск] — поэт, прозаик.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов.
Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью».
К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 — умерла любимая мать.
5 классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала «Искорки».
Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства.
Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах «Наша деревня», «Путь молодежи», «Брянский рабочий».
В 1933 окончил факультет языка и литературы педагогического института, работал учителем, затем редактором в книжном издательстве, вел отдел критики в смоленской газете «Рабочий путь».
Вспоминал: «Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле» — это была не метафора, но жизненная программа: заведует сельскохозяйственными передачами областного радиовещания, затем работает секретарем и председателем сельсовета.
В 1933 в Смоленске Рыленков опубликовал первую книгу стихов «Мои герои». Второй книгой также в Смоленске стал сборник «Встречи».
В конце 1930-х были изданы «Стихи о зажиточной жизни», поэма «Земля», за ними последовал «Березовый перелесок» (1940). С первых книг Рыленков заявил о себе, как о певце родного края: «Край родной, я рос под шум дубравы, / Все во мне твое — любовь и грусть». Рыленков создает стихи об истории Смоленска «Мастер Фёдор Конь», «Кутузов в пути», «Памятник 1812 года в Смоленске» и другие.
Стихи Рыленков получают признание, о них одобрительно отзывается М.Горький. С 1936 Рыленков возглавляет Смоленскую писательскую организацию. Становясь мастером эпического жанра, пишет поэмы на темы русской истории «Большая дорога» (1938), «Скоморох Овсей Колобок» (1939), «Великая Замятия» (1940).
В первые дни Великой Отечественной войны Рыленков ушел добровольцем, хотя не подлежал призыву по состоянию здоровья. Взял с собой на фронт книги Блока и Гейне, командовал саперным взводом, а по ночам при свете коптилки в землянках продолжал писать стихи. Все более значительным содержанием наполняется тема России.
В стихах военных лет появляются публицистические призывы, ранее для Рыленкова не характерные, например: «Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на подвиг меня!» Рыленков стал военным журналистом, листовки с его стихами-призывами сбрасывали с самолетов во вражеском тылу партизанам и жителям временно оккупированных Смоленщины и Белоруссии; автор был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Рыленков работает в разных жанрах, пишет стихи, песни, баллады, поэмы «Апрель», «Лесная сторожка», «Возвращение», «Сотворение мира», «В родном краю». Стихотворение Рыленкова «Отомсти, товарищ» пели, как народную песню.
В 1943-44 были изданы книги стихов Рыленкова «Синее вино», «Прощание с юностью», «Смоленские леса». В одном из своих выступлений военного времени А.Сурков, говоря о лирике, отметил «”С тобой и без тебя” К.Симонова, прекрасные стихи Н.Рыленкова…» (Сурков А. Голоса времени. М., 1965. С.164). Участвовали в войне и довоенные строки Рыленкова — на тайных сходках молодые смоляне-подпольщики читали призывные строки поэмы Рыленкова «Великая Замятня», посвященной борьбе жителей Смоленска против интервентов в прежние времена. В стихах 1945 родная страна предстает в ореоле победительницы: «Глядит в грядущие века / Как совесть времени, Россия».
В 1946 Рыленков издал книгу с записями партизанских песен «Живая вода» (Смоленск).
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести «Великая Росстань», «На старой Смоленской дороге», выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы — «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками — скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С.16). В адрес Рыленкова раздавалась и критика — упрекали за якобы пассивное любование природой, за отсутствие гражданственности в стихах о ней. Действительно, поэт чутко слышит «яблони знобкую дрожь», среди его героев «ива, ивушка зеленая», калина и рябина (характерно название одной из его книг «Рябиновый свет»). К природе Рыленков подходит с позиции народного миропонимания, именно в духе народной поэзии обращается он к березке, как к живому существу: березка и впрямь одушевлена, она повторяет «девичьи запевки у окна», она «переходит вброд» «белый-белый плес», «кивает с холма» поэту; где б ни был он, «в душе березки русые», родную Смоленщину называет он краем березовым. Образы природы в творчестве Рыленкова глубоко гражданственны и патриотичны. Публицистически резко негодует поэт, когда «жадные шальные топоры / У берез отхватывают руки». В прозаических этюдах Рыленков «Синие глаза зимы», «Моя бессонная весна», «Как пахнет лето», «Осенняя радуга» соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».
Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленков «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы (М.Фрадкин, А.Флярковский, И.Массалитинов и др.).
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Последнее десятилетие жизни поэта было особенно продуктивно, вышли книги прозы «Волшебная книга» (1964), «На озере Сапшо» (1966) и другие, книги стихов «Корни и листья» (1960), «Жажда» (1961), «Пятое время года», «Избранная лирика» (обе — 1965), «Снежница» (1968), «Книга времени» (1969) и др.
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии — «Традиции и новаторство» (1962), где русская поэзия развернуто предстает от М.Ломоносова до В.Бокова, «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Многим поэтам посвящены и стихи Рыленкова. Его стихи о М.Глинке и Бетховене вошли в антологию «Музыка в зеркале поэзии». Проявлением «доброй души» поэта (так названа книга о нем) явились и его переводы поэтов соседней Смоленщине Белоруссии — Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, П.Панченко, А.Велюгина, А.Зарицкого, Ф.Пестрака, П.Труса, К.Киреенко, а также статьи об их творчестве. Переводил Рыленков стихи и поэтов других народов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы» (1972).
Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.
В.А.Шошин
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с. 240-242.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
СС: в 3 т. М., 1985;
Стихотворения и поэмы: в 2 т. М., 1959;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1974;
Стихотворения и поэмы. Л., 1981. (Б-ка поэта. Б. серия);
Стихотворения (1924-1969). М., 1988;
Корни и листья. М.
, 1960;
Из лирики разных лет. М., 1961;
Волшебная книга: Повести, рассказы. М., 1964;
Душа поэзии. Портреты и раздумья. М., 1989;
Отчий край: Избранные стихотворения. М., 1977;
Насущный хлеб поэзии: Размышления, заметки, письма. М.
, 1989.
Литература:
Македонов А. О стихах Николая Рыленкова // Звезда. 1960. №1;
Н.Рыленков — лирик, прозаик, переводчик. Смоленск, 1972;
Добрая душа: Книга о Николае Рыленкове: Воспоминания, стихи, статьи, рецензии. М., 1973;
Осетров Е. Муза в березовом перелеске: Стихи и дни Николая Рыленкова. М., 1974;
Македонов А. Поэзия народного подвига. М., 1986. С.152-198;
Звездаева В. Николай Рыленков. М., 1987;
Кочетов В. Журавлиные трубы Николая Рыленкова // Рыленков Н. Стихотворения (1924-1969). М., 1988. С.5-14;
Котова М. …Он стоит, окруженный сияньем легенд… // Край Смоленский. 1992. №3;
Редькин В. Пейзажная лирика Николая Рыпенкова // Природа в художественном мире писателя. Волгоград, 1994. С.59-66;
Смирнов В. Сын и отец // Литературная Россия. 1998. №13;
Творчество М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, Н.И.Рыленкова в контексте русской и мировой литературы. Смоленск, 2000.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/rylenkovni.php
Смоленский Некрополь
Уважаемые посетители!
Этот сайт посвящен людям, которые оставили заметный, а может и не очень заметный, след в истории, и волею судеб упокоившиеся на Смоленской земле. А также тем, кто был рожден на Смоленщине, или тесно связан со Смоленщиной, но похоронен за ее пределами.
Более подробно о сайте можно узнать здесь.
Все пожелания и замечания по работе сайта направляйте по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
_____________________________________
На сайте опубликовано 1824 страницы
25 марта 2019 г.
Добавлена страница
Дуганова В.А. – педагог
24 марта 2019 г.
Добавлена страница
Каменев В.В. – энергетик
23 марта 2019 г.
Добавлена страница
Варфоломеев П.Г. – столяр
22 марта 2019 г.
Добавлена страница
Иванов С.С. – краевед
21 марта 2019 г.
Добавлена страница
Зуев И.Е. – философ
20 марта 2019 г.
Добавлена страница
Вольченко А.А. – энергетик
19 марта 2019 г.
Добавлена страница
Разведкина А.И. – мать-героиня
18 марта 2019 г.
Добавлена страница
Коваленков И.И. – мастер ПТО
17 марта 2019 г.
Добавлена страница
Петроченкова Н.А. – врач
16 марта 2019 г.
Добавлена страница
Соколова Н.В. – педагог
15 марта 2019 г.
Добавлена страница
Бельская Л.В. – педагог
14 марта 2019 г.
Добавлена страница
Морозова Л.Т. – мать-героиня
13 марта 2019 г.
Добавлена страница
Григорьев И.А. – хозяйственный деятель
12 марта 2019 г.
Добавлена страница
Шаулин В.А. – шофёр
11 марта 2019 г.
Добавлена страница
Титов П.Т. – хозяйственный деятель
10 марта 2019 г.
Добавлена страница
Журавлёва З.М. – педагог
9 марта 2019 г.
Добавлена страница
Добров Е.Н. – хозяйственный деятель
8 марта 2019 г.
Добавлена страница
Володченков В.М. – хозяйственный деятель
7 марта 2019 г.
Добавлена страница
Маруцкая Н.Г. – мать-героиня
6 марта 2019 г.
Добавлена страница
Внуков С.К. – участник Парада Победы
5 марта 2019 г.
Добавлена страница
Донец Н.Г. – хозяйственный деятель
4 марта 2019 г.
Добавлена страница
Белобржецкий Л.А. – врач
3 марта 2019 г.
Добавлена страница
Стёпичев В.С. – хоз. деятель, организатор образования
2 марта 2019 г.
Добавлена страница
Михалажин Ф.Н. – мелиоратор
1 марта 2019 г.
Добавлена страница
Прокопец Л.П. – энергетик
28 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Фролов И.И. – педагог
27 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Чаусов М.Д. – врач
26 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Прохоренков В.Я. – строитель
25 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Юразов А.М. – педагог
24 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Яколь А.Н. – Герой Труда
23 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Жарковский А.И. – слесарь
22 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Латонин Г.Н. – тракторист
21 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Воронцов А.А. – хозяйственный деятель
20 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Клепач П.Ф. – Герой Советского Союза
19 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Борзенкова Н.В. – работник культуры
18 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Чигинёва Н.Д. – врач
17 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Руин А.П. – актёр
15 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Королёв В.П. – тракторист
14 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Восторгов В.П. – хозяйственный деятель
13 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Леонов Л.Н. – участник Парада Победы
12 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Михайлов Н.А. – участник Парада Победы
11 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Ларчик Н.А. – лесовод
10 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Мамченков М.М. – врач
9 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Швайкин А.И. – педагог, музейный работник
8 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Байдаков Д.М. – машиностроитель
7 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Кушнерёв А.А. – сержант (погиб в Чечне)
6 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Старостин И.А. – строитель
5 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Смирнов С.И. – рядовой (погиб в Афганистане)
4 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Агеев А.В. – партийный деятель
3 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Затравин Н.Е. – хозяйственный деятель
2 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Казаков М.И. – хозяйственный деятель
1 февраля 2019 г.
Добавлена страница
Дзюбалов В.А. – социолог, философ
31 января 2019 г.
Добавлена страница
Саламандра Г.З. – хозяйственный деятель
30 января 2019 г.
Добавлена страница
Макария (Артемьева) – схимонахиня
29 января 2019 г.
Добавлена страница
Багдасарьян С.Т. – хирург
28 января 2019 г.
Добавлена страница
Николаева Л.Е. – хозяйственный деятель
27 января 2019 г.
Добавлена страница
Ковалёва Л.П. – экономист
25 января 2019 г.
Добавлена страница
Ширяев К.С. – хозяйственный деятель
24 января 2019 г.
Добавлена страница
Михайлова В.С. – доярка
23 января 2019 г.
Добавлена страница
Ермолаев В.И. – хозяйственный деятель
22 января 2019 г.
Добавлена страница
Поляков В.А. – юрист
21 января 2019 г.
Добавлена страница
Кухтин Л.Н. – тракторист
20 января 2019 г.
Добавлена страница
Любовский П.И. – партийный деятель
19 января 2019 г.
Добавлена страница
Залещёнок Н.В. – хозяйственный деятель
18 января 2019 г.
Добавлена страница
Колабутин А.Г. – строитель
17 января 2019 г.
Добавлена страница
Потёмкин А.А. – мелиоратор
16 января 2019 г.
Добавлена страница
Никифоров А.Т. – хозяйственный деятель
15 января 2019 г.
Добавлена страница
Киреев Н.К. – партийный деятель
14 января 2019 г.
Добавлена страница
Кришталёва В.Г. – мать-героиня
13 января 2019 г.
Добавлена страница
Лосев А.М. – полевод
12 января 2019 г.
Добавлена страница
Ибрагимова З.Г. – мать-героиня
11 января 2019 г.
Добавлена страница
Ракеев Ф.С. – генерал-лейтенант
10 января 2019 г.
Добавлена страница
Синицына О.А. – партизанка
9 января 2019 г.
Добавлена страница
Котлов Б.С. – участник Сопротивления
8 января 2019 г.
Добавлена страница
Никитенков Б.Ф. – учёный-мелиоратор
7 января 2019 г.
Добавлена страница
Зубкевич (Кугакова) Г.А. – работник культуры
6 января 2019 г.
Добавлена страница
Ларионова П.Н. – мать-героиня
5 января 2019 г.
Добавлена страница
Романов К.И. – партийный деятель
4 января 2019 г.
Добавлена страница
Пименов Д.Н. – хозяйственный деятель
3 января 2019 г.
Добавлена страница
Орлов В.Г. – генерал-майор
2 января 2019 г.
Добавлена страница
Ильинский Н.С. – журналист
1 января 2019 г.
Добавлена страница
Якушева А.И. – оториноларинголог
Источник: http://www.smolnecropol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=63:rylenkov&catid=19:2012-09-03-15-53-08
Биография Рыленкова Н.И
Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 года в деревне Алексеевке Рославльского уезда Смоленской области. В поэзии Рыленкова Алексеевка живёт под именем Ломжи, так называли свою деревню сами жители.
В биографических повестях «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу» Рыленков с впечатляющими подробностями рассказал о поре своего становления, как человека и как будущего художника слова.
Пожалуй, наиболее интересны в этих повестях наблюдения над крестьянской речью, над словарём крестьянина, заключающим в себе вековой опыт трудовой и духовной жизни русского народа. «Слова крестьянского обихода, — признаётся писатель, — мне всегда казались удивительно точными и ёмкими».
Вглядываясь в своё деревенское детство, Николай Рыленков открывает в нём десятки родников, питавших его жадную до всего нового душу. Тут и колоритные ломненские мужики и бабы с их поразительным уменьем понимать душу земли.
Тут и река, и поле, и лес с их таинственной и молчаливой жизнью, тут и школа, где деревенскому мальчику впервые открывается волшебная власть поэтического слова. В говоре смоленского крестьянина затейливо переплелись и русское, и украинское, и белорусское начала. Это и определило языковой колорит лирики раннего Рыленкова.
Молодой поэт черпал из фольклора трёх братских народов.(…)
В 1930 году Николай Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. Он входит в литературную среду областного города, славного своими культурными традициями, печатается в областных журналах «Наступление» и «Западная область», знакомится с Михаилом Исаковским, Александром Твардовским, с которыми потом его будет связывать долгая и крепкая дружба.
В 1933 году выходит первая книжечка поэта «Мои герои». Отличительной особенностью этой книги было стремление создать поэтическую биографию нового селянина. В традиции деревенской лирики тридцатых годов, решительно утверждавшей «невыдуманность» лирического героя, обязательно дававшей ему имя и биографию, Рыленков в своём первом сборнике сделал особый нажим на «биографии». Разделы книги имели характерные названия: «Биографии моих героев», «Соревнование героев», «Герои на досуге». Репортажи о своих земляках поэт делает в привычном стиле тогдашней «газетной» поэзии. Доброжелательные отклики на первую книгу недолго вводили в заблуждение молодого поэта. Он понял, что публицистика не его стихия, что лучше всего и самобытнее всего он может выразить себя в лирике, в пейзаже, в картинном изображении родной смоленской природы. Начались долгие и напряжённые поиски своего стиля, своей самобытной манеры письма.(…) Его лирика чурается резких красок и изощрённой метафоричности, рисунок его стиха прост, движение чувства естественно, и главное, он умеет соединить незримой связью душу природы и душу человека. В лирике Николая Рыленкова видна прежде всего интеллигентность. Но эта интеллигентность не чурается своей крестьянской родословной, дорожит связью с народным словом, с народным взглядом на жизнь, ценит крестьянскую сдержанность и немногословность. В иерархии поэтических ценностей у Николая Рыленкова на первом месте природное, типовое, а не субъективно-личностное. Самобытности он добивается не яростным утверждением непохожести на других, а отбором таких слов, которые несут в себе одновременно естественность и свежесть, которые убеждают не криком, а искренностью и сердечностью. Он уже в начале пути открыл ту истину, что образное изощрение, стилевая судорожность могут поразить и ошеломить читателя, могут на время захватить его своей экстравагантностью, но участвовать в строительстве души человека они не могут, поскольку весь строительный материал они израсходовали на самоутверждение. В раздумьях об истинном и ложном в поэзии, о предназначении поэта Николай Рыленков обращается к опыту великих предшественников, стремясь постичь тайну их вековечного слова. Так появляются стихи, посвящённые Ломоносову, Пушкину, Некрасову, Горькому. Ломоносова он сравнивает с «беломорским ветром молодым». И для характеристики Некрасова использует образ ветра, который «рвётся в окно кабинета». Конечно же это не случайно. Связь с жизнью, с «ветром века» — вот что, по Рыленкову, не в последнюю очередь определяет жизненность и долговечность слова. В предвоенные годы Рыленковым были написаны и выпущены книги лирики «Встречи», «Дыхание», «Истоки», «Берёзовый перелесок». Особое место в его раннем творчестве заняли поэмы «Земля», «Ананья из старой Ломжи» и «Великая замятня». Довоенный период творчества Николая Рыленкова можно рассматривать как «вступление в судьбу». Поэт обозначил границы своего «месторождения», поставил какие-то вехи, заявил о себе как о самобытном лирике, но сделал пока мало, и не всё из сделанного с отчётливостью выявило его самобытность. В отличие от своего земляка и друга Александра Твардовского, сразу и решительно заявившего о себе как об одном из интереснейших и значительнейших поэтов советской эпохи, Николай Рыленков шёл к своему успеху, к своему признанию дорогой долгой и нелёгкой. Он не взлетел на вершину Парнаса, а трудно поднимался на неё по крутым ступеням, выщербленным поэтами предшествующих веков. Он растянул на целых полтора десятилетия период своего ученичества. Не торопясь создал он за эти годы и свой образный словарь, и свою особую интонацию лирической беседы. К наиболее характерным особенностям его поэтического метода относится раскрытие внутреннего мира человека через явления и образы природы. Тут, следуя лучшей традиции русской классической поэзии, Николай Рыленков нащупал свою тропу и шёл по ней всё увереннее и увереннее. Рыленковскую метафоричность я назвал бы крестьянской, если бы в ней не присутствовали черты и книжности, и высокого профессионального опыта. Типичный приём для Рыленкова — сравнить, казалось бы, внешне весьма отдалённо схожее, но в какой-то внутренней сути очень помогающее «заглублению» поэтической мысли. «Где бродит облаков медлительное стадо и ветер, как пастух, идёт за ним, трубя», «Медлительных минут мохнатые шмели едва-едва ползут, отяжелев от зноя», «Словно камни в колодец, летят в тишину голоса», «А ты стоишь тиха, как тайный вздох ребёнка», «Золотое яблоко зноя». Тут нет вычурности и манерности, тут видна зоркость и свежесть взгляда. О чём бы ни писал Николай Рыленков, в какие бы высокие области духа ни уводил нас, он всегда держит при себе слово, которое возвращает нас на землю, в мир трудовой жизни, в мир, где человек и природа живут «по соседству». На рассвете проснуться и, выпив стакан молока, торопливо пройти на крыльцо через тёмные сени,
посмотреть, как заря подожгла за рекой облака, и послушать, как ветер шумит в развороченном сене. Как роса опадает прозрачными каплями с куп придорожных ракит, у которых заря на примете… И почувствовать сердцем, что день этот будет не скуп, приносящий удачу тому, кто встаёт на рассвете. Разве этого мало, моя дорогая, скажи, разве нашей любви не просторно, ответь, дорогая.
Предвещая погоду, трещит перепёлка во ржи, и дорога желтеет, за дальний курган убегая. Стихотворение написано в предвоенном 1940 году. Оно как бы подводит итог всей предвоенной «школе» Николая Рыленкова. Лирика его обрела, наконец, черты зрелости, самобытности.
Он овладел трудным искусством соединять в лирической миниатюре «небесное» и «земное», философию и быт, высокое книжное слово и простонародное словцо, любопытно глядящее из оконца сельской избы. И на фронте Николай Рыленков оставался лириком, не столько живописующим батальные сцены, сколько рисующим мир чувств и настроений воина. (…
) Военная лирика Николая Рыленкова была такой же негромкой, «домашней», как и его лучшие довоенные стихи. И это делало её куда более слышной, чем сотни и сотни «фанфарных» стихов, наполненных «шумом битв», «яростью атак» и «скрежетом металла». Он увидел на войне то, что проглядели многие другие поэты, замечавшие лишь «масштабное» и «героическое».
Он увидел, как комбат читает в землянке «Илиаду», как кукушкин сон и зверобой беззаботно растут у фронтовой переправы. Он услышал сладкий запах костра на холоде и плач мальчишки, только что совершившего взрослый подвиг. Пятидесятые и шестидесятые годы были важнейшими в творческой биографии Николая Рыленкова.
Он вступил в эти годы зрелым мастером, располагавшим богатым арсеналом поэтических средств для решения творческих задач, многогранным жизненным опытом и большой эрудицией, позволявшей ему легко ориентироваться в океане мировой поэзии. С особой силой талант Рыленкова раскрылся в его любовной и пейзажной лирике.
Такие его книги, как «Корни и листья», «Жажда», «Рябиновый свет», «Пятое время года», «Снежница», отмечены печатью подлинной самобытности и высокой поэтической культуры. Он воспел срединную Россию, родную ему Смоленщину с удивительной лирической проникновенностью. Скрылся день в туманы росяные, отпылали облаков края, дай припасть к руке твоей, Россия, вечная заботница моя.
Дай поцеловать твои мозоли, чтоб, как в детстве, сеном я пропах, чтоб навек остался привкус соли на моих запёкшихся губах. Привкус соли остался на многих лирических стихах Николая Рыленкова, той соли, без которой поэзия превращается в пресное, сухое «печево». Мастерство зрелого Рыленкова включало в себя и основательное знание жизни, и основательное знание ремесла.
«В последние годы, — писал поэт в своей «Автобиографии», — я вернулся к своим прежним, мирным лирическим темам, но вернулся уже с другим подходом — обогащённый суровым опытом». Важнейшую часть послевоенной лирики Николая Рыленкова составляют его песни.
Подготавливая к изданию в 1974 году двухтомник избранных произведений, Николай Рыленков выделил песни в специальный раздел — «Книгу песен», которая шла у него за «Книгой юности», «Книгой встреч», «Книгой верности» и «Книгой признаний». Если бы даже Рыленков не написал ничего другого, кроме этих песен, он по праву входил бы в число наиболее самобытных современных лириков.
Читателю хорошо известны ставшие, по сути, уже народными песни Николая Рыленкова «Ходит по полю девчонка», «То ли гречка цветёт, то ли речка течёт», «Под окном шумит рябина», «Мы с подружкой жили дружно», «Мне не жалко полушалка», «Отцвела черемуха» и другие.
Учась у Михаила Исаковского и Александра Прокофьева искусству лирической песни, Рыленков сумел создать свой неповторимый песенный мир, в котором молодое чувство любви выражено с какой-то стыдливой решительностью и угловатой прямотой.
Незатёртость песенного языка, естественность лирического чувства, наивное лукавство тона, близость к народной этике и эстетике обеспечили песням Рыленкова завидное долголетие. В лирике пятидесятых и шестидесятых годов Николай Рыленков становился всё более размышляющим поэтом.
Его раздумья о Родине, о стране детства, о смысле бытия, о преемственности поколений, об отечественной истории, об ответственности человека перед прошлым и будущим очень созвучны нравственно-этическим исканиям поэзии сегодняшнего дня, с её обострённым чувством правды, творческом поведении. (…
) Завершая круг своего развития, Николай Рыленков мыслью обращается к тем же далям и тем же людям, с которыми было связано начало его поэтической судьбы. Адрес его поэзии остался неизменным. Слово его не меняло прописки.
Он писал в «Автобиографии»: «Я всегда с благодарностью буду вспоминать часы и дни праздничных встреч с друзьями на берегах Байкала или у подножья снежных вершин Кавказа, но обдумывать пережитое приеду на берег какой-нибудь безымянной речки в глубине Смоленщины.
Чтобы проверить себя, чтобы собраться с мыслями, мне всегда нужно было побродить по заросшим иван-чаем берёзовым опушкам, посидеть с косарями у догорающего костра, послушать доносящиеся издалека девичьи песни». Николай Иванович Рыленков умер 23 июня 1969 года, подготавливая к печати новый сборник стихотворений «Журавлиные трубы».
Он похоронен в Смоленске, родном городе, с которым связана вся его творческая жизнь. Средневековый философ утверждал, что поэзия «способствует сохранению отечества и нас самих». Великие перепады духовной и социальной жизни двадцатого века всё более заставляют думать, что поэзия прежде всего должна способствовать сохранению отечества в нас самих. Стихи, если они рождены высоким гражданским чувством, поселяют в сердце человека образ Родины, прекрасный образ родной земли и родного неба, овеянных полынными ветрами пережитого. (…)В плеяде деревенских лириков Николай Рыленков был не самой яркой звездой. Но ровный свет его поэзии с годами не потускнел, а скорее даже увеличил силу своей светимости. Слово Рыленкова прошло суровое испытание временем и встречается ныне с новым читателем на правах доброго друга и советчика. Николай Рыленков не ушёл в «запасники» литературы, он продолжает оставаться живым, самобытным явлением нашей лирики. (…) Поэзия Николая Рыленкова в лучших своих образцах несёт нам аромат поля и луга, звон лесного ручья и шелест придорожного татарника, журавлиный крик осенних перелесков и деловитое бормотанье весенней реки. Поэзия Николая Рыленкова несёт нам образ Родины. Она помогает душе очнуться от беспамятства, открывает слуху голоса живой жизни, а глазам дали родного пространства.
Поэзия Николая Рыленкова способствует сохранению в нас отечества и поэтому вправе рассчитывать на наше внимание и нашу любовь.
Источник: https://www.referatikk.ru/2014-02-22-09-40-16/341-2014-03-28-00-01-17/3620-2014-03-28-00-03-37.html