Краткая биография шмелёв

§ 1. Краткая характеристика биографии И.С.Шмелева, особенности его языка

Иван Сергеевич Шмелев родился в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября 1873 года. Отец писателя принадлежал купеческому сословию, но торговлей не занимался, а был подрядчиком, хозяином большой плотничьей артели.

Он занимает особое место в детских впечатлениях, в благодарной памяти Шмелева. Именно ему он посвящает самые проникновенные, поэтические строки. О матери, Евлампии Гавриловне Савиной он писал редко, об отце – бесконечно.

Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью. Хозяева и работники вместе постились, вместе соблюдали обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье. Жили не просто рядом, но и вместе.

Обратите внимание

И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и образа жизни оказали огромное влияние на развитие нравственного мира мальчика.

Сознание ребенка формировалось под разными влияниями. Его двор оказался для него же первой школой правдолюбия и гуманизма.

«В нашем дворе, – рассказывал Шмелев, – появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры.

Эти «Архимеда и мастаки», как называл их отец, пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе – всяких. Это была первая прочитанная мною книга – книга живого, бойкого и красочного слова.

Здесь я слушал летними вечерами рассказы о деревни, сказки и ждал балагурство. Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр. Я видел, как бьются на стенках, как метким и острым словом поражают противника, как пишут письма в деревню и как их читают.

Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который все мог.

Во дворе было много ремесленников – бараночников, сапожников, портных. Они дали мне много слов, много неподражаемых чувствований и опыта. Двор наш явился для меня первой школой жизни – самой важной и мудрой.

Здесь получились тысячи толчков для мысли. И все то, что тепло бьется в душе, что заставляет жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получил от сотен простых людей с мозолистыми руками и добрыми для меня, ребенка, глазами».

[«Русская литературе» 1973, №4, с.142-143].

Впечатления и воспоминания автора о своем детстве, о людях, которые окружали его – все это, преображенное, возникает на страницах его книг.

Его первым литературным дебютом стал рассказ «У мельницы», опубликованный в 1895 г. в журнале «Русское обозрение».

Важно

За плечами Шмелева гимназия и юридический факультет Московского университета (1894-1898), напряженные духовные искания, для него характерен некий консерватизм вкусов и эстетических пристрастий, нежелание следовать «моде». Он говорит, что «У русской литературы своя «столбовая дорога». Реалистическая манера изображения сочетается у автора с романтикой, порою уходом в фантазию, мечту, бреды и сны» («Неупиваемая чаша», «Это было»).

Окончив университет в 1898 г., он отправился во Владимир-на-Клязьме служить налоговым инспектором. В 1905 г. Шмелев возвращается к мысли, что настоящее дело в жизни для него может быть только одно – писательство.

Настоящий громкий успех принесла ему повесть «Человек из ресторана», написанная в 1910 г.

Иван Сергеевич писал много о простых людях России конца XIX века, о революции, любовно и проникновенно – о детстве и юности. Он был любящим отцом и тяжело пережил гибель своего сына во время гражданской войны. Вторую половину жизни Шмелев провел в эмиграции, в Париже.

И все же, несмотря на жестокие удары судьбы, он очень тосковал по России, русскому человеку. Он рассказывал о своих ностальгических переживаниях А.И.

Куприну: «Думаете, весело я живу? Я не могут теперь весело! И пишу я – разве уж так весело? На миг забудешься (…) Сейчас какой-то мистраль дует, и во мне дрожь внутри, и тоска, тоска. (…) Доживаем свои дни в стране роскошной, чужой. Все – чужое.

Души-то родной нет, а вежливости много (…) Все у меня плохо, на душе-то» {Цит. по кн.: К.А.Куприна. Куприн – мой отец. М., 1979, с.240-241].

Только о самом сокровенном – родном и дорогом могли быть написаны такие книги, как «Богомолье» и «Лето Господне», которые входят в замоскворецкий цикл рассказов о русской жизни 1870-1880 гг. XIX столетия. В центре повестей – автобиографический персонаж – Ваня, совсем еще ребенок.

Совет

Его восприятие мира вокруг: звуки, запахи, вкусы, увиденные глазами ребенка – все предстает перед нами. А это: православная Русь конца XIX в.

, центром которой является златоглавая Москва, период жизни, сохранивший веру, дух любви, мудрое терпение – все это некий «утраченный рай» детства повествователя, который он в разлуке с Родиной воскрешает в своей памяти.

Без сомнения, своеобразен и уникален язык автора. Главное в авторском владении словом – это видение, понимание и способность передать глубинный, исконный смысл слова. Кажется, что его язык впитал в себя говор всех представителей народных слоев: от богатых купцов до мещан и мужиков.

Проникая в слово, Шмелев использует все богатство русского языка: и литературно правильную речь, и церковно-славянскую лексику и просторечия.

Вот что писал о языке Шмелева И.А. Ильин, убеждающий читателя в том, что надо быть очень внимательным, чутким к языку писателя.

«Отдаваясь этому стилю, вы чувствуете, что он заставляет вас петь вместе с собой, нестись, спотыкаться, вскакивать, опять нестись, взвиваться, обрушиваться и обрывать рассказ от отсутствия воздуха… И при всем при этом язык прост. Всегда народен. Часто простонароден.

Так говорит или народная русская голица, или вышедшая из народа интеллигенция, часто с неправильностями и искаженьицами, которые совсем непереводимы, но так желанны в народном произношении и вдруг этот сочный язык делается жестким, приобретает сердитость, ядреность, крепость, загоняет вам в душу одним ударом точные афоризмы, с тем, чтобы опять распуститься в ту непередаваемую певучую доброту и ширину, в которой уже столько веков купается русская душа» (6,2; 112).

Поэтому читать повести Шмелева очень легко и интересно.

Источник: http://inyaz.bobrodobro.ru/8977

Иван Сергеевич Шмелёв

Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября 1873 года в Замоскворечье в известной московской купеческой семье Шмелёвых. Дед Ивана Сергеевича — государственный крестьянин из Гуслицкого края (Богородского уезда Московской губернии) — поселился в Москве после пожара 1812 г.

Сергей Иванович Шмелев (1842—1880) – отец писателя принадлежал к купеческому сословию, но торговлей не занимался, он являлся хозяином большой плотничьей артели, держал банные заведения и был подрядчиком.

По характеру Сергей Иванович представлял собой очень жизнелюбивого человека, что положительно отразилось в воспитании будущего писателя.

Обратите внимание

Семья Шмелёвых была благополучная, православная с патриархальным ладом. В дальнейшем у Ивана Шмелева будет особая тяга к религии, что скажется на его философских взглядах и творчестве.

Окружение маленького Ивана Шмелева составляли мастеровые, рабочие-строители, с которыми он близко общался.

Поэтому “влияние двора”, где чувствовался мятежный дух и раздавались различные песни, прибаутки, поговорки со своим разнообразно-богатым языком, не могло не отразиться на его мироощущении и позднее в произведениях. Позднее Шмелев напишет: «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему…».

Изначально Шмелев получал образование на дому, где в роли учителя выступала его мать, которая постепенно вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и др.) Далее учится в шестой Московской гимназии. После её окончания, поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета.

А затем, спустя 4 года, окончив его, проходит военную службу в течение 1 года и далее служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелев.

Период революции

Февральскую революцию изначально Шмелёв принимает восторженно и с энтузиазмом, как и многие его современники. Он едет в Сибирь, чтобы встретить политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждает о «чудесной идее социализма».

Но в скором времени Шмелеву приходится разочароваться в революции, он открывает для себя ее черную сторону, ее истинный, ужасный лик, видит во всем этом насилие над судьбой России.

Октябрьский переворот он сразу не принимает и последующие ее события повлекли за собой мировоззренческий перелом в душе писателя.

Важно

Во время революции Шмелёв уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Трагичной оказалось судьба Сергея – единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер царской армии был арестован.

Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорен к смерти.

Это событие, а также пережитый его семьей страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920-21, привели Шмелёва к тяжелой душевной депрессии.

Все эти военные действия Шмелев не может понять, когда гибнет все живое вокруг, происходит повсеместный красный террор, зло, голод, озверение людей. В связи с этими переживаниями, писатель пишет эпопею «Солнце мертвых» (1924), где раскрывает свои личные впечатления о революции и гражданской войне. В результате, после выхода этой эпопеи, Шмелев получает европейскую известность.

Эмиграция

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, и по приезде в Москву, он всерьез задумывается над эмиграцией. В принятии этого решения активно участвовал И.А. Бунин, который звал Шмелева за границу, обещая всячески помочь его семье. В январе 1923 года Шмелев окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет.

Годы, проведенные в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. Шмелев публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др.

В Париже Шмелёв начинает тесно общаться с русским философом И. А. Ильиным. На протяжении долгого времени между ними велась переписка (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва). Она является важным свидетельством политического и литературного процесса времён русской эмиграции первой волны.

Читайте также:  Краткая биография мериме

Смерть

Иван Сергеевич Шмелев умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.

Похоронили писателя на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А В 2000 году было выполнено желание Шмелева: прах Шмелёва и его жены перевезен на родину и погребен рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

Итоги жизни

И. С. Шмелев прожил очень сложную жизнь. Он страдал тяжелой болезнью, которая порой чуть было не приводила писателя к смерти, переживал материальные кризисы, которые доходили даже до нищенского состояния. Война 1939—45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в печати и попытка оклеветать Шмелева еще больше усугубляли его душевные и физические страдания.

“По воспоминаниям современников, Шмелёв был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелёва — худого человека с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти” .

Семья Шмелёвых

Творчество

Раннее творчество

Стремление к литературному творчеству пробудилось у И.С. Шмелева рано, еще во время обучения в Московской гимназии.

Первый печатный опыт Шмелева – зарисовка из народной жизни “У мельницы”, опубликованная в 1895 году в журнале “Русское обозрение”, об истории создания которой и публикации сам автор поведал в позднейшем рассказе “Как я стал писателем”.

Позднее в 1897 году публикуется книга очерков “На скалах Валаама”. Однако первый выход в литературу оказался для Шмелева неудачным. Книга была запрещена цензурой и совершенно не раскупалась.

После окончания университета(1889) и военной службы Шмелев снова возвращается в Москву и посвящает себя литературному творчеству. Эти годы обогатили Шмелева знаниями об огромном мире уездной России. В 1907 году он ведет активную переписку с М. Горьким, Шмелев отправляет ему свою повесть “Под горами”. Поддержка М.

Горького укрепила его уверенность в своих силах. Шмелев пишет рассказы и повести “Патока” (1911), “Гражданин Уклейкин” (1907), “К солнцу” (1905-1907), “В норе”(1909), “Под небом” (1910).

Произведения этих лет характеризуются реалистической направленностью, в уже новых сложившихся исторических условиях Шмелев поднимает тему “маленького человека”.

В 1909 он стал членом литературного кружка “Среда”( в него входили так же А. П. Чехов, М. Горький, Л. Андреев). В 1911 году выходит в свет повесть “Человек из ресторана”, где Шмелев изображает мир глазами официанта. Позднее в 1912 году Шмелев сотрудничает с И.

Совет

А. Буниным и становится одним из учредителей “Книгоиздательства писателей в Москве”, членами которого становятся В. В. Вересаев, Б. К. Зайцев, С. А. Найденов, братья И. А. и Ю. А. Бунины. Все последующее творчество Шмелева будет связано с этим издательством.

В период с 1912 по 1914 год публикуются повести и рассказы “Виноград”, “Стена”, “Пугливая тишина”, “Волчий перекат”, “Росстани”.

Произведения этих лет отличаются широким тематическим многообразием, обилием живописных пейзажей, зарисовками патриархального купеческого быта, кроме того, Шмелев изображает фазы превращения простого крестьянина в капиталиста нового типа.

Позднее выходят два сборника прозы “Лик скрытый” и “Карусель” и книга очерков “Суровые дни”(1916), затем публикуются повесть “Как это было”(1919), в которой Шмелев выступает против братоубийственной гражданской войны и рассказ “Чужая кровь”(1918-1923). В произведениях этого времени уже отчетливо прослеживается проблематика его творчества периода эмиграции.

Творчество 1920-1930 годов

Отъезд И.С.Шмелева в 1922 году в эмиграцию ( в Париж, а затем в Берлин) знаменует новый период его творческого пути. Отсюда, из чужой страны, с необычайной отчетливостью видится ему Россия. Здесь Шмелев сотрудничает с такими эмигрантскими изданиями как “Возрождение”, “Последние новости”, “Иллюстрированная Россия”, “Современные записки” и др., где публикует свои произведения.

Шмелев создает рассказы-памфлеты “Каменный век”(1924) и “Два Ивана” (1924),«Каменный век»,”На пеньках”(1925), “Про одну старуху”(1925), Творчество этих лет проникнуто острой болью за родину, слышны ноты осуждения европейского мира, западной цивилизации, ее бездуховности, приземленности, прагматизма.

Автор повествует о кровавой братоубийственной гражданской войне, обрушившей страдания на русский народ.

В последующих своих произведениях “Русская песня” (1926), “Наполеон.Рассказ моего приятеля” (1928), “Обед для разных” ,Шмелев в большей степени развивает проблематику старой патриархальной России, славит простого русского человека, создает картины религиозных празднества, изображает обряды, славящие Русь, становится певцом старой Москвы.

Книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной» (1929)проникнута глубокой скорбью, повествует об изломанных судьбах русских изгнанников.На материале первой мировой войны Шмелев создает лубочный роман “Солдаты” (1930).

“Богомолье”(1931) и “Лето Господне”(1933-1948) были с восторгом приняты в кругах русской эмиграции. Продолжая традицию Лескова, Шмелев изображает быт патриархальной России. Глубоко поэтичны и красочны образы Москвы и Замоскворечья.

Шмелев изображает в романе мировосприятие доброго, чистого, наивного, ребенка, которое так близко народному. Так возникает целостный художественный мир,славящий Родину.

До конца дней своих чувствовал Шмелев щемящую боль и тоску от воспоминаний о России.

Последний период творчества

Все эти годы Шмелев мечтал вернуться в Россию. Его всегда отличала особая любовь к уединенной монастырской жизни.

В 1935 году публикуется его автобиографический очерк “Старый Валаам”, где автор вспоминает свою поездку на остров, изображает мерно текущую жизнь православного русского монастыря, глубоко наполненную атмосферой святости.

Затем выходит в свет, целиком построенный на сказе, роман “Няня из Москвы”(1936), где все события переданы устами старой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

Обратите внимание

В романе “Пути небесные” (1948) получает воплощение тема реальности Божьего промысла в земном мире. В романе изображаются судьбы реальных людей скептика-позитивиста, инженера В. А.

Вейденгаммера и глубоко верующей послушницы Страстного монастыря – Дарьи Королевой.

Однако смерть Шмелева обрывает работу над третьим томом романа, но две вышедшие книги вполне воплотили христианские представления о мире, борьбу с грехом и соблазнами, моменты светлых озарений незыблемо верующего сердца…

Произведения

  • На скалах Валаама [Na skalach Valaama] 1897
  • По спешному делу [Po speshnomu delu], 1906
  • Вахмистр [Vahmistr], 1906
  • Распад [Raspad], 1906
  • Иван Кузьмич [Ivan Kuzmich], 1907
  • В норе [V nore], 1909
  • Под небом [Pod nebom], 1910
  • Патока [Patoka], 1911
  • Карусель [Karusel], 1916
  • Суровые дни [Surovye dni], 1916
  • Лик скрытый [Lik skrytyj], 1917
  • Степное чудо, сказки [Stepnoe chudo, skazki], 1921
  • Каменный век [Kamennyj vek], 1924
  • На пеньках [Na pen’kah], 1925
  • Про одну старуху [Pro odnu staruhu], 1925
  • Въезд в Париж [Vyezd v Parizh], 1925
  • Русская песня [Russkaya pesnya], 1926
  • Наполеон. Рассказ моего приятеля [Napoleon], 1928
  • Богомолье (Bogomol’e), 1931
  • Лето Господне [Leto Gospodne], 1933—1948
  • Родное [Rodnoe], 1935
  • Няня из Москвы [Njanja iz Moskvy], 1936
  • Рождество в Москве, Рассказ делового человека [Rozhdestvo v Moskve], 1942—1945
  • Пути небесные [Puti Nebesnye], 1948

Источник: http://people-archive.ru/character/ivan-sergeevich-shmelv

Иван Сергеевич Шмелев — интересные факты из жизни и биографии

Иван Сергеевич Шмелев – знаменитый русский писатель. Родился он в Кадашевской слободе Замоскворечья 21 сентября (3 октября) 1873 году, в традиционно экзальтировано верующей в православное христианство, купеческой семье.

Дедушка писателя был крестьянином из Московской губернии, прибывший в Москву после сожжения города Наполеоном. Шмелев очень любил своего отца, потеряв его в 7 лет, он вспоминал о нем в своих произведениях. Отношение к матери было обратным, она была нервной и властной женщиной, которая порола мальчишку за малейшее неповиновение или несоблюдение порядка.

Отец Шмелева Сергей Иванович, был подрядчиком, содержал немалую плотничью артель, имел в собственности банные заведения, купальни и портомойни. Работники проживали вместе с хозяевами.

Вместе соблюдали пост, вместе ходили в церковь на молебны, вместе тщательно соблюдали и берегли как старинные заветы, православные обычаи.

Светлое детство, пронизанное добротой, верой в людей, спокойствием и богослужением, оставило яркий отпечаток в произведениях писателя.

Свою писательскую деятельность Шмелев начал еще обучаясь в гимназии, преподаватель Федор Цветаев (дядя известной поэтессы Марины Цветаевой) за его шуточные сочинения всегда ставил»5» с тремя плюсами. Эти шуточные рассказы были с фантазией и их читали даже старшеклассники. А ребята в его классе, называли его за болтливость и воображение «римским оратором».

Начальная его публикация случилась во время обучения в Московском Университете на юридическом факультете. «…ряд событий- университет, женитьба, как-то заслонили мое начинание. И я не придал особое значение, тому, что писал.» Вся российская молодежь начала ХХ века, была увлечена вошедшими тогда в моду позитивистскими учениями.

Важно

Будучи студентом, Шмелев подался этому веянию, уже не придавая большого значения впитанной с отрочества религиозности.

Чувствуя, что жажда знаний уводит его от самого главного в жизни – веры, Шмелев решает в свадебное путешествие отправиться на Ваалам.

Перед самым отъездом, молодого писателя благословляет в дорогу преподобный старец Троице- Сергиевой Лавры, Варнава Гефсиманский со словами : «Превознесешься своим талантом.»

Супруга писателя

Женился рано в 18 лет на Ольге Александровне Охтерлони. Она по мужской линии  была из старинного шотландского рода Стюартов. Деды ее служили генералами.

Будущая супруга обучалась в Петербуржском Патриотическом институте, где обучались все девушки из военных семей. Родители Ольги арендовали квартиру в Шмелевском доме, где молодые и познакомились во время каникул. Прожили они в браке 41 год.

Жена умерла в эмиграции, недолго прожив после смерти сына.

После посещения святого острова Ваалам, было написано первое произведение.

Писатель и революция

В 1915 году чета Шмелевых провожает единственного сына Сергея на фронт. Писатель как никто понимает, что сын обязан послужить отечеству, однако гнетущее чувство не покидает его.

Читайте также:  Краткая биография стайрон

Революцию 1917 года Шмелев принял, подобно всей народной интеллигенции, однако после кровавого октября, его взгляды на коммунистов резко изменились. Он резко критически осуждал, первые действия властей, называя их «серьезными прегрешениями против нравственности».

Сразу после революции 17-го, писатель и его жена переезжают из Москвы в Алушту. Сын писателя вернулся с Добровольной армии Деникина, больным туберкулезом, для излечения в Феодосию. Судьба разлучила отца и сына, Сергея арестовали чекисты в 1920.

Больной и немощный сын писателя провел около 3 месяцев в переполненных подвалах в условиях полной антисанитарии, и в январе 1921 года его расстреляли без всякого суда и следствия, тогда как официально, Сергей был амнистирован.

Впоследствии Иван Сергеевич не простил Советам смерти сына, и не принимал гонорары, за свои книги, издаваемые в Советской России.

После утраты сына Иван Сергеевич с близкими переживает еще одно потрясение- голод в 1920-1921 годов. Это бедствие унесло порядка 5,5 миллионов человек.

Эмиграция

Пребывая в глубочайшем стрессе, видя все ужасы революции в Крыму, писатель возвращается в Москву. Но еще в Алуште у него возникают мысли о миграции. В Москве эта идея стала проявляться все сильнее под влиянием обещаний А.И. Бунина о поддержке и первоначальной помощи в эмиграции. В 1922 году Иван Сергеевич покидает Советскую Россию и Уезжает сначала в Берлин, а впоследствии в Париж.

В Париже зародилась его дружба с эмигрировавшим  русским философом  И.А.Ильиным. Здесь же он стал печататься в русскоязычных эмигрантских изданиях. Вышедшая в 1924 году книга писателя «Солнце мертвых», впервые в истории русской литературы обрела широкую популярность среди европейского читателя. Большая часть произведений писателя написана именно в эмиграции.

Великая сила духовного исцеления

В 1934 году Шмелев тяжело заболел острой формой желудочного заболевания, требовалась срочная операция, однако писатель не решался на нее. Однажды Ивану Сергеевичу приснилось, что он держит в руках рентгеновский снимок, на котором написано «Св.Серафим». На следующий день врач сказал, что потребность в операции отпала.

Тоска по Родине

Находясь в эмиграции, как и все пожалуй изгнанники того времени,Иван Сергеевич, страстно мечтал вернуться в Россию. Он даже приезжал в Прибалтику чтобы через границу сорвать несколько русских цветов.

В Псковско-Печерском монастыре (в то время  считавшийся частью Эстонии) ощутить силу русской веры, и близость  к своим корням, истокам. Вся его тоска по родине и вере отразилась в его романе «Лето Господне».

Монастырский приступ

В 1950 году Иван Сергеевич умирает от сердечного приступа. Смерть стала символичной- именно  24 июня  в день именин иеромонаха Варнавы, писатель приезжает в русский монастырь Покрова Божьей Матери в местечке Бюсси- ан- Отт. И в этот день, в лоне монастыря он безмятежно отдает богу свою душу.

Возвращение

Только лишь в 2000 году, прах писателя и его супруги Ольги Александровны, с целью исполнения последней воли был перевезен в Россию. Захоронены останки четы в Донском монастыре близ своих родственников.

Источник: https://vivareit.ru/ivan-sergeevich-shmelev-interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii/

И.С.Шмелёв. АВТОБИОГРАФИЯ

…Ранние годы дали мне много впечатлений. Получил я их «на дворе».

В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружая и раскрашивая щиты для иллюминации. Приходили получать расчёт и галдели. Тьма народу… В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов.

Художники с Хитрова рынка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пёстрых боёв. Здесь были моря с плавающими китами и крокодилами, и корабли, и диковинные цветы, и люди с зверскими лицами, крылатые змеи, арабы, скелеты, — всё, что могла дать голова людей в опорках, с сизыми носами, все эти «мастаки и архимеды», как называл их отец.

Эти «архимеды и мастаки» пели смешные песенки и не лазили в карман за словом. Слов было много на нашем дворе — всяких. Это была первая прочитанная мною книга — книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему и не боялся ни ругани, ни диких криков, ни лохматых голов, ни дюжих рук.

Совет

Эти лохматые головы смотрели на меня очень любовно. Мозолистые руки давали мне с добродушным подмигиваньем и рубанки, и пилу, и топорик, и молотки и учили, как «притрафляться» на досках, среди смолистого запаха стружек, я ел кислый хлеб, круто посолённый, головки лука и чёрные, из деревни привезённые лепёшки.

Здесь я слушал летними вечерами, после работы, рассказы о деревне, сказки и ждал балагурство… Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр.

«И-эх и тёмы-най лес… да эх и тёмы-на-ай…» Я любил украдкой забраться в обедающую артель, робко взять ложку, только что облизанную и вытертую большим корявым пальцем с сизо-жёлтым ногтем, и глотать обжигающие рот щи, крепко сдобренные перчиком. Многое повидал я на нашем дворе и весёлого и грустного… Здесь я получил первое и важное знание жизни.

Здесь я почувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог. Он делал то, чего не могли делать такие, как я, как мои родные. Эти лохматые на моих глазах совершали много чудесного.

Висели под крышей, ходили по карнизам, спускались под землю в колодезь, вырезали из досок фигуры, ковали лошадей брыкающихся, писали красками чудеса, пели песни и рассказывали дух захватывающие сказки. Здесь я впервые увидел тоненькую потрёпанную книжку, которую читал по складам наш дворник. Это была сказка о том, как солдат спас Петра Великого от разбойников. Вскоре я узнал, где продают эти книжки. Я покупал их на случайные пятаки по выбору и указанию человека с красным носом, с утра до ночи сидевшего в своей убогой лавочке среди книжных сокровищ…

В доме я не видал книг, кроме Евангелия, которое нас, детей, заставляли читать великим постом, и молитвенников, по которым я изучал молитвы, не понимая смысла церковных слов. В многочисленных поминаньях были картинки, где изображалось шествие душ по мытарствам, черти в огне, грешники, старающиеся вырваться из пламени. Это оставило впечатление страха и жуткой тайны.

Единственная книга не духовного содержания, которую я видел в доме до моей школьной жизни, кроме азбуки, был атлас по естественной истории с раскрашенными картинками. Это была одна из дядиных книг. Этот дядя помер до моего появления на свет. Он очень любил чтение и театр.

Хоть и занимался подрядным делом при жизни моего деда, но как-то спрохвала, и был очень слабого здоровья — «прочитал всё своё здоровье на книгах».

Говорят, и за дедом водилась страсть к романам из французской жизни, и про историю любил почитать, но книг после него не осталось: сволокли куда-то в амбар, а там поели мыши. Только и уцелел атлас животного царства.

Обратите внимание

Должно быть, я был очень впечатлителен, Я горько плакал всякий раз, как прогоняли со службы кого-нибудь из тех, с кем я был так или иначе связан. Когда их прогоняли, я представлял себе, что им уже некуда больше пойти, что они будут теперь сидеть со своими сундучками где-нибудь за воротами.

Бывало, забьёшься в уголок и плачешь тихо-тихо. Это осталось и до сего дня. И теперь, когда видишь, что кому-то дают расчёт, засосёт под сердцем и на душе тоска.

И до сего дня думаешь — куда пойдут и найдут ли место? А в то далёкое время мягкого детства смотришь бывало, как неторопливо собирают прогоняемые свой маленький скарб, и себя чувствуешь в чём-то виноватым.

В первые годы обучения грамоте сильное впечатление производили на меня басни. Читаешь про Лисицу и виноград, и ясно-ясно видишь, как эта лисица смотрит, выкатив красный язык, и изо рта у ней текут слюни, и горят глаза. И представляешь яркий, солнечный день. То, что было заключено в буквах, оживало, имело запах, живую форму.

Одиннадцати лет я поступил в гимназию. Здесь меня точно прихлопнуло. Меня подавили холод и сушь. Это самая тяжёлая пора моей жизни — первые годы гимназии. Тяжело говорить. Холодные сухие люди. Слёзы. Много слёз ночью и днём, много страха.

С поступлением в гимназию мне стала доступной книга. Жюль Верн, Майн Рид, потом Марриэт и Эмар были любимыми писателями. Они открыли передо мной прекрасный мир недосягаемого. Океан и тропические леса. Льды и пустынные берега, просторы и тишина.

Отважные честные люди. Благородные храбрецы, герои-индейцы и старые охотники. Там не было холодных мёртвых стен, злых глаз, фраков с золотыми пуговицами, пропитанных табаком. Я мечтал быть там с моими любимцами из плотников, ломовиков, сапожников.

Там нам было бы славно.

Короленко и Успенский закрепили то, что было затронуто во мне Пушкиным и Крыловым, что я видел из жизни на нашем дворе. Некоторые рассказы из «Записок охотника» соответствовали тому настроению, которое во мне крепло. Это настроение я назову чувством народности, русскости, родного. Окончательно это чувство во мне закрепил Толстой. Его «Казаки» и «Война и мир» меня закрутили и потрясли.

Важно

И помню, закончив «Войну и мир», — это было в шестом классе, я впервые почувствовал величие, могучесть и какое-то божественное, что заключено в творениях писателей. Писатель — это величайшее, что есть на земле и в людях. Перед словом писатель я благоговел. И тогда, не навеянное уроками русского языка, а добытое внутренним опытом, встали передо мной как две великие грани Пушкин и Толстой.

ПРИМЕЧАНИЯ

Отрывок из автобиографии, написанной в 1913 году, приводится по книге: Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: АСТ: Олимп, 1996. — С. 500-503.

Читайте также:  Краткая биография моравиа

Здесь я впервые почувствовал тоску русской души в песне, которую пел рыжий маляр… — этому посвящён один из самых лучших детских рассказов И.С.Шмелёва — «Русская песня».

Читаешь про Лисицу и виноград… — «Лиса и виноград» — известная басня И.А.Крылова.

Жюль Верн, Майн Рид, потом Марриэт и Эмар… — книги о путешествиях и приключениях французских писателей Ж.Верна, Г.Эмара и англичан Т.М.Рида и Ф.Марриета, печатавшегося под псевдонимом Капитан Марриет, — были излюбленным чтением всех гимназистов на рубеже XIX-XX вв.

Маргарита Переслегина

Источник: http://bibliogid.ru/pisateli/pisateli-o-chtenii/369-i-s-shmeljov-avtobiografiya

Иван Шмелев: биография, фото и творчество

Шмелев Иван Сергеевич – известный русский писатель. В своем творчестве он отразил жизнь различных слоев общества, однако особенно сочувственно он изобразил жизнь “маленького человека”. Фото Ивана Шмелева представлено ниже.

Происхождение Шмелева

Иван Сергеевич родился 21 сентября 1873 года. Он был из рода замоскворецких купцов. Тем не менее, торговля отца его мало интересовала. Он содержал многочисленные бани и артель плотников. Семья Шмелева была старообрядческой, уклад в ней был своеобразный, демократический.

Старообрядцы, как хозяева, так и простые работники, проживали дружной общиной. Они придерживались общих для всех правил, духовных и нравственных принципов. Иван Шмелев рос в атмосфере всеобщего согласия и дружелюбия. Он впитывал все самое лучшее в отношениях между людьми.

Спустя годы эти детские впечатления отразились в его произведениях.

Знакомство с произведениями классиков

Домашним образованием Ивана Сергеевича занималась главным образом мать. Именно она приучила своего сына много читать. Поэтому Иван с детства был знаком с творчеством таких писателей, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев и др. Изучение их продолжалось в течение всей его жизни. Позже обучался в гимназии Иван Шмелев. Биография его отмечена углублением литературных познаний.

Иван Сергеевич с удовольствием читал книги Лескова, Короленко, Успенского, Мельникова-Печенского. В некотором смысле они стали его литературными кумирами. Конечно, при этом не прекращалось влияние на формирование будущего писателя произведений Александра Сергеевича Пушкина. Об этом свидетельствуют позднейшие произведения Шмелева: “Вечный идеал”, “Заветная встреча”, “Тайна Пушкина”.

Литературный дебют

Иван Шмелев, биография которого нас интересует, дебютировал как автор в 1895 году. В журнале “Русское обозрение” был напечатан его рассказ “У мельницы”. В этом произведении говорится о формировании личности, о пути человека к творчеству через преодоление жизненных трудностей, постижение судеб и характеров обычных людей.

Книга, принесшая разочарование

После женитьбы отправился с молодой супругой на остров Валаам, где находятся древние монастыри и скиты, Шмелев Иван Сергеевич.

Биография многих писателей отразилась в их творчестве, и Шмелев – не исключение. Результатом этого путешествия стала книга “На скалах Валаама…”. Ее издание принесло начинающему автору множество разочарований.

Дело в том, что Победоносцев, оберпрокурор Святейшего Синода, через которого эта книга должна была пройти, нашел в произведении крамольные рассуждения. Шмелев в итоге вынужден был сокращать текст, переделывать произведение, лишив свое творение авторской изюминки.

Это выбило из колеи Ивана Сергеевича. Он решил, что литературное поприще – не его стезя. После этого Иван Сергеевич не писал практически 10 лет. Однако ему нужно было как-то содержать свою семью. Поэтому решил отыскать новый источник дохода Шмелев Иван Сергеевич.

Биография дальнейших лет его жизни еще будет связана с литературой. Но пока он решил, что нужно заняться чем-то другим.

Иван Шмелев становится юристом

Иван Сергеевич решил поступить в Московский университет для того, чтобы получить профессию юриста. Многое изменилось с этого момента, и главное – окружение писателя. В этом учебном заведении обучалось поколение новой интеллигенции.

Иван Сергеевич общался с образованными умными людьми, что обогащало и развивало его личность, а также творческий потенциал. Университет он окончил в 1898 году. Иван Шмелев какое-то время служил в Москве помощником поверенного (незначительная должность). Затем он переехал во Владимир.

Здесь Иван Сергеевич начал работать налоговым инспектором. Даже в этой рутинной работе Шмелев, являясь человеком творческим, смог найти свои плюсы. Он черпал жизненный опыт и впечатления во время многочисленных разъездов по губернии, посещения людных постоялых дворов.

Так постепенно накапливались идеи для его будущих книг.

Возвращение к литературному творчеству

Шмелев в 1905 году решил вернуться к писательству. В журналах “Русская мысль” и “Детское чтение” начали появляться его произведения.

Они были небольшими, скорее робкими пробами, своеобразной проверкой Шмелевым самого себя на писательском поприще. Сомнения, наконец, исчезли. Иван Сергеевич окончательно утвердился в сделанном выборе. Он решил оставить службу.

Совет

Иван Шмелев приехал в столицу. В 1907 году начался новый этап его литературной деятельности.

Тогда-то и пригодился опыт общения с людьми, приобретенный во время путешествий по Владимирской губернии. Писатель Иван Шмелев уже тогда понимал, что какая-то новая сила зреет в народе, возникают протестные настроения, наблюдается готовность к переменам, в том числе путем революции. В малой прозе Ивана Сергеевича отразились все эти наблюдения.

“Распад”

В 1906 году появилась его повесть под названием “Распад”. В ней описывается история взаимоотношений отца и его сына. Отец не хочет никаких перемен, он привык делать все по старинке. Это владелец кирпичного завода.

Сын его, напротив, жаждет изменений. Его переполняют новые идеи. Таким образом возникает конфликт поколений в рамках одной семьи. К гибели и того, и другого героя приводят обстоятельства.

Трагический финал, однако, не внушает пессимизма и чувства безнадежности.

“Человек из ресторана”

“Человек из ресторана” – следующая повесть Шмелева. Ее часто называют визитной карточкой этого писателя. Повесть появилась в 1910 году. В ней также была затронута тема отцов и детей.

Однако на этот раз события разворачиваются на фоне бушующих в обществе революционных настроений.

Центром внимания Ивана Сергеевича, тем не менее, становятся не общественные проблемы, а человеческие взаимоотношения, проблема жизненного выбора.

“Оборот жизни”

Шмелев вместе со своей женой после начала Первой мировой войны переехал в калужское имение. В это время он сделал новое открытие для себя. Оказывается, не только физически уродует человека война, но также и нравственно.

Герой нового рассказа Шмелева “Оборот жизни” – столяр. В военные годы его дела существенно улучшились за счет заказов на кресты и гробы.

Приток денег поначалу тешил мастера, однако со временем он осознал, что заработанные на людском горе средства не приносят счастья.

Расстрел сына

На фронт вскоре отправился Сергей Шмелев, сын Ивана Сергеевича. Он служил в Алуштинской комендатуре, в армии Врангеля. Последний уже сбежал, когда Красная армия взяла Алушту. Так оказался в плену Сергей Шмелев. Отец тщетно пытался сделать все для спасения своего сына. Сергей Шмелев был расстрелян. Это стало тяжелым ударом для его родителей.

Эмиграция

Иван Сергеевич, пережив в 1921 году голод, принял решение эмигрировать. Сначала вместе с супругой он переехал в Берлин (в 1922 году), а затем по приглашению Бунина отправился в Париж (в 1923 году). Здесь он прожил до конца своей жизни. Годы эмиграции – новый этап не только в жизни Шмелева, но и в его творчестве.

“Солнце мертвых”

“Солнце мертвых”, известный роман-эпопея, был написан в это время. Это произведение было переведено на английский, немецкий, французский и другие языки. Книга Шмелева стала настоящим открытием не только в отечественной, но и в мировой литературе. В произведении Ивана Сергеевича была предпринята попытка честно взглянуть на саму суть трагедии, которая постигла русское общество.

“Лето Господне” (Иван Шмелев)

Произведения Ивана Сергеевича были созданы в непростое для нашей страны время. Впечатления проведенных в России последних лет легли в основу следующего романа Шмелева – “Лето Господне”. Писатель, рисуя картины православных праздников, раскрывает душу русского народа.

Обращаясь к детским годам, Иван Сергеевич запечатлел восприятие мира верующим ребенком, который доверчиво принял в сердце свое Бога. Купеческая и крестьянская среда в книге предстает не “темным царством”, а органичным и целостным миром, полным внутренней культуры, нравственного здоровья, человечности и любви. Шмелев далек от сентиментальности или романтической стилизации.

Он изображает подлинный уклад жизни, не затушевывая ее жестоких и грубых сторон, ее “скорбей”. Для чистой души ребенка бытие открывается главным образом своей радостной, светлой стороной. Существование героев тесно связано с богослужением и церковной жизнью.

Впервые в отечественной художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан был важный пласт народной жизни – церковно-религиозный. В молитвенных состояниях героев, их психологических переживаниях открывается духовная жизнь христианина.

“Няня из Москвы”

В романе Ивана Сергеевича “Няня из Москвы” говорится о судьбе простой женщины, которая оказалась волей обстоятельств в Париже. Писатель ведет свой рассказ, используя сочувственные мягкие тона с нотками легкой иронии. Читатель в то же время ощущает в отношении автора к происходящему боль и великую скорбь.

Произведение написано в форме сказа, излюбленного Шмелевым. Следует отметить, что писатель достиг в нем непревзойденного мастерства. Для няни Дарьи Степановны характерно внутреннее спокойствие, глубокая вера, духовное здоровье и безграничная доброта. Воспитанница няни – своенравная, беспечная, капризная девушка.

Автор показывает ее характер с добрым юмором.

“Пути небесные”

Шмелев Иван Сергеевич, произведения которого мы описываем, начал было работать над следующим своим романом под названием “Пути небесные” и практически закончил его. Однако в это время Ольга, его любимая жена, ушла из жизни после болезни.

Это произошло в 1933 году. Шмелев Иван Сергеевич не представлял своего существования без этой женщины. Писателю пришлось многое пережить после ее смерти. Он собрался продолжать свой роман, однако его жизнь остановил внезапный сердечный приступ.

Иван Сергеевич Шмелев умер 24 июня 1950 года.

Источник: https://autogear.ru/article/210/145/ivan-shmelev-biografiya-foto-i-tvorchestvo/

Ссылка на основную публикацию