Краткая биография славникова

Правление Мстислава Великого

Мстислав 1 Великий (Мстислав Владимирович) – великий князь киевский, сын древнерусского князя Владимира Мономаха.

Мстислав родился в 1076 году и умер в 1132.

Краткая биография Мстислава Великого

Мстислав был сыном Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэсской, в европейских странах он был известен под именем Гарольда – так Мстислава называли в честь его деда Гарольда 2 Годвинсона. При крещении принял имя Феодор.

Мстислав был старшим сыном и должен был занять трон и стать великим князем киевским после смерти своего отца, Владимира Мономаха, однако путь к трону великого князя был не таким простым – Русь раздирали междоусобные войны между князьями, поэтому до того, как взойти на престол Киева, Мстислав несколько раз менял княжества. Дольше всего он княжил в Новгороде.

После смерти Ярополка Изяславича, его брат Святополк должен был стать пожизненным князем в Киеве, однако он нарушил свое обещание. Взамен Святополка в Новгород был направлен Мстислав, который также дал обет вечного княжения новгородцам.

Обратите внимание

В 1094 году Владимир Мономах, который тогда был князем в Чернигове, сталкивается с Святославичами, которые начинают предъявлять претензии на Чернигов, Смоленск и Новгород.

После того, как эти территории были захвачены Святославичами, Мстислав отправляется на княжение в Ростов, однако проводит там всего год – с 1094 по 1095, после чего уходит в Смоленск.

Однако позднее Мстислав возвращается в Новгород и вместе с горожанами оказывает серьезное сопротивление князю Олегу Святославичу, который хотел захватить Ростов, муром и Рязань. Войско против Олега возглавлял Мстислав и его брат, вместе они смогли разгромить противника на реке Колокше.

В 1102 году великий князь киевский Святополк решает поставить на место Мстислава в Новгороде своего сына, однако новгородский народ сопротивляется и не принимает нового управителя – Мстислав остается в городе. При Мстиславе Новгород очень сильно расширил свои границы и достиг экономического и политического процветания.

Однако Мстислав, как и его предшественник, вынужден нарушить данным новгородцам обет, и покинуть город по приказу отца, который переводит его на княжение в Белгород. Место Мстислава занимает его сын Всеволод.

Великий князь киевский

Владимир Мономах умирает в 1125 году, и после его смерти Мстислав становится великим князем киевским. Удивительно, но несмотря на междоусобицы кандидатура Мстислава всех устраивает – его быстро и легко принимают и не пытаются занять его место. Однако, вопреки ожиданиям, первое время Мстислав владеет лишь Киевом и Киевским княжеством, остальные земли отказываются ему подчиняться.

Возможность изменить ситуацию предоставляется ему лишь в 1127 году, когда начинается борьба за власть в Чернигове, и Мстислав стремиться участвовать в этой борьбе. Мстислав выступает против Всеволода, собирает армию половцев и захватывает часть черниговских территорий. В этом же году Мстиславу подчиняется и Смоленск, куда он отправляет княжить собственного сына.

Завоевав власть на Руси, Мстислав обращается к внешней политике. Он совершает ряд походов на Полоцкое княжество и захватывает несколько полоцких городов. Спустя некоторое время, в 1128 году он снова собирает армию и возвращается к половцам, на этот раз для того, чтобы окончательно подчинить себе эти земли, уничтожить местных князей и посадить там на княжение Изяслава.

Важно

Однако не всегда военные походы Мстислава заканчивались удачно, он потерпел ряд неудач в Прибалтике, несколько раз пытался захватить Литву и даже доходил до столицы, но на обратном пути русские войска были разбиты.

Мстислав умер 14 апреля 1132 года, оставив престол своему брату Ярополку. После смерти Мстислава на Руси развернулась еще одна крупная междоусобная война.

Дети и семья

Мстислав женился в 1095 году на дочери шведского короля, которая родила ему детей, среди которых было четыре мальчика: Всеволод (князь Новгородский), Изяслав (князь Курский, Волынский и позднее великий князь Киевский), Ростислав (князь Смоленский), Святополк (князь Полоцкий, Псковский, новгородский, Владимиро-Волынский).

После смерти первой жены Мстислав женится второй раз, в этом браке появляется двое детей.

Итоги правления Мстислава Великого

Период правления Мстислава был удачным для Руси. Свое прозвище он получил за то, что ему удалось, хоть и на короткий срок, но прекратить междоусобицы, заставив князей снова подчиняться воле Киева и великого князя.

При нем Русь совершила ряд успешных военных походов, расширила свои территории, в экономике наметился рост благодаря умелой налоговой политике – Мстислав взимал налогов ровно столько, сколько нужно, чтобы население не разорилось и не голодало.

При нем было построено много церквей, города расширялись, достигло своего расцвета Новгородское княжество.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/pravlenie-mstislava-velikogo

Константин Эдуардович Циолковский. Краткая биография

Константин Эдуардович Циолковский родился в селе Ижевское, что находилось в Спасском районе Рязанской Губернии, в 1857 году 5 сентября. Он был великим советским ученым, исследователем и изобретателем в сфере ракето- и аэродинамики, а также главным основоположником современной космонавтики.

Как известно, Константин Эдуардович был ребенком в семье обычных лесничих, а в детстве вследствие заболевания скарлатиной практически полностью потерял слух. Данный факт стал причиной тому, что великий ученый не смог дальше учиться в средней школе, и ему пришлось перейти на самостоятельное обучение.

В период своих юношеских годов Циолковский проживал в городе Москва, и там же изучал математические науки по программе высших школ. В 1879 году он благополучно сдал все экзамены, а на следующий год был назначен учителем геометрии и арифметики в Боровском училище, находящегося в Калужской губернии.

Именно к этому времени относится наибольшее количество научных исследований Константина Эдуардовича, которые отметил такой ученый-энциклопедист и физиолог, как Иван Михайлович Сеченов, что и послужило причиной принятия Циолковского в российское физико-химическое сообщество. Практически все работы этого великого изобретателя были посвящены реактивным аппаратам, самолетам, дирижаблям, а также многим другим аэродинамическим исследованиям.

Стоит особо отметить, что именно Константину Эдуардовичу принадлежала совершенно новая идея для тех времен постройки аэроплана, имеющего металлическую обшивку и каркас. К тому же в 1898 году Циолковский стал первым российским гражданином, самостоятельно разработавшим и построившим аэродинамическую трубу, которая впоследствии стала использоваться во многих летающих аппаратах.

Страсть познать небо и космос побудила Константина Эдуардовича написать более четырех сотен работ, которые известны лишь малому кругу его почитателей.

Помимо всего прочего, благодаря уникальным и продуманным предложениям этого великого исследователя, на сегодняшний день практически вся военная артиллерия использует эстакады для запуска залпового огня. Кроме этого, именно Циолковский продумал способ дозаправки ракет во время их непосредственного полета.

Совет

У Константина Эдуардовича родилось четыре ребенка: Любовь, Игнатий, Александр и Иван.

В 1932 году Циолковский был награжден орденом Красного Трудового Знамени, а в 1954 году ко дню столетия его именем была названа медаль, которая вручалась ученым за особые труды в области межпланетных сообщений.

Ушел из жизни Константин Эдуардович Циолковский в 1935 году 19 сентября.

Источник: https://cosmos-online.ru/people/konstantin-eduardovich-cziolkovskij-kratkaya-biografiya.html

Иван Соколов-Микитов – краткая биография и книги

Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в урочище Осеки, что в Калужской губернии, 30 (18) мая 1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры.

В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям.

Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы, которые заметили Бунин и Куприн.В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно.

В следующем, 1920 году, Иван Сергеевич вместе со всей командой был списан на берег с парохода “Омск”, который за долги продали с аукциона в Гулле (Англия). Так началась непредвиденная вынужденная длительная эмиграция. Около года он прожил в Англии, а затем, в 1921 году, перебрался в Германию.

Наконец, после почти что двухлетнего пребывания за границей, Иван Соколов-Микитов возвращается на Родину, в Россию. Долгие скитания по разным портовым ночлежкам Гулля и Лондона стали основой материала для книги “Чижиковая лавра”, написанной в 1926 году.

В дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе “Георгий Седов” путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа, а однажды отправились на выручку ледокола “Малыгин”.

В этой экспедиции Иван Соколов-Микитов участвовал уже в качестве корреспондента газеты “Известия”. Опыт арктических экспедиций подарил ему множество материала для цикла очерков “Белые берега”, а также повести “Спасение корабля”. О многочисленных и разнообразных путешествиях писателя по родной стране можно прочитать в книгах “Пути кораблей” (1934), “Ленкорань” (1934), “Летят лебеди” (1936), “Северные рассказы” (1939), “На пробужденной земле” (1941), “Рассказы о Родине” (1947) и в других произведениях.

https://www.youtube.com/watch?v=uRNljlM9jxM

В течение четверти века Иван Соколов-Микитов часто бывал в селе Карачарово Конаковского района. Побывав здесь у родственников в октябре 1951 года, писатель приобретает сруб и начинает лично строить свой “карачаровский” домик. Начиная с лета 1952 года Иван Сергеевич большую часть года проводит в Карачарове.

Читайте также:  Сочинения об авторе чуковская

Здесь он работает над своими ставшими знаменитыми книгами “Детство” (1953), “На теплой земле” (1954), “Звуки земли” (1962), “Карачаровские записи” (1968), “У святых источников” (1969) и другими произведениями.

Иван Соколов-Микитов являлся членом редколлегии литературно-художественного сборника “Родной край”.

В книжном издательстве области выходили его книги “Первая охота” (1953), “Листопадничек” (1955), “Рассказы о Родине” (1956) и многие другие.

Иван Сергеевич часто обращался и к жанру мемуаров, в нем были написаны такие книги, как “Свидания с детством” и “Автобиографические заметки”.

Обратите внимание

До последнего дня Иван Соколов-Микитов писал книгу своих воспоминаний “Давние встречи”, в которой можно увидеть “очерки-портреты”, посвященные многим нашим знаменитым писателям – Максиму Горькому, Ивану Бунину, Александру Куприну, Михаилу Пришвину, Александру Грину, Александру Твардовскому.

Также упомянуты в ней полярный исследователь Петр Свирненко, художник и ученый Николай Пинегин и многие другие.

В гостях в “карачаровском” домике у Ивана Сергеевича бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие журналисты и художники.

Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Урна с его прахом была захоронена на кладбище в Гатчине. В 1981 году на его “карачаровском” домике была установлена мемориальная доска.

Источник: https://n-sladkov.ru/index.php/sokolov-mikitov

Сладков Николай Иванович. Краткая биография. Рассказы для детей

Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г.

Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг.

В числе самых известных можно назвать такие издания, как “Краешком глаза”, “За пером синей птицы”, “Осиновый невидимка”, “Подводная газета”, “Земля над облаками”, “Свист диких крыльев” и многие другие прекрасные книги… За книгу “Подводная газета” Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим.

И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

____________________________________________________

Вчерашний снег

Важно

Кому нужен вчерашний снег? Да тому, кому нужен вчерашний день: только по вчерашнему снегу можно вернуться в прошлое. И как бы заново его прожить. Я так и сделал, пойдя по старому следу рыси в ее вчерашний день. …Перед рассветом рысь вышла из мрачного ельника на лунное моховое болото.

Плыла серым облачком между корявых сосенок, неслышно ступая широкими лапами. Напряжены уши с кисточками, топорщатся у губ изогнутые усы, в черных глазах зигзаги луны. Наискосок, шурхая снегом, прокатил заяц. Рысь кинулась за ним жадными стремительными прыжками, но опоздала.

Помедлив, серое облачко плавно поплыло дальше, оставляя за собой многоточие круглых следов. На поляне рысь свернула к лункам тетеревов, но лунки были выстуженными, позавчерашними.

Учуяла у ручья спящих под снегом рябчиков, но рябчики и сквозь сон услышали ее тихие крадущиеся шаги по крыше своей снежной спальни и выпорхнули в пролом, как в чердачное оконце. Только в слепом предрассветном свете удалось рыси сцапать белку, зачем-то спустившуюся на снег. Тут было натоптано и накручено — снеговая толока.

Съела целиком белку, оставив пушистый хвостик. Дальше пошла, сдвоила по-заячьи след, покаталась в снегу. Еще прошла, вырыла лапой у сосенки яму — снеговые стены в бороздках когтей. Но что-то ей тут не понравилось, бросила яму, вспрыгнула на снеговую кочку, повертелась, отопталась и улеглась.

И дремала, как ленивая кошка на теплой лежанке, весь прошлый день. А теперь я на ее кочке сижу — слушаю лес. Ветер накатывается на сосны, и вершины пылят снегом. В лесной глубине затаенно дятел постукивает. Пухляк шелестит сосновой чешуйкой, как мышонок бумажкой.

Все это слышала рысь и вчера. Вчерашний снег обо всем рассказал.

Сушеные камни

Вышел на поляну медведь. На поляне лежат серые камни. Может, тысячу лет лежат. Но вот пришёл медведь и принялся за них. Поддел лапищей, перевернул — сразу стал камень двухцветным. То была одна сухая верхушка видна, а теперь и сырое тёмное донышко. Понюхал медведь двухцветный камень — и дальше.

Второй камень перевернул мокрым донышком кверху. Потом третий. Четвёртый. Всю поляну обошёл, все камни перевернул. Все камни — мокрым донышком к солнцу. А солнце печёт. Задымили мокрые камни, парок от них пошёл. Сохнут. Смотрю я на медведя и ничего не пойму. Для чего он камни, как грибы, на солнце сушит? Зачем ему сухие камни? Спросить бы, да боязно.

Совет

Медведи — они подслеповаты. Ещё не разглядит, кто спрашивает. Придавит сослепу. Молчун смотрю. И вижу: подошёл медведь к последнему, самому большому камню. Сгрёб его, навалился и тоже перевернул. А сам скорей носом в лунку. Ну вот и спрашивать не надо. И так всё понятно. Не камни зверь сушит, а поживу под камнями ищет! Жуков, слизняков, мышей. Дымят камни. Чавкает медведь.

Не лёгкая у него пожива! Сколько камней перевернул — одного мышонка добыл. А сколько нужно перевернуть, чтобы брюхо набить? Нет, ни одному камню в лесу не пролежать тысячу лет без движения. Чавкает мишка и прямо на меня косолапит. Может, и я ему камнем показался? Ну, подожди, сейчас я с тобой по-своему поговорю! Чихнул я, кашлянул, свистнул, обушком по дереву застучал.

Охнул мишка и пошёл кусты ломать.

Остались на поляне я да сушёные камни.

Новый голосок

Три яичка лежали в гнезде чайки: два неподвижно, а третье шевелилось. Третьему не терпелось, оно даже посвистывало! Будь его воля, оно бы так и выскочило из гнезда и, как колобок, покатилось бы по бережку!
Возилось яичко, возилось и стало тихонько похрустывать. Выкрошилась на тупом конце дырочка. И в дырочку, как в оконце, высунулся птичий нос.

Птичий нос – это и рот. Рот открылся от удивления. Еще бы: стало вдруг в яйце светло и свежо. Глухие доселе звуки зазвучали властно и громко. Незнакомый мир ворвался в уютное и скрытое жилище птенца. И чайчонок на миг оробел: может, не стоит совать свой нос в этот неведомый мир?

Но солнце грело ласково, глаза привыкли к яркому свету. Качались зеленые травинки, плескали ленивые волны.

Чайчонок уперся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа расселась. Чайчонок так испугался, что громко, во все горло крикнул: «Мама!»

Источник: http://playroom.ru/sladkov-nikolay-ivanovich-kratkaya-biografiya-rasskazy-dlya-detey/

Сильвестр – краткая биография

Сильвестр (протопоп) – священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» – личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров – иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра.

Обратите внимание

Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления.

Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного, его доверенного человека.

Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г.

наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя – Спиридон.

Читайте также:  Краткая биография стриндберг

Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника.

Исследователи называют разные причины разрыва отношений – от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. Предположительно в 1556 г. Сильвестр умер.

Важно

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой».

Доподлинно установить его авторство не представляется возможным – не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни.

Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_silvestr.html

Ольга Славникова Биография Ольга Славникова

Ольга Славникова

Биография • Ольга Славникова родилась 23 октября 1957 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург) в семье инженеров-оборонщиков. • В 1976 году поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета. В 1981 году окончила его.

• Работала в книгоиздательской сфере, в редакции журнала «Урал» , затем и сама стала писать. • Работала в редакции журнала «Урал» . • В 2000 году входила в жюри премии «Дебют» .

• Первый роман «Первокурсница» был опубликован в журнале «Урал» в 1988 году

Система художественных принципов О. А.

Славниковой • Принцип вовлечения читателя: • «Сейчас уже трудно прочувствовать, как эмигранты уезжали из Советского Союза и как их провожали родные, друзья — словно на тот свет, за край земли, без надежды на возвращение.

Теперь обитаемый мир преспокойно округлился, и оказалось, что удаление от дома было началом пути к нему — во всяком случае, для тех, кому действительно было что сказать» . ( «Маленький квадратик и большое колесо» ).

Система художественных принципов О. А.

Славниковой • Принцип передачи содержания: 1) Главный герой, мальчик Савельев Саша (названный так, возможно, в честь Саши Соколова, чья “Школа для дураков” пропитала своей интонацией повесть Павла Санаева) обстоятельно рассказывает читателю свою нелегкую жизнь: “Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжелой крестягой. ( «Красная ягода лучше черной» ).

Система художественных принципов О. А.

Славниковой • Принцип передачи содержания: 2 ) У каждого из взрослых героев есть своя горькая беда, о которой по-настоящему знает только он один, и есть в уме чудовищная неправда о ближнем, соткавшаяся из собственных обид и унижений. Характернее всех в этом смысле бабушка Саши. Она без конца пользует “чахотика” таблетками, травяными настоями, всякой гомеопатией — и, наверное, действительно оттаскивает его от могилы, так же обыденно-привычной на Сашином пути, как для здорового человека привычна канава. Тут же она выкрикивает вещи, способные убить: “Вонючая, смердячая сволочь!. .

Чтоб ты заживо в больнице сгнил! ( «Красная ягода лучше черной» ).

Система художественных принципов О. А.

Славниковой • Аналитический принцип: • Раньше в стихах Казарина буквально теснились женщины, девочки, мужики, а также волки, лоси, прочие живые твари ( которые у поэта тоже «человеки»), а теперь, если не считать посвящений, где призрачно присутствуют обозначенные инициалами адресаты, Казарин остался один. ( «Белая книга черного человека» ).

Система художественных принципов О. А.

Славниковой • Принцип сопоставления: • Свобода писателя в том, что текст его создается не в Питере, не в Париже и не в Токсово, а в некоем особом внегеографическом месте. И в том же его, писателя, проблема. Врач, педагог, рабочий у конвейера, выполняя свои профессиональные функции, присутствуют в рамках реальной жизни. А писатель уходит. Его попросту нет за его письменным столом. В одном из текстов данной книги (а именно в “Исповеди графомана”) сделана даже попытка прямого репортажа с места “сидения”.

Совет

И что? Есть чердак, есть окно и вид из окна, а пишущего нет. Хотя бы потому, что он в своем усилии запечатлеть все как есть (корову, стог сена, мужика, собачонку, муху на оконном стекле) пусть на несколько минут, но отстает от реальности.

Подобно какому-нибудь герою Стивена Кинга, писатель смещается по времени туда, где, очень может быть, уже начинают свою работу невидимые лангольеры. ( «Существование в единственном числе» ).

Художественная практика, анализируемая критиком • О. Славникова как современный критик ищет произведения, актуальные для своего времени, и пытается выделить новые тенденции в литературе, новые черты, не освещенные ранее, не изученные и возможно не заметные простому читателю.

Система понятий и терминов критика • В основном О. Славникова апеллирует понятиями графики, различными художественными терминами. • Можно выделить такие слова, которыми она показывает «переходность» : тон, оттенок, графика, фейерверки.

• В критической статье посвященной повести «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева ( «Красная ягода лучше черной» ) несколько раз упоминается корень -черн- (чернуха, черный), выбраны слова, ассоциирующиеся с темнотой (слепота, темень).

Жанры и стилевые формы • О. Славникова пишет в жанре рецензии. • Статьи написаны в публицистическом стиле.

• Критик употребляет конструкции «Мне кажется что…» , «на мой взгляд…» • «Мне кажется, что между замыслом, если угодно, между проектом книги (который сам по себе очертил несколькими емкими неэвклидовыми линиями зазеркальный характер литературной местности) и исполнением проекта по частям существует противоречие. Такое чувство, будто целое выложено слишком мелкой мозаикой» . ( «Обитаемый остров» ).

Участие в полемике • О. Славникова не вступает в полемику. В статьях она упоминает, что существуют различные мнения по поводу того или иного автора, но не цитирует их, не говорит в чем именно заключаются эти мнения, и не приводит чужие оценки.

http: //magazines. russ. ru/ural/1996/5/nb. html http: //magazines. russ. ru/ural/1996/4/panorama. ht ml http: //magazines. russ. ru/ural/1997/4/panorama. ht ml http: //magazines. russ. ru/novyi_mi/1999/9/slavn. ht ml http: //magazines. russ. ru/october/2000/5/slavn. htm l http: //magazines. russ.

ru/october/2000/3/slavnik. h tml http: //magazines. russ. ru/novyi_mi/1999/2/rec. html http: //magazines. russ. ru/ural/1996/8/nota. html http: //magazines. russ. ru/ural/1997/3/slavnik 2. html http: //magazines. russ. ru/novyi_mi/1999/7/slavnik. html http: //www. pokolenie-debut.

ru/jury/olga-slavnikov a_4275 Использованная литература

Источник: https://present5.com/olga-slavnikova-biografiya-olga-slavnikova/

Роман Славниковой “2017”, краткое содержание

2017

О.А. Славникова — Москва: Вагриус, 2006.

Прочитано: 2017-04-04 —2007-04-23

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Провожая своего учителя профессора Анфилогова в геологическую экспедицию, гравёр и камнерез Крылов встречает Таню, которая вдруг ему становится так дорога, что он забывает обо всех делах и живёт только встречами с ней. Он не знает ни её настоящего имени, ни её адреса. Они назначают друг другу свидание по карте города, каждый раз только одно, и каждый раз в новом месте. Они словно испытывают судьбу.

Между тем у Крылова длится ещё не законченная связь с его бывшей женой Тамарой: что-то удерживает их друг около друга. Иногда Крылову казалось, что будь он богат, он бы сделал небрежно какой-нибудь немыслимо дорогой подарок Тамаре и ушёл бы от неё. И только невозможность этого удерживает его от окончательного разрыва с Тамарой.

Тамара (рационалистка и любительница простых решений сложных задач) между тем занимается кладбищенским бизнесом. Безутешные родственники ушедших заставляет играть в беспроигрышную лотерею.

Обратите внимание

И, одаривая их кофемолкой, телевизором или поездкой на Соломоновы острова, она с сочувствием говорит: “Возьмите, это вам нужно”.

Ни крики проклятия, ни ненависть одариваемых не может поколебать её уверенности в том, что она делает всё правильно.

Однажды Крылов замечает, что за ним и Таней ходит “хвост” – неопрятный толстяк в шортах. Он каким-то чудом угадывает место, где они назначают свидание, и приходит туда даже раньше влюблённых.

Он сопровождает их всюду, и в гостинице за стеной они слышат его скептическое покашливание. Оказывается впоследствии, что этот “хвост” приставила к ним не Тамара, а конкурент (партнёр) Анфилогова — хозяин поделочной мастерской, в которой работает Крылов.

Он обещал сдать Анфилогова с его сокровищами третьим неназванным, но очень могучим силам.

Прошлогодняя экспедиция Анфилогова и его напарника Коляна окончилась тем, что далеко на севере Рифейских гор они обнаружили богатейшее месторождение рубинов. Они смогли тогда вынести только малую толику драгоценных камней.

Этим же летом, добравшись до законсервированной в прошлом году корундовой ямы, они внезапно понимают, что вся местность отравлена. Колян погибает прямо в яме, а Анфилогов, обернув труп одеялом, тащит его в ближайшую деревню. Между одеялом и телом несчастного Коляна он закладывает те камни, которые они успели вытащить из ямы.

Но и Анфилогов не дошел до ближнего жилья. Его труп и труп Коляна обнаруживают в 100 км, ни одного камня при них не было найдено.

Важно

И вот однажды, назначив очередное свидание на площади в День города, Крылов и Таня не смогли встретиться, потому что произошло необыкновенное, из ряда вон выбивающееся событие: кровавое столкновение ряженых “белых” и “красных”. Шёл 2017 год, и начинались события, похожие на революцию 1917 года.

Толпа разъединила Таню и Крылова, они так и не смогли пробиться друг к другу. В течение нескольких дней Крылов пытался искать Татьяну, бродя по городу, надеясь, что и она ищет его, но тщетно. Тогда он рассказывает о своей беде своему компаньону по хите Фариду. Выслушав его, Фарид сделал заключение, что Татьяна – воплощение Хозяйки Горы.

Читайте также:  Краткая биография лесков

И Крылов понимает, что по всем признакам так оно и есть.

Однако н продолжает поиски, но теперь он пытается найти соглядатая, в надежде, что тот знает, где живёт Таня. Эпопея сидения под окнами шпиона в ожидании его выхода заканчивается большой погоней и гибелью соглядатая.

Крылов берёт сотовый телефон шпиона и пытается позвонить по нему, но доступ оказывается закодированным.

В столпотворении на площади во время Дня города Крылов спас маленькую девочку, отец которой, безмерно благодарный Крылову Паша Дронов, оказывается системным программистом, сделавшим когда-то на заказ матобеспечение именно для этого телефона.

Выясняется, что Таня — вовсе не Таня, а Екатерина Сергеевна, жена (теперь – вдова) профессора Анфилогова. В памяти телефона обнаруживается запись сцены, на которой Таня, садясь в такси, называет свой адрес. Крылов прочитывает его по губам и мчится туда.

Он увидел Таню, бегущую к дому в шикарных сапогах на высоких каблуках и шубке розового меха. Крылов зовёт её, но Татьяна его не слышит, она порхает, как бабочка, с совершенно счастливым лицом и исчезает в подъезде элитного дома.

Всё же он находит квартиру и открывает дверь ключом, который когда-то Таня дала ему просто так, на какой-то немыслимый случай, который вот и произошёл.

Однако здесь его ждало крушение всех надежд.

Совет

Оказалось, что после гибели профессора Таня унаследовала кучу драгоценных камней, несколько квартир и множество счетов в банках, в том числе, в швейцарских. И она поглощена одной мыслью, одной радостью: она хозяйка всех этих сокровищ. Ей не нужен Крылов, она о нём совсем забыла.

Она уже попала в рай, а в раю никто никому не нужен. И вообще она сильно переменилась. Заметно подросла и посвежела лицом, оно стало каким-то твердым, как будто под кожей начался процесс минерализации тканей. Она превращалась в Хозяйку Горы.

Телефон дал и другие сведения, полезные для всей компании хитников: о месте, куда отправились Колян и Анфилогов, и где они погибли. Надо было отправляться туда. Но пожелали идти только Фарид и Крылов. Остальные, захваченные уличными событиями, ушли в революцию.

В конце романа, когда Фарид и Крылов садятся в поезд, далеко на севере возникает видение. Хозяйка Горы стоит на берегу корундовой реки, той самой, у которой погибли профессор и Колян. Глаза её широко открыты, на каменном плече висит мёрзлая розовая шубка, а на окрестных валунах валяются чемоданы, раскрытые и разбитые, из которых торчат всевозможные женские тряпки.
 

Источник: https://flame-of-candle.livejournal.com/1072.html

Ольга Славникова

Ольга Александровна Славникова родилась 23 октября 1957 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург) в типичной, как она сама говорит, семье инженеров-оборонщиков.

В детстве проявляла выдающиеся способности к математике, побеждала на олимпиадах краевого и республиканского уровня, но под влиянием преподавательницы русского языка и литературы, которая заведовала школьным кружком любителей художественного слова, в 1976 году поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета.

Закончив его в 1981 году, будущая писательница не думала всерьез заниматься литературным творчеством или журналистикой, потому что они «слишком подвержены вмешательству властей».

После этого некоторое время работала в книгоиздательской сфере, в редакции журнала «Урал» и газеты «Книжный клуб», затем и сама стала писать, по собственным словам, «оттого, что заняться больше было нечем, а свободного времени оставалась прорва». Публикации начального периода творчества — в малотиражных сборниках молодых авторов, которые сама Славникова с едкой издевкой называет «братскими могилами».

Дебютная повесть Славниковой «Первокурсница» была принята в печать в 1988 году журналом «Урал», в котором Славникова тогда работала.

Спустя два года Славникова добилась постановки в темплан издательства, в котором она в то время работала, своего первого авторского сборника, но после развала СССР редакция отдала предпочтение выпуску «Анжелики», а книга Славниковой так и не была отправлена в печать по причине её якобы «маловысокохудожественности».

Писательница решила прервать литературную деятельность, занялась мелкооптовой торговлей книгами, впрочем, без особого успеха. Впоследствии многие соратники Славниковой по этому бизнесу были выведены ею в качестве персонажей романа «Один в зеркале».

Примерно в 1995 году Славникова вернулась к активному творчеству.

В 1997 году Славникова публикует свой первый крупный роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», который вошел в шорт-лист «Русского Букера»-97 и заставил всю литературную общественность России говорить о писательнице как о достойном продолжателе традиций «магического реализма».


Обратите внимание

В 1999 году роман Славниковой «Один в зеркале» получил премию журнала «Новый мир», а также премию им.Бажова. Сама писательница считает эту книгу своей любимой и самой недооцененной изо всех.

При ее создании Славникова моделировала быт и стиль мышления гениального математика, специалиста в области фрактальной геометрии, на основе собственного опыта занятий этой наукой в молодые годы. Однако в дальнейшем за фактическую достоверность прописанных ею образов, по словам Славниковой, ответственность несет в основном муж.

Начиная с середины 1990-х гг. Славникова также активно печатается также как критик в журналах «Урал», «Новый Мир», «Знамя», «ДН», «ВЛ», «Октябрь» (авторская рубрика «Терпение бумаги» в 2000).

Третья книга Славниковой «Бессмертный» (2001) впоследствии послужила причиной громкого скандала, связанного с обвинениями, выдвинутыми писательницей в адрес создателей немецкого фильма «Гуд бай, Ленин!» Славникова утверждала, что сценаристы фильма беззастенчиво использовали сюжет её книги в качестве первоосновы для фильма.

В 2003 году писательница с семьей переехала жить в Москву. Обосновавшись в столице, Славникова приступила к работе над новым очень большим романом, рабочим названием которого было «Период».

Писательница признается, что замысел этой книги сформировался у неё ещё в 1994—1995 гг., но тогда она посчитала себя еще недостаточно опытной для реализации сложных сюжетных конструктов.

Публикация романа неоднократно анонсировалась журналом «Новый мир» и издательством «Вагриус», однако сроки постоянно переносились по настоянию Славниковой.

Фрагменты книги публиковались в журнальном варианте как самостоятельные новеллы (например, «Корундовая каторга», «Кооператив „Купол“»). В окончательной редакции Славникова усилила антиутопические и фантастические тенденции и дала роману перекликающееся с произведением Оруэлла название «2017».

Источник: https://fantlab.ru/autor5807

Ольга Славникова – биография, список книг, отзывы читателей

Наконец-то я дочитала, домучила эту книгу. Уж очень тяжело она мне далась.

События книги происходят в Рифейской столице, на Урале. Особый колорит книге придало своеобразное толкование сказок Бажова. Помните Хозяйку Медной горы? Вот она здесь присутствует, только её ещё называют Каменной Девкой или Огневкой. Естественно присутствуют и самоцветы и корунды.

Автор добавила в произведение немного любви плюс капельку корысти и жажды обогащения. Все события развиваются в недалёком будущем, 2017 году (книга написана в 2006г.) на фоне празднования столетия Октябрьской революции, которая из костюмированного шествия переросла в реальный переворот.

В книге переплетено несколько сюжетных линий, но все они так или иначе связаны с Крыловым – главным действующим лицом, историком, работающим в камнерезной мастерской и в совершенстве владеющим мастерством шлифовки и огранки камней.

Важно

Первая – это Крылов и профессор Анфилогов. Профессор преподает в институте, но каждое лето идет с помощником в экспедицию на поиски драгоценных камней. И это у него неплохо получается. Анфилогов успел сколотить приличное состояние. Профессору Крылов нужен для обработки камней. Ну конечно же он имеет с этого бизнеса долю.

Вторая – Крылов и Таня, которая вовсе не Таня. Некое эфемерное существо без возраста, с которой у Крылова любовь. Они скрываются ото всех, прячась в паутине города. Но любовь эта такая мелодраматичная и непонятно откуда взявшаяся, что начинаешь сомневаться в её реальности.

Третья – Крылов и Тамара, его бывшая жена. Она – бизнес-леди, хозяйка похоронного бизнеса. Умная и красивая, богатая и успешная. Вот уже четыре года как они разведены, но Тамара всё ждет Крылова, будто свет клином на нём сошелся.

У Ольги Славниковой своеобразная манера повествования. Мне показался текст вязким. В нём я «тонула» почти три недели. Витиеватый текст, объемные предложения, замудренные сравнения, очень много внимания уделено деталям. Наверно поэтому описания получились красивыми, но необычными и странными.

Вот например: «Голод, подступая, был как длинный поцелуй взасос, от которого совсем пустело в животе». Или «…спящая река мягко пиналась, будто младенец в пеленке».

Или «Голенькая, очень худая, она была совершенна, как латинская буква, как образец особенного человеческого шрифта».

И моё любимое: «…поцелуи голода будили в нем какую-то мечтательную чувственность, желание женщины, субтильной и бледной, с тонкими косточками, вместе составляющими совершенный скелет, с маленькими молочными железами, припухлыми, будто детские гланды».

Финал у книги неопределенный. История неожиданно обрывается на полуслове. Непонятно, что будет со страной. Как сложатся судьбы героев, всех, за исключением Анфилогова. Что вообще будет дальше? Я подумала, что возможно у меня какой-то незавершенный вариант. Но нет, это действительно вся история.

#флешмоб_Россия

Источник: http://readly.ru/author/3904/

Ссылка на основную публикацию