Выучите словацкий язык онлайн и бесплатно
Пропустить меню
Наиболее ранние сохранившиеся свидетельства о населении территории нынешней Словакии относятся к концу нижнего палеолита — около 250 тыс. лет назад.
В этот период происходили постоянные смены климата: ледниковые периоды сменялись межледниковьем. К этому времени относятся найденный в Гановце череп неандертальца и фигурка Венеры, найденная в Мораванах. Примерно в 5000—4000 гг до н.э.
появились первые земледельцы (об этом свидетельствуют такие находки, как каменные топоры, клинья и посуда из пещеры Домица).
В бронзовую эпоху в Словакии существовало много различных археологических культур, от которых осталось множество бронзовых крючков, повозок с колесами из согнутых рамок и следы деревянных жилищ, построенных без единого гвоздя.
Железный век и его достижения попали в Словакию, скорее всего, через Анатолию или Италию. Началась добыча железа, свинца, золота и соли, появился первый гончарный круг.
Приход кельтов
В конце IV в. до н.э. в Словакию пришло племя кельтов (имена предыдущих племен история не сохранила). Об их жизни здесь рассказывают письменные упоминания в римских летописях.
Кельты построили здесь несколько крепостей (оппидумов). В некоторых из них, например, в Братиславском оппидуме, с тех пор постоянно жили люди.
Однако большинство кельтов создавали небольшие поселения и жили в деревянных домах с железными замками на дверях. Кельты были искусными ремесленниками: среди них были кузнецы, гончары, чеканщики, землепашцы и торговцы.
Они были тесно связаны с греческой и римской цивилизациями, которые оказали огромное влияние на их культуру.
Римская надпись на камне замка в Тренчине (179-178 гг. до н.э.) Источник: Wikimedia Commons
В I в. до н.э. на территорию современной Словакии пришли даки; население и культура двух племен смешались. Однако в 10 г. н.э.
римляне победили даков и расширили границы Римской империи до среднего течения Дуная. В течение I в. н.э. племя даков покинуло Словакию.
Набеги германских племен с северо-запада уничтожили большинство кельтов, однако в северных районах Словакии кельты продолжали жить до II в. н.э.
В конце IV в. Римская империя находилась в глубоком упадке. Великое переселение народов еще сильнее приблизило ее падение. Большая часть тогдашнего населения Словакии покинула страну или погибла в войнах с приходившими завоевателями.
По территории Словакии прошло множество племен, таких как вестготы, остготы, лангобарды и гепиды, вынужденные переселяться из-за набегов кочевников-гуннов.
Они оседали по соседству от Словакии, в междуречье Тисы и Дуная (на территории нынешней Венгрии).
Появление славян
Одним из племен, которые нескольким волнами прибывали тогда на земли Словакии, были и славяне. Первая волна миграции произошла в V—VI вв. Новоприбывшие часто селились среди местного населения. В те времена славяне занимали лишь 10% земель, остальное оставалось дикой, незаселенной местностью.
Они возделывали ячмень, просо, пшеницу, мак и лен, пасли скот. Кроме того, они были искусными мастерами — в основном ювелирами и гончарами. В своем переселении на запад славяне достигли Франкской империи.
В начале своего появления здесь они не участвовали в крупных войнах, поэтому осталось очень мало письменных упоминаний о них.
В середине VI в. на Дунайскую низменность ворвались орды аваров. Под их влиянием славяне перестали сжигать покойников и стали хоронить их в земле.
Государство Само
В VI веке славян завоевали кочевники-авары, что привело к восстаниям. В одном из восстаний участвовал франкский купец Само, которого за смелость и воинское искусство избрали вождем союза племен, известного под названием государство Само (623—658 гг.), однако после его смерти в 658 г. союз распался.
Источник: Wikimedia Commons
Источник: Wikimedia Commons
Начиная с VIII в. славянские племена снова начинают объединяться. В первой половине IX в.
появились два новых союза: княжество Моравское (управляемое Моймиром Первым) и Нитранское княжество (под управлением Прибины).
В 833 году Моймир изгнал Прибину из Нитры и объединил два княжества, создав Великую Моравию. Изгнанный Прибина обосновался возле озера Блатень (Балатон), где заложил крепость Блатноград.
Растущее влияние Великоморавского государства вызвало противостояние со стороны Восточно-франкского королевства.
Стремясь избавиться от его нападок, король Растислав в 861 году обратился к папе Николаю I с просьбой прислать епископа и священников для создания и обучения своего духовенства, но ему было отказано.
В 863 году он обратился с такой же просьбой к Византийскому императору Михаилу III, и тот отправил к нему группу священников во главе со святыми Константином и Мефодием.
Константин (незадолго до смерти принявший церковное имя Кирилл) и Мефодий, прибыв в Моравию, основали там первую славянскую школу — Великоморавскую школу, где обучали славянских священников.
Они создали славянскую письменность — глаголицу, стали использовать славянский язык в церковных обрядах и привезли подготовленные ими переводы литургических и библейских текстов.
Их миссия в Великой Моравии сыграла важнейшую роль в истории славян и словаков.
О гибели Великой Моравии не сохранилось точных сведений. После набегов кочующих племен мадьяр под предводительством Арпада в 906 или 907 году Великоморавское государство потеряло влияние, постепенно распалось, а его земли начали присоединяться к появившемуся Венгерскому королевству.
В 1000 году Стефан I, завершив процесс объединения Венгерского королевства, стал его первым королем. Территория Словакии стала частью Венгерского государства почти на тысячу лет. В XVI веке появилась турецкая угроза, в 1521 году Османская империя вторглась в Венгрию.
Король Людовик II Ягельский недооценил опасность, и 29 августа 1526 года в сражении при Мохаче венгерская армия была разбита, а сам король утонул в Дунае. Это поражение привело к власти турков над Венгрией в следующие 175 лет.
Первая победа над турецкими войсками произошла в сражении возле Вены в 1683 году, после чего начался процесс изгнания турок, полностью закончившийся в 1685 году.
В 1740 году на престол взошла Мария Терезия, прославившаяся своими реформами. Она реформировала армию и построила первые мануфактуры, некоторые в Словакии (Шаштин, Галич, Голич). В сельском хозяйстве она ратовала за введение новых сортов и культур.
Также ею была реформирована правовая система, смягчены некоторые наказания и был введен принцип равенства сторон в суде.
Реформы образования (Ratio educationis) включали в себя обязательное посещение школ и заложили фундамент дальнейшего развития образовательной системы.
Ее сын Йозеф II продолжил реформы Венгерского государства.
В 1781 году он издает так называемый «Указ о веротерпимости», давший протестантам и другим некатолическим конфессиям больше свободы вероисповедания.
В 1785 году он упразднил местное самоуправление и создал 10 государственных округов, перевел многие учреждения из Словакии в Буду и отменил крепостное право в Венгрии (в Богемии в 1781 году).
Источник: Wikimedia Commons
Процесс формирования словацкой нации был очень трудным из-за сильного давления со стороы венгерской знати, венгерского национализма и репрессий на территории Словакии. Защитником прав словаков стала интеллигенция, особенно священники. Одной из главных целей было создание литературного словацкого языка.
Первую попытку кодификации словацкого языка предпринял Йозеф Игнац Байза, автор первого словацкого романа “René mládenca príhody a skúsenosti” («События и приключения молодого Рене»), изданного в 1783 году. Однако, его вариант языка не прижился.
В то время интеллигенция была разделена на католиков и протестантов. Католики требовали для словаков собственного языка, протестанты поддерживали библейский вариант чешского языка. Стремясь к объединению чехов и словаков, они противились кодификации словацкого языка.
В 1787 году католический священник Антон Бернолак создал литературный вариант словацкого (названный бернолаковщиной) на основе западнословацкого диалекта.
Следующим успешным кодификатором языка стал Людовит Штур. В начале 1843 года он поделился с друзьями идеей объединения словацких католиков и протестантов на основе общего словацкого языка.
В качестве базы для него он выбрал среднесловацкий диалект, главным образом из-за его распространенности, своеобразности и понятности.
11 июля 1843 года Людовит Штур, Йозеф Милослав Гурбан и Михал Милослав Годжа собрались в приходском доме Гурбана в деревне Глбоке и обсудили способы использования языка на практике.
28 октября 1918 года Словакия вошла в состав Чехословакии. В этом была заслуга многих выдающихся словацких личностей, особенно М. Р. Штефаника, который, будучи дипломатом во Франции, помогал Т. Г. Масарику и Э. Бенешу устанавливать связи с Тройственным Союзом.
Он активно создавал чехословацкие военные отряды, что привело к появлению дисциплинированной и боеспособной армии, названной Чехословацкие легионы. Первым президентом страны стал 14 ноября 1918 года Томаш Масарик.
Словакия оставалась частью Чехословакии до 1939 года, когда появилась Первая Словацкая республика.
После Второй мировой войны Чехословакия была восстановлена и попала в зону влияния Советского Союза. 11 июля 1960 года была одобрена новая конституция, которая объявила победу социализма в стране.
Название “Чехословацкая Республика” было заменено на “Чехословацкая Социалистическая Республика” и было объявлено о создании социалистического государства. Смена режима, как и смена внешнеполитического курса, случилась лишь после ноября 1989 года, когда произошла так называемая «Бархатная революция».
Чехословакия вновь стала демократическим государством и ориентировалась на отношения с Западом. Весной 1990 года был принят конституционный закон, где помимо прочего было изменено название государства на Чешскую и Словацкую Федеративную Республику. В июне 1990 года в ЧСФР прошли первые свободные выборы.
Вскоре после принятия «Декларации о независимости Словацкой республики» Национальным Советом Словакии на заседании в Братиславе 17 июля 1992 года, народные избранники договорились о разделении страны.
1 сентября 1992 года была принята и 3 сентября подписана Конституция Словацкой республики. 1 января 1993 года произошел мирный раздел ЧСФР на две сегодняшних страны — Чехию и Словакию. таким образом, после 75-летнего существования объединенного государства чехов и словаков появилась Словацкая республика, первым президентом которой стал Михал Ковач.
Источник: Wikimedia Commons
http://sk.wikipedia.org
Вверх
Источник: https://slovake.eu/ru/intro/slovakia/history
Юлиуш Словацкий – Жизнь и творчество
Выдающийся польский поэт-романтик, драматург, философ-визионер.
Родился 4 сентября 1809 года в Кременце, умер 3 апреля 1849 года в Париже. Детские и юношеские годы провел в Кременце и Вильно. Мать поэта Саломея (к которой он всю жизнь был очень привязан) после смерти первого мужа вышла замуж за профессора Виленского университета Августа Бекю.
Благодаря этому юный Словацкий вращался в интеллектуальных кругах, где, в частности, познакомился с Адамом Мицкевичем, Иоахимом Лелевелем, Яном и Анджеем Снядецкими. В 1825-28 годах изучал в Вильно юриспруденцию. В 1831 году Адам Ежи Чарторыйский предложил Словацкому работу по дипломатическому ведомству.
Вскоре в должности дипломатического курьера правительства Словацкий уехал в Дрезден, а затем в Париж, где остался навсегда. В 1832–36 годах жил в Женеве, там на него сильнейшее впечатление произвела природа швейцарских Альп. В 1836 году в Риме Словацкий подружился с Зыгмунтом Красинским, который долгое время был одним из немногочисленных поклонников его поэзии.
В 1836–37 годах Словацкий совершил путешествие по Греции, Египту и Палестине, а в 1837–38 годах жил во Флоренции.
Экзотика тех мест, мистические переживания на Святой Земле, а также изучение итальянской литературы, живописи и скульптуры отразились в лирике, поэмах и драмах Словацкого того периода («Гимн» («Грустно мне, Боже!»), «Путешествие в Святую Землю из Неаполя», «Разговор с пирамидами», «Поэма Пяста Дантишка, герба Лелива, об аде», «Беатриче Ченчи» и др.).
В 1842 году в Париже Словацкий познакомился с Анджеем Товяньским и некоторое время был связан с его кругом. Причиной разрыва между ними послужили мировоззренческие расхождения, а также постоянные конфликты Словацкого с Мицкевичем.
Тем не менее во многом именно Товяньскому Словацкий обязан становлением своей философской системы. Философские и общественные взгляды Словацкого подтолкнули его заняться политической деятельностью, которая, правда, не принесла существенных результатов.
Словацкий написал несколько сочинений в духе политического манифеста, в частности, «Голос из изгнания к братьям в стране», «К эмиграции о необходимости идеи».
Во время Великопольского восстания он посетил Польшу, но вскоре вынужден был вернуться в Париж, где в 1848 году скончался от туберкулеза. Словацкого похоронили на кладбище Монмартр, а в 1927 году его прах торжественно перевезли в Краков и захоронили в Вавельском соборе рядом с Мицкевичем.
Некоторую известность принесли Словацкому патриотические произведения, опубликованные во время ноябрьского восстания («Гимн», «Кулиг», «Ода свободе»).
В Париже он издал три стихотворных сборника (1832–33), включавших ранние поэтические повести, поэмы, драмы и лирику.
Сборники не вызвали большого интереса в среде польских эмигрантов, а кроме того, Мицкевич, которого уже тогда считали главным национальным поэтом, отозвался о них неодобрительно, назвав поэзию Словацкого прекрасным храмом, в котором нет Бога.
При жизни Словацкий опубликовал лишь часть своего творческого наследия. Поэзия не принесла ему успеха, хотя она резко выделялась на фоне романтической литературы благодаря своему разнообразию, богатству и новаторству языка, а также пластической выразительности.
Сегодня к общепризнанному польскому литературному канону относятся такие произведения Словацкого, как «Разлука», «Гимн» («Грустно мне, Боже»), «Мое завещание», «Людвике Бобрувне», «Гробница Агамемнона», «Отец зачумленных».
Именно новаторство поэзии Словацкого усложняло современникам ее восприятие. Среди немногочисленных поклонников Словацкого числились Зыгмунт Красинский, Циприан Камиль Норвид, Корнель Уейский.
Свое отношение к польской эмиграции и литературной критике Словацкий выразил в поэме «Бенëвский» (1840–46). Песни 1-5 были изданы в 1841 году, остальные песни, различные их версии и фрагменты опубликованы уже посмертно. Реконструированная поэма целиком состоит из 10 песен, написанных октавой.
Действие поэмы разворачивается во времена Барской конфедерации в Подолье и Крыму. Прототипом главного героя послужил реальный венгерский путешественник и авантюрист, автор известных дневников, опубликованных в 1791 году. В поэме повествуется о похождениях беспечного бедного юноши. Сюжет поэмы служит предлогом для многоуровневой поэтической игры.
Настоящий герой – это рассказчик с голосом автора. Он комментирует сюжет, меняет его и пародирует, беседует с читателями, обращается к воображаемым критикам. Словацкий играет в поэме жанровыми условностями, вплетает в действие воспоминания и размышления о собственном творчестве.
«Бенëвского» считали идейным и художественным кредо Словацкого. Эта поэма принесла ему большой успех.
Отрицательный образ эмиграции и скрытая полемика с Мицкевичем присутствуют и в более ранней поэме Словацкого «Ангелли» (изд. 1838), которую читатели приняли довольно прохладно. Словацкий написал ее в монастыре в горах Ливана под впечатлением от пребывания на Святой Земле.
Язык поэмы стилизован под библейскую прозу, как и язык «Книги польского народа и польского паломничества» Мицкевича. Однако в отличие от Мицкевича Словацкий отрицает спасительную силу эмиграционного паломничества.
Действие поэмы разворачивается в символической мрачной и морозной Сибири, где ссыльные, перессорившиеся между собой и неспособные выработать общую идею, медленно деградируют морально и физически. Герой поэмы, юноша с чистым сердцем, путешествует с шаманом в пространстве, напоминающем дантовский ад.
Юноша, по словам поэта, избран, чтобы стать жертвой равной Христу, но смысл этой жертвы неясен. Ангелли умирает в одиночестве, а прекрасная Элоэ не позволяет разбудить его, когда появляется рыцарь, призывающий к революции. Это многозначное произведение породило множество интерпретаций.
Некоторые исследователи справедливо усматривали в нем предвестники «философии генезиса» Словацкого.
Словацкий – автор самой оригинальной метафизической системы среди мессианистов-романтиков. Как и Мицкевич с Красинским, он понимал историю как процесс совершенствования человечества в стремлении реализовать божественный идеал. Он признавал необходимость страдания, жертвы и поступка в частной и коллективной жизни. Особую роль он отводил польскому народу.
Во многом Словацкого вдохновлял Товяньский, но на него повлияли также идеи платонизма и достижения современных естественных наук. Вселенная Словацкого – это организм, состоящий из индивидуальных духов, существующих в процессе биологической и духовной эволюции. Духи, бывшие в Боге, возжелали обрести форму, чтобы обладать собственной божественностью.
Они выделились из Абсолюта, создав время и пространство. Однако в ходе эманации произошел раскол: часть духов проявилась через свет, создав солнца и звезды, мир ангельского существования. Другая часть из-за лени и небрежности создала разрушительную стихию – огонь, положивший начало Земле.
Так интерпретирует Словацкий понятие первородного греха (упадка духа, утратившего осознание собственной божественности) и искупления этого греха через героическое усилие постоянного самосовершенствования. Индивидуальную идентичность духи сохраняют благодаря реинкарнации, а память о предыдущих воплощениях дана только мистикам, визионерам и поэтам.
В духовной сфере существует иерархия, и место в ней зависит исключительно от заслуг: это касается как индивидуальных духов, так и «скопления родственных духов», то есть народов. Польский народ заслуженно находится на вершине иерархии народов.
Цель прогрессивной эволюции – достижение сверхчеловеческого состояния, «ангелизация» («przeanielenie»), через индивидуальных духов, которые самим себе обязаны собственной божественностью.
Философии генезиса Словацкого присущ крайний индивидуализм, она воспевает деятельное отношение к жизни, страдание, жертву, разрушение и революцию. В ней нет места Провидению, традиции и Церкви.
В контексте этой философии излагаются радикальные политические и общественные взгляды поэта. Наиболее полное выражение философия генезиса нашла в сочинениях Словацкого «Генезис Духа» и «Король-Дух», а в стихотворении «Ответ на “Псалмы будущего”» Словацкий изложил свою философию на языке современной ему политики.
В поэме «Генезис духа. Молитва» (1844–46) представлена история мироздания. Поэма написана в форме молитвы к Богу как к свидетелю сотворения мира и его развития. Рассказчик играет двоякую роль – он индивидуальный дух, вспоминающий собственное прошлое, и вместе с тем дух всемирный, воссоздающий эволюцию видов от низших форм до человека.
Поэма «Король-Дух» (1845–49) сохранилась в многочисленных набросках и фрагментах. Окончательную форму ей придали издатели уже после смерти автора. Эта поэма – интересная попытка создания поэтического мифа начала народа. Эволюция генезиса переносится в мир истории.
В нем действуют те же самые права: поступка, жертвы, борьбы с формой и собственной ленью. Дух, находящийся на вершине иерархии, вселяется в предводителя сообщества: вождя, политика, визионера. Перед читателем проходит вереница предводителей духовной эволюции человечества, в том числе первые правители Польши: Попель, Мешко и Болеслав Храбрый.
Каждый из них воплощает различные идеи власти, каждый имеет заслуги перед народом, каждый совершает свои ошибки, но все они задают направление дальнейшей истории народа, который призван осуществить «цели Христовы».
Эту историософскую концепцию Словацкий воплотил с небывалым размахом: легенда истоков стала частью вселенной, сакрального пространства, населенного мифами и культурными символами, и всё это передано средствами образного, эмоционального и пластичного языка.
Стихотворение «Ответ на “Псалмы будущего”» (1845, издано без названия в 1848 году) пронизано страстной полемикой с Зыгмунтом Красинским. Словацкий, верящий в Духа-вечного революционера, разрушителя застывших форм, нуждающегося в катаклизмах и революциях для собственного развития, противится воспеванию шляхты и национальному солидаризму.
Потенциал развития он видит в простом народе, способном разрушить закосневшие общественные структуры. В стихотворении обыгрываются различные жанры: молитва, диалог, памфлет. Оно фрагментарно, насыщенно яркими образами-видениями. Цитаты из него надолго вошли в речь демократических кругов.
Словацкий также был автором многочисленных драм: исторических («Мария Стюарт», «Мазепа», «Горштыньский»), сказочно-легендарных («Лилла Венеда», «Балладина»), символическо-мистических («Ксендз Марек», «Самуэль Зборовский») и многих других.
Пожалуй, его самые выдающиеся драматические произведения – это «Кордиан» и «Балладина».
Как и «Небожественная комедия» Красинского и «Дзяды» Мицкевича, «Кордиан» (изд. 1833) – это политико-метафизическая драма. Изначально она задумывалась как поэтический вызов Мицкевичу.
Действие разворачивается в реальном и потустороннем мире, реалистические персонажи соседствуют с символическими, а в центре внимания автора оказывается поражение ноябрьского восстания. В прологе адские силы создают и отправляют на землю предводителей восстания. В первом действии главного героя ждет любовная неудача.
Во втором действии во время путешествия он разочаровывается в современной Европе и превращается в политического деятеля, борца за права народа. Третье действие разворачивается накануне восстания. В нем представлены разные точки зрения на тему допустимости преступления ради идеи и моральной оценки убийства.
Покинутый остальными заговорщиками Кордиан собирается убить царя Николая, только что коронованного царем Польши, но Страх и Воображение не позволяют ему совершить этот кровавый поступок. Кордиана приговаривают к смерти, но спасают, скорее всего, благодаря вмешательству князя Константина.
Из текста это явно не следует, но известно, что задумывалось продолжение («Кордиан» – первая часть неоконченной трилогии). Словацкий создал одного из самых интересных романтических героев – индивидуалиста, разочаровавшегося в мире, революционера, испытавшего трагическое столкновение ценностей. Современники драму приняли холодно, однако она и по сей день неизменно присутствует в репертуаре театров.
«Балладине» (изд. 1839) также присущи черты разных жанров: легенды, народной сказки, исторической трагедии, гротеска. В ней заметно влияние драм Шекспира («Король Лир», «Сон в летнюю ночь», «Макбет»), и все же это одно их самых оригинальных романтических произведений.
Время действия драмы – становление польского государства. Среди ее персонажей легендарный король Попель, лишенный власти узурпатором, благородный князь Киркор, стремящийся вернуть ему корону, королева Гопла с эльфами и две прекрасные сестры – хорошая и плохая.
Балладина, охваченная жаждой власти, совершает ряд преступлений, включая убийство собственной сестры, но в конце ее настигает возмездие, и она гибнет. Благодаря жанровому своеобразию, выразительному языку и ярким персонажам драма Словацкого на протяжении многих лет не сходит со сцены.
Романтики не принимали творчество Словацкого из-за его чрезмерной склонности к мистицизму и революционности. Еще сложнее было понять его позитивистам, однако парадоксальным образом именно позитивисты много сделали для публикации его сочинений.
В 1860 году в Лейпциге были изданы «Сочинения» Словацкого (в основном уже публиковавшиеся при жизни), а в 1866 году Антоний Малецкий издал «Посмертные сочинения» в трех томах. В 1909 году – к 100-летию со дня рождения писателя – было издано первое научное издание «Сочинений» Словацкого в десяти томах.
Это был пик популярности Словацкого. «Молодая Польша», пришедшая на смену позитивизму, сочла Словацкого своим предшественником. В 1901 году вышла книга Игнация Матушевского «Словацкий и новое искусство», показывающая глубинные идейные и художественные связи между романтизмом Словацкого и неоромантизмом «Молодой Польши».
Самый большой интерес вызвала его философия генезиса и произведения мистического периода. Героем «Молодой Польши» стал Король-Дух, которого считали одиноким поэтом-визионером, Личностью, ищущей правду о своем божественном начале и сражающейся с биологическим и общественным детерминизмом, романтической версией сверхчеловека Ницше.
Влияние Словацкого испытали Станислав Пшибышевский, Станислав Выспяньский, Влодзимеж Тетмайер и др. На философию генезиса Словацкого ссылался также Винцентий Лютославский, философ, всемирно известный исследователь Платона, автор последней теории мессианизма. Его теорию с философией Словацкого роднило многое: понятие вселенной как духовной реальности, вера в реинкарнацию, понимание эволюции как индивидуального самосовершенствования.
Поэзия Словацкого вдохновляла многих иллюстраторов и художников: Фердинанда Рущица, Яна Матейко, Михала Эльвиро Андриолли, Войцеха Герсона, Яцека Мальчевского, Артура Гроттгера.
По мотивам «Балладины» была написана опера Владислава Желеньского «Гоплана», а по мотивам поэмы «Ангелли» – симфоническая поэма Людомира Ружицкого.
В сильном влиянии Словацкого на их творчество признавались и другие выдающиеся польские писатели: Ян Лехонь, Владислав Броневский, Юлиан Пшибось, Кшиштоф Камиль Бачиньский, Станислав Гроховяк и др.
На рубеже XIX–XX веков драмы Словацкого начали ставить на сцене. По сей день они неизменно присутствуют в репертуаре театров, как профессиональных, так и любительских и экспериментальных. В Кракове спектакли «Кордиан» (1899) и «Ксендз Марек» (1901) ставил Юзеф Котарбинский, а в юбилейном 1909 году театр на краковской площади св.
Духа получил имя Словацкого. В 1920-е годы Словацкого в разных городах Польши ставил Леон Шиллер, а в 1941 году Мечислав Котлярчик поставил «Короля-Духа» в Тайном театре слова (позже Рапсодический театр), в котором состоялся актерский дебют Кароля Войтылы.
К самым интересным послевоенным постановкам относятся спектакли Адама Ханушкевича в варшавском Национальном театре.
Источник: https://culture.pl/ru/artist/yuliush-slovackiy
Юлиуш Словацкий
Юлиуш Словацкий (Юлий Словацкий; польск. Juliusz Słowacki; 4 сентября 1809, Кременец, Подольская губерния, Российская империя (ныне — Тернопольская область, Украина) — 3 апреля 1849, Париж, Франция) — польский поэт и драматург; причисляется к величайшим польским поэтам эпохи Романтизма наряду с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красинским.
Сын Эузебиуша Словацкого (1772—1814), профессора Кременецкого лицея и Виленского университета.
После его смерти мать армянка по происхождению Саломея (до замужества Янушевская) вышла вторым браком замуж за доктора медицины и философии Августа Бекю.
Благодаря ему, юноша с юности общался с видными польскими литераторами и интеллектуалами (был знаком, в…
Юлиуш Словацкий (Юлий Словацкий; польск. Juliusz Słowacki; 4 сентября 1809, Кременец, Подольская губерния, Российская империя (ныне — Тернопольская область, Украина) — 3 апреля 1849, Париж, Франция) — польский поэт и драматург; причисляется к величайшим польским поэтам эпохи Романтизма наряду с Адамом Мицкевичем и Зыгмунтом Красинским.
Сын Эузебиуша Словацкого (1772—1814), профессора Кременецкого лицея и Виленского университета.
После его смерти мать армянка по происхождению Саломея (до замужества Янушевская) вышла вторым браком замуж за доктора медицины и философии Августа Бекю.
Благодаря ему, юноша с юности общался с видными польскими литераторами и интеллектуалами (был знаком, в частности, с Адамом Мицкевичем, Иоахимом Лелевелем, Яном Снядецким, Анджеем Снядецким) и получил хорошее образование.
В 1828 году Юлиуш Словацкий окончил Виленский университет. В 1829 году переехал в Варшаву и поступил на должность в государственную комиссию по доходам и скарбу.
Во время Ноябрьского восстания 1830 года некоторое время был обозревателем событий, написал несколько патриотических стихов. В декабре 1830 года вместе с посольством Сейма выехал в Лондон.
После подавления Ноябрьского восстания вынужден был остаться в эмиграции и поселиться в Париже, где и издал свои первые стихотворные произведения.
В 1833—1835 годах жил в Швейцарии, позднее до 1838 годах путешествовал по Италии, Греции, Египту, Палестине, Сирии. Последние годы жизни провёл преимущественно в Париже.
В 1842 году познакомился с Анджеем Товяньским и на недолгое время примкнул к его Кругу Божьего дела (Koło Sprawy Bożej).
Умер в Париже в 1849 году от туберкулёза. Был похоронен на кладбище Монмартра.
В июне 1927 года его прах по распоряжению Юзефа Пилсудского был перевезён в Краков и помещён в Вавельском кафедральном соборе рядом с могилой Адама Мицкевича.
В день захоронения праха Словацкого в Вавеле в Вильне была открыта мемориальная таблица с бюстом поэта на доме, в котором он жил в квартире Бекю. На Монмартре сохранилось первоначальное надгробие.
Несчастливая юношеская влюблённость в Людвику Снядецкую, дочь профессора Анджея Снядецкого, и самоубийство ближайшего друга, поэта и ориенталиста Людвика Шпицнагеля (1827), стали биографической канвой первых подражательных стихотворных произведений на темы одиночества.
Дебютировал в печати в 1830 году поэмами «Гуго» („Hugo“), «Ян Белецкий» („Jan Bielecki“) (1830). В ранних романтических поэмах ориентальной и исторической тематики отчётливо влияние Байрона и Мицкевича. Написанная в 1829 году драма «Миндове» в жанровом отношении близка шекспировским драматическим хроникам и обнаруживает интерес автора к механизму феодальной борьбы за власть.
Первый сборник („Poezji“, 2 т., 1832). В лирике доминируют мотивы патриотической скорби, революционной стойкости («Гимн» („Hymn“), 1836, опубликован 1839; «Моё завещание», 1839—1840, и другие).
Многие произведения Юлиуша Словацкого посвящены разгрому Ноябрьского восстания в 1831 году, судьбам эмиграции и польских ссыльных. В них он выступал с позиции польской шляхты.
Ему принадлежит несколько сочинений в жанре исторической прозы.
Источник: https://www.livelib.ru/author/370200-yuliush-slovatskij
Самое интересное о Словакии
Самое интересное о Словакии собрано в этой статье.
Интересные факты о Словакии
Во всей Словакии есть почти 50 удивительно хорошо сохранившихся деревянных церквей. Они являются частью культурного наследия ЮНЕСКО. Они построены без единого гвоздя. Самая старая была построена в 1500 году.
До сих пор в Словакии было обнаружено более 6000 пещер!
В Словакии нет Деда Мороза – новогодние традиции в этой стране значительно отличаются от привычных для нас. Наступление Нового года здесь знаменуется не хороводами вокруг елочки, а карнавалом чертей.
Словакия с ее 9 национальными парками и 14 охраняемыми ландшафтными зонами — это настоящий рай для туристов.
В словацком языке существуют слова (и даже предложения), состоящие исключительно из согласных звуков.
Сало – не только украинский национальный деликатес. Словаки даже представить не могут своей жизни без этого лакомства.
Словакия – это маленькая пивоварня. Хмель и солод – неотъемлемые атрибуты местной культуры.
Словакия – страна профессионального хоккея. Огромное количество выходцев из Словакии играют в лучших клубах мира.
В Словакии нет городов-миллионников. Даже в Братиславе живет всего 428 тыс. человек.
Около 90% словаков имеют среднее образование. Это один из самых высоких показателей в ЕС (наряду с поляками, чехами и словенцами).
Словацкий конструктор Штефан Банич изобрел в 1913 году армейский парашют, который, в частности, использовался в американских ВВС во время Первой мировой войны.
Братислава – единственная в мире столица, которая граничит сразу с двумя странами. Город соседствует с Австрией и Венгрией. Это единственная в мире столица с таким необычным расположением.
Братислава расположена так близко к Вене, что до 1945 года между городами ходил обычный трамвай. Сегодня между ними курсируют обычные пригородные электрички.
Словакия занимает третье место в мире по количеству сохранившихся замков XIII–XVII веков, охраняемых ЮНЕСКО. Самые знаменитые из них – Бойницкий, Спишский, Оравский и замок Стречно.
Основой словацкой экономики на сегодняшний день является автомобильная промышленность. В Словакии производится наибольшее количество автомобилей на душу населения в мире – 191 на 1000 жителей.
В костеле святого Якуба в Левоче находится самый большой деревянный алтарь в мире. Его высота составляет более 18 м, а высота – более 6 м.
Родители американского художника и основателя поп-арта Энди Уорхола были родом из словацкой деревни Микова.
Источник: https://kratkoe.com/samoe-interesnoe-o-slovakii/
Очерки истории. Русские и русский язык в Словакии
Краткая биография
А. В. Чумаков – является одним из основоположников Союза русских в Словакии. В течение 10 лет (1997-2007г.г.) он был бессменным руководителем организации.
За эти годы Александр Викторович организовал журнал «Вместе», добился того, что русское национальное меньшинство было признано словацким правительством, зарегистрировал Союз русских в Словакии в Международном Совете российских соотечественников. В сентябре 2008 года вышла в свет его книга «Россияне в Словакии».
Член правления общества словацко-российской дружбы. Член комиссии по национальным меньшинствам при правительстве Словацкой республики. Доктор агрономических наук.
Большинство россиян, которые приехали в Словакию после Второй мировой войны по всей вероятности не знакомы с историей этой страны, историей, которая более 1000 лет связана с Россией.
Почему об этом пишу?
По не совсем понятным правилам русский язык в 1999 году не был включён в список языков «традиционно используемых» на территории Словакии.
Это постановление действительно до сих пор.
Был подготовлен отчёт, который доказывает, что русские являются автохтонным народом Словакии и вклад русских в науку, искусство и народное хозяйство очень велик!
В литературе можно найти данные и о том, что национальность «русские» – это слияние трёх родственных славянских народов – малороссов (Украина), великороссов (Россия) и белоруссов (Белоруссия). Некоторые историки добавляют еще и карпатороссов (объединённое племя – Русины). Э
Доказательством того, что Русины принадлежат к «общей» семье русских племён являются слова русинской песни, в которой во второй строке написано на русинском языке следующее: «Русин был мой отец, маты, русская вся родына. .» В настоящее время в Словакии встречаются фамилии, которые свидетельствуют о взаимных связях и контактах предков их носителей с соседними народами и народностями: например, Мадьяр (т.е. венгр), Поляк, Немец, Чех. Но намного больше фамилий, говорящих об их происхождении от русской национальности: Рус, Русин, Руско, Руснак, Русинко, Русначко. Причем, некоторые из них записывались по правилам венгерского языка – например, «Rusnyak, Rusz, Ruszko» и др. Таких примеров мы не находим ни у одного национального меньшинства, проживающего в настоящее время на территории Словакии. Первая перепись населения в Чехословакии в 1921 г. интересна тем, что кроме русской национальности регистрировалась и национальность Подкарпаторусская и Казацкая. При переписи населения к русской национальности в 1921 г. числилось 85 628 человек, из которых большая часть жила на территории Подкарпатской Руси, принадлежавшей в те времена Чехословакии. То, что народ – Русины, который в настоящее время живёт на востоке Словакии, на Подкарпатской Руси и частично жил в Восточных регионах Польши – Лемки (после Второй мировой войны их переселили в Западные регионы Польши), считает себя русским,- доказывает и содержание письма, которое 26 июня 1934 г. отправил униатский епископ Гойдич президенту Т.Г. Масарику. В письме он пишет (на русинском наречии) : “Излишным есть обширно доказовати правость нашей просьбы (т.е. открытие русских школ) – вид рич есть ясна, что над принципом, что для русского села належить русска школа, – шкода теряты час на диспуту. Чтобы в селах русских по русскы выучовалося!”, – добавляет епископ. Президент Т.Г. Масарик дал согласие, после чего сразу в деревнях и в городах Восточной Словакии начали появляться русские детские сады, начальные школы, низшие средние школы (9-ти летние), гимназии и педагогический институт в г. Прещов (Препарандиум). Всего в 1953 г. русских школ было 313, в которых насчитывалось более чем 52 тысяч учеников и педагогов. Взаимные словацко-российские связи особенно укрепились в «штуровский период», то есть в середине XIX века. Широко известны данные о контактах Людовита Штура с профессором И. Срезневским и О. Бодянским, контакты С. Ваянского с российскими учеными и общественными деятелями. Из Словакии в Россию в тот период приезжали многие известные люди. Пожалуй, самым ярким примером может послужить словацкий русин профессор Михаил Балудянски, ставший первым ректором петербургского университета. В Петербурге учился и Рудольф Купец, который строил Закавказскую железную дорогу из Кутаиси в Баку. А на заработанные деньги он вместе с Яном Милецом основал в Словакии известный и сейчас «Татра Банк». Семья Орсаг торговала в Россиеи ароматическими маслами, словак Душан Маковицкий был личным врачом Льва Толстого. В России жили и работали также профессор Ян Квачала, художник Игорь Грабарь (русин). Известны и дружеские отношения В. Клементиса с И. Эренбургом, Л. Новомеского с Б. Пастернаком и т.д. И наоборот, в тот период нередко россияне приезжали в Словакию. В XIX веке свояченица А.С. Пушкина Александра Гончарова вышла замуж за барона Густава Фогеля фон Фризенгофа, австрийского дипломата, служившего в Санкт-Петербурге. Супруги жили в своем словацком имении Бродзяны неподалеку от г. Приевидза. Сюда нередко приезжала погостить у сестры вдова Пушкина Наталья Николаевна с детьми. Сейчас в этом замке находится Литературный музей имени А.С. Пушкина, экспозиция которого рассказывает о давних словацко-российских литературных и культурных связях. В 1953 г. русские школы по политическим причинам были закрыты. Вместо них родителям предложили записать детей в другие вновь открывшиеся школы с украинским языком обучения. Большей части русинов пришлось записатъ своих детей в эти школы. Одновременно политические власти ликвидировали и национальность – РУСИН, так же и униатскую конфессию. Это было начало ликвидации русинов как народа в Словакии. Однако времена меняются и в 1968 г. политические власти разрешили униатскую конфессию и национальность РУСИН.
Но русские школы до сих пор не открыли, несмотря на большой интерес русинов к ним.
Катаклизмы XX века в России вызвали «великое переселение народов». Огромное количество россиян – и прежде всего русских – вынуждено было покинуть Родину после Октябрьской революции 1917 года. Многие оказались за пределами СССР и во время Второй мировой войны. Значительная часть русских, покинувших Россию после 1917 года, «бросила якорь» в Чехословакии. Их привлекала родственность славянских языков, доброжелательное отношение властей и населения, а также возможность получить среднее или высшее образование. Подавляющее большинство обосновавшихся в Чехословакии русских эмигрантов окончило здесь высшие учебные заведения.
Как обстоит дело с русским языком и присутствием в Словакии русских в настоящее время?
Сразу после образования первой Чехословацкой республики (1920 г) в Братиславу были приглашены два выдающихся уже в то время профессора – слависта Е.Ю. Перфецкий и В.А. Погорелов. Постепенно началась учёба в новых словацких высших учебных заведениях. В виду того, что у словаков своих специалистов в то время не было, приглашали преподавать специалистов из Чехии. Появились и первые русские преподаватели, профессора М.М. Новинов – последний ректор МГУ, православный философ Н.О. Лосский и др. Было их более 20. Необходимо отметить, что ни у кого из представителей национальных меньшинств, проживающих в Словакии, не было столько профессоров и научных работников как у русских, несмотря на их меньшинство. Можно смело сказать, что русские педагоги, научные работники и различные специалисты в Словакии, сыграли большую роль в народном хозяйстве этой страны. Представители русской эмиграции, которые получили высшее образование (прежде всего в Чехии) начали приезжать В Словакию в конце 20-тых годов прошлого века. В то время в Словакии был большой недостаток специалистов. Кроме педагогов, до начала Второй мировой войны, в Словакию прибыло большое количество высокообразованных специалистов русской национальности. Среди приезжих были и представители других национальностей – белоруссы и украинцы ( большинство из них себя считало малороссами ), а так же народы Кавказа. Они строили мосты и плотины, железные и автомобильные дороги, были основателями и первыми директорами новых научных институтов, солистами театра оперы и балета. Можно сказать, что нет области народного хозяйства, где бы не работали русские специалисты. Без преувеличения можно сказать, что прежде всего во время Второй мировой войны, когда из Словакии должны были уехать сотни специалистов чешской национальности, эти места заняли русские специалисты. Нужно подчеркнуть, что в общении с местным населением часто применялся русский язык, который местное население понимало. Во время Второй мировой войны много русских воевали и в рядах партизан (офицеры белой армии, дворяне). К сожалению, после Второй мировой войны несколько десятков русских были арестованы НКВД и вывезены в концентрационные лагеря. Были случаи, что из концентрационных лагерей люди уже не вернулись – умерли. После Второй мировой войны этот период можно считать периодом иммиграции – переселение россиян в Словакию. Например, в Словакии остались люди, которых нацисты увозили в Германию, но им и удалось остаться. В Братиславе действовала организация (русские эмигранты), которая помогала бежать людям, вывезенным из Украины на работу в Германию. В 50-тые годы начали возвращаться словаки, в числе которых и покинувшие Словакию в 30-тые годы в рамках акции Интрегельпо, и те, которые учились в СССР. Многие с собой привезли и жен разных национальностей СССР. В виду того, что русский язык начали преподавать с начальной школы до высшего учебного заведения, – местные жители стали хорошо понимать туристов, которые в больших количествах приезжали в Словакию.
Дети русских эмигрантов стали выдающими учёными (А. Друреченский др.н. – лучший научный работник САН в 2007 г. О. Богатырёв др.н. – его отец перевёл Бравого солдата Швейка, проф. С. Лабуза др.н., проф. С. Усачёв др.н., А.Чумаков др.н.) солистами в опере (засл. артистка Н. Газухова-Надеждина, Б. Шимановский, Ю. Онишенко, А. Кухарский).
После распада СССР, в 90-е годы, поток переселенцев в Словакии из Российской федерации и других стран бывшего СССР не остановился. Но это уже не были политические эмигранты, а экономические и социальные иммигранты. После 1989 г. во всех школах перестали изучать русский язык, в настоящее время не хватает квалифицированных переводчиков.
Словакия – как страна в последние годы «разбогатела».
В Словакию приехали знаменитые спортсмены олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы (А. Кузьмина, О Чистянова, Г. Попова и др.), научные работники (В. Малкин др.н., Г. Коган, др.н.) солисты оперы (С Толстов) и балета. Они получили гражданство, вид на жительство, квартиры и возможность использовать свои знания на пользу Словакии. Эти люди помогают строить Словакию, они стали полноправными гражданами этой страны и поэтому предполагалось, что русский язык получит достойное ему место в группе «традиционно используемых» языках на территории Словакии.
Но этого не случилось.
В настоящее время Правительство Словацкой республики решает вопрос статуса национальных языков «традиционно используемых в Словакии» и том числе и русского языка. Нет другого национального меньшинства, которое бы дало словацкому народному хозяйству столько выдающих людей. И вот этим людям русской национальности современное правительство упирает право на русский язык, официально зарегистрированный и включённый в группу «традиционно» используемых языков в Словакии.
Настоящая статья является доказательством того, что русский язык является языком, традиционно используемым сотни лет на территории Словакии и поэтому он должен быть включён в список традиционно используемых языков в Словакии. Будем надеяться, что ответственные по данному вопросу чиновники это учтут и ошибку исправят.
http://www.newsru.nl/readarticle.php?article_id=316
Источник: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/04/04/ocherki_istorii_russkie_i_russkij_yazyk_v_slovakii
Словакия: история, география и экономика
Официальное название — Словацкая Республика, СР (Slovenska Republika, Slovak Republic). Расположена в Центральной Европе. Территория 49 035 тыс. км2. Численность населения 5,38 млн чел. (перепись 2001). Государственный язык — словацкий. Столица — г. Братислава (441 тыс.).
Национальные праздники: День образования СР 1 января, День славянских проповедников Кирилла и Мефодия 2 июля, День Конституции СР 1 сентября, Годовщина словацкого национального восстания 1944 29 августа. Денежная единица — словацкая крона.
Член ООН, Совета Европы, ЦЕССТ, МВФ (с 1993), ВТО (с 1995), ОЭСР (с 2000), ЕС (с 2004).
Достопримечательности Словакии
Кежмарский замокКафедральный собор Св. Мартина (Братислава)Замок БетлиарБойницкий замокГоры Малая Фатра
География Словакии
Граничит на севере с Польшей (597 км), на востоке с Украиной (98 км), на юге с Венгрией (679 км), на западе с Австрией (127 км) и Чехией (265 км). До 70% территории страны расположено в области Западных Карпат, представляющих собой низкие и средневысотные горы с мягкими, округлыми формами рельефа.
Лишь Высокие Татры на севере страны имеют скалистые вершины со снежниками, высотой до 2655 м (гора Герлаховски-Штит, высшая точка Карпат). К югу горы понижаются, образуя несколько хребтов, вытянутых в субширотном направлении (Низкие Татры, Словацкие Рудные горы) или в направлении с юго-запада на северо-восток (Большая и Малая Фатра и др.).
Низменности занимают небольшие площади на юго-западе (Подунайская низменность) и на юго-востоке (Потисская низменность). Основные реки — Ваг (самая длинная река страны, 350 км), Нитра, Грон и Ондава — принадлежат к бассейну Дуная, протекающего вдоль небольшого участка (172 км) южной границы Словакии.
Почвы: бурые лесные в холмистой местности, аллювиальные и чернозёмные на равнинах. Леса, располагающиеся обычно на склонах гор, занимают до 40% территории страны, хвойных и лиственных пород примерно поровну. Южные склоны гор покрыты преимущественно широколиственными (из бука, дуба) и смешанными лесами, северные — хвойными (из ели, пихты).
Низменности в основном возделаны. В лесах водятся волки, рыси, олени, косули; из мелких животных — зайцы, лисы, белки, ласки. Залежи бурого угля и лигнитов расположены на юго-западе Словакии; месторождения металлических руд (железа, марганца, полиметаллические), сурьмы и магнезита сосредоточены гл. обр. в Словацких рудных горах.
Климат умеренный континентальный. На равнинах средняя температура января от –1° до –3°С, июля от +19° до +21°С. Осадков в среднем 650—750 мм в год на равнинах, в горах — до 1500 мм в год.
Население Словакии
Средняя плотность населения — 110 чел. на 1 км2 (2001). Рождаемость 10,1‰, смертность 9,2‰, детская смертность 8,8 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни — 74,2 года, в т. ч. у мужчин — 70,2 года, женщин — 78,4 года (2002).
На долю населения в возрастных группах 15—64 года и 65 лет и старше приходится соответственно 70,1 и 11,6% (2002, оценка). Женщины составляют 51,5%, мужчины — 48,5%. Возраст выхода на пенсию 60 лет для мужчин и 53—57 лет (в зависимости от числа детей) для женщин. Городское население 57%, сельское 43% (1998).
Национальный состав: в 2001 словаки составляли 85,8% населения, венгры — 9,7%, цыгане — 1,7%, чехи — 0,8%, русины, украинцы, русские, немцы и пр. — 2%. Языки: словацкий, венгерский, цыганский, чешский. Приблизительно 70% населения католики, ок.
7% относится к словацкой евангелической церкви; представлены греко-католическая (4%), реформатская (2%), православная и другие церкви. Ок. 16% населения не относят себя ни к одной церковной конфессии.
История Словакии
Славяне заселили территорию Словакии в сер. 1-го тыс. н.э. В 7 в. территория Словакии входила в состав государства Само — первого славянского государства, образованного союзом чешско-моравских племён; в 9 — нач. 10 вв. — в состав Великоморавской империи, раннефеодального государства западных славян. В 11 в. Словакия стала частью Венгерского королевства, в 16—17 вв.
присоединена к империи Габсбургов и оставалась в ее составе вплоть до распада Австро-Венгрии в 1918. Чехословацкая республика, в состав которой вошла и Словакия, была образована как самостоятельное государство 28 октября 1918, первым президентом Чехословакии стал Т. Масарик.
В марте 1939 Германия инспирировала провозглашение Словакии «самостоятельным государством», которое возглавил профашистский лидер Й. Тисо. В годы 2-й мировой войны Словакия участвовала в боевых действиях на стороне Германии. С 1939 в Словакии развернулось Движение сопротивления; антифашистское вооружённое восстание 1944 (т.н.
Словацкое национальное восстание) охватило 2/3 территории страны. Освобождение Чехии и Словакии в 1945 Советской армией позволило восстановить целостность и независимость Чехословакии.
С приходом к власти в феврале 1948 Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) и с провозглашением страны народно-демократической республикой были интенсифицированы экономические реформы, начатые в 1945—47 (их центральными мероприятиями выступали национализация промышленности и земельные реформы), осуществлён переход к централизованному планированию, взят курс на индустриализацию страны и кооперирование деревни. Президентом страны в 1948 избран председатель КПЧ К. Готвальд. Конституция 1960 утвердила новое название страны — Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР). В 1968 КПЧ, возглавляемая А. Дубчеком, взяла курс на обновление путём демократизации существующей политической и экономической системы: новый политический курс, обозначенный как «демократическая модель социализма», или «социализм с человеческим лицом», был принят апрельским 1968 пленумом ЦК КПЧ и закреплён в документе «Программа действий Коммунистической партии Чехословакии». Процесс демократизации политической и экономической системы ЧССР, получивший название «пражской весны», был оборван военной интервенцией 5 стран Организации Варшавского Договора в августе 1968 (спустя 20 лет советское правительство в своём заявлении от 4 декабря 1989 признало, что «вступление армий пяти социалистических стран в пределы Чехословакии в 1968 не было обоснованным, а решение о нём в свете всех известных теперь фактов было ошибочным»). С 1 января 1969 ЧССР в соответствии с новым Конституционным законом была преобразована в федеративное государство: Словакия стала одной из двух равноправных республик в составе федерации. В 1989 общественно-политический кризис, проявлением которого стали массовые выступления против правящего режима, а апогеем — ноябрьские события, получившие название «бархатной революции», привёл к падению коммунистического режима. Доминирующее положение в обществе заняли политическое движение Гражданский форум (ГФ) в Чехии и движение «Общественность против насилия» (ОПН) в Словакии. После победы ГФ и ОПН на парламентских выборах в июне 1990 был провозглашен курс на построение правового гражданского демократического общества, ускоренный переход к рыночной экономике, интеграцию с евроатлантическими структурами. Президентом Чехословакии был избран в дек. 1989 лидер ГФ В. Гавел. В апр. 1990 Федеральное собрание утвердило новое название страны — Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). Движение за демократическую Словакию (ДЗДС), победившее в Словакии на парламентских выборах 1992, выступило за преобразование ЧСФР в конфедерацию и предоставление Словакии международной правосубъектности; в июле 1992 словацким парламентом была принята Декларация о суверенитете Словацкой Республики. Соглашения между федеральными, чешскими и словацкими правительственными кругами о предоставлении Словакии автономии достичь не удалось, и 25 ноября 1992 Федеральное Собрание ЧСФР приняло Закон о прекращении существования Чехословацкой Федерации в ночь с 31 декабря 1992; государствами-правопреемниками ЧСФР стали Чешская Республика и Словацкая Республика. Обретя самостоятельность, Словакия подтвердила прежний курс в проведении политических реформ, продолжила рыночное реформирование, смягчив исходный сценарий реформы за счёт усиления регулирующей роли государства, декларировала в качестве своих внешнеполитических приоритетов интеграцию с ЕС и НАТО. Президентом Словакии был избран в феврале 1993 представитель ДЗДС М.Ковач. Центральной фигурой в словацкой политической истории 1990-х гг. стал В. Мечиар, лидер ДЗДС и премьер-министр Словакии в 1990—93 и 1994—98. В ноябре 2002 Словакия получила приглашение вступить в члены НАТО, в апреле 2003 подписала соглашение с ЕС о своём вступлении в полноправные члены этой организации.
Государственное устройство и политическая система Словакии
Источник: http://materiki.ru/slovakiya-istoriya-geografiya-i-ekonomika/