Лоренс Стерн. Подробная биография
Лоренс Стерн родился 24 ноября 1713 году в Кломнеле, Типперэри, Ирландия. Его отец, Роджер Стерн, был прапорщиком в британском полку, который к тому времени недавно вернулся из Дюнкерка. Полк Роджера был распущен в день рождения Стерна и уже через шесть месяцев семья вернулась в Йоркшир, на север Англии.
Первые десятилетия жизни Стерна были проведены в переездах с места на место, так как его отец получал назначения по всей Ирландии. В течение этого периода Стерны никогда не жили в одном месте более года.
Мать писателя с многочисленными ребятишками всюду следовала за пехотным полком и дети, лишённые нормального ухода и удобств, умирали один за другим. Выжил только Лоренс. В 1724 отец взял Стерна к своему богатому брату Ричарду, так что Стерн смог посещать гимназию вблизи Галифакса.
Лоренс больше никогда не видел своего отца, после того как Роджер Стерн был назначен исполнять должность на Ямайке, где умер от лихорадки в 1731.
Стерн был принят в колледж Иисуса в Кэмбридже в июле 1733 в возрасте 20 лет.
Его прадед Ричард Стерн был магистром в колледже, а также Архиепископом Йоркским. Стерн окончил колледж со степенью бакалавра искусств в январе и вернулся летом 1740-го, ему была присуждена степень магистра искусств.
Стерну, похоже, суждено было стать священником и он был посвящён в сан дьякона в марте 1737 и в сан священника в августе 1738. Вскоре после этого Стерн становится викарием, живя в Саттон-Форесте в Йоркшире (1713-1768).
Дядя Стерна втянул молодого пастора в парламентскую партийную борьбу. Сам дядя был виг и, зная литературные дарования племянника, уговорил его выступать со статьями-памфлетами в вигской газете «Йоркский газетчик».
В этих статьях Стерн в 1742 отрекся от своих прежних выступлений и на страницах торийской газеты «Йоркский курьер» поздравил партию противников с победой на выборах. «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», — процитировал Стерн латинскую поговорку в связи с этим отречением.
Противники Стерна любили припоминать этот факт как доказательство беспринципности Стерна.
Разумеется, в этих диаметрально противоположных выступлениях есть элемент подчеркнутого цинизма, но нельзя забывать и другое: Стерн, приняв недолгое участие в мышиной возне двух парламентских группировок, действительно почувствовал презрение к обеим и подчеркнул это своим открытым выступлением. Больше он не принимал участия в борьбе партий.
В 1741 Стерн женился на Элизабет Ламли. Оба они болели туберкулёзом. Впоследствии Стерн выполнял свои обязанности и в Силлингтоне и в Суттоне. Он также был пребендарием Йоркского министра.
Стерн жил в Саттоне около 20 лет, в течение этого времени он сохранил близкие отношения, которые начались с Кэмбриджа с Джоном Холл-Стивенсоном, остроумным и безупречным бонвиваном, владельцем Скелтон-Холла в районе Кливленда, Йоркшир.
Стерн проводил много времени в сельской местности, слушая ворчливую жену, и единственным развлечением его были книги.
У богатого соседа, помещика Стивенсона, который был университетским товарищем Стерна, имелась прекрасная библиотека, благодаря которой Лоренс стал образованнейшим человеком своего времени. В замке Стивенсона, получившем прозвище «Замка безумцев», часто устраивались весёлые пирушки.
Их участники называли себя «одержимыми» и во главе с гостеприимным хозяином пытались руководствоваться раблезианским принципом «Делай, что хочешь». По вечерам они рассказывали друг другу вымышленные истории, построенные без особого соблюдения «здравого смысла».
В этой обстановке шлифовались талант и остроумие Стерна. Но если хозяин и большинство гостей могли позволить себе эту беззаботную жизнь, то неимущему пастору приходилось вновь и вновь возвращаться в свой дом, к составлению проповедей и церковным службам.
Живя в сельской местности, будучи не в состоянии дополнить свой доход как фермер и бороться с туберкулёзом, Стерн начал работу над своим самым знаменитым романом «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», первый том которого был опубликован в 1759. Стерн работал над романом в течение года.
За это время умирает его мать, жена серьёзно болеет, и он сам болен чахоткой. Публикация «Тристрама Шенди» сделала его знаменитым в Лондоне и на всем континенте. Он был в восторге от внимания, и каждый год проводил немного времени в Лондоне, прославляясь все больше и больше, как только появлялись новые тома его книг.
В самом деле, барон Фауконберг наградил Стерна, назначив его в качестве вечного викария Коксволда, Северный Йоркшир.
Семь лет Стерн работал над романом «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», который так и остался незаконченным.
Но Стерн публиковал его между 1760 и 1767 по частям, первоначально в Йорке, потом, когда роман уже завоевал славу, в Лондоне.
Более стройно «Sentimental journey through France and Italy» (Лондон, 1768), написанное Стерном после действительно совершенного им путешествия: это сочинение, по которому получило название «сентиментальное» направление в литературе, представляет собой изображение любовных похождений путешественника, чередующееся с изложением волнующих его чувств. Кроме того, Стерн издал много томов «Sermons» (1760 и след.) После его смерти вышли его «Letters to his most intimate friends» (1775) и переписка его с Элизой (Елизаветой Дрэнер) — дамой, с которой Стерн долгое время находился в близких отношениях.
Лоренс Стерн умер 18 марта 1768 года в Лондоне после нескольких лет борьбы с туберкулёзом.
Биография
Произведения
Критика
Ключевые слова: Лоренс Стерн, Laurence Sterne, биография Лоренса Стерна, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, английская литература 18 в., английские писатели 18 в., жизнь и творчество Лоренса Стерна, эпоха Просвещения
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20171115-biografiya-lorensa-sterna
12. Лоренс Стерн » Шпоры для студентов
Творчество Лоренса Стерна венчает и завершает развитие английского сентиментализма и подготавливает почву для романтизма и критического реализма XIX в.
Рамки сентиментализма были тесны Стерну. Глубокий интерес к миру чувств сочетается у него с разрушительной иронией. Язвительно-сатирический смех приходит в столкновение со свойственной сентиментализму чувствительностью. С полным основанием Стерна называют создателем сентиментально-юмористического романа.
Смех Стерна перекликается с сатирой Свифта. Стерн выступает против рационалистического стремления изучать и изображать «человека вообще», против отвлеченных рассуждений и твердо установленных правил. Стерн не доверяет идее разумности мира и человека. Он во всем сомневается, все подвергает анализу.
Предметом своего анализа он делает человеческую натуру, объектом изображения – сложный мир человеческих чувств и эмоций. С не меньшим энтузиазмом углубляется Стерн в самоанализ. Субъективно-лирическое начало занимает в его романах важное место.
Наблюдения и исследования Стерна в своем конечном итоге ведут к мысли о неразумности и пошлости буржуазного бытия.
Лоренс Стерн был сыном офицера. После окончания Кембриджского университета он принял духовный сан и стал священником в небольшой деревушке близ Йорка. Здесь он прожил более двадцати лет и переехал в Лондон, уже завоевав литературное признание.
Непродолжительное участие в политической жизни на стороне партии вигов убедило Стерна в беспринципности действий парламентариев и породило в нем неприязнь к борьбе парламентских группировок. В начале 60-х годов Стерн совершил путешествие по Франции и Италии.
Во Франции он познакомился с Дидро, Гольбахом и другими энциклопедистами.
Литературное наследие Стерна невелико. Оно включает всего два романа, каждый из которых не является полностью законченным. Первый роман – «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman, 1760-1767), второй – «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (A Sentimental Journey Through France and Italy, 1768).
«Тристрам Шенди» — произведение необычное, «чрезвычайно своеобразное и во многих отношениях экстравагантное»1. Понять его своеобразие можно, учитывая то обстоятельство, что Стерн создавал не просто роман, а роман-пародию на произведения своих предшественников.
Стерн дает своему роману традиционное для XVIII в. название – «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», подчеркивая этим самым свое намерение рассказать о жизни героя, чье имя он, согласно традиции, включает в название произведения.
Однако слово «мнения», заменившее обычное для названий романов Филдинга слово «приключения», позволяет уже с самого начала понять, что интересы автора связаны не столько с внешними событиями жизни героя, сколько с его восприятием этих, событий и его мнениями о них.
Из дальнейшего становится очевидно, что собственно о жизни героя в романе не говорится: на протяжении нескольких первых книг рассказывается о предыстории его появления на свет, а к концу повествования ему исполняется только пять лет. Но вместе с тем образ Тристрама Шенди присутствует в романе.
Правда, ничего определенного о его характере, круге интересов и знакомств, о его занятиях сказать нельзя. Представление о Три-страме Шенди можно составить лишь из отдельных намеков, деталей, содержащихся в многочисленных отступлениях, беглых и часто противоречивых замечаний.
Композиция стерновского произведения также является откровенным вызовом общепринятым принципам построения романа XVIII в. Стерн нарушает обычные формы повествования.
Например, посвящение, которое принято предпосылать произведению, он помещает в середине романа; нарушает последовательность в нумерации глав; внезапно прерывая повествование, оставляет пустыми некоторые страницы; нарушается и последовательность в изложении событий.
Писатель увлекается отступлениями и с присущей ему иронией замечает: «Словом, произведение мое отступательное, но и поступательное в одно и то же время». И этот «отступательно-поступательный» принцип выдержан до конца.
В «Тристраме Шенди» изображены члены семейства Шенди и передана атмосфера жизни в имении Шенди-Холл. На первый план выступают фигуры братьев Вальтера и Тобн Шенди – отца и дяди Тристрама.
Рядом с ними – жена Вальтера, капрал Трим, пастор Йорик, доктор Слоп, Тристрам, от лица которого ведется повествование, и, конечно, сам автор – Лоренс Стерн, чье присутствие ощущается на каждой странице романа.
Семейная тема в английской литературе уже освещалась в романах Ричардсона. Стерн все это переосмысливает и переоценивает, не допуская ни малейшей идеализации. Под его пером буржуазное существование предстает как фарс. «Тристрам Шенди» – пародия на семейно-бытовой роман.
Провинциальный сквайр Вальтер Шенди, разбогатевший на торговле, предстает перед нами как личность во всех отношениях незначительная. Он всецело погружен в мелочные расчеты и семейные дрязги, он самовлюблен и эгоистичен. Иронический комментарий писателя беспощадно разрушает мнимое величие Вальтера Шенди, обнаруживая его суетность и тщеславие.
Самым «стерновсхим» героем является дядя Тоби. Его образ противостоит образу Вальтера Шенди. Дядя Тоби – герой чувствующий. Он отзывчив и добр, прост и искренен. И хотя его жизнь столь же пуста, как и существование Вальтера Шенди, Стерн пишет о нем с мягким юмором. Ему импонирует доброе сердце и отзывчивая душа этого милого и странного чудака.
Если Вальтер Шенди кичится своей мнимой ученостью, то дядя Тоби предается игре. Он тешит старость игрой в войну. На поляне сооружаются военные крепости, ведется их осада. В пылу «сражений» дядя Тоби ощущает себя героем. Военное дело – его «конек» (nobby-horse).
Теме «конька» в романе Стерна принадлежит очень важное место, точно так же, как и образам чудаков.
Именно в чудачествах во всей полноте и проявляется человеческая натура: «Когда человек отдает себя во власть господствующей над ним страсти, – или, другими словами, когда его конек закусывает удила, – прощай тогда трезвый рассудок и осмотрительность!» Стерн убежден, что, не зная склонностей человека, его «конька», нельзя представить себе его характер.
«Конек», или «господствующая страсть», определяет поведение многих героев Стерна. «Конек» – это способ уйти от унылого однообразия повседневности, от трезвой расчетливости буржуа, от его удручающего практицизма. Эту способность отдаться какому-либо необычному увлечению Стерн определяет словом «шендизм».
Главное действующее лицо романа – сам автор. Его образ сложен и динамичен. Личность автора определяет тональность повествования. Автор не только иронизирует над героями своего романа, он беседует с «проницательными» читателями и смеется над ними. Субъективно-лирическое начало в произведении Стерна играет важную роль; так будет впоследствии и у романтиков.
Роман не завершен. Итальянские эпизоды Стерн написать не успел. 6 История английской литературы
Роман «Сентиментальное путешествие» продолжает магистральную линию творческих исканий Стерна. Уже в самом названии его сформулирована художественная программа писателя.
Путешествие пастора Йорика по Франции1 – это путешествие «сентиментальное», и потому было бы напрасным искать в его описании точные факты или определенные события. Стерн передает движение душевной жизни своего героя – натуры восприимчивой и чувствительной.
«О, милая чувствительность! – восклицает Стерн. – Неисчерпаемый источник всего драгоценного в наших радостях и всего возвышенного в наших горестях!» Основная сфера интересов Стерна-романиста – изображение мира чувств.
Первостепенное значение приобретает то, каким образом воспринимает Йорик увиденное, какие ассоциации рождает у него та или иная встреча, то или иное впечатление.
Образ пастора Йорика, перешедший из романа «Тристрам Шенди», становится в «Сентиментальном путешествии» основным, сливаясь с образом автора. Имя Йорика появляется в произведениях Стерна не случайно, оно имеет определенную литературную традицию: это имя умершего шута из трагедии Шекспира «Гамлет».
Йорик обладает даром едкой насмешки, и вместе с тем он – шут, развлекающий людей. Натура Йорика противоречива, переживаемые им чувства многообразны.
Стерн прослеживает, как гордость взаимодействует с осторожностью, как лицемерие прикрывает скупость, любопытство одерживает верх над осмотрительностью и эгоизм торжествует над всем остальным. Любое чувство, зарождающееся и развивающееся в душе Йорика, для Стерна значительно.
И вместе с тем подобный подход влечет за собой проявляющееся в романе стремление низвести подлинно большое и важное на уровень незначительного. Субъективизм становится основным принципом в подходе к явлениям.
На основании романа Стерна нельзя составить впечатление о жизни Франции, ее достопримечательностях, ее природе. Для «сентиментального путешественника» Йорика важны прежде всего его ощущения. И потому рассуждения Йорика об узниках, заключенных в Бастилии, и его монолог о рабстве и свободе занимают ничуть не больше места, чем его замечания по любому другому вопросу.
В то же время на страницах романа встречаются выпады в адрес французских аристократов, намеки на несправедливость общественного строя Франции. Демократизм Стерна проявился в образах простых людей Франции – лакея Да Флера, бедного крестьянина, молодой девушки Марии, потерявшей рассудок от любви.
Творчество Стерна отразило характерные особенности сентиментализма на позднем этапе его развития – отрицание разумности буржуазных форм жизни, противопоставление им мира чувств и скептицизм в восприятии окружающего.
Источник: http://shporiforall.ru/shpory/zarubezhnojj-literature-11-po-20-veka/12-lorens-stern.html
СТЕРН, ЛОРЕНС | Великие исторические личности
Май 18, 2012 Опубликовано Май 18, 2012 в Новости
СТЕРН, ЛОРЕНС (Sterne, Laurence) (1713-1768), английский романист.
Самое значительное его произведение, Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена , было предвестником романа «потока сознания» в литературе 20 в. Родился 24 ноября 1713 в Клонмеле (Ирландия). В годы его детства семья перемещалась по Англии и Ирландии, следуя за отцом, армейским прапорщиком.
Затем мальчика определили в школу поблизости от Галифакса. В 1733 при содействии двоюродного брата Р.Стерна он был зачислен стипендиатом в Джизас-колледж Кембриджского университета. Получил степени бакалавра (1736) и магистра искусств (1740); был рукоположен в диаконы (1736) и в священники (1738).
В том же году стал викарием в Саттоне, а затем благодаря влиянию своего дяди Ж.Стерна, влиятельного в Йорке священнослужителя, — пребендарием в Йоркском кафедральном соборе (1738).
Стерн без особого рвения служил в своем приходе, недолго, но весьма деятельно участвовал в политической жизни Йорка на стороне вигов, безуспешно пробовал себя в фермерстве и предавался любимым занятиям — рисованию, музыке, чтению. В его проповедях, созданных в эти годы и впоследствии опубликованных, уже заметно прославившее его своеобразие стиля.
Домашняя жизнь Стерна в эти годы складывалась неблагополучно из-за его романических увлечений и психической неуравновешенности жены; вдобавок вдовствующая мать и сестра предъявляли неумеренные, по его скромным доходам, денежные требования. Эти обстоятельства сильно повредили его репутации в глазах будущих биографов.
Между тем здоровье Стерна было подорвано туберкулезом, участились кровотечения, начавшиеся еще в Кембридже. К этому времени он уже попробовал себя в сатирическом жанре, написав небольшой памфлет Политический роман ( A Political Romance ,1759), поводом для которого послужили склоки в церковных кругах Йорка.
Памфлет вскоре изъяли, но Стерн, обнаружив в себе литературный дар, взялся писать Тристрама Шенди — поначалу как сатирическую «смесь» (miscellany). Вышедшие в начале 1760 первые два тома покорили Лондон, и приехавший в столицу автор стал литературной знаменитостью сезона. Триумфы повторялись и в последующие частые наезды Стерна в Лондон.
Очередные двухтомные выпуски романа вышли в январе и декабре 1761, в 1765; и последний, 9-й том — в 1767. Собрания Проповедей Йорика ( Sermons of Mr. Yorick ) выходили в 1760, 1766 и 1769 (посмертное издание).
Успех ждал Стерна и в светском обществе континентальной Европы, куда он выезжал на лечение в 1762-1764 и 1765-1766. Его чествовали в Париже, затем писатель долго жил на юге Франции и ездил в Италию.
Материалы этих путешествий вошли в 7-й том Тристрама Шенди и легли в основу последней книги Стерна, Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии ( A Sentimental Journey through France and Italy by Mr. Yorick ).
Умер Стерн в Лондоне 18 марта 1768.
Шедевром Стерна безоговорочно признан Тристрам Шенди ( Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman ).
На первый взгляд роман представляется хаотической мешаниной занятных и драматических сцен, мастерски очерченных характеров, разнообразных сатирических выпадов и ярких, остроумных высказываний вперемежку с многочисленными типографскими трюками (указующие пальцы на полях, зачерненная («траурная») страница, обилие многозначительных курсивов).
Рассказ постоянно уходит в сторону, перебивается забавными и порою рискованными историями, каковые щедро доставляет широкая начитанность автора. Отступления составляют ярчайшую примету «шендианского» стиля, объявляющего себя свободным от традиций и порядка. Критика (прежде всего С.Джонсон) резко осудила писательский произвол Стерна.
На деле же план произведения был продуман и составлен куда более внимательно, чем казалось современникам и позднейшим викторианским критикам. «Писание книг, когда оно делается умело, — говорил Стерн, — равносильно беседе», и, рассказывая «историю», он следовал логике живого, содержательного «разговора» с читателем. Подходящее психологическое обоснование он нашел в учении Дж.
Локка об ассоциации идей. Помимо разумно постигаемой связи идей и представлений, отмечал Локк, бывают их иррациональные связи (таковы суеверия). Стерн разбивал крупные временные отрезки на фрагменты, которые затем переставлял, сообразуясь с умонастроением своих персонажей, от этого его произведение — «отступательное, но и поступательное в одно и то же время».
Герой романа Тристрам — вовсе не центральный персонаж, поскольку вплоть до третьего тома он пребывает в зародышевом состоянии, затем, в период раннего детства, возникает на страницах от случая к случаю, а завершающая часть книги посвящена ухаживанию его дядюшки Тоби Шенди за вдовой Водмен, вообще имевшему место за несколько лет до рождения Тристрама. «Мнения» же, упомянутые в заголовке романа, по большинству принадлежат Вальтеру Шенди, отцу Тристрама, и дядюшке Тоби. Любящие братья, они в то же время не понимают друг друга, поскольку Вальтер постоянно уходит в туманное теоретизирование, козыряя древними авторитетами, а не склонный к философии Тоби думает только о военных кампаниях.
Комическое преобладает в Тристраме Шенди , однако ближе к концу романа, в угоду читательским ожиданиям, сатиру и задорный смех первых томов потеснили патетический тон и сентиментальные эпизоды (отступление о Лефевре в шестом томе и образ добрейшего дядюшки Тоби).
«Чувствительность» (не без оглядки на С.Ричардсона) Стерн еще более усилил в Сентиментальном путешествии. Внешне оно организовано лучше, чем Тристрам Шенди , — это короткие рассказы о путешествии по Франции (писатель не успел закончить раздел, посвященный Италии).
Его роман дал название новому литературному направлению — сентиментализму.
Читатели-современники объединяли Стерна с Рабле и Сервантесом, которым он открыто следовал, а позже выяснилось, что он был предвестником таких писателей, как Дж.Джойс, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер, с их методом «потока сознания».
Источник: http://www.krugosvet.ru
Источник: http://history-persons.ru/2012/05/stern-lorens/
СТЕРН, ЛОРЕНС
СТЕРН, ЛОРЕНС (Sterne, Laurence) (1713–1768), английский романист. Самое значительное его произведение, Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена, было предвестником романа «потока сознания» в литературе 20 в. Родился 24 ноября 1713 в Клонмеле (Ирландия).
В годы его детства семья перемещалась по Англии и Ирландии, следуя за отцом, армейским прапорщиком. Затем мальчика определили в школу поблизости от Галифакса. В 1733 при содействии двоюродного брата Р.Стерна он был зачислен стипендиатом в Джизас-колледж Кембриджского университета.
Получил степени бакалавра (1736) и магистра искусств (1740); был рукоположен в диаконы (1736) и в священники (1738). В том же году стал викарием в Саттоне, а затем благодаря влиянию своего дяди Ж.
Стерна, влиятельного в Йорке священнослужителя, – пребендарием в Йоркском кафедральном соборе (1738).
Стерн без особого рвения служил в своем приходе, недолго, но весьма деятельно участвовал в политической жизни Йорка на стороне вигов, безуспешно пробовал себя в фермерстве и предавался любимым занятиям – рисованию, музыке, чтению. В его проповедях, созданных в эти годы и впоследствии опубликованных, уже заметно прославившее его своеобразие стиля.
Домашняя жизнь Стерна в эти годы складывалась неблагополучно из-за его романических увлечений и психической неуравновешенности жены; вдобавок вдовствующая мать и сестра предъявляли неумеренные, по его скромным доходам, денежные требования.
Эти обстоятельства сильно повредили его репутации в глазах будущих биографов. Между тем здоровье Стерна было подорвано туберкулезом, участились кровотечения, начавшиеся еще в Кембридже.
К этому времени он уже попробовал себя в сатирическом жанре, написав небольшой памфлет Политический роман (A Political Romance,1759), поводом для которого послужили склоки в церковных кругах Йорка.
Памфлет вскоре изъяли, но Стерн, обнаружив в себе литературный дар, взялся писать Тристрама Шенди – поначалу как сатирическую «смесь» (miscellany). Вышедшие в начале 1760 первые два тома покорили Лондон, и приехавший в столицу автор стал литературной знаменитостью сезона.
Триумфы повторялись и в последующие частые наезды Стерна в Лондон. Очередные двухтомные выпуски романа вышли в январе и декабре 1761, в 1765; и последний, 9-й том – в 1767. Собрания Проповедей Йорика (Sermons of Mr. Yorick) выходили в 1760, 1766 и 1769 (посмертное издание).
Успех ждал Стерна и в светском обществе континентальной Европы, куда он выезжал на лечение в 1762–1764 и 1765–1766. Его чествовали в Париже, затем писатель долго жил на юге Франции и ездил в Италию.
Материалы этих путешествий вошли в 7-й том Тристрама Шенди и легли в основу последней книги Стерна, Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии (A Sentimental Journey through France and Italy by Mr.
Yorick). Умер Стерн в Лондоне 18 марта 1768.
Шедевром Стерна безоговорочно признан Тристрам Шенди (Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman).
На первый взгляд роман представляется хаотической мешаниной занятных и драматических сцен, мастерски очерченных характеров, разнообразных сатирических выпадов и ярких, остроумных высказываний вперемежку с многочисленными типографскими трюками (указующие пальцы на полях, зачерненная («траурная») страница, обилие многозначительных курсивов).
Рассказ постоянно уходит в сторону, перебивается забавными и порою рискованными историями, каковые щедро доставляет широкая начитанность автора. Отступления составляют ярчайшую примету «шендианского» стиля, объявляющего себя свободным от традиций и порядка. Критика (прежде всего С.Джонсон) резко осудила писательский произвол Стерна.
На деле же план произведения был продуман и составлен куда более внимательно, чем казалось современникам и позднейшим викторианским критикам. «Писание книг, когда оно делается умело, – говорил Стерн, – равносильно беседе», и, рассказывая «историю», он следовал логике живого, содержательного «разговора» с читателем. Подходящее психологическое обоснование он нашел в учении Дж.
Локка об ассоциации идей. Помимо разумно постигаемой связи идей и представлений, отмечал Локк, бывают их иррациональные связи (таковы суеверия). Стерн разбивал крупные временные отрезки на фрагменты, которые затем переставлял, сообразуясь с умонастроением своих персонажей, от этого его произведение – «отступательное, но и поступательное в одно и то же время».
Герой романа Тристрам – вовсе не центральный персонаж, поскольку вплоть до третьего тома он пребывает в зародышевом состоянии, затем, в период раннего детства, возникает на страницах от случая к случаю, а завершающая часть книги посвящена ухаживанию его дядюшки Тоби Шенди за вдовой Водмен, вообще имевшему место за несколько лет до рождения Тристрама. «Мнения» же, упомянутые в заголовке романа, по большинству принадлежат Вальтеру Шенди, отцу Тристрама, и дядюшке Тоби. Любящие братья, они в то же время не понимают друг друга, поскольку Вальтер постоянно уходит в туманное теоретизирование, козыряя древними авторитетами, а не склонный к философии Тоби думает только о военных кампаниях.
Комическое преобладает в Тристраме Шенди, однако ближе к концу романа, в угоду читательским ожиданиям, сатиру и задорный смех первых томов потеснили патетический тон и сентиментальные эпизоды (отступление о Лефевре в шестом томе и образ добрейшего дядюшки Тоби). «Чувствительность» (не без оглядки на С.
Ричардсона) Стерн еще более усилил в Сентиментальном путешествии. Внешне оно организовано лучше, чем Тристрам Шенди, – это короткие рассказы о путешествии по Франции (писатель не успел закончить раздел, посвященный Италии). Его роман дал название новому литературному направлению – сентиментализму.
Читатели-современники объединяли Стерна с Рабле и Сервантесом, которым он открыто следовал, а позже выяснилось, что он был предвестником таких писателей, как Дж.Джойс, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер, с их методом «потока сознания».
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/STERN_LORENS.html
Лоренс Стерн: “Тристрам Шенди” и другие произведения, биография
Лоренс Стерн (1713-1768) – английский писатель. Получил образование в Кембридже, где стал приверженцем философии Локка и где зародилась продолжавшаяся всю его жизнь дружба с Холл-Стивенсоном, который, как полагают, послужил прототипом Евгения. Стал духовным лицом и получил приход в Саттон-он-Форест в графстве Йоркшир в 1738. В 1741 женился на Элизабет Ламли.
В 1759 приступил к работе над романом “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (Tristram Shandy), I и II книги которого начали публиковаться в том же году. Это сочинение принесло ему известность и успех, несмотря на то, что С. Джонсон, Ричардсон, Голдсмит и другие подвергли его критике с точки зрения литературных достоинств и вопросов нравственности
Он отправился в Лондон, где в его честь устраивались пышные приемы, Рейнолдс написал его портрет, а сам он был приглашен ко двору.
Выпустил в свет “Проповеди Йорика” (The Sermons of Mr Yorick, 1760), книгу, название которой вызвало небольшой скандал, а в 1761 — четыре следующих тома “Тристрама Шенди”. Между тем здоровье Лоренса Стерна продолжало ухудшаться.
В 1762 в надежде на выздоровление он с женой и дочерью отправился во Францию. Стерн вернулся в Англию один в 1764, а в 1765 вышли VII и VIII книги “Тристрама Шенди”.
В 1767 — IX книга В 1765 Лоренс Стерн вернулся во Францию и совершил восьмимесячное путешествие по Франции и Италии, которое, несомненно, легло в основу ’”Сентиментального путешествия по Франции и Италии” (1768). В 1767 вышли следующие два тома проповедей. В 1767 Стерн знакомится и влюбляется в Элизабет Дрейпер и начинает свой “Дневник для Элизы”. Он умирает от туберкулеза в Лондоне в марте 1768.
После смерти Стерна появился поток подделок, включая еще один том “Тристрама Шенди”, “Посмертно опубликованные сочинения” (Posthumous Works) и написанное неким “Евгением” (личность автора не установлена, однако доподлинно известно, что она не принадлежит Холл-Стивенсону) продолжение “Сентиментального путешествия”.
Лоренс Стерн — признанный новатор, обладающий в высшей степени самобытным талантом, и в нем видят главного вдохновителя применения техники потока сознания, к которой позднее обратилась череда писателей. В “Тристраме Шенди” он признает, что обязан этим философии Локка.
На протяжении всего повествования он пародирует разрабатываемые условности все еще новой жанровой формы “романа”, а также стоящих перед ним проблем воссоздания реальности, времени и пространства.
Его язвительная, остроумная манера, часто граничащая с непристойностью, уравновешивается чувством, с которым он описывает радости и абсурдность жизни.
Источник: Путеводитель по английской литературе. / Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер/Пер. с англ.: – М.: ОАО Издательство “Радуга”, 2003
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/lorens_stern_tristram_shendi_i_drugie_proizvedenija_biografija/62-1-0-148
Стерн Лоренс
Laurence Sterne
Английский писатель
Родился 24 ноября 1713г. в Клонмеле (Ирландия). В годы его детства семья перемещалась по Англии и Ирландии, следуя за отцом, армейским прапорщиком. Затем мальчика определили в школу поблизости от Галифакса.
1733 – Стерна зачисляют стипендиатом в Джизас-колледж Кембриджского университета.
1736 – он получает степень бакалавра. В этом же году рукоположен в диаконы.
1738 – Стер рукоположён в священники и становится викарием в Саттоне, а затем благодаря влиянию своего дяди Ж.Стерна, влиятельного в Йорке священнослужителя, – пребендарием в Йоркском кафедральном соборе (пребендарий – церковный чин, пользующийся доходами от церковных владений и податей).
1740 – получает степень магистра искусств.
1741-1742 – Стерн – сотрудник газеты «The York Gazetteer» («Йоркширский газетчик»).
1759 – Стерн пишет памфлет «Политический роман» (A Political Romance), поводом для которого послужили склоки в церковных кругах Йорка.
Памфлет вскоре изымают, но Стерн, обнаружив в себе литературный дар, начинает писать «Тристрама Шенди» – поначалу как сатирическую «смесь» (miscellany).
1760 – выходят первые два тома романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman), сделавшие автора знаменитым.
Это произведение, одновременно и продолжающее традиции просветительского семейно-бытового романа, и полностью их отрицающее: к концу 9-ого тома автор доводит биографию своего героя лишь до 5-летнего возраста, отказывается от связного построения, логического чередования глав, вводит бесчисленные отступления, беседы с читателем.
1761 – выходят следующие части романа «Тристрама Шенди».
1762–1764 – Стерн выезжает в Европу на лечение от туберкулеза.
1765 – выходят следующие части романа «Тристрама Шенди».
1765-1766 – Стерн приезжает в Париж, затем живёт на юге Франции и посещает Италию.
1767 – выходит последний, 9-й том «Тристрама Шенди» и «Дневник для Элизы».
1768 – Стерн работает над романом «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии» (A Sentimental Journey through France and Italy by Mr. Yorick), в котором отразились впечатления писателя от путешествий по Европе.
Однако автора в романе не столько интересует, что увидел путешественник, сколько то, как он воспринял увиденное.
«Сентиментальное путешествие», подобно «Тристраму Шенди», становится путешествием во внутренний мир героя, раскрывающим его духовные качества, слабости и достоинства, противоречивость характера и важность сиюминутных впечатлений для его формирования. Роман остался незавершённым.
18 марта 1768 – Стерн умер в Лондоне.
1769 – выходит последнее, посмертное издание «Проповедей Йорика» (Sermons of Mr. Yorick, первые два вышли в 1760 и 1766гг.) и собрание писем.
Читатели-современники объединяли Стерна с Рабле и Сервантесом, которым он открыто следовал.
Творчество Стерна получило широкий отклик за пределами Англии, оказав большое влияние на европейскую литературу, в частности на литературу Германии и России.
Одним из примеров такого влияния могут служить «Письма русского путешественника» Карамзина (1801). Отклики на творчество Стерна встречаются у Пушкина и Гоголя, у многих русских авторов второй половины XIX столетия.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/stern_lorens/
Краткое содержание Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена – Стерн Лоренс
Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена Краткое содержание романа В начале повествования рассказчик предупреждает читателя, что в своих заметках не будет придерживаться никаких правил создания литературного произведения, не будет соблюдать законы жанра и придерживаться хронологии.
Тристрам Шенди появился на свет пятого ноября 1718 г., но злоключения его, по собственному его утверждению, начались ровно девять месяцев назад, во время зачатия, так как матушка, знающая о необыкновенной пунктуальности отца, в самый неподходящий момент осведомилась, не забыл ли он завести часы.
Герой горько сожалеет, что родился “на нашей шелудивой и злосчастной земле”, а не на Луне или, скажем, на Венере. Трисграм подробно рассказывает о своей семье, утверждая, что все Шенди чудаковаты. Много страниц он посвящает своему дяде Тоби, неутомимому вояке, странностям которого положило начало ранение в пах, полученное им при осаде Намюра.
Этот джентльмен четыре года не мог оправиться от своей раны. Он раздобыл карту Намюра и, не вставая с постели, разыгрывал все перипетии роковой для него битвы.
Его слуга Трим, бывший капрал, предложил хозяину отправиться в деревню, где тот владел несколькими акрами земли, и на местности возвести все фортификационные сооружения, при наличии которых дядюшкино увлечение получило бы более широкие возможности.
Проезжая через Аангедок, Шенди убеждается в живой непринужденности местных жителей. Танцующие крестьяне приглашают его в свою компанию. “Проплясав через Нарбонну, Каркасон и Кастельнодарн”, он берет перо, чтоб снова перейти к любовным похождениям дяди Тоби. Далее следует подробное описание приемов, с помощью которых вдова Водмен покоряет наконец его сердце.
Отец Шенди, пользовавшийся славой знатока женщин, пишет наставительное письмо брату о природе женского пола, а капрал Трим, в этой же связи, рассказывает хозяину о романе своего брата с вдовой еврея-колбасника.
Роман кончается оживленным разговором о быке слуги Обадии, и на вопрос матери Шенди: “Что за историю они рассказывают?” Йорик отвечает: “Про Белого Бычка, и одну из лучших, какие мне доводилось слышать”.
(No Ratings Yet)
Loading…
Києво-печерська лавра опис.
Ви зараз читаєте: Краткое содержание Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена – Стерн Лоренс« Любовь в произведениях И. А. БунинаМистецька творчість Анатолія Кичинського »
Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-zhizn-i-mneniya-tristrama-shendi-dzhentlmena-stern-lorens/
Отто Штерн – Биография
ШТЕРН (Stern), Отто
17 февраля 1888 г. – 17 августа 1969 г.
Нобелевская премия по физике, 1943 г.
Немецко-американский физик Отто Штерн родился в Сорау (ныне Зори, Польша) и был старшим из пяти детей Оскара Штерна и Евгении Штерн (в девичестве Розенталь). Родители Штерна происходили из богатых семей, составивших состояния на мукомольном деле и торговле зерном.
Когда мальчику исполнилось четыре года, семья переехала в Бреслау (Вроцлав). Там же, в Бреслау, Отто оканчивает государственную начальную и среднюю школу. Мальчик учится легко, жадно усваивая знания, родители всячески поощряют его к чтению.
По окончании школы Штерн, будучи финансово независимым благодаря состоянию его родителей, проводит несколько лет, изучая естественные науки под руководством преподавателей из Фрейбургского, Мюнхенского и других университетов. Докторскую диссертацию по физической химии Штерн защищает в 1912 г. в университете Бреслау.
Еще в годы учебы Штерн устанавливает контакты с отдельными ведущими физиками и химиками того времени. Лекции Арнольда Зоммерфельда обостряют его интерес к теоретической физике, а лекции Отто Луммера и Эрнста Прингсхейма – к физике экспериментальной.
Однако чтение работ Людвига Больцмана, Рудольфа Клаузиуса и Вальтера Нернста по молекулярной теории, статистической механике и термодинамике производит на него столь сильное впечатление, что он избирает для своих исследований область физической химии, тем более что любимые профессора физико-химического факультета университета Бреслау, Отто Сакур и другие, вели активные исследования именно в этой области.
Пользуясь связью Сакура с Фрицем Габером, другом Альберта Эйнштейна, Штерн в 1912 г. заручается согласием последнего стать руководителем его аспирантской работы в Пражском университете. От Эйнштейна он узнает немало нового о последних событиях в физике, и они вместе пишут статью. Когда Эйнштейн на следующий год переезжает в Цюрих, Штерн следует за ним. Работая с Эйнштейном, он становится приват-доцентом (внештатным лектором) федерального училища в Цюрихе. С началом первой мировой войны Штерна призывают в германскую армию и посылают в Польшу в составе метеорологического отряда, занимавшегося наблюдениями за погодой. Необременительные обязанности позволяют ему продолжать теоретические исследования, в частности работу, начатую совместно с Нернстом. Он применяет квантовую теорию и статистическую механику к проблемам термодинамики и даже публикует статью. Позднее во время войны Штерн и ряд других ученых были переведены в лабораторию Нернста в Берлинском университете, где выполняли различные исследования по поручению военного министерства. В Берлине Штерн работает с Максом Борном, Джеймсом Франком, Максом Фольмером и другими. Под влиянием бесед с искусными экспериментаторами Франком и Фольмером интересы Штерна перемещаются из области теоретических исследований с сферу эксперимента.
После войны Борн становится директором Института теоретической физики Франкфуртского университета и приглашает Штерна на должность своего ассистента. Штерн публикует вместе с Борном теоретическую работу о поверхностной энергии твердых тел, но вскоре его захватывает проблема экспериментального подтверждения теории молекулярного движения, развитой еще в середине XIX в. Известный шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, исходя из теоретических соображений, показал, что молекулы газа находятся в непрерывном хаотическом движении, и вывел форму для распределения их скоростей. Результаты Максвелла получили всеобщее признание, но не были непосредственно подтверждены экспериментально. Штерн решает воспользоваться методом молекулярных пучков, изобретенным французским физиком Луи Дюнойе в 1911 г.
Спроектированная Штерном экспериментальная установка состояла из небольшой печи, испарявшей атомы серебра из металлического образца (молекулы паров серебра содержат лишь по одному атому), щели, через которую атомы, двигавшиеся в направлении разреза, попадали в вакуумную камеру, и еще одной щели, расположенной дальше от выходного отверстия печи в створе с первой щелью и позволявшей еще более диафрагмировать поток атомов, вырезав из него тонкий пучок. Расположив в створе две щели, отстоящие друг от друга на некотором расстоянии, Штерн тем самым создал условия, при которых атомы, прошедшие через обе щели, имели одно и то же направление скорости, а разреженность газа в вакуумной камере уменьшала вероятность столкновений, а тем самым отклонение атомов и рассеяние пучка. Скорости атомов, прошедших сквозь вторую щель, и количество атомов, имевших ту или иную скорость, измерялись различными способами. Один из методов, хотя и не самый точный, состоял в том, чтобы поместить на пути пучка зубчатые колеса. При вращении колес атомы, успевшие проскочить между зубцами первого колеса, могли пройти между зубцами второго колеса только в том случае, если зазор между этими зубцами оказывался на линии их полета. Зная ширину зазора, скорость вращения и расстояние между колесами, Штерн мог вычислить скорость атомов, проходящих между ними. Измерения, завершенные в 1920 г. (и уточненные в последующие годы), подтвердили теоретические предсказания.
Метод Штерна оказался мощным средством наблюдения невидимых частиц с помощью сравнительно грубых лабораторных приборов, но требовал искуснейшего мастерства от экспериментатора. Он обратился к своему коллеге по Франкфурту Вальтеру Герлаху с просьбой помочь исследовать с помощью того же метода магнитные моменты атомов. Поскольку атомы содержат движущиеся электрически заряженные частицы, а движение заряженных частиц есть не что иное, как электрический ток, то атомы ведут себя как крохотные магниты (как ток в катушке, создающей магнитное поле в электромагните). Магнитный момент определяет интенсивность и направление магнитного поля. Классическая физика считает, что магнитный момент может иметь любое направление. Зоммерфельд, исходя из квантовой теории, предсказал, что магнитный момент может иметь относительно внешнего поля только два направления: совпадать с направлением внешнего поля или быть направленным в противоположную сторону. В известном ныне эксперименте Штерна – Герлаха молекулярный пучок проходит между полюсами неоднородного магнита, который вызывал отклонение пучка. Классическая теория предсказывала, что отклонение атомов с различными направлениями магнитного момента будет распределено непрерывно, что приведет просто к расширению узкого пучка. Квантовая теория предсказывала, что атомы будут отклоняться только одним из двух способов, т.е. пучок расщепится на два. Опыт Штерна – Герлаха, выполненный в 1921 г., со всей определенностью подтвердил справедливость квантовой теории.
В 1921 г. Штерн назначается профессором физики Ростокского университета, а в 1923 г. становится полным (действительным) профессором Гамбургского университета. В Гамбурге, имея в своем распоряжении лабораторию, специально построенную для исследований методом молекулярных пучков, он использует этот метод для проверки предсказания, сделанного Луи де Бройлем в 1924 г. И квантовая теория, и эксперимент показали, что электромагнитное излучение, например свет, обладает как корпускулярными (кванты), так и волновыми свойствами. Несмотря на скептицизм многих физиков, де Бройль, предположив, что частицы должны обладать волновыми свойствами, высказался еще более радикально, указав соответствующие им длины волн. В 1927 г. Клинтон Дж. Дэвиссон и Лестер Джермер экспериментально доказали (отчасти случайно) существование волн де Бройля для электрона. За их экспериментом последовали подкрепляющие его опыты Дж.П. Томсона. Несколькими годами позже Штерн направляет пучок атомов гелия через зубчатые колеса (чтобы измерить скорость частиц, от которой зависит длина волны де Бройля) на поверхность кристалла фторида лития и наблюдает дифракцию – волновое явление. Зная расстояние между атомами в кристалле, он определяет длину волны для частиц гелия. Она согласуется с формулой де Бройля. Доказательство существования волновых свойств столь крупных частиц, как атомы, представляется еще более убедительным, чем в случае электронов, и опыт Штерна сыграл важную роль в дальнейшем развитии квантовой механики. В последующие годы Штерн вместе с Иммануэлем Эстерманом и О.Р. Фришем измеряют магнитный момент протона (ядра атома водорода) и, к своему удивлению (и удивлению всех физиков), обнаруживают, что он вдвое больше предсказанного П. А. М. Дираком.
Вскоре после того, как Гитлер становится канцлером Германии в 1933 г., Эстермана и других ученых-евреев увольняют из Франкфуртского университета на основании нацистских антисемитских законов о гражданских правах. Хотя Штерн был евреем, его на какое-то время защищает от расистских законов служба в германской армии во время первой мировой войны. Однако в знак протеста он подает в отставку и вместе с Эстерманом принимает приглашение физического факультета Технологического института Карнеги. Там, занимая должность профессора-исследователя, он помогает создать лабораторию молекулярных пучков. В 1939 г. Штерн получает американское гражданство и, когда Соединенные Штаты вступают во вторую мировую войну, служит консультантом министерства обороны США.
В 1943 г. Нобелевская премия не присуждалась, но на следующий год Штерн был удостоен Нобелевской премии по физике 1943 г. «за вклад в развитие метода молекулярных пучков и открытие и измерение магнитного момента протона». Из-за условий военного времени обычная церемония вручения премии не проводилась, и премия была передана Штерну во время завтрака, организованного Американо-скандинавским фондом в отеле Уол-Дорф-Астория в Нью-Йорке. Нобелевскую лекцию «Метод молекулярных пучков», Штерн прочитал только в 1946 г.
После ухода из Технологического института Карнеги в 1946 г. Штерн переезжает в Беркли (штат Калифорния), где поселились две его сестры. Продолжая поддерживать контакты с физическим сообществом и следить за развитием событий в физике элементарных частиц, он живет в относительной изоляции. Регулярно нанося визиты в Европу, Штерн отказывается ступить на землю Германии и получать пенсию от германского правительства.
В последние годы жизни Штерн, никогда не вступавший в брак, обретает вкус к изысканному столу и сигарам. Он охотно ходит в кино. Смерть от сердечного приступа настигает его в одном из кинотеатров Беркли. По словам Эмилио Сегре, «Штерн был одним из величайших физиков XX в. Он написал сравнительно мало статей, но зато какую силу имеют те, которые он написал!». Член американской Национальной академии наук и Американского философского общества, Штерн был почетным доктором Калифорнийского университета и Швейцарского федерального технологического института.
Источник:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
Электронная версия: N-T.org – электронная библиотека. Нобелевские лауреаты.
Хронология событий и открытий в химии:
До XIX века • 1801–1850 • 1851–1900 • 1901–1950 • 1951–2000
Источник: http://physchem.narod.ru/Source/History/Persones/Stern.html