Краткая биография стриндберг

Август Стриндберг – биография, список книг, отзывы читателей

дата рождения: 22 января 1849 г. место рождения: Стокгольм, Швеция дата смерти: 14 мая 1912 г.

жанры: классика , зарубежная классика , литература 19 века

Юхан Август Стриндберг (22 января 1849 года, Стокгольм, — 14 мая 1912 года, Стокгольм) — шведский писатель, драматург, основоположник современной шведской литературы и театра.Отец писателя был негоциантом из аристократического рода, мать — служанкой.

В 1867—1872 учился в Уппсальском университете. В 1872 написал свою первую драму «Местер Улуф». Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актёра и др.).

Стриндберг был трижды женат. В политике придерживался социалистических, даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве.

В начале XX века он был одним из властителей дум западной цивилизации.

Обратите внимание

В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.

Дочь писателя, Карин Стриндберг, вышла замуж за российского революционера Владимира Мартыновича Смирнова. В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии.

Пляска смерти

Истина — это мудрость, а мудрость, знание есть сама философия… Философия — наука наук, знание знания, и все другие науки — слуги философии.

Философ (Игра снов) Пляска смерти

– Что есть истина?
– То, что можно доказать с помощью двух свидетелей.

Медик и Адвокат (Игра снов) Пляска смерти

Дело в том, что люди питают инстинктивное отвращение к благополучию других; им кажется, что судьба поступает несправедливо, оказывая предпочтение одному, поэтому они стремятся восстановить равновесие, рассыпая на пути камни. Обладать талантом смертельно опасно, ибо ничего не стоит умереть с голоду!..

Адвокат (Игра снов) Пляска смерти

…я просыпаюсь утром с головной болью; и тут начинается повторение, но повторение извращенное. Все, что вчера было прекрасным, приятным, остроумным, сегодня утром представляется уродливым, отвратительным, глупым. Удовольствие словно бы гниет, а радость выветривается. То, что люди зовут успехом, становится всегда поводом для неудачи.

Адвокат (Игра снов) Все цитаты Август Стриндберг →
Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/author/5363/

Август Стриндберг. Жизнь и творчество

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код 301971
Дата создания 04 ноября 2013
Страниц 20
Мы сможем обработать ваш заказ 29 марта в 8:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Жизнь и творчество Августа Стриндберга …

Введение ……………………………………………………….………………… 3 Глава 1. Биография ……………………………………..…………………..….. 5 1.1. Молодые годы ………………………………………………………….. 5 1.2. Литературный прорыв и годы изгнания ………………………….…… 6 1.3. Инфернальный кризис …………………………………..………….….. 8 1.4. Возвращение в Швецию ……………………………………………..…. 9 1.5. Болезнь и смерть …………………………………………………….…. 9 Глава 2. Литературное наследие Стриндберга …………………………..…… 11 2.1. Историческая драма ………………………………………………….… 11 2.2. Натуралистические пьесы ………………………………………….… 12 2.3. Сказочные пьесы .……………………………………………….…..… 13 2.4. Сатирические романы …………………………….…………………… 14 2.5. Поэзия ………………………………………………………….……….. 15 2.6. Откровенные истории ………………………………………….……… 15 2.7. На шхерах ……………………………………………………….…….. 16 2.8. Стриндберг против женщин ………………………………………….. 17 Заключение ………………………………………………………………….… 18

Список литературы ……………………………………………………………. 20

Август Стриндберг не перестаёт будоражить воображение и спустя сто лет после своей смерти. Для своего времени он был первопроходцем и новатором, но и по сей день Стриндберг не оставляет равнодушной ни одну театральную аудиторию в мире. В творческом характере Стриндберга всегда есть нечто особенное – будь то яростный социально-политический запал полемиста или писательская склонность к психологическому самоанализу, которая всегда оказывается созвучной современному духу и интеллектуальному климату времени. Его размышления о нормах морали, механизмах власти, о семье и браке не утратили актуальности и сегодня. И в наши дни, когда во многих странах всё ещё властвует цензура, как никогда значима та неукротимая борьба за свободу мысли и слова, которую Стриндберг вёл всю свою жизнь. Есть и ещё од на причина популярности драматурга – общедоступность его сочинений. Многое в литературе прошлого устарело, но язык Стриндберга и сейчас остаётся современным – произведения драматурга написаны разговорным повседневным языком. Многогранность творчества Стриндберга не может не удивлять. Ему были подвластны едва ли не все жанры литературы. Он стал не только новатором в драматургии и прозе, но также поэтом, художником, фотографом и даже синологом. Особый интерес к Стриндбергу объясняется, в том числе, и его бурной личной жизнью, тем более что она является частью его творчества. Жизнь Стриндберга неотделима от его сочинений. Он верил, что произведения отражают образ жизни писателя. Литературные метаморфозы Стриндберга во многом воспроизводят изломы и повороты его биографии, в особенности, в периоды кризисов, причинами которых становились неудавшиеся браки и политические разногласия. «Я могу в какой-то момент быть чересчур горячим, быть может, даже грубым, но никогда не буду вульгарным, могу убить, но не оскорбить, могу назвать вещи своими именами, но никогда не разрешу себе пошлого намёка, я сам придумываю свои шутки, которые рождаются вдруг, по воле случая, но никогда не цитирую оперетту или юмористические журналы».

Август Стриндберг у себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда.

) повлекла за собой обвинение в богохульстве и суд. Стриндберга оправдали, но всё пережитое привело к развитию у него психической неуравновешенности и параноидальных наклонностей. В 1887 г., снова находясь за границей, он написал роман «Жители острова Хемсё», не без юмора изображающий жизнь на шхерах. Одновременно он начал цикл жестких, «натуралистических драм» о вражде между полами.

Пьеса «Отец» была поставлена в Копенгагене в конце 1887 г., а в 1894 г – в парижском «Свободном театре» Антуана. Стриндберг видел в ней греческую трагедию на современный сюжет. Затем появились: «Фрёкен Жюли», «Кредиторы» и проникнутый горечью автобиографический роман «Слово безумца в свою защиту». «Фрёкен Жюли» предвосхищает драму Ибсена Гедда «Габлер» (1890 г.

) – это портрет современной неврастенички, не знающей, какую роль – мужскую или женскую – надлежит ей играть в мире, где меняются половые ролевые установки. Сильное влияние на Стриндберга оказали Фридрих Ницше, с которым он теперь состоял в переписке, и Золя.Инфернальный кризисПроявления мании преследования были одной из причин распада его брака, который становился совсем невыносимым.

Кризис в брачных отношениях Стриндберга начался на фоне усилившегося женского движения. Возможно, именно этим в некоторой степени и объясняются его женоненавистнические взгляды.В 1891 г. Стриндберг и Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери остались на попечении матери. Бракоразводный процесс ярко описан в небольшой пьесе «Узы» (1892 г.).

Важно

Стриндберг проводил много времени в Германии, став в Берлине литературной знаменитостью. Там в 1893 г. он познакомился с молодой австрийской журналисткой Фридой Уль, и женился на ней. Вместе с ней он посетил Англию, где встретился с Дж.Т.Грейном, открывшим тогда в Лондоне «Независимый театр».

После возвращения они жили в стесненных обстоятельствах на доходы от имения в Моравии, принадлежавшего родителям матери Фриды. Фрида познакомила его с трудами Сведенборга, и Стриндберг проводил время, ставя химические опыты или погрузившись в изучение философии, ботаники и оккультизма.

От Фриды Уль у него была дочь, но этот брак оказался менее продолжительным, чем первый, и таким же несчастливым.Депрессия привела Стриндберга на грань душевного заболевания. Подолгу живя один в Париже в крайней нужде, он предавался изысканиям в области , как естественных наук, так и сверхъестественного, включая алхимию. Его здоровье оказалось основательно подорванным. В 1896 г.

он выбрался из этого ада, описанного им в автобиографическом романе «Инферно» (1897 г.), и вернулся в Швецию. Возвращение в ШвециюПреодолев свой «инфернальный» кризис, Стриндберг в более спокойном состоянии возвратился в Швецию. Он рассказал о возрождении религиозной веры в глубоко эмоциональной драме о паломничестве «Путь в Дамаск» (1898 г.).

Затем последовал очень плодотворный драматургический период: «Преступление преступлению рознь» (1899 г.), остросюжетная психологическая пьеса, действие которой происходит в Париже; большой исторический цикл, начатый Местером Улофом, – «Густав Ваза», «Эрик XIV» (1899 г.) и др.; небольшая пьеса об искуплении «Пасха» (1900 г.). Несмотря на новые веяния в творчестве, в 1901 г.

Стриндберг вернулся к старой теме о муках брака и написал глубокую драму «Пляска смерти». Не будучи ни трагедией, ни комедией, она передает ощущение абсурдности существования, одновременно и смешного, и суетного. Сразу за ней появились сказочные пьесы «Невеста-девственница» и «Лебедь белая», а позже значительное символическое произведение «Игра снов» (1902 г.).

В том же году Стриндберг женился на молодой шведской актрисе Харриет Боссе, которая сыграла роли Дамы в драме «Путь в Дамаск» и Элеоноры в «Пасхе». У них родилась дочь Анн-Мари, но брак оказался недолгим и закончился разводом в 1904 г.В 1907 г. Стриндберг вместе с актёром Августом Фальком основал в Стокгольме «Интимный театр».

В своих произведениях этого периода драматург вновь обращается к социально-критическому жанру и оказывается вовлечённым в ожесточённую литературную борьбу.1.5. Болезнь и смертьСвои последние годы Стриндберг прожил в квартире в центральной части Стокгольма. Сейчас там музей. В этом доме жила его последняя большая любовь, актриса Фанни Фалькнер. Здесь он умер 14 мая 1912 г.

, по всей видимости, от рака желудка. В похоронной процессии приняли участие около 60 000 человек. Газеты, прежде, столь враждебные к Стриндбергу, теперь печатали яркие некрологи – ирония судьбы по отношению к писателю, который всю свою жизнь выступал против правящих кругов.2.

Совет

Литературное наследие СтриндбергаЗа четыре десятилетия Стриндберг создал около 120 произведений, половина из них — пьесы. Его перу принадлежат также многочисленные газетные статьи, научные эссе и тысячи писем.Стриндберг известен, прежде всего, как драматург, чьи пьесы не выходят из репертуара театров мира. Например, крупнейший фестиваль имени Стриндберга состоялся в 2005 г.

в Китае, а в 2011 г. его пьеса «Пеликан» была поставлена в Пекине. Драматургия Стриндберга оказала влияние на таких авторов и режиссеров, как Эдвард Олби, Теннесси Уильямс, Франц Кафка, Юджин О'Нил, Ингмар Бергман и многие-многие другие.

Читайте также:  Краткая биография бюхнер

Ряд пьес Стриндберга первоначально был поставлен в Дании, Германии и Австрии, и лишь после того, как его признали в немецкоязычных странах, интерес к пьесам драматурга проявился и в Швеции.Стриндберг был гражданином мира. Треть жизни он провел в Германии, Франции, Швейцарии, Дании и Австрии, в атмосфере интеллектуальных движений тех стран.

Многие его сочинения в оригинале написаны по-французски. О себе он заметил: «Чтобы со мной считались в Швеции, мне нужно, прежде всего, быть европейцем!».Свои пьесы Стриндберг считал главным орудием художественного самовыражения. Он написал около 60 пьес различного жанра и стиля. За последние сто лет ни один другой драматург не проявил такого новаторства в таком множестве жанров.2.1.

Историческая драмаСамыми ранними драматургическими опытами Стриндберга были в основном исторические драмы – популярный в конце XIX века жанр, к которому писатель будет неоднократно обращаться и в дальнейшем. Большое влияние оказали на него произведения Шекспира, влияние, особенно заметное в тонкой психологической проработке характеров.Несколько первых пьес, среди них «Вольнодумец» (1869 г.

) и «В Риме» (1870 г.), были приняты прохладно. Признание к Стриндбергу-драматургу пришло в 1881 г., когда состоялась премьера «Мастера Улофа» — исторической драмы, созданной им в 1872 г. и впоследствии неоднократно им переделанной.

Работая над этой пьесой, Стриндберг, не без влияния Гёте и некоторых других авторов, порывает с драматургическими традициями, предпочитающими стихотворную драму и декламаторский стиль исполнения. Вместо этого он использует многократные перемены сцен и разговорный диалог.

Пьеса «Мастер Улоф» об Олаусе Петри, вожде шведской Реформации, получила признание за свой психологический реализм — новаторский метод того времени, когда на сцене господствовало идеализированное изображение характеров. В жанре исторической драмы Стриндбергом создано восемь пьес о королях Швеции.2.2.

Натуралистические пьесыНатурализм в драме становится значимой силой во второй половине 1880-х гг. Стриндберг сыграл важную роль в формировании этого направления. Именно его великолепные натуралистические трагедии «Отец» (1887 г.), «Фрёкен Жюли» (1888 г.) и «Кредиторы» (1889 г.) принесли ему признание на международной сцене.Стриндберг выступил пионером в жанре серьезной камерной пьесы.

Созданная им первая натуралистическая драма «Фрёкен Жюли» потрясла современников. В предисловии к пьесе он изложил принципы натуралистического направления в драматургии: драма должна быть неприукрашенной и откровенной, реалистичной, в ней не может быть надуманных сюжетов, деления на акты, бутафорских декораций, а характеры должны быть объемны и многогранны.

Обратите внимание

Натуралистические драмы Стриндберга пропитаны идеями Дарвина и Ницше — в них разворачивается борьба между сильными и слабыми, часто возникает противостояние между полами. В «Отце» жена заставляет мужа поверить, что он умалишенный.

А в драме «Фрёкен Жюли», которую из всех других пьес Стриндберга чаще всего ставят на сцене, борьба за власть происходит на разных уровнях — между непримиримыми социальными классами и между мужчиной и женщиной. В этой камерной пьесе Жюли, юная аристократка, становится жертвой честолюбивого лакея Жана, который соблазняет ее и доводит до самоубийства.

В числе других натуралистических драм Стриндберга следует упомянуть одноактные пьесы «Сильнейшая» и «Пария» (обе созданы в 1888—89 гг.). Сюжетом одной из пьес является схватка между двумя женщинами, а другой — между двумя мужчинами. «Пляска смерти» (1900 г.

) — едва ли не самое мрачное изображение брака у Стриндберга, пьеса, в которой натуралистическое действие перебивается эпизодами сновидений.2.3. Сказочные пьесыРезкий контраст реалистическим драмам Стриндберга составляют его сказочные пьесы и пьесы-сновидения — символические драмы с элементами фантазии. Первой драмой Стриндберга в этом жанре стала пьеса «Странствия Счастливчика Пера» (1882 г.), вдохновленная, по всей видимости, пьесой Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Среди других пьес сказочного характера следует назвать «Самум» (1889 г.) и «Ключи от рая» (1892 г.).Трилогия «На пути в Дамаск» (1898—1904 гг.) создана Стриндбергом к концу периода «инфернального» кризиса. Она повествует о его примирении и обращении к христианству. Писатель открывает в этом произведении новые художественные формы: реальность и сновидения переплетаются здесь с двойственными мотивами и сюрреалистическими сценами.В «Игре снов» (1901 г.) Стриндберг развивает экспериментальные элементы трилогии «На пути в Дамаск» еще более радикально. Центральный персонаж пьесы — дочь божества Индры, спускающаяся на землю. Одна из самых известных реплик Стриндберга — «Нелегко быть человеком!» — именно из этой пьесы. Сам Стриндберг так писал в предисловии к ней о ее необычной форме:Времени и пространства не существует; цепляясь за крохотную основу реальности, воображение прядет свою пряжу и ткет узоры: смесь воспоминаний, переживаний, свободной фантазии, вздора и импровизаций.Герои расщепляются, раздваиваются, испаряются, уплотняются, растекаются, собираются воедино.

1. Неустроев В.П. «Литература скандинавских стран». М., 1980; 2. Шарыпкин Д.М. «А.Стриндберг и Г.Ибсен в русской литературе»; 3. «Скандинавская литература в России». М., 1980; 4. Ерхов Б.А. «Август Стриндберг. Биоблиографический указатель». М., 1981; 5. М.Горький «Собрание сочинений». 1953-1955; 6. А.Блок «Статьи о Стриндберге». 1936; 7. «Общество Стриндберга» http://www.auguststrindberg.se/; 8. Сайт, посвящённый 100-летию со дня смерти Стриндберга http:// www.strindberg2012.se/; 9. Подробный сайт, посвящённый Стриндбергу www.extrapris.com/ astrindberg.html. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/301971/referat-avgust-strindberg-zhizn-tvorchestvo.html

Отец

События разворачиваются в течение одних суток в гостиной дома военного в 80-е гг. XIX в.

Ротмистр и Пастор разбирают дело рядового Нойда. На него поступила жалоба — он не хочет давать деньги на содержание своего незаконнорождённого ребёнка.

Нойд оправдывается, кивая на другого солдата — Людвига: почём знать, может быть, это он отец ребёнка? Эмма гуляла с обоими. Если бы Нойд был уверен, что отец он, он бы женился.

Но как он может быть в этом уверен? А всю жизнь с чужим ребёнком возиться не ахти как интересно. Начальники прогоняют Нойда из комнаты. В самом деле, что тут докажешь!

Ротмистр и Пастор, брат жены Ротмистра Лауры, встретились не по поводу Нойда; они обсуждают, как быть с воспитанием Берты, дочери Ротмистра.

Дело в том, что во взглядах на её воспитание муж с женой резко расходятся: Лаура открыла у дочери художественный талант, а Ротмистр считает, что лучше дать Берте профессию учительницы.

Тогда, если она не выйдет замуж, у неё будет хорошо оплачиваемая работа, а если выйдет, то сможет правильно воспитать собственных детей. Лаура, однако, стоит на своём.

Она не хочет, чтобы дочь отсылали учиться в город, где ей придётся жить у знакомого Ротмистра Смедберга, известного, по мнению Лауры, вольнодумца и смутьяна. Ротмистр же не хочет оставлять Берту дома, где всяк её воспитывает по-своему: тёща готовит её в спиритки, Лаура мечтает, чтобы она стала актрисой, гувернантка пытается превратить её в методистку, старуха Маргрет, кормилица Ротмистра, обращает её в баптизм, а служанки тянут в армию спасения.

Продолжение после рекламы:

Важно

По мнению Пастора, Ротмистр вообще распустил своих женщин. Пусть ведёт себя с Лаурой поосторожнее, у неё крутой нрав, в детстве она добивалась всего — прикидывалась парализованной и лежала так до тех пор, пока её желания не исполняли. Вообще, последнее время Ротмистр выглядит нехорошо. Знает ли он — к ним приезжает новый доктор?

К Ротмистру заходит Лаура. Ей нужны деньги на хозяйство. Что там случилось с Нойдом? Ах, это — служебное дело! Но о нем знает весь дом! Неужели Нойда отпустили? Только из-за того, что ребёнок внебрачный и нельзя доказать, кто его отец? А в браке, по мнению Ротмистра, можно?

Первой встречает нового доктора Лаура. Все ли в семье здоровы? Слава Богу, острых болезней нет. Но благополучно не всё. Доктор знает, определённые обстоятельства… Ей кажется, что её муж заболел. Он заказывает книги ящиками, но их не читает. И ещё, глядя в микроскоп, он заявляет, будто видит другие планеты.

Меняет ли он часто решения? За последние двадцать лет не было, наверное, распоряжения, которое бы он не отменил… Да, естественно, она не будет волновать мужа неожиданными идеями. В разгорячённом мозгу любая идея может превратиться в навязчивую, в манию.

Значит, не нужно возбуждать в нем подозрительности?

Ротмистр радушно встречает прибывшего. Неужели Доктор в самом деле читал его работы по минералогии? Как раз сейчас он на пути к большому открытию. Исследования метеоритного вещества при помощи спектроскопа дали потрясающие результаты.

Он нашёл в нем следы угля — органическую жизнь! К сожалению, заказанная литература все не приходит. Доктор будет жить здесь же, во флигеле, или займёт казённую квартиру? Ему безразлично? Пусть знает наперёд.

Ротмистр безразличных людей не любит!

Брифли существует благодаря рекламе:

К Ротмистру заходит Кормилица. Угомонился бы он и помирился с женой! Пусть оставит девочку дома! У матери только и радости что ребёнок! Ротмистр возмущён.

Как, и его старая кормилица тоже на стороне жены? Старая Маргрет, что ему дороже матери! Предательница! Да, он согласен с Маргрет, учёность в семейных делах не в помощь. Как говорится, с волками жить — по-волчьи выть!..

Совет

Ну вот, теперь в нем и истинной веры нет! Почему это у Кормилицы, когда она заводит речь о своём Боге, глаза становятся злые?

С дочкой Бертой, которую Ротмистр горячо любит, отношения у него до конца тоже не складываются. Дочка согласна поехать в город, если только отец уговорит маму. Заниматься с бабушкой спиритизмом Берте не хочется. Ещё бабушка говорит, что, хотя отец и рассматривает в телескоп другие планеты, в обычной жизни он ничего не смыслит.

В тот же вечер между Ротмистром и Лаурой происходит ещё одно объяснение.

Ротмистр твёрдо решил отослать девочку в город? Лаура этого не допустит! У неё, как у матери, на девочку больше прав! Ведь нельзя знать точно, кто отец ребёнка, в то время как мать у него одна.

Что это значит в данном случае? — А то, что Лаура может объявить: Берта — её дочь, а не его! Тогда власти Ротмистра над ребёнком конец! Кстати, почему он так уверен в своём отцовстве?

Ротмистр выезжает из дома, обещая вернуться не раньше полуночи. В это время Лаура беседует с Доктором. Тот считает, что Ротмистр абсолютно здоров: занятия наукой больше свидетельствуют о ясности ума, чем о его расстройстве.

Непоступление же книг Ротмистру, как кажется, объясняется повышенной заботой жены о спокойствии мужа? Да, но сегодня муж опять пустился в самые разнузданные фантазии. Он вообразил, что он — не отец собственной дочери, а до этого, разбирая дело одного солдата, заявил, что ни один мужчина не может с полной уверенностью сказать, что он отец своего ребёнка.

Читайте также:  Краткая биография эленшлегер

Подобное с ним — уже не в первый раз. Шесть лет назад в сходной ситуации он признавался в письме врачу, что опасается за свой разум.

Доктор предлагает: надо дождаться Ротмистра. Чтобы он ничего не заподозрил, пусть ему говорят, что врача вызвали из-за недомогания тёщи.

Обратите внимание

Ротмистр возвращается. Встретив Кормилицу, он спрашивает её, кто был отцом её ребёнка? Конечно, её муж. Она уверена? Кроме мужа, у неё мужчин не было. А муж верил в своё отцовство? Заставили!

В гостиную входит Доктор. Что Доктор делает тут в поздний час? Его вызвали: мать хозяйки подвернула ногу. Странно! Кормилица минуту назад сообщила, что тёща простудилась. Кстати, что думает Доктор: ведь с абсолютной уверенностью отцовство установить нельзя? Да, но остаются женщины.

Ну, женщинам кто же верит! С Ротмистром, когда он был помоложе, случалось столько пикантных историй! Нет, он не верил бы ни одной, даже самой добродетельной женщине! Но это неправда! — пытается урезонить его Доктор.

Ротмистр заговаривается, его мысли вообще принимают болезненное направление.

Едва Доктор успевает уйти, как Ротмистр вызывает жену! Он знает, она подслушивает их разговор за дверью. И хочет с ней объясниться. Он ездил на почту. Его подозрения подтвердились: Лаура перехватывает все его заказы.

И он тоже, в свою очередь, распечатал все адресованные ей письма и узнал из них, что жена на протяжении уже долгого времени внушает всем его друзьям и сослуживцам, что он — душевнобольной.

Но он все равно предлагает Лауре мир! Он простит ей все! Пусть только скажет: кто на самом деле отец их Берты? Эта мысль мучает его, он действительно может сойти с ума!

Между супругами происходит бурное объяснение: от агрессивности и обличения Лауры во всевозможных пороках Ротмистр переходит к самоуничижению и восхвалению её материнских достоинств: его, слабого, она поддерживала в самые критические моменты! Да, только в такие моменты он ей и нравился, — признается Лаура. Мужчину в нем она ненавидит.

Кто же из них двоих прав? — спрашивает Ротмистр и сам же отвечает на собственный вопрос: тот, в чьих руках власть. Тогда победа за ней! — объявляет Лаура. Почему? Потому что завтра же утром над ним учредят опеку! Но на каких основаниях? На основании его собственного письма врачу, где он признается в своём безумии.

Важно

Разве он забыл? В ярости Ротмистр швыряет в Лауру зажжённую настольную лампу. Его жена уворачивается и убегает.

Ротмистр заперт в одной из комнат. Он пытается выломать дверь изнутри. Лаура рассказывает брату: её муж сошёл с ума и швырнул в неё горящую лампу, пришлось его запереть. Но нет ли в том её собственной вины ? — более утверждая, чем спрашивая, говорит брат. В гостиную входит Доктор. Что им выгоднее? — напрямик спрашивает он.

Если приговорить Ротмистра к штрафу, он все равно не угомонится. Если его посадить в тюрьму, он скоро из неё выйдет. Остаётся признать его сумасшедшим. Смирительная рубашка уже готова. Кто наденет её на Ротмистра? Среди присутствующих охотников нет. На помощь призывается рядовой Нойд. Только теперь одеть больного соглашается его Кормилица.

Она не хочет, чтобы Нойд сделал её большому мальчику больно.

Наконец Ротмистр выламывает дверь и выходит наружу. Он рассуждает сам с собой: его случай неоднократно описывался в литературе. Телемах говорил Афине: ведать о том, кто человеку отец, право же, невозможно. Подобное есть и у Иезекииля. Александр Пушкин тоже стал жертвой — не столько роковой пули, сколько слухов о неверности жены. Глупец, он и на смертном одре верил в её невинность!

Ротмистр оскорбляет Пастора и Доктора, обзывая их рогоносцами. Он кое-что о них знает и может шепнуть на ушко Доктору. Тот побледнел? То-то! Вообще ясность в семейные отношения можно внести лишь одним способом: нужно жениться, развестись, стать любовником своей бывшей жены и усыновить собственного ребёнка.

Тогда отношения будут обозначены с абсолютной точностью! Что говорит ему Берта? Что он плохо обошёлся с мамой, швырнув в неё лампу? И что после этого он — ей не отец? Понятно! Где его револьвер? Из него уже вынули патроны! Увы! А Кормилица? Что делает с ним сейчас Кормилица? Помнит ли Адольф, как в детские годы она отнимала у него обманом опасную игрушку — нож? Отдай, дескать, змея, а то ужалит! Вот так же и сейчас она одела его. Пусть ложится теперь на диван! Бай-бай!

Нет, Ротмистру положительно не везёт с женщинами! Они все — против него: мать боялась его рожать, сестра требовала от него подчинения, первая же женщина наградила его дурной болезнью, дочь, вынужденная выбирать между ним и матерью, стала его врагом, а жена стала противником, преследовавшим его, пока он не свалился замертво!

Но Лаура не собиралась его губить! Может, где-то в закоулках души у неё и лежало желание от него избавиться, но она прежде всего защищала свои интересы. Так что, если перед ним она виновата, перед Богом и совестью Лаура чиста. Что же до подозрений его относительно Берты, они нелепы.

Ротмистр требует, чтобы его накрыли походным мундиром.

Совет

Он проклинает женщин («Могучая сила пала перед низкой хитростью, и будь ты проклята, ведьма, будьте прокляты все вы, женщины!»), но потом призывает на помощь женщину-мать. Он зовёт Кормилицу.

Его последние слова: «Убаюкай меня, я устал, я так устал! Покойной ночи, Маргрет, благословенна ты в жёнах». Ротмистр умирает, как определил Доктор, от апоплексического удара.

Источник: https://briefly.ru/strindberg/otec/

Доклад: Август Стриндберг

Б. Михайловский

Стриндберг Август (1849—1912) — крупнейший шведский писатель, беллетрист и драматург. Сын предпринимателя и служанки. Сильно нуждаясь в молодости, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.). В литературе С. дебютировал в начале 70-х гг. драмами «В Риме» (Rom, 1870), «Изгнанник», «Мастер Олуф» (Mäster Olof, 1872). Широкую известность принес С. роман «Красная комната» (Röda Rummen, 1879), вызвавший бурную дискуссию. В этом романе, как и в книге «Новое царство» (Det nya riket, 1882), С. развернул довольно широкую картину современного ему шведского общества, направляя свою критику как против его косности, феодальных пережитков, так и против новых буржуазных порядков. С. обличал здесь тупой бюрократизм в управлении страной, паразитизм чиновничества, комедию парламентаризма, продажность прессы, аферы нарождающихся акционерных компаний, лицемерие религиозных и благотворительных обществ, зависимость искусства от капиталистов; положительные герои романа — группа художников, ученых, вынужденных бедствовать, погибать или продаваться предпринимателям. В своей «Истории шведского народа» и в исторических новеллах (Svenska oden och oventyr, 1882—1883) С. стремился взглянуть на историю глазами демократа, создать историю народа, выдвигая роль исторических закономерностей, развенчивая коронованных «героев» истории. В первых частях своей семитомной автобиографии («Сын служанки», «Развитие одной души», 1886) С. выступил сторонником ликвидации монархии и «нескольких старых классов и замены их вновь образовавшимися», требовал реформы народного образования, разоблачая его классовый характер, указывал на бедствия, которые приносило внедрение промышленного капитала. С. становился литературным вождем радикально-демократической интеллигенции Швеции, главой натуралистического течения. Но в результате преследований правительства и консервативной прессы он в 1882 покинул родину и начал скитальческую жизнь, годами живя в Париже, в Швейцарии, Германии, Дании.

В первом периоде творчества (с 70-х до конца 80-х гг.) С. стоял на позициях позитивизма, дарвинизма, свободомыслия, доходившего до антирелигиозных выступлений, выступал как поборник социального равенства, освобождения женщины, пацифизма, интернационализма. В эти годы он увлекался Чернышевским, утопическим социализмом Фурье и Сен-Симона («Утопии в действительности», Utopièr i verkligneten, 1885). Отмежевываясь от марксизма, С. закреплялся на платформе мелкобуржуазного социализма, самоопределяясь как «аграрный социалист». С. видел в городе паразита деревни, верил в обратное движение цивилизации и в гибель промышленного общества, в торжество мелкого крестьянского хозяйства, проповедывал опрощение. В это время на него большое влияние оказывали Руссо и Л. Толстой. Стремлением к идеализации деревни навеян роман «Жители островов» (Hemsöborna, 1887), описывающий труды и дни примитивных людей на заброшенных островах.

В конце 80-х и начале 90-х гг. под влиянием усиленного роста промышленного капитализма, обострения классовых противоречий, с ростом революционности пролетариата, создавшего социал-демократическую партию (1889), шведская радикально-демократическая интеллигенция стала отходить от рабочего движения. В эти годы происходит перелом и в творчестве С. Он начинает искать разрешения социальных противоречий на путях развития капитализма, а не ликвидации его, как ранее. Его захватывают перспективы технического прогресса, мощный размах капиталистического строительства. С. прежде всего резко выступил против феминистского движения. Постоянной темой С. стало женоненавистничество, война полов, в которой женщина обнаруживает себя как существо интеллектуально ничтожное, движимое низменными инстинктами. Все ту же картину порабощения мужчины аморальной женщиной С. неустанно повторяет в ряде своих произведений (драмы «Отец» (Fabren, 1887), «Товарищи» (Kamraterna, 1888), «Фрекен Юлия» (Fröken Julie, 1888), «Кредиторы» (Fordringsegare, 1889), 2-й сборник рассказов «Браки» (Giftas, 1886), повести «Исповедь безумца» (En dares för svarstal, напис. 1888), «Готические комнаты» (Götiska rummen, 1904) и др.). Далее С. выступил против всеобщего избирательного права, против «тирании большинства», против демократических принципов, противопоставляя им «абсолютный индивидуализм», «право сильного», «свободу управлять для лучших», политические идеалы «тех нократического» типа. Во втором периоде творчества С. центральным является образ сильного человека высокой культуры, стоящего «по ту сторону добра и зла», пробивающегося вверх, к могуществу и господству. В цикле исторических драм 90—900-х гг. С. ставит в центре сильные, героические фигуры, определяющие в своем столкновении с массой ход истории. Таковы напр. мощные герои, крайние индивидуалисты, сокрушающие все на своем пути — Густав Ваза (Gustaf Vasa, 1899), Лютер («Виттенбергский соловей» — Näklergalen i Wittenberg, 1903) и др. В современности герои С. оказываются капитанами промышленности, крупными предпринимателями, представителями квалифицированной технической интеллигенции; они вершат судьбы целых стран, стремятся к власти, играют людскими судьбами «как оловянными солдатиками» (таковы Борг и его отец в романе «На шхерах» (Havsbandet, 1890), старик в драме «Соната призраков» (Spöksonaten, 1907), герой повести «Серебряное озеро» и др.). Следом за ними прокладывают себе всеми средствами дорогу «в мир богатых и счастливых», стремясь «взобраться возможно выше и столкнуть тех, кто стоит наверху», мелкобуржуазные герои С. — лакей Жан («Фрекен Юлия»), дочь унтер-офицера Текла (повесть «Колдунья») и др. Носитель последнего слова буржуазного прогресса, энергичный «капитан», и темная, косная масса рыбаков-крестьян — вот характерная теперь для С. антитеза («На шхерах» и др.).

Однако на данном этапе произведения С. не утрачивают еще познавательной ценности, реалистических установок и критичности в изображении. Они отражают явления, характерные для периода активного наступления империалистического капитализма. Оправдывая пути буржуазного развития и законы капиталистического строя, С. сохраняет при этом сознание зла, им присущего. Даже сочувствуя иным своим ницшеанствующим персонажам, пытаясь их героизировать, объективно он их развенчивает, показывает их безнравственность, преступность (проф. Тернер в романе «Чандала» (Tschandala, 1889), ужасный старик-капиталист в «Сонате призраков» и др.), приводит их к внутреннему краху (Борг-сын в романе «На шхерах»).

Наконец в третьем периоде творчества (ко второй половине 90-х гг.) С. делает завершающий шаг в сторону реакционного мировоззрения. С. отказывается от позитивизма, веры в науку, склоняется к католицизму, выступает апологетом оккультизма, магии, астрологии. Ряд произведений С. — «Ад» (Inferno, 1897), «Легенды» (Legender, 1898), отчасти «Черные знамена» (Svarta fanor, 1907) и др. — посвящен «духовидческой» тематике, описанию теософических путей автора и его персонажей. В этом периоде у С. элементы апологии буржуазного активизма вытесняются элементами депрессии, упадочничества.

Читайте также:  Сочинения об авторе симонов

В общем, в творчестве С. отразились те процессы, те большие сдвиги, которые были вызваны превращением Швеции в конце XIX в. из отсталой, крестьянско-земледельческой страны в страну с развитым промышленным капиталом новейшей формации. При этом в первом периоде творчества С. отразил стихийный протест вольного скандинавского крестьянства против вторжения промышленного капитализма и буржуазной культуры. Дальнейший ход развития С. вел его к капитуляции перед капитализмом и реакционной буржуазной идеологией.

В развитии стиля С. отправной платформой был натурализм, а конечной — тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX в. возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран. С конца 80-х гг. С. осознал себя последователем Золя и Гонкуров; для него «искусство должно являться осколком природы, рассматриваемой через темперамент». С. стремился к научной трактовке изображаемых явлений, сторонясь «художественных прикрас». Он хотел дать не столько произведение искусства, сколько «человеческий документ», строил свои произведения на быстрой фиксации свежих впечатлений мало переработанных наблюдений; отсюда принципиальная бессюжетность его романов, отсутствие в них интриги, единого действия, связи между персонажами, завязки и развязки. Такова цепь его романов с продолжением — «Красная комната», «Готические комнаты», «Черные знамена», — состоящих из серии очерков, зарисовок отдельных сцен частной и общественной жизни и из публицистических откликов на современные события. Отсюда и тяготение С. к автобиографии, к форме, которую он считал завершением натурализма. Натурализм С. опирается на позитивизм, естественно-научный материализм. Он постоянно переносит на человеческое общество биологические законы (борьбы за существование, естественного подбора и т. д.). Обильный в романах С. пейзаж носит характер научного описания (геологического, ботанического и т. д.). Изредка встречающиеся сравнения охотно берутся С. из области химии, физики, биологии.

Обратите внимание

В своей драматургии 80-х гг. С. на место судьбы, рока выдвигал наследственность, влияние среды, воспитания. Он не стремился к законченности диалога, предоставляя мозгу своих персонажей «работать неправильно, как это бывает в действительности». Из соображений правдоподобия он отстаивал единство места и времени. Натурализм С. не сводился к чистому, «нейтральному» описанию. Натуралистически зарисованные «куски жизни» дополнялись у него проявлениями «темперамента» — эмоционально-напряженными, патетическими авторскими оценками, публицистическими отступлениями.

На дальнейших этапах творчества С. все более сосредоточивался на анализе ощущений, подчеркивая в восприятии элементы субъективного, относительного, иллюзорного (уже в романе «На шхерах»). Остро ощущая противоречия в бытии и в сознании, С. шел не к диалектическому их уяснению, а к релятивизму и агностицизму. С. строил свои произведения, напр. ряд драм, на равноправии множества аспектов действительности, из которых ни один не может претендовать на постижение вещей в себе (в этом С. предвосхищал драматургию Пиранделло, см.). Читатель повести «Романтический пономарь» в конце остается в неведении — что истинно, что ложно в рассказанной истории. «В конце концов — все только иллюзия», «все основывается на воображении» («Исповедь безумца»). В результате для С. «всякое знание субъективно», «законы природы противоречат друг другу и сами себе» («Черные знамена», 1907). Общественные события в «Готических комнатах» воспринимаются автором и героями как нечто непонятное, противоречивое, как сумбур.

Герои С. полны неразрешимых, приводящих подчас к гибели, противоречий (Эрик XIV — Erik XIV (1899), Персонс, Густав Ваза и др.), «я» оказывается множественным, облики его зыбкими, оно лишается всякой устойчивости, распыляется. Герои С. находятся в постоянной борьбе с сверхличными стихийными силами, сбрасывающими их в хаос изначальных инстинктов. Самая мощная сила — это стихия пола; любовь — борьба полов, женщина — носительница обезличивающей сексуальной стихии. Напор бессознательного деформирует психику героев С., придает ей патологическую окраску, они ощущают себя на грани безумия, одержимы неврозами, страхом перед жизнью. Повествование часто становится похожим на бред, сцена театра С. наполняется маниаками, сумасшедшими, кошмарами, призраками, мистической атмосферой («Соната призраков», «Путь в Дамаск» (Till Damascus, 1898—1904, Advent, 1899) и др.). Соответственно от «физиологической психологии» С. переходит к психоанализу фрейдистского типа («Романтический пономарь», «Пария», эпизоды в «Легендах», в «Черных знаменах»).

Но не только психоаналитические и мистические произведения, но также и исторические драмы С. конца 90—900-х гг. весьма показательны для его экспрессионизма. В них почти не изображается быт эпохи, социальная среда. В центре — раскрытие психологии и судьбы своеобразной личности. В них нет исходного равновесия, зритель сразу погружается в тревожную, напряженную атмосферу; действие часто обрывается на неразрешенных противоречиях. Эти драмы полны неопределенных намеков, эксцентрических странностей, резких смен мотивов и настроений, острых изломов, диссонансов, срывающихся жестов, внезапных речей и т. п.

Однако в последнем периоде у С. нет той успокоенности, примиренности с существующим, которая была у иных импрессионистов, мистиков-декадентов. Его экспрессионистские произведения полны смятения, патетического страдания, раздирающих противоречий, ужасающих гротескных образов. Хотя в общем бунтарство С. в последнем периоде выливалось в реакционно-идеалистических формах, однако и теперь у него встречаются яркие вспышки социального протеста, реалистической общественной сатиры. Таковы отдельные части «Готических комнат», где он обличает бывших бунтарей, приспособившихся к существующему строю, погрязших в бюрократическом болоте.

В России освоение С. шло по двум путям. Плебейское бунтарство С., его патетическое обличение лжи буржуазного общества, его борьба за права человеческой личности, его реалистические тенденции оказали влияние на М. Горького, как то признавал сам Горький в статье о С. в газете «Dagens Nyheter», 1912 (Горький, Материалы и исследования, под ред. Десницкого, изд. Академии наук, Л., 1934, т. I). С другой стороны, ницшеанство С., его мистические устремления, его экспрессионистические тенденции оказывались близкими кругу символистов, доставили ему популярность среди буржуазно-мещанской публики, особенно в период реакции после 1905.

Список литературы

I. Полное собр. сочин., изд. «Современные проблемы», в 15 тт., М., 1909—1911, и изд. В. М. Саблина, в 12 тт., М., 1908—1911

Ключи от рая, драма, М., 1923

Samlade skrifter, 55 vls, Stockholm, 1912—1920.

II. Фриче В., Очерк развития западных литератур, Харьков, 1931, стр. 204, ст. в журн. «Современный мир», 1910, № 2, и во II т. Собр. сочин. С., изд. «Современные проблемы»

Веселовский Ю., Литературные очерки, т. II, М., 1910

Колтоновская Е., А. С., ст. в «Вестнике Европы», СПБ, 1912, № 7

Вахтангов Е., Эрик XIV, журн. «Культура театра», М., 1921, № 4

Луначарский А., История зап.-европ. литературы, т. II, М. — Л., 1930

Важно

Брандес Г., Скандинавская литература, Киев, s. a., и в Собр. соч., изд. «Просвещение», т. II

Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894

Esswein M., A. Strindberg, ein psychologischer Versuch, München, 1907 (русск. перев., отд. изд., М., 1909, и в VI т. Собр. сочин., изд. «Современные проблемы»)

Его же, A. Strindbegr im Lichte seines Lebens und seiner Werke, 8 Aufl., München, 1919

Горький М., Август Стриндберг, в кн. М. Горький (Материалы и исследования), Л., 1934

Berg L., Der Uebermensch in der modernen Litteratur, Lpz., 1897

Erdmann N., Strindberg, Stockholm, 1920 (нем. перев., 1924)

Heden E., Strindberg, Stockholm, 1921 (нем. перев., 1926)

Mareuse L., Strindberg, Das Leben der tragischen Seele, B., 1922

Lamm M., Strindbergs Dramen, 2 vls, Stockholm, 1924—1926

Dahlström C. E., Strindberg’s dramatic expressionism, Michigan, 1930

Reque A. D., Trois conteurs dramatiques Scandinaves devant la critique française, 1899—1901, P., 1930

Jolivet A., Le théâtre de Strindberg, P., 1931.

III. Zetterlund R., Bibliografisca anteckhinger of A. Strindberg, Stockholm, 1913.

Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/57862/

Vikent – Стриндберг Август

Викентьев И.Л.

Youtube

  • С 20 января 2019 года начинается VII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
    в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.

    RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьевао Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.

    Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций – крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    Совет

    2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;

    3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.

    Регистрация на  

    Видео-интервью И.Л. Викентьева о проекте VIKENT.RU с навигацией по тематическим разделам

  • 44-я очная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества»

    44-я очная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта в период «белых ночей» 22 июня 2019 года (суббота).

  • III-я online конференция VIKENT.RU «Интеллектуальные клубы – опыт работы, ошибки и достижения» начнётся в 19:59 (мск) 30 сентября 2018 (воскресенье).

    Свободная регистрация с обязательной отметкой в форме: «ТРЕТЬЯ КОНФЕРЕНЦИЯ».

  • В 2018 году нами опубликована рукопись создателя ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера, написанная им в 1946 году: «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа».

  • Продолжаются ежедневные публикации в основных группах VIKENT.RU в соц-сетях:

    «Новости изучения креатива | творчества»

    «Творческие личности и коллективы»
    • Патологические люди и искусство по оценке А.В. Луначарского «Патологические явления в литературе – это вовсе не то же, что, например, патология в инженерном искусстве.Может случиться, что инженер душевно болен. Но, по всей вероятности, если безумие его достигнет известной границы, он будет лишён возможности строить машины или дома на том простом основании, что это весьма объективное ремесло, которое требует большого здравомыслия.А вот с ума сошедший писатель может пользоваться весьма большим успехом, не только вопреки, но благодаря своему сумасшествию, -…

    Источник: https://vikent.ru/author/2162/

    Ссылка на основную публикацию