Краткая биография сухово-кобылин

Александр Сухово-Кобылин : краткая биография

Алекса́ндр Васи́льевич Сухово́-Кобы́лин (29 сентября 1817, Москва — 24 марта 1903, Больё-сюр-Мер, Франция) — русский философ, драматург, переводчик, почётный академик Петербургской Академии наук (1902).

Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне — поселок Птичное, Троицкий административный округ города Москвы). Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне.

В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета.

Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине.

Обратите внимание
Важно

Получает золотую и серебряную медали за предоставление на конкурс сочинения (одно математическое «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое — гуманитарного характера).

[/su_box]

В доме отца, ветерана войны 1812 года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета — Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Салиас-де-Турнемир).

Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с Луизой Симон-Деманш, ставшей его любовницей. Он несчастным стечением обстоятельств был вовлечён в дело об убийстве Деманш, семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался.

Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были близки к каторге.

Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили молодого помещика и его слуг от наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление.

Вопрос о причастности драматурга к этому убийству остаётся предметом споров между его биографами, однако предпочтительной представляется версия о его невиновности.

Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей создал свою первую и самую популярную пьесу.

«Свадьба Кречинского», написанная в 1850—1854 годах, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 году была поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре и стала одною из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») изданы в 1869 году под заглавием: «Картины прошедшего».

В 1871 году Сухово-Кобылин по совету К. Д. Ушинского устроил в своём имении Новом Мологского уезда Ярославской губернии, куда он часто приезжал, учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года и выпустившую сотни учителей. После пожара семинария переведена в Углич, ныне это Угличский педагогический колледж. В Новом сохранились дом и парк усадьбы Сухово-Кобылина.

Важно

Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов «Учение Всемира».

В 1900 году переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной Луизой в Больё-сюр-Мер, недалеко от Ниццы, где и скончался 24 марта 1903 года. Был похоронен на местном кладбище. В 1988 году прах А. В.

Кобылина и умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом дочери Луизы был извлечён из могил, у которых закончился неоплаченный срок хранения, и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище.

Характеристика творчества

А. В. Сухово-Кобылин в 1850-е годы.

«Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряженность, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или мысль; мысль излить на бумагу и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества», — писал А. В. Сухово-Кобылин. Трагические обстоятельства личной жизни создали этот «избыток электричества, заряд», необходимый для творчества.

Единство авторской мысли и последовательность выражения им своих чувств объединяют три его пьесы, разнородные по их жанровым особенностям, в драматический цикл — трилогию.

Первая часть трилогии — комедия «Свадьба Кречинского» писалась в то время, когда А. В. Сухово-Кобылин был обвинён в убийстве и находился под арестом. В ней сказалось своеобразие его литературных симпатий и интересов, увлечение Н. В. Гоголем.

В качестве сюжета был выбран ходивший в московском обществе рассказ о светском шулере, который получил у ростовщика большую сумму под залог фальшивого солитера. Как бы сами собою создались у Сухово-Кобылина такие яркие фигуры, которые сделали ничтожный анекдот основанием одной из самых сценичных пьес русского репертуара.

В это время, в Москве, а затем и в Петербурге с огромным успехом была исполнена комедия Островского «Не в свои сани не садись». Сюжет и проблематика пьес Островского и Сухово-Кобылина очень сходны.

Показав обеднение и деградацию дворянства, показав нравственное превосходство патриархальных провинциалов над развращённым светской жизнью столичным дворянством, писатели с симпатией относились к разным слоям общества: так, если Островский с глубокой симпатией рисовал купечество, в своих нравственных понятиях сохранявшее традиции крестьянства, то для Сухово-Кобылина «естественный», неиспорченный человек — провинциальный помещик, рачительный хозяин. Более того, в пьесе Сухово-Кобылина цинизм дворянина вступает в своеобразное соревнование с хищничеством «именитых», уважаемых в обществе купцов.

Как отмечал Д. П. Святополк-Мирский было только два драматурга, приближавшихся к Островскому, если не по количеству, то по качеству своих произведений, и это были Сухово-Кобылин и Писемский.

Он отмечал, что «Свадьба Кречинского» по известности своего текста могла соперничать с «Горем от ума» и с «Ревизором»; как комедия интриги она не имела соперниц на русском языке, за исключением «Ревизора», а характеры обоих мошенников, Кречинского и Расплюева, принадлежали к самым запоминающимся во всей портретной галерее русской литературы. Язык пьесы — сочный, меткий, афористичный; крылатые словечки персонажей комедии прочно вошли в обиходную, разговорную речь.

«Свадьба Кречинского» была продолжена пьесами «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869), в которых были усилены мрачный драматический гротеск и сатирическое звучание. Драма «Дело» резко отличается от «Свадьбы Кречинского» своим содержанием и жанровыми особенностями, однако развивает идеи первой пьесы.

В центре внимания — всё те же волновавшие автора в первой комедии проблемы — рост хищничества в обществе, растлевающая всех алчная погоня за деньгами, разорение дворянства, бессилие честных патриархальных дворян отстоять себя от посягательств хищников и защитить свою правду и свои права. Здесь А. В.

Совет

Сухово-Кобылин уже выступает как обличитель государственной системы современного общества; носителем зла, хищничества и обмана, показывается государственная бюрократическая машина, которая выступает как «обидчик», творящий беззакония.

Писатель указывал, что зло творится всей бюрократической системой, в которой отдельные лица — «начальства», «силы», «подчинённости», «колеса, шкивы и шестерни» — действуют соответственно заведенному стереотипу. Не личные качества чиновника имеют определяющее значение, а его место в бюрократической машине.

В пьесе «Дело» ярко обнаружилось следование писателя художественной системе Гоголя: памфлетная заостренность, сгущенность красок в изображении чиновников. Наделение персонажей схожими фамилиями (Ибисов и Чибисов; Герц, Шерц и Шмерц) повторяет комический приём, использованный автором «Ревизора» (Бобчинский и Добчинский).

Постановка на сцене пьесы «Дело» долго встречала цензурные препятствия. Она была запрещена к постановке из-за резко отрицательного изображения чиновничьего мира. Напечатана впервые она была за границей; в русской же печати она появилась лишь в 1869 году, а в значительно урезанном виде была показана на сцене Александринского театра только в 1882 году.

Весь ход действия в драме «Дело» показывал, что попытки «лояльными» путями, обращаясь из одной в другую бюрократические инстанции, воздействовать на чиновников, разоблачить злоупотребления — безнадежны; и как итог прозвучали знаменательные слова: «…светопреставление уже близко…, а теперь только идёт репетиция».

И в следующей пьесе «Смерть Тарелкина» уже изображается это «светопреставление»; здесь впервые изображается противоречие внутри бюрократического лагеря. Оказывается, сами угнетатели угнетены, создатели зла в мире ненавидят мир за это зло. Все герои этой пьесы равны, но равны не своей человечностью, а своей бесчеловечностью: «людей нет — все демоны», по выражению Тарелкина.

В пьесе, названной Сухово-Кобылиным комедией-шуткой, нет положительных персонажей. Зловещий колорит пьесы не смягчает ни одно светлое пятно. «Смерть Тарелкина» была допущена к представлению только осенью 1899 года (под изменённым заглавием: «Расплюевские весёлые дни», и с переделками), но успеха не имела.

Полностью трилогия была поставлена лишь в 1917 Всеволодом Мейерхольдом в Александринском театре.

В 1920-х годах Д. П. Святополк-Мирский писал:

Обратите внимание

Дело и Смерть Тарелкина совершенно иные по тону. Это сатиры, рассчитанные, по словам самого автора, не на то, чтобы зритель рассмеялся, а на то, чтобы он содрогнулся. Злость этой сатиры такова, что рядом с этими пьесами Салтыков кажется безобидным.

Сухово-Кобылин использовал тут метод гротескного преувеличения и неправдоподобного окарикатуриванья, типа того, что применял Гоголь, но гораздо бесстрашнее и яростнее…
— Мирский Д. Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги.

// История русской литературы с древнейших времен до 1925 года

Современный исследователь характеризует творчество Сухово-Кобылина следующим образом:

В самом деле, по малочисленности и значимости опубликованного Сухово-Кобылин сопоставим с Грибоедовым. Правда, «случай Грибоедова» спроектировал как бы всю «правильную» линию русской литературы; «случай Сухово-Кобылина» дал сжатую формулу её «искажений».

Эффект «искажений» достигается, в частности, в результате смешения, совмещения двух текстовых плоскостей — драматического и «гегелевского».

В ткань пьес, в диалоги персонажей трилогии вставлены обрывки, фразы, фрагменты переводов гегелевских сочинений; в свою очередь, черновики сухово-кобылинских переводов пестрят автоцитатами пьес; реплики из «Смерти Тарелкина» попадаются особенно часто.

Такое «удвоение» гегелевской мысли, параллелизм текстов достигается за счёт невольного изобретения «краплёной речевой карты». Гегель переписан языком кабацким, языком купеческим. В столкновении двух речевых органик — отдельный, самостоятельный конфликт, другая драма, по-своему театральная, фарсовая, очень наглядная. Только герои новой пьесы — речевые структуры, одновременно подчиненные переводчику и выходящие из подчинения.

— Пенская Е. Трактирный Гегель

Увековечение памяти

  • Мемориальная комната в селе Новый Некоуз Ярославской области.
  • Центральной библиотеке села Новый Некоуз присвоено имя Сухово-Кобылина.
  • Обелиск в деревне Кобылинка Плавского района Тульской области.
  • Останки драматурга и его дочери Луизы захоронены в колумбарии кладбища города Больё-сюр-Мер (колумбарий № 2, ячейка № 9).

Библиография

Пьесы

  • «Свадьба Кречинского» (1854)
  • «Дело» (1861)
  • «Смерть Тарелкина» (1869)

Философия

  • Учение Всемир: Инженерно-философские озарения / С предисл. ред.-сост. — к.т. н. А. А. Карулина и И. В. Мирзалиса. — М., 1995. — 123, с.: ил.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/aleksandr-vasilevich-suhovo-kobylin

Александр Сухово-Кобылин – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Родился 17 [29] сентября 1817, Москва — умер 11 [24] марта 1903, Больё-сюр-Мер, Франция. Русский философ, драматург, переводчик, почётный академик Петербургской Академии наук (1902).

Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье в селе Воскресенское (Поповка) Подольского уезда, Московской губернии (ныне — поселок Птичное, Троицкий административный округ города Москвы).

Лучшие дни своей молодости он провёл в этой деревне.

В 1834 году в шестнадцатилетнем возрасте Александр Васильевич Сухово-Кобылин поступил на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета.

Он изучает математику, физику, химию, астрономию, минералогию, ботанику, зоологию, сельское хозяйство и философию, которую потом изучал в Гейдельберге и Берлине.

Обратите внимание
Важно

Получает золотую и серебряную медали за предоставление на конкурс сочинения (одно математическое «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам», другое — гуманитарного характера).

[/su_box]

В доме отца, ветерана войны 1812 года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета — Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Салиас-де-Турнемир).

В 1830-х годах Сухово-Кобылин учился в Московском университете на физико-математическом отделении (окончил в 1838 году) и пристрастился к философии, которую изучал в Гейдельберге и Берлине.

Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с Луизой Симон-Деманш, ставшей его любовницей.

Он несчастным стечением обстоятельств был вовлечён в дело об убийстве Деманш, семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были близки к каторге.

Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания.

«Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление.

Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей создал свою первую и самую популярную пьесу.

«Свадьба Кречинского», написанная в 1850—1854 годах, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 году была поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре и стала одною из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») изданы в 1869 году под заглавием: «Картины прошедшего».

В 1871 году Сухово-Кобылин по совету К. Д. Ушинского устроил в своём имении Новом Мологского уезда Ярославской губернии, куда он часто приезжал, учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года и выпустившую сотни учителей. После пожара семинария переведена в Углич, ныне это Угличский педагогический колледж. В Новом сохранились дом и парк усадьбы Сухово-Кобылина.

Совет

Значительная часть философско-мистических рукописей престарелого Сухово-Кобылина была уничтожена пожаром в ночь на 19 декабря 1899 года в родовой усадьбе Кобылинка (ныне Кобылинский хутор Плавского района). Уцелевшие и восстановленные рукописи составили корпус текстов “Учение Всемира”.

В 1900 году переехал во Францию и поселился вместе со своей дочерью от Нарышкиной Луизой в Больё-сюр-Мер, недалеко от Ниццы, где и скончался 24 марта 1903 года. Был похоронен на местном кладбище.

В 1988 году прах А.В. Кобылина и, умершей в 1939 году и похороненной рядом с отцом, дочери Луизы, был извлечён из могил и запечатан в урну, которая до настоящего времени находится в специальном хранилище.

Александр Сухово-Кобылин – Жизнь и судьба

Личная жизнь Александра Сухово-Кобылина:

В 1841 году в Париже Сухово-Кобылин познакомился с молодой француженкой Луизой Симон-Деманш. Ей было немногим больше двадцати лет и отличалась она замечательной красотой.

Через 60 лет сам Сухово-Кобылин рассказал об этой встрече В.М. Дорошевичу, который тогда же изложил это воспоминание в печати. “Дело происходило при крепостном праве. В одном из парижских ресторанов сидел молодой человек, богатый русский помещик А.В. Сухово-Кобылин, и допивал, быть может, не первую бутылку шампанского.

Он был в первый раз в Париже, не имел никого знакомых, скучал. Вблизи сидели две француженки: старуха и молодая, удивительной красоты, по-видимому, родственницы. Молодому скучающему помещику пришла в голову мысль завязать знакомство.

Читайте также:  Сочинения об авторе тютчев и фет

Он подошел с бокалом к их столу, представился и после тысячи извинений предложил тост: “Позвольте мне, чужестранцу, в вашем лице предложить тост за французских женщин”. В то “отжитое время” “русские бояре” имели репутацию.

Тост был принят благосклонно, француженки выразили желание чокнуться, было спрошено вино, Сухово-Кобылин присел к их столу, и завязался разговор. Молодая француженка жаловалась, что она не может найти занятий. “Поезжайте для этого в Россию. Вы найдете себе отличное место. Хотите, я вам дам даже рекомендацию.

Обратите внимание

Я знаю в Петербурге лучшую портниху Андрие, первую — у нее всегда шьет моя родня. Она меня знает отлично. Хотите, я вам напишу к ней рекомендательное письмо?” — Сухово-Кобылин тут же в ресторане написал рекомендацию молодой женщине…”.

Через год они встретились в России. Завязался роман.

Ровно восемь лет прожила Луиза Деманш в России. Положение ее было неопределенное, двойственное и странное. Принятая в семье Сухово-Кобылиных, она не считалась его женою и в обществе не могла с ним появляться. “Писала себя вдовою, но была девица”.

Сухово-Кобылин дал ей капитал на заведение винно-торгового магазина — около 60 тысяч рублей ассигнациями. И вот блистательная парижанка получила тяжеловесное звание “московской купчихи”.

Мало склонная к коммерческой деятельности, она вела дело без особенного успеха и “по скудости доходов” прекратила его в 1849 году.

Винную торговлю заменяет другая лавка на Неглинной, где изящная куртизанка ведала продажей патоки и муки из наследственных вотчин Кобылиных.

Общий фон налаженного полусупружеского существования часто омрачался бурными вспышками ревности. Горячая натура Сухово-Кобылина беспрерывно бросала его в новые увлечения, сильно тревожившие его подругу. С годами все реже становились минуты спокойствия и счастья. В конце сороковых годов он уже охладел к своей верной спутнице.

В 1850 году Сухово-Кобылин начал явно тяготиться своей долголетней связью. Новый роман с блистательной красавицей московского высшего света торопил его ликвидировать затянувшиеся отношения с француженкой. Ему удалось убедить Луизу вернуться во Францию. Поняв всю безнадежность дальнейшей борьбы, молодая женщина, видимо, уступила и готовилась к отъезду.

Летом и осенью 1850 года происходили бурные сцены, тяжелые объяснения. По свидетельству одной из горничных Деманш Пелагеи Алексеевой, “иногда случалось, что она с Кобылиным что-то крупно говорила, и Кобылин, как бы с сердцем, хлопнет дверью и уйдет”. Они все чаще ссорились. Деманш упрекала его увлечением Нарышкиной.

“В 1850 году, — рассказывал о героях этой любовной драмы Феоктистов, — одна из любовных его интриг возбудила в ней, между прочим, сильное беспокойство.

Важно

В это время в московском monde'e засияла новая звезда — Надежда Ивановна Нарышкина, урожденная Кноринг, которая многих положительно сводила с ума; поклонники этой женщины находили в ней прелесть, на мой же взгляд, она далеко не отличалась красотой: небольшого роста, рыжеватая, с неправильными чертами лица, она приковывала, главным образом, какою-то своеобразною грацией, остроумной болтовней, тою самоуверенностью и даже отвагой, которая свойственна так называемым “львицам”. Нарышкина страстно влюбилась в Кобылина…”.

Уехав через месяц после убийства Симон в Париж, Нарышкина сошлась с братом Наполеона III, герцогом Морни, бывшим одно время послом в Петербурге. Этот виднейший государственный деятель Второй империи был отчасти и драматургом. Первые чтения его водевилей происходили, по словам его биографа, в интимной обстановке, при закрытых дверях, у г-жи Нарышкиной, урожденной баронессы Кноринг.

Нарышкина, по словам биографа Морни, была начитанной, образованной, красивой женщиной с замечательными “ручками и ножками ребенка”, весьма ценившей людей и дела театра.

Ибо после ее сотрудничества с Морни она вышла замуж за одного из первых мастеров французской сцены — Александра Дюма-сына.

Французскому биографу осталось неизвестным, что в ряду поклонников Нарышкиной находился также один из первых мастеров русского театра.

Нарышкина страстно влюбилась в Кобылина, и в обществе уже ходили слухи об интимных отношениях, а вскоре эти отношения перестали быть тайной для кого бы то ни было вследствие страшного события: за одной из московских застав, недалеко от кладбища, мадемуазель Симон была найдена убитой. Труп ее нашли с перерезанным горлом и следами жестоких побоев.

Следственное мнение склонялось к убийству на почве ревности.

Один из современников писал: “7 ноября 1850 года Луиза, застав у Александра Васильевича Нарышкину, оскорбила ее.

Вне себя от ярости Сухово-Кобылин ударил ее тяжелым подсвечником и, попав в висок, убил наповал”. Споры о виновности или невиновности писателя продолжаются и по сей день.

Совет

Однако причастность к трагедии Нарышкиной несомненна. Через несколько дней после убийства, в декабре 1850 года, она уехала в Париж.

Правда, была еще одна причина срочного отъезда во Францию “для поправки здоровья” — Надежда Нарышкина ожидала ребенка, отцом которого был Сухово-Кобылин.

В 1851 году родилась девочка, которая жила в доме своей матери под именем сироты Луизы Вебер. Кстати, под старость, когда Александра Васильевича мучило одиночество, он обратился к императору Александру III с просьбой об удочерении Луизы. Разрешение было получено. В 1889 году Луиза вышла замуж за графа Исидора Фаллетана, и от их брака родилась дочь Жанна.

Через девять лет после гибели Симон-Деманш Александр Васильевич женился на француженке Мари де Буглон. Уже через год молодая жена его умерла от туберкулеза.

Еще через девять лет, в 1868 году, он женился снова, на англичанке Эмилии Смит. Но не прошло и года, как его жену унесло в могилу воспаление мозга.

С пятидесяти лет Сухово-Кобылин жил уже бобылем, отдавая всю свою нежность единственной дочери Луизе, которую он горячо любил.

Пьесы Александра Сухово-Кобылина:

«Свадьба Кречинского» (1854) «Дело» (1861)

«Смерть Тарелкина» (1869)

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Suhovo-Kobilin.php

Биография Сухово-Кобылина Александра Васильевича

Александр Васильевич Сухово-Кобылин (17 (29) сентября 1817, Москва — 11 (24) марта 1903, Больё-сюр-Мер, Франция) — русский философ; драматург; переводчик; почётный академик Петербургской Академии наук (1902).

Сухово-Кобылин родился в богатой дворянской семье Московской губернии.

В доме отца, ветерана войны 1812-го года, постоянно бывали молодые профессора Московского университета — Надеждин, Погодин, Максимович, Морошкин и другие, дававшие уроки его сестре, известной впоследствии писательнице Евгении Тур (графиня Сальяс-де-Турнемир).

Иначе сказать: в Будущем объявлено благоденствие, а в Настоящем покуда: Ура-аа!!!

Сухово-Кобылин Александр Васильевич

В 1840-х годах Сухово-Кобылин учился в Московском университете на физико-математическом отделении (окончил в 1838) и пристрастился к философии, которую изучал в Гейдельберге и Берлине.

Обратите внимание

Много путешествовал и во время пребывания в Париже свёл роковое для него знакомство с Луизой Симон-Диманш, ставшей его любовницей. Он несчастным стечением обстоятельств был вовлечён в дело об убийстве Диманш, семь лет находился под следствием и судом, дважды арестовывался.

Корыстолюбие судебных и полицейских властей, почуявших, что тут можно хорошо поживиться, привело к тому, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пыткою вырвали сознание в мнимом совершении преступления, были накануне каторги.

Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и ещё больше огромные денежные «дачи» освободили молодого помещика и его слуг от незаслуженного наказания. Светская молва продолжала, однако, приписывать ему преступление.

Сидя в тюрьме, он от скуки и чтобы немного отвлечься от мрачных мыслей, создал свою первую и лучшую пьесу.

«Свадьба Кречинского», написанная в 1850–1854, возбудила всеобщий восторг при чтении в московских литературных кружках, в 1856 г.

была поставлена на сцену в бенефис Шумского в Малом театре и стала одною из самых репертуарных пьес русского театра. Все три пьесы трилогии изданы в 1869 г. под заглавием: «Картины прошлого».

До известной степени столь редкая в истории истинных талантов непродуктивность Сухово-Кобылина может быть объяснена обстоятельствами личной его жизни; все три его пьесы написаны по случайным мотивам, чуждым чисто литературных побуждений.

Сам автор в предисловии к драме «Дело» (1861) говорит о себе, что «класс литераторов так же мне чужд, как и остальные четырнадцать», и тут же спешит заявить, что его пьеса «не есть, как некогда говорилось, плод досуга, ниже, как ныне делается, поделка литературного ремесла, а есть в полной действительности сущее и из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело».

Другие известные Философы

•   Ясперс Карл Теодор
•   Сковорода Григорий Саввич
•   Насреддин Ходжа
•   Гегель Георг Вильгельм Фридрих
•   Конфуций

Похожие фамилии и имена на букву С

•   Сухаревская Лидия Петровна
•   Сухинов Сергей Стефанович
•   Сухомлинский Василий Александрович

Источник: http://www.BiografGuru.ru/about/suhovo-kobilin/?q=4256

Сухово-Кобылин Александр Васильевич

(1817-1903) русский драматург

По рождению драматург принадлежал к одному из самых старинных русских дворянских родов. Все мужчины в семье по традиции становились военными. Отец Сухово-Кобылина участвовал в Отечественной войне 1812 г.

и вышел в отставку в чине генерала. Он считал, что его детям необходимо прежде всего получить хорошее образование, поэтому и Александр, и три его сестры с раннего детства занимались с домашними учителями.

В доме Сухово-Кобылиных еженедельно собирался литературный салон, душой которого был профессор университета и литературный критик Н. Надеждин. Старшая сестра Елизавета (по мужу Салиас де Турнемир) впоследствии стала известной писательницей. Младшая сестра Софья стала первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Важно

Александр занимался не только с домашними учителями, но и с вскоре сменившими их профессорами Московского университета. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он поступил на физико-математическое отделение Московского университета.

Тогда же Александр Сухово-Кобылин подружился с Александром Герценом и Н. Огаревым. В 1838 г. он закончил курс университета со степенью кандидата, однако отец настоял, чтобы Александр продолжил учебу в Германии.

Он слушает лекции сначала в Гейдельбергском, а затем в Берлинском университете.

В Берлине Александр Сухово-Кобылин вступил в гражданский брак с француженкой Луизой Симон-Диманш. Отдавая себе отчет в том, что его действия приведут к разрыву с семьей, он оставил подругу и вернулся в Россию один.

Действительно, узнав о поступке сына, отец отказал ему в содержании, и будущему драматургу пришлось поступить на службу в канцелярию московского генерал-губернатора.

Александр Васильевич Сухово-Кобылин показал себя аккуратным и исполнительным чиновником, и вскоре его произвели в титулярные советники.

Он снимает в Москве квартиру, куда приезжает из-за границы его гражданская жена. Постепенно отношения с отцом налаживаются, осенью 1847 г. Сухово-Кобылин отправляется в поездку по семейным имениям.

Ему удается восстановить регулярное поступление доходов и организовать работу на принадлежащих семье золотых приисках. Вернувшись из поездки, Александр Сухово-Кобылин получает от отца права на управление имениями и другой собственностью.

Став обеспеченным человеком, он выходит в отставку и вместе с женой и дочерью поселяется в родовом доме семьи в Харитоньевском переулке.

Совет

Казалось, жизнь Сухово-Кобылина наладилась. Однако ночью 8 ноября 1850 г. его камердинер вместе с горничной убивают Л. Симон-Диманш.

Сам он тогда находился в отъезде и не смог представить алиби, поэтому стал основным подозреваемым, поэтому его арестовали и заключили в тюрьму. Через неделю ему удалось освободиться под денежный залог.

Следствие велось медленно, и только через год суд подтвердил невиновность Александра Сухово-Кобылина, а его крепостных приговорил к каторжных работам.

После суда он сразу же уехал из Москвы в одно из имений, где начал работать над своей первой комедией «Свадьба Кречинского». Сюжет пьесы драматург заимствовал из рассказа одного из своих знакомых. Конкретная житейская история становится поводом для обличения провинциального быта.

Работа над комедией была неожиданно прервана, так как по требованию адвоката против Сухово-Кобылина было возобновлено уголовное дело. Обвинение постепенно продвигалось по инстанциям, и 6 января 1854 г. по распоряжению Николая I была организована чрезвычайная следственная комиссия.

Александр Васильевич Сухово-Кобылина вновь арестовали, и теперь он проводит в тюрьме почти полгода. За это время он заканчивает комедию и передает рукопись своему другу, актеру Малого театра П. Садовскому.

Чтение проходило в доме актера, по просьбе Садовского дирекция театра направило пьесу на цензуру. Выйдя из тюрьмы, Сухово-Кобылин узнал о том, что его комедия запрещена по указанию Третьего отделения.

Только через полгода, после того как он был полностью оправдан, запрет был снят. 1 июня 1855 г. комедия была разрешена к постановке в Малом театре.

Обратите внимание

Пока шли репетиции пьесы, комедия успела разойтись в рукописных списках. В конце сентября 1855 г. в «Московских ведомостях» появляется восторженный отзыв о постановке «Свадьбы Кречинского» в Малом театре.

Практически одновременно драматург узнает, что против него снова возбуждено уголовное дело.

Вскоре после премьеры комедии он едет в Петербург, почти три месяца тратит на хождение по инстанциям, но ему так и не удается отвести от себя нелепые подозрения.

Во время пребывания в Петербурге Александр Сухово-Кобылин знакомится с Н. Некрасовым. Одновременно с премьерой комедии в Александрийском театре она выходит в пятом номере «Современника». Автор начинает работу над своей второй комедией — «Дело». В одном из писем он указывает на то, что постарался отразить свои переживания, которые испытал во время хождения по инстанциям.

Сухово-Кобылин продолжал добиваться окончательного решения по своему делу. Но только через год, осенью 1857 года, Государственный совет окончательно оправдал драматурга, который при этом был приговорен к церковному покаянию за незаконную любовную связь.

Приговор сразу же утвердил Александр II, тем самым закончив семилетнее преследование писателя. Узнав о решении по своему делу, Александр Сухово-Кобылин завершает все свои дела в стране и в начале 1858 г. уезжает за границу.

Перед отъездом драматург показывает свою новую комедию Михаилу Щепкину, тот приходит в восторг, но признается, что в России ее не удастся поставить.

В Германии Александр Сухово-Кобылин живет на разных курортах, постепенно возвращается к обычной светской жизни. На одном из приемов он познакомился с недавно овдовевшей французской баронессой Мари де Буглон.

Важно

Дружеские отношения вскоре перешли в любовные, и в августе 1859 г. Сухово-Кобылин женился.

Однако семейное счастье продолжалось недолго, так как через год жена умерла от туберкулеза, а драматург остался с дочерью от первой жены.

В начале 1861 г. он завершил комедию «Дело» и напечатал ее в одной из лейпцигских типографий с пометой «для частного пользования». Переехав во Францию по приглашению своего друга П. Анненкова, Александр Сухово-Кобылин вновь пытается возобновить светскую жизнь.

Читайте также:  Краткая биография семенов

Он знакомится с английской писательницей Э. Смит, у них завязывается роман. Но в середине 1862 г. драматург, узнав о тяжелой болезни матери, уехал в Россию. Похоронив мать, он начал хлопоты с целью получения разрешения на постановку комедии.

Его поддерживал Александр Островский, который тогда возглавлял театральный комитет при дирекции императорских театров. Однако управляющий Третьим отделением запретил не только постановку пьесы, но и печатание ее в России.

Сухово-Кобылин вновь отправляется за границу и из Германии пересылает текст комедии вместе с письмом императрице.

Осенью 1867 г. писатель женился на Э. Смит. Супруги поселились в поселке Болье, расположенном неподалеку от Ниццы. Вскоре Сухово-Кобылин приобрел дом и попытался наладить семейный быт. Однако в конце сентября 1867 г. неожиданно умерла его младшая сестра, а в конце января следующего года — и жена.

Александр Васильевич Сухово-Кобылин вернулся в Россию, где узнал, что по просьбе императрицы ему разрешили напечатать тексты своих комедий.

Совет

Он был погружен в работу над заключительной пьесой — «Смерть Тарелкина», практически безвыездно проживая в своем имении Кобылинка вместе с отцом. В апреле 1873 г. умер отец, и драматург поселился там вместе со своей овдовевшей сестрой Елизаветой.

Он переделывает тексты комедий, через год получает цензурное разрешение напечатать произведения под новыми названиями.

Пьеса «Отжитое время» ставится сначала в Малом, а затем в Александрийском театре. С середины 1882 г. пьесы Сухово-Кобылина идут по всей России. К драматургу приходит литературная известность. Однако пьеса «Смерть Тарелкина» не была разрешена к постановке, и только в 1899 г. она была поставлена под названием «Расплюевские красные дни».

Александр Сухово-Кобылин ведет интенсивную литературную жизнь: пишет статьи, памфлеты, работает над воспоминаниями. Он пытается получить разрешение на издание неискаженного цензурой текста произведений, но терпит неудачу, хотя его пьесы не сходят с театральных подмостков.

В 1895 г. торжественно отмечают сорокалетие постановки «Свадьбы Кречинского». По инициативе П. Садовского выходит подарочное издание пьесы с иллюстрациями фотографа Фишера, запечатлевшего сцены из разных постановок спектакля.

Драматург продолжает основное время проводить в своем имении. В декабре 1899 г. размеренное течение его жизни опять нарушается: во время его отъезда в Москву в имении происходит пожар, в огне погибают библиотека и архив.

Драматург тяжело пережил утрату, в начале 1900 г. он вновь уехал за границу и поселился в Болье.

Не разрывая связей с Россией, он добивался разрешения на постановку пьесы «Смерть Тарелкина», готовил к изданию полный текст трилогии.

Обратите внимание

В январе 1901 г. Александр Васильевич Сухово-Кобылин познакомился с Антоном Чеховым, между ними завязываются дружеские отношения. Они регулярно встречаются до отъезда Чехова в Баденвейлер. Сухово-Кобылин восстанавливает измененный финал пьесы «Смерть Тарелкина» и редактирует французский перевод «Свадьбы Кречинского». В начале 1902 г.

он даже приезжает в Париж, чтобы присутствовать на генеральной репетиции пьесы. Но в то время у него открылся туберкулезный процесс, и драматург был вынужден вернуться в Болье, не дождавшись премьеры. Там он узнал о своем избрании почетным академиком Академии наук. Силы драматурга были уже на исходе, и ранней весной 1903 г.

Александр Сухово-Кобылин умер на руках своей дочери.

Источник: http://biografiivsem.ru/suhovo-kobylin-aleksandr-vasilevich

СУХОВО-КОБЫЛИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

СУХОВО-КОБЫЛИН, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1817–1903), русский драматург. Родился 17 (29) сентября 1817 в Москве. Принадлежал к старинному дворянскому роду, его предки играли заметную роль при дворе Ивана Грозного. Отец, подполковник артиллерии, участвовал в Отечественной войне 1812 и взятии Парижа.

До семнадцатилетнего возраста Сухово-Кобылин воспитывался и обучался дома, потом учился на физико-математическом отделении философского факультета Московского университета. Во время учебы дружил с А.И.Герценом, Н.П.Огаревым, К.С.Аксаковым.

Под влиянием Герцена начал заниматься литературой, но особенно увлекался философией Гегеля. В 1838 за конкурсное сочинение О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам был награжден золотой медалью и правом выбрать место дальнейшей службы.

По совету родителей уехал за границу, где продолжил занятия философией в университетах Гейдельберга и Берлина, путешествовал по Европе, жил в Риме и Париже.

Годы 1843–1849, по словам самого Сухово-Кобылина, он «провел в Париже и Москве в светской жизни». Все это время служил в канцелярии московского губернатора в чине коллежского секретаря, а затем титулярного советника.

В 1848 принял от отца управление всеми родовыми имениями и поселился в селе Кобылинка Тульской губернии. Приступил к переводу трудов Гегеля, одновременно пытаясь создать собственную философскую систему.

В 1899 при пожаре имения сгорели рукописи Сухово-Кобылина, в том числе переводы Гегеля.

В ноябре 1850 была убита гражданская жена Сухово-Кобылина француженка Луиза Симон-Деманш, и в обществе прокатилась волна нелепых слухов. По одному из них Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве и арестован.

Важно

Уголовное дело тянулось семь лет, вплоть до 1857, когда Государственный Совет с подтверждающей резолюцией Александра II принял решение приговорить Сухово-Кобылина к церковному покаянию за любовную связь. За это время обвиняемый дважды сидел в тюрьме, испытал на себе все ужасы чиновничьего произвола.

Невиновность драматурга была точно установлена только в 20 в. путем архивных исследований.

Несправедливое обвинение подтолкнуло Сухово-Кобылина к главному делу его жизни. Он стремился доказать себе и окружающим, что может быть не только знатоком философии и жизни, но и творцом. В «минуты, свободные от философских занятий», Сухово-Кобылиным была создана первая пьеса – комедия Свадьба Кречинского (1854).

Сухово-Кобылин признавался, что «самим созданием этих пьес обязан философии». Как драматург художественно иллюстрировал свой пессимистический историко-философский взгляд на Россию.

Драматическая судьба заставляла его не только как профессионального литератора и философа, но и как честного человека сказать слово правды о преступности государственной машины.

Свою вторую пьесу – драму Дело (1861) автор предварил обращением К публике, в котором писал: «Предлагаемая здесь публике пьеса Дело не есть, как некогда говорилось, Плод Досуга, ниже, как ныне делается, Поделка литературного Ремесла, а есть в полной действительности сущее, из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело».

В 1869 была написана третья пьеса – комедия-шутка Смерть Тарелкина, завершающая трилогию, которую в этом же году автор издал под общим названием Картины прошедшего. Объединяя пьесы в трилогию, Сухово-Кобылин подчеркнул их внутреннее единство.

Во всех трех пьесах Сухово-Кобылин исследует искусственно состряпанное дело о подлоге, сопровождая развитие действия сгущением сатирических красок и гротескно-мрачных тонов. Финал предыдущей пьесы служит завязкой следующей. Первая пьеса начинается как вполне традиционная и смешная комедия о промотавшемся игроке Кречинском, стремящемся женитьбой поправить свои денежные дела.

Совет

Но главный герой оказывается далеко не комическим персонажем – это жестокий циник. Сложность образа подчеркивает «тень» Кречинского – его прихлебатель и подручный Расплюев, полностью опрокидывающий привычное понимание «маленького человека». Расплюев стал нарицательным образом мелкого подонка, не имеющего за душой ничего святого.

Благородная барышня Лидия Муромская обманута и опозорена не только мошенничеством Кречинского – ее семья попадает в паучьи сети чиновничьего сутяжничества. Водевильная ситуация обманутой столичным хлыщом провинциалки в последнем действии неожиданно окрашивается в драматические тона.

Благородный поступок Лидии, принявшей на себя чужую вину, в финале становится завязкой следующей пьесы – драмы Дело, в которой дело о подлоге затягивается и превращается в «черную дыру», всасывающую в себя все состояние и саму жизнь Муромских. «Колеса, шкивы и шестерни» чиновничьей машины перемалывают свою жертву. Умирает вконец разоренный отец Лидии.

Семейные деньги присваиваются самым хитрым и ловким чиновником Варравиным. Финал Дела – присвоение денег – становится завязкой следующей пьесы Смерть Тарелкина.

Авторское жанровое определение горько-иронично. В «комедии-шутке» Смерть Тарелкина нет ни одного персонажа, вызывающего хотя бы сочувствие. В ней показана схватка чиновников-хищников между собой. О характерах действующих лиц можно судить хотя бы по тому, что Расплюев, подонок и ничтожество, в пьесе становится блюстителем порядка – квартальным надзирателем.

Трилогия Сухово-Кобылина изобразила современную ему русскую жизнь в трех составляющих: падение дворянства, беззаконие, распад личности, обуреваемой наживой и местью. Сценическая судьба трилогии (за исключением Свадьбы Кречинского, которая сразу вошла в театральный репертуар) была необычайно трудна. Только в 1917 Вс. Мейерхольд поставил эти пьесы именно как трилогию в Александринском театре.

До конца своих дней Сухово-Кобылин принимал деятельное участие в театральной жизни своих пьес и продолжал заниматься философией. В 1902 он был избран почетным академиком по разряду изящной словесности Российской Академии наук.

Умер Сухово-Кобылин в Болье (близ Ниццы) 11 (24) марта 1903.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SUHOVO-KOBILIN_ALEKSANDR_VASILEVICH.html

Сухово-Кобылин Александр Васильевич – краткая биография

Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817 – 1903), драматург, прозаик. Родился 17 сентября (29 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. В 17 лет поступил в Московский университет на физико-математическое отделение философского факультета.

В студенческие годы познакомился с А.Герценом и Н.Огаревым, К.Аксаковым, подружился с ними. Увлекался театром. В 1838 окончил университет и продолжил свое образование в Германии. В течение четырех лет изучал философию в Берлинском и Гейдельбергском университетах, проявив особый интерес к философии Гегеля.

В 1850 начинается длинный, растянувшийся на семь лет процесс, за время которого Сухово-Кобылин дважды подвергался тюремному заключению. Его подозревали в убийстве своей любовницы француженки Луизы Симон-Деманш. Следствие не смогло доказать его виновность, но и убийца не был найден, дело было прекращено, но слухи и сплетни преследовали писателя всю жизнь.

Обратите внимание

После всех переживаний, связанных с чиновничьим произволом и судебным процессом, Сухово-Кобылин обратился к литературной деятельности. В 1852 – 54 была написана первая пьеса – комедия “Свадьба Кречинского”, основной темой которой стала моральная деградация дворянства, а имя Расплюева “. ..сделалось, ..нарицательным”.

В 1856 – 61 работал над сатирической драмой “Дело”, в которой воспроизводились многие детали пережитого автором судебного процесса. Цензура не пропускала эту пьесу на сцену более 20 лет. В 1869 закончил последнюю пьесу трилогии – “Смерть Тарелкина”, в которой объектом сатирического разоблачения стала главная опора государства – полиция. Эту пьесу цензура запрещала более 30 лет.

После завершения этого труда Сухово-Кобылин занялся философией: переводил Гегеля, писал собственную “философию Всемира”. В последние годы написал два сатирических памфлета, для сцены не предназначавшихся: “Квартет” и “Торжественное соглашение батюшки с миром…”. Умер Сухово-Кобылин 11 марта (24 н.с.) 1903 в Больё (Франция).

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Н.В. Гоголь великий писатель первой половины 19 века. В своих произведениях он затрагивал проблемы угнетения народа, крепостного права, также своеобразие его творчества заключается в том, что он один из первых показал широчайшую картину чиновничьей России.

Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины, это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в лирических отступлениях писателя. В произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия х

А. С. ПушкинКаменный гостьУ ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана.

Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина.

Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г.

Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, перетерпе

Важно

Мало хто в дитинстві не мріяв про чарівної палички. Здавалося, що коли-небудь вона обов'язково з'явиться і виконає найзаповітніші бажання. Природно, це були гори іграшок, ящики цукерок і жувальної гумки.

Минув час, чарівна паличка досі залишилася в мріях, але бажання істотно змінилися. Солодощами та іграшками нас вже не ощасливиш.По-перше, хочеться міцного здоров'я для своїх близьких людей.

Це таке щастя, коли рідні не хворіють, живуть повноцінним життям, радують своїм бадьорим виглядом і відмін

ПланI. Тема добра и зла.П. Притча о добром самарянине:1.    Случай с иудеем.2.    Моральный выбор прохожих:а)    убеждения священника;б)    равнодушие левита;в)    помощь самарянина.3.    Равнодушие современного общества.III.

Необходимость возвращения к библейским заповедям.Тема добра и зла рассматривается во многих произведениях литературы. Понятия «добро» и «зло» взаимосвязаны, и отношения между ними не просты.

Говорят, что без зла нет добра, без разрушения нет созидания и т. д.В школьном курс

Грех есть нарушение морального закона как божественной заповеди.И. КантОдной из характерных черт творчества Федора Михайловича Достоевского является острый интерес к этической проблематике.

Современный этап развития общества выдвигает нравственные вопросы на весьма важное место во всей нашей жизни.

Совет

И поэтому вполне закономерно, что, говоря о нравственных аспектах нашей жизни, мы обращаемся к богатой и сложной нравственной проблематике произведений Достоевского.Не следует, однако, забывать, что п

Впервые опубликованный в 1885-м году, роман «Жерминаль» стал тринадцатым по счёту произведением, формирующим знаменитый цикл Золя – «Ругон-Маккары».

Носящий название седьмого месяца французского республиканского календаря, введённого в обращение после Великой французской революции, он рассказывает о росте нового общественного сознания (germinal от латинского «germen» – росток), поднимающегося из земных глубин. «Жерминаль», как и большинство произведений Золя, предлагает уникальный анализ француз

Найчастіше, «негарні» слова, можна почути просто на вулиці. Дійсно, люди не дуже обмежують себе у виразах, таким чином виражаючи власне незадоволення навколишніми подіями.

Ніхто не сперечається, іноді експресія дійсно закипає настільки, що виривається назовні саме у такій формі.

Але на сьогоднішній день, нецензурна лексика скоріш займає місце певного способу комунікації у деяких субкультурах і навіть цілих соціальних шарах суспільства.Обговорювати тему використання подібної лексики у повсякденно

Русский советский писатель. 1 июля 1894 года родился в Одессе в семье торговца-еврея. Первые рассказы опубликовал в журнале «Летопись». Затем, по совету М. Горького, «ушёл в люди» и переменил несколько профессий.

Начальствование в советских органах, работа с октября 1917-го года в Чека. В 1920 году был бойцом и политработником Конной армии. В 1924 году опубликовал ряд рассказов.

Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” рассказывает читателю о судьбах самых разных людей. И судьбы эти в большинстве своем поражают трагичностью. Нет на Руси счастливых людей, жизнь каждого одинаково тяжела и убога.

И поэтому, размышляя над прочитанным, испытываешь грусть.     Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своем путешествии.

Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают своей безысходностью:     В деревне Босове Яким     Нагой живет,  

Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/biografii/17060-sukhovo-kobylin-aleksandr-vasilevich-kratkaya-biografiya.html

Александр Сухово-Кобылин

Александр Сухово-Кобылин

В. Гольдинер

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817—1903) — выдающийся русский драматург.

Р. в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Образование получил на физико-математическом отделении философского факультета. Под влиянием своего друга детства — А. И. Герцена — С.-К. увлекся философией, которую он впоследствии считал своим истинным призванием. По окончании ун-та С.-К. вел светскую жизнь, проводя большую часть времени за границей. В 1850 спокойное течение жизни С.-К. было прервано трагической смертью (убийством) француженки Луизы Симон-Деманш, находившейся с ним, по определению официальных документов, «в любовной связи». К следствию по делу были привлечены сам С.-К. и его крепостные, бывшие в услужении у Симон-Деманш. С.-К. был дважды арестован. В 1854 в тюрьме С.-К. написана создавшая ему славу драматурга комедия «Свадьба Кречинского», задуманная и начатая им во время одного из заграничных путешествий. «Свадьба Кречинского» впервые была поставлена в 1855 на сцене московского Малого театра, а в следующем году была напечатана в «Современнике». У публики пьеса имела большой успех. Критика же недооценила эту замечательную комедию.

В 1857 закончилось следствие по делу об убийстве Симон-Деманш, давшее С.-К. обильный материал для последующих частей его трилогии и наложившее резкий отпечаток на его творчество. Дело окончилось оправданием всех обвиняемых. Тем не менее вопрос о причастности драматурга к убийству породил обширную литературу. В настоящее время этот вопрос можно считать разрешенным в отрицательном смысле.

Вторая часть трилогии — драма «Дело» — была написана С.-К. спустя семь лет после постановки «Свадьбы Кречинского». Пьеса была запрещена к постановке из-за резко отрицательного изображения чиновничьего мира. Впервые она была напечатана за границей. В русской же печати она появилась лишь в 1869. В 1882 удалось осуществить первую постановку пьесы в значительно урезанном виде на сцене Александринского театра.

Не менее тяжелые испытания ожидали последнюю часть трилогии — «Смерть Тарелкина». Эту пеьсу С.-К. закончил после многочисленных переделок в 1868. В следующем году она была опубликована вместе с первыми двумя частями трилогии под общим названием «Картины прошедшего». Поставлена же впервые лишь в 1900 в переработанном виде и под измененным названием «Расплюевские веселые дни».

Оставшиеся лежать под спудом, лишенные доступа на сцену, «Дело» и «Смерть Тарелкина» не получили достойной оценки современной С.-К. критики. Столь различные по своему направлению и эстетическим критериям журналы, как «Вестник Европы» и «Дело», сходились в оценке этих произведений. Оба журнала отмечали несценичность «Дела», отсутствие в нем драматического действия, живых и глубоких характеров. И совсем уничтожающей была оценка «Смерти Тарелкина» — пьесы, которую сам драматург считал своим лучшим произведением. «Это довольно пустой фарс, основанный на переодевании и самом невероятном анекдоте», — писал «Вестник Европы». Аналогичной и не менее резкой была оценка «Дела».

Отсутствие заслуженного признания со стороны критики, трудности продвижения пьес на сцену сыграли не последнюю роль в отходе писателя от литературы. Вторую половину своей жизни С.-К. провел за границей, частью в своем родовом имении, где он посвятил себя хозяйству и занятиям философией. Пожар, произошедший в 1899 в имении С.-К., уничтожил его философские работы и переводы Гегеля. В 1902 литературная деятельность С.-К. получила признание: он был избран почетным членом Академии наук. В 1903 он умер за границей.

Трилогия С.-К. представляет собой одну из самых ярких и своеобразных страниц в истории русской драматургии. С огромной художественной силой и сатирической остротой С.-К. обнажил в своих пьесах язвы и уродства самодержавно-крепостнической России. Алчность и стяжательство, неограниченная и тупая власть бюрократически-полицейского аппарата, проникающего во все поры общественной жизни; взяточничество и вымогательство, охватывающие все звенья административно-судебной системы, — таковы разоблаченные С.-К. стороны русской действительности. Все эти черты запечатлены в отдельных частях трилогии с различной степенью обобщения. Творческий путь С.-К. — это путь от бытовой комедии к острой социальной сатире-памфлету, от бытового реализма к реалистическому гротеску, осложненному эксцентрикой и буффонадой.

Важно

В «Свадьбе Кречинского» действие происходит в старозаветной помещичьей семье, попавшей в столицу. Автор сочувственно относится к своим героям из дворянской среды (Муромский, Нелькин, Лида), наделяя их положительными моральными качествами. Но в то же время он подчеркивает косность, ограниченность, умственную неповоротливость Муромского. В эту патриархальную среду врываются враждебные веяния новой жизни в лице столичного авантюриста Кречинского. Кречинский («Наполеон», как называет его Расплюев) — ловкий, изобретательный, смелый авантюрист широкого размаха, типический образ хищника-афериста, любыми средствами пробивающегося к заветному «миллиону».

Благополучный конец пьесы — разоблачение авантюры Кречинского и торжество «добра» — был признан критикой, не знавшей еще всего замысла трилогии, слишком оптимистическим, снижающим сатирическую остроту комедии. Это было в свое время замечено в статье «Современника»: «Не была ли бы „Свадьба Кречинского“ оригинальнее и не имела ли бы она более сильного значения, если бы автор не допустил своего героя сорваться… а окончил комедию благополучным браком, если бы Кречинский остался прав, а Нелькин виноват?.. Наказанный порок не успокоил бы его (зрителя. В. Г.), как теперь. Вот в чем заключалось бы, по нашему мнению, нравственное комедии».

По своим формальным особенностям «Свадьба Кречинского» восходит к стилю французской комедии и к сценическим традициям французских театров малых форм. «Я писал «Свадьбу Кречинского», — рассказывал С.-К., — и все время вспоминал парижские театры, водевиль, Бюффе…» Четкая конструкция пьесы, стремительность действия, острота интриги, легкий, изящный диалог — все эти качества своего мастерства С.-К. развил изучением французской комедии, в частности драматургии Скриба.

Блестящая форма комедии заслонила перед современными драматургу критиками значительность комедии в целом, глубину созданных им характеров. Между тем образы Кречинского и Расплюева по своей скульптурной законченности, типичности и оригинальности могут быть поставлены на одном художественном уровне с героями Гоголя и Грибоедова.

С лучшими образцами русской драматургии «Свадьбу Кречинского» сближает язык пьесы — сочный, меткий, афористичный. Крылатые словечки персонажей комедии прочно вошли в обиходную, разговорную речь.

Вторая часть трилогии — драма «Дело» — намечает новый этап творческого развития С.-К. От бытовой комедии-интриги драматург перешел к жанру политической пьесы. Сюжет «Дела» — история о том, как чиновники замучили дворянина, попавшего «в капкан, волчьи ямы и удилища правосудия». Мрачен колорит пьесы. Тема накопления, обогащения, знакомая нам уже по «Свадьбе Кречинского», звучит в «Деле» с необычайно возросшей силой. У Варравина и особенно Тарелкина жажда наживы приобретает характер одержимости, маниакальности, мрачного, почти аскетического фанатизма.

Основная направленность «Дела» — это страстное, негодующее обличение общественной неправды. Личное оскорбление и обиды, которые пришлось претерпеть С.-К. от чиновников в связи с делом Симон-Деманш, раздуло в ненависть прирожденную неприязнь драматурга к чиновничеству, обусловленную его социальной природой родовитого аристократа. «„Дело“ — это моя месть. Я отмстил своим врагам. Я ненавижу чиновников».

Власть бюрократии, торжество ее над дворянством, бессилие дворянского «бунта» Муромского — таково содержание «Дела». Острая ненависть к бюрократии, сознательная обличительная тенденция помогли С.-К. создать произведение громадной обобщающей силы.

Совет

Вопреки идеологии автора, «Дело» выросло в грозное обличение всей императорско-бюрократической России. Однако драматургия С.-К. не только обличает феодально-бюрократический режим во всем его глубочайшем растлении, она отражает проникновение новых, капиталистических отношений в типичных для эпохи авантюристических формах. Трилогия в целом направлена против разрастающейся власти денег. Во всех трех пьесах деньги являются движущей силой сюжета; уголовщина, авантюры вырастают на почве беззастенчивого обогащения: авантюра мечтающего о миллионе Кречинского, грабительство «под сенью законов» Варравина, погоня Тарелкина за ускользающим богатством. В пьесах С.-К. появляются кредиторы, ростовщики, шулера, взяточники, аферисты.

По своим стилевым особенностям «Дело» знаменует углубление творческой манеры С.-К., переход его от жанрового показа людей и событий к социально-обобщенной типизации образов и сценических ситуаций. Построение сюжетных линий и характеристики персонажей имеют своей целью предельно раскрыть типические стороны действительности, дать памфлетно-заостренный сгусток ее.

Родственность дарования С.-К. творческой манере Гоголя, сказавшаяся уже в «Свадьбе Кречинского», обнаруживается в «Деле» со всей полнотой. Отдельные персонажи «Дела» перекликаются с образами из «Ревизора» и «Мертвых душ». Памфлетная заостренность, сгущенность красок в изображении чиновников, давшая повод некоторым критикам говорить о недостатке в пьесе живой психологии, бесспорно восходит к художественной системе Гоголя. Наделение персонажей схожими фамилиями (Ибисов и Чибисов; Герц, Шерц и Шмерц) повторяет комический прием, использованный автором «Ревизора» (Бобчинский и Добчинский).

Вместе с тем в «Деле» в полной мере проявляется сатирическая острота дарования С.-К., приближающая его к Салтыкову-Щедрину. Наряду с этим придание в отдельных сценах комедийным ситуациям фарсового характера (напр. принятие содовой воды князем) свидетельствует об использовании С.-К. приемов французской буффонады.

В стремлении к обобщению драматург использует приемы иронической символизации, аллегорических характеристик, гротескных масок. Так, аллегорично членение действующих лиц на категории: «начальства», «силы», «подчиненности», «ничтожества» или «частные лица» и «не-лицо». Символически обобщены место действия «частью в залах и апартаментах какого ни есть ведомства» и общественно-профессиональная среда в авторской характеристике Варравина: «Правитель дел и рабочее колесо какого ни есть ведомства». Той же цели символического обобщения служит характеристика Герца, Шерца и Шмерца, как «колес, шкивов и шестерен бюрократии». Но все эти приемы у С.-К. ведут не к искажению действительности, а к ее более яркому, острому раскрытию, укрупненному сатирическому показу, остающемуся всецело на почве реальности. Характеристики действующих лиц полны глубокой и конкретной жизненной правды. Сам С.-К. подчеркивал реалистичность и типичность созданной им картины действительности. Он заверяет, что его пьеса «Дело» — «из самой реальнейшей жизни с кровью вырванное дело». В послесловии к «Смерти Тарелкина» он пишет: «Где же это я все-таки такие картины видел?.. нигде… и — везде…». Сочетание глубочайшего реализма с гротескной заостренностью сценических ситуаций, составляющее драматургический стиль «Дела», находит свое завершающее выражение в последней части трилогии — «Смерти Тарелкина».

«Смерть Тарелкина» названа С.-К. комедией-шуткой. Назначение ее — согласно авторскому предисловию — доставить публике «несколько минут простого, веселого смеха». Близость сценического стиля пьесы традициям французских театров малых форм подчеркнута самим драматургом. Из творческой практики этих театров заимствовал С.-К. элементы эксцентрики и буффонады, приемы трансформаций и переодеваний. Но сквозь эксцентрически-водевильную внешнюю форму открыто проступает полная негодования и презрения обличительная тенденция драматурга. В «Смерти Тарелкина» сатира С.-К. достигает большого напряжения. По своей бичующей силе и язвительности «комедия-шутка» С.-К. стоит на уровне крупнейших произведений русской обличительной драматургии. В «Смерти Тарелкина» нет положительных персонажей. Зловещий колорит пьесы не смягчает ни одно светлое пятно. Подобная взаимному пожиранию пауков в банке — борьба Тарелкина с Варравиным образует сюжет пьесы. В развитии сюжетной линии драматург показывает все варварские методы следственного производства в полицейском застенке. Благодаря сатирической смелости в обрисовке характеров изображаемые в пьесе события поднимаются до высокого уровня обобщений. Образ прощалыги и шулера Расплюева в новой для него роли блюстителя порядка и «спасителя отечества», подвергающего всю Россию полицейскому просмотру, — крупнейший вклад драматурга в лит-ую сокровищницу отрицательных образов крепостнически-самодержавной России. Не уступая по художественной законченности своему предшественнику из «Свадьбы Кречинского», он значительно превосходит его по социальному значению. Надгробное слово Тарелкина над собственным трупом — шедевр сатирического изобличения либерализма, напоминающий лучшие образцы сатиры Щедрина.

Остро отточенные, разящие афоризмы разбросаны по всей пьесе. Такие крылатые словечки, как «хочешь честь или хочешь есть», «у меня одно: деятельность и повиновение», «все наше. Всю Россию потребуем», «какой же чорт произвол, когда моя необходимость», — могли бы обогатить разговорную речь, если бы они своевременно прозвучали со сцены.

Густые сатирические краски, положенные на облик основных персонажей, создают беспримерно-мрачную картину российской действительности. Вся Россия во власти бессмысленно-жестокого полицейского произвола, — таков объективный вывод из этой «комедии-шутки».

Разоблачающая сила творчества С.-К. значительно превосходит авторские намерения. Столкнувшись в своем личном жизненном опыте с тяжелыми явлениями современной ему жизни — бюрократизмом, произволом, взяточничеством, — он не сумел понять, что эти явления коренятся в самой природе самодержавно-крепостнического строя, и приписал их торжеству нового порядка, разрушившего патриархальную правду жизни. С большой смелостью разоблачая отрицательные стороны действительности, С.-К. не мог ничего противопоставить мрачному окружающему. Далекий от революционного движения крестьянства, драматург не видел тех положительных общественных сил, которые могли бы служить ему социальной опорой в отрицании действительности.

Обратите внимание

Отсюда — глубокий пессимизм, проникающий «Дело» и «Смерть Тарелкина», лежащая на этих пьесах печать бескрылости, отсутствие в них освежающего дыхания больших прогрессивных идей.

Но тем не менее познавательная и художественная ценность творчества Сухово-Кобылина огромна. Значение его правильно определил сам драматург. Сетуя на то, что цензура надела на него пожизненный намордник, С.-К. писал: «За что? за то, что его сатира произведет не смех, а содрогание, когда смех над пороком есть низшая потенция, а содрогание — высшая потенция нравственности».

Творчество С.-К., отобразившее с беспощадным реализмом самодержавно-крепостническую Россию, объективно служило революционно-демократическому движению.

Список литературы

I. Картины прошедшего. Писал с натуры А. Сухово-Кобылин, М., 1869

Трилогия, Гослитиздат, М., 1938.

II. Гуревич Л. Я., А. В. Сухово-Кобылин (Литературный портрет), «Вестник и библиотека самообразования», 1903, № 20

Дризен Н. В., Драматическая цензура двух эпох (1825—1881), изд. «Прометей» Н. Н. Михайлова, без места и года изд., стр. 198—200 (первоначально в журн. «Русский библиофил», 1916, № 2, стр. 43—45)

Гроссман Л., Преступление Сухово-Кобылина, 2 изд., «Прибой», Л., 1928

Его же, А. В. Сухово-Кобылин (Жизнь, личность и творчество), вступ. ст. в кн.: Сухово-Кобылин А. В., Трилогия, М. — Л., 1927

Сахновский В., Театральная судьба Трилогии Сухово-Кобылина, там же

Смирнов Кр. А., Драматург-гегельянец А. В. Сухово-Кобылин, «Труды Ярославского педагогического института», т. III, вып. I — Литературно-лингвистический сбор., Ярославль, 1929.

III. Кашин Н. П., Библиограф. обзор изданий А. В. Сухово-Кобылина и литературы о нем, в кн.: Сухово-Кобылин А. В., Трилогия, 1927.

Источник: https://doc4web.ru/biografii-/aleksandr-suhovokobilin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector