Юрий Валентинович Трифонов, краткая биография
Юрий Валентинович Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве. Отец писателя – Валентин Андреевич Трифонов, революционер, государственный и военный деятель, в период с 1923 по 1926 год занимал должность председателя Военной коллегии Верховного суда СССР. Мать – Евгения Абрамовна Лурье, которая была зоотехником, потом – инженером-экономистом, после этого – детской писательницей.
В 1932 году семья Трифонова поселилась в «Доме правительства», который позже станет широко известен как «Дом на набережной», благодаря одноименной повести Юрия Трифонова. В 1937-38 годах родители писателя были репрессированы. Отца расстреляли. Мать приговорили к восьми годам лагерей. На свободу она вышла в мае 1945 года.
Воспитание Трифонова и его сестры легло на плечи бабушки по материнской линии. Часть войны писатель провел в эвакуации в Ташкенте. После возвращения в Москву начал работать на авиационном заводе.
В 1944 году Трифонов, еще в школе увлекавшийся литературой, поступил в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окончил вуз в 1949 году. В качестве дипломной работы выступала повесть «Студенты». Ее опубликовал журнал «Новый мир».
Произведение, посвященное молодому послевоенному поколению, принесло автору популярность и Сталинскую премию третьей степени.
Далее, по признанию самого Трифонова, последовал «изнурительный период каких-то метаний». В то время в его творчестве появилась спортивная тема. На протяжении 18 лет писатель был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого издания и крупных газет на трех Олимпийских играх, нескольких чемпионатах мира по волейболу, хоккею.
В 1952 году Трифонов отправился в первую поездку в Туркмению, чтобы разобраться в самом себе и найти материал для новых произведений. Затем он ездил туда снова и снова, всего восемь раз в течение десяти лет.
Сначала писатель наблюдал за строительством Главного Туркменского канала, потом – Каракумского канала. Результатом этих поездок стали рассказы и очерки, объединенные в сборник «Под солнцем» (1959), а также роман «Утоление жажды», напечатанный в 1963 году.
Его экранизировали, не раз переиздавали, выдвинули на соискание Ленинской премии в 1965 году.
В конце 1960-х годов Трифонов начал работать над циклом так называемых московских повестей. Первая среди них – «Обмен» (1969). Следующие – «Предварительные итоги» (1970) и «Долгое прощание» (1971). Впоследствии к ним добавились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976). Именно «Дом на набережной» стал в итоге самым популярным произведением Трифонова.
В 1970-е годы Трифонов пишет два романа – «Нетерпение» о народовольцах и «Старик» о старом участнике гражданской войны. Их можно объединить в условную трилогию с созданной в 1967 году повестью «Отблеск костра», в которой Трифонов осмыслял революцию и ее последствия, а также пытался оправдать собственного отца, ранее реабилитированного.
Книги Трифонова издавались тиражами в 30-50 тысяч экземпляров – небольшое количество по меркам 1970-х годов. При этом они пользовались большим спросом. Чтобы почитать журналы с публикациями его произведений, в библиотеке приходилось записываться в очередь.
В 1981 году Трифонов завершил работу над романом «Время и место», который можно считать итоговым произведением писателя. Критика тех лет прохладно встретила книгу. В числе минусов называлась «недостаточная художественность».
Трифонов скончался 28 марта 1981 года. Причиной смерти стала тромбоэмболия легочной артерии. Могила писателя находится на Кунцевском кладбище. После смерти Трифонова, в 1987 году, был опубликован его роман «Исчезновение».
Краткий анализ творчества
В произведениях Трифонов нередко обращался к прошлому. Правда, он проявлял интерес только к определенным временным периодам. Внимание писателя было сосредоточено на эпохах и явлениях, предопределивших судьбу его поколения, оказавших на него сильнейшее влияние.
Как отмечает литературовед Наталия Иванова, какие бы периоды Трифонов ни затрагивал – современность, 1870-е или 1930-е годы – он всегда исследовал проблему взаимоотношений общества и человека. По мнению писателя, личность ответственна за свои поступки, «из которых складывается история народа, страны».
Что касается общества, то оно не вправе «пренебрегать судьбой отдельного человека».
Зачастую проза Трифонова носит автобиографичный характер. Например, это касается «Дома на набережной». В частности, один из ее персонажей – Антон Овчинников, всесторонне развитый мальчик, которым восхищается главный герой – Глебов. Прототип Овчинникова – Лев Федотов. Он был другом детства Трифонова.
Для творчества Трифонова была характерна недоговоренность. Еще в 1959 году писатель отметил, что Чехов «совершил переворот в области формы», открыв «великую силу недосказанности». Впоследствии Трифонов назвал «пробелы» тем, что «необходимо прозе», так как в них рождается «еще одна тема, еще одна мысль».
По писателю: Трифонов Юрий Валентинович
Источник: https://goldlit.ru/trifonov-biography
Юрий Валентиновмч Трифонов
ТРИФОНОВ, ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1925−1981), русский прозаик. Родился 28 августа 1925 в Москве в семье партийного работника. Отец Трифонова начал революционную деятельность во время революции 1905. После Октябрьской революции 1917 стал одним из организаторов Красной Армии. В 1937 был репрессирован. История семьи художественно воплощена во многих произведениях Трифонова, в т. ч.
в документальной повести Отблеск костра (1965) и в романе Дом на набережной (1976).
В 1942, в эвакуации в Ташкенте, Трифонов окончил среднюю школу. По возвращении в Москву работал на авиационном заводе. В 1944 поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1949. Будучи студентом, в 1947 Трифонов опубликовал свои первые рассказы.
Публикация романа Студенты (1950) принесла молодому прозаику известность: он был отмечен Государственной премией и, соответственно, вниманием критики. Тема романа определялась его названием: Трифонов писал о том, что было ему хорошо известно, — о жизни ровесников. После первого успеха Трифонов долго и трудно искал свою тему в прозе, вырабатывал собственное видение жизни.
Писал рассказы разного стилевого и тематического диапазона, опубликовал роман Утоление жажды (1963), в котором шла речь о строительстве оросительного канала в пустыне. Принципиально новым этапом в творчестве Трифонова стали повести т.н. «московского цикла», в которых осмыслялась жизнь столичных интеллигентов, шла речь о сохранении человеческого достоинства в засасывающей повседневности.
Первым произведением «московского цикла» стала повесть Обмен (1969). Ее главный герой, инженер Дмитриев, мучился необходимостью сделать решительный нравственный выбор: остаться в коммунальной квартире или съехаться с больной матерью, отношения с которой строились у Дмитриева таким образом, что обмен жилплощади стал бы для нее явным свидетельством того, что ее дни сочтены.
В финале повести Дмитриев выбирал улучшение жилищных условий, подтверждая слова его сестры о том, что он давно уже совершил обмен на житейские удобства всего лучшего, что было в его душе. Не делятся на «хороших и плохих» и главные герои повести Другая жизнь (1973) — историк Сергей Троицкий и его жена Ольга, взаимопониманию которых мешает душевная глухота.
Понимание внутренней жизни мужа, его несостоявшихся надежд и разочарований (например, в парапсихологии, в которой он пытался найти панацею от житейских невзгод) приходит к Ольге только после его смерти — и приходит как дар, а не в результате логического осмысления. Название повести Предварительные итоги (1970) обозначило особый тип повествования.
Герой повести, переводчик Геннадий Сергеевич, приходит к промежуточному нравственному рубежу, после которого его жизнь должна коренным образом измениться. Трифонов собирался сделать предварительные итоги его жизни окончательными: герой должен был умереть. Однако по мере работы над повестью писатель переменил замысел.
Геннадий Сергеевич выжил, в житейском отношении стал вполне благополучен, но утратил способность к внутреннему совершенствованию. По сути, его жизнь свелась к поддержанию физического существования. Таким же образом выходит из тяжелого душевного кризиса актриса Ляля, героиня повести Долгое прощание (1971).
Вспоминая о времени, когда ее жизнь была трудна, но душевно интенсивна, она испытывает только «странную мгновенную боль, сжатие сердца, не то радость, не то сожаление оттого, что все это было с нею когда-то». Некоторые критики упрекали Трифонова в «бытовизме» его «московских повестей». Однако быт для Трифонова является не угрозой нравственности, а сферой ее проявления.
В предисловии к отдельному изданию «московских повестей» критик А. Бочаров писал: «Проводя своих героев через испытание бытом, испытание повседневной жизнью, он выявляет не всегда уловимую связь бытового, повседневного с высоким, идеальным, обнажает пласт за пластом всю многосоставность натуры человека, всю сложность влияний окружающей среды».
Для Трифонова всегда была важной историческая тема. Напрямую она проявилась в романе о террористах-народовольцах Нетерпение (1973). Во всех «московских повестях» также чувствуется авторский взгляд на повседневность под углом истории. Наиболее ярко он выражен в романе Старик (1978), тематически примыкающем к «московскому циклу».
На примере семьи старого революционера Летунова, на склоне лет размышляющего о своем участии в кровавом расказачивании и, одновременно, о жизненной неустроенности своих детей, Трифонов показал тесное переплетение прошлого и будущего.
Устами одного из героев романа он высказал суть своего отношения к истории и повседневности: «Жизнь — такая система, где все загадочным образом и по какому-то высшему плану закольцовано, ничто не существует отдельно, в клочках, все тянется и тянется, переплетаясь одно с другим, не исчезая совсем».
В романе повторяются мысли, высказанные героем повести Другая жизнь историком Троицким — о том, что «человек есть нить», протянувшаяся из прошлого в будущее, и по этой нити можно изучать нравственную жизнь общества. Завершением «московского цикла» стал роман Дом на набережной (1976). Его публикация стала событием литературной и общественной жизни.
На примере судьбы одного из жильцов знаменитого московского дома, в котором жили семьи партийных работников (в т.ч. и семья Трифонова во времена его детства), писатель показал механизм формирования конформистского общественного сознания. История преуспевающего критика Глебова, не вступившегося когда-то за своего учителя-профессора, стала в романе историей психологического самооправдания предательства. В отличие от героя, автор отказывался оправдывать предательство жестокими историческими обстоятельствами 1930−1940-х годов. Весь творческий путь Трифонова, от раннего романа Студенты до посмертно опубликованного романа Время и место (1981), посвящен поиску воплощения Времени — в сюжетах, характерах, стиле.
Умер Трифонов в Москве 23 марта 1981.
Трифонов Юрий Валентинович (1925−1981 гг.) – русский прозаик, родившийся 28 августа 1925 года в Москве. В период после Октябрьской революции был одним из организаторов Красной Армии. В своих повестях документального характера «Отблеск костра» (1965 г.) и «Дом на набережной» (1976 г.) он изобразил всю историю своей семьи.
В Ташкенте 1942 года Трифонов окончил школу, а вернувшись в Москву, работал на авиационном заводе. Еще в студенческие годы Трифонов пишет и публикует свои произведения. Одним из таких является роман «Студенты» (1950 г.), который превзошел все ожидания. Писатель обретает абсолютную известность и был удостоен Государственной премией и замечен многочисленными критиками.
После такого триумфа Трифонов долгое время искал тему в прозе, которая бы ему подошла. Перебирая большое количество литературы, он пытался выработать собственные взгляды на жизнь. Именно в это время он пишет роман «Утоление жажды» (1963 г.).
Совершенно новому этапу творчеству Трифонова свидетельствуют повести «московского цикла», в которых изображалась жизнь интеллигентов столицы. Важной особенностью таких повестей являлось сохранение человеческих достоинств, сквозь обыденность. Довольно часто Трифонову приходилось слышать в свой адрес упреки от критиков. Они были возмущены тем, что он слишком много уделяет внимания на бытовые мелочи.
В свое творчество Трифонов включил также историческую тематику, которую считал достаточно важной. Это прослеживается в романе «Нетерпение» (1973 г.). В «московских повестях» также ощущается его взгляд на обыденность с переходами в историю.
Юрий Валентинович ушел из жизни 23 марта 1981 года в Москве.
Источник: https://www.allsoch.ru/trifonov/
Юрий Трифонов
Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) — — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР. Родился 28 августа 1925 в Москве.
Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888—1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).
В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы.
Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Рейзнер) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд.
Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.
Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на заводе сначала слесарем, потом — диспетчером цеха. Весной—осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1945 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.
В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2).
Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению.
Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.
После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов.
Вторая половина 1950-х — начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя.
В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал.
Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.
В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести».
Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е.
Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.
Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.
В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».
Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.
Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х гг.
тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках.
Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.
С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.
В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра».
«Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах.
Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.
В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного.
В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом.
Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е, 70-е годы.
В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».
Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х гг. он был практически забыт, однако в 2000-х гг. начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.
Семья
Первая жена Юрия Трифонова (1949—1966) — оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя — Неля Амшеевна Нюренберг; 1923—1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887—1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя — Давид Маркович Нюренберг; 1896—1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга — в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.
Вторая жена (с 1968 года) — редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС Алла Павловна Пастухова.
Третья жена (с 1975 года, фактический брак — писательница Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый муж — писатель Георгий Берёзко). Их сын — Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).
Дед — меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875—1924); его брат — Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель Арон Сольц.
Дядя писателя по отцу — командарм Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов; 1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) — писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.
Источник: http://juriy-trifonov.ru/biografiya/
Юрий Трифонов: фото, биография, фильмография, новости – Вокруг ТВ
Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981) – советский писатель. Прославился своими произведениями о жизни интеллигенции в сталинскую эпоху и в период застоя.
Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве, в семье известного революционера Валентина Андреевича Трифонова и зоотехника Евгении Абрамовны Лурье. В 1938 году его родителей репрессировали. Юрия и его сестру воспитывала бабушка Татьяна Александровна Лурье.
Годы войны будущий писатель провёл в эвакуации в Ташкенте. Как «сын врага народа» он не имел права на поступление в вуз, поэтому после окончания школы Юрий работал слесарем на авиационном заводе, затем стал диспетчером цеха и редактором заводской газеты и только в 1944 году поступил в московский Литературный институт имени Горького.
Первые рассказы Трифонова – «Знакомые места» и «В степи» – были опубликованы в 1948 году. В 1950 году вышел роман «Студенты» о молодых людях послевоенного поколения – дипломная работа Трифонова. За эту книгу молодой писатель получил Государственную премию СССР.
Затем Юрий Трифонов решил написать книгу о строительстве Каракумского канала и в 1952 году уехал в Туркмению. Результатом многолетней работы стал роман «Утоление жажды», вышедший в 1963 году.
За 11 лет в СССР произошло множество событий: смерть Сталина, XX съезд, разоблачение культа личности, реабилитация репрессированных, среди которых был и отец Трифонова… Все это нашло отражение в «Утолении жажды» – книге, которая изначально задумывалась как производственный роман.
В 1969 году Трифонов выпустил повесть «Обмен». Простая и страшная история о том, «как испортил людей квартирный вопрос», открыла цикл так называемых городских повестей Трифонова.
К этому циклу относятся также повести «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной».
Эти произведения рассказывают о конформизме и неизбывном страхе перед системой, которым отличался «хомо советикус».
Главный герой «Дома на набережной» – зрелый мужчина, живущий спокойной и сытой жизнью, старательно пытается забыть о подлости, которую совершил, будучи студентом. Юность Вадима Глебова пришлась на годы сталинских репрессий; герой предал возлюбленную и подставил под удар её семью, чтобы спасти собственную шкуру.
В повести «Дом на набережной» есть автобиографические моменты. Но сильнее всего автобиографическая тема проявляется в последнем произведении Трифонова «Опрокинутый дом», изданном уже после его смерти. Также Юрий Трифонов написал документальную повесть о своём отце – «Отблеск костра» (1965).
В 1980 году писатель Генрих Белль предложил выдвинуть Юрия Трифонова на Нобелевскую премию. У советского писателя были все шансы получить награду, но в 1981 году он неожиданно скончался, а Нобелевскую премию полагается присуждать только живым.
Произведения Трифонова неоднократно экранизировались. В 1966 году вышел фильм «Утоление жажды». В 1989 году увидела свет драма «Свой крест» по мотивам повести «Другая жизнь».
В 2004 году режиссёр Сергей Урсуляк снял картину «Долгое прощание», а в 2007 году вышел многосерийный фильм Аркадия Кордона «Дом на набережной».
Также Юрий Трифонов стал сценаристом нескольких фильмов: «Хоккеисты» (1965), «О чём не узнают трибуны» (1976).
Юрий Трифонов был трижды женат: на оперной певице Нине Алексеевне Нелиной, затем на редакторе «Политиздата» Алле Сергеевне Пастуховой и, наконец, на писательнице Ольге Романовне Мирошниченко, с которой жил до самой смерти. В первом браке родилась дочь Ольга, в третьем – сын Валентин.
Фильмография (сценарист):
О чём не узнают трибуны (1975)
Утоление жажды (1966)
Хоккеисты (1964)
Источник: https://www.vokrug.tv/person/show/yurii_trifonov_/
Биография
Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 21.08.2017 14:40 Автор: Роман Просмотров: 789
Трифонов Юрий Валентинович Родился: 28 августа 1925 Умер: 28 марта 1981 (55 лет)
Юрий Валентинович Трифонов — русский советский писатель, мастер «городской» прозы. Был одной из главных фигур литературного процесса 1960—1970-х годов в СССР.
Семья
Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов; был расстрелян 15 марта 1938 года. Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).
В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд.
Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.
Дед — меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875—1924); его брат — Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель Арон Сольц.
Дядя писателя по отцу — Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов; 1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) — писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.
Биография. Творчество
Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ. Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1949 годах учился в Литературном институте имени А.
М. Горького. Все годы учёбы посещал семинары заметившего его К. А. Федина, печатал рассказы в газете «Московский комсомолец». В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2).
Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению.
Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института (точнее, едва не исключен из Комсомола, так как институт к тому времени он уже закончил; в результате он отделался лишь выговором — Ю. В. Трифонов, «Записки соседа», 1972) за то, что не указал в анкете факт ареста отца.
В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от неё.
После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для её продолжения, однако радушный приём, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов.
Вторая половина 1950-х — начало 1960-х годов стали смутным временем в творческой биографии писателя.
В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963 году, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал.
Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.
В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести».
Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х годов, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е годы.
Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.
Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны.
Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.
В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».
Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.
Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами (30—50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.
С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.
Манера письма Трифонова — неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было чётко выраженной общественно-политической оценки.
— В. Казак «Лексикон русской литературы XX века»
В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра».
«Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах.
Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.
В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного.
В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом.
Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 1940-е, 1950-е и 1970-е годы.
Ко времени выхода из-под его пера в 1970-е годы главных работ связывают и появление «трифоновской школы». Он опекал литературную молодёжь, в частности, его влияние на себя подчёркивал Александр Проханов.
Личная жизнь
Первая жена Юрия Трифонова (1949—1966) — оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя — Нинель Алексеевна Нюренберг; 1923—1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887—1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя — Давид Маркович Нюренберг; 1896—1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга — в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.
Вторая жена (с 1968 года) — редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС Алла Пастухова.
Третья жена (с 1975 года, фактический брак — писательница Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый муж — переводчик с эстонского Геннадий Муравин, второй — писатель Георгий Берёзко). Их сын — Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).
Библиография
Собрание сочинений в четырёх томах. — М.: «Художественная литература», 1985—1987. Избранные произведения в двух томах. — М.: «Художественная литература», 1978. Студенты. — М.: «СП», 1951; Магадан, 1952; Курск, 1952; «СП» и «МГ», 1953; Омск, 1954; М., 1956; М., 1960. Под солнцем. Рассказы. — М.: «Советский писатель», 1959. В конце сезона. Рассказы.
— М.: «Физкультура и спорт», 1961. Утоление жажды. — М.: «Художественная литература», 1963; 1964; 1965; 1967; 1970; «Профиздат», 1979. Костры и дождь. Рассказы. — М.: «Советская Россия», 1964. Факелы на Фламинио. Рассказы и очерки. — М., 1965. Отблеск костра. Документальный очерк. — М.: «Советский писатель», 1966. Кепка с большим козырьком. Рассказы.
— М.: «Советская Россия», 1969. Игры в сумерках. Рассказы и очерки. — М.: «Физкультура и спорт», 1970. Рассказы и повести. — М.: «Художественная литература», 1971. Долгое прощание. Повести и рассказы. — М.: «Советская Россия», 1973. Нетерпение. — М.: « Политиздат», 1973; 3-е изд. — 1974; 4-е изд. «Советский писатель», 1988. Продолжительные уроки. — М.
: «Советская Россия», 1975. Другая жизнь. — М.: «Советский писатель», 1976. Обмен. Пьеса. — М., 1977. Повести. — М.: «Советская Россия», 1978. Другая жизнь. Повести и рассказы. — М.: «Известия», 1979. Старик. — М.: «Советский писатель», 1979. Старик. Другая жизнь. — М.: «Советский писатель», 1980. Нетерпение. Старик. — М.: «Известия», 1983.
Другая жизнь. Отблеск костра. — М.: «Советский писатель», 1983. Как слово наше отзовётся. Публицистика. — М.: «Советская Россия», 1985. Вечные темы. Романы, повести и рассказы. — М.: «Советский писатель», 1985. Время и место. Романы и повесть. — М.: «Известия», 1988. Исчезновение. Старик. Отблеск костра. — М, : «Московский рабочий», 1988.
Отблеск костра. Исчезновение. — М.: «Советский писатель», 1988. Бесконечные игры. Киноповесть, рассказы, очерки, статьи. — М.: «Физкультура и спорт», 1989. Отблеск костра. Старик. — М.: «Известия», 1989. Исчезновение. Время и место. Старик. Романы. — М.: «Современник», 1989.
Сталинская премия третьей степени (1951) — за повесть «Студенты» (1950) орден «Знак Почёта» (1975) медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» 1966 — Утоление жажды (Туркменфильм; реж.
Булат Мансуров) — одноимённый роман
1977 — О чём не узнают трибуны (альманах короткометражных киноновелл: «Алёшино знакомство», «Телеграмма», «Победа присуждается…»; Киностудия им. М. Горького; реж. Яков Базелян) — по мотивам рассказов
1977 — Обмен (Литовская киностудия; реж. Раймондас Вабалас) — одноимённая повесть 1982 — Прозрачное солнце осени (Ленфильм; реж. Виктор Бутурлин) — одноимённый рассказ 1985 — Вера и Зойка (Свердловская киностудия, ВКСР; реж. Александр Наговицын) — одноимённый рассказ 1989 — Свой крест (Киностудия «Глобус»; реж. Валерий Лонской) — повесть «Другая жизнь» 2004 — Долгое прощание 2007 — Дом на набережной
Источник: http://biography.su/pisateli/trifonov-yurij-valentinovich
Трифонов Юрий Валентинович
Трифонов Юрий Валентинович (1925 – 1981), прозаик. Родился 28 августа в Москве в семье профессионального революционера, который участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошел ссылку и каторгу), в организации в 1917 Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне, в 1918 спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда.
Отец был для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека. Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен и в 1937, когда это случилось, и позже. В 1938 была арестована и мать.
“Сын врага народа” после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки.
Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1949. Известность приобрел после выхода в свет романа “Студенты” (1950).
Весной 1952 уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю.Трифонова оказалась связанной с Туркменией. В 1959 появился цикл рассказов и очерков “Под солнцем”, в котором впервые обозначаются черты собственно трифоновского стиля. В 1962 пишет роман “Утоление жажды”.
Реабилитация отца (1955) дала возможность в 1965 написать документальную повесть “Отблеск костра” на основе сохранившегося архива отца. В 1966 – 1969 написал ряд рассказов – “Вера и Зойка”, “В грибную осень” и др. В 1969 выходит первая повесть из цикла “городских” “Обмен”, за нею следуют (1970 – 76) “Предварительные итоги”, “Долгое прощание”, “Другая жизнь”, “Дом на набережной”.
В 1973 был издан роман о народовольцах – “Нетерпение”, исследующий в человеке “неистребимый генетический код истории”, связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее. В последние годы были написаны: роман “Старик” и цикл рассказов “Опрокинутый дом”. Умер Ю.Трифонов в Москве в 1981.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Трифонов Юрий Валентинович [28.8.1925, Москва — 28.3.1981, Москва] — прозаик.
Отец — донской казак по происхождению, профессиональный революционер, член партии большевиков с 1904, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии, во время Гражданской войны член коллегии Наркомвоена, член Реввоенсоветов нескольких фронтов.
В 1937 родители Трифонова были репрессированы. Трифонова и его младшую сестру усыновила бабушка, Т.Л.Словатинская.
Осенью 1941 вместе с родными эвакуировался в Ташкент. В 1942, окончив там школу, он завербовался на военный авиационный завод и вернулся в Москву. На заводе работал слесарем, диспетчером цеха, техником. В 1944 стал редактором заводской многотиражки.
В том же году поступил на заочное отделение Литературного института. Подал заявление на факультет поэзии (в архиве писателя сохранилось более 100 никогда не публиковавшихся стих.), но принят был на отделение прозы. В 1945 перевелся на очное отделение Литературного института, занимался в творческих семинарах К.А.Федина и К.Г.Паустовского. Окончил институт в 1949.
Первыми публикациями были фельетоны из студенческой жизни, напечатанные в газете «Московский комсомолец» в 1947 и 1948 («Широкий диапазон» и «Узкие специалисты»). Первый его рассказ «В степи» был опубликован в 1948 в альманахе молодых писателей «Молодая гвардия».
В 1950 в «Новом мире» Твардовского появилась повесть Трифонова «Студенты». Успех ее был очень велик.
Она получила Сталинскую премию, «посыпались всякие лестные предложения,— вспоминал писатель,— из “Мосфильма”, с радио, из издательства». Повесть была популярна. В редакцию журнала приходило множество писем читателей, ее обсуждали в самых разных аудиториях.
Причину такого успеха много позже объяснил сам писатель: «В повести “Студенты” была некоторая бытовая правда, были подробности, напоминавшие жизнь. И — не где-то и когда-то, а жизнь сегодняшнюю, московскую». При всем успехе повесть действительно только напоминала жизнь.
Сам Трифонов признавал: «Были бы силы, время и, главное, желание, я бы переписал эту книгу заново от первой до последней страницы». Но когда книга вышла, успех воспринимался ее автором как должное. Об этом свидетельствует инсценировка «Студентов» — «Молодые годы» — и написанная годом позже пьеса о художниках «Залог успеха» (1951), поставленные в Театре им. М.Н.Ермоловой А.М.Лобановым.
Пьеса была подвергнута довольно резкой критике и сейчас забыта.
После шумного успеха «Студентов» для Трифонова, по его собственному определению, наступил «изнурительный период каких-то метаний». В то время он начал писать о спорте.
В течение 18 лет Трифонов был членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», корреспондентом этого журнала и крупных газет на Олимпийских играх в Риме, Инсбруке, Гренобле, на нескольких чемпионатах мира по хоккею, волейболу. Он написал десятки рассказов, статей, репортажей, заметок на спортивные темы.
Многие из них вошли в сборниках «В конце сезона» (1961), «Факелы на Фламинио» (1965), «Игры в сумерках» (1970). В «спортивных» произведениях проявилось открыто то, что впоследствии станет одной из главных тем его творчества,— усилие духа в достижении победы, пусть даже над самим собой. «Истинная сила духа скрыта от взглядов, но в решающее мгновение она видима всем.
И в большом спорте, где события разворачиваются на глазах у сотен тысяч и даже миллионов людей, эта зримость, эта материализация духа впечатляет особенно. В спорте нет незаметных героев, как нет и незаметных малодушных».
С 1952 начались поездки Трифонова в Туркмению на строительство Туркменского, потом Каракумского канала.
«Мотался по Каракумам на вездеходах, на верблюдах, в маленьких самолетиках, знакомился, узнавал, записывал»,— вспоминал писатель. Поездки продолжались около восьми лет. Итогом их стали сб. рассказов «Под солнцем» (1959) и роман «Утоление жажды», опубликованный в 1963 в журнале «Знамя». Роман не раз переиздавался, в т.ч. и в «Роман-газета.
», выдвигался на соискание Ленинской премии 1965, был инсценирован и экранизирован. Правда, как говорил Трифонов, читали роман, по сравнению со «Студентами», «гораздо более спокойно и даже, пожалуй, вяло».
«Утоление жажды» оказалось характерным «оттепельным» произведением, оставаясь во многом одним из многочисленных «производственных» романов тех лет.
Однако в нем уже были персонажи и мысли, которые позже окажутся в центре внимания писателя.
Название романа «Утоление жажды» критика расшифровывала не только как утоление жажды земли, ждущей воды, но и утоление человеческой жажды справедливости. Стремлением восстановить справедливость была продиктована и повесть «Отблеск костра» (1965) — документальное повествование об отце писателя.
Но «Отблеск костра» оказался не просто документальным восстановлением жизни революционера, впервые Трифонов заявил о том, что стало основой его книг: «На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех. История полыхает, как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост».
Последующая проза Трифонова порой открыто, порой сложно, «на глубине», соотносится с этой декларацией. В конце 1960-х он начинает цикл т.н. московских или городских повестей: «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), потом к ним присоединились «Другая жизнь» (1975) и «Дом на набережной» (1976).
Сюжеты этих книг, особенно первых трех, как будто посвящены лишь «подробностям» быта совр. горожанина. Повседневная жизнь городских обитателей, сразу узнаваемая читателями, казалась многим критикам единственной темой книг.
Трифонов был вынужден сам объяснить, о чем он пишет; «Никакой бытовой литературы не существует — бессмысленное понятие “быт” запутывает дело и втягивает в себя, как в бездонную воронку, все стороны и проявления человеческой жизни.
Я пишу о смерти (“Обмен”) — мне говорят, что я пишу о быте; пишу о любви (“Долгое прощание”) — говорят, что тоже о быте; пишу о распаде семьи (“Предварительные итоги”) — опять слышу про быт; пишу о борьбе человека со смертельным горем (“Другая жизнь”) — вновь говорят про быт.
Бесконечно раздутое понятие “быт” — удобный мешок, куда можно бросать все, что не нужно…
»
Критике 1960-70-х понадобилось много времени, чтобы понять, что за воспроизведением быта совр. города скрыто осмысление «вечных тем», того, что составляет сущность человеческой жизни. В применении к творчеству Трифонова оправдались слова одного из его героев: «Подвиг — это понимание. Понимание другого.
Боже мой, как это трудно!»
Книга о народовольцах «Нетерпение» (1973) воспринималась по контрасту с «городскими» повестями. Тем более что появилась она после первых трех из них, когда часть критики попыталась создать Трифонову репутацию всего лишь современного бытописателя, поглощенного каждодневной суетой горожан, занятых, по определению писателя, «великими пустяками» жизни.
«Нетерпение» — книга о террористах XIX в., нетерпеливо подталкивающих ход истории, готовящих покушение на царя, погибающих на эшафоте. Главный герой «Нетерпения» — Андрей Желябов — и в исторической прозе остается характерным трифоновским персонажем.
Он проходит путь от стремления понимать жизнь к отказу от этого понимания, к желанию переделывать жизнь согласно собственным представлениям о ней. Так путь героя оказывается путем к насилию над жизнью. С другой стороны, Трифонов постоянно возвращался к мысли, что «в повседневном, в быту есть свои народовольцы и Маресьевы, есть свое бескорыстие и свои подвиги…
свои великие и малые предательства». Так что «Нетерпение» оказалось в ряду «городских» повестей не случайно. Его связывает с ними стремление Трифонова не просто зафиксировать происходящее здесь и сейчас, но отыскать корни и причины совр. событий в истории.
Герой повести «Другая жизнь», историк, выразил то, что больше всего занимало самого писателя: «Он искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим… Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам».
Об ощущении слитности прошлого и настоящего написан роман «Старик» (1978).
В нем в одной жизни оказались взаимосвязаны история и на первый взгляд как будто не имеющая к ней отношения, исчезающая бесследно в суете повседневности, поглощенная сама собой современность. «Старик» — роман об уходящих людях и уходящем, исчезающем, кончающемся вместе с ними времени. У персонажей романа пропадает ощущение себя частью той бесконечной нити, о которой говорил герой «Другой жизни». Эта нить, оказывается, обрывается не с окончанием жизни, но с исчезновением памяти о прошлом.
Уже после смерти писателя в 1980 были опубликованы его роман «Время и место» и повесть в рассказах «Опрокинутый дом». В 1987 ж. «Дружба народов» напечатал роман «Исчезновение», который Трифонов писал много лет и не успел закончить.
«Время и место» начинается вопросом: «Надо ли вспоминать?» Последние произведения Трифонова стали ответом на этот вопрос. «Время и место» писатель определил как «роман самосознания». Это определение можно применить ко всем его последним книгам, в которых он стремился, «изображая человека, вытащить все его внутренние слои, все слои, которые в нем уже перемешались, слились каким-то образом в единое целое». Писатель снова и снова обращался к памяти, запечатлевшей прожитое время, ушедший мир. Последние книги оказались поэтому более автобиографичными, чем предшествующие им. Повествование в них, входя в новые психологические и нравственные слои, приобрело более свободную форму.
Начиная с повестей 1960-х — почти за 15 лет — Трифонов оказался одним из основателей особого направления новейшей русской литературы — т.н. городской прозы, в которой он создал собственный мир. Его книги объединены не столько общими, переходящими из одной в другую персонажами-горожанами, сколько мыслями и взглядами на жизнь и героев, и автора. Главной задачей литературы Трифонов считал отображение феномена жизни и феномена времени в их взаимосвязи, выраженной в судьбе человека.
О.И.Козлова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с. 513-515.
Далее читайте:
Ольга ТРИФОНОВА. Вид на Кремль стоит дорого. 01.02.2011
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
СС: в 4 т. М., 1984-86;
Избранные произведения: в 2 т. М., 1978;
Вечные темы: романы, повести. М., 1984;
Отблеск костра: документальная повесть, роман. М., 1988;
Как слово наше отзовется… Публицистика. М., 1985.
Литература:
Иванова Н. Проза Юрия Трифонова. М., 1984;
Оклянский Ю. Юрий Трифонов: Портрет-воспоминание. М., 1987;
Дедков И. Вертикали Юрия Трифонова // Новый мир. 1985. №8;
Мага-Соэп К. де. Юрий Трифонов и драма русской интеллигенции: [пер. с англ.]. Екатеринбург, 1997;
Шитов А. Юрий Трифонов: Хроника жизни и творчества. 1925-81. Екатеринбург, 1997.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/trifonov_juri.php