Краткая биография вельтман

Краткая биография Вельтман

Вельтман Александр Фомич – романист и археолог, происходит из шведской фамилии Weldman; родился в С.-Петербурге 8 июля 1800 г. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку. В 1811 – 1812 гг. Вельтман поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов. В 1814 г.

он перешел в частный пансион Терликова, а в 1816 г. – в школу для колонновожатых, откуда в следующем году выпущен офицером в свиту Его Величества по квартирмейстерской части. В бытность колонновожатым Вельтман составил “Начальные основания арифметики” (М., 1817).

В 1828 – 29 годах во время турецкой кампании Вельтман находился при главной квартире старшим адьютантом генерального штаба, а в 1831 г. вышел подполковником в отставку. Плодом полученной им перед тем командировки в Бессарабию был его труд: “Начертание древней истории Бессарабии” (М.

, 1828): С этого времени Вельтман отдается литературе, а немного позже занимается усердно и историей. Первыми его произведениями были повести: “Беглец” (М., 1831), “Странник” (1831 – 32), “Муромские леса” (М., 1831). Затем последовал целый ряд исторических и фантастических романов: “МММCDXLVIII год, рукопись Мартына Задеки” (М.

, 1833); “Кощей бессмертный” (М., 1833); “Святославич, вражий питомец” (М., 1835); “Лунатик” (1836); “Александр Филиппович Македонский” (М., 1836); “Виргиния” (М., 1837); “Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.” (М., 1837); “Сердце и думка” (М., 1838); “Генерал Каломерос” (М., 1840); “Новый Емеля, или Превращения” (М.

, 1845) и, наконец, масса повестей в стихах и прозе. Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий, но неглубокий талант: при замечательной яркости фантазии, пестроте изложения, нелишенной подчас истинной поэзии, у него совершенно отсутствовало серьезное содержание, чем и объясняется, что он был забыт тотчас после смерти.

Обратите внимание

Сложность происшествий и являющаяся отсюда потребность чудесной развязки лишают произведения Вельтмана естественности. Излюбленной формой его творчества была калейдоскопическая смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности. Кроме беллетристики, Вельтман оставил несколько исторических исследований. В 1842 г.

он сделался помощником директора московской Оружейной палаты, а в 1845 г. был назначен членом комитета для издания “Древностей Российского государства”, которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отдельно принадлежит ему. В 1852 г. Вельтман назначен был директором Оружейной палаты.

В исторических трудах своих: “О Господине Новгороде Великом” (М., 1834); “Древние славянские собственные имена” (М., 1840); “Достопамятности Московского Кремля” (М., 1844); “Исследования о свевах, гуннах и монголах” (М., 1856 – 60) и др. Вельтман руководился той же фантазией, как и в беллетристике, почему они лишены всякого значения. Умер 11 января 1870 г. в Москве.

Вариант 2

Вельтман Александр Фомич – романист и археолог. Родился 8 июля 1800 в Петербурге, в семье военного. Его отец служил в гренадерском полку.

С 1811 по 1812 он проводит в Московском университетском благородном пансионе. Но из-за наступления французов свое обучение Вельтман вынужден прервать. В 1814 он поступает в пансион Терликова. А в 1816 продолжил обучение в школе для колонновожатых.

В 1817 после окончания обучения ему присваивается звание офицера, и он начинает службу в свите Его Величества по квартирмейстерской части. В этот период он пишет работу “Начальные основания арифметики”. С 1827 во 1828 во время турецкой кампании является старшим адъютантом генеральского штаба. В 1831 Вельтман закончил свою военную деятельность и в звании подполковника вышел в отставку.

Будучи в отставке он начинает заниматься литературой и историей. Его первые повести: “Беглец”, “Странник”. “Муромский лес”. Вельтман написал очень много фантастических произведений. Критики заметили его бесспорный талант. Его романы были оригинальные, но серьезности в них не было. Это и послужило тому, что после смерти о Вельтмане мало кто вспомнил.

Кроме литературы Александр Фомич занимался исследованиями в области истории. В 1842 он был помощником директора московской Оружейной палаты, а в 1845 сам стал директором.

Свои исторические работы: “Достопамятности Московского Кремля”, “Древние славянские собственные имена”, “Исследования о свевах, гуннах и монголах” он также наполнял фантазией, в них было мало правды.

Поэтому они не имеют никакой исторической ценности и значения.

Умер Вельтман Александр Фомич 11 января 1870 в городе Москва.

(Пока оценок нет)
Loading…
Краткая биография Вельтман

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-veltman/

Александр Вельтман

Русский писатель и археолог.

Происходит из шведской фамилии Weldman. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку. В 1811—1812 г. Вельтман поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов.

В 1814 году он перешёл в частный пансион Терликова, а в 1816 году — в Школу для колонновожатых, откуда в следующем году выпущен офицером в свиту Его В. по квартирмейстерской части. В бытность колонновожатым Вельтман составил «Начальные основания арифметики» (Москва, 1817). В 1828—1829 гг.

во время турецкой кампании Вельтман находился при главной квартире старшим адъютантом генерального штаба, а в 1831 г. вышел подполковником в отставку. Плодом полученной им перед тем командировки в Бессарабию был его труд «Начертание древней истории Бессарабии» (M., 1828).

Важно

С этого времени Вельтман отдается литературе, а немного позже занимается усердно и историей.

Первыми его произведениями были повести «Беглец» (М., 1831), «Странник» 1831—1832), «Муромские леса» (М., 1831 г.)

Затем последовал целый ряд исторических и фантастических романов: «MMMCDXLVIII год, рукопись Мартына Задеки» (M., 1831); «Кощей Бессмертный» (М., 1833); «Святославич, вражий питомец» (М., 1835); «Лунатик» (1836); «Александр Филиппович Македонский» (Москва, 1836); «Виргиния» (Москва, 1837); «Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 г.

» (М., 1837); «Сердце и думка» (М., 1838); «Генерал Каломерос» (М., 1840); «Новый Емеля, или Превращения» (М., 1845) и, наконец, масса повестей в стихах и прозе.

Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий, но неглубокий талант: при замечательной яркости фантазии, пестроте изложения, не лишенной подчас истинной поэзии, у него совершенно отсутствовало серьёзное содержание, чем и объясняется, что он был забыт тотчас после смерти.

Сложность происшествий и являющаяся отсюда потребность чудесной развязки лишают произведения В. естественности. Излюбленной формой его творчества была калейдоскопическая смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности.

Кроме беллетристики, Вельтман оставил несколько исторических исследований. В 1842 г. он стал помощником директора московской Оружейной палаты, а в 1845 г. был назначен членом комитета для издания «Древностей Российского государства», которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отд. принадлежит ему. В 1852 г. Вельтман назначен был директором Оружейной палаты.

Фантастическое начало встречается во многих произведениях Вельтмана. Так, писатель создал первый русский утопический роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека» (1833) — рассказ о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. В этом произведении развивались социальные утопии XVIII века и отразились передовые идеи русской философии 1820-х годов.

В романе «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836) впервые был использован прием путешествия во времени, ставший с легкой руки Г. Уэллса обычным для литературы XX века.

Совет

Но чаще фантастика у Вельтмана так тесно переплетается с реальностью, что читатель перестает различать грань между ними. Так, в рассказе «Не дом, а игрушечка!» (1850) рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди — П. В. Нащокин и А. С. Пушкин.

Рассказ «Иоланда» занимает особое место в творчестве писателя и фантастический элемент в ней особого рода. Это рассказ о событиях частной и общественной жизни во Франции XIV в. Эпизоды в мастерской церопластика Гюи Бертрана, в суде инквизиции, на аутодафе, у собора связаны сложной композицией.

В рецензии на «Иоланду» отмечается, что этот «рассказ, в котором столько чудес, столько нечаянностей, кажется, не кончен; но профиль и подробности отдаленного века обрисованы мастерской кистью».

Загадку автора можно разгадать лишь косвенно, и у читателя остается впечатление непостижимого, почти мистического стечения обстоятельств, приведших всех героев к гибели.

«Иоланда» ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чём-то роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По.

Источник: http://facecollection.ru/people/aleksandr-veltman

Александр Вельтман

ВЕЛЬТМАН, АЛЕКСАНДР ФОМИЧ (1800–1870), русский писатель, историк, фольклорист. Родился 8 (20) июля 1800 в Петербурге, сын шведского дворянина, в 1786 принявшего российское подданство.

Учился в Благородном университетском пансионе, в 1816 окончил пансион братьев Терликовых, в 1817 – Московское училище колонновожатых. В 1818–1830 служил в Бессарабии военным топографом. В Кишиневе сблизился с В.Ф.Раевским и А.С.

Пушкиным (высоко ценившим юмористические стихи Вельтмана, высмеивающие кишиневское общество, – Воспоминания о Бессарабии Вельтмана, частично опубл. в периодике 1837 и 1893; Вельтман изобразил Пушкина в рассказе Илья Ларин, 1847, и повести Не дом, а игрушечка!, б.г.).

Был свидетелем греческого восстания 1821; получил орден за храбрость, проявленную в русско-турецкой войне 1928–1829.

Увлекся изучением археологии, этнографией и историей края, опубликовал многочисленные научные и научно-популярные работы (Начертание древней истории Бессарабии, 1828; О господине Новгороде Великом, 1835; Аттила и Русь IV и V в., 1858; Первобытное верование и буддизм, 1864, и др.). С 1831, выйдя в отставку в чине полковника, жил в Москве. По протекции М.Н.Загоскина стал помощником директора, с 1852 – директором Оружейной палаты. С 1854 – член-корреспондент Академии наук.

Оправдывая характеристику современника, филолога и этнографа И.И.Срезневского («добр, прост, окружен книгами, беспрерывно работает, чем и живет»), Вельтман издал за 40 лет литературной работы огромное количество произведений.

Читайте также:  Краткая биография твен

В их числе романтические поэмы Беглец (1825), Муромские леса (1831; Что затуманилась, зоренька ясная из нее стала народной песней), драмы Ратибор Холмоградский (1841), Колумб (1842), Волшебная ночь (1844, по мотивам Сна в летнюю ночь У.Шекспира), роман Странник (ч.

Обратите внимание

1–3, 1831–1832) – одно из лучших творений Вельтмана, где писатель, иронически обыгрывая приемы известных литературных путешествий (Л.Стерна, Ксавье де Местра и др.), совмещает подлинность фактографии с комической условностью, а реальные описания – с воображаемым, по географической карте, путешествием («Итак, вот Европа! Локтем закрыли вы Подолию…

») и, переходя в калейдоскопической непоследовательности от прозы к стихам и обратно, дает редкий образец «романтически-лирического повествования» (Ю.Манн). Интерес к славянской старине, сплав исторических и мифологических элементов национального сознания, при явной идеализации патриархального бытия, отразились в романах Кащей Бессмертный (1833), Светославич, вражий питомец.

Диво времен Красного солнца Владимира (1835), в повести Райна, королева Болгарская (1843), а также в разворачивающемся на фоне Отечественной войны 1812 романе Лунатик (1834). Размышления о прошлом и будущем человеческой цивилизации явились основным импульсом к созданию «экспериментальных» фантастических романов МММСДXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека (1933) и Предки Каломероса.

Александр Филиппович Македонский (1836), в которых доминирует мысль о вечном повторении, круговороте общественных структур, человеческих пороков и заблуждений, нравственных и умственных исканий.

Критики усматривали поверхностную сатиру на Наполеона в романе Вельтмана Генерал Каломерос, в романах же Виргиния, или Поездка в Россию (1837), Новый Емеля, или Превращение (1845), повестях Эротида (1835), Аленушка (1836), Ольга (1837) и др. – апологию «простодушного», невольно разоблачающего фальшь и лицемерие «цивилизованного» общества (стойкая традиция европейской литературы).

Наивному и чистому «простаку» Вельтман противопоставляет расчетливого прагматика, цепкого и хваткого «делового» человека (повесть Карьера, 1842) из того буржуазно-«накопительного», чиновничье-бюрократического мира, который был решительно чужд сентиментально-славянофильскому духу Вельтмана и который писатель обличал в манере как иронически-фантастической, полусказочной (роман Сердце и думка, 1838), так и реалистической (повести Неистовый Роланд, др. назв. Провинциальные актеры, 1835; Приезжий из уезда, или Суматоха в столице, 1841; романическая эпопея Приключения, почерпнутые из моря житейского, кн. 1–4, 1846–1864, в которой особенно выделяется первый роман, Саломея). Приключения – самое известное и масштабное произведение Вельтмана, где выведено более ста представителей разных сословий, демонстрирующих с позиций превосходства «старинных нравов перед нынешними» (В.Г.Белинский) вырождение аристократии, моральное разложение купечества, алчность и цинизм промышленников, деградацию мещанства. Характерный для художественного мира Вельтмана сплав бытовой конкретности в описании антуража и отдельных образов с условностью сюжета, приводящей к мистификациям и недоразумениям, проявился в романах Чудодей (1856), герои которого случайно «поменялись» судьбами, Воспитанница Сара (1862) и отчасти Счастье-несчастье (1863).

«Экспериментальные» произведения Вельтмана, полные загадочных, фантастических и сказочно-потусторонних персонажей, авантюрных приключений, анекдотических неурядиц, насыщенные каламбурами, эпатирующие гротеском и многокрасочной стилизацией, вызывавшие и признание («оригинальный игривый талант»), и критику («археологический мистицизм»), в силу переизбыточности, неправдоподобности, утомительной многословности его повествования не стали классикой отечественной словесности. Однако, во многом опередив свое время, они оказали влияние на Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, П.И.Мельникова-Печерского и далее на И.Ильфа и Е.Петрова, М.А.Булгакова, Вс.В.Иванова, Е.Л.Шварца. Заслуживает упоминания и литературно-просветительская деятельность Вельтмана, в т.ч. как составителя несколько раз переизданной книги Начальное чтение для образующегося юношества (1837), автора вызвавшего интерес Пушкина стихотворного перевода Слова о полку Игореве под назв. Песнь ополчению Игоря… (1833), переводчика фрагментов древнеиндийского эпоса Махабхарата и средневекового германского героического эпоса Песнь о Нибелунгах. Энциклопедическая образованность, ум, такт и терпимость писателя способствовали тому, что в 1830–1860-е годы дом Вельтмана был одним из известных в Москве литературных центров, где собирались люди самых разных профессий, политических, философских и эстетических направлений и взглядов, от убежденных славянофилов до радикальных «западников» (М.П.Погодин, В.И.Даль, В.Г.Белинский, Ф.И.Буслаев, А.И.Герцен, Ф.Н.Глинка, Н.В.Гоголь, Г.П Данилевский, Ф.А.Кони, М.С.Щепкин, В.Ф.Одоевский, А.Н.Островский и др.). С 1850 активное участие в литературной жизни Вельтмана принимала известная в свое время беллетристка (исторические и семейно-бытовые повести и романы) и просветительница (Азбука и чтение для первого возраста, 1862) Елена Ивановна Вельтман (ум. 1868), вторая жена писателя.

Умер Вельтман в Москве 11 (23) января 1870.

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/rus_biography/v/veltman.htm

Вельтман Александр Фомич — Биография

Алекса́ндр Фоми́ч Ве́льтман (8 июля 1800, Санкт-Петербург — 11 января 1870, Москва) — российский картограф, лингвист, археолог, поэт и писатель. Участник Русско-турецкой войны 1828—1829 годов, подполковник.

Начальник Исторического отделения Главной квартиры армии (1826—1831). Директор Московской Оружейной палаты (1852—1870), действительный статский советник. Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1854 год), действительный член Русского археологического общества (1869 год).

Родоначальник жанра исторического фэнтези, одним из первых в мировой литературе применил приём путешествия во времени. Редактор и один из авторов «Древностей Российского государства», переводчик «Слова о полку Игореве». Издатель альманаха «Картины света» (1836—1837), главный редактор журнала «Москвитянин» (1849). Организатор московских литературных четвергов.

К моменту рождения Александра отец его служил в Санкт-Петербургской военной команде. Появление сына заставило его покинуть военную службу. В октябре 1800 года Фома Вельдман в чине титулярного советника назначен капитан-исправником в Тотьму, где семья и прожила почти 3 года. В середине 1803 года глава семьи получил назначение комиссаром квартирной экспедиции, и семейство переехало в Москву.

Учёба (1808—1817)

Вельдманы жили скудно, с 8 лет их первенец учился в лютеранских пансионах для неимущих Плеско и Гейдена. В 1811 году его удалось устроить в Московский университетский благородный пансион, но занятия были прерваны Отечественной войной 1812 года.

После бегства из сожжёной французами Москвы в Кострому семья Вельдманов была разорена. Тогда юный Александр решил преподнести свою трагедию «Пребывание французов в Москве» военному губернатору города Ф. В. Ростопчину. Такой шаг возымел действие, и в 1814 году юноша зачислен в пансион кандидатов Московского университета братьев Ивана и Алексея Петровичей Терликовых.

После смерти матери в 1816 году Александра определили в московское Училище колонновожатых (прообраз Академии Генштаба).

Важно

В это время материальное положение семьи настолько бедственно, что 17-летний молодой человек пишет учебник «Начальные основания арифметики», чтобы вырученными от его продажи средствами поддержать семью.

В ноябре 1817 года Александр выпущен из Училища прапорщиком в свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части (название российского Генштаба до 1827 года).

Служба в Бессарабии (1818—1831)

Первоначально Александр был прикомандирован к 1-й армии М. Б. Барклая-де-Толли. До заступления на военную службу он упорядочил свои ранние литературные опыты, составив «Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана», с решением не публиковать по причине их несовершенства.

В марте 1818 года Вельтман переведён во 2-ю армию П. Х. Витгенштейна и отправлен в Тульчин (Бессарабия) для службы в военно-топографической комиссии.

Бессарабия только в 1812 году вошла в состав империи, в 1817—1819 годах как раз проводились наиболее интенсивные работы по её картографированию.

Бессарабская съёмка была особо выделена в ходе празднования 30-летия Корпуса топографов, а среди отличившихся в ней был назван штабс-капитан Вельтман.

В период вспышки чумы в 1819 году Александр Фомич руководил размещением кордонной стражи по реке Прут. Проводил топографические съёмки Буджака, рекогносцировку северной части Бессарабии, составил семитопографическую карту. В апреле 1821 года был произведён в подпоручики.

За участие в подготовке и проведении манёвров 2-й армии в 1823 году получает чин поручика, за съёмки Бессарабии награждается бриллиантовым перстнем. В том же году получает назначение обер-квартирмейстером 6-го пехотного корпуса.

Продолжает участвовать в межевых работах в Бессарабии и Херсоне.

В период службы в Бессарабии, с середины 1820-х годов, стал употреблять свою фамилию в новой форме Вельтман. Там же Александр Фомич проникся оппозиционными настроениями под влиянием своих близких друзей будущих декабристов В. Ф. Раевского, М. Ф. Орлова, П. И. Фаленберга.

Совет

К сентябрю 1820 года относится его знакомство с сосланным в Кишенёв А. С. Пушкиным. В 1825 году Вельтман командирован для организации усиления пограничной цепи по всей турецкой границе, что избавило его от участия в восстании декабристов. За успешно выполненное задание награждается орденом Св.

Анны III степени.

В 1826 году Вельтман возглавляет топосъёмку Бессарабии, по окончании работ получает чин штабс-капитана и назначение старшим адъютантом главного штаба 2-й армии. Кроме того, он становится начальником Исторического отделения Императорской Главной квартиры.

В период Русско-турецкой войны 1828—1829 годов Вельтман отличился при форсировании Дуная, за что был награждён орденом св. Владимира IV степени. Во время осады Шумлы выполнил особое задание.

20 сентября 1828 года участвовал в сражении при Кадикной.

В более удачной кампании 1829 года участвовал в осаде Силистрии, 30 мая в Кулевчинском сражении, за проявленное в нём мужество получил звание капитана.

Будучи не согласен с переводом в Отдельный Оренбургский корпус, 22 января 1831 года в звании подполковника ушёл по болезни в отставку и поселился в Москве.

Занятия литературой и наукой (1831—1870)

В 1832 году в жизни писателя произошли коренные изменения: он женился и опубликовал роман «Странник», принёсший ему известность как беллетристу.

С этого момента Александр Фомич каждый год публикует романы или сборники повестей, однако гонорары и пенсия недостаточны для поддержания необходимого уровня жизни, и в мае 1833 года он поступает секретарём в коммерческий суд.

Правда, проработал там всего год, после чего отдаётся литературе, а немного позже занимается усердно и историей.

Обратите внимание

По четвергам у него начинают проводиться еженедельные литературные вечера, которые посещают М. Н. Загоскин, В. И. Даль, И. И. Срезневский, Л. А. Мей, А. Н. Островский, Н. В. Берг, Н. Ф. Щербина, В. В. Пассек, В. П.

Читайте также:  Краткая биография стерн

Горчаков и многие другие.

Ещё в 1833 году Вельтман становится членом Общества любителей российской словесности, в 1836 году — членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 году — членом Одесского общества истории и древностей.

Популярность автора приводит к тому, что в 1837 году выходит подделка под его произведение, называвшаяся «Ротмистр Чернокнижник, или Москва в 1812 году».

Вельтман с самого начала сотрудничал с пушкинским журналом «Современник», в 1836—1837 годах издавал альманах «Картины света». В 1849 году поддался уговорам М. П.

Погодина возглавить журнал «Москвитянин», но уже в следующем году передал руководство «молодой редакции» (А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, Т. И. Филиппов, И. Т. Кокорев, А. А. Григорьев и др.).

В 1842 году с подачи М. Н. Загоскина стал помощником директора Московской Оружейной палаты, а после смерти последнего в 1852 году назначен её директором. Эту должность Вельтман занимал до конца жизни, завершив службу действительным статским советником.

В 1845 году назначен членом комитета издания «Древности Российского государства», где заведовал административной и художественной частью, а также стал автором текста трёх отделений из шести (2, 3 и 5-го).

В 1854 году он стал членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 году — членом-корреспондентом и затем в 1869 году действительным членом Русского археологического общества.

Важно

Похоронен Вельтман на кладбище Ново-Алексеевского монастыря (монастырь и кладбище разрушены в 1926 году). Сослуживцы учёного поставили на его могиле памятник из белого мрамора, уменьшенную копию надгробия Ярослава Мудрого.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage4414/biography

Реферат на тему «Вельтман А.Ф»

Наша кнопка

Скачать материал

Александр Фомич Вельтман (1800-1870)

Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1854)

Родился в семье обрусевшего шведского дворянина, гвардейского поручика. Чтению и письму с пяти лет мальчика обучала мать. На всю жизнь запомнил он денщика отца и своего дядьку Бориса — удивительного рассказчика сказок. В нескольких частных пансионах Александр основательно узнал французский и немецкий языки, научился хорошо играть на скрипке и гитаре.

В 1811 г.

Вельтман поступил в Благородный пансион при Московском универстете. Там он начал писать стихи, подражая Ломоносову, Тредиаковскому, Державину, басням Дмитриева и Измайлова. События Отечественной войны 1812 г. — переезд в Кострому, возвращение в разоренную Москву — навсегда запали в память будущего писателя. В 1816 г.

он поступил в школу колонновожатых, где готовили офицеров-топографов и штабистов, стал там одним из лучших учеников. По окончании учебы, в конце 1817 г. Вельтман был зачислен в армию.

В это время он собрал и переписал все свои произведения и составил «Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана» (так до середины 20-х годов он писал свою фамилию), однако попыток опубликовать эти юношеские опыты автор не делал.

Весной 1818 г. Вельтмана направили на военно-топографические съемки в Бессарабию.

За 12 лет, проведенных там, он сделал успешную карьеру и вышел в отставку в чине подполковника в 1831 г.

В Бессарабии Вельтман познакомился и сблизился с революционно настроенными офицерами, членами Южного общества. Дружеские отношения сложились у него с В. Ф. Раевским и М. Ф. Орловым.

Это сыграло большую роль в формировании взглядов писателя, в его произведениях начинают звучать мечты о светлом будущем, возмущение социальной несправедливостью.

Совет

В Кишиневе Вельтман встретился со ссыльным Пушкиным. Как позднее вспоминал их общий знакомый И. П. Липранди, Пушкин «умел среди всех отличить А. Ф. Вельтмана, любимого и уважаемого всеми оттенками. (…

) он один из немногих, который мог доставлять пищу уму и любознательности Пушкина (…). Он, безусловно, не ахал каждому произнесенному стиху Пушкина, мог и делал свои замечания, входил с ним в разбор, и это не нравилось Александру Сергеевичу…».

В 1825 г.

Вельтман был командирован на турецкую границу для организации усиления пограничной цепи, поэтому события декабря прошли мимо него. Во время службы в Бессарабии Вельтман не прерывал литературной работы. Под влиянием пушкинского «Руслана и Людмилы» он пишет романтическую поэму «Этеон и Лаида».

Стихотворная повесть «Беглец» стала первым опубликованным произведением писателя (Сын Отечества. 1825. ¦ 18 и 19, полностью — в 1831 г.). Повесть в стихах «Муромские леса» (1831 г.) вскоре была инсценирована. Песня разбойников из постановки в Большом театре стала чрезвычайно популярной. С конца 1829 г. произведения писателя постоянно появляются в журналах.

Выйдя в отставку в 1831 г. Вельтман полностью отдается литературной и научной деятельности. Он увлекся археологией и историей, много сил отдал работе в Оружейной палате, где занимал должности помощника директора (с 1842 г.) и затем директора (с 1852 г.). Признанием его заслуг стало избрание членом-корреспондентом Академии наук в 1854 г.

Литературная деятельность Вельтмана многогранна и разнообразна. Он написал десятки рассказов и повестей, пятнадцать романов.

Современники высоко ценили дарование писателя. Пушкин замечал, что в его «Страннике» (1831 — 1832) «чувствуется настоящий талант». В. Г. Белинский писал, что «(…

) характер его таланта, причудливый, своенравный, который то взгрустнет, то рассмеется, у которого грусть похожа на смех, смех на грусть, который отличается удивительной способностью соединять между собой самые несоединимые идеи, сближать самые разнородные образы».

Время показало, что сам Вельтман и его произведения оказались основательно забыты.

Оживившееся в последние десятилетия внимание не только к корифеям нашей литературы, но и к литературному фону пробудило интерес и к творчеству такого действительно оригинального автора, каким является Вельтман. Его интерес к личностям ставит его в ряд предшественников Ф. М. Достоевского.

Фантастическое начало встречается во многих произведениях Вельтмана.

Так, писатель создал первый русский утопический роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека» (1833) — рассказ о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. В этом произведении развивались социальные утопии XVIII века и отразились передовые идеи русской философии 1820-х годов.

В романе «Александр Филиппович Македонский.

Обратите внимание

Предки Калимероса» (1836) впервые был использован прием путешествия во времени, ставший с легкой руки Г. Уэллса обычным для литературы XX века.

Но чаще фантастика у Вельтмана так тесно переплетается с реальностью, что читатель перестает различать грань между ними. Так, в рассказе «Не дом, а игрушечка!» (1850) рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди — П. В. Нащокин и А. С. Пушкин.

Рассказ «Иоланда» занимает особое место в творчестве писателя и фантастический элемент в ней особого рода. Это рассказ о событиях частной и общественной жизни во Франции XIV в. Эпизоды в мастерской церопластика Гюи Бертрана, в суде инквизиции, на аутодафе, у собора связаны сложной композицией. «Иоланда» ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чем-то роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По. Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/referat-na-temu-veltman-af.html

Жизнь и творчество А.Ф. Вельтмана

Александр Фомич родился в 1800 году в семье гвардейского поручика. Его отец, обрусевший швед из обедневшего рода Вельдманов, вышел в отставку и до самой смерти оставался титулярным советником, типичным «бедным чиновником».

В Москве, в атмосфере патриархального мелкочиновного быта, среди разговоров о трудностях службы, необходимости терпения вырос будущий писатель, впоследствии отразивший всё это в своих произведениях. Единственную оживлённую струю в быт семьи вносила мать Вельтмана, остроумная женщина, которую муж называл «великой говоруньей» за талант рассказчика.

Она и дядька Александра Яков привили ребёнку любовь к сказкам, фольклору русского народа. В юношеские годы, как и многие в то время, Вельтман писал стихи, подражая Ломоносову и Державину.

Отечественная война 1812 года, разрастающееся зарево над белокаменной столицей, побег в Кострому с родителями глубоко врезались в память мальчика и нашли своё отражение в написанных позднее романах «Лунатик» и «Генерал Каломерос» . В Благородном пансионе учителя сразу заприметили в подростке незаурядные дарования: он отлично знал математику, интересовался историей, географией.

А окончив юнкерскую школу, готовившую офицеров-топографов и штабистов, Александр Фомич даже написал и издал «Начальные основания арифметики» в 1817 году. В том же году он был зачислен в армию и отправлен в Бессарабию в качестве топографа, где ему пришлось провести целых двенадцать лет.

Изредка, когда у Вельтмана было свободное время, он бывал в Кишинёве, где познакомился с передовыми офицерами, декабристами и проникся их идеями, а В. Ф. Раевский стал его хорошим знакомым. Как раз тогда, пребывая в южной ссылке, в Кишинёве проживал уже известный читающей публике А. С. Пушкин. Александр Фомич восхищался его творчеством и особенно поэмой «Руслан и Людмила».

Поэтому неудивительно, как был смущён Вельтман, когда сам Александр Сергеевич зашёл к нему в гости, прослышав, что в городе поселился военный, занимающийся литературным трудом.

Важно

Прочитанные автором-топографом строчки из стихотворения на молдавские темы «Янко-чабан» очень понравились Пушкину, он от души смеялся и после этого не переставал общаться с начинающим писателем, частенько ведя с ним беседы на философские и политические темы. До конца жизни Александр Фомич восхищался образом Пушкина и гордился своим знакомством с ним.

Читайте также:  Краткая биография хеббель

Постепенно служба перестала интересовать Вельтмана, его сатирические произведения – басни и стихотворения — уже печатались в некоторых журналах, он стал достаточно известным. Молодой автор понял, что литература должна стать его основной профессией, и, не задумываясь, переехал в Москву. Собственно говоря, после этого Александр Фомич уже больше не менял своего образа жизни, полностью посвятив себя творчеству.

В 40-х гг. в Москве все светские люди увлекались исключительно романтизмом, порой на историческом фоне. Ещё помнили Жуковского, восхищались Пушкиным, Лажечниковым, Кукольником, переводами Вальтера Скотта, «лёгкими» французскими романами. Конечно же, это всё повлияло на творчество Александра Фомича, романтика по натуре.

Больше всего его интересовал так называемый исторический романтизм, славянский фольклор, мифология. Именно его самые первые произведения «Райна – королева болгарская» , «Светославич, вражий питомец» , пропитанные духом языческой Руси, принесли Вельтману наибольшую известность.

В романе же «Александр Филиппович Македонский» писатель по сути впервые употребляет приём путешествия во времени, намного опережая Герберта Уэллса. Вельтмана интересовали бытовые сцены, пороки чиновничества. Все его произведения так или иначе содержат в себе будничные, житейские ситуации.

Наиболее полно и ярко темы судьбы молодого человека, безответной любви, отношений между поколениями были описаны Александром Фомичем в его повестях и рассказах «Алёнушка», «Эротида», «Урсул», «Карьера», «Два майора». Вот как о них отозвался В.Г. Белинский в своём обзоре произведений за 1843-1845 гг.

: «При бедности современной русской литературы, эта книжка была приятным явлением».3 Правда, ни Белинский, ни другие исследователи литературы того периода не обратили должного внимания на одну примечательную повесть, под названием «Неистовый Роланд».

Документально неизвестно, сколько времени Вельтман писал «Неистового Роланда», но, учитывая тот факт, что Александр Фомич был натурой увлекающейся, с быстро меняющимися интересами, можно предположить, что автор недолго работал над повестью. Кроме того в этот период он трудится ещё над несколькими, более крупными произведениями: романами «Лунатик», «Кощей бессмертный», «Александр Филиппович Македонский».

Николай Васильевич Гоголь, как и все великие писатели, был человеком очень самокритичным и требовательным к себе. Над «Ревизором» он работал много лет, внося постоянно всё новые и новые поправки, вырисовывая детали и характеры, оттачивая реплики героев. Написав пьесу в 1835 году всего лишь за два месяца, Гоголь обращался к ней вплоть до 1851 года, за год до смерти.

Совет

Общеизвестно, что сюжет комедии «Ревизор» подсказан Гоголю Пушкиным, главная цепь событий взята из действительной жизни, а прототипом Хлестакова послужил петербургский журналист Павел Свиньин, патологический лжец .

В наше время найден еще один возможный прототип Хлестакова — некий Платон Волков, который в мае 1829 года ослепил чиновников города Устюжны своим столичным фраком и мальтийским крестом, дурачил городничего, изрядно пофлиртовал и на лучших лошадях отбыл в Петербург.

Сохранился рапорт жандармского офицера Балабина самому Бенкендорфу о том, что Волков выдавал себя за полномочного агента III отделения. Однако дело Волкова было замято.

В 1913 году была обнаружена черновая запись Пушкина «Криспин приезжает в губернию…», которая ныне рассматривается как один из источников сюжета «Ревизора»: она содержит прозрачные намеки на похождения Свиньина, предвосхищает ряд мотивов, разработанных впоследствии в комедии Гоголя, в частности момент двойной любовной интриги главного героя. Возможно, великий русский поэт говорил на эту тему и с Вельтманом.

Вообще казус с ложным ревизором был явлением отнюдь не уникальным: в столице и других губернских городах часто можно было услышать о таких случаях. Такое происшествие было знакомо Гоголю и по личному опыту: так, в августе 1835 году, во время поездки из Киева в Москву, он выдавал себя и своих путников А. С. Данилевского и И.Г.

Пашенко за лиц, выполнявших инспекционные функции. Пушкин в бытность свою в Нижнем Новгороде в 1833 году возбудил у тамошнего губернатора М. П. Бутурлина подозрения, что является тайным ревизором. Так как подобные ситуации позволяли наиболее полно изобличить пороки чиновничества, неудивительно, что к ней обратились сразу несколько писателей. Например, Г. Ф.

Квитка-Основьяненко ещё в 1827 году написал повесть «Приезжий из Столицы, или Суматоха в уездном городе», которую, несомненно, читал Гоголь. Факты должностного и чиновничьего qui pro quo, т. е. обмана или подстановки, получили достаточно широкое отражение в художественной литературе: обработки этого «анекдота» можно найти у И. А.

Крылова в «Уроке дочкам», «Воздушных замках» Н. И. Хмельницкого.

Примечательно, что повесть «Неистовый Роланд» Вельтмана вышла в 1835 году , всего лишь на несколько месяцев раньше «Ревизора», поставленного на сцене весной 1836 года. Как же так произошло, что произведение известного предшественника Гоголя оказалось забытым потомками? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с сюжетом и системой образов «Неистового Роланда».

Само название повести восходит к одноимённой, так называемой «рыцарской» поэме позднего Средневековья Лудовико Ариосто. Романтический герой Роланд выясняет, что он не любим Анжеликой, и от горя утрачивает разум, впадает в безумие.

Обратите внимание

Сюжетная особенность поэмы состоит в том, что автор не сосредотачивается на каком-то одном событии, каждый из десятков героев возникает эпизодами и затем снова поглощается сумбурным, неуправляемым течением событий.

Как мы впоследствии увидим, работая над повестью «Неистовый Роланд», Вельтман умышленно заимствует у Ариосто некоторые элементы сюжета и композиции.

Всё произведение поделено на десять глав, причём каждая из них изображает собой одну определённую сцену, зарисовку. Первая глава служит экспозицией: автор знакомит нас с Зарецким, актёром из труппы, которая приехала выступать в один из « пятисот пятидесяти уездных городов Российской империи»4 .

После отдыха в жидовской корчме, уже переодевшись в костюм сценического персонажа, маркиза Лафаста, Зарецкий отправляется в театр, но из-за столкновения кареты, в которой он ехал, со встречным экипажем оказывается в канаве. Вторая глава переносит нас уже в абсолютно другое место – в дом к городничему Павлу Афанасьевичу Фамусову, на именины его жены, Нимфодоры Михайловны.

Здесь мы начинаем знакомиться с чиновничеством уездного городка. Автор с иронией описывает светский вечер: пышное застолье, пустые разговоры, игры в карты. В конце праздника городничий предлагает всем гостям отправиться в театр, где происходят события третьей главы. Внезапно появившийся на сцене во время спектакля писарь полиции сообщает о прибытии в город нового генерал-губернатора.

В четвёртой главе выясняется, что Зарецкого, пострадавшего в столкновении с экипажем, из-за внешнего блеска сценического костюма с тремя звёздами приняли за ожидаемого чиновника, и отвезли в дом казначея. Сошедший с ума после полученной травмы, актёр в бреду повторяет реплики из своих ролей, что ещё более укрепляет веру окружающих в то, что он настоящий генерал-губернатор.

Создаётся каламбурная ситуация. Срочно приехавшего городничего не допускают к аудиенции, начинается потасовка между чиновниками. В пятой главе изображаются предпринимаемые меры: в полиции наводится порядок, о котором давно никто не помнил, а подполковник Адам Иванович даёт указание по формированию гарнизонной команды для охраны генерал-губернатора.

Шестая глава напоминает сцену из «Ревизора» Н.В.Гоголя, когда все чиновники идут на поклон к Хлестакову. Однако в «Неистовом Роланде» сумасшедший Зарецкий, продолжающий читать наизусть отрывки из своих монологов, полностью сбивает с толку всех пришедших и заставляет их в спешном порядке покинуть дом казначея.

Важно

Несколько не вписывающаяся в общий ход сюжета и отдалённо напоминающая гоголевскую цену хвастовства Хлестакова представляет собой седьмая глава.

Случайно произнесённое Зарецким имя Софьи и романтический монолог, ей посвящённый, снова приводят к каламбуру: казначей видит в этом явственный намёк на свою дочку, которую тоже зовут Софья, и отправляет девушку на свидание в спальню актёра против её воли. Но неожиданное желание Зарецкого направиться прямиком к городничему сводит всю эту романтическую историю на нет.

В восьмой главе ход действий начинает ускоряться: к готовящемуся к ревизии городничему приходит антрепренёр приезжей труппы с заявлением о пропаже актёра Зарецкого. Тем временем выясняется, что сумасшедший собрал на городской площади уйму народу и устраивает беспорядок. Изумлённый Павел Афанасьевич мчится на площадь.

Кульминация повести происходит в девятой главе, когда городничий в разговоре с Зарецким понимает, что принял за генерал-губернатора не того человека. Примечательно, что эта глава написана в виде фрагмента пьесы — с именами действующих лиц и ремарками. Видно, ещё тогда, до опубликования «Ревизора», Вельтман пришёл к выводу, что затрагиваемая тема настолько иронична и изобличительна одновременно, что её просто необходимо поставить на сцене, показать народу . Всё в той же главе мы видим и развязку, когда узнаём о решении Фамусова посадить актёра в острог.

Собственно говоря, наиболее значимым и ключевым отличием от пьесы Гоголя можно назвать финал произведения: у Гоголя – это немая сцена, которая одновременно является и кульминацией, и развязкой, и завязкой нового действия, а у Вельтмана – это глава десятая, которая так и называется «Заключение».

Она состоит из двух частей: первая – это опять же довольно непонятная зарисовка короткого свидания в остроге Зарецкого и одной из актрис, игравшей с ним в одной труппе и сожалевшей о печальной судьбе своего партнёра по спектаклю, но неспособной что-либо изменить, а вторая – приказ настоящего генерал-губернатора перевести актёра в психиатрическую больницу, в которой «все внимательно и безмолвно, разинув рот, дивятся исступленному искусству Зарецкого»5.

Таким образом, сопоставляя сюжеты обоих произведений, можно без труда определить, что хотел сказать каждый автор, в чём схожесть их идей, в чём различия и каким образом расставлены акценты.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/zhizn-tvorchestvo-veltmana.html

Ссылка на основную публикацию