Краткая биография золя

Краткая биография Эмиля Золя

>> Все биографии >> Писатели и поэты Франции

Золя Эмиль (1840-1902 гг.)

Французский писатель. Родился 2 апреля 1840 г в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец, инженер-строитель.

Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где одним из его ближайших друзей был художник П. Сезанн. Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив семью в бедственном положении. В 1858 г.

, рассчитывая на помощь друзей покойного мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.

В начале 1862 г Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет». Проработав около четырех лет, он уволимся в надежде обеспечить свое существование литературным трудом.

Обратите внимание

В 1865 г Золя опубликовал первый роман —жесткую, слабо завуалированную автобиографию «Исповедь Клода». Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая защита живописи Э.

Мане в его обзоре художественной выставки 1866 г.

Примерно в 1868 г у Золя возник замысел серии романов, посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на протяжении четырех-пяти поколений.

Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато седьмой том, «Западня», снискал большой успех и принес Золя как славу, так и богатство.

Последующие романы серии были встречены с громадным интересом — их с одинаковым усердием поносили и превозносили.

Двадцать томов цикла «Ругон-Маккары» представляют собой главное литературное достижение Золя, хотя необходимо отметить и написанную ранее «Терезу Ракен».

В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: «Три города» — «Лурд», «Рим», «Париж»; и «Четыре Евангелия» (четвертый том написан не был). Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи.

Одной из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать действие законов наследственности.

Ко времени завершения цикла (1903 г.) Золя пользовался всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В. Гюго писателем Франции.

Важно

Тем более сенсационным было его вмешательство в дело Дрейфуса (1897—1898 гг.). Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 г.

был несправедливо осужден за продажу военных секретов Германии.

Разоблачение армейской верхушки, несущей главную ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма президенту республики с заголовком «Я обвиняю». Приговоренный за клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на родину в 1899 г., когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.

28 сентября 1902 г Золя скоропостижно умер в своей парижской квартире. Причиной смерти стало отравление угарным газом — «несчастный случай», скорее всего, подстроенный его политическими врагами.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-emilya-zolya

Краткая биография и анализ творчества Эмиля Золя

Биография Эмиля Золя

Писатель Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже и рос в итальянско-французской семье. Свое детство и школьный период Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Когда ему еще не исполнилось 7 лет, скончался отец и семья оказалась в очень непростом финансовом положении. Но госпожа Золя с расчетом на поддержку друзей покойного супруга вместе с сыном в 1858 г. переезжает в Париж.

В начале 1862 года Эмиль устраивается на работу в издательство «Ашет». Здесь он неплохо зарабатывает и может свое свободное время тратить на литературные занятия. Он читает запоем, следит за новыми изданиями, пишет рецензии на последние книжные новинки для журналов и газет, заводит знакомство с популярными писателями, пробует себя в прозе и поэзии.

В издательстве Золя проработал примерно 4 года и уволился, надеясь, что сможет прожить за счет своего литературного таланта. И в 1864 г. он издает дебютную книгу «Сказки Нинон», объединившую рассказы разных лет.

Этот период творчества отличается влиянием романтизма.

В романах «Исповедь Клода», «Завещание умершей», «Марсельские тайны» показаны история возвышенной любви, противопоставление реальности и мечты, передан характер идеального героя.

Особенного внимания заслуживает роман «Исповедь Клода». Это жесткая и слабо завуалированная автобиография. Данная неоднозначная книга сделала личность Эмиля скандальной и принесла долгожданную популярность. Свою славу писатель только приумножил, когда положительно оценил живопись Э. Мане в обзоре художественной выставки.

Приблизительно в 1868 году у Эмиля возникла идея написания серии романов, которые были бы посвящены одной семье – Ругон-Маккарам. Судьбы этих людей исследовали уже несколько поколений.

Первые книги из серии не очень заинтересовали читателей, но 7 том «Западня» был обречен на большой успех. Он не только приумножил славу Золя, но и его состояние.

Совет

И все последующие романы серии поклонники творчества этого французского писателя встретили с огромным энтузиазмом.

Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» – это самое главное литературное достижение Золя. Но ранее он еще успел написать «Терезу Ракен».

После своего ошеломляющего успеха Эмиль издал еще 2 цикла: «Три города» — «Лурд», «Рим», «Париж»; а также «Четыре Евангелия» (всего было 3 тома). Таким образом Золя стал первым романистом, который создал серию книг о членах одной семьи.

Сам писатель, называя причины выбора такой структуры цикла, утверждал, что хотел продемонстрировать действие законов наследственности.

В этот период эстетические и политические взгляды Золя окончательно устанавливаются. Республиканец и демократ сотрудничает с оппозиционной печатью, пишет и распространяет статьи, разоблачающие французскую военщину и реакционный режим Наполеона.

Когда Золя вмешался в скандальное дело Дрейфуса, это стало сенсацией. Эмиль был убежден, что офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса, который по национальности был евреем, в 1894 г. несправедливо осудили за продажу военных секретов Германии.

Так писатель разоблачил армейское руководство, указав на их ответственность за судебную ошибку. Золя оформил свою позицию в виде открытого письма и с заголовком «Я обвиняю» послал его президенту республики. За клевету литератора приговорили к году тюрьмы.

Но Эмиль сбежал в Англию и вернулся на родину в 1899 году, когда Дрейфуса наконец-то оправдали.

Обратите внимание

Золя стал вторым после Виктора Гюго в рейтинге популярности французских писателей. Но 28 сентября 1902 года писатель из-за несчастного случая скоропостижно скончался в собственной парижской квартире. Он отравился угарным газом. Но, скорее всего, это подстроили его политические враги. Эмиль Золя был страстным защитником гуманизма и демократии, за что и поплатился своей жизнью.

Кроме краткой биографии Эмиля Золя присмотритесь к другим сочинениям по этой теме:

По писателю: Золя Эмиль

Источник: https://goldlit.ru/emile-zola-biography

Эмиль Золя

Французский литературный деятель, лидер и основоположник натурализма во французской литературе, ставший известным и читаемым в России быстрее, чем на родине.

2 апреля 1840 года в семье француженки и итальянца, получившего французское гражданство, появился на свет Эмиль Золя.

Отец мальчика Франсуа Золя, будучи инженером, подписал контракт на строительство канала, это поспособствовало тому, что в 1843 семья переехала в город Экс-ан-Прованс.

Маленький Эмиль Золя с родителями

Совместно с партнерами Франсуа создает компанию для реализации проектов. Работа начала продвигаться в 1847 году, но отец Эмиля получил воспаление легких, от чего трагически и скоропостижно умирает.

В том же году мальчика определили в пансион при колледже.

Там он знакомится с будущим знаменитым французским художником постимпрессионизма – Полем Сезанном, дружба с которым будет продолжаться больше 25 лет.

Становится поклонником творчества Виктора Гюго и Альфреда де Мюссе, получает и религиозное освещение. Город Экс ни один раз откликнется в произведениях Золя под придуманным наименованием Плассан.

Портрет Эмиля Золя

Однако после смерти отца мать остается вдовой, живет на пенсию, которой катастрофически не хватает. В 1852 году вынуждена вернуться в Париж, чтобы наблюдать за судебным процессом с кредиторами против компании покойного мужа. В результате судебных разбирательств компанию признали банкротом.

С полным разочарованием для себя в 18 лет Эмиль приезжает к матери в Париж, где жизнь полна ограничений из-за материального положения. Попытка построить будущее юриста провалилась, Золя провалил экзамены.

Литература

После провальных экзаменов Эмиль устроился на работу в книжном магазине. С 1862 года работал в издательстве «Ашет». Спустя 4 года Золя принял решение начать писать самому и сделать эту деятельность источником заработка.

Начальные писательские шаги начались с журналистики. Дебютный сборник рассказов заявил о себе в 1864 году под названием «Сказки Нинон».

Известность писателя была не за горами – через год Франция увидела опубликованный первый роман – «Исповедь Клода», ставший реальной биографией писателя. Он сделал Золя популярным.

Писатель Эмиль Золя

Делом жизни стало написание 20-томного романа «Ругон-Маккары», где рассказывается об одной определенной семье во времена Наполеона 3 и второй Французской империи. Эмиль рассчитывал издать 10 томов романа, но в конечном результате произведение состоит из 20 томов, самыми успешными из которых стали «Западня» и «Жерминаль», посвященные классу рабочих людей.

Еще один роман, имевший успех у читателей – «Дамское счастье», полностью отображающий идеологию того времени, когда коммерческие отношения все активнее развиваются, где желание клиента закон, а права продавца не имеют значения.

Важно

Действия книги развиваются в магазине под названием «Дамское счастье», а главные герои, как и в большинстве романов писателя, – бедные из глубокой провинции, уверенно идущие к успеху.

Эмиль Золя в 25 лет

Уловки торговли, понятные в наше время, становятся откровением в конце 19 века.

Особое внимание уделяется женщинам в произведениях автора, в романе «Дамское счастье» не исключение: сильные, волевые и не зависящие от мужчин. Литературные критики полагают, что прототипом персонажей стала мать писателя.

В романах писателя раскрывается психологический настрой мелкой буржуазии, ищущей правду в жизни, но все попытки бесполезны и терпят неудачи. Так стало с революционером из произведения «Деньги», с которым читатели познакомились в 1891 году.

Собрание сочинений Эмиля Золя

Роман «Нана» получил популярность не только во Франции. В России он был напечатан в трех изданиях, но текст произведения был неполным. Объяснялось это запретом царской цензуры.

Героиней повествования стала девушка Анна Купо, прототипом которой стала знакомая писателю куртизанка Бланш Д’Антиньи.

Основная задумка цикла «Ругон-Маккары» – семейная сага, сменяющаяся поколениями, периодически с возникающими новыми персонажами. Идея заключается в том, что от наследственности, обычаев и привычек семьи невозможно избавиться.

Писатель Эмиль Золя

Эмиль Золя непрерывно от литературной деятельности занимался общественно-политической. Смелая и нашумевшая работа – публикация «Я обвиняю», вышедшая как ответ на Дело Дрейфуса.

Многие знаменитости выступили на стороне офицера, еврея по национальности, которого обвинили в шпионаже на стороне Германии. Французского офицера приговорили к пожизненному сроку.

Эмиль Золя пополнил список знаменитых персон Франции, поддерживающих Дрейфуса.

Личная жизнь

В молодые годы, после приезда к матери в Париж, Эмиль познакомился с Александриной Мелей, которая долгое время оставалась любовницей писателя.

Связь с представительницей среднего класса стала по душе и матери писателя – серьезная, честолюбивая, хрупкая и одновременно сильная девушка.

В 1870 году Эмиль женился на Александрине, но был один омрачающий фактор в семье – детей у пары не случилось.

Совет

Семья Эмиля Золя

По злой иронии судьбы, спустя годы, жена нанимает в дом молодую служанку Жанну, которая становится любовницей Золя. Длительное время писатель пытался скрывать запрещенные отношения, при этом обеспечивая молодую 20-летнюю девушку. Но когда у пары родился первый ребенок, хранить тайну больше не было смысла.

Эмиль женился на Жанне Розро, у пары родился второй малыш. Новая семья приносила писателю счастье и вдохновение в творчестве.

Смерть

Умер писатель в 62-летнем возрасте из-за отравления угарным газом. Официальной версией стала поломка в доме каминного дымохода. Некоторые издания публиковали последние слова Эмиля с обращением к жене о плохом самочувствии. Вызывать доктора отказался. Смерть наступила 29 сентября 1902 года.

Могила Эмиля Золя

У современников писателя были подозрения о неестественной смерти – убийстве. Спустя 50 лет журналист французской газеты Жан Бореля напечатал расследование «Убит ли Золя?».

Он опубликовал подозрения в умышленном убийстве писателя, где раскрыл разговор фармацевта и трубочиста, который признался в умышленном загрязнении дымохода квартиры Золя.

Библиография

В списке можно перечислять большое количество сочинений: новеллы, повести, литературно-публицистические произведения, но особого внимания заслуживают романы.

  • 1865 – «Исповедь Клода»
  • 1866 – «Завет умершей»
  • 1867 – «Тереза Ракен»
  • 1867 – «Марсельские тайны»
  • 1868 – «Мадлена Фера»
  • 1871 – «Карьера Ругонов»
  • 1873 – «Чрево Парижа»
  • 1874 – «Завоевание Плассана»
  • 1880 – «Нана»
  • 1883 – «Дамское счастье»
  • 1885 – «Жерминаль»
  • 1890 – «Человек-зверь»
  • 1891 – «Деньги Разгром»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5504-emil-zolia.html

Золя, Эмиль – краткая биография – Русская историческая библиотека

Эмиль Золя (Zola) – французский романист и публицист. Сын итальянского инженера, он родился в 1840, юность провел на юге Франции, с 1858 учился в лицее святого Луи в Париже, затем служил в известном книгоиздательстве Гашетта.

Посвящая свободные часы литературным занятиям, молодой Золя писал для разных журналов литературную и театральную критику, а затем романы: «Марсельские тайны» и «Завет умершей».

Удачнее, чем эти романы, были «Сказки Нинон» (1864) и «Исповедь Клода» (1865).

Эмиль Золя, фото 1902

В «Терезе Ракен» (1867) уже определенно выражается направление автора и его талант изображать с жестокой правдой темные стороны человеческой природы. Дав затем в «Мадлене Фера» (1868) этюд о наследственности, как бы пролог, Золя начинает свой знаменитый цикл романов «Ругон-Маккары», всесторонне разрабатывающий эту же тему.

Сам автор называл его «психологически-социальной историей одной семьи при Второй империи».

Цикл состоит из 20 томов: «Карьера Ругонов», «Добыча», «Чрево Парижа», «Завоевание Плассана», «Проступок аббата Муре», «Его превосходительство Эжен Ругон», «Западня», «Страница любви», «Нана», «Накипь», «Дамское счастье», «Радость жизни», «Жерминаль», «Творчество», «Земля», «Мечта», «Человек-зверь», «Деньги», «Разгром» и «Доктор Паскаль».

Читайте также:  Краткая биография осборн

Начиная с «Западни», романы этой серии выдерживают огромное число изданий (больше всего сама «Западня», 300.000 экз., почти столько же «Нана», «Земля» – 150,000 экз. в полтора  года). Руководящую мысль цикла Золя высказывает в предисловии к первому тому.

Он стремится, путём разрешения двойного вопроса о природных наклонностях и окружающей среде, проследить нить, ведущую от одного человека к другому. Наследственность, как сила тяготения, имеет определенные законы.

Обратите внимание

Способ, которым Золя разрешил поставленную задачу, вызвал и страстные на него нападения, и доставил необычайный успех, и в результате дал ему место вождя школы натуралистов.

Как критик, Золя, писавший в журналах «Вольтер», «Фигаро» и в «Вестнике Европы», отличался остротой и проницательностью суждений, но вместе с тем известной односторонностью.

Изменяя слова Тьера «Республика будет консервативной, или её не будет», Золя говорил: «Республика будет натуралистична, или её не будет».

Первый том своего собрания статей о современных писателях и их произведениях Золя характерно озаглавил: «Что мне ненавистно» (1866).

Другие тома – «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты», «Натурализм в театре», «Наши драматурги», «Литературные документы» (1881), «Поход» (1880 – 81), «Новый поход». Резче всего Золя высказал свои мнения, свою «ненависть», в одном из «Парижских писем» в «Вестнике Европы», которое обратило на себя внимание и многих восстановило против Золя.

Драматическая деятельность Золя была менее успешна. Пьесы «Тереза Ракен» и «Розовый бутон» не имели никакого успеха. Долго продержались в репертуаре «Западня», «Чрево Парижа» и «Нана». «Жерминаль» едва выдержал 17 представлений, а «Рене» (переделка «Добычи») провалился совсем.

Окончив свой главный труд, цикл «Ругон-Маккары», Золя написал трилогию городов: «Лурд», «Рим», «Париж» (1894 – 98); первые два романа были занесены римской курией в индекс запрещенных книг за неуважительное отношение к папству и католичеству. Последними четырьмя романами Золя (так называемое «Четвероевангелие») стали: «Плодовитость», «Труд», «Истина» и (незавершённый) «Справедливость».

В 1890-х годах Золя принял участие в общественной жизни – по поводу знаменитого дела Дрейфуса.

Важно

Он выступил (январь 1898) в газете «Орор» с открытым письмом к президенту Франции Феликсу Фору («Я обвиняю»), против военных судов, обвинивших еврея Дрейфуса и оправдавших Эстергази.

Громкий процесс за оскорбление властей окончился присуждением Золя к годичному тюремному заключению и штрафу. Золя уклонился от подчинения приговору, выехав в Англию, где некоторое время и проживал.

По силе таланта и производительности Золя – самый крупный представитель натуралистического направления, которое выдвинулось на первый план во французской беллетристике конца XIX века, став видоизмененным продолжением бальзаковского реализма.

Поставив себе задачею изображать голую действительность по «документам», Золя создал себе – и своим последователям – целую теорию, изложению которой посвящена его книга «Экспериментальный роман».

Но, как это случалось в литературе очень часто, теория оказывалась во многих отношениях несостоятельной, и писатель работал тем путем, по которому его вело, непосредственно и без предвзятых правил, его художественное творчество.

Этот путь у Золя – соединение самого неограниченного, доходящего часто до ненужных и цинических подробностей, реализма с долею того своеобразного романтизма, который пробивался широкою струею и в произведениях Бальзака.

Золя – пессимист, и пока он изображает мрачную сторону жизни, его талант – если оставить в стороне некоторые преувеличения и слишком уж бесцеремонные нарушения всяких требований эстетического чувства – сказывается во всей силе и производит истинно захватывающее впечатление. За ним останется заслуга ценного вклада в ту область повествовательной литературы, которая тяготела к её тесному сближению с действительною жизнью.

Эмиль Золя умер в сентябре 1902 в Париже от отравления угарным газом. Есть версия, что дымоход в его квартире был перекрыт специально с целью убийства.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4598-zolya-emil-kratkaya-biografiya

Эмиль Золя биография краткая

Эмиль Золя биография кратко изложена в этой статье.

Эми́ль Золя́ — французский писатель, публицист и политический деятель.

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже в итальянско-французской семье. Свое детство и школьный период Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Когда ему еще не исполнилось 7 лет, скончался отец и семья оказалась в непростом финансовом положении, и он с матерью вернулся в Париж.

В начале 1862 года Эмиль устраивается на работу в издательство «Ашет». Много читает, пишет, заводит знакомство с популярными писателями, пробует себя в прозе и поэзии.

В издательстве Золя проработал около 4 лет и уволился, чтобы больше писать. И в 1864 г. он издает дебютную книгу «Сказки Нинон», объединившую рассказы разных лет. Пишет романы «Исповедь Клода», «Завещание умершей», «Марсельские тайны», где показывает истории возвышенной любви, противопоставление реальности и мечты, передан характер идеального героя.

Роман «Исповедь Клода» принесла долгожданную популярность писателю.

Совет

Приблизительно в 1868 году у Эмиля возникла идея написания серии романов, которые были бы посвящены одной семье — Ругон-Маккарам. Судьбы этих людей исследовали уже несколько поколений.

Первые книги из серии не очень заинтересовали читателей, но 7 том «Западня» был обречен на большой успех. Он не только приумножил славу Золя, но и его состояние.

Совет

И все последующие романы серии поклонники творчества этого французского писателя встретили с огромным энтузиазмом.

Двадцать томов большого цикла «Ругон-Маккары» — это самое главное литературное достижение Золя. Но ранее он еще успел написать «Терезу Ракен».

После своего ошеломляющего успеха Эмиль издал еще 2 цикла: «Три города» — «Лурд», «Рим», «Париж»; а также «Четыре Евангелия» (всего было 3 тома). Таким образом Золя стал первым романистом, который создал серию книг о членах одной семьи.

Сам писатель, называя причины выбора такой структуры цикла, утверждал, что хотел продемонстрировать действие законов наследственности.

  • Эмиль Золя: хронологическая таблица
  • Эмиль Золя: интересные факты

В этот период эстетические и политические взгляды Золя окончательно устанавливаются. Республиканец и демократ сотрудничает с оппозиционной печатью, пишет и распространяет статьи, разоблачающие французскую военщину и реакционный режим Наполеона.

Когда Золя вмешался в скандальное дело Дрейфуса, это стало сенсацией. Эмиль был убежден, что офицера французского генерального штаба Альфреда Дрейфуса, который по национальности был евреем, в 1894 г. несправедливо осудили за продажу военных секретов Германии.

Так писатель разоблачил армейское руководство, указав на их ответственность за судебную ошибку. Золя оформил свою позицию в виде открытого письма и с заголовком «Я обвиняю» послал его президенту республики. За клевету литератора приговорили к году тюрьмы.

Обратите внимание

Но Эмиль сбежал в Англию и вернулся на родину в 1899 году, когда Дрейфуса оправдали.

28 сентября 1902 года писатель из-за несчастного случая скоропостижно скончался в собственной парижской квартире. Он отравился угарным газом. Но, скорее всего, это подстроили его политические враги. Эмиль Золя был страстным защитником гуманизма и демократии, за что и поплатился своей жизнью.

Источник: https://kratkoe.com/emil-zolya-biografiya-kratkaya/

Золя Эмиль: биография и творчество :

Эмиль Золя оставил после себя не только много литературных произведений и публицистических статей, но и противоречивую биографию, которая вызывает больше вопросов, нежели дает ответов.

Его творчество стало новым этапом в развитии французской и мировой литературы. Писал Эмиль Золя произведения, список которых увеличивался с годами его авторской деятельности. С самыми основными из них ознакомимся дальше. Вот перечень некоторых из них:

  • «Сказки Нинон».
  • «Марсельские тайны».
  • «Завещание умершей».
  • «Исповедь Клода».
  • «Западня».
  • «Деньги».
  • «Истина» и другие.

Детство

Отец писателя был инженером-строителем итальянского происхождения, мать -француженкой. Детство поэта прошло в Провансе, в маленьком уютном городке Эксе, который потом он будет часто описывать в своих произведениях.

Авантюризм отца и его преждевременная смерть обрекли семью на трудное материальное положение и заставили госпожу Золя с сыном переехать во Францию, где она рассчитывала на помощь друзей покойного мужа.

Юность

Юношеские годы прошли в большой бедности. Но мечты об известности и писательском будущем не покидали Золя. Эмиль, несмотря на бедность, видел себя в будущем признанным и прославленным писателем.

В 1862 году ему удается получить место в известном парижском издательстве «Ашетт». Эта работа дает ему надежду и возможность проявить свои таланты. И правда, ему уже не нужно думать о хлебе насущном, а все свободное время он может посвятить литературе.

Он много читает, изучает новинки литературы и пробует себя в качестве рецензента и журналиста. Благодаря этому его начинают публиковать в популярных французских изданиях, он получает возможность знакомиться лично с известными писателями и поэтами того времени.

Тогда же он начинает делать первые попытки в поэзии и прозе.

Первые пробы пера

Титанический труд и непрерывное стремление к литературному Олимпу делают возможным издание первой книги Золя. Эмиль издал ее в 1864 году. Книга «Сказки Нинон» объединила рассказы прошлых лет, открыла писателя для общества, дала толчок к новым достижениям на литературном поприще.

После четырех лет работы в издательстве Золя уволился в надежде обеспечить себе имя в литературе.

В последующие годы издает Эмиль Золя книги, список которых характеризуется влиянием романтизма и по стилистике очень напоминают произведения Гюго и Санд. Это романы «Марсельские тайны» и «Завещание умершей».

“Исповедь Клода”

Роман «Исповедь Клода» – это легко завуалированное автобиографическое произведение, автор которого – Эмиль Золя. Биография писателя связывает данный роман с первым опытом в большой прозе, где так ярко изображено идейно-эстетическое становление творца. Благодаря этому произведению Эмиль получил скандальную популярность.

Э. Золя в своих литературных поисках стремится к созданию новых невымышленных героев с их реальными проблемами и конфликтами. Он желает выпустить новый роман, отвечающий времени, в котором жил писатель. Золя начинает интересоваться работами ученых естественных наук.

Писатели современности братья Гонкуры и художники-импрессионисты тоже наложили отпечаток на новые этапы творчества Золя. Эмиль видит в натурализме естественное формирование реализма в новейших условиях развития литературы.

Свежая идея позитивизма стала новой страницей в творчестве такого писателя, как Эмиль Золя.

Книги и статьи, изданные в период с 1867 по 1881 гг., скорее, тяготеют к публицистическому жанру. На их страницах поднимаются вопросы литературных направлений и их особенностей.

Сага о Ругон-Маккарах

Приблизительно в 1868 году у писателя возникла идея о написании целой серии романов, посвященных семейному клану Ругон-Маккары. История семьи описывается сквозь пять поколений.

Различные сюжетные линии дали автору возможность показать многогранность жизни французов в рамках одной семьи. Это было новым действием в литературе и стало очень популярным для последующих поколений писателей.

Золя сумел поднять ряд острых проблем, чем обратил внимание на свою персону.

Первые тома этой книги не привлекли внимания ни критиков, ни читателей. Но зато благодаря седьмому тому («Западня») получил огромный успех Эмиль Золя. Книги помогли стать ему богатым, и он наконец смог купить дом в Медоне вблизи Парижа.

Важно

Это стало началом создания натуралистичной литературной школы, вокруг которой собрались молодые писатели того времени. Это литературное течение оказалось недолговечным, но сумело открыть миру много молодых талантов, таких как Ги де Мопассан и Ж. К.

Гюсманс.

Признание

Наконец после стольких лет нищеты пришло признание к такому автору, как Эмиль Золя. Произведения, список которых каждый год пополнялся все новыми произведениями, статьями и очерками, изображали реальную жизнь французов, его современников.

Дальнейшие серии романа о семействе Ругонов общество встретило с большим интересом – их одинаково ругали и восхищались ими. В общем, сага о семействе насчитывает двадцать томов и является основным литературным творением Золя.

Эмиль становится первым романистом, который сумел создать целую серию книг, представив переплетение сложных сюжетных линий и человеческих судеб на примере одной семьи.

В этой фундаментальной работе была одна главная цель – показать влияние наследственности.

Сага о семействе Ругонов-Маккаров была окончена, признана вершиной французского реализма и принесла писателю славу и почитание. Были навсегда забыты ужасы голодного детства и учебы в казенном колледже. Всеобщее признание и большие гонорары абсолютно не предполагали недоразумений с правительством.

Дело Дрейфуса

Но, несмотря на это, Золя сумел объявить о несогласии с системой в деле Дрейфуса.

Эта история началась в 1894 году, когда было обнаружено письмо некого военного французской армии, адресованное немецкому правительству, с предложением передачи секретных данных.

Подозрение упало на капитана еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса. В процессе разбирательств по делу он был осужден и отправлен в ссылку.

Всеобщая ненависть к евреям во французском обществе процветала и достигла огромных масштабов, было организовано много антисемитских движений. В то время даже католическая церковь яростно распространяла антиеврейские настроения.

Совет

Какое влияние на эти события имел Эмиль Золя? Творчество писателя неоднократно изображало евреев в самом непригодном свете. Один из таких романов – «Деньги», где главный герой, несмотря на свой род занятий и мошенничество, горячо ненавидит евреев за то, что те захватили весь контроль над главными финансовыми потоками страны.

Читайте также:  Краткая биография левитанский

Золя выступил в защиту Дрейфуса и на страницах французской газеты L’Aurore появилась его скандальная публикация «Я обвиняю!..». Это вызвало большой резонанс во французском обществе, а поэт был обвинен, лишен ордена Почетного Легиона и приговорен к году тюремного заключения. Ему даже пришлось бежать из страны, хотя вскоре он смог вернуться, а дело невиновного капитана пересмотрели.

После переоценки взглядов на антисемитизм написал новые произведения Эмиль Золя. Библиография последних лет является ярким подтверждением этого. Он вывел образ интеллигентного ремесленника в романе «Истина».

Золя даже мечтал посетить Палестину, но внезапная смерть помешала этому. Вокруг его внезапного ухода тоже немало кривотолков. Официальной причиной смерти писателя по сей день считается отравление угарным газом.

Натурализм

Искусство Золя считал не просто вымыслом творца, он обращал пристальное внимание на изучение научных фактов. Как считал Эмиль, писатель или художник должен быть натуралистом и в своем творчестве уподобляться ученому.

Во Франции появилась новая литературная школа, основоположником которой являлся Эмиль Золя. Биография писателя полна противоречивыми фактами. Он сумел порвать шаблоны, заложенные предшественниками.

Перенесение научных методов в сферу искусства и литературы было вполне объяснимо.

Ведь в то время перед естествознанием просто преклонялись и отводили ему одну из главных ролей в культурном развитии страны.

Игнорирование условностей и вымысла стало основной теорией. Его натуралистичная концепция была наполнена крайностями и разногласиями, но все же творчество писателя еще раз доказывает, что художник в нем был сильнее, нежели теоретик.

По романам писателя создано много фильмов и театральных постановок, некоторые из них отмечены престижными кинематографическими наградами. И о нем самом написана книга, по которой снята биографическая драма, где Золя Эмиль изображен как борец с системой.

Источник: https://www.syl.ru/article/291211/zolya-emil-biografiya-i-tvorchestvo

Эмил жула биография. Краткая биография эмиля золя

Каждую субботу Фердинанд Сурдис заходил в лавочку папаши Морана, чтобы пополнить свой запас красок и кистей. Темная и сырая лавчонка помещалась в полуподвальном этаже дома, выходившего на одну из площадей Меркера. Эту узкую площадь затеняло здание старинного монастыря, где помещался теперь городской коллеж.

Вот уже целый год Фердинанд Сурдис занимал в меркерском коллеже ничтожную должность репетитора.
“Дамское счастье” не принадлежит к числу наиболее прославленных произведений Золя, таких широких социальных полотен, как “Жерминаль” или “Разгром”. Но роман занимает тем не менее заметное место в творческом наследии знаменитого французского писателя.

Часы на бирже только что пробили одиннадцать, когда Саккар вошел в ресторан Шампо, в белый с позолотой зал с двумя высокими окнами, выходящими на площадь. Он окинул взглядом ряды столиков, где с озабоченным видом, близко придвинувшись друг к другу, сидели посетители, и, казалось, удивился, не найдя того, кого искал.

Важно

История авантюриста и биржевого игрока Аристида Саккара, делающего деньги из всего, что подвернется под руку, и его жены Рене, которую роскошь и распущенность приводят к преступлению, разворачивается на фоне блестящей и безумной жизни французской аристократии времен последнего императора Наполеона III.
И он начал перебирать законопроекты, лежавшие перед ним на столе.

Обратите внимание

Слева от председателя близорукий секретарь, которого никто не слушал, скороговоркой читал, уткнувшись носом в бумагу, протокол предыдущего заседания. В зале было шумно, и чтение достигало слуха одних лишь курьеров, очень внушительных, очень подтянутых по сравнению с непринужденно развалившимися членами Палаты.

Эмиль Золя (1840-1902) – выдающийся французский писатель, подаривший миру грандиозную 20-томную эпопею “Ругон-Маккары”. “Жерминаль” (1885) занимает особое место в эпопее. Это роман о тяжелой, безрадостной жизни шахтеров, которых непосильный труд и голод превратили в животных.

Но даже в этих нечеловеческих условиях зарождаются светлые чувства – расцветает любовь Этьена Лантье и Катрины Маэ.
Она взяла у матери какой-то лоскуток и уже с четверть часа пыталась смастерить из него куклу, скатывая его и на одном конце перевязывая ниточкой. Марта на миг оторвалась от чулка, который штопала с такой тщательностью, как будто это была тонкая вышивка.

“Западня” – один из ярчайших романов эпического цикла Эмиля Золя “Ругон-Маккары”. Потрясающая история “крестного пути” затерянной в Париже женщины, пережившей и счастье, и благополучное спокойствие, и исступленную, губительную страсть, и, наконец, падение на дно нищеты и унижения.

История, от которой поистине невозможно оторваться!
В это утро Жан шел по полю с раскрытой торбой из синего холста на животе. Левой рукой он поддерживал торбу, а правой доставал из нее горсть пшеницы и через каждые три шага разбрасывал ее перед собой.

Его грубые башмаки были в дырах, и грязь налипала на них по мере того, как он переступал ногами, покачиваясь из стороны в сторону…

Каждую субботу Фердинанд Сурдис заходил в лавочку папаши Морана, чтобы пополнить свой запас красок и кистей. Темная и сырая лавчонка помещалась в полуподвальном этаже дома, выходившего на одну из площадей Меркера.

Эту узкую площадь затеняло здание старинного монастыря, где помещался теперь городской коллеж. Вот уже целый год Фердинанд Сурдис занимал в меркерском коллеже ничтожную должность репетитора.
“Дамское счастье” не принадлежит к числу наиболее прославленных произведений Золя, таких широких социальных полотен, как “Жерминаль” или “Разгром”.

Но роман занимает тем не менее заметное место в творческом наследии знаменитого французского писателя.

Часы на бирже только что пробили одиннадцать, когда Саккар вошел в ресторан Шампо, в белый с позолотой зал с двумя высокими окнами, выходящими на площадь. Он окинул взглядом ряды столиков, где с озабоченным видом, близко придвинувшись друг к другу, сидели посетители, и, казалось, удивился, не найдя того, кого искал.

Важно

История авантюриста и биржевого игрока Аристида Саккара, делающего деньги из всего, что подвернется под руку, и его жены Рене, которую роскошь и распущенность приводят к преступлению, разворачивается на фоне блестящей и безумной жизни французской аристократии времен последнего императора Наполеона III.
И он начал перебирать законопроекты, лежавшие перед ним на столе.

Обратите внимание

Слева от председателя близорукий секретарь, которого никто не слушал, скороговоркой читал, уткнувшись носом в бумагу, протокол предыдущего заседания. В зале было шумно, и чтение достигало слуха одних лишь курьеров, очень внушительных, очень подтянутых по сравнению с непринужденно развалившимися членами Палаты.

Эмиль Золя (1840-1902) – выдающийся французский писатель, подаривший миру грандиозную 20-томную эпопею “Ругон-Маккары”. “Жерминаль” (1885) занимает особое место в эпопее. Это роман о тяжелой, безрадостной жизни шахтеров, которых непосильный труд и голод превратили в животных.

Но даже в этих нечеловеческих условиях зарождаются светлые чувства – расцветает любовь Этьена Лантье и Катрины Маэ.
Она взяла у матери какой-то лоскуток и уже с четверть часа пыталась смастерить из него куклу, скатывая его и на одном конце перевязывая ниточкой. Марта на миг оторвалась от чулка, который штопала с такой тщательностью, как будто это была тонкая вышивка.

“Западня” – один из ярчайших романов эпического цикла Эмиля Золя “Ругон-Маккары”. Потрясающая история “крестного пути” затерянной в Париже женщины, пережившей и счастье, и благополучное спокойствие, и исступленную, губительную страсть, и, наконец, падение на дно нищеты и унижения.

История, от которой поистине невозможно оторваться!
В это утро Жан шел по полю с раскрытой торбой из синего холста на животе. Левой рукой он поддерживал торбу, а правой доставал из нее горсть пшеницы и через каждые три шага разбрасывал ее перед собой.

Его грубые башмаки были в дырах, и грязь налипала на них по мере того, как он переступал ногами, покачиваясь из стороны в сторону…

Золя Эмиль – автор произведений, пользующихся популярностью и в настоящее время.Онявляется классиком зарубежной литературы XIX века. Родился в самом красивом и любвеобильном городе Франции, Париже, как бы сейчас сказали, под знаком Овна (2 апреля 1840 года). Писатель обладал натурой целеустремлённой и страстной, что ярко подчёркивалось в его произведениях. В отличие от своих современников, он ярко выражал собственное мнение на страницах своих книг, за что, по некоторым версиям, и поплатился в результате.

Кто он такой

Многим поклонникам творчества может быть интересна и биография. Эмиль Золя очень рано остался без отца. Его папа – выходец из Италии, по профессии инженер, строил водоканал в городе Экс-ан-Прованс. Именно там и проживало семейство Золя. Но тяжёлый труд и большая ответственность не позволили отцу увидеть сына взрослым. Он рано умер, оставив мальчика сиротой в возрасте семи лет.

На фоне этого ребёнок пережил личную драму. Оставшись с матерью, он начал пренебрежительно относиться ко всем мужчинам. Семья испытывала материальные трудности, вдова, надеясь на помощь со стороны друзей, уехала в Париж.

Начало творческого пути

В столице Золя оканчивает лицей и, по воле счастливого случая, устраивается на работу в издательство, где начинает неплохо зарабатывать.

Чем занимается молодой человек? Он пишет рецензии, пробует себя в написании

Золя Эмиль – чрезвычайно чувствительная натура, душевные переживания и нищенское существование сразу после смерти отца не убили в нём романтика. Он обладал плохим зрением и дефектами речи, но при всём этом прекрасно пел.

Совет

В восемнадцатилетнем возрасте он впервые влюбляется в девочку двенадцати лет. Отношения двух молодых людей были самыми нежными и невинными. Но в остальном своём жизненном пути он не был столь целомудренным.

В 25 лет будущий писатель знакомится, влюбляется и женится на Александрине Мелей. Детей у них не родилось, что сделало супругов абсолютно чужими, так как оба страстно желали иметь полноценную семью.

Литературная деятельность и семейная жизнь

Всю свою неудовлетворённость семейной жизнью Золя Эмиль вкладывает в творчество. Его романы – буквально литературные традиции, настолько откровенно и открыто писатель демонстрировал публике запретные темы. Только сам автор оставался отчуждённым, не сочувствуя тому, о чём писал.

Он прожил с женой восемнадцать лет, но по-настоящему счастлив не был. Только знакомство с Жанной Розро, с двадцатилетней высокой темноглазой девушкой, позволило немного изменить его мировоззрение. Золя Эмиль влюбляется и покупает для неё отдельный дом.

И в этот период жизни он сумел познать счастливое чувство отцовства, потому что Жанна родила ему двоих детей. Два года влюблённым удавалось скрывать отношения, но в конце концов он рассказывает жене всю правду.

Конечно, это не могло не расстроить Александрину, но вскоре она понимает, что не стоит разводиться и скандалить, она принимает детей, а после смерти Жанны вплотную занимается ими и соглашается дать фамилию отца.

Творчество

Список книгавтора велик. Он начал создавать литературные шедевры очень рано. Сборник его рассказов «Сказки Нинон» был написан, когда ему исполнилось двадцать четыре года. Каждый роман Эмиля Золя пользовался популярностью у читателей. Герои, хоть и вымышленные, были списаны автором с натуры. Поэтому персонажи легко узнаваемы.

Есть произведения, которые считаются лучшими его творениями. Таков роман «Западня». В нем автор раскрыл причины нищенского существования своих героев. В их лености и нежелании найти работу заключается тот итог, который могут наблюдать читатели: крайняя нищета, алкоголизм, духовное обнищание.

Ниже приведены самые известные произведения автора:

  • Эпопея “Руггон-Маккары”;
  • “Карьера Ругонов”;
  • “Деньги”;
  • “Добыча”;
  • “Чрево Парижа”;
  • “Поступок аббата Муре”;
  • “Жерминаль”;
  • “Нана”;
  • “Человек-зверь”.

Смерть автора

Золя Эмиль ведёт активную политическую жизнь. И смерть писателя из-за факта причастности его к политике имеет не совсем ясно выраженные причины. По официальной версии, автор умер, имея неосторожность отравиться угарным газом в собственной квартире. Но имеются и неофициальные предположения, что писатель был убит. Причём к злодеянию приложили руку его политические враги.

Многие современные образованные люди нашего времени зачитываются его романами.

Если прочесть некоторые отзывы на самые известные его произведения, то можно заметить, что читатели отмечают неподдельную правдивость описанного состояния нищенствующего класса в Париже.

Потому-то его и относят к писателям-реалистам, изображающим истинную картину жизни обыкновенных парижских рабочих, людей небогатых. Начиная читать Эмиля Золя, невольно приходится обратить внимание на автобиографичность его прозы.

Обратите внимание

Чтобы сказать, насколько хорош автор, насколько понятны его создания, нужно изучить тот период, когда он жил и творил Золя Эмиль. Биография, список книг, отзывы и вся другая информация о нём очень противоречива и является не менее увлекательным чтением, чем его романы.

Золя Эмиль (1840–1902), французский писатель. Родился 2
апреля 1840 в Париже, в итало-французской семье: итальянцем был отец,
инженер-строитель. Детские и школьные годы Эмиль провел в Экс-ан-Провансе, где
одним из его ближайших друзей был художник П.Сезанн.

Ему было неполных семь лет, когда отец скончался, оставив
семью в бедственном положении. В 1858, рассчитывая на помощь друзей покойного
мужа, г-жа Золя переехала с сыном в Париж.

Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление
вперёд.

Золя Эмиль

В начале 1862 Эмиль сумел найти место в издательстве «Ашет».
Проработав около четырех лет, он уволился в надежде обеспечить свое
существование литературным трудом.

В 1865 Золя опубликовал первый роман – жесткую, слабо
завуалированную автобиографию Исповедь Клода (La Confession de Claude, 1865).
Книга доставила ему скандальную известность, которую еще более умножила горячая
защита живописи Э.Мане в его обзоре художественной выставки 1866.

Примерно в 1868 у Золя возник замысел серии романов,
посвященных одной семье (Ругон-Маккаров), судьба которой исследуется на
протяжении четырех-пяти поколений. Разнообразие романных сюжетов давало
возможность показать многие стороны французской жизни в период Второй империи.

Читайте также:  Сочинения об авторе тютчев и фет

Некогда были произнесены ужасные слова: «Блаженны нищие
духом», – из-за этого пагубного заблуждения человечество страдало две тысячи
лет.

Золя Эмиль

Первые книги серии не вызвали большого интереса, зато
седьмой том, Западня (L’Assommoir, 1877), снискал большой успех и принес Золя
как славу, так и богатство. Он приобрел дом в Медоне около Парижа и собрал вокруг
себя молодых писателей (среди них были Ж. К. Гюисманс и Ги де Мопассан),
образовавших недолговечную «натуралистическую школу».

Важно

Последующие романы серии были встречены с громадным
интересом – их с одинаковым усердием поносили и превозносили. Двадцать томов
цикла Ругон-Маккары представляют собой главное литературное достижение Золя,
хотя необходимо отметить и написанную ранее Терезу Ракен (Thérèse
Raquin, 1867) – глубокое исследование чувства раскаяния, постигающего убийцу и
его сообщницу.

В последние годы жизни Золя создал еще два цикла: Три города
(Les Trois Villes, 1894–1898) – Лурд (Lourdes), Рим (Rome), Париж (Paris); и
Четыре Евангелия (Les Quatre Évangiles, 1899–1902), оставшееся
незаконченным (четвертый том написан не был).

Писатель является одновременно исследователем и
экспериментатором.

Золя Эмиль

Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах
одной семьи. Его примеру последовали многие, в т. ч. Ж.Дюамель (хроники
Паскье), Д.Голсуорси (Сага о Форсайтах) и Д.Мастерс (книги о Сэвиджах). Одной
из причин, побудивших Золя избрать структуру цикла, было желание показать
действие законов наследственности.

Ругон-Маккары являются отпрысками слабоумной женщины,
которая умирает в последнем томе серии, достигнув столетнего возраста и
полностью лишившись рассудка. От ее детей – одного законного и двух незаконных
– берут начало три ветви рода.

Первая представлена процветающими Ругонами,
члены этой семьи фигурируют в таких романах, как Его превосходительство Эжен
Ругон (Son Excellence Eugène Rougon, 1876) – исследование политических
махинаций в царствование Наполеона III; Добыча (La Curée, 1871) и Деньги
(L’Argent, 1891), где речь идет о спекуляциях земельной собственностью и
ценными бумагами.

Вторая ветвь рода – семейство Муре.

Октав Муре, честолюбивый
волокита в Накипи (Pot-Bouille, 1882), создает один из первых парижских
универмагов на страницах Дамского счастья (Au Bonheur des dames, 1883), тогда
как другие члены семьи ведут более чем скромную жизнь, подобно деревенскому
священнику Сержу Муре в загадочном и поэтичном романе Проступок аббата Муре (La
Faute de l’Abbé Mouret, 1875).

Суеверие ослабляет, оглупляет.

Золя Эмиль

Представители третьей ветви, Маккары, отличаются крайней
неуравновешенностью, поскольку их предок Антуан Маккар был алкоголиком.

Члены этой семьи играют выдающуюся роль в самых сильных
романах Золя – таких, как Чрево Парижа (Le Ventre de Paris, 1873), где
воссоздана атмосфера центрального рынка столицы; Западня, в которой суровыми
тонами изображается жизнь парижских рабочих в 1860-е годы; Нана (Nana, 1880),
чья героиня, представительница третьего поколения Маккаров, становится
проституткой и ее сексуальный магнетизм приводит в смятение высший свет;
Жерминаль (Germinal, 1885), величайшее творение Золя, посвященное забастовке шахтеров
на рудниках северной Франции; Творчество (L’Oeuvre, 1886), куда включены
характеристики многих прославленных художников и литераторов эпохи; Земля (La
Terre, 1887), повествование о крестьянской жизни; Человек-зверь (La Bête
humaine, 1890), где описывается жизнь железнодорожных рабочих, и, наконец,
Разгром (La Débâcle, 1892), изображение франко-прусской войны и
первый крупный военный роман во французской литературе.

Совет

Ко времени завершения цикла (1903) Золя пользовался
всемирной известностью и, по общему мнению, был крупнейшим после В.Гюго
писателем Франции.

Тем более сенсационным было его вмешательство в дело
Дрейфуса (1897–1898).

Золя пришел к убеждению, что Альфред Дрейфус, офицер
французского генерального штаба, еврей по национальности, в 1894 был несправедливо
осужден за продажу военных секретов Германии.

Художественное произведение есть кусок природы,
профильтрованный сквозь темперамент художника.

Золя Эмиль

Разоблачение армейской верхушки, несущей главную
ответственность за очевидную судебную ошибку, приняло форму открытого письма
президенту республики с заголовком Я обвиняю (J’accuse, 1898). Приговоренный за
клевету к году тюремного заключения, Золя бежал в Англию и смог вернуться на
родину в 1899, когда ситуация изменилась в пользу Дрейфуса.

(оценок: 1

Источник: https://windows10official.ru/emil-zhula-biografiya-kratkaya-biografiya-emilya-zolya/

Творчество – Жизнь и творчество Эмиля Золя

Творчество
Эмиля Золя ознаменовало новый этап в развитии французской литературы. Он был
новатором в литературе, смелым писателем, который разрушил сложившиеся формы,
соединил «беспощадность реализма с мужеством политического действия» (Л.
Арагон) и был страстным защитником демократии и гуманизма.

Биография Золя – это
прежде всего непрерывная, титаническая работа, которой была отдана вся его
жизнь. Э. Золя родился 2 апреля 1840 г. в Париже в семье инженера. Его детские
и юношеские годы прошли в Провансе, в небольшом городке Экс, который со
временем под названием Плассана станет местом действия многих его романов.

Ранняя смерть отца и материальные проблемы заставили семью переехать в 1858 г.
в Париж.

Для
Золя начались годы бедности. В 1862 г.

он поступает на службу в солидное
парижское издательство «Ашетт», что позволяет ему не думать больше о хлебе
насущном и все свободное время отдавать литературным занятиям.

Он жадно читает,
внимательно следит за книжными новинками и рецензирует их в газетах и журналах,
знакомится с известными писателями, а главное – много пишет сам, пробуя силы и
в поэзии, и в прозе.

В
1864 г. Золя издает первую книгу «Сказки Нинон», которая объединила в себе
рассказы разных лет. Она открывает собой ранний период творчества писателя
(1864-1868), отмеченный несомненным влиянием романтизма.

В романах «Исповедь
Клода» (1865), «Завещание умершей» (1866), «Марсельские тайны» (1867) находим
традиционное противопоставление мечты и действительности, историю возвышенной
любви, идеального героя.

Золя использует стилистические приемы, которые
напоминают страницы произведений Гюго, Санд, Сю.

Писателя
все больше интересует живая жизнь с ее невымышленными сюжетами и конфликтами.
Он мечтает о создании нового типа романа, который целиком будет отвечать
времени, а «это – реализм, или, точнее говоря, позитивизм».

В своих поисках
Золя опирается на работы ученых естественных наук (теория происхождения видов
Дарвина, «Трактат о наследственности» Люка, «Вступление в экспериментальную
медицину» Бернара), работы философа-позитивиста и историка литературы И.

Обратите внимание

Тена,
творчество художников-импрессионистов, современную ему литературу, и прежде
всего на роман братьев Гонкуров «Жермини Ласерте».

Натуралистическая теория
формируется у Золя на протяжении многих лет, она постоянно уточняется,
дополняется и находит свое выражение в предисловии к роману «Тереза Ракен»
(1867), очерке «Расхождение между Бальзаком и мной» (1868-1869), сборниках
статей «Что мне ненавистно» (1866), «Экспериментальный роман» (1880),
«Романисты-Натуралисты» (1881), «Натурализм в театре» (1881). Золя видит в
натурализме естественное и закономерное развитие реализма Бальзака и Стендаля в
новых исторических условиях.

 Цель искусства для писателя заключается, как и
когда-то, во внимательном изучении действительности, которая «в принципе не
может иметь границ». Однако сегодня, считает Золя, роман, чтобы стать
«современным орудием познания», обязан быть научным, т.е.

«придерживаться
только фактов, доступных наблюдению», а писатель должен уподобиться
натуралисту, который ставит опыты. Золя отвечает отказом художнику в праве
оценивать изображаемые им события и людей, выносить приговор и строить
заключения: «Романист всего лишь фиксатор фактов…

его произведение становится
будто безличным, приобретает характер протокола действительности».

 Это утверждение писателя является очевидным
прямым и категоричным перенесением научных методов в сферу искусства, когда
игнорируется условность, вымысел, фантазия как неотъемлемая и важнейшая
составная творчества.

«Натура не имеет потребности в домыслах» – лозунг Золя и
новой литературной школы. Но Золя явным образом недооценивает роль социальных
факторов в формировании личности, которые глубоко исследовал еще Бальзак.

В целом
же концепция натурализма, предложенная Золя, наполнена разногласиями и
крайностями (например, возражая авторское начало в творчестве, он в то же время
подчеркивает, что «произведение искусства есть не что иное, как выражение
личности художника»), а главное, оно не исчерпывает собой творческую практику
писателя. Золя-Художник оказался более сильным чем Золя-Теоретик.

В
этом убеждает и его роман «Тереза Ракен» (1867), воспринятый современниками как
художественный манифест натурализма. В нем автор ставит себе целью «выучить не
характеры, а темпераменты».

Сознательно отказываясь от постановки каких-нибудь
социальных и политических вопросов, опуская все приметы времени, Золя
концентрирует внимание на истории «индивидуумов, которые целиком подчинены
своим нервам и голосу крови…». В 1868 г. выходит в мир второй
натуралистический роман «Мадлен Фера», который окончательно закрепил славу Золя
как одного из ведущих художников Франции.

Важно

Однако все написанное им за четыре
года было лишь подготовкой к главному делу жизни – серии «Ругон-Маккары», над
которой Золя работает с 1868 до 1893 года. Она составила второй период его
творчества.

В
это время окончательно устанавливаются политические и эстетичные взгляды
писателя. Как убежденный республиканец и демократ, Золя сотрудничает в
оппозиционной печати, печатает статьи, которые разоблачают реакционный режим
Наполеона и французскую военщину.

Но он не принял и Парижскую Коммуну, хотя и
стал на защиту расстреливаемых версальцами рабочих. В 1872 г. у Флобера Золя
знакомится с И. С. Тургеневым, при участии которого в скором времени становится
постоянным сотрудником журнала «Вестник Европы».

В этом издании с 1875 до 1880
годы были опубликованы 64 корреспонденции Золя под общим названием «Парижские
письма», в которых он изложил свои взгляды на литературу и искусство.

В 80-х
годах в процессе работы над « Ругон-Маккарами» писатель, по его словам, все
чаще «натыкается на социализм».

Социальные
конфликты эпохи, будущее человечества, пути перестройки общества на началах
добра и справедливости – эти проблемы займут ведущее место в произведениях Золя
последнего периода творчества (1894-1902).

В это время он создает цикл «Три
города», который включает романы «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898).
Политика, к которой прежде Золя относился с предубеждением, становится в 90-е
годы неотъемлемой частью его творчества. 1 января 1898 г.

Золя публикует
открытое письмо президенту Французской республики Феликсу Фору «Я предъявляю
обвинение», в котором бесстрашно поднимает свой голос на защиту «правды и
справедливости».

Совет

В судебном процессе, который последовал за этим выступлением,
Золя был признан виновным в оскорблении власти и осужден к году тюрьмы и
большому денежному штрафу. Его лишили ордена Почетного легиона.

Продажные
журналисты обливали имя писателя грязью на страницах газет. Фанатичная толпа
швыряла камни в окна его дома и требовала физической расправы. Золя вынужден
был спешно покинуть Францию и под чужой фамилией поселиться в Англии.

В глазах
же передовой Европы он стал символом писателя-гражданина, писателя-борца.

В
Англии Золя приступает к работе над тетралогией «Четыре Евангелия»
(«Плодовитость», 1898; «Работа», 1901; «Истина», 1902; четвертый роман не был
написан), в которой он видит «естественное завершение всего творчества,
следствие долгого исследования действительности, продолженное в будущее».

Героями
своих произведений писатель делает борцов за истину, проповедников нового
учения – социализма (в его утопической форме). И не случайно они имеют имена
евангелистов Матвея, Луки, Марка, Ивана. Эти романы-утопии замышлялись Золя как
своеобразное Евангелие современности.

Отсюда их открытая публицистичность,
дидактизм, поучение над отображением жизни, которая заметно снижает их
художественный уровень. После пересмотра дела Золя возвращается во Францию и
продолжает работу над серией «Четыре Евангелия».

Его имя всемирно известно, в
его лице видят не только великого писателя, но и мыслителя, который указал
человечеству дорогу к прогрессу и свободе. 29 сентября 1902 г. Золя нашли
мертвым в его парижской квартире. Официальная версия – отравление угарным газом
из-за неисправности дымохода.

Однако и сегодня обстоятельства гибели писателя
остаются до конца не исследованными. В историю мировой литературы Золя вошел
прежде всего как автор социальной эпопеи «Ругон-Маккары». В ней, как в зеркале,
отразились слабые и сильные стороны его мировоззрения и художественного метода.

Обратите внимание

Писатель считает плодотворным объединение в своем будущем произведении план
физиологический и план социальный и через историю одной семьи раскрыть историю
общества. Задачи, которые стоят перед ним: «Первое. Изучить на примере одной
семьи вопросы наследственности и среды… Второе.

Изучить всю жизнь Второй
империи от государственного переворота до нашим дням. Воплотить в типах современное
общество, злодеев и героев». Серия получила название « Ругон-Маккары.
Естественная и социальная история одной семьи в период Второй империи».

Действие
романов происходит в Париже и провинциальных городах, в дворянском особняке и
лачуге бедняка, в фешенебельном магазине и на рынке, в шахте и на полях боев, в
приемной министра и будуаре куртизанки.

События приобретают невиданный размах:
катастрофа большого финансового предприятия («Деньги»), забастовка углекопов
(«Жерминаль»), франко-прусская война и Парижская Коммуна («Разгром»).

В
процессе работы над серией «биологическая» история все больше уступает местом
истории социальной, которая и завершается романом «Разгром».

Источник: https://www.sites.google.com/site/emilzolafrance/tvorcestvo

Ссылка на основную публикацию