Сочинения об авторе бальзак

Сочинение–обращение к писателю Оноре де Бальзаку («Озорные рассказы» – шутливые новеллы Оноре де Бальзака)

/ Сочинения / Бальзак О. / Озорные рассказы / Сочинение–обращение к писателю Оноре де Бальзаку («Озорные рассказы» – шутливые новеллы Оноре де Бальзака)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Оноре де Бальзак – великий французский писатель, расцвет творчества которого пришелся на начало XIX столетия. Его излюбленными героями были молодые люди, начинающие свой путь с честных и чистых помыслов.

А затем судьба каждого из них складывалась по-разному: некоторые терпели поражение в борьбе за богатство и успех, другие достигали материальных благ, но вместе с моральным падением.
    Произведения Бальзака представляют жестокий мир того общества, множество человеческих трагедий.

По-видимому, решив сделать перерыв между написанием «общественных драм», представленных автором в цикле «Человеческая комедия», им создаются легкие и забавные новеллы под названием «Озорные рассказы». Читая их, представляешь совсем другого Бальзака, обладающего талантом ясно, просто и красиво изображать людей, любовь, зло, обычную жизнь.

Обратите внимание

    Хочется из нашей современности обратиться к автору этих произведений, немного поразмыслить вместе с ним, а иногда и поспорить. Хочется спросить писателя об истинных причинах той оценки явлений, которую он дает в своих произведениях.
    Позвольте, прежде всего, уважаемый автор, выразить свое восхищение вашим талантом, вашим знанием общества, умением видеть то, чего не видят другие.

    Как легко, шутливо в ваших «Озорных рассказах» преподносите Вы философию жизни на примере бытовых сюжетов. Парад созданных Вами прекрасных женских образов, благородных и не очень рыцарей, служит различным целям. По вашим словам, Вы хотите «не только позабавить людей, но и дать им нечто полезное, преподать им поучение тонкого вкуса». По-моему, Вам это прекрасно удалось.

    Вот типичный пример графини Бонн из «Жены коннетабля». Прекрасная парижанка «ради приятной забавы морочит голову мужу» с красавцем Савуази. Но в самый разгар любовный приключений она «попадется, как птичка в сети».
    Вы наградили эту даму большой изобретательностью в любовных интригах, женским коварством, пренебрежением к чужим судьбам.

Причем, эти качества характера графини изображены вами абсолютно беспристрастно – Вы предстаете только внимательным сторонним наблюдателем, дающим возможность читателям самим за легким повествованием заметить всю глубину человеческой ветрености и черствости.
    Как легко ищет графиня жертву, чтобы вырваться из западни, расставленной супругом из-за ее неверности.

«Здесь должна быть пролита, без всякой жалости, благородная и только благородная кровь!» – убеждает она свою служанку. И когда жертва, наконец, найдена, обе дамы спокойно рассуждают: «Сколько мужчин умирает на войне из-за пустяков! Так почему бы такому прекрасному рыцарю не умереть ради наших милостей».

    Наверное, Вы, как французский автор, лучше знаете парижских женщин, а я с удивлением увидела те малопривлекательные женские черты, которые вы описываете. И Вам удивительным образом удалось соединить описание не слишком морального поведения героинь с прекрасными художественными приемами, мотивами любви, пейзажными зарисовками.

    В конце концов, два молодых красавца лишились жизни, а Вы совсем не вините в этом графиню Бонн. Вы великодушны, благосклонные и добры к ней.

Из Вашего рассказа можно извлечь только один урок: тщеславным и самолюбивым рыцарям нужно быть осмотрительнее в любовных приключениях, а прекрасных дам нельзя винить ни в чем, и «если они совсем не потеряют голову, бог любви никогда не оставит их».

    А может быть, стоило все-таки таким дамам преподать урок? Нельзя всегда следовать тем правилам, в которых они воспитывались и по которым живут. Часто эти законы приводят к неоправданной жестокости, страданиям и смерти.
    По-моему, образ графини Бонн в чем-то созвучен образу виконтессы Босеан – героини романа «Отец Горио».

Важно

Она также беспристрастно и спокойно советует юноше Эжену: «Наносите удары без всякой жалости, смотрите на мужчин и на женщин как на почтовых лошадей, гоните их, пока не загоните, и вы достигните вершины ваших желаний».
    За внешней красотой, блеском Вы заставляете увидеть эгоистичные интересы ваших героев, их душевное равнодушие.

И даже легкая и шутливая манера повествования рассказа не может этого полностью затушевать.
    Своими «Озорными рассказами» Вы в полной мере «предотвратили моральное падение» некоторых женщин, помогли им уйти от соблазнов и сделали их добродетельными и гуманными. Характерным примером тому может служить образ прелестной Империи из рассказа «Замужество красавицы Империи».

Любимица судьбы, объект поклонений высокопоставленных мужей Франции, от короля до кардинала, веселая и легкомысленная Империя, имевшая прекрасную внешность, не слишком обременяла себя соблюдением моральных принципов и высокой нравственностью.

Но Вы, добрый автор, очень благоволите этой красивой грешнице, называя ее «внешность безупречной и утонченной», и только слегка намекаете на ее грехи, ветреность и непостоянство.
    Наверное, Империю действительно можно в чем-то оправдать: природа наградила ее необычайной красотой, и она в полной мере пользуется этим. Богатые вельможи осыпают ее подарками и золотыми дукатами.

Но сердце этой прелестницы остается совершенно свободным, среди своих поклонников она выделает только избранных и общается с ними, как «командир, говорящий строю «мои солдаты».
    Однако Империя не забывает о тех бедняках, которые живут с нею в одном городе, всячески помогает нуждающимся, раздает им щедрые пожертвования. Вы правы, автор, в этой женщине много хороших человеческих качеств.

И вы очень хорошо описали ее не только с одной, самой противоречивой стороны, но не упустили из виду и другую сторону ее жизни. Империи пришлось пережить трагическую потерю дочери (она покончила собой, чтобы не допустить бесчестия), разочароваться в жизни и уединиться.

Однако душевная щедрость красавицы никогда не иссякала, о чем говорят средства, «отданные ее щедрой рукой на сооружение храмов» и строительство домов для бедных.
    Но жизнь берет свое, и затворничество героини-красавицы кончается. Империи суждено полюбить посла французского короля, молодого советника Лиль-Адана, который «не имел гроша за душой».

Думаю, автор не случайно заставляет ее полюбить благородного и бедного кавалера, который сумел за внешней красотой разглядеть душу Империи, ее сострадание и чуткость.
    А далее автор, по-моему, допускает некоторое противоречие в развитии сюжета. Название этого цикла «Озорные рассказы».

Совет

Но концовка этой новеллы носит печальный характер, главных героев ожидает большое разочарование в жизни.
    Империя приносит в жертву возлюбленному не только любовь, но и собственную жизнь. По причине своего возраста, а так же из-за невозможности иметь детей, она искусно имитирует болезнь, приведшую ее к смерти.

На самом деле стареющая красавица просто принимает яд, предварительно оставив все состояние своему молодому супругу Лиль-Адану и устроив его свадьбу с молодой виконтессой.
    Уважаемый автор, как благородно Вы представили Империю всем читателям, написав о ней такие строки: «Истинной причины ее смерти не узнал никто, двое посвященных хранили молчание, чтобы скорбящий супруг нимало не подозревал, что умерла Империя, дабы освободить его от старой бесплодной жены».
    Спасибо Вам за то, что в образе империи Вы показали «истинную добродетель», хотя и наделили эту героиню «грехами молодости». Не могу не привести Ваши слова в оправдание Империи: «Среди самых добродетельных жен, как бы мы ни превозносили сих благочестивых особ, вряд ли нашлась бы хоть одна, которая решилась бы пожертвовать, подобно Империи, своей жизнью ради любви».
    Вы показали прекрасный пример женского самопожертвования. Кроме того, образом Империи Вы, уважаемый автор, заставляете нас задуматься над вопросом – что есть «истинная греховность человека»?
    Своими «Озорными рассказами» Вы учите веселому смеху, упоению жизнью, открытому проявлению чувств.
    Спасибо Вам за верное и правдивое изображение человеческих характеров и страстей. Вас заслуженно называют «знатоком человеческого сердца, мастером психологом». Вы так хорошо изобразили женские образы, душу и любовь женщин, что теперь с этой темой Вашего творчества связано укрепившееся в массовом сознании понятие, романтический афоризм «Женщина бальзаковского возраста».

    Спасибо Вам за бессмертные произведения, за оставленное потомкам литературное наследие.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бальзак О. / Озорные рассказы / Сочинение–обращение к писателю Оноре де Бальзаку («Озорные рассказы» – шутливые новеллы Оноре де Бальзака)

Источник: http://www.litra.ru/composition/download/coid/00204221240910110390/

Сочинение на тему Основные принципы творчества Бальзака» – по русскому языку и литературе

Философские этюды дают представление – самое общее – о отношении автора к творчеству («Неизвестный шедевр»), страстей и человеческого ума («Поиски абсолюта»), размышления о «социальном движителе всех событий» («Шагреневая кожа» ). Сцены обычаев в формах самой жизни воссоздают реальную действительность, раскрывая ее истинную сущность.

Из-за предубежденного изображения современности критика часто называла Бальзака аморальным писателем, на что он отвечал: «Если бы картины, нарисованные писателем, были фальшивыми, критика предъявила обвинение бы ему (автору) в клевете на современное общество. Но когда уже критика признает их правдивыми, значит, аморально не произведение».

Основные принципы своего творчества Бальзак сформулировал в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 г. Это – манифест реалистического искусства Франции. В основу его метода положена научность. Имена исследователей природы Ж. Кювье, Г. В. Лейоница и Ж. Л. П. Бюффона указывают на источники его теории.

Это – утверждение взаимосвязи и взаимообусловленности всех частей живого организма, а у писателя – единство общественного организма при его мнимой раздробленности и разобщенности. Вместе с тем, – это утверждение зависимости каждого организма от окружающей среды, а также поиски системы в жизни общества и причинно-следственных связей его развития.

Сопоставляя мир природы с человеческим обществом, Бальзак все время помнил о существенных отличиях и о большем количестве причин и их большой сложности, когда речь идет о мире людей.

Именно поэтому писатель утверждал, что человеческое общество необходимо изображать в постоянном изменении, зависимом от «ступенек цивилизации», отстаивая тем самым необходимость социальновременной детерминированности в литературе.

Создавая свою историю общества как историю обычаев, Бальзак исходил из необходимости изображать «мужчин, женщин и вещи», понимая под «вещами» материальное воплощение мышления людей. Вещи у Бальзака – это убеждения людей, объективный ход событий, в романном мире – материальные предметы, реалии, характерные для определенного исторического времени.

Именно из-за этого значительное место он уделяет описаниям места действия, портретам персонажей, их одежде: все это в совокупности определяет убеждения героя, его социальную функцию. Его реализм аналитический, автор исследует причины возникновения и сущность тех или иных типов, созданных социальной средой.

Обратите внимание

Социальную среду Бальзак считал основным движителем страстей и событий в человеческом обществе. Создавая историю обычаев своего времени, Бальзак считал необходимым вслед за В. Скоттом показать современное общество через изображение личных отношений.

В центре его рассказа – семьи и семейные отношения, но автор показывает, как они подчиняются основным тенденциям времени, как отношения в семьях Растиньяков, де Ресто, Нусинженов, Тайферов – буржуа и аристократов – выстраиваются на денежных расчетах, как на смертном одре отец Горио выкрикивает, что за деньги можно купить все, даже дочерей.

Лишь труженики Бьяншон, Деплен и им подобные оказываются способными на проявление искренней человеческой заботы: их не зацепила коррозийная власть золота.

Утверждая, что историком должно быть само французское общество, и отводя себе – автору – роль секретаря, Бальзак вместе с тем заявлял, что роман должен быть «лучшим миром», писатель – равняться государственным деятелям, поскольку он высказывает определенную мысль о «человеческих делах», дает «философию истории», исходя из «полнейшей преданности принципам».

О себе он говорил, что пишет историю своего общества, опираясь на принципы религии и монархии. Будучи последователем своих современников-историков Ф. Гизо, О. Минье, О. Тьерри, Бальзак, как и они, не принимал режима Реставрации, уничтоженного Июльской революцией, но, в отличие от них, Бальзак не увидел в Июльской монархии разрешения разногласий.

Стараясь найти социальное равновесие, он идеализировал законную – легитимную – монархию, надеясь на твердую власть короля. Стойкость создается, по его мнению, и религией. Но во всей «Человеческой комедии», писал соотечественник Б. Андреа Вюрмсер, «вы не найдете дифирамбов монархии или католицизму». Философские этюды.

«Неизвестный шедевр» (1830) посвящен соотношению правды жизни и правды искусства. Особенно важны позиции художников Порбуса (Франсуа Порбус Младший (1750-1620) – фламандский художник, который работал в Париже) и Френхофера – личности, выдуманной автором. Столкновенье их позиций раскрывает отношение Бальзака к творчеству.

Френхофер утверждает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать… Иначе скульптор выполнил бы свою работу, сняв гипсовую копию с женщины… Нам необходимо схватывать душу, содержание, движение и жизнь». Сам Френхофер поставил себе невыполнимую цель, которая противоречит настоящему искусству: он хочет на полотне при помощи красок создать живую женщину.

Читайте также:  Краткая биография золя

Ему даже кажется, что она ему улыбается, что она – его Прекрасная Нуазеза – дышит, весь ее образ – физический и духовный – превосходит образ реального человека.

Важно

Но это идеальное существо и это идеально выполненное существо видит лишь Френхофер, а его ученики, в том числе и Порбус, в уголкеу картины увидели «кончик голой ноги, которая просматривается из хаоса красок, тонов, неопределенных оттенков, которые образовывают какую-то бесформенную туманность – кончик соблазнительной ноги, живой ноги».

Увлеченность, с одной стороны, формой, а с другой – желанием поставить искусство над реальной действительностью и подменить им реальность привела гениального художника к катастрофе. Лично Бальзак, не принимая ни субъективности, ни копирования в искусстве, убежден, что оно должно воссоздавать природу, схватывать ее душу и суть.

Философскую повесть «Шагреневая кожа» (1831) автор назвал «формулой нашего настоящего столетия, нашей жизни, нашего эгоизма», указав, что все в ней – «миф и символ». Само французское слово le chagrin можно перевести как «шагрень» (шагреневая кожа), но оно имеет омоним, вряд ли неизвестный Бальзаку: le chagrin – «печаль», «горе».

И это важно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, освободив героя от бедности, на самом деле послужила причиной еще большего горя. Она уничтожила способности к творческим порывам, желание наслаждаться жизнью, чувство сожаления к другим, что объединяет человека с людьми, уничтожила наконец духовность того, кто владеет ею.

Именно из-за этого Бальзак заставил банкира Тайфера, который разбогател, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэль де Валантена словами: «Вы наш…». Слова: «Французы равны перед законом» – отныне для него вранье, с которого начинается хартия. Не он будет подчиняться законам, а законы – ему». В этих словах действительно заложена «формула» жизни Франции XIX ст. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, используя условность, допустимую в философском жанре, Бальзак создал почти фантастическую картину существования своего героя, который, сделавшись слугой своего богатства, превратился в автомат. Объединение философской фантастики и изображение действительности в формах самой жизни определяет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей, Бальзак, например, с медицинской точностью изобразил физические страдания больного туберкулезом Рафаэля. В «Шагреневой коже» Бальзак подал фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и проявил с его помощью основной социальный движитель общества – денежный интерес, который разрушает личность. Этой цели подчинена и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в которой сгущены присущие обществу бездушность, самовлюбленность, честолюбие, суетность и страшная скука, рожденная миром денег, которые могут дать все, кроме жизни и любящего человеческого сердца. Одним из важных образов повести является антиквар, который открывает Рафаэлю «тайну человеческой жизни». По его словам, а в них отображены размышления Бальзака, которые непосредственно воплотятся в его романах, человеческая жизнь может быть обозначена глаголами «желать», «суметь» и «знать».

Сочинение на тему Основные принципы творчества Бальзака»
Бальзак О.
Стр. 1

Сочинение на тему Основные принципы творчества Бальзака»
Бальзак О.
Стр. 2

Сочинение на тему Основные принципы творчества Бальзака»
Бальзак О.
Стр. 3

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/sochinenie-laquoosnovnye-principy-tvorchestva-balzakaraquo

Сочинение Политические идеи и творчество Бальзака

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799- 1850) – крупнейший представитель критического реализма в западноевропейской литературе. «Человеческая комедия», которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой же энциклопедией жизни, какой была «Божественная комедии» Данте для его времени, объединяет около ста произведении.

Бальзак стре милея запечатлеть «всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни». Бальзак родился на юге Франции, учился в католическом учебном заведении, Среднее образование Бальзак получил в Париже. Отец писателя был выходцем из крестьян, в годы империи он стал военным чиновником. Бальзак решил испытать свой литературный талант.

Оставив семью, он уехал в Париж.

Волнующая своими контрастами бурная жизнь Парижа страстно влекла к себе писателя. Парижская жизнь предопределила его творческое развитие.

В рассказе «Фачино Кане» Бальзак вспоминает, что уже в дни юности он начал «изучать нравы предместья, его жителей, их характеры». Попадая в толпу рабочих парижского пригорода, он «чувствовал на своей спине их лохмотья, шел в их деревянных башмаках».

«Я уже знал, – замечает Бальзак, – для какой надобности может послужить предместье – эта практическая школа революций».

«Человеческою комедию» открывает философский роман «Шагреневая кожа», который явился как бы прелюдией к ней. «Шагреневая кожа» – отправное начало моего дела», – писал Бальзак.

Автор повествует о том, как герой романа Рафаэль, отчаявшись добиться успеха честным трудом молодого ученого, решил покончить с собой. Бальзак вводит в роман фантастический «персонаж» – шагреневую кожу. Обычно это кожа особой выделки, напоминающая по рисунку ослиную.

Совет

Рафаэль решил взять ее у антиквара, узнав по древней надписи на шагреневой коже, что она обладает таинственным могуществом выполнять желания своего владельца.

Надпись указывала на то, что кожа и жизнь того, кто захочет испытать на себе ее силу, будут сокращаться с выполнением каждого желания. Но Рафаэля это не остановило: он предпочел продать свою жизнь за блага, которые обещал талисман.

Что ожидало молодого человека, вырвавшегося такой ценой из бедности? Бальзак показывает: смерть в рассрочку, полное перерождение личности.

Вскоре, заглянув в глубь собственной души, Рафаэль «увидел, что она поражена гангреной, что она гниет…» Так своеобразно Бальзак впервые рассказал, чем кончаются попытки людей продать себя, приспособиться к жизни общества, одержимого жаждой наживы и паразитического существования.

Таким образом, за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяют не только содержание, но и композицию произведений Бальзака.

Многие из них построены на развитии двух равных по своему значению сюжетов. Например, в романе «Отец Горио» оспаривают право быть главным героем и старик Горио, и Растиньяк.

Такой же сложной по композиции является и лучшая повесть Бальзака «Гобсек».

Бальзак повествует в «Гобсеке» одновременно о многих очень непохожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье – Камилла и обедневший аристократ Эрнест де Ресто.

Их любви сочувствует адвокат Дервиль.

Сидя в гостиной г-жи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные ей подробности о печальной истории семьи графа де Ресто и о той роли, которую в этой истории сыграл ростовщик Гобсек.

Обратите внимание

Отец Эрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на дочери папаши Горио – Анастази. Это была женщина из буржуазной среды, красавица, обладавшая решительным характером. Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации, разорила мужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста.

Дервилю, в то время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудом удалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына. Таков, казалось бы, сюжет повести. Но на самом деле ее сюжет этим не ограничивается.

Главный герой Бальзака в данном произведении – Гобсек, живое олицетворение власти золота над людьми.

Гобсек, проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него была последовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом система взглядов, в которой мы без труда обнаруживаем житейскую фидософию всего буржуазного мира. «Из всех земных благ, – говорил Гобсек, – есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото».

Гобсек не верил в порядочность людей. «Человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили».

Дервилю, в то время во многом наивному, слова Гобсека казались кощунством. Он верил в человеческое благородство, сам он недавно полюбил девушку-белошвейку Фанни Мальво. Она, кстати, оказывается одной из случайных «клиенток» Гобсека.

От Гобсека Дервиль узнал правду о жестокой борьбе интересов, которая определяет жизнь буржуазного общества, подобно тому как узнает эту правду юный Растиньяк в романе «Отец Горио» от каторжника Вотрена.

Тем более трагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто, свидетелем которых он стал.

Важно

Нравственное падение человека, корыстные интересы, хищные повадки – вот что узнал Дервиль, повстречав Гобсека.

Наблюдая за Живоглотом (голландское имя «Гобсек»-по-французски «Живоглот»), с циничной откровенностью обирающим своих клиентов, Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многими людьми.

Он понял также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общую основу: один отнимал деньги у другого. «Да неужели все сводится к деньгам!» – восклицает он. Именно об этом и хотел сказать Бальзак своим произведением.

В денежных отношениях Бальзак видел «нерв жизни» своего времени, «духовную сущность всего нынешнего общества».

Новое божество, фетиш, кумир – деньги коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей… За отдельными эпизодами повести «Гобсек» стоят все эти проблемы.

Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами.

Интересен финал повести – смерть Гобсека.

Живоглот в своей маниакальной привязанности к деньгам, превратившейся «на пороге смерти Гобсека в какое-то сумасшествие», не хотел «расстаться с малейшей частицей своих богатств».

Его дом стал складом гниющих продуктов… Старик все умел взвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «не учел» только одного, что накопительство не может быть целью разумной человеческой жизни.

Бальзак еще много раз будет возвращаться к этой важной проблеме и в романе «Евгения Гранде», и в «Истории величия и падения Цезаря Би-ротто», и в романе «Крестьяне». Вслед за Бальзаком эту тему будут развивать и писатели XX века. Но примечательно, что Бальзак высказал приговор буржуазному обществу еще в пору его расцвета.

В «Гобсеке» проявились и другие особенности таланта Бальзака. Он создал непохожие друг на друга характеры. Речь его героев индивидуа лизирована.

Совет

Когда Бальзак говорит, что по вечерам, довольный проведенным днем, Гобсек «потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости», он достигает – такой живописной выразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров.

В романе «Евгения Гранде» проявились наиболее характерные черты монументальной прозы Бальзака. Роман построен на тщательных портретных зарисовках жителей французского городка Сомюра.

По объемности, умению выявить характерное портреты Бальзака современники сравнивали с картинами Рембрандта, когда хотели подчеркнуть их живописность.

Когда заходила речь о сатирических чертах таланта Бальзака, его сравнивали с гравюрами Домье.

Политические идеи Бальзака-легитимиста отразились на его творчестве. В предисловии к «Человеческой комедии» он даже дал превратное истолкование всему своему творчеству, заявляя: «Я пишу при свете двух вечных истин: монархии и религии».

Творчество Бальзака не превратилось, однако, в изложение легитимистских идей. Над этой стороной мировоззрения Бальзака одержало победу его неудержимое стремление к правде.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-politicheskie-idei-i-tvorchestvo-balzaka/

Сочинение на тему: ” Человеческая комедия О. Бальзака”

Каждый из нас знакомится с произведениями Оноре Бальзака в разном возрасте. Поэтому и воспринимаются они по-разному. Ведь осмыслить все сложности человеческой жизни удается лишь со временем. Впрочем, “Человеческая комедия” Бальзака принадлежит к числу тех произведений человеческого гения, которые касаются, прежде всего вечных ценностей.

“Человеческая комедия” Оноре де Бальзака была и до сих пор остается едва ли не самым масштабным произведением, в котором автор изобразил жизнь французского общества первой половины XIX века во всех его проявлениях.

Это настоящая энциклопедия жизни имеет четко выраженную структуру и состоит из трех циклов, в которых автор осмыслил жизни тогдашней Франции: “Этюды о морали”, “Философские этюды” и “Аналитические этюды”.

В целом “Человеческая комедия” объединяет 97 повестей и романов из 143 задуманных.

Обратите внимание

Назвав сочинение “Человеческая комедия”, Бальзак заявил, таким образом, о своем намерении написать нечто действительно грандиозное, то, что имело бы такое же значение, как и “Божественная комедия” Данте.

При этом кругам Дантового ада у Бальзака имели противостоять “круга” социальной жизни.

Свое произведение Бальзак воспринимал как своеобразный научно-художественный материал, должен помочь в изучении психологии тогдашнего французского общества.

Чтобы создать иллюзию настоящей реальности изображаемого, автор вводит в романы реальных исторических лиц той эпохи. Наполеон, Талейран, Людовик XVIII, различные маршалы и министры также выполняют роли в “Человеческой комедии”.

Не менее интересным является и другой характерный для “Человеческой комедии” прием – так называемые переходные персонажи, среди которых Эжен Растиньяк, Вотрен, Анастази де Ресто, Дервиль, Дельфина Нусинген, врач Бьяншон и многие другие. У Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или связана с предыдущими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию непрерывности того, что происходит.

За отдельными проявлениями жизни, начиная от неоплаченного бедняком счета квартирной хозяйки и заканчивая историей ростовщика, что обогатился нечестным путем, Бальзак старается увидеть целую картину. Ведь главный герой “Человеческой комедии” – общество, поэтому частные судьбы интересные Бальзаку не сами по себе, а как составляющие этой структуры.

Читайте также:  Сочинения об авторе набоков

Наиболее известными произведениями цикла “Этюдов о морали” есть “Гобсек” и “Отец Горио”. Ведь в них изучение общества писатель начинает с анализа семейной жизни.

Вообще, семья в “Человеческой комедии” играет немалую роль, ведь, как показывает в своих произведениях Бальзак, разрушение семьи свидетельствует о том, в каком состоянии находится тогдашнее общество.

Читатели бальзаковских произведений становятся свидетелями десятков разнообразных семейных драм, отражающие различные варианты все той же трагической борьбы за власть и золото.

Важно

Как видим, в “Человеческой комедии” Бальзака, кроме людей, действует могущественная сила, которая подчинила себе и политику, и семью, и мораль, и искусство. И эта сила – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи, ведь деньги дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы.

В “Человеческой комедии” автор выводит довольно простую формулу успешного человека: чтобы достичь уровня “избранных”, надо полностью отказаться от основных заповедей морали. В таком обществе нет места настоящим чувствам, все, что не связано с расчетом, обычно обречено на гибель.

Впрочем, по таким законам, которые давно уже стали нормой, живет все французское общество XIX ст.

Герои Бальзака не ужасные воры, а рядовые представители “высшего света”, которые, по сути, ни в чем не нарушают принятых в их среде законов этики.

Так, в “Отце Горио” Бальзак описывает достаточно обычную ситуацию, когда дочери старика Горио, которые, получили все, что мог отдать им отец, не только оставили его умирать одного в плачевном пансионе, но даже не приехали на похороны единственного родного человека.

Анастази и Дельфина – типичные представительницы своей среды. Собственно, как и их отец Горио, который все нажитое положил к ногам дочери, выдав одну замуж за графа, а вторую – за банкира. Избалованы, эгоистичны Анастази и Дельфина так и не научились быть благодарными.

И только перед смертью старом открывается страшная истина: “За деньги можно купить все, даже дочерей… Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня…”

Сходные мысли высказывает и Гобсек, проницательный скряга-философ, который считает, что “главным двигателем, что определяет общественную жизнь в этом мире, есть деньги, золото, поскольку “в золотые сконцентрированы все силы человечества… что такое жизнь, если не машина, которую двигают деньги? Золото – вот духовная сущность всего общества”. Достаточно вспомнить, например, как графиня де Ресто, потеряв голову из-за любовника, готова разорить собственных детей, а потом даже совершает погром в кабинете только что умершего мужа, чтобы найти необходимые документы на наследство. Очевидно, чтобы сделать вывод о всевластии золота и разработать собственную жизненную философию, Гобсек сначала довольно много наблюдал за людьми и изучал их психологию. Поэтому можно сказать, что он не примитивный ростовщик, а достаточно умный человек, несостоятельна, однако, противостоять власти золота, хотя и в других ее проявлениях.

Источник: https://home-task.com/sochinenie-na-temu-chelovecheskaya-komediya-o-balzaka/

Оноре Бальзак – Сочинения

Здесь можно купить “Оноре Бальзак – Сочинения” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Проза, издательство Литагент «Стрельбицький»f65c9039-6c80-11e2-b4f5-002590591dd6.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Сочинения” читать бесплатно онлайн.

В книгу «Сочинения» Оноре де Бальзака, выдающегося французского писателя, один из основоположников реализма в европейской литературе, вошли два необыкновенных по силе и самобытности произведения:1) Цикл сочинений «Человеческая комедия», включающий романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии2) Цикл «Озорные рассказы» – игривые и забавные новеллы, стилизованные под Боккаччо и Рабле, в которых – в противовес модным в ту пору меланхоличным романтическим мотивам – воскресают галльская живость и веселость.Рассказы создавались в промежутках между написанием серьезных романов цикла «Человеческая комедия». Часто сюжеты автор заимствовал из произведений старинных писателей, но ловко перелицовывал их на свой лад, добавляя в них живость и описывая изысканные любовные утехи.

Оноре де Бальзак

Сочинения

Я жил тогда на маленькой улице, вряд ли известной вам, – улице Ледигьер; она начинается от улицы Сент-Антуан, против фонтана, что неподалеку от площади Бастилии, и примыкает к улице Серизе. Любовь к науке загнала меня в мансарду, где я занимался по ночам, – дни я проводил в соседней Королевской библиотеке.

Совет

Я соблюдал строгую воздержанность; добровольно подчиняясь уставу монашеской жизни, столь необходимой для труженика, я лишь изредка в погожие дни позволял себе недолгую прогулку по бульвару Бурдон. Одна-единственная страсть порою отвлекала меня от усидчивых занятий, но, впрочем, и она была вызвана жаждой познания.

Я любил наблюдать жителей предместья, их нравы и характеры. Одетый так же плохо, как и рабочие, равнодушный к внешнему лоску, я не вызывал в них отчужденности; я мог, затесавшись в какую-нибудь кучку людей, следить за тем, как они нанимаются на работу, как они спорят между собой, когда трудовой день кончен.

Моя наблюдательность приобрела остроту инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу – вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала и в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого, так же как дервиш из «Тысячи и одной ночи» принимал образ и подобие тех, над кем произносил заклинания.

Когда, бывало, в двенадцатом часу ночи мне встречался рабочий, возвращавшийся с женой из «Амбигюкомик», я с увлечением провожал их от бульвара Понт-о-Шу до бульвара Бомарше.

Сначала эти простые люди говорили о пьесе, которую только что видели, а затем, постепенно, переходили к своим житейским делам; иногда мать тащила за руку ребенка, не слушая ни его жалоб, ни его просьб; супруги подсчитывали, сколько денег им следует получить на другой день, и заранее – то так, то этак – распределяли их на свои нужды.

Все это сопровождалось подробностями домашнего быта, жалобами на непомерную дороговизну картофеля, на то, что зима нынче такая долгая, что торф все дорожает, резкими напоминаниями о том, что столько-то задолжали булочнику; в конце концов разгорался спор – и не на шутку; каждый из супругов проявлял свой характер в красочных выражениях.

Слушая этих людей, я приобщался к их жизни; я ощущал их лохмотья на своей спине; я сам шагал в их рваных башмаках; их желания, их потребности – все передавалось моей душе, или, вернее, я проникал душою в их душу. То был сон наяву.

Вместе с ними я негодовал против хозяев, которые их угнетали, против бессовестных заказчиков, которые не платили за работу и заставляли понапрасну обивать пороги. Отрешаться от своих привычек, в каком-то душевном опьянении преображаться в других людей, играть в эту игру по своей прихоти было моим единственным развлечением.

Откуда у меня такой дар? Что это – ясновидение? Одно их тех свойств, злоупотребление которыми может привести к безумию? Я никогда не пытался определить источник этой способности; я обладаю ею и применяю ее – вот и все.

Обратите внимание

Вам достаточно знать, что уже в ту пору я расчленил многоликую массу, именуемую народом, на составные части и исследовал ее так тщательно, что мог оценить все ее хорошие и дурные свойства.

Я уже знал, какие богатые возможности таит в себе это предместье, этот рассадник революций, выращивающий героев, изобретателей-самоучек, мошенников, злодеев, людей добродетельных и людей порочных – и все они принижены бедностью, подавлены нуждой, одурманены пьянством, отравлены крепкими напитками.

Вы не можете представить себе, сколько неведомых приключений, сколько забытых драм в этом городе скорби! Сколько страшных и прекрасных событий! Воображение не способно угнаться за той жизненной правдой, которая здесь сокрыта, доискаться ее никому не под силу; ведь нужно спуститься слишком низко, чтобы напасть на эти изумительные сцены, трагические или комические, на эти чудеснейшие творения случая. Право, не знаю, почему я так долго таил про себя историю, которую сейчас изложу вам, – она входит в число диковинных рассказов, хранящихся в том мешке, откуда причуды памяти извлекают их, словно лотерейные номера; у меня еще много таких рассказов, столь же необычайных, как этот, столь же тщательно запрятанных; но, верьте мне, их черед тоже настанет.

Однажды женщина, приходившая ко мне для домашних, услуг, жена рабочего, попросила меня почтить своим присутствием свадьбу ее сестры.

Чтобы вы поняли, какова могла быть эта свадьба, нужно вам сказать, что я платил два франка в месяц этой бедняжке, которая приходила каждое утро оправлять мою постель, чистить платье и башмаки, убирать комнату и готовить завтрак; остальную часть дня она вертела рукоять какой-то машины и за эту тяжелую работу получала полфранка в день.

Ее муж, столяр-краснодеревщик, зарабатывал в день четыре франка. Но они едва перебивались своим честным трудом, так как у них было трое детей. Я никогда не встречал людей более порядочных, чем эти супруги.

Когда я переехал в другую часть города, тетушка Вайян в продолжение пяти лет приходила поздравлять меня с именинами и всякий раз дарила мне букет цветов и апельсины, – а ведь у нее никогда не водилось лишних десяти су! Нужда сблизила нас. Я мог отдарить ее только десятью франками, которые мне иной раз приходилось занимать ради этого случая. Отсюда понятно, почему я обещал прийти на свадьбу, – мне хотелось приобщиться к радости этих бедных людей.

Празднество, ужин – все происходило у трактирщика на улице Шарантон, в просторной комнате второго этажа, освещенной лампами с жестяными рефлекторами, понизу оклеенной до половины человеческого роста засаленными обоями; вдоль стен были расставлены деревянные скамьи.

Важно

В этой комнате человек восемьдесят, принаряженные по-воскресному, украшенные букетами и лентами, с раскрасневшимися лицами, плясали, одержимые духом народных гуляний, – плясали так, словно наступало светопреставление.

Новобрачные, ко всеобщему удовольствию, то и дело целовались под возгласы: «Так, так! Славно, славно!» – возгласы игривые, но, бесспорно, менее непристойные, чем бывает брошенный украдкой взгляд иной благовоспитанной девицы. Весь этот люд выражал грубую радость, обладавшую свойством передаваться другим.

Но ни расположение духа собравшихся, ни само празднество – ничто из всего этого не имеет прямого отношения к моему рассказу.

Запомните только причудливую рамку: представьте себе как можно отчетливее плохонькое, выкрашенное в красный цвет помещение, ощутите запах вина, прислушайтесь к этим радостным крикам, сроднитесь с этим предместьем, с этими рабочими, стариками, жалкими женщинами, которые на одну ночь всецело отдались веселью!

Оркестр составляли три слепца из «Приюта трехсот». Первый был скрипач, второй – кларнетист, третий играл на флажолете. За ночь им платили семь франков. За эту ночь они, разумеется, не исполняли ни Россини, ни Бетховена.

Они играли что хотели и как умели, и никто не попрекал их – трогательная чуткость! Их музыка так резала слух, что я, окинув взглядом собравшихся, внимательнее присмотрелся к музыкантам и, узнав их форменную одежду, сразу стал снисходителен.

Все трое сидели в оконной нише, и, чтобы различить их лица, нужно было подойти вплотную; я сделал это не сразу, но, как только я приблизился, все изменилось: свадебный пир и музыка исчезли.

Я ощутил сильнейшее любопытство, ибо моя душа вселилась в тело кларнетиста.

У скрипача и у флажолетиста были самые обыкновенные лица – хорошо знакомые всем лица слепых, настороженные, сосредоточенные, серьезные; но лицо кларнетиста принадлежало к числу тех, которые сразу привлекают внимание художника и философа.

Совет

Представьте себе под копной серебристо-белых волос гипсовую маску Данте, озаренную красноватым отблеском масляной лампы.

Горькое, скорбное выражение этой могучей головы еще усугублялось слепотой, ибо мертвые глаза оживляла мысль; они как бы струили огненный свет, порожденный желанием – единым, всепоглощающим, резко запечатленным на выпуклом лбу, который бороздили морщины, подобные расселинам древней стены.

Читайте также:  Краткая биография у

Старик дул в кларнет наудачу, нимало не считаясь ни с мелодией, ни с ритмом; его пальцы безотчетно скользили вверх и вниз, привычным движением нажимая ветхие клапаны; он, ничуть не стесняясь, то и дело «давал гуся», как говорят музыканты в оркестрах; танцующие так же не замечали этого, как и оба товарища моего итальянца (мне хотелось, чтобы старик был итальянцем, и он был им!). Что-то величественное и деспотически-властное чувствовалось в этом престарелом Гомере, таившем в себе некую «Одиссею», обреченную на забвение. Величие его было столь ощутимо, что заставляло забывать его унижение, властность – столь живуча, что торжествовала над его нищетой. Все бурные страсти, которые приводят человека к злу или к добру, делают из него каторжника или героя, выражались на этом лице, столь благородном по очертаниям, смугловато-бледном, как обычно у итальянцев, – лице, затененном седеющими бровями, которые нависали над глубоко запавшими глазницами, где так же страшно было встретить огонь мысли, как страшно, заглянув в пещеру, обнаружить там разбойников с факелами и кинжалами. В этой клетке из человеческой плоти томился лев, бесполезно растративший свою ярость в борьбе с железной решеткой. Пламя отчаяния угасло под пеплом, лава окаменела; но борозды – застывшие потоки, еще слегка дымящиеся – свидетельствовали о силе извержения и вызванных им бедствиях. Все эти образы, пробужденные во мне наблюдением, были столь же ярки в моей душе, сколь смутно они сквозили в его чертах.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!
УЗНАТЬ ЦЕНУ

Источник: https://www.libfox.ru/585663-onore-balzak-sochineniya.html

Биография Бальзак О

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок).

Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение.

Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814.

Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж. Ж.Руссо, В. Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836).

Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы. Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги.

Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны – Les Chouans).

Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору.

Обратите внимание

Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques).

В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание.

Этюды состояли из Сцен – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни.

Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837.

Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э. Сведенборга и других мистиков, физиогномики И. К.Лафатера, френологии Ф. Й.Галля, магнетизма Ф. А.

Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал.

Важно

Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида».

Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845–1846). Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832–1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели.

В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем. В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света.

Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов – Дело об опеке (L'Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов – Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов – Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831–1834), Дочь Евы (Une Fille d've, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840).

В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы.

Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф. Купер.

Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона.

Совет

Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить.

Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.

Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях.

Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью.

Среди них – ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d'oeuvre inconnu, 1831, новая ред.

1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l'absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838–1847).

Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе.

Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка – La Fille aux yeux d'or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г. Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э. Золя и натуралисты, М. Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий.

Обратите внимание

Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста.

При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской.

Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l'trangre, тт.1–2 опубл.1899–1906; тт.3–4 опубл.1933–1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь.

Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев.

Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-balzak-o/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector