Сочинения об авторе бестужев-марлинский

Творческое наследие Бестужева-Марлинского

  • … многие светлые мысли, часто обнаруживающееся верное чувство изящного, и все это, высказанное живо, пламенно, увлекательно, оригинально и остроумно,- составляют неотъемлемую и важную заслугу Марлинского русской литературе и литературному образованию русского общества. В. Г.

    Белинский

  • Знакомство с Рылеевым, вступление в тайную декабристскую организацию еще более закрепляют Бестужева на позициях гражданственности и патриотизма.

    Поэтический строй его лирики обретет вполне определенную романтическую окраску: Так, в стихотворении «Михаил Тверской» (1824) дан образ стойкого патриота, тверского князя, оказавшегося заложником золотоордынских ханов, «I’осени яростных тиранов» (II, 478).

    Герой закован в «цепи», но в «пламенных его очах божественный покой сияет» (II, 477).

    Эти романтические штрихи обращены, конечно, к современности и рассчитаны на возбуждение вольнолюбия, готовности к борьбе за интересы отчизны, чем и определяется идейная направленность «Михаила Тверского», перекликающегося с думами Рылеева. Активный настрой Бестужева-лирика сказался также в «агитационных песнях», написанных совместно с Рылеевым для солдат Петербургского гарнизона: «Ты скажи, говори», «Царь наш – немец русский», «Ах, тошно мне» и др.

    Обратите внимание

    Творческое наследие Бестужева-Марлинского нельзя оценить по достоинству без учета его критических выступлений1, в которых с наибольшей полнотой отразились прогрессивные идеи русской литературы 20-х годов.

    Пафос критических выступлений Бестужева определялся декабристской направленностью его мировоззрения, стремлением отстоять линию активного гражданского романтизма.

    Полагая, что русская литература пока бедна выдающимися творениями, Бестужев объяснял это политическим «бесстрастием» дворянских слоев, их «безнародностью», что приводило к забвению своей истории, к слепой подражательности.

    Бестужев несколько преувеличивал зависимость русской литературы от иноземных образцов. Но он был прав, утверждая, что подлинное искусство не может развиваться в отрыве от самобытной национальной основы. К тому же критик обращал свои вопросы не только к словесности, но и обществу, которому не доставало патриотизма.

    Важным завоеванием, Бестужева-теоретика явилось обоснование в его статьях проблемы историзма: «История была всегда, свершалась всегда,- писал он в статье «Клятва при гробе господнем».

    – Но она ходила сперва неслышно, будто кошка, подкрадывалась невзначай… Теперь история не в одном деле, но и в памяти, в уме, на сердце у народов… Она проницает в нас всеми чувствами».

    Отсюда и само романтическое направление в искусстве нового времени Бестужев предлагает именовать «романтико-историческим».

    Эстетический кодекс прогрессивного романтизма, сформулированный в критических статьях Бестужева, получил наглядное воплощение в его прозе. К сожалению, ее достоинства, начиная с 40-х годов XIX в. вплоть до 60-х годов текущего столетия, явно принижались.

    Это происходило вследствие общей недооценки романтического искусства, якобы всегда и во всем противоположного реализму. Влияли и подчас излишне резкие суждения Белинского о «фразистости» слога Марлинского, в повестях которого мало «жизни, нет действительности». Но крайности оценок Белинского, его «перехлесты» возникали в трудной борьбе за реализм.

    Важно

    Главное же в Марлинском Белинский определил верно: он назвал его «зачинщиком русской повести.

    Основным признаком романтического мироощущения и искусства Бестужев считал порыв к идеальному, стремление художника воспроизвести прекрасное в его видимых, «конечных» формах, отрицающих обыденную действительность.

    Бестужев страстно защищал романтические способы отражения действительности {яркий колорит повествования, самобытность языка, наличие возвышенных мыслей, сильных характеров), противопоставляя все это классицизму.

    Неотъемлемым свойством настоящего романтического искусства он считал экспрессию, эксцентризм стиля, без чего, по его мнению, невозможно проникнуть в сферу живых, «кипящих» мыслей. Отсюда обилие в собственном стиле Бестужева-Марлинского острот, необычных сравнений, парадоксальных метафор.

    «Что же касается до блесток, ими вышит мой ум; стряхнуть их – значило перестать носить спой костюм, быть не собой… Я не притворяюсь, не ищу острот – это живой я» (II, 650),- писал он своим братьям в 1833 г.

    Естественно, что так увлеченно отстаивая романтическую поэтику, Бестужев-Марлинский не всегда мог оценить новые реалистические тенденции в литературе конца 20-х – начала 30-х годов, отождествляя их с натурализмом, в котором нет «воодушевления», «глубоких страстей». По этой причине он считал характер Онегина мало удачным, не «заметил» повестей Гоголя и т. д.

    Рекомендуем почитать ►

    Любовь — сущность жизни Наташи Ростовой

    Бестужев писал стихи и после 14 декабря 1825 г. Но это была уже другая лирика, рожденная условиями каторги и ссылки. Мотивы героики, а тем более борьбы за свободу, естественно, отодвигаются на второй план. Они звучат приглушенно, чаще выливаясь в жалобы на мучительскую судьбу одиночки.

    Не случайно поэма «Андрей, князь Переяславский» (1827), где главный герой представлен ненавистником деспотизма и борцом за свободу, осталась неоконченной. Ведущими жанрами лирики Бестужева в конце 20-х – начале 30-х годов можно считать элегию («Осень», 1829; «Е.

    Булгариной», 1829; «Забудь, забудь», 1835), романсы («Лиде», 1829; «Алине», 1828), переводы,(«Магнит», из Гете, 1828; «Везде и всегда», из Гете, 1828; «Из Гафизы», 1828).

    Совет

    Интимные и пейзажные мотивы сливаются у него с мотивами лирическими и философскими, что существенно углубило психологический план повествования.

    Наиболее характерной «русской» повестью перечисленного цикла можно считать повесть «Роман и Ольга». Ее сюжет основан на борьбе Новгорода за свою независимость против возвышающейся Москвы XIV в.

    Как и все декабристы, Бестужев преувеличивал значение новгородской вольницы, ошибочно отождествляя объединительные усилия Москвы с великокняжеским деспотизмом. Но в повести не нужно искать собственно политических анализов прошлого.

    Главное в ней – изображение смелости и красоты тех, в ком помыслы о личном счастье не отделимы от любви к родине, готовности бороться за ее свободу (образ Романа).

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837). Талантливый критик, один из руководителей Северного общества декабристов, видный теоретик и беллетрист, наделенный, как он сам признавался, «исполинскими грезами», Бестужев вместе с Пушкиным и Грибоедовым начинал новую полосу в развитии отечественной словесности.

    В творческом наследии Бестужева заслуживает внимания и его лирика, хотя она не получила у него столь же яркой оформленности, как проза. Стилевая орнамика первых опытов Бестужева довольно традиционно: возвышенные (в классицистическом духе) интонации соседствуют с сентиментальной патетикой, шутливо-иронические оценки с печальными сетованиями на превратности человеческой жизни.

    Однако в идейном плане лирика Бестужева с самого начала получает прогрессивную направленность. Поэт осуждает «коварство» света, «железный век», несправедливости «фортуны», которая «творит директоров из глупых писарей».

    Он обращается и к своему поколению, предваряя лермонтовскую критику дворянской молодежи: «Мы стары в двадцать лет, а в пятьдесят распутны», «мы и мире злу подвластны»

    Рекомендуем почитать ►

    Сны Веры Павловны в романе Чернышквского

    Обратите внимание

    Бестужев-Марлинский обратился к историческому прошлому, справедливо полагая, что через его изображение русская проза может обрести черты самобытности и оригинальности.

    Историческая тематика позволяла также воскресить героику, патриотизм, без чего нельзя было сформировать гражданское сознание молодежи.

    В соответствии с этим Бестужев еще до ссылки публикует серию повестей, связанных с русской историей и прибалтийским средневековьем: «Гедеон» (1821), «Ночь на корабле» (1822), «Роман и Ольга» (1823)., «Замок Венден» (1825), «Ревельский турнир» (1825), «Замок Нейгаузен» (1825).

    Источник: http://www.getsoch.net/tvorcheskoe-nasledie-bestuzheva-marlinskogo/

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский биография

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский – биография

    Известный : Писатель, Поэт, Прозаик, Критик

    Страна: Россия

    Категория: Писатели

    Знак зодиака: Скорпион

    Дата рождения: 3 Ноября 1797г.

    Дата cмерти: 19 Июня 1837г. (39 лет)

    Биография добавлена: 1 Апреля 2014г.

    Бестужев-Марлинский Александр Александрович (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. — 07 июня (19 июня) 1837 г.) — прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома.

    В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью.

    Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним — Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г.

    он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

    Великодушное сердце – лучший вдохновитель разума.

    Бестужев-Марлинский Александр Александрович

    В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей.

    В это время он пишет послание «К Ку», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А.

    Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819).

    Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности.

    Важно

    Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

    Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

    Читайте также:  Краткая биография булгарин

    Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое.

    Бестужев-Марлинский Александр Александрович

    С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

    Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева.

    В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» — авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста.

    Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.

    Бестужев-Марлинский Александр Александрович

    14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь.

    До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства.

    Совет

    Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком».

    Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

    Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались.

    Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма.

    По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и — исчез без следа…».

    Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «…Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы… Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

    Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.

    Бестужев-Марлинский Александр Александрович

    Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической.

    Обратите внимание

    Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием — сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение.

    К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» — классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы.

    Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение — машина для написания литературных произведений.

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский – фото

    Показать больше фото Александр Александрович Бестужев-Марлинский

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский – цитаты

    Всё безжизненно, безрадостно В померкающей дали, Но страдальцу как-то сладостно Увядание земли.Признаться в своих ошибках есть высшее мужество.В беду попадают, как в пропасть — вдруг, но в преступление сходят по ступеням.Воображение – самый злой волшебник.

    Притом, покуда существуют страсти и слабости, развиваемые обстоятельствами или связанные узами приличия, человек всегда будет любопытен, занимателен для человека; каждый век только обновляет новыми образами сердце.

    Все цитаты Александр Александрович Бестужев-Марлинский

    Количество просмотров: 6740

    Источник: https://www.personbio.com/view_post.php?id_info=400

    :: Читать – Сочинения. Том 1 – Бестужев-Марлинский Александр Александрович – Авторы – ЛитЛайф – литературная социальная сеть

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский

    Сочинения. Том 1

    В.И. Кулешов. А.А. Бестужев-Марлинский

    До недавнего времени многим современным читателям Бестужев-Марлинский был знаком больше по имени. Он известен, в основном, как декабрист, сподвижник Рылеева по изданию «Полярной звезды», и как соавтор агитационных песен. В сборниках поэзии декабристов он всегда заслонен более яркими талантами: Рылеевым, А. Одоевским.

    Его имя называется среди друзей Грибоедова, Пушкина, и последний характеризовал Бестужева как человека в высшей степени симпатичного, остроумного, но колкого, вызывающего на споры.

    В течение десятилетий немалую роль играло и предубеждение: Белинский в свое время развеял славу Марлинского как писателя, склонного к внешним эффектам, изображающего «неистовые страсти и неистовые положения»[1], а критик редко ошибался…

    Важно

    Но как раз критика Белинского и может многое нам разъяснить. Если вдуматься в его суждения о Марлинском, они на редкость доброжелательны и нелицеприятны. У Белинского была своя система критериев, связанная с его борьбой за утверждение реализма в русской литературе.

    Устами Белинского гоголевская эпоха выносила Марлинскому свой приговор. По-разному оценивал он Бестужева-критика и Марлинского-прозаика. Первого Белинский вообще никогда не подвергал сомнению.

    Его статьи, по словам Белинского, были «крайне интересны», отличались «верностью взгляда на предметы, остроумием и живостию»; автор их везде обнаруживал «эстетическое чувство и верный вкус человека умного и образованного»[2]. И о последней его критической статье, написанной по поводу романа Н. А.

    Полевого «Клятва при гробе господнем», представляющей собой целый трактат о романтизме, Белинский сказал: «сколько… светлых мыслей, верных заметок, сколько страниц и мест, горячих, сияющих, блещущих живым, увлекательным красноречием»[3].

    О Марлинском-прозаике Белинский отзывался очень резко, отмечая у него «талант чисто внешний», отсутствие характеров, лиц, образов. Однако еще в «Литературных мечтаниях» писал: «Он одарен остроумием неподдельным, владеет способностию рассказа, нередко живого и увлекательного, умеет иногда снимать с природы картинки-загляденье»[4].

    А незадолго до своей смерти, когда уже с десяток лет не было в живых и самого автора, критик заявлял: «Марлинский был писатель не только с талантом, но и с замечательным талантом, не чуждым даже оригинальности и силы»[5]. Марлинский проигрывал только в сравнении с Гоголем, чья проза становилась с половины 1830-х годов господствующей в русской литературе.

    А где-то между Карамзиным, первым серьезно обратившимся к прозе, и Гоголем било уготовано прочное место Марлинскому, внесшему свой вклад в разработку жанров русской повести и рассказа. Его не зазорно было похвалить и посреди шумных успехов «натуральной школы» 1840-х годов.

    «Марлинский был первым нашим повествователем, был творцом или, лучше сказать, зачинщиком русской повести»[6], — писал Белинский.

    Долгое время о Бестужеве-декабристе вовсе нельзя было писать. Лишь в 60-х и 80-х годах прошлого века начались журнальные публикации его писем к родным: в этом немалая заслуга М. И. Семевского, снявшего заклятие с имени «государственного преступника».

    Совет

    Но в общественном сознании еще слабо связывались декабризм Бестужева с его литературной деятельностью. Позднее Н.

    Котляревский в книге «Декабристы» (1907) уделил много внимания именно писательскому облику Марлинского, не принимая всерьез его политические взгляды.

    В советское время были опубликованы следственные дела декабристов, проведены специальные изучения — и ярко выступила роль А. Бестужева в революционном движении.

    Но еще расслаивался облик его на Бестужева-декабриста, Бестужева-критика, Бестужева-поэта и где-то отдаленно представал Марлинский — популярный автор повестей и очерков, «опечатанный» однажды мнением Белинского, многими превратно понятым…

    В 1937 году вышел сборник избранных повестей Марлинского (всего восемь) с предисловием Н. Л. Степанова. Затем началось обстоятельное изучение литературного наследия декабристов. Благодаря работам Н. И. Мордовченко, В. Г. Базанова, Ф. 3. Капуновой[7] многое разъяснилось в том, что громко называлось «Бестужев-Марлинский».

    Сегодня можно засвидетельствовать наличие широкого читательского интереса к Марлинскому. В 1958 году быстро разошлись его Сочинения в двух томах. В 1976 году вышел еще один однотомник его повестей. И вот сейчас опять предлагается издание двухтомника, в котором — все жанры творчества писателя: повести, рассказы, очерки, стихотворения, статьи, письма.

    Бестужев-Марлинский предстает как закономерное, сложное явление русской литературы.

    Он отдавал дань и высокому гражданскому стилю, и байронической рефлексии, поклонялся Гете, Шиллеру и новомодному Гюго, отстаивал романтическую программу декабристского движения и спорил с опережавшим это движение Пушкиным-реалистом, в своих фантазиях готовил появление ранних повестей Гоголя и зарисовками городского быта предварял будущие «физиологические очерки» «натуральной школы»; в его повестях и очерках есть то, что готовило кавказские поэмы, «Кавказца» и «Героя нашего времени» Лермонтова; у пего есть и то, что привлекало внимание Толстого, обдумывавшего свои «Севастопольские рассказы», «Казаков», «Хаджи-Мурата».

    В характерах всех Бестужевых: отца, матери, пяти братьев и трех сестер — отразилось определенное историческое время. И именно у Александра Бестужева — с особенной силой и яркостью. У него все исконно «бестужевское» прямо вело к «декабристскому».

    Александр Александрович Бестужев родился 23 октября 1797 года в Петербурге, в обедневшей дворянской семье. Его отец А. Ф. Бестужев вместе с «радищевцем» И. П. Пниным издавал «Санкт-Петербургский журнал», проповедовавший идеи просвещения, гражданского равенства.

    Здесь отец поместил свой «Опыт военного воспитания», в котором начертал программу благонравия дворянских юношей. Все его сыновья, как и он сам, прошли военную службу; четверо из них: Николай, Александр, Михаил и Павел — были захвачены водоворотом 14 декабря 1825 года, сосланы в Сибирь, в солдатчину.

    Пятый — Петр — пострадал за то, что он Бестужев, «брат своих братьев», протаскал ранец в персидской и турецкой кампаниях, пока после унижений и измывательств не заболел психическим расстройством.

    Мать была простой нарвской мещанкой, даже не знала по-французски, но была чуткой и волевой женщиной, которая вместе с мужем не только воспитала детей в безграничной братской любви друг к другу, но и с глубоким пониманием отнеслась к их самопожертвованию во имя родины; только смерть помешала ей с дочерьми выехать к сыновьям — Николаю и Михаилу — в Сибирь.

    Деятельность, смелость, верность долгу отличали Бестужевых.

    Николай Бестужев — морской офицер, автор ученых трудов, в Сибири впоследствии своею кистью создаст художественную галерею портретов декабристов и их жен, изобретет хронометр для кораблей, «сидейку» — специальный экипаж, который в Забайкалье так и будет наречен «бестужевкой»; брат Павел во время солдатчины на Кавказе изобретет особый прицел для пушек, который будет называться «бестужевским». Старшая из сестер, Елена, гордо встретит вечером 14 декабря нагрянувших с обыском на квартиру жандармов и не впустит их в спальню матери, а сама тем временем, обманув шпиков, стороживших дом с улицы, тайком переправит скрывающемуся брату Михаилу его амуницию. Опа будет поддерживать в письмах дух своих страдальцев-братьев, даст издателю Смирдину копию автопортрета Александра Бестужева (сама пририсовав к нему кавказскую бурку, в чем был намек на солдатчину брата) для помещения в альманахе «Сто русских литераторов» (1838), что вызовет негодование Николая I. В 1847 году она с другими сестрами, Марией и Ольгой, — как «истинные русские женщины», — отправится к ссыльным братьям Николаю и Михаилу в Селенгинск. Переживет своих братьев Михаил, он станет хранителем их памяти, напишет воспоминания о них. Вместе с Еленой он будет помогать Семевскому осуществить его публикации[8].

    Источник: http://litlife.club/br/?b=179911

    Основная идея повестей Марлинского (Бестужева)

    Основная идея повестей Марлинского из современной жизни – отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность.

    В повести “Фрегат “Надежда”” (1833) он рисует “бесхарактерный ледяной свет, в котором под словом не дороешься мысли, как под орденами – сердца, свет, это сборище пустых и самовлюбленных людей”.

    Марлинский противопоставляет дворянскому обществу двух благородных, полных внутреннего достоинства, умеющих глубоко чувствовать и смело поступать героев – капитана Правина и княгиню Веру.

    Важно

    Противник несправедливых привилегий, патриот, осуждающий “те гостиные, где от собачки до хозяина дома все нерусское и в наречии и в приемах”, Правин вступает в конфликт с дворянским обществом. Увлеченные глубоким чувством, герой и героиня бросают вызов морали и традициям света, что приводит их к трагической гибели.

    Успех повести Марлинского (по названию она была знакома даже гоголевскому Хлестакову, приписавшему себе ее авторство) вызвал увлечение жанром так называемой “светской повести”, в котором, однако, только немногие прогрессивные писатели проявляли критическое отношение к изображаемому свету. В большинстве случаев “светская повесть” превращалась в развлекательную беллетристику на “светские” темы.

    Особый цикл в творчестве Марлинского составляют повести и очерки из кавказской жизни: “Аммалат-Бек” (1832), “Мулла-Нур” (1836) и др. Личные впечатления от Кавказа, его обитателей, событий Кавказской войны (1817-1864), полученные ссыльным рядовым Бестужевым, составили фактическую основу его кавказских повестей.

    Он охотно рисовал быт, нравы, миропонимание, язык местного населения. Однако реалистические тенденции остались в кавказских повестях только тенденциями. Романтика Кавказа, окрасившая многочисленные произведения русской литературы того времени, отразилась и в повестях Марлинского.

    В “Рассказе офицера, бывшего в плену у горцев” есть такая тирада: “Три дня провели мы между этими детьми природы, не знающими никакого начальства и потому никакого властолюбия, чуждыми почти всех страстей, всех пороков общества”.

    Однако наблюдаемая Бестужевым действительность заставляла его вносить существенные поправки в эту абстрактно-романтическую идеализацию кавказской “первобытности”. “Это была олицетворенная утопия Жан-Жака,- заканчивает автор приведенную тираду,- только грязная, не нарумяненная, нагая”.

    Поправки в абстрактно-романтическое представление о кавказской свободе заставляла вносить и национальная борьба, которая разгорелась в те годы на Кавказе.

    Бестужев наблюдает и с необходимой осторожностью показывает черты хищнической политики царизма в отношении кавказских народов. Это вызывает сочувствие к последним у писателя-декабриста.

    Совет

    Но в то же время для него не остается тайной и подлинная подоплека событий на Кавказе – происки турецких, английских “миссионеров”, подстрекавших кавказские народы на борьбу против России.

    В повести “Аммалат-Бек” выведен мулла Гаджи-Сулейман, “набожный турок, один из ежегодно посылаемых в горы стамбульским диваном для распространения и укрепления православия [т. е. мусульманства], а с тем вместе и ненависти к русским”.

    Но и в этих повестях основное внимание Марлинский уделяет героической личности, наделенной сильными страстями, могучей волей, неустрашимой храбростью. Писатель изображает борьбу внутренних противоречий, типичные для романтических героев контрасты чувствований и стремлений, переходы от любви к ненависти, от благодарности к мести и т. д.

    Автор подчеркивает черты человечности и благородства своего героя, скрытые привычками, “внушенными ему варварским деспотизмом Персии”. В образе Муллы-Нура, которого Белинский не без основания назвал “татарским Карлом Моором”, Марлинский рисует “благородного разбойника”, который нападает на богатых и обидчиков, но помогает бедным и обижаемым.

    Постепенно в творчестве Марлинского отчетливее выступили реалистические тенденции – в ряде кавказских очерков и в такой “были”, как “Мореход Никитин” (1835). В очерках Марлинский показывает себя зорким наблюдателем, умеющим представить жизнь как она есть.

    Романтической раскраски лишена и повесть “Мореход Никитин”. Это произведение характеризует и идейные настроения Марлинского.

    Мещанин Никитин проявляет мужество, находчивость, благородство, патриотизм в событиях, связанных с захватом в плен английского военного судна в период континентальной блокады.

    Однако не эти тенденции характеризуют творчество Марлинского в целом. Он остался верен основным принципам революционного романтизма, имеющего в его лице одного из наиболее ярких и блестящих представителей.

    Обратите внимание

    Белинский, создавший реалистическую эстетику, считал, что настало время ударить по “марлинизму”, получившему широкое распространение в русской литературе и ставшему тормозом для дальнейшего развития реализма. Даже И. С. Тургеневу и Л. Н. Толстому пришлось позднее вести борьбу с эпигонским романтизмом школы Марлинского.

    (No Ratings Yet)
    Загрузка…

    Основная идея повестей Марлинского (Бестужева)

    Другие сочинения по теме:

    1. Своеобразие прозаических произведений Бестужева (Марлинского) Еще в период формирования революционно-романтического течения А. А. Бестужев стал его крупнейшим теоретиком и критиком. Одновременно он выступил как поэт…
    2. Творческое наследие Бестужева-Марлинского Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837). Талантливый критик, один из руководителей Северного общества декабристов, видный теоретик и беллетрист, наделенный, как он сам…
    3. “Светские” и “кавказские” повести Марлинского Особой популярностью в 30-е годы, как уже отмечалось, пользовались “светские” и “кавказские” повести Марлинского. Недостаток значительного, яркого в реальной жизни…
    4. Природа в произведениях Марлинского Повествовательная манера Марлинского как романтика обладала самобытностью, новизной. Писателю часто удавалось захватить читателя, увлечь красочностью изображения, а иногда и психологической…
    5. Краткое содержание повести Бестужева-Марлинского “Аммалат-Бек” Близ дороги из Дербента в Тарки, слева от которой возвышаются оперенные лесом вершины Кавказа, а справа опускается берег вечно ропотного,…
    6. Краткое содержание “Латника” Бестужева-Марлинского “Мы гнались за Наполеоном по горячим следам. 22 ноября послал меня Сеславин очистить левую сторону Виленской дороги, с сотнею сумских…
    7. Какова основная идея романа Бондарева “Берег”? В “Береге” Бондарев опирается на образно-ассоциативное мышление, а не на понятийное. Публицистические эпизоды в романе – только один из моментов….
    8. Краткое содержание повести Бестужева-Марлинского “Роман и Ольга” (Течение повести заключается между 1396 и 1398 гг. Все исторические происшествия и лица, в ней упоминаемые, представлены с неотступной точностью….
    9. Краткое содержание повести Бестужева-Марлинского “Испытание” “Послушай, Валериан, – говорил гусарский подполковник Гремин своему другу майору Стрелинскому, – помнишь ли ты еще ту черноглазую даму, которая…
    10. Краткое содержание повести Бестужева-Марлинского “Фрегат „Надежда“” Капитан-лейтенант Илья Петрович Правин был влюблен впервые и со всей возможной страстностью. Напрасны беспокойство и предостережения друзей, и более всех…
    11. Основная идея эпоса “Поэма о Гильгамеша” “Поэма о Гильгамеше” – первый в истории искусства произведение, где примененный беспрерывный рассказ о событиях. Основная идея произведения раскрывается через…
    12. К вопросу о влиянии Марлинского на Лермонтова В самых ранних поэтических опытах Лермонтова заметны яркие следы его увлечения произведениями Марлинского. У последнего есть незаконченная повесть в стихах…
    13. Бестужев и Лермонтов Марлинский (А. А. Бестужев), в настоящее время полузабытый писатель, при жизни пользовался громкой известностью и популярностью. Западноевропейский романтизм нашел в…
    14. Юный Лермонтов и проза Марлинского Зачитывался юный Лермонтов и прозой Марлинского, кое-что заимствовал из нее. Например, Марлинский говорит: “Райская птичка – надежда летела передо мной…
    15. Какова основная мысль романа “Берег”? Это поиск и познание самого себя, поиск смысла жизни во всех ее противоречиях”. Аналогичная идея, как можно убедиться, организует художественную…
    16. Замысел “Книги повестей для юношества” Жуковского Само стремление обоих поэтов воздействовать с помощью эпоса на дух современного общества связано с созданием нравственно-политических проповедей (“Выбранные места из…
    17. Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в цикле повестей “Арабески” Восприятие тогдашнего Петербурга Гоголем в некоторых своих существенных чертах было близко к впечатлениям, какие вызвал он у Белинского, приехавшего в…
    18. Сюжеты повестей “Сорока-Воровка” и “Доктор Крупов” В конце 40-х годов па страницах журнала “Современник” были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что…
    19. Сочинение на тему – Идея повести “Гобсек” В мировой литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными…
    20. Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя. Как…
    Читайте также:  Краткая биография семенов

    Источник: https://ege-russian.ru/osnovnaya-ideya-povestej-marlinskogo-bestuzheva/

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский1797-1837

    Главная → Бестужев-Марлинский А.А. → Значение творчества

    Произведения Бестужева-Марлинского, одного из наиболее даровитых, оригинальных и образованнейших писателей своего времени, по верному определению Белинского, «зачинщика русской повести», были замечены читателями с самого начала их публикации и пользовались возрастающим успехом. Они восхищали и Пушкина. По поводу «Романа и Ольги» и особенно «Вечеров на бивуаке» поэт писал их автору: «Все это ознаменовано твоей печатью, т. е. умом и чудесной живописью». Ему нравились и последующие повести: «Замок Нейгаузен», «Изменник», «Ревельский Турнир».

    Марлинский привлекал прогрессивных читателей 30-х годов критикой господствующего сословия, гуманностью чувств, благородством поведения своих ведущих героев, выдвинутых им на первый план, противопоставлением пошлости — моральной доблести, заурядной повседневности — необычности, безобразию — красоты, серой прозе — поэзии большой любви. Никогда еще осознающая себя, протестующая личность, ее переживания не ставились в отечественной литературе з центр художественного произведения с такой последовательностью, как это выразилось в творчестве Марлинского. Увлекательный мир благородства и героики, открывшийся в его произведениях, захватывал читателей, особенно юношество, становился предметом их желаний и мечтаний. Энтузиазмом своих мыслей и чувств писатель возбуждал у них недовольство против коренных основ тогдашнего общественного строя.

    Пропагандируя в самые мрачные годы социально-политической реакции идеи гражданского служения, писатель содействовал освободительному движению, революционной борьбе. Его социальный протест выражался даже и в небывалой живости языка, враждебного книжности.

    Речевая пестрота, живописность, непосредственность повестей Марлинского, противостоя торжественной высокости классицизма, чувствительности сентиментализма и туманности элегического романтизма, обозначали смелые новаторские поиска сближения литературного языка с разговорным.

    Кроме того, Бестужеву-Марлинскому, по верному замечанию академика Н. Котляровского, «принадлежит честь… литературного открытия… русского солдата и офицера, того самого, который у всех был на глазах, которым все восхищались и о ком, кроме заученных фраз, не умели сказать ничего путного».

    В 30-е годы литературная известность Бестужева-Марлинского, по свидетельству Белинского, «росла с чудовищной быстротой». Увлечение им было всеобщее. Марлинского называли «Пушкиным в прозе» и даже «царем прозы».

    Многие его повести инсценировались, например: «Замок Нейгаузен», «Красное покрывало», «Фрегат „Надежда“», «Наезды». Тургенев в рассказе «Стук… Стук… Стук!..

    » вспоминал: «В тридцатых годах он гремел, как никто, — и Пушкин, по понятию тогдашней молодежи, не мог идти в сравнение с ним… Герои а 1а Марлинский попадались везде, особенно в провинции». Вокруг опальной личности романтического писателя сплетались легенды.

    Важно

    Бестужев-Марлинский воздействовал и на писателей. Его произведения, несомненно, способствовали укреплению моральных и гражданско-патриотических мотивов в раннем творчестве Лермонтова, Гоголя, Гончарова ( «Счастливая ошибка»), в особенности же в произведениях Н. Ф. Павлова, В. Ф. Одоевского, П. П. Каменского, З. Р-вой (Е. А. Ган) и многих других писателей.

    Отзвуки сильной увлеченности Лермонтова произведениями Марлинского сказались даже и на внешних заимствованиях, вероятнее всего безотчетных.

    Например, из повести «Андрей, князь Переяславский» им перенесены строки «Обложен степенями гор» в поэму «Кавказский пленник» (1828), «Травой и мохом заросло» — в поэму «Корсар» (1828), «Белеет парус одинокий» — в одноименное стихотворение (1832) и «в пышном тереме» — в стихотворение «Узник» (1837).

    К концу 30-х годов поклонники Марлинского стали редеть. Победное шествие реализма, увлекавшее широкие читательские массы, не способствовало популярности Марлинского.

    Передовых читателей 40-х и в особенности 60-х годов интересовали уже другие, более демократические герои, увлеченные глубокой и острой социальной проблематикой. В это время, по заявлению теоретика и историка литературы Шевырева С. П., им увлекалась лишь «неопытная молодежь».

    Тем не менее в 1847 году вышло второе полное собрание его сочинений, а в 1870 году была поставлена Н. Я. Афанасьевым опера «Аммалат-бек» в Мариинском театре. До этого оперу «Аммалат-бек» писал, но не закончил А. А. Алябьев.

    Белинский великолепно понимал историческое превосходство Марлинского перед классицистами, сентименталистами и унылыми романтиками, его новаторство.

    Он правильно писал, что если те «хлопотали из всех сил, чтобы отдалиться от действительности и естественности в изобретении и слоге», то Марлинский «всеми силами старался приблизиться к тому и другому». Классицисты избирали для своих произведений исторических и мифологических героев и выражались условным языком. Марлинский изображал чаще современных ему людей и «силился подслушать живую общественную речь и, во имя ее, раздвинуть пределы литературного языка».

    Совет

    Но, признавая превосходство и новаторство Марлинского перед своими предшественниками, Белинский считал его в 30-е годы уже полностью несовременным. «Тесное сочетание искусства с жизнью» может проявиться, по мнению критика, лишь в реализме. Произведения же Марлинского «не реальная поэзия, ибо в них нет истины жизни, нет действительности, такой, как она есть».

    Наряду с реальным критик признавал и идеальный, по существу романтический способ воспроизведения действительности, но весьма ограничивал его применение.

    По его словам, предметами вдохновения идеальной поэзии являются мысль, «идеальные моменты жизни», воплощающие глубочайшие вопросы нравственности и миросозерцания современного человечества.

    Образцы подобной поэзии — «Фауст» Гёте, «Мессинская невеста» Шиллера, «Манфред» Байрона, «Демон» Лермонтова. Этому эталону не отвечают произведения Марлинского: в них «нет глубокости мысли, пламени чувства, нет лиризма».

    Исключая Марлинского из реальной и идеальной поэзии, Белинский воспринял его как главу того мечтательного, оторванного от действительности, ложноромантического литературного направления, которое выспренным, вычурно-цветистым языком выражало натянутые чувства, неистовые страсти, трескучие эффекты, манерные позы.

    Безусловно, справедлива и критика Белинским недостатков Марлинского и его последовательная борьба с марлинизмом, понижавшим эстетический вкус читателей.

    Но, оправдывая действия Белинского с точки зрения его задач как теоретика критического реализма, мы видим с позиций нашей современности также и допущенные им просчеты. Великий критик крайне сужал роль романтизма в литературном процессе.

    Отдавая предпочтение реальной поэзии, осознавая ее «истинной и настоящей поэзией» своего времени, он приходил к трактовке романтизма как в своей основе ложного направления, навсегда сменяемого реализмом и не заслуживающего права на параллельное сосуществование.

    Обратите внимание

    В свете этого восприятия романтизма Марлинский был отнесен им к числу «примечательных и важных в литературном развитии», но «отрицательных деятелей».

    Для критика эстетически порочными оказались сами исходные позиции этого писателя, и он доказывал, что в его произведениях «нет никакого знания человеческого сердца, никакого драматического такта», «ни характеров, ни лиц, ни образов, ни истины положений, ни правдоподобия в интриге», Белинский называл Марлинского «блестящим фразером» «фосфорическим краснословом», «жонглером фразы» и полностью отождествлял с Бенедиктовым.

    Но эти оценки сущности романтизма и историко-литературной роли Бестужева-Марлинского не соответствовали реальному положению вещей. Прогрессивный романтизм, как уже говорилось в общем обзоре, — одно из направлений, воспроизводящих правду действительности, но иными, нежели реализм, способами. Правду жизни романтическими, а не реалистическими средствами и воссоздавал Бестужев-Марлинский.

    Принцип своеобразного единодержавия реализма, так настойчиво защищавшийся Белинским в суждениях о творчестве Марлинского, вопреки его признанию поэзии идеальной, романтической, вел бы к обеднению литературы. Романтизм продолжал существовать и после окончательной кристаллизации реалистического метода.

    Тем не менее сокрушающие выступления Белинского против Марлинского оказали свое воздействие. Полностью доверившись авторитету автора «Литературных мечтаний», Чернышевский и Добролюбов продолжали развенчивать Марлинского.

    Чернышевский заявил даже, что в повестях Марлинского «самый внимательный розыск не откроет ни малейших следов принципов, которые, без сомнения, были дороги их автору как человеку».

    А между тем трудно найти писателя, подобного Марлинскому, который бы с такой непосредственностью и прямотой выражал в своих положительных характерах собственные идейные стремления и морально-психологические свойства, присущий ему кипучий темперамент.

    В дальнейшем С. А. Венгеров полностью отверг наличие в творчестве Марлинского гражданских, т.е. «социальных и политических» мотивов, ограничивая круг его влечений «почти исключительно областью чувства и любви».

    Важно

    Значительная часть критики, испытывая воздействие компаративизма, превратила его в жалкого подражателя западноевропейских писателей от Стерна до Радклиф. Вслед за Белинским крупнейшие писатели-реалисты: Достоевский, Гончаров, Л. Толстой и др.

     — выступая против романтизма и его эпигонов, избрали своей мишенью также Марлинского.

    Творчество Бестужева-Марлинского лишено основания для неумеренных восхвалений. Однако его необходимо освободить и от пристрастно отрицательных суждений. Недостатки Марлинского, до крайности усугубленные, выразились в жизни и литературе в так называемом марлинизме.

    Марлинизм — это пламенная патетика, превращенная в холодную, искусственную риторику, горькое одиночество избранной личности, ставшее позой, самолюбованием мелкой эгоистической натуры. Яркий пример тому — образ Грушницкого из «Героя нашего времени» Лермонтова.

    Но разве Марлинский породил марлинизм?

    Стремясь к объективному, подлинно научному осознанию творчества Бестужева-Марлинского, советские литературоведы (Н. Степанов, В. Архипов, Н. Маслин, В. Базанов, А. Шурупич, Ф. Канунова) обратились к пересмотру негативного отношения к его творчеству.

    Достоинства творчества Бестужева-Марлинского определили его высокую оценку прогрессивным литературоведением за рубежом и переводы его произведений на польский, чешский, французский, немецкий, английский, датский, шведский и другие языки. 23 апреля 1836 года в письме к брату П. А.

    Бестужеву автор повести «Мореход Никитин» заметил: «Есть за меня потомство, если нет современников». Творчество Бестужева-Марлинского, замечательного по своей оригинальности романтика, заслуживает исторически объективной оценки.

    Его лучшие произведения достойны популяризации среди самых широких масс, овладевающих самобытной отечественной литературой.

    Реклама от Literature-XIX.Ru

    Источник: http://www.literature-xix.ru/bestuzhev/znachenie-tvorchestva/

    Ссылка на основную публикацию