Сочинение «Творчество М. А. Булгакова»
Совсем недавно я познакомился с творчеством М. А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на мед факультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем.
Он рано стал смотреть на вещи только свойственным ему взглядом, видя в чем-то драматизм, а в чем-то трагедийность. Путь Булгакова в литературу был труден. Дорога в писатели лежала через журналистскую работу. Он печатал газетные статьи. Нельзя не упомянуть о театре.
Жизнь и с ним столкнула Булгакова. Переехал в Москву, Михаил Афанасьевич соединяет свою журналистикою работу с театром. Я думаю, что театр даже вдохновлял его на создание пьес. Но ставить свои пьесы приходилось с трудом. Особенно тяжелыми были дни 1929 года. К этому времени у Булгакова написано три пьесы, но ни одна не принесла успеха писателю. А к тому же ужасные нападки критики.
Но вопреки всему Михаил Афанасьевич пишет, творит.Ранние повести и рассказы Булгакова, такие как “Морфий”, “Роковые яйца”, ” Дни Турбиных” – имели успех у читателей, но и, наверно, были встречены резкой критикой.
Конечно, все эти беды и огорчения причиняли страдание писателю.С творчеством Булгакова я знаком по его нескольким произведениям: “Роковые яйца”, “Мастер и Маргарита”. М. А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство.
Он презрительно смотрел на новых буржуа.
Его образная и сатирическая фантазия “Роковые яйца” высмеивает весь авантюризм и всю бескультурищину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.
На долю писателя выпали тяжелые годы гражданской войны. Он видел, как рушилось все старое. Михаил Афанасьевич не мог оставить свой народ. Он участвовал вместе с ним в создании новой культуры.
Я считаю, ему было трудно сделать этот выбор.
Чтобы запечатлеть годы войны, Михаил Булгаков пишет свой первый большой роман “Белая гвардия”. Он пытается там описать все бесчинства белой армии.Я думаю, что глубокое свое воплощение писатель нашел в своей главной книге – это роман “Мастер и Маргарита”. Мне роман показался сложным.
Хотя нельзя читать роман и не ощущать какой-то странной силы, которая завораживает тебя. Михаил Афанасьевич пытается создать свою версию осуждения Иисуса Христа. Способность автора фантазировать позволяет нам увидеть целый ряд персонажей. Дьяволиада в романе играет роль почти реалистическую. Она является пародией на настоящую действительность.
Но, я уверен, Михаил Булгаков не страшился дьявола. Он для него не существовал. Писатель хотел донести нам веру в человека, в нравственные законы. В романе Мастер не одержал победы.
Но это вовсе не значит, что писатель обрекает нас на уныние. У Мастера есть ученик, а значит, есть продолжение и будущее. На мой взгляд книга эта мой взгляд книга эта противоречива, но, читая ее, равнодушным никто не останется.
Возможно, прочитав эту книгу, кто-то раскроет в себе такие силы, о существование которых даже и не думал. Я не знаю, но судя по произведению, критика, наверно, была огромна.
Но разве какое-нибудь творение Булгакова обходило ее стороной? Но несмотря на все невзгоды, суждения, роман будет жить долго.
М. А. Булгакова запрещали и, конечно же, не без причины. Наверно, только ему свойственно так образно, так тонко, с такой острой сатирой обнажать всю фальшь действительности.Признания Михаил Афанасьевич Булгаков не узнал при жизни. Так всегда получается. Ценим мы только то, что теряем. Мы очень поздно осознаем, что каждый человек неповторим. А настоящий талант тем более не повторим.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-tvorchestvo-m-a-bulgakova/
Мой Булгаков
Мое знакомство с булгаковским творчеством началось с его рассказов, объединенных названием “Записки юного врача”. Перед неопытным молодым врачом во всей своей пугающей перспективе встает необходимость совершать настоящее чудо – лечить людей.
При этом не хватает не только практических знаний, но и подчас самого необходимого – лекарств, перевязочных материалов, инструментов.
Но молодой врач справляется со всеми трудностями, постепенно взрослея, превращаясь в опытного специалиста и глубоко порядочного и совестливого человека.
О глубинном философском смысле повести “Собачье сердце” можно говорить бесконечно. Профессор старой школы, не любящий пролетариат и рассуждающий о разрухе, – образ типичного российского интеллигента. Профессора Преображенского можно уважать не только как блестящего ученого, но и как человека, точно охарактеризовавшего сложившуюся в стране ситуацию.
Каждый раз приходится удивляться мастерству Булгакова, который в точной и лаконичной форме выразил свои мысли и наблюдения: “Что такое эта ваша “разруха”? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует! Что вы подразумеваете под этим словом?”; “Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха”; “…разруха не в клозетах, а в головах”.
Достаточно вспомнить начало повести “Собачье сердце”, где описывается реальная обстановка 20-х гг. Читатель получает возможность взглянуть на то, что стало в результате революции с Россией.
Повесть “Собачье сердце” рассказывает об удивительном эксперименте – создании нового человека. Получается крайне неприятное существо – Полиграф Полиграфыч Шариков. Это настоящий пролетарий, обладающий всеми качествами, свойственными данному социальному типу.
Шариков туп и примитивен, в его душе нет ничего святого. Он агрессивен, чувствует себя абсолютным хозяином жизни.
Булгаков безжалостен к новому хозяину жизни. Именно об этом свидетельствуют его фельетоны, которые были написаны им с присущим писателю юмором и точностью наблюдений.
Чванливая тупость тех, кому принадлежала власть, необразованность и беспомощность населения, различные бытовые нелепости, безделье и бескультурье – обо всем этом рассказывал писатель в своих фельетонах.
Язык Булгакова иронически точен, а иногда он становится по-настоящему издевательским. Он не допускает ни капли лжи, он предельно точен.
В повести “Роковые яйца” писатель рисует поистине страшную картину. А что стало причиной, допустившей ее? Только потрясающее невежество, воинствующая и самоуверенная тупость и темнота. Именно таким предстает на страницах повести Александр Семенович Рокк. Ему противостоит профессор.
Владимир Ипатьевич Персиков. В сущности, у профессора.
Персикова очень много общего с профессором Преображенским: оба они талантливы, умны, во многом опередили свое время. Профессор Персиков совершает гениальное открытие, к которому люди оказались неподготовленными.
Роман “Мастер и Маргарита” заставляет задуматься о человеческой душе, о смысле жизни, о вечных и непреходящих ценностях, которые необходимы каждому.
Здесь Михаил Булгаков проявляет себя с самых разных сторон: он и философ, и мистик, и одновременно реалист. Мистика писателя не шокирует и не пугает читателя, наоборот – заставляет его задуматься о вечных ценностях. Человеческая жизнь, в которой нет места духовному началу, оказывается шаткой, совершенно незащищенной.
В романе четко прослеживается мысль о том, что человек несет ответственность за все свои действия. Понтий Пилат кажется себе человеком, обладающим могуществом и властью. И поэтому он уверен, что имеет право распоряжаться чужими судьбами. Понтий Пилат решает судьбу Иешуа и за это несет неминуемое наказание.
Таким образом, Михаил Булгаков для меня – это автор рассказов, острых сатирических повестей, фельетонов и великолепного романа “Мастер и Маргарита”, к которому я непременно буду неоднократно возвращаться в течение своей жизни.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/moj-bulgakov/
Сочинение на тему «МОЙ М. А. БУЛГАКОВ» («Люди как люди»)
Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших загадок человеческого гения. Все без исключения его творения выделяются из огромной массы произведений XX века. Они слишком непохожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неузнанными.
Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведениях, необычайно широк и разнообразен. Чувствуется, что он любит человека, искренне интересуется всеми проявлениями человеческой натуры, порой нелицеприятными. В булгаковских произведениях есть любовь и ненависть, жадность и бескорыстие, Бог и дьявол.
Произведением, ставшим вершиной его художественного гения, явился роман «Мастер и Маргарита». За него Булгаков боролся до конца жизни.
Роман вобрал в себя все философские, нравственные и социальные проблемы, интересующие писателя, стал глобальным историческим трудом, затребовавшим долгой и кропотливой архивной работы.
Однако для меня это произведение интересно не столько как великолепный исторический труд и щемящая любовная драма, сколько как блистательное сатирическое произведение, раскрывшее один из интересных периодов в истории нашей страны, не похожий ни на один известный ранее и имеющий свой ни на что не похожий стиль жизни, — период нэпа.
Булгаков неподражаем как сатирик. Невозможно без улыбки читать портретное описание героев, с которыми связана сатирическая линия романа.
А чего стоит сценка погромов в Торгсине и Грибоедове, устроенных неразлучной парочкой Коровьевым и Бегемотом.
Эти сцены необычайно красочны и живы, Булгаков язвительно насмехается над существующим порядком, когда важным становится не человек, а его документы.
Коровьев на требование предъявить его писательское удостове-
рение изрекает: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?* А в сцене в Торгсине он произносит душещипательную тираду о защите прав «бедного человека, горемыки» и призывает бить иностранцев, произнося «глупейшую, бестактную и, вероятно, политически вредную вещь*. И, как это ни странно, он находит сторонников среди посетителей гастронома: тщедушный старичок бросает кулечек с миндальными пирожными и бьет иностранца по голове.
Булгаков словами Воланда говорит: «Люди как люди… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди».
И действительно, на протяжении романа эти самые жестокие, глупые и пошлые люди проявляют признаки человеческого сочувствия и доброты: публика просит Воланда вернуть голову Бенгальскому, молящему о помощи; милосердная фельдшерица Прасковья Федоровна заботится о каждом больном клиники доктора Стравинского. Воланд прощает людям многие слабости потому, что они — люди — были такими испокон веков.
Во все времена главными людскими пороками были жадность и трусость. С древности за деньги покупалось все: любовь, дружба, честь и совесть. Иуда продал Христа за тридцать сребреников. Превыше денег ценилась лишь власть; боязнь потерять власть заставила Понтия Пилата отречься от Иешуа, ставшего ему близким человеком. Да и в современном автору мире деньги являются главной движущей силой.
Взяточничество процветает повсеместно. Ради денег люди в цирке готовы были прыгать с бельэтажа на сцену, драться, давить женщин и детей, идти куда угодно, хоть к дьяволу в гости (буфетчик варьете Андрей Фомич Соков добрался до самого Воланда, желая получить деньги).
Ради спрятанных дома богатств валютчики из сна Никано-ра Ивановича готовы неделями сидеть на полу в театральном зале, есть суп и слушать монологи из «Скупого рыцаря».
Воланд прощает их, он говорит: «Любят деньги, но ведь это всегда было… квартирный вопрос только испортил их…» А уж ради решения жилищной проблемы современные люди идут на все: Алоизий Могарыч доносит на своего соседа Мастера; киевский дядя Берлиоза Максимилиан Андреевич Поплавский не скорбит о племяннике, его мысли заняты лишь освободившейся жилплощадью; многочисленные просители дают взятки председателю жилтоварищества; и наконец, Воланд рассказывает Маргарите историю об одном очень изобретательном «квартирном проныре», который в рекордно короткий срок обменял трехкомнатную квартиру на шесть комнат в разных концах Москвы.
Несмотря на все людские пороки, Булгаков не считает себя вправе осуждать их. Ведь наряду с ложью и предательством среди людей существует чистая любовь, теплота и бескорыстная дружба. И пока существуют эти прекрасные вечные чувства, у человечества есть шанс исправиться и стать лучше. Писатель награждает Мастера и Маргариту за стойкость их любви, он дарует им покой.
Долгое время произведения великого писателя, драматурга и сатирика XX века М. А, Булгакова находились под запретом. Его судьба продолжила собой бесконечную цепь судеб талантливых, неординарных личностей, к которым признание приходит лишь после
смерти. Гонимый, обездоленный, Мастер проходит путь своего создателя: его бесценная рукопись попадает в руки пошлых и ограниченных людей, его практически уничтожают. Булгаков оказался сильнее своего героя, он не отрекся от своего детища и до конца жизни боролся за него. Для меня М, А. Булгаков всегда был и останется Мастером с большой буквы.
Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-moy-m-a-bulgakov-lyudi-kak-lyudi/
Статьи об авторе » Виктор Лосев. Художественная автобиография Михаила Булгакова
Почти все творчество Михаила Булгакова в какой-то степени автобиографично. Во всяком случае, к таковым можно отнести все его романы, значительную часть пьес, некоторые повести и рассказы.
И в то же время строго автобиографических сочинений, из которых можно было бы составить полное жизнеописание писателя, у Булгакова нет, ибо художественный вымысел и неистребимая фантазия художника неизменно присутствуют в его произведениях.
Поэтому при выборе сочинений, претендующих на место в специальной «автобиографический» том, неизбежен некоторый субъективизм составителя.
Включенные в настоящий сборник произведения писателя расположены в строгой последовательности (за некоторыми исключениями), которая определялась хронологией событий, описываемых в этих произведениях. Тем самым сделана попытка представить читателю как бы последовательное авторское художественное жизнеописание или, проще говоря, художественный рассказ писателя о самом себе.
Открывается сборник «Записками юного врача» и «Морфием», в которых идет повествование о событиях, происходивших в 1916-1917 годах.
История написания этих рассказов пока изучена слабо. Существуют весьма интересные предположения на эту тему, но они не подтверждены достаточно точными данными. В связи с этим представляется целесообразным последовательно изложить имеющуюся информацию по этому вопросу.
Исключительную ценность представляют воспоминания Татьяны Николаевны Лаппа, первой жены писателя, которая находилась рядом с Булгаковым в селе Никольском и в Вязьме в 1916 – начале 1918 гг. Она вспоминает: «Когда мы после Никольского попали в Вязьму, Михаил начал регулярно по ночам писать.
Сначала я думала, что он пишет пространные письма к своим родным и друзьям в Киев и Москву. Я осторожно спросила, чем он так занимается, на это он постарался ответить уклончиво и ничего не сказал.
А когда я стала настаивать на том, чтобы он поделился со мною, Михаил ответил приблизительно так: „Я пишу рассказ об одном враче, который болен. А так как ты человек слишком впечатлительный, то, когда я прочту это, в твою голову обязательно придет мысль, что в рассказе идет речь обо мне“.
И конечно же не стал знакомить с написанным, несмотря на то, что я очень просила и обещала все там понять правильно. Название же этого рассказа запомнила: „Зеленый змий“».
В этих воспоминаниях все вроде бы логично, за исключением названия рассказа. Ведь речь идет казалось бы о сочинении, которое сам Булгаков называл «Недугом».
И по времени все совпадает, поскольку к морфию Булгаков пристрастился еще в Никольском, а в Вязьме его страдания стали почти невыносимыми.
И ночная его работа была, видимо, связана с фиксацией наблюдений над самим собою. Поэтому-то он и страшился написанное прочитать жене.
И все же Т.Н. Лаппа уверенно указывала на название рассказа – «Зеленый змий».
Мы можем в связи с этим высказать лишь свое предположение: Булгаков работал в Вязьме не только над «Недугом», но и над другими рассказами, и в их числе и над «Зеленым змием». Это предположение тем более основательно, что Н.
А. Земская, сестра писателя, однажды упомянула в своих воспоминаниях, что Булгаков еще в студенческие годы написал рассказ «Огненный змий».
Переехав в начале 1918 года в Киев, Булгаков продолжил писательскую работу. Об этом есть упоминания и у Т.Н. Лаппа и у Н.А. Земской. «Когда приехали из земства, – вспоминает Татьяна Николаевна, – в городе были немцы. Стали жить в доме Булгаковых на Андреевском спуске… Михаил все сидел, что-то писал.
За частную практику он не сразу взялся». Как бы продолжая эти воспоминания Надежда Афанасьевна отмечает: «В Киев в 1918 году он приехал уже венерологом. И там продолжал работу по этой специальности – недолго. В 1919 году совершенно оставил медицину для литературы». Не менее важны и воспоминания об этом периоде и близкого друга писателя А.
П. Гдешинского, писавшего: «Помню, Миша рассказывал об усилиях по открытию венерических отделений в этих местах (в Никольском. – В.Л.). Впрочем, об этой стороне его деятельности наилучше расскажет его большая работа, которую он зачитывал в Киеве…
Этот труд, как мне кажется, касался его деятельности в упомянутом Никольском и, как мне кажется, – не без влияния Вересаева…»
Все эти свидетельства со всей очевидностью указывают на то, что Булгаков, находясь в Киеве в 1918-1919 годах, систематически занимался литературой.
Более того, как показывают последние исследования, в эти годы он довольно активно сотрудничал в киевских газетах, публикуя там свои статьи и репортажи (к сожалению, пока отсутствуют глубокие исследования по этой важной теме).
Поэтому совершенно логичной представляется его репортерская работа в кавказских газетах (осень 1919 – начало 1920 года), куда он был заброшен после вступления в Добровольческую армию.
Булгаковские письма из Владикавказа содержат богатую информацию о его писательской и репортерской работе, в том числе и киевского периода. 1 февраля 1921 года: «…работаю днями и ночами. Эх, если бы было где печатать!..
Пишу роман, единственная за все это время продуманная вещь». 16 февраля: «У меня в №13 (речь идет о доме на Андреевском спуске. – В.Л.
) в письменном столе две важных для меня рукописи: „Наброски земского врача“ и „Недуг“ (набросок) и целиком на машинке „Первый цвет“. Все эти три вещи для меня очень важны… Сейчас я пишу большой роман по канве „Недуга“». Конец февраля: «…
в Киеве у меня остались кой-какие рукописи – „Первый цвет“, „Зеленый змий“, а в особенности важный для меня черновик „Недуга“». И в других письмах из Владикавказа упоминались «Недуг», «Зеленый змий» и «Первый цвет».
Из этих писем вырисовывается ясная картина с «Недугом» и «Первым цветом» (по названиям, конечно, а не по содержанию) и совершенно непонятна ситуация с «Набросками земского врача» и «Зеленым змием» – самостоятельные ли это сочинения или речь идет о двух названиях одной и той же вещи…
Переехав осенью того же года в Москву, Булгаков не бросил работу над начатыми ранее сочинениями, хотя условий для этого не было абсолютно никаких. В письме к матери от 17 ноября он сообщал: «По ночам урывками пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь. Обрабатываю „Недуг“.
Но времени, времени нет! Вот что больно для меня!» Весьма важным является следующее дневниковое свидетельство Ю.Л. Слезкина: «По приезде своем в Москву мы опять встретились с Булгаковым, хотя последнее время во Владикавказе между нами пробежала черная кошка… Жил тогда Миша бедно, в темноватой, сырой комнате большого дома на Садовой…
Читал свой роман о каком-то наркомане и повесть о докторе – что-то очень скучное и растянуто е…» Любопытна и еще одна запись в дневнике Слезкина о владикавказском периоде: «…во Владикавказе Булгаков поставил при моем содействии… „Братьев Турбиных“… Действие происходит в революционные дни 1905 года, в семье Турбиных – один из братьев был эфироманом…
» Так что тема, связанная с психологией наркомана, в течение нескольких лет разрабатывалась Булгаковым.
И все же на этом обрывается информационная нить о работе Булгакова над сочинениями «медицинского» цикла.
Несколько лет о них фактически не было упоминаний (вернее, пока такие сведения не найдены) и лишь в 1925 году в печати стали появляться рассказы, подготовленные на основе имевшегося у писателя богатейшего «земского» материала. Из тех же «запасов» родился и «Морфий».
Некоторые исследователи полагают, что повесть «Морфий» есть не что иное, как усеченный «Недуг», но эти умозрительные заключения могут быть существенно подправлены при выявлении подлинных рукописей или иных первоисточников.
Очевидно лишь одно – опубликованные «Записки земского врача» и «Морфий» представляют собой лишь часть из того раннего рукописного наследия писателя, которое еще не обнаружено. И именно та часть, которая могла появиться в свет в условиях того времени.
Исключительно важное значение имеют рассказы писателя о событиях 1918-1920 годов. Важны они прежде всего потому, что содержащиеся в них сведения зачастую являются единственными свидетельствовами о тех или иных фактах жизни писателя.
Значение этих рассказов возрастает еще и по причине их фактографичности и документальности – они написаны на основе дневника писателя, который он вел, видимо, систематически и много лет.
Таковыми являются и «Необыкновенные приключения доктора», и «Записки на манжетах», и «Богема».
Вместе с тем «мемуарные рассказы» свидетельствуют и о том, что писатель представил на суд читателей лишь часть своих дневниковых записей, которую можно было напечатать. Другая же часть так и осталась тайной за семью печатями.
Особенно это видно из текста рассказа «Необыкновенные приключения доктора». Булгаков тщательно скрывал свое участие в боях на стороне Добровольческой армии, а возможно и службу, очевидно вынужденную, и в других армиях – далеко не белого цвета.
Так, до сих пор мало что удалось выяснить из жизни писателя в Киеве в 1919 году…
Но зато сохранились дневники писателя за 1923-1924 годы, а также отдельные дневниковые записи за 1922 и 1925 годы.
Дневникам этим действительно нет цены! В них предстает перед нами писатель-патриот России, блестящий политический мыслитель и художник, готовый в условиях оккупации действовать целенаправленно, смело и красиво! Именно в эти годы им написаны бесподобные повести «Дьяволиада», «Ханский огонь», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Именно в эти годы он привлек к себе пристальное внимание синедриона на Лубянке, в это же время с его «злыми» повестями ознакомился Сталин…
В самостоятельный раздел выделены рассказы, очерки и фельетоны о Москве и московских событиях тех лет. В них Булгаков предстает рассказчиком, репортером, свидетелем и просто наблюдателем-сатириком.
Разумеется, «автобиографичность» их относительна, но зато несомненны заинтересованность писателя, его искрометный талант и способность проникнуть в суть описываемых вещей.
К этой группе произведений примыкают также рассказы Булгакова о родном Киеве и прекрасном Крыме.
Особое место в автобиографической прозе писателя занимают его повесть «Тайному другу» и повесть-роман «Записки покойника». В них с горечью и юмором рассказывается о творческой и преимущественно театральной жизни писателя. Причем повесть представляет собой как бы первую редакцию «Записок покойника».
Об истории повести «Тайному другу» в воспоминаниях Е.С. Булгаковой сказано следующее: «В сентябре 1929 года, когда я отдыхала на Кавказе, Михаил Афанасьевич написал мне, что он „готовит к приезду подарок, достойный…
“ (У него была манера обрывать фразу на самом интересном месте). Вернувшись в Москву, я получила от него таинственный подарок.
Он протянул мне тоненькую тетрадку, написанную его характерным почерком и открытую на первой странице.
Выглядела он так: „Тайному другу…“»
Елена Сергеевна была в то время едва ли ни самым близким другом писателя, с кем он доверительно мог общаться. Напомним, что к осени 1929 года вокруг Булгакова сложилась атмосфера враждебности и безудержной травли. Пьесы его все были сняты, средств к существованию он не имел, за границу его не отпускали.
Подводя итоги своему существованию, Булгаков писал 28 сентября 1929 года А.М.
Горькому: «Все мои пьесы запрещены, нигде ни одной моей строки не напечатают, никакой готовой работы у меня нет, ни копейки авторского гонорара ниоткуда не поступает, ни одно учреждение, ни одно лицо на мои заявления не отвечает, словом – все, что написано мной за десять лет работы в СССР, уничтожено. Остается уничтожить последнее самого себя».
И удивительно, что в такой невыносимой ситуации писатель не сложил руки, а напротив, работал как никогда энергично.
Мало кто знал, что он к тому времени имел уже почти готовый «роман о дьяволе», в котором ненавистные писателю гонители четко проявлялись не только в изображении современной Булгакову действительности, но и в художественной интерпретации важнейшего для человечества исторического периода – земной жизни Иисуса Христа. Булгаков отвечал злобным врагам силой художественного таланта, своими произведениями. Именно в это время он начинает писать новую пьесу под названием «Кабала святош», в которой кабала мольеровского времени наделена чертами современной ему Кабалы, создающей удушающую обстановку вокруг всего живого. Более того, власть Кабалы писатель успел спроецировать и на будущее (комедия «Блаженство»).
Исповедь «Тайному другу» занимала в ряду творческих замыслов писателя свое место: она дополняла автобиографическими чертами тот трагический путь русского художника, который ему суждено было пройти в условиях господства антинациональной черной Кабалы.
Любопытно, что писатель в том же году продолжил работу над театральным повествованием, что видно из письма его Правительству СССР от 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку… начало второго романа „Театр“». Возвратиться же к своему замыслу писателю пришлось после нового крушения – теперь уже в 1936 году.
Но до этого еще был год 1934-й. В этом году Булгаков был как никогда близок к осуществлению своей мечты – побывать за границей и увидеть в Париже своих братьев. Но и на этот раз в самый последний момент злой рок сыграл свою зловещую роль – за границу его не пустили! Удар был так силен, что писатель несколько месяцев не мог от него оправиться.
Но от этого неприятного события остался приятный «художественный след» – несколько страничек текста под названием «Был май». Елена Сергеевна так об этом пишет: «Эту главку он продиктовал мне 17 мая, – она должна была быть первой главой будущей книги путешествия. „Я не узник больше! – говорил Миша счастливо, крепко держа меня под руку на Цветном бульваре.
– Придем домой, продиктую тебе первую главу“».
Узнав об отказе, Булгаков в сердцах разорвал написанное… Но Елена Сергеевна сохранила эти листки и оставила в архиве писателя.
О трагическом для писателя 1936-м годе написано много и подробно.
Скажем лишь, что в этом году после запрета его трех пьес («Мольер», «Александр Пушкин» и «Иван Васильевич») Булгаков ушел из Художественого театра, который безгранично любил, но в котором ему пришлось испытать много страданий.
Тогда-то ему и пришла в голову мысль вернуться к театральному роману в виде, конечно, «Записок покойника». О том, с каким настроением приступал писатель к этим «Запискам», лучше всего говорит письмо Булгакова к своему другу Я.Л.
Леонтьеву (до сих пор не публиковалось) от 5 октября 1936 года. Вот некоторые фрагменты из него: «В проезде Художественного Театра загадочное молчание, правда, прерванное легким разговором с юрисконсультом ихним о возврате пяти тысяч за „Виндзорских“. С большим удовольствием, говорю я, – вычитатайте из авторских.
Сестренка, кума и благодетельница (речь идет об О.С. Бокшанской. В.Л.), распевая по телефону в ласках и нежностях, услышав о ГАБТ, рявкнула вдруг: „Как?!?“ – столь страшно, что Люся дрогнула. Из чего заключаю, что ГАБТ им не нравится.
А впрочем, да упадут они в Лету. Туда им и дорога.
Не знаю только, падая, наделают ли каких-нибудь пакостей, или нырнут беззвучно. Вероятно, наделают для порядку.
Сегодня у меня праздник. Ровно десять лет тому назад совершилась премьера „Турбиных“. Десятилетний юбилей.
Сижу у чернильницы и жду, что откроется дверь и появится делегация от Станиславского и Немировича с адресом и ценным подношением.
В адресе будут указаны все мои искалеченные и погубленные пьесы и приведен список всех радостей, которые они, Станиславский и Немирович, мне доставили за десять лет в Проезде Художественного Театра.
Ценное же подношение будет выражено в большой кастрюле какого-нибудь благородного металла (например, меди), наполненной той самой кровью, которую они выпили из меня за десять лет».
Поскольку в «Записках покойника» проходит перед читателем целая галерея лиц, давно отошедшая в более прекрасный мир, то мы решили к тексту «Записок» дать подробные примечания.
Источник: http://bulgakov.velchel.ru/?cnt=7
Готовые школьные сочинения
мая
30 2015
М. А. БУЛГАКОВ
Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей читательской аудиторией и, как правило, никого не оставляет равнодушным. Это “Мастер и Маргарита”. Сегодня трудно встретить человека, который не слышал бы о таком романе.
Но далеко не каждый знает, какой долгий и сложный путь пришлось проделать булгаковскому творению, прежде чем предстать перед судом читателя и получить всемирную известность.
Написав “Мастера и Маргариту”, Булгаков отнес роман в редакцию, но строгая цензура того времени запретила выход романа в свет. Отчаявшись, Булгаков решает сжечь роман, а через несколько лет, благодаря настойчивости жены писателя, Елены Сергеевны, восстанавливает его по памяти.
Михаил Булгаков в течение двенадцати лет работал над романом, но прочитать и оценить по достоинству его смогли только после смерти писателя.
С первой же страницы тебя захватывают события, описанные в книге, с первой же главы ты попадаешь в мир булгаковских героев, в мир добра и зла, в мир счастливой любви. Невольно представляешь себя в той или иной ситуации, задумываешься о том, как бы ты поступил в данном случае.
Начав читать роман, уже невозможно остановиться, а когда перевернешь последнюю страницу, становится грустно: так жалко расставаться с уже полюбившимися тебе героями. Особенностью булгаковских произведений является то, что они во многом автобиографичны.
Не является исключением и роман “Мастер и Маргарита”.
В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а o прототипом Маргариты явилась любимая женщина писателя его жена Елена Сергеевна. Не случайно тема любви одна из главных, основных тем романа.
Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном человеческом чувстве о любви, о бессмысленности сопротивления ей. Мастер и Маргарита безумно любят друг друга.
Неудачи Мастера приносят мучительные страдания не только ему, но и Маргарите.
Чтобы избавить свою любимую от страданий, Мастер решает уйти из дома, полагая, что этим он облегчит жизнь Маргарите.
Но его уход не только не уменьшает страданий Маргариты, а, наоборот, в несколько раз увеличивает их. Уход Мастера был тяжелейшим ударом для нее.
Она заключает сделку с сатаной, становится ведьмой, и Воланд возвращает ей возлюбленного. Булгаков говорит о том, что невозможно противостоять любви.
Настоящей любви не могут помешать никакие преграды. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Например, проблема человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата.
Понтий Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Он распоряжал^ ся судьбами многих людей. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцри.
Прокуратор был тронут искренностью и добротой этого молодого человека. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Однако Пилат не послушался своего “внутреннего” голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы и казнил Иешуа Га-Ноцри.
Понтий Пилат струсил и за это был наказан бессмертием. Ему не стало покоя ни днем ни ночью. Вот что говорит о Понтий Пилате Воланд: “Он говорит, раздался голос Воланда, одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя, и что у него плохая должность.
Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.
Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу”.
И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил.
И только после долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен. Заслуживает внимания в романе и тема чрезмерной самоуверенности, самоупоенности, безверия. Именно за неверие в Бога был наказан председатель правления литературной ассоциации, Михаил Александрович Берлиоз.
Берлиоз не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус: плох или хорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не существовало на свете, и все рассказы о нем просто выдумка. ” ‘ .
“Нет ни одной восточной религии, говорил Берлиоз, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничего нового, точно так же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор”.
Берлиоза не может переубедить никто и ничто.
Какими бы убедительными доводы о существовании Христа ни были, он стоит на своем. Не мог переубедить Берлиоза и Воланд. Сколько ни copyright
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » М. А. БУЛГАКОВ . Литературные сочинения!
Источник: http://www.testsoch.net/m-a-bulgakov/
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова (9-11 класс)
Михаил Булгаков воспитывался в хорошей семье. Ему с детства прививали любовь к театру и искусству. Мальчик всегда живо интересовался этими аспектами жизни. Но свою профессию он связал с медициной.
Но талант писателя закопать так и не удалось. У Булгакова было особое виденье мира. Оно отличалось от взглядов на жизнь других людей. Михаил видел драматизм там, где другой человек бы ничего не заметил.
Начало карьеры
К счастью для всех почитателей творчества Булгакова, он все-таки сумел стать писателем. Хоть его карьера и начиналась с работы в газете. Вскоре автор совмещал эту деятельность с театром. Но там он не сумел достичь успеха. Его постоянно критиковали, достаточно жестко и немилостиво.
У Булгакова было желание продолжать литературную карьеру, поэтому эти препятствия ему не помешали. Первые произведения автора стали популярными среди читателей. Но критики к его работам относились достаточно настороженно. Похвалы писатель не получил. Автор испытывал презрение к мещанству.
Также он не поощрял бюрократизм. Михаил Булгаков жил в сложное время. Именно тогда разразилась гражданская война. Со временем все устои стали рушиться. Нужно было формировать новую культуру. Именно этим и занимался писатель. Он работал для людей и вместе с ними творил новое мировоззрение.
В творчестве великого автора часто фигурирует мистика.
Сложности в работе
Военная тематика прослеживается в произведении «Белая гвардия». Булгаков хотел в этом большом романе описать свое впечатление от гражданской войны. В книге показана интеллигенция, но с другой стороны. К тому же писатель хочет привлечь внимание к домашнему уюту. Он высказывает мысль, как важно сохранить это тепло, хоть вокруг царит ужас и разруха.
Талант Булгакова невозможно отрицать. Он искусно обладал острой сатирой. Она помогала ему обнажать все несовершенства мира. Тонкая сатира помогала показывать минусы общественности и политической деятельности. Такая позиция нещадно критиковалась властью.
Произведения Булгакова даже запрещали. Писатель мог работать иначе, так как нравится государство. Но истинный фанат своего дела так не может. Успеха при жизни литературный гений так и не получил. Зато сейчас его произведения включены в обязательную школьную программу.
Михаил Булгаков заслуженно получил мировое призвание.
Если вам понравилось сочинение по творчеству М. А. Булгакова, то вы так же можете прочитать и следующие сочинения
«Что ты оставишь после себя на Земле?»
«Монолог паруса, скользящего в луче золотом»
Мой выходной день
Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/po-proizvedeniyu/sochinenie-po-tvorchestvu-m-a-bulgakova.html
Булгаков Михаил Афанасьевич
Михаил Афанасьевич БУЛГАКОВ
(1891-1940) — выдающийся русский писатель, прозаик и драматург. Творчество
Булгакова известно во всем мире, вызывает неизменный интерес читателей и
исследователей. Однако его писательская судьба полна драматизма: лучшие
произведения не были напечатаны при жизни автора, а те, что публиковались, вызывали
ожесточенную критику.
Сам писатель в письме к Советскому правительству (от 28
марта 1930) замечал, что из 301 отзыва о его произведениях только три были
хвалебными, в 298 — его беспощадно ругали. Булгаков плохо вписывался в
советскую действительность и культуру.
Творческие принципы и мировоззренческие
установки, четко и определенно сформулированные им в том же письме, совершенно
не совпадали с идеологией и эстетикой его эпохи. Он последовательно отстаивал
принцип творческой свободы писателя, его независимости от идеологии.
Не мог
смириться с оболваниванием личности, с воспитанием рабской психологии в
обществе, вообще открыто предпочитал революционному процессу развития — эволюционный,
считал, что политизация литературы принесет неизбежные потери ее художественному
уровню. Булгаков в творчестве тяготел к философской проблематике.
Борьба Добра
и Зла; нравственная цель Бытия; человек и вечность; художник и власть. Именно
эти проблемы станут основными в его произведениях. Булгаков был убежден, что
неблагополучие мира может быть преодолено нравственными ценностями — любовью,
добром, честью, творчеством.
Современная ему
реальность опровергала эти ценности, и он боролся за них, нередко средствами
сатиры, называя среди своих учителей М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя.
Развивая их традиции, писатель соединял во многих своих произведениях реальное
и фантастическое; конкретно-бытовой и философский планы, прибегал к гротеску и
иронии.
Булгаков прошел
школу газетного репортера, фельетониста. Приехав в Москву в 1921 году
«навсегда» (родился он в профессорской семье в Киеве), сотрудничал в знаменитой
тогда газете «Гудок», приютившей под своей крышей таких ставших вскоре широко
известными писателей, как И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, Ю. Олеша.
В 1922—1923 годах читатели
познакомились с фрагментами автобиографической повести Булгакова «Записки на
манжетах». Первый роман «Белая гвардия» был написан в 1925 году (его полный
текст в нашей стране был опубликован только в 1966 году).
Материал
современной ему жизни лег в основу трех «московских» повестей — «Дьяволиада»
(1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925). Эта повесть
опубликована в нашей стране в 1987 году.
С 1925—1931 гг. писатель интенсивно работает в
области драматургии, создав пьесы, украшающие репертуар театров в наши дни:
«Дни Турбиных» (1926), «Зойкина квартира» (1926), «Бег» (1928) и др.
Однако
пьесы блестящего, по признанию многих театральных деятелей того времени,
драматурга к постановке были запрещены, проза не печаталась.
Но несломленный этими
обстоятельствами писатель с 1928 года и вплоть до самой смерти работал над
романом «Мастер и Маргарита» — центральным произведением его творчества
(впервые опубликован в нашей стране в ж. «Москва» в 1966—1967 гг.). Текст
романа без цензурных изъятий появился в 1973 году.
Дни Турбиных
(1926)
Проблема
интеллигенции в революции была актуальной проблемой в литературе 1920-х годов.
Об этом писал Б.Пильняк, А.Толстой, И.Бабель, многие другие. И в романе
Булгакова «Белая гвардия» герои-интеллигенты, профессорские дети Турбины,
застигнутые бураном революции, — должны найти свой путь в новой реальности,
когда рушится система ценностей, на которой они воспитаны.
В
1925 году Булгакову предложили сделать инсценировку романа для МХАТа.
В
результате совместной с театром работы в 1926 году появилась пьеса «Дни
Турбиных», уже не инсценировка романа, а вполне самостоятельное произведение, в
котором основная идея, авторская позиция приобрели несколько иные акценты.
Изменения коснулись и системы персонажей. Мхатовский спектакль «Дни Турбиных»
стал ярким театральным событием. Было все: и огромный успех у зрителей, и
запрещение со стороны властей.
Как
и в романе, Турбины в пьесе, киевские интеллигенты, образованные, порядочные,
радушные, доброжелательные, — главные герои. Старший брат Алексей — полковник,
командир артиллерийского дивизиона, человек чести.
Елена, — умница, — как
замечает Мышлаевский, — «по-английски говорит, на фортепьянах играет, а в то же
время самоварчик поставить может». «Святая», — называет ее кузен из Житомира
Лариосик. Младший Турбин, юнкер Ни- колка, — мечтающий о подвиге юноша.
Им
выпало жить и искать ответы на главные вопросы бытия в эпоху исторической
смуты. Родной город Турбиных — столица объявленной после Брестского мира
гетманской республики — переживает страшные дни. Гетмана поддерживают немцы,
недавние враги России в мировой войне.
С юга подходит двухсоттысячная армия
Петлюры, с севера слышна канонада большевистских пушек.
События
завязаны в тугой и противоречивый узел. Действие пьесы несет черты исторической
хроники, хотя основное место действия, композиционный центр пьесы — дом
Турбиных.
Первая
же ремарка определяет это место — «Квартира Турбиных». Детали обстановки, на
которые указывает автор, имеют не только конкретно-бытовой, но и символический
смысл. Так создается образ Дома и обнаруживается новый тип художественного
обобщения у Булгакова: выявление через бытовое бытийного содержания.
Огонь в
камине — знак домашнего очага, тепла и человеческой общности (и тепло
турбинского дома, буквальное и душевное, отогревает обмороженного на службе
Мышлаевского, согревает нелепого и одинокого Лариосика). В тяжелые дни гражданских
усобиц, беспощадной борьбы этот дом собирает под своей крышей людей и
объединяет их.
Вторая, не менее символическая деталь — часы, знак вечного.
Своим боем они передают движение времени и «нежно играют менуэт Боккерини».
Главные жизненные ориентиры Турбиных, основы Дома определены уже в ремарке:
булгаковские герои пытаются сохранить духовно-нравственные ценности жизни
своей среды в хаосе революционной эпохи.
Но события исторического времени
бесцеремонно вторгаются в их мир, стремясь разрушить, уничтожить его. Первая
реплика пьесы — песня Николки — показывает, как ветер времени вносит свой
лихой и страшный мотив в мелодию Дома, заглушая нежный голос виолончели
Боккерини:
Хуже слухи каждый час.
Петлюра идет на нас!
Пулеметы мы зарядили,
По
Петлюре мы палили,
Пулеметчики-чики-чики…
Выручали вы нас, молодцы!
Не случайно
Алексей возмущенно перебивает брата: «…Что ты поешь! Кухаркины песни. Пой
что-нибудь порядочное». С песней Николки История как будто вторгается в частную
жизнь человека.
Анализ экспозиции
выявляет важнейшие особенности содержания пьесы: революция разрушает
естественный и привычный образ жизни русского интеллигента. Знаковый смысл
приобретает реплика учителя пения, которую вспоминает Николка: «Вы бы, Николай
Васильевич, в опере, в сущности, могли петь, если бы не революция».
Символика Дома
усложняется в ходе развития действия. В текст пьесы Булгаков включает почти
дословную цитату из бунинского рассказа «Господин из Сан-Франциско» (это сон
Елены, который она называет «вещим»): «Мы ехали на корабле в Америку и сидим в
трюме. И вот шторм. Ветер воет. Холодно-холодно. Волны. А мы в трюме. Вода поднимается
к самым ногам…
Влезаем на какие-то нары. И вдруг крысы. Такие омерзительные,
такие огромные. Так страшно, что я проснулась». С этим «чужим» текстом в пьесу
входит мотив гибели цивилизации, неизбежности катастрофы. В сюжетном действии
пьесы катастрофа еще не произошла, но ее предчувствие уже прозвучало.
Вскоре
герои произнесут это слово, определяя конкретную реальность своего
сегодняшнего существования.
Герои должны
сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать
это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт
человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый
по-своему вступают в прямой диалог с Историей.
Так, Алексей Турбин, понимая
обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть.
Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир,
человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его
трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…
», —
как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил
свой гражданский выбор. (Подчеркнуто мной — И.С.).
Оставшимся
жить этот выбор предстоит.
Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует
промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической
реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая
рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому
что за большевиками мужички тучей…». Студзинский убежден в необходимости
продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена
уходит от Таль- берга, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию.
Она попытается построить новую жизнь с Шервинским.
Необычайно
важное значение в пьесе и ее финале имеет образ Лариосика. Этот подчеркнуто
чеховский персонаж (он завернул собрание сочинений Чехова в собственную
рубашку; постоянно попадает в нелепые ситуации — «недотепа») прямо цитирует
любимого писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем…».
Он убежден в самоценности
жизни, по-прежнему считает дом Турбиных островком покоя в бушующем океане
истории, тихой «гаванью с кремовыми шторами». Ему очень хочется верить в лучшее
будущее.
Автор не отнимает у читателя веры в ценность жизни, но цитатный
характер реплики Лариосика и ее стык с ремаркой «Далекие пушечные удары!»возвещают конец старого мира, подчеркивают трагизм судьбы интеллигенции в
революции.
Временные
границы действия пьесы точно обозначены ремаркой перед четвертым действием —
два месяца, из которых на сцене протекают 3 вечера и одно утро. Этот небольшой
отрезок времени изменяет героев и их жизни коренным образом.
Пьеса
«Дни Турбиных» — сложное в жанровом плане произведение. Развивая чеховскую
драматургическую традицию, Булгаков соединил в ней различные жанровые начала —
исторической хроники, психологической драмы, трагикомедии. Они органично сплавляются
в живом драматургической действии.
Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/823-bulgakov-mihail-afanasevich.html
Эссе о романе М.Булгакова
Автор: Булгаков М.А.
Михаил Булгаков – всемирно известный писатель. Широкую известность он получил благодаря своему роману “Мастер и Маргарита”. В этом произведении сводятся воедино жизненный и творческий опыт автора.
Роман был напечатан впервые только через двадцать лет после смерти Булгакова. Власти не пускали произведение в массы, потому что в нем раскрывались изъяны и проблемы общества тех дней.
Помимо современности в романе широко раскрыты “вечные вопросы”: выбор между верой и истиной, между разумом и сердцем, предсказанность судьбы человека, его культурное развитие и, конечно, всепобеждающая сила любви. На каждый из этих вопросов автор дает свой ответ.
Очень интересен сюжет романа. Поначалу не задумываешься о смысле слов и следишь за развитием событий. И только после того, как полностью откроешь для себя картину, задуманную автором, начинаешь разбираться с проблемами обозначенными писателем.
Хотя главными героями романа заведомо указаны Мастер и Маргарита, но по мере прочтение мы узнаем, что повествование идет о многих персонажах, на поведении которых автор заостряет внимание читателя, благодаря чему мы легко можем понять, какой вопрос раскрывает перед нами писатель.
Михаил Булгаков выбрал для своего романа эпиграф, который отражает, пожалуй, главную идею автора. Слова Гете, “я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро”, становятся смысловым стержнем “Мастера и Маргариты”, так отражает жизненный закон, высказанный еще в народном фольклоре: “не было бы счастья, да несчастье помогло”.
Очень примечателен прием “романа в романе”, используемый Булгаковым, чтобы выделить “философию истины” исповедуемую Иешуа Га-ноцри. Этот герой изображен автором так, что сразу становится понятно с кем он сравнивается – Иисус Христос. Иешуа младше Иисуса на пять лет, но есть и более важные различия.
Во-первых, Иисуса встречают, когда он приходит в город, с радостью, даже ликованием, потому что знают, что тот, кто перед ними – это божий человек. А Иешуа не известен никому. Целью существования и того, и другого можно назвать “идеал добра”. Но каждый идет к нему своим путем. В этом второе различие.
Иисус Христос учил Верить в Бога. А Иешуа говорит, что “рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины”. То есть, опровергает идею Христа в “слепое верование”. Считает, что только разговором можно изменить человека в лучшую сторону.
Это же он доказывает, когда после разговора с ним сборщик податей бросил деньги на дорогу и пошел вслед за Иешуа, став его учеником. В толковании Булгакова “храм истины” предстает в гораздо лучшим виде, чем храм “старой веры”. Хотя за читателем всегда остается выбор согласиться с автором, либо нет.
Но Михаил Афанасьевич расставляет свои акценты. Иешуа, также как и Иисусу предначертана тяжелая смерть, как расплата за свои нерушимые убеждения.
Любимым способом проверки качеств своих героев для Булгакова является “Выбор” между только двумя вариантами решения какого-то вопроса. Именно в момент, когда на невидимых чашах весов лежат взаимоисключающие варианты и когда сделанный выбор коренным образом влияет на дальнейшую судьбу, проявляется истинная натура героя романа, да и любого человека в реальной жизни.
Пожалуй, самым ярким примером такого выбора служит метание Понтия Пилата между Совестью и Долгом. Понтий Пилат грозный прокуратор, жестокий судья проявил в себе человеческие чувства, когда Иешуа отнесся к нему по-доброму.
Тогда Пилат оказывается у “роковой развилки”: либо помиловать обвиняемого и получить от него избавление от мучительной головной боли, либо приговорить к смерти и все время терзаться тем, что упустил единственный случай излечиться. Кстати, в этот момент Понтию Пилату мерещится ужасающая бесконечность и это не случайно.
Ведь когда он решает пойти против желанию своего сердца отпустить Иешуа на волю он обрекает себя на вечные мучению где-то по дороге из царства живых в царство мертвых.
Источник: http://MirZnanii.com/a/357096/esse-o-romane-mbulgakova