Сочинения об авторе чуковская

Корней Иванович Чуковский. В чем секрет популярности его детских произведений?

Биография его описана в различных источниках и им самим в автобиографической повести «Серебряный герб». В ней значится, что имя Корнея Ивановича Чуковского при рождении — Николай Васильевич Корнейчуков. Его отцом был Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского — полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчук. Отец оставил их, и мать переехала в Одессу. Писатель долгие годы страдал от того, что был «незаконнорожденным». В пятом классе его отчислили из гимназии из-за низкого происхождения…

В 1901 году появилась его первая статья в газете «Одесские новости». Он писал статьи на самые разные темы — от философии до фельетонов. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского. Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу — стал корреспондентом газеты «Одесские новости», куда отправлял свои материалы из Петербурга. «Одесскими новостями» он был командирован в Англию в качестве корреспондента. В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании, Франции, Бельгии.
Данный этап биографии не обнаруживает в Чуковском задатков детского писателя. К этому времени он получил известность и признание как литературный критик и журналист.

Что же заставило писателя на этапе определенных жизненных достижений и успехов обратиться к детскому творчеству?

Из биографии: дало толчок предложение от М. Горького в 1917 г. стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и обороты маленьких детей и записывать их, изучать детскую психологию. Однажды Чуковскому надо было составить альманах «Жар-птица». Это была обыкновенная редакторская работа, но именно она явилась причиной рождения детского писателя. Написав к альманаху свои первые детские сказки «Цыпленок», «Доктор» и «Собачье царство», Чуковский выступил в совершенно новом свете. Его работы не остались незамеченными. А. М. Горький решил выпустить сборники детских произведений и попросил Чуковского написать поэму для детей к первому сборнику. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, поскольку никогда ранее этого не делал. Но помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка «Крокодил», опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

Чуковский — отец четырёх детей: Николая, Лидии, Бориса и умершей в детстве Марии (Мурочки), которой посвящены многие его детские стихи.

Обратите внимание

В основе его произведений лежит беззаветная любовь к детям. Он хорошо знал и понимал их. Писатель сумел сохранить в себе ту детскую непосредственность, которая позволила ему на языке, понятном детям, и в близких им образах рисовать замечательные словесные картинки: родные и запоминающиеся, ведущие в увлекательный большой мир без скучных нравоучений и нудных нотаций. В моей семье эти стихи прошли через четыре поколения и занимают на книжных полках видное место в ожидании следующих.

В чем секрет популярности и «живучести» его детских произведений?

Кто лучше «Мойдодыра» без утомительных нотаций может рассказать детям про важность личной гигиены? Замечательно закрепляет материал урока чистоты «Федорино горе».

А «Айболит»? Как часто не хватает нам сегодня образа доброго волшебника в лице доктора. «Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!»

«Телефон» — современно и актуально, даже, благодаря сотовым телефонам, современней и актуальней, чем во времена Чуковского. «И такая дребедень Целый день: Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень! То тюлень позвонит, то олень…»

Знакомая ситуация, верно?

«Тараканище» — легко и просто помогает справиться с детскими страхами, показывает, как можно на ровном месте создать объект для страха, превратить маленького таракана в огромного великана, рассеять ужас и панику. Решает проблему маленький воробей, который вмиг съел «проблему». Оказывается все просто и совсем не страшно.

«Краденое солнце» — проблема посерьезней, но тоже решаемая. Главное не сидеть на месте и не скулить, а искать пути решения и действовать. И взрослым не помешает перечитать и вникнуть в суть.

Можно долго говорить о «детском» творчестве писателя. Оно несет в себе вечные понятия добра и справедливости, оно — искренне, правдиво и непосредственно, как само детство.

Когда читаешь о притеснениях, которым подвергся писатель со стороны властей, становится горько и обидно. «Чуковщина» — этот термин придуман противниками не только писателя, но и великого чуда — детства. Как-то мне попался отзыв о детских стихах писателя как о «бессмысленном нагромождении рифм». Возникло ощущение, что у меня хотят отнять и сломать любимую игрушку. Создалось впечатление, что у человека, который сказал эти слова, по каким-то непонятным причинам выпал из жизни период детства, либо он исчез из памяти вследствие тяжелой болезни.

Давайте ещё раз перечитаем замечательные произведения писателя, возьмем из них все самое лучшее и передадим нашим детям: «Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое…»

Да здравствует великий детский писатель и психолог Корней Иванович Чуковский!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/44992/

Корней Чуковский: биография (презентация, 2 класс) | ДоклаДики

Даже сегодня, когда тысячи современных авторов создают стихи и рассказы для детей, многие родители предпочитают покупать своим малышам книги Корнея Ивановича Чуковского. Почти все ребята знают его сказки о Федорином горе, Путанице и Мухе-цокотухе. А люди постарше даже смогут процитировать несколько строчек наизусть.

Кто такой Корней Чуковский?

Немногие знают, что настоящее имя любимого детского писателя – Николай Васильевич Корнейчуков, а «Корней Чуковский» – псевдоним, который автор придумал, когда начал публиковать свои произведения.

Детство Корнея Чуковского

Чуковский родился в Петербурге, но довольно рано переехал с матерью в Одессу. Там он поступил в гимназию и успешно в ней обучался. К сожалению, руководство гимназии не позволило юному ученику закончить обучение.

Причиной исключения из учебного заведения стало то, что Чуковский происходил не из знатной семьи, как другие обучающиеся. Отец мальчика рано покинул семью, оставив Чуковского с матерью, которая не могла оплатить обучение в частной школе.

Это, однако, не помешало будущему любимцу детворы стать образованным человеком. Все необходимые учебники Чуковский изучил самостоятельно, сдал экзамены и получил аттестат.

Начало писательской карьеры

Еще будучи совсем молодым Чуковский начал публиковать свои статьи и стихи в местной газете. Желание стать писателем было настолько сильным, что Чуковский принимает решение покинуть Одессу и отправиться в Петербург.

В столице молодой человек знакомится со многими известными литераторами и даже получает возможность поехать в Лондон.

Во время поездки в Англию Чуковский встречает знаменитого автора «Записок о Шерлоке Холмсе» – Артура Конан Дойля и английского писателя Герберта Уэллса.

Расцвет карьеры

Вернувшись на родину Корней Чуковский продолжает развивать свои литературные способности, работает над переводами и рецензиями, получает должность в столичном журнале.

К критическим статьям и заметкам Чуковского прислушиваются, а его мнение в литературной среде становится все более влиятельным.

В это время в полной мере раскрывается его удивительный переводческий талант. Стихи в переводе Корнея Чуковского –органично ложатся на родной нам русский язык, передают атмосферу произведения и удивительно приятны на слух

Читайте также:  Краткая биография шаша

От двух до пяти

Писать для детей Чуковский стал не сразу. Все начиналось с того, что автор наблюдал за малышами, которые еще только учатся правильно говорить и записывал забавные слова и мысли, которые обычно так веселят взрослых. Несколько лет спустя, он выпустил целый сборник детских высказываний, которые и по сей день заставляют улыбаться и молодых и взрослых читателей.

Как Чуковский стал детским писателем?

Это удивительно, но автор самых известных детских стихотворений никогда не мечтал стать детским писателем. Первые произведения, адресованные детям, появились случайно.

Однажды его маленький сын попросил рассказать ему новую сказку и Чуковский без подготовки придумал стихотворный рассказ про крокодила. Стихотворение очень понравилось мальчику и впоследствии они с сыном записали его.

Строки про крокодила, проглотившего солнце, полюбились и другим детям.

В двадцатых годах прошлого века Чуковский один за другим выпустил несколько своих знаменитых произведений, полюбившихся и малышам и их родителям.

Чуковский и дети

Писатель очень любил детей. В то время, когда у него самого уже были внуки, он построил просторный деревенский дом, куда переехал из города со всей своей большой семьей.

В летнее время Чуковский организовывал для детей веселые тематические праздники, которые приводили в восторг не только членов семьи Чуковского, но и всю окрестную детвору.

Важно

Сказочные и волшебные сюжеты произведений Чуковского стали основой для детских кинофильмов и замечательных мультфильмов.

На протяжении многих лет неоднократно выходили новые экранизации Айболита, Мойдодыра, Тараканища.

Последние годы

Чуковский любил работать и продолжал радовать читателей своим творчеством до глубокой старости. В последние годы жизни он выпустил несколько серьезных научных трудов о знаменитых русских и зарубежных писателях. Вспоминая о прожитой жизни, Чуковский писал о своих современниках, о работе, о вдохновении.

Сейчас во многих городах именем Корнея Чуковского названы улицы и парки, а в доме, где раньше жил писатель организован музей.

Источник: http://dokladiki.ru/doklad/korney-chukovskiy-biografiya-prezentaciya-2-klass

Сочинение на тему Корней Иванович Чуковский – по русскому языку и литературе

Ученый-филолог, поэт и прозаик, критик и добрый сказочник таков был Корней Иванович Чуковский. Диапазон его Творчества необыкновенно широк: он увлекает за собой и малышей, которые еще не умеют читать, и школьников-подростков, и взрослых людей самых различных профессий.

Ценой огромных усилий ей удалось устроить сына и гимназию, однако па основе циркуляра министра просвещения «о кухаркиных детях» он вскоре был исключен из гим-НВЗИИ, так как его мать была прачкой. Знания, которые он успел приобрести в гимназии, сводились к знакомству с классическими языками. Началась трудовая жизнь. Чуковский переменил несколько профессий, сталкивался с самыми различными людьми.

Все свободное время он посвящал самообразованию, зачитывался Пушкиным, Некрасовым, Чеховым. В 1901 году К. И. Чуковский принес в редакцию газеты «Одесские новости» свою первую статью — «Что такое искусство». Статья была напечатана, а через два года он едет в Лондон в качестве корреспондента этой газеты.

Однако вскоре газета перестала высылать ему деньги, и он вынужден был начать работать в Британском музее. Вернулся в Одессу он в разгар революции 1905 года. На рейде Одесского порта стоял в то время броненосец «Потемкин», и Чуковскому дважды удалось побывать на легендарном корабле. Переехав в Петербург, К. И.

Чуковский начинает издавать журнал «Сигнал» (субсидировал издание известный оперный певец Л. В. Собинов). Журнал носил сатирический, антисамодержавный характер, за что К. И. Чуковский как редактор журнала был привлечен к суду. После революции 1905 года он сотрудничает во многих журналах, занимается литературной работой. В последующие годы К. И.

Чуковский впервые обращается к детской литературе: он пишет статьи о специфике детской литературы, о детском чтении, о восприятии детьми литературы. Около 1907 года выходит его статья «Детский язык», а через десять лет был написан «Крокодил» — первая сказка для детей. В 1916 году писатель познакомился с М. Горьким, который и натолкнул его на мысль написать «Крокодил».

Сказка была напечатана в журнале «Для детей» (приложение к журналу «Нива»), редактором которого стал к этому времени Чуковский. После Октябрьской революции К. И. Чуковский вместе с М. Горьким подготовил к изданию первую советскую книгу для детей, которая вышла под названием «Елка» в январе 1918 года. В этом же 1918 году К. И.

Совет

Чуковский был привлечен к работе в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким, где возглавил англо-американский отдел. В 1919 году под его редакцией выходит полное собрание сочинений Н. А. Некрасова, его любимого поэта. В те же годы он пишет сказки «Мойдодыр», «Тараканище», организует издательство для выпуска детских книг — «Радуга».

В этом издательстве вышли его стихотворения «Домик», «Зайка», «Скок-поскок» и др. В 1924 году появилась книга Чуковского «Маленькие дети», которая впоследствии получила широкую известность под названием «От двух до пяти».

В 20-е годы им были написаны ставшие со временем всемирно известными сказки: «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница», «Лимпопо», «Краденое солнце», «Топтыгин и Лиса». В 1934 году К. И.

Чуковский принимал участие в работе I Всесоюзного съезда советских писателей, где дважды выступил с докладами: о детской литературе и о состоянии переводческого дела в нашей стране. 30-е годы — это время напряженнейшего литературного труда.

Чуковский пишет повести «Солнечная» и «Гимназия», пересказывает прозой сказку о докторе Айболите, переиздает «От двух до пяти», пишет ряд критических статей о детской литературе: «Хорошая, яркая детская книга будет создана», «Поставщики литературных сухарей», «Дайте детям книгу», «О детской книжке» и др. С первого дня войны К. И.

Чуковский весь свой талант, все спои силы отдает общему делу разгрома фашистов. В западной прессе он публикует статьи, очерки «Плечом к плечу», «Дети великой эпохи», «Русско-американские сказки», в которых рассказывает о мужестве советского народа, о зверствах фашистов, о советских детях, которым пришлось жить в это страшное время («Дети и война»).

К изучению детской психологии Чуковский обратился сразу же после Октября, в 20-е годы. В этот период, по его словам, он «ушел в детвору», проводил с ней все свободное время, посещал детские сады, был активным участником всей внешкольной работы с детьми. С материалом, накопленным Чуковским, в те же годы познакомился М. Горький и посоветовал ему написать специальную книгу о детях.

Так в 1924 году появилась первая книга писателя — «Маленькие дети», которая легла в основу одной из популярнейших его работ — «От двух до пяти». В этой книге К. И. Чуковский выступил прежде всего как ученый. Литературовед В. Перцов пишет: «Его К. И.

Обратите внимание

Чуковского можно сравнить с натуралистом, который годами и десятилетиями присматривается к явлениям природы, чтобы, накопив наблюдения в достаточном количестве, сделать обоснованные выводы». Название книги, прежде всего, четко очерчивает границы исследования: это мир ребенка «от двух до пяти». Однако, утверждает К. И. Чуковский, этот возраст не есть какой-то замкнутый мир.

В нем есть внутреннее движение, изменение: возраст до трех лет он называет периодом лингвистической одаренности, от трех до четырех лет — периодом максимальной одаренности, а возраст от четырех до пяти характеризуется спадом этой одаренности, а в восьмилетнем возрасте ее нет и в помине, так как надобность в ней миновала: к этому ребенок уже полностью овладел основными принципами.

Читайте также:  Краткая биография лессинг

Помимо активного пополнения своего словаря ребенок за эти годы усваивает и многие грамматические нормы родного языка: «У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».

Стихотворения должны быть графичны; * наибыстрейшая смена образов — …второе правило для писателей; * словесная живопись должна быть в то же время лирична; * подвижность и переменчивость ритма; * повышенная музыкальность поэтической речи; * рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой; * слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы; * каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм; * не загромождать своих стихов прилагательными; * преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей; * стихи должны быть игровыми…; * поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией». «Есть еще,— говорит Чуковский,— и тринадцатая. Мы должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим «взрослым» ощущениям и мыслям». Высокая культура, целеустремленность, неистощимая трудоспособность всегда отличали этого талантливого человека. Он с одинаковой глубиной работал и над детской сказкой, и над исследованием творчества Н. А. Некрасова, и над книгой о современном русском языке. Ему удалось сделать поэзию для детей поэзией большого искусства. Он наполнил сказки огромным познавательным и воспитательным материалом, учил своих слушателей и читателей быть смелыми, храбрыми, находчивыми, а главное — гуманными, умеющими ценить доброту и быть добрыми. Его сказки — ценнейший фактор эстетического воспитания детей. Путь Чуковского в литературу не был легким. Подвергались осуждению сказки, перевертыши, формально были восприняты даже его известные «заповеди» для детских поэтов. Отдельные творческие неудачи писателя (например, сказка «Одолеем Бармалея») служили поводом к нападкам на все его творчество, на художественные принципы. В борьбе за сказку для детей, за свои литературные принципы К. И. Чуковский оказался победителем. Книги, написанные им, выдержали испытание временем. Его герои живут широкой жизнью среди нашей детворы. Творческое наследие Чуковского— это и своеобразный художественный портрет самого писателя, так как вся его жизнь отражена в его произведениях. К. И. Чуковский навсегда останется в памяти читателей как человек, глядящий на мир широко открытыми глазами ребенка. К. И. Чуковский — крупный литературовед. Под его редакцией вышло полное собрание сочинений Н. А. Некрасова, книги «Лев Толстой и Дружинин», «Жизнь и смерть Николая Успенского» и др. После войны он закончил книгу «Мастерство Некрасова», которая была удостоена Ленинской премии, опубликовал книгу о русском языке «Живой как жизнь». В 1957 году К. И. Чуковскому было присвоено звание доктора филологических наук, в 1962 году — почетное звание доктора литературы Оксфордского университета в Англии. К. И. Чуковский награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Скончался К. И. Чуковский в 1969 году.

Сочинение на тему Корней Иванович Чуковский
Чуковский К.И.
Стр. 1

Сочинение на тему Корней Иванович Чуковский
Чуковский К.И.
Стр. 2

Сочинение на тему Корней Иванович Чуковский
Чуковский К.И.
Стр. 3

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/171kornej-ivanovich-chukovskij187

Корней Чуковский. Рассказ детям

Семьдесят лет удивительный писатель Корней Чуковский отдал литературному труду. Труду, который приносил ему радость. Счастлив человек, когда труд на благо людей доставляет радость и самому человеку.

Труды Корнея Чуковского любимы миллионами детей, и, безусловно, взрослыми. Уважаемый нами автор родился в далёком 1882 году. Давно? Очень давно. Но его работы написаны таким удивительно современным языком, что кажется, будто созданы вчера.

Поэт вставал очень рано и в пять часов утра уже сидел за письменным столом. В шутку он говорил о себе, как о рабочей машине. Терпеть не мог праздности. Все отвлекающие от работы моменты, такие, например, как беседы по телефону, он не любил.

Высоко ценил каждую рабочую минуту.

Скажите, вам было когда-нибудь уныло, в то время, когда вы читали Чуковского? Нет! Всё, выходящее из-под его пера, написано «живым» языком, свежо, интересно.

Стихи, потешки, загадки, сказки Чуковского – это классика жанра. Это произведения, дарящие радость, хорошее настроение. У Чуковского было потрясающее чувство юмора, чувство меры. А ведь он не был потомственным интеллигентом. Его мать была прачкой. Отец ушёл из семьи, когда знаменитый поэт был ещё совсем маленький.

По причине «низкого происхождения» мальчика исключили из пятого класса одесской гимназии, и далее он вынужден был учиться самостоятельно.

В шестнадцатилетнем возрасте Чуковский ушёл из дома. Кстати фамилия Чуковский была дана мальчику не при рождении. Фамилия его матери – Корнейчукова. Сделав в ней определённые преобразования, поэт сверстал себе литературный псевдоним — Корней Чуковский. А на самом деле его звали Николай Васильевич. Но миллионы читателей в нашей стране и за рубежом знают его под именем Корней Чуковский.

Важно

Образы, которые создал в своих книгах Корней Иванович – Мойдодыр, Доктор Айболит, Тараканище, Федора, Муха- Цокотуха, – необычайно яркие и хорошо запоминаются детьми.

Когда в семье появляется ребёнок, перед родителями не стоит выбор, какие же книжки выбрать малышу, конечно, те, которые они сами читали в детстве — книги Корнея Чуковского.

«Если сложить, — писал Сергей Образцов, — все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до Луны».

Работы писателя: «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «От двух до пяти», энциклопедия детской речи, пересказы «Барона Мюнхаузена», «Робинзона Крузо», «Золотой ключик», переводы Редьярда Киплинга, «Тома Сойера», литературные, критические статьи – всё это попадание «в десятку». Кстати, по профессии Чуковский был критиком. Его пера опасались многие писатели.

«Цель людей, пишущих сказки, заключается в том, чтобы «какой угодно ценою воспитать в ребёнке дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого человека», — писал Корней Чуковский.

Сам он в жизни повидал немало. Приходилось и голодать. Но он не растерял доброту на дорогах жизни. Добр был сам и учил доброте других.

Составитель текста: Ирис Ревю

Источник: https://DetskiyChas.ru/rasskazy/chukovskii_rasskaz_detyam/

Сочинение по тексту чуковского про душевную черствость молодых читателей

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ПО
ЧУКОВСКОМУ

 Живой как жизнь
(Чуковский)

Не нужно забывать, что
подлинная грамотность — не только в правильном написании и произнесении слов.

На днях пришла ко мне
молодая студентка, незнакомая, бойкая, с какой-то незатейливой просьбой.

Исполнив ее просьбу, я со своей стороны попросил ее сделать мне милость и
прочитать вслух из какой-нибудь книги хоть пять или десять страничек, чтобы я
мог полчаса отдохнуть.

Она согласилась охотно. Я
дал ей первое, что попалось мне под руку, — повесть Гоголя «Невский проспект»,
закрыл глаза и с удовольствием приготовился слушать.

Таков мой любимый отдых.


Первые страницы этой
упоительной повести прямо-таки невозможно читать без восторга: такое в ней
разнообразие живых интонаций и такая чудесная смесь убийственной иронии,
сарказма и лирики. Ко всему этому девушка оказалась слепа и глуха. Читала
Гоголя, как расписание поездов, — безучастно, монотонно и тускло.

Читайте также:  Краткая биография бартон

Перед нею была
великолепная, узорчатая, многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами, но для
нее эта ткань была серая.

Конечно, при чтении она
сделала немало ошибок.
Вместо блага прочитала блага, вместо меркантильный — мекрантильный и
сбилась, как семилетняя школьница, когда дошла до
слова фантасмагория, явно не известного ей.

Но что такое
безграмотность буквенная по сравнению с душевной безграмотностью! Не
почувствовать дивного юмора! Не откликнуться душой на красоту! Девушка
показалась мне монстром, и я вспомнил, что именно так — тупо, без единой улыбки
— читал того же Гоголя один пациент Харьковской психиатрической клиники.


Совет

Чтобы проверить свое
впечатление, я взял с полки другую книгу и попросил девушку прочитать хоть
страницу «Былого и дум».

Здесь она спасовала
совсем, словно Герцен был иностранный писатель, изъяснявшийся на неведомом ей
языке. Все его словесные фейерверки оказались впустую: она даже не заметила их.

Девушка окончила
десятилетнюю школу и благополучно училась в педагогическом вузе. Никто не
научил ее восхищаться искусством — радоваться Гоголю, Лермонтову, сделать
своими вечными спутниками Пушкина, Баратынского, Тютчева, и я пожалел ее, как
жалеют калеку.

Ведь человек, не
испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не
прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом,
как бы ни преуспевал он в науке и технике.

При первом же знакомстве с
такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их
«тупосердие» (по выражению Герцена).

Невозможно стать истинно
культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того,
кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса
другой.

Подлинно культурного человека я всегда узнаю по эластичности и
богатству его интонаций. А человек с нищенски-бедной психической жизнью бубнит
однообразно и нудно, как та девушка, что читала мне «Невский проспект».

Но всегда ли школа
обогащает литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь своих
юных питомцев? Нет, для множества школьников литература — самый скучный,
ненавистный предмет.

Обратите внимание

Главное качество, которое
усваивают дети на уроках словесности, — скрытность, лицемерие, неискренность.

Школьников насильно
принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают лукавить и
фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной
программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто
внушает им зевотную скуку.

Я уже не говорю о том, что
вульгарносоциологический метод, давно отвергнутый нашей наукой, все еще
свирепствует в школе, и это отнимает у педагогов возможность внушить школярам
эмоциональное, живое отношение к искусству.

Поэтому нынче, когда я
встречаю юнцов, которые уверяют меня, будто Тургенев жил в XVIII веке, а Лев
Толстой участвовал в Бородинском сражении, и путают старинного поэта Алексея
Кольцова с советским журналистом Михаилом Кольцовым, я считаю, что все это
закономерно, что иначе и быть не может.

Все дело в отсутствии любви, в
равнодушии, во внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам,
при помощи которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному)
творчеству наших великих (и невеликих) писателей.

Без энтузиазма, без жаркой
любви все такие попытки обречены на провал.

Теперь много пишут в
газетах о катастрофически плохой орфографии в сочинениях нынешних школьников,
которые немилосердно коверкают самые простые слова. Но орфографию невозможно
улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто
духовно безграмотен. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное
приложится.

Источник: http://rustutors.ru/novosti/82-tekst-s-ege-2018-chukovskiy-zhivoy-kak-zhizn-duhovnaya-kultura.html

Проблемы:

В чем заключается
подлинная грамотность? (не только в правильном написании слов, но и в духовном
восприятии литературы, в возможности иметь “духовную грамотность”)

В чем разница между подлинной
и ложной грамотностью? (в умении пропускать литературу и искусство через
сердце)

В чем проявляется (или
заключается) “духовное уродство” человека? (Ведь человек, не
испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не
прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом,
как бы ни преуспевал он в науке и технике.)

В чем проявляется духовная
безграмотность? ( в неумении прочувствовать)

Важно

Как искусство влияет на
человека? (Добавляет в его жизнь интонации, способность чувствовать, меняет его
даже внешне)

Какие качества раскрывает
искусство в человеке? (Положительные..см. в тексте)

Что должно давать
образование школьникам и студентам? ( Прежде всего духовную культуру)

Как привить школьниками
любовь к литературе? (Перестать использовать принудительные методы)

Всегда ли школа обогащает
литературой, поэзией, искусством духовную, эмоциональную жизнь
учеников?  (Нет, для множества школьников литература — самый
скучный, ненавистный предмет.

Как улучшить грамотность
учеников? (Орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры.
Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен. Ликвидируйте эту
безграмотность, и все остальное приложится.)

СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ
ЧУКОВСКОГО ПРО ДУШЕВНУЮ ЧЕРСТВОСТЬ МОЛОДЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

В данном тексте русский советский поэт, публицист, литературный
критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист
Корней Иванович Чуковский зло и возмущенно ставит проблему душевной глухоты
молодых читателей к художественной литературе.

Раскрывая проблему
читательской черствости, «душевного уродства», «нищенски бедной психической
жизни» молодых читателей, Чуковский рассказывает об одной студентке
педагогического вуза, которая читала Гоголя, не замечая «убийственной иронии,
сарказма и лирики», не откликаясь на красоту, не радуясь и не восхищаясь. А «словесные
фейерверки» Герцена студентка просто не заметила, «словно Герцен был
иностранный писатель, изъяснявшийся на неведомом ей языке».

Чуковский признается, что
пожалел девушку, как жалеют калеку.

Ведь, по мнению Корнея Ивановича, «человек,
не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не
прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом».

Чуковский считает эту девушку бездушным монстром, а всех людей, не переживших
эстетического восхищения искусством, душевными уродами, убогую психику которых
Герцен определял словом «тупосердие».

Совет

Причины такого положения
дел Чуковский видит в том, что и эту девушку, и многих других «юных питомцев» «никто
не научил» «восхищаться искусством — радоваться Гоголю, Лермонтову, сделать
своими вечными спутниками Пушкина, Баратынского, Тютчева».

По мнению Корнея Ивановича,
так происходит потому, что «главное качество, которое усваивают дети на уроках
словесности, — скрытность, лицемерие, неискренность». Школьников заставляют
любить тех, к кому они равнодушны, преклоняться перед теми, кто вызывает скучную
зевоту.

Кроме того, Чуковский уверяет, «что вульгарносоциологический метод»
все еще свирепствует в школе, что отменяет всякое живое отношение к искусству.

Чуковский убежден, что «все дело в отсутствии любви, в равнодушии, во
внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам, при помощи
которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному) творчеству наших
великих (и невеликих) писателей».

Таким образом, Корней Иванович
выносит приговор школьному преподаванию литературы и утверждает, что «без энтузиазма,
без жаркой любви» учителей и учеников «все такие попытки обречены на провал».

 Я, конечно, согласен с одним из самых
образованных и талантливых писателей ХХ века. Знатоку английской и американской
литературы, одному из самых издаваемых детских писателей, Чуковскому вопросы
образования и душевной культуры должны быть особенно явно видны.

Думаю, что примеры
подобной душевной черствости, читательского равнодушия знакомы многим
школьникам и учителям.

Многие классики школьной программы так и остаются
классиками, чужими и скучными: Пушкин – солнце русской поэзии, Тургенев – автор
выспренних фраз про русский язык, а Толстой – вредный седовласый старик.

Обратите внимание

Душевную неотзывчивость к искусству выказывает и знаменитый нигилист Базаров,
уверяющий, что Пушкин написал «Вперед, вперед за честь России».

Источник: http://litera865.blogspot.com/2017/06/blog-post_26.html

Ссылка на основную публикацию