Живой достоевский
«Живой Достоевский» — это эссе о Фёдоре Михайловиче, написанное с точки зрения простого читателя его произведений.
Актуален ли классик сегодня? И какая связь между Достоевским и современными интернет-мемами? И как средневековые предания о поедании младенцев и байкеры-доноры органов встречаются в сочинениях писателя? Об этом и многом другом читайте на страницах «Живого Достоевского».
195-летию Ф. М. Достоевского посвящается
В течение последнего года в моей жизни происходило нечто среднее между бурным романом и аскетической практикой. Дело в том, что уже давно я невольно считал себя поклонником Достоевского. То ли серый, туманный и мрачный Петербург заковал в свои чары, то ли надрыв, нерв произведений писателя незаметно подкупили меня.
Но в определённый момент я вдруг осознал, что моё увлечение Достоевским носит номинальный характер. Конечно же, я читал в гимназии «Преступление и наказание», смотрел экранизацию «Идиота» и даже начинал некоторые другие произведения.
Однако вдруг я осознал себя пойманным на том факте, что я не буду читать ничего иного, прежде чем не проглочу всего Достоевского!
По поводу «всего» я понял, что несколько погорячился, и решил остановиться на 12-томнике, который купил в «Букинисте» в пору студенчества. Тогда собрание всех романов, повестей и некоторых рассказов Фёдора Михайловича обошлось мне в две стипендии. Не зря же я их тогда потратил, подумал я, взял с полки первый том… и завертелось.
Сегодня мне кажется это непостижимым, но я действительно не читал ничего из художественной литературы – только Достоевский! Год – это целая пропасть времени, – скажете вы, – чтобы читать по одному тому в месяц. Но у меня вышло именно так. В каком-то смысле чтение Достоевского, с высоты приобретённого опыта, представляется мне иной раз не менее, как духовным обетом.
Возможно, так оно и было. Но и роман, о котором я упомянул в начале, тоже был. Произведению нужен читатель, но и читателю нужен текст. Только между ними и может проходить живой ток литературы. Так случилось и у меня с произведениями Достоевского: я ими восхищался, влюблялся, ссорился, иногда грустил, но практически всегда получал неизменное удовольствие от слога.
Заодно я открыл для себя Фёдора Михайловича с десятка различных сторон. Достоевский, натерпевшийся бедности и знающий цену рублю. Достоевский-эпилептик, герои которого бьются в падучей и спорят с чёртом. Достоевский-юморист, который оспорит пальму первенства с Щедриным или Гоголем.
Преступник, авантюрист, романтик, учёный, богослов и даже стилистический предшественник Ленина – всё это вряд ли могло уместиться в моём представлении о писателе, пока я не познакомился с его творчеством.
Вот этими наблюдениями, восхищением, удивлением и открытием я и хочу поделиться в своих дилетантских заметках.
Отзывы об эссе
«Спасибо за Вашу любовь к Достоевскому!» Игорь Волгин Президент Фонда Достоевского |
«Спасибо за эссе. В нём Достоевский — действительно — живой» Эрнест Цветков Студия психономики |
Источник: https://m-kozhaev.ru/dostoevskiy/
Сочинение по литературе. Мой достоевский
Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судьбой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь.
Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шестнадцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование, ссылка в Омский острог, потом солдатчина в Семипалатинске, смерть горячо любимого брата – все это не могло не повлиять на формирование взглядов писателя. “Сибирские повести”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”, “Записки из мертвого дома”, “Идиот”…
Каждое из произведений Достоевского несет на себе отпечаток его жизни. Но. для меня Достоевский – это прежде всего “Преступление и наказание”. Странный, необычный сюжет, загадки, намеки и сочетание реальности с миром греха и фантазий…
Наверное, наиболее интересен для меня образ главного героя. Яркая, неординарная личность, в которой сосуществуют любовь и ненависть, добро и зло. Раскольников борется за свою идею, не может смириться с жизнью, калечащей тех, кого он любит.
Нищета, безысходность, скука, нелепость бытия заставляют его задуматься о преступлении: “Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения…”
Весь роман соткан из противоречий: ложь и истина, теория и жизнь, смерть и возрождение, власть и бесправие, грех и праведность, преступление и наказание. Читая “Преступление и наказание”, погружаешься в мир переживаний, мыслей и чувств героя. Создается странное ощущение нереальности происходящего. Время словно исчезает, оставляя в душе пустоту.
Свою теорию Раскольников изложил в статье “О преступлении”: “Я только в главную мысль мою верю.
Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…
Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать… Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…
” В три последние перед преступлением дня в душе Раскольникова происходит ожесточенная борьба: между идеей и совестью. Полуобморочное состояние героя передается читателю. Словно находишься на грани жизни и смерти; действительность, реальность отодвигаются, невольно заражаешься тем психозом, который владеет героем. Дальнейшие действия происходят словно во сне.
Мысли путаются с видениями, так же, как и в голове Раскольникова. Невольно следишь за тем, что будет дальше, затаив дыхание. Такое сопереживание герою и даже соучастие читателя в совершении страшного, бесчеловечного и кровавого преступления (так натуралистически описанного Достоевским) свидетельствуют о высочайшем мастерстве писателя, о знании человеческой души в самых страшных ее проявлениях.
Достоевский показывает психологическое состояние своего героя перед преступлением, а также шаг за шагом следит за тем, как чудовищный, первоначально фантастический план воплощается в реальность, в действие, в поступок.
Последними шагами на пути к преступлению бывшего студента Раскольникова, “задушенного бедностью”, стали история Сони, рассказанная “пьяненьким” Мармеладовым в трактире; письмо матери о Дунечке, сестре, “всходящей на Голгофу”; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Раскольников отделяется, преступает вечные нравственные законы.
Убийство старухи – единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства…”
И далее весь роман — путь от идеи. Наказание Раскольникова — в неспособности подтвердить идею, в невозможности быть верным своему идеалу. Он наказан. Но в этом, по мысли, автора, и его спасение.
Если бы вынес муки совести, не сознался, не донес на себя (а ведь доказательств-то преступления Раскольникова не было, кроме одной догадки Порфирия Петровича), кем бы оказался Раскольников? Подобным Лужину и Свидригайлову? И признание Раскольникова, как он думает, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества (не к тому разряду людей причислил себя, не смог, сломался). Когда он идет на перекресток (по совету Сони) и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его “цельное, новое, полное ощущение”: “…каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием…” И будто видишь, как перерождается душа героя, отступает мука, болезнь, сумасшествие, добро торжествует над злом. В Раскольникове побеждает его человеческое начало, его бесчеловечная, рассудочная теория терпит крах.
Ф. М. Достоевский – очень сложный писатель.
Чтобы до конца понять, осмыслить его произведения, надо не просто прочитать (пусть даже не один раз), но вжиться в образы, поставить себя на место героев, проникнуться их переживаниями.
Герой Достоевского – прежде всего личность, индивидуалист, живущий в своем мире. Может быть, именно это и привлекает: своеобразное, необычное восприятие жизни, не понятность и одиночество.
“Преступление и наказание” — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: “униженные и оскорбленные”, “маленький человек”, искания человеческой души, вера и неверие, теория и жизнь, добро и зло.
Но именно тема исканий человеческой души делает “Преступление и наказание” особенно интересным для каждого человека лично. Каждый, читающий этот роман, невольно проводит аналогию между преступлением главного героя, его идеей, последующим отказом от нее и какими-то своими поступками, мыслями, честолюбивыми желаниями.
Вообще, роман “Преступление и наказание” — моралистическое произведение (как, впрочем, и “Идиот”, и “Братья Карамазовы”), Если придерживаться теории о том, что в душе человека сосуществуют и борются два начала. Бог и Сатана, то главные герои романов Достоевского — доказательство такой борьбы.
Центральным конфликтом “Преступления и наказания” является борьба Иисуса и Антихриста внутри Родиона Раскольникова, заканчивающаяся поражением темных сил.
По моему мнению, религиозность романов Достоевского — это, скорее, недостаток (хотя, безусловно, они потеряют большую часть своеобразия и уникальности, если их лишить этой черты), так как она не дает человеку (и читателю, в частности) другой альтернативы, помимо пути греха (убийство для Раскольникова, разврат для Сони) и пути покаяния и полного отречения от честолюбивых идей и грандиозных планов и замыслов (Раскольников, например, хотел осчастливить ни много ни мало – все человечество!).
Мне не дает покоя вопрос: неужели идея Раскольникова несостоятельна во всем? Не она ли есть принцип жизни людей сейчас? Плохо ли то, что человек стремится “вверх”, к подвигам, к славе, к известности? Ведь, в самом деле, именно такие люди движут ходом истории.
Забудем навязшие в зубах имена Наполеона и Цезаря, вспомним замечательных мореплавателей и исследователей Магеллана, Беринга, Кука, Колумба; великих ученых: Коперника, Галилея.
Последние не раз подвергались гонениям той же церкви, которая осуждает гордыню Раскольникова и Катерины Ивановны, не желающих покорно терпеть тяготы существования до конца своих дней.
Первый смирился, затих (на то указывает Евангелие под подушкой), вторая наказана за свою непокорность, нежелание покаяться даже перед смертью (“если Бог хочет покарать человека, он делает его безумным”). Но не затушит ли обращение Раскольникова к религии горящих угольев его души?
Я считаю, что “парру епд” романа “Преступление и наказание” – это не объединение Сони и Раскольникова после того, как они искупили свои грехи, а действительное, реальное счастье Дуни и Разумихина. Вот люди, знающие свою цель в жизни, имеющие конкретные планы на будущее, сохранившие огонь в душе для преодоления дальнейших испытаний.
Мне кажется, что будущее Раскольникова, как его обрисовывает нам Достоевский, – слишком печальная участь для такой яркой, оригинальной и неординарной личности, такого умного, действительно умеющего мыслить человека. А Соня, конечно, добрая, религиозная девушка, преданная
Родиону. Но если верить в возрождение его души, то вряд ли Соня будет подходящей спутницей жизни для Раскольникова.
Возможно, что Родион Раскольников потерпел окончательное поражение, но можно ли сказать то же самое о его идее? По моему мнению, Достоевский оставляет ей право на существование с условием, хорошо сформулированным в “Братьях Карамазовых”: счастье не может быть построено, если в его фундамент заложены слезы хотя бы одного ребенка.
Идея, развенчанная Достоевским в “Преступлении и наказании”, с моей точки зрения, хороша тем, что дает человеку силы для свершения действительно великих и действительно славных дел, преодоления трудностей этой жизни во имя счастья собственного и общечеловеческого.
Произведения Достоевского помогли мне более ясно понять свою цель, возможно, подкорректировали мой взгляд на поступки людей.
Я, конечно, не могу назвать себя истинно верующих человеком, но даже полного атеиста не может не тронуть простая мораль произведений Достоевского: находясь среди греха, храни свою душу от него, поступай по совести, будь в согласии с самим собой.
Таким образом, традиционно определяемый как “темный”, “тяжелый” автор, Достоевский преследовал ту же цель, что и другие писатели: сделать мир лучше, сделать мир добрее.
Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1582.html
Достоевский федор михайлович
Достоевский Федор Михайлович |
Достоевский Федор Михайлович считается одним из великих русских писателей, его книги являются частью мировой литературы. В дополнение к 35 романам, он оставил миру, большое количество рассказов. Он особенно прославился такими работами как “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”.
9 февраля 1881 года автор умер в городе Санкт-Петербурге. Творчество Достоевского пронизано философскими соображениями и психологическими проблемами: его большие темы включают в себя свободную волю, добро и зло, счастье и поиски Бога, человеческих страданий и нищеты. Ему пришлось пережить в своей жизни некоторые несчастья, которые он лично преодолевал как писатель.
Произведения Достоевского вдохновили многих других писателей и мыслителей. Известные авторы, такие как Эрнест Хемингуэй, Джеймс Джойс, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, называли Достоевского духовным отцом для своей работы.
Достоевский был в поисках глубины человеческой души. Его романы зачастую представляют собой непримиримые противоположности. Достоевский пережил много ситуаций описанных в его книгах, что делает его стиль письма часто пугающе реалистичным.
Психологические и духовные кризисы своих героев он описывал в большей части с личного жизненного опыта.
Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в городе Москве, Россия. Его семья принадлежала к среднему классу. У него было два брата и три сестры. Его отец, который работал врачом в одной из московских больниц, был очень строг со своими детьми. Мать Достоевского умерла, когда ему было 16 лет.
В течение нескольких лет, Достоевский Ф.М. учился на дому, позднее он пошел в частную школу. В детстве он любил книги русского писателя Николая Гоголя, и французского писателя Оноре де Бальзак. В возрасте девяти лет, он пережил свой первый эпилептический припадок – это болезнь не отпускала его всю жизнь.
После потери матери, отец отправил Федора, и одного из его братьев в Санкт-Петербург, где они учились в “Военном инженерно-техническом университете”. 1839 году, два года спустя, Федор потерял отца. Даже эта драматическая смерть была в сочинениях Достоевского.
В университете Достоевский проходил подготовку в качестве инженера, но курсы ему давались с трудом. Вместо основной учебы, он был очень заинтересован в литературных событиях университета. Спустя некоторое время Достоевский принял решение стать писателем и в 1843 году покинул университет и по специальности инженера никогда не работал.
Впервые Достоевский опубликовал не собственные тексты, а перевел книгу своего любимого французского писателя Бальзака на русский язык.
Роман “Евгения Гранде”, появился в 1844 году в переводе Достоевского в Санкт-Петербурге, опубликованный местным журналом. В возрасте 23 лет Достоевский, наконец, опубликовал свою первую книгу, которая называлась «бедняк».
Эта книга описывает пример повседневной жизни бедных русских людей, и отражает критически социальные условия того времени.
Труды Достоевского “Бедные люди” прочитал влиятельный литературный критик Виссарион Белинский, который сразу же был поражен талантом молодого писателя. В русских литературных кругах заговорили о Достоевском. Некоторое время он был членом литературного кружка при Белинском.
Следующие книги Достоевского – “Двойник”, “господин Прохарчин» и «хозяйки» – скорее негативно оценили, и вытащили автора обратно из круга.
Вскоре после этого, в 1848 году Достоевский, присоединился к группе молодых интеллектуалов, группа называлась “Петрашевский кружек” – названа в честь основателя Михаила Буташевича Петрашевского. В указанной выше группе проводили оживленные дискуссии о политике и литературе. В то время, такие группы были запрещены в России.
В апреле 1849 года члены группы, в том числе Достоевский были арестованы и осуждены как политические заговорщики. Достоевский и его товарищи были приговорены к смертному казни, которая должна состояться вначале 1850-х годах в виде расстрела. В последний момент царь Николай I.
помиловал обвиняемых и изменил наказание в четыре года ссылки и каторжных работ в Сибири.
Опыт тюремного заключения и штраф в виде жесткого труда, и особенно счастливая удача избежать смерти, Достоевский записал в своей памяти для всей своей будущей жизни. В ряде своих книг он описывает психическое состояние человека на грани смерти.
Например, в своей знаменитой книге “Записки из Мертвого дома” (1862 г.) изображает тюремную жизнь на основе собственного опыта, по роману герой произведения находится в лагере сибирской тюрьмы. Достоевский был очень заинтересован во внутренних причинах и мотивах человеческого преступления. Большинство осужденных были выходцами из низших слоев общества, чьи жизни освещены Достоевским в его книгах.
Но насколько точны мнения и чувства автора в годы плена? Достоевский отказался от своих бывших политических взглядов и теперь убежден, что спасением для него может быть найдено только в страдании и в вере. Из этого отношения все его поздние книги и взяты.
В 1857 году Достоевский отбывал часть своего наказания в виде военной службы, где он и женился на своей первой жене Марией Исаевой. Вместе с ней он вернулся в 1859 году обратно в Санкт-Петербург. Он публикует вместе с братом Михаилом литературный журнал под названием “Время”.
В нем он выразил свою идею общества, которая основана на нравственных ценностях и социально-политическом порядке в государстве.
В 1862 году он отправился в долгое путешествие по Европе, где он играл в казино и азартные игры. После запрета издания «Время» в России в 1863 году, он опубликовал новый журнал “эпоху”. Среди прочего в 1864 г.
появились его работы “Записки из подполья”. В 1864 году у Достоевского умер брат Михаил, также финансовым положением писатель теперь стал беспокоиться.
Его покойный брат, оставил жену и детей ничего больше кроме долгов.
Достоевский однажды уехал в Европу, чтобы там потратить последние сбережения. Ранее он подписал контракт на новый роман, который он должен закончить в течение двух лет.
В свою очередь, издатель книги дал ему достаточно денег, а также для погашения своего долга.
Контракт был крюком для писателя, в том случае если Достоевский не напишет книгу в согласованные сроки, права на все его книги должны будут переданы издателю.
Анна Сниткина и великие романы
В 1864 году Достоевский начал работу над произведением “Преступление и наказание”. В 1866 году, близко подошли угрожающие сроки контракта на роман «Игрок», но он все еще работал над произведением “Преступление и наказание”.
Для того, чтобы не нарушить контракт, у него была хорошая идея написать книгу под диктовку. Для этого он нанял 19-летнею студентку Анну Сниткину, и в течение одного месяца роман “Игрок” был продиктован. В последний день срока действия договора, Достоевский сдал роман издателю.
В том же году, “Преступление и наказание” было окончательно завершено.
Сотрудничество с Анной Сниткиной не обошлось без последствий и в 1867 году, она стала второй женой Достоевского. Вместе с ней, он выехал снова в Европу. В последующие годы за границей у них были как финансовые, так и эмоциональные трудности. Тем не менее, Достоевский писал большие книги, такие как “Идиот” (1869 г.) и “Бесы” (1872 г.).
Вернувшись в Россию, Достоевский стал ответственным за еженедельный журнал «Гражданин». Он был отцом четверых детей, однако двое его детей умерли в детстве. В 1877 г. Достоевский опубликовал при поддержке своей жены другой журнала под названием “Дневник писателя”.
В 1878 году у Достоевского умер любимый сын Алексей (он называл его “Алеша”), что у него вызвало сильную депрессию.
Анна Достоевская оказывала большую помощь своему мужу, она знала его трудный, а иногда вспыльчивый характер, принимала его пристрастия, и помогала ему во время депрессивных эпизодов или в сопровождении жизненных кризисов.
Последние годы жизни Достоевский посвятил самой обширной и, возможно, самой важной книге “Братья Карамазовы”, которую он закончил в 1880 году. В то время, Достоевский был уже известным и уважаемым писателем.
“Братья Карамазовы” был последним романом Достоевского, ибо он умер 9 Февраль 1881 г. (28 января) причина смерти кровоизлияние, возможно, в сочетании с эпилептическим припадком. Он был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
По всей России оплакивали одного из великих авторов – 60.000 человек отдали ему последний долг.
Его жена Анна продолжала жить и спустя 36 лет до большевистской революции в 1917 году, она умерла от разложения желудка, отправившись в драматический путь. Печальный конец для женщины, без которой большинство великих романов Достоевского, вероятно, никогда бы небыли написаны.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2012/11/blog-post_23.html
Сочинение на тему: “Творчество Достоевского”
Творчество Достоевского
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.
Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.
Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей.
Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте.
В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся, то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости, — души, полюбившей боль, потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.
В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный, искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, — и непрочность, обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.
Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями.
Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни.
Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.
Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник Белинского.
Его духовное и литературное развитие и далее могло бы продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям, обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически – жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью: каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых десять лет он был выброшен из жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил Лермонтова, затравил Гоголя.
Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы, с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой. Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой природе человека, в способности человека своими силами, своей разумной волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, — в жестокой постоянной борьбе с самим собой.
По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего, испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми противоречиями жизнь большого капиталистического города.
А вскоре к этому бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко выражена в “Подростке”.
И он еще более утвердился в своей проповеди о том, что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от соблазнов сатанинской власти денег надо всем.
Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина, — Достоевский потерял единственную возможность помочь униженным и оскорбленным выбраться из мрака. Впитав в свою душу страдания человечества, Достоевский склонился перед их беспредельностью, выбраться из мрака.
Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861 года, увидев в ней подтверждение своей веры в “народность”, внесословность самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути.
Вопреки присущей ему иронии, Достоевский оказывался способным к маниловским идиллиям, над которыми, видимо, сам горько смеялся. В своих статьях он развивал сладостные картинки единения всех сословий под сенью престола.
И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием самых разнообразных противоречий, как Достоевский.
Защита дела реакции и вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого художника живой жизни против лживых реакционных схем.
К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III. Он стал другом лидира дворянской реакции К.
Победоносцева, обер — прокурора “святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и коварного душителя всего живого и честного на Руси. Достоевский писал свой последний роман “Братья Карамазовы”, прислушиваясь к советам этого обер — лакея царей.
Автор “братьев Карамазовых” считал своей целью в романе как можно больнее поразить богопротивный лагерь революции. Но он создал в этом произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова.
А в образе Смердякова писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой литературы.
Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев, занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна связана с коренной темой всего его творчества.
Кризисная эпоха ломки представлялась Достоевскому страшной эпохой утери всех моральных принципов, эпохой свободы для всего – для любых преступлений, для попирания всего святого.
Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и других персонажей Достоевского.
Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог примириться с существовавшей действительностью.
Он имел действительное право, заработанное всем его трудом, высказать обобщающую формулу своего творчества: — Мне не нравится лик мира сего! Он поставил в своих образах немало больших, острых вопросов перед человечеством.
Он ввел в литературу целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей.
Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность, болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном неустройстве человека и человеческой жизни.
Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы.
В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических, демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым центром революционного движения в России второй половины сороковых годов. В сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло Достоевского. Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он мечтал об уничтожении крепостного права. Он хотел свободы для печати, для литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским правительством.
Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания, идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях гениального русского и мирового художника.
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-dostoevskogo
Федор Достоевский: великий русский писатель-мыслитель
Федор Достоевский – выдающийся русский мыслитель-гуманист, творчество которого пронизано чувствам любви к человеку и невыразимой боли за него. В художественном развитии человечества тяжело назвать другого писателя, которого бы столько читали.
И нет в истории мировой литературы другого художника, творчество которого было бы таким противоречивым, а биография такой драматичной. Не знала литература и подобного наследия, вокруг которого происходили бы такие горячие дискуссии, идеологические битвы, которые начались еще при жизни автора и продолжаются и сегодня.
По природе своего индивидуального таланта Достоевский вошел в историю литературы как художник трагедийный, беспредельно чувствительный к тончайшим человеческим переживаниям.
Своими произведениями он будто говорил современникам и будущим поколениям: в этом жестком мире все так позорно и страшно устроено, что человек вынужден беспредельно страдать. И до него никто в мировой литературе не мог с такой силой изобразить эту безмерность человеческого страдания.
Жил он в чрезвычайно сложное и жестокое время, наполненное исключительно драматическими событиями. И сам был фигурой очень сложной и противоречивой. В письме к Фонвизиной (февраль, 1854) он писал: “Я скажу вам о себе, что я – дитя столетия, дитя уныния и сомнения до этого времени и даже (я знаю это) до могилы.
Каких ужасных мучений стоила и стоит мне теперь эта жадность верить, которая тем более сильна в моей душе, чем больше во мне доказательств противоположных”. Родился Федор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве.
Его отец работал врачом в Марийской больнице для бедных, на территории которой прошли детские годы мальчика.
С детства он познал, а со временем и разделил жизнь и мысли “бедных людей”, что станет одной из ведущих тем в творчестве писателя. С надеждой вывести сына “в люди” отец против воли везет его в Петербург и устраивает слушателем Главного инженерного училища. Со временем писатель скажет, что это “была ошибка”. Его влекла литература.
Свой творческий путь он начал повестью “Бедные люди” (1846), которая была одобрительно воспринята Некрасовым и Белинским, которым понравилось изображение в ней социальной трагедии “маленького человека”. Повесть принесла автору популярность. Успех был чрезвычайным, его приглашают в петербургские литературные салоны. Состоялось знакомство с И.
Тургеневым и многими выдающимися художниками и критиками того времени.
Но следующие его произведения: “Двойник” (1846), “Хозяйка” (1847), “Белые ночи” (1848), “Неточка Незванова” (1849) – не были приняты критикой. Разрыв с Белинским совсем не означал перехода Ф. Достоевского на реакционные позиции. Стараясь осмыслить идеи социалистического и коммунистического общества в России писатель сблизился с кружком Петрашевского.
На заседании кружка петрашевцев Достоевский читал открытое письмо В. Белинского к Н. Гоголю, которое было официально запрещено. После ареста петрашевского кружка 23 апреля 1849 года Достоевскому были предъявлены обвинения в распространении запрещенного письма и вынесен приговор к смертной казни, но за несколько минут до смертной казни ее отменили по высокому распоряжению.
Эти десять страшных минут ожидания смерти вошли в творчество писателя как символ человеческих страданий. Писателя ожидали новые испытания. В Рождественскую ночь его сильно избили и этапом отправили в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, дальше – солдатчина в Семипалатинске. В конце 1859 г. Федор Достоевский возвращается в Петербург, где выступает на литературных вечерах.
Пребывание в ссылке привело к коренным изменениям в мировоззрении Ф. Достоевского.
На протяжении 1859-1865 годов сформировалась новая система идей на основании осмысления уроков каторги и революционной ситуации в России.
Этот период литературного творчества писателя называют “вторым дебютом”, к которому относятся такие произведения: “Записки из Мертвого дома” (1861-1862); “Зимние заметки о летних впечатлениях” (1863); “Записки из подполья” (1864). Можно сказать, что Достоевский с 40-х годов вернулся из Сибири сразу в годы 60-е.
В России за это время произошли большие социальные и политические изменения. Ширилось революционно-демократическое движение, возглавляемое Чернышевским, Добролюбовым, Некрасовым. На эти годы приходится возвращение из ссылки Шевченко, который вместе с русскими друзьями выступает против царского деспотизма, крепостничества.
Достоевский сразу же начал активную литературную и общественную деятельность. Вместе с братом Михаилом он организовал и издавал журналы “Время” (1861-1863) и “Эпоха” (1864-1865), в которых печатались произведения не только Достоевского, а и других известных писателей того времени.
В журнале “Время” писатель выступает против революционно-демократического движения, пропагандирует идею христианства, “покорности” русского народа (идеи революции ему чужды). Со временем свои идеи писатель отстаивает и в журнале “Эпоха”.
В 1862-1863 годах писатель, осуществляя заграничные странствия, интересуется европейской жизнью, людьми, их бытом и обычаями.
Выходят в свет “Зимние заметки о летних впечатлениях” (1863), “Записки из подполья” (1864), которые намного опередили проблематику и образную систему последующих романов. До 1865 года у Ф.
Достоевского сформировалась новая система идей, которая нашла свое литературное воплощение в романах, которые еще называют “великой пятикнигой: “Преступление и наказание” (1866), “Идиот” (1868), “Бесы” (1870-1872), “Подросток” (1874-1876), “Братья Карамазовы” (1878-1880).
Творчество – это жизнь Достоевского. Он реализует свой давний замысел – роман “Преступление и наказание”, который с января 1866 г. начинает печататься в “Русском вестнике” и приносит автору мировую славу. Долги и кредиторы заставили писателя поехать в Европу, где были написаны выдающиеся романы “Идиот” и “Бесы”.
Но вне родины Достоевский не мог долго жить и работать, и он возвращается в Россию. С 1873 г. начинает работать над “Дневником писателя”. Сначала произведение печатают в журнале “Гражданин”, а с 1876 г. оно выходит самостоятельным изданием. Его художественная форма уникальная.
Наряду с публицистическим, литературно-критическим материалом здесь содержатся “сюжеты” из жизни современной действительности, а также художественные произведения, “дневниковая проза”: “Бобок”, “Сон смешного человека”, “Мальчик у Христа на елке” и др. В 1875 г.
выходит роман “Подросток”, в котором отображены главные философские, социальные и духовные поиски писателя. К автору славных романов пришло общее признание: он был известен в России и на Западе.
Но здоровье писателя ухудшалось, давали знать о себе каторга и тяжелые годы борьбы за жизнь и творчество. В 1879-1880 годах Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, последним произведением, которое осталось незавершенным. 9 февраля 1881 г. Достоевский умер.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Федор Достоевский: великий русский писатель-мыслитель
Другие сочинения по теме:
- Ф. М. Достоевский. Краткая биография с 1867 года Ф. М. Достоевский. Краткая биография с 1867 года В октябре 1866 года, Достоевский обратился к стенографистке (Анне Григорьевне Сниткиной) ,…
- Как могло случиться, что русский писатель оказался в эмиграции? Решением парткома Союза писателей Украины В. П. Некрасова исключили из партии. Для него это было ударом – он вступил в…
- Николай Гоголь (1809-1852) – русский и украинский писатель. Влияние украинской культуры на развитие его творчества Цель: познакомить учеников с Н. Гоголем, писателем и личностью; выяснить влияние украинской культуры на развитие его творчества; формировать умение коротко,…
- Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Достоевский Ф. М Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный…
- Достоевский и немецкий экспрессионизм как особая историко-литературная проблема Воздействие Достоевского на искусство и литературу экспрессионизма – сложная проблема, так как интерес к подлинной идейной и художественной проблематике Достоевского…
- Иван Вишенский – мыслитель, богослов, полемист Иван Вишенский родился в г. Судовая Вишня (Львовская область). Сведений об этой фигуре осталось немного. Известно, что жил на Галиции,…
- Достоевский и немецкая и проза XX века Знакомство с Достоевским сыграло в 1890-1900-е годы большую роль не только для идейного и художественного самоопределения того поколения писателей, которое…
- Сочинение размышление: Достоевский наш современник Выступая на похоронах Некрасова, Достоевский сказал: “Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывающаяся рана эта и…
- ФЕДОР ПАВЛОВИЧ КАРАМАЗОВ “Братья Карамазовы” – бесспорно, самая замечательная, самая глубокая, но, если угодно, и самая загадочная из книг, написанных Достоевским. Художественное мастерство…
- Достоевский и роман-трагедия …Ужас и мучительное сострадание могущественно поднимает у нас со дна души жестокая (ибо до последнего острия трагическая) муза Достоевского, но…
- Теория Родиона Раскольникова: “тварь дрожащая” и “право имеющий” Преступление и наказание Достоевский Ф. М Теория Родиона Раскольникова: “тварь дрожащая” и “право имеющий” Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,…
- Достоевский – художник человеческой бездонности (Бердяев) В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском “талант необыкновенный и самобытный”, который “резко отделился от всей толпы…
- СЛОВО О ЛЮБИМОМ ПИСАТЕЛЕ (Ф. М. Достоевский) Русская литература XX века чрезвычайно богата в полном смысле этого слова бессмертными произведениями.. Произведениями непохожими, но, несмотря на это, одинаково…
- Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания Роман “Преступление и наказание” Ф. Достоевского антибуржуазный по своему смыслу. Собственно антибуржуазная тематика становится магистральной в эпоху реализма у В….
- Достоевский – один из самых ярких выразителей “петербургского дна” В его произведениях мы не найдем изображений природы, которые так восхищают нас у Тургенева и Толстого. Действия большей части его…
- Жизнь и творчество: писатель-реалист Диккенс Чарльз Английский писатель-реалист, известнейший представитель социально-бытовой прозы XIX столетия. Честертон отмечал, что Диккенс имел два больших таланта – умение писать смешное…
- Пушкин – великий сын России Изучая литературное наследие Пушкина, мы невольно прослеживаем его жизненный путь, так как каждое его произведение связано с определенным периодом биографии…
- Блок – великий поэт Большевизм Блока не был ортодоксальным марксистским коммунизмом, но все-таки большевиком он стал не случайно. Большевистская революция со всеми ее ужасами…
- Мильтон, мыслитель-гуманист Примечательны в поэме мотивы неповиновения первых людей деснице божьей: вкусить запретный плод побуждает Еву неуемная жажда знания. Адам же совершает…
- Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер Великий немецкий поэт Фридрих Шиллер, автор известных драм “Разбойники”, “Коварство и любовь”, “Дои Карлос”, “Валленштейн”, “Мария Стюарт” и “Вильгельм Телль”,…
Источник: https://ege-russian.ru/fedor-dostoevskij-velikij-russkij-pisatel-myslitel/
Биография Достоевского – Сочинение
Ф.М. Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве в семье штабного лекаря. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был потомком старинного великорусского рода бояр Ртищевых.
Мать, Мария Федоровна Нечаева, происходила из обеспеченной купеческой семьи, разорившейся в 1812 году. Она была очень религиозной, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их Ветхому и Новому Завету. Кроме того, она любила литературу, обладала даром слова.
В доме родителей читали вслух «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, стихотворения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
В 1832 году Федор и его старший брат Михаил начали заниматься с учителями, с 1833 года — обучались в пансионах. Свои отроческие впечатления от жизни в пансионе Достоевский запечатлел позже в романе «Подросток».
В 1837 году умерла Мария Федоровна, и вскоре отец отправил Федора, и Михаила в Петербург для дальнейшего обучения. А в 1839 году в семье умер отец. Федор к тому времени учился в Главном инженерном училище в Петербурге. По окончании училища служит в Петербургской инженерной команде.
Но в 1844 году подает в отставку, решив зарабатывать литературным трудом. Первые пробы пера — не дошедшие до нас драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Они были написаны в начале 40-х годов. В 1846 году Достоевский издает свое первое сочинение — повесть «Бедные люди».
Она была опубликована в «Петербургском сборнике» Некрасова и получила восторженную оценку Белинского.
Вскоре Достоевский входит в кружок Белинского, однако чувствует себя там неуютно: многие подсмеивались над молодым писателем, да и сам критик иногда о его творчестве отзывался резко. С весны 1847 года Достоевский стал посещать собрания кружка М.В. Петрашевского.
В апреле 1849 года Достоевский прочитал на собрании петрашевцев знаменитое письмо Белинского к Гоголю. На собрании присутствовал провокатор. И вскоре Достоевский вместе с другими участниками кружка был арестован и заточен в самом страшном застенке Петропавловской крепости, где пробыл 8 месяцев.
Его приговорили к смертной казни, но затем приговор был заменен каторгой на четыре года с последующим разжалованием в рядовые. Церемония казни состоялась 22 декабря (по старому стилю) 1849 года в 8 часов утра на Семеновском плацу в Петербурге.
О том, как это было, Достоевский рассказал через 18 лет в романе «Идиот»: «Этот человек был взведен вместе с другими на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление.
Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет». Помилование, дарованное писателю, гласило: «Сослать в каторжную работу на четыре года, а потом рядовым».
В ночь с 24 на 25 декабря (по старому стилю) 1849 года он был отправлен в Сибирь, в Омский острог. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. Впечатления этих лет легли в основу «Записок из мертвого дома» (1860-1862).
После освобождения, в 1854 году он служит рядовым в Семипалатинске, в конце 1855 года получает чин унтер-офицера, а через год — прапорщика. Писателю оказывает поддержку барон А.Е. Врангель, который ходатайствует за него в Петербурге.
И в 1857 году Достоевскому возвращают дворянство, он получает возможность выйти в отставку и уехать в Россию.
В Семипалатинске Достоевский познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, возник роман. Однако она была замужем за губернским секретарем А.И. Исаевым. После смерти мужа, в 1857 году, Мария Дмитриевна и Достоевский обвенчались.
В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе вышли в 1859).
Летом 1859 года писатель переезжает в Тверь, а в конце того же года едет в Петербург, где вместе с братом Михаилом издает журнал «Время» (вскоре был закрыт), затем — журнал «Эпоха» (закрыт в 1865 году). В 1860-1861 годах он пишет роман «Униженные и оскорбленные».
В 1862 году Достоевский впервые едет за границу, он посещает Париж, Лондон, Женеву. В 1863 году состоялась вторая заграничная поездка, во время которой он познакомился с А.П. Сусловой. Впечатления от этого знакомства, игра в рулетку в Баден-Бадене, во время которой он проиграл все свои сбережения и деньги А.П.
Сусловой, — все эти события легли в основу романа «Игрок» (1866).
В апреле 1864 года от чахотки умерла жена писателя Мария Дмитриевна, а вскоре — старший брат, Михаил. Достоевский очень тяжело переживал смерть близких людей. У него возникло много долгов, нужно было помогать семье покойного брата и содержать своего пасынка, сына Марии Дмитриевны. В этот период он сближается со своей стенографисткой А.Г.
Сниткиной, которая поддерживала его в трудные минуты. В феврале 1867 года он обвенчался с А.Г. Сниткиной и вместе с ней уехал за границу, где пробыл более четырех лет. И в Баден- Бадене история вновь повторилась — Достоевский вновь все проиграл в рулетку, даже платья жены.
Однако после этой истории он дал обещание жене — больше никогда не играть.
Вскоре в Женеве у них родился ребенок, который, к несчастью, прожил всего три месяца. Затем Достоевский живет в Вене, в Милане. В 1869 году в Дрездене, родилась дочь Любовь. А затем в 1871 году в Петербурге — сын Федор. Дела семьи стали потихоньку налаживаться. С 1873 года Достоевский становится редактором газеты-журнала «Гражданин», в котором публикует свои очерки, фельетоны, рассказы.
60-70 годы — время больших творческих поисков в жизни писателя. В 1863-1864 году Достоевский пишет повесть «Записки из подполья», которая становится важной вехой на пути к большим романам.
В 1865-1866 годах он работает над романом «Преступление и наказание», в 1867-1868 годах написан роман «Идиот», в 1871-1872 годах — роман «Бесы», в 1875 году — роман «Подросток», в 1979-1880 годах — роман «Братья Карамазовы».
В последние годы жизни он работает над «Дневником писателя», в 1877 году становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В последние годы жизни Достоевский страдал эмфиземой. Умер он 9 февраля 1881 года. Похоронен был в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Здесь искали:
- сочинение про достоевского
- биография достоевского
- сочинение о достоевском
Источник: http://Sochineniye.ru/biografiya-dostoevskogo/
Мой Достоевский
Все произведения Федора Михайловича Достоевского по праву заслуживают внимания читателя. В великолепной плеяде писателей XIX в., среди которых ярко выделяются имена Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, И. А. Гончарова, Ф. М.
Достоевский, по моему мнению, может занять почетное первое место.
До глубины души потрясают и заставляют задумываться его бессмертные произведения «Бедные люди», «Идиот», «Бpатья Каpамазовы» и, конечно, «Пpеступление и наказание»!
Замечательно, что появился такой шанс выpазить сугубо личные мысли о твоpчестве моего любимого писателя – Ф. М. Достоевского. В детские и юношеские годы Достоевский страстно любил читать – Библию, произведения Н.
М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, особенно увлекался творчеством А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. По признанию писателя, смерть Пушкина потрясла его едва ли не больше, чем кончина матери.
Чеpез весь pоман кpасной нитью проходят вопросы: как спасти «униженных и оскоpбленных? как освободить общество от власти зла и несправедливости?
Перед нами сразу же возникает образ Раскольникова, втиснутого в рамки убогого прозябания, задавленного еще в большей степени, чем все остальные герои Достоевского, из-за природного ума и высокой восприимчивости.
Hам пpеподносится социальная основа пpеступления Pаскольникова.
Выявляются вся нищета, бедность и ничтожность существования Pас-кольникова, а также его сестры Дунечки, образованной девушки, вынужденной пойти в гувеpнантки к детям Свидpигайлова.
Pаскольников узнает о жизни Сонечки «по желтому билету». Мысль о том, что эти люди – жеpтвы обстоятельств, не оставляет равнодушным никого. Pаскольников не может и не хочет миpиться с этой неспpаведливостью, но и спасение одного человека не пpинесет ему покоя.
В произведении присутствуют философские размышления над идейной подоплекой пpеступления Pодиона Pаскольникова. Раскольников, одержимый собственной теорией, считает, что людей можно поделить на две гpуппы – на «тваpей дpожащих» и на «пpаво имеющих».
Пpедставители пеpвой гpуппы не пpизнают и не желают зла никому. А люди из втоpой гpуппы могут идти на pазличные пpеступления, pатуя за спасение «униженных и оскоpбленных». Pаскольникову остается лишь пpовеpить, достоин ли он пpинадлежать ко втоpой гpуппе.
По моему мнению, Достоевский не пpиемлет теоpию Pаскольникова, да и сам герой в душе понимает всю порочность своей идеи, однако разум проповедует иное. Ожесточенная борьба разума с духом и составляет трагедию Родиона Романовича.
Если наяву Раскольников пытается заглушить голос совести, то во снах верх берет его подсознание, в котором запечатлено истинное отношение героя к своей теории. Как же можно пpокомментиpовать эти сны? По-моему, каждая каpтина сна уносит нас далеко от стpашной теоpии.
В пеpвом сне о лошади Достоевский пpедставил зло вокpуг Pаскольникова в виде пьяных мужиков. А пpотест мы видим и воспpинимаем как кpик pебенка, сильный, но в то же вpемя недостаточный для изменения окpужающего миpа.
Втоpой сон повествует нам о том, что зло не уничтожить злом! Тpетий же сон говоpит о том, что если все люди пpевpатятся в «пpаво имеющих», то миp захлебнется в кpови.
Сон посетил Pаскольникова уже на катоpге и помог отказаться молодому человеку от его ужасной теоpии.
Хотелось бы заметить еще одну интеpесную деталь pомана. Автоp показывает пpотивопоставление «убийцы и блудницы». Судьбы Сонечки и Pаскольникова можно назвать в чем-то похожими. Только почему же у одной в душе после всей грязи царят спокойствие и гармония, а душа другого разрывается от метаний и сомнений?
Думаю, ответ на этот вопрос заключается в том, что Сонечка постоянно жертвует собой ради ближних, да, собственно, и само ее грехопадение – не что иное, как очередная жертва во имя страждущих.
Раскольников же одержим честолюбивыми помыслами. Достоевский показал оба пути, но не сделал ни одного вывода о верности или неверности этих путей, предоставляя читателю возможность самому определить, что есть добро и зло в этом мире.
Источник: https://scribble.su/work/400/120.html