В. Д. ДУДИНЦЕВ Проблема активного противостояния злу в романе Владимира Дудинцева “Белые одежды”:
Роман Владимира Дудинцева “Белые
одежды” является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души,
дать критерии для распознания добра и зла.
Сам автор так пишет о своей книге:
“В романе “Белые одежды” я хочу сорвать маски, под которыми
прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место.
Мне хотелось бы
вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и
зла или, как сказал мой читатель, создать инструментарий добра”.
Добро — это деятельное сострадание, способность
принять чужие страдания на себя и активно противодействовать злу. Добро — это
служение идеалу, истине. Один из героев романа говорит так: “Счастье – в
тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких… Прольешь кровь,
переплывешь море страданий… Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само
тебя найдет, не помышляющего о нем”.
Напротив, зло бесперспективно, хотя и
маскируется под добро. В романе показаны гонения на генетиков со стороны
лжеученых (академик Рядно, его “левая рука” Саул Бруз-жак, Краснов,
Шамкова и др.). Разгул темных сил напоминает жуткие времена инквизиции, охоту
на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей
Менделя…
Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку:
профессор Хейфиц уходит из института, академик Посошков кончает жизнь
самоубийством, Иван Ильич Стрига-лев долгое время работает в подполье и в конце
концов попадает в тюрьму по доносу агента-осведомителя Краснова.
Федор
Иванович Дежкин — главный герой романа – начинает как искренний сторонник
Рядно, но вскоре убеждается в правильности генетического подхода, тайно
помогает генетикам. Жизнь Дежкина полна лишений. Герою приходится бежать от
преследователей. Усилия мужественного ученого не пропадают даром.
Удается
вырастить новый сорт картофеля, ра-
740
боту над которым начал Стригалев. Не капитулирует перед 'злом и
полковник Свешников.
В роман входит тема возмездия. Рядно и его
сообщники обречены на историческое забвение. На похороны “народного академика”
не приходят даже близкие его “соратники”.
Напротив, судьба Федора
Ивановича Дежкина, выдавившего из себя раба, складывается счастливо. Он
встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей.
Добрая
память потомков — высшая награда ученому за его мужество, за активное
противодействие злу.
Финал книги может показаться слитком уж легким,
слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это далось дорогой
ценой. Прав Гете, сказавший в “Фаусте”:
Лишь
тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/v_d_dudincev_problema_aktivnogo_protivostojanija_zlu_v_romane_vladimira_dudinceva_quot_belye_odezhdy_quot/25-1-0-2961
Школьные сочинения
В романе «Белые одежды» Владимир Дудинцев хочет разгадать бесконечность души человека, показать критерии для распознания добра от зла.
Р’РѕС‚, что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ сам автор Рѕ своей РєРЅРёРіРµ: “Р’ романе “Белые одежды” СЏ хочу сорвать маски, РїРѕРґ которыми прячется зло. Поразить его РІ самое чувствительное место.
РњРЅРµ хотелось Р±С‹ вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания РґРѕР±СЂР° Рё зла или, как сказал РјРѕР№ читатель, создать инструментарий РґРѕР±СЂР°”.
Добро – это сострадание, способность сочувствовать чужим бедам Рё РёР·Рѕ всех СЃРёР» противодействовать злу. Добро – это стремление Рє идеалу, Рє истине. РћРґРёРЅ РёР· персонажей романа РіРѕРІРѕСЂРёС‚: “Счастье – РІ тебе.
РљРѕРіРґР° положишь СЃРІРѕСЋ плоть, чтоб напитать близких… Прольешь РєСЂРѕРІСЊ, переплывешь РјРѕСЂРµ страданий… Вылезешь РЅР° берег еле Р¶РёРІРѕР№… РўСѓС‚ счастье само тебя найдет, РЅРµ помышляющего Рѕ нем”.
� тем ни менее, у зла нет будущего, не смотря на то, что оно маскируется под добро.
Р’ романе РјС‹ РІРёРґРёРј негодование генетиками СЃРѕ стороны лжеученых (академик Р СЏРґРЅРѕ, его “левая СЂСѓРєР°” Саул Брузжак, Краснов, Шамкова Рё РґСЂ.).
Безнаказанность темных сил напоминает о страшных временах инквизиции, охоту на ведьм.
Пылают РІ РѕРіРЅРµ РєРЅРёРіРё последователей Менделя РЅР° территории провинциального института… РџРѕ-разному ученые-генетики борются Р·Р° науку: профессор Хейфиц покидает институт, академик Посошков кончает Р¶РёР·РЅСЊ самоубийством, долгое время работает РІ подполье Р�ван Р�льич Стригалев, который РІ последствии РїРѕ РґРѕРЅРѕСЃСѓ агента-осведомителя Краснова был закрыт РІ тюрьму. Главный герой романа Федор Р�ванович Дежкин скрытно помогает генетикам, так как убеждается РІ правильности генетического РїРѕРґС…РѕРґР°. Его Р¶РёР·РЅСЊ полна бед. Героя преследуют, РЅРѕ, РІСЃРµ-таки, его усилия РЅРµ бессмысленны. РћРЅ завершает работу Стригалева,В Р° именно ему удалось вырастить новый СЃРѕСЂС‚ картофеля.
Р’ романе прослеживается тема возмездия. Р СЏРґРЅРѕ Рё его сообщникам РЅРµ суждено стать историческими личностями. РќР° похоронах “народного академика” нет РЅРёРєРѕРіРѕ РёР· его близких.
Судьба же Федора �вановича Дежкина складывается благополучно. В его жизни появляется Лена, впоследствии, ставшая его женой, они растят двух детей.
РќРѕ главная награда ему Р·Р° мужество Рё Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃРѕ злом – это добрая память потомков. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, финал РєРЅРёРіРё покажется слишком простым Рё счастливым.
Но нельзя забывать, какой ценой досталось это счастье. Гете был прав, сказав в «Фаусте»:
- Лишь тот достоин жизни и свободы,
- Кто каждый день идет за них на бой!
В
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Сочинение РїРѕ литературе РїРѕ роману Владимира Дудинцева “Белые одежды” . Рто РЅСѓР¶РЅРѕ, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Источник: http://soch-russ.narod.ru/index-2437.htm
Сочинение Дудинцев В. Д. Поиски смысла и правды жизни
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание. Сенека. Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дудинцев в романе “Не хлебом единым”. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека.
Поэтому-то лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными.
Вопрос о моральных проблемах, конечно, шире вопроса о смысле жизни, но этот последний составляет ядро нравственности. Когда нет веры ( не обязательно в бога! ), нет смысла жизни, то очень часто нет и нравственности.
Виль Липатов, умерший в конце 70-х годов, в повести “Серая мышь” изобразил бывшего начальника, до того спившегося, что ему нечего есть, а в доме даже не водятся мыши, которым тоже нечего есть. Это символ. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращению его в животное или преступника.
В другом своем произведении “И это все о нем…” Липатов разворачивает конфликт между добром и злом. Здесь изображен комсорг Евгений Столетов. Это как раз человек, стремящийся жить по правде, глубоко верящий в добро, справедливость, честность.
И, конечно, он неизбежно сталкивается с человеком, давно продавшим совесть, живущим ради выгоды, обманывающим людей и государство. Это мастер Петр Гасилов. Роман писался в годы, когда процветали нечестность и лицемерие, поэтому смерть Женьки явилась неизбежным финалом.
Глубоко нравственные и гуманистические проблемы ставил и ставит в своих произведениях Валентин Распутин. В повести “Живи и помни”, например, перед нами встает вопрос: справедливо ли считать преступником человека, честно провоевавшего три года, которому после ранения смертельно захотелось домой? Можно отвечать по-разному, но по-человечески жалко Андрея Гуськова, попавшего под репрессивную машину.
Чингиз Айтматов в своих книгах всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни. С новой силой это проявилось в последнем его романе “Плаха”. Писатель признается, что в этом произведении хотел бы “отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через духовные пространства и поднялся на более высокую ступень”.
Роман Айтматова разнопланов. Мы видим людей (мастерски выписанных), стремящихся к наживе любой ценой: будь то истребление животных, или продажа наркотиков, или прямое убийство. Мы видим и обращение писателя к вечной теме распятого Христа. Угадываем здесь сходство с романом М.
Булгакова “Мастер и Маргарита”. Глубоко символична судьба волчьей пары. Но сейчас бы хотелось сказать о нетипичном для советской литературы герое. Это Авдий Каллистратов, который искал смысл жизни в боге.
Но в духовной семинарии он не ужился, не удовлетворяла его застывшая мысль, он хотел сам найти своего бога. Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому герою хочет жечь глаголом сердца людей, подобно лермонтовскому – провозглашать любви и правды чистые ученья.
Он надеется с помощью слова очистить и возродить души падших людей. Но правда жизни сурова. Трудно достучаться до душ преступников.
Задумав изучить жизнь собирателей наркотиков, Авдий выдает себя за такого человека, едет вы глухую степь собирать пыльцу. На обратном пути в поезде начинает убеждать любителей зелья бросить это занятие. Но его избивают и выталкивают из вагона. Авдий вылечивается. В больнице встречает женщину, которую полюбил. В любви он, кажется, находит себя. Но такому человеку трудно жить в мире зла, лицемерия, наживы. Его статью о наркомании не печатают: она слишком правдива. В столкновении с истребителями сайгаков Авдий погибает. Погибает, как мученик, как Христос. Эта аналогия не случайна. Возможно, этот герой не слишком реалистичен. Но он помогает читателю задуматься над вечным вопросом. Далекий от философии чабан Бостон тоже ищет смысла жизни. Видя ненормальные отношения, сложившиеся в его хозяйстве, он мучительно размышляет: “Если я не хозяин своему делу, кто-то в конце концов должен же быть хозяином?” Это его тревожит. Чабан видит смысл жизни в честной работе, в любви к животным, к земле, в приумножении богатства общества, в порядочности в отношениях с людьми. Однако его честность и преданность работе так же, как у Столетова и у Каллистратова, входят в противоречие со сложившейся системой общепринятого обмана, духом наживы. Судьба преследует Бостона. Фигура его становится по – шекспировски трагической. Во время перехода на новое пастбище погибает его друг. Затем умирает его жена. Вокруг новой жены, вдовы друга, начинаются сплетни. Наконец, природа в лице волков мстит людям, избрав несправедливо его. Обиженные другим охотником, волки уносят ребенка Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан убивает обидчика волков и идет сдаваться в милицию. Так безвременье, отсутствии веры в обществе продолжает трагический конфликт между честным и бесчестным. Плахой ( в прямом смысле) кончается жизнь Авдия и плахой же (в переносном смысле) – жизнь Бостона.
Восходит на свою плаху и Онисимов, герой произведения Александра Бека “Новое назначение”. Это высокого ранга аппаратчик, председатель государственного комитета, лично приближенный Сталиным. Объективно это человек, обладающий чувством долга и удивительной работоспособностью. Личная его преданность Сталину беспредельна, несмотря на то, что его брат погиб в лагерях.
В этой преданности он и находит свой смысл жизни, требуя такой же преданности и полной отдачи в работе от своих подчиненных. Но писатель подчеркивает, что это ломает и искажает природу человека. Возникает “странная болезнь”- результат “ошибки двух противоположных импульсов – приказов, идущих от коры головного мозга и внутренних побуждений”.
В конце концов человек начинает творить зло, оправдываясь долгом. Именно поэтому на Онисимова так подействовало разоблачение культа личности, что потеряны смысл жизни и уверенности в правоте. Он так и не смог “вылезти душой из тех времен”, как советовал ему Челышев. И недаром автор “награждает” его неизлечимой болезнью, ведь он уходит вместе со своим временем.
Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни каждый человек обязан найти сам, никто не может дать его в готовом виде.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение Дудинцев В. Д. Поиски смысла и правды жизни. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-dudincev-v-d-poiski-smysla-i-pravdy-zhizni/
Дудинцев В. Д. Рецензия на роман В. Д. Дудинцева «Белые одежды»
Любите ли вы читать? Если вас интересуют не только детективы, криминальные истории, любовные романы, так часто встречающиеся сегодня на книжных развалах, если для вас чтение — не просто способ убить время, если вы любите вместе с автором и героями поразмышлять о волнующих человечество проблемах, вам, наверное, будет интересно познакомиться с романом В.
Дудинцева “Белые одежды”.
Роман В. Дудинцева “Белые одежды” увидел свет через тридцать лет после написания. А когда он наконец был опубликован, автор получил Государственную премию. Сейчас, возможно, нам покажется странным, что за искренность рассказа о действительности, за правду произведение постигла такая тяжелая участь в начале пути.
Роман “Белые одежды” открывает те страницы истории, которые раньше не были известны людям.
Из этой книги мы узнаем о жизни и работе ученых-биологов, занимающихся очень полезным для всех делом — выведением новых сортов картофеля.
Но, увы, их работа не согласуется с “наукой”, одобренной партийным руководством, главным представителем которой в романе выступает академик Рядно, а в реальной жизни — Лысенко. Тех, кто не поддерживал их идеи, объявляли “врагами народа”. Вот в такой обстановке работали Иван Ильич Стригалев и его настоящие друзья и помощники.
Сразу возникает вопрос: почему людям приходилось скрывать полезную работу, бояться из-за нее быть сосланными или расстрелянными? Но жизнь тогда словно определялась другими законами. Сложный путь их понимания и обдумывания прошел главный герой романа Федор Иванович Дежкин.
Его жизнь — это не просто смена взглядов от поддержки позиций академика Рядно до полного научного и духовного соединения со Стригалевым и его друзьями. Путь Дежкина — путь поиска истины в том противоречивом мире. Этот поиск сложен. Еще когда Федор Иванович был ребенком, его учили говорить только правду, всегда быть искренним.
Чистая детская душа верила этому, пока жизнь не научила героя самостоятельно оценивать свои поступки и действия других. Взрослея, он начинает понимать, что в окружающем его мире искренность далеко не всегда служит добру. Чаще всего как раз наоборот.
Для защиты истины Дежкину не раз приходилось скрывать свои настоящие взгляды и играть роль убежденного сторонника академика Рядно. Только такое поведение помогало ему противостоять миру подлости, лжи и доносов.
Но в главных вопросах герой не пойдет на компромисс со своей совестью, понимая, что нельзя закрывать чем-либо “белые одежды”, истину, потому что, “когда придет время снять это что-нибудь, белых одежд там и не будет”.
Эпиграфом к роману автор взял вопрос из Откровения Иоанна Богослова: “Сии, облеченные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?” Действительно, кто же они? Думаю, это Дежкин, Стригалев, полковник Свешников, их настоящие друзья — все, кто не менял своих взглядов под давлением обстоятельств, служил вечной истине, добру.
Их интересуют не слова, а результат, к которому они стремятся. Ради нескольких лет относительно спокойной работы Стригалев даже отдает Рядно свой новый сорт картофеля. Герои настолько честны, бескорыстны, преданы своему делу, что они кажутся святыми и выделяются на фоне завистливых, властолюбивых людей своими “белыми одеждами”.
Сложно сохранить их чистоту среди черного, жестокого мира. Но героям это удается. И на высшем суде именно по белым одеждам можно будет узнать настоящих людей. По-моему, именно такой смысл вложил автор в название романа.
Проходило время, и факты брали верх над ложной теорией, побеждала истина. Все становилось на свои места. Не удалось защитить диссертацию Анжеле Шамковой, поддерживавшей взгляды Рядно, из-за подведения результатов под теорию. Около самого академика на заседаниях остаются пустые кресла.
Помня его прошлое, никто уже не хочет составлять ему компанию. “Если ты считаешь, что наука — это значит отправлять людей. ты знаешь куда. Таким биологом я не был”, — говорит ему бывший соратник, отрекаясь от его идей.
А сам Рядно не понимает, почему он терпит поражение, если раньше имел огромную поддержку.
Роман “Белые одежды” еще раз показывает, что человек должен опираться в жизни только на истину, сохранять свои духовные ценности независимо от мнения большинства. Только тогда он остается личностью.
Не поскупись на холод ссылок
и мрак отринутых страстей,
но дай исполнить все,
что в силах, но душу по миру рассей, —
пишет поэт Б. А. Чичибабин в стихотворении “Молитва”. Наверное, эти слова вполне искренне могли произнести все настоящие люди. Судьбы многих из них сложились трагически. Но то, во что они вложили душу, осталось.
Многие достижения науки сохранились и получили свое дальнейшее развитие даже в самые суровые годы благодаря самоотверженной работе настоящих ученых. Но Дежкин, Стригалев и их друзья — герои не только того времени. Для многих они могут стать примером и сейчас.
Книга поможет внимательному читателю найти истину и сделать нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях.
dudincev/raznoe2 История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе
Источник: https://www.school-essays.info/dudincev-v-d-recenziya-na-roman-v-d-dudinceva-belye-odezhdy/
Сочинение «Роман В. Дудинцева «Белые одежды»
Современная литература отображает различные стороны жизни людей. В. Дудинцевым накоплен некоторый опыт изображения сложных путей ученых в смутные годы “администрирования науки”.
В “Белых одеждах” несомненным достижением стало слияние конкретных примет тяжелого периода борьбы “лы-сенковщины” против генетики в 50-е годы с обобщенными представлениями о непростой судьбе подлинных научных открытий. В романе много сильных переживаний, что и обусловило напряженность его восприятия.
Причем живыми, эмоциональными характерами обладают представители обеих враждующих партий. Нет бледной добродетели, нет и схематического порока. Их взаимодействие поэтому протекает остро. Изображена зловещая атмосфера царствования самозванцев в биологии.
Истинные таланты вынуждены не только скрывать свой труд: во имя его сохранения необходимо раскрыть роль сторонников официальной жизни. Именно так внешне ведут себя Иван Ильич Стригалев, Светозар Александрович Посошков, Федор Иванович Дежкин, старик, редактор журнала “Проблемы ботаники”.
За всеми ними неотступно следует недремлющее око власти, общение с нею смертельно опасно; как только она предугадывает малейшую самостоятельность “подопечных” — начинается жестокая расправа с ними по каналам МВД. Но враги настоящей науки борются с учеными под маской заботы о благе.
Это обстоятельство предопределило своеобразное раскрытие преступных властителей — через внешний облик, манеру поведения, противоположные их внутренней сущности.
В образе главного ниспровергателя генетики Кассиана Дамиановича Рядно подобная манера мастерски передана писателем.
В образе Рядно взаимообусловлены жажда научной власти и бездарность; беспринципность и лицемерие рассуждений о высоких материях, жестокость и вкрадчивость в общении с окружающими.
Таких людей называют “волками в овечьей шкуре”. Дудинцев нашел выразительную форму “бытования” своего антигероя.
На трех “китах” стремится он укрепить свой подлый мирок — на разглагольствованиях об отеческой любви к ученикам, патриотизме и народности. Эти священные понятия беззастенчиво избираются ширмой для расправы с честными, талантливыми исследователями.
Ясно: только в общественных условиях, лишенных свободы научной мысли, может понадобиться кровавый деятель типа Рядно.
Ясно и другое: лишь тот, кто никакого отношения не имеет к науке, даже просто плодотворному труду, способен уничтожать своих счастливых соперников.
Роман Дудинцева, при всей остроте критического начала, посвящен все-таки противникам Рядно.
Глубокое чувство восхищения отдано тому, у кого мысли о своем уступают место мыслям о том, что “нужно всем”, кто подпал “под власть своего призвания”.
Таких героев, как говорилось, в книге много, в центре внимания — Стригалев, Посошков, Дежкин. У Стригале-ва. Посошкова, Дежкина в чем-то очень схожая судьба. Стрига-лева, одинокого человека, в разгар его работы арестовывают, он гибнет.
Посошков, оставленный женой и сыном, вынужден, чт”обы избежать насилия, покончить с собой. Дежин, потерявший любимую Леночку — ее как участницу деятельности Стри-галева ссылают, — тайно уезжает в глубокую деревню, где долгие годы, ничего не зная о жене и сыне, продолжает эксперимент Стригалева.
Уже в самом мужестве, упорстве, самоотверженности этих людей читается их духовное родство. Очень важно и другое впечатление от “Белых одежд”. В беспросветной атмосфере “лысенковщины” противостоят ей не отдельные “избранники” судьбы, а множество духовно здоровых, мужественных людей.
Любые горькие испытания не могут уничтожить подлинные завоевания разума.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-roman-v-dudinceva-belye-odezhdy/
Автору культовых романов эпохи “оттепели” Владимиру Дудинцеву исполнилось бы 90 лет
Два его романа “Не хлебом единым” и “Белые одежды” стали вехами в истории русской литературы ХХ века. Об авторе культового произведения эпохи “оттепели” Владимире Дудинцеве мы говорим с критиком Львом Аннинским и дочерью писателя Марией Дудинцевой.
Российская газета: Лев Александрович, какое место в русской литературе занимает творчество Владимира Дудинцева?
Лев Аннинский: Оба романа Дудинцева – “Не хлебом единым” и “Белые одежды” – вписаны в историю не только русской литературы, но и всего нашего общества и государства.
Они сыграли совершенно разные роли и отвечали по-разному вроде бы на один и тот же вопрос: взаимодействие личности и социальной системы. Первый роман – звонкое и отчаянное сочинение. Второй – значительно глубже, чем первый.
“Белые одежды” – это самое лучшее, точное и тонкое произведение Дудинцева. Но его творчество находилось в некоем противоречии, которое было заложено его жизнью и судьбой.
РГ: Почему эти романы столь разные и реакция на них была столь разной?
Аннинский: Между двумя романами расстояние более 30 лет. Ситуации в государстве очень отличались, и мы были разные. В 1956 году, когда вышло сочинение “Не хлебом единым”, началось настоящее безумие, так его бурно обсуждали.
Надо вспомнить, что автор долго шел к своему роману, в течение 10 лет, и понятно, что работал над ним скрытно. Ведь такой текст нельзя было показывать. За плечами были годы войны, тяжелое ранение. Он начинал рядовым, а заканчивал службу как командир роты.
Затем работал в военной прокуратуре и в журналистике несколько лет. Кстати, мало кто знает, что его отец был царским офицером, которого расстреляли в том же году, когда родился Владимир Дмитриевич. Но Дудинцев не собирался мстить власти.
В роли настоящего советского писателя он выступил против бюрократии, которая мешала советской системе быть по-настоящему гуманистической.
Имя главного героя стало чуть ли не нарицательным. Молодой инженер Лопаткин изобретает специальную трубу, облегчающую жизнь людям. Он противопоставлен другим ученым, которые не хотят внедрения этого новшества, потому что им проще действовать по старым схемам.
Парадокс этого романа связан с тем, что сам текст не навешивал ярлыки на бюрократию, это сама система обвинила автора. Началась настоящая травля, драка.
С одной стороны, “избиение” романа происходило при поддержке государства, а с другой – мы, тогдашние 22-летние идеалисты, “встали дыбом” на защиту этого романа.
РГ: Вы принимали активное участие в поддержке романа?
Аннинский: Помню, осенью 56-го года, я – выпускник филологического факультета – пишу свою первую литературно-критическую статью. И она именно об этом романе. Ни о чем другом говорить не хотелось. В Московском университете организовали конференцию, посвященную этому сочинению.
Аудитория набита до отказа, люди сидят на подоконниках, стоят в проходах. Появляется Дудинцев, и его встречают овацией. Он говорит спокойно, уверенно. Но речи других выступавших ломают ход этого спокойного обсуждения. Выходит на сцену один из моих однокашников и громко кричит: “Бей в барабан и не бойся”.
И зал встречает этот призыв яростным воодушевлением. Мы воспринимаем все это как сигнал к штурму чего-то такого, чего сами еще не понимаем, какого-то зла в лице бюрократии. Когда Дудинцев появляется на трибуне для заключительного слова, мне кажется, что на нем лица нет. Он не ожидал такой бурной реакции.
С одной стороны, он к ней не готов, с другой – это очень опасно. Он говорит, что нужно действовать спокойно, все продумывать. Ссылается на Гоголя, у которого учился не только кувшинные рыла на чистую воду выводить, но и прислушиваться к голосу разума.
Слушая речи Дудинцева, другой мой однокашник мефистофельским голосом изрекает: “Это испуганный Гоголь”. Мы валимся от смеха. Дудинцев, слава богу, этой фразы не слышит. В целом конференция закончилась овациями и вошла в летопись нашего высокого безумия.
РГ: Второй роман “Белые одежды” уже не вызвал так ого фурора. Почему?
Аннинский: По нескольким причинам. В 1988 году уже потоком шли реабилитированные тексты, ранее запрещенные, и роман несколько затерялся среди них. Море свежих публикаций о сталинской эпохе. Наконец, от Дудинцева ждали такой же сенсации, как в 56-м году.
Он сам как бунтарь перешел дорогу себе же как мудрецу и был по-настоящему не прочитан во втором романе. “Белые одежды” сильно отличаются, и Дудинцев в нем предстал совершенно другим автором. Произведение посвящено эпохе конца 40-х годов, а именно знаменитому погрому в биологии. Он описывает умонастроения ученых, во главе романа также стоит молодой правдолюб.
Но внутри бюрократической системы, против которой мы все тогда выступали, появляются люди, которые начинают помогать герою. Они ему тайно сочувствуют, и в этом большое отличие от первого его сочинения. Знаете, эта сложная психологическая фактура говорит куда больше о нашем народе, чем “барабанный бой”.
Первый роман стал для нас своеобразным “всплеском”, а второй – мудрым, тонким предсмертным завещанием замечательного писателя, который навсегда вошел в нашу историю.
РГ: Какие идеи, провозглашаемые Дудинцевым в своем творчестве, наиболее актуальны для современного читателя?
Аннинский: Роман “Не хлебом единым” воспринимается сегодня как ярчайшая веха в нашей истории. “Белые одежды” – это проницательнейший роман о нашем всегдашнем состоянии. Приспособившиеся бюрократы могут тайно помогать правдолюбам, а мы со своим “барабанным боем” часто провоцируем взаимную вражду и уничтожение. Нужно преодолевать эту давнюю русскую особенность.
Разрушить все до основания мы можем. А что дальше? Опять разрушать? Нет, приходиться жить. Дудинцев, который учил нас вначале бунтовать, затем как раз и попытался научить нас жить. На бунт мы идем охотно, но просто жить не хотим. Как только “Белые одежды” будут прочитаны и проанализированы в таком ключе, то станет понятна актуальность этого романа сегодня.
Поэтому открытие второго романа – еще впереди.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дочь писателя Мария Владимировна Дудинцева делится своими воспоминаниями и размышлениями об отце:
– Он был человеком очень простым, веселым, располагающим к себе, обаятельным и обладающим хорошим чувством юмора. Он мог пошутить и развеселить компанию до невозможности.
Мы и в семье постоянно хохотали. Помню, когда справляли Новый год, мама наряжалась в Снежную королеву. Она стояла на балконе, чтобы быть по-настоящему холодной.
Отец надевал на себя медвежью шкуру, и она на нем въезжала в комнату.
При этом в семье он был авторитарным лидером. Характер отчасти похож на Льва Толстого. Железной рукой управлял семьей. Определял, какую одежду моя матушка могла носить, а какую нет.
Он очень любил задавать пиры, поэтому у нас никогда не существовало накоплений. Не знал никаких границ, доставал осетра, если оказывалось возможным, и при этом было неважно, сколько он стоит. Когда деньги появлялись, они сразу же тратились. Это было то самое “не хлебом единым”.
Его направленность на философские мысли передалась и нам, детям. Наши беседы проходили за столом и, как правило, мы сидели очень долго за чаем. Могли обсуждать совершенно разные вопросы, начиная от политических вещей и заканчивая абстрактными темами. И в этом смысле все мы были равными собеседниками и могли свободно высказываться.
Сегодня имя отца замалчивается. Думаю, что единственным документальным фильмом об отце станет программа на телеканале “Культура”, которая будет показана в юбилей отца. Я считаю, что он был нужен многим как автор очень мощного литературного сочинения.
Если бы он встал в ряды какой-либо политической организации, то мог бы превратиться в знамя, и тогда бы все о нем сейчас говорили. Но поскольку он яростно не примкнул ни к одной политической силе, то о нем перестали сейчас говорить.
С властью он никогда не вступал в какие-то взаимоотношения.
Кстати
29 июля к юбилею Владимира Дудинцева телеканал “Культура” покажет премьеру документального фильма “Словом единым”.
Источник: https://rg.ru/2008/07/29/dudincev.html