Сочинения об авторе грасс

Гюнтер Грасс

Роман “Жестяной барабан” (1959) стал крупнейшим событием мирового значения в серьезной послевоенной литературе Германии. Его автор Гюнтер Грасс за прочтение двух глав из этого романа в 1958 году получил премию “Группы 47”. По своему характеру эта книга – сатирическое жизнеописание, отображающее немецкое прошлое и современность Германии.

Главный герой романа, Оскар Матцерат, пациент лечебно-санаторного заведения. Незадолго до своего тридцатилетия он решил подвести итог своей жизни. Герой-рассказчик стоит в одном ряду с персонажами плутовских романов. Он принадлежит к тем “сверхчутким младенцам”, чье духовное развитие завершилось в момент рождения.

В возрасте трех лет он перестал расти, остался “трехлетним, но трижды умным”. Со своей колокольни он наблюдает мещанскую повседневность и исторические события в “свободном государстве” Данциге – от зарождения фашизма до вступления советских войск.

Обратите внимание

Оскар может вмешиваться в происходящее вокруг него своим жестяным барабаном и способностью криком разбивать стекла и превращать в настоящее эпизоды своего прошлого. При этом Грасс явно выступает на стороне аутсайдеров из простонародья.

Хотя роман и включает в себя показ современности, взаимосвязь между нею и прошлым не становится предметом эпического рассмотрения. Сатира сконцентрирована прежде всего на образе мыслей периода “экономического чуда”.

И с фашизмом “разделываются” в сатирико-гротесковых картинах и эпизодах, правда, охватывающих лишь его отдельные стороны. Свои антифашистские взгляды Грасс обосновывает главным образом эмоционально. Это происходит из-за социальной изолированности главного героя в силу его аномальности.

Грасс изображает его судьей времен и миров, который стоит как бы в стороне от всего происходящего. Оскар, одна из фантастических фигур возмутителей времени, вершит суд над всем миром и лишь один видит в абсурдности и бессмысленности случайного закон развития. Это примечательный эпический представитель нонконформизма.

В последующих произведениях, повести “Кошка и мышь” (1961), романе “Собачьи годы” (1963), Данциг – родной город писателя – также является основным местом действия, откуда сюжетные линии ведут в современную жизнь Германии.

В “Собачьих годах” Грасс, изображая мелкобуржуазный мир Данцига – он рассказывает о жизни собачьего “фюрера”, – художественно более тесно связывает его с ходом истории. И развитие Германии в период реставрации показано более объемно и закономерно, хотя и здесь гротесковая деталь подчинена абсурдному ходу истории, так что едва ли можно заглянуть в суть политических и социальных противоречий.

Такая метаморфоза нонконформиста Гюнтера Грасса глубоко изменила и его литературное творчество. В романе “Под местным наркозом” (1968) – и в связанной с ним пьесе “Перед этим” (премьера состоялась в 1969 г.) – он обратился к событиям и проблемам оппозиционного студенческого движения.

В романе показан конфликт между штудиенратом Старушем, бывшим нонконформистом и идейным ниспровергателем, который, “ко всему привыкнув, стал умеренным”, и учеником, полным желания перемен, напоминающим своему учителю о его собственном прошлом. По мере развития действия ученик убеждается в иллюзорности всех планов изменить мир и склоняется к прагматизму.

Важно

Повторяемость одного и того же положена в основу структуры романа; и вообще мировоззрение Грасса, начиная с этого романа, все сильнее выступает на первый план по сравнению с охватом реальной действительности.

Такой взгляд на мир интерпретирует ход истории как абсурдную неизбежность и в качестве единственной возможности действовать выдвигает политический прагматизм, для которого все революционные социальные изменения представляются иллюзорными.

Гюнтер Грасс выступает и как поэт.

Его ранние сборники стихов: “Преимущества воздушных кур” (1956), “Рельсовый треугольник” (1960), “Выспрошенный” (1967) – отличаются богатством фантазии и красотой поэтических образов.

В своих стихах автор тоже стремится избавить “понятные вещи от всякой идеологии” 24. В сборнике “Выспрошенный” он отходит от этого принципа, чтобы выступить против политизации поэзии, которая началась в эти годы.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Гюнтер Грасс

Другие сочинения по теме:

  1. Кристиан Гейслер – Гюнтер Вальраф К писателям, членам “Группы 61”, которые сами не являются выходцами из рабочей среды, относятся Г. Вальраф, К. Гейслер, Э. Рунге,…
  2. Ганс Фаллада Сказанное выше относится и к Гансу Фалладе (1893-1947). Столкновение с действительностью оставило в его душе самые тяжелые впечатления, что бывало…
  3. 70-е годы – проза Германии Важнейшим результатом политизации в 60-е годы, несомненно, было становление демократических и социалистических позиций в литературе, что было связано с общим…
  4. Изложение романа Зигфрида Ленца “Урок немецкого” Сходную позицию занимает его младший современник Зигфрид Ленц (род. в 1926 г.), автор романов “Урок немецкого” (1968), “Живой пример” (1973),…
  5. Расцвет немецкого исторического романа Поворот к воинствующему гуманизму наиболее ярко и всесторонне отразился в историческом романе. Расцвет этого жанра начался уже в 20-е годы….
  6. Акройд П. Завещание Оскара Уайльда. 12 сентября 1900г Акройд П.: Завещание Оскара Уайльда. 12 сентября 1900г. “Воображаемые беседы литераторов и политиков” Лэндора, и посреди главы, посвященной Порсону и…
  7. Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание” По жанру “Преступление и наказание” – абсолютно новый тип произведения. В романе “Преступление и наказание” объединено несколько жанровых разновидностей романа,…
  8. Темы сочинений и рефератов по лирике А. К. Толстого 1. Тематика и проблематика лирики А. К. Толстого. 2. Тема России в лирике А. К. Толстого. 3. Пейзажная лирика А….
  9. “Симплициссимус” – роман огромного социального значения Он с необыкновенной полнотой отражает противоречивую кризисную эпоху немецкой истории. Идеи и художественные достижения этого романа Гриммельсгаузен развивает в других…
  10. Юрий Брезан В творчестве лужицкого писателя Юрия Брезана (род. в 1916 году) – он пишет на лужицком и немецком языках – развитие…
  11. Зигфрид Ленц и Уве Йонзон “Ястребы в небе” (1951) был первым романом Зигфрида Ленца (род. в 1926 г.). В нем дана постановка проблемы, характерная для…
  12. Философские и моральные проблемы в романе Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея” Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: “Как жаль, что…
  13. Мало известное творчество Томаса Вулфа Чрезвычайно показательно мало известное у нас творчество Томаса Вулфа. За свою короткую жизнь Вулф написал четыре романа, причем два последних…
  14. Развитие литературы: Литература Германии Всемирно-историческая победа антигитлеровской коалиции во второй мировой войне положила конец господству фашизма в Германии. В 1949 г. на территории страны…
  15. Вилли Бредель, Ганс Мархвица, Отто Готше Их вклад в литературу Германии состоит прежде всего в отображении исторического самосознания борющегося пролетариата и в развитии традиций пролетарско-революционной литературы,…
  16. Революционный опыт прошлого и взгляд в будущее в литературе Германии Роман “Седьмой крест” стал первым из литературных произведений, написанных в эмиграции и опубликованных вскоре после победы над фашизмом. Роман знакомил…
  17. Генри Филдинг (1707-1754) Творчество английского писателя Генри Филдинга было многогранным и разножанровым: публицист и драматург, теоретик романа и блестящий романист, он во всех…
  18. Генрих Белль – “Групповой портрет с дамой” Если Белль в 1967 году требовал предоставить коммунизму триста лет, которые были у капитализма, чтобы доказать человеколюбие своего порядка, дать…
  19. Основное направление развития романа XVII века Основное направление развития романа, ведшее к его подъему в XVIII в., лежало в иной области, и у истоков этого основного…
  20. Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грея” За всем его манерным щеголяньем стояла серьезная философия, и крылось глубокое и простое сердце поэта Уайльда. Роман Оскара Уайльда –…

Источник: https://ege-russian.ru/gyunter-grass/

Лауреаты Нобелевской премии

НОВЕЙШАЯ НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лауреаты Нобелевской премии – Г. Грасс и Г. Гессе. Общая характеристика их творчества Гюнтер Грасс (род. 1927 г.)

Немецкая литература XX в. подарила искусству писателей мирового масштаба: И. Бехера, А. Зегерс, Э. М. Ремарка, Б. Брехта. Среди когорты художников слова видное место заняли и лауреаты Нобелевской премии по литературе: Т. Маны (1929), Г. Белль (1972), Г. Грасс (1999).

Самым молодым Нобелевским лауреатом назвали Гюнтера Грасса – талантливого писателя, художника, скульптора, графика, музыканта. Однако для большинства рядовых людей его имя оставалось до этого времени неизвестным. Не упоминалось о нем и в большинстве отечественных учебников по истории немецкой литературы и, соответственно, его творчество не изучалось в школе.

Печатать романистику Г. Грасса в Украине начали только после 1999 года. Объясняли этот факт тем, что в Советском Союзе было запрещено выдавать «подобную» литературу (автор сокрушительно критиковал и пародировал «реальный социализм»).

Отдельные критики определяли романы Гюнтера Грасса как порнографические, что тоже, безусловно, стало препятствием для их публикации за рубежом.

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Данциге (ныне – портовый польский город Гданьск).

По линии матери он – кашуб (небольшое славянское племя, а сейчас – вымирающая национальная меньшинство, которое издавна селилась возле берегов Вислы).

Во все времена кашубов оттесняли сильные соседи – немцы и поляки. Собственно рождения на долгие годы определило ведущее круг тематики творчества писателя.

Совет

В 1944 году Гюнтера Грасса призвали в ряды армии. В 1945 он был ранен, а впоследствии он попал в плен американцев.

В 1946 году Грасс уволился и работал сначала на калийной шахте, а с 1947 года исполнял обязанности помощника мастера по изготовлению могильных плит. Именно там он и обнаружил незаурядные способности художника.

С 1948 по 1949 годы будущий лауреат Нобелевской премии учился в Дюссельдорфской академии художеств, а с 1953 года – в институте изобразительного искусства западного Берлина.

Гюнтер Грасс – талантливый и самобытный художник, мастер акварели, график и скульптор. Его работы были представлены на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Копенгагене, Амстердаме, Токио и, конечно же, в ряде немецких городов.

Свои литературные произведения он иллюстрировал сам. В творчестве писателя гармонично соединилось словесное и изобразительное начала.

В 50-х годах Г. Грасс обратился к литературе, вошел в «Группу 47», которую возглавлял Ганс Вернер Рихтер. Он написал в честь основателя и лучшего друга повесть «Встреча в Тельчті» (1979), эссе «Симон Дах на день рождения» (к 75-летию со дня рождения Рихтера).

Читайте также:  Сочинения об авторе чуковская

Члены «Группы 47» не хотели допустить в Германии повторение прошлого, стремились создать новую литературу. Тема вины немцев, нацизма, тех, кто его поддерживал, был соучастником и сочувствовал, стала одной из ведущих в творчестве Г. Грасса.

По жанру это были «романы воспитания», «романы – притчи».

Прозе романиста предшествовали поэзия (в 1955 году он выступил на заседании «Группы 47» с чтением собственных стихов) и драматургия (в течение 1956 – 1957 годов выступал на таком же заседании с чтением своих абсурдистских пьес «Наводнение» и «Дядя, дядя»).

Обратите внимание

Гюнтер Грасс вошел в литературу Германии в 1959 году стремительно и со скандалом, когда увидел свет его роман «Жестяной барабан».

«Данцигская трилогия», «Жестяной барабан» (1959), «Кошки-мышки» (1961), «Собачьи годы» (1963)

Название трилогии была не случайной, потому что город Данциг стало главным элементом, который связал все три романа. Именно оно с детских лет и на всю жизнь оставило яркие впечатления в памяти писателя.

Романы, которые вошли в знаменитой трилогии, можно считать остро сатирическими, ведь в них четко обозначилась тема, которая в дальнейшем стала главной в творчестве прозаика, – формирование и становление личности.

Гюнтер Грасс напряженно искал в своих произведениях новых путей воспитания будущего поколения, что, соответственно, потребовало от общества страны отстранить представителей старшего поколения с их программой.

Он сделал попытку изменить или даже разрушить привычные представления о немецкое общество в послевоенный период, а также о немецкой культуре в целом. Все это автор рассмотрел под неожиданным углом зрения, а рассказ поручил довольно нестандартном герою – Карлу Оскару Мацерату, который находился в сумасшедшем доме со своим неразлучным спутником жизни» – жестяным барабаном.

В романе возникли два мира – мир взрослых и мир ребенка, который видел всю фальшь и недостатки другого мира. В знак протеста против этого Оскар перестал расти и навсегда остался трехлетним ребенком физически, но отнюдь не духовно.

Всю свою дальнейшую жизнь он боролся с миром лжи, разврата, предательства, жестокости и войны. Герой иногда не понимал взрослых, иногда был полон ненависти к их образу жизни и мышления: «господин Мейн, который только что покончил с люлькой, заснул.

В его жизни существовало только три настоящих состояния: бутылка с настойкой можжевельника, люлька и сон».

Важно

Метод борьбы Оскара такой же нестандартный, как и он сам, – это неистовый барабанный дробь как своеобраВНОе выражение протеста против мира взрослых.

Для героя весомыми были духовные, а не материальные ценности: «Приближается мой пятнадцатый день рождения, и, как всегда в сентябре, я предпочел бы жестяной барабан, отрекаясь от всех сокровищ мира, чувства мои стойко направлены к барабану с бело-красного лакового бляха». Барабан символизировал поэтическое искусство.

История Германии воспринималась не как поучительная трагедия, а как абсурдный фарс, который надо было перевести на темп марша, для чего и понадобился жестяной барабан.

Итак, Гюнтер Грасс своим романом сделал попытку разрушить привычные представления в литературе, посмотреть на все с другой, нетрадиционной стороны. В его произведениях все было многозначительным.

Писатель выступил не только философом и мастером оригинальной немецкой прозы, а еще и пророком.

За десять лет до объединения двух немецких государств он убедился в необходимости объединения немецкой культуры, в ее исключительной роли в условиях всеобщего отчуждения и враждебности, разобщенной страны, а также указывал на средствах самореализации.

Особенности творческого метода Г. Грасса:

• уход от реальности;

• альтернатива мышления, которое розвінчувало традиционные литературные нормы и писательские установки;

• наличие форм комического (гротеск, сатира);

• стремительность фантазии, выразительность языка, глубина выводов;

• побуждение читателя к анализу и размышлению;

• воспроизведение хода истории;

• двоплановість сюжета: сочетание условного и реального, символического и реально-конкретного;

• создание притчового характера произведений.

Источник: http://zarlitra.in.ua/1-25.html

Гюнтер Грасс – Что необходимо сказать

Здесь можно скачать бесплатно “Гюнтер Грасс – Что необходимо сказать” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Поэзия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Что необходимо сказать” читать бесплатно онлайн.

В Германии разразился очередной скандал, связанный с публикациями Гюнтера Грасса. На этот раз нобелевский лауреат  Гюнтер Грасс опубликовал белый стих «Что необходимо сказать».Израиль объявил «персона нон грата» немецкого писателя Гюнтера Грасса, опубликовавшего антиизраильское стихотворение.

Об этом сообщил глава МВД еврейского государства Эли Ишай. «Сочинение Грасса является попыткой разжечь пламя ненависти к Израилю и израильтянам, а также продолжением идей, которые он признавал в прошлом, когда носил форму войск СС, — подчеркнул он.

 — Если он хочет продолжать публикации своих искаженных и ложных работ, предлагаю ему делать это в Иране, где он найдет понимающую аудиторию».Глава МИД Израиля Авигдор Либерман также раскритиковал произведение Гюнтера Грасса, призвав европейских лидеров осудить высказывания писателя, способные усилить антисемитские настроения.

«В прошлом мы уже видели, как семена антисемитизма могут перерасти в пожар, угрожающий всему человечеству», — отметил дипломат.Ранее израильский премьер Биньямин Нетаньяху назвал постыдным и безграмотным стихотворение Гюнтер Грасса, в котором тот утверждает, что именно Израиль и его ядерный потенциал угрожают миру в регионе.

«Позорное сравнение Израиля с Ираном, режимом, отрицающим Холокост и призывающим к уничтожению Израиля, мало что говорит об Израиле, зато многое — о самом Гюнтере Грассе, — цитирует его слова ИТАР-ТАСС.

 — Это Иран, а не Израиль, угрожает уничтожением других государств, поддерживает террористические организации, обстреливающие ракетами мирных граждан, побивает камнями женщин, вешает гомосексуалистов и жестоко угнетает десятки миллионов своих граждан».

«В течение 60 лет Гюнтер Грасс скрывал свою службу в войсках СС, поэтому неудивительно, что он называет единственное еврейское государство самой большой угрозой миру и выступает против приобретения Израилем средств для самозащиты, — добавил Биньямин Нетаньяху. — Однако важно, чтобы порядочные люди во всем мире резко осудили эти постыдные и безграмотные высказывания».Источник: Вести.Ru

Гюнтер Грасс

ЧТО НЕОБХОДИМО СКАЗАТЬ

Почему я молчу, так давно замалчиваю
то, что давно уже официально известно и отрепетировано
в штабных учениях, в конце которых
мы, выжившие, станем в лучшем случае сносками внизу страницы.

Совет

Это провозглашенное право на превентивный удар,
который может уничтожить иранский народ,
закабалённый (его лидером) пустозвоном и
принуждённый горячо одобрять (политический курс),
только потому, что предполагается,
что там создаётся атомная бомба.

Но почему я запрещаю себе
назвать по имени ту страну,
которая уже несколько лет — в тайне —
наращивает ядерный потенциал
и это бесконтрольно, потому что
не допускает наблюдателей?

Всеобщее замалчивание этого факта,
которому и я подчинился моим молчанием,
я воспринимаю как тягостную ложь
и принуждение, неподчинение которому
чревато неотвратимым наказанием,
приговор «антисемитизм» всем хорошо знаком.

Но сейчас, потому что моя страна,
которой всё время напоминают
о былых преступлениях,
не имеющих себе равных,
и которой всё время приходится отвечать за них,
вновь и вновь, чисто из коммерческих соображений,
лицемерно, под видом возмещение ущерба,
поставляет в Израиль очередную подводную лодку,
рассчитанную на то, чтобы посылать уничтожающие
всё живое боеголовки
туда, где не доказано существование
хотя бы одной-единственной атомной бомбы,
но доказательством служит только страх,
Я говорю то, что необходимо сказать.

Но почему я молчал до сих пор?
Потому, что я считал, что моё немецкое происхождение,
покрытое несмываемым пятном,
запрещает этой открыто высказанной правдой
травмировать страну Израиль, перед которой я в таком долгу,
и (не откажусь) не забуду об этом никогда.

Почему же я пишу это только сейчас,
состарившись, последними чернилами:
Ядерная держава Израиль угрожает
и без того очень хрупкому миру во всём мире?
Потому что кто-то же должен сказать то,
что завтра уже может быть поздно сказать;
ещё и потому, что мы, немцы, уже достаточно отягощённые
(коллективной виной), рискуем стать виновниками нового
преступления, и можно предвидеть, отчего
наше соучастие в преступлении уже никакими привычными
отговорками будет не искупить.

И признаюсь: больше я не буду молчать,
потому что устал от лицемерия Запада,
к тому же есть надежда,
что многие освободятся от молчания,
призовут виновников этой реально видимой опасности
к отказу от насилия и
одновременно настоят на том,
чтобы правительствами обеих сторон был разрешён
неограниченный и постоянный контроль за израильским
ядерным потенциалом и за иранскими атомными объектами
со стороны международной общественности.

Только так можно помочь израильтянам и палестинцам,
более того, всем тем людям, которые бок о бок
живут в этом регионе, оккупированном безумием,
враждуя друг с другом.
И в конечном итоге, (помочь) и нам тоже.

Обратите внимание

Книги похожие на “Что необходимо сказать” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Отзывы читателей о книге “Что необходимо сказать”, комментарии и мнения людей о произведении.

Источник: https://www.libfox.ru/369519-gyunter-grass-chto-neobhodimo-skazat.html

Сочинения по произведениям Грасс Г. – Интеллектуальная Кобринщина

Сочинения по произведениям Грасс Г.

Жестяной барабан

  1. Сюжет романа Грасса «Жестяной барабан»

Сюжет романа Грасса «Жестяной барабан»

В конце концов 1959 года «Жестяной барабан» появился в печати и имел мировой успех. История возникновения романа начерчена Грассом в его статье «Ретроспективный взгляд на «Жестяной барабан» — или автор как сомнительный свидетель. Свидетельство в собственном деле».

В книге Грасс разворачивает историю Германии с начала XX века и до его середины, в сущности, до времени написания романа. Важнейшие моменты этой истории отражаются особым способом в жизнеописаниях четырех поколений мещанской семьи, ее родственников, знакомых, соседей, т.е. круга лиц, которые сопровождают каждого в его жизни.

Кто же он такой, тот, кто задает тон рассказу, смешивает краски, владеет искривленным зеркалом? Его зовут Оскар Мацерат, и его имя для почитателей литературы давно уже стало нарицательным. Наверное, этот литературный герой — наибольшее художественное открытие Грасса. Оскар наряду с Грегором Замза из «Преобразование» Ф.

Кафки — наиболее приметная, особенно впечатляющая фигура во всей литературе Европы XX века.

Он карлик. По собственному желанию он перестал расти в трехлетнем возрасте. Он устроил это умно и хитро: упал в люк, который отец забыл затворить, скатился по ступенькам в подвал. Эта мучительная операция прекратила его дальнейший рост, он так и остается трехлетним с виду.

Читайте также:  Краткая биография островский н. а.

Детский вид (необходимо еще не забыть о его белокурых кудрях и невинных голубых глазках) делают его особо опасным наблюдателем жизни взрослых. Никто не воспринимает фальшивого ребенка серьезно, никто не скрывает от него всяческие непривлекательные детали своего существования.

Для маленького наблюдателя Оскара с его фальшивой наивностью не существует ничего святого, никаких моральных табу. В три года он получил в подарок жестяной барабан, который стал его любимой игрушкой и сопровождает его в жизни. На барабане он выбивает палочками все, что он должны сказать или рассказать (конечно, с детства у него сменилось много таких барабанов).

Важно

Ясно, что барабан в романе задуман как символ, аллегория, метафора. Он выступает как символ искусства, на котором непривычный хронист рассказывает историю своей семьи, свою собственную и своей отчизны.

С самого начала Оскар сообщает читателю, что он находится в лечебном учреждении, точнее, в сумасшедшем доме.

Санитар Бруно дает ему бумагу, чтобы он мог писать собственные «мемуары». В том же сумасшедшем доме заканчивается действие романа, благодаря чему создается полная обрамляющая структура текста. Сначала Оскар прятался в своем фальшивом детстве, чтобы убежать от отвратительного мира взрослых. После войны он решил расти снова и стал взрослым мужчиной, но с очень большим горбом.

Конечно, и этот горб тоже метафора. Очевидно, автор имеет во внимании бремя прошлого со всеми его грехами и преступлениями, которые приходится тянуть на себе до самой смерти. Намеки, аллегории, метафоры, иносказания всех сортов, иронические, гротескные, карикатурные образы, картины, фигуры встречаются в романе Грасса на каждой странице. При этом рассказ Оскара выглядит чаще всегожизнеподобным, фантастические невероятные элементы представляют в ней меньшую часть целого.

Среда, в котором происходят основные события, очень хорошо известна Грассу по собственному опыту. Это та социальная прослойка, в которой он сам рос. Время и место действия также связаны с его детством и юностью в Данциге. Литературоведы нашли в тексте множество автобиографических деталей и сам Грасс не раз на это указывал.

Но тяжело найти в литературе такое лишенное чувств, такое безжалостное отображение своих ближних, своего окружения.

В романе речь идет о том, как ограничено, духовно примитивно, эгоистично, безразлично ко всему за пределами собственных интересов общественный круг продуцирует такие призраки, как фашизм и милитаризм, служит этому идеологическому, политическому и социальному порождению питательным бульоном.

Однако эта идея не декларируется, она лежит в глубинах трагикомической пикарески — жизненных приключений Оскара Мацерата и его ближних, его родственников и знакомых. Книжку можно также назвать антивоспитательным романом.

«Жестяной барабан» стал ядром т.н.

«данцийской трилогии», в которую входят еще новеллы «Кошка и мышь» (1961) и роман «Собачьи года» («Hundejahre»,1963). Г. считает, что называть «Кошку и мышь» новеллой нельзя. Но для издательства он был вынужден дать этой повести именно такое жанровое определение.

Совет

Время, когда происходит действие произведения, довоенные и военные годы, место действия Данциг, или точнее Данциг-Лангфур, вся среда отвечает тому, где рос юный Гюнтер Грасс. Обо всем рассказывается так истинно, так жизнеподобно, что, кажется, рассказчик в «Кошке и мыши» идентичен с самим автором. Но это не так.

Грасс создает образ фиктивного рассказчика, которого вмещает между собой и материалом рассказа.

Функцию «показывать» поручено в «Кошке и мыши» лучшему другу главного героя Йохима Мальке, его соученику и в определенной мере почитателю Пиленцу.

Он рассказывает о нехорошем, рыжем, худеньком, физически слабом мальчике, который отличался от других школьников лишь тем, что был наделен от природы очень большим кадыком, который двигался, комически напоминая мышь. Пареньки игнорировали Мальке, он всегда оставался где-то в стороне от их компании и очень страдал от одиночества.

Однажды ребята бросают на шею Мальке кошку, которая воспринимает подвижный кадык за мышку и впивается в него когтями. Это, кстати, сделал именно Пиленц. С того момента адамово яблоко становится для Мальке фатумом.

Злая игра в « кошки-мышки» заставляет Мальке делать все возможное, чтобы стать таким, как другие. Мечтательный, очень религиозный мальчик тренирует свое слабое тело, часами плавает в холодной воде, неутомимо прыгает с борта старого ржавого корабля, ныряет в воду и находится там по возможности дольше. Он становится постепенно лучшим пловцом и ныряльщиком школы. Верующий Мальке скрывает свою религиозность, как и образ Божьей Матери, от других, чтобы не сделать то, что для него святое, объектом чужих шуток. Однажды в школу приходит ее бывший ученик, который за храбрость на фронте получил «Рыцарский крест» (его носили на шее).

Крест на ленте должен прикрыть его кадык. С чужим крестом на шее мальчик выхваляется перед школьниками своего класса. «Высший знак героизма как компенсация комплекса неполноценности! А также это — своеобразное прикрытие стыда — здесь крест выполняет роль «фигового листка» (А.В. Карельский). Комическое заканчивается для Мальке трагическим.

И не только потому, что его затея стала известной школьному директору, а и из-за того, что мальчик решает заработать такой крест. Он идет добровольно на фронт. Мягкий, мечтательный, верующий мальчик становится образцовым воином и за свои подвиги получает овеянный мечтой крест.

Обратите внимание

Он был тяжело ранен, стал инвалидом, но теперь он может появиться в родной школе как триумфатор. Собственно лишь от своих школьных приятелей хотел бы Мальке услышать похвалу, увидеть в их глазах удивление и восхищение. Именно это для него является главным.

Но Мальке не суждено появиться в полном блеске с заработанным собственной и чужой кровью орденом на шее перед своим классом. Бывшую кражу креста и клоунаду с ним директор школы ему не извинил. Мальке не пускают в школу. Он бросается на директора с кулаками. А потом накладывает на себя руки.

Третье произведение, которое входит в «данцигскую трилогию», это роман «Собачьи года». Он является тандемом к «Жестяному барабану». В новой прозе Грасс снова прибегает к иронии, пародии, гротеску. Название произведения, как всегда у Грасса, многозначно.

Оно связано с выдуманной историей роскошной элитной черной собаки Принца, которого будто бы подарили Адольфу Гитлеру признательные граждане Данцига, и он стал его любимцем.

Да и таким, что в конце войны ради спасения этой твари фюрер готов пожертвовать сотнями тысяч немецких солдат, заставляя их защищать Берлин, отдавать жизнь за уже проигранное дело, оказывать бессмысленное сопротивление победным армиям союзников. Это один смысл, заложенный в название романа. Второй — более универсальный.

«Собачьей» возникает жизнь немцев в райхе и после его краха, «собачьей» становится и абсурдность человеческого существования вообще.

В 60-е гг Грасс демонстрирует большую политическую активность. Вместе с Г.Беллем и З.

Ленцем поддерживает социал-демократического кандидата на пост канцлера Западной Германии Вилле Брандта, одного из величайших политиков послевоенного времени, настоящего демократа и антифашиста. Поддержка социал-демократов осуществлялась не только в статьях и радиопередачах. Грасс выступал на митингах, принимал участие в общественных дискуссиях, сопровождал Брандта в его поездках по стране и заграницей. Это было для писателя время большого гражданского подъема. В результате появилась книга «Из дневника слизняка» («Aus dem Tagebuch einer Schnecke»). Книжка была, главным образом, публицистической, в которой Г. рассказывал о положительном и отрицательном политическом опыте, им лично приобретенном. Он выступал в «Дневнике» против любой утопии, которая обязательно испытает тотальный крах.

Источник: http://kobriniq.ru/obshie/sochineniya-po-proizvedeniyam-grass-g

Биография и книги автора Грасс Гюнтер

Об авторе

Гюнтер Грасс (нем. Günter Grass или Graß) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.

Биография

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа

Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию войск СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.

С 1947 по 1948 год Грасс обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе, в дальнейшем учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Западном Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.

Важно

С 1956 по 1959 год Грасс жил в Париже. В 1960 году вернулся в Западный Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год жил в Западной Германии — в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.

В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году женился второй раз на Уте Грунерт.

В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

Образным языком был написан и дебютный роман Грасса «Жестяной барабан» (нем. Die Blechtrommel), опубликованный в 1959 году.

За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса.

Читайте также:  Краткая биография мериме

Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.

После выхода «Жестяного барабана» Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после Второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.

В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому.

В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.

С польским поэтом Тадеушем Ружевичем, 2006

Совет

Второй роман Грасса «Кошки-мышки», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал.

Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа как имеющего аморальное содержание.

Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.

На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году.

В романе Под местным наркозом (Örtlich betäubt, 1969) писатель стремится понять левый фанатизм студенческого движения и умеренность старшего поколения. Из дневника улитки (Aus dem Tagebuch einer Schnecke, 1972) – сочетание автобиографического отчета о работе в предвыборной кампании СДП и истории некоего Германа Отта, его деятельности и осуждения при нацистах.

Интересны романы Камбала (Der Butt, 1977), Встреча в Тельгте (Das Treffen in Telgte, 1979), Вымыслы (Kopfgeburten, 1982), Крыса (Die Rättin, 1985). Перу Грасса принадлежат многочисленные эссе и статьи, множество стихов и ряд драматических произведений. В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР).

Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.

В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером (Günter Sommer) выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.

Обратите внимание

В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

В 2005 году основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».

В настоящее время Гюнтер Грасс живёт в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.

В августе 2006 года в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС.

В то время, по словам Грасса, он воспринимал эту организацию как космополитические элитные войска, а в двойных рунах в петлицах униформы Ваффен-СС не видел ничего предосудительного.

Грасс заявил, что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.

Скандальное откровение Грасса вызвало общественный резонанс и побудило его к написанию мемуаров. «Луковица памяти» увидела свет в 2006 году.

В книге причудливым образом сплелись реальные факты из жизни писателя и апокрифические эпизоды (например, совместное выступление Гюнтера Грасса с Луи Армстронгом или игра в кости с, предположительно, Йозефом Ратцингером во время совместного пребывания в американском лагере для военнопленных).

Следует отметить, что «Луковица памяти» — не первое произведение, где вместо фиктивного рассказчика выступает сам Гюнтер Грасс. Подобный прием был использован в книге «Из дневника улитки» в 1972 году.

Важно

Своеобразным продолжением автобиографического цикла стала книга Грасса «Фотокамера. Истории из темной комнаты» (2009). Это семейная хроника Грасса, все персонажи которой легко узнаваемы, невзирая на подмену имен.

Зимой 2009 года увидел свет следующий том автобиографического цикла Грасса под названием «По пути из Германии в Германию» — это реальный дневник писателя за 1990 год.

8 апреля 2012 года Израиль объявил Гюнтера Грасса персоной нон грата за обнародование стихотворения под названием «То, что должно быть сказано», в котором тот резко критиковал Израиль за угрозу превентивной войны в отношении Ирана из-за его ядерной программы и напомнил, что у самого Израиля имеется созданное в тайне ядерное оружие. Формальным поводом для этого решения стала служба писателя в частях СС — по законам Израиля это является пособничеством нацизму и основанием для отказа во въездной визе. В связи с данным скандалом Г.Грасс пояснил, что к Израилю в целом он испытывает глубокую симпатию и его ошибка состоит в том, что он писал про Израиль в целом, а не про нынешнее израильское правительство. Он заявил, что не встал на сторону Ирана, а призывал международное сообщество контролировать обе стороны конфликта, и выразил удивление тому, что, хотя он получил много писем поддержки и одобрения его позиции, немецкая пресса посчитала возможным дать высказаться только его критикам. Бывший посол Израиля в Германии Ави Примор, хотя и негативно отнесся к стихотворению Грасса, но назвал решение министерства внутренних дел Израиля преувеличенным и популистским и сказал, что нет никаких оснований считать Грасса антисемитом. Еврейская община Германии также посчитала действия властей Израиля чрезмерными

Через 2 месяца Грасс опубликовал другое стихотворение актуальной политической тематики «Стыд Европы», обвиняя на этот раз Европу и международных ростовщиков в нападках на Грецию.

Напоминая немцам что «Они своим оружием ранили благословлённую островами страну, неся вместе со своими мундирами Гёльдерлина в ранце» он завершает «В маразме ты сморщишься без страны, дух которой тебя, Европа, создал».

В настоящее время Грасс продолжает работу над своим мемуарным циклом.

В 2013 году писатель заявил, что больше не будет писать романы: закончить ещё одно большое произведение, работа над которым занимает пять-шесть лет, ему не позволят возраст и здоровье. В основном он занят тем, что пишет картины акварелью.

Цитата Грасса из его Нобелевской речи

В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…

Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого.

Библиография Данцигская трилогия

  • Жестяной барабан / Die Blechtrommel (1959, рус. перевод 1995)
  • Кошки-мышки / Katz und Maus (1961, рус. перевод 1968)
  • Собачьи годы / Hundejahre (1963, рус. перевод 1996)

Романы и повести

  • Под местным наркозом / Örtlich betäubt (1969)
  • Из дневника улитки / Aus dem Tagebuch einer Schnecke (1972, рус. перевод 1993)
  • Камбала[de] / Der Butt (1977)
  • Встреча в Тельгте[de] / Das Treffen in Telgte (1979, рус. перевод 1983)
  • Вымыслы[de] / Kopfgeburten (1980)
  • Крысиха[de] / Die Rättin (1986)
  • Крик жерлянки / Unkenrufe (1992)
  • Моё столетие / Mein Jahrhundert (1999, рус. перевод 2000)
  • Траектория краба / Im Krebsgang (2002, рус. перевод 2002)
  • Луковица памяти[de] / Beim Häuten der Zwiebel (2006, рус. перевод 2008)
  • Фотокамера / Die Box (2008, рус. перевод под названием «Фотокамера. Истории из темной комнаты» 2009)
  • По пути из Германии в Германию / Unterwegs von Deutschland nach Deutschland. Tagebuch 1990 (2009)
  • Слова Гримм / Grimms Wörter (2010)

Источник: https://www.rulit.me/authors/grass-gyunter

You books. Гюнтер Грасс. Что необходимо сказать

Почему я молчу, так давно замалчиваю то, что давно уже официально известно и отрепетировано в штабных учениях, в конце которых мы, выжившие, станем в лучшем случае сносками внизу страницы.

Это провозглашенное право на превентивный удар, который может уничтожить иранский народ, закабалённый (его лидером) пустозвоном и принуждённый горячо одобрять (политический курс), только потому, что предполагается, что там создаётся атомная бомба.

Но почему я запрещаю себе назвать по имени ту страну, которая уже несколько лет — в тайне — наращивает ядерный потенциал и это бесконтрольно, потому что не допускает наблюдателей?

Совет

Всеобщее замалчивание этого факта, которому и я подчинился моим молчанием, я воспринимаю как тягостную ложь и принуждение, неподчинение которому чревато неотвратимым наказанием, приговор «антисемитизм» всем хорошо знаком.

Но сейчас, потому что моя страна, которой всё время напоминают о былых преступлениях, не имеющих себе равных, и которой всё время приходится отвечать за них, вновь и вновь, чисто из коммерческих соображений, лицемерно, под видом возмещение ущерба, поставляет в Израиль очередную подводную лодку, рассчитанную на то, чтобы посылать уничтожающие всё живое боеголовки туда, где не доказано существование хотя бы одной-единственной атомной бомбы, но доказательством служит только страх, Я говорю то, что необходимо сказать.

Но почему я молчал до сих пор? Потому, что я считал, что моё немецкое происхождение, покрытое несмываемым пятном, запрещает этой открыто высказанной правдой травмировать страну Израиль, перед которой я в таком долгу, и (не откажусь) не забуду об этом никогда.

Почему же я пишу это только сейчас, состарившись, последними чернилами: Ядерная держава Израиль угрожает и без того очень хрупкому миру во всём мире? Потому что кто-то же должен сказать то, что завтра уже может быть поздно сказать; ещё и потому, что мы, немцы, уже достаточно отягощённые (коллективной виной), рискуем стать виновниками нового преступления, и можно предвидеть, отчего наше соучастие в преступлении уже никакими привычными отговорками будет не искупить.

И признаюсь: больше я не буду молчать, потому что устал от лицемерия Запада, к тому же есть надежда, что многие освободятся от молчания, призовут виновников этой реально видимой опасности к отказу от насилия и одновременно настоят на том, чтобы правительствами обеих сторон был разрешён неограниченный и постоянный контроль за израильским ядерным потенциалом и за иранскими атомными объектами со стороны международной общественности.

Только так можно помочь израильтянам и палестинцам, более того, всем тем людям, которые бок о бок живут в этом регионе, оккупированном безумием, враждуя друг с другом. И в конечном итоге, (помочь) и нам тоже.

Источник: http://www.you-books.com/book/G-Grass/Chto-neobhodimo-skazat

Ссылка на основную публикацию