Сочинения об авторе клейст

Сочинение на тему Жизнь Генриха Клейста – по русскому языку и литературе

«Я для тебя, несомненно, сплошная тайна? Правда? Можешь быть спокоен. Бог, кажется, не иной», — эти слова из трагедии Клейст «Семья Шроффенштайн» целиком могут служить эпиграфом ко всей жизни этого выдающегося немецкого драматурга, новеллиста и самобытного поэта. Клейст, вне сомнения, одна из загадочных и противоречивых фигур в истории литературы Германии.

Количество исследований, посвященных его творчеству, давно уже компенсировало почти полнейшее равнодушие к произведениям писателя и его судьбе, которая имела место в его жизни. Большинство исследований, посвященных Клейсту, начинаются с обращения внимания на два факта его биографии. Первый — это почти полнейшее отсутствие визуальных свидетельств о Клейсте.

На портрете, который сопровождает практически все издания его произведений, мы видим округлое, мальчишеское лицо с большими черными глазами, будто обращенными к миру с вопросом, на который не могут найти ответ. Эти вопросительные глаза и выдают натуру творческую, что живет напряженной духовной жизнью.

Второй факт, о котором обязательно сообщают все исследователи его творчества и биографы, это непостижимое влечение Клейста к странствованиям, «он срывался с места по любому поводу, не ведая причин» (С. Цвейг).

Обратите внимание

Что он искал? От чего убегал и к чему стремился, метаясь по растерзанной земле Европы, оставляя на карте след изнурительных бесконечных блужданий, которые трагически оборвались возле Потсдама на земле Пруссии? Бернд Вильгельм Генрих фон Клейст родился в Франкфурте-на-Одере в семье фамильных прусских дворян, которые в течение многих лет исправно исполняли долг перед государством и поставляли прусской армии честных и отважных офицеров. Майором был и отец Клейста, но Генрих рано осиротел, и воспитание его проходило в кадетском корпусе. Трудно сказать, каким образом соединялось увлечение Клейста поэзией и музыкой с военными студиями. Но все же в 1792 г. он отбывал службу в прусский гвардии в Потсдаме, в 1794 г. осуществил вместе со своим полком Рейнский поход и принял участие в осаде г. Майнц, который перешел на сторону восставших французов. После этого похода Клейст получил офицерское звание и снова оказался в Потсдаме, этой резиденции правителей Пруссии, где должен был отбывать гарнизонную службу. Но в 1799 г. он подал просьбу об отставке, думая, что уже никогда не будет принимать участие в военных «играх». Это был шаг, который привел к разрыву с родными, с тем окружением, в котором рос и воспитывался Клейст. Впервые он ощутил, что означает быть чужим. Отказавшись от военной карьеры, с присущей ему лихорадочностью Клейст взялся за изучение наук. Он штудировал философию, физику, математику и естественные науки. Но и на этом пути его ждало разочарование. Причиной послужило изучение философии И. Канта, которое привело к т.н. «кантовскому кризису», приходившемуся на начало 1801 г. Научные занятия не принесли успокоения, как, впрочем, и путешествие в Париж, осуществленное в июле-ноябре 1801 г. Наблюдая массовые торжества по случаю годовщины штурма Бастилии, Клейст усмотрел в них подготовку почвы для наполеоновского самовластия и в первом же письме из французской столицы с удивительной точностью подметил суть торжеств: «Ни один из порывов не напоминал о главных идеях, повсеместно властвовало намерение затуманить дух народа отвратительным скоплением развлечений…» Особенно болезненно реагировал Клейст на то, что французы всюду упоминают Ж.Ж. Руссо и с легкостью говорят о свободе, на самом деле пренебрегая идеей швейцарского философа. И, как случалось уже не раз, Клейст сделал новый, целиком непостижимый, на трезвый взгляд, шаг: из Парижа он отправился в Швейцарию, где попробовал утилити в жизнь руссоистский идеал патриархальной жизни. Здесь возникли первые литературные планы: набросок комедии «Разбитый кувшин», трагедии «Семья Шроффенштайн» и «Роберт Пекарь». Зиму 1802—1803 гг. он провел в Веймаре, где познакомился с К.М. Виландом, Й.В. Гете и Ф. Шиллером. О восприятии Клейста «веймарцами» свидетельствует гетевская оценка, высказанная немного позже: «У меня этот поэт, несмотря на чистейшие намерения искренне сочувствовать ему, всегда вызывал дрожь и сразу, будто какое-то хорошо задуманное природой, но охваченное неизлечимым недугом тело». Но и пребывание в Веймаре было лишено короткой передышкой на длинном пути, которым непостижимый фатум гнал Клейста к неизвестной цели. «Такая уже моя сумасбродка, разбуженная натура (iiberspannt), что я способен радоваться лишь тому, чего нет, но не тому, что есть», — сделал запись Клейст в 1801 г., стараясь хотя как-то объяснить свой сумасшедший бег в поисках места на земле, где он смог бы найти пристанище для своих измученных неутомимой внутренней борьбой души и сердца. Покинув Веймар, Клейст подался в Женеву, Милан, Лион, снова оказался в Париже. Болезнь не миновала, а, наоборот, усиливалась, подтачивала изнутри, и во время одного из ее приступа драматург сжег рукопись «Роберта Гискара». В 1805—1806 гг. Клейст, лишенный средств к существованию, поступил на службу в Кенигсберге. Чиновничья работа мало отвечала внутренним нуждам Клейста, но выбора не было. Трагедия «Семья Шроффенштайн», что вышла в 1803 г., не принесла благосостояния, да автор и не рассчитывал на это. Его беспокоило другое: молчаливый заговор, которым сопровождалось появление этого произведения. Тем не менее Клейст не оставлял драматических опытов. В Кенигсберге он завершил комедию «Разбитый кувшин», о которой Ф. Геббель, во многом продолжавший традиции Клейста сказал: «Со времен «Фальстафа» не была создана комическая фигура, достойная хотя бы завязать шнурки на ботинках сельского судьи Адама». В Кенигсберге Клейст работал и над второй комедией «Амфитрион» (1805—1807), которая стала до определенной меры переработкой комедии Ж.Б. Мольера, перекладывал басни Ж. де Лафонтена. Пребывание Клейста в Кенигсберге прервало вторжение наполеоновских войск в Пруссию. Клейст был ошеломлен крахом прусской монархии и поражением национальной армии под Еною. В январе 1807 г. его задержали французы в Берлине по подозрению в шпионаже и проводили к одной из французских крепостей. Около полугода длилось его заключение, которое, вне сомнения, оказывало содействие усилению неприязни к Наполеону. После освобождения Клейст на некоторое время поселился в Дрездене, где сблизился с Л. Тиком, Г. Кернером и А. Мюллером. Они издают журнал «Феб» («Phobus», 1808), в котором рассматривают проблемы искусства. В этом журнале и был опубликован восстановленный по памяти фрагмент трагедии «Роберт Пекарь». В Дрездене появились еще две драмы Клейста: «Пентесилея» (1808) и «Кетхен с Гейльбронна»(1808). Находясь в Дрездене, Клейст не переставал следить за развитием национально-освободительного движения в Германии и особые надежды возлагал на вступление в войну Австрии. В 1809 г. он отправился в Австрию, имея намерение принять участие в военных действиях против наполеоновской армии. Вместе с тем его не оставляла уверенность во влиянии слова на поддержку патриотичного духа соотечественников. Он попробовал издавать еженедельник, которому дал многозначительное название «Германия». Поражение австрийской армии ошеломило Клейста, им овладела навязчивая идея убийства Наполеона. В момент серьезного психического приступа он остановился в Праге, потом приехал в родной Франкфурт, где натолкнулся на глухую стену непонимания и отчуждения. Собрав последние силы, преодолевая недуг, он приехал в Берлин. В Берлине круг знакомств расширился. Клейст встретил здесь близкого ему по патриотичному настрою духа уроженца Пруссии А. фон Арнима, познакомился с К. Брентано, Ф. де ла Матт Фуке. Совместно с Арнимом они издавали газету «Berliner Abendblatter» (1810—1811). Патриотичный настрой духа Клейста в последний период его жизни нашел выражение в пьесах «Битва Германа» («Hermannsschlacht», 1808), «Катехизис для немцев» («Katechismus des Deutschen», 1809), политических стихах, сборниках анекдотов последней войны («Sammlung von Anekdoten und Charakterziigen aus den beiden merkwurdigen Kriegen in Slid- und Norddeutschland in den Jahren 1805-1807»). В 1810 г. K. завершил работу над новеллой «Михаель Кольхаас» («Michael Kohlhaas»), фрагмент которой был написан в 1808 г.

Читайте также:  Сочинения об авторе платонов

Сочинение на тему Жизнь Генриха Клейста
Клейст Г.
Стр. 1

Сочинение на тему Жизнь Генриха Клейста
Клейст Г.
Стр. 2

Сочинение на тему Жизнь Генриха Клейста
Клейст Г.
Стр. 3

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/171zhizn-genrixa-klejsta187

Сочинение на тему: Что я понял, прочитав прозу Клейста

Проза Клейста проблемно едина и структурно схожа с его драматургией, но разительно отличается от нее по особенностям художественной речи. Язык драм Клейста либо патетичен и эмоционально насыщен (в трагедиях), либо непосредственно жизнен и характерен (в комедии). Проза же поражает лаконизмом и эстетической сдержанностью повествовательной речи.

Это язык реалистического искусства. В трагедиях Клейста наряду с риторикой – взрывы страсти, негодования, отчаяния, выплескиваемые в необузданных гиперболах, порой напоминающих язык драм “бурных гениев”, в новеллах – нарочитая бесстрастность, внешне холодная информативность, отказ от слов и интонаций, открыто выражающих эмоции.

В этом отношении проза Клейста напоминает прозу Пушкина: и там и тут за внешней бесстрастностью повествования таится сжатая энергия смыслового напряжения.

Не слаженность мира, бурные сотрясения людских судеб и душ отзываются при этом не только в сюжетном строе клейстовской новеллы, но нередко и в структуре фразы, что, однако, не нарушает общего, кажущегося спокойным тона, подобного тону исторических хроник.

Клейст любит сталкивать противоречия уже в рамках одного предложения, совмещая несовместимое. Действие в новеллах Клейста, как и в его драмах,- это непрерывная цепь контрастных ситуаций; если бы изобразить ее графически, получилась бы ломаная линия, состоящая из неравномерных, разнонаправленных отрезков.

В новелле “Обручение на Сан-Доминго ” действие происходит в 1803 г., в дни восстания негров против белых колонизаторов.

Здесь отчетливо проступают черты философского мировосприятия Клейста: мир видится ему в состоянии острого кризиса, погруженным в темный хаос, в страшную путаницу, где истинное замещается мнимым, а мнимое истинным, но человек способен все же остаться человеком, хотя бы это и стоило ему жизни.

Важно

Один из главных мотивов новеллы, как и всего творчества Клейста, – мотив доверия. Клейст уверен, что если бы люди больше доверяли друг другу, жертв было бы гораздо меньше.

Повесть “Михаэль Кольхаас ” (ее действие отнесено к XVI в., ко временам феодального самоуправства и разбоя) выделяется среди произведений Клейста укрупненным изображением социального конфликта.

Важный мотив повести – разрастание народного протеста в стихию, выходящую из берегов. Поток народного гнева сносит все на своем пути.

Клейст показывает при этом, что гнев народа – прямое следствие социальной несправедливости.

Повесть во многом параллельна трагедии “Принц Фридрих Гомбургский”, они и создавались почти одновременно (повесть несколько позднее). В каждом из этих произведений Клейст сталкивает живые стремления человека и мертвую букву закона. Повесть как бы дополняет трагедию о принце Гомбургском, проливая свет на истинный ее смысл.

Гармония в финале трагедии – мнимая, как мнима и справедливость в развязке “Михаэля Кольхааса”. По Клейсту, гармония существует лишь в идеале, в реальности же господствует мертвый порядок или неудержимая стихия, способная и погубить жизнь, и открыть ей дорогу.

Человек может противопоставить злому хаосу гуманность и мужество, как не раз делал это сам Клейст, воплощая страшное и хаотическое в формах строгих и сдержанных. Гете верил в реальность гармонии, Шиллер – в ее возможность, у Клейста же гармония – мираж.

Связь с традициями просветителей нередко напоминает у Клейста перевернутое зеркальное отражение, и это делает наглядной сложность картины немецкой литературы на переломе веков. Дисгармоничность характеров людей и их судеб была для Клейста частью трагической разлаженности мироздания. Он шел в своем понимании частного от всеобщего.

Совет

В творчестве поздних романтиков появились также ростки и другого пути художественного познания действительности – от частного к общему, пути, ведущего к отображению жизни в ее земном, повседневном облике. Но это уже другая линия в развитии немецкой литературы XIX века.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Сочинение на тему: Что я понял, прочитав прозу Клейста

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение размышление: Что я понял, прочитав повесть Вольтера “Простак” Французский просветитель XVIII столетия, Вольтер был отчаянным врагом религии. Он показывал в своих произведениях лицемерие служителей церкви. Свое отношение к…
  2. Что я понял, прочитав повесть Солженицына “Раковый корпус” Мне хочется написать о повести, которой отдал часть своей жизни великий гений, человек, получивший “Нобелевскую премию”. Эта повесть называется “Раковый…
  3. Краткий пересказ и изложение драм Клейста В “Семействе Шроффенштейн” – первой драме Клейста, увидевшей свет, – писатель вслед за Шиллером, но на свой лад варьирует тему…
  4. Сочинение на тему: Что я понял читая басни Демьяна Бедного Демьян Бедный в своих баснях всегда отталкивался от конкретных случаев жизни. Материал для них он брал обычно из газетной хроники….
  5. Сочинение на тему: Читая истерические романы Валентина Пикуля Однако самым популярным среди авторов исторических романов в 1970 – 1990-е годы был Валентин Пикуль. Его романами “Пером и шпагой”…
  6. Я прочитав п’єсу М. Горького “На дні” Твір по літературі: Я прочитав п’єсу М. Горького “На дні”.. Про що може думати людина, що коштує на нижчій сходинці…
  7. Краткое содержание повести Клейста “Михаэль Кольхаас” Действие относится к середине XVI в., к периоду Реформации. Михаэль Кольхаас, главный герой повести, зарабатывает на жизнь разведением и продажей…
  8. Краткое содержание трагедии Клейста “Пентесилея” Трагедия написана в 1806-07 годах и основана на одной из версий мифа о Пентесилее и Ахилле. Действие происходит на поле…
  9. Краткое содержание комедии Клейста “Разбитый кувшин” Действие пьесы происходит в начале XIX в. в голландской деревне Гуйзум, близ Утрехта, в январе. Место действия – судная горница….
  10. Сочинение на тему: Рецензия на повесть А. П. Чехова “Степь” Прочтя первые страницы повести, я не обманулся в своих ожиданиях. Лаконичное описание одежды, внешности, своеобразие языка героев дало исчерпывающую характеристику…
  11. Сочинение на тему “Образ Гобсека” Повесть “Гобсек” занимает Особое место среди других произведений Оноре Бальзака. Это один из величайших произведений писателя. Центральный образ произведения –…
  12. Сочинение на тему – Мой образ родной земли Для кого-то – это улица, где прошло детство, для кого-то – большой двор, где по вечерам звучала гитара и мелодичный…
  13. Сочинение на тему: Как я понимаю идею повести А. С. Пушкина “Выстрел” “Выстрел” это одна Часть из прекрасных “Повестей Белкина”. Рассказ ведется от лица свидетелями того, что случилось с теми или иными…
  14. Сочинение на тему: “Альпийская баллада” В. Быкова – гимн любви Эпиграф: Как это было! Война, беда, мечта и юность, Д. Самойлов. Центральная тема творчества писателя Василия Быкова – изображение жестокой…
  15. “Принц Фридрих Гомбургский” Клейста краткое содержание В центре драмы – битва при Фербеллине (1675), во многом определившая дальнейшую судьбу Германии. Принц Фридрих Артур Гомбургский, генерал от…
  16. Сочинение на тему 9 мая память трагической судьбы народа во второй мировой войне Школьное сочинение на свободную тему с использованием материалов рассказа К. Воробьева “Это мы, Господи”. Кровью сердца написанная повесть К. Воробьева…
  17. Сочинение на тему Образ XX столетия в мировой лирике XX столетие. Вот-вот оно распрощается с нами, навсегда отойдет в прошлое, станет историей. Каким оно было? Каким останется в воспоминаниях…
  18. Сочинение на тему: Феномен Л. Петрушевской в русской литературе Рассматривая современный литературный процесс, нельзя не обратить внимание на феномен Л. Петрушевской. Имя писательницы стало известно любителям театра в конце…
  19. Генрих фон Клейст: Проблематика произведений писателя Восприятие мира как чреватого бедами хаоса определило тональность произведений выдающегося драматурга и новеллиста Генриха фон Клейста (1776-1811). Клейст происходил из…
  20. Сочинение на тему – В чем трагедия Гамлета? В чем трагедия Гамлета? Пьесой “Гамлет” в творчестве Шекспира приоткрывается новый период, отмеченный созданиям четырех больших трагедий: “Гамлет” (1601), “Отелло”…
Читайте также:  Сочинения об авторе бронте э.

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-na-temu-chto-ya-ponyal-prochitav-prozu-klejsta/

Клейст генрих фон

Клейст генрих фон – немецкий писатель.

Из старого прусского дворянского рода. С 1792 года служил в прусской гвардии; принимал участие в Рейнском походе (1794 год).

В 1799 году вышел в отставку, изучал математику, философию, физику и право в университете Франкфурта-на-Одере; испытал влияние философии И. Канта, которая привела его к мысли о тщетности человеческих попыток познать мир.

В 1800-1803 годах во время путешествий по Европе познакомился с И. В. Гё­те, Ф. Шиллером, К. М. Виландом, Г. Цшокке.

В 1805-1806 годах чиновник в Кёнигсберге. В 1807 году жил в Дрездене, где издавал (совместно с политическим философом А. Мюллером) журнал «Phöbus» (1808 год); в 1810 году вернулся в Берлин, с 1810 года выпускал газету «Berliner Abendblätter». Удручённый бедностью и неудачами при попытках добиться признания, покончил с собой.

Основу творческого наследия Клейста составляют пьесы и прозаические новеллы. В центре внимания Клейста – одного из крупнейших представителей немецкого романтизма – трагическое в своей неразрешимости противоречие между иррациональной природой человека и несправедливыми общественными установлениями.

Первая пьеса Клейста – «трагедия рока» «Семейство Шроффенштейн» («Die Familie Schroffenstein», 1803 год).

Одновременно с ней Клейст писал трагедию на военно-политическую тему «Роберт Гискар» («Robert Guiskard», 1802-1803 годы, сохранилась частично), в которой отразилось его сложное отношение к На­по­ле­о­ну I Бо­на­пар­ту.

Обратите внимание

Единственная пьеса, поставленная при жизни Клейста (И. В. Гёте в Веймаре, 1808 год; успеха не имела), – комедия «Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», 1803-1806 годы), близкая по сюжету к народным масленичным фарсам.

В ко­ме­дии Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug», 1803-1806 годы), близкая по сюжету к народным масленичным фарсам.

В комедии «Амфитрион» («Amphitryon», 1807 год) Клейст  создал вольное переложение одноимённой комедии Мольера.

В 1808 году завершены трагедия «Пентесилея» («Penthesilea») о любви-ненависти королевы амазонок к Ахиллу, в которой ан­тич­ность предстала как эпоха неукротимых страстей и демонических характеров (экзальтированность трагедии шокировала современников, в том числе Гёте); романтичная рыцарская драма «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» («Das Кäthchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe»), свидетельствующая о заметном усилении мистических настроений Клейста, а также трагедия «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht») на актуальную политическую тему борьбы против французской оккупации.

В основе психологической драмы «Принц Фридрих Гомбургский» («Prinz Friedrich von Homburg», 1810 год) – конфликт мечты и реальности: Клейст  пытается найти примирение между своеволием романтичного героя и надличными военно-государственными и правовыми традициями.

Убе­ж­дён­ность в сла­бо­сти человечe­cко­го ра­зу­ма, его не­спо­соб­но­сти про­ник­нуть в тай­ны судь­бы от­ра­зи­лась и в но­вел­лах Клейста 1810-1811 годов, разнообразных по характеру и сюжету [напряжённо-драматичная «Маркиза д’О.» («Die Marquise von О…

»), детективная «Землетрясение в Чили» («Das Erdbeben in Chili»), мистическая и фаталистическая «Локарнская нищенка» («Das Bettelweib von Locarno») и «Обручение на Сан-Доминго» («Die Verlobung in St. Domingo») и др.

], но всегда отмеченных необычным для того времени лаконизмом стиля, стремительностью развития действия.

Лучшее прозаическое произведение Клейста – стилизованная под историческую хронику XVI века новелла «Михаэль Кольхаас» («Michael Kohlhaas»), в которой поставлены вопросы справедливости и законности, вины и наказания, бунта и религиозного смирения.

Среди эссе на литературно-художественные темы выделяется «О театре марионеток» («Über das Marionettentheater», 1810 год), в котором Клейст  сформулировал ставший знаменитым парадокс несовместимости грации и сознания.

Важно

Творчество Клейста в XIX веке было малоизвестно. Первое собрание его сочинений издал в 1826 году Л. Тик. Лишь в XX веке оно было оценено по достоинству, оказав влияние на многие литературные направления (в том числе на экспрессионизм).

Сочинения:

Werke / Hrsg. E. Schmidt. Lpz.; W., 1904. Bd 1–5

Собр. соч.: В 2 т. П.; М., 1923

Пье­сы. М., 1962

Дра­мы. Но­вел­лы. М., 1969

Из­бран­ное. М., 1977

Sämtliche Werke und Briefe / Hrsg. H. Sembdner. 2. Aufl. Münch., 1993. Bd 1–2

Об­ру­че­ние на Сан-До­мин­го. СПб., 2000.

Иллюстрация:

Г. фон Клейст. Ри­су­нок П. Фри­де­ля. 1801. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Kleist-Bibliographie / Hrsg. G. Emig, A. Pielenz. Heilbronn, 2007. Tl 1
  • Kraft H. Kleist: Leben und Werk. Münster, 2007
  • Bisky J. Kleist: eine Biographie. B., 2007
  • Griffiths E. Political change and human emanci­pation in the works of H. von Kleist. Ro­ches­ter, 2005
  • Schmidt J. H.von Kleist: die Dramen und Er­zählungen in ihrer Epoche. Darmstadt, 2003
  • Kreutzer H.J. Die dichterische Ent­wick­lung H.von Kleist. B., 1968
  • ​Бер­ков­ский Н.Я. Ро­ман­тизм в Гер­ма­нии. Л., 1973
  • Blöcker G. H.von Kleist oder Das absolute Ich. Fr./M., 1983
  • Бент М.И. Не­мец­кая ро­ман­ти­че­ская но­вел­ла. Ир­кутск, 1987
  • ​H.von Kleist: Studien zu Werk und Wirkung / Hrsg. D. Grathoff. Op­laden, 1988
  • ​Allan S. The plays of H.von Kleist: ideals and illusions. Camb.; N. Y., 1996
  • ​Kleists Dramen / Hrsg. W. Hinderer. Stuttg., 1997

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/klieist_gienrikh_fon

Генрих фон Клейст: Проблематика произведений писателя – Cочинение по литературе

Восприятие мира как чреватого бедами хаоса определило тональность произведений выдающегося драматурга и новеллиста Генриха фон Клейста (1776-1811). Клейст происходил из старинной прусской дворянской семьи, традиции которой предписывали ему офицерскую карьеру.

Он обучался в кадетском корпусе, участвовал в неудачном походе  феодально-монархической   коалиции   против  революционной Франции (1793), но вскоре расстался с чуждой его склонностям военной службой, чтобы заняться наукой и поэзией.

Взгляды Клейста формировались вначале под воздействием просветительских идей: он мечтал о гармонии всеобщей и личной, верил, что ее можно достичь, поднимаясь к ней, как по лестнице, ступенька за ступенькой. Знакомство с философией Канта разрушило это наивное представление.

Кант признавал, что явления внешнего мира вызывают в человеке ощущения, но считал, что проникнуть в сущность вещей человек не может.

Клейст испытал острый духовный кризис, приобщившись к этой мысли.

Еще более чувствительные удары нанесла его иллюзиям действительность послереволюционной поры – растущая власть чистогана, наполеоновские войны, разгром прусских войск под Иеной, поражение Австрии под Ваграмом.

Все это резко изменило строй мыслей Клейста, на первый план в его мировосприятии вышло трагическое ощущение разлаженности жизни. С этим ощущением Клейст начал свою литературную деятельность и (пронес его через весь свой недолгий путь.

Жизнь Клейста была обидно короткой: в 35 лет он застрелился. Видно, он был не в силах справляться дольше с сумятицей души и горечью непризнания. Слава пришла к нему спустя годы после смерти; она основывается главным образом на его драматургических произведений, но и в новеллах он проявил себя художником большой силы.

Читайте также:  Краткая биография маршак

Проблематика произведений Клейста, порожденная тревогами и потрясениями века, выходит за пределы конкретных социально-политических вопросов времени в сферу философско-этическую.

Клейст не стал продолжать линию, наметившуюся в иенском романтизме, не присоединился к фольклорным увлечениям другой группы немецких романтиков – гейдельбергской. (Эти увлечения возникли на волне патриотических чувств в годы борьбы против наполеоновского нашествия.

) Клейст, как и Шиллер, хотел понять, в чем корни разрыва между свободой и необходимостью, индивидуальным устремлением и надиндиви-дуальным законом, возможно ли их примирить.

Однако если Шиллер понимал необходимость в масштабах истории человечества, то Клейст – в масштабах мироздания.

Совет

В драмах Шиллера философское значение образов и ситуаций всегда опирается на вполне определенный конкретно-исторический сюжет, у Клейста же действие, в сущности, происходит всегда и везде; он, как правило, точно обозначает время и место происходящих событий, но это только условность.

Философ-ски-обобщающий смысл проступает в произведениях Клейста вполне наглядно, хотя его персонажи, в отличие от шиллеров-ских, редко впрямую излагают авторские философские идеи.

Осмысляя проблемы своего времени, Шиллер видел его историческую ограниченность и верил в исторические перспективы.

Клейст же воспринимал человека и мир вне их конкретной исторической обусловленности, хотя картина разлаженности жизни, вновь и вновь возникавшая под его пером, пришла к нему под впечатлением совершенно конкретных исторических обстоятельств: спутанный клубок бурлящих событий эпохи не одному только Клейсту затемнял историческую перспективу. Герои Клейста, в отличие от героев других писателей-романтиков, пытаются самоутвердиться на земле, а не в эмпиреях духа, но разлад в окружающей действительности порождает разлад и в их внутреннем мире. Они истово защищают свое человеческое достоинство, нередко гибнут, но подтверждают своим примером величие человека. «Снова ненова, вопреки всем колебаниям и поражениям, искать в человеке богоподобные черты – задача, вполне достойная целой художнической жизни»,- пишет о Клейсте советский исследователь А. В. Карельский.

Тематически произведения Клейста разнородны: он обращался к темам историческим, мифологическим, сказочным, социально-бытовым. Но это не мешает их проблемной и художественной близости.

Алогичные нарушения привычной связи вещей, утрата людьми взаимного доверия, восприятие реального как мнимого и мнимого как реального, скрытые отношения между персонажами, нередко противоречащие их словам и поступкам,- и посреди всего этого свет любви, справедливости, героической самоотверженности (который, однако, не спасает от хаоса)-такова атмосфера в произведениях Клейста. Хаосу противостоит в них редкая стройность и собранность композиции, последовательная симметричность эпизодов, четкая организация всех элементов произведения. В этом видны традиции классицизма – но то, что там было классической ясностью, у Клейста стало своеобразной формой мужественного сопротивления хаосу.

Сюжеты, которые Клейст избирает, типично романтического свойства. Это всегда необычная ситуация или исключительный случай, круто меняющий судьбу героя. Но при этом Клейст часто оспаривает традиционно-романтические решения, иногда даже пародирует их.

У романтиков, этих бунтарей против всяческих правил, все же были свои правила и даже стереотипы. Клейст – романтик без правил, поступки его героев нередко взрывают романтическую ситуацию, а не согласуются с ней.

Не случайно Гёте, вообще не очень-то жаловавший романтиков и заявивший, что «классическое – это здоровое, а романтическое- это больное», к Клейсту относился с особой неприязнью. Клейст одно время надеялся на поддержку великого классика, но обманулся в своих ожиданиях.

Гёте же впоследствии  писал:   «Во  мне писатель этот,  при чистейшей  с  моей стороны готовности принять в нем искреннее участие, всегда возбуждал ужас и отвращение…»

Гёте, служивший гармонии, не мог принять трагического Клейста, в чьем творчестве проявилось другое восприятие действительности.

Обратите внимание

Оно ярко выразилось уже в его ранней драме – «Роберт Гискар», дошедшей до нас в виде фрагмента, восстановленного автором через несколько лет после того, как он безжалостно сжег это свое сочинение.

Черты трагического мировосприятия, улавливаемые в «Роберте Гискаре», в той или иной степени проступают и в других произведениях Клейста. Они видоизменяются вместе с эволюцией художника, но сохраняют свои основные начала.

Источник: http://schooltask.ru/genrix-fon-klejst-problematika-proizvedenij-pisatelya/

Генрих фон Клейст. Собрание сочинений в 2 томах ( комплект из 2 книг ), Г. фон Клейст

Издательство: Государственное издательство

ISBN: antiq31277374

Год: 1923

Москва, 1923 год. Государственное издательство. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Генрих фон Клейст прожил короткую и тревожную жизнь, заверши­вшуюся самоубийством. Несчастнейшим из немецких поэтов именуют его биографы.

Литературное наследство Клейста, плод десятилетнего, прерываемого бурями и мертвыми периодами затишья, труда, вошло в обиход культуры, оплодотворило творчество последующих поколений, дало богатый материал театру; но при жизни поэт не встретил признания; не многие.

из его пьес были поставлены на сцене и, поставленные, не имели успеха; лично ему не довелось увидеть ни одной. Материальная необеспеченность, временами пе­реходившая в бедственное положение, сопутствовала Клейсту до могилы; личная его жизнь омрачалась болезнями, скитаниями, одиночеством.

Творческие годы Клейста совпали с несчастной для Германии эпохой наполеоновских войн; возрождения родины он не дождался.

На протяжении десятилетий по смерти Клейста шла медленная и упорная работа-сначала литературных друзей его, а затем историков литературы-по воссозданию его творческого облика и определению его места в литературе. Отношение к Клейсту и взгляды на его значение были различны, как различными оста­лись и доныне.

Резко отрицательные отзывы Гете о Клейсте сыграли вид­ную роль и преемственно дошли до нашего времени; однако, в литературе девятнадцатого века Клейст утвердился незыблемо; в перечне немецких клас­сиков числится он, не вызывая возражений даже своих антагонистов. Обо всём этом и не только в книге Генрих фон Клейст. Собрание сочинений в 2 томах ( комплект из 2 книг ) (Г. фон Клейст)

Рецензии Отзывы Цитаты Где купить

  • Эти книги могут быть Вам интересны

Жизнь на Самоа

Дороти Паркер. Новеллы

Король футбола

Они сражались за Родину

Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации

  • Рецензии (0)
  • Написать рецензию

Рецензий на «Генрих фон Клейст. Собрание сочинений в 2 томах ( комплект из 2 книг )» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

  • Отзывы (0)
  • Оставить свой отзыв

Отзывов о «Генрих фон Клейст. Собрание сочинений в 2 томах ( комплект из 2 книг )» пока нет. Оставьте отзыв первым

  • Цитаты (0)
  • Добавить цитату

Цитат из «Генрих фон Клейст. Собрание сочинений в 2 томах ( комплект из 2 книг )» пока нет. Добавьте цитату первым

Книгу «Генрих фон Клейст. Собрание сочинений в 2 томах ( комплект из 2 книг )» Г. фон Клейст можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 7875 руб.

  • Объявления
  • Разместить объявление

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

  • Читали (0)
  • Хотят прочесть (0)

Об изданиях. С изданиями получилось интересно. Было их два, оба под названием «Записки о Шерлоке…

Есть книги, которые лучше всего описать словами “расширять горизонты” – книги, которые…

Президент России Владимир Путин подписал указ о присуждении премий 2018 года молодым деятелям…

Важно

Немецкий писатель Патрик Зюскинд отмечает 70-летие. Его роман “Парфюмер” стал одним из…

0.54173111915588==(58)

– Персональные рекомендации; – Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; – Своя онлайн библиотека; – Обмен мнениями и тематические сообщества; – Личные блоги о книгах и не только; – Рейтинги и тематические подборки; – Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте

Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=1886074

Ссылка на основную публикацию