Сочинения об авторе лорка

Федерико Гарсиа Лорка: Краткий обзор произведений

Федерико Гарсиа Лорка родился в небольшом селении Фуэнтевакерос, близ Гранады, в зажиточной семье. Уже в раннем детстве обнаружились необычайные способности Федерико к музыке и рисованию. Эти разносторонние дарования Лорки нашли синтетическое воплощение в его поэзии, в образной системе которой звук и цвет играли огромную роль.

После окончания гимназии Лорка поступает в Гранадский университет. В 1919 году Лорка переезжает в столицу, целиком отдается литературной деятельности. В марте 1920 года мадридский театр ставит первую его пьесу “Злые чары бабочки”.

Всеобщее признание связано с постановкой его драмы “Мариана Пинеда” в 1927 году и публикацией знаменитого сборника “Цыганский романсеро” (1928).

Обратите внимание

В 1929 году Лорка предпринимает поездку в США. Около года он прожил в Нью-Йорке, посещая занятия в Колумбийском университете и знакомясь с литературой и искусством Соединенных Штатов.

Весной следующего года он два месяца проводит на Кубе, а летом возвращается на родину, завершив к этому времени большинство стихотворений из книги “Поэт в Нью-Йорке”, которые он много раз читал по приезде на родину с эстрады, но при жизни не опубликовал (эти книга стихов была издана посмертно, в 1940 году).

В последние годы своей жизни Лорка, хотя и продолжал работать над новыми циклами стихов (в 1935 году появляется поэма “Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу”; завершены, но не опубликованы полностью циклы галисийских стихов и “Диван Тамарит”), основное внимание обратил на театр.

Он возглавляет студенческий передвижной театр “Ла Барраку”. Его деятельность прерывается лишь поездкой в Аргентину и Уругвай, где ставят его пьесы (осень 1933 – весна 1934 г.). В эти же годы одну за другой Лорка пишет свои крупнейшие драмы.

Последнюю из них – “Дом Бернарды Аль-бы”-он завершает 19 июня 1936 года, за месяц до фашистского мятежа и за два месяца до своей трагической гибели.

Лорка не принадлежал ни к одной из тогдашних политических партий и не раз подчеркивал, что плохо разбирается-в тонкостях политических споров. Из этого, однако, не следует, что он был человеком политически индифферентным.

В течение всей жизни он принадлежал, по собственному выражению, к “партии бедняков”.

В 30-е годы Лорка неоднократно заявляет о своей приверженности к идеалам демократии, выступает против фашизма, подготовки империалистической войны, вступает в “Альянс антифашистской интеллигенции” и в Ассоциацию друзей Советского Союза.

Важно

Первый сборник стихов (“Книга поэм”), который поэт охарактеризовал как “точный образ дней моего отрочества и юности”, несет на. себе еще отчетливые следы ученичества. Уже здесь можно обнаружить интерес Лорки к народному творчеству.

Однако восприятие фольклорных мотивов еще не отличается большой глубиной.

“Гарсиа – Лорка и Рафаэль Альберти – поэты-андалузцы, дио-нисийски влюбленные в жизнь, певучие, интимные и популярные,- говорил позднее чилийский поэт Пабло Неруда,- обратились к одному и тому же источнику: к многовековому фольклору Андалузии и Кастилии.

Вначале это было лишь игрой в примитив, в которой они находили своеобразную прелесть, как после выравненных клумб и гладко подстриженных газонов нас тянет к буйной поросли весенних лугов. Но оба они пришли к сознательному преодолению примитива, и творчество их обрело черты подлинной, глубокой народности”.

Несмотря на всю расплывчатость, неясность идейных и эстетических позиций поэта, и в этом раннем сборнике, и – в еще большей мере-в книгах “Песни” (опубл. в 1927 г.) и “Первые песни” (1935), над которыми Лорка работал в начале 20-х годов, все отчетливее пробиваются такие черты, которые затем станут определяющими в его поэзии.

Зрелое мастерство действительно пришло к Лорке удивительно быстро. Ведь в те же годы, когда завершалась работа над “Песнями”, молодой поэт трудился еще над одной книгой стихов, ставшей признанным шедевром его поэзии. Речь идет о сборнике, получившем название “Поэма о канте хондо” (1921-1924, опубл. в 1931 г.).

“Канте хондо” значит “глубинное пение”. Это одна из самых интересныхразновидностей андалузского фольклора, возникшая в результате сложного взаимодействия старинного искусства коренных народов юга Пиренейского полуострова с искусством Востока – арабским и цыганским – и уходящая в глубокую древность.

Об этом древнем происхождении канте хондо свидетельствует, в частности, синкретизм жанра: органическое слияние в нем музыки, пения и поэзии.

Музыка и певческое исполнение канте хондо обычно носят характер импровизации на известные мотивы, и гитарист (“токаор”) и певец (“кантаор”) ценятся в народе именно за оригинальность импровизаций.

Тексты же этих произведении, так называемые сиги-рийя, солеа, петенеры и близкие к ним, но исполняемые только во время религиозных процессий саэты, более или менее устойчивы и, отшлифованные в веках, переходят изустно от одного поколения “кантаоров” к последующим.

Лорка с детства был хорошо знаком с искусством народных мастеров канте хондо, а в 1922 году, когда под напором джаза и других модных нововведений это искусство переживало кризис, он вместе с Мануэлем де Фальей и другими любителями народной музыки организовал в родной Гранаде фестиваль канте хондо и конкурс “кантаоров”.

Совет

Особенности жанра Лорка определил в лекции о канте хондо, которую он прочитал перед гранадскими слушателями во время фестиваля.

Отмечая “глубину и интимность” переживания, характерные для канте хондо, Лорка подчеркивает, что один из основных “персонажей” этого стихотворения – Печаль, обретающая плоть и человеческий облик, выступающая в образе “женщины-смуглянки, охотящейся за птицами с сетями из ветра”.

Канте хондо не знает полутонов, это искусство патетическое, но предельно искреннее; “Андалузец либо посылает вопль к небесам, либо целует красноватую пыль своих дорог”. Огромную роль в канте хондо играет природа. Природа, но не пейзаж, ибо действие песен всегда развивается в. глубокой и беспросветной ночи, и только мрак и зв. езды – свидетели трагедий, которые происходят вокруг.

“Все стихи канте хондо,- говорит Лорка,- полны великолепного пантеизма, они вопрошают ноздух, землю, море, луну, просто луг, или фиалку, или птицу. Все нынешние силы обретают точнейший облик и перевоплощаются настолько, что начинают играть активнейшую роль в лирическом действии”. Среди “персонажей” канте хондо Лорка особо отмечает “ветер” и “плач, рыдание”.

И Лорка вновь повторяет: “Следует, брать у народа только эти глубочайшие сущности, да одну-другую колоритные черточки, ни в коем случае не пытаясь точно имитировать его неповторимые модуляции,- ведь этим мы лишь замутим глубины песни”.

Созданная поэтом книга “Поэма о канте хондо” тем и осталась непревзойденной, что, отказавшись от примитивного подражания народной поэзии, Лорка воссоздал в ней сущность поэтического мышления народа. Поэт почти не прибегает даже к обычной форме канте хондо – четы-рехстишию сигирийи и петенеры и трехстишью солеа.

Он пишет свободным, меняющимся соответственно лирическому настроению размером. Но с потрясающей силой раскрывается все, что составляет самую основу андалузской песни.

Приметы родных городов и селений щедро разбросаны по стихотворениям: колокольни, башни с флюгерами, фонарные столбы, увитые зеленью балконы, гулкие пещеры, кинжалы, веера, и, конечно, гитара.

Но главное – не эти внешние приметы “сухой земли, тихой земли, земли ночей безмерных”- Андалузии. Главное – это “живая душа” андалузской песни, бьющаяся и трепещущая в стихах Лорки.

Поэт повествует о плачущей гитаре, “бедной жертве пяти проворных кинжалов-пальцев” (“Гитара”), о гитаре, чья “открытая грудь” “вторит мужскому вздоху” (“Квартал Кордовы”).

Обратите внимание

Шаг за шагом проходит поэт по путям сигирийи и солеа, саэты и петенеры, и стихи о народной песне оказываются стихами о самом народе – их создателе: о людях, которые страдают, любят, умирают, даже в смертный час сохраняя человеческое достоинство. Недаром центральное место в этой книге занимает стихотворение “Селенье”, в котором с предельной лаконичностью поэт дал символически обобщенную картину своей родины.

Та же “слезная Андалузия” – основной персонаж и “Цыганского романсеро”.

Обратившись в этой книге стихов к старинному, излюбленному в Испании народному поэтическому жанру, Федерико Гарсиа Лорка создал новый тип романса, обогатив традиционный жанр и новыми темами, и новыми формами.

Романсы Лорки – это полные внутреннего напряжения и динамики лирико-драматические стихотворения о любви и смерти, столкнувшихся в ожесточенной схватке.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Федерико Гарсиа Лорка: Краткий обзор произведений

Другие сочинения по теме:

  1. Федерико Гарсиа Лорка – человек и поэт Федерико Гарсиа Лорка, Петенера, Романсеро, Канте хондо, Сигирия. Какие необыкновенные, благозвучные, музыкальные и поэтические слова. Кажется, все, что связано с…
  2. Поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка (Federico Garcia Lorca, 1898-1936) Лорка родился в небольшом селении Фуэнтевакерос, близ Гранады, в зажиточной семье. После окончания гимназии он по настоянию отца поступил в…
  3. Наибольшая радость – быть поэтом. Федерико Гарсиа Лоркa Сочинение по творчеству Федерико Гарсиа Лорки. Хрупкий человек с чистым смуглявым лицом и привлекательной улыбкой, он имел какую-то удивительную власть….
  4. Слава и гордость Испании, поэт и драматург Гарсиа Лорка Поэт родился в Андалузии, просторы и ритмы родного края позже отзовутся в “Поэмах о канте хондо” (1931) – подражаниях особому…
  5. Литературное творчество Федерико Гарсии Лорка Федерико Гарсиа Лорка родился в 1898 году в Испанском поселке Фуэнте Вакерос возле Гранады в семье зажиточного арендатора Федерико Гарсиа….
  6. Краткий обзор произведений Бунина ” Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом…
  7. Краткий обзор произведений Писемского Первый роман Писемского Боярщина (опубликованный в 1858 г., но написанный в 1845) уже содержит многие из его достоинств. Там даже…
  8. Краткий обзор литературных произведений Гончарова Достаточно было бы только объективности и беспристрастия Аксакова, чтобы выделить его из всех русских романистов середины девятнадцатого века. Все остальные…
  9. Краткий обзор произведений Бориса Зайцева Борис Константинович Зайцев, талантливый русский писатель, был возвращен из небытия благодаря демократическим преобразованиям в моей стране. Прочитав его книгу “Улица…
  10. Краткий обзор ранних произведений Джованни Боккаччо Внебрачный сын богатого флорентийского купца. Отец мечтал видеть в сыне наследника своего дела и с 1324 г. отдал его на…
  11. Краткий обзор поэтического наследия поэзии Мутанабби Первый период творчества поэта, который охватывает два десятилетия (928-948 гг.), минул в Сирии. Через то поэтический сборник этого периода был…
  12. Краткий обзор творчества Данте Года изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Он создал ряд произведений, в том числе ученые трактаты. Среди них – “Банкет”,…
  13. Краткий обзор поэм Шекспира Ко времени создания Шекспиром своих поэм в литературе английского Возрождения уже сложилась значительная эпическая традиция. Как в прозе, так и…
  14. Краткий обзор творчества Куприна Александр Иванович К У Прин (произношение Купр И Н неправильное) тоже начинал как писатель школы “Знание”, но его литературная личность…
  15. Обзор наиболее значительных произведений Байрона Двадцать пятого апреля 1816 года Байрон со своим верным слугой Флетчером и врачом Полидоре взошел на корабль, который отплывал в…
  16. Краткий обзор творчества Гоголя Николай Васильевич Гоголь (полная его фамилия Гоголь-Яновский, но он рано отбросил вторую половину) родился 19 марта 1809 г. в торговом…
  17. Краткий обзор прозы Лермонтова Лермонтов начал писать прозу очень рано. За три года, с пятнадцати до восемнадцати лет, он написал три пьесы в прозе,…
  18. Обзор произведений Кобзаря Чем знамениты Приднепровские горы? Поднялись они из первоначального моря, когда Земли еще и людей не было. Прийдяс севера, встретил их…
  19. Краткий пересказ произведений Гюго “Отверженные” и “Тружениках моря” С апреля 1862 года в Париже начинают выходить первые тома десятитомного издания “Отверженных”. Роман имеет потрясающий успех, его буквально рвут…
  20. Обзор литературных произведений Стендаля Стендаль был активным участником романтического движения и борцом за создание “нового искусства” во Франции. Известный критик Ш. де Сент-Бев назвал…

Источник: https://ege-russian.ru/federiko-garsia-lorka-kratkij-obzor-proizvedenij/

Жизнь и творчество Федерико Гарсиа Лорки

Отчего же ты, Испания,в небо смотрела,Когда Гарсиа Лоркувели на расстрел?

Н. Асеев

19 августа 1936 года в восьми километрах от Гранады был расстрелян великий испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Границы его жизни — такой же недолгой, как у Пушкина, — отмечены датами национальных катастроф: 1898 (поражение в войне) — 1936 (приход к власти фашистов).

«Мое детство — это село и поле. Пастухи, небо, безлюдье», — говорил поэт, и отблеском детства освещена вся его жизнь. Имя его зазвучало в 1922 году, когда в Гранаде был проведен фестиваль андалузской народной песни — канте хондо.

И еще Лорка создал бродячий университетский театр «Балаган».

Лорка не принадлежал ни к одной из политических партий. О своих убеждениях он говорил: «Любовь к земле разбудила во мне художника. Земля для меня неразделима с бедностью, а бедность я люблю больше всего на свете. Не нищету, измызганную и алчную, а бедность, благородную, трогательную, простую, как черный хлеб».

Объясняя свою любимую книгу «Цыганское романсеро», Лорка сказал: «Гранада научила меня быть с теми, кого преследуют: с цыганами, неграми, евреями, маврами». Он заявлял, что на этой земле будет с теми, у кого ничего нет. Люди, получившие образование и не знавшие нужды, призваны принести жертвы».

Лорка видел миссию поэта в том, чтобы переживать чужую боль как собственную и всегда принимать сторону отверженных. Такая «всечеловечность» делает его творчество актуальным для людей разных национальностей.

«Я брат всем людям и мне отвратительны те, кто любит родину вслепую и приносит себя в жертву пустым националистическим идеалам». Таких слов в 1936 году в Испании не прощали.

Читайте также:  Сочинения об авторе ирвинг

Первое, что сделали испанские фашисты, придя к власти, — они стали уничтожать интеллигенцию, так как боялись тех, кто мог «навредить» режиму словом.

«Смерть интеллигенции!» Таким был лозунг франкистов — испанских фашистов. Расстреливали врачей, юристов, преподавателей, журналистов, ученых-арабистов, президента Медицинской академии и многих других.

За три военных года в Гранаде было расстреляно 6 тысяч человек.

В книгах Лорки 1920-х годов — «Поэма о канте хондо» и «Песни» уже звучал его собственный, неповторимый голос. В жизнь Лорки музыка вошла еще в детстве: в семье все пели. Андалузская песенная культура — одна из древнейших в Европе (канте хондо — древнее андалузское одноголосное пение).

Для больших поэтов, будь то Лопе де Вега, Мачадо или Лорка, народная поэзия была не «наивным» искусством, а высоким и недосягаемым образцом.

«Разве не чудо, — говорил Лорка, — что безвестный народный поэт в три-четыре строчки вмещает все богатство высших взлетов человеческой души?» Лорке удалось возродить и преобразить старинный, исконно испанский жанр — романс. Материал с сайта //iEssay.

ru Так плачет закат о рассвете,Так плачет стрела без цели,Так песок раскаленный плачетО прохладной красе камелий.

Важно

Поэтический мир Лорки отличается глубоким внутренним драматизмом, не случайно, кроме лирики, он писал и остроконфликтные пьесы.

«Самая печальная радость — быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть», — говорил Лорка. Он словно предвидел свою судьбу. Профессия поэта принесла ему смерть. «Гарсиа Лорку убили не потому, что не знали, кто он, а именно за то, что это был ОН. …Его убил фашизм», — написал другой поэт, кубинец Николас Гильен.

На этой странице материал по темам:

  • федерико лорка жизнь и творчество
  • федерико гарсиа лорка сокращенно
  • жизнь и творчество лорка
  • биография федерико гарсиа сокращенно

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/l/lorka/sochineniya/obshhie-temy/zhizn-i-tvorchestvo-federiko-garsia-lorki

Гарсия Лорка Федерико

Написала : Яна Николайчук

Дата рождения – 05 июня – 1896

Дата смерти – 19 августа – 1938

Гарсия Лорка (Garcia Lorca), Федерико (1898-1936), испанский поэт. В лирике — реконструкция в поэтическом пространстве 20 в.

, фольклорно-мифологические мироощущения; мотивы величия и трагической обреченности любви, вечной нераздельности жизни и смерти (сборники «Цыганское романсеро», 1928, «Поэма о канте хондо», 1931); острота столкновения с мертвяще урбанистической цивилизацией (сборник «Поэт в Нью-Йорке», опубликован 1940Героическая драма «Марианна Пинеда» (1925), трагедии «Кровавая свадьба» (1933), «Иерма» (1934), драма «Дом Бернарды Альбы» (1935, опубликована 1945Расстрелян фашистами.

Гарсия Лорка (Garcia Lorca) Федерико (5 июня 1898, Фуэнте Вакерос, близ Гранады — 19 августа 1936, близ Гранады), испанский поэт и драматург; автор лекций и статей на литературные и общеэстетические темы, рисунков, ряда музыкальных сочинений, организатор передвижного театра «Ла Баррака».

Андалусия, начало и конец

Творчество Гарсиа Лорки неразрывно связано с Андалусией, где он родился и рос в поместьях своего отца — крупного землевладельца, учился в иезуитском колехио в Гранаде, а затем — в Гранадском университете, не закончив который, переехал в 1919 в Мадрид, где продолжил учебу в Студенческой резиденции (экспериментальном высшем учебном заведении, созданном испанскими просветителями-прогрессистамиОднако в семейную усадьбу Уэрта де Сан Висенте Гранады Лорка постоянно возвращался, проводя там многие месяцы. В Гранаду он также приехал 16 июля 1936, за два дня до начала Гражданской войны. 16 августа поэт был арестован по доносу и при активном участии типографского служащего, активного фалангиста Руиса Алонсо, обвинявшего Лорку в том, что тот «писатель-извращенец», гомосексуалист, «красный», русский шпион, прячущий в поместье отца подпольную радиостанцию (вероятно, такого рода доносов было несколько и не от одного Алонсо: яркая и необычная личность Лорки вызывали у окружающих как восхищение и любовь, так и злобную завистьЛорку схватили в доме его друзей братьев Росалесов, активных членов фаланги, один из которых — начинающий поэт Луис — был дружен с Лоркой: друзья и родственники поэта думали, что дом Росалесов — надежное убежище. Но ни дом Росалесов, ни они сами не смогли защитить поэта. В обстановке царившего в Гранаде террора реальную власть в городе получили фанатики, такие, как назначенный его комендантом майор Хосе Вальдес Гусман. По личному приказу последнего (возможно, согласованному с военным правителем Андалусии генералом Кепо де Льяно) Лорка был расстрелян в ночь на 19 апреля 1836 года в шести километрах от Гранады в масличной роще вблизи ущелья Виснар и там же похоронен в братской могиле. Точное место захоронения поэта неизвестно.

Этапы творчества

Очень условно можно выделить несколько этапов творчества Лорки: ранний (1916—1922), импрессионистический, относящийся к годам его учебы в Гранаде и к первым годам жизни в Мадриде и учебы в Студенческой резиденции; зрелый, фольклорно-романтический (1921—1928 гг.

), когда Лорка становится одним из самых известных испанских поэтов и драматургов, а Студенческая резиденция — центром интеллектуальной и художественной жизни молодого поколения; «сюрреалистический» (1929-1931), совпавший с поездкой Лорки в Соединенные Штаты и на Кубу, и, наконец, поздний, трагедийный (1932-1936), прерванный гибелью поэта.

Ранний Лорка

Первая опубликованная книга Лорки — «Впечатления и пейзажи» (1918), собрание поэтических зарисовок в прозе, созданных по следам образовательных поездок по Испании, вполне вписывающихся традицию романтических путевых заметок.

В это же время была написана «Книга стихов» (1916-1920) — единственная из поэтических книг Лорки, в которой поэт сосредоточен на себе и своих юношеских переживаниях.

Многие мотивы из «Книги стихов» (луна, вода, зеркало, эхо, символические образы цветов и деревьев) пройдут через все творчество Лорки.

В стихотворениях, собранных в книгах «Первые песни» (1922, опубликовано в 1936) и «Песни», в которую вошли стихотворения 1921-1924 годов (опубликовано в 1927Среди них — ставшие хрестоматийными «Песня всадника», «Деревце, деревцо», «Прелюдия». Эти книги носят на себе элементы ученичества у Х. Р. Хименеса, испытывают влияние литературных стилизаций и прямого цитирования фольклора.

Зрелый Лорка

Совет

Стимулом для создания первого фольклорного по духу, а не по форме крупного произведения Лорки — «Поэмы о канте хондо» (1921-1926, опубликовано в 1931) — стало участие поэта в организации фестиваля «канте хондо» — особой разновидности андалузского фольклора, сольного «глубокого» пения (jondo — андалузское диалектальное hondo — глубокоеВ представлениях Лорки, изложенных в его первой публичной лекции о канте хондо (прочитана в рамках фестивальной программы 19 февраля 1922 в гранадском Центре искусств), не гитара, а голос — главное в «глубинном» пении: канте хондо — диалог одинокого человеческого голоса с космической бесконечностью, воплощение чувства постоянной тревоги перед лицом неведомого. В «Поэме» отсутствует стилизация жанров глубинного пения, но словесными средствами воссозданы образы отдельных его жанров — «цыганской сигирийи», «солеа», «петенеры», «саэты», передана трагически-безысходная атмосфера его исполнения (стилизованный пейзаж «поэмы» — сушь, бесплодие, окаменение живого, время действия — ночь«Поэма» разворачивается как завершенное трагическое действо (его финал — смерть цыгана Амарго), основанное на сопряжении дополняющих друг друга контрастных образов и мотивов («жизнерадостной Севильи» и «горней» Гранады, любви и смерти, свечи и ночной мглы, креста и кинжала, тишины и крика, одиного путника на дороге и всадников-смертников и вестников смерти).

«Цыганский романсеро» (1923-1926, опубликовано в 1928) — книга из 18 стихотворений, сохраняющих отдельные формальные черты традиционного романсного стиха. Обращаясь вслед за Хименесом и А.

Мачадо-и-Руис к романсу, Лорка почти полностью приглушает повествовательное (эпическое) начало этого характернейшего жанра испанского фольклора и литературы (романс находится на границе устного и письменного типов творчества), акцентируя его лирическую и драматическую стороны.

Для создания «глубинных», полных намеков и недосказанности текстов Лорка использует присущую романсу сюжетную недоговоренность (традиционный романс — всегда часть целого, известного слушателю, который может легко восстановить для себя все оборванные в отдельном тексте сюжетные линииСведенное почти «на нет», к двум-трем мотивам (смерть ребенка в «Романсе о Луне, Луне», самоубийство молодой цыганки в «Сомнамбулическом романсе», гибель гордости и красы цыганского мира Антоньито эль Камборио в «Романсе об арестанте») действие в романсах Лорки погружено в атмосферу тайны, создаваемой при помощи образных парафраз, заимствованных из фольклора, а также изысканных метафор.

Лорка-метафорист продолжает традиции испанской барочной поэзии, в первую очередь, Л.

де Гонгоры-и-Арготе (вместе с другими поэтами-сверстниками Лорка готовился к празднованию в 1927 трехсотлетия со дня смерти этого великого кордовского поэтаВслед за Гонгорой Лорка сближается метафору с метаморфозой — превращением (лиро-драматический сюжет многих «цыганских романсов» — строится на развертывании метафоры), а также стремится вернуть метафору в ее мифопоэтическое лоно: он творит собственный миф — о вольном «цыганском» городе-мире, населенном особой породой людей, подчиняющихся только зову космических стихий. Цыганскому мифу в «Романсеро» противостоит современная цивилизация с ее бесчеловечными законами и житейской прозой: она в той или иной мере присутствует в каждом из романсов. Прямое столкновение двух миров — тема знаменитого «Романса об испанской жандармерии».

Одновременно с созданием «Поэмы о канте хондо» и «Цыганского романсеро», невзирая на первую неудачу на поприще драматургии (провал пьесы-сказки «Колдовство Бабочки», 1920), Лорка продолжает сочинять пьесы.

В стихотворной трагедии Лорки «Мариана Пинеда» (1925, первая постановка — 1927) опыт романтической исторической драмы соединен с «примитивом» — с «городским» романсом. Героиня трагедии — заговорщица-революционерка, казненная в Гранаде по приказу Фердинанда VII, взята Лоркой не столько из истории, сколько из городского романса.

Главная тема пьесы — любовь, верность и предательство, противопоставление двух путей к свободе — истинного и сомнительного: через любовь и через политическую борьбу

В традициях площадного кукольного театра (балагана) и итальянской комедии дель арте Лоркой написаны либретто комической оперы «Комедиантка Лола» (1922-1924, не окончена, опубликовано в 1981), «жестокий фарс» «Чудесная башмачница» (первая редакция — 1923-1926, вторая — 1929-1930, премьера — 1930), «Любовь дона Перлимплина» (1924-1928, постановка — 1933), «Трагикомедия о доне Кристобале» (первый вариант — 1923-1924, второй — под названием «Балаганчик дона Кристобаля» — 1931, постановка — 1933За традиционно-фарсовой ситуацией, лежащей в основе стилизованных под «примитив» пьес Лорки, — неравный брак, жена, наставляющая рога мужу или мечтающая о других мужчинах, — драматург обнаруживает в своих наряженных в пестрые одежды и помещенных в расписные декорации персонажах способность к истинной любви, которая может быть и «маской» смерти, и источником природного обновления бытия.

Лорка и авангард

Обратите внимание

Художественный мир зрелого Лорки пронизан чувством причастности человека к жизни космоса, единства жизни и смерти, детской первозданностью взгляда, которому явлена во всей полноте и невыразимости тайна бытия.

Вместе с тем, с середины 1920-х годов в его творчестве все настойчивее звучат темы трагической разъятости мироздания, отторженности человека — пленника механической цивилизации — от природного целого, торжества смерти над жизнью, гибели искусства, бессилия жертвенной любви, милосердия и веры в спасение.

В 1928 переживает тяжелый личный и творческий кризис.

В процессе его преодоления им написаны стихи, предназначенные для книг «Поэт в Нью-Йорке» и «Земля и Луна», опубликованные посмертно под одной обложкой и общим названием «Поэт в Нью-Йорке» (1940В «Поэте в Нью-Йорке» царит сюрреалистическая поэтика «сновидения», основанная на разложении слов и вещей в подсознании, на освобождении поэтического слова от власти реальности, от ига рассудка и логики причинно-следственных связей. Сюрреализм Лорки органично соединен с архаической логикой мифопоэтической метаморфозы, с традиционными для его поэзии образами-символами (луна, ветер, заря-смерть, мертвые птицы и дети, конь, колодец, пустота), включаемыми в деформирующий их контекст. Темы книги — одиночество человека в городской толпе, утрата им своего «я», «смерть Бога», жизнь, подвергающаяся надругательству в царстве механической цивилизации, неосуществимость любви, апокалиптические предчувствия.

Одновременно Лорка пишет оставшуюся незаконченной пьесу «Публика» (полностью опубликована в 1976Ее темы — трагическая «темная» любовь и будущее искусство, которое должно или погибнуть, или найти в себе смелость спуститься в «могильное подземелье», в глубь тайного и запретного, отказаться от приличий, соблюдения которых требует буржуазно-ограниченная «публики». В «Публике», как и в «Пьесе без названия» (последняя, оставшаяся в набросках драма, над которой Лорка работал в 1935-1936), имеющей с «Публикой» немало общего, использован прием «сцены на сцене».

Единственное законченное произведение Лорки, созданное в Америке — пьеса «Когда пройдет пять лет» (1929-1930, опубликована в 1938), имеет подзаголовок: «легенда о времени».

Действие пьесы, заканчивающейся смертью главного героя занимает шесть часов одного вечера, но охватывает всю его жизнь: этого эффекта драматург добивается совмещением на сцене различных временных планов.

Читайте также:  Сочинения об авторе симонов

Юноша пытается уберечь мечту от власти Времени, но оказывается во власти «жизни-сна».

Возвращение в Испанию

Тема всемогущества любви, трактовавшейся как древний космический Эрос, роковым образом влекущий героев к смерти, — тема трагедии «Кровавая свадьба» (1932, постановка — 1933Миф о борьбе Жизни и Смерти, Солнца и Луны, мужского и женского начал бытия, отраженный в свадебном ритуале, перенесен Лоркой на землю Испании в современность. «Кровавая свадьба» — первая пьеса из трагической трилогии об «испанской земле. Вторая — «Йерма» (1933-1934, постановка — 1934) — «пьеса без фабулы» о бесплодной женщине. Замысел третьей пьесы из трилогии «Разрушение Содома» Лорка не успел воплотить в жизнь.

Важно

Созданные в последние два года жизни Лорки пьесы «Донья Росита», девица, и язык цветов» (1935, постановка — 1935) и «Дом Бернарды Альбы» (1936, постановка — 1945) наряду с набросками «Пьесы без названия» еще раз свидетельствуют об эстетической разнонаправленности творческих поисков Лорки.

«Донья Росита» продолжает тематику и гротескно-поэтическую стилистику пьесы «Когда пройдет пять лет», в «Доме Бернарды Альбы» — «драме о женщинах испанских селений» — драматург, напротив, намеревался, по его признанию, представить происходящее на сцене как «фотографию», как «документ».

Поэзия Лорки 1930-х годов («Диван Тамарита», 1936, опубликовано в 1940, «Сонеты темной любви», 1936, частично опубликовано в 1984) становится все более герметичной. Ее вершина — поэма «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» (1934, опубликована в 1935).

Хроника человечества

Лирика

С. И. Пискунова

Источник: http://sochinenie.blogspot.com/2012/03/blog-post_1092.html

Жизнь и творчество Федерико Гарсия Лорка

Федерико Гарсия Лорка родился в 1898 году в Испанском селении Фуэнте-Вакерос близ Гранады в семье состоятельного арендатора Федерико Гарсиа. Его мать, Висента Лорка была школьной учительницей и второй женой Федерико Гарсиа, которому подарила четверых детей: Федерико, Консепсьон, Франциско и Исабель.

Детские годы Фернандо прошли в атмосфере поэтических образов старинных испанских преданий, песен, музыки. Отец играл на гитаре и пел старинные андалусские песни – «канте хондо», мать прекрасно играла на фортепиано. Всю жизнь Федерико будет черпать вдохновение в поэзии родного края, легенды и реальные случаи, услышанные в детстве, позже превратятся в стихи, романсы, пьесы.

В 1909 году семья переехала в Гранаду. Федерико поступил в школу. Случай свел его с Антонио Сегура – учеником великого Верди, он обнаружил у мальчика большие способности к музыке. Федерико делал успехи, но внезапная смерть учителя оборвала эти занятия.

В 1914 году Федерико поступил в Гранадский университет на факультет литературы, философии и факультет права. Близко сошелся с мыслящей группой студентов, они называли себя «закоулочники».

Читали стихи, спорили, некоторые из них писали сами, вместе сочиняли пародии на известных поэтов. И очень часто оказывалось, что вариант Федерико самый удачный. Он начинает тайком писать стихи:

Зачем в этот ясный вечер,

Потерял я тебя навсегда?

Вот и высохло мое сердце,

Как угаснувшая звезда.

Однако его первое выступление в печати не поэзия, а сборник набросков в прозе путевые очерки «Впечатления и картины», вышедшие в 1918 году.

В 1919 году Федерико перебирается в Мадрид и поселяется в студенческом городке «Студенческой резиденции», где живет до 1929 года, ежегодно посещая Гранаду. В 1921 году выходит первый поэтический сборник «Книга стихов». Гарсия Лорка черпает вдохновение в народных песнях – «сигирийях»

Чтобы не дать погаснуть этому мощному источнику народного творчества было решено провести фестиваль «Канте хонде». Федерико вызывается заняться организацией фестиваля. В 1922 году в Гранаде фестиваль состоялся.

После выступления канторов-певцов Федерико читает свои стихи:

Когда умру,

Схороните меня с гитарой

В речном песке.

Когда умру,

В апельсиновой роще старой

В любом цветке.

Когда умру,

Буду флюгером я на крыше,

На ветру.

Тише

Когда умру!

Смутная тоска сжимает сердце его матери, она предчувствует гибель сына…

Совет

В «Студенческой резиденции» Федерико близко сошелся с начинающим художником Сальвадором Дали. Несколько раз гостил у Дали в Кадакесе. Подружился с младшей сестрой Дали Анной Марией. Ему по душе эта девушка. Он тоже нравится ей – его добродушие, открытая, детская улыбка. Нет в нем тщеславия, самовлюбленности и гордыни, которыми грешит ее братец.

Не нравится ей лишь то, что постоянно бывая с Федерико наедине она тем не менее ни на миг не бывает по-настоящему с ним наедине. Он болтает, смеется. слушает ее истории, но рой невидимых существ рожденных его фантазией повсюду соправождают его. Какая девушка захочет связать с ним свою судьбу? Это все равно что выйти замуж за ветер.

Федерико рисует. Рисунки его по-детски наивны, но и по-детски выразительны, а впечатление производят трагическое. Друзья устроили выставку рисунков Лорки в Барселоне. Выставка особого успеха не имела.

В 1923 году, к радости родителей, Гарсия Лорка сдает экзамен на степень лиценциата права в Гранадском университете. Он решает подготовиться к конкурсу на должность преподавателя литературы, хочет стать независимым. Со временем жениться, хотя и не связан пока ни с какой девушкой, но ведь зтого не миновать!

Однако благим намерениям не суждено сбыться. Поэзия вновь захватывает его всецело. Он пишет пьесу «Мариана Пинеда» – о женщине, принявшей смерть за свободу. Пьеса была поставлена на Мадридской сцене и имела большой успех.

В 1928 году выходит книга стихов «Цыганский романсеро» и приносит славу своему автору. Простые люди заучивают стихи из нее наизусть. О Федерико ходят легенды он становится знаменит как тореро.

Однако отдав свою книгу на суд читателей он лишился части своего «я», стал избегать общества и, былой весельчак и всеобщий любимец в одиночестве бродит по улицам.

Ему предлагают поехать в США, в Нью-Йорк изучать язык и литературу Америки. Два года провел Федерико на чужбине. По приглашению президента Испано-Кубинского института побывал на Кубе, где написал сборник стихов «Мотивы сна», успех которого был оглушительным. Стала донимать тоска по Родине. В 1930 году Федерико вернулся в Испанию.

Обратите внимание

В Испании все более наколяется политическая атмосфера. В результате муницепальных выборов победили республиканцы. Монархия пала. Интелигенция торжествует: цензура отменена, теперь увидят свет книги и пьесы годами находившиеся под запретом! Федерико продолжает работать над пьесой «Иерма».

Выходят из печати «Стихи о канте хондо». Нужно заполнить томительную пустоту в душе – Федерико начинает писать пророческую пьесу «Когда пройдет пять лет». Это – лирическая исповедь поэта. Главный герой пьесы мечтательный Юноша – это сам поэт.

Юноша обладает волшебным даром существовать в двух мирах, Смерть, послушная ему однажды выйдет из повиновения и явится в образе трех Игроков. Они сядут играть с ним в карты и выиграют его сердце. Он умрет в одиночестве – на том и закончится пьеса.

Написана она в августе 1931 года, а в августе 1936 года, через пять лет, Федерико не станет.

В 1931 году было решено создать театр для народа. Назвали его «Ла Баррака». Федерико принимает самое активное участие жизни театра – он и директор, и режисер, и автор «Ла Баррака».

Театр ездит по деревням, провинциальным городкам дает представления на площадях, собирает толпы благодарных зрителей. Гарсия Лорка, вдохновленный зрительским восторгом пишет трагедию «Кровавая свадьба. Наступает самый расцвет творчества Федерико.

Он пишет пьсу за пьесой ставит их на сцене «Ла Баррака», выступает с лекциями и стихами, музицирует.

Жизнь сплошной праздник, но тревога, ощущаемая в жизни страны оставляет следы мрачности в его поэзии. Убит друг знаменитый тореро Игнасио Санчес Мехиас. Поднимает голову фашизм.

Важно

По приказу генерала Франко, его называют невидимым диктатором Испании, бомбят республиканскую Астурию. В эти кровавые дни Федерико заканчивает пьесу «Иерма». В эти же дни Лорка дает интервью газете «Эль Соль», в котором недвусмысленно дает понять на чьей стороне его симпатии.

Разгневанная респектабельная публика пытается сорвать премьеру. Но народ с галерки спасает положение.

В 1936 году создается Народный фронт. 16 февраля он одерживает победу на выборах в кортес. Однако силы реакции начинают наступление. Берутся за работу наемные убийцы. На улицах находят трупы профсоюзных лидеров, газетчиков.

К июню ни для кого не секрет, что против республики готовится заговор.

«Кто ударяет первым, тот ударяет дважды!» В это тревожное время Федерико собирается ехать в Гранаду на день святого Федерико – праздник их семьи. Друзья отговаривают его – в Гранаде очень сильны реакционные силы.

Более того, более осторожные предлагают временно уехать в Америку. Но Федерико смеется – что может случиться со мной дурного в моей Гранаде?

16 июля Гарсия Лорка выезжает из Мадрида в Гранаду, а 18 июля начинается фашистский мятеж. Начинаются страшные дни для Гранады – аресты и допросы, сухой треск, доносящийся со старого кладбища, где идут расстрелы.

Через несколько дней после переворота Федерико принесли анонимку полную угроз, а еще через день в дом ворвались вооруженные люди и стали проверять у всех документы.

Когда очередь дошла до Федерико, один из этих людей ударил его по лицу и сказал: «Можешь не предъявлять, мы и так хорошо тебя знаем». Решено было спрятать Федерико у поэта Луиса Росалеса, несмотря на то что его братья были главарями «фалангистов». Больше двух недель Гарсия Лорка скрывался.

Но однажды утром его арестовали, не дав даже переодеть ночную пижаму. Его старый друг, композитор Мануэль де Фалья, забыв страх спешит на выручку поэта. Он, старый человек, унижается перед одним из главарей, чтобы спасти великого поэта Испании. «К поэтам нельзя относится серьезно.

Совет

Иначе их пришлось бы расстреливать.» – говорит тот, но пока борьба не окончена, мы вынуждены относится к поэтам вполне серьезно.

Растреляли Гарсиа Лорку на рассвете неподалеку от Гранады 18 августа 1936 г. В него сажали пулю за пулей, а он все вставал, все приподымался пока не затих, вцепившись руками в красноватую землю.

Источник: https://www.school-essays.info/zhizn-i-tvorchestvo-federiko-garsiya-lorka/

Жизнь и творчество Федерико Гарсиа Лорки

Отчего же ты, Испания,
В небо смотрела,
Когда Гарсиа Лорку
Вели на расстрел?

Н. Асеев

19 августа 1936 года в восьми километрах от Гранады был расстрелян великий испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка. Границы его жизни – такой же недолгой, как у Пушкина, – отмечены датами национальных катастроф: 1898 (поражение в войне) – 1936 (приход к власти фашистов).

“Мое детство – это село и поле. Пастухи, небо, безлюдье”, – говорил поэт, и отблеском детства освещена вся его жизнь. Имя его зазвучало в 1922 году, когда в Гранаде был проведен фестиваль андалузской народной песни – канте хондо.

И еще Лорка создал бродячий университетский театр “Балаган”.

Лорка не принадлежал ни к одной из политических партий. О своих убеждениях он говорил: “Любовь к земле разбудила во мне художника. Земля для меня неразделима с бедностью, а бедность я люблю больше всего на свете. Не нищету, измызганную и алчную, а бедность, благородную, трогательную, простую, как черный хлеб”.

Объясняя свою любимую книгу “Цыганское романсеро”, Лорка сказал: “Гранада научила меня быть с теми, кого преследуют: с цыганами, неграми, евреями, маврами”. Он заявлял, что на этой земле будет с теми, у кого ничего нет. Люди, получившие образование и не знавшие нужды, призваны принести жертвы”.

Лорка видел миссию поэта в том, чтобы переживать чужую боль как собственную и всегда принимать сторону отверженных. Такая “всечеловечность” делает его творчество актуальным для людей разных национальностей.

“Я брат всем людям и мне отвратительны те, кто любит родину вслепую и приносит себя в жертву пустым националистическим идеалам”. Таких слов в 1936 году в Испании не прощали.

Первое, что сделали испанские фашисты, придя к власти, – они стали уничтожать интеллигенцию, так как боялись тех, кто мог “навредить” режиму словом.

“Смерть интеллигенции!” Таким был лозунг франкистов – испанских фашистов. Расстреливали врачей, юристов, преподавателей, журналистов, ученых-арабистов, президента Медицинской академии и многих других.

За три военных года в Гранаде было расстреляно 6 тысяч человек.

В книгах Лорки 1920-х годов – “Поэма о канте хондо” и “Песни” уже звучал его собственный, неповторимый голос. В жизнь Лорки музыка вошла еще в детстве: в семье все пели. Андалузская песенная культура – одна из древнейших в Европе (канте хондо – древнее андалузское одноголосное пение).

Для больших поэтов, будь то Лопе де Вега, Мачадо или Лорка, народная поэзия была не “наивным” искусством, а высоким и недосягаемым образцом. “Разве не чудо, – говорил Лорка, – что безвестный народный поэт в три-четыре строчки вмещает все богатство высших взлетов человеческой души?” Лорке удалось возродить и преобразить старинный, исконно испанский жанр – романс.

Важно

Поэтический мир Лорки отличается глубоким внутренним драматизмом, не случайно, кроме лирики, он писал и остроконфликтные пьесы.

“Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть”, – говорил Лорка. Он словно предвидел свою судьбу. Профессия поэта принесла ему смерть. “Гарсиа Лорку убили не потому, что не знали, кто он, а именно за то, что это был ОН. …Его убил фашизм”, – написал другой поэт, кубинец Николас Гильен.

Источник: http://www.sochuroki.com/zhizn-i-tvorchestvo-federiko-garsia-lorki/

«Гитара» Лорка анализ

Название: « Гитара »

Автор: Федерико Гарсиа Лорка

Жанр: лирическое стихотворение

Стиль: сюрреализм

Сборник «Канте Хондо» (андалузские песни)

Сюжет: Кабальеро приходит во балкон возлюбленной.

Его гитара плачет, распевая серенады, а под утро его находят убитым … Но его предупреждали, ему угрожали (соперник, человек, возможно, отец любимой). Словом, он знал, на что шел …

Кульминация: «О гитарах, раненое сердце»

Ритмомелодика: причитания-плачу

Образ «пяти ножей»

  • пальцы музыканта;
  • струны гитары;
  • олицетворение трагического испанского мироощущение – поединка Востока и Запада (развернутая метафора смерти)
  • подражания андалузского танца со звуком кастаньет и каблуков танцювальниць.

Методы: персонификация, сравнение, аллитерация согласных [р] и [л], поэтический параллелизм (плачет гитара – плачет вода или ветер)

«Гитара» Лорка идейно-художественный анализ

Как зарыдала моя гитара –
разбилась рассвета
Хрустальная чара,

Мир, в котором живет лирический герой Лорки, полон трепетного жизни. Здесь все звучит, звучит, поет, плачет, кричит, танцует, рыдает. Ярким примером такого художественного мировоззрения и миропонимания является стихотворение «Гитара». Специфика авторской манеры состоит здесь из таких факторов, как: гибкий ритм – короткие строки, после каждого изменение паузы система повторов, риторических восклицаний; монологический характер повествования и персонификация гитары как живого существа:

Плачет, как вода,
что хлынет из оврага,
плачет, как ветер,
что гонит облако …
она рыдает
за далью …
А второй, гитаре!
В сердце пять ножей
одним ударом!

Следует обратить внимание на сплошную метафоризацию поэтической ткани текста. Главный, доминирующий троп, который формирует весь текст – это персонификация гитары. Она – живое существо, которое действует самостоятельно, независимо от игрока. Такой троп называется метагоге. Это разновидность метафоры, который характеризуется тем, что неодушевленный объект действует так, как живой. Главное проявление духовности гитары, а она здесь есть субъект действия – это плач. В свою очередь плач – это игра, и эта игра бесконечная, вечная и трагична. Сам образ плача – печальный образ, проявление тоски. Но в Лорки он набирает трагический характер благодаря системе сравнений и параллелизма. Например: «плач» зиставляетья с таким развернутым сравнением

Так, прощается птица с жизнью
под угрозой жала змеи.

Гитара как живое существо вписана в окружающий мир, она часть этого мира. Вода, ветер, песок, облака – окружение, в котором существует, то есть плачет гитара – тоже живое, персонифицированное. Здесь все пульсирует, дышит. К этой жизни побуждает гитара: вода плачет, ветер плачет; мероприятие плачет, тоскуя по рассветом (антитезис) «Плачет стрела целью»; «Плачет песок горячий»; «Плачет в голом ветвях птица последняя», и этот плач становится мировоззренческой константой Лорки, фактором его мировосприятия.

Образ сердца, пробитое пятью ножами или мечами (в разных переводах есть обе версии), отсылает к е одного известного всем зрительного образа Девы Марии, сердце которой пронизано пятью или семью мечами. Этот образ подчеркивает глубину страданий лирического героя.

По своему мировоззрению Гарсиа Лорка – пантеист. Для него Бог и природа – единый мир, в котором все его элементы вроде состоят из одного вещества и имеют способность перетекать друг в друга, постоянно содержатся друг в друге. Поэтому зрительные образы в стихотворении «Гитара» неразрывны со звуковыми.

Звуковой образ – мелодия гитары, которая звучит как плач, как звук воды и ветра над пустыней, как звук чаши, разбившегося переходит в зрительные образы, делают зримыми чувства лирического героя:

… Стрела без мишени,
Поздний вечер без утренних терций,
Мертвая птица в ветвях
… И мечами пятью страшными,
… Раненое сердце.

Гарсиа Лорка не пытался копировать традиционные фольклорные образы. Для него было важно передать дух Испании, народное мироощущение и свое видение мира. Поэтому его образы традиционные, а способ их создания – модернистский.

Источник: https://fizika-ili-himija.ru/gitara-lorka-analiz/

Сочинение: Федерико Гарсия Лорка

                                      Он весь дитя добра исвета,

                                      Он весь-свободыторжество…

        Федерико Гарсия Лорка родился в 1898 году вИспанском селении

     Фуэнте Вакерос близ Гранады в семье состоятельногоарендатора Фе-

     дерико Гарсиа. Его мать, Висента Лорка была школьнойучительницей

     и второй женой Федерико Гарсиа, которому подарилачетверых детей:

     Федерико, Консепсьон.Франциско и Исабель.

         Детские годы Фернандо прошли в атмосферепоэтических образов

     старинных испанских преданий, песен, музыки.Отец играл нагитаре и

     пел старинные андалусские песни-«канте хондо», матьпрекрасно играла

     на фортепиано.Всю жизнь Федерико будет черпатьвдохновение в поэ-

     зии родного края, легенды и реальные случаи, услышанныев детстве,

     позже превратятся в стихи, романсы, пьесы.

         В 1909 году семья переехала в Гранаду.Федерикопоступил в школу.

     Случай свел его с Антонио Сегура — учеником великогоВерди, он

     обнаружил у мальчика большие способности кмузыке.Федерико делал

     успехи, но внезапная смерть учителя оборвала этизанятия.

         В 1914 году Федерико поступил в Гранадскийуниверситет на фа-

     культет литературы, философии и факультет права. Близкосошелся с

     мыслящей группой студентов, они называли себя«закоулочники».

     Читали  стихи, спорили, некоторые из них писалисами, вместе со-

     чиняли пародии на известных поэтов.И очень частооказывалось, что вариант

     Федерико самый удачный. Он начинает тайком писатьстихи:

                     Зачем в этот ясный вечер,

                     Потерял я тебя навсегда?

                     Вот и высохло мое сердце,

                     Как угаснувшая звезда.

        Однако его первое выступление в печати не поэзия, асборник набросков

     в прозе путевые очерки «Впечатления икартины», вышедшие в 1918 году

      В 1919 году  Федерико перебирается в Мадрид поселяетсяв студенческом

     городке «Студенческой резиденции», где живетдо 1929 года, ежегодно посещая

     Гранаду.В 1921 году выходит первый поэтический сборник«Книга стихов»

       Гарсия Лорка черпает вдохновение в народныхпеснях-«сигирийях»

     Чтобы не дать погаснуть этому мощному источникународного творчества было

     решено провести фестиваль «Канте хонде».Федерико вызывается заняться орга-

     низацией фестиваля.В 1922 году в Гранаде фестивальсостоялся.

     После выступления канторов-певцов Федерико читает своистихи:

                      Когда  умру ,

                      схороните меня с гитарой

                      в речном песке.

                                        Когда  умру,

                                        в апельсиновой рощестарой

                                        в любом цветке.

                     Когда  умру,

                     буду флюгером я на крыше,

                     на ветру.

                                        Тише …

                               когда умру!

         Смутная тоска сжимает сердце его матери онапредчувствует

      гибель сына…

       В «Студенческой резиденции» Федерико близкосошелся с начинающим

   художником  Сальвадором Дали. Несколько раз гостил у Далив Кадакесе.

   Подружился с младшей сестрой Дали Анной Марией.Ему подуше эта девушка.

   Он тоже  нравится ей-его добродушие.открытая, детскаяулыбка.Нет в нем

   тщеславия, самовлюбленности и гордыни, которыми грешит еебратец.

     Не нравится ей лишь то, что постоянно бывая с Федериконаедине она тем

   не менее ни на миг не бывает по-настоящему с ним наедине.Он болтает,

   смеется.слушает ее истории, но рой невидимых существрожденных его фанта-

   зией повсюду соправождают его.Какая девушка захочетсвязать с ним свою

   судьбу? Это все равно что выйти замуж  за ветер…

        Федерико рисует.Рисунки его по-детски наивны, но ипо-детски вырази-

   тельны, а впечатление производят трагическое.Друзьяустроили выставку

   рисунков Лорки в Барселоне.Выставка особого успеха неимела.

      В 1923 году, к радости родителей, Гарсия Лорка сдаетэкзамен на степень

    лиценциата права в Гранадском университете.Он решаетподготовиться к конкурсу

    на должность преподавателя литературы, хочет статьнезависимым.Со временем

    жениться, хотя и не связан пока ни с какой девушкой, новедь зтого не миновать!

      Однако благим намерениям не суждено сбыться.Поэзиявновь захватывает его

    всецело.Он пишет пьесу «Мариана Пинеда»-оженщине, принявшей смерть за свобо-

    ду.Пьеса была поставлена на Мадридской сцене и имелабольшой успех.

      В 1928 году выходит книга стихов «Цыганскийромансеро»и приносит славу свое-

    му автору.Простые люди заучивают стихи из нее наизусть.Офедерико ходят леген-

    ды он становится знаменит  как тореро.Однако отдав своюкнигу на суд читателей

    он лишился части своего «я», стал избегатьобщества  и, былой весельчак и всеоб-

    щий любимец в одиночестве бродит по улицам…

      Ему предлагают поехать в США, в Нью-Йорк изучать язык илитературу Америки

    Два года провел Федерико на чужбине.По приглашениюпрезидента Испано-Кубинско-

    го института побывал на Кубе, где написал сборник стихов«Мотивы сна», успех ко-

     торого был оглушительным.

       Стала донимать тоска по Родине.В 1930 году Федериковернулся в Испанию.

     В Испании все более наколяется политическая атмосфера.Врезультате

     муницепальных выборов победили республиканцы.Монархияпала.

       Интелигенция торжествует: цензура отменена.теперьувидят свет книги и пьесы

     годами находившиеся под запретом! Федерико продолжаетработать над пьесой

     «Иерма».Выходят из печати «Стихи о кантехондо».Нужно заполнить томительную

     пустоту в душе — Федерико начинает писать пророческуюпьесу «Когда прой-

     дет пять лет».Это — лирическая исповедьпоэта.Главный герой пьесы

     мечтательный Юноша — это сам поэт.

          Юноша обладает волшебным даром существовать в двухмирах, Смерть,

     послушная ему однажды выйдет из повиновения и явится  вобразе трех

     Игроков.Они сядут играть с ним в карты и выиграют егосердце.Он умрет в

     одиночестве-на том и закончится пьеса.Написана она вавгусте 1931 года,

     а в августе 1936 года , через пять лет, Федерико нестанет.

        В 1931 году было решено создать театр для народа.Назвалиего «Ла Баррака».

    Федерико принимает самое активное участие жизни  театра- он и директор,

    и режисер, и автор «Ла Баррака»

      Театр ездит по деревням, провинциальным городкам даетпредставления на

    площадях, собирает толпы благодарных зрителей. ГарсияЛорка, вдохновленный

    зрительским восторгом пишет трагедию «Кроваваясвадьба.

       Наступает самый расцвет творчества Федерико.Он пишетпьсу за пьесой

    ставит их на сцене „Ла Баррака“, выступает слекциями и стихами, музицирует.

    Жизнь сплошной праздник, но тревога, ощущаемая в жизнистраны оставляет

    следы мрачности в его поэзии.

        Убит  друг знаменитый тореро Игнасио Санчес Мехиас.Поднимает голову

    фашизм. По приказу генерала Франко, его называютневидимым диктатором

    Испании, бомбят республиканскую Астурию.В эти кровавыедни Федерико закан-

    чивает пьесу „Иерма“.В эти же дни Лорка даетинтервью газете „Эль Соль“,

    в котором недвусмысленно дает понять на чьей стороне егосимпатии.

        Рагневанная респектабельная публика пытается сорватьпремьеру.Но народ

    с галерки спасает положение.

        В 1936 году создается Народный фронт.16 февраля онодерживает победу

    на выборах в кортес. Однако силы реакции начинаютнаступление.Берутся за

    работу наемные убийцы.На улицах находят трупыпрофсоюзных лидеров, газетчи-

    ков.

         К июню ни для кого не секрет.что против республикиготовится заговор.

    „Кто ударяет первым, тот ударяет дважды!“В этотревожное время Федерико

    собирается ехать в Гранаду на день святогоФедерико-праздник их семьи.

    Друзья отговаривают его — в Гранаде очень сильныреакционные силы.Более

    того, более осторожные предлагают временно уехать вАмерику.Но Федерико

    смеется — что может случиться со мной дурного в моейГранаде ?

       16 июля Гарсия Лорка выезжает из Мадрида в Гранаду,а  18 июля начи-

    нается фашистский мятеж.Начинаются страшные дни дляГранады — аресты и

    допросы, сухой треск, доносящийся со старого кладбища, гдеидут расстрелы…

      Через несколько дней после переворота Федерикопринесли анонимку полную

    угроз, а еще через день в дом ворвались вооруженные людии стали проверять

    у всех документы.Когда очередь дошла до Федерико, один изэтих людей ударил

    его по лицу и сказал:»Можешь не предъявлять, мы итак хорошо тебя знаем”.

      Решено было спрятать Федерико у поэта ЛуисаРосалеса, несмотря на то.что

    его братья были главарями «фалангистов».Большедвух недель Гарсия Лорка

    скрывался. Но однажды утром его арестовали, не дав дажепереодеть ночную

    пижаму.  Его старый друг, композитор Мануэль де Фалья, забыв страх спешит

    на выручку поэта. Он, старый человек, унижается передодним из главарей,

    чтобы  спасти великого поэта Испании. «К поэтамнельзя относится серьезно.

    Иначе их пришлось бы расстреливать.»-говорит тот, нопока борьба не окончена,

    мы вынуждены относится к поэтам вполне серьезно.

      Растреляли Гарсиа Лорку на рассвете неподалеку отГранады 18 августа 1936 г.

    В него сажали пулю за пулей, а он все вставал, всеприподымался пока не затих

   , вцепившись руками в красноватую землю…

Источник: https://ronl.org/sochineniya/filosofiya/218655/

Ссылка на основную публикацию