Сочинения об авторе полевой

Сочинение “Беру пример с Маресьева”

Сочинение ученицы 7 класса МОУ «Ленинская СШ» Надёжиной Татьяны.

Руководитель: учитель русского языка и литературы-Жукова Валентина Егоровна/

                          Беру пример с Маресьева.

В современном мире на всех людей, а в частности на детей и подростков,

оказывают огромное влияние СМИ, телепередачи и фильмы, которые не

всегда являются положительными. И я однажды задумалась-есть ли во

всём потоке информации примеры поступков настоящих людей, на которых

можно равняться? Есть ли среди них настоящие герои, с которых стоило бы

брать пример? Как оказалось, такие примеры есть! И одним из самых ярких

является советский лётчик, Алексей Маресьев-герой произведения Бориса

Полевого «Повесть о настоящем человеке».

   Многочисленные испытания, выпавшие на долю этого солдата, оказались

бы непосильными для многих современных «героев», красующихся на

телеэкранах и обложках журналов. Состояние на грани отчаяния должно

было не раз настигнуть лётчика. Испытания шли одно за другим, но он с

непоколебимой силой воли проходит через все трудности, пусть даже иногда

и со слезами на глазах. Но не это ли знак того, что герой остался человеком

после пережитых им ужасов, а человеческая натура не была сломлена?

Именно такие истории заставляют задуматься нас, живущих в мирное время,

что примером для подражания должен служить не самый красивый или

 популярный, а именно самый человечный, самый стойкий и самый

мужественный! Если уж кто и знает, что такое мужество, так это точно

 Алексей Маресьев!

     Я не стану пересказывать все те тяжёлые испытания, которые пережил

 этот обычный солдат, лучше прочесть книгу самому, доверить своё

воображение в руки автора книги, а он, будучи настоящим мастером пера

точно заставит читателя ощутить на себе все пережитые героем эмоции и

 пройти вместе с ним через все трудности. И после прочтения повести у вас

точно не останется вопроса, кто же такой настоящий герой. Именно Алексей

Маресьев, простой советский лётчик, по моему мнению, есть тот настоящий

человек, с которого стоит брать пример стойкости, умения преодолевать

любые жизненные трудности и любовь к жизни!

Алексей Мересьев трудом, упорством, мужеством и целеустремленностью

доказал всем и себе в первую очередь, что он настоящий человек.

Я считаю, что именно с таких людей нужно брать пример!

Сочинение ученицы 7 класса МОУ Ленинская СШ» Ленинг Надежды.

Руководитель: учитель русского языка и литературы-Жукова Валентина Егоровна, т.89270603651

                           Беру пример с Маресьева.

  Война…Сколько боли, печали и страдания несёт это слово и оставляет

тяжёлые воспоминания в душе и жизни каждого человека. Совсем недавно

мною была прочитана книга о стойкости и мужестве советского лётчика-

истребителя во время Великой Отечественной войны. Борис Полевой, автор

«Повести о настоящем человеке» рассказал нам о случае-событии,

произошедшем в действительности. Герой его произведения лётчик Алексей

Мересьев, истребитель, который попал в кольцо немецких самолётов и был

сбит.

Очнувшись в лесу, тяжело раненый, с отмороженными ногами он,

справляясь с этой болью и тяготами, навалившимися на него, начал свой

тяжкий путь, длившийся восемнадцать дней. Уже на седьмые сутки герой не

мог ползти, потому что у него отказали ноги. В этом нелёгком пути Алексея

поддерживали воспоминания о доме, о матери и любимой девушке.

А ещё он

думал о немцах, которые могли всё это уничтожить: «Не пускать, не пускать

их дальше! Драться, драться с ними, пока есть силы…». Это человек,

выживший благодаря и вопреки. Каким был Алексей Мересьев, на чём

держалось его стремление победить боль, усталость, страх? Он хотел жить

наперекор врагу.

Он жил и трудился на благо Родины и воевал во имя мира.

Он полз по лесу несколько дней, воодушевляемый мыслью о победе над

врагом, посягнувшем на свободу его Родины и желанием жить. Он хотел

выжить ради торжества, ради добра на земле.

И он выжил! Он вновь стал

лётчиком, даже лишившись ног! Алексей Мересьев-настоящий герой,

человек, который своим примером доказал, что любовь к жизни не является

достоинством и что только тот сможет считаться героем, в ком это чувство

тесно связано с привязанностью к Родине, жизни и своим родным.

      Мне кажется, не случайно имя этого лётчика стало легендой, не случайно

Борис Полевой посвятил ему свою книгу. Я считаю её название- «Повесть о

настоящем человеке» правильным. Мересьев-настоящий русский

человек, сумевший преодолеть огромные жизненные трудности. Я думаю,

что с героя этой книги можно и нужно брать пример!

.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/04/01/sochinenie-beru-primer-s-mareseva

Сочинение по «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого – замечательное произведение на тему Великой Отечественной войны.

Я рад, что прочитал его, еще и еще раз прикоснулся к нашей истории, вспомнил то страшное время и тех людей, которым мы – нынешнее поколение, может быть, обязаны своей жизнью.

Мне понравилось, что все сказанное в повести основано на реальных событиях, а у главного героя есть реальный прототип. Читая книгу, я много думал о том, насколько жестока война, как она калечит судьбы, что каждый день на фронте и в тылу люди совершали подвиги.

Алексею Мересьеву – главному герою повести, всего 23 года. Он – военный летчик-истребитель. В одном из боев его самолет был подбит фашистами, но Алексей не разбился. «Упав на широкоплечую ель, он скользнул по веткам в глубокий сугроб… Это спасло ему жизнь». При падении Алексею перебило ноги. Раненный летчик оказался зимой один во вражьем тылу.

Обратите внимание

Обладая громадной силой воли, он принимает решение двигаться в сторону фронта. 18 дней, с раздробленными ногами, без пищи, воды и спичек, пробирался он к своим, прилагая героические усилия, чтобы превозмочь боль и слабость. Вдобавок к ранам он отморозил ноги.

Умирающего Мересьва нашли жители лесной деревушки, потом на санитарном самолете переправили на Большую землю.

Пребывание в госпитале было одним из самых сложных периодов в жизни летчика: из-за гангрены на обмороженных ступнях ему пришлось ампутировать ноги. Даже у самых сильных людей бывают моменты слабости.

А для Алексея, который не смыслил жизни без авиации, существование потеряло всяческий смысл, наступило отчаяние, так как человек без ног не может летать, а значит не может бороться за Родину. «Он не жаловался, не плакал, не раздражался… День ото дня худел и чах».

Ситуацию изменила встреча с замечательным человеком – комиссаром Воробьевым. Он нашел для Мересьева материал о русском летчике, который, потеряв ступни, продолжал летать с протезами.

Комиссар возродил в Мересьеве не только желание жить, но и уверенность, что он сможет вернуться в строй. Но, чтобы летать, нельзя было просто лежать на кровати. И Мересьев, превозмогая боль, начал тренировки.

«Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз, и приходилось до крови кусать губы ,чтобы сдержать невольный стон». Это был подвиг! Смотреть на тренировки было так тяжело, что раненные в это время выходили из палаты.

С невиданным упорством, доходившем до фантастичности, Мересьев бегал, прыгал, а потом даже танцевал на своих «новых» ногах, чем вызывал уважение и преклонение окружающих. Врачи на комиссии не могли поверить, что у него нет нош.

Алексей не опустил руки и тогда, когда ходил по инстанциям, доказывая чиновникам, что может летать. Летчику Алексею Мересьеву удалось добиться цели, к которой он шел с необыкновенным упорством. Он смог снова подняться в небо, снова воевал и сбивал фашистские самолеты.

Важно

Алексей доказал всем, и себе в первую очередь, что он – настоящий человек. Он – пример того, как человек, благодаря собственной силе воли, упорству, настойчивости и целеустремленности, преодолевает физическое увечье.

Читайте также:  Сочинения об авторе брехт

Книга Полевого многогранна. Он не только показывает подвиг Мересьева, но и знакомит нас с судьбами многих людей, очень разных по характеру, но объединенных ненавистью к врагу.

Особенно он выделяет комиссара Воробьева, который умел находить ко всем нужные «ниточки», помогал делом и советом. Без таких людей было бы очень трудно на войне.

Именно на него, «настоящего человека», комиссара Воробьева, хотел быть похожим Алексей Мересьев.

Борис Полевой в своей книге не только описывает героизм людей на фронте, но и подробно рассказывает о жизни людей в тылу. Так, из писем Оли к Алексею, мы узнаем, с какими трудностями рылись укрепления под Сталинградом, как неделями без отдыха выхаживал раненных медперсонал и на заводах, заменяя отцов и братьев, сутками работали подростки.

Автор рассказывает нам, как боролись с трудностями, сохраняя все лучшие человеческие качества люди, оставшиеся в оккупации. Так он показывает каждодневную жизнь маленькой лесной деревни Плавни, где «страдающие от голода крестьянки снесли и ссыпали в общую землянку все, у кого что сохранилось после бегства», «люди голодали, но не резали общественного скота».

А как они выхаживали раненного Мересьева! Сами голодные, они несли ему последние крохи.

Эта книга учит мужеству, выдержке, самообладанию, умению сконцентрироваться на чем-то главном. Эти качества нужны любому человеку не только в военное время, но и в мирные будни.

Источник: http://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-po-proizvedeniyam/polevoy-povest-o-nastoyashem-cheloveke-sochineniye.html

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.Н. Полевого из книги «Повесть о настоящем человеке»

Views: 16873

Странное состояние переживал Алексей. С тех пор как он поверил, что путем тренировки сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

Теперь у него была цель жизни: вернуться к профессии истребителя.

С тем же фанатическим упорством, с каким он, обезножев, выползал к своим, стремился он к этой цели. Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, Алексей прежде всего точно определил, что должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

И вышло, что он должен, во-первых, быстрее поправиться, вернуть утраченные во время голодания здоровье и силу, а для этого больше есть и спать; во-вторых, восстановить боевые качества летчика и для этого развивать себя физически доступными ему, пока ещё коечному больному, гимнастическими упражнениями; в-третьих, и это было самое важное и трудное, развивать обрубленные по голень ноги так, чтобы сохранить в них силу и ловкость, а потом, когда появятся протезы, научиться проделывать на них все необходимые для управления самолетом движения.

Совет

Даже хождение для безногого — нелегкое дело. Мересьев же намеревался управлять самолётом, и именно истребителем. Алексей верил, что это в пределах человеческих возможностей, а раз так, то он, Мересьев, обязательно этого достигнет.

И вот Алексей взялся за осуществление своего плана. С педантизмом, который поражал его самого, он взялся исполнять прописанные процедуры и принимал положенное количество лекарств.

Мересьев много ел, всегда требовал добавки, хотя иной раз у него и не было аппетита.

Что бы ни случилось, он заставлял себя отсыпать положенное число часов и даже выработал привычку спать после обеда, которой долго сопротивлялась его деятельная и подвижная натура.

3аставить себя есть, спать, принимать лекарства нетрудно. С гимнастикой было хуже. Обычная система, по которой Мересьев раньше делал зарядку, человеку, лишенному ног, привязанному к койке, не годилась.

Он придумал свою: по целым часам сгибался, разгибался, крутил торс, поворачивал голову с таким азартом, что хрустели позвонки. Товарищи по палате добродушно посмеивались над ним.

Кукушкин поддразнивал его, называя то братьями Знаменскими, то Лядумегом, то именами каких-то других известных бегунов.

Когда с ног сняли бинты и Алексей получил в пределах койки большую подвижность, он усложнил упражнения. Улегшись на спину, он по очереди то сгибал, подтягивая к себе, то разгибал, выбрасывая вперед. Когда он первый раз проделал это, то сразу понял, какие огромные, а может быть, непреодолимые трудности его ожидают.

Обратите внимание

В обрубленных по голень ногах подтягивание вызывало острую боль. Движения были робки и неверны. Их трудно было рассчитать, как трудно лететь на самолёте с поврежденным крылом или хвостом.

Невольно сравнивая себя с самолётом, Мересьев понял, что вся идеально рассчитанная конструкция человеческого тела у него нарушена и, хотя тело ещё цело и крепко, оно никогда не достигнет прежней, с детства выработанной гармонии движений.

Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. Это были страшные минуты — минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон.

Но он заставлял себя проделывать упражнения сначала один, потом два раза в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность. После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушки с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? Но приходило положенное время, и он снова принимался за своё.

Вечером Алексей ощупывал мускулы бедра, голени и с удовольствием чувствовал под рукой не дряблое мясо и жирок, как это было вначале, а прежний, тугой мускул.

Ноги занимали у Мересьева все мысли. Он так много думал о ногах, что часто видел себя во сне здоровым, быстрым.

То по тревоге несётся во весь опор к самолёту, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули, пока Юра снимает чехол с мотора.

То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и тёплой земли. Как это хорошо, и как тяжело после этого, проснувшись, увидеть себя безногим!

(По Б. Полевому)

Борис Николаевич Полевой (Борис Николаевич Кампов) (1908 – 1981) – русский советский писатель. Широкую известность получила книга «Повесть о настоящем человеке», в основе которой – реальный подвиг Героя Советского Союза лётчика А.П. Маресьева.

Важно

Вера в себя. Как она влияет на достижение успеха? Именно эту проблему поднимает Б.Н. Полевой в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над этим вопросом, автор текста приводит пример из жизни Алексея Мересьева, который, потеряв голени, не потерял надежду вернуться к жизни лётчика.

Автор с восхищением говорит о том, как, несмотря на тяжесть нагрузок, несмотря на насмешки товарищей, Алексей продолжал упорно добиваться своей цели.

Автор текста особо подчёркивает тот факт, что выполнение придуманных Мересьевым упражнений требовало от него огромной силы воли. Но старания Алексея были не напрасны: он чувствовал, что бёдра его заметно усилились.

Писатель прямо не выражает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Б.Н. Полевой убеждён: вера в себя оказывает огромное влияние на достижение успеха.

Я согласна с позицией автора исходного текста и тоже считаю: вера в свои силы – одна из важнейших составляющих успеха.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русский писатели-классики. Вспомним роман А.Н. Толстого «Пётр Первый». В этом произведении хорошо описан первый поход 1695 года Петра Первого на турецкую крепость Азов. Ещё в самом начале похода у русских возникли проблемы. Их лодки, струги, паузки текли и тонули.

Но всё же Петру удалось приблизиться к Азову и осадить его. Русская армия дралась отчаянно, но к туркам с моря подходили корабли с подкреплением, в то время как у русских с доставкой продовольствия были большие проблемы. Русская армия таяла, и Пётр понял, что пора уходить.

Совет

Первый поход на Азов закончился бесславно, многое было не учтено, допущено было много ошибок. Однако неудача лишь придала Петру мотивацию. Он понял, над чем нужно работать. Зимой 1696 года началось масштабное строительство флота. Помещиков, к их большому неудовольствию, заставили платить деньги на корабельное строение.

Читайте также:  Краткая биография шмелёв

Было очень трудно, но к весне флот был построен. Были пополнены войска, поставлены большие запасы продовольствия. И уже теперь, когда русские осадили Азов и с суши, и с моря, туркам пришлось несладко. Они дрались отчаянно, но, когда запасы продовольствия истекли, сдались.

Благодаря вере в себя Петру Первому удалось исправить, казалось бы, печальное положение русского флота. Таким образом, вера в свои силы оказывает огромное влияние на достижение успеха.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: вера в себя необходима для достижения поставленной цели. Вспомним поэму А.Т. Твардовского «Тёркин на том свете». В этом произведении солдат Василий Тёркин попал в мир мёртвых. Но ему там совсем не нравится, он мечтает вернуться к живым.

Вскоре слышится звук сирены, который означает: в мире мёртвых оказался живой, и его необходимо сделать полноценным мёртвым. Товарищ Тёркина подозревает Василия и хочет выдать его, чтобы не попасть в штрафбат. Но Тёркин не желает быть мёртвым. Поэтому он запрыгивает на подножку порожняка, который ведёт с того света. Его не заметили.

В итоге солдат оказался в кромешной тьме, перед ним появились ужасы войны, и какое-то томление стало звать Тёркина на покой… Но сильнее Василием владело желание жить. Вера в то, что уйти с того света возможно, придавала ему сил. В конце концов он добился своего и вернулся к живым.

Следовательно, вера в себя позволяет человеку добиться, казалось бы, невозможного.

В заключение ещё раз подчеркну: достижение успеха напрямую зависит от веры в свои силы, ведь эта вера придаёт человеку мощную мотивацию.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-b-n-pole/

Сочинение рассуждение по русскому языку на тему характер взяв из автора Б.Полевому там – Школьные Знания.com

Нужно сочинение про героя?Если про книгу, то тогда лови

Одной из моих любимых книг является «Повесть о настоящем человеке», которую написал Борис Полевой. Она необычно и колоритно описывает события тяжёлого, страшного времени – Великой Отечественной войны.

В произведении освещается тяжёлая судьба лётчика Мересьева. Он невероятно любил небо, полёты были для него всем, словно крылья для птицы, словно воздух. Но однажды его крылья были подрезаны немецким истребителем. Лётчику пришлось очень тяжело. Он, превозмогая страдания и боль, без воды и пищи долго полз по лесу, но, несмотря ни на что, не сдался.

Сила воли и стойкость не могут не поражать читателя. Попав в госпиталь, герой лишился ног, и ему пришлось привыкать к протезам. Однако в нем все равно жила надежда на то, что он вновь поднимется в небо. Одним из тяжелейших моментов в книге стал процесс обучения ходьбе. Меня поразило то, что летчик не просто научился ходить, но и танцевать на протезах.

Ему пришлось преодолеть массу испытаний: научиться заново ходить, пройти комиссию ВВС (поначалу они вовсе не хотели брать Мересьева обратно в лётчики). Но, преодолев все трудности, герой добился своего и вернул себе крылья.

Обратите внимание

Основная мысль произведения заключается в рассказе о тяжёлом военном времени, но в нем также описывается и личная жизнь летчика. Когда он стал инвалидом, то решил не портить жизнь любимой девушки, преданно дожидавшейся его с фронта. Герой посчитал себя недостойным такой большой любви, но именно она стала для него маяком во тьме и помогла достичь поставленной цели.

Мне кажется, на примере летчика Мересьева автор хотел показать, насколько важно не опускать рук, даже если очень тяжело. Этот герой воплощает в себе смелость и самоотверженность.

Книга очень ярко описывает происходящее, погружая читателя в саму суть повествования. При этом глубоко описываются не только сюжет и пейзажи, но и каждый герой со своей историей переплетается с душевным состоянием Мересьева.

Думаю, подобная книга способна зацепить любого.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

Алексей Маресьев – персонаж из книги ” Повесть о настоящем человеке”. Этот персонаж, по моему мнению, олицетворяет настоящее мужество и сильную волю, с помощью которых такие великие люди совершали подвиги Прототипом героя книги стал реальный исторический персонаж, лётчик Алексей Маресьев, герой СССР.

Он был сбит в воздушном бою в Великой Отечественной войне, его тяжело ранило, и он потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих лётчиков. Этот персонаж характеризуется своими замечательными особенностями: любви к родине и отвагой. Алексей Малесьев, не смотря на свои утраты, оставался стойким и уверенным в себе.

Именно его можно считать примером для будущего поколения

ПОМОГЛА ЧЕМ СМОГЛА

Источник: https://znanija.com/task/25062139

Сочинение по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка»

Выдающийся художник начала XX века Аркадий Александрович Рылов родился 17 (29) января в селе Истобенское Вятской губернии. Отец Рылова тяже­ло болел, поэтому мальчик воспитывался в семье отчима. Детство и юность Рылова прошли в Вятке. С детства Рылов очень любил природу, восхищался её красотой.

Аркадий Александрович Рылов широко известен своими замечательными пейзажами: «В голубом про­сторе», «Зелёный шум». Радует взгляд и поднимает настроение его пейзаж, написанный в 1922 году — «Полевая рябинка». В этой картине А. А.

Рылова как бы объединились все символы истинно русской при­роды: берёзы, ивы, рябина, полевые цветы, голубая речка и чистый небосвод, бескрайние луга и поля, ко­торые в разные времена восхищали и вдохновляли на творчество великих русских поэтов, писателей и ху­дожников: С. Есенина, И. А.

Бунина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи и многих других.

Важно

На картине А. А. Рылова «Полевая рябинка» пе­ред нами предстаёт ещё один милый сердцу русского человека уголок родной природы, такой знакомый и родной, освещённый лучами яркого летнего солнца.

На переднем плане располагаются скромные, но яр­кие и радующие глаз полевые цветы: пижма, которую в народе называют полевой рябинкой, и ромашка. Жёлто-оранжевые корзиночки пижмы, разбросанные по всей полянке, ярко выделяются среди общего пей­зажа.

Её темно-зелёные изумрудные резные листья контрастируют со светлой зеленью луговой травы. Белые полевые цветы придают нежность цветочному ковру, добавляют света и оживляют его.

Слева на картине расположились заросли ряби­ны. Её тяжёлые ветки красными гроздьями скло­нились над водной гладью реки. Справа виднеется белоствольная русская красавица — берёза. Лёгкий летний ветерок слегка колышет её ярко-зелёные ли­сточки.

Кроме берёзы художник изобразил плакучую иву, склонившуюся над речкой, которая расположи­лась вдоль всей картины широкой светло-голубой лентой. На реке нет волн. Речная гладь, как зеркало, отражает плывущие по небу белые кучевые облака и небесную лазурь.

Противоположный берег украша­ют многочисленные заросли кустарника с листвой оттенков от темно — до светло-зелёного. Далее ху­дожник изобразил бескрайние луга ярко-зелёного цвета.

На дальнем плане можно увидеть деревья изу­мрудно-зелёного цвета и просторы полей, на одном из которых расположился стог сена. Картина наполнена воздухом, чувствуется летний зной и необыкновенное пространство.

Глядя на этот простой, скромный и, вместе с тем чудесный пейзаж невольно восхищаешься красотой родной природы, ощущаешь её прелесть и неповто­римость в любое из времён года, а солнечные яркие краски лета поднимают настроение и заставляют улыбнуться, забыв про все невзгоды. Своим замеча­тельным пейзажем «Полевая рябинка» А. А. Рылов призывает всех людей обращать внимание на красо­ту и неповторимость родной природы, побуждает её ценить и беречь.

Читайте также:  Краткая биография можаев

На этой странице искали :

  • сочинение по картине рылова полевая рябинка
  • сочинение по картине а а рылова полевая рябинка
  • сочинение по картине полевая рябинка
  • сочене полевая радина А А Рылова
  • рылов полевая рябинка сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-a-a-rylova-polevaya-ryabinka.html

Полевой Николай Алексеевич

Писатель, критик, публицист, историк, издатель.

Родился в Иркутске в семье купца и владельца фаянсового завода. Систематического образования не получил. Много и с увлечением читал, изучал французский и немецкий языки, а затем и древние.

С 1813 служил в конторе у богатого купца в Курске, куда переехали к этому времени его родные. На литературном поприще выступил в 1817.

В 1819 оставил службу и занялся делами отца.

В 1822 переехал в Москву и целиком ушел в литературную работу. Полевой выступил как идеолог непривилегированной русской буржуазии, т. е. основной буржуазной массы, к-рая по своему правовому, вернее бесправному, положению в обществе, еще не изжившем феодальных форм, ничем не отличалась от мещанства.

Совет

При этом политическое ее бесправие пришло уже в явное противоречие со значительностью общественно-экономической функции, выполняемой буржуазией. Полевой как идеолог специфически русской буржуазии, несмотря на сильные антифеодальные настроения, порой достаточно резко им выраженные, не допускал и мысли о борьбе с самодержавием.

В своей деятельности Полевой фактически не выходил за пределы либерально-реформистского наступления на феодализм.

Тяжелая политическая обстановка заставляла его маскировать по мере возможности политический смысл даже такого, отнюдь не революционного выступления, и Полевой очень часто переводил его из политической плоскости в плоскость экономическую, культурную, этическую.

Притязания буржуазии он оправдывал ее моральными качествами, благочестием, патриотизмом и т. п. свойствами, поощряемыми официальной правительственной политикой.

Даже такое либеральное наступление на феодализм в годы жестокой последекабрьской реакции, еще усилившейся в связи с европейским революционным движением 30-х гг.

, рассматривалось как «якобинство» и навлекло на Полевой негодование дворянства, даже либерального (в лице его идеологов – Пушкина, Вяземского, Одоевского и др.), а также правительственные репрессии (закрытие журнала «Московский телеграф» в 1834).

Основной проблемой художественного творчества Полевого является проблема продвижения буржуазии в феодально-дворянском обществе.

Любимый герой Полевого, отличающийся от демонических, разъеденных скепсисом индивидуалистов дворянской литературы и порой подчеркнуто противопоставленный им, – это незаурядный представитель третьего сословия, наделенный его лучшими, с точки зрения автора, качествами – глубокой религиозностью, твердой нравственностью, патриархальной семейственностью, любвеобильной душой, но недовольный узостью интересов и культурной отсталостью своей среды («Художник», 1833, «Эмма», 1834, «Аббаддонна», 1834). В поисках обстановки, способной выявить таланты своего героя, П. заставляет его сталкиваться с светским дворянским кругом. Столкновение это всегда кончается для героя неудачно, а порой и трагично, в чем отражаются трудности буржуазного существования в дворянской общественной системе. Столкновение устремлений идеологов буржуазии с препятствиями, воздвигаемыми дворянским господством и отсталостью самой буржуазии, отразилось в творчестве П. в романтической форме столкновения «мечты» и «существенности».

При этом к дворянской «существенности» автор относится с несравненно большей враждебностью, чем даже к самой неприглядной «существенности» буржуазной. Представители дворянско-аристократического общества изображаются им как ничтожные людишки, безнравственные и жестокие эгоисты, циничные скептики, люди внешнего блеска и фальшивой культуры.

Обратите внимание

Полевой срывает у своих дворянских героев тот ореол, которым они были окружены в дворянской литературе его времени. На фоне дворянских недостатков подчеркиваются буржуазные добродетели, и самая отсталость и некультурность буржуазной среды начинают трактоваться как патриархальная простота и нравственная нетронутость.

В произведениях, действие которых перенесено в иную географическую или историческую действительность («Клятва при гробе господнем», 1832, «Аббаддонна», 1834), Полевой доходит до обвинения высшего сословия в отсутствии патриотизма и гражданской честности, в ненависти ко всему национальному, в то время как буржуазия изображается полной нравственной доблести и патриотизма. Необходимо отметить, что после репрессий, настигших Полевого в 1834, и в связи с сгустившейся политической реакцией прямые его нападки на дворянство из цензурных соображений заметно ослабели, иногда даже имело место заискивание перед ним, но зато еще больше подчеркиваются буржуазный патриотизм и значение буржуазии как опоры царя и отечества («Купец Иголкин», 1839, «Дедушка русского флота», 1838, «Костромские леса», 1841). Художественная продукция Полевого пользовалась некоторое время значительным успехом, но в виду весьма слабых своих художественных достоинств была скоро забыта (Белинский, хваливший «Аббаддонну» в 30-х гг., дал в 40-х гг. уничтожающую критику этого произведения).

Критическая деятельность Полевого, усвоившего во многом принципы идеалистической философии Шеллинга в той упрощенной форме, в которой они были изложены французским эклектиком Кузеном, была резко заострена против принципов классической критики.

Внеисторическому нормативизму последней он противопоставил принцип исторической оценки произведений искусства как органического воплощения национальной идеи в определенных «условиях веков и общества».

Критерий художественности для Полевого не в следовании художника заранее принятым правилам, а втом, «сверен ли он выбранному идеалу создания? Выполняет ли он изящно свою идею в развитии частей?» Романтизм противопоставляется классицизму как течение «народное», выявляющее национальную самобытность в противовес аристократической отчужденности от народа и его национальных задач. Это буржуазное понимание романтизма упорно проводилось в критических работах Полевого, которому принадлежит ряд блестящих по тому времени статей о русской литературе (собранных им в книге «Очерки русской литературы», 2 чч., СПб, 1839). Буржуазное понимание романтизма ополчало Полевого не только против классических традиций в русской литературе, но и против дворянского романтизма.

Литературные взгляды Полевого находятся в теснейшей связи с его историч. взглядами, проникнутыми все тем же упрощенным шеллингианством и направленными против аристократических взглядов, воплощенных в «Истории государства Российского» Карамзина. Само название труда Полевого – «История русского народа» (6 тт. ее вышло в 1829-1833) – с очевидностью направлено против работы Карамзина.

Деятельность Полевого как историка и критика, его постоянные нападки на дворянскую литературу и науку, смелая критика ряда крупнейших авторитетов в этих областях (Карамзин, Жуковский, Пушкин и т. д.

) справедливо рассматривались дворянством как своеобразная политическая борьба с ним и были главной причиной, вызвавшей травлю Полевого в критике, обвинения его в «якобинстве» и закрытие «Московского телеграфа».

Публицистическая деятельность Полевого была целиком направлена на защиту интересов русской торговли и промышленности, т. е. интересов русского торгово-промышленного сословия.

Важно

Рекламирование успехов отечественной промышленности, агитация за ее улучшение и усиление, пропаганда необходимости купеческого просвещения как средства улучшить свою деятельность и обеспечить себе достойное место в обществе – вот содержание публицистики Полевого.

Издательская и редакционная деятельность Полевого была чрезвычайно обширна и сыграла немалую роль в истории просвещения.

С 1825 по 1834 им издавался и редактировался «Московский телеграф», лучший журнал того времени, четко и настойчиво проводивший прогрессивно-буржуазную линию.

За это же время издавались переводы произведений иностранной литературы («Повести и литературные отрывки», 1829-1830), «Русская Вивлиофика или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней литературы» [1833] и др. издания.

Отношение к Полевому его современников целиком определялось его и их социальной сущностью. Дворянские круги относились к нему враждебно за его «якобинство», особенно до 1834. Со второй половины 30-х гг.

, когда либерализм Полевого сильно снизился и за его счет усилились мотивы верноподданнического патриотизма, он вызывал неприязнь и насмешки в радикальных слоях мелкой буржуазии и передового дворянства. Только после его смерти историческая его роль была справедливо оценена Белинским в его работе 1846 – «Н. А.

Полевой», где Белинский отмечает положительную роль Полевого как прогрессивной силы в литературной борьбе конца 20-х, начала 30-х гг.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/polevojj_nikolajj_alekseevich/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector