Сочинения об авторе руссо

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо родился в бедной семье часовщика в 1712 году в Женеве. Еще мальчиком, Руссо самостоятельно зарабатывал себе на жизнь. Долгое время он скитался в поисках работы по улицам Франции и Швейцарии и за это время сменил немало профессий: был клерком у нотариуса, писцом, подручным у гравера, учителем музыки и секретарем посольства.

В 1749 году Руссо появился в Париже, где принял участие над работой “Энциклопедии”. Имя Руссо широкую известность приобрело в 1749 г. при написании рассуждений на тему – “Способствовало ли развитие искусства и науки улучшению нравов?”, на что он решительно ответил: “Нет”.

Как для сотрудника “Энциклопедии” и просветителя ответ Руссо был неожиданный для его круга общения.

Уже на тот момент Руссо высказал свою главную идею “естественный человек”, которой он посвятил всю свою жизнь и увековечил в своих трактатах.

Руссо рассуждал, что человек  добр и прекрасен, а неравенство в обществе губит его.

Обратите внимание

Деление на бедняков и богатых меняет людей, наука и культура способствует  укреплению этого неравенства и заглушает сознание свободы, для которой они были рождены, заставляет людей любить свое рабство.

Свои мысли Руссо стал развивать в 1754 году и ярко их выразил в своих трудах (трактаты)“О происхождении и основаниях неравенства между людьми”, в которых осудил деления бедных и богатых. Его сочинения критиковали социальный строй.

В 1762 году Руссо опубликовал программу новых порядков в “Общественном договоре”, в котором он призывал к созданию гражданского народного государства, основанного на честном равенстве.

Лозунг французских революционеров был взят из произведений Руссо “Свобода, равенство, братство”

В 1761 году Руссо опубликовал роман “Юлия, или Новая Элоиза”.

В романе он рассказывает о любви двух молодых людей, которые находились в неравном социальном положении – Юлия дочь известного дворянина и ее возлюбленного бедного учителя Сен-Пре.

В данном романе Руссо осуждает уродливые и лицемерные стороны общества, предрассудки неравенства и на фоне всего негатива он преподносит самые красивые чувства любви двух молодых людей.

На следующий год (1762) Руссо опубликовывает еще один написанный им роман – “Эмиль, или О воспитании”. В данном романе он учит, как следует правильно воспитывать гражданина и истинного человека.

Руссо внедрил в роман жизненный опыт и свою точку зрения, рассказывая о том, что педагог должен не только заниматься образованием и обучением ребенка, но и развитием природных качеств и свойств, которые, по мнению Руссо всегда необыкновенно прекрасны.

В своем романе Руссо ярко выразил идею: что “природа не создает ни богачей, ни принцев, ни вельмож”. Роман написанный Руссо “Эмиль”, в Париже одобрения не нашел и его сожгли, а Руссо власти приговорили к аресту. После такой развязки Руссо покидает Париж и бежит в Швейцарию.

Важно

 Однако и здесь одобрения своей идеи он не находит и книгу “Эмиль” сжигают в Женеве и Руссо обратно спасается от ареста. 

Долгое время, скрываясь от ареста Руссо находит убежище в Англии где создает свое последнее произведение“Исповедь” (1766 – 1770).

В данном произведении он рассказывает о своей жизни, описывает свои жизненные события, не утаивая плохих поступков и не похваляясь хорошими. Руссо хотел показать своим современникам истинное назначение человека и то, каким он должен быть в этом мире.

В произведении “Исповедь” он остается верным своим убеждениям и идеям: Человек это – величайшая ценность на земле, который рождается Человеком, а не крестьянином или вельможей.

После смерти Руссо в 1778 году, его идеи нашли свое одобрение среди революционеров, они легли в основу “Декларации прав человека и гражданина” принятой французским конвентом 26 августа 1789 года. 

Жан-Жак Руссо прожил 66 лет, всю свою жизнь посвятил идеи защиты прав человека и борьбе с социальным неравенством.

Своими пьесами и работами он призывал народ бороться с несправедливостью, учил людей правильной жизни и показал каким должен быть человек.

Признание Руссо получил только после смерти, но идеи великого автора легли в основу современного общества во многих государств мира.

Уважайте права автора! Используя материал данного блога – ссылка на статьи обязательна

Источник: https://www.lang-lit.ru/2012/06/blog-post_17.html

Автор Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо — французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755), «Об общественном договоре» (1762).

Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей.

Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.

«Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. 

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева. Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле.

Редактировать описание

Обсудить Добавить книгу

Авторы

Составители

Жанры

Категории

Формат

Года написания

Все 1000 1011 1040 1064 1088 1100 1170 1172 1176 1179 1181 1185 1188 1196 1208 1210 1212 1275 1290 1300 1307 1317 1325 1342 1343 1355 1361 1374 1392 1418 1474 1480 1484 150 1515 1532 1533 1546 1550 1556 1564 1572 1580 1591 1593 1594 1598 1600 1602 1603 1604 1605 1607 1611 1613 1614 1615 1616 1620 1623 1625 1626 1627 1630 1631 1634 1635 1636 1637 1640 1641 1644 1645 1651 1656 1657 1658 1659 1661 1662 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1675 1677 1678 1682 1683 1686 1691 1693 1694 1695 1697 1700 1707 1710 1713 1715 1716 1719 1720 1721 1722 1724 1726 1727 1730 1731 1732 1734 1740 1742 1743 1748 1749 1750 1751 1753 1755 1756 1759 176 1760 1762 1764 1766 1768 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1781 1782 1786 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1802 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 27 до н.э. 335 до н.э. 355 до н.э. 380 до н.э. 385 до н.э. 403 до н.э. 405 до н. э. 406 до н.э. 407 до нэ 409 до н.э. 411 до н.э. 414 до н.э. 417 до н.э. 428 до н.э. 429 до н.э. 431 до н.э. 433 до н.э. 441 до н.э. 443 до н.э. 444 до н.э. 453 до н.э. 458 до н.э. 56 58 до н. э. 62 63 64 65 700 до н.э. 850 до н.э. 935 954 976 986 II в. III в. VI в. VIII в. X в. XI в. XIII в. XIV в. XIX в. XV в. XVI в. XVII в. XVIII в. XVIII—XVII века до н.э.

Русское издание

Язык оригинала

Все абхазский азербайджанский албанский английский арабский армянский белорусский болгарский венгерский вьетнамский голландский греческий грузинский датский древнегреческий иврит идиш индонезийский исландский испанский итальянский казахский киргизский китайский корейский курдский латынь латышский литовский македонский молдавский немецкий норвежский Персидский польский португальский румынский русский санскрит сербохорватский словацкий словенский таджикский турецкий тюркменский узбекский украинский урду фарси финский французский хинди чешский шведский эстонский японский

Иллюстрации

Переводчики

Награды

Все BookNest Fantasy Awards Buchpreis der Stiftung Ravensburger Verlag Winners Euregio-Schüler-Literaturpreis European Union Prize For Literature Fantasy Stabby Awards National Book Award Neffy Awards Stiftung Ravensburger Verlag «Золотой кинжал» «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» «Русская премия» АБС-премия Американская книжная премия Астрея Ауреалис Аэлита Басткон Белое пятно Беляевская премия Британская национальная книжная премия Британская премия фэнтези Бронзовая Улитка Бронзовый Икар Букеровская премия Великое Кольцо Всемирная премия фэнтези Гонкуровская премия Готорнденская премия Гудридс Дитмар Дублинская премия Звёздный Мост Зиланткон Интерпресскон Китайская премия «Галактика» Китчис Литературная премия имени Номы Локус Медаль Джона Ньюбери Международная премия по фантастике Мемориальная премия Джона Кэмпбелла Мемориальная премия Теодора Старджона Меч без имени Мечи Мифопоэтическая премия Наутилус Национальная книжная премия Национальный бестселлер Немецкая фантастическая премия Неффи Нобелевская премия Оранж Премии “Кинжал” от Ассоциации писателей-криминалистов Премии конвента ДрагонКон Премия “Алекс” Премия “Дети ночи” премия “НОС” Премия “Хьюго” Премия SFinks Премия WORDS AWARD Премия «505 по Кельвину» Премия «Боб Моран» Премия «Большая книга» Премия «Спутник» Премия «Это – хоррор» Премия Агаты Кристи Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора премия Акутагавы премия Аполло премия Артура Ч. Кларка Премия Бетти Траск Премия блогеров в области детской и подростковой литературы Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики Премия Брэма Стокера Премия Вальтера Скотта Премия Вудхауса премия Гёте Премия Геффена премия Дадзая Осаму Премия Джеймса Тейта Премия Джеймса Типтри младшего Премия Дэвида Геммела премия Ёмиури Премия журнала «Nowa Fantastyka» Премия Жюли Верланже Премия за лучшую иностранную книгу Премия Игнотуса Премия им. Януша А. Зайделя Премия имени Сандзюго Наоки Премия имени Ширли Джексон Премия имени Эстер Глен Премия Индевор Премия Коста (Уитбред) Премия Курта Лассвица Премия литературного совершенства Премия Лорда Рутвена Премия Медичи Премия Международной Гильдии Ужаса Премия Небьюла Премия Ниро Вульфа Премия Нокт премия О.Генри премия Прометей премия Ромуло Гальегоса премия Сомерсета Моэма Премия Стрега Премия Сэйун Премия Танидзаки премия Триумф премия Фемина Премия Филипа К. Дика / Лучшая НФ-книга в США Премия Фолкнера Премия читателей журнала “Science Fiction Chronicle” Премия читателей журнала «Азимов» премия Эдгара Аллана По премия Эдогавы Рампо Премия Юкио Мисимы Пулитцеровская премия РосКон Рукопись года Русский Букер Сайдвайз Стеклянный ключ Странник Фанкон Фолио Хоррор-итоги на ФантЛабе

Герои

Возрастная рекомендация

Все 0+ 12+ 16+ 18+ 3+ 6+ 9+ Планета НФ – премия блогеров Редактировать описание

Источник: http://librebook.me/list/person/jan_jak_russo

Сочинение на тему Творчество Руссо. Анализ романа «Исповедь»» – по русскому языку и литературе

Жан-Жак Руссо (1712-1778), наиболее яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, явился одним из основоположников европейского сентиментализма. Идейные расхождения его с ведущими деятелями эпохи нередко принимали форму открытого конфликта.

Вольтер высмеивал демократические идеи Руссо; Руссо, в свою очередь, непримиримо осуждал Вольтера за, как он полагал, уступки аристократическим взглядам. Руссо не принимал материализма энциклопедистов; рационализму Вольтера и Дидро он противопоставлял чувство.

В то время как большинство просветителей видело в театре кафедру и трибуну, Руссо винил театр в падении нравов; из-за этого он поссорился с Д’Аламбером и отказался участвовать в «Энциклопедии». Атеиста же Дидро возмущали религиозные идеи Руссо. Но в перспективе истории Руссо – соратник Вольтера и Дидро в общей борьбе против феодального строя и его идеологии.

Совет

Автор «Рассуждения о науках и искусствах» (1750), «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1755), «Общественного договора» (1762), Руссо выступает с позиций социальных низов третьего сословия, недаром он был связан с Женевой и гордился своим плебейским происхождением.

Он подвергает критике прогресс человеческой цивилизации, поскольку этот прогресс не облегчил жизни народа, не содействовал его благосостоянию, не ликвидировал его нищеты.

Рост торговли и ремесел, образование национальных государств, развитие наук и искусств не только не способствовали укреплению добродетели и морали, но, напротив, усилили тяготение к праздности, паразитизм, лицемерие, ложь, тщеславие, испорченность нравов, власть моды и этикета. Моральная деградация современного общества имеет своей причиной, по Руссо, неравенство людей в обществе.

Именно в имущественном неравенстве, в существовании богатства и бедности, в установлении частной собственности усматривает он источник праздности, роскоши, изнеженности, с одной стороны, источник нужды, бесправия, рабства, тирании – с другой.

Выступая против социального неравенства, деспотизма и рабства, Руссо выдвигает идею демократической конституции общества, его республиканской организации.

Если просветители первого этапа, Монтескье и Вольтер, не были последовательными в борьбе с феодальным строем, ограничиваясь концепцией просвещенного абсолютизма, то Руссо верит только в коллективную мудрость народа, признает законной борьбу народных масс против королей, объявляет равенство граждан перед законом основой общества, утверждает суверенность народа, которому должна принадлежать и исполнительная, и законодательная власть. Вслед за Спинозой, Локком, Гоббсом Руссо считает, что государство создается людьми (а не богом, как заявляли сторонники теократических теорий). Люди сознательно заключают между собой «общественный договор», устанавливая демократическую власть и возвращая тем самым народу естественную свободу и права, отнятые у него господствующим классом. Демократизм, ненависть к знатным и к богачам, к общественному неравенству определяют и эстетику Руссо, направленную против искусства, которое культивирует лишь наслаждение и игнорирует нравственный идеал. Руссо не случайно в «Письме к Д’Аламберу» рассматривает театр как силу, развращающую общество, ибо считает безнравственной самую идею театра как подражания жизни и воссоздания ее страстей и пороков. Он вообще с подозрением относится к искусству, так как видит в нем средство укрепления феодального строя и абсолютной монархии. Искусству как обличению существующего он не доверяет. Героическому характеру, обращенному против тирана, он предпочитает принцип честности и бесхитростности, образ простого человека, свободного от сословных предрассудков. Исключение он делает лишь для музыки, которой живо интересовался в молодости, обнаружив в этой области недюжинный талант. Руссо уделяет немало места в своем творчестве вопросам воспитания, посвящая им целую книгу – роман-трактат «Эмиль» (1762). Воспитание, как его трактует Руссо, призвано, помочь человеку развить заложенные в нем самой природой основы здоровья и нравственности. Руссо-педагог отвергает всякое насилие над природой и личностью. Воспитатель по мысли Руссо, прививает ребенку чувства сострадания, мягкости, человечности, устраняет в нем черты деспота и тирана. Вместе с тем книга «Эмиль» включала в себя «Исповедь савойского викария» – проповедь естественной религии, не скованной церковными догмами и предписаниями. Руссо подвергся преследованиям со стороны церкви, но одновременно вызвал негодование Дидро и других энциклопедистов, твердо стоявших на материалистических позициях. В этом проявилась сложность путей развития просветительской мысли во Франции. Идеолог демократических низов, Руссо отражал и религиозные настроения этих низов, и далеко не случайно в годы революции политический радикализм якобинцев будет сочетаться с культом Верховного существа, идея которого принадлежит Руссо. Основные художественные произведения Ж.-Ж. Руссо – его «Новая Элоиза» (1761), «Исповедь» (1766-1770), «Мечтания любителя одиноких прогулок» (1772-1778) – должны быть поняты, с одной стороны, в контексте антифеодальных воззрений писателя, с другой же стороны, с учетом его особого положения среди идеологов Просвещения. «Исповедь» Руссо представляет собой своеобразный синтез автобиографии и романа. Предметом ее является жизнь самого Руссо, конкретного человека, определенной личности. Автор продумывает и проясняет, осмысляет и художественно обобщает свой жизненный путь, свою историю. Он открывает в ней черты, характерные не только для данного лица, но и для человека вообще. Так автобиография сближается с романом. Основное отличие позиций Руссо, как они выразились в «Исповеди», от позиций автора «Новой Элоизы» в том, что в 1761 г. он еще питал иллюзии в отношении республиканского строя Швейцарии, Женевы, полагая, что за пределами феодальной, абсолютистской Франции, вдалеке от Парижа, еще возможно гармоническое общество. Со второй половины 60-х годов и особенно с 70-х годов Руссо окончательно отказывается от своих иллюзий, хотя они у него и ранее были значительно менее прочными и устойчивыми, чем у других просветителей (он, в частности, никогда не верил в идею «просвещенного абсолютизма»). Как бы то ни было, он утверждает теперь, что «разврат повсюду одинаков», «что ни нравственности, ни добродетели нет нигде в Европе». Он, с одной стороны, становится трезвее и реалистичнее, а с другой – склоняется к пессимизму, смотрит на все более безрадостно, являясь предшественником романтиков – Шатобриана, Сенанкура, Нодье. Трезвость, реалистичность Руссо раскрываются наиболее полно в I-IV книгах «Исповеди», а его пессимизм проявляется в VII-XII книгах «Исповеди» и в «Мечтаниях любителя одиноких прогулок». Руссо остается верен в «Исповеди» тому пафосу свободы и независимости, тем плебейским принципам, которые пронизывали его трактаты и его «Новую Элоизу». Герой «Исповеди» особо ценит свое сердце за то, что в нем имеется «закваска героизма и добродетели», внушенная ему его родиной, Женевской республикой и Плутархом. Он находит высокой и прекрасной возможность быть свободным и добродетельным, быть выше богатства и людского мнения, т. е. мнения знатных кругов. Он «обожает» свободу, ненавидит стесненность, подчинение, нужду, ценит деньги в кошельке, лишь поскольку они обеспечивают ему независимость. Антидеспотические устремления Руссо в «Исповеди» сочетаются с презрением к салонной, дворянской культуре. Ненависть героя к тому общественному кругу, в котором ему приходится жить, поддерживается в нем постоянным ощущением пропасти, отделяющей его, как плебея, от аристократов. Оппозиционные по отношению к существующему строю взгляды складываются у героя «Исповеди» не сразу. В первых книгах он еще мечтает изменить свое плебейское положение, подняться выше по сословной лестнице, стать секретарем посла или офицером. Постепенно, однако, он чувствует себя все более чужим существующему строю, все более далеким от него и выдвигает в противовес жизни господствующего класса, ее изощренности и напыщенности своего рода культ простого и нерафинированного существования.

Сочинение на тему Творчество Руссо. Анализ романа «Исповедь»»
Руссо Ж.
Стр. 1

Читайте также:  Краткая биография булгарин

Сочинение на тему Творчество Руссо. Анализ романа «Исповедь»»
Руссо Ж.
Стр. 2

Сочинение на тему Творчество Руссо. Анализ романа «Исповедь»»
Руссо Ж.
Стр. 3

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/Cochinenie-laquotvorchestvo-russo-analiz-romana-ispovedraquo

Биография Руссо Ж.-Ж

Жан Жак Руссо — французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…

» (1755), «Об общественном договоре» (1762). Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти.

Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.

Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Обратите внимание

Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) — ранний образец мелодрамы.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева. Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле. Детство Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец — часовщик Изак Руссо — в 1722 был вынужден уехать из Женевы.

1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

Мадам де Варанс В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь.

Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа.

Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство. В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование.

Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников.

Важно

Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению.

Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка.

Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж. Руссо в Париже В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции.

Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей.

Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743).

К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744).

В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни.

Совет

Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом. «Энциклопедия» В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки.

Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией.

В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой.

Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность.

В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). Конфликт с энциклопедистами В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов.

В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни.

Обратите внимание

1756-62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д'Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.

Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление.

Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д'Эпине, графине Софи д'Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма.

Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.

Преклонение перед мадам д'Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни.

Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах.

В «Письме к Д'Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы.

Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д'Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».

Теория нравственных чувств В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

Важно

В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Общественный договор» Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю.

Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели.

Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Последние годы Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции.

В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона. В 1762-67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии.

В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало.

Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789).

Совет

Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.

В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-russo-zh-zh/

Влюбляться в обманы. биография руссо

ВЛЮБЛЯТЬСЯ В ОБМАНЫ. РУССО

Утопические идеи французского просветителя повлекли за собой глобальные революционные потрясения во Фран­ции конца XVIII века, фактически изменившие облик Европы и Америки.

Они не только породили целую волну подражаний и продолжений, не только восстановили про­тив самого автора многих мыслителей современности и последующих поколений, но и сыграли выдающуюся роль в развитии мировой литературы.

Жан-Жак Руссо оказал­ся тем сильным звеном в литературной цепи эпох, ко­торое соединило все художественные воплощения «есте­ственного человека» от Античности и до Руссо, а затем от Руссо до наших дней. Примечательны слова Наполеона Бонапарта: «…будущее покажет, не лучше ли было бы для человечества, если бы ни Руссо, ни я никогда не сущест­вовали».

Читайте также:  Краткая биография заходер

«Лакей, гувернер, учитель музыки в домах знати, секре­тарь и переписчик нот» — таковы краткие энциклопедиче­ские сведения о жизни Жан-Жака Руссо до того момента, как он стал великим мыслителем и писателем.

Точнее, в любом из этих неожиданных для современного читателя «обличий» он был творцом оригинальных философских идей, которые впоследствии озвучил в трактатах «Рассу­ждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхо­ждении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре», а также в романах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании».

И, конечно, в «Исповеди», ставшей апофеозом творчества великого борца за естественную свободу человека и первичность чувства в отношении разума (а заодно и «мостиком» от сентиментализма к романтизму).

«Человек рождается свободным, но повсюду он в око­вах», — из одной только этой емкой формулы Руссо вы­рисовывается многоцветный спектр его идей, ведущая из которых — идея «естественного человека».

Живущий в гармонии с природой и только в этом состоянии способ­ный быть добродетельным, человек разлагается морально именно под напором цивилизации.

Примечательно, что даже чтение, на взгляд Руссо, плохой учитель для ребенка, поскольку не является практическим действием: из всех книг, которые следует прочесть в детстве, писатель выде­ляет единственную — «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», поскольку физический труд показан в ней главным условием жизни человека.

Обратите внимание

Другая масштабная идея великого мыслителя, поднятая впоследствии на щит Великой французской революци­ей, — о природном равенстве людей («от природы люди так же равны, как звери») и об общей свободе (она «есть следствие природы человека»).

В этом смысле главным последователем, проводившим в жизнь идеи просветителя, стал Максимилиан Робеспьер, один из лидеров револю­ционной Франции, закончивший жизнь на гильотине.

Реки крови, пролитые в последнее десятилетие XVIII века на улицах и площадях страны во имя благих идей, показа­ли если не утопичность философских воззрений Руссо, то, по меньшей мере, невозможность их воплощения в реаль­ность.

Другая судьба постигла художественные открытия про- светителя-сентименталиста. Форма эпистолярного романа «Юлия, или Новая Элоиза» позволила Руссо воссоздать тончайшие оттенки содержания жизни и душевных пере­живаний героев, «от первого лица» выразить естествен­ное чувство любви, охватившее их.

Такой способ письма оказался продуктивным впоследствии в романтической и модернистской практике, а сама установка на непосред­ственность излияния личного переживания расширила возможности воплощения психологического портрета че­ловека в литературном произведении.

Осмелимся предпо­ложить, что, уловив это обостренным «слухом» художника слова, Руссо и создал свой автопортрет — «Исповедь».

«Я один. Я знаю свое сердце и знаю людей. Я создан иначе, чем кто-либо из виденных мною; осмеливаюсь ду­мать, что я не похож ни на кого на свете.

Если я не лучше других, то по крайней мере не такой, как они», — и в этом фрагменте произведения-исповеди отчетливо прописы­вается главное действующее (а вернее — чувствующее!) лицо писателя-странника, философа-просветителя, сенти-менталиста-практика, снискавшего уважение почитателей своего таланта и ощутившего столь же сильную неприязнь недругов. Перипетии частной жизни на фоне великого и ужасного для Франции XVIII века нашли свое отражение на страницах тогда еще новой и во многом неожиданной для литературы формы естественной исповеди психоло­гического естества Жан-Жака. И в этом открытии — не­сомненная заслуга Руссо перед мировой художественной словесностью.

Интересно, наступит ли то «будущее», о котором гово­рил Наполеон Бонапарт?

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/vlyublyatsya-v-obmany-biografiya-russo.html

Вольтер и Руссо: непримиримое противоречие?

Во мнении потомков Вольтер и Руссо – два главных представителя просветительской идеологии, предшественники Французской революции. Однако для современников они были соперниками, почти врагами.

Вольтер ревниво и пристально следил за творчеством «женевского гражданина».

В его библиотеке сохранилось более двух десятков томов произведений Жан-Жака: собрание сочинений в одиннадцати томах и отдельные сочинения, среди которых роман «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждение о происхождении неравенства», «Общественный договор», «Письма с Горы», «Музыкальный словарь». Примерно столько же – сочинений разных авторов, посвященных творчеству Руссо. По большей части это резко критические отзывы, а также постановления о запрете его книг, прежде всего «Эмиля».

В составе искусственных сборников – конволютов, которые Вольтер называл «попурри», объединяя под одним переплетом материалы по интересовавшим его темам – несколько экземпляров «Исповедания веры савойского викария», текста, который и притягивал и отталкивал Вольтера. Некоторые «попурри» содержат произведения Руссо и работы, ему посвященные.

Важно

Многие экземпляры сочинений «женевского гражданина» испещрены пометами Вольтера, и часто его замечания весьма ядовиты.

Вольтер и Руссо заочно познакомились в 1745 году, обменявшись письмами по поводу переделки вольтеровской пьесы «Принцесса Наварская». Руссо так вспоминал об этом в «Исповеди»:

В зиму, последовавшую за битвой при Фонтенуа, в Версале было много празднеств. Между прочим, давалось несколько опер в театре Птит-Экюри. В их числе была драма Вольтера «Принцесса Наваррская», музыку к которой сочинил Рамо. Это сочинение было переработано и получило новое название: «Празднества Рамиры».

Новый сюжет требовал некоторых изменений в дивертисментах, как в стихах, так и в музыке. Нужно было найти кого-нибудь, кто справился бы с этой двойной задачей.

Так как Вольтер, находившийся тогда в Лотарингии, и Рамо были заняты оперой «Храм славы» и не могли уделить «Рамире» внимания, Ришелье подумал обо мне и велел предложить мне взяться за нее, а чтобы я мог лучше разобраться с задачей, прислал мне отдельно стихи и ноты.

Прежде всего, я решил не прикасаться к тексту иначе, как с согласия автора, и написал Вольтеру по этому поводу, как и подобало, очень вежливое, даже почтительное письмо.

Вольтер направил Руссо любезный ответ.

Знаменитое «Рассуждение о науках и искусствах», в котором на вопрос Дижонской академии «Способствовало ли восстановление наук и искусств очищению нравов» Руссо дал отрицательный ответ, вызвало шквал опровержений в печати того времени, однако не привлекло большого внимания Вольтера.

Экземпляр издания этого сочинения имеется в Библиотеке Вольтера, но на нем нет помет или других знаков чтения.

Совет

В 1755 году Жан-Жак издал второй свой знаменитый трактат, «Рассуждение о происхождении неравенства».

По поводу этой книги он получил от Вольтера вежливое, но весьма ироничное письмо:

Я получил ваше новое сочинение, направленное против рода человеческого, и благодарю вас. Вы понравитесь людям, которым говорите правду в глаза, но вы их не исправите Никто не употребил столько ума, чтобы постараться сделать нас животными.

Когда читаешь ваше сочинение, хочется встать на четвереньки. Однако я, оставив эту привычку больше шестидесяти лет назад, к несчастью чувствую, что не смогу к ней вернуться … Я довольствуюсь ролью мирного дикаря в уединении, которое я избрал возле вашей родины, где вас, к сожалению, нет.

При этом «Рассуждение о происхождении неравенства» вызвало неподдельный интерес Вольтера (см. раздел: «Рассуждение о неравенстве». Пометы Вольтера). В Библиотеке Вольтера есть также отзыв на это произведение Руссо (Du Rey de Meynieres. Réflexions d’une provinciale sur le discours de M. Rousseau, citoyen de Genève, touchant l’origine de l ’inegalité des conditions parmi les hommes (БВ 5–116)).

1 ноября 1755 года в Лиссабоне произошло землетрясение, уничтожившее шестьдесят тысяч жителей города. Это стихийное бедствие потрясло Вольтера, как и многих его современников.

Через несколько месяцев он выпустил поэму, полное название которой – «Поэма о разрушении Лиссабона, или проверка аксимы: “Все хорошо”». Если раньше Вольтер рассматривал зло как один из путей к мировому благу, теперь он решительно рвет с таким представлением.

Для него становится неприемлем бездумный оптимизм. Он сочувствует людским страданиям и возмущается их несправедливостью.

Жан-Жак ответил Вольтеру на «Поэму о разрушении Лиссабона» письмом от 18 августа 1756 года, названным в дальнейшем «Письмо о Провидении».

«Женевский гражданин» утверждал, что нет причин сомневаться в благости Божией, что люди сами виновны в своих несчастьях, поскольку сами, по собственной воле скученно селятся в городах, разрушение которых приводит к жертвам.

Обратите внимание

Письмо Руссо было широко известно в Европе. Перевод его на русский язык стал одним из первых переводов Руссо в России.

«Письмо о Провидении» вызвало большой интерес Вольтера. Не случайно в одном из попурри имеется его копия, сделанная рукой секретаря Вольтера Ж.-Л. Ваньера (БВ 11–208).

Косвенно Вольтер ответил на письмо Руссо знаменитой повестью «Кандид», где опровергал тезис «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Окончательный разрыв Руссо и Вольтера произошел в 1760 году, после того как Вольтер поддержал устройство в Женеве театра. Руссо резко выступал против театральных представлений в Женеве, считая, что театр приведет к порче нравов в республике.

В ответ на помещенную в «Энциклопедии» статью Д’Аламбера «Женева» он написал знаменитое «Письмо Д’Аламберу о зрелищах».

Вольтер резко отрицательно откликнулся на это сочинение Руссо и в письме к Д’Аламберу от 4 мая 1759 года назвал его безумцем.

Резкая оценка Вольтера и появление в Женеве театра, в известной степени благодаря его усилиям, стали для Руссо поводом к разрыву.

17 июня 1760 года он написал «фернейскому отшельнику» письмо:

Я вас не люблю. Вы нанесли мне обиды, которые были мне особенно чувствительны — мне, вашему ученику и поклоннику. Женева дала вам убежище, а вы за это погубили ее. Вы сделали моих сограждан чуждыми мне, в награду за похвалы, которые перед ними я расточал вам.

Вы делаете невозможным мое пребывание в Женеве, вы заставите меня умереть на чужбине, лишенным всех утешений и, вместо всякого почета, брошенным в помойную яму, в то время как вас на моей родине будут сопровождать все возможные почести. Наконец, я ненавижу вас за то, что вы этого хотели, но ненавидя вас, я сознаю, что мог бы вас любить, если бы вы этого пожелали.

Важно

Из всех чувств к вам, какими было переполнено мое сердце, остается лишь удивление, в котором нельзя отказать вашему гению, и любовь к вашим сочинениям. Если я могу уважать только ваши дарования, то это не моя вина. Я никогда не нарушу уважения, которого требуют ваши таланты, и буду поступать так, как предписывает это уважение. Прощайте.

После этого письма отношения между двумя философами становятся откровенно враждебными, но Вольтер продолжает следить за творчеством своего соперника.

В 1761 году Руссо выпускает роман «Юлия, или Новая Элоиза». Вольтер называет его «глупым, мещанским, бесстыжим и скучным» и, под именем маркиза Ксименеса, печатает памфлет «Письма о Новой Элоизе». Тем не менее, он внимательно следит за откликами на роман.

В его библиотеке имеется, в частности, направленная против «Новой Элоизы» книга Ш. Борда «Предсказание, извлеченное из старой рукописи» (Borde Ch. Prédiction tirée d’un vieux manuscrit. [S. l., 1761]).


В 1762 году вышли еще две знаменитые книги «женевского гражданина» – «Эмиль», в котором центральное место занимает «Исповедание веры савойского викария», и «Общественный договор». И роман о воспитании, и политический трактат испещрены пометами Вольтера (см.

«Общественный договор. Пометы Вольтера», «Исповедание веры савойского викария. Пометы Вольтера»).

«Я посмеялся над его “Эмилем”, который выглядит, конечно, пошлым персонажем, — писал фернейский отшельник д’Аламберу 15 сентября 1762 года, — книга эта заставила меня скучать, но в ней есть пятьдесят страниц, которые мне хочется переплести в сафьян».

«Эмиль» был осужден в Женеве и в Берне, а 28 августа 1762 года парижский архиепископ Кристоф де Бомон выпустил по поводу романа специальное пасторское послание. Руссо ответил «Письмом к Кристофу де Бомону». Об этом письме и о пометах Вольтера.

В 1763 году Руссо напечатал «Письма с Горы», направленные против властей Женевы. Здесь он разоблачил «фернейского патриарха» как автора антирелигиозной и антихристианской «Проповеди пятидесяти». Вольтер, который открещивался от этого сочинения, был взбешен.

Чтобы отомстить, он выпустил брошюру «Мнение граждан», где протестовал против «Писем с Горы», надев маску благонамеренного буржуа, и раскрыл подробности личной жизни Жан-Жака. До конца своих дней Руссо не верил в авторство Вольтера и считал сочинителем этого пасквиля женевского пастора Верна.

Вольтер продолжать преследовать Руссо и дальше.

Он сделал его героем своей сатирической поэмы «Гражданская война в Женеве», а когда Руссо пытался найти убежище в Англии, постарался очернить его в глазах философа Дэвида Юма.

Вольтер и Руссо ушли в мир иной почти одновременно в 1778 году.

Совет

Несмотря на их вражду и разногласия, в глазах потомков женевский гражданин и фернейский отшельник стоят рядом. Не случайно в XIX веке в Фернейском замке были установлены и статуя Вольтера, и статуя Руссо.

Источник: http://expositions.nlr.ru/ex_rare/Voltaire_Rousseau/

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778)

Жан-Жак Руссо – мыслитель и наиболее яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, сочинения которого в XVIII веке обсуждала вся Европа.

Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Систематического образования получить не смог: до отъезда отца из Женевы в 1722 г. воспитывался тетями, с 1723 по 1724 гг.

провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы, по возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера.

В юности работал лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву и до 1741 г. проживал в Швейцарии.

Затем уехал в Париж, где сблизился с просветителями, среди которых были Дидро, Д' Аламбер, Гольбах, Мариво, Фонтенел, Фридрих Гримм, Луиза д'Эпине и сотрудничал в энциклопедии: был автором статей по вопросам музыки. В 1743 – 1744 гг. являлся секретарем французского посольства в Венеции.

С 1750 г. его произведения начали издаваться и постепенно набирать популярность у населения за критику устоявшихся в общество положений.

Читайте также:  Краткая биография вельтман

Из-за идей Руссо, изложенных  в политическом трактате «Об общественном договоре» и романе «Эмиль, или О воспитании», Женева лишила Руссо гражданства, а парижский парламент запретил Эмиль и приговорил философа к тюремному заключению.

Обратите внимание

Философу  пришлось скрываться: он бежал в Верден, затем в Мотье. В 1764 Руссо уехал в Англию, где прожил три года. В мае 1767 года Руссо вернулся во Францию, так как поссорился с пригласившим его в Англию Юмом.

В Париж возвратился только в 1770 году. Последние годы жил уединенно, переписывал ноты, чтобы добыть средства к существованию, писал мемуары. Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа – в имении маркиза Р.Л. Жирардена, где провел последние месяцы жизни.

Основные произведения

«Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат).

«Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат).

«Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах).

«Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат).

«Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе).

«Исповедь» (1766 − 1769, автобиографический роман).

Основные идеи

  • каждый человек имеет одинаковые права, все люди от рождения равны; ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными, каждый человек рождается свободным и никто не в праве распоряжаться его свободой. Попытался объяснить причины социального неравенства и его виды
  • подвергает критике прогресс человеческой цивилизации; считал, что прогресс не только не облегчил жизнь простого народа, но и породил социальное неравенство, которое, по мнению философа, является основной причиной деградации современного общества. Общество не сможет нормально существовать, пока оно разделено на богатых и бедных. Именно поэтому, считает, что всякое развитие способствует деградации
  • люди утратили свое первобытное блаженство, а самое счастливое время для человечества – первобытные времена. Именно в первобытные времена все были равны. Общественное устройство деградирует, жизнь большинства протекает в бесправии и нищете, тогда как небольшая горстка людей находится на вершине славы и богатства, они не считаются ни с кем и живут только в свое удовольствие, не принося никакой пользы обществу
  • основная задача общественного договора − поиск формы ассоциации, которая будет способна защитить личность и имущество каждого её члена, в то же время, член ассоциации будет подчиняться только самому себе и останется свободным, как и прежде
  • под ассоциацией Руссо подразумевает Республику, члены ассоциации в совокупности – народ, в отдельности или как участники верховной власти – граждане, а как подчиняющиеся законам государства – подданные
  • сравнение семьи и государства. Отец – глава государства, который должен заботиться о своих детях – подданных. Семья держится лишь на согласии, решения, которые повлияют на жизнь всей семьи (государства), должны применяться всеми ее членами (гражданами)
  • закон – это условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен, это вообще не закон
  • депутаты являются уполномоченными народа, они лишь выражают его волю. К сожалению, фактически наиболее значимые решения принимаются горсткой влиятельных граждан, которые действуют в своих интересах, не согласовываясь с народом
  • власть делится на законодательную и исполнительную. Законодательную власть философ отдает в руки народа, исполнительную, в свою очередь, правительству
  • восхваляет демократию и призывает к ней. В то же время, Руссо считает, что демократии в чистом виде никогда не было и не будет.

Источник: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/russo

Руссо Жан-Жак

Французский философ, писатель, композитор

28 июня 1712 – Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Мать умерла вскоре после рождения сына, отец оставил Жан Жака, когда тому было десять лет, и стараниями своего дяди Бернара мальчик был отдан под опеку пастора Босси.

1725 – после испытательного срока в конторе нотариуса Руссо становится учеником гравера.

1728 – бежит от мастера и по протекции молодой новообращенной католички из Аннеси госпожи де Варанс определяется в Турин в монастырь, где обучают прозелитов. По истечении четырёх месяцев совершается обращение Руссо, он становится католиком, утрачивая тем самым женевское гражданство.

1729-1732 – Руссо служит слугой в разных домах Турина, затем по протекции госпожи де Варанс становится учеником органиста, учится в семинарии, работает лакеем, но нигде надолго не задерживается. В конце концов, он меняет имя и отправляется в странствие, выдавая себя за француза-музыканта.

1732 – возвращается к мадам де Варанс. Их знакомство, продолжавшееся до 1739 года, открывает Руссо путь в новый, прежде недоступный мир, улучшает его манеры, прививает вкус к интеллектуальному общению.

1740 – благодаря своей покровительнице Руссо получает место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя и эту должность Руссо занимает очень недолго, он приобретает здесь нужные связи.

1742 – едет в Париж с изобретенной им нотной системой, пьесами, несколькими стихотворениями и рекомендательным письмом от настоятеля кафедрального собора в Лионе. Ни его нотная система, ни пьесы не вызывают интереса.

Важно

Положение Руссо катастрофическое, однако вскоре некий сердобольный иезуит вводит его в дома влиятельных дам, с состраданием выслушавших стихи о перенесенных им бедствиях и пригласивших приходить к обеду всякий раз, как ему вздумается.

Он знакомится со многими видными деятелями, писателями, учеными, музыкантами, включая юного Д.Дидро, будущего главу «Энциклопедии», который вскоре становится его близким другом. Впоследствии Дидро привлекает Руссо к участию в «Энциклопедии».

Для пятого тома издания Руссо пишет большую статью «О политической экономии». Кроме нее он пишет серию статей по вопросам истории и теории музыки.

1743 – Руссо становится секретарем французского посланника в Венеции, уволившего его уже на следующий год.

1744 – вернувшись в Париж, Руссо, в согласии со своими принципами, вырабатывает программу «независимости и бедности», отказывается от предложенной ему должности кассира в финансовом ведомстве и зарабатывает переписыванием нот по десять сантимов за страницу. Занятия перепиской нот сопровождаются у Руссо опытами музыкального сочинения.

Примерно в эту пору у Руссо появляется любовница – служанка Тереза Левассер, родившая ему пятерых детей, отданных в воспитательный дом. Официальный брак с ней Руссо заключит лишь 20 лет спустя.

1750 – в ответ на объявленный Дижонской академией в 1749г. конкурс на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо пишет «Рассуждение о науках и искусствах» (Discours sur les arts et les sciences), что приносит ему премию и нежданную славу.

В трактате Руссо доказывает, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их.

Совет

Он утверждает, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость.

1752 – представлена пьеса Руссо «Нарцисс» (Narcisse), не имевшая успеха.

1753 – комическая опера Руссо «Деревенский колдун» (Le Devin du village) исполнена в Фонтенбло в присутствии короля, и на следующий день Руссо надлежит появиться при дворе. Хотя это означает предложение автору пожизненной пенсии, Руссо не идет на аудиенцию.

1754 – опубликовано «Рассуждение о неравенстве» (Discours sur l'inegaliet), работа, написанная по предложению Дижонской академии в качестве конкурсной темы «происхождение неравенства».

В ней Руссо противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). Самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм Руссо называет первобытные времена.

Все свершившееся после племенной стадии он подвергает осуждению за то, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами.

В этом же году Руссо посещает Женеву и вновь становится протестантом, восстановив себя в гражданских правах.

1756-1762 – по возвращении во Францию Руссо избирает уединенный образ жизни: селится в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д’Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо познакомился еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга. Отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно ухудшаются. В опубликованной в 1757 году пьесе «Побочный сын» Дидро высмеивает отшельников, что Руссо воспринимает на свой счет. Затем Руссо влюбляется в невестку мадам д’Эпине, графиню Софи д’Удето, которая была любовницей Даламбера, друга Дидро и Гримма. Друзья считают поведение Руссо недостойным, сам он виновным себя не признает. Вскоре Руссо, вызывая возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, выступает с поддержкой критиков статьи «Женева», опубликованной Даламбером в 7 томе «Энциклопедии» 1757 году.

1758 – Руссо пишет «Письмо Даламберу о театральных представлениях» (Lettrea d'Alembert sur les spectacles), в котором с осуждением говорит о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли называет школой аморальности как личной, так и общественной.

«Письмо» вызывает со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо.

Обратите внимание

В результате постепенное расхождение Руссо с энциклопедистами, связанное не только обстоятельствами личной жизни, его раздражительностью и неуживчивостью, но и различиями в их философских взглядах, заканчивается разрывом.

1761 – выходит роман «Юлия, или Новая Элоиза» (Julie,ou la Nouvelle Heloise), на создание которого Руссо вдохновила его преклонение перед мадам д’Удето.

«Новая Элоиза» – любовный роман, где грех искупается самоотречением героев, изобилует описаниями прогулок на природе, сельских праздников, простой пищи и питья.

В нем, как и в некоторых более мелких произведениях, Руссо восхваляет нравственную красоту простой жизни и непритворную добродетель. Общество, приверженное этикету и искусственности, хотя и уставшее от них, воспринимает книги Руссо как откровение.

1762 – опубликован «Общественный договор» (Le Contrat social). Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям.

Руссо утверждает, что общественный договор между человеком и государством должны заключать зрелые годами граждане, которые готовы возложить на себя бремя гражданских обязанностей.

Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю.

Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

В этом же году выходит педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании» (Emile, ou de l'Education), проникнутый идеями свободы и близости к природе. Руссо обрушивается на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям.

Важно

В форме философского романа Руссо излагает теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считает внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозглашает защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями.

Одно из самых прославленных мест в «Эмиле» – деистский трактат, известный под названием «Исповедь савойского викария», в которой Руссо устанавливает принципы естественной религии. По его мнению, основанием веры должны служить не церковные догматы, а переживание природы, своей красотой свидетельствующей о величии Творца.

Развиваемая в «Эмиле» деистическая доктрина навлекает на Руссо гнев католической церкви, и 11 июня 1762 правительство выдает распоряжение сжечь книгу и арестовать автора. Спасаясь от ареста, Руссо бежит на родину, в Швейцарию. Однако здесь сжигают и «Эмиля» и «Общественный договор», а Руссо объявляют вне закона. Руссо бежит в Мотье, находящийся под властью Пруссии.

1764 – публикует «Письма с горы» (Lettres de la montagne) и вскоре уезжает в Англию, куда его пригласил английский философ Д.Юм, так как в Пруссии, несмотря на покровительство Фридриха II, преследования Руссо продолжаются.

1767 – охваченный манией преследования, обострившейся после женевского и парижского осуждения, Руссо ссорится с Юмом и возвращается во Францию.

1770 – после скитаний по многим городам приезжает в Париж с законченной рукописью «Исповеди» (2 части закончены в основном в 1766-1769гг., опубл. посмертно 1782-1789, третья так и не была написана).

Если «Исповедь» Августина (название и замысел которой Руссо заимствовал) повествовала о пути обращения в христианскую веру, то и у Руссо рассказ о том же, но его вера – естественная религия. Его убеждение – необходимость понимания и снисхождения к человеческой слабости.

«Исповедь» дала новый тип повествования, целиком погружённый во внутренний мир человека, представляющий события внешнего опыта преломленными в субъективном переживании. «Исповедь» содержит глубокий анализ душевных побуждений Руссо и описание, не во всем достоверное, его злоключений.

Совет

Чувствительность Руссо, его тщеславие под маской самоуничижения, его мазохизм, явившийся причиной целой серии травмирующих любовных эпизодов, – все это явлено читателю с почти беспримерной доверительностью, непосредственностью и болезненной проницательностью.

1776 – закончены «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака» (Dialogues: Rousseau juge de Jean-Jaques) и начата книга «Прогулки одинокого мечтателя» (Reveries du promeneur solitaire).

1778 – Руссо уезжает в Эрменонвиль и живет там в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом.

2 июля 1778 – Руссо умер в Эрменонвиле от апоплексического удара.

1794 – в период Якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Париж, в Пантеон.

Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», оказал огромное влияние на развитие всей европейской мысли в целом и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в. (соответственно сентиментализм, предромантизм, романтизм).

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/russo_zhan_zhak/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector