Сочинения об авторе вампилов

А. В. Вампилов

Автор четырех больших пьес и трех одноактных (считая ученическую “Дом окнами в поле”), трагически погибший в возрасте 35 лет, не увидевший ни одной из своих пьес на московской сцене, издавший при жизни лишь небольшой сборник рассказов (1961) – Вампилов (1937-1972) тем не менее произвел революцию не только в современной русской драматургии, но и в русском театре, разделив их историю на до – и послевампиловскую.

Источники театра Вампилова не только разнообразны, но и противоречивы. Во-первых, это мелодрама 1960-х.

Хотя очевидно, что Вампилов иронически, а подчас саркастически обнажает мелодраматические ходы, а главное, переигрывает заново коллизию молодого героя, самоуверенного, но симпатичного супермена, входящего в жизнь и надеющегося ее обустроить заново, Вампилов начинает там, где закончили его предшественники, – в точке поражения молодого героя, убеждающегося в тщетности романтических упований. Обращение – порой откровенно полемическое – к традиции мелодрамы “шестидесяников” связано прежде с переосмыслением роли своего поколения. В драматургии Вампилова “звездные мальчики” 1960-х впервые предстают как цинично обманутое поколение или, в духе Хемингуэя, как “потерянное поколение”. При этом сохраняется характерная для “оттепельной традиции” позиция писателя как голоса поколения, выговаривающего именно то, что на душе у каждого ровесника. Так, по поводу “Утиной охоты”, самой горькой из своих пьес, Вампилов восклицал: “Пьесу осудили люди устаревшие, не понимающие и не знающие молодежь. А мы – такие вот! Это я, понимаете?! Зарубежные писатели писали о “потерянном поколении”. А разве в нас не произошло потерь?”

Во-вторых, Вампилов несомненно испытал глубокое влияние европейского театра экзистенциализма – как непосредственно благодаря переведенным и популярным в 1960-е годы пьесам Сартра и Камю, так и опосредованно – через пробивавшиеся на полузакрытые показы фильмы Феллини, Антониони, Пазолини, Годара.

Обратите внимание

С экзистенциалистской драмой Вампилова сближает отношение к драматургическому действию как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку всех возможных ответов на главный вопрос его творчества: что есть свобода? может ли личность добиться свободы от мерзкого социального окружения? как стать свободным? какова цена свободы? Характерно и то, как часто Вампилов создает в своих пьесах “пороговую ситуацию”: почти всерьез стреляются на дуэли бывшие приятели в “Прощании в июне”; почти умирает Калошин в “Случае с метранпажем”; после похорон матери, которую не видел пять лет, возвращается агроном Хомутов в “Двадцати минутах с ангелом” (а его партнеры, экспедиторы Угаров и Анчугин, поставлены на “порог” муками похмельного пробуждения без копейки в карманах); получив поутру (опять-таки с похмелья) венок с надписью “Незабвенному Виктору Александровичу от безутешных друзей”, перебирает свою жизнь Зилов и в конечном счете тянется к винтовке, чтоб выстрелить себе в рот; в упор, с разрешения Шаманова, стреляет в него Пашка (“Прошлым летом в Чулимске”). В соответствии с постулатами экзистенциализма именно на “пороге” выявляется подлинная цена и значение свободы.

Наконец, в-третьих, Вампилов очень чуток к смеховой стихии современного ему городского фольклора (“Провинциальные анекдоты”, “Старший сын” и др.).

Именно в анекдотических сюжетах Вампилов нашел демократический эквивалент абсурдизма – драматургического течения, также дошедшего до советского читателя в 1960-е годы (публикации Ионеско и Беккета в “Иностранной литературе”), но воспринимавшегося зачастую как элитарный излом модернизма.

Система характеров театра Вампилова, с одной стороны, воплощает трагикомедийную ситуацию распада устойчивых ценностей, всеобщей моральной текучести и зыбкости: дело не в том, что кто-то плохой, а кто-то хороший, кто-то прогрессивный, а кто-то отсталый, здесь в буквальном смысле “век вывихнул сустав”.

С другой стороны, так создается определенное философское единство: каждая пьеса Вампилова демонстрирует весь спектр возможных человеческих позиций в данной ситуации, а его центральный герой на протяжении всей пьесы совершает свой индивидуальный выбор, соотнося себя с каждой из альтернатив – и, как правило, отторгая их все.

Автопортрет “потерянного поколения”, экзистенциальные вопросы, действие как эксперимент, атмосфера всеобщего комически-абсурдного лицедейства – комбинация всех этих и многих иных элементов оформилась в специфическом жанре вампиловской трагикомедии.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/a-v-vampilov/

Библиография произведений Александра Вампилова

Смерть нелепейшим образом вырвала Александра Вампилова из жизни. Великолепный пловец, рыболов, охотник, он в день своего рождения решил угостить друзей ухой, отправился пораньше на рыбалку. Но когда возвращался с уловом, на Байкале разыгрался шторм. Александр Вампилов “погиб 17 августа 1972 года, не справившись с крутой байкальской волной.

Погиб, многого не досказав, не дописав – судьба позволила ему прожить всего тридцать четыре года”. На его письменном столе остались две картины законченной пьесы “Несравненный Наконечников”.

“Я думаю, – писал от имени друзей Валентин Распутин, – что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова”.

Как драматург Александр Вампилов не развернулся в полную силу, о возможностях которой дает представление образ Зилова, образ-тип. “Он мог, – говорил Афанасий Салынский об авторе “Утиной охоты”, – еще много написать, сил у него было много.

Важно

Он, по сути, еще только начал, взяв колоссальный творческий разбег, и трагично, что жизнь его оборвалась так рано…”. Но колоссальный успех его пьес был, как отмечали в прощальной статье Г. Машкин, В. Распутин, В.

Шугаев, “закономерен, – потому что Александр Вампилов обладал редким драматургическим даром: остроумие диалогов, точность житейских ситуаций, окрашенных мягкой и иронической поэзией, сложность и правдивость характеров, гражданская и писательская смелость – вот, пожалуй, главные черты его драматургии”.

Прибавим к ним еще одну, которую очень точно определила Е. Якушкина, заведующая литчастью московского Театра имени М. Н. Ермоловой: “Было в Вампилова удивительное, всесильное чувство правды…”

Эти несомненные достоинства и выдвинули драматургию Александра Вампилова на мировые рубежи. Его пьесы одинаково интересны зрителям в России, Европе, США, Японии. О нем пишутся книги, защищаются диссертации. Его, в увлечении, сопоставляют с величайшими драматургами мира.

Чтобы читатель получил представление об отношении к нашему драматургу в США, приведу автореферат докторской диссертации “Александр Вампилов: пять пьес”, защищенной в 1978 году в Питсбургском университете (США) Джеймсом Э. Бернардом.

Задача: выявить творческие замыслы Александра Вампилова и место его пяти законченных пьес в духовной жизни русского общества. “Александр Вампилов,- пишет исследователь,- является одним из наиболее популярных русских драматургов.

Его пять пьес сыграли важную роль в развитии русской драматургии, представляя своего рода кульминацию в отходе ее от бесконфликтной драмы, занявшей гегемонистские позиции на русской сцене после второй мировой войны.

Первая пьеса Александра Вампилова – “Прощание в июне” – одна из многих русских пьес, герои которых – школьные выпускники – встают перед решающим выбором.

Хотя сюжет и ситуация, разрабатываемые в пьесе, часто повторялись и раньше, в этой пьесе показано, что пришел конец кризису, которым слишком часто заканчивался такой выбор, и что перспектива остаться наедине с миром может привести к отчаянию.

Финальную сцену пьесы допустимо сравнивать с финалом чеховского “Иванова”, тем более что к этому толкает и характерный для обеих пьес процесс выбора.

Совет

Вторая пьеса – “Старший сын” – послужила поводом для дискуссий об отношении автора к классической драме вообще, к римской комедии в частности. В диссертации прослеживается типаж характеров Александра Вампилова сравнительно с характерами римской комедии.

“Утиная охота” – третья пьеса Александра Вампилова – рассматривается в ее взаимоотношениях с драматургией Запада, с одной стороны, с русскими драмами – с другой.

Возможное влияние Теннеси Уильямса сказывается в выборе Александром Вампиловым персонажей и использовании поэтических деталей.

Различие между этой пьесой и драмой “Человек со стороны” Дворецкого помогает лучше понять развитие Александра Вампилова в контексте русской драматургии, а также мастерство его в сюжето-сложении.

Замысел четвертой пьесы Александра Вампилова – “Провинциальные анекдоты” – подсказан Гоголем. Для правильного понимания этой пьесы много дает представление о советском отношении к “Ревизору” Гоголя. Вынося “анекдоты” на советскую сцену, Александр Вампилов тем самым нарушал одно из важнейших положений кодекса русской драматургии, сформулированного Александром Корнейчуком.

Пятая пьеса – “Прошлым летом в Чулимске” – была закончена Александром Вампиловым за несколько месяцев до того, как он утонул в Байкале. Действие развертывается в деревушке, списанной с Нижне-Илимска. Пьеса частично основывается на автобиографических данных. Автор опирается на традиции и художественные приемы русских писателей-деревенщиков.

Таким образом, избирая учителей из самых различных жанров мировой литературы, Александр Вампилов смог выдвинуться, обогатить как чеховскую, так и соцреалис-тическую драматургические школы. Его пьесы – настоящий вклад в советскую драматургию.

Исследователь показывает, что, создавая свои пьесы под влиянием нескольких русских и не-русских драматургов. Александр Вампилов достиг несомненного успеха: его пьесы удачны по замыслу, динамичны, сценичны.

Они влияют на дальнейшее развитие русской драматургии”.

Надеюсь, конкретный анализ творчества Александра Вампилова, данный мною в начале настоящего этюда, поможет читателю самостоятельно отделить зерна от плевел в этом автореферате и правильно оценить его как еще одно свидетельство несомненной талантливости русского драматурга. Впрочем, таких свидетельств множество.

Обратите внимание

Профессор Колумбийского университета Гарольд Б. Сигел, один из видных современных знатоков мировой драматургии, автор книг “Поэзия барокко”, “Трилогия Александра Сухово-Кобылина”, в специальной монографии “Русская драма XX века” (Нью-Йорк, 1979) отнес Александра Вампилова к наиболее талантливым русским драматургам 70-х годов.

Читайте также:  Краткая биография тютчев

Усматривая в его творчестве много сходного с Чеховым, ученый заметил, что Русский писатель объединил в своих лучших театральных произведениях технику рассказа и одноактной пьесы.

Исследователь показывает, что Вампилов склонялся не к фантастико-гро-тесковой сатирической традиции Гоголя, Сухово-Кобылина, Маяковского и других, а скорее к традиции русского фарса и водевиля, восходящей, несомненно, к гоголевской “Женитьбе”, но унаследованной более непосредственно от драматургических “шуток” Чехова.

Анализируя пьесу “Прошлым летом в Чулимске”, названную лучшим произведением А. Вампилова, американский ученый утверждал, что о”а свидетельствует о том, как близко писатель “мог подойти к стилю чеховской драмы, не поступаясь и нисколько не умаляя собственной индивидуальности художника”.

К аналогичному заключению пришел и югославский ученый М. Йованович, увидев основную заслугу Александра Вампилова в обновлении “традиций Гоголя, Сухово-Кобылина, Чехова, Булгакова и других в современной драме, обогащении их оригинальным жанровым синтезом”.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Библиография произведений Александра Вампилова

Другие сочинения по теме:

  1. Драматургическая сага Александра Вампилова В конце 60-х годов на литературном небосклоне ярким светом вспыхнула звезда Александра Вампилова (1937- 1972). В начале следующего десятилетия его…
  2. “Прошлым летом в Чулимске” самая поэтичная из пьес Александра Вампилова Поэзия в ней вырастает почти до символа. Точная обрисованность быта органично сплавлена с высоким трагическим звучанием. Нас привлекли в пьесе…
  3. Содержание пьесы “Утиная охота” Александра Вампилова В написанной в 1967-м и напечатанной в 1970 году пьесе “Утиная охота” Александр Вампилов создал галерею характеров, озадачивших зрителя и…
  4. УРОК ПО ПЬЕСЕ А. ВАМПИЛОВА “УТИНАЯ ОХОТА” ( о финальной сцене) Обращаемся к финальной сцене. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова? “Плачет он или смеется, понять невозможно,…
  5. Содержание пьесы “Прошлым летом в Чулимске” Александра Вампилова Драматург сумел рассмотреть в этом кусочке нечто общезначимое, тот провинциализм, который может сопровождать человека на всех этапах жизни в самых…
  6. Драматургия А. Вампилова. Проблема героя и жанровые искания Александр Валентинович Вампилов 1937-1972 Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во…
  7. Краткое содержание “Жития Александра Невского” Ы Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него…
  8. Жанровое разнообразие лирики Александра Олеся Александр Олесь – один из поэтов начала XX столетия, уже первый сборник которого удостоверил, что это поэт-лирик. Уже первый печатный…
  9. Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю Все равно: принимаю тебя!…
  10. Что такое искусство? (на примере поэзии Александра Блока) Что такое искусство? Может оно приносить пользу или в нем нет никакой пользы? Что такое символ в искусстве? Такие вопросы…
  11. От тоски до радости один шаг, или как написать произведение по творчеству Александра Олеся Александр Олесь – это псевдоним Александра Ивановича Кандыбы, который дала поэту его невеста Вера Свадковская в далеком 1906 году… Происходило…
  12. Жизненный и творческий путь Александра Пушкина А. С. Пушкина – спутник многих поколений людей вот уже два столетия. О нем говорят: “Мой Пушкин”. В этом признак…
  13. “Призрак Александра Вольфа” Газданова краткое содержание Самое яркое и самое тягостное воспоминание героя романа (в дальнейшем мы так и будем именовать его – герой, потому что…
  14. Школьное сочинение по творчеству Александра Олеся Александр Иванович Кандиба (Александр Олесь – псевдоним) родился 5 декабря 1878 г. в г. Лед (теперь Белополье) в зажиточной крестьянской…
  15. “Прошлым летом в Чулимске” Вампилова краткое содержание Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает,…
  16. Идейное содержание поэзии Александра Ивановича Полежаева Во второй половине 20-х годов главную роль продолжает играть поэзия; развивается творчество поэтов, близких к Пушкину; появляются и новые имена….
  17. Сборники для детей Александра Блок Александр Блок (1880-1921) издал в 1913 году два сборника для детей: “Сказки” и “Круглый год”. Поэт сам отбирал и редактировал…
  18. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина Поэзию Александра Сергеевича Пушкина условно можно разделить на четыре тематические группы: патриотическая лирика (стихи о русской природе, о прошлом родной…
  19. Краткое содержание комедии Вампилова “Старший сын” Двое молодых людей – студент-медик Бусыгин и торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, – приударили за незнакомыми девушками. Проводив тех…
  20. Краткое содержание комедии Вампилова “Прощание в июне” Действие первое На улице, у автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая афиши. С ней настойчиво…

Источник: https://ege-russian.ru/bibliografiya-proizvedenij-aleksandra-vampilova/

Эссе о Вампилове

Отец Александра Вампилова родился в 1898 году. У него было четверо младших братьев и сестер. После смерти отца он в 17 лет оказался единственной опорой в семье.

С Анастасией Прокопьевной Копыловой он познакомился на учительских путях-перепутьях. Анастасия Копылова родилась в 1906 году в семье преподавателя закона божьего иркутской женской гимназии.

Позже она поступает на математическое отделение заочного учительского института, сначала преподавателем алгебры и геометрии в старших классах.

Важно

Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году, после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств»; пять лет после окончания университета работал в Иркутской областной газете «Советская молодёжь». В 1965 году написал пьесу «Прощание в июне». В написанной в 1967 году и напечатанной в 1970 году пьесе «Утиная охота», Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных, возникающих последние десятилетия.

В 1937 году у них родился сын Александр. Уклад семьи был интеллигентным, сердечно строгим, по-учительски чуть отстраненным от быта самого поселка, где жили.

В 1944 году Саша пошел в школу. Учился он хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. Учителя отмечали, что у мальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, гитаре.

«Детство, проведенное в Кужулике, — как сказал А. Вампилов, — проходит нескоро, но все-таки проходит …»

В 1954 году окончил кужуликскую десятилетку и отправился держать вступительные экзамены на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета, но срезался по немецкому языку.

В 1955 году снова сдает экзамены в университет, переезжает в Иркутск. Студенчество конца 50-х — начала 60-х годов было, наверное, одним из самых счастливых поколений студентов. Казалось, весь мир — ровесник молодежи. В университете Вампилов изучает литературу.

Внезапно и бурно прорезавшаяся жажда писать захлестнула Вампилова. В 1958 году в газетах появились 10 рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом «А. Сокин, студент госуниверситета». В 1959 году Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь».

В 1960 окончил университет.

В 1961 году в Иркутске выходит первая книга молодого автора «Стечение обстоятельств». В 1962 году Вампилов послан редакцией в Москву на высшие журналистские курсы Центральной комсомольской школы.

По возвращении становится ответственным секретарем газеты. В 1964 основывает работу в редакции газеты «Советская молодежь». Позже участвует в творческом семинаре драматургов в Комарове В 1965 году вместе с Шугаевым отправляется «покорять»Москву.

Совет

Для этой цели у Шугаева предназначена повесть «Бегу и возвращаюсь», у Вампилова— пьеса «Прощание в июне»^ которой он безрезультатно обходит все театры столицы. В 1966 году принят в Союз писателей. В апреле закончил пьесу «Старший сын».

В мае 1967 года, закончив учебу на высших инженерных курсах, возвращается в Иркутск. В 1968 году опубликована пьеса «Старший сын». В 1969 — первая постановка. В 1970 году перерабатывает пьесу. Участвует в семинаре молодых драматургов и писателей.

«Старший сын» поставлен в 28 театрах страны, прошел более тысячи раз, став одним из лидеров сезона.

В 1972 году Вампилов находится в Москве, работает над спектаклем «Прощание в июне». Весной 1972 года была изъята из номера альманаха «Сибирь» пьеса «Прошлым летом в Чулимске», опубликованной ее автор так и не увидел.

17 августа, за два дня до своего 35-летия, Александр Вампилов погибает на озере Байкал. Из воспоминаний Марка Сергеева мы знаем, что лодка, на которой плыл Александр, перевернулась от удара о топляк. Он поплыл к берегу.

Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

И вот настал тот час, когда началось представление. В самом начале представления было не понятно, что они играют, но потом я понял, о чем идет речь.

В этой драме рассказывается о рабочих людях, которые, придя на работу, сидят в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи «гоняя в шахматы», посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта «модернизация поточного метода». Их рабочий принцип: «спихнуть и делу конец».

 Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляет его нам: «Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности.

В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня – когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им.

 Его начальник, спасая положение, говорит: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?». В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы «выпить и закусить», да поволочиться за девушками любого круга.

Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он «алик из аликов». О работе же не может говорить без скуки и насмешки. «У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой», – заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой.

Зину свою красавицу и умницу он не любит; в течении четырех лет никак не соберётся навестить своего больного отца, которого назвал старым дураком. Его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет.

Он искренен в каждую данную минуту. Все считают его легкомысленным.

 Лишь для успокоения жены он говорит: «Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать…». Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.

Покидая мужа, Галина говорит ему: «Куда я еду, к кому – тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело. Совсем нет сердца…».

Он соглашается с ней, признаётся, что ему «надоела такая жизнь». «Ты права, мне всё безразлично, всё на свете. Что со мною делается, я не знаю». Он признаётся также, что друзей не имеет, работу не любит.

 Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но не смотря на то, что А. Вампилов избегает сатиры, он создаёт образ неоднозначный.

Важно

Более того, видя пороки героя, наделяет его ещё одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая привязанность – утиная охота.

В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты.

И не потому, что является заядлым охотником. Кажется, до сих пор он не убил ни одной, ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять её с собой на охоту, он говорит: «Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком.».

Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: «Ты увидишь – мы поплывём как во сне, не известно куда. А когда поднимается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви…А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было.

И не будет?»

 В центральном образе пьесы «Утиная охота» – Зилове, образе – типе, запечатлены явления, как бы уже не зависящих от самого Зилова, но явления большей частью опасные и трудно искоренимые. Назвав их «зиловщиной».

Но «зиловщиной» далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом.

Сопоставляя отношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, с тем которым он выступает в пьесе, иногда говорят о явном противоречии.

Пьесы А. Вампилова – это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов – всё это едва ни не в равном стечение отнесено к его произведениям.

Но вот пришел тот час, когда драма закончилась, и мы поехали домой. Впереди нас ждала длинная дорога домой.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/esse-o-vampilove/

Сочинение на тему: Творчество А. Вампилова

Пьесы Вампилова, обладая энергией всевременности, все-таки были рождены в 1960-е годы, несли приметы этих лет. По ним можно проследить, как менялся моральный климат в об­ществе, что происходило с человеком, не желавшим терять свою внутреннюю свободу. Повзрослевшие к началу 1970-х герои Вам­пилова уже иные.

Это герои трагические. Они не сумели реали­зовать идеалы молодости; лицемерие, двойная мораль, ставшие законом общественной жизни, разъедают их души. Они живут неистинной жизнью, какой, впрочем, живет все общество, фальшь которого так глубоко проникает внутрь, что деформи­рует человека.

Он еще пытается сопротивляться, барахтается, но непоправимо изуродованы сами формы сопротивления сре­де, опрокинуты нравственные ориентиры, смещены критерии оценки хорошего и плохого. Герой испытывает глубокий душев­ный кризис, но очищенным из него не выходит.

Совет

Таков герой трагикомедии «Утиная охота» (1970) Зилов, которого терзает экзистенциальная тоска по иной — настоящей — жизни.

Александр Вампилов оставил не такое уж большое наследст­во — четыре одноактные и четыре многоактные пьесы. И тем не менее в литературе и театральном искусстве укрепилось поня­тие «театр Вампилова».

Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные тол­кования при том, что авторский идеал выражен достаточно от­четливо. Можно было бы назвать Вампилова драматургом-бытовиком.

Действительно, его герои живут в повседневном быту, в окружении бытовых реалий. В сфере быта реализуется социаль­ная картина времени.

Но быт вмещает экзистенциальные про­блемы бытия и раздвигается до философского понимания чело­веческой жизни, до проблем общечеловеческого братства или всеобщего отчуждения, потери собственного «я» или самоиден­тификации.

Будучи отражением нравственности и идей времени, герои Вампилова несут в себе и общефилософский потенциал, что определяет их постоянную актуальность.

Вампилов пришел в литературу в конце 1960-х, его пьесы появились на фоне арбузовско-розовской драматургии, разру­шавшей концепцию человека-винтика.

В отличие от драматургов старшего поколения, которые видели источники конфликтов в прошлом, Вампилов показал негативные тенденции в совре­менной ему жизни, открыл нарастающую бездуховность обще­ства. Он писал о людях, испытываемых бытом, спокойной и сытой жизнью.

Эти испытания оказались драматичными, на­полненными глубокими конфликтами.

Позже, уже в середине 1970-х, появилась «поствампиловская» драма, или драма «новой волны», которая расширила сферу быта в его воздействии на характер, показала бездны и провалы в жизни нового — марги­нального, переходного героя. Но это был уже другой — не вампиловский герой. Драматурги «новой волны» и не пытались «спа­ять любовью» своих героев, как это было в пьесах Вампилова.

На этой странице искали :

  • сочинение по творчеству вампилова

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-a-vampilova.html

Архивы Вампилов А.В. – Все Самое Лучшее Учащимся

Драма «Утиная охота», принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениям писателя… Зилова нельзя рассматривать подонком, мелким, ничтожным человеком и т. д. и т. п. Встав на подобную точку зрения, мы ничего не поймем в пьесе и сведем ее содержание к фельетону на тему прожигателя жизни.

В этом смысле драматургия Вампилова выступает как прямой предшественник «постреализма» – течения в литературе 80-90-х, синтезировавшего опыт реализма и постмодернизма, и строящего свою картину мира как принципиально амбивалентную, нацеленную на поиски не порядка, а «хаосмоса» – микропорядков, растворенных в хаосе человеческих судеб, исторических обстоятельств, игры случайности и т. п. Думается, по этому пути пошел бы и Вампилов, если б роковой топляк не перевернул его лодку на Байкале.

«Детство, проведенное в Кужулике, — как сказал А. Вампилов, — проходит нескоро, но все-таки проходит …» В 1954 году окончил кужуликскую десятилетку и отправился держать вступительные экзамены на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета, но срезался по немецкому языку.

Почти гоголевская «конфузная ситуация» провоцирует целый каскад театральных превращений Калошина: он разыгрывает жалобное раскаяние, потом имитирует тяжкую болезнь, потом безумие… Парадокс, однако, состоит в том, что Калошин втягивается в игру и действительно чуть было не умирает от сердечного приступа. На пороге смерти он произносит проникновенный монолог, в котором говорит о том, что вся его жизнь мелкого номенклатурного начальника состояла из постоянного изнурительного лицедейства: «С одними одно из себя изображаешь, с прочими — другое, и все думаешь, как бы себя не принизить.

Герои не только одевают маски, но и надевают их: «Можно, я буду называть вас Аликом?» Вампиловские персонажи с радостью прибегают к ярлыкам, навешивание которых освобождает от мыслей и принятия решений: Вера – именно та, за кого себя выдает, а Ирина – «святая».

Обратите внимание

Однако острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха— он достигался лишь тогда, когда, опираясь на традиции предшественников, авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремясь к обогащению и развитию эстетики драмы, когда, опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических аспектов и коллизий.

Причиной духовного кризиса Зилова является осознание никчемности своей жизни, отсутствие реальной цели, так как так называемая утиная охота, о которой он постоянно мечтает, это скорее попытка бегства от жизненных проблем, ’чем реальное дело, ради которого можно поступиться всем остальным.

Иванов публично разрывает дружеские отношения с ее автором, а «Новый мир» печатает статью Шафаревича Две дороги к одному обрыву — поступок неожиданный, если учитывать репутацию автора как ксенофоба (умноженную его же призывом со страниц «Литературной России» к активным действиям против А.Синявского после публикации Большой популярностью «толстые» журналы пользовались в эпоху перестройки 1985 — начале 1990-х, когда они обсуждали общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения.

Читайте также:  Сочинения об авторе фонвизин

В 1972 году Вампилов, находясь в Москве, работает над пьесой «Прощание в июне», а 17 августа, за два дня до своего 35летия, Александр Вампилов погибает в озере Байкал.

Не будет ошибкой сказать, что предметно-бытовой мир «Утиной охоты» в значительной мере условен (как, например, условно городское жилье Зилова и Галины).На это, в частности, указывает первая ремарка пьесы, которая подчеркивает безындивидуальность, типичность всего, что находится в квартире нового типового дома: «Входная дверь, дверь на кухню, дверь в другую комнату одно окно.

Интересным такой конфликт становится и в пьесе «Утиная охота».

Талантливый студент — любимец курса, дерзкий и находчивый с девушками, бесшабашный озорник, дАртаньян, сорвиголова… Не лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через окно и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается садовником на даче у гражданина Золотуева.

Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают «научные труды», умело показывая окружающим столь важные проблемы и с какой невиданной самоотдачей они разрешают их, как говорят герои «Утиной охоты», буквально «пластуются».

Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в сопровождении Макарской.

Важно

Характерно и то, как часто Вампилов создает в своих пьесах «пороговую ситуацию»: почти всерьез стреляются на дуэли бывшие приятели в «Прощании в июне»; почти умирает Калошин в «Случае с метранпажем», после похорон матери, которую не видел пять лет, возвращается агроном Хомутов в «Двадцати минутах с ангелом» (а его партнеры, экспедиторы Угаров и Анчугин, поставлены на «порог» муками похмельного пробуждения без копейки в карманах); получив поутру (опять-таки с похмелья) венок с надписью «Незабвенному Виктору Александровичу от безутешных друзей», перебирает свою жизнь Зилов и в конечном счете тянется к винтовке, чтоб выстрелить себе в рот; в упор, с разрешения Шаманова, стреляет в него Пашка («Прошлым летом в Чулимске»).

Главные герои его пьес раскрываются перед зрителем в драматически напряженные, решающие моменты жизни, в ситуации выбора: защищать воспринятые в юности нравственные ценности или равнодушно наблюдать, как другие пытаются «добиться невозможного»; порвать с бездарным прожиганием жизни или по-прежнему воспринимать его как должное.

И не будет?» Соблазнительно истолковывать привязанность героя к утиной охоте как бегство из города, бегство от установившейся жизни, тем более что гнет обывательщины когда-то вырвал из уст классического героя возглас: «Вон из Москвы!», а пресс провинциализма заставлял православных героинь со стоном твердить: «В Москву!

Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин — старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны.

В пьесе «Старший сын» студент Бусыгин и его попутчик Семен Севастьянов, по прозвищу Сильва, провожая девушек, с которыми познакомились в кафе, опоздали на последнюю электричку.

Я считаю, что в нашей жизни очень много лжи и несправедливости, конечно, каждый человек имеет право выбрать свой путь, солгать или сказать правду.

Источник: https://vslu.ru/essay/vampilov-a-v

Некоторые аспекты творчества Вампилова

С 60-х годов драматургия, все активнее охватывая реальное многообразие жизненных коллизий времени, продолжает углубленное художественное исследование нравственной проблематики, духовного мира современного человека. Преобладающее место в репертуаре театров начинает занимать бытовая психологическая драма, обращенная преимущественно к сфере личной жизни человека, сосредоточенная на выявлении его душевных переживаний.

Однако острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха — он достигался лишь тогда, когда, опираясь на традиции предшественников, авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремясь к обогащению и развитию эстетики драмы, когда, опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических аспектов и коллизий. В этом плане примечательно творчество А. Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным явлением в драматургии 60-х — начала 70-х годов (хотя их сценическая жизнь фактически началась только после смерти талантливого драматурга).

Драматургическое наследие Вампилова сравнительно невелико — всего четыре многоактных и три одноактных пьесы. Но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать «театром Вампилова».

Совет

Существенно, что в его драматургии резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимаются до уровня подлинно философского художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений автор идет к исследованию процессов, к выявлению важных социальных коллизий времени.

Главное достижение Вампилова — сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием.

Каждый из его героев имеет свою сложную жизненную психологию, свои склонности, свой тип мышления, свое понимание мира. Особый интерес драматург проявлял к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в сложной действительности.

Так, сложными и психологически мотивированными путями идет к обретению духовной цельности студент Бусыгин — герой пьесы «Старший сын» (1967). Тема отвергнутой любви сменяется здесь темой семьи, родного крова, решенной в форме своеобразной философской притчи.

Ситуация, с которой начинается действие «Старшего сына», дана как результат случайности, но случайности оправданной, драматургически подготовленной.

Тонким психологом выступает Вампилов и в драме «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Пристально следит художник за поведением действующих лиц, за развитием характера Валентины и поступками Шаманова.

Окончательные решения вынесены за рамки сюжета, но очевидно, что для следователя Шаманова, растерявшегося перед жизненными трудностями, не все потеряно, для него возможно возрождение.

Выстояла в первой Жизненной катастрофе Валентина, выстояла благодаря своей чистоте, твердости духа и большой воле.

Обратите внимание

Предостерегая от пренебрежения нравственным опытом, Вампилов одновременно искал реальные возможности и пути к достижению духовной гармонии, раздумывал о герое, обретающем внутреннюю цельность и завершенность в ходе становления нравственной и социальной позиции.

На стыках разных художественных традиций (в том числе чеховской, гоголевской) Вампилов формировал свою оригинальную эстетику драмы, характеризующуюся подлинным новаторством.

Драмы Вампилова называют «драмами случая», трактуя при этом случай не как частность, а как острый переломный момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость вмешиваться в ход событий, влиять на их развитие. Действительно, пристрастие к случайностям, к острому театральному парадоксу — отличительная черта поэтики Вампилова, однако игровое начало не мешало ему видеть и глубоко понимать реальные объективные законы жизни.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/nekotorye-aspekty-tvorchestva-vampilova.html

Александр Вампилов

2005
Издательство: Эксмо

С о д е р ж а н и е: ПЬЕСЫ:
Дом окнами в поле
Прощание в июне
Старший сын
Утиная охота
Провинциальные анекдоты
Прошлым летом в Чулимске
Несравненный Наконечников.

Отрывок

РАССКАЗЫ:
Стечение обстоятельств
Железнодорожная интермедия
На скамейке
Стоматологический роман
Сумочка к ребру
Месяц в деревне, или гибель одного лирика
Финский нож и персидская сирень
Цветы и ягоды
Девичья память
Шорохи
На другой день
Коммунальная услуга
Настоящий студент
Глупости
Ревность
Конец романа
Успех
Свидание
На пьедестале
Сугробы
Исповедь начинающего
Эндшпиль
Тополя
Студент
Станция Тайшет
Солнце в аистовом гнезде
Моя любовь
Листок из альбома
Последняя просьба

Библиография

«Прощание в июне» (1966)
«Старший сын» (1968)
«Провинциальные анекдоты» (1970)
«Утиная охота» (1970)
«Прошлым летом в Чулимске» (1972)
«Месяц в деревне, или Гибель одного лирика»
«Сто рублей новыми деньгами»
«Процесс»
«Квартирант»
«Из записных книжек»

«Письма»

Экранизации

Ангел (Анна Неровная) [2008 г., Комедия] Московский драматический театр «Бенефис» по пьесе “Двадцать минут с ангелом”
Валентина – СССР (Г.Панфилов) (1981)
Двадцать минут с ангелом (Сергей Бондаренко) [1999 г. ] Двадцать минут с ангелом (Валерий Фокин) [1996 г.

TVRip] Двадцать минут с ангелом(Провинциальные анекдоты) – Россия (1989)
Дом окнами в поле – СССР (1979) – телеспектакль
История с метранпажем (Сергей Бондаренко) [2000 г ] Отпуск в сентябре – СССР (В.Мельников) (1979)
Старший сын – СССР (В.

Мельников) (1975)
Старший Сын / Elder Son, the (Мариус Балчунас / Marius Balchunas) [2006 г.

] по одноименной пьесе
Провинциальный анекдот – СССР (1990) – по мотивам пьесы “Двадцать минут с ангелом”
Провинциальные анекдоты спектакль “Табакерки”
Прошлым летом в Чулимске – СССР (1975) (спектакль)
Прощание в июне – Россия (2003)
Утиная охота (Александр Вампилов). МХТ им. А.П.

Чехова(2006)
Утиная охота (Александр Ищенко) [2007] Российский Государственный Академический театр драмы им. Ф. Волкова, г.Ярославль
Финский нож и персидская сирень (Андрей Соколов) [1990 г.] по одноименному рассказу
Эндшпиль – Виктор Бутурлин(1980)
“Смерть Калошина” (1990,Е.падве) по мотивам рассказов и пьесы “Случай с метранпажем”

Про Вампилова:

Гении и злодеи уходящей эпохи. Александр Вампилов (Инна Кокорина) [2007 г ] Я знаю, я старым не буду… Александр Вампилов (Алексей Шишов, Елена Якович)

Острова. Александр Вампилов (Александр Столяров) [2007 г. ]

Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet/v/vampilov.htm

Ссылка на основную публикацию